Подтверждение классности водителей. Об утверждении положения о порядке присвоения классности водителям транспортного средства. Структура положения об оплате труда

Многие сотрудники, чьи должностные обязанности напрямую связаны с управлением автомобильным транспортом, интересуются – как и чем отличается классность водителей по категориям в 2019 году. Кроме этого, о том, как присвоить классность водителю и рассчитать её также часто стремятся узнать и работодатели. При этом следует помнить, что есть несколько критериев и целей оценки классности водителей, поэтому данное понятие может иметь серьезные отличия в зависимости от используемого контекста.

Что такое классность водителей – правовое регулирование

Классность водителей – это система, в соответствии с которой происходит разделение водителей по различным критериям, в первую очередь, затрагивающим их мастерство и уровень квалификации. В соответствии с таковыми критериями может назначаться доплата за классность водителям, а также обеспечиваться иные механизмы регулирования трудовых взаимоотношений. Однако в целом сейчас в России существует две системы классности водителей:

  • Классность как показатель трудовой квалификации. В данном случае подразумевается отнесение водителей к какой-либо из категорий классности для определения их уровня профессионализма и соответствующего назначения льгот и доплат.
  • Классность как показатель безаварийности в страховом деле. Ещё одной разновидностью классности водителей является классность по ОСАГО. Страховые компании фиксируют стаж вождения каждого их клиента, обращающегося за полисом, и в зависимости от количества страховых случаев, а также иных факторов, применяют коэффициент бонус-малус (КБМ), увеличивающий или уменьшающий стоимость страховых услуг.

Для работодателей может иметь значение как классность водителей по категориям в 2019 году, так и по оценке страховых компаний. В первом случае, работодатель будет иметь точное понимание о навыках квалификации водителя. Знание же классности водителей по КБМ ОСАГО может помочь предприятию сократить расходы, если оно оплачивает страховку сотрудников, а также просто составить понимание о фактической безаварийности езды работника.

Непосредственно законодательство на текущий момент не регулирует порядок получения классности водителей или присвоения данных критериев работникам, занятым в вождении автомобильного транспорта. Соответственно, опираясь на положения трудового законодательства и статьи 8 ТК РФ, работодатель самостоятельно решает, следует ли ему использовать разделение водителей по категориям классности в 2019 году. При этом следует помнить о том, что работодатель обязан соблюдать принятые на предприятии локальные нормативные акты.

На территории РФ действует Квалификационный справочник профессий рабочих, в котором упоминается как работа водителя, так и критерии присвоения классности данным сотрудникам. При этом профстандарт водителя, который должен был бы заменить справочник, пока еще не принят.

Классность водителей по категориям 2019 года

Как было упомянуто ранее, классность водителей по категориям в 2019 году не имеет никаких изменений в сравнении с еще даже советскими нормативами. В данном случае предполагается разделение водителей на три возможных класса. К каждому из классов водителей предъявляются особые требования, а именно:

Работодатель не обязан устанавливать и использовать разделение водителей по категориям классности на предприятии. Однако если он применяет данную систему, ему необходимо следовать и требованиям законодательства в отношении обязательного обеспечения доплат за классность. Также работодатель вправе использовать и собственные системы оценивания и классификации сотрудников, если они не противоречат действующему законодательству.

Как получить классность водителя

Вопрос того, как получить классность водителя, интересует многих занятых в данной деятельности сотрудников. Получение определенного класса возможно исключительно в том случае, если локальные нормативные акты организации предполагают использование законодательных механизмов классности на предприятии. Если же таковое внутреннее правовое регулирование отсутствует, рассчитывать на присвоение определенной классности работник не может и требовать от работодателя данного мероприятия он не вправе.

Если же на предприятии присутствует разделение водителей на классы, то при соблюдении установленных формальных требований, работник вправе подать на имя работодателя заявление с просьбой предоставить ему определенный класс. Чтобы присвоить классность водителю, работодатель в свою очередь должен сформировать на предприятии специальную оценочную комиссию, которая проверит наличествующие у сотрудника навыки и соответствие его формальным требованиям, после чего издаст решение, на основании которого работодатель либо должен будет присвоить класс сотруднику, либо отказать в повышении класса.

Альтернативным методом оценивания работника может стать использование услуг независимых центров оценивания квалификации. При несогласии с результатами оценочной комиссии на предприятии, работник вправе также пройти оценивание за свой счет в таковом центре и работодатель, использующий на предприятии механизм классификации водителей по классности, будет обязан принять решение в соответствии с документом о прохождении квалификации. В случае, если на испытание работник направляется самим работодателем – оплата услуг центра независимой оценки возлагается на работодателя. На время прохождения оценивания работник не может быть уволен за прогул и считается освобожденным от работы с сохранением среднего заработка.

Классность водителей по КБМ ОСАГО

Механизм разделения водителей по классности в страховых компаниях кардинально отличается от присвоения определенных классов в рамках рабочего процесса. В первую очередь классы КБМ по ОСАГО предоставляются всем без исключения застрахованным лицам, вне зависимости от осуществления ими какой-либо трудовой деятельности. При этом количество классов в данной системе составляет 15. Нумерация начинается с класса М, и продолжается от 0 до 13 класса.

Минимальный класс – М предусматривает повышение стоимости полиса на 145% в сравнении с его стандартной ценой. Максимальный, класс 13, предполагает установление стоимости полиса на уровне 50% от стандартной. Повышение класса происходит ежегодно на одну единицу при отсутствии страховых случаев во время действия предшествующего договора ОСАГО.

При этом наличие страховых случаев за предыдущий период снижает класс водителя по КБМ сразу на несколько пунктов. Так, наличие одного ДТП при 13 классе водителя, может привести к переводу его в 6 класс, а 2 ДТП – в третий.

Нумерация классов в данной системе предполагает при первом заключении договора ОСАГО предоставление водителю третьего класса – он не предусматривает ни надбавок к стоимости полиса, ни скидок.

СОВЕТ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН "ЗАПОЛЯРНЫЙ РАЙОН" НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

РЕШЕНИЕ

Об утверждении Положения

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" , на основании статьи 12 Устава муниципального образования "Муниципальный район "Заполярный район", Совет муниципального района "Заполярный район" решил:

1. Утвердить Положение о порядке присвоения классности водителям транспортного средства предприятий и учреждений Заполярного района (прилагается).

2. Настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования.

муниципального района

"Заполярный район"

А.В. Безумов

Приложение

к решению

Совета муниципального района

"Заполярный район"

Положение о порядке присвоения классности водителям транспортного средства предприятий и учреждений Заполярного района

1. Настоящее Положение определяет порядок присвоения класса квалификации (классности) водителям транспортного средства (далее - водители) предприятий и учреждений Заполярного района.

2. Основными документами для присвоения класса водителям являются трудовая книжка и водительское удостоверение. Вновь принятому на работу водителю присваивается соответствующий класс, подтвержденный записью в трудовой книжке и водительским удостоверением.

3. Присвоение класса квалификации (классности) водителям производится комиссией по присвоению класса квалификации водителям транспортного средства предприятий и учреждений Заполярного района (далее - комиссия). По согласованию с отделом Государственной инспекции безопасности дорожного движения УМВД России по Ненецкому автономному округу в состав комиссии включается представитель Госавтоинспекции.

4. Квалификация 3-го, 2-го и 1-го класса может быть присвоена водителям, которые прошли подготовку или переподготовку по единым программам и имеют водительское удостоверение с отметкой, дающей право управления определенными категориями транспортных средств.

5. Квалификация 3-го класса присваивается водителю, имеющему водительский стаж работы в муниципальных учреждениях (предприятиях) Заполярного района не менее года, при наличии у него в водительском удостоверении разрешающей отметки "B", "С" или только " D ".

Водитель 3-го класса квалификации должен знать:

Назначение, устройство, принцип действия, работу и обслуживание агрегатов, механизмов и приборов автомобилей, относящихся к одной из категорий "B" или "C", или автобусов, относящихся к категории "D";

- Правила дорожного движения и основы безопасности движения;

Правила технической эксплуатации автомобилей (относящиеся к водителям);

Правила перевозки скоропортящихся и опасных грузов;

Признаки, причины и опасные последствия неисправностей, возникающих в процессе эксплуатации автомобиля, способы их обнаружения и устранения;

Порядок проведения технического обслуживания автомобилей и прицепов;

Правила обкатки новых автомобилей и после капитального ремонта;

Способы предотвращения дорожно-транспортных происшествий;

Приемы оказания первой доврачебной помощи при несчастных случаях;

Правила заполнения первичных документов по учету работы автомобиля;

Порядок экстренной эвакуации пассажиров при дорожно-транспортных происшествиях.

6. Квалификация 2-го класса присваивается водителю, имеющему стаж работы не менее трех лет в качестве водителя 3-го класса в муниципальных учреждениях (предприятиях) Заполярного района, при наличии у него в водительском удостоверении разрешающей отметки "В", "С" и "E" или только "D" ("D" и "E").

Водитель 2-го класса квалификации должен знать:

Назначение, устройство, принцип действия, работу и обслуживание агрегатов, механизмов и приборов автомобилей, отнесенных к категориям транспортных средств "B", "C" и "E", а при работе на автобусах ("D" или "D" и "E") - их неисправности;

Признаки, причины, опасные последствия, способы определения и устранения неисправностей транспортного средства;

Объемы, периодичность и основные правила выполнения работ по техническому обслуживанию;

Способы увеличения межремонтных пробегов автомобилей;

Особенности организации технического обслуживания и ремонта автомобилей в полевых условиях;

Особенности организации междугородных перевозок, режим работы водителей;

Показатели работы автомобилей, пути улучшения использования подвижного состава, методы работы передовых водителей;

Основные положения планирования и учета работы автомобилей;

Правила пользования средствами радиосвязи на автомобилях;

Элементы дороги, их влияние на безопасность движения;

Основные понятия теории движения автомобиля;

Способы увеличения пробега автомобильных шин и срока службы аккумуляторных батарей.

7. Квалификация 1-го класса присваивается водителю, имеющему стаж работы не менее двух лет в качестве водителя 2-го класса в муниципальных учреждениях (предприятиях) Заполярного района, при наличии у него в водительском удостоверении разрешающей отметки "B", "C", "D" и "E".

Водитель 1-го класса квалификации должен знать:

Назначение, устройство и правила технического обслуживания автопоездов, устройство и правила технического обслуживания автомобилей последних выпусков;

Влияние отдельных эксплуатационных показателей работы автомобилей на себестоимость перевозок;

Способы обеспечения высокопроизводительного и экономного использования подвижного состава;

Основные технико-эксплуатационные качества подвижного состава и их влияние на безопасность движения;

Элементы теории автомобиля;

Основные положения безопасности движения транспортных средств.

8. Кроме требований, предусмотренных п. 5, 6 и 7 настоящего Положения, присвоение водителю класса квалификации производится при условии:

Добросовестного исполнения ими своих обязанностей, отсутствия аварий, перерасхода ГСМ и соблюдения производственной и трудовой дисциплины;

Отсутствия за последние 2 года работы нарушений Правил дорожного движения ;

Отсутствия нарушений правил технической эксплуатации, правил техники безопасности и рабочих инструкций.

9. Вопрос о присвоении класса квалификации рассматривается комиссией на основании заявления водителя (приложение 1). Классность присваивается комиссией по результатам аттестации работника. Аттестация проводится в форме ответов на вопросы:

Знание правил дорожного движения и технической эксплуатации транспортного средства;

Устройства и методов технического обслуживания и ремонта транспортного средства.

10. Присвоение класса квалификации (классности) оформляется правовым актом руководителя предприятия, учреждения на основании протокола заседания квалификационной комиссии (приложение 2).

11. Ежемесячная надбавка за классность устанавливается в следующих размерах:

Водителю 2-го класса - 10% установленной тарифной ставки (должностного оклада) за отработанное в качестве водителя время;

Водителю 1-го класса - 25% установленной тарифной ставки (должностного оклада) за отработанное в качестве водителя время.

12. По ходатайству руководителя структурного подразделения решением комиссии может быть понижена классность водителю 2-го или 1-го класса по следующим основаниям:

Систематически нарушает Правила дорожного движения , не выполняет требования, предусмотренные должностной инструкцией;

Имеет перерасход топлива;

Имеет нарушения Правила дорожного движения , повлекшие за собой дорожно-транспортные происшествия;

Нарушает техническую эксплуатацию транспортного средства и правила техники безопасности;

В случае управления транспортным средством в состоянии алкогольного, наркотического либо токсического опьянения.

13. Понижение класса квалификации оформляется правовым актом на основании протокола комиссии.

14. Водителям, которым было произведено понижение класса квалификации, классность может быть присвоена на общих основаниях, но не ранее чем через год.

15. Водителям, которые в соответствии с действующим законодательством были лишены права на управление транспортными средствами, классность присваивается вновь, начиная с 3-го класса, на общих основаниях при соблюдении требований, установленных настоящим Положением.

16. Подготовка и организация проведения заседания комиссии возлагаются на секретаря комиссии.

17. Формой работы комиссии является заседание под руководством председателя или его заместителя. Заседание комиссии является правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей ее членов. Решение комиссии принимается простым большинством голосов от числа ее членов, присутствующих на заседании. При равенстве голосов членов комиссии решающим является голос ее председателя.

18. Заявление водителя о присвоении класса квалификации на имя председателя комиссии принимается секретарем комиссии. К заявлению прилагаются:

Копия трудовой книжки;

Копия водительского удостоверения;

Ходатайство о присвоении класса квалификации руководителя структурного подразделения.

19. Ходатайство руководителя структурного подразделения о понижении водителю класса квалификации на имя председателя комиссии принимается секретарем комиссии. К ходатайству прилагаются:

Копии документов о наложении дисциплинарных взысканий за неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей, за нарушение правил технической эксплуатации, правил техники безопасности, рабочих инструкций и т.д.;

Копии документов о нарушении Правил дорожного движения .

20. Секретарь комиссии не позднее, чем за неделю до начала работы комиссии сообщает водителю о дате, времени и месте проведения аттестации.

21. Решение комиссии оформляется протоколом, который подписывается членами комиссии и передается руководителю предприятия, учреждения для подготовки правового акта.

Приложение 1

к Положению

о порядке присвоения классности

водителям транспортного средства

Совета Заполярного района

В квалификационную комиссию

________________________________

от водителя __-го класса

_______________________________

(фамилия, имя, отчество)

Заявление

Прошу провести мне в 20__ году квалификационную аттестацию для установления ___-го класса.

Основанием для присвоения ____-го класса считаю отсутствие нарушений Правил дорожного движения , стаж работы более _______ лет и выполнение правил технической эксплуатации, правил техники безопасности, рабочих инструкций ______

__________________________________________________________________________.

Приложение:

1) копия трудовой книжки;

2) копия водительского удостоверения;

3) ходатайство о присвоении класса квалификации.

"____"__________ 20___ г. _____________________________

(подпись)

Приложение 2

к Положению

о порядке присвоения классности

водителям транспортного средства

Совета Заполярного района

Протокол N ____ заседания квалификационной комиссии

"____"__________ 20___ г. п. _________________

Комиссия в составе:

Председатель __________________________________________________________

Секретарь __________________________________________________________

(Ф.И.О., занимаемая должность).

Члены комиссии: __________________________________________________________.

Присутствовали: начальник гаража (отдела)___________, диспетчер ____.

Повестка дня:

1. Обсуждение итогов проведенной квалификационной аттестации водителя ___-го класса __________________________________________.

Заслушали:

Представление и аттестационные материалы на ______________________ _________________________________________ на присвоение ___-го класса.

Постановили:

Признать _______________________________ соответствующим всем требованиям для присвоения ____-го класса.

Председатель комиссии - __

(подпись) (Ф.И.О.)

Секретарь комиссии - ______________ /___________________/

(подпись) (Ф.И.О.)

Члены комиссии - _________________ /________________/

(подпись) (Ф.И.О.)

_________________ /________________/

(подпись) (Ф.И.О.)

_________________ /________________/

(подпись) (Ф.И.О.)

С протоколом заседания квалификационной комиссии ознакомлен:

"____"__________ 20___ г. _____________________/________________

(подпись) (Ф.И.О. водителя)

Классы водителей прописаны в Квалификационном справочнике профессий рабочих, которым устанавливаются месячные оклады (от 1984г). Действие справочника актуально на территории Российской Федерации и сегодня, утверждено постановлением Министерства труда России 12.05.1992г.

Классность водителей по категориям в зависимости от выполняемых работ

Водитель 3 класса.

  1. Управление автомобилями категорий «В», «С», «Д».
  2. Управление подъемным механизмом самосвалов, автокранами, и другим специальным оборудованием при условии соблюдения всех правил техники безопасности.
  3. Управление автомобилями с установленными специальными звуковыми и световыми сигналами.
  4. Буксирование прицепов весом до 750 кг.
  5. Заправка автомобилей топливом, смазочными материалами и охлаждающей жидкостью.
  6. Оформление путевых листов, прочих путевых документов.
  7. Проверка технического состояния автомобиля и утверждение приема перед выездом на линию
  8. Сдача автомобиля и постановка его на парковочное место при возвращении с маршрута в автомобильное хозяйство.
  9. Подача автомобилей под загрузку грузами и под разгрузку грузов.
  10. Контролирование правильности и полноты погрузки, размещения, крепления грузов в кузове автомобиля.
  11. Мелкий ремонт автотранспортного средства. Устранение возникших во время работы на маршруте мелких неисправностей ТС, не требующих разборки механизмов.

Водитель 2 класса.

  1. Буксирование прицепов весом более 750 кг.
  2. Устранение возникших во время работы на маршруте эксплуатационных неисправностей автотранспортного средства, требующих разборки механизмов.
  3. Выполнение регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи.

Водитель 1 класса.

  1. Управление автомобилями категорий «В», «С», «Е», «Д», «ДЕ».
  2. Требуется знание назначения, устройства и правил технического обслуживания автотранспортных средств.
  3. Применять в практике влияние эксплуатационных показателей ТС на себестоимость перевозок.
  4. Знать способы обеспечения высокопроизводительного и экономного использования ТС, основные технико-эксплуатационные качества автотранспортного средства и их влияние на безопасность движения ТС.

Основания для присвоения классности водителям.

Третья классность присваивается водителям с водительским удостоверением с открытыми категориями «В», и(или) «С», или только «Д».

Вторая классность присваивается водителям с водительским удостоверением с открытыми категориями «В»,»С»,»D» ИЛИ «В»,»С»,»Е» ИЛИ «D»,»E». Необходим непрерывный стаж работы водителем 3 класса более 3 лет на одном предприятии.

Первая классность присваивается водителям с водительским удостоверением, в котором открыты категории «В», «С», «Е» и «Д». Необходим непрерывный стаж работы водителем 2 класса более 2 лет на одном предприятии.

Доплата за классность водителей.

Нормативными документами РФ обязательные выплаты в качестве доплаты за классность водителей не предусмотрен. В СССР действовало постановление ЦК КПСС от 17.09.1986, согласно которому водителям 2-го класса добавлялось 10%, а водителям 1-го класса – 25% установленной на предприятии тарифной ставки за отработанное водителем время.

Доплаты водителям 1-го и 2-го класса могут осуществляться только в случае принятия локальных нормативных документов на конкретном предприятии.

Классность водителей по ОСАГО

Получить первый класс по вождению для страховых компаний легко. Оформление полиса ОСАГО будет намного дешевле, если не попадать в ДТП в течение последнего страхового года. Страховщики назначают водителям водительские классы для того, чтобы опледелять уровень мастерства автовладельца. Чем меньше аварий было оформлено через страховую компанию за конкретный промежуток времени, тем выше категория класса водителя и тем меньше он заплатит за покупку полиса ОСАГО. Страховая система включает в перечень назначения классности водителей не только безаварийное вождение, но и другие факторы, такие как возраст водителя, его стаж вождения автомобилей, даты присвоения категорий по водительскому удостоверению, и т.д.

Таблица расчета классности водителя по ОСАГО КБМ

Класс КБМ Подорожание

Скидка
Количество страховых случаев (выплат), произошедших в период действия предыдущих договоров ОСАГО
0 1 2 3 4
Класс, который будет присвоен
M 2,45 145% 0 M M M M
0 2,3 130% 1 M M M M
1 1,55 55% 2 M M M M
2 1,4 40% 3 1 M M M
3 1 нет 4 1 M M M
4 0,95 5% 5 2 1 M M
5 0,9 10% 6 3 1 M M
6 0,85 15% 7 4 2 M M
7 0,8 20% 8 4 2 M M
8 0,75 25% 9 5 2 M M
9 0,7 30% 10 5 2 1 M
10 0,65 35% 11 6 3 1 M
11 0,6 40% 12 6 3 1 M
12 0,55 45% 13 6 3 1 M
13 0,5 50% 13 7 3 1 M

Стоимость полиса ОСАГО в зависимости от класса, КБМ

Стоимость полиса ОСАГО напрямую зависит от класса КБМ по приведенной выше таблице.

Представленная таблица разделяет водителей на несколько классов по категориям. В первом столбце указан класс водителя на момент оформления страхования автомобиля. Водителю, который впервые обращается к представителю компании для оформления полиса ОСАГО, автоматически присваивается 3 класс. Через 1 год и каждый год, у водителя будет меняться классность в зависимости от страховых случаев и отсутствию аварий.

Во второй строке таблицы указана действующая скидка, далее коэффициент бонуса-малуса в процентах.

В последнем столбце указано наличие или отсутствие страховых случаев в течение последнего страхового периода.

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ИРКУТСКА

РАСПОРЯЖЕНИЕ

Об утверждении Положения о порядке присвоения водителям классности

В целях организации работы по присвоению классов квалификации водителям автомобилей администрации города Иркутска, во исполнение пункта 5 постановления администрации города Иркутска от 01.07.2014 N 031-06-812/14 "О внесении изменений в статью 9 Положения об оплате труда и отдельных выплатах технического персонала и рабочих органов местного самоуправления города Иркутска", утвержденного распоряжением мэра города Иркутска от 31.03.2006 N 031-10-320/6 ", руководствуясь ст.ст. 37, 38, 42 Устава города Иркутска :

1. Утвердить Положение о порядке присвоения водителям классности (Приложение N 1).

2. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя мэра - руководителя аппарата администрации города Иркутска.

Мэр города Иркутска
Д.В.БЕРДНИКОВ

Приложение N 1. Положение о порядке присвоения водителям классности

Приложение N 1
к распоряжению администрации
города Иркутска
от 6 августа 2015 г. N 031-10-571/5

I. Общие положения

1. Настоящее Положение определяет порядок присвоения квалификации первого, второго и третьего классов водителям автохозяйства департамента информатизации и хозяйственного обеспечения аппарата администрации города Иркутска (далее - водители).

2. Квалификация первого, второго и третьего классов (далее - класс) указывает на уровень профессионального мастерства водителя, зависит от сложности управления механическими транспортными средствами, профессиональной подготовки и опыта работы.

3. Водителю могут быть присвоены следующие классы:

водитель 1-го класса;

водитель 2-го класса;

водитель 3-го класса.

II. Требования, предъявляемые к водителям

4. Водитель 3 класса должен знать:

назначение, устройство, принцип действия, работу и обслуживание агрегатов, механизмов и приборов автомобилей, относящихся к одной из категорий "В" или "С", или автобусов, относящихся к категории "Д";

правила дорожного движения ;

основы безопасности движения;

правила технической эксплуатации автомобилей (относящиеся к водителям);

основные показатели работы автомобилей, пути и способы повышения производительности труда и снижения себестоимости перевозок;

признаки, причины и опасные последствия неисправностей, возникающих в процессе эксплуатации автомобиля, способы их обнаружения и устранения;

порядок проведения технического обслуживания автомобилей и прицепов;

правила хранения автомобилей в гаражах и на открытых стоянках;

правила эксплуатации аккумуляторных батарей и автомобильных шин;

влияние погодных условий на безопасность вождения автомобиля;

способы предотвращения дорожно-транспортных происшествий;

приемы оказания первой доврачебной помощи при несчастных случаях;

правила заполнения первичных документов по учету работы автомобиля;

правила обкатки новых автомобилей и после капитального ремонта;

правила подачи автобусов под посадку и высадку пассажиров и контроля за соблюдением этих правил;

порядок экстренной эвакуации пассажиров при дорожно-транспортных происшествиях.

5. Водитель 2 класса должен знать:

назначение, устройство, принцип действия, работу и обслуживание агрегатов, механизмов и приборов автомобилей, отнесенных к категориям транспортных средств "В", "С" и "Е", а при работе на автобусах - "Д" или "Д" и "Е", их неисправности: признаки, причины, опасные последствия, способы определения и устранения;

объемы, периодичность и основные правила выполнения работ по техническому обслуживанию;

способы увеличения межремонтных пробегов автомобилей;

особенности организации технического обслуживания и ремонта автомобилей в полевых условиях;

особенности организации междугородных перевозок, режим работы водителей;

пути улучшения использования подвижного состава, методы работы передовых водителей;

основные положения планирования и учета работы автомобилей;

правила пользования средствами радиосвязи на автомобилях;

элементы дороги, их влияние на безопасность движения;

основные понятия из теории движения автомобиля;

свойства, применение, правила транспортирования и хранения основных эксплуатационных материалов, нормы расхода и меры по их экономии;

способы увеличения пробега автомобильных шин и срока службы аккумуляторных батарей.

6. Водитель 1 класса должен знать:

назначение, устройство и правила технического обслуживания автопоездов, устройство и правила технического обслуживания автомобилей последних выпусков;

влияние отдельных эксплуатационных показателей работы автомобилей на себестоимость перевозок;

способы обеспечения высокопроизводительного и экономного использования подвижного состава;

основные технико-эксплуатационные качества подвижного состава и их влияние на безопасность движения;

элементы теории автомобиля;

основные положения службы безопасности движения автотранспортного предприятия.

7. Требования к сложности управления механическими транспортными средствами, профессиональной подготовке и опыту работы водителя, необходимые для присвоения классности:

Квалификационный класс водителя

Требования о наличии разрешающих отметок на право управления механическими транспортными средствами

Требования к стажу работы в качестве водителя, предусмотренные квалификационными характеристикам и

В водительских удостоверениях, выданных до 01.02.2011

В водительских удостоверениях, выданных с 01.02.2011

"В", либо "С", либо "В" и "С"

"В", либо "С", либо "В" и "С"

Требования по стажу не предъявляются. Исключение: для управления автомобилями, оборудованными специальной звуковой и световой сигнализацией, необходим непрерывный стаж работы в качестве водителя не менее двух лет

"B", либо "E", либо "C" и "E", либо "D", либо "D" и "E"

"BE", либо "CE", либо "D", либо "DE"

Непрерывный стаж работы в качестве водителя 3-го класса не менее двух лет в администрации города Иркутска

"B", "C", "D" и "E"

"BE", "CE" и "DE"

Непрерывный стаж работы в качестве водителя 2-го класса не менее двух лет в администрации города Иркутска

III. Порядок присвоения классности водителям

8. Классность водителю присваивается приказом начальника департамента информатизации и хозяйственного обеспечения аппарата администрации города Иркутска на основании решения квалификационной комиссии по присвоению водителям классности (далее - квалификационная комиссия). В состав квалификационной комиссии включаются председатель квалификационной комиссии, секретарь квалификационной комиссии, члены квалификационной комиссии.

9. Квалификационная комиссия является постоянно действующей и формируется приказом начальника департамента информатизации и хозяйственного обеспечения аппарата администрации города Иркутска, в котором устанавливается персональный состав квалификационной комиссии.

10. Основной формой работы квалификационной комиссии является заседание.

Заседание квалификационной комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей ее членов.

11. Работу квалификационной комиссии организует ее председатель. Председатель квалификационной комиссии:

осуществляет общее руководство деятельностью квалификационной комиссии;

председательствует на ее заседаниях;

организует работу квалификационной комиссии;

распределяет обязанности среди членов квалификационной комиссии;

планирует и созывает заседания квалификационной комиссии;

утверждает повестку дня заседания квалификационной комиссии;

ведет заседания квалификационной комиссии;

осуществляет общий контроль за реализацией принятых квалификационной комиссией решений.

12. Секретарем квалификационной комиссии назначается заместитель начальника автохозяйства департамента информатизации и хозяйственного обеспечения аппарата администрации города Иркутска.

Секретарь квалификационной комиссии:

формирует повестку заседания и представляет ее на утверждение председателю квалификационной комиссии;

ведет прием и учет поступающих в квалификационную комиссию документов;

готовит необходимые материалы для заседания квалификационной комиссии;

не менее чем за три рабочих дня оповещает членов квалификационной комиссии и приглашенных о повестке заседания, дате, месте и времени заседания квалификационной комиссии;

оформляет исходящие документы, запросы от имени квалификационной комиссии;

оформляет протоколы заседания квалификационной комиссии;

направляет протоколы заседания квалификационной комиссии в отдел кадровой работы управления кадровой и правоохранительной работы аппарата администрации города Иркутска.

13. Вопрос о присвоении классности водителю рассматривается квалификационной комиссией на основании заявления водителя. Заявление водителя о присвоении класса на имя председателя квалификационной комиссии принимается секретарем квалификационной комиссии. К заявлению прилагаются:

копия водительского удостоверения;

копия свидетельства об окончании автошколы;

представление начальника автохозяйства департамента информатизации и хозяйственного обеспечения аппарата администрации города Иркутска.

В представлении указываются общие сведения о водителе, дата приема на работу, сведения об общем стаже работы в качестве водителя, характеристика работы (включая сведения о соблюдении трудовой дисциплины, соблюдении правил технической эксплуатации автомобиля, отсутствии нарушений правил дорожного движения), иные сведения, характеризующие профессиональные навыки водителя.

14. Заседание квалификационной комиссии по рассмотрению заявления о присвоении класса водителю проводится по решению председателя квалификационной комиссии не позднее чем через месяц с момента поступления заявления. О дате, времени и месте проведения заседания квалификационной комиссии водитель, от которого поступило заявление, информируется не позднее чем за 10 дней до дня проведения заседания.

15. Квалификационная комиссия рассматривает представленные документы, проверяет теоретические знания и практические навыки водителя.

16. По результатам рассмотрения квалификационной комиссией представленного заявления, проверки теоретических знаний и практических навыков водителя квалификационная комиссия выносит одно из следующих решений:

1) водитель обладает теоретическими знаниями и практическими навыками, соответствует требованиям, предъявляемым к водителю 1-го, 2-го или 3-го класса соответственно;

2) водитель не обладает теоретическими знаниями и (или) практическими навыками и (или) не соответствует требованиям, предъявляемым к водителю 1-го, 2-го или 3-го класса соответственно.

17. Решение квалификационной комиссии принимается в отсутствие водителя, в отношении которого рассматривается ходатайство, простым большинством голосов от числа ее членов, присутствовавших на заседании. При равенстве голосов членов квалификационной комиссии решающим является голос ее председателя. Решение квалификационной комиссии оформляется протоколом, который подписывается председателем, секретарем, членами квалификационной комиссии.

18. Протокол заседания представляется председателю квалификационной комиссии не позднее чем через два рабочих дня после его проведения.

19. В течение 10 рабочих дней после вынесения квалификационной комиссией решения о соответствии уровня теоретических знаний и практических навыков водителя классу на основании протокола заседания квалификационной комиссии начальник департамента информатизации и хозяйственного обеспечения аппарата администрации города Иркутска издает приказ о присвоении водителю соответствующего класса.

IV. Условия присвоения классности

20. Классность водителям присваивается последовательно, начиная с 3-го класса. При соответствии водителя необходимым требованиям может быть присвоен внеочередной класс.

21. Присвоение водителю класса производится при условии:

добросовестного исполнения им своих обязанностей, в том числе соблюдения трудовой дисциплины;

отсутствия перерасхода горюче-смазочных материалов;

отсутствия за последний год работы нарушений Правил дорожного движения ;

отсутствия нарушений правил технической эксплуатации, правил техники безопасности и рабочих инструкций.

V. Порядок и условия снижения водителю классности

22. Классность может быть снижена водителям 1-го и 2-го классов при ненадлежащем исполнении трудовых обязанностей, при нарушении правил технической эксплуатации автомобиля, правил охраны труда и иных нормативных актов в области дорожного движения и безопасности работы водителя, при нарушении Правил дорожного движения

23. Вопрос о снижении классности водителя рассматривается квалификационной комиссией на основании ходатайства начальника автохозяйства департамента информатизации и хозяйственного обеспечения аппарата администрации города Иркутска о снижении классности водителя. К ходатайству прилагаются:

копии документов о наложении дисциплинарных взысканий за неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей;

копии документов о нарушении правил технической эксплуатации автомобиля, правил охраны труда и иных нормативных актов в области дорожного движения и безопасности работы водителя;

копии документов о нарушении Правил дорожного движения , повлекшем за собой дорожно-транспортные происшествия или лишение водительского удостоверения.

24. Рассмотрение ходатайства с приложенными документами по снижению водителю классности проводится не позднее чем через две недели после дня поступления в комиссию ходатайства о снижении классности. Не менее чем за неделю до заседания квалификационной комиссии водитель должен быть уведомлен о дате, времени и месте заседания квалификационной комиссии, а также ознакомлен с ходатайством.

25. Квалификационная комиссия рассматривает представленные документы, заслушивает пояснения водителя, в отношении которого поступило ходатайство о снижении классности. Неявка водителя на заседание квалификационной комиссии не является препятствием к рассмотрению квалификационной комиссией поступившего ходатайства.

26. Квалификационная комиссия принимает одно из следующих решений:

установленные требования при выполнении трудовых обязанностей не выполняются, рекомендовать начальнику департамента информатизации и хозяйственного обеспечения аппарата администрации города Иркутска снизить классность;

установленные требования при выполнении трудовых обязанностей выполняются, ходатайство о снижении классности оставить без удовлетворения.

27. Решение квалификационной комиссии оформляется протоколом. Протокол заседания квалификационной комиссией представляется председателю квалификационной комиссии не позднее чем через два рабочих дня после ее проведения.

28. На основании протокола квалификационной комиссии, содержащего рекомендацию снизить классность, начальник департамента информатизации и хозяйственного обеспечения аппарата администрации города Иркутска издает приказ о снижении водителю классности.

29. Водитель, которому была снижена классность, имеет право на ее восстановление на общих основаниях в порядке, предусмотренном пп. 13 - 16 настоящего Положения, не ранее чем через три месяца после издания приказа о снижении водителю классности.

Заместитель мэра - руководитель
аппарата администрации г. Иркутска
Ю.С.ЕФИМОВА

И.о. начальника департамента информатизации
и хозяйственного обеспечения
аппарата администрации города Иркутска
А.А.КИШИНСКИЙ

Классность является оценкой уровня профессионализма водителя. Она присваивается на основании категорий, открытых в водительском удостоверении и стажа работы.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Данный показатель позволяет автолюбителю заниматься профессиональной деятельностью и рассчитывать на повышение заработной платы.

Что это такое

Класс водительского удостоверения – это значение, которое присваивается водителям, имеющим определенную водительскую категорию и стаж работы, заключающийся в управлении транспортным средством.

Впервые данное значение было введено в 1976. В советское время активно применялись классы для служащих многих профессий, в том числе водителей.

Квалификация использовалась для назначения заработной платы. Водителям, имеющим высокий класс, полагалась надбавка за достижения в профессиональной деятельности.

Позже документ утратил силу, но был создан справочник квалификация рабочих в 1984 году. Его используют до сих пор для определения водительского класса.

Сейчас квалификация рабочих практически не используется. Но водители, прошедшие советское время и работающие по профессии на протяжении долгих лет, могут рассчитывать на определенные компенсационные выплаты. Поэтому стоит изучить данный момент более детально, чтобы знать о своих правах.

Какие бывают и их характеристики

Всего существует три класса: 1,2 и 3. Каждый показатель присваивается при соблюдении определенных условий и получения навыков по управлению и обслуживанию транспортных средств.

Самый низкий, 3 класс, присваивается водителям при условии:

  • водитель управляет транспортным средством , «C» или только автобусом, который относится к категории «Д»;
  • водитель управляет крановой установкой, самосвалом и другой спецтехникой, соблюдая правила безопасности и действуя по должностной инструкции;
  • водитель управляет транспортом, оборудованным специальными звуковыми и световыми сигналами;
  • водитель занимается буксированием грузов с весом не более 750 кг.

По сути, 3 класс присуждается всем владельцам водительского удостоверения, дающего право управлять легковым автомобилем.

Класс №2 присуждается при условии:

  • у водителя открыто несколько категорий удостоверения: одновременно «B», «C» «E» или категории на право управления автобусами: «Д» и «E»;
  • обязанность водителя заключается в буксировании прицепов с массой свыше 750 кг;
  • водитель умеет самостоятельно исправлять поломки, возникшие в процесс выполнения служебных обязательств.

Второй класс присуждается опытным водителям, имеющим стаж более 3 лет. Но также возможно и более ранее присвоение повышенной квалификационной категории при получении навыков обращения с служебным автотранспортом.

Самый высокий, 1 класс доступен при условии, что у водителя отрыты все четыре основные категории: «B», «C», «Д» и «E».

Он должен знать техническое устройство транспортного средства, уметь самостоятельно проводиться диагностику и ремонт служебной машины.

Также определяются требования к теоретической части: знания о влиянии технических показателей автомобиля на себестоимость, соотношение качества машины и безопасности на дороге, пути предупреждения происшествий на дорогах.

Первый класс присуждается при условии безаварийной езды и положительных характеристик со стороны работодателя. Каждый работник рассматривается индивидуально. И при наличии хороших показателей в работе возможно повышение класса.

Водительское удостоверение первого класса дает возможность трудоустраиваться на высокооплачиваемую работу и получать надбавку к заработной плате.

Если в советское время работодатели продвигали своих сотрудников, обеспечивали им условия для обучения и профессионального роста, то сейчас большинство водителей работает даже без официального оформления. Соответственно, такие работники повысить водительский класс не могут.

На практике водительские классы применяются редко. Они были востребованы в советское время, когда страной правила честность и порядочность.

Стремление к повышению класса объяснялось поощрениями на работе, возможностью карьерного роста. Сейчас классификация фактически используется редко. И она не влияет на трудоустройство и льготы водителя.

Как определить класс водительского удостоверения

Присвоение водительского класса не фиксируется в личных документах. О том, что повышена квалификация, работник может узнать из приказа, который предоставляется на подпись сотрудникам.

Или следует обратиться в отдел кадров предприятия для получения трудовой книжки. Все достижения в профессиональной деятельности отображаются в трудовой.

Если водитель считает, что он заслужил повышение квалификационного показателя, то следует обратиться к работодателю и написать заявление.

При соответствии установленным условиям, класс может быть повышен. Но работодатель оставляет за собой право не присуждать сотруднику повышение квалификационного уровня.

Стоит заметить, что класс не сохраняется за водителем при переходе на новое место работы. В характеристиках бывший работодатель обязательно указывает, что квалификация сотрудника была повышена в связи с профессиональным ростом.

Условия для получения

Каждый водительский класс присваивается при выполнении определенных условий:

  1. Первый класс присваивается при наличии категории «Д», «B» или «E». Водители получают квалификацию при начальном профессиональном обучении и небольшом опыте работы, хороших показателей в выполнении обязательств.
  2. Второй класс можно получить при нескольких двух категорий: «B», «C» и «E» или «Д» и «E». Дополнительным требованием является наличие стажа в должности водителя третьего класса на протяжении 3 и более лет у одного работодателя.
  3. Третий класс присуждается при получении всех четырех категорий, стажа работы не менее двух лет на должности водителя второго класса. Также работник должен иметь хорошие показатели, соблюдать производственную и трудовую дисциплину.

Важным требованием является отсутствие за последние три года ДТП с участием водителя. Работник должен уметь самостоятельно выявлять и устранять технические неисправности транспортного средства.

Порядок присвоения

Порядок присвоения класса зависит от квалификационного уровня водителя. Если на прошлом месте работы ему был присужден 3 класс, то при трудоустройстве ему необходимо написать заявление с просьбой принять его на должность водителя третьего класса.

Без данного документа работодатель может самостоятельно определить нового сотрудника на должность с повышенной квалификацией, но делается это крайне редко.

А вот трудоустроиться со 2 и 1 классом уже невозможно. При смене места работы теряется полученная квалификация.

Водителю придется заново проходить обучение, получать навыки, трудиться в течение 3 лет на должности водителя третьего класса, затем еще два года на должности водителя второго класса.

При этом решение о целесообразности повышения квалификации остается за работодателем. Он может исключить такую возможность.

Вопрос о присвоении водителю второго и первого класса решается специальной квалификационной комиссией и работодателем.

На основе имеющихся характеристик и личных показателей выносится решение о повышении водительского класса. Такая практика применяется только в тех предприятиях, где предусмотрены надбавки и льгот работникам с повышенным квалификационным уровнем.

Если в компании все работники равны, то классы не присваиваются за достижения в профессиональной деятельности.

Классность водителя можно не только повысить, но и понизить. На это должны быть обоснованные причины:

  • неоднократные ДТП по вине водителя;
  • нарушение трудовой дисциплины;
  • систематическое опоздание на работу и/или прогулы без уважительной причины;
  • отсутствие знаний о техническом устройстве автомобиля, необходимость в обращении к третьим лицам для проведения ремонтных работ;
  • посещение работы в алкогольном опьянении;
  • имеется перерасход топлива;
  • невыполнение ежемесячного или ежеквартального плана;
  • несоблюдение графика перевозки и/или расписания движения.

Понижается водительский класс после составления приказа, с которым водитель должен ознакомиться и расписаться. Изменения вносятся в трудовую книжку. При этом причина понижения квалификации не указывается.

Какая доплата за классность при начислении заработной платы

Раньше действовало правило надбавки за второй и первый водительский класс:

Сейчас данные правила на практике не применяются. Они носят рекомендательный характер.

Согласно , работодатель самостоятельно принимает решение о целесообразности увеличения заработной платы сотрудников в виде премий, надбавок и поощрений.

И если на предприятии используется квалификационная система для водителей, то они могут рассчитывать на повышение дохода при получении 2 и 1 класса.

О существующей системе надбавок необходимо уточнять у работодателя при трудоустройстве.

Если данное правило прописывается в трудовом договоре, то можно рассчитывать на увеличение заработной платы при повышении квалификации. При этом в документе должно быть указано процентное соотношение от оклада.

На практике поощрения от работодателя встречаются чаще при длительном стаже работы. Создается определенная схема, по которой определяется квалификация работника. Отсутствие ДТП ускоряет повышение.

Получается, что премия к зарплате выплачивается только при условии, что был отработан определенный промежуток времени.

Как отмечается в удостоверении

Или национального образца содержит информацию об открытых категориях. На оборотной стороне документа проставляются галочки при получении прав.

Если водитель получает еще одну категорию, то ему потребуется заменить водительское удостоверение, в котором будут проставлены отметки с учетом полученной категории.

Соответственно, классность на не отображается. Она фигурирует в личном деле водителя, в трудовом договоре, трудовой книжке. Но на правах не предусмотрена отметка о классах.

Объясняется это тем, что квалификационный уровень используется только работодателем. Для управления ТС достаточно проставленной галочки на категории.

koreada.ru - Про автомобили - Информационный портал