Станция технического обслуживания автомобилей: список услуг. Особенности организации работ на станции технического обслуживания автомобилей Классификация станций технического обслуживания

Основным звеном (по решаемым задачам и числу предприятий) системы автосервиса является подсистема поддержания автомобилей в работоспособном состоянии. Эта подсистема выполняет услуги по техническому обслуживанию, ремонту и другим видам технических воздействий с целью обеспечения безопасной эксплуатации автомобилей населения и представлена широкой сетью разных по мощности, масштабам и назначению предприятий автосервиса.

Станция технического обслуживания автомобилей предоставляет оборудованные посты, посты самообслуживания а также услуги по продаже запасных частей и материалов. Кроме этого, на этих станциях могут предоставляться технические консультации по техническому обслуживанию и ремонту автомобиля.

Необходимость создания широко разветвленной, хорошо оснащенной и организованной сети предприятий автосервиса, одним из главных звеньев которой выступают СТОА, обосновывается помимо технических следующими соображениями:

Экономическими - по данным американских экономистов, средства, вложенные в производство запчастей и техническое обслуживание проданных автомобилей, обеспечивают вдвое большую прибыль, чем при вложении в производство этих автомобилей;

Социальными - относительная опасность автомобиля как транспортного средства очень велика и, по данным мировой статистики, число дорожно-транспортных происшествий (ДТП) вследствие неисправности автомобилей составляет 10-15% общего числа ДТП.

Организационные формы технического обслуживания и ремонта легковых автомобилей довольно разнообразны. Современные СТОА - это многофункциональные предприятия, которые можно классифицировать по назначению (степени специализации), месторасположению, производственной мощности (числу производственных постов и участков) и конкурентоспособности.

В зависимости от расположения СТОА подразделяют на городские, в основном обслуживающие парк легковых автомобилей конкретного населенного пункта или территории, и дорожные, оказывающие техническую помощь автомобилям, находящимся в пути. Данное разделение определяет разницу в числе производственных постов и технологическом оснащении СТОА. Дорожные СТОА являются универсальными, имеют от одного до пяти рабочих постов и предназначены для выполнения моечных, смазочных, крепежных, регулировочных работ, устранения мелких отказов и неисправностей, возникающих в пути, а также для заправки автотранспорта топливом и маслом. Дорожные станции, как правило, сооружаются в комплексе с автозаправочными станциями.

По степени специализации автомобилей предприятия автосервиса подразделяются на комплексные (универсальные), специализированные по видам работ и СТОА самообслуживания. Комплексные СТОА выполняют весь комплекс работ по обслуживанию и ремонту автомобилей. Они могут быть универсальные - для обслуживания и ремонта нескольких марок автомобилей или специализированные - для обслуживания одной марки автомобиля. С увеличением парка легковых автомобилей и диверсификацией его структуры получают развитие специализированные СТОА по маркам автомобилей. Это подтверждает зарубежная практика, а также опыт таких городов, как Москва, Санкт-Петербург.

Специализированные предприятия автосервиса также классифицируются по конкретным маркам и моделям автомобилей и видам работ (техническое обслуживание и ремонт в гарантийный период, техническое обслуживание и ремонт в послегарантийный период).

СТОА подразделяются по уровню специализации:

Техническое обслуживание и ремонт автомобилей только иностранного производства - доля иномарок в общем автопарке составляет 23 %, не обслуживанием иномарок занимается 28 % автосервисных предприятий;

Техническое обслуживание и ремонт автомобилей только отечественного производства - 75 % парка, но только 21 % предприятий автосервиса (обслуживание);

Техническое обслуживание и ремонт автомобилей как отечественного, так и иностранного производства - 51 %, причем на предприятиях автосервиса профилактические воздействия преобладают над ремонтными для автомобилей импортного производства и ремонтные над профилактическими - для отечественных автомобилей.

Ремонт автомобилей и устранение последствий аварий обычно осуществляется либо специализированными мастерскими, либо сравнительно крупными СТОА, оснащенными специальным оборудованием.

По видам работ СТОА подразделяются на диагностические, ремонта и регулировки тормозов, ремонта приборов питания и электрооборудования, ремонта автоматических коробок передач, ремонта кузовов, шиномонтажа, моечные и др. Например, в США узкоспециализированные станции и мастерские составляют до 25 % их общего числа.

По производственной мощности (исходя из числа производственных постов и участков) городские СТОА можно подразделить на малые, средние, большие и крупные.

Малые станции обслуживания с числом рабочих постов до 10 выполняют следующие виды работ: моечно-уборочные, экспресс-диагностику, техническое обслуживание, смазку, шиномонтажные, электрокарбюраторные, кузовные, подкраску кузова, сварочные, ремонт агрегатов. Основную долю этой группы составляют специализированные СТОА. Как правило, они заняты выполнением только профилактических видов работ и располагаются в радиусе, не превышающем 10-15 км от потребителя.

Средние станции обслуживания с числом рабочих постов от 11 до 30 выполняют те же виды работ, что и малые станции. Кроме того, здесь проводится полная диагностика технического состояния автомобиля и его агрегатов, окраска всего автомобиля, замена arpeгaтов, а также может производиться продажа автомобилей.

Большие станции обслуживания с числом постов более 30 выполняют все виды обслуживания и ремонта в полном объеме. На этих СТОА могут находиться специализированные участки для проведения капитального ремонта агрегатов и узлов. Для выполнения работ по диагностике и техническому обслуживанию могут применяться поточные линии. Как правило, на л их СТОА осуществляется продажа автомобилей.

В настоящее время около половины автосервисных предприятий столицы имеют мощность от 1 до 3 рабочих постов; более 40 % - от 4 до 10 постов; 7 % - до 30 постов. Крупные станции составляют менее 2 %.

По конкурентообразующим характеристикам рынок автосервисных услуг можно подразделить следующим образом.

Первая группа - фирменные (дилерские) СТОА, которые продают и обслуживают автомобили конкретных фирм и работают непосредственно с фирмами, концернами, предприятиями-производителями - авторизированные центры. Эти специализированные СТОА имеют современное технологическое оборудование, оригинальные запасные части, широкий иыбор услуг по конкретной марке автомобилей, подготовленные кадры с высоким уровнем культуры обслуживания клиентов, высокую репутацию и высокие цены.

Фирменные СТОА выполняют функции, связанные с обслуживанием и ремонтом автомобилей в гарантийный и послегарантийный периоды эксплуатации. Кроме того, их можно рассматривать как подразделения автозаводов, обеспечивающие их достоверной информацией о качестве выпускаемых автомобилей. Одновременно фирменные СТОА могут выступать центрами по производственно-техническому обучению персонала.

Вторую группу составляют прежние государственные СТОА, которые имеют большой опыт работы в автосервисе, специально спроектированные помещения, выгодное расположение, хорошие традиции, но устаревшие взгляды на отношение к потребителю и инерцию, затрудняющую их полную и эффективную адаптацию к условиям рынка. На этих СТОА хорошее, но нередко устаревшее оборудование, наработанные связи с потребителями, которые привыкли пользоваться их услугами, как правило, невысокие цены, им доверяют, поскольку они со старых времен привыкли придерживаться законов, имеют неплохой имидж, но не наилучшее качество запасных частей. По охвату рынка с точки зрения номенклатуры услуг их можно назвать универсальными.

К третьей группе относятся частные, вновь созданные СТОА, которые появились после перехода к рыночной экономике. В целом они имеют такие же характеристики, что и вторая группа.

К четвертой группе относятся автосервисы на производственно-технической базе автотранспортных и других предприятий. Здесь сравнительно низкий уровень технологии технического обслуживания и ремонта, низкая культура обслуживания, низкая квалификация кадров, низкая эстетика производства, завышенная продолжительность выполнения работ и узкая специализация по моделям автомобилей.

К пятой группе автосервисных предприятий относятся гаражные автосервисы. По характеристикам они уступают предприятиям предыдущей группы.

Структуру сети СТОА рассмотрим на примере Москвы. Здесь крупные предприятия автосервиса составляют только около 17 %; это достаточно мощные специализированные предприятия (31 % общегородской мощности). Остальные объекты автосервиса арендуют площадки и производственные мощности: транспортных предприятий (около 40 % общего числа объектов и 39 % общегородской мощности), промышленных предприятий (соответственно 19 и 14 %).

Сегодня существует большой разрыв между спросом (потребностями автовладельцев по ремонту и обслуживанию автомобилей) и возможностью его полного удовлетворения. Это обусловлено двумя основными причинами.

Первая причина- невысокая платежеспособность ряда автовладельцев, что заставляет их обращаться в подпольные автосервисы. «Подпольщики» особенно активны в теплое время года, поскольку большинство из них работает в неотапливаемых гаражах и зимой сворачивает свою деятельность. Нелегальные автосервисы и мойки есть буквально повсюду. Они не имеют лицензий, не платят налогов, поэтому их услуги гораздо дешевле, чем в легальных СТОА. Некоторые автовладельцы вообще обращаются только к ним, поскольку основательный ремонт автомобиля на законно существующей СТОА сравним по цене со стоимостью самого автомобиля. Подпольный автосервис занимает значительную часть рынка обслуживания автомобилей, мешая тем самым развитию легальных СТОА. Стоит отметить, что в последнее время уровень сознательности автовладельцев возрастает: они все чаще обращаются в легальные СТОА, гарантирующие высокое качество работы.

Вторая причина - недостаток производственных мощностей существующих СТОА, особенно в населенных пунктах областного и районного значения, где автосервис практически в зачаточном состоянии. Но даже в Москве СТОА катастрофически не хватает. Бурный рост автопарка породил серьезные проблемы - переполнение столичных автотрасс и поддержание надлежащего технического состояния автомобилей. В настоящее время действует 2,6 тыс. предприятий автосервиса, в то время как их должно быть около 10 тыс. Правительство Москвы приняло программу, направленную на развитие и улучшение служб автосервиса в городе. Мэр Москвы Ю.М.Лужков предложил в качестве меры поддержки и развития СТОА упрощенный порядок регистрации для открывающихся центров. Мэр поручил специалистам подготовить в ближайшее время соответствующие документы, в том числе типовой проект зданий для новых техцентров. «Думаю, это имеет особое значение для малого и среднего бизнеса. Эта задача не для монополистов»,- уточнил он. При этом, требует Лужков, в Москве необходимо реализовывать программы подготовки кадров, в первую очередь менеджеров техцентров. При реализации этой программы число СТОА в Москве должно увеличиться в несколько раз, в результате чего с авторынка будут вытеснены сервисные предприятия, которые не отвечают требованиям по безопасности, экологичности и качеству предоставляемых услуг.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

Рост объемов оказания услуг отстает от темпов автомобилизации страны;

Потребности в автосервисных услугах обеспечены недостаточно, предприятия автосервиса распределены по городам неравномерно, поэтому весьма актуальна проблема обеспечения в количестве и территориальной доступности автосервисных услуг;

Успешное функционирование СТОА возможно при учете всех новшеств в области автотехобслуживания, накоплении и анализе статистического материала, создании типовых проектов станций, объединенных единым замыслом и возможностью трансформации, наличии высококвалифицированных специалистов в этой области;

Создание совместных предприятий с участием зарубежных партнеров в области автосервиса будет способствовать приобретению опыта, скорейшему избавлению от негативных моментов в деятельности предприятия автосервиса, накоплению финансовых средств для развития данной сферы обслуживания.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ СТАНЦИЙ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ

Особенности организации работ на станции технического обслуживания автомобилей

Станции технического обслуживания автомобилей представ­ляют собой многофунк-циональные предприятия, которые выпол­няют широкий спектр работ и услуг по обслуживанию и ремонту автомобилей. В номенклатуру услуг СТОА могут входить следую­щие виды работ:

Уборочно-моечные;

Предпродажная подготовка автомобилей;

Гарантийное обслуживание и ремонт автомобилей;

Послегарантийное обслуживание и ремонт автомобилей;

Диагностирование технического состояния автомобилей, аг­регатов и узлов;

Противокоррозионная подготовка кузовов автомобилей;

Восстановительный ремонт автомобилей;

Капитальный ремонт агрегатов и узлов;

Продажа автомобилей, запасных частей, материалов и при­надлежностей;

Хранение автомобилей;

Техническая помощь на автодорогах;

Сервисное обслуживание водителей и пассажиров.
Потребителями услуг СТОА могут быть как физические, так и юридические лица, как правило, не имеющие собственной про­изводственной базы для выполнения заказываемых услуг или на­ходящиеся вдали от своей производственной базы.

Станции технического обслуживания автомобилей классифи­цируют в зависимости от их назначения, мощности, местораспо­ложения и специализации. По принципу назначения и размещения станции технического обслуживания подразделяют­ся на городские и дорожные.

Городские станции обслуживания предназначены для обслу­живания автомобилей физических и юридических лиц, располо­женных в черте города, дорожные станции - для оказания техни­ческой помощи автомобилям и сервисных услуг водителям и пас­сажирам, находящимся в пути.

По размерам и производственной мощности станции подразделяются на малые (до 5 рабочих постов); средние (от 6 до 15 постов); большие (более 15 рабочих постов).

По характеру выполняемых работ городские станции могут быть фирменными, спе-циализированными и универсальными. Фирмен­ные станции, как правило, создаются заводами-производителя­ми автомобилей для реализации и обслуживания своих автомоби­лей в данном городе или регионе. Специализированные станции обслуживают одну или несколько определенных марок автомоби­лей обычно по договору с заводами-изготовителями или выпол­няют отдельные виды работ. В последние годы вгородах России большое распространение получили небольшие (на два-три по­ста) станции, выполняющие отдельные виды работ, такие как мойка, замена масла, обслуживание и ремонт электрооборудова­ния, топливной аппаратуры, тормозной системы, аккумуляторов, шин и т.д. Такие станции строятся отдельно или при АЗС и отно­сятся к малым специализированным городским станциям. На уни­версальных станциях могут обслуживаться автомобили различных типов, марок и моделей. Универсальные станции могут быть со­зданы для обслуживания грузовых автомобилей и автобусов, для обслуживания легковых автомобилей или обслуживания всех ти­пов автомобилей.


Дорожные станции целесообразно создавать как универсаль­ные для устранения наиболее часто возникающих в пути неисправностей и выполнения обслуживании малой трудоемкости. До­рожные станции также могут быть созданы при кемпингах и мо­телях. Особое место среди дорожных станций в перспективе могут занять станции, обслуживающие междугородные и международные автоперевозки. Их целесообразно располагать на крупных меж­дугородных и международных автомагистралях на расстоянии, которое преодолевает автомобиль при полусменной работе (4... 6 ч). Такие станции могут выполнять следующие виды работ: мойка, заправка, хранение автомобилей, хранение и переработка грузов, техническое обслуживание и ремонт подвижного состава, сервисные услуги водителям и пассажирам (предоставление ночлега, пи­тания, торгового обслуживания и т.д.).

2 Схема технологического процесса станции обслуживания .

После мойки автомобиль поступает на участок приема и выдачи, где производится проверка агрегатов, узлов и деталей, как заявленных, так и не заявленных владельцем, осо­бенно влияющих на безопасность движения. Причины неисправностей и объемы работ для их устранения уточняются при диагностировании автомобиля. Объемы, сроки выполнения и стоимость работ вносятся в наряд-заказ, причем только те работы, на кото­рые согласен владелец. После приемки, продолжительность кото­рой в среднем составляет 20... 30 мин, автомобиль устанавливается на рабочий пост, а при его занятости - временно направляет­ся в зону ожидания или хранения.

После выполнения всех необходимых работ автомобиль воз­вращается на участок приема и выдачи, где совместно с владель­цем оценивается качество и соответствие выполненных работ на­ряду-заказу. При необходимости качество работ проверяется на участке диагностирования.

Схема технологического процесса СТОА

Производственно-техническую базу системы автотехобслужи­вания в основном составляют предприятия (структурные единицы) трех видов: СТОА, в том числе мастерские и пункты ТО и ремонта; базы и склады материально-технического снабжения; гаражи и стоянки автомобилей.

На автоцентрах и крупных СТОА регионального или зональ­ного значения, а часто и на более мелких СТОА все три вида предприятий автотехобслуживания могут быть объединены не только функционально, но и территориально (рис. 2.1).

Современные СТОА осуществляют: продажу автомобилей и предпродажное обслуживание новых и подержанных автомобилей; продажу запасных частей, эксплуатационных материалов и при­надлежностей к ним; ТО и ТР в гарантийный и послегарантийный периоды эксплуатации; КР агрегатов и восстановительный ремонт автомобилей, в том числе устранение повреждений кузова авто­мобиля, вызванных дорожно-транспортным происшествием.

Указанные работы выполняют в зависимости от наличия на СТОА соответствующих производственных участков, за каждым из которых закреплено определенное количество авомобиле-мест.

Автомобиле-местом называется участок площади СТОА (в здании, под навесом, на открытой площадке) для поста­новки автомобиля при обслуживании, ожидании обслуживания или выдачи владельцу. Автомобиле-места в здании СТОА по свое­му технологическому назначению разделяют на рабочие и вспо­могательные посты, автомобиле-места ожидания. В планировоч­ном отношении разница между «постами» и «автомобиле-местами ожидания» заключается в нормативных расстояниях между уста­новленными на них автомобилями, а также между автомобилями и элементами конструкции здания .

Рабочий пост представляет собой автомобиле-место, осна­щенное соответствующим технологическим оборудованием и пред­назначенное для выполнения технических воздействий непосредст­венно на автомобиле для поддержания и восстановления его технически исправного состояния и внешнего вида,- это посты мойки, диагностирования, ТО, ТР и окраски.

Рис. 2.1. Спецавтоцентр ВАЗа на 50 рабочих постов для автомобилей «Жигули»: а - генеральный план: 1 - производственный кор­пус; 2 - административно-бытовой корпус; 3 - автозаправочная станция; 4 - контрольно-про­пускной пункт; 5 - стоянка легковых автомоби­лей; 6 - площадка выгрузки новых автомобилей; 7 - стоянка новых автомобилей на 127 автомо-биле-мест; 8 - стоянка отремонтированных авто­мобилей на 124 автомобиле-места; 9 - очистные сооружения; 10 - стоянка автомобилей, поступив­ших в ремонт, на 57 автомобиле-мест; б - планировка производственного корпуса: 1 - мага­зин продажи автомобилей с салоном; 2 - тор­говый зал; 3 - участок предпродажной подго­товки; 4 - посты смазывания; 5 - посты диагнос­тирования; 6 - посты гарантийного обслужива­ния; 7 - посты ТО и ТР; 8 - участок ремонта кузовов; 9 - обойный участок; 10 - окрасочный участок; 11 - технические помещения; 12 - склад запасных частей; 13 - агрегатно-механический участок; 14 - участок испытания двига­телей; 15 - медницкий участок; 16 - кузнечно-сварочный участок; 17- участок ремонта топлив­ной аппаратуры; 18 - аккумуляторный участок; 19 - шиномонтажный участок; 20 - участок ре­монта электрооборудования; 21 - посты мойки; 22 - участок приемки автомобилей; 23 - участок выдачи автомобилей; 24 - диспетчерская; 25 - помещение для клиентов.

Вспомогательный пост предназначен для выполнения непосредственно на автомобиле технологически вспомогательных, но необходимых для поддержания и восстановления его техни­чески исправного состояния и внешнего вида операций - это посты приемки-выдачи автомобилей, подготовки их к окраске, сушке после окраски и мойки.

Автомобиле-место ожидания предназначено для постановки автомобиля во время ожидания им: приемки-выдачи, постановки на рабочий пост, ремонта снятого с него агрегата (узла, прибора).

Помимо основной производственной деятельности, на крупных СТОА оказывают и другие виды услуг: производится продажа автомобилей, шин, запасных частей, автопринадлежностей и экс­плуатационных материалов; организуются консультации по техни­ческим и юридическим вопросам, товароведческая экспертиза; оформляются претензии и т. д.

В зависимости от мощности (расчетного количества комплекс­но обслуживаемых автомобилей), размера (числа рабочих постов или автомобиле-мест в здании СТОА), месторасположения, назна­чения и специализации СТОА виды выполняемых ими работ и их сочетания могут быть различными.

По принципу размещения различают СТОА городские и до­рожные; по характеру основной производственной деятельности - гарантийные (заводов-изготовителей), комплексные, специализи­рованные, самообслуживания; по производственной мощности и размеру - малые, средние, большие и крупные (рис. 2.2).

Городские СТОА (рис. 2.3) предназначены для обслуживания парка автомобилей, принадлежащих гражданам, в городах и дру­гих населенных пунктах, а дорожные СТОА - для оказания тех­нической помощи всем транспортным средствам в пути.

Городские СТОА могут быть универсальными или специализи­рованными в зависимости от вида работ и марок автомобилей. К ним относятся также заводские станции гарантийного обслужи­вания.

Согласно классификации Гипроавтотранса для действующих проектов СТОА по мощности и размеру подразделяются на четыре типа: малые - до 15, средние - до 30, большие - до 50 и круп­ные - свыше 50 рабочих постов. Согласно классификации Мин-автопрома СССР (Глававтотехобслуживания) городские СТОА делятся на малые - до 10, средние - до 34 и большие - от 35 ра­бочих постов. На этой типоразмерности и основываются проекты современных СТОА. Размер и назначение СТОА определяют ее тип или типоразмер.

Городские СТОА в основном имеют относительно постоянную клиентуру и выполняют, если позволяют производственные воз­можности, комплексное обслуживание автомобилей.

Дорожные СТОА имеют случайную клиентуру, и их основной задачей является устранение отказов и неисправностей, возник­ших у транзитных транспортных средств. Такое различие отра­жается на методах расчета, структурном составе и технологическом оснащении СТОА и предопределяет характер их производст­венной деятельности (табл. 2.1).

Таблица 2.1

Виды работ, запроектированных для выполнения на СТОА различного типа

Наименование работ

Городские СТОА

Дорожные СТОА

большие и крупные

Диагностирование узлов и агрегатов, влияющих на безопасность движения

Углубленное диагностирование

Моечно-уборочные

Техническое обслуживание в объёме:

Смазочные

Регулировочные

Шиномонтажные

Электрокарбюраторные

Подзаряд аккумуляторов

Ремонт и заряд аккумуляторов

ТР агрегатов

Замена агрегатов

КР агрегатов

Медницкие

Сварочные

Жестяницкие

Кузовные

Подкраска

Полная окраска кузова

Противокоррозионное покрытие

Продажа запасных частей и материалов

Продажа автомобилей

Техпомощь по вызову

Заправка автомобилей

За прошедшее десятилетие структурный состав парка легко­вых автомобилей, принадлежащих гражданам, значительно из­менился, что создает предпосылки для развития сети СТОА, специализированных по маркам автомобилей. Однако на ближай­шую перспективу следует ожидать, что основным типом городской станции все еще будет универсальная по маркам обслуживае­мых автомобилей и комплексная по видам выполняемых работ СТОА (особенно в небольших городах и населенных пунктах).

Анализ производственной деятельности СТОА показал пред­почтительность такого направления развития, в том числе для станции, которые первоначально проектировались с ограничен­ной номенклатурой работ. Это обусловлено настоящим уровнем автомобилизации большинства городов и районов страны и раз­витием сети СТОА. Специализация СТОА, обусловливаемая высоким уровнем концентрации работ, без должного технико-экономического обоснования только усложняет владельцам авто­мобилей их обслуживание и отрицательно сказывается на эконо­мике СТОА, хотя сама по себе идея специализации и кооперации деятельности станций прогрессивна.

В настоящее время ориентацию СТОА на выполнение тех или иных видов работ определяют в основном ее производствен­ными возможностями, т. е. наличием соответствующих площадей, участков, оборудования и др.

С увеличением парка легковых автомобилей и дальнейшим развитием сети СТОА получат распространение специализи­рованные станции комплексного обслуживания, т. е. СТОА, выполняющие ТО и ремонт определенной марки автомобилей, а также СТОА, специализированные по видам работ, например, по диагностированию (рис. 2.4), мойке, ремонту электрообору­дования и приборов питания, тормозов, агрегатов, по окраске кузовов и др. Эти и другие работы могут выполняться в различной комбинации друг с другом при частичной специали­зации. Такая перспектива подтверждается существующей прак­тикой в больших городах, таких, как Москва, Ленинград, Киев, где уровень насыщения автомобилями значительно выше среднего по стране, и расчетами Гипроавтотранса, НИИАТа и других организаций, а также зарубежным опытом .

Основаниями для специализации СТОА по маркам автомоби­лей или видам работ являются наличие в обслуживаемом регионе достаточного количества объектов трудовых воздейст­вий, обеспечивающих полную загрузку станции и эффективное использование высокопроизводительного оборудования, возмож­ность применения прогрессивной технологии и рациональной организации производства.

Определенное количество владельцев автомобилей предпо­читают проводить ТО и ТР собственными силами. Однако имею­щиеся условия не всегда это позволяют, так как посты само­обслуживания имеются только на некоторых отечественных СТОА. Между тем за рубежом получили распространение не только посты, но и станции самообслуживания. В перспективе в нашей стране возможно дальнейшее развитие самообслуживания, в том числе путем организации специализированных станций.

Основными трудностями при решении данного вопроса явля­ются организация соответствующего контроля качества и соблю­дение техники безопасности. В связи с постоянным совершенст­вованием конструкции автомобиля его обслуживание требует квалифицированного подхода, применения сложного современного оборудования, обладающего высокой точностью, а также соответ­ствующей технологии. Потеря качества при ТО и ремонте в боль­шинстве случаев ведет к дорожно-транспортным происшествиям и загрязнению окружающей среды.

Дорожные СТОА (рис. 2.5) предназначены для оказания по мере необходимости технической помощи всем транспортным средствам в пути. Обычно они невелики и состоят из нескольких рабочих постов, универсальны по типам и маркам обслуживае­мых транспортных средств, но ограничены в перечне оказываемых ими услуг.

Рис. 2.5. Дорожная СТОА на 3 рабочих поста:

/ - помещение для клиентов; 2 - бытовые помещения; 3 - склад запасных частей; 4 - посты ТО и ТР легковых автомобилей; 5 - пост ТО и ТР автобусов и грузовых автомобилей на канаве; 6-пост для мойки автобусов и грузовых автомобилей; 7 - посты для мойки легковых автомобилей

Таблица 2.2

Основные показатели по типовым проектам СТОА

Показатели

из сборных железобетонных кон­струкций с числом рабочих постов

из легких ме­таллических конструкций с числом ра­бочих постов

дорожная с числом рабочих постов 1

Число обслуживаемых автомобилей в год

Число автомобиле-заездов в год, тыс. ед.

Число автомобилей, продаваемых за год

Общая численность

персонала, чел.

В том числе:

рабочие, занятые на

ТО и ремонте автомобилей

производственные рабочие

вспомогательные рабочие

младший обслуживающий персонал

административно-уп равленческий персонал

работники в магазине и на предпродажной подготовке

Площадь участка СТОА, га

То же в комплексе с

механизированной коммерчесй мойкой, платной стоянкой, АЗС

Площадь застройки, м 2

Полезная площадь здания, м2

В том числе:

производственные помещения

административнобытовые помещения

помещения сдачи готовых автомобилей

Общее число автомобиле-мест

В том числе: в производственных помещениях и в по- мещениях сдачи авто- мобилей

Из них: рабочих постов

вспомогательных постов

автомобиле-места ожидания

Всего в магазине

Из них: в торговом зале

демонстрационных автомобиле-мест

под навесом готовых автомобилей

на открытой стоянке автомобилей: ожидающих обслуживания

Для продажи

Общая стоимость

строительства здания, тыс. р.

В том числе: строительно-монтаж-ных работ

оборудования

прочих работ

1 В скобках приведены данные о наличии постов для зимнего сезона.

В зависимости от назначения и мощности СТОА на них выполняют в основном моечные, смазочные, крепежные, регулировочные работы, устраняют мелкие отказы и неисправности преимущественно путем замены узлов и деталей, потребность в которых возникла в пути, при заправке автомо­билей топливом, маслом и другими эксплуатационными материа­лами, а также при оказании технической помощи на дороге специалистами передвижных мастерских и при буксировке транс­портных средств, потерявших способность двигаться собственным ходом.

На дорожных СТОА целесообразно продавать в широком ассортименте запасные части, пользующиеся наибольшим спро­сом, автопринадлежности и эксплуатационные материалы в мелкой расфасовке и иметь в наличии посты самообслуживания, комнаты отдыха и буфеты. Такие СТОА могут входить в состав мотелей, а также сооружаться в комплексе с автозаправочными стан­циями (АЭС). Кроме того, при АЗС, если они находятся на значительном расстоянии от дорожных или другого вида станций, организуют небольшие пункты технической помощи на 1-2 поста и посты самообслуживания (рис. 2.6).

В табл. 2.2 приведены основные технико-экономические по­казатели действующих типовых проектов СТОА.

НАЗНАЧЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ И СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ УЧАСТКОВ СТОА

Участок приемки-выдачи автомобилей предназначен для вы­полнения следующих работ:

при приемке - внешний осмотр автомобиля; проверка его комплектности, агрегатов и узлов, на неисправность которых указывает владелец автомобиля, а также влияющих на безопас­ность движения, технического состояния автомобиля с целью выявления дефектов, не заявленных владельцем; определение ориентировочного объема, стоимости, срока выполнения работ и способа устранения дефектов; согласование всех вопросов с владельцем автомобиля, оформление документов;

при выдаче - контроль выполненных работ, указанных в заказе-наряде, внешний осмотр, проверка комплектности и сдача автомобиля владельцу.

При приемке и выдаче автомобилей возможно и целесооб­разно использование диагностического оборудования. Организа­ция технологического процесса зависит от производственной про­граммы, площади и оборудования участка.

Участок уборочно-моечных работ предназначен для уборки салона кузова автомобиля, мойки двигателя, автомобиля снизу и сверху, сушки и полировки кузова. На современных СТОА, 48

как правило, участки для выполнения этих работ обеспечены необходимым оборудованием и водоочистительными сооружения­ми. Организация технологического процесса зависит от произ­водственной программы, площади и оборудования участка.

Участок диагностирования предназначен для определения тех­нического состояния автомобиля, его агрегатов и механизмов без разработки. Диагностирование представляет собой техноло­гический элемент ТО и ремонта, а также основной метод вы­полнения контрольных работ. Диагностика позволяет обеспечить высокую эксплуатационную надежность автомобилей, повысить производительность труда и снизить затраты на текущий ремонт, запасные части и материалы.

Количество постов на участке диагностирования, оснащен­ность их оборудованием, компоновочная схема, а также специа­лизация и кооперация их между собой, между постами приемки-выдачи и постами регулировочных работ определяются объемом и характером производства, методом организации, а так­же задачами, которые должно решать диагностирование на СТОА.

Участок ТО предназначен для проведения профилактического комплекса работ, направленных на предупреждение отказов и неисправностей, поддержание автомобилей в технически исправ­ном состоянии и обеспечение надежной, безопасной и экономич­ной их эксплуатации. Независимо от вида ТО крепежные, диагностические, регулировочные, смазочные и шинные работы осуществляют на рабочих постах, оснащенных соответствующим технологическим оборудованием, а комплексные или специализи­рованные работы выполняют в зависимости от объема произ­водственной программы СТОА и метода организации. При родст­венной технологии работ ТО и ТР выполняются на одних и тех же постах специалистами различных производственных участков.

Участок смазочно-заправочных работ предназначен для смены масла и доливки его в двигатель и агрегаты трансмиссии, замены фильтров и смазки сочленений карданного вала, ходо­вой части, механизмов управления, подшипников ступиц колес, точек кузова в объеме ТО-1, ТО-2 или указанного в талонах сервисных книжек. Отдельные виды смазочно-заправочных работ могут выполняться по заявкам владельцев. Например, смену мас­ла в отдельных агрегатах и смазывание определенных узлов автомобиля можно производить не только на специализиро­ванных, но и на других постах в зависимости от объема произ­водственной программы.

Участок ТР предназначен для выполнения комплекса работ по агрегатам и узлам автомобиля, неисправность которых нель­зя устранить путем регулировочных работ с целью восстановле­ния их параметров и работоспособности.

В зависимости от характера и места производства работ ТР выполняют либо на рабочих постах, либо на специализирован­ных участках (производственных отделениях) СТОА. К постовым работам относят: разборочно-сборочные операции, выполняемые непосредственно на автомобиле, регулировочные и крепежные работы, устранение неисправностей тормозной и других систем, а также незначительных повреждений кузова, агрегатов и узлов без их демонтажа и разборки. Рабочие посты участка ТР автомо­билей оснащают необходимым оборудованием, подъемными уст­ройствами, приспособлениями и инструментом. Ряд работ, на­пример замена карбюраторов и свечей зажигания по своему характеру не требует применения подъемников и может вы­полняться на напольных постах или соответствующих автомобиле-местах СТОА, оборудованных передвижными домкратами, при­способлениями и инструментом.

/Работы, не подлежащие по своему характеру выполнению на рабочих постах ТР, осуществляют на специализированных участ­ках:

агрегатно-механическом - разборочно-сборочные, моечные, ремонтно-восстановительные и контрольные работы по двигателю, коробке передач, рулевому управлению, передним и задним мостам и другим агрегатам, узлам и деталям, снятым с автомобиля, а также слесарно-механические работы с использованием токарно-винторезных, сверлильных и других станков;

аккумуляторном - подзаряд, заряд и ремонт аккумуляторных батарей, а также (при необходимости) приготовление дистилли­рованной воды и электролита. Аккумуляторные батареи обычно ремонтируют централизованно на специализированных или круп­ных СТОА в ремонтном отделении участка, где заменяют зали­вочную мастику и неисправные детали, отливают свинцовые элементы батарей, наплавляют выводные клеммы и др.;

электротехническом - проверка и ремонт агрегатов и прибо­ров электрооборудования, неисправность которых не могла быть устранена на постах ТР после очистки от пыли и грязи, осмотр и испытание на специальных установках. Подлежащие ремонту агрегаты и приборы разбирают на узлы и детали, промывают и просушивают, дефектуют и в зависимости от технического состояния заменяют или ремонтируют, а также проверяют на соответствующем контрольном стенде или установке;

карбюраторном (топливной аппаратуры) - разборка карбю­раторов с устранением обнаруженных дефектов, подбор жиклеров, проверка уровня топлива в поплавковой камере, а также ремонт и проверка работоспособности топливных насосов и других при­боров системы питания. Приборы, требующие ремонта, перед раз­боркой моют в специальной ванне, а после ремонта испытывают на стендах или установках;

шиноремонтном (шиномонтажном) - демонтаж и монтаж шин, ремонт камер, замена дисков, камер и покрышек, балан­сировка колес в зависимости от типоразмеров СТОА. Шины очищают, демонтируют на стендах и дефектуют, ободья колес очищают от следов коррозии и окрашивают, камеры ремонтируют наложением заплат и вулканизируют. После сборки колес осу­ществляют их статическую и динамическую балансировку на спе­циальном стенде;

обойном - ремонт сидений и спинок, замена и ремонт обивки потолка, а также изготовление утеплительных чехлов и обивки кузова в зависимости от типоразмера СТОА. Для работы ис­пользуют специальные швейные машины, верстаки для разборки подушек и сидений, столы и шаблоны для раскройки обивоч­ных материалов, лари и стеллажи. Снятие и замену обивки кузова, а также сидений осуществляют на рабочих постах кузов­ного участка СТОА;

кузовном - замена отдельных деталей кузова, а также жестя­ницкие, сварочные, медницкие и кузнечно-рессорные работы, изготовление необходимых для замены деталей кузова, правка и ремонт аварийных автомобилей на специальных стендах в зави­симости от типоразмера СТОА. Жестяницкие работы включают ремонт крыльев, брызговиков, капотов, облицовку радиатора, две­рей и других частей кузова. Арматурные работы включают ремонт замков, петель, стеклоподъемников, установку ручек, кронштей­нов, вставку стекол и окантовок. Медницкие работы связаны с ремонтом радиаторов, топливных баков, топливно- и масло­проводов;

окрасочном - окраска кузова и его деталей. В отделении подготовительных работ осуществляют снятие старой окраски, шпатлевку и шлифовку. Здесь же обычно подкрашивают неболь­шие участки кузова и его деталей. На окрасочном участке на­носят грунт и высушивают его, частично или полностью окраши­вают кузов, а также наносят противошумную мастику и противо­коррозионное покрытие. Все работы, связанные с распылением лакокрасочных материалов и их сушкой, выполняют в специаль­ных герметических камерах, оборудованных приточно-вытяжной вентиляцией, исключающей возможность образования в камерах взрывоопасных концентраций и проникновения из камер в поме­щение участка паров растворителя и тумана краски. Подготовку смесей, приготовление лаков и красок, разбавление раствори­телей, мойку пистолетов и красконагнетательных бачков и другие связанные с этими операциями процессы осуществляют в специальных вентилируемых помещениях краскоприготовительного отделения.

Помимо основных производственных участков, на СТОА имеются склад запасных частей, помещения для клиентов, административно-бытовые помещения, расположенные, как прави­ло, на втором этаже, и др. В зоне ТО и ТР, а также на кузовном, окрасочном и других участках, кроме рабочих, предусмотрены вспомогательные посты и автомобиле-места ожидания, на которых при необходимости также могут выполняться определенные виды работ.

Данный перечень структурных подразделений характерен не для всех типов СТОА. На станциях небольшого размера неко­торые виды работ объединены на одном участке.

Станции технического обслуживания автомобилей являются основным предприятием в автосервисе, которые в зависимости от мощности и размеров выполняют большинство функций технического сервиса.

Классификация станций технического обслуживания в зависимости от места расположения, назначения и специализации показана на рис. 4.1. По принципу размещения станции технического обслуживания подразделяются на городские и дорожные.

Городские СТОА предназначены для обслуживания в основном парка автомобилей владельцев, проживающих в городах и поселках городского типа, дорожные станции - для оказания технической помощи всем автомобилям, находящимся в пути. Такое разделение определяет разницу в технологическом оснащении станций. Так, имеющиеся на городских станциях участки кузовных и окрасочных работ на дорожных станциях могут отсутствовать.

Городские станции обслуживания могут быть фирменными, при­надлежащими заводам-изготовителям, и независимыми.


Фирменные СТОА финансово и административно подчинены заводам -изготовителям автомобилей, например таким компаниям, как «АвтоВАЗ», «Фольксваген» и др.

Основу фирменной сети предприятий автосервиса составляют дилерские центры (дилеры), представляющие собой торгово-обслуживающие предприятия, осуществляющие торговлю новыми и подержанными автомобилями, гарантийный ремонт и послегарантийное обслуживание и ремонт автомобилей. Дилер связан с производителем договором, согласно которому он приобретает у изготовителя автомобили и запасные части по оптовой цене, а продает их с определенной наценкой. В свою очередь, дилерские центры связаны со своими филиалами и СТОА.

Отличительной особенностью фирменных предприятий является то, что они осуществляют обслуживание и ремонт по своим, разработанным для данной фирмы, техническим процедурам и положениям (технология и организация работ, комплектование оборудованием, нормативная база, архитектурно-строительное оформление предприятий и др.).

Независимые СТОА, не связанные финансовыми отношениями с автомобильными фирмами, являются основной частью сети, обеспечивающей обслуживание автомобилей (более 60 %).

Независимые станции обслуживания могут быть специализированными по маркам обслуживаемых автомобилей, видам работ и универсальными, обслуживающими нескольких марок автомобили.

Городские станции обслуживания в зависимости от числа рабочих постов и вида выполняемых работ можно подразделить на три основных типа: малые, средние и большие.

Милые станции (до пяти рабочих постов) выполняют в основном следующие работы: моечно-уборочные, экспресс-диагностирование, техническое обслуживание, смазывание, шиноремонтные, подзаряд аккумуляторов; ремонт путем замены деталей, неисправных узлов, механизмов и приборов; продажу запасных частей, автопринадлежностей и эксплуатационных материалов.

Средние станции (6-15 рабочих постов) выполняют те же работы, что и малые станции. Кроме того, на них проводятся углубленное диагностирование технического состояния автомобилей и его агрегатов, кузовные и окрасочные работы, замена агрегатов, а также возможна продажа автомобилей.

Большие станции (более 15 рабочих постов) выполняют все виды обслуживания и ремонта, как и средние станции, в полном объеме. На них могут быть участки для проведения капитального ремонта агрегатов и узлов, а также могут осуществляться продажа и предпродажная подготовка автомобилей.

Однако такое распределение работ на станции обслуживания достаточно условное, так как перечень выполняемых услуг зависит не только от размеров станции, но и других факторов (спроса на различные услуги, финансовых возможностей владельцев и др.).

Можно ожидать развития у нас в стране принципа самообслуживания, который состоит в том, что владельцу автомобиля за определенную плату будут предоставляться на станции рабочее место и необходимые инструменты для выполнения работ по ТО и ремонту собственными силами, а также квалифицированные консультации специалистов. Посты самообслуживания могут быть организованы на городских и дорожных СТОА, а в перспективе - на специально организуемых для этих целей станциях самообслуживания.

Дорожные СТОА являются универсальными станциями для обслуживания и ремонта всех типов подвижного состава (легковых и грузовых автомобилей, автобусов). Они обычно имеют 2 -5 рабочих постов и предназначены для выполнения моечных, смазочных, крепежных и регулировочных работ, устранения мелких отказов и неисправностей, возникающих в пути. Дорожные станции, как правило, сооружаются в комплексе с АЗС.

Показатели мощности и размеров СТОА. Станция обслуживания, так же, как и промышленное предприятие, характеризуется двумя основными показателями: производственной мощностью и размером.

Производственная мощность обычно определяется количеством производимой продукции в натуральном или стоимостном выраже­нии за определенный период времени. Для СТОА таким показателем является число обслуживаемых автомобилей.

При известном годовом объеме работ по ТО и TP СТОА (Т Т о-тр)> чел.-ч, и средней трудоемкости одного автомобилезаезда чел.-ч, число комплексно обслуживаемых автомобилей на станции обслуживания за год

Размер СТОА определяется размером живого и овеществленно­го труда, т.е. численностью работающих и производственными фон­дами.

Для станций обслуживания размер производственных фондов в основном характеризуется числом рабочих постов для ТО и TP автомобилей.

Число рабочих постов определяют по формуле:

(4.2)

где К п - доля постовых работ от общего годового объема работ по ТО и TP; Ф п - годовой фонд времени поста, ч;

Р ср - средняя чис­ленность рабочих на посту.

Годовой фонд времени поста определяют по формуле


где Др аб - количество дней работы СТОА в году;

Т см - продолжи­тельность смены, ч;

С - число смен;

Коэффициент использова­ния рабочего времени поста.

В мировой практике существуют различные методы определения основных показателей станций обслуживания, что обусловлено спецификой эксплуатации и обслуживания автомобилей в той или иной стране, опытом работы и установившимися традициями в методиках расчета различных фирм и другими факторами.

В принципе, все методы сводятся к расчету объемов работ и на основе числа постов, автомобилемест или рабочих, необходимых дли проведения ТО и ремонта, а также других видов работ по сервисному обслуживанию автомобилей.

В основу определения объемов работ закладываются различные исходные данные: число автомобилей, находящихся в районе станции обслуживания; число автомобилей, обслуживаемых станцией; число автомобилезаездов и число продаваемых автомобилей. Таким образом, исходные показатели, определяющие объемы работ и число постов, весьма разнообразны, и каждый из них правомерен для сложившейся практики той или иной фирмы.

Структура СТОА.

В структуру станций обслуживания в зависимости от их мощности входят участки производственные, уборочно-моечных работ, приемки и выдачи автомобилей, диагностирования, ТО и TP, кузовной, окрасочный, противокоррозионной обработки и предпродажной подготовки автомобилей. На небольших станциях некоторые однородные виды работ могут объединяться и выполняться на одном участке.

Выполнение работ по ремонту приборов, узлов и агрегатов, снятых с автомобиля, и других видов работ, может производиться как на рабочих постах, оснащенных специализированным оборудованием, так и на производственных участках без постов. Выбор того или иного варианта определяется спросом, стабильностью и объемом по данному виду работ, степенью занятости рабочих и оборудования, органзацией работ и другими факторами.

Кроме указанных ранее участков в производственной части здания СТОА обычно располагаются склады, компрессорная, различные технические помещения (тепловой узел, трансформаторная, вентиляционная камера, щитовая, инструментально-раздаточная кладовая и т.п.).

В зоне ТО и TP, а также на кузовном и окрасочном участках кроме рабочих постов могут предусматриваться автомобилеместа ожидания, на которых при необходимости также могут выполняться определенные несложные виды работ.

Помимо производственных зон и участков на СТОА предусматриваются административно-бытовые помещения (офисные, гардероб, туалеты, душевые), помещение для обслуживания клиентов (клиентская, бар, кафе, магазин для продажи запчастей и автопринадлежностей и др.), а также помещения для продажи автомобилей (салон-выставка продаваемых автомобилей и зона их хранения).

Приведенный перечень структурных подразделений характерен не для всех типов СТОА. На небольших станциях, имеющих менее 10 рабочих постов, некоторые виды услуг (работ) могут отсутствовать, например участки кузовной, окрасочный и противокоррозионной обработки кузова.

Примеры планировочных решений предприятий автосервиса. На рис. 4.2 представлена планировка производственного корпуса станции обслуживания на 10 рабочих постов (проект Санкт- Петербургского филиала Гипроавтотранса) для ТО и TP 3800 автомобилей в год.

Производственный корпус станции выполнен из легких металлических конструкций, имеет основной пролет размером 30 м при шаге колонн 6 м и два боковых пролета 9 и 12 м. Такая конструктивная схема здания способствует рациональному размещению производственно-складских помещений. К положительным сторонам планировки следует отнести наличие рядом с участком приемки и выдачи автомобилей постов срочного ремонта и диагностирования, что создает удобство заказчикам в проведении работ по устранению мелких неисправностей автомобилей.

Планировочное решение СТОА на 15 рабочих постов (рис. 4.3) предусматривает рациональное размещение производственных, складских и административных помещений.

Особенностью станции является размещение кафе для клиентов на втором этаже над клиентской, где заказчик может через стеклянное ограждение наблюдать за процессом ТО и ремонта своего автомобиля.

Общая численность работающих - 45 человек, в том числе про­изводственных - 30, вспомогательных - 9 и административный пер­сонал - 6.

Примером дилерской станции является торгово-технический центр японской фирмы «Тойота» на 35 постов (рис. 4.4).

К особенностям дилерской станции обслуживания следует отнести наличие вместительных стоянок автомобилей с общим числом автомобилемест 498 (новых и подержанных автомобилей, автомобилей клиентов, работников центра), больших складских помещений для запасных частей и участка предпродажной подготовки.

В здании центра можно выделить три блока помещений: автосалон, зону ТО и TP, склады.

Автосалон с выставкой автомобилей и магазин по продаже запасных частей занимает примерно 20% площади центра.

В зоне ТО и TP выделены участки окрасочно-кузовных работ, посты ТО и TP, зона приемки автомобилей, линии мойки, сушки и предпродажной подготовки автомобилей.


1 - склад запасных частей, агрегатов и материалов; 2 - теплогенераторная; 3 - окрасочно-сушильная камера; 4 - участок подготовки автомобилей к окраске; 5 - кладовая масел и смазочных материалов; 6 - промкладовая; 7- компрессорная; 8 - тамбур-шлюз; 9 - пост приемки-выдачи; 10 - посты ТО и TP; 11 - шиномонтажный участок; 12 - посты сварки и жестяницких работ; 13 - пост правки и растяжки кузо­вов; 14- клиентская, пункт обмена вал ют, кабинеты сотрудников СТО; 15 - бытовые помещения; 16- электрощитовая; 17-участок мойки автомобилей; 18- индивиду­альный тепловой пункт

Кроме того, на СТОА имеются специализированные посты по ре­монту и обслуживанию авто- и электропогрузчиков, необходимые для обслуживания складов.



Рис. 4 4. Планировка дилерской СТОА на 35 рабочих постов:

I Бытовые помещения; 2 - кладовая красок; 3 - краскоприготовительная; 4 - окрасочный участок; 5 - ТО и TP погрузчиков; 6 - зарядная; 7 - компрессорная; 8- инженерный блок; 9 - сварочно-жестяницкий участок; 10 - кладовая масел;11- шинный участок; 12- инструментально-раздаточная кладовая; 13- бытовые помещения; 14 - промежуточный склад; 15 - участок ТО и TP автомобилей; 16 - шиномонтажный участок; 17 - линия мойки автомобилей; 18 - линия предпродажной подготовки автомобилей; 19 - административные помещения; 20 - выставка автомобилей; 21 - центральный склад

Рис. 4.5. Примеры планировок специализированных ремонтно- обслуживающих предприятий автосервиса:

а - предприятия, выполняющего в основном ТО и контрольно-регулировочные работы на три поста: 1 - мойка шасси, уборка салона, смена масла, смазывание; 2 - пост нанесения противокоррозионного покрытия; 3 - компрессорная; 4 - склад масла; 5- моечная механизированная установка; 6- вспомогательные, технические и бытовые помещения; б - предприятия, выполняющего в основном ТО и контрольно- регулировочные работы на четыре поста: 1 - зона обслуживании; 2 - вспомогательные, технические и бытовые помещения; 3 - склад шин; 4 - склад запасных частей; 5 - клиентская; в - станции для проведения уборочно-моечных работ, нанесения противокоррозионного покрытия и смены масла в агрегатах автомобиля на два поста: 1 - зона обслуживания и ремонта; 2 - компрессорная; 3 - склад шин; 4 - вспомогательные, технические и бытовые помещения; 5 - клиентская



Специализированные ремонтно-обслуживающие предприятия автосервиса. В отличие от СТОА эти предприятия выполняют ограниченные виды услуг (работ). К ним относятся небольшие по размерам (3 - 5 постов) мастерские (шиномонтажные, по ремонту осветительных приборов, экспресс-замене масел, установке сигнализации и радиоаппаратуры, противокоррозионного покрытия кузовов автомобилей, посты экологического контроля), отдельно стоящие моечные пункты. Мощность и размеры этих предприятий определяются й каждом конкретном случае численностью работающих, программой и объемом работ.

В качестве примера на рис. 4.5 приведены планировки специализированных предприятий, выполняющих в основном ТО и контрольно-регулировочные работы на три (рис. 4.5, а) и на четыре (рис. 4.5, б) поста, а также планировка станции для проведения уборочно- моечных работ, нанесения противокоррозионного покрытия и смены масла в агрегатах автомобиля на два поста (рис. 4.5, в).

Страница 2 из 2

Выполнение работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту автомобилей, находящихся в собственности автолюбителей осуществляется станциями технического обслуживания автомобилей (СТОА). Структура СТОА находится в соответствии с технологическим процессом исходя из планов, графиков, периодичности и общего объема работ по техническому обслуживанию.

Для каждой операции технологического процесса предусматриваются определенные пункты или участки производственной площади, имеющие специальные оборудование, приспособления и инструмент.

Техническое обслуживание и текущий ремонт на СТОА в основном осуществляются поточным методом, при котором работы выполняются на специализированных постах по заранее разработанной технологии с заданным временем их исполнения.

Для перемещения автомобиля с поста на пост используются конвейеры.

В зависимости от объема работ участков на станции технического обслуживания, специализирующихся по агрегатам, может быть несколько: участок по техническому обслуживанию двигателей, электрооборудованию, трансмиссии, ходовой части, кузова и кабины и т. д.

Каждый вид работ выполняется по технологическим операционным картам. В них указываются наименование операции, технические условия и нормы времени на ее исполнение, применяемый инструмент и оборудование, специальность рабочего.

При небольшом объеме работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту организация производства на СТОА может быть бригадной, при которой бригада выполняет работы по всем агрегатам автомобиля в пределах данного вида обслуживания. Квалификация исполнителей работы должна быть достаточно высокой. Работы ведутся на одном универсальном посту.

Классификация станций технического обслуживания

В зависимости от мощности (расчетного количества комплекс­но обслуживаемых автомобилей), размера (числа рабочих постов или автомобиле-мест в здании СТОА), месторасположения, назна­чения и специализации СТОА виды выполняемых ими работ и их сочетания могут быть различными.

По принципу размещения различают СТОА городские (рис.3) и дорожные; по характеру основной производственной деятельности - гарантийные (фирм-изготовителей), комплексные, специализированные, самообслуживания; по производственной мощности и размеру - малые, средние, большие и крупные (рис. 3).

Рис. 3. Классификация станций технического обслуживания автомобилей.

Городские СТОА (рис.4) предназначены для обслуживания парка автомобилей, принадлежащих гражданам, в городах и других населенных пунктах, а дорожные СТОА - для оказания технической помощи всем транспортным средствам в пути.

Рис.4.Современная городская станция техобслуживания на 25 постов площадью 2500 кв. м.

Городские СТОА могут быть универсальными или специализированными в зависимости от вида работ и марок автомобилей. К ним относятся также заводские станции гарантийного обслужи­вания.

Городские СТОА в основном имеют относительно постоянную клиентуру и выполняют, если позволяют производственные воз­можности, комплексное обслуживание автомобилей.

Дорожные СТОА имеют случайную клиентуру, и их основной задачей является устранение отказов и неисправностей, возникших у транзитных транспортных средств.

В настоящее время ориентацию СТОА на выполнение тех или иных видов работ определяют в основном ее производственными возможностями, т. е. наличием соответствующих площадей, участков, оборудования и др.

С увеличением парка легковых автомобилей и дальнейшим развитием сети СТОА получат распространение специализированные станции комплексного обслуживания, т. е. СТОА, выполняющие ТО и ремонт определенной марки автомобилей, а также СТОА, специализированные по видам работ, например, по диагностированию, мойке, ремонту электрооборудования и приборов питания, тормозов, агрегатов, по окраске кузовов и др. Эти и другие работы могут выполняться в различной комбинации друг с другом при частичной специализации. Такая перспектива подтверждается существующей практикой в больших городах, таких, как Москва, Санкт-Петербург, где уровень насыщения автомобилями значительно выше среднего по стране, а также зарубежным опытом.

Основаниями для специализации СТОА по маркам автомобилей или видам работ являются наличие в обслуживаемом регионе достаточного количества объектов трудовых воздействий, обеспечивающих полную загрузку станции и эффективное использование высокопроизводительного оборудования, возможность применения прогрессивной технологии и рациональной организации производства. Определенное количество владельцев автомобилей предпочитают проводить ТО и ТР собственными силами. Однако имеющиеся условия не всегда это позволяют, так как посты самообслуживания имеются только на некоторых отечественных СТОА. Между тем за рубежом получили распространение не только посты, но и станции самообслуживания (рис.5).

Рис.5. Станция самообслуживания

Основными трудностями при решении данного вопроса являются организация соответствующего контроля качества и соблюдение техники безопасности. В связи с постоянным совершенствованием конструкции автомобиля его обслуживание квалифицированного подхода, применения сложного современного оборудования, обладающего высокой точностью, а также соответствующей технологии. Потеря качества при ТО и ремонте в большинстве случаев ведет к дорожно-транспортным происшествиям и загрязнению окружающей среды.

Дорожные СТОА (рис. 6) обычно небольшие и состоят из нескольких рабочих постов, универсальны по типам и маркам обслуживаемых автомобилей, но ограничены в перечне оказываемых ими услуг. В зависимости от назначения и мощности СТОА на них выполняют в основном моечные, смазочные, крепежные, регулировочные работы, устраняют мелкие отказы и неисправности преимущественно путем замены узлов и деталей, потребность в которых возникла в пути. Осуществляют заправку автомобилей топливом, маслом и другими эксплуатационными материалами, а также оказывают услуги технической помощи на дороге специалистами передвижных мастерских и буксировку транспортных средств, потерявших способность двигаться собственным ходом.

На дорожных СТОА обычно в широком ассортименте имеются запасные части, пользующиеся наибольшим спросом, автопринадлежности и эксплуатационные материалы в мелкой расфасовке, в большинстве случаев имеются посты самообслуживания, комнаты отдыха и буфеты. Такие СТОА могут входить в состав мотелей, а также сооружаться в комплексе с автозаправочными станциями (АЗС). Кроме того, при АЗС, если они находятся на значительном расстоянии от дорожных или другого вида станций, организуют небольшие пункты технической помощи на 1 - 2 поста и посты самообслуживания (рис. 7).

koreada.ru - Про автомобили - Информационный портал