Объем двигателя трактора т 130. Характеристики бульдозерного оборудования

Рынок специальной техники перенасыщен. Он переполнен новыми образцами, более комфортными и безопасными. Мощными тракторами, погрузчиками, экскаваторами.
Но есть категория, хотя старой, но всё же надёжной, проверенной годами техники. Трактористы уважают Т 130 бульдозер, сошедший с конвейера в конце шестидесятых годов прошлого века. Всё это время он трудится в разных областях хозяйства и зонах с кардинально отличающимся климатом.

Бульдозер Т 130 фото, которого опубликовано в интернете, встречается и работает там, где летом температура превышает 40°С. Его можно встретить в северных широтах на вечной мерзлоте. Он покорил болота и бездорожье постсоветского пространства, оставаясь и сегодня в боевом строю.

Бульдозер Т 130 технические характеристики


Рассказывая об этой модификации, отметим, что машина относится тяговому классу с клиренсом 416 мм и колеёй 1881 мм. Масса бульдозера Т 130 внушительна и составляет 1420 кг.
Техника, длиной 5193 мм, высотой 3085 мм. Ширина машины составляет 2475 мм. Столь мощная, внушительных размеров техника, создаёт давление на грунт равное 0,5 кг/1 кв.см. Бульдозер Т 130 расход топлива составляет 244,3 (180) г/к Втч.

В качестве горючего используется солярка. Бак вмещает 290 литров дизельного топлива. Отдельно необходимо остановиться на дизельном силовом агрегате и выделить конструктивную особенность машины, где применяется два вида топлива: солярка и бензин.

Всё правильно. Это не ошибка. Бензиновая смесь А-72 и А-76 разбавленная моторным маслом обеспечивает пуск агрегата. Солярка служит «вдохновителем» работы дизельного мотора.

Двигатель бульдозера Т 130 четырёхтактный, на четыре цилиндра мощностью 160 л. с. Заметим, что перемещая рабочий слой почвы, основной силовой агрегат расходует 70% своей мощности. Это далеко не идеальные показатели, но именно они позволяют мотору стабильно работать.

Устройство бульдозера Т 130

Конструкция отвала неповоротная, составляющая в ширину минимально 2480 мм. Наибольшая ширина составляет 3200 мм. Всё зависит от назначения отвала. Наибольшее усилие на кромке режущего ножа — 45 кНм. Бульдозер может резать слой почвы под углом 550 под наклоном в 450. Отвал бульдозера Т 130 весит 1700 кг.

Пару слов о гидравлической системе, в которой произошли изменения. Бульдозер Т 130 видео, работы которого смотрите ниже, оснащён дополнительным гидравлическим агрегатом приводящим, при необходимости, в движение ротор очистителя стекла.

Бульдозер Т 130 цена

На вторичном рынке специальной техники цены колеблются в пределах от 147000 р. до 435000 р. Стоимость складывается из: года выпуска, техническое состояние и наработки мото/часов. Практикуется организациями сдача техники в аренду. В этом случае стороны договариваются самостоятельно.

Достоинства и отрицательные моменты

Бульдозер Т 130 характеристика, которого рассматривается, остаётся сегодня популярной моделью. Это обусловлено, прежде всего, низкими ценами, простой конструкции, мощным и тяговым мотором. Бульдозер Т 130 управление, которого надёжное, в разных отраслях хозяйства. Применяя дополнительное оборудование, трудился на стройплощадках, в сельском хозяйстве, при строительстве дорог, мостов.

Из положительного можно отметить работу силового агрегата, который заводился и не капризничал в любых условиях, при разной погоде. Кабина надёжно защищена от шума и была отлично утеплена.
Оператор мог отработать смену с комфортом, несмотря на внешние неблагоприятные погодные условия.

Обзорность, практически круговая, позволяла оператору владеть ситуацией при проведении работ. Передние и задние фонари обеспечивали освещённость при плохих погодных условиях и в тёмное время суток.

Трактор Т 130 бульдозер, в нынешнем понимании, имеет полужесткую подвеску. Это, к сожалению, понижает тягу машины. МКПП понижала управляемость. Показатели КПД были низкими.

В заключении

Несмотря на внушительные габариты техники и вес бульдозера Т 130, он манёвренный и подвижный. Был и остаётся проверенным и желанным помощником на строительных площадках. Его ценят за простоту в ремонте и небольшую цену. Ведь машина стоит в пять раза дешевле китайской и японской техники аналогичного назначения.

Когда стало ясно, что бульдозер Т-100 устаревает, специалисты Челябинского тракторного завода разработали и запустили в серию гусеничный трактор Т-130.

Первые экземпляры машин покинули цеха ЧТЗ в 1969 году. Характеристики новой модели не дотягивали до зарубежных аналогов.

Непростое наследство

Истоки недостатков трактора Т-130 очевидны: оставаясь дальнейшей модернизацией Т-100, машина обзавелась новой силовой установкой и комфортабельной кабиной, но сохранила конструктивно устаревшие элементы шасси.

Возросший вес и увеличившийся крутящий момент двигателя стали причиной возрастания нагрузок на подвеску и трансмиссию.

Это приводило к сокращению ресурса отдельных агрегатов. Осознавая проблемы Т-130, бульдозер всё же пошёл в производство.

Со временем машина претерпела ряд модернизаций и оснащена мощным мотором. Стоимость и доступность запасных частей позволяли закрыть глаза на общие недостатки конструкции.

Особенности конструкции и технические характеристики Т-130


Сказалась и острая необходимость в технике такого класса. На момент запуска в серию трактора Т-130, технические характеристики машины выглядели многообещающе.

Двигатель

На первой модификации, получившей обозначение Т-130А, устанавливался разработанный ЧТЗ двигатель Д-130 (не путать с силовым агрегатом Владимирского завода, имеющим аналогичную маркировку). Особенности этого четырёхцилиндрового мотора:

  • Нераздельная камера сгорания, изготовленная заодно с поршнем.
  • Турбонаддув.

Это уже знакомый трактористам Д-108, устанавливаемый на Т-100. За счёт турбонаддува мощность возросла до 140 л. с., а расход топлива остался на прежнем уровне 175 г/л. с. в час.

Даже запуск с помощью бензинового двигателя ПМ-23, остался прежний. Описание техники рекомендует использовать для работы пускача бензин А-72, смешанный в пропорции 20:1 с дизельным моторным маслом.

Не все детали этих моторов взаимозаменяемы. Двигатель Д-160 нельзя устанавливать коленчатый вал от Д-130. Из-за увеличившейся мощности, деталь пришлось подвергнуть дополнительному упрочнению.

Вал старого образца не выдержит возросших нагрузок. Начиная с 1981 года, на смену Д-130 приходит мощный силовой агрегат Д-160, отличавшийся увеличенной степенью нагнетения и конструкцией некоторых узлов.

Расход топлива возрос, составив 180 г/л. с. в час, а вот фланец приводного вала КПП теперь приходилось менять ещё чаще.

Именно Т-130 этой комплектации встречаются сегодня в эксплуатации чаще всего. Даже при наличии пускового двигателя, запуск силового агрегата Т-130 при низких температурах – дело непростое. Не в последнюю очередь из-за не слишком удачной конструкции ПМ-23.

Трансмиссия


Серьёзным изменениям подверглась коробка передач. Новый агрегат имел 8 ступеней для движения вперёд и 4 для движения назад.

Но передаточные числа подобраны не слишком удачно. При старте с места и переходе с одной ступени на другую, у Т-130 случаются резкие рывки, жертвой которых в первую очередь становится фланец приводного вала КПП.

Ограниченный ресурс имеет и первичный вал. Снять коробку передач для ремонта непросто – вес превышает 500 кг.

Тут потребуется специальное оснащение и помощь других людей. В одиночку массивный агрегат не снимите.

Не добавляет надёжности и механизм поворота, включённый в состав трансмиссии. Раздельного изменения скоростей вращения гусениц оказалось сомнительным достоинством, а вот число быстро изнашиваемых деталей возросло, и вес трактора снова увеличился. Оставляет желать лучшего и ресурс фрикционов.

Подвеска


Задний мост наглухо приварен к лонжеронной раме. Отсюда и полужёсткая конструкция подвески с поперечной балансирной рессорой.

Недостаток можно было бы устранить, установив подрессоренное сиденье. Но таким новшеством трактор похвастать не мог.

Масса модели - 14320 кг. Для сравнения, колёсный трактор Т-30 весит в шесть раз легче. Несмотря на вес, машина относилась к тяговому классу 6 т.

Расширенные возможности


Вал отбора мощности, установка которого предусмотрена конструкцией машины, расширил список навесного оборудования.

Бульдозер стал универсальным. Кабина стала просторной, обзор улучшился, что упростило работу. Уделили внимание и акустическому комфорту, использовав в конструкции кабины новые шумоизоляционные материалы.

Не всё так просто


По популярности среди бульдозеров с Т-130 соперничал с трактором Т-74 относившейся к менее мощному тяговому классу 3 т.

Причина, по которой встречают находящийся в эксплуатации трактор-ветеран, это умеренные цены на детали и агрегаты.

Низкая стоимость комплектующих не означает простоту обслуживания. Как снять звёздочку (ведущую шестерню) Т-130?

Эта процедура одна из операций по обслуживанию бортового редуктора. Повреждённая звёздочка, чаще является видимой частью проблемы, которая на деле, гораздо серьёзнее.

Натолкнувшись на объявления о продаже Т-130 1997 года выпуска, будьте уверены, если не откровенный обман, то честное заблуждение.

Производилась некогда популярная модель в период между 1969 и 1988 годами. Позже на смену пришла модель Т-170, в которой использованы технические решения предшественника. Несмотря на сходство, это уже другой трактор.

Бульдозер Т-130 также известен как Т-10.01 или Т-100 (последний вариант - по названию модели, на основе которой он был разработан). Машина входит в число классических моделей Челябинского тракторного завода. Выпуск осуществлялся на протяжении 1969-1988 годов

Источник фото: techstory.ru

В число основных элементов Т-130 входили двигатели Д-130/Д-160, оборудованные турбонаддувом, и механическая трансмиссия с постоянно замкнутой муфтой сцепления. Количество передач - восемь вперед и четыре назад. По своей конструкции это была простая модель, а значит, с высокой ремонтопригодностью. Базовый гусеничный трактор использовался в качестве промышленной и сельскохозяйственной техники.

Управление тормозами и поворотом у Т-130 выполнялось с помощью одного рычага. Еще одна особенность - один поддерживающий ролик в гусеницах вместо двух. Подвеска была выполнена полужесткой, с балансирной поперечной рессорой. Она изготавливалась из двух штампованных лонжеронов.

Максимальная скорость, которую мог развивать бульдозер при передвижении вперед, - 10,65 км/ч. Предельное значение при езде назад - 8,63 км/ч. Самое большое тяговое усилие достигалось при скорости в 2,6 км/ч. Тормоза конструкторы установили ленточного типа. Ширина стандартных башмаков составляла 500 мм.

Технические характеристики Т-130, масса

Вес бульдозера Т-130 составлял чуть более 12 тонн. Базовая версия характеризовалась удельным давлением на грунт на уровне 0,05 МПа.

Габариты

Габаритные размеры у рассматриваемого трактора составляли 5,2 м (длина), 2,5 м (ширина) и 3 м (высота).

Дорожный просвет

Двигатель Т-130

Первые образцы, выпускавшиеся на Челябинском тракторном заводе, комплектовались 140-сильным двигателем Д-130. С середины 70-х годов бульдозеры начали оснащать более мощными дизелями Д-160, вырабатывающими до 160 л.с.


Источник фото: techstory.ru

Нормативный расход топлива бульдозера составлял 244,3 г/кВт*ч. Машина комплектовалась топливным баком, вмещающим 290 л.

Тип дизельного двигателя Д-130: четырехцилиндровый, четырехтактный с камерой сгорания в днище поршня. Чтобы осуществить запуск дизельного двигателя, использовался вспомогательный карбюраторный мотор с электрическим стартером. Для пускового двигателя использовалась смесь бензина с моторным маслом.

Техническое обслуживание

Модели Т-130, Т-170, а также разработанные после них бульдозеры Т-10 и Т-11 имеют конструктивную преемственность. В том числе они схожи по габаритным размерам и своим весовым характеристикам. Это позволяет производителю заявлять, что запчасти, подходящие для установки на уже снятые с производства машины, можно приобрести и сегодня. Причем речь идет как об изготовлении или ремонте в заводских условиях комплектующих, так и о замене старых узлов на более современные и производительные.


Источник фото: techstory.ru

Одним из самых слабых мест т 130 считались бортовые фрикционы. Их конструкция была позаимствована у более старого трактора С-80 и отличалась весьма незначительным сроком службы.

Модификации

Трактор Т-130 был создан на основе модели Т-100, однако довольно сильно отличался от своего предшественника: базовая машина была подвергнута глубокой модернизации. Следующим же этапом развития бульдозерной техники производства "ЧТЗ-Уралтрак" стала модель Т-170 (главное отличие - увеличенная до 174 л.с. мощность).

Бульдозер Т-130 представляет собой тяжелую гусеничную технику широкого предназначения, которая Челябинским тракторным заводом с 1969 года и по 1988 год. В эти года бульдозер Т-130 являлся основной машиной, которая исправно эксплуатировалась по всей территории СССР, а также в странах расположенных по соседству. Это объясняется универсальностью бульдозера, так как он способен выполнять как строительные виды работы, так и сельскохозяйственные, лесные и некоторые коммунальные за счет оснащения специальным навесным оборудованием. За все время производства с завода вышло 242 тысячи машин, которые часто можно встретить и в настоящее время. Базой же для данного бульдозера послужил гусеничный трактор Т-100, а именно он был полностью модифицирован и доработан, в результате чего и появилась высоконадежная и ремонтопригодная машина с довольно большим эксплуатационным ресурсом, как силового агрегата, так и других механизмов и узлов. С завода оснащен четырехцилиндровым дизелем Д-130, который способен выдать номинальную мощность при определенных оборотах коленчатого вала в 95.6 киловатт или же в 130 лошадиных сил, что, кстати, и указано в названии бульдозера. Более поздние модели, выпускавшиеся с 1981 года по 1988 год, укомплектованы усовершенствованным двигателем Д-160, который способен выдать максимальную мощность в 117.7 киловатт или же в 160 лошадиных сил. Стоит отметить, что особой популярностью пользовались поздние модели, так как обладали большей мощностью и соответственно тяговым усилием. Сам же бульдозер Т-130 был отнесен к шестому классу специальной тяговой техники.

Навигация по статье

Назначение

Основной сферой применения бульдозера Т-130 является проведение строительных работ, таких, где требуется тяжелая техника. А именно он способен выполнить разравнивание рабочих территорий, засыпание ям, котлованов и траншей, перемещение камней, а также и рыхление твердого грунта, используя в процессе либо однозубое рыхлительное оборудование, либо трехзубое. Все перечисленные процессы машина также выполняет и в строительстве дорог. Бульдозер Т-130 способен справиться грунтом первой, второй и третьей категории плотности без применения рыхлительных агрегатов, когда с ними ему по силе и четвертая категория. Но помимо строительства, бульдозер запросто может быть переоборудован специально для сельских хозяйств, где он проделывает такие работы, как вспахивание полей с грунтом различной несущей способностью, культивирование и посев. Также данная машина является востребованной в проведении мелиоративных и плантажных работ.

В коммунальных хозяйствах бульдозер, как правило, используется лишь для очистки дорожных участков, некоторых площадок и улиц от большой массы снега, применяя в работе стандартный фронтальный отвал.

В лесных хозяйствах список выполняемых им работ немного шире, а именно помимо разравнивания площади, перемещения камней и рыхления, бульдозер Т-130 служит для выкорчевывания пней и корней деревьев, предварительно оборудованным специальным отвалом-корчевателем. Перемещение спиленных деревьев на небольшие дистанции осуществляется за счет лебедочного оборудования, что позволяет в некоторых случаях не прибегать к использованию трелевочных машин.

Стоит отметить, что в свои годы производства было актуальным переоборудование бульдозер под трубоукладчик и копру.

Навесное оборудование

Для бульдозера Т-130 имеется довольно большой выбор разнообразных дополнительных агрегатов, применяемых практически во всех сферах работы. Но так как основным предназначением данного бульдозера является строительство, соответственно и разберем подробно каждый агрегат, применяемый в этой сфере:

  • Фронтальный отвал (полусферическая форма). Его ширина составляет 3310 миллиметров. Высота равна 1310 миллиметрам. Объем данного отвала обладает значением в 4750 кубических миллиметров. Основной угол резания имеет значение в 55 градусов. Максимально допустимый перекос отвала составляет 630 миллиметров или же 10 градусов. Угол резания изменяется с помощью винтового раскоса, а сам перекос гидравлическим раскосом. Полностью собранное оборудование обладает весом в 2510 килограмм. Относится к типу Е.
  • Фронтальный отвал (прямая форма). В ширину данный отвал обладает значением в 3420 миллиметров, когда в высоту также 1310 миллиметров. Максимальный объем составляет 4280 кубических миллиметров. Угол резания такой же, что и у предыдущего агрегата, а именно 55 градусов. Максимально допустимый перекос также 630 миллиметров или же десять градусов. Угол резания и перекос отвала изменяется так же, как и у предыдущей модели. Масса готового к эксплуатации оборудования составляет 2373 килограмма. Относится к типу В.
  • Фронтальный отвал (прямая форма с возможностью изменения угла поворота). В ширину отвал составляет 4280 миллиметров, в высоту 1140 миллиметров. Его объем достигает отметки приблизительно в 4000 миллиметров. Максимально допустимый угол поворота равняется 25 градусам. Максимальный перекос равен десяти градусам или же 630 миллиметрам. Существует всего два типа, это тип Д и тип Д3. Масса первого составляет 2540 килограмм, когда масса второго равняется 2650 килограммам.
  • Фронтальный угольный отвал (сферическая форма). Ширина этого агрегата равняется 4243 миллиметрам, высота 1510 миллиметрам. Его объем составляет 9700 кубических миллиметров, что позволяет перемещать довольно большую массу сыпучих материалов, угля, снега, а также и торфа. Масса такого отвала имеет значение в 3045 килограмм. Относится к типу К.
  • Фронтальный болотоходный отвал (прямая форма). Его ширина составляет 4260 миллиметров. Высота составляет 1350 миллиметров. Объем данного агрегата обладает значением приблизительно в 5300 кубических миллиметров. Используется на грунте с низкой несущей способностью. Масса отвала составляет 2870 килограмм. Относится к типу В4.
  • Рыхлительное оборудование (однозубый вид). Максимально допустимая глубина данного оборудования составляет 650 миллиметров. Может подниматься максимально до 700 миллиметров. Применяется на грунте с высокой плотностью и асфальтированных участках. Весит в готовом к эксплуатации состоянии 1549 килограмм. Устанавливается в задней части бульдозера. Относится к типу Н.
  • Рыхлительное оборудование (трехзубый вид). Значения максимального заглубления и подъема точно такие же, что и у предыдущего рыхлителя. Зубья расположены в 900 миллиметров друг от друга, что позволяет захватить большую площадь, чем предыдущий агрегат. Масса трехзубого рыхлительного оборудования обладает значением в 2240 килограмм. Устанавливается в задней части бульдозера. Относится к типу Р.
  • Прицепное устройство (жесткого типа). Данное оборудование известно еще как ЖПУ. Предназначено для применения других прицепных приспособлений и машин. Устанавливается в задней части бульдозера. Относится к типу общего предназначения.
  • Прицепное устройство (маятникового типа). Этот агрегат еще известен как МПУ и предназначен для всего того, что и предыдущее оборудование. Данный тип отличается возможностью смещения точки прицепа от продольной оси, что является полезным в работе с высокими нагрузками от прицепных орудий. Устанавливается также в задней части бульдозера. Относится к типу общего предназначения.

Модификации

Всего существует одна модифицированная версия, предназначенная для работы на грунте с низкой несущей способностью, а именно это болотоходная. Отличается от базовой модели лишь гусеницами, которые имеют увеличенные размеры (длина и ширина).

В целом бульдозер Т-130 не имеет множества модифицированных версий, но на протяжении всего времени его производства его многократно дорабатывали и улучшали, что позволило добиться большей надежности данной машины. Также помимо этого был обновлен список дополнительных навесных агрегатов, что значительно расширило его спектр выполняемых работ, как в строительстве, так и в сельских и лесных хозяйствах. Как было указано ранее, с 1981 года бульдозер стал оснащаться двигателем Д-160, который немного позже был улучшен, в результате чего его максимальная мощность выросла до 128 киловатт или же 174 лошадиных сил. Прежний топливный бак был также расширен до объема в 300 литров, что позволило проделывать необходимую работу достаточно продолжительное время. Стоит отметить, что именно бульдозер Т-130 послужил базой для более новых моделей гусеничной техники, как, к примеру, Т-170, который многое взял со своего предшественника.



Технические характеристики

Бульдозер Т-130 в полностью готовом к эксплуатации состоянии обладает массой в 14300 килограмм. В длину данная машина равняется 5193 миллиметрам. В высоту составляет 3085 миллиметров. В ширину, учитывая края гусениц базового бульдозера, машина имеет значение в 2475 миллиметров. Расстояние между гусеницами равняется 1880 миллиметрам. Клиренс составляет 416 миллиметров.

Модели, выпускавшиеся в период с 1969 года по 1981 год, оснащались с завода дизельным четырехцилиндровым двигателем марки Д-130, от которого бульдозер и получил наименование, как Т-130. Этот силовой агрегат по достижению максимальных оборотов коленчатого вала позволяет развить 95.6 киловатт или же 130 лошадиных сил. Но со временем данный агрегат все же устарел в плане технических характеристик, что послужило поводом заменить его на более производительную модель Д-160. Это произошло в 1981 году и на новые модели бульдозера начали устанавливать 160-ти сильный четырехцилиндровый дизель. Немного позже он подвергся некоторым техническим изменениям, в результате чего его максимальная мощность была повышена до 128 киловатт (174 лошадиных сил).

Трансмиссия бульдозера включает в себя сухую муфту сцепления, пребывающую в постоянном замкнутом положении и механическую коробку переключения передач. КПП данной машины обладает восьмью передачами, предназначенными для движения бульдозера вперед и четырьмя передачами, предназначенными для движения бульдозера задним ходом. Также имеется четырехвальная коробка передач, коническая передача и несколько двухступенчатых бортовых редукторов.

Тормоза у Т-130 ленточные, расположенные по сторонам. Тормозная система приводится в действие с помощью гидравлических сервомеханизмов.

Рама бульдозера состоит из двух лонжеронов, приваренных к корпусам бортовых фрикционов. Каждая гусеница данной машины содержит в себе пять опорных катков, поддерживающиеся двумя опорными роликами. Натяжение гусениц происходит за счет гидравлической системы. Каждое звено гусеницы штампованное, которое соединяется с другими звеньями с помощью втулок и пальцев.


Особенности

Бульдозер Т-130 позволяет выполнять довольно тяжелые виды работ, благодаря высокому тяговому усилию и обширному набору навесных агрегатов. Но не только это сделало бульдозер универсальным, но еще и внутренние оснащения, влияющие на комфорт оператора при эксплуатации независимо от погодных условий, будь то низкие температуры окружающей среды или же наоборот жара. Это объясняется наличием в базовой комплектации системы фильтрации поступающего воздуха в кабину, а также его подогрева и внутреннего отопителя. Высокий уровень постороннего шума и сильная тряска в работе способствуют появлению быстрой утомляемости оператора, соответственно и падает эффективность и точность выполнения. Но для того чтобы эти уровни понизить были применены специальные материалы, а именно это звукоизоляция и виброизоляция. Звукоизоляционные материалы применены в самой кабине, а виброизоляционные используются уже под ней, что позволяет погасить какую-то часть колебаний, исходящих от механизмов подвески бульдозера, трансмиссии и, конечно же, немного сгладить тряску при эксплуатации на неровных поверхностях. Кабина бульдозера использует конструкцию закрытого типа, изготовленную из металла. Места в ней более чем достаточно, так как там могут разместиться до двух человек.

Все вышеперечисленное является базовыми особенностями, когда при заказе данной машины могут быть запрошены у дилеров следующие оснащения:

  1. Подогреватель двигателя. Основным элементом является жидкость (вода или же масло), которая нагревает силовой агрегат при низких температурах окружающей среды, позволяя совершить легкий запуск двигателя.
  2. Специальный подогреватель воздуха. Является неким дополнением к системе фильтрации, так как подогревает уже отфильтрованный воздух до необходимой температуры, обеспечивая в кабине комфортные условия эксплуатации на морозе.
  3. Гусеничные шпоры. Являются накладками на гусеницы, что позволяет добиться высокого сцепления со скользкой поверхностью.
  4. Резиновые башмаки. Применяются в основном при работе на асфальтированных участках дорог и улиц, так как способны не наносить особый ущерб покрытию.
  5. Специальный тент. Является актуальным при работе под открытым солнцем летом и в жарких областях. Устанавливается вместо металлической кабины и в случае необходимости может быть снято.


Видео

Двигатель

Первым двигателем, устанавливаемым на данный бульдозер, является четырехцилиндровый силовой агрегат Д-130, который может выдать номинальную мощность при определенных оборотах коленвала (2000 оборотов в минуту) в 130 лошадиных сил или же в 95.6 киловатт. Цилиндры, диаметром в 105 миллиметров, расположены вертикально в ряд. Ход поршней составляет 120 миллиметров.

Вторым двигателем, устанавливаемым с 1981 года, является Д-160. Этот агрегат также имеет четыре цилиндра диаметром в 145 миллиметров, которые находятся в вертикальном рядном положении. Ход поршней этого агрегата составляет 255 миллиметров. Максимально допустимое количество вращений коленчатого вала у Д-160 было снижено до 1350 оборотов в минуту, но, не смотря на это, данный агрегат способен выдать 117.7 киловатт или же 160 лошадиных сил, что в паре с восьмиступенчатой трансмиссией позволяет добиться довольно высокого тягового усилия.

Третьим двигателем и самым последним является тот же дизельный Д-160, но с некоторыми техническими доработками. Его максимальная мощность была повышена до 128-ми киловатт или же 174-х лошадиных сил, что только в лучшую сторону повлияло на бульдозер.

Каждая силовая установка запускается с помощью специального одноцилиндрового пускового двигателя модели П-23У. Этот двигатель работает уже на бензине.

Во всех дизельных двигателях данного бульдозера используется жидкостная система охлаждения, температура которой доходит до 85 градусов.


Цена нового и б/у

В полностью новом техническом состоянии бульдозер Т-130 имеет стоимость, начинающуюся от одного миллиона рублей и заканчивая двумя с половиной миллионами российских рублей. Стоит помнить, что приобретая новую технику, стоимость моежт изменяться в связи с такими моментами, как год производства, комплектация (включая дополнительные оснащения, запрошенные у продавца), версия (базовая или болотоходная), и дополнительные навесные агрегаты, а вернее их наличие и тип.

Подержанная машина имеет стоимость несколько ниже, а именно от 700 тысяч рублей и до одного миллиона российских рублей. Приобретая б/у технику, необходимо знать, что в основном стоимость зависит от общего состояния машины, а потом уже идут год производства, версия и наличие дополнительного оборудования.

Челябинским тракторным заводом в 1969 году был начат выпуск хорошо известного бульдозера Т-130, который производился вплоть до 1988 года.

Его конструкционные возможности в течение всего этого времени не претерпели практически никаких изменений.

Единственная надстройка, появившаяся в 70-х годах, – это турбонаддув 4-тактного двигателя. В спецтехнике установлены 4 цилиндра Д 160 мощностью 160 л. с.

Так как бульдозер был создан на основе трактора Т-130, он может использоваться в качестве базы, на которую устанавливается навесное оборудование для вспахивания, транспортирования и т. д.

Он был оборудован гидравлической раздельной агрегатной системой с отдельно установленными передней и задней навеской. За счет такой конструкции удобно монтировать сваи, укладывать трубы и проводить буровые работы.

Спецтехника 10 класса весит 13 т без снаряжения. При нахождении в рабочем состоянии двигатель использует 0,24 кг на 1 кВт вырабатываемой мощности. Охладительная система агрегата имеет объем 60 л, а смазочная – 32 л.

Габаритные размеры бульдозера 2,475х5,193х3,085 м, дорожный просвет имеет высоту 0,41 м, что дает возможность проезда по недоступной местности. Колея этой спецтехники задействует ширину 1,88 метра, а база – длину 2,88 метра.

Преимущества и недостатки бульдозера Т-130

Выпуск этой модификации тяжелого бульдозера проводился в течение 19 лет на ЧТЗ. Несмотря на то что такая техника надежна и мощна, она морально устарела в плане конструкции.

Раньше подобные машины использовались практически во всех областях промышленности, строительства, на их базе создавались различные сельскохозяйственные агрегаты.

Очень прочная конструкция бульдозера отличается простым обслуживанием, крайней неприхотливостью и хорошей ремонтопригодностью. Этот тяжелый агрегат мог быть использован для различных работ на стройке, в сельском хозяйстве, различных областях промышленности.

Считалось, что подобная техника не способна подвести даже в самых тяжелых условиях.

Эксплуатировалась модель бульдозера Т-130 в любом климате, она считалась незаменимой в сельском хозяйстве, строительстве, дорожных работах. Остекление вкруговую давало прекрасный обзор, сама кабина имела хорошую звукоизоляцию и утепление.

Несмотря на все плюсы, недостатков в этой тяжелой спецтехнике тоже хватало.

Заводился такой тяжелый бульдозер бензиновым двигателем с одним цилиндром, а не аккумулятором, что очень неудобно при зимней погоде.

Полужесткая подвеска спецтехники ограничивала тяговые возможности, механическая трансмиссия агрегата снижала управляемость, за счет чего КПД машины был очень низким.

Однако та польза, которую приносило и приносит это мощное оборудование, не идет ни в какое сравнение с мелкими недостатками.

Где и как применяется бульдозер Т-130

За основу тяжелой спецтехники была взята модель трактора Т-130. Так как этот бульдозер производит небольшое давление на поверхность, а проходимость у него просто феноменальная, то колесные аналоги не идут с ним ни в какое сравнение.

Эта тяжелая спецтехника считается промышленной общего назначения и предназначена для следующих целей:

  • проведение строительных и реконструкционных работ;
  • планирование стройплощадок;
  • поднятие насыпей высотой до 2-х метров;
  • засыпание грунтом котлованов и других землеройных сооружений;
  • разработка и перемещение грунта на 50-150 м;
  • срезка верхнего слоя грунта для устранения неровностей;
  • расчистка территории и т. д.

При помощи такого тяжелого оборудования могут быть осуществлены работы по перемещению грунта, стройматериалов. Для выполнения сельхозработ в машине установлена задняя подвеска.

Ни одно, даже самое незначительное, строительство, не сможет обойтись без бульдозера. Он предназначен для того, чтобы разрабатывать стройплощадки и дорожные автомагистрали, рыть траншеи и котлованы, убирать мусор со строительной площадки.

Его берут за основу для переоборудования в трубоукладчик и т. д. Эта модель тяжелого бульдозера считается универсальной, поэтому ещё долго будет использоваться в различных областях промышленности, строительства и сельского хозяйства.

При проведении земляных работ с помощью этой тяжелой спецтехники их можно выполнять по трем основным принципам:

  • на грунтах 1-3 категории – срез идет одинаковой толщины;
  • на сухих, плотных – погружение отвала делается поперечно (гребенчатым способом);
  • на малом сопротивлении – от меньшего к большему (клиновым способом).

Разработка грунтовых выемок проводится с наибольшей производительностью, если угол положения наклона составляет 15 градусов. Если движение техники производится вверх, то уклон может иметь наибольший угол – 25, вниз – 35, поперечно – 30 градусов.

Траншейным способом производится перемещение из выемки земли на 50 метров, в этом случае использование промежуточных валов нецелесообразно.

Передвижение на 50-150 метров производится при накапливании почвы в валы. В некоторых случаях возможно изменение схемы работы.

В окончательном варианте земля выравнивается и производится обратный ход бульдозера. Перемещать почву на дальность свыше 150 метров считается нецелесообразным.

В сельском хозяйстве бульдозер Т-130 может проводить огромное количество различных работ: подготовка площадей под посев, обработка сельскохозяйственных культур, работы на складах, фермах и т. д., или использоваться как тяговая сила.

Так как у бульдозера гусеничный ход, он может пройти в таких местах, где колесному транспорту дорога закрыта , поэтому тяжелая спецтехника такого плана используется в сельском хозяйстве на довольно сложных работах.

Кроме этого, такой универсальный бульдозер специально комплектуют лебедкой и отвалом, чтобы он мог быть болотоходом. При глубоком вспахивании и культивации также задействуется эта спецтехника.

Специальная модификация была разработана для рисовых полей. Также это оборудование утрамбовывает силос в ямах. Зимой при помощи этой спецтехники можно очистить дороги и задержать снег на полях.

В промышленности бульдозеры Т-130 считаются практически незаменимыми при разработке и освоении месторождений полезных ископаемых, нефти и газа.

Они являются основой для большого количества специальных модификаций, без которых эффективная работа практически невозможна. Так как тяжелая спецтехника считается одной из самых мощных, то ее используют на любых работах.

Благодаря хорошим техническим характеристикам бульдозер используют не только для сельского хозяйства и строительства. С его помощью могут забиваться сваи, укладываться и закапываться трубы, он считается базовым в бурильных установках.

Эти тяжелые агрегаты нашли применение и в лесном хозяйстве. При помощи бульдозеров опахивают массивы, проводят профилактические работы по охране от пожаров, борются с майским хрущем.

И конечно, такие машины незаменимы в лесозаготовительных работах.

Почему так популярен Т-130

Несмотря на то что создали этот бульдозер в прошлом веке, его популярность не падает. Дело в том, что высокая проходимость и хорошие тяговые характеристики относятся к высшему классу.

Это незаменимая спецтехника при проведении больших объемов сельскохозяйственных работ. А большие мелиоративные площади вообще никак не смогут обойтись без применения такого бульдозера.

Все дело в том, что площадь опоры на грунт у этой модели очень широкая, за счет чего земля спрессовывается слабо.

В этой спецтехнике может быть установлено два вида трансмиссии:

  • механическая – достаточно проста и имеет небольшой вес, однако может обеспечить высокий КПД, надежную работу и простую эксплуатацию;
  • гидромеханическая – этот вариант можно автоматизировать, что значительно облегчит управление, сделает машину более надежной и долговечной.

Помимо модификации бульдозера, существует еще около 80 моделей и комплектаций трактора Т-130. Но так как все запчасти унифицированы, их можно использовать для любых трансформированных машин.

Кроме этого, базовая модель спроектирована так, что на конструкцию может быть установлено различное навесное оборудование: очиститель для снега, ковш экскаватора, лопата для переоборудования в бульдозер.

Помимо этого, оно может быть прицепным. При желании можно переоборудовать модель в грейдер.

Секрет мобильности спецтехники кроется в конструкции гусениц. Они имеют неразборные звенья, соединенные втулками и пальцами. Башмаки, которые подсоединены к звеньям, имеют специальный профиль., можно найти статью об устройстве мостовых кранов.

Опорные детали также играют важную роль (они всегда в запасе у механиков). Все части гусеничной ленты изготавливаются из высокомарганцовистой стали и проходят закалку.

Одно из главных преимуществ – наличие раздельно-агрегатной гидросистемы, за счет которой производительность бульдозеров Т-130 становится выше.

Эти мощные агрегаты оборудованы двухместной металлической закрытой кабиной с круговым остеклением, в которой есть вентиляция, отопление, тепловая и звуковая изоляция.

Сейчас стало возможным сделать небольшие дополнения для удобства: специальный подогрев воздуха, замена кабины на тент летом.

Чтобы без проблем ездить по обледенелой дороге, можно установить шпоры, а чтобы не портить асфальтовое покрытие – специальные асфальтоходные башмаки.

Все это оборудование, которым может быть дополнена и оснащена такая спецтехника, как бульдозер Т-130, сейчас возможно приобрести в местах продажи запчастей.

О том, как модель Т-130, оснащенная бульдозерным отвалом, справляется с расчисткой площади под строительство здания, можно узнать из видео:

koreada.ru - Про автомобили - Информационный портал