Какие машины паркуются сами. Как работает система автоматической парковки Park Assist. Видео: KIA Sportage. Паркуется сама. SPAS

Среди всех проблем, с которыми приходится сталкиваться водителю в городе, одной из самых сложных является парковка. Поставить машину в ограниченном пространстве непросто, это всегда вызывает стресс, а иногда приводит и к финансовым затратам. На выручку приходят парктроники и системы автоматической парковки, о которых пойдет речь в данной статье.

Что такое парковочная система

Парковочная система — вспомогательная система автомобиля, оказывающая водителю помощь в парковке и маневрировании автомобиля в ограниченном пространстве или в условиях ограниченного обзора. На сегодняшний день парковочные системы чаще предлагаются в виде опций, и только в автомобилях класса выше среднего они являются штатными.

Существует два больших класса парковочных систем:

Пассивные парковочные системы, или парктроники — системы, дающие информацию об обстановке вокруг автомобиля, но не вмешивающиеся в действия водителя, парковка производится вручную на основе информации получаемой от визуальных и звуковых средств индикации;
- Активные парковочные системы (системы автоматический парковки) — системы, осуществляющие действия по парковке автомобиля в автоматическом режиме, без участия водителя (хотя водитель может в любой момент вмешаться в процесс парковки, в этом случае система отключается).

Пассивные парковочные системы (парктроники) — наиболее простые и доступные, они могут быть установлены на любой автомобиль с минимальными затратами. Но парктроник предоставляет только информацию, необходимую для парковки, а маневрирование производится водителем.

Активные парковочные системы — более совершенные и, соответственно, дорогие. Система автоматической парковки может сама найти место для парковки, произвести все маневры, припарковать автомобиль, а потом выехать с парковочного места, и все это — без участия водителя. При необходимости данная система может работать как пассивная.

Эволюция парковочных систем: от парктроников с бипером до систем автоматической парковки

Процесс парковки и маневрирования в ограниченном пространстве сложен и для новичка, и для опытного водителя. Основная проблема паркования — невозможность с водительского места увидеть крайние точки автомобиля, и оценить, насколько далеко находятся препятствия. Наиболее остро эта проблема встала лет двадцать назад, когда машин становилось все больше, а мест для парковки — все меньше.

Первое практическое решение проблемы было представлено в 1995 году — тогда компания Mercedes-Bens представила систему под названием Parktronic. Это была система из нескольких ультразвуковых датчиков и индикатора-бипера (зуммера). Работала такая система крайне просто: датчики измеряли расстояние до препятствий, а бипер изменением частоты звукового сигнала предупреждал, когда следует остановиться.

Данная система показала себя с самой лучшей стороны, хотя ей недоставало хорошей и удобной сигнализации о приближении к препятствию. Поэтому совсем скоро появились парктроники с визуальной светодиодной индикацией. Сначала эта индикация состояла из трех светодиодов, цвет которых говорил о примерном расстоянии до препятствия: зеленый — можно двигаться, желтый или оранжевый — опасность близко, красный — нужно остановиться.

Как показала практика, парктроники с ультразвуковыми датчиками и визуальной индикацией просты, удобны и надежны, поэтому и сегодня они имеют самое широкое применение. Хотя за последние годы они были усовершенствованны, стали более чувствительными и удобными. Что касается индикации, то и она стала более информативной — даже в простых парктрониках индикаторы показывают расстояние до препятствий справа и слева от автомобиля, во многих парктрониках на дисплее отображается все, что происходит по периметру автомобиля, и т.д.

Однако парктроник даже с самой совершенной индикацией не всегда способен полностью заменить глаза водителя. Например, при парковке грузовика, автобуса или крупногабаритного автомобиля просто необходимо видеть, что происходит сзади, поэтому в таких случаях парковка и маневрирование часто происходит с помощью ассистента.

Решение этой проблемы также было предложено в 1990-х годах, им стал парктроник с камерой заднего вида. Попытки создать подобную систему предлагались очень давно (с 1950-х годов), однако только недавно технологии позволили создать малогабаритную камеру, легкий монитор и электронику, которая без проблем поместилась бы в легковом автомобиле. Интересно, что первые парктроники с камерой заднего вида начали применяться именно на грузовиках и автобусах, и лишь с началом нового тысячелетия они плавно перекочевали на легковые автомобили.

Первые парктроники этого типа оснащались одной камерой, расположенной в задней части автомобиля — такие системы очень популярны и сейчас, так как они просты, надежны и дают достаточно информации водителю. В 2000 году появилась система с выдвижной поворотной камерой, которая позволяла осматривать пространство вокруг автомобиля. А с 2007 года выпускаются системы кругового обзора (первая была создана компанией Nissan), в которых используется 4 широкоугольных камеры, охватывающие все пространство по периметру машины.

С проблемой парковки сталкивается любой водитель. Ни одна поездка не заканчивается без парковки. Но не всегда есть свободное место. Если оно и есть, то на глаз сложно определить, втиснешься туда или нет. А если втиснулся, то не хочется увидеть вмятины и царапины на машине, когда возвращаешься. К счастью, из такой фиговой ситуации есть выход. И не один. Можно купить миниатюрный автомобиль или модель с кучей камер, дающих 360-градусный обзор и, даже, авто, которые паркуются самостоятельно. Конечно же, хочется думать, что у каждого есть достаточно навыков, чтобы припарковаться без возникновения апокалипсиса. Для тех же, кто напрочь лишён парковочных умений и существуют нижеперечисленные машины.

Имея миникар, можно пролезть, практически, в любую щель, открыть двери и не ударить при этом соседнюю машину. Большие седаны и внедорожники лишены такого. Современные компактные авто покупают не только те, кто лишён приличного бюджета, поскольку некоторые из них предлагают такой же комфорт, уровень безопасности и опции, как и большие модели.

Этот автомобиль идеально подходит для городов с недостатком парковочных мест благодаря своим лилипутским размерам. Длина всего 2695 мм, а ширина - 1560 мм. Меньше только игрушка. Ну а с радиусом разворота в 8,75 м можно не боятся никаких пробок. Но с такими размерами приходится идти на компромиссы. Разгон до сотни занимает 12,8 с, а максимальная скорость - 145 км/ч. В такой Смарт поместится только двое. И лучше без багажа. Однако, если возможность парковаться в любом месте, кроме вертикальных плоскостей, ваш главный критерий, то Fortwo - именно то, что нужно.

Fiat 500

Эта попсо-машина имеет длину 3546 мм, а ширину - 1627 мм. Симпатичный хэтчбек порадует уже не только двоих персон. Их будет четверо. Модель с 1,3-литровым дизелем потребляет всего 5,3 л/100 км. Это ещё один плюс. И вообще, 500 более удобный, чем Smart. Радиус разворота в 9,3 метра позволит припарковаться даже самому неуклюжему водителю.

Mini Cooper

Сегодняшний МИНИ - это наследие десятилетий. Компактный переднеприводной автомобиль впервые сошёл с конвейера в 1959 году. Эта модель предлагает неотразимую комбинацию динамики, ретро-стиля и кучи дополнений. Немного больше, чем Фиат, Купер, тем не менее, идеален для городских джунглей. Размеры позволяют: длина - 3724 мм, ширина - 1684 мм. Машина для четверых, но задние сидения скорее подойдут сурикату, а не человеку. Для более реактивных особей человеческого рода существуют спортивные версии S и John Cooper Works. Радиус разворота равен 10,7 м. Главное отличие этой машины от предыдущих - красивая парковка благодаря внешности.

Nissan Cube

Вы никогда бы не поверили, видя Cube своими глазами, что он немного короче родстера Mazda MX-5. Но в отличие от двухместной Мазды, в кубообразный автомобиль влезит 5 человек или 20 средних енотов (да, мы всё меряем животными) и кое-что из багажа. Длина этой модели составляет 3980 мм, а ширина - 1694. Радиус разворота - 10,2 м. Езда не такая весёлая, как в МХ-5, но можно загрузить друзей (или енотов), что является очень практичным для городских условий.

Когда-то эти игрушки устанавливались только на очень дорогие модели. Сейчас их можно увидеть даже на телеге. Речь идёт о разнообразных автомобильных камерах. Мало того, что камеры помогают водителям избежать наезда на брошенные велосипеды и мусорные баки, они ещё могут спасти жизни. Каждый год во всём мире гибнет несколько тысяч людей из-за наезда задним ходом. Вполне возможно, что законами и правилами в обязательном порядке будет предписано, что каждая новая модель должна оснащаться либо камерой заднего вида, либо парковочными датчиками. Сейчас большинство автомобильных камер простые. Но есть системы, продвинутые на столько, что ими можно снять малобюджетный ужастик или клип Гаги. Камеры на нижеперечисленных автомобилях как раз такие.

Infiniti EX, FX, QX



Система кругового обзора Infiniti называется Around View Monitor. Впервые была представлена в конце 2007 года на EX35. Позже стала устанавливаться на FX и QX. Инновационная система использует 4 камеры (спереди, в зеркалах и сзади), которые начинают работать автоматически, как только включается задняя передача. В качестве опций предлагается для EX и FX, а для QX56 идёт в базовой комплектации.

BMW 5-Series, 7-Series, 650i кабриолет, X5, X6






В дополнение к стандартной задней камере большинство новых моделей БМВ доступны с двумя дополнительными боковыми камерами. Расположены они на краях переднего бампера и позволяют водителю заглядывать за угол, что помогает при маневрировании и оценке траффика. Ещё такие камеры, при выезде из гаража, помогают заметить человека, которого закрывает открытая дверь.
Много моделей BMW предлагают систему камер Top-View Camera, похожую на японскую от Инфинити. Баварские машины используют 3 камеры: одну заднего вида и две по бокам. Получается обзор с трёх сторон. Картинка выводится на экран iDrive. В отличие, от Инфинити, эта система не даёт 360-градусный обзор, но она очень полезна при движении задним ходом или выполнения параллельной парковки.

В последнее время появились машины, которые могут парковаться самостоятельно. Самостоятельно - это когда вы делаете оригами, а система сама управляет автомобилем и ставит его в нужное вам место. Автомобиль использует камеры и датчики для определения расположения других машин и препятствий. Потом автоматически вращает руль и направляет вашу машину в найденное свободное место. Водителю остаётся контролировать скорость манёвров педалью тормоза. За полную остановку машины тоже ответственен он.

Lexus LS, Toyota Prius

Одной из первых машин с подобной технологией (может и самой первой) был Lexus LS. Произошло это в 2006 году. Система получила название Advanced Parking Guidance System. С этой умной штукой здоровенный LS мог сам параллельно парковаться, и ехать задним ходом для обычной парковки. Но для этого нужно самому выбрать свободное место с помощью центрального тачскрина. Система автоматической парковки доступна в качестве опции на LS460L и LS460L AWD, а на LS600hL она идёт в базовой комплектации. Наверняка это полезная штука, поскольку длина LS (с длинной колёсной базой) аж 5150 мм. Эта же система является частью опционального пакета Advanced Technology Package для Toyota Prius.

Lincoln MKS, MKT, Ford Escape, Explorer, Flex, Focus







Форд представил более доступную систему автоматической парковки в середине 2009 года и назвал её Active Park Assist. Дебютировала она на Lincoln MKS, Lincoln MKT и Ford Escape 2010 модельного года. За это изобретение в 2009 году американский журнал Popular Science присудил Форду награду Best of What"s New (Лучшее из нового). Эта система, прежде всего, полагается на ультразвуковые парковочные сенсоры для определения размера и местоположения свободного места. На парковку уходит 24 секунды. Позже систему стали устанавливать на Ford Flex (модификации только с 3,5-литровым мотором EcoBoost), Ford Explorer и даже Ford Focus. Последний является самым дешёвым автомобилем с подобной технологией. Хотя, если подумать, то зачем она Фокусу, если его размеры позволяют свободно парковаться самостоятельно?

BMW 5-Series, 650i кабриолет
В конце 2010 года на BMW 5-Series дебютировала система Parking Assistant. Сейчас она доступна в качестве опции. Вот как работает Parking Assistant. Когда автомобиль едет медленнее 35 км/ч, система автоматически сканирует пространство вокруг на наличие свободного места, которое длиннее самой машины, как минимум, на 120 см. Когда водитель включает заднюю передачу, на мониторе iDrive высвечивается список ближайших парковочных мест. Во время автоматической парковки водитель контролирует скорость педалью тормоза.

Mercedes-Benz CLS, M-Class

Среди других крутых штук на Mercedes-Benz CLS-Class есть Active Park Assist. Это опция, которая доступна на CLS550 и CLS63 AMG. Также эта система будет предложена на новом M-Class. Active Park Assist использует датчики парковки автомобиля, чтобы определить, есть ли поблизости подходящее по размерам место. На скоростях ниже 35 км/ч на панели приборов зажигается буква "Р" и стрелка, указывающая направление парковочного места. Как только водитель включает заднюю передачу и активирует Active Park Assist, всё, что остаётся - поддерживать скорость ниже 11 км/ч и Мерседес сам начинает парковаться.

Если же вам ничего из вышеперечисленного не подходит, а парковаться хочется (и надо), то всегда возите с собой того, кто умеет это делать. Или передвигайтесь на роликах.

P.s. Спасибо за внимание.

Система автоматической парковки (другое наименование - интеллектуальная система помощи при парковке , обиходное название - парковочный автопилот ) относится к активным парковочным системам, т.к. обеспечивает парковку автомобиля в автоматическом или автоматизированном (автоматически выполняются отдельные функции) режиме.

Эволюция парковочных систем: от парктроников до систем автоматической парковки.

Процесс парковки и маневрирования в ограниченном пространстве сложен и для новичка, и для опытного водителя. Основная проблема паркования — невозможность с водительского места увидеть крайние точки автомобиля, и оценить, насколько далеко находятся препятствия. Наиболее остро эта проблема встала лет двадцать назад, когда машин становилось все больше, а мест для парковки — все меньше.

Первое практическое решение проблемы было представлено в 1995 году — тогда компания Mercedes-Bens представила систему под названием Parktronic. Это была система из нескольких ультразвуковых датчиков и индикатора - бипера. Работала такая система крайне просто: датчики измеряли расстояние до препятствий, а бипер изменением частоты звукового сигнала предупреждал, когда следует остановиться.

Данная система показала себя с самой лучшей стороны, хотя ей недоставало хорошей и удобной сигнализации о приближении к препятствию. Поэтому совсем скоро появились парктроники с визуальной светодиодной индикацией. Сначала эта индикация состояла из трех светодиодов, цвет которых говорил о примерном расстоянии до препятствия: зеленый — можно двигаться, желтый или оранжевый — опасность близко, красный — нужно остановиться.

Как показала практика, парктроники с ультразвуковыми датчиками и визуальной индикацией просты, удобны и надежны, поэтому и сегодня они имеют самое широкое применение. Хотя за последние годы они были усовершенствованны, стали более чувствительными и удобными. Что касается индикации, то и она стала более информативной — даже в простых парктрониках индикаторы показывают расстояние до препятствий справа и слева от автомобиля, во многих парктрониках на дисплее отображается все, что происходит по периметру автомобиля, и т.д.

Однако парктроник даже с самой совершенной индикацией не всегда способен полностью заменить глаза водителя. Например, при парковке грузовика, автобуса или крупногабаритного автомобиля просто необходимо видеть, что происходит сзади, поэтому в таких случаях парковка и маневрирование часто происходит с помощью ассистента.

Решение этой проблемы также было предложено в 1990-х годах, им стал парктроник с камерой заднего вида. Попытки создать подобную систему предлагались очень давно (с 1950-х годов), однако только недавно технологии позволили создать малогабаритную камеру, легкий монитор и электронику, которая без проблем поместилась бы в легковом автомобиле. Интересно, что первые парктроники с камерой заднего вида начали применяться именно на грузовиках и автобусах, и лишь с началом нового тысячелетия они плавно перекочевали на легковые автомобили.

Первые парктроники этого типа оснащались одной камерой, расположенной в задней части автомобиля — такие системы очень популярны и сейчас, так как они просты, надежны и дают достаточно информации водителю. В 2000 году появилась система с выдвижной поворотной камерой, которая позволяла осматривать пространство вокруг автомобиля. А с 2007 года выпускаются системы кругового обзора (первая была создана компанией Nissan), в которых используется 4 широкоугольных камеры, охватывающие все пространство по периметру машины.

Но все это — пассивные системы парковки, они лишь помогают видеть и «чувствовать» пространство вокруг, но самую сложную работу — маневрирование — они оставляют водителю. Сейчас эта проблема решается системами автоматической парковки, которые всю работу — от поиска свободного пространства (Рис.1), до постановки и выезда машины с парковочного места — выполняет без помощи водителя.

Рис.1 Поиск места парковки

Первые системы автоматической парковки были созданы в середине 2000-х годов сразу несколькими автомобильными компаниями, и с тех пор они стремительно развиваются, становятся все более интеллектуальными. Если первые системы могли лишь въехать в достаточно просторный карман, то сегодня они могут припарковать машину практически в любом месте, независимо от того, как стоят другие автомобили.

На сегодняшний день системы автоматической парковки еще не получили того распространения, что имеют обычные парктроники, хотя причина понятна — такого рода системы довольно дорогие, поэтому в качестве опций или штатных систем входят только в автомобили ценовой категории выше средней.

Виды и способы парковки.

Различные системы автоматической парковки помогают при выполнении параллельной парковки, перпендикулярной парковки. Больше распространены системы с параллельной парковкой. Автоматическая парковка осуществляется за счет согласованного управления углом поворота рулевого колеса и скорости движения автомобиля.

Известные виды интеллектуальных систем помощи при парковке:

Park Assist на автомобилях Volkswagen;

Park Assist Vision на автомобилях Volkswagen;

Intelligent Parking Assist System на автомобилях Toyota, Lexus;

Remote Park Assist System на автомобилях BMW;

Active Park Assist на автомобилях Mercedes-Benz, Ford;

Advanced Park Assist на автомобилях Opel.

Конструкция системы автоматической парковки (Рис. 2) включает ультразвуковые датчики, выключатель, электронный блок управления, а также исполнительные устройства систем автомобиля.

Рис.2 Конструкция системы автоматической парковки

1 - Модуль системы помощи при парковке; 2 - Передний и задний динамик; 3 - Передний датчик системы помощи при парковке; 4 - Выключатель системы помощи при парковке; 5 - Интегрированный модуль управления (ICM); 6 - Усилитель мощности; 7 - Задний датчик системы помощи при парковке.

В интеллектуальной системе помощи при парковке используются ультразвуковые датчики, аналогичные пассивной парковочной системе (Рис. 3), но имеющие большую дальность действия (до 4,5 м). Количество датчиков в зависимости от разновидности системы различается. Например в системе Park Assist последнего поколения устанавливается 12 ультразвуковых датчиков: 4 - впереди, 4 сзади и 4 по бокам автомобиля.

Рис. 3 Пассивная парковочная система

Включение системы осуществляется принудительно при необходимости осуществить парковку. Для этого на панели приборов (рулевом колесе) имеется специальный выключатель.

Электронный блок управления принимает сигналы от ультразвуковых датчиков и преобразует их в управляющие воздействия на исполнительные устройства, в качестве которых выступают другие системы автомобиля: курсовой устойчивости, управления двигателем, электроусилитель рулевого управления, автоматическая коробка передач. Взаимодействие с указанными системами осуществляется через соответствующие электронные блоки управления.

Необходимая для автоматической парковки информация выводится на информационный дисплей и используется водителем в процессе парковки.

Этапы системы автоматической парковки.

Работу системы автоматической парковки условно можно разделить на два этапа (Рис. 4): поиск подходящего места на парковке и собственно выполнение парковки.

Рис. 4 Этапы автоматической парковки

Поиск подходящего места на парковке.

Производится с помощью ультразвуковых датчиков (Рис. 5). Например, в конструкции системы Park Assist для этой цели предусмотрено четыре боковых ультразвуковых датчика - по два с каждой стороны автомобиля. При движении автомобиля вдоль ряда припаркованных машин с определенной скоростью (до 40 км/ч при параллельной парковке и до 20 км/ч при поперечной парковке) датчики фиксируют расстояние между ними, а в системе Park Assist Vision - и их положение относительно транспортного средства (параллельно или перпендикулярно).

Рис. 5 Поиск подходящего места парковки

Сигналы датчиков обрабатываются электронным блоком управления. Если расстояние для парковки достаточное, система подает сигнал водителю - выводит на информационный дисплей автомобиля соответствующую информацию. В системе Park Assist за достаточное для парковки расстояние принимается расстояние, превышающее длину автомобиля на 0,8 м, в системе Advanced Park Assist - на 1 м.

Может осуществляться двумя способами - непосредственно водителем с помощью предлагаемых системой инструкций или автоматически без участия водителя (Рис. 6).

Рис. 6 Парковка транспортного средства

Визуальные и тестовые инструкции водителю выводятся на информационный дисплей. Они касаются рекомендаций по повороту рулевого колеса на определенный угол и направлению движения. Такой способ автоматизированной парковки используется в системе Advanced Park Assist.

Исполнительные элементы задействованные в автоматической парковке.

Автоматическая парковка производится путем упорядоченного воздействия на исполнительные механизмы систем автомобиля:

Электродвигатель электрического усилителя рулевого управления;

Насос обратной подачи и клапаны тормозных механизмов системы курсовой устойчивости;

Электродвигатель дроссельной заслонки системы управления двигателем;

Электромагнитные клапаны автоматической коробки передач.

С целью безопасности движения работу системы всегда можно перевести из автоматического режима в ручной режим. В последних конструкциях системы автоматическая парковка может производиться при нахождении водителя как в автомобиле, так и за его пределами - с ключа.

Принцип работы, передача данных, обработка сигналов.

Когда модуль системы помощи при парковке активирует систему, чтобы указать, что система работает, светодиод выключателя включается и исходит одиночный звуковой сигнал от передних и задних динамиков. Модуль системы помощи при парковке обрабатывает сигналы, полученные от датчиков, чтобы определить, имеется ли какой-либо предмет в пределах радиуса действия датчиков.
В комбинированном режиме датчики выдают серию ультразвуковых импульсов и после этого переходят в режим приема отраженного от препятствия звука в пределах радиуса действия. Принятые отраженные сигналы усиливаются и в самом датчике преобразуются из аналоговой формы в цифровую. Цифровой сигнал проходит к модулю системы помощи при парковке и сравнивается с запрограммированными данными, находящимися в EEPROM модуля. Модуль управления получает эти данные от датчика по линии передачи сигнала и вычисляет расстояние до препятствия по промежутку времени между облучением препятствия и приемом отраженного сигнала. Продолжительность импульса определяется модулем, который с помощью датчика контролирует частоту выходного импульса.

В режиме приемника датчик принимает импульсы, излучаемые соседними датчиками. Модуль управления использует эту информацию для точного определения положения и расстояния до препятствия.

Если никакие препятствия не обнаружены, дополнительные сигналы предупреждения отсутствуют. Если обнаружено препятствие, из соответствующих передних или задних динамиков исходят повторные звуковые сигналы. Интервал подачи сигналов уменьшается по мере уменьшения расстояния между препятствием и автомобилем. На расстоянии приблизительно 250 мм звуковой сигнал становится непрерывным.

Если после первичного обнаружения препятствия расстояние между ним и автомобилем не уменьшается, характер звучания предупреждающего сигнала остается неизменным, если препятствие обнаружено центральным датчиком, или сигнал прекращает звучание через 3 секунды, если препятствие обнаруживается угловым датчиком.

Звуковые сигналы прекращаются, если автомобиль выводится из положения передачи заднего хода. Модуль продолжает контролировать расстояние и возобновляет подачу предупреждающих сигналов, если обнаруживается уменьшение расстояния.

Работа системы отменяется, когда нажимается выключатель системы помощи при парковке нажат или выключается зажигание. Работа системы также отменяется, если автомобиль перемещается больше чем на 50 м или скорость движения автомобиля вперед превышает 30 км/ч.

Система может обнаружить подсоединение прицепа к автомобилю с помощью сообщения по среднескоростной шине CAN от модуля прицепа. Когда модуль системы помощи при парковке обнаруживает подсоединение прицепа к автомобилю, задние датчики отключаются, чтобы предотвратить постоянную выдачу предупреждений вследствие близости прицепа.

Модуль системы помощи при парковке также содержит программное обеспечение, которое компенсирует влияние мороза, обледенения или дождя на датчики. Компенсация обледенения происходит, если значение наружной температуры, полученное в сообщении по среднескоростной шине CAN от щитка приборов, меньше 6°C.

Взаимодействие блоков управления и компонентов (Рис. 7)

Рис. 7 Блоки управления и компоненты

Примечание: А - постоянное проводное соединение; N - Среднескоростная шина CAN ; P - Оптоволоконная шина MOST

1 - Аккумулятор; 2 - Электрораспределительная коробка; 3 - Вспомогательная электрораспределительная коробка; 4 - Центральная электрораспределительная коробка (CJB) ; 5 - Модуль управления коробкой передач (TCM) ; 6 - Модуль антиблокировочной системы (ABS); 7 - Модуль прицепа; 8 - Интегрированный модуль управления (ICM) ; 9 - Усилитель мощности; 10 - Передние динамики аудиосистемы; 11 - Задние динамики аудиосистемы; 12 - Задний датчик системы помощи при парковке; 13 - Модуль системы помощи при парковке; 14 - Выключатель системы помощи при парковке; 15 - Передний датчик системы помощи при парковке.

Особенности и недостатки системы:

Низкая скорость выполнения маневров. Система выполняет все действия и маневры медленно, на минимальной скорости, поэтому автоматическая парковка может занять больше времени, чем ручная;
- Ошибки системы при определении препятствий. Довольно часто автоматика не распознает бордюры, сугробы, столбики и другие препятствия, что приводит к неприятным последствиям;
- Некорректная работа системы из-за погодных условий и факторов окружающей среды. Причиной ошибок могут служить загрязненные датчики, сильный снегопад или дождь, о чем всегда нужно помнить.

Источники :

  1. http://systemsauto.ru/active/active_park.html
  2. http://vkjournal.ru/doc/104687
  3. http://www.lrman.ru/freelander/2/electrics/parking/principles_of_parking_assistant
  4. http://www.autoopt.ru/articles/products/4528605/
  5. http://auto.mail.ru/article/26175-novye_mercedes_a_v_i_s/

Если верить статистике, только 5% своей жизни автомобиль ездит. Все остальное время он остается на парковке. Большие города столкнулись с нехваткой мест для парковки. Это особенно актуально в местах больших человеческих скоплений типа торговых центров. Робототехника предложила решение в виде автоматизированных паркинговых систем, эффективно задействующих пространство для парковки.

Какие же проблемы решают автоматические парковки?

  • Экономия более 80% площадей.
  • Ставиться могут в районах, где невозможно построить гаражи в самих зданиях.
  • Благодаря грамотной системе пандусов, лифтов и лестниц максимально эффективно используют место.
  • Уменьшают затраты на освещение, вентиляцию и прочие издержки.
  • Исключают вмятины на кузове и кражу вещей из салона автомобиля.

Разновидности роботизированных паркингов

Если водитель хочет оставить автомобиль на автоматическом паркинге, ему нужно только заехать туда, остановив машину внутри. Довершит работу автоматическая система. Нужно только выйти из помещения, подтвердив на соответствующем блоке управления намерение оставить машину на парковке. Далее машине присваивается идентификатор с уникальным номером и ключ-карточка со специальным паролем.

Основой работы такой парковки выступает центральный компьютер. На всей площади здания устанавливаются камеры, механические компоненты и нужные датчики. Это позволяет легко перемещать автомобили по всей парковочной площади.

На парковках устанавливается горизонтальный или вертикальный подъемник в зависимости от транспортировочных особенностей на данной конкретной парковке. Исходя из названия, различаться они будут в положении кузова в пространстве. Встроенные датчики позволяют вычислить все данные авто для определения размеров и форм. Затем все устройства начинают проведение работы в соответствии с алгоритмами.

Поднимается машина благодаря специальным подвижным тарам для транспортировки - паллетам, устанавливающимся на механизм для передвижения автомобиля. По сути, это платформа прямоугольной формы с передней частью, способной осуществлять поворот на 360 градусов.

Существуют и беспаллетные системы, чьи решения не менее интересные. Существует версия со специальным “ножничным” захватом колес. Само по себе это система решеток с захватывающим раздвижным устройством. Благодаря корректировке положения автомобиля ширина парковочного места уменьшается до двух с небольшим метров - паллетные системы не дают такого результата.

Вернуть машину обратно тоже не составит труда. Водитель проводит своей картой идентификации по специальному блоку и задействует систему. Посылается сигнал для автоматики, и машина возвращается обратно.

Самыми высококлассными сегодня считаются автоматические парковки с большим количеством уровней. Конструкция построена вертикально, может располагаться как над землей, так и под землей. Главный несомненный плюс таких парковок - очень большое количество мест для машин и автоматическая система высокого класса с высокой скоростью работы. Минус у нее один - немалая цена.

Работает такая парковка по принципу движущегося подъемника, с обеих сторон от которого устанавливаются парковочные места. Башенные парковки сегодня способны разместить несколько машин в одной ячейке для хранения, экономя место в несколько раз.

Также существуют кассетные и конвейерные парковки. В них поддоны смещаются на каждом уровне. Подъемники работают по обе стороны от конвейера. Из минусов, пожалуй, увеличенное потребление энергии, поскольку используется несколько подъемников в одной системе и увеличенное время ожидания, поскольку машине приходится преодолевать сложный путь во время перемещения.

Завершают процессию парковки смешанного типа. Их принцип работы - роботы-транспортеры, движущиеся горизонтально, и подъемники, передвигающихся вертикально. Такой тип лучше всего подойдет для больших площадей под парковку, представляя больше всего удобства для водителя. Механизм поворота может развернуть машину прямо к выезду согласно направлению - это позволяет не повредить автомобиль при транспортировке. Потребление энергии в такой системе значительно ниже, ведь подъемники работают лишь в момент приема и выдачи автомобиля, а все остальные механизмы потребляют в несколько десятков раз меньше энергии. Имеется возможность установки парковочного места рядом с домами водителей или местам их работы, месту отдыха - это увеличивает комфорт от использования автоматической парковки.

Заключение

Суммируя все, что сказано выше, можно смело делать вывод, что единственным решением проблемы парковки и хранения все увеличивающегося количества автомобилей становятся роботизированные паркинги. Они экономят время, деньги и энергию. Во всех странах мира такие парковки получают все более широкое распространение и порождая все больше положительного опыта, благодаря которому и будут продолжать развиваться технологии.

Система автоматической парковки уже нашла своих поклонников, а вот автономная только начинает поиски. Расскажем о принципе работы, разновидностях системы и с чего состоит.


Содержание статьи:

Говоря о том, что автомобиль самостоятельно может припарковаться, сейчас никого не удивишь. Чаще она известна как автоматическая парковка автомобиля. Прогресс не стоит на месте и компания BMW шагнула вперед быстрей всех, предложив автономную систему парковки Remote Valet Parking Assistant. По-другому это дистанционный помощник парковки.

Но в основе таких прогрессирующих систем лежат более старые, рабочие образцы. В данном случае это автоматическая система парковки, которая ныне встречается на многих современных автомобилях, даже и не новых.

Автоматическая система парковки автомобиля


Данную вспомогательную систему относят к активным системам безопасности. Главным назначение является автоматическая парковка автомобиля с участием водителя.

Нельзя сказать, что система существует в одном виде. Данная система может использоваться при параллельной или перпендикулярной парковке. Чаще распространены системы с парковкой параллельной. За основу парковки берется скорость движения автомобиля и угол поворота колеса.

В разных компаниях система называется по-разному:

  • Volkswagen - Park Assist, PAV;
  • Lexus или Toyota - IPAS;
  • Opel - Advanced Park Assist;
  • Ford или Mercedes-Benz - APA;
  • BMW - RPA System.

Механизмы системы парковки


Главными компонентами считаются ультразвуковые датчики, далее идут выключатели, блок управления электронный и другие исполнительные устройства машины.

Стоит учесть, что без дополнительных систем автоматическая парковка не сможет работать. Так к примеру, это гидроусилитель руля, бортовой компьютер в некоторых моделях должна быть только автоматическая коробка передач.

Ультразвуковые датчики в системе аналогичны к пассивной системе парковки, но отличаются большей дальностью действия, это порядка до 4.5 м. Зависимо от производителя системы и марки автомобиля, количество датчиков может отличаться. Как правило, устанавливается 12 датчиков ультразвуковых, 4 сбоку автомобиля, четыре спереди и четыре позади автомобиля.

В действие система приводится принудительно, включением кнопки на панели приборов, или рулю управления, когда водитель планирует припарковаться. Поле активации системы, электронный блок начинает принимать сигнал от ультразвуковых датчиков, преобразуя их в управляющие функции для исполнительных устройств. В качестве таких устройств можно назвать управление двигателем, электроусилитель руля, автоматическая или механическая кпп и система курсовой устойчивости.

В зависимости от производителя, информация может выводиться на дисплей, как вспомогательная для водителя и параллельно в автоматическом режиме управлять автомобилем, если водитель дал на то разрешение.

Принцип поиска места для парковки


Как уже становится понятно, поиск подходящего места для парковки производится с помощью датчиков ультразвука. По бокам, как и полагается, расположено 4 таких датчика, по два штуки на каждую сторону, спереди и позади. Во время движения автомобиля, между рядами припаркованных автомобилей, со скоростью до 20 км/час для поперечной парковки. До 40 км/час для параллельной парковки, датчики сканируют расстояние между машинами и их положение относительно вашего автомобиля.

Блок управления обрабатывает поступающие сигналы от датчиков, если же расстояние подходит для парковки система подаст водителю соответствующий сигнал и выведет на экран соответствующую информацию. Как правило, система за основу возьмет расстояние, которое на 0.8 или 1 м больше, чем длина всего автомобиля.

Автоматическая парковка автомобиля


Данный процесс парковки можно поделить на два вида:
  • с помощью инструкций под управлением водителя;
  • автоматическая парковка без участия водителя.
В первом способе для водителя будут выводиться подсказки, визуальные и тестовые инструкции на информационный дисплей. На основе подсказок и траектории водитель решает, как лучше припарковаться. Чаще всего это рекомендации по рулевому колесу, какой угол поворота лучше выбрать и направление по движению. Как правило, это сформировано для системы Advanced Park Assist.

Второй способ отличается, в сравнении с предыдущим водитель не участвует в процессе парковки, а все функции выполняются в автоматическом режиме. Вместо водителя руль будет поворачиваться самостоятельно в нужном направлении, так же как и нажатие педали газа. Одно что может понадобиться водителю, это переключение коробки передач для движения вперед или назад.

В целях безопасности автоматическую систему парковки в любое время можно перевести в режим ручной парковки.

Автономная или автоматическая система парковки


Прогресс идет, и вспомогательные системы автомобиля так же прогрессируют. Как уже говорилось выше, автоматическая система может работать, когда водитель сидит и наблюдает за процессом парковки автомобиля. Новшеством стала система автономной парковки, когда водитель может находиться за пределами автомобиля, при этом прихватив ключ зажигания и включить функция автономной парковки.

В данный момент над системой работают несколько компаний, каждая в своем направлении, это Volkswagen и Bosch, BMW и Continental. По словам представителей компании BMW внедрять они хотят в серийные автомобили, начиная с 2016 года.

Составные части автономной системы парковки


Система автономной парковки автомобиля состоит из электронного блока управления, входных устройств и устройств исполнения команд. К приборам для считывания или входным относят лазерные датчики (лидары), а так же пульт дистанционного управления. Как правило, в автономной системе парковки устанавливается четыре лазерных датчика по всему периметру автомобиля. Благодаря их точности, система работает намного лучше, а так же на отлично сканирует препятствия.

В основе лежит система автоматической парковки автомобиля и предупреждение столкновения по всему периметру машины. Благодаря таким составляющим и технологии существенно экономится время, лучше всего система показала себя в многоэтажных паркингах. Так же система может поместить автомобиль в пространство по 20 см. с каждой стороны машины, что очень экономит пространство.

Принцип работы автономной системы


Активация системы автономной парковки автомобиля начинается с нажатия кнопки на пульте дистанционного управления. Пульт выполнен в качестве Smart Watch, а не как принято в виде брелка. Компания Volkswagen шагнула еще дальше, и в качестве пульта решила использовать смартфон водителя. Самым главным отличием такой системы от предыдущего поколения или по-другому от базы является самостоятельная парковка без участия водителя. Так же автомобиль может самостоятельно выдвигаться к месту посадки водителя и пассажиров.

Как же работает такая диво система. Лидары, сняв данные, пересылают их на электронный блок управления. Программа, зашитая в блок, пропускает полученную информацию через алгоритм для оценки ситуации, препятствий, регулировки скорости, навигации и маршрутка поиска места.


Благодаря использованию множества систем автомобиля, блок управления сам может решать насколько разогнать или приостановить машину. Одним минусом можно считать то, что в блок прошивается цифровая карта (план) здания паркинга, при этом система не использует GPS карты и сигнал. Чаще всего это делается для закрытых паркингов, где сигнал попросту не может пройти. Но для открытых парковок прошивать нечего не надо.


В результате электронный блок управления формирует сигналы для управляющих систем, которые потом передаются на эти системы автомобиля: управление двигателем, коробкой передач, рулевым колесом и прочие.

Огромным плюсом системы является то, что она не стоит больших денег, а ориентация в паркинге не займет много времени. Так же водитель не обязан сидеть и следить за автомобилем до последнего, пока автомобиль не остановится. Как результат, многие производители будут устанавливать автономную систему парковки на новые серийные автомобили вместо автоматической парковки.

Видео обзор работы автономной системы парковки:


koreada.ru - Про автомобили - Информационный портал