Характеристика стоа тип станции. Общая характеристика дилерских центров (дц) и станций технического обслуживания автомобилей (стоа). Классификация станций технического обслуживания

ВВЕДЕНИЕ

Как бы не был совершенен автомобиль, для поддержания его в технически исправном состоянии на протяжении всего срока эксплуатации требуются определенные виды технического воздействия (диагностика, смазка, регулировка, ремонт и др.) и обеспечение запасными частями.

Разработанное «Положение о техническом обслуживании и ремонте автомобилей…», устанавливает принципиальные основы и нормативы технических воздействий, направленных на обеспечение надежной и безопасной эксплуатации автомобилей, а также содержит основные сведения, необходимые для организации технического обслуживания и ремонта автомобилей на предприятиях системы «Автотехобслуживание» - СТОА.

Автомобиль является источником повышенной опасности и, в соответствии с действующим законодательством, владелец несет полную ответственность за техническое состояние и эксплуатацию принадлежащего ему автомобиля. СТОА несут ответственность за качество выполняемых работ по ТО и ремонту.

Техническое обслуживание автомобилей - это комплекс технологических операций, имеющих целью: предупреждение возникновения отказов и неисправностей, поддержание автомобилей в исправном состоянии и обеспечение надежной, безопасной и экономичной их эксплуатации. Регулярное и качественное проведение ТО в полном объеме также снижает потребность в ремонте.

Основным назначением ремонта является устранение возникших неисправностей и восстановление работоспособности автомобиля (агрегата) путем замены или ремонта его отдельных частей и их регулировки.

Определение технического состояния автомобилей и установление объема ремонтных работ осуществляется при необходимости с применением средств диагностики. В случаях, когда с помощью диагностики невозможно определить техническое состояние или неисправность агрегатов и узлов, производится их снятие с автомобиля и разборка для окончательного определения объема ремонтных работ.

Владельцы автомобилей в период гарантии завода-изготовителя обязаны производить техническое обслуживание в полном объеме (в противном случае они лишаются права на гарантийный ремонт). По окончании сроков гарантии им предоставлено право выборочного проведения на СТОА отдельных видов работ по техническому обслуживанию автомобилей, в том числе из объема работ, указанного в талонах сервисной книжки.

Неисправности узлов, соединений и деталей, влияющие на безопасность движения, выявленные на СТОА, подлежат обязательному устранению.

Краткая характеристика предприятия

Станция технического обслуживания (СТО) ООО «Авто-ЗИП» является предприятием комплексного типа, осуществляющим хранение, ТО и ремонт подвижного состава, а также снабжение необходимыми эксплуатационными, ремонтными материалами и запасными частями.

Предприятие расположено в городе Новочеркасске по адресу Ростовский выезд,4 и осуществляет ремонт подвижного состава автомобилей марки: ГАЗ, ЗИЛ, МАЗ, КАМ(АЗ), иномарки и выполняет все виды технического обслуживания и ремонт автомобилей, принадлежащих населению.

Управление в ООО «Авто-ЗИП» производится по следующей схеме:

Организационная структура управления

Рисунок 1 - Структурная схема предприятия

Генеральный директор ООО «Авто-ЗИП» является руководителем предприятия, осуществляет подбор и расстановку кадров, несет ответственность правовую и административную.

Заместитель директора по хозяйственной части осуществляет работу по снабжению предприятия всеми необходимыми расходными материалами и запасными частями для бесперебойного функционирования СТОА, возглавляет техническую службу и несет ответственность за техническое состояние подвижного состава, состояние и развитие технической базы. Ему подчиняется начальник ремонтных (мастерских) участков.

Служба ТО и ТР осуществляет техническое обслуживание и текущий ремонт подвижного состава по всем видам работы. Форма организации труда метод комплексных бригад.

Станция технического обслуживании (СТО) ООО «Авто-ЗИП» по принципу назначения и размещения относится к городской СТО и обслуживают в основном постоянный парк грузовых автомобилей разной грузоподъемности, а также грузовые иномарки.

По характеру оказываемых услуг является комплексной станцией с универсальным уклоном.

Выполняются следующие виды работ:

– ремонт двигателей (комплексная диагностика);

– ремонт электрооборудования;

– кузовные работы;

– ремонт систем, узлов и агрегатов;

– ремонт и регулировка тормозов;

– смазочные работы.

Осуществляется мелкая розничная торговля автозапчастями.

Недостатками являются:

– отсутствие участка мойки автомобилей;

– кузовные работы проводятся в неспециализированном помещении;

– Оснащенность оборудованием довольно скудная, отсутствует стенд для шиномонтажа колес грузовых автомобилей;

В перспективе с целью укрупнения предприятия будут построены выставочный зал 15 х 12м (h = 6м) для продажи автомобилей. Запроектировано место для постройки бани (6 х 10м) и кафе на 15 посадочных мест и других производственных помещений.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Исследовательская часть

2. Технологическая часть

4. Технологический процесс

Список использованной литературы

Введение

Периодически автомобили нуждаются в осуществлении их диагностики или ремонте, и для этого существует специальный автосервис. Учитывая совершенство современных технологий, можно уверенно утверждать, что в автосервисе сейчас можно сделать качественно любой автомобиль, что бы для этого не требовалось.

Автосервис предназначен для того, чтобы производить диагностику либо ремонт автомобилей, в которых временами нуждаются транспортные средства. На сегодняшний день большинство автосервисов предлагает достаточно широкий перечень услуг.

С появлением первых автомобилей, возникла необходимость в их ремонте и обслуживании, но специализированных организаций по ремонту ещё не существовало. Ремонт осуществлял владелец, либо его водитель: вышедшие из строя детали изготавливались собственными силами, а прокаты ликвидировались прямо на дороге. Лишь в начале XX века увеличение количества автомобилей послужило толчком к организации авторемонтного дела. На основе мастерских по ремонту сельхозтехники стали появляться первые автомастерские. Располагались они ближе к людям, которым автомобиль был необходим по роду их деятельности (например, врачи). Здесь же продавался бензин, который с помощью насоса подавался из подземного бака.

Бурное развитие авторемонтных предприятий пришлось на период индустриализации. После распада СССР количество авторемонтных предприятий значительно сократилось. В настоящее время наиболее распространены военные авторемонтные заводы для обслуживания и ремонта военной техники с воинских частей и полигонов; а также небольшие мастерские, имеющие от 3 до 10 постов, которые могут быстро реагировать на изменения парка автомобилей, перестраиваться на новые виды ремонтных работ и не имеют большого складского хозяйства.

Новый этап в развитии автотранспортных предприятий начался в шестидесятых-семидесятых годах, в связи с возникновением новых предприятий и бурного строительства. На автомобильный транспорт приходилось около 80% всех грузовых и около 40% пассажирских перевозок.

Станция технического обслуживания (СТО) -- организация, предоставляющая услуги населению и/или организациям по плановому техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонтам, устранению автополомок, установке дополнительного оборудования, восстановительному (кузовному) ремонту автотранспорта. СТО (станция технического обслуживания) - представляет собой комплекс сооружений и механизмов (подъёмники, шиномонтаж, балансировка, стенд развал-схождения, установка для замены масла, промывки топливной системы, рихтовочное и покрасочно-сушильное оборудование, стенды и тестеры для диагностики эл. цепи автомобиля), а также ручной и пневматический инструмент, собранные в одном месте для полноценного комплексного ремонта и обслуживания автомобилей.

Цели и задачи проекта заключается в том, что бы подвести итог по пройденным за время обучения, в данном учебном заведении, дисциплинам. Показать свои знания и умения в организации производственной программы по проведению технического обслуживания и текущего ремонта, полученные за время обучения. Научится практически производить расчеты производственной программы по ТО и ТР, расчета штата для выполнения работ, расчет количества постов ТО и ТР для оптимальной работы автотранспортного предприятия, производить расчеты экономических затрат для работы предприятия и энергетических затрат предприятия, а также научится выбирать нужное оборудование и рационально расстановить его на рабочем месте. Введение новых методов организации производства направленных на повышение производительности труда, качества работ, снижение трудоемкости. В наше время современные автотранспортные предприятия нуждаются в основательной механизации ремонтных зон, линий, участков. Если изменить механизацию этих зон, линий, участков, то это во много раз увеличит производительность труда и качество проведения технических воздействий ТО и ТР. Следовательно, автотранспортные предприятия получают большую экономическую выгоду, так как можно будет сократить штат рабочих. Механизация приведет к снижению трудоемкости выполняемых работ, потому что будет сведен к минимуму ручной труд.

ремонт автомобиль автотранспортный

1. Исследовательская часть

Краткая характеристика СТО

СТО «АвтоДан» находится по улице Абая 107, угол ул. Джангильдина 13. построенив 2000 г.

Основными видами деятельности является:

Ремонт узлов и агрегатов автомобилей

Регулировка развал-схождение колес

ТО автомобилей малого и среднего класса

Замена масла

Замена охлаждающей жидкости

Замена тормозной жидкости

Ремонт электрооборудования автомобиля.

В основном на СТО обслуживают следующие марки автомобилей: Тойота, Фольксваген, ВАЗ, Нисан, Мазда, Мерседес, БМВ, Шкода, и др.

Обслуживаемые автомобили.

Среднесуточный заезд автомобилей на СТО составляет около 20 единиц.

10 автомобилей марки Тойота

3 автомобилей марки Фольксваген

3 автомобиля марки Нисан

1 автомобиль марки Мазда

1 автомобиль марки БМВ

2 автомобиля марки Мерседес

Специализация СТО.

Перечень услуг:

1) ремонт узлов и агрегатов автомобиля,

2) ремонт двигателей, подвески, рулевого управления, тормозной системы;

3) ремонт электрооборудования:

Электропроводки;

Элементов электропривода;

Элементов световой и звуковой сигнализации;

5) шиномонтажные работы;

Техническое обслуживание (ТО):

1) Смазочно-заправочные работы,

Замена масел и технологических жидкостей,

Замена фильтров,

3) Контрольно-диагностические и регулировочные работы:

Двигатель (компрессия в цилиндрах, тепловые зазоры в клапанах и др.)

Подвеска (контроль и регулировка углов установки колёс);

Сцепление (ход педали);

Режим работы

СТО «Фаворит» работает 247 дней в году. 1 рабочая смена, время работы в смену 8 часов. Рабочий день начинается 9:00 до 18:00, 1 час отводится на обед. Время обеденного перерыва с 13:00 до 14:00.

Порядок приема автомобилей.

Прием автомобилей осуществляется по договоренности с механиком. Клиент непосредственно должен обратиться к механику, и описать неисправность автомобиля. После чего записаться в очередь, если она есть, далее поставить автомобиль на рабочий пост (подъемник).

Обеспечение СТО горячей и холодной водой, сжатым воздухом, а также электроэнергией.

На данном СТО применяется винтовой компрессор ДЭН-5.5ШР. Установка представляет собой законченный и готовый к эксплуатации блок, скомпонованный на общей раме, не требующей специального фундамента, снабженной звукоизолирующим кожухом системой автоматизации.

Обеспечение горячей и холодной водой.

Предприятие обеспечивается централизованной холодной водой, обеспечение горячей водой происходит с помощью электрического накопительного водонагревателя ёмкостью 300 литров.

Организация материально-технического снабжения, порядок пользования эксплуатационных материалов и запасных частей.

Для бесперебойного функционирования производства необходимо хорошо налаженное материально-техническое обеспечение (МТО), которое на СТО осуществляется через органы материально-технического снабжения. Главной задачей органов снабжения предприятия является своевременное и оптимальное обеспечение необходимыми материальными ресурсами.

План МТО разрабатывается с учетом:

Производственной программы;

Нормативов запасов материальных ресурсов;

Норм расходов сырья, материалов, комплектующих изделий;

Цен на все виды материально-технических ресурсов.

Хранение ГСМ

ГСМ хранятся в помещении при относительно постоянной умеренной температуре.

Хранилище удовлетворяет следующим условиям:

Удобный подъезд для транспортных средств.

Возможность свободного пользования материалами,

Возможность вскрытия ёмкостей и отлива масел в чистом и незапыленном месте.

Легкость доставки к основным местам использования.

Режим работы 299 дней в году, начало смены 09:00, конец смены 17:00, обеденный перерыв с 13:00 до 14:00, время работы в смену 7 часов.

Организация ТО и ТР на СТО.

Организация производства обеспечивает эффективное использование труда,

Средств, материалов, производственной базы и производственного коллектива предприятия.

В области организации производства организации разрабатывают и совершенствуют структуру и технологический процесс производства, организацию и оплату труда, учет, анализ и планирование производства, управление производством, разрабатывают и осуществляют мероприятия по повышению эффективности производства и качества работы. Объём и содержание выполняемых работ должны иметься необходимые резервы. В организации рекомендуют, чтобы ТО выполнялось в строго установленное время и качественно.

Организация технологического процесса ТО зависит главным образом от производственной программы (числа автомобилей), структуры организации, постоянства содержания и трудоёмкости работ.

Описание технологического процесса на производственных участках.

Загрязнение масла в двигателе происходит непрерывно, что вызывает повышенный износ и преждевременный выход из строя трущихся деталей. От чистоты моторного масла зависят ресурс и надежность ДВС, его мощность и экологические показатели.

Загрязняющие примеси делятся на две основные группы: органические и неорганические. Органические примеси образуются как побочный продукт при сгорании топлива, а также термического разложения, окисления и полимеризации масла и топлива. Ухудшает ситуацию реакции с участием соединений серы и воды. Неорганические примеси - это пыль, технологические загрязнения при изготовлении и ремонте двигателя, частицы механического износа деталей, а также продукты отработавших зольных присадок.

Технологический процесс смены масла достаточно прост:

1. В двигатель заливается промывка. Промывка - важная часть процесса замены масла. При смене масла без применения промывки значительная часть загрязнений остается в двигателе, а это: углеродистые отложения (нагар, шлам, губчатые образования), лаки, краски. Существует 2 вида промывки: быстрая и мягкая. Быстрая промывка заливается в старое масло непосредственно перед заменой масла и «работает» от 5-10 минут, радикально очищая двигатель. Ее нужно использовать регулярно с самого начала эксплуатации автомобиля. У нее сильный моющий эффект, если такое средство добавить в масло закоксованного мотора, твердые механические частицы могут забить сетку маслоприемника, препятствуя нормальной циркуляции масла. А удалить их оттуда можно только при разборке двигателя.

Мягкая промывка заливается в «старое» масло и работает в двигателе 200-500 км пробега до смены масла, для того, чтобы растворить накопившийся нагар, лаки, смолы.

Рекомендуется применять мягкие промывки, действующие в течение длительного времени, они гораздо бережнее обращаются с деталями автомобиля. Особенно это актуально для старых двигателей с большим количеством твердых отложений, где существует вероятность скола крупных кусков нагаров с последующим образованием пылевых задиров и вероятности закупоривания каналов вала.

1. Сливается отработанное масло.

2. Меняется фильтр.

3. Заливается новое масло.

Работа ответственного по ТБ, права и обязанности.

Ответственный по техники безопасности должен знать:

1. Законодательные и нормативные правовые акты, методические материалы по вопросам техники безопасности.

2. Систему стандартов техники безопасности.

3. Требования к разработке на предприятиях правил и норм по техники безопасности.

4. Принципы и цели техники безопасности.

5. Основные технологические процессы производства на предприятии

6. Особенности эксплуатации оборудования, применяемого на предприятии,

7. правила и средства контроля соответствия технического состояния оборудования требованиям безопасного ведения работ.

8. Методику информирования работников о требованиях по техники безопасности.

9. Методы проведения инструктажа по техники безопасности, проведения контрольных мероприятий.

10. Правила оказания первой медицинской помощи при несчастных случаях.

11. Правила осуществления расследования несчастных случаев на производстве, оформления такого расследования.

12. Основы административной работы, педагогики и психологии.

13. Основы трудового законодательства.

14. Правила внутреннего трудового распорядка.

Ответственный по техники безопасности обязан.

1. Консультирует руководство предприятия по существующим государственным правилам и нормам техники безопасности для внесения изменения в отдельные технологические операции, наладки и закупки оборудования, отвечающего техники безопасности.

2. Организует и проводит работы по созданию на предприятии системы техники безопасности, внутренних норм и правил по техники безопасности.

3. Дает заключение о возможности изменения принятой на предприятии системы техники безопасности, о соответствии требованиям техники безопасности нового оборудования и инвентаря, производственных операций.

4. Координирует работу производственных и технических подразделений предприятия по созданию и поддержанию системы техники безопасности.

5. Дает обязательные указания по техники безопасности.

6. Организует проведение инструктажей по техники безопасности принимаемым работникам, переходящим работать на новые производственные участки, новое производственное оборудование.

7. Проводит специальные занятия по изучению норм безопасности с руководящим и рабочим персоналом предприятия.

8. Организует проведение проверок, испытаний и технического освидетельствования состояния технических средств, оборудования, машин и соответствия их состояния их состояния установленным нормам и правилам, участвует в приёмке их в эксплуатацию или применению в производстве.

9. Анализирует ситуацию по техники безопасности на предприятии, анализирует степень риска, разрабатывает план корректирующих мероприятий, устанавливает сроки их проведения и координирует их проведение.

10. Контролирует выполнение предписаний органов государственного надзора и контроля за соблюдением действующих норм и правил техники безопасности, стандартов безопасности труда в процессе производства, а также в проектах новых и реконструируемых производственных объектов.

11. Требует приостановления производственных операций, выполняемых в нарушение системы техники безопасности на предприятии.

12. Разрабатывает комплекс мероприятий по идентификации нарушений техники безопасности, выявляет нарушение, анализирует их и дает указание по их устранению.

13. При наступлении несчастного случая на производстве.

Уведомляет руководство предприятия о происшествии

Организует первую медицинскую помощь пострадавшему и при необходимости его доставку в учреждение здравоохранения;

Принимает неотложные меры по предотвращению развития аварийной ситуации и воздействия травмирующего фактора на других лиц;

Обеспечивает сохранения до начала расследования несчастного случая той обстановки, какой она была на момент происшествия;

14. Организует расследование несчастных случаев на производстве, принимает участие в работе комиссии, создает необходимые условия для проведения расследований, принимает участие в расследованиях (создает схемы, карты происшествий, проводит опросы, производит замеры, готовит выписки из журналов инструктажей, ассистирует эксперту).

15. Оформляет необходимые документы для предоставления контролирующим органам.

16. Представляет интересы предприятия при рассматривании дел о несчастных случаях органом государственного надзора, судами; дает необходимые объяснения; представляет необходимую информацию.

17. Отслеживает принятие новых законов, нормативно правовых документов по вопросам техники безопасности.

18. Координирует свои действия с государственными структурами по техники безопасности с целью предотвращения индустриальных, экологических и иных аварий.

19. Готовит отчеты о проделанной работе.

20. Выполняет иные смежные обязанности.

Ответственный по техники безопасности имеет право:

1. Давать работникам предприятия обязательные для исполнения по техники безопасности.

2. Требовать остановки работы производственного оборудования, производственных операций, которые не отвечают техники безопасности и могут привести к авариям, причинению вреда здоровью работников.

3. Подписываться и визировать документы в пределах своей компетенции.

4. Инициировать и визировать мероприятия по техники безопасности.

5. Вносить представления о привлечении к ответственности руководителей подразделений. Иных работников, нарушающих требования техники безопасности.

6. Запрашивать от структурных подразделений предприятия информацию и документы, необходимые для выполненья его должностных обязанностей.

7. Знакомится с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения должностных обязанностей.

8. Вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей инструкцией обязанностями.

9. Требовать от руководства предприятия обеспечения организационно-технических условий и оформления установленных документов. Необходимых для исполнения должностных обязанностей.

Специалист по техники безопасности несёт ответственность:

1. За не надлежащие исполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в пределах установленных действующим трудовым законодательством

Республики Казахстан.

2. За правонарушение, совершенные в процессе своей деятельности, - в пределах, установленных административным. Уголовным и гражданским законодательством Республики Казахстан.

3. За причинение материального ущерба предприятию - в пределах, установленных действующим трудовым и гражданским законодательством Республики Казахстан.

Мероприятия на СТО по охране окружающей среды.

Работа по охране окружающей среды на каждом СТО должна предусматривать выполнение следующих основных мероприятий:

1. Обучение персонала основам экологической безопасности.

2. Уборка образовавшихся подтеков эксплутационных материалов, засыпка песком или опилками.

3. Сбор отработанных масел, других жидкостей.

4. Организация и обеспечение эффективной очистки стоков хозяйственно-бытовых, производственных и ливневых вод с помощью очистных сооружений. Внедрения обратного водоснабжения.

6. При наличии на территории действующей котельной нужно предусматривать меры по снижению загрязнения атмосферы вредными выбросами(дымом, сажей, газами), в перспективе- ликвидация котельной и переход на территории и переход на центральное отопление.

7. Проверка соответствия технического состояния оборудования требованиям охраны окружающей среды и рационального природопользования

8. Составление установленной отчетности о выполнении мероприятий пол охране окружающей среды.

Готовность к чрезвычайным ситуациям. Пожарная безопасность.

Территория предприятия ограждена сплошным забором, в котором устраивают специальные пожарные въезды (ворота).

Расстояния от мест стоянки до производственных зданий принимают равными 15-20 м в зависимости от степени огнестойкости здания, где производят техническое обслуживание автомобилей, не менее 10м. Между автомобилями и забором останется разрыв не менее 2м. Территорию стоянки нельзя заграждать предметами, которые могут помешать рассредоточению автомобилей в случае пожара. На стоянках во избежание пожара не разрешается курить, работать с огнём и хранить горючие и легковоспломинающиеся материалы. Нельзя прогревать холодные двигатели, картеры коробок передач и редукторы мостов, топливные баки и другие узлы автомобилей открытым огнём, оставлять в автомобиле промасленные обтирочные ветоши и спецодежду по окончании работы, а также оставлять автомобиль с включенным зажиганием.

В помещениях для ТО автомобилей нельзя курить, пользоваться открытым огнем, паяльными лампами, сварочными аппаратами, хранить бензин, дизельное топливо, баллоны с газом (за исключением топлива в баках и газах в баллонах, смонтированных на автомобилях), хранить тару из под горючих легко воспломинающихся жидкостей. Нельзя оставлять автомобиль на местах стоянки груженые автомобили.

Лестница и чердаки производственных и служебных помещений должны быть всегда свободны. Запрещается их использовать под производственные или складские помещения. Чердаки постоянно заперты, а ключи от них хранятся у дежурного персонала.

Специальные места для курения оборудованы на видных местах. Там установлена урна для окурков. Поблизости организован уголок пожарной безопасности, вывешено объявление «Место для курения». В других местах вывешены объявления «Не курить», «Курить запрещается».

Промасленные обтирочные материалы и спецодежда при определенных условиях самовозгораются, поэтому обтирочные материалы в течении рабочей смены собираются в стальные ящики с плотными крышками, а в конце смены выносят на специально оборудованные свалки, откуда их отправляют на уничтожение. Спецодежда между сменами должна хранится в расправленном состоянии, а главное её следует своевременно очищать от замасливания.

В производственных и складских помещениях при наличии в них горючих материалов, а также изделий в сгораемой упаковке, электрические светильники, должны быть в закрытом или защищенном исполнении (со стеклянным колпаком, препятствующим выпадению колб электроламп).

При обычном выделении пыли электроустановки очищают от нее 2 раза в месяц, а при значительных выделениях ежедневно. Запрещается использовать электроустановки, поверхностный нагрев которых при работе превышает температуру окружающей среды на 40 С. (если к ним не предъявляются другие требования). Электронагревательные приборы без огнестойких подставок, а также оставлять их на длительное время включенными в сеть без присмотра; применять для отопления помещений нестандартные (самодельные) нагревательные электропечи или электролампы накаливания; оставлять под напряжением электрические провода или кабели с неизолированными концами; поврежденными розетками, рубильниками и другими электроприборами.

Электроаппараты и приборы, искрящиеся по условиям работы, устанавливаемые в пожароопасных помещениях, в зависимости от зоны класса помещений должны быть закрытыми, пыленепроницаемые или маслонаполненные, а светильники закрытыми. Допускается установка открытых аппаратов, если их устанавливают в закрытых шкафах.

Предложения по улучшению работы на СТО.

Введение Компьютерной Диагностики:

Компьютерная тестовая система является самой гибкой из всех перечисленных. Она позволяет считывать коды OBD, т.е. не в численной форме, а в виде описания возможных неисправностей, в виде таблиц, а также в графическом виде, в том числе в форме многопараметрических графиков. При помощи такой системы можно проводить и виртуальные тесты: изменять в ручную один из параметров и смотреть, что же будет происходить с остальными. При этом в реальном времени ведется протокол, необходимый для детального анализа переходных процессов. Такие протоколы удобно сохранять в log-файлах по датам, что может пригодиться для ведения плановой диагностики. Все данные можно распечатать в удобной для чтения форме, сохранить в формате MS Excel и можно оставить резервную копию на внешнем носителе.

Компьютерные тестовые системы, которые представляют собой обычный персональный компьютер, ноутбук или карманный компьютер на котором установлена соответствующая программа и диагностическим интерфейсом, который является посредником между автомобилем и компьютером.

2. Технологическая часть

Реконструкция зоны ТО в полном объеме и участка по регулировке углов колес

Исходные данные

Марка автомобиля:

А СП = 2500 ед.

нормативная трудоемкость = 2,7 чел? час.

Расчет производственной программы СТО

Годовой объем работ по ТО и ТР, чел? час:

чел? час.

где: А СП - число автомобилей, обслуживаемых в проектируемой СТО, в год;

Среднегодовой пробег автомобилей, км;

Удельная трудоемкость работ по ТО и ТР, чел? час

выбираем из для среднего класса

К - коэффициент корректирования нормативной трудоемкости

Распределение общей трудоемкости

Таблица №1. Распределение общей трудоемкости работ на СТО по видам работ, %

Распределение трудоемкости по видам работ:

где: %T - процент трудоемкости участка.

Расчет трудоемкости зон.

Таблица № 2. Распределение общей трудоемкости работ по месту их выполнения, %

Постовые

Т ТО = Т П ТО = 13500 чел? час,

Т уук = Т П укк = 2700 чел? час,

Годовой фонд рабочего времени поста, ч.

Ф П = Д? ф?з ч.

где: Д - количество рабочих дней, дн;

ф - время работы смены, ч;

з - коэффициент, использования рабочего времени поста, 0,9.

Ф П = Д? ф?з = 247 ? 8 ? 0,9 = 2001 ч.

Расчет количества постов.

Число рабочих постов для j - го вида работ по ТО и ТР

где: Т П - годовой объем постовых работ, чел? час;

ц - коэффициент неравномерности поступления автомобилей на СТО;

Ф П - годовой фонд рабочего времени поста, ч;

р СР - среднее число рабочих, одновременно работающих на посту, чел.

Постовые

3. Подбор технологического оборудования

Таблица №3. Подбор технологического необходимого оборудования для ТО

Наименование

Мощность

Двухстоячный подъемник

Маслораздаточная колонка для заправки моторным маслом

Маслораздаточная колонка для заправки трансмиссионным маслом

Емкость для отработавших масел

Салидолонагнетатель

Установка для прокачки тормозов

Бак для заправки тормозной жидкостью

Стенд для проверки электрооборудования

Верстак слесарный

Шкаф для инструмента

Стеллаж для деталей

Ларь для обтирочных материалов

Ларь для мусора

Ящик с песком

Пожарный щит

Расчет площади участка ТО в полном объеме

Расчет площади участка:

м 2

где: - площадь участка, м 2 ;

К ПЛ - коэффициент плотности, 5

Таблица №4. Подбор технологического необходимого оборудования для участка по регулировке углов колес

Наименование

Мощность

Четырехстоячный подъемник

Компьютерный стенд для регулировки углов колес

Оптический стенд для регулировки углов колес

Верстак слесарный

Шкаф для приборов и инструмента

Шкаф для одежды

Ларь для мусора

Ящик с песком

Пожарный щит

Расчет площади участка по установке углов колес

Расчет площади участка:

м 2

где: - площадь участка, м 2 ;

Суммарная площадь всего оборудования, м 2 ;

К ПЛ - коэффициент плотности, 4

4. Технологический процесс

ТО в полном объеме

Под рационально организованным технологическим процессом понимают последовательность работ, обеспечивая высокое качество их выполнения при минимальных затратах.

Основная часть работ по ТО и ТР автомобилей выполняется на рабочих местах производственной зоны. Кроме того работы по обслуживанию и ремонту приборов системы питания, электротехнические, аккумуляторные, шиномонтажные, слесарно-механические и другие работы частично выполняются на специализированных производственных участках после снятия соответствующих узлов и агрегатов с автомобиля.

Двигатель

Замена масла и масленого фильтра в двигателе

1. Прогреть двигатель.

2. Открутить заглушку сливного отверстия примерно на пол оборота. Установите контейнер для сбора масла и полностью выкрутите заглушку.

3. Когда масло стечет, вытереть заглушку и заменить уплотнительную шайбу и закрутить заглушку с моментом затяжки 40 Н? м.

4. Используя инструмент для снятия масляного фильтра, ослабить затяжку фильтра и выкрутите его рукой.

5. Очистить место установки фильтра. Смазать маслом уплотнительное кольцо нового фильтра и установить его на двигатель. Надежно закрутить фильтр рукой.

6. Залить масло требуемого типа.

7. Запустить двигатель и проверить, нет ли утечки масла вокруг масляного фильтра и заглушки сливного отверстия.

На моделях с турбокомпрессором не поднимать обороты двигателя, пока не погаснет сигнальная лампочка давления масла, так как при увеличении частоты вращения при горящей лампе, турбокомпрессор может выйти из строя.

Замена свечей зажигания.

Автомобили с четырехцилиндровыми двигателями:

1. Вывернуть 4 винта и снять кожух двигателя.

2. Выключить зажигание и вывернуть от головки блока цилиндров провод соединения с «массой».

3. Вывернуть гайки крепления коммутатора и отсоединить от него электрический разъем.

4. Снять наконечники высоковольтных проводов со свечей зажигания и коммутатора.

8. Установить коммутатор и закрепить его гайками, затянув их моментом 10 Н? м.

Автомобили с четырехцилиндровыми двигателями с турбокомпрессором:

1. Выключить зажигание.

2. Вывернуть 4 винта и снять кожух двигателя.

3. Освободить фиксаторы и отсоединить электрические разъемы от катушек зажигания.

4. Отвернуть болты крепления катушек зажигания и снять их.

5. Вывинтить свечи свечным ключом.

6. Ввернуть новые свечи зажигания и затянуть их моментом 30 Н? м.

7. Проверить и при необходимости заменить уплотнительные кольца, установить катушки зажигания и закрепить их болтами, затянув моментом 10 Н? м.

8. Подсоединить электрические разъемы к катушкам зажигания.

Автомобили с шестицилиндровыми двигателями:

1. Выключить зажигание.

2. Вывернуть винты и отвести в сторону расширительный бачок, не отсоединяя от него шланги.

3. Вывернуть винты и снять кожух двигателя.

4. Снять наконечники высоковольтных проводов со свечей зажигания.

5. Очистить свечи щеткой или струей сжатого воздуха, чтобы предотвратить попадание грязи в цилиндры двигателя после вывинчивания свечей зажигания. Вывинтить свечи свечным ключом.

6. Ввернуть новые свечи зажигания и затянуть их моментом 30 Н? м.

7. Подсоединить к свечам зажигания высоковольтные провода.

8. Установить на место и закрепить винтами расширительный бачок.

Автомобили с шестицилиндровыми двигателями и турбокомпрессором:

1. Выключить зажигание.

2. Вывернуть винты и снять кожух двигателя.

Правая головка блока цилиндров:

3. Снять крышку воздушного фильтра.

4. Ослабить хомут крепления шланга и вывернуть болт.

5. Отсоединить электрические разъемы от катушек зажигания.

6. Отвинтить болты крепления катушек зажигания и снять катушки.

7. Вывинтить свечи свечным ключом.

8. Проверить и при необходимости заменить уплотнительные кольца, установить катушки зажигания и закрепить их болтами, затянув моментом 10 Н? м.

Левая головка блока цилиндров:

9. Вывернуть винты и отвести в сторону расширительный бачок, не отсоединяя от него шланги.

10. Ослабить хомут крепления шланга и вывернуть болт.

11. Отсоединить электрические разъемы от катушек зажигания.

12. Отвинтить болты крепления катушек зажигания и снять катушки.

13. Вывинтить свечи свечным ключом.

14. Проверить и при необходимости заменить уплотнительные кольца, установить катушки зажигания и закрепить их болтами, затянув моментом 10 Н? м.

15. Установить на место и закрепить винтами расширительный бачок.

Замена поликлинового ремня:

Поликлиновые ремни осуществляют привод генератора, водяного насоса, компрессора кондиционера, насоса гидроусилителя рулевого управления и вентилятора охлаждения двигателя. На некоторых моделях привод водяного насоса осуществляется отдельным клиновым ремнем.

1. Отсоединить провод «массы» от аккумуляторной батареи. При снятии поликлинового ремня надо учитывать следующее:

Установка шкива-гасителя колебаний поликлинового ремня на коленчатом валу возможна только в одном положении.

Болт со специальной головкой устанавливается перед монтажом кронштейна генератора.

Болты крепления кронштейна генератора имеют различную длину и затягиваются в определенной последовательности.

При установке шкива насоса гидроусилителя рулевого управления выступающая торцовая поверхность шкива должна быть направлена к передней части автомобиля.

2. Вывернуть винты и снять брызговик моторного отсека.

3. Ослабить болты крепления натяжителя поликлинового ремня компрессора кондиционера и снять ремень со шкивов.

4. Гаечным ключом повернуть по часовой стрелке натяжитель поликлинового ремня привода генератора, вентилятора и водяного насоса. В результате его натяжение ослабится.

5. Снять поликлиновой ремень со шкивов и отпустить натяжитель поликлинового ремня.

Установка

1. Надеть ремень сначала на шкив коленчатого вала, а затем на шкив насоса гидроусилителя рулевого управления.

2. Гаечным ключом повернуть по часовой стрелке механизм натяжения поликлинового ремня, надеть ремень на шкив генератора.

3. Медленно отпустить натяжитель, чтобы натянуть ремень.

4. Установите ремень привода компрессора кондиционера и отрегулировать его натяжение.

5. Установить динамометрический ключ на шестигранную головку натяжителя ремня привода компрессора кондиционера в положении «7 ч», создать предварительное натяжение моментом 25 Нм и в этом положении затянуть болты крепления натяжителя моментом 20 Нм.

6. Завести двигатель, проверить правильность расположения и равномерность движения ремней.

Трансмиссия

Замена масла в АКПП

1. Отвинтить пробку сливного отверстия и слить масло из коробки передач. 2. Ввинтить на место пробку с новой прокладкой

3. Затянуть ее моментом 40 Нм.

4. Отвинтите пробку маслоналивного отверстия.

5. Залить масло до нижнего края маслоналивного отверстия.

6. Запустить двигатель в режиме холостого хода и добавьте масло до нижнего края маслоналивного отверстия.

7. Ввинтить пробку в маслоналивное отверстие и затянуть ее от руки.

8. При работе двигателя на холостом ходу нажать на педаль тормоза и переместить рычаг селектора поочередно во все положения с задержкой в каждом положении на 2-3 с.

9. Выключить зажигание.

10. Проверить уровень масла в автоматической коробке передач.

Проверка уровня масла

Проверять уровень масла надо на автомобиле, находящемся в горизонтальном положении, с коробкой передач, прогретой до температуры 30 °С, и рычагом селектора, переведенным в положение Р. Кондиционер и система обогрева должны быть выключены. Подсоедините прибор vag 1551 для считывания неисправностей.

1. Запустить двигатель в режиме холостого хода и проверить температуру коробки передач, которая должна быть не более 30 °С.

2. При температуре автоматической коробки передач от +35 до +40 °С отвинтить резьбовую пробку маслоналивного отверстия.

Уровень масла нормальный, если масло незначительно вытекает наружу (в результате увеличения уровня при нагревании). Если уровень недостаточен, долить масло в маслоналивное отверстие.

3. Ввинтить пробку в маслоналивное отверстие и затянуть ее моментом 60 Нм.

При обслуживании трансмиссии необходимо смазывать шарниры карданных валов. Шарниры смазываются шприцом через пресс-масленку до момента выхода масла из уплотнительных колец всех 4 подшипников каждого шарнира.

Замена сальника ведущего вала

1. Поднять и закрепить переднюю часть автомобиля.

2. Отсоединить вал от ведущего фланца.

3. Вывинтить центральный болт.

5. Смазать новый сальник смазкой и установить на место.

6. Установить новое стопорное кольцо.

Замена сальника входного вала

1. Снять коробку передач.

2. Снять отжимной подшипник и отжимной рычаг сцепления.

3. Снять направляющую втулку.

4. Снять стопорное кольцо и извлечь сальник при помощи отвертки.

5. Извлечь старый сальник при помощи отвертки.

6. Смазать новый сальник смазкой и вбить его на место.

Ходовая часть

Регулировка натяжения ремня насоса гидроусилителя

Модели с 5-цилиндровым двигателем

1. Ослабить затяжку гаек болта крепления насоса и болта регулировочной планки, а также затяжку болта крепления регулировочной планки.

2._Отрегулировать натяжение ремня поворотом в одну сторону регулировочного болта. При правильно отрегулированном натяжении ремень должен прогибаться на 10 мм при нажатии большим пальцем на верхнюю ветвь ремня посередине между шкивами.

3. После регулировки затянуть все резьбовые крепления.

Модели с 4-цилиндровым двигателем

1. Отвернуть три гайки крепления шкива, снять наружную половину шкива и ремень привода со шкива.

2. Вынуть одну из регулировочных шайб, установленных между половинками шкива, надеть ремень на шкив, установить наружную половину шкива и снятую регулировочную шайбу на шпильки и затянуть гайки крепления.

3. Проверить натяжение ремня. При правильно отрегулированном натяжении ремень должен прогибаться на 10 мм при нажатии большим пальцем на верхнюю ветвь ремня посередине между шкивами.

4. Если натяжение ремня недостаточно, переставить следующую регулировочную шайбу. Чтобы ослабить натяжение ремня, шайбы нужно переставлять в обратном порядке.

Регулировка подшипников ступицы колеса.

1. Установить упоры под передние колеса.

2. Приподнять и установить на опору заднюю часть автомобиля.

3. Сбить защитный колпак гайки ступицы молотком с резиновым наконечником.

4. Вынуть шплинт и снять фиксатор гайки ступицы.

5. Затянуть гайку ступицы до упора, проворачивая при этом колесо для самоустановки подшипников ступицы. Затем слегка отпустить гайку до того момента, когда шайбу можно сдвинуть с помощью отвертки усилием руки. При этом недопустимо пользоваться отверткой как рычагом, опираясь ей на буртик ступицы.

6. Установить фиксатор и шплинт. Для совпадения отверстия в цапфе под шплинт и прорези в фиксаторе гайку ступицы необходимо только затягивать.

7. Дополнить консистентную смазку в защитном колпаке гайки ступицы до двух третей его объема и запрессовать его на место с помощью подходящей оправки. Мятые и треснутые защитные колпаки подлежат обязательной замене (во избежание попадания грязи и влаги в ступицу).

При обслуживании резьбовых шарниров стоек передней подвески и подшипников шкворней поворотных кулаков, их необходимо смазывать через пресс - масленки до начало выхода смазочного материала из зазоров через уплотнительные кольца.

Рулевое управление

Замена наконечников рулевых тяг.

1. Снять переднее колесо

2. Отвинтить болт крепления наконечника рулевой тяги к поворотному кулаку.

3. Отвинтите гайку и извлечь болт с четырехгранной головкой фиксации наконечника рулевой тяги к поворотному кулаку. Не расширять пазы в поворотном кулаке при извлечении верхних поперечных рычагов.

4. Вынуть вниз наконечник рулевой тяги из поворотного кулака.

5. Ослабить контргайку и отвинтить наконечник рулевой тяги. Наружная поверхность рулевой тяги выполнена в форме шестигранника, который используется для удержания рулевой тяги от проворачивания при ослаблении контргайки для фиксации наконечника рулевой тяги.

6. Установка проводится в последовательности, обратной снятию.

Проверка давления нагнетания насоса гидроусилителя рулевого управления.

1. Отвернуть подводящий болт и отсоединить от насоса подводящий шланг и подсоединить вместо него шланг с манометром.

2. Запустить двигатель и оставить работать его на холостом ходу.

3. Вывернуть до упора колеса в любую сторону, проверить давление по манометру и сразу повернуть колеса в исходное положение. Эта операция должна занимать не более 30 с, в противном случае насос может выйти из строя. Давление должно быть 14 500-15 500 кПа (145-155 кгс/см2).

4. Если давление отличается от указанного, надо заменить клапан высокого давления и выполнить повторную проверку. Если давление вновь не соответствует норме, насос неисправен и его необходимо заменить.

Регулировка механизма рулевого управления

1. Произвести пробную поездку и проверить, возвращается ли рулевое колесо автоматически после поворота в положение движения автомобиля по прямой. При этом рулевое колесо не должно иметь ощутимого люфта.

2. Отрегулировать механизм рулевого управления регулировочным болтом.

Регулировку проводить на автомобиле, стоящем на земле, при этом передние колеса должны быть установлены в положение движения по прямой.

3. Осторожно завернуть регулировочный болт на 20°. Если во время пробной поездки рулевое колесо при выходе из поворота автоматически не возвращается в исходное положение.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Расчет зон текущего ремонта и технического обслуживания для автотранспортного предприятия на 250 автомобилей марки КамАЗ-53215. Определение трудоемкости работ и производственной программы предприятия. Подбор необходимого технологического оборудования.

    курсовая работа , добавлен 12.02.2015

    Проект городской станции технического обслуживания автомобилей: годовой объем работ, численность персонала, площади производственных зон и вспомогательных служб. Технологическое оборудование для диагностики и ремонта: принцип действия, устройство.

    курсовая работа , добавлен 23.01.2011

    Общие требования к организации станции технического обслуживания автомобилей. Рабочие зоны СТО, кузовной и малярный цеха, подсобные помещения, мойка. Система технического обслуживания и ремонта автомобилей. Оборудование для участка диагностики и ремонта.

    дипломная работа , добавлен 26.11.2014

    Назначение и характеристика проектируемого пункта технического обслуживания участковой пассажирской станции. Организация технического обслуживания и текущего безотцепочного ремонта пассажирских вагонов на станции. Расчет себестоимости единицы ремонта.

    дипломная работа , добавлен 25.07.2011

    Обоснование целесообразности открытия станции технического обслуживания. Обзор автомобилей ВАЗ, ЗАЗ, продаваемых и обслуживаемых на СТО. Место расположения, профиль и цель деятельности СТО. Анализ рынка сбыта, конкуренция, стратегия маркетинга.

    дипломная работа , добавлен 06.06.2011

    Определение количества автомобилей, обслуживаемых в районе, годовой трудоёмкости работ, численности производственных рабочих. Подбор технологического оборудования, технологической и организационной оснастки станции технического обслуживания автомобилей.

    курсовая работа , добавлен 11.05.2014

    Обоснование мощности проектируемой станции технического обслуживания автомобилей. Расчет годового объема станции технического обслуживания и определение числа производственных рабочих. Разработка технологического процесса диагностирования двигателей.

    дипломная работа , добавлен 14.07.2014

    Неисправности узлов, соединений и деталей, влияющие на безопасность движения. Определение технического состояния автомобилей и установление объема ремонтных работ на станции технического обслуживания. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей.

    дипломная работа , добавлен 18.06.2012

    Разработка проекта станции технического обслуживания легковых автомобилей городского типа на девять постов с разработкой зоны регулировки углов установки колес. Мощность, тип станции технического обслуживания автомобилей. Технико-экономические показатели.

    курсовая работа , добавлен 06.04.2015

    Требования, предъявляемые к станции, предназначенной для технического обслуживания и текущего ремонта легковых автомобилей. Комплектация малярного участка, компрессорной станции, участка шиномонтажных и ремонтных работ, участка приемки автомобилей.

Ответ: СТОА - станция технического обслуживания и ре­монта легковых автомобилей. Современные СТОА - это многофункциональные предприятия, которые можно классифицировать:

· по назначению (степени спе­циализации);

· месторасположению;

· производственной мощно­сти (числу производственных постов и участков);

· конкуренто­способности.

В зависимости от расположения СТОА подразделяют:

-на го­родские;

-до­рожные;

Данное разделение определяет разницу в числе производственных постов и технологическом оснаще­нии СТОА.

Дорожные СТОА являются универсальными, име­ют от одного до пяти рабочих постов и предназначены для вы­полнения моечных, смазочных, крепежных, регулировочных работ, устранения мелких отказов и неисправностей, возни­кающих в пути, а также для заправки автотранспорта топливом и маслом. Дорожные станции, как правило, сооружаются в комплексе с автозаправочными станциями.

По степени специализации автомобилей предприятия авто­сервиса подразделяются:

-на комплексные (универсальные);

-специализированные по видам работ;

-СТОА самообслуживания.

Комплексные СТОА выполняют весь комплекс работ по обслу­живанию и ремонту автомобилей. Они могут быть универсаль­ные - для обслуживания и ремонта нескольких марок автомо­билей или специализированные - для обслуживания одной марки автомобиля.

Специализированные предприятия автосервиса также классифицируются по конкретным маркам и моделям автомо­билей и видам работ (техническое обслуживание и ремонт в га­рантийный период, техническое обслуживание и ремонт в по­слегарантийный период).

СТОА подразделяются по уровню специализации :

-техническое обслуживание и ремонт автомобилей только ино­странного производства - доля иномарок в общем автопарке составляет 23 %, но обслуживанием иномарок занимается 28 % автосервисных предприятий;

-техническое обслуживание и ремонт автомобилей только оте­чественного производства - 75 % парка, но только 21 % пред­приятий автосервиса (обслуживание);

-техническое обслуживание и ремонт автомобилей как отечест­венного, так и иностранного производства - 51 %.

По видам работ СТОА подразделяются:

на диагностиче­ские;

ремонта и регулировки тормозов;

ремонта приборов пи­тания и электрооборудования;

ремонта автоматических коро­бок передач;

ремонта кузовов, шиномонтажа, моечные и др.

По производственной мощности (исходя из числа производ­ственных постов и участков) городские СТОА можно подразде­лить на малые, средние, большие и крупные.

Малые станции обслуживания с числом рабочих постов до 10 выполняют следующие виды работ: моечно-уборочные, экс­пресс-диагностику, техническое обслуживание, смазку, ши­номонтажные, электрокарбюраторные, кузовные, подкраску кузова, сварочные, ремонт агрегатов. Основную долю этой группы составляют специализированные СТОА. Как правило, они заняты выполнением только профилактических видов ра­бот и располагаются в радиусе, не превышающем 10-15 км от потребителя.

Средние станции обслуживания с числом рабочих постов от 11 до 30 выполняют те же виды работ, что и малые станции. Кроме того, здесь проводится полная диагностика техническо­го состояния автомобиля и его агрегатов, окраска всего авто­мобиля, замена агрегатов, а также может производиться прода­жа автомобилей.

Большие станции обслуживания с числом постов более 30 выполняют все виды обслуживания и ремонта в полном объе­ме. На этих СТОА могут находиться специализированные уча­стки для проведения капитального ремонта агрегатов и узлов. Для выполнения работ по диагностике и техническому обслу­живанию могут применяться поточные линии. Как правило, на этих СТОА осуществляется продажа автомобилей.

По конкурентообразующим характеристикам рынок авто­сервисных услуг можно подразделить следующим образом.

Первая группа - фирменные (дилерские) СТОА, кото­рые продают и обслуживают автомобили конкретных фирм и работают непосредственно с фирмами, концернами, предпри­ятиями-производителями - авторизированные центры. Эти специализированные СТОА имеют современное технологиче­ское оборудование, оригинальные запасные части, широкий выбор услуг по конкретной марке автомобилей, подготовлен­ные кадры с высоким уровнем культуры обслуживания клиен­тов, высокую репутацию и высокие цены.

Фирменные СТОА выполняют функции, связанные с об­служиванием и ремонтом автомобилей в гарантийный и после­гарантийный периоды эксплуатации. Кроме того, их можно рассматривать как подразделения автозаводов, обеспечиваю­щие их достоверной информацией о качестве выпускаемых ав­томобилей. Одновременно фирменные СТОА могут выступать центрами по производственно-техническому обучению персо­нала.

Вторую группу составляют прежние государственные СТОА, которые имеют большой опыт работы в автосервисе, специально спроектированные помещения, выгодное распо­ложение, хорошие традиции, но устаревшие взгляды на отно­шение к потребителю и инерцию, затрудняющую их полную и эффективную адаптацию к условиям рынка. На этих СТОА хо­рошее, но нередко устаревшее оборудование, наработанные связи с потребителями, которые привыкли пользоваться их ус­лугами, как правило, невысокие цены, им доверяют, поскольку они со старых времен привыкли придерживаться законов, имеют неплохой имидж, но не наилучшее качество запасных частей. По охвату рынка с точки зрения номенклатуры услуг их можно назвать универсальными.

К третьей группе относятся частные, вновь созданные СТОА, которые появились после перехода к рыночной эконо­мике. В целом они имеют такие же характеристики, что и вто­рая группа.

К четвертой группе относятся автосервисы на произ­водственно-технической базе автотранспортных и других пред­приятий. Здесь сравнительно низкий уровень технологии тех­нического обслуживания и ремонта, низкая культура обслужи­вания, низкая квалификация кадров, низкая эстетика произ­водства, завышенная продолжительность выполнения работ и узкая специализация по моделям автомобилей.

К пятой группе автосервисных предприятий относятся гаражные автосервисы. По характеристикам они уступают пред­приятиям предыдущей группы.

Вопрос 7. Виды технологических процессов. Определения и характеристики.

Ответ: Технологическим процессом называют часть производственного процесса, содержащую целенаправленные действия по изменению и (или) определению состояния изделия. Например, в процессе механической обработки изменяют размеры, форму, взаимное расположение и величину микронеровностей обрабатываемых поверхностей; при термической обработке - состояние изделия, его твердость, структуру и другие свойства материала; при сборке изделия -относительное положение деталей в собираемом узле.

Технологический процесс составляет главную часть производственного процесса.

Под технологическими процессами на СТОА по­нимают последовательность технологических операций, необ­ходимых для выполнения определенного вида технического воздействия.

Технологический процесс на СТОА должен обеспечивать гибкость при выполнении заказанной услуги по ТО и ТР, что предполагает применение универсальных и специализирован­ных постов, а следовательно, возможность проведения различ­ных сочетаний производственных операций всех работ данно­го вида без перемещения автомобиля (за исключением специа­лизированных постов).

Принято различать три вида технологических процессов (ТП):

· единичный;

· типовой;

· групповой.

Каждый ТП разрабатывается при подготовке производства изделий, конструкции которых отработаны на технологичность. Технологический процесс разрабатывается для изготовления нового изделия или совершенствования выпускаемого.

Единичный технологический процесс разрабатывается индивидуально для конкретной детали.

Групповым технологическим процессом называют технологический процесс изготовления группы изделий с разными конструктивными, но общими технологическими признаками. Групповой технологический процесс (ГТП) предназначен для совместного изготовления группы изделий различной конфигурации в конкретных условиях на специализированных рабочих местах. ГТП разрабатывается с целью экономически целесообразного применения методов и средств крупносерийного и массового производства в условиях единичного, мелкосерийного и серийного производства.

Типовым технологическим процессом называют технологический процесс изготовления группы изделий с общими конструктивными и технологическими признаками. Типовой технологический процесс должен быть рациональным, в конкретных производственных условиях, характеризуется единством содержания и последовательности большинства технологических операций для группы изделий, обладающих общими конструктивными признаками.

Организационные формы технического обслуживания и ремонта легковых автомобилей весьма разнообразны. Современные СТОА -- это многофункциональные предприятия, которые можно классифицировать по специализации, производственной мощности (числу производственных постов и участков) и конкурентоспособности.

В зависимости от расположения СТОА подразделяют на городские , в основном обслуживающие парк легковых автомобилей конкретного населенного пункта или территории, и дорожные , оказывающие техническую помощь автомобилям, находящимся в пути . Данное разделение определяет разницу в числе производственных постов и технологическом оснащении СТОА. Дорожные СТОА являются универсальными, имеют от одного до пяти рабочих постов и предназначены для выполнения моечных, смазочных, крепежных, регулировочных работ, устранения мелких отказов и неисправностей, возникающих в пути, а также для заправки автотранспорта топливом и маслом. Дорожные станции обычно сооружаются в комплексе с автозаправочными станциями.

По специализации предприятия автосервиса подразделяются на комплексные (универсальные), специализированные по видам работ и СТОА самообслуживания . Комплексные СТОА выполняют весь комплекс работ по обслуживанию и ремонту автомобилей. Они могут быть универсальные -- для обслуживания и ремонта нескольких марок автомобилей или специализированные -- для обслуживания одной марки автомобиля. С увеличением парка легковых автомобилей и диверсификацией его структуры получают развитие специализированные СТОА по маркам автомобилей. Это подтверждает зарубежная практика, а также опыт таких городов, как Алматы и Астана, Караганда. Такая же ситуация имеет место в Костанае. Например, ТОО «Intermotors» обслуживает и ремонтирует исключительно автомобили японского производства.

Специализированные предприятия автосервиса также классифицируются по конкретным маркам и моделям автомобилей и видам работ (техническое обслуживание и ремонт в гарантийный период, техническое обслуживание и ремонт в послегарантийный период).

СТОА подразделяются по уровню специализации :

  • - техническое обслуживание и ремонт автомобилей только иностранного производства;
  • - техническое обслуживание и ремонт автомобилей только отечественного производства (стран СНГ);
  • - техническое обслуживание и ремонт автомобилей как отечественного, так и иностранного производства. Причем на предприятиях автосервиса профилактические воздействия преобладают над ремонтными для автомобилей импортного производства и ремонтные над профилактическими -- для отечественных автомобилей.

Ремонт автомобилей и устранение последствий аварий обычно осуществляется либо специализированными мастерскими, либо сравнительно крупными СТОА, оснащенными специальным оборудованием.

По видам работ СТОА подразделяются на диагностические , ремонта и регулировки тормозов , ремонта приборов питания и электрооборудования , ремонта автоматических коробок передач , ремонта кузовов , шиномонтажа , моечные и др. Например, в США узкоспециализированные станции и мастерские составляют до 25 % их общего числа.

По производственной мощности (исходя из числа производственных постов и участков) городские СТОА можно подразделить на малые , средние , большие и крупные .

Малые станции обслуживания с числом рабочих постов до 10 выполняют следующие виды работ: моечно-уборочные, экспресс-диагностику, техническое обслуживание, смазку, шиномонтажные, электрокарбюраторные, кузовные, подкраску кузова, сварочные, ремонт агрегатов. Основную долю этой группы составляют специализированные СТОА. Как правило, они заняты выполнением только профилактических видов работ и располагаются в радиусе, не превышающем 10--15 км от потребителя.

Средние станции обслуживания, к числу которых относится и проектируемая, с числом рабочих постов от 11 до 30 выполняют те же виды работ, что и малые станции. Кроме того, здесь проводится полная диагностика технического состояния автомобиля и его агрегатов, окраска всего автомобиля, замена arpeгaтов, а также может производиться продажа автомобилей.

Большие станции обслуживания с числом постов более 30 выполняют все виды обслуживания и ремонта в полном объеме. На этих СТОА могут находиться специализированные участки для проведения капитального ремонта агрегатов и узлов. Для выполнения работ по диагностике и техническому обслуживанию могут применяться поточные линии. Как правило, на этих СТОА осуществляется продажа автомобилей.

По конкурентообразующим характеристикам рынок автосервисных услуг можно подразделить следующим образом.

Первая группа -- фирменные (дилерские) СТОА, которые продают и обслуживают автомобили конкретных фирм и работают непосредственно с фирмами, концернами, предприятиями-производителями -- авторизированные центры. Эти специализированные СТОА имеют современное технологическое оборудование, оригинальные запасные части, широкий иыбор услуг по конкретной марке автомобилей, подготовленные кадры с высоким уровнем культуры обслуживания клиентов, высокую репутацию и высокие цены.

Фирменные СТОА выполняют функции, связанные с обслуживанием и ремонтом автомобилей в гарантийный и послегарантийный периоды эксплуатации. Кроме того, их можно рассматривать как подразделения автозаводов, обеспечивающие их достоверной информацией о качестве выпускаемых автомобилей. Одновременно фирменные СТОА могут выступать центрами по производственно-техническому обучению персонала.

Вторую группу составляют прежние государственные СТОА, которые имеют большой опыт работы в автосервисе, специально спроектированные помещения, выгодное расположение, хорошие традиции, но устаревшие взгляды на отношение к потребителю и инерцию, затрудняющую их полную и эффективную адаптацию к условиям рынка. На этих СТОА хорошее, но нередко устаревшее оборудование, наработанные связи с потребителями, которые привыкли пользоваться их услугами, как правило, невысокие цены, им доверяют, поскольку они со старых времен привыкли придерживаться законов, имеют неплохой имидж, но не наилучшее качество запасных частей. По охвату рынка с точки зрения номенклатуры услуг их можно назвать универсальными.

К третьей группе относятся частные, вновь созданные СТОА, которые появились после перехода к рыночной экономике. В целом они имеют такие же характеристики, что и вторая группа.

К четвертой группе относятся автосервисы на производственно-технической базе автотранспортных и других предприятий. Здесь сравнительно низкий уровень технологии технического обслуживания и ремонта, низкая культура обслуживания, низкая квалификация кадров, низкая эстетика производства, завышенная продолжительность выполнения работ и узкая специализация по моделям автомобилей.

К пятой группе автосервисных предприятий относятся гаражные автосервисы. По характеристикам они уступают предприятиям предыдущей группы.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Оренбургский государственный университет»

Л.К. АЮКАСОВА

ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СТАНЦИЙ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ

Рекомендовано Учёным советом государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет» в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по программе высшего профессионального образования по специальности «Архитектура жилых и общественных зданий»

Оренбург 2003

ББК 39.33 – 08 я 73 А 98 УДК 656.071.8 (075)

Рецензент доктор технических наук, профессор А.Ф. Колиниченко

член союза архитекторов России В.Л. Абрамов

Аюкасова Л.К.

А 98 Основы проектирования станций технического обслуживания

легковых автомобилей: Учебное пособие. – Оренбург: ГОУ ОГУ, 2003. - 106 с.

В пособии рассмотрены общие вопросы системы технического обслуживания легковых автомобилей, основные принципы проектирования, связи функционально-технологической структуры станций обслуживания с планировкой предприятия, его архитектурным решением.

Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по программам профессионального образования по специальности 290100, при изучении дисциплины «Архитектурное проектирование»

Введение

Автомобильный транспорт в нашей стране развивается бурными темпами качественно и количественно. Отечественный автомобильный рынок насыщается продукцией автомобилестроения не только Российских заводовпроизводителей, но и предлагается огромный спектр выбора автомобилей других стран мира. Ежегодные темпы роста мирового парка автомобилей составляют 10-12 млн. единиц. Каждые четыре из пяти автомобилей общего мирового парка – легковые, и на их долю приходится более 60% пассажиров, перевозимых всеми видами транспорта.

Средняя насыщенность легковыми автомобилями в разных странах колеблется от 50 до 200 и более автомобилей на 1 000 человек. Предельный уровень автомобилизации для любой страны прогнозировать сложно, но степень моторизации населения растёт.

Насыщение легковыми автомобилями определяется целым рядом факторов, среди которых следует отметить такие, как уровень благосостояния населения, климатические особенности региона или страны, развитие общественного вида транспорта, особенности планировочных решений уличнодорожной сети городов, обеспеченность гаражами и стоянками. Высокие темпы роста парка автомобилей, принадлежащих гражданам, усложнение их конструкции, интенсификация движения на дорогах и др. факторы обусловили создание новой отрасли промышленности автотехобслуживания. /9/

1. Система технического обслуживания автомобилей

Автомобиль является источником повышенной опасности, и согласно действующему законодательству владелец несёт полную ответственность за техническое состояние и эксплуатацию принадлежащего ему транспортного средства. Поддержание автомобилей в технически исправном состоянии обеспечивается путём своевременного проведения ТО и ремонта, за качество которого ответственны предприятия системы «Автотехобслуживание», обеспечивающие выполнение соответствующих работ. Работы по ТО (техническому обслуживанию) и ТР (текущему ремонту) легковых автомобилей, т.е. обслуживание автомобилей, выполняют СТОА (станции технического обслуживания автомобилей) в САЦ (спецавтоцентр) и мастерских. СТОА являются основой производственно-технической базы системы «Автотехобслуживание». От производства до списания автомобиль периодически подвергается трём комплексам технических воздействий: при предпродажной подготовке, в гарантийный и послегарантийный периоды эксплуатации. Перечисленные технические воздействия могут выполняться не только на СТОА, но и на соответствующих участках крупных автомагазинов (работы по предпродажной подготовке). /9/

Предпродажная подготовка автомобилей. Качество автомобиля в момент продажи должно соответствовать требованиям технических условий

завода-изготовителя. Предпродажная подготовка является обязательным условием для обеспечения гарантий завода-изготовителя. Автомобиль, поступающий с завода в магазин, в целях сохранения лакокрасочного покрытия защищён противокоррозийным составом, который удаляют перед продажей. Во время транспортирования автомобиля поверхность кузова и внутренняя часть салона загрязняются, в связи с чем требуются их мойка и чистка. Перед продажей автомобиль тщательно осматривают, производят необходимые регулировочные и контрольные работы. Все выявленные отказы и неисправности устраняют. /9/

Гарантийное обслуживание автомобилей. Гарантии заводов-

изготовителей определяют их ответственность за качество выпускаемой продукции и включают обязательства по безвозмездному устранению дефектов, не вызванных какими-либо нарушениями правил продажи и эксплуатации автомобилей, и по замене преждевременно износившихся или вышедших из строя агрегатов, узлов и деталей вследствие наличия в них скрытых дефектов. Гарантийный срок устанавливается заводом-изготовителем по пробегу и времени с начала эксплуатации ТО в гарантийный период проводится в планово-предупредительном порядке на спецавтоцентрах, станциях гарантийного обслуживания и СТОА общего пользования (на договорной основе) и включает моечно-уборочные, контрольно-диагностические, крепёжно-регулировочные и заправочно-смазочные работы. На предприятиях ТО для владельцев автомобилей проводят бесплатные консультации с целью разъяснения правил эксплуатации, ухода и хранения автомобилей. /9/

Обслуживание автомобилей в послегарантийный период эксплуатации. ТО включает следующий комплекс операций: уборочные, моечные, заправочные, смазочные, контрольно-диагностические, крепёжные, регулировочные, электрокарбюраторные, шиноремонтные. ТО в послегарантийный период подразделяют на ежедневное техническое обслуживание (ЕО), первое (ТО-1) и второе (ТО-2) техническое обслуживание автомобилей, сезонное обслуживание (СО).

При ЕО выполняют контрольно-смотровые работы по агрегатам, системам, механизмам, обеспечивающим безопасность движения (состояние шин, действие тормозных систем, рулевого управления, освещения, сигнализации и др.), а также работы по обеспечению надлежащего внешнего вида автомобиля (мойку, уборку, полирование) и заправку автомобиля топливом, маслом, охлаждающей жидкостью.

Перед выполнением ТО-2 или в процессе его целесообразно проводить углубленное диагностирование всех основных агрегатов, узлов и систем автомобиля для установления их технического состояния, определения характера неисправностей, их причин, а также возможности дальнейшей эксплуатации агрегата, узла, системы.

При ТО-2, кроме объёма работ по ТО-1, выполняют ряд дополнительных операций: закрепление, подтяжку, регулировку узлов и деталей.

Современные СТОА осуществляют: продажу автомобилей и предпродажное обслуживание новых и подержанных автомобилей, продажу запасных частей и сопутствующих товаров, техническое обслуживание (ТО-1, ТО-2) и технический ремонт (ТР), капитальный ремонт (КР) агрегатов и восстановительный ремонт автомобилей, в т.ч. и устранение повреждения кузова автомобиля, вызванного дорожно-транспортным происшествием. /9/

2. Классификация СТОА

Система, которая лежит в основе классификации СТОА, во многих странах различна. В большинстве, как и в России, станции классифицируют по числу рабочих постов, т.к. это даёт представление о размере и мощности станции, месторасположению, назначению и специализации СТОА.

В нашей стране СТОА по назначению подразделяются на: городские – для обслуживания парка индивидуальных автомобилей, и дорожные – для оказания технической помощи всем транспортным средствам в пути.

Городские станции могут быть универсальными, специализированными по видам работ и маркам автомобилей, СТОА автозаводов. По производственной мощности, размеру и виду выполняемых работ СТОА подразделяются на 3 вида: малые, средние и крупные.

Малые станции обслуживания до десяти рабочих постов предназначены для выполнения следующих работ: моечно-уборочные, общей диагностики, технического обслуживания, смазки, подзарядки аккумуляторных батарей, кузовных (в малом объёме), подкраски кузова, сварочных, текущего ремонта, а также продажи запасных частей и автомобильных принадлежностей.

Средние станции обслуживания до 34-х рабочих постов выполняют те же работы, что и малые. Кроме того, они проводят углубленную диагностику автомобилей и их агрегатов, ремонт и восстановление кузовов, окраску всего автомобиля, обойные работы, ремонт агрегатов и аккумуляторных батарей, а также возможна продажа автомобилей.

Крупные станции обслуживания более 34-х рабочих постов выполняют все виды обслуживания и ремонта средних станций в полном объёме. Они имеют специализированные участки для проведения капитального ремонта агрегатов и узлов. Для выполнения работ по диагностике могут применяться поточные линии. Осуществляется продажа автомобилей.

В зависимости от дислокации средних и крупных СТОА возможна организация технической помощи по вызову, заправка автомобилей топливносмазочными материалами. /8/

koreada.ru - Про автомобили - Информационный портал