Тралы на минных полях. Минные тралы, применяемые для танков и БМП ВС РФ Назначение и общее устройство ножевых минных тралов

НАЗНАЧЕНИЕ
Колейный минный трал КМТ-7 предназначен для разведки минных полей и проделывания в них колейных проходов.

РАЗРАБОТКА, ПРОИЗВОДСТВО
Станкомаш Челябинский станкостроительный завод №78), Челябинск.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ
Трал состоит из двух частей (правой и левой). Правая и левая части трала присоединяются к танку отдельно и работают независимо друг от друга.

Основными узлами каждой части трала являются:
- катковая секция;
- рама;
- ножевая секция;
- сцепное устройство.
Кроме того в комплект трала входят:
- устройство для траления противоднищевых мин;
- кассета пиросигналов;
- электрооборудование;
- пневмосистема;
- ЗИП.

ЭКПЛУАТАЦИЯ (БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ)
По штату находился в инженерно-саперной роте танкового и мотострелкового полка.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КМТ-7
- число секций – 2;
- ширина колеи, протраливаемой одной секцией – 0,80 м;
- скорость траления – 8-12 км/ч;
- транспортная скорость – 20-30 км/ч;
- взрывоустойчивость – до 10 мин ТМ-57 или до 4 мин ТМ-62М
- время на монтаж – до 3 ч;
- время аварийной отцепки – 1 мин;
- общий вес трала – 7,5 т.

Часть первая. Скучная теория.


Противоминный трал - специальный вид инженерного вооружения, появился как средство преодоления (разведки) танками минных полей на марше и в наступлении. Сегодня этот вид вооружения продолжает совершенствоваться параллельно с развитием минного и минно-взрывных заграждений.

Средства поиска отдельных противотанковых (ПТМ) и противопехотных мин (ППМ) начали разрабатываться с момента развития и широкого применения минно-взрывных средств в армиях вероятных противников. Вначале это были металлические щупы, которые применялись вручную, металлические кошки, которые забрасывались на проверяемый участок местности и вызывали подрыв или снятие мины с места установки при подтягивании кошек.


Поиск мин с помощью щупа



Саперная кошка для мин

Усложнение конструкции мин и совершенствование способов минирования потребовали создания специальных устройств по поиску мин - миноискателей. Первые образцы миноискателей были созданы в 1934 г. советским военным инженером Б. Я. Кудымовым.


Испытание советского миноискателя ВИМ-2. Б. Кудымов - крайний слева



Советские саперы с миноискателями ВИМ. Финская война

Возрастание масштабов минирования, потребности войск в повышении темпов ведения инженерной разведки на марше, а также необходимость быстрого преодоления (траления) минных полей (МП) при атаке переднего края противника привели к созданию первых противоминных тралов. Первые эксперименты с подобным инженерным вооружением были проведены еще в годы Первой мировой войны англичанами и французами. Так, в 1917 г. французы поставили на танк «Рено ФТ-17» первый противоминный трал плужного типа для траления немецких ПТМ. Данных об испытаниях нет, поэтому сказать что-то об успешном применении трала трудно.


Французский трал плужного типа на танке FT-17

Под тралением мин понимают любое воздействие на мину, устраняющее возможность подрыва на ней различных целей. Результатом такого воздействия может быть уничтожение мин на месте установки или удаление мин с полосы, по которой движется цель.

Устройства, обеспечивающие механизацию процесса траления в целях проделывания прохода в МП, называются средствами преодоления минно-взрывных заграждений. В нашем, конкретном, случае это противоминные тралы , которые навешивают на танки.


Возможные способы траления мин: ручной, взрывной, механический, газогидродинамический, термический, химический, дублирующий, блокирующий или их комбинации.

Ручной способ применяется исключительно в случаях, когда невозможно применение других средств и способов. Недостатки - значительный расход живой силы, потери в личном составе, низкие темпы, трудность осуществления маскировки.

Взрывной способ траления основан на использовании основных динамических параметров взрыва зарядов различных ВВ или смесей, в результате чего мины срабатывают, получают механические повреждения или удаляются за полосу прохода.


Установка разминирования УР-77 делает проход в минном поле взрывным способом

В начале 80-х годов в СССР была разработана уникальная машина разминирования - БМР «Гобой». О ней автору рассказал полковник в отставке В. Сытник, который в 1979-1983 гг. был инженером-испытателем машин инженерного вооружения на 18 научно-исследовательском полигоне под Ленинградом. По словам Владимира Дмитриевича, «Гобой» был разработан на базе огнеметного танка Т-72 (со слов полковника). Внешне БМР ничем не отличалась от огнеметного танка, кроме того, что через огнеметную форсунку выбрасывалась специальная объемно-детонирующая жидкость (смесь бензина со специальными добавками), а вместо дымовых гранат выстреливались гранаты для инициации объемно-детонирующей жидкости. Испытания машина проходила на опытном полигоне инженерной техники Нахабино под Москвой в 1982 году. Для обнаружения мин на машине был установлен тепловизор: мина в почве имеет свою собственную температуру и температуру почвы приобретает в среднем лишь через 8-10 суток. Тепловизор как раз и определяет мины в почве по разнице температур. Военные испытания БМР «Гобой» проходила в Афганистане, где ее охраняла рота спецназа.



Экспериментальная БМР "Гобой" и принцип роботы (реконструкция автора)

Принцип работы машины заключался в следующем. Когда БМР подходила к минному полю или выявляла заминированный участок, то она делала выстрел («пленок») взрывной смесью на расстояние 25 м, ширина «пленка» достигала 10 м. После этого происходил отстрел нескольких гранат с инициирующим зарядом, которые подрывали взрывную смесь, которая в свою очередь подрывала (обезвреживала) мины. После этого машина продвигалась снова на 25 м вперед и делала новый выстрел. В серию машина не пошла.

Похожую технологию американцы применили в Ираке только в начале 21 века. Для уничтожения противобортовых мин с помощью объемных взрывов американцы широко использовали распыляемые и подрываемые смеси на основе пропиленоксида. В частности, у морпехов для этого имелась катапульта CATFAE с 21 направляющей, а у сухопутной пехоты - 30-ствольная установка SLUFAE.


Американское средство взрывного разминирования - катапульта CATFAE

Механический способ траления предполагает использование различных устройств и механизмов - минных тралов механического действия, встроенных в подвижное базовое шасси или навешанных на него и осуществляющих непосредственное воздействие на мины звеньями определенного вида.


Рабочий орган трала механического действия - катки сгруппированные в секции

Газогидродинамический способ основан на использовании тепловой энергии истекающих потоков газов (воздуха) или жидкости из специальных сопел, при этом мины срабатывают, разрушаются или удаляются за полосу прохода.


Трал "ПРОГРЕВ-Т" - рабочий орган адаптированный турбореактивный двигатель от истребителя МиГ-17


Второй образец танка К-90 на испытаниях экспериментального газодинамического тральщика ИМТ. ЦНИИИ им. Д.М. Карбышева (п. Нахабино)

Термический способ траления предполагает использование тепловой энергии различных источников, обеспечивающей инициирование основного заряда ВВ и подрыв мины, расплавление заряда или выжигание его в целях исключения подрыва.

Химический способ основан на введении в ВВ агрессивных компонентов, флегматизирующих его и устраняющих способность его к детонации (в основном воск, церезин, стеарин, парафин, иногда твёрдые смазки типа графита).

Дублирующий способ траления основывается на имитации в окружающей среде ложных физических полей, подобных полям, что создают реальные движущиеся цели, с целью заблаговременного воздействия на соответствующие реагирующие приводы мин и приведения к срабатыванию на безопасном расстоянии от цели.


Взрыв мины перед БМР-3 вызван работой электромагнитной приставки ЭМТ, которая создает ложное магнитное поле реального танка

Блокирующий способ основан на наведении мощных немеханических полей в месте нахождения реагирующих приводов ПТМ в целях блокировки или вывода из строя элементов электронной схемы и устранения способности воспринимать физическое поле бронецели.

Наибольшее практическое применение нашли механический и взрывной способы траления, реализованные в механических тралах и установках разминирования. Именно о механических тралах мы и поговорим в нашей статье.

Конструктивно механические тралы по принципу воздействия на мины делятся на три типа: нажимные, выкапывающие и ударные. Возможны их комбинации.

Нажимные тралы создают локальное давление на грунт или поверхность мины для разрушения корпуса мины или приведения к взрыву мины с нажимными приводами. По конструкции делятся на скользящие и катковые.

Скользящие тралы не получили распространения из-за большого сопротивления движению и низкой взрывоустойчивости рабочих органов.


Экспериментальный трал скользящего типа СКТ - 2



Скользящий элемент легкого трала Л-5

Катковые тралы имеют тралящие рабочие органы в виде тяжелых стальных катков, движущихся впереди танка. Необходимое силовое воздействие на мину обеспечивается либо собственным весом катка, либо весом катка и весом дополнительно присоединенных масс. К катку предъявляются требования высокой взрывоустойчивости и создания необходимого давления на грунт, при котором обеспечивается надежное траление мин.

Катки имеют различную форму. Из всех форм при равных условиях наибольшей взрывоустойчивостью обладает каток чечевицеобразной формы. Наличие любых выступов на катках снижает их взрывоустойчивость. Однако обойтись без них нельзя: уширения по сторонам катков способствует уменьшению межкаткового пространства, что повышает тралящие свойства.


Форма катков

По способу посадки катков на ось катковые тралящие органы бывают со свободной, индивидуальной и комбинированной посадкой. Способ посадки оказывает существенное влияние на ряд основных свойств трала: копирование местности, сопротивление движению, давление катков на мину, рыскливость и т. п.


Посадка катков на ось

При свободной посадке катки с большим зазором сидят на оси, что способствует хорошему копированию местности. Сила давления при такой посадке не превышает веса катка. Поэтому с учетом надежного траления мин масса каждого катка принимается не менее 500 кг. При этом свободная посадка катков создает условия для большой рыскливости (виляния катков на оси) тралящего органа при движении. При скорости траления свыше 5 км/ч у таких тралов увеличивается коэффициент сопротивления движению, что объясняется соударением свободно посаженных катков.


Трал ПТ-54 со свободной посадкой катков на ось

При индивидуальной посадке каждый каток посажен с помощью подшипника на свою ось и имеет индивидуальную подвеску оси к тяговой раме. При этом обеспечивается хорошее копирование местности, но давление на мину не превышает веса катка и межкатковый промежуток более значителен, чем при свободной посадке.

При комбинированной посадке наружные катки посажены на ось без зазора, а средний свободно. Такая схема применяется на современных тралах типа КМТ-7.


Катки трала КМТ-7

Главным достоинством катковых тралов есть сравнительно высокая надежность траления ПТМ с нажимным приводом (0,9-0,95), простота конструкции, высокая скорость траления (до 15 км/ч), значительная взрывоустойчивость (до 10-14 взрывов мин массой до 7 кг).

Недостатки - большая масса катка (500 кг), низкая проходимость трала в сыпучих и размокших грунтах, повышенный износ трансмиссии, значительный расход горючего.

Выкапывающие тралы. Из тралов данного типа наибольшее распространение получили ножевые тралы (пассивного и активного типа), имеющие в качестве рабочего органа жесткие, прорезающие грунт ножи (типа плуга). Ножи при тралении заглубляются в грунт, извлекают на его поверхность мины и отводят или выбрасывают их за пределы протраленной полосы. Преимущество выкапывающих тралов заключается в их способности тралить все мины независимо от их типа и реагирующих приводов.
Ножи тралов активного типа непрерывно вращаются и поочередно внедряются в грунт. Вращение позволяет сохранить работоспособность конструкции трала, даже если в каждом ряду останется по 1-2 ножа. К недостаткам этих тралов относится высокая энергоемкость процесса траления.

Тралы пассивного типа лишены вышеуказанного недостатка. Простота конструкции, небольшая масса (400-1000 кг), компактность и универсальность обусловили их широкое распространение в войсках как индивидуальных средств танков и БМП при преодолении МП противника.
К недостаткам ножевых тралов следует отнести их низкую взрывоустойчивость, потребность в большой силе тяги и зависимость от грунтовых и климатических условий (к примеру, сложность траления в зимних условиях). В рабочем положении тралов невозможно осуществлять быстрые повороты танков (БМП), что в условиях боя резко снижает их боевые свойства.

Особенно низка эффективность выкапывающих тралов на сыпучем, размокшем или мерзлом грунте, на бетонированной или каменистой поверхности, в мелколесье с сильно развитым дерновым покровом.

Бойковый трал в действии

К положительным сторонам таких тралов относится высокая надежность траления (независимо от типа мин и их приводов), в три раза меньшая по сравнению с катковыми тралами масса тралящего рабочего органа, достаточная взрывоустойчивость (10-15 подрывов), возможность применения практически на любой местности, в любых погодных и климатических условиях.

Однако практического применения в Советской Армии ударные тралы не получили главным образом из-за сравнительно больших затрат мощности на их привод, демаскирования мест применения в связи с пыльностью процесса траления. Широкое применения бойковые тралы нашли в английской армии в годы второй мировой войны. Сегодня они применяются в той же английской армии, а также в немецкой, американской и российской армиях.


Английский бойковый минный трал «Аадварк» («муравьед»)



Последняя разработка российской армии - машина разминирования "Уран-6" с бойковым тралом

Продолжение следует…

История создания и развития отечественных минных тралов

А.В. Виноградов, д.т.н.,

А.С. Макаренко (НИИЦ СИВ ФБУ "3 ЦНИИ Минобороны России")

Окончание. Начало см. в «ТиВ» №1 -6/2012 г.

Применение минных тралов в локальных войнах и вооруженных конфликтах показало их недостаточную эффективность при работе на дорогах и на местности с каменистым и скальным грунтом. Сложность выполнения задачи усугублялась широким применением незаконными вооруженными формированиями взрывных устройств различного принципа действия. Установка мин, фугасов и других взрывоопасных устройств осуществлялась нестандартно. Глубина установки ВОП находилась в пределах 0-50 см, а масса ВВ фугасов составляла 10 кг и более.

Опыт использования катковых секций тралов показал их низкую эффективность при разминировании дорог. Оборудование БМП-2Д минным тралом КМТ-10 успехов также не принесло. Все это потребовало совершенствования существующих и разработку новых средств.

В 1984 г. в рамках ОКР «Кольцо-2» был спроектирован экспериментальный образец колейного комбинированного минного трала «изделие 268» для оснащения БМП-2 и БТР.

При создании трала «изделие 268» впервые была использована единая тяговая рама со сменными рабочими органами каткового типа. Рассматривалось несколько вариантов конструкции этого трала. Для повышения давления катков на грунт в передней части тяговой рамы устанавливали сменные катковые рабочие органы и дополнительный пневмоцилиндр догрузки, позволяющий передать на трал часть веса БМП. Также изучались варианты применения различных рабочих органов, таких как стандартные автомобильные покрышки и катки уменьшенной толщины.

Впервые в конструкции трала «изделие 268» было внедрено устройство перерезания проводных линий управления фугасов. Черенковый рабочий орган (корчеватель) монтировался перед катковыми секциями и в рабочем положении поджимался к грунту пневмоцилиндрами.

В окончательном варианте трал «Кольцо-2» оснащался узкими невзрывоустойчивыми катками с плоскими траками, резаками-корчевателями и запасными рабочими органами на тяговой раме.

Экспериментальный образец колейного комбинированного минного трала «изделие 268», установленный на БТР-80.

БМП-2, оборудованная экспериментальным образцом колейного комбинированного минного трала «изделие 268».

Экспериментальный образец колейного комбинированного минного трала «изделие 268», смонтированный на БМП-2Д. Справа: варианты невзрывоустойчивых рабочих органов (автомобильные покрышки и катки уменьшенной толщины).

Черенковый рабочий орган (корчеватель).

Опытный образец минного трала «Кольцо-2».

Экспериментальный образец усовершенствованного колейного минного трала КМТ-6, установленный на танке Т-62. На фото внизу: рабочий орган трала и пропуск мины рабочим органом трала.

В первые в данном трале было применено устройство перерезания проводных линий управления фугасов. Черенковый рабочий орган (корчеватель) устанавливался перед катковыми секциями и в рабочем положении поджимался к грунту пневмоцилиндрами.

В 1984 г. также появился экспериментальный образец усовершенствованного минного трала КМТ-6 для оснащения танков Т-62 и тягачей БТС-4А. Его отличительной особенностью явились подпружиненные ножевые элементы, приспособленные для траления мин на твердой поверхности.

Однако конструкция подвески трала и масса ножевой секции КМТ-6 не обеспечивали необходимого усилия для заглубления ножей рабочего органа в каменистый грунт. В результате надежность траления мин составляла 20%, а в случае установки мин с заглублением трал был неработоспособен.

Конструкция трала требовала доработки с целью повышения надежности траления, усиления конструкции рамы и уменьшения массы для возможности навески на бульдозерное оборудование БТУ-55.

Подобная конструкция тралящего устройства была предложена и для оснащения ИМР. В этом случае надежность траления при заглублении мин до 50 см составляла 30%.

В 1986 г. в ходе НИР был создан облегченный колейный танковый минный трал «Урал-3» («изделие 269»). Хотя этот образец разрабатывался в рамках НИР, он дополнительно прошел предварительные испытания. Особенностью трала «Урал-3» явились дозагрузка рабочих органов и возможность их быстрой замены в полевых условиях силами экипажа танка. Трал предназначался для использования с танками Т-54, Т-55, Т-62 и тягачами БТС.

В период с 1981 по 1984 гг. был разработан экспериментальный образец каткового минного трала «Парнас» («изделие 290») для оснащения БМР-2, БТС-4А, БТС-4В и БТС-4Д. Он предназначался для траления мин надорогах и местности с каменистым и скальным грунтом. Основное отличие этого трала от существующих образцов состояло в применении сменяемых катков малого диаметра, отработанных в рамках темы «Кольцо-2», и механизма догрузки рабочего органа за счет массы танка, что позволило увеличить усилие воздействия рабочего органа на грунт до 1900 кгс. Надежность траления мин, установленных штатно, на глубину 0-10 см, составляла 84-96%, а при заглублении до 50 см – 30-40%.

Система подвески катков рабочего органа трала «изделие 290» была индивидуальная. Допускалась замена рабочих катковых органов, а также их частичный ремонт. Тяговая рама – единая, с размещением двух пневмоцилиндров догрузки. В положении догрузки штоки пневмоцилиндров выдвигались, упирая стойки тяговой рамы в верхнюю лобовую деталь машины. Катки были выполнены со сменными траками в рабочей зоне. Отцепкатрала производилась вручную, с выходом экипажа из боевой машины.

Экспериментальный образец тралящего устройства, установленного на ИМР-2.

Опытный образец облегченного колейного танкового минного трала «Урал-3», смонтированный на танке Т-62.

Опытный образец колейного минного трала «Парнас».

Существенным недостатком экспериментального образца трала «Парнас» являлась низкая взрывоустойчивость: при взрыве мины требовалась замена разрушенного катка. Монтаж трала осуществлялся на машины, приспособленные для навески КМТ-7.

После проведения государственных испытаний в 1986 г. решением НИВ и ГБТУ МО РФ трал был рекомендован для применения с бронированной машиной разминирования БМР-2. Опытные образцы тралов изготавливались малой серией и применялись совместно с БМР-2 для разминирования дорог, сопровождения воинских колонн в ходе боевых действий в Афганистане и при проведении контртеррористической операции в Чеченской республике. Однако в силу имевшихся недостатков к принятию на вооружение трал «Парнас» не рекомендовался.

В 1989 г. был создан экспериментальный образец облегченного комбинированного минного трала «Переспрос» («изделие 291») для оснащения Т-55, Т-62, Т-72, Т-80, БМР-2 и БТС-4А. Он получил предварительное обозначение КМТ-9 и предназначался для траления противотанковых противогусеничных мине нажимными взрывателями и мин с неконтактными магнитными взрывателями, установленных в грунт или на грунт (снег), в том числе и в плотный (каменистый).

Трал «изделие 291»состоял из катковых секций, тяговой рамы, корчевателей, сцепного устройства, системы догрузки рабочих органов, электромагнитного трала ЭМТ, кассеты ПС и прибора обозначения прохода ПОП.

В этом образце были устранены все недостатки трала «Парнас»: увеличен ресурс элементов рабочих органов, внедрено автоматическое сцепное устройство с пневмоприводом, штатно установлены ЭМТ и усовершенствованная система обозначения проделанных проходов (в отличие от предыдущих вариантов, обозначался не только створ прохода, но и края безопасных колей красящим составом).

Испытания опытных образцов трала «Переспрос» опытной партии проводились в период с 1989 по 1990 г. в 40-й армии на территории Афганистана. Решением НИВ и ГБТУ МО РФ трал был рекомендован для ограниченного применения в условиях горной местности с линейными танками и БМР.

Следует отметить, что исследования в области создания средств преодоления минных заграждений велись и ведутся за рубежом, а сравнение существующих конструкций показывает, что отечественные минные тралы по своим основным показателям не уступают лучшим зарубежным аналогам.

Известно, что в современных средствах преодоления используется рабочее тралящее оборудование механического, взрывного и неконтактного принципа действия. Эти принципы изучены достаточно полно, поэтому можно с уверенностью утверждать, что на их основе в ближайшее время не представляется возможным осуществить качественный скачок в конструкции минных тралов. Необходимо проведение фундаментальных исследований по поиску новых физических принципов траления или средств и способов формирования физических полей боевых машин. Перспектива видится в создании средств траления, имитирующих физические поля объектов вооружения и военной техники, а также систем дистанционного обнаружения и уничтожения отдельных мин.

Минный трал КМТ-9, установленный на БМР-2 и БТС-4.

Минный трал КМТ-9.

Танки Т-62 и Т-72, оснащенные тралом КМТ-9.

Характеристика трала «изделие 268» Усовершенст­вованный КМТ-6 Тралящее устройство для ИМР «Урал-3» «Парнас» «Переспрос»
Скорость траления, км/ч 20 - - 15 До 20 3-5
Транспортная скорость, км/ч - - - - До 40 До 25
Усилие, кге - 200 250x300 До 1200 1900 1900
Ширина траления, мм 2x430 2x600 2x1500 2x640 2x600 2x800
Глубина траления, мм - 250 500 - - -
Вес трала, кг 2800 800 1200 4500 3450 4050
Тип оснащаемых машин БМП-2, Т-55, ИМР, Т-54, Т-54, Т-55,
БТР-80 Т-62, ИМР-2, Т-55, Т-55, Т-62,
Т-64, ИМР-2М Т-62 Т-62 Т-72,
Т-72 Т-80

Приложение 1

Хронология реорганизации организаций и предприятий промышленности – основных разработчиков минных тралов Научно-исследовательский испытательный центр исследований и перспектив развития средств инженерного вооружения ФБУ «3 ЦНИИ Минобороны России»

1926 г. – Научно-испытательный инженерно-технический полигон

1934 г. – Научно-исследовательский институт инженерной техники РККА

1941 г. – Научно-исследовательский военно-инженерный институт Красной Армии

1942 г. – Военно-инженерный опытный полигон Инженерного комитета Красной Армии

1943 г. – Научно-испытательный инженерный институт Красной Армии

1944 г. – Научно-исследовательский инженерный институт Красной Армии

1951 г. – 6 апреля Указом Президиума Верховного Совета СССР институту присвоено имя Д.М. Карбышева, генерал-лейтенанта инженерных войск, Героя Советского Союза

1960 г. – Центральный научно-исследовательский и испытательный инженерный институт им. Д.М. Карбышева

1965 г. – 15 Центральный научно-исследовательский и испытательный инженерный институт имени Д.М. Карбышева

1966 г. – 15 июля Указом Президиума Верховного Совета СССР за успешное выполнение заданий по разработке, созданию и освоению военной техники институт награжден орденом Трудового Красного Знамени

1990 г. – 15 Центральный научно-исследовательский испытательный ордена Трудового Красного Знамени институт Министерства обороны имени Д.М. Карбышева

2004 г. -Федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП) «15 ЦНИИИ им. Д.М. Карбышева Министерства обороны РФ»

2007 г. – Федеральное государственное учреждение (ФГУ) «15 ЦНИИИ Минобороны России»

2010 г. – Научно-исследовательский испытательный центр исследований и перспектив развития средств инженерного вооружения Федеральное государственного учреждения (ФГУ) «3 ЦНИИ Минобороны России»

2011 г. – Научно-исследовательский испытательный центр исследований и перспектив развития средств инженерного вооружения Федерального бюджетного учреждения (ФБУ) «3 ЦНИИ Минобороны России» СНКБ-200 ОАО «ФНПЦ «Станкомаш»

1930 г. – Специальный механический завод №78

1935 г. – Челябинский Станкостроительный завод им. Серго Орджоникидзе

1942 г. – Создание на территории завода №78, эвакуированного бронекорпусного завода №200.

1956 г. – Создание специальное конструкторское бюро СКБ-200 на основании постановления Совета Министров СССР №553-782 от 4.12.56 г.

1960 г. – Открытое акционерное общество «Станкомаш»

1999 г. – Присвоение статуса Федерального научно-производственного центра ОАО «Станкомаш» распоряжением Кабинета Министров РФ №1545-р от 02.10.99 г.

1999 г. – Преобразование приказом Генерального директора СКБ-200 в Специальное научно-исследовательское конструкторское бюро – СНКБ-200

Приложение 2

Хронология принятия на вооружение инженерных минных тралов

№№ п/п Наименование средства Приказ о принятии на вооружение (снабжение)
1. Противоминный трал ПТ-3 1944 г.
2. Противоминный трал ПТ-54 Постановление Совета Министров СССР №3169-1323 от 14.07.1950 г.
3. Противоминный трап ПТ-54М 1958 г.
4. Противоминный трал ПТ-55 1959 г.
5. Колейный минный трал КМТ-4
6. Колейный минный трал КМТ-5 Приказ МО СССР №235 от 12.09.1962 г.
7. Колейный минный трал КМТ-4М Приказ НИВ МО СССР №72 от 22.12.1966 г.
8. Колейный минный трал КМТ-5М Приказ НИВ МО СССР №77 от 27.12.1966 г.
9. Колейный минный трал КМТ-6 Приказ МО СССР №170 от 23.09.1971 г.
10. Колейный минный трал КМТ-7
11. Колейный минный трал КМТ-8 Приказ МО СССР №34 от 16.02.1983 г.
12. Колейный минный трал КМТ-10 Приказ МО СССР №153 от 13.08.1983 г.
13. Электромагнитный трал ЭМТ Приказ МО СССР №230 от 28.09.1985 г.
14. Танковый минный трал ТМТ-К и ТМТ-С Приказ НИВ ВС РФ №6 от 10.01.2007 г.

Литература

1. Краткий обзор противоминных тралов отечественного и иностранного производства. – Научно-испытательный бронетанковый полигон ГБТУ ВС, 1946. – 235 с.

2. Ермалаев А.А., Алексеева А.Н. Инженерные войска. – М.: Воениздат. 1976. – 405с.

3. У истоков создания средств инженерного вооружения 1919-1994. -Нахабино, 15 ЦНИИИ, 1994. – 103 с.

4. История создания СИВ. Кн.З: Средства преодоления минно-взрывных заграждений. – Нахабино: 15 ЦНИИИ МО России, 2009. – 101с.

5. Конструктивные формы тралов. Отчет о НИР. – Нахабино, 1950. – 104 с.

6. Солянкин А.Г., Павлов М.В., Павлов И.В., Желтое И. Г. Отечественные бронированные машины 1905- 1941 гг.- М.: ООО«Издательский центр», 2002. -344 с.

7. Противоминные трапы для сплошного разминирования. Отчет о НИР. – Нахабино, 1950. – 77 с.

8. Противоминные тралы для сплошного разминирования. Отчет о НИР. – Нахабино, 1952. – 100с.

9. Альбом фотоснимков образцов тралов ПТС-1 и ПТС-2. – Нахабино: НИИИ СА, 1952. – 28 с.

10. Проделывание сплошных проходов в минных полях. Отчет о НИР. – Нахабино: НИИИ СА, 1957. – 76 с.

11. Новые средства траления мин. Отчет о НИР. – Нахабино: НИИИ СА, 1960. – 223 с.

12. Отчет о заводских испытаниях опытных образцов колейного минного трала МТ. – Харьков: КБ-6, 1959. – 54 с.

13. Отчет о заводских испытаниях опытных образцов колейного минного трала МТ. – Челябинск: СКБ- 200, 1959.-78 с.

14. Отчет о полигонно-войсковых испытаниях опытных минного трала МТ. – Нахабино: НИИ СА, 1960.-90 с.

15. Отчет по испытаниям экспериментальных образцов, проводимых по теме «Урал». – Челябинск: СКБ-200, 1967.-36 с.

16. Отчет по заводским испытаниям опытных образцов, проводимых по теме «Урал». – Челябинск: СКБ-200, 1968.-92 с.

17. Отчет по результатам полигонно-войсковых испытаниям опытных образцов тралов «Урал-1» и «Урал-2». – Слуцк: НИИИ СА, 1970. – 150 с.

18. Отчет по проделанной работе над созданием трала «Урал-2». – Челябинск: СКБ-200, 1973. -22с.

19. Акт предварительных испытаний трала «Урал-2». – Челябинск: СКБ-200, 1980. – 30 с.

20. Акт контрольных испытаний трала «Урал-2». – Нахабино: НИИИ СА, 1982. – 100с.

21. Отчет по заводским испытаниям опытных образцов тралящего устройства для БМП-1 (изделие 239). – Челябинск: СКБ-200, 1973. – 144 с.

22. Отчет по результатам испытаниям БМП-1, оборудованной тралящим устройством «Кольцо», на действие взрыва противотанковой мины. – Нахабино: НИИИ СА, 1973.-47с.

23. Акт по полигонно-войсковым испытаниям БМП-1 с тралящим устройством «Кольцо». – Нахабино: НИИИ СА, 1975. – 140 с.

24. Акт по контрольным испытаниям тралящего устройства «Кольцо»для боевой машины пехоты БМП-1. – Нахабино: НИИИ СА, 1978. -114 с.

25. Акт по контрольным испытаниям тралящего устройства «Кольцо»для боевой машины пехоты БМП-1. – Нахабино: НИИИ СА, 1981. – 73 с.

26. Акт контрольных испытаний тралящего устройства «Кольцо» для боевых машин пехоты БМП-1 и БМП-2. – Нахабино: НИИИ СА, 1983. -44 с.

27. История создания СИВ. Кн. 3: Средства преодоления минно-взрывных заграждений. – Нахабино: 15 ЦНИИИ МО, 2009.- 112 с.

28. Михайлов В.И. Долгий путь с тралом. – Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство, 2005.

Из книги Принцы Кригсмарине. Тяжелые крейсера Третьего рейха автора Кофман Владимир Леонидович

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ Появление в германском флоте тяжелых крейсеров типа «Адмирал Хиппер» само по себе является интересной историей, показывающей, насколько причудливо могут изменяться морские доктрины, следуя иногда не вполне ясной на первый взгляд логике. Многие

Из книги Техника и вооружение 2000 01 автора

Из книги Техника и вооружение 2000 09 автора Журнал «Техника и вооружение»

Особенности развития отечественных противотанковых ракетных комплексов Противотанковые управляемые ракеты являются наиболее эффективным средством борьбы с танками, обладающим по сравнению с другими большой дальностью стрельбы, высокой вероятностью поражения

Из книги Техника и вооружение 2000 10 автора Журнал «Техника и вооружение»

Особенности развития отечественных противотанковых ракетных комплексов Окончание. Начало см. «ТиВ» №9/2000Для увеличения мобильности и повышения боеготовности ПТУР разработаны и приняты на вооружение самоходные ПТРК, позволяющие в короткий срок создавать необходимую

Из книги Техника и вооружение 2009 05 автора Журнал «Техника и вооружение»

Двигатели. Краткая история развития После окончания Великой Отечественной войны наиболее крупными предприятиями по производству танковых двигателей в нашей стране были Челябинский Кировский завод (с июня 1958 г. - Челябинский тракторный завод им. В.И. Ленина),

Из книги Техника и вооружение 2012 02 автора Журнал «Техника и вооружение»

История создания и развития отечественных минных тралов А. В. Виноградов, д. т. н.,А. С. Макаренко(НИИЦ СИВ ФБУ «3 ЦНИИ Минобороны России») Использованы фото из архивов авторов и М. Павлова.Продолжение. Начало см. в «ТиВ» №1 2012

Из книги Техника и вооружение 2012 04 автора Журнал «Техника и вооружение»

История создания и развития отечественных минных тралов А.В. Виноградов, д.т.н.,А. С. Макаренко(НИИЦ СИВ ФБУ «3 ЦНИИ Минобороны России»)Использованы фото из архивов авторов. Продолжение. Начало см. в «ТиВ» № 1 -3/2012 г.Ножевые противоминные тралыПервые попытки создания

Из книги Техника и вооружение 2012 03 автора Журнал «Техника и вооружение»

История создания и развития отечественных минных тралов А.В. Виноградов, д.т.н.,А. С. Макаренко(НИЩ СИВ ФБУ «3 ЦНИИ Минобороны России»)Использованы фото из архивов авторов. Танк Т-54 Оснащенный противоминным тралом для проделываний сплошных проходов (пятикатковый

Из книги Техника и вооружение 2012 05 автора Журнал «Техника и вооружение»

Из книги Техника и вооружение 2012 06 автора Журнал «Техника и вооружение»

История создания и развития отечественных минных тралов А.В. Виноградов, д.т.н.,А. С. Макаренко(НИИЦ СИВ ФБУ «3 ЦНИИ Минобороны России»)Использованы фото из архивов авторов.Продолжение. Начало см. в «ТиВ»№ 1 -5/2012 г.Отдельного внимания заслуживает история создания минного

Из книги Техника и вооружение 2012 07 автора Журнал «Техника и вооружение»

История создания и развития отечественных минных тралов А.В. Виноградов, д.т.н.,А.С. Макаренко (НИИЦ СИВ ФБУ "3 ЦНИИ Минобороны России")Использованы фото из архивов авторов.Окончание. Начало см. в «ТиВ» №1 -6/2012 г.Применение минных тралов в локальных войнах и вооруженных

Из книги Средний танк Panzer IV автора Барятинский Михаил

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ Pz.IV Ausf.D, 6-я танковая дивизия, лето 1941 года. К началу операции «Барбаросса» машины ранних выпусков приобрели черты, характерные для более поздних моделей - ящик для снаряжения на корме башни и гусеничные траки на лобовой броне корпуса. «Мы замерли, увидев

Из книги Бомбардировщик – торпедоносец Фэйри "Барракуда" автора Кравченко В. Я.

Из книги Brewster Buffalo автора Иванов С. В.

История развития конструкции Немногие самолеты вызывали столько споров на свой счет, как F2A «Баффало». История этого самолета полна противоречий и парадоксов. Созданный в качестве палубного истребителя, самолет участвовал во Второй Мировой войне исключительно как

Из книги Хейнкель He 111. История создания и применения автора Иванов С. В.

История развития конструкции

Из книги Средний танк Т-34-85 автора Барятинский Михаил

История создания Т-34-85 с пушкой Д-5Т. 38-й отдельный танковый полк. Танковая колонна "Димитрий Донской" была построена на средства Русской Православной церкви.По иронии судьбы, одна из величайших побед Красной Армии в Великой Отечественной войне -под Курском была одержана

Инженерный танковый минный трал ТМТ-К предназначен для проделывания проходов в заминированных участках местности с обеспечением траления основных типов противотанковых мин с контактными и неконтактными магнитными взрывателями, противобортовых мин с неконтактными сейсмооптичаскими взрывателями.

Инженерный танковый минный трал ТМТ-К разработан в рамках ОКР «Тротуар». Предприятие-изготовитель: ОАО «ФНПЦ «Станкомаш», г. Челябинск. Заказчик: войсковая часть 64176. Начало разработки – 2000 г., окончание разработки – 2005 г.

По результатам государственных испытаний Инженерный танковый минный трал ТМТ-К принят на снабжение приказом НИВ ВС РФ №6 от 10.01.2007 г.

Инженерный минный трал ТМТ-К был разработан взамен колейного минного трала КМТ-7. В отличие от колейного минного трала КМТ-7, инженерный минный трал ТМТ-К оборудован устройством для траления противобортовых мин УТПБМ, сетевой приставкой для траления дистанционно установленных мин, резаками-корчевателями для перерезания проводных линий, системой догрузки трала для траления мин с взрыво-тралоустойчивыми взрывателями.

Технические характеристики инженерного минного трала ТМТ-К по сравнению с КМТ-7 обеспечивают:

Траление противотанковых противогусеничных мин (две колеи по 0,83 м) с надежностью траления 100 % (КМТ-7 0,80 м – 95%);

Траление противотанковых мин с неконтактными взрывателями на расстоянии до 4 м с надежностью 100 % (КМТ– 7 – аналогично);

Траление противотанковых противобортовых мин на расстоянии до 100 м с надежностью 100 % (КМТ-7 – 95%).

Инженерный минный трал ТМТ-К может устанавливаться на танки серии Т-72, Т-80, Т-90 и бронированные машины разминирования БМР-3 и БМР-ЗМА (КМТ-7 – Т-72А, Т-72Б, БМР-3, БМР-3МА).

Скорость траления составляет до 15 км/ч (КМТ-7 – до 12 км/ч).

Эффективность ТМТ-К, по сравнению с КМТ-7, в 1,8 – 2 раза выше.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

1. Тип трала – сплошной-катковый с УТПБМ и ЭМТ

2. Тип протраливаемых мин – ПТМ (ПГ, ПД, ПБ)

3. Тип оснащаемой техники – Т-72, Т-80, Т-90, БМР-ЗМА

4. Масса трала – 6998 кг

5. Скорость траления – до 15 км/ч

6. Транспортная скорость – до 45 км/ч

7. Ширина полосы траления, м:

Катковым тралом – 2×0,83

Устройством траления противобортовых мин – до 100

Электромагнитной приставкой – 4

Сетевой приставкой – 3,6

8. Взрывоустойчивость – 4 мины (ТМ-62)

9. Время монтажа трала – до 3 ч

Разработчик – АО «ФНПЦ «Станкомаш», г. Челябинск.

Ниже представлен фотообзор инженерного танкового минного трала «ТМТ-К», установленного на танке Т-80У, показанного на II Международном военно-техническом форуме «Армия-2016», проходившем с 6 по 11 сентября в парке «Патриот» в подмосковной Кубинке.







Фото © Виталия Моисеева

Колейный минный трал КМТ-6 является навесным оборудованием на танк и предназначен для обеспечения преодоления танком минных полей из противотанковых мин. Трал является индивидуальным средством, обеспечивающим преодоление минного поля танком, на который он навешен, и не предназначен для проделывания проходов в минных полях для других танков.

Принцип работы трала основан на выглублении мин и отбрасывании их за пределы проекции гусениц. Трал может использоваться на танках Т-62, Т-72, Т-80. Для преодоления минных полей из противоднищевых мин (контактных) трал оснащен двумя откидными штангами, которые задевают за антенну (штырь) мины и вызывают преждевременное срабатывание мины. Для преодоления минных полей из противоднищевых неконтактных мин поздние модификации трала оснащаются электромагнитными приставками ЭМТ, которые воздействуя на взрыватели своим мощным электромагнитным полем, также вызывают преждевременный взрыв таких мин.

При рабочем положении трала в грунт заглубляются три наклонных ножа, которые прорезают грунт. При встрече ножа с миной последняя начинает скользить вверх по ножу, выглубляется. попадает на плскость отвала, скользит по ней в сторону и остается на поверхности земли за пределами габаритов танка. Для зимнего времени, когда грунт замерз и мины установлены в снег, на ножи надевалавсь специальная рамка ТУЗ, которая обеспечивал)а скольжение трала под снегом без заглубления ножей в грунт.

На рисунке слева: левая секция трала в рабочем положении. Выше дан вид левой секции трала трала сбоку в рабочем положении, ниже он же в виде сверху. На этом виде хорошо видна откидная штанга черного цвета.

В принципе возможно движение другого танка по колее, а учетом того, что трал на стандартном минном поле может встретить всего от 1 до 3 мин, такая возможность достаточно высока. Однако ширина протраливаемой секцией трала полосы всего 60 см, а ширина гусеницы около 57 см. Попасть точно на колею и выдержать точно направление движения практически невозможно, поэтому не исключается подрыв танка попытавшегося преодолеть минное поле следом за танком с тралом.

На рисунке желтым цветом выделена электромагнитная приставка ЭМТ.

Трал может находиться в траспортном положении, когда секции подняты и ножи не заглублены; и в рабочем, когда секции опущены на землю и ножи заглублены в грунт. Опускание секций производится механиком -водителем без выхода из танка нажимом на электрокнопку. Электропривод разъединяет замок и секция под собственным весом опускается на грунт. Далее при движении танка вперед ножи заглубляются в грунт. При рабочем положении трала танк может двигаться только прямолинейно. При невыполнении этого условия возможен подрыв танка на мине, а при достаточно малом радиусе поворота происходит еще и разрушение трала. Для перевода трала в транспортное положение танк должен остановиться и несколько сдать назад. После чего механик-водитель открывает кран подачи воздуха в пневмоцилиндры трала, находящиеся на верхнем лобовом листе танка. Штоки пневмоцилиндров через трособлочную систему поднимают обе секции трала в транспортное положение.

Монтаж и навешивание трала на танк производится экипажем танка с помощью ручной лебедки грузоподьемностью 500 кг, входящей в комплект трала. Танк должен иметь установленные на заводе нижние бонки (каждый третий танк имеет бонки). Время монтажа трала (установка кронштейнов на бонки, установка механизмов подъема, монтаж электроборудования) 90 мин. Время навески секций трала силами экипажа 15-20 мин (имеется в виду, что все монтажные работы выполнены заранее, а сейчас только требуется навесить сами секции), время снятия секций 5-10 мин.

Трал может находиться на танке длительное время, однако из-за перегрузки подшипников передних катков и возникающих ударных нагрузок на амортизаторы танка во время движения целесообразно иметь постоянно на танке электроборудование, кронштейны, подъемные механизмы. Сами секции целесообразно перевозить автотранспортом инженерно-саперной роты и выдавать на танки только в предвидении преодоления минных полей.

Комплект трала состоит из двух ножевых секций, двух механизмов подъема, электрооборудования, лебедки, сцепного устройства (двух кронштейнов, устанавливаемых на бонки нижнего лобового листа танка), и ЗИПа.

Ширина протраливаемой полосы одной секцией 60см., расстояние между соседними ножами в секции 23.5 см.; ширина непротраливаемого промежутка между секциями 2м.16см.

Габариты трала, навешенного на танк: ширина 3.3м., длина (от носа танка до передней точки трала 118см. (общая длина танка от задних подкрылков до передей точки трала 10м. 70см.).

Общий вес трала 1000 кг. Вес одной ножевой секции 400 кг.

Скорость траления 6-14 км. в час. Максимальный угол подъема 20 градусов, угол крена 20 градусов. Безопасный радиус поворота на минном поле 65 метров.

Трал состоит на вооружении автомобильного взвода (автомобильного отделения) инженерно-саперной роты танкового (мотострелкового) полка. Он заменил тралы КМТ-4М. В инженерно-саперной роте танкового полка 27 тралов перевозимых на 9 машинах ЗИЛ-131 (по три трала на машине). В инженерно-саперной роте мотострелкового полка 9 тралов, перевозимых на 3 машинах ЗИЛ-131. Автомобили оборудованы стреловыми самопогрузчиками. Это позволяет доставлять в точку встречи с танками и разгружать тралы силами водителей. Также и обратный процесс

koreada.ru - Про автомобили - Информационный портал