Спо коррекционная педагогика где работать. Коррекционная педагогика в начальном образовании. Характеристика профессиональной деятельности выпускников

Актуальность использования достижений специальной педагогики в системе начального образования

К сожалению, в последние годы отмечается резкое снижение показателей социальной защиты, здоровья детей, что приводит к тому, что в условиях начального школьного обучения все большее количество детей обнаруживает признаки пограничных нарушений в развитии высших психических или психофизиологических функций, характеризуется ослабленным здоровьем. Не выявляя классических форм аномалий в процессе развития, такие дети испытывают трудности в процессе обучения и освоения новой социальной роли ученика, в результате чего теряют веру в себя.

Возрастающая тревога за детей данной группы, осознание необходимости усиления роли педагога и образовательного учреждения в охране физического, нравственного, психического здоровья личности повышает актуальность развития коррекционной педагогики в начальном образовании.

Объектная область коррекционной педагогики в начальном образовании

Рост деструктивных проявлений в среде молодежи, появление феномена детской жестокости, вандализма, подростковой преступности обусловили формирование объектной области коррекционной педагогики , которая включает изучение ситуаций и состояния риска развития растущего человека, адаптационные проблемы и нарушения, которые находят свое отражение в процессе взаимодействия личности с природно-социальной окружающей средой, явления школьной, социально-психологической дезадаптации.

Состояния риска, обуславливающие проявления адаптационных нарушений

Замечание 1

Феномен возникновения школьной дезадаптации обусловлен совокупностью ряда факторов, формирующих состояния риска - ситуации, характеризующиеся нарушениями гармоничных взаимоотношений, взаимодействия между личностью младшего школьника и окружающей социально-природной средой.

Травмирующие ситуации могут быть сведены к следующим группам:

  • состояния риска академической неуспешности возникают при несоответствии дидактических требований уровню сформированности общедеятельностных, интеллектуальных, психофизиологических функций личности, обеспечивающих успешность школьного обучения;
  • состояния социального риска возникают в ситуации, когда ребенок вынужден защищаться от сверхвысоких школьных требований. Защитная реакция может принять форму утраты мотивации к обучению, пассивного или активного протеста против непрестижного положения в обучающей среде, поиска и утверждения себя в замещающей деятельности ;
  • состояния риска по здоровью возникают, когда ребенок, обладающей высокой учебной мотивацией, в силу сформированности психофизиологических функций не может защититься от сверхнагрузок на поведенческом уровне, вследствие чего в результат перенапряжения неизбежно наступает «сбой» на уровне слабых систем организма;
  • состояния комплексного риска синтезируют в себе риск адаптационных нарушений по нескольким вышеперечисленным направлениям.

Показания низкого уровня адаптационных возможностей школьника на начальных этапах обучения

Причины возникновения феномера школьной дезадаптации, необходимости использования возможностей коррекционной педагогики обусловлены рядом факторов, включая следующие:

  • отклонения в здоровье, психосоматическом развитии;
  • недостаточный уровень психолого-педагогической, социальной готовности к школьному обучению;
  • недостаточный уровень сформированности психофизиологических, психологических предпосылок к реализации школьного обучения.

Типы адаптационных нарушений в младшем школьном возрасте

Необходимость использования возможностей коррекционной педагогики представляется актуальной при появлении любых симптомов дезадаптации младшего школьника, которые могут быть представлены на следующих уровнях:

  1. Педагогический уровень обнаруживается в многочисленных трудностях обучения, в освоении новой для ребенка социальной роли ученика. У ребенка появляются пробелы в знаниях, отставание в усвоении учебного материала, частичная или общая неуспеваемость, отказ от учебной деятельности. Возникают напряженные отношения между ребенком и педагогом, родителями, что может перерасти в конфликтную ситуацию.
  2. Психологический уровень дезадаптации обусловлен трудностями в процессе обучения при высоком уровне мотивации, что вынуждает ребенка на инстинктивном уровне защищаться от слишком высоких для него школьных требований, что приводит к утрате мотивации к обучению, смещению акцента со школьной деятельности на замещающие формы активности, в пассивном или активном протесте против школьной системы.
  3. Физиологический уровень дезадаптации выступает базисом для развития патологических состояний различного рода. В своем стремлении уйти от школьного обучения, избежать переживания чувства неполноценности ребенок жалуется на плохое состояние здоровья, возникают симптомы преневротических состояний, предболезни, предпатологии.

Многие люди считают, что коррекционная педагогика - это педагогика, направленная на коррекцию детей с трудным поведением. В народе их называют «запущенными» или детьми из неблагополучных семей. Но уже давно коррекционная педагогика в начальном образовании приобрела и другие направления. Но давайте разберемся.

Кто такой коррекционный педагог?

Специальность "Коррекционная педагогика в начальном образовании" направлена на то, чтобы помогать в обучении детям с ограниченными возможностями и нарушенным интеллектом. Это могут быть как врожденные заболевания, так и приобретенные.

Такие дети обучаются в определенном коррекционном учреждении, где как раз и работают коррекционные педагоги. Они ослабляют или замещают недостатки в развитии.

В задачи коррекционного педагога входит:

  • Осуществлять педагогический контроль.
  • Планировать цели и задачи уроков, ориентируясь на каждого ребенка.
  • Оценивать процесс и результаты деятельности.
  • Проводить педагогическую диагностику.
  • Работать с родителями детей.
  • Подбирать программу с учетом особенностей класса.
  • Создавать предметно-развивающую среду в кабинете.
  • Писать отчеты по каждому ребенку.

С кем работает коррекционный педагог?

Отвечая на этот вопрос, проще сказать, с кем коррекционный педагог не работает. Дети с аутизмом, синдромом Дауна, синдромом дефицита внимания и гиперактивности, с нарушениями опорно-двигательной системы, а также слабовидящие и слабослышащие. Поэтому идя учиться на специальность «Коррекционная педагогика в начальном образовании», люди нередко получают несколько дополнительных специальностей. Эта профессия позволяет постоянно находиться в процессе изучения, так как существует очень много отраслей коррекционной педагогики.

Где учиться?

На коррекционного педагога учат в техникумах, колледжах и университетах. Если у специалиста есть уже то он может пройти курсы для повышения квалификации. Выбирая такие курсы, ориентируйтесь не на цену, а на то, чтобы вас учили заниматься по ФГОС.

Коррекционная педагогика в начальном образовании - это не самая легкая профессия. Для нее необходим не только определенный характер, но еще и ощущение призвания к профессии. И хотя перед тем как пойти учиться в колледж или ВУЗ, подростки не думают о том, как будет в будущем складываться их профессиональная жизнь, есть ряд научных книг, которые могут помочь определиться с выбором профессии.

С чего начать изучение?

В ней вы сможете найти информацию:

  • Об основах педагогики и конкретной ее области - специальной (коррекционной) педагогики.
  • О школьной дезадаптации.
  • О воспитательных отношениях и организации коррекционно-развивающего образования.
  • О педагогической диагностике.
  • Об основных направлениях коррекционной педагогики.
  • О развитии и совершенствовании пространственных представлений, координации движений кистей и пальцев рук, зрительного восприятия.

Книга состоит из целого вводного курса, в котором кроме вышеперечисленного рассказывается обо всем, с чем может столкнуться специалист.

Методы в коррекционной педагогике

Коррекционная педагогика в начальном образовании основывается на нескольких определенных методах.

  1. Метод беседы или метод сбора психолого-педагогических данных посредством общения педагога с ребенком. При этом многое зависит от умения педагога создать эмоционально-психологическую атмосферу, подходящую для ребенка. Педагог в процессе беседы не только трактует слова, но и невербальные знаки. Такой метод в коррекционной педагогике подходит только для детей с развитыми речевыми функциями.
  2. Такой метод делится сразу на несколько разных способов. За ребенком можно наблюдать, включаясь в процесс его деятельности, или же наоборот, стоя в стороне. Можно делать это открыто или же напротив, закрыто, с помощью зеркала Гизелла. Обычно педагог ведет план своих наблюдений, записывает ощущения и мысли, а после анализирует полученный материал. Однако есть и минусы у такого способа - каждый человек трактует увиденное по собственным стандартам.
  3. Метод анкетирования. Самый стандартный и распространенный метод. Дети в начальной школе не всегда в состоянии заполнить анкету, поэтому он подходит не для каждого вида учреждения и не каждому ребенку.
  4. Метод педагогического эксперимента. к При таком методе используются анкетные данные, беседы, наблюдения и многое другое. Установление связей и закономерностей - главная цель такого метода.
  5. Метод и анамнестических сведений. При таком методе изучается и на основе его истории болезни выставляется диагноз. Также в исследование входит просмотр поделок, школьных тетрадей и многого другого, что сделал ребенок.
  6. Метод изучения документации. На каждого и школы ведут определенное досье. Именно по нему коррекционные педагоги могут, проанализировав, сделать выводы.

Это самые простые и многим известные способы. Однако существуют и более серьезные методы, такие как ПМПК (психолого-медико-педагогический консилиум), где собирается и обрабатывается абсолютно вся информация, полученная психологами, логопедами, родителями, социальными работниками, коррекционными педагогами и врачами. Целью такого метода является составление индивидуального плана развития ребенка.

Немного статистики

Несмотря на востребованность специальности «Коррекционная педагогика в начальном образовании», зарплата довольно низкая в регионах России. С кризисом ситуация ухудшилась. На основании статистических данных зарплата в Москве упала с 40 до 30 тысяч рублей. Но спрос на коррекционных педагогов не упал, и вакансий достаточно большое количество. Такой же спрос можно наблюдать в Ленинградской области и в Алтайском крае.

Самые высокие зарплаты в Московской области и республике Татарстан - по 32,5 тысячи рублей. Чуть ниже Ленинградская область с зарплатой в 30 тысяч рублей. И закрывает топ-5 Астраханская и Кемеровская области с оплатой труда в 18 и 16 тысяч соответственно.

Однако выбирая, поступать в вуз по специальности «Коррекционная педагогика в начальном образовании» или нет, стоит ориентироваться не только на зарплату и востребованность в вашем регионе - важнее то, хотите ли вы посвятить этому жизнь!

Очная форма обучения предполагает следующие сроки обучения:

1. На базе среднего общего образования (11 классов) - 2 года 10 месяцев

количество бюджетных мест в 2019 г. - 50

количество платных мест в 2019 г. - 25

44.02.05 КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА В НАЧАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ (образовательный стандарт) , Скачать

Программа подготовки специалистов среднего звена специальности 44.02.03 Коррекционная педагогика в начальном образовании , Скачать
Учебный план , Скачать

Специальность Коррекционная педагогика в начальном образовании

Подготовка по данной специальности ведется с 2010 года.

Квалификация выпускника – учитель начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования.

Эта специальность позволяет

1. Проводить уроки, внеурочные занятия, внеклассную работу с обучающимися начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования.

2. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся.

3. Проводить педагогическое наблюдение и диагностику, интерпретировать полученные результаты.

4. Определять цели и задачи, планировать работу с родителями, лицами, их заменяющими.

5. Создавать в кабинете предметно-развивающую среду.

6. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования, в том числе компенсирующего и коррекционно-развивающего образования.

Чему учат?

Студенты знакомятся с основами специальной педагогики и психологии, методиками преподавания математики, русского языка, окружающего мира, изобразительного искусства.

Будущих педагогов учат определять цели и задачи уроков, внеурочных занятий, планировать их, организовывать внеклассную работу с обучающимися начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования.

Кем работать?

Выпускники могут работать учителями начальных классов в школах и учителями начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего профиля.

Перспективы.

Выпускники по специальности «Коррекционная педагогика в начальном образовании» востребованы на рынке труда, так как в обычных общеобразовательных школах вводится совместное (инклюзивное) обучение ребят с ограничениями физического развития и детей без инвалидности.

Описание

Коррекционная педагогика – это сложная, комплексная специальность, которая помимо теоретических сведений о психологии и методике преподавания опирается на серьезный практический опыт взаимодействия с детьми, имеющими проблемы со здоровьем или отклонения в психическом развитии. Работа коррекционного педагога заключается не только в преподавании ученикам начальных классов ряда общеобразовательных сведений, но и в воспитании у ребенка зрительного восприятия, повышении коммуникативных способностей. Один из основных предметов, изучаемых в ходе подготовки, - методика обучения разным видам деятельности, включая продуктивную. Кроме того, рассматриваются различные аспекты организаторской деятельности, которые помогут будущему педагогу стать классным руководителем.

Кем работать

Работа коррекционного педагога сопряжена с рядом деликатных вопросов и зачастую осуществляется в государственных образовательных учреждениях. Специалист с дипломом о педагогическом образовании востребован в роли учителя начальных классов, воспитателя, социального работника. Компенсирующий и коррекционно-развивающий профиль образования может быть реализован не только в специализированных, но и в общеобразовательных учреждениях, включая детские сады, школы, интернаты, детские дома, санатории и профилактории. Во всех этих учреждениях наблюдается кадровый голод, современная коррекционная педагогика нуждается в квалифицированных кадрах, способных полноценно заниматься как образовательно-воспитательной, так и административной работой.

Две тенденции определяют сегодня смысл преобразований, которые с трудом, пробиваясь через тернии устоявшихся взглядов и традиций, пробивают себе путь в работе школы: переход от унификации образования к его дифференциации, индивидуализации, адаптивности; переход от школы научения к школе развития. В книге, которую Вы держите в руках, уважаемый читатель, ее авторы, опираясь на полученный ими в течение многих лет исследовательский материал, пытаются дать ответ на один из самых трудных для педагогов вопросов: как соединить и применить обе названные тенденции в образовании наиболее уязвимой и незащищенной в педагогическом отношении группы детей - детей риска школьной дезадаптации.

Шаг 1. Выбирайте книги в каталоге и нажимаете кнопку «Купить»;

Шаг 2. Переходите в раздел «Корзина»;

Шаг 3. Укажите необходимое количество, заполните данные в блоках Получатель и Доставка;

Шаг 4. Нажимаете кнопку «Перейти к оплате».

На данный момент приобрести печатные книги, электронные доступы или книги в подарок библиотеке на сайте ЭБС возможно только по стопроцентной предварительной оплате. После оплаты Вам будет предоставлен доступ к полному тексту учебника в рамках Электронной библиотеки или мы начинаем готовить для Вас заказ в типографии.

Внимание! Просим не менять способ оплаты по заказам. Если Вы уже выбрали какой-либо способ оплаты и не удалось совершить платеж, необходимо переоформить заказ заново и оплатить его другим удобным способом.

Оплатить заказ можно одним из предложенных способов:

  1. Безналичный способ:
    • Банковская карта: необходимо заполнить все поля формы. Некоторые банки просят подтвердить оплату – для этого на Ваш номер телефона придет смс-код.
    • Онлайн-банкинг: банки, сотрудничающие с платежным сервисом, предложат свою форму для заполнения. Просим корректно ввести данные во все поля.
      Например, для " class="text-primary">Сбербанк Онлайн требуются номер мобильного телефона и электронная почта. Для " class="text-primary">Альфа-банка потребуются логин в сервисе Альфа-Клик и электронная почта.
    • Электронный кошелек: если у Вас есть Яндекс-кошелек или Qiwi Wallet, Вы можете оплатить заказ через них. Для этого выберите соответствующий способ оплаты и заполните предложенные поля, затем система перенаправит Вас на страницу для подтверждения выставленного счета.
koreada.ru - Про автомобили - Информационный портал