Советские мотоциклы. Культовые мотоциклы в ссср Урал – для милиции и не только

Байкерское движение зародилось в США в 1950-х годах и практически сразу стало «протестным», привлекая «избранную» молодежь, желавшую свободы и новых возможностей. В СССР же после Великой Отечественной войны «мотоциклизация» страны шла ударными темпами, но в более мирном направлении: относительно недорогие и доступные мотоциклы стали для всех возрастов и слоев населения повседневным средством передвижения, перевозки различных грузов, в т. ч. стройматериалов для дач, техникой для путешествий.

В середине 60-х несколько заводов выпускали мотоциклы, мопеды и мотороллеры - одних «ИЖей» до 350 000 в год - по качеству не сильно уступавших зарубежным аналогам. В 1970-80-х купить автомобиль стало проще, и взрослые люди пересели на них. Мотоциклы же в качестве транспортного средства остались в деревне, а в городах стали привлекать молодежь - как раз в это время до СССР докатились отголоски байкерского движения из США.

Однако в Советском Союзе неформальные объединения молодых людей на мотоциклах получили название «рокеры», а не байкеры. Этот термин появился в начале 80-х и обозначал советских поклонников рок-музыки, старавшихся копировать стиль британских «кофебар ковбоев» и американских байкеров. Но так как многие любители тяжелого рока в крупных городах уже ездили на мотоциклах, то вскоре термин «рокер» распространился и на молодых мотоциклистов вообще, и на членов первых отечественных мотоклубов в частности.

Но для советского «рокера», особенно в провинции, было не так важно, как его называли обыватели. Ребята с подросткового возраста помогали отцам чинить их мотоциклы, собирали по свалкам запчасти и варганили технику сами, многие занимались в бесплатных секциях мотокросса и картинга.

Постепенно копили деньги и покупали собственные легкие, относительно недорогие мотоциклы отечественного производства: «ИЖ Планета», «ИЖ Планета Спорт», «Минск», «Восход». В 1970-80-е годы «Восход» стоил 450 руб. - это 3-4 средние зарплаты.

Мотоцикл был неприхотлив, экономичен, легок и ремонтопригоден, хотя и не особо надежен. Зато на нем многие учились чинить ДВС. «ИЖ Планета» стоил уже 625-750 руб. (4-5 средних зарплат), но в то же время самый дешевый автомобиль - «Запорожец» - продавался за 3000-3750 руб.

«Восход»

«ИЖ Планета Спорт»

Были в советском мотопарке и «иномарки». Например, чехословацкие мотоциклы Jawa поставлялись в СССР с середины 50-х годов, и к 70-м на них ездил практически каждый третий мотоциклист, а всего в СССР насчитывалось более миллиона «Яв», которые ценились за надежность, мощность, универсальность и легкость в обслуживании и ремонте.

Самой модной моделью в СССР была «Ява-638», которую начали выпускать в 1984 году. Она имела двухтактный двухцилиндровый двигатель объемом 343 «кубика» мощностью 26 л. с., максимальная скорость мотоцикла составляла 120 км/ч.


Помимо Jawa, пользовались популярностью венгерские мотоциклы «Паннония», оснащенные одноцилиндровым 250-кубовым двухтактным двигателем, четырехступенчатой КП, закрытой цепной передачей и дуплексной рамой. С 1954 по 1975 год в СССР импортировали 287 000 мотоциклов этой марки. Самой удачной моделью стала Pannonia 250 TLF: мотоцикл весил 146 кг, имел 18-литровый бак, мог похвастаться надежной электрикой, а его мотор выдавал 18 л. с. мощности. Кроме этой модели, завод выпускал мотоциклы с 350-кубовым двигателем и коляской.


Еще один успешный мотоцикл тех лет - чехословацкий CZ - «Чезет». Мечта целого поколения выпускалась с 1962 года и оснащалась одноцилиндровым двухтактным двигателем объемом 250 см3.

Но «рокерское» движение в СССР было неразрывно связано именно с мотоциклами «ИЖ» и культовой чехословацкой «Явой». В городах первыми стали покупать «Явы» таксисты: в 60-70-е годы они зарабатывали 100-120 руб. в месяц в зависимости от класса водителя, и, кроме того, часто приторговывали из-под полы водкой или контрафактом, имея немалый дополнительный доход. У таксистов тогда в моде были фуражки-«восьмиклинки» и кожаные коричневые куртки, которые они покупали у военных летчиков. По вечерам после работы они собирались с коллегами и гоняли уже на мотоциклах.

В то время было не обязательно надевать шлем. Но с ростом количества мотоциклов, росло и количество аварий с их участием, и тогда водителей обязали ездить в шлемах. Однако первое время шлемов на всех не хватало, и были они убогие и железные. Такая «каска» портила лихой вид мотоциклиста на «Яве» - тогда-то и началось разделение на 1% хулиганов, которые не признавали шлемы, запреты на сборища толпой и правила дорожного движения, и остальные 99% законопослушных мотоциклистов. Но со временем, когда из Прибалтики стали поступать более современные пластиковые шлемы, на них перешли большинство мотоциклистов: их можно было раскрашивать, привешивать козырьки и намордники и вообще всячески «кастомизировать».

Тусоваться с друзьями и общаться с девушками «рокеры» обычно собирались вечерами в пятницу и выходные у городских парков и других общественных мест. В Москве наиболее популярными местами в 80-х годах были Парк Горького, «Лужа» (стадион «Лужники»), «Мхат» (площадка возле одноименного театра), и «Солянка» (соляные подвалы на Лубянке). Также мотоциклисты встречались на «Кузне» (м. Новокузнецкая), в кафе «На Малой Бронной», в «Маяке» и, конечно, на «Горе» (смотровой площадке Воробьевых гор напротив главного здания МГУ), где собираются и сейчас.

После общения на месте, «рокеры» садились на свои мотоциклы и ехали гонять по ночному городу. Надо сказать, что до 90-х годов ГАИ с «рокерами» особенно не церемонилось: и сгоняли с тусовочных мест, и устраивали погони на дорогах, могли даже применять оружие против особо наглых. Но и отвязные мотоциклисты тех лет позволяли себе ездить не только без документов (иметь «права» категории «А» до начала 2000-х считалось чуть ли не моветоном!), но и не соблюдая никакие правила движения: толпой по встречке, по подземным пешеходным переходам, по тротуарам и т. д. Случалось и много аварий: по статистике в конце 80-х в СССР за месяц происходило 12 тыс ДТП с участием мотоциклистов, в которых гибло 1600 человек. За год - 68,5 тыс происшествий по вине водителей мотоциклов, погибало порядка 10 тыс человек! Сегодня, несмотря на возросшие скорости и на несколько порядков увеличившееся количество автомобилей и мотоциклов, аварий с участием мотоциклистов происходит значительно меньше: порядка 10 тыс ДТП в год, в которых гибнет около 1200 человек - месячная «норма» СССР 80-х годов.

«Рокеры» 80-х с азартом занимались, как говорят сегодня, «кастомизацией» своих мотоциклов - кто во что горазд. Идеи черпали из изредка попадавшихся европейских и американских мотоциклетных журналов, позже - из фильмов типа «Безумный Макс». Все делалось своими руками из подручных материалов или из того, что удавалось раздобыть на «толкучках» или получить «из-за бугра». Чинили и настраивали мотоциклы тоже сами - в провинции не было даже шиномонтажей.

На мотоциклы ставили рули с перекладиной или с двумя, «королевские» высокие рули без перекладин (типа ape-hanger), полукруглые дуги, изготовленные из водопроводных труб с помощью трубогиба и гальванизированные через «батю друга» на каком-нибудь заводе. Чехословацкие ветровики «Велорекс», металлические хромированные бардачки от «Панноний», фонари, которые включались вместе с ближним светом и ночью оставляли на дороге подсвеченное пятно, - от мотороллера «Вятка», «стопари» и «габариты» переделывали, заменяли на большие. «Родные» ручки газа и рычаги тормоза и сцепления сразу снимали и заменяли на другие, например, от той же «Паннонии». Зеркала заднего вида крепили на ветровом стекле, а еще были зеркала на дугах безопасности, через которые парни-водители заглядывали под юбки девочек, когда те садились на пассажирское сидение…

Кнопки управления ставили хромированные от «Паннонии», ими включались поворотники и сигналы-бибикалки, которых часто делали два, разных тонов, чтобы на каждую кнопку по сигналу - с помощью двух кнопок можно было сыграть «Собачий вальс» или сымитировать «сирену». Глушители также снимали или переделывали: внешне их оставляли как заводские, но внутренности обрезали, чтобы звук становился резче и громче. На колеса крепили разноцветные лампочки, эффектно горевшие в темноте и во время движения.

К 1988 году рокерское движение в СССР стало настолько массовым и шумным, что о нем, вернее его пагубном воздействии на неокрепшие умы, даже начали снимать фильмы типа «Авария - дочь мента». А в 90-е на смену рокерами окончательно пришли байкеры на тяжелых мотоциклах с длинными вилками, первые русские байк-клубы и первые не военно-трофейные, а настоящие «байкерские» «Харлеи», привезенные из США. Но это уже совсем другая история.

Производство мотоциклов в СССР было налажено с размахом. Главными центрами мостостроения стали Ирбит, Ижевск, Ковров и Минск, а сами мотоциклы, в том числе и импортные «Явы» и «Чезеты» стали неотъемлемой частью культуры.

«Восход»

«Восход» стал культовым мотоциклом среди молодежи и подростков. Он покорял неприхотливостью, малым расходом топлива, легкостью и ремпригодностью. Особой надежностью мотоцикл не обладал, зато с его помощью учились чинить ДВС.

Производство «Восхода» было развернуто после войны на заводе им. Дягтерева. Прототипом стал немецкий мотоцикл DKW RT-125. В 1946 году завод выпустил 286 мотоциклов «К-125».

С 1957 года завод стал выпускать совершенно новый мотоцикл «К-175» с 175-кубовым двигателем. Этот мотоцикл получил название «Восход» и дал жизнь целому семейству. Самыми популярными моделями стали «Восход-2», «Восход – 2М.» Последняя модель «Восхода», созданного в СССР, носила название М3-01. Кроме этого, завод выпускал ограниченные партии мотоциклов для мотокросса, а в 80-е годы создал несколько интересных разработок спортбайков.

«Минск»

История создания «Минска» также восходит к DKW RT-125. Первые мотоциклы М1А были произведены в Москве, а в 1951 году производство было передано в Минск на велосипедный завод.

В 1956 году завод выпустил новую модель М1М с маятниковой подвеской, пружинными амортизаторами, короткорычажной вилкой и двигателем в 5 л.с., который развивал скорость в 75 км/час.

В 1961 году появилась новинка М-103 с гидравлическими амортизаторами и телескопической вилкой. Производство было ориентировано для села, что и объясняло популярность мотоциклов.

Дальнейшая модернизация привела к большей мощности и скорости. Например, вышедшая в 1973 году модель ММВЗ-3.111 могла разогнаться до 90 км/час и имела мощность в 9,5 л.с. А ММВЗ-3.112 имел 12 л.с.

Мотоцикл ИЖ по популярности в СССР мог поспорить с самыми известными импортными аппаратами.

Первые модели мотоцикла связывают с именем конструктора Петра Можарова, но настоящая популярность пришла к ИЖ после войны, когда в руки конструкторов попала документация на немецкий мотоцикл DKW NC-350.

После основательной модернизации мотоцикл назвали ИЖ-49. Легендарная модель была оснащена телескопической вилкой и гидравлическими амортизаторами. В условиях плохих дорог мотоцикл приобрел популярность.

Следующая модель - ИЖ-56 была не менее популярной, но настоящее признание пришло с появлением «ИЖ-Юпитер», «ИЖ-Планета» и «ИЖ-Планета-спорт», которые предназначались для туристических и спортивных поездок. ИЖ-ПС получил раздельную систему смазки двигателя и мог разгоняться до 100 км/час за 11 секунд.

В 70-х годах завод производил до 350 000 мотоциклов в год.

«Ява»

«Ява» стала поистине культовым мотоциклом для молодежи СССР. Именно с ним и с ИЖ связано движение рокеров. Одноцилиндровая модель мотоцикла получила уважительное прозвище «Старушка». Молодежь привлекала надежность мотоцикла, универсальность и скорость. Мотоцикл одинаково легко мог ехать по шоссе и по лесным дорогам.

Чехословацкая фирма Jawa была основана в 1929 году. После войны производство возобновилось. Завод выиграл тендер на поставку мотоциклов в СССР и начал поставлять в страну по 100 тысяч мотоциклов в год. В 1964 году была выпущена миллионная «Ява», в 1976 году - двухмиллионная, а в 80-х годах количество достигло трех миллионов экземпляров.

Самой модной моделью в СССР была «Ява-368», которую начали выпускать в 1984 году. «Ява» имела двухтактный двухцилиндровый двигатель объемом в 343 куб.см. и мощностью в 26 л.с., максимальная скорость мотоцикла составляла 120 км/час.

«Ява» ценилась спортсменами. Спортивные модели мотоцикла использовали в мотокроссе, в гонках эндуро, до сих пор российская команда по ледовому спидвею выступает на мотоциклах «Ява».

После развала СССР завод оказался на грани краха, но сумел выстоять.

«Паннония»

Мотоцикл «Паннония» стал еще одним культовым мотоциклом среди городской молодежи и мототуристов.

Производство «Паннонии» началось на заводе «Чаппель» в Будапеште в 1954 году. «Паннония» стала первым новым мотоциклом завода. Мотоцикл оснастили одноцилиндровым 250-кубовым двухтактным двигателем, четырехступенчатой КП. Новшеством оказалась закрытая цепная передача и дуплексная рама.

С 1954 по 1975 год в СССР было поставлено 286 959 мотоциклов.

Самой популярной моделью стала Pannonia 250 TLF. При весе 146 кг мотоцикл выдавал 18 л.с., не был привередлив к топливу, имел бак в 18 литров и надежную электрику. Кроме этого, завод выпускал модель с 350-кубовым двигателем и коляской.

Красота и совершенство линий мотоцикла до сих пор заставляют ценителей раритетов искать уцелевшие мотоциклы.

В 1968 году завод выпустил новую модель мотоцикла, скопированную с «Yamaha YDS-2», но в СССР решили, что мотоцикл слишком сложный и прекратили экспорт, после чего завод закрылся.

«Чезет»

История легендарного «Чезет» (Cezet) уходит в довоенные времена, когда чехословацкий оружейный завод Ceska Zbrojovka (CZ) решил начать производство мотоциклов. В 1936 году завод произвел прототипы «Чезета», на основании которых позже возникли мотоциклы с двигателями в 250 и в 350 куб.см.

В 1960-м году CZ запустил в серийное производство мотоциклы «Чезет». В СССР CZ ждал невиданный успех. Наравне с «Явой» этот мотоцикл пользовался успехом у рокеров, а «черный «Чезет» стал мечтой целого поколения.

Знаменитый кроссовый Cezet появился на свет в 1962-м году. Мотоцикл был оснащен одноцилиндровым двухтактным двигателем в 250 куб.см. Звездный час «Чезета» продолжался до конца 60-х. На нем выступали и побеждали на чемпионатах гонщики из СССР, Бельгии и ГДР.

«Урал»

История мотоциклов «Урал» с конца 30-х годов и до 1964 года была историей военного мотоцикла. Даже после того, как мотоцикл стали продавать обывателям, владелец «Урала» был обязан встать на воинский учет, а Госавтоинспекция запрещала эксплуатировать мотоцикл без коляски. Из-за этого «Урал» не снискал славы среди молодежи. Он нашел свою нишу как тяжелый утилитарный мотоцикл. Его использовали и для прогулок под луной, и для перевозки грузов, и для поездок в тайгу, и даже для мототуризма.

Мотоцикл ИМЗ был оснащен 650-кубовым четырехтактным двигателем и считался надежным среди советских мотоциклов. Мощность двигателя в зависимости от модели составляла от 31 до 36 л.с. Максимальная скорость при использовании с коляской - 105 км/час.

В 1985 году с конвейера завода сошел двухмиллионный мотоцикл модели «М-67».

В 90-е годы завод сумел выстоять. Сейчас большая часть мотоциклов идет на экспорт.

Первая заповедь советского мотоциклиста такова: не уверен - далеко не езди, вторая - всегда бери с собой необходимые запчасти, чтобы доехать домой. А ведь до сих пор есть любители, которым нравится старая техника, множество людей начинало ездить именно на советских мопедах и мотоциклах…

Производство мотоциклов в СССР было налажено с размахом. Главными центрами мостостроения стали Ирбит, Ижевск, Ковров и Минск, а сами мотоциклы, в том числе и импортные «Явы» и «Чезеты» стали неотъемлемой частью культуры. Начать, пожалуй, стоит с небольшого экскурса в историю советского мотостроения.
ИЖ
В конце 1920-х годов создаются опытные мотоциклы «ИЖ», в 30-е начинается мелкосерийное производство, и лишь в конце 40-х - начале 50х разворачивается действительно масштабное производство.


Первые модели мотоцикла связывают с именем конструктора Петра Можарова, но настоящая популярность пришла к ИЖ после войны, когда в руки конструкторов попала документация на немецкий мотоцикл DKW NC-350.


После основательной модернизации мотоцикл назвали ИЖ-49. Легендарная модель была оснащена телескопической вилкой и гидравлическими амортизаторами. В условиях плохих дорог мотоцикл приобрел популярность.


Следующая модель - ИЖ-56 была не менее популярной, но настоящее признание пришло с появлением «ИЖ-Юпитер», «ИЖ-Планета» и «ИЖ-Планета-спорт», которые предназначались для туристических и спортивных поездок. ИЖ-ПС получил раздельную систему смазки двигателя и мог разгоняться до 100 км/час за 11 секунд.


В 60-е выпускаются первые мотоциклы «ИЖ Юпитер» (двухцилиндровый двигатель) и «ИЖ Планета» (одноцилиндровый двигатель). На Заводе имени Дегтярева производят 175-кубовый «Ковровец», позже превратившийся в «Восход».


Мотоцикл ИЖ по популярности в СССР мог поспорить с самыми известными импортными аппаратами. В 70-х годах завод производил до 350 000 мотоциклов в год.

Минск

История создания «Минска» также восходит к DKW RT-125. Первые мотоциклы М1А были произведены в Москве, а в 1951 году производство было передано в Минск на велосипедный завод.


В 1956 году завод выпустил новую модель М1М с маятниковой подвеской, пружинными амортизаторами, короткорычажной вилкой и двигателем в 5 л.с., который развивал скорость в 75 км/час.
В 1961 году появилась новинка М-103 с гидравлическими амортизаторами и телескопической вилкой. Производство было ориентировано для села, что и объясняло популярность мотоциклов.


Дальнейшая модернизация привела к большей мощности и скорости. Например, вышедшая в 1973 году модель ММВЗ-3.111 могла разогнаться до 90 км/час и имела мощность в 9,5 л.с. А ММВЗ-3.112 имел 12 л.с.

Восход

«Восход» стал культовым мотоциклом среди молодежи и подростков. Он покорял неприхотливостью, малым расходом топлива, легкостью и ремпригодностью. Особой надежностью мотоцикл не обладал, зато с его помощью учились чинить ДВС.
Производство «Восхода» было развернуто после войны на заводе им. Дягтерева. Прототипом стал немецкий мотоцикл DKW RT-125. В 1946 году завод выпустил 286 мотоциклов «К-125».


С 1957 года завод стал выпускать совершенно новый мотоцикл «К-175» с 175-кубовым двигателем. Этот мотоцикл получил название «Восход» и дал жизнь целому семейству.


Самыми популярными моделями стали «Восход-2», «Восход – 2М.» Последняя модель «Восхода», созданного в СССР, носила название М3-01. Кроме этого, завод выпускал ограниченные партии мотоциклов для мотокросса, а в 80-е годы создал несколько интересных разработок спортбайков.

Урал

История мотоциклов «Урал» с конца 30-х годов и до 1964 года была историей военного мотоцикла. Даже после того, как мотоцикл стали продавать обывателям, владелец «Урала» был обязан встать на воинский учет, а Госавтоинспекция запрещала эксплуатировать мотоцикл без коляски.


Из-за этого «Урал» не снискал славы среди молодежи. Он нашел свою нишу как тяжелый утилитарный мотоцикл. Его использовали и для прогулок под луной, и для перевозки грузов, и для поездок в тайгу, и даже для мототуризма.
Мотоцикл ИМЗ был оснащен 650-кубовым четырехтактным двигателем и считался надежным среди советских мотоциклов. Мощность двигателя в зависимости от модели составляла от 31 до 36 л.с. Максимальная скорость при использовании с коляской - 105 км/час.


В 1985 году с конвейера завода сошел двухмиллионный мотоцикл модели «М-67». В 90-е годы завод сумел выстоять. Сейчас большая часть мотоциклов идет на экспорт.

Ява (Jawa)

Марка дорожных мотоциклов, производимых в Тинец-над-Сазавоу (Чехословакия). СССР был основным импортёром Явы. Всего в Советский союз было поставлено более миллиона мотоциклов разных моделей. В советские времена мотоциклы Jawa считались лучшими из доступных в продаже на территории СССР.

Одним из народных названий модели Явы 360 стало «Ява-старуха» либо просто «старуха». «Старухи» с одноцилиндровым двигателем в народе назывались «чекушки», из-за объёма 250 кубических сантиметров.


Существует несколько модификаций, которые можно разделить на мотоциклы с 6В и 12В электрооборудованием. У 6В варианта менее мощный двигатель и слабый генератор, но, субъективно мотоциклы, оборудованные 6В оборудованием, красивее. «Jawa» являются мотоциклами того же класса, что и «Юпитер», но приятнее в эксплуатации.


Самой модной моделью в СССР была «Ява-368», которую начали выпускать в 1984 году. «Ява» имела двухтактный двухцилиндровый двигатель объемом в 343 куб.см. и мощностью в 26 л.с., максимальная скорость мотоцикла составляла 120 км/час.

«Паннония»

Мотоцикл «Паннония» стал еще одним культовым мотоциклом среди городской молодежи и мототуристов.
Производство «Паннонии» началось на заводе «Чаппель» в Будапеште в 1954 году. «Паннония» стала первым новым мотоциклом завода. Мотоцикл оснастили одноцилиндровым 250-кубовым двухтактным двигателем, четырехступенчатой КП. Новшеством оказалась закрытая цепная передача и дуплексная рама.


С 1954 по 1975 год в СССР было поставлено 286 959 мотоциклов.
Самой популярной моделью стала Pannonia 250 TLF. При весе 146 кг мотоцикл выдавал 18 л.с., не был привередлив к топливу, имел бак в 18 литров и надежную электрику. Кроме этого, завод выпускал модель с 350-кубовым двигателем и коляской.


Красота и совершенство линий мотоцикла до сих пор заставляют ценителей раритетов искать уцелевшие мотоциклы.
В 1968 году завод выпустил новую модель мотоцикла, скопированную с «Yamaha YDS-2», но в СССР решили, что мотоцикл слишком сложный и прекратили экспорт, после чего завод закрылся.

«Чезет»

История легендарного «Чезет» (Cezet) уходит в довоенные времена, когда чехословацкий оружейный завод Ceska Zbrojovka (CZ) решил начать производство мотоциклов. В 1936 году завод произвел прототипы «Чезета», на основании которых позже возникли мотоциклы с двигателями в 250 и в 350 куб.см.


В 1960-м году CZ запустил в серийное производство мотоциклы «Чезет». В СССР CZ ждал невиданный успех. Наравне с «Явой» этот мотоцикл пользовался успехом у рокеров, а «черный «Чезет» стал мечтой целого поколения.


Знаменитый кроссовый Cezet появился на свет в 1962-м году. Мотоцикл был оснащен одноцилиндровым двухтактным двигателем в 250 куб.см. Звездный час «Чезета» продолжался до конца 60-х. На нем выступали и побеждали на чемпионатах гонщики из СССР, Бельгии и ГДР.

Мопеды

В советское время невероятно стильным и модным личным автотранспортом являлись мопеды. Особенно среди юношества. Очередь на приобретения автомобиля длилась годами, цены кусались. Мотоцикл также стоил дорого и все же требовал гаражного хранения. А мопед, подобно велосипеду, зачастую завозили в квартиру.


На вождение мопеда не требовались права. Стоили мопеды в СССР от 100 рублей.
Продажа мопедов в осуществлялась в магазинах мототехники, почти всегда по предварительной записи. Отмечаться в очереди за мопедом требовалось каждое утро в течение месяца-полугода.
Мопеды производились на Пензенском велосипедном заводе (легкий мопед ЗИФ), Львовском мотозаводе (мопед Верховина, мокик Карпаты), Рижском мотозаводе (мопед Рига, мокик Дельта).

Мопеды Рига-1/16

Первый советский мотовелосипед выпустили в 1958 году на Рижском мотозаводе «Саркана Звайгзне»: Рига-16.

Модель оказалась не очень удачной. После практики на чешском мотозаводе JAWA в шестидесятые годы начался серийный выпуск первых мопедов в СССР - Рига-1.

Мопеды Рига постоянно модернизировались. В фильме Приключения Электроника Сыроежкин рассекал именно на мопеде RIGA.
Рижский завод «Саркана Звайгзне» в 1966 году начал производство легкого мопеда «Рига-5» с двигателем Д-5 мощностью 1,2 л. с. У машины очень простая ходовая часть. Механические тормоза мопеда гарантируют быстрое торможение и безаварийную езду. Управление тормозом переднего колеса и дросселем установлено на правой стороне руля, рычаг сцепления - на левой.


Чтобы затормозить заднее колесо, надо нажать на педаль в обратном направлении. Багажник расположен над задним колесом и рассчитан на 15 кг груза. Передняя вилка - телескопическая. Седло-подушка сделано из губчатой резины.
«Рига-5» успешно выдержала испытания на различных дорогах. Это удобное средство транспорта для города, а также для проселочных дорог. Емкость топливного бака (5,5 л) позволяет проходить довольно большие расстояния.

Легкий мопед «Рига-7» (1969-1975)

Мопед «Рига-7» начали производить с 1969-го года. К концу 1971-го года он полностью вытеснил мопед «Рига-5». В отличие от «Риги-5» он снабжался двигателем «Д-6», который позволял подключить к нему фару и задний габаритный фонарь.
Убрана декоративная защита приводных цепей. В конструкции мопеда «Рига-7» имелась специальная рейка, устанавливаемая для предотвращения поломки рамы в случаях экстренного торможения.


Работниками завода Х. Акерманисом (электрик) и Ю. Банковичем (механик) была предложена и испытана, как на стенде, так и в условиях практической езды, конструкция рамы с усиленной задней подвеской без рейки. Предложение было принято, в условленные законодательством сроки было выплачено авторское вознаграждение, но в 1976 году мопед «Рига-7» сняли с производства, заменив его на «Рига-11».
Легкий мопед Рига-12 выпускался с 1974 года. Элегантный дизайн двухколесной машины разработал дизайнером Гунаром Глудиншом.
Мопед оснащался простейшим 2,2-сильным 50-кубовым моторчиком Ш-57 с бумажным воздушным фильтром. К услугам двух ездоков - удобное седло длиною 43 см. 5,5-литровый топливный бак позволял проехать на одной заправке около 235 км.

Максимальная скорость Рига-12 составляла 50 км/ч. С 1977 года с конвейера начали сходить «рестайлинговые» Рига-16 с кик-стартером и улучшенной отделкой (на фото).
Мокик «Дельта» - это практически новая разработка после серии «Рига». Оригинальная рама и удачный двигатель на долго сделали любимой именно эту модель.


В новом двигателе В-50 были учтены недостатки предыдущих моделей, было усилено сцепление, валы коробки передач стали вращаться в подшипниках, а появившееся ножное переключение скоростей в двигателе В-501 ещё долго вызывало восхищение у покупателей.

«Карпаты»

Производился на Львовском моторном заводе, имеет 50-и кубовый двигатель, и, как следствие, на нем можно ездить не имея водительского удостоверения кат. А.


Двигатель маломощный, но отлично подходит для детей и изучения технической стороны. Аналоги - «Верховина» и «Дельта».

Мини-мокик «Мини»

В 1983-м году Рижский завод «Саркана Звайгзне» открыл новый класс на 10-дюймовых колесах – мини-мокики. Первую модель назвали «Мини», у нее регулировались руль и сиденье по высоте.
Вначале не было задней подвески, потом поставили пару амортизаторов. Весил мокик всего 50 кг и со сложенным рулём входил в багажник автомобиля.

Мини-мокик «Стелла»

Один из наиболее стильных и продвинутых серийных «полтинников» времен СССР. Выпускался с конца 80-х до середины 90-х годов. Мокик оснащался, как отечественным мотором V-501M (с ножным переключением передач) Шауляйского велосипедно-моторного завода «Вайрас», так и различными импортными агрегатами: чехословацкими Jawa, французскими Peugeot и польскими Dezamet.
На фото, рядом с девушкой в купальнике, как раз изображена модификация Stella Babetta с мотором Jawa, отличительной особенностью которого было горизонтальное расположение цилиндра.

Мопед Рига-19С

Шоссейно-кольцевой микромотоцикл Рига-19С был выпущен небольшим тиражом в 1982 году. Несмотря на скромные размеры и небольшую массу (чуть более 60 кг) являлась полноценной гоночной машиной.
Спортивный мопед оснащался высокофорсированным 50-кубовым 2-тактным мотором водяного охлаждения ШК-50 невероятной мощностью 17 л.с. То есть литровая отдача такой установки достигала 340 л.с. на литр рабочего объема!
Двигатель работал в паре с 6-ступенчатой коробкой передач. Благодаря массивному аэродинамическому обтекателю Рига-19С легко развивал скорость свыше 100 км/ч.

Самые популярные модели мотоциклов, произведенных в Великобритании в 50-х годах прошлого столетия

Часть VI

АСЕ мотоциклы пятидесятых

В пятидесятые годы британская промышленность в среднем производила 135 000 двухколёсных транспортных средств. Более 20 марок отечественных мотоциклетных компаний, некоторые из них входили в конгломерат. Одним из таких объединений было Associated Motor Cycles (АМС), базировавшееся в Лондоне. Другим важным игроком являлся большой BSA Group в Уэст-Мидлендс.

Объём производства в 1959 году достиг небывалого максимума 234 300 машин. В этом же году общее количество мотоциклов, мопедов, скутеров, мотоколясок и мотонарт на дорогах Великобритании приблизилось к 1 750 000 единиц. Проходившие в 59-м году правительственные выборы способствовали принятия законов о снижении налогов, что в свою очередь привело к снижению цен на аренду и покупку транспортных средств. И кроме всего прочего, было исключительно длинное и сухое лето.

Появление доступных транспортных средств в значительной степени подхлестнуло потребительский спрос. В течение 1959 года British Motor Corporation (BMC ) выпустило на рынок четырёхколёсные новинки Morris Mini - Minor и Austin Seven . Доступный, достаточно вместительный для своего размера, да ещё очень модный по меркам своего времени, «МИНИ» с самого начала начал отнимать потенциальных клиентов у двухколёсной техники. В этот момент закладывались предпосылки спада спроса на мотоциклы в будущем.

AJS , Matchless "Ajay" и "Matchbox"


Две марки образовывали холдинг Associated Motor Cycles (АМС), образованный в 1937 году. Унифицированные модели, отличавшиеся цветом и эмблемами, выпускались под двумя брендами AJS и Matchless. На продажах негативно сказался отказ АМС предоставлять прессе мотоциклы для дорожных тестов.

Последовав примеру «Триумфа», начиная с 1949 года, в производственной линейке оставались модели с двухцилиндровыми моторами. Одноцилиндровые машины предназначались для экспортных поставок. Модели AJS Model 20 Spring Twin и Matchless G9 Super Clubman с 500-кубовыми двигателями для комфортного передвижения оснащались маятниковой задней подвеской и мягкими сиденьями. Основное отличие двигателей от остальных британских твинов заключалось в наличии дополнительного подшипника посередине коленчатого вала. Средний подшипник создавал ещё одну опору, которая не допускала сгибания вала на высоких оборотах.

В период с 1956 по 1958 годы выпускались большие 600-кубовые твины AJS Model 30 и Matchless G11. Существовало несколько легких спортивных вариантов мотоциклов модели CS (Competition Spring frame) и её дорожная разновидность CSR, но они в основном поставлялись на экспорт. Впервые дорожный мотоцикл G11 CS с двухцилиндровым двигателем прошел необычное испытание. Специалисты из журнала Motor Cycle в течение одного часа гоняли его по спортивного треку со скоростью 160 км/ч. В 1958 году производитель объявил о допустимости эксплуатации мотоциклов с 650-кубовыми двигателями Model 31 и G12 со скоростью 160 км/ч. Практика показала, что коленчатые валы у двигателей с увеличенным объёмом не выдерживают длительной эксплуатации. Поломкам особенно подвержены моторы с массивным ротором генератора на конце вала.

В конце 40-х в начале 50-х годов, одноцилиндровые 350-кубовые Matchless G3L, поставлявшиеся в период с 1941 по 1942 год в больших количествах в армию, получили общее название АСЕ (туз). Модель G3L предшествовала появившимся позднее машинам AJS и Matchless с двигателями 350 и 500 кубических сантиметров, на которых было очень приятно и достаточно быстро ездить, но выполнить «тонну» на них было нереально.

АМС внесло свой вклад в производство немалого количества «четвертушек» в 1958 году. В тот период выпускались синглы AJS Model 14 и Matchless G2. Масса одной машины составляла 148 кг. и она была способна разгоняться до 110 км/ч!

Ariel

Самым известным продуктом завода в Бирмингеме, входившего с 1944 года в BSA Group, литровый 4G Square Four. Название произошло от необычного квадратного расположения двух рядов цилиндров. На протяжении долгих лет тандем из пары параллельных твинов оставался единственным 4-цилиндровым мотоциклом, производимым в Великобритании. Плавные формы силуэта аппарата служили внешне выражением плавного и спокойного характера мотоцикла. Недаром он пользовался неизменной популярностью среди «колясочников». К удивительным способностям двигателя можно отнести его приёмистость. Без коляски мотоцикл на высшей четвёртой передаче мог спокойно разгоняться со скорости 16 км/ч.


Как у всех остальных британцев, у Ariel начальным объёмом были 200 кубических сантиметров. Тяжёлые «шестисотки» предназначались для эксплуатации с боковой коляской. Промежуток заполняли 350 и 500 кубических сантиметров. Последние пользовались наибольшей популярностью среди «каферейсеров».


Самый необычный английский мотоцикл Ariel Leader 250сс появился в 1958 году. Стальной обтекатель с топливным баком внутри полностью закрывал ноги водителя и корпус двигателя. Над верхней частью обтекателя возвышалось ветровое стекло приличного размера. На мотоцикл устанавливались покрышки с «вайтволами», как на модных авто 50-х годов.

В то время новая концепция пошла навстречу идее создания мотоцикла на каждый день, что расходилось с подходами разработки мотоциклов для удовольствия. Молодым гонщикам требовались полуфабрикаты для конструирования собственной идеальной машины, большинство же обычных потребителей хотели получить недорогие и надёжные мотоциклы. Многие городские гонщики с презрением смотрели на скутеры и капотированные мотоциклы, водителей таких транспортных средств они называли «скутеристами» и «маменькиными сынками».

«Лидер» не обладал головокружительным ускорением, зато отлично рулился, хорошо держал дорогу, правда, плохо тормозил и испускал немало дыма своим двухтактным двигателем.

BSA

Компания, основанная в XIX веке в качестве предприятия по производству оружия, стала одним из крупнейших производителей мотоциклов. Завод BSA в годы Второй мировой войны сотнями тысяч производил оружие и мотоциклы. В 1948 году BSA выпустило 50 000 мотоциклов, многие из них были поставлены на экспорт.

В 1946 году появилась на свет новинка A7 Star Twin 500сс с параллельным твином схожей конструкции, как у довоенного Triumph 5T Speed Twin, 1938 года выпуска. С 1951 по 1961 год производилась спортивная версия мотоцикла A7SS Shooting Star, способная разгоняться свыше 145 км/ч.

Специально для экспортных поставок BSA разработало линейку 650-кубомых мотоциклов с параллельным расположением цилиндров. В продаже в 1951 году появился A10 Golden Flash, надёжный и универсальный мотоцикл для эксплуатации с коляской. В середине 50-х у него появилась задняя маятниковая подвеска. Специально для любителей скорости в 1955 году в серию пошли Road Rocket (максимальная скорость 170 км/ч). Производство этой модели завершилось с появлением в 1958 году Super Rocket. Последняя модель производились с 1958 по 1961 год.


В разряд «кафешной» элиты входили BSA Gold Star. Верхневальные, воздушные синглы из легкосплавных материалов объёмом 350 и 500 кубиков производились в небольших количествах специально для ценителей покатушек выходного дня. Возникший спрос на уличных гонщиков Clubmans TT и Thruxton Nine Hour, подтолкнул компанию BSA к форсированию работ по разработке и выпуску в 1956 году модели Clubmans Goldie. Этот бескомпромиссный «уличный хулиган» разгонялся на второй передачи до 140 км/ч. Дорогой как всё новое, с трудным запуском двигателя, шумный как «Иерихонские трубы», «Голди» был идеальным средством выполнения «тонны», пока не появилась «пятисотка» DBD34. Максималка в версии DB32 350сс вплотную приблизилась к отметке 160 км/ч.


Не забыл производитель и о простых гражданах, передвигающихся с невысокой скоростью. На конвейере появились мотоциклы для новичков и езды с пассажиром с объёмом двигателя 250, 320 и 500 кубических сантиметров. Тысячи водителей узнали о Bantam, 125-кубовой копии немецкого DKW RT125. Этот двухтактник выпускался в нескольких версиях с объёмом 150 и 175 кубических сантиметров. Приверженцы больших мотоциклов презирали маленький, дымный и вонючий Beesa Bantam, но это не помешало ему найти пристанище в полумиллионе домов в Великобритании и за рубежом.

Douglas "Duggie"


Марка Bristol в пятидесятые годы специализировалась на производстве двухцилиндровых, оппозитных 350-кубовых машин. Douglas Plus 90, годы производства с 1950 по 1954 год, оправдывал своё «быстрое» имя. На «Дугласе Плюс» устанавливалась торсионная подвеска. В 1955 году его сменил необычный на вид туристический Dragonfly, способный разгоняться до 113 км/ч. Но после трёх лет безуспешных продаж, завод переключился на лицензионный выпуск итальянской Vespa.


Norton

Популярность «Нортонов» связана со спортивными успехами, которых удавалось добиваться в период с начала 30-х до середины 50-х годов. Марку основал в 1902 году энтузиаст Джеймс Нортон, у которого к 1912 году закончились деньги на развитие компании. Краха удалось избежать благодаря автопроизводителю RT Shelley.


Самыми популярными мотоциклами завода в Бирмингеме в середине прошлого столетия были родстеры с параллельными твинами Dominator, в народе известными как Dommies. Первенцем в 1949 году оказался Model 7 500сс с максимальной скоростью 160 км/ч. В след ему с заводских стапелей вышел в 1952 году Dominator 88. Особенностью спортивного «Восемьдесят восьмого» была облегчённая рама, модель предлагалась для спортивных команд. С рамой Featherbed в основном поставлялись на экспорт. Хорошая управляемость и стабильная курсовая устойчивость модели положительно сказывалась в целом на репутации бренда. Появившийся в 1956-м Dominator 99 с двигателем объёмом 600 кубических сантиметров, поднял планку максималки до 160 км/ч.


Редкий довоенный спортивный Norton International с верхневальными, одноцилиндровыми силовыми установками объёмом 350 и 500 кубов, получил новую жизнь. Специально для «Интера» разработали собственную версию рамы Featherbed, которая использовалась в течение последних пяти лет производства вплоть до 1958 года. С демонтированным глушителями «Интернешнл» выжимал «тонну», но при этом большие нагрузки приводили к утечке масла из двигателя.

Конгломерат АМС поглотил «Нортон» в 1952 году. В модельном ряду появились одноцилиндровые Model 50 350 сс и туристические ES2 500сс. Вместе с ними в 1958 году народились двухцилиндровые мотоциклы начального уровня с 250-кубовым моторами. Но Jubilee со своими максимальными 113 км/ч никогда не входил в одному лигу с «Доминаторами».

Panther


Компания P&M, со штаб-квартирой в Йоркшире, известна своими одноцилиндровыми Panther объёмом 600 и 650 кубических сантиметров. Особой популярностью «Партнёры» с колясками пользовались среди торговцев. Запустить низкооборотистый двигатель было не так просто. Поэтому поводу даже существовала расхожая шутка: «Проще завести телеграфный столб!» Менее известным моделями считаются «Пантеры» с двухтактными одноцилиндровыми двигателями объёмом 200 и 250 кубиков.

Royal Enfield

Несмотря на передовые технологии «Энфилды» никогда не пользовались такой популярностью как AMC, BSA, Norton и Triumph. Мотоциклы собирались в Реддич в графстве Вустершир, название было позаимствовано у старой оружейной фабрики Royal Small Arms Factory, располагавшейся в Энфилде, графстве Вустершир. Компания, чей лозунг Made like a Gun goes like a bullet (Собран, как оружие, едет, как пуля), постоянно проводила ресурсные испытания своей техники в ходе длительных международных путешествий. Основным моделями считались одноцилиндровые Bullet 350 и 500 кубических сантиметров, предназначенные для туризма. Инженеры компании уделяли особое внимание разработке традиционных для британцев двухцилиндровых мотоциклов. В 1948 году на «пятисотке» появляется задняя маятниковая подвеска.


К середине пятидесятых годов в тираж выходят большие двухцилиндровые мотоциклы Meteor 700сс (максималка 153 км/ч), а затем Super Meteor с максимальной скорость 180 км/ч. В период с 1958 по 1962 год производились двухкарбюраторные Constellation 700сс. Двухцилиндровые двигатели собирались на подземном заводе, ранее использовавшемся в качестве секретного военного предприятия, располагавшегося в Брэдфорд-на-Эйвоне в графстве Уилтшир.


В индийском Мадрасе (ныне Ченнай) построили завод для производства по лицензии 350-кубовой «Пули» и 175-кубового двухтактника. В настоящее индийское предприятие производит старые, четырёхтактные модели Bullet. Сохранившийся завод входит в большую индустриальную группу Eicher.

S unbeam ‘Beam’


Производились под брендом BSA. Своего апогея достигли в 20-е годы прошлого столетия. Величественный Sunbeam S7 и последовавший за ним Sunbeam S8, представляли собой двухцилиндровые туристические «пятисотки» с пухлыми шинами. Мотоциклы не пользовались коммерческим успехом, производство «С8» прекратилось в 1958 году.


Triumph Trumpet

Холдинг BSA Group приобрёл Triumph в 1951 году. Однако «Триумфовские» машины, выпускаемые на заводе Меридене, расположенном недалеко от Ковентри, сохраняли свою индивидуальность. Большинство из них использовали двухцилиндровый параллельный твин, сконструированный Эдвардом Тёрнером и впервые установленный в 1938 году на Speed Twin. Под чутким руководством Тёрнера компания сосредоточилась на производстве продукции для американского рынка. Поставленная задача по захвату богатого рынка Америки требовала разработки мощных, стильных и в тоже время недорогих мотоциклов. Первые проданные модели пользовались популярностью за свои скоростные качества. Однако, машины, появившиеся в 40-х и 50-х годах, не удовлетворяли полностью требования потребителей. Гоночных команд столь необходимых для обкатки новых технических решений у «Триумф» не было.


Спортивная версия «Тигра 100» с 500-кубовым двигателем получившая название Speed Twin, была перевыпущена после войны. Её заявленная максимальная скорость составляла 160 км/ч. В 1951 году на рынок выходит модель с облегченным двигателем из алюминиевого сплава. В продаже у дилеров появляется специальный набор для тюнинга мотоцикла, предназначенный для американских любителей прокатиться по выходным «с ветерком».

Американские компании продавали мотоциклы с объёмом двигателя 1 200 кубических сантиметров, британские «пятисотки» на их фоне смотрелись мелковатыми. Специально для американцев Тёрнер разработал 650-кубовый мотоцикл, получивший название Thunderbird. Новая модель развивала максимальную скорость до 160 км/ч. Продажи подскочили вверх. Заокеанские гонщики стали всерьёз воспринимать «Триумф».


Управляемость мотоцикла улучшилась с появлением в 1954 году маятниковой подвески. Следующая модель получила название Tiger 110 650сс. Журнал Motor Cycling сообщил о достижении отметки в 190 км/ч, правда, со специально установленными спортивными распределительными валами. Поклонники скорости по достоинству оценили мощные подхваты и громкий звук проворного «Топ Ten».


В 1956 году на соленом озере Бонневилль, расположенном в штате Юта, состоялось знаковое событие для «Триумф», спортивный снаряд с 650-кубовым двигателем от Thunderbird смог развить скорость в 345 км/ч. Продукция «Триумф» получила широкую огласку. В 59-м произошла путаница в названиях, «Т110» стали называть Bonneville с индексом «Т120», указывавший на максимальную скорость. Триумфовский Bonnie вошел в историю как самый знаменитый «зажигатель дорог».


Выпускавшийся в период с 1957 по 1966 год Triumph Twenty One 350сс стал своеобразной вехой в производстве мотоциклов - впервые коробка передач оказалась в одном блоке с двигателем. Но негативным образом на популярности модели сказалась форма металлической защиты от грязи, получившей название «ванна» или «юбка». Неспортивно выглядевший мотоцикл мог разгоняться до 120 км/ч. Модель Tiger 100A 600сс производили с 1959 по 1961 год.


Velocette "Velo"


Прогрессивный и успешный завод, в 30-е годы производивший гоночную продукцию, Veloce Ltd., располагался в Бирмингеме. После войны «Велоссете» разработал «мотоцикл для всех». Ровный и почти бесшумный LE twin с защитой и подножками для ног, с непростым запуском двигателем снискал популярность среди городских полицейских и в странах с невысокими скоростями.


Окрашенные в черную эмаль послевоенные Velocette считались мотоциклами для степенных людей, исключением были Viper 350 сс и Venom 500сс, появившиеся в середине 50-х годов.

Vincent ‘ V in or Vinny

Мотоциклы, собранные небольшими партиями на заводе Vincent HRD в Стивенейдж, обладали сильной харизмой. Свою работу компания начала под руководством Филиппа Винсента, начавшего карьеру под руководством австрийского инженера Фила Ирвинга, проектировавшего продукты для изыскательных райдеров. Слишком дорогой для обычного пользователя «Винсент» выделялся из толпы. Послевоенная линия мотоциклов с V-образными, литровыми двигателями, началась с серии Rapide Series В. Основными особенностями этих машин были отлитые из алюминия двигатели и сблокированная с двигателем в общем картере коробка передач. Заводские инженеры не использовали обычную трубчатую раму, краеугольным камнем всей конструкции была силовая установка, выступавшая в качестве опоры для всего шасси. Задняя консольная подвеска явилась предтечей моноамортизаторной системы, получившей распространение в 70-е годы. Но фронтальная вилка Girdraulic смотрелась архаичной рядом с появившимися передними «телескопами».


За исключением некоторых экспортных машин фирменным цветом считался чёрный. Выпускавшаяся в период с 1948 по 1955 год «Черная тень» окрашивалась полностью в черной цвет, включая двигатель. Крейсерская скорость «Тени» составляла 145-160 км/ч, максимальная скорость - 201 км/ч! Ничего, за исключением, нескольких гоночных машин того времени, не могло сравниться с Black Shadow.

«Винсенты» отличались по своим ездовым качествам. Уменьшенные в объёме мотоциклы были послушными и экономичными машинами, но их недостатком оказалось пассажирское сиденье, нещадно терзавшее на кочках заднюю точку опоры пассажира.


Явившийся на свет в 55-м Black Prince имел зафиксированное сиденье и молдинги по всему кузову, лобовое стекло и защиту ног от атмосферных осадков. Обладая мрачным видом он был отобран в качестве полицейского транспортного средства, а также принял в 1984 году участие в съёмках кинофильма по роману Джорджа Оруэлла. «Кафешные гонщики» не ценили по достоинству эту модель, признание к ней пришло спустя 10 лет.


Банкротство Vincent произошло в 1955 году, но «Черная тень» никогда не утрачивала своего священного статуса. Причудливый дизайн большого V-твина называли «разработанным инженерами для инженеров». Компания производила одноцилиндровые «пятисотки» развивавшие 145 км/ч, и это в период повального увлечения параллельными двухцилиндровыми мотоциклами.

В 50-е годы получили большое распространение двухтактные 250-кубовые британские двухколёсные легковушки. К этому классу относятся построенные АМС Francis-Barnett или James, плюс Cotton, DMW, Dot, Excelsior, Norman и Sun. В небольшом количестве импортировались итальянские машины, но из-за высокой стоимости большого распространения они не получили.

Магистраль юности

5 декабря 1958 года премьер-министр Великобритании Гарольд Макмиллан проехал 13,5 км. по участку первой в Великобритании автострады Престон-Байпасс, ознаменовав тем самым её открытие для автомобильного движения. Позже это автодорога стала частью М6.


Строительство высокоскорост ных автодорог планировалось начать в 30-х годах, когда Германия начала строительство автобанов, Италия строила автострады, а в США полным ходом прокладывали хайвэи.

Первый запланированный участок М1 длинною 108 км., ставший частью автомагистрали Лондон-Йоркшир, проходивший между Берригрув (Джекшен 5) недалеко от кафе Busy Bee, расположенном недалеко от Уотфорда в Нортгемптоншире, открыли в 1959 году.

В соответствии с существовавшими в тот момент правилами предельно допустимой скоростью считалась 115 км/ч, но на новых автомагистралях максимальная скорость не лимитировалась. По свидетельству современников, когда министр транспорта Эрнест Марплз увидел несущиеся по М1 на большой скорости автомобили, он воскликнул: «О Боже! Что я наделал?»


Новая магистраль М1 идеально подходила не только для мотоциклистов, решивших выполнить «тонну», но и для гоночных заездов между спортивными мотоциклами и машинами. Мотоциклетные заводы в Мидлендс, среди них такие как «Триумф» и «Нортон», решили использовать М1 для демонстрации скоростных возможностей выпускаемых им двухколёсных машин и оценки новых шин.

Прокладывание дороги на север в Лидс проходило поэтапно. Параллельно с этим шло строительство и южной оконечности магистрали. В мае 1967 года состоялось соединение М1 с «Великой северной дорогой» в районе Милл-Хилл, что примерно в 8 километрах от «АСЕ КАФЕ». Правда, к тому времени на несколько месяцев национальное законодательство ограничило 115 км/ч скорость движения и по магистралям и дорогам с двусторонним движением.

Перевод Игоря Кузина

koreada.ru - Про автомобили - Информационный портал