Когда следует менять масло в двигателе. Когда надо менять масло в двигателе. Когда своевременная замена масла в двигателе автомобиля особенно необходима

Моторное масло защищает двигатель от перегрева и коррозии, замедляет износ трущихся деталей и нейтрализует действие вредных продуктов неполного сгорания топлива – нагара и сажи. В процессе эксплуатации автомобиля масло теряет полезные свойства и требует периодической замены.

Как изменяются характеристики моторного масла по мере старения?

1.Потеря исходной вязкости.

  • Увеличение вязкости происходит из-за накопления в нем сажи и нагара, и по мере испарения легких углеводородных фракций, содержащихся в свежем масле.
  • Если вязкость меньше нормы, то в масло попало топливо или вода.

2. Нарушение термостойкости масла. Старое масло легко перегревается, что приводит к интенсивному образованию твердого осадка (кокса) и ускоряет износ деталей двигателя, вызывая их поломку.

3.Снижение температуры вспышки. Попадание летучих фракций топлива в масло приводит к снижению температуры вспышки.

4.Ухудшение защитных и моющих свойств масла, препятствующих износу и коррозии деталей двигателя. Причиной может быть попадание в масло антифриза из системы охлаждения двигателя, избыточного количества продуктов разложения присадок, частичек пыли и грязи.

5.Нарушение прочности масляной пленки.

6.Снижение щелочного числа (окисление масла).

Важно! Любое моторное масло имеет щелочной показатель Total Base Number и набор присадок. Чем выше показатель TBN, тем дольше срок службы масла.

7.Потеря текучести. Моторное масло сворачивается по причине перегрева. Причина – большие нагрузки на двигатель, плохая вентиляция картера, недостаточный обдув масляного радиатора, уровень масла в картере ниже минимально допустимого, неисправности в системе охлаждения.

Важно! Чем дольше моторное масло сохраняет свои характеристики, тем больше моторесурс двигателя.

Как часто требуется замена масла в двигателе?

Устоявшееся мнение, что масло в двигателе необходимо менять через 10–15 тысяч км пробега, но не реже одного раза в год, верное отчасти. При определении реального промежутка времени до замены масла необходимо учитывать:

1.Марку и фирму производителя масла, заливаемого в двигатель.

Какое бывает моторное масло:

  • Синтетические масла.

Достоинства:

Термостойкость. Превышение температуры масла при плохой работе системы охлаждения на 10⁰Cв течение получаса вызывает образование кокса и нагара, полимеризацию, а также разрушает присадки, добавленные в масло. Синтетические масла при нагревании практически не теряют вязкости. При этом синтетика сохраняет моющие и диспергирующие, антиокислительные и антикоррозийные свойства до очередной замены масла. Недостаток – высокая стоимость по сравнению с другими моторными маслами.

  • Полусинтетические.

Уступают синтетическим маслам, так как являются смесью базового масла высокого качества (50 – 70%) и минерального масла (30 – 50%) с добавлением всевозможных присадок. Например, если минеральное масло теряет текучесть зимой при температуре – 35⁰С, то полусинтетическое заливают в двигатель автомобиля, эксплуатирующегося в менее суровых условиях – при температуре не более минус 20⁰C. Полусинтетика пользуется популярностью у автолюбителей, так как технические характеристики хоть и хуже, чем у синтетических масел, но стоимость, в зависимости от марки, в несколько раз меньше.

  • Синтетические масла на основе ПАО.

ПАО – полностью синтетическое масло, получаемое путем синтеза полиальфаолефинов. Достоинства: стойкость к окислению при температурных перегрузках и улучшенные антифрикционные свойства, снижающие расход топлива, сделали это масло популярным у автогонщиков и любителей быстрой и агрессивной езды.

  • Гидрокрекинговые масла.

Если ПАО синтетика изготавливается из газа, то масло HC–синтетика получается из тяжелых нефтепродуктов. Масло, произведенное по гидрокрекинговой технологии дешевле ПАО на 20–30%, и практически не уступает ни в чем по техническим характеристикам, кроме термостабильности. У ПАО синтетики устойчивость к температурным перегрузкам в два раза лучше, а временной интервал замены масла длиннее.

  • Эстеровые масла.

Изготавливаются на основе эфиров. Главное достоинство – при холодном пуске двигателя исключается сухое трение деталей двигателя за счет присутствия постоянной масляной пленки, которая выдерживает нагрузку 22 тыс. кг/см². Для сравнения масляная пленка ПАО синтетики держит ударную нагрузку – 6500 кг/см². Недостаток эстеров– это одно из самых дорогих видов масла.

  • Полигликолиевые масла.

На 70% это смесь ПАО и эстеров, в которую добавлен полиэфир ПАГ (полиалкиленгликоль). Самое «чистое» масло, обладающее отличными показателями при запуске двигателя в зимние холода. Вязкость такого масла 180 единиц. Длительное время не теряет своих свойств и поэтому его называют «маслом для ленивых», так как масло ПАГ имеет самый большой моторесурс.

2.Условия эксплуатации. Скорость старения масла зависит от характера поездок. Тяжелые условия эксплуатации это вождение автомобиля в городских условиях в рваном ритме, когда поездка чередуется с длительными стояниями в пробках и форсированном режиме на свободных участках. Но и поездки на междугородних трассах на предельных скоростях также негативно сказываются на ресурсе масла.

3.Особенности собственного автомобиля. Большинство автомобильных концернов не советуют менять рекомендованную для данного автомобиля марку масла. Переход на другое масло может привести к непредсказуемым последствиям. Если же владелец авто решился на такой шаг, то при выборе масла требуется проконсультироваться со специалистами.

4.Денежный фактор. Сравнить моторные масла по цене (примерной, естественно) поможет таблица.

Как заменить масло в двигателе?

Масло меняется в автоцентрах дилера или на станциях технического обслуживания. Для желающих сделать это самостоятельно, но не имеющих навыка, рекомендуется посмотреть видеоролик.

  • В автомобили, находящиеся на гарантийном обслуживании, заливают масло той марки и в сроки, которые указаны в сервисной книжке.
  • Обычный интервал замены масла 10 тысяч км пробега. С учетом условий эксплуатации, манеры вождения, особенностей автомобиля, периодичность замены может быть сокращена до 5–8 тысяч км или увеличена до 15 000 км.
  • Использование масла с увеличенным ресурсом до 20–30 тысяч км требует согласования с заводом изготовителем.
  • Вместе с заменой масла меняется и фильтр. Если двигатель после капитального ремонта, то через 3 тысячи км пробега меняется только масляный фильтр.

Итог

Замену масла лучше доверить профессионалу – ошибка может вам стоить поломки всего двигателя. Если же воспользоваться услугами сервиса нет возможности, старайтесь как можно точнее выбрать масло и подойти к процедуре замены максимально ответственно.

Вечмобиль будет работать, не требуя смены масла.

Клиффорд Саймак. Кольцо вокруг Солнца

Зачем его менять?

Теперь - немножко арифметики. Предположим, инструкция к автомобилю предписывает заменять масло не реже чем каждые 15 000 км. При средней скорости 50 км/ч это соответствует 300 часам. Если принять эту величину за ориентир, то и при меньшей средней скорости можно менять масло через те же 300 моточасов, хотя пробег при этом будет меньше.

Вообще-то, есть и четвертый способ. Многие читатели утверждают, что следует ориентироваться по количеству сожженного . Грубо говоря, спалил тысячу литров топлива - готовься менять масло.

Но такой способ годится только для педантов, у которых хватает терпения собирать топливные чеки, а затем суммировать сожженные литры.

Кроме того, подобным способом сложно сравнивать, например, трехцилиндровый Matiz и полноразмерный американский внедорожник с «восьмеркой» под капотом. Поэтому при выборе такого алгоритма нужно отталкиваться от некоего среднего для машины расхода с учетом ее класса, чтобы вести собственную «бухгалтерию».

И последнее. В отдельных случаях толчком к немедленной замене масла может послужить его . Скажем, если на моторном щупе висит устрашающая капля, похожая на гудрон, или, напротив, масло по консистенции стало напоминать воду, то раздумывать некогда. Понятно, что для мониторинга придется время от времени лазить под капот, но… Но мы считаем, что это не самая плохая привычка.

Фото: depositphotos.com и «За рулем»

При определении интервалов смены моторного масла руководствуемся мануалом.

Интервал смены моторного масла всегда оговаривается производителем Вашего автомобиля в мануале (manual) либо в сервисном бюллетени (Service bulletin). Как правило, производитель указывает интервал смены моторного масла в километрах (либо в милях). Так же существуют ограничения во временном периоде — 3 месяца -6 месяцев — 1 год. Машина может стоять в гараже всю зиму и не выезжать на дороги, а масло в двигателе, все равно потеряет свои первоначальные свойства — именно поэтому, производители ввели и временное ограничение. Нельзя делать вывод «я накатываю по пробегу очень мало, поэтому буду менять масло раз в 2 года».

Решать самим, с какой частотой Вам менять масло, не основываясь на рекомендациях производителя — не правильно! Только производитель Вашего автомобиля, который спроектировал и создал Ваш автомобиль, лучше знает с каким интервалом смены нужно менять масло! Мануал автомобиля — это своего рода библия, принимая решения нужно всегда оглядываться на этот документ. Помните, Ваш автомобиль спроектировали и создали тысячи инженеров и специалистов, они уже за нас все просчитали и испытали — не нужно считать себя умнее отделения VW или Toyota и изобретать велосипед. Нужно максимально придерживаться рекомендаций производителя!

На производителя надейся, а сам не плошай…

Но и производителя нужно уметь трактовать правильно! В последнее время производители стали увеличивать межсервисные интервалы смены моторного масла. В угоду экономии, экологии, ограничивающих законодательных актов некоторых стран, интервалы замены масла заметно выросли 30 000км, 50 000км итд.

Существуют специальные «долго-живучие» масла для увеличенных межсервисных интервалов замены масла «LongLife». Но такие масла можно лить с удлиненными интервалами смены только в двигателя, которые для этого подходят! Нельзя делать вывод «Если я в ВАЗ Калину залью масло Longlife, значит можно не менять масло 30 000км.» Двигатель Калины убьет такое масло гораздо быстрее!

Увеличенные интервалы замены масла актуальны, для стран с «мягким» климатом, с хорошим качеством топлива, с чистыми дорогами, качественными маслами, своевременным обслуживанием. В тяжелых условиях эксплуатации автомобиля — такие затянутые интервалы смены, могут привести к преждевременному старению моторного масла и износу двигателя!

Например, когда вы в -30C пытаетесь запустить двигатель, заливаете бензином картер и в итоге не заводитесь, масло разжижается, под воздействием бензина теряет свои свойства, и этого производитель не учитывает. Вы можете откатать на таком испорченном масле 30 000км и потом гадать, откуда износ.

Пример: В списке одобренных масел Longlife-04 BMW пишет:

Использование масел Longlife-04 в бензиновых двигателях допускается только в странах Европы (EC плюс Швейцария, Норвегия и Лихтенштейн). За пределами этого региона их использование запрещено из-за зачастую сомнительного качества топлива.

Ссылка на официальный документ: BMW Longlife-04 approved oils . То есть для российских условий эти масла с учетом удлиненных интервалов смены не подходят!

Что такое тяжелые условия эксплуатации?

К тяжелым условиям эксплуатации относятся:

  1. Плохое качество топлива. Топливо никогда не сгорает полностью. При сгорании топлива в двигателе образуются продукты сгорания — зола, сажа, смолы, сера итд. На внутренних стенках двигателя образуются отложения — нагар, шлам, лак итд. Чем хуже качество топлива, тем больше отложений и нежелательных продуктов сгорания. Моторное масло быстрее вырабатывает свой ресурс ! Российская нефть уже изначально считается менее качественной ввиду высокого содержания серы, а также тяжёлых и циклических углеводородов. К этому нужно добавить особенности «русского бизнеса» и отсутствия жесткого контроля над производством и продажей топлива. Качество топлива постоянно скачет от заправки к заправке. Производство бензина из 76го в 92й путем добавления присадок. Конденсат воды, песок, грязь в резервуарах для хранения и перевозки итд. Все это влияет на ресурс моторного масла! Поэтому, хоть как то сберечься от этих негативных факторов, можно только путем заправки на проверенных АЗС и частыми интервалами смены масла ! Именно частые смены масла помогают вынести нежелательные продукты из двигателя, нейтрализовать серу от сгоревшего топлива, замедлить окислительные процессы итд. Никакое «супер-живучее» масло «LongLife» или ПАО-синтетика с длинными интервалами смены не сможет чудесным способом удалить все это из двигателя.
  2. Поездки на недалекие расстояния . При коротких поездках на недалекие расстояния, двигатель не успевает прогреваться. Моторное масло не успевает нагреться до рабочей температуры. Присадки, нейтрализующие продукты сгорания топлива работают медленнее по причине замедления химических процессов в не прогретом двигателе. Образуются низкотемпературные отложения, забивающие фильтрующие элементы и ухудшающие циркуляцию масла по системе смазки. Эксплуатация двигателя в режиме «запустил — проехал 5км — заглушил» приводит к превращению конденсата образовавшегося на внутренних стенках в воду. Вода в масле приводит к обводнению масла — преждевременному «старению» моторного масла.
  3. Пыльные дороги, или дороги которые подвергаются обработке средствами от гололеда. Воздушный фильтр улавливает не все частицы пыли — небольшое количество все равно попадает в двигатель. Так же не редки случаи, когда в двигатель попадает не фильтрованный воздух, через фильтр плохого качества, нештатный подсос воздуха (треснул воздушный шланг, задубела прокладка) итд. При эксплуатации двигателя в пыльных условиях частицы пыли, накапливающиеся в процессе эксплуатации двигателя, вызывают абразивный износ деталей и снижают противоизносные свойства масла. Говоря простым языком, пыль и песок попадают в цилиндропоршневую группу и ничего хорошего, понятно это не приносит.
  4. Пробки, длительные поездки на низких скоростях, длительный «простой» на холостом ходу. Постоянные разгоны и торможения в пробках, больше всего нагружают двигатель, масло срабатывается быстрее. На холостом ходу (ХХ) давление масла в системе, в разы ниже, чем на полном ходу — масло поступает к узлам двигателя, не так хорошо, как это происходит на полном ходу по трассе. Тоже происходит при длительных поездках на низкой скорости. Например, по грунтовой дороге «где особо не разгонишься». Нагрузка на двигатель большая, а моторное масло поступает не обильно. Двигатель на холостых оборотах (ХХ) плохо омывается маслом, вследствие чего опять же могут залегать кольца, скапливаться отложения на стенках двигателя. Владелец автомобиля в это время спокойно смотрит на одометр, где заветные 15000 км еще не наступили и убеждает себя что «все нормально!».
  5. Эксплуатация в условиях экстремально высоких или экстремально низких температур окружающего воздуха. При эксплуатации автомобиля в летнюю жару двигатель подвергается высоким температурам, масло нагревается в связи с чем масляная пленка становиться тоньше, коэффициент трения растет, возможен разрыв масляной пленки на поверхности пар трения. Если прибавить к этому буксировку прицепа, да еще высокие скорости по трассе — получается очень жесткий режим. Вспомните себя, в поездке на Юг, в период отпусков — загрузимся всей семьей, подцепим прицеп и «шпарим» на высоких скоростях по трассе — быстрей бы доехать до моря/или обратно домой. Это как раз тот случай! Высокая температура воздуха так же ускоряет окислительные процессы в двигателе и влияет на выработку ресурса моторного масла. Эксплуатация двигателя при низких температурах так же влияет на срок службы моторного масла! Попытки запустить двигатель в мороз, часто приводят к тому, что двигатель не запущен, а топливо в это время поступало. Оседая в картере топливо, попадает в моторное масло и разжижает его. Впоследствии топливо, конечно сгорает и испаряется, но масло уже испорчено и чудесным способом, до свежего состояния, восстановиться не может. Зимой мы часто прогреваем двигатель, прежде чем начать движение, но длительные простои на холостом ходу (ХХ) опять же не полезны моторному маслу. Двигатель работает — а машина километраж не «наматывает», между тем мы меняем масло по километражу!
  6. Буксировка прицепа, перевозка тяжелых грузов в багажнике, эксплуатация автомобиля в горной местности. Это не секрет, в тяжело-нагруженной технике масло вырабатывает свой ресурс намного быстрее. Если вы будете своей машиной корчевать пни на даче — вы износите мотор в десятки раз быстрее, чем при обычной эксплуатации. Чем больше нагружен двигатель, тем быстрее в нем изнашивается и масло. Эксплуатация автомобиля в горной местности, где часты подъемы-спуски, так же серьезно сказывается на сокращении ресурса моторного масла.

Принято считать, что в России тяжелые условия эксплуатации! На нашем ресурсе сайт не раз видели примеры и подтверждения тому, что японцы в Японии, европейцы в Европе, американцы в США — считают свои «тепличные» условия эксплуатации — тяжелыми и сокращают интервалы смены вдвое! Тогда какие же условия эксплуатации у нас в России?

Бортовой компьютер как ориентир сроков замены масла.

В современных автомобилях бортовой компьютер на основе полученных данных сам сигнализирует, когда менять масло. Межсервисный интервал (пробег до следующего технического обслуживания) рассчитывается по пройденному расстоянию за определенный период времени, израсходованному при этом топливу и изменению температуры за тот же период. Собираются данные с различных датчиков в автомобиле, датчик оборота коленчатого вала, датчик температуры масла, пройденное расстояние с тахометра, расход топлива итд. На основе этих данных блок управления рассчитывает оставшийся пробег до технического обслуживания и сигнализирует о необходимом межсервисном интервале на табло.

Рис 2. Пример как рассчитывается межсервисный интервал в автомобилях Шкода (Skoda):


Рис 3. В зависимости от полученных данных бортовой компьютер может выдать различные варианты:

Но нужно понимать что бортовой компьютер это всего лишь машина , которая не учитывает множество факторов, и создал ее производитель, который всех факторов тоже не может учитывать! Поэтому Вы не сделаете хуже, если будете менять масло чаще — Вы сделаете только лучше!

Так все-таки, какой интервал смены моторного масла выбрать?

Выделим основные моменты при выборе интервала смены моторного масла.

  1. Смотрим мануал производителя . Именно мануал, а не переводы сторонних российских изданий взятые не понятно откуда! В мануале находим табличку с интервалами смены, и строки «при тяжелых условиях эксплуатации рекомендуем сократить интервал смены вдвое». Иногда в мануале ничего нет про пробег. Ищем официальные технические документы, обычно они на английском языке. Обязательно руководствуемся официальными рекомендациями производителя Вашего автомобиля!
  2. Определяем свои условия эксплуатации. В большинстве случаев, если вы живете в России, у Вас именно тяжелые условия эксплуатации! Но бывают исключения! Например: Вы живете в тихом, провинциальном городке, где полное отсутствие пробок. Умеренный климат, температура летом не более +30С, зимой морозов не бывает. Автомобиль эксплуатируется ежедневно и проезжает не менее 20-30км после запуска. Автомобиль не стоит на холостом ходу ХХ по 20-30 минут (Вы не пользуетесь функцией автозапуска своей сигнализации — да это тоже вредно!). Топливо заправляете на одной заправке, знаете точно, что оно хорошей очистки, с малым содержанием серы. Топливо поставляется напрямую с нефтеперерабатывающего завода, все документы в порядке (и вообще это заправка Вашего родственника 🙂). Местность равнинная, не пыльная, дороги асфальтированные (потому что недавно к вам в город приезжал президент 🙂). В этих случаях можете не укорачивать интервал смены и считать что у Вас нормальные условия эксплуатации! Во всех других случаях, считать свои условия эксплуатации — тяжелыми!
  3. Какое масло вы заливаете? Если вы льете минеральное масло, оно живет меньше — на это нужно делать скидки. Тоже относится к «синтетическим» маслам на базе гидрокрекинга (VHVI, Group III). Если вы льете настоящую синтетику ПАО/Эстеры — они живут дольше минеральных масел и гидрокрекинговых — но не обольщайтесь! В моторном масле, помимо базового масла, присутствует пакет присадок, которые срабатываются, не зависимо, в синтетике они растворены, или в минералке. Если у вас тяжелые условия эксплуатации, нужно обращать внимание на характеристики моторного масла. На маслах с низким щелочным числом (например TBN = 5-6), а так же на плохом высокосернистом топливе — ездить с длинными интервалами смены — не желательно!
  4. Какой у Вас двигатель? Если двигатель Вашего автомобиля оснащен турбиной — масло быстрее вырабатывает свой ресурс, нежели в простом атмосферном двигателе. Встречаются производители, которые рекомендуют в тяжелых условиях, для турбо-двигателей период смены — 2500км!

Пример 1: Попробуем определиться с интервалом смены на toyota camry 2008 года выпуска.
Находим официальный документ Toyota :, ниже мелким текстом написано «При тяжелых условиях эксплуатации сократить интервал смены в двое». Делим 14000/2=7000км. Окончательный выбор: Интервал смены 7000км.

Что говорят производители моторных масел?

Производители моторных масел, по поводу интервалов смены, почти всегда поддерживают солидарность с автопроизводителями. Почти везде говорится «Обратитесь к руководству по эксплуатации вашего автомобиля.» Но бывают ответы специалистов в виде советов. В своих ответах, производители моторных масел, почти всегда опираются на рекомендации автопроизводителей!

В заключение статьи хочется процитировать FAQ , очень известного и популярного на западе, производителя моторных масел — Valvoline.

Вопрос: Нужно ли мне сокращать интервал смены масла до 3000 миль (около 5000км)?
Ответ: Valvoline рекомендует менять масло каждые 3000 миль (около 5000км). Большинство автолюбителей (более 80% водителей, согласно исследованию в штате Калифорния) эксплуатируют автомобиль в тяжелых условиях эксплуатации (режим старт-стоп, поездки на недалекие расстояния, буксировки, очень высокие или очень низкие температуры воздуха итд.) Автопроизводители рекомендуют сокращать интервалы смены в тяжелых условиях эксплуатации, в большинстве рекомендаций 3750 миль или меньше, а 3000 миль (около 5000км) является наиболее распространенной рекомендацией. Моторное масло и масляные фильтра имеют меньший срок службы в тяжелых условиях эксплуатации, за счет увеличения количества загрязнений. Таким образом, замена масла и фильтра каждые 3000 миль (около 5000км) является лучшим способом для обеспечения здорового двигателя.

Можно подписаться под каждым словом! Именно частые интервалы смены моторного масла — 5000км, обезопасят Вас от накопления отложений в двигателе, от негативного воздействия топлива плохого качества, от жестких режимов эксплуатации автомобиля, итд. Укороченные интервалы смены моторного масла, один из самых действенных способов содержать двигатель в отличном состоянии! С интервалами смены 5000км, двигатель автомобиля будет служить верой и правдой много лет!

Каждый владелец автомобиля знает: чтобы машина работала полноценно, периодически ее системам необходимо техобслуживание.

В первую очередь осуществляется замена старого, отработанного масла. Эта процедура требует придерживаться определенной периодичности. Как часто менять масло в двигателе автомобиля, должен знать каждый водитель. Внимательное отношение к мотору значительно продлевает эксплуатацию всей системы.

Лучше периодически менять масло, чем ремонтировать или приобретать новый двигатель. Это одна из самых недешевых систем автомобиля. Когда и как менять моторное масло? Ответ найти помогут советы опытных автомехаников.

Зачем менять масло?

Чтобы понять, через сколько менять масло в двигателе, необходимо вникнуть в вопрос о том, зачем это вообще нужно. Смазочные материалы для мотора выполняют ряд важных функций. В первую очередь они защищают подвижные элементы от механического разрушения, истирания.

В процессе работы двигателя на его деталях образуется нагар, скапливается грязь. Качественное моторное масло собирает частицы копоти и удерживает их в подвешенном состоянии. Это позволяет облегчить работу механизмов мотора.

Если долго не менять масло в двигателе, загрязнения накапливаются в смазке, начинают оседать на рабочих поверхностях механизмов. Это затрудняет функционирование системы, вызывает разрушение деталей.

Еще одним важным назначением расходных материалов является защита всех механических элементов системы от коррозии. Без качественной смазки двигатель не сможет работать долго и полноценно.

Виды масла

Существуют различные виды смазочных веществ для мотора. Для каждого автомобиля их необходимо правильно подбирать. Каждый производитель тестирует работу механизма мотора. В результате исследований делают выводы о наиболее подходящем виде расходных материалов.

Замена масла в двигателе автомобиля может производиться при помощи средств, изготовленных на основе минерального, синтетического и полусинтетического вещества. Также в состав расходных материалов входят особые присадки. Минеральное масло более дешевое. Его применяют водители авто, двигатель которых имеет большой пробег.

Для новых моторов производители допускают применение синтетических или полусинтетических средств. Они более текучие и обладают ярко выраженными моющими свойствами. Такие средства требуют замены не так часто, как минеральные разновидности. Вещества на синтетической основе способны защитить механизм гораздо качественнее.

Частота замены

Чтобы понять, через сколько менять масло в двигателе, необходимо в первую очередь заглянуть в инструкцию по эксплуатации. В ней прописано, что менять расходный материал для мотора необходимо через каждые 10-14 тыс. км.

Однако этот показатель является усредненным. На него влияют нагрузки, которым подвергается двигатель при работе. Например, стоя в пробках, мотор плохо охлаждается. Расходный материал в этих условиях стареет гораздо быстрее. Разница при этом действительно колоссальная. В этом случае масло придется поменять гораздо раньше.

Если машина ездит в основном по трассе со скоростью 100-130 км/ч, система охлаждается полноценно. Это уменьшает тепловую нагрузку на мотор и, соответственно, масло. Это позволяет произвести замену расходного материала позже.

Идеальным для работы мотора является езда на средней скорости, а также небольшое количество времени работы на холостом ходу (после того как двигатель прогрелся).

Тяжелые условия эксплуатации

Чтобы разобраться в том, через сколько километров менять масло в двигателе, необходимо узнать, что считается тяжелыми условиями эксплуатации мотора. Если они имеют место, расходный материал потребуется поменять раньше, чем через 10-14 тыс. км.

К неблагоприятным факторам, повышающим нагрузки на двигатель и масло в нем, следует отнести экстремальные температуры окружающей среды. Сильный мороз или, наоборот, жара, а также колебания уровня нагрева воздуха считаются неблагоприятными факторами. Также влажный климат или высокая запыленность могут стать причиной скорой необходимости замены масла.

Если автомобиль перевозит тяжести (в багажнике или на прицепе), расходный материал деградирует быстрее. Условия дорог большого города, частое стояние в пробках также приравниваются к неблагоприятным факторам. При их наличии указанный в инструкции показатель частоты замены смазки мотора уменьшается на 25-30%.

Влияние типа масла на частоту замены

Разобравшись в том, зачем менять масло в двигателе, необходимо учесть еще один момент. В силу того что сегодня на рынке расходных материалов представлены самые разные средства, продолжительность их эксплуатации также отличается.

Минеральные разновидности требуют замены гораздо чаще. Иначе они сильно засоряют мотор продуктами сгорания.

Полусинтетика отличается от них большей стабильностью основы. Для ее усовершенствования подобные средства снабжаются довольно многими присадками. Несмотря на это, представленные средства деградируют быстро. Полусинтетика хорошего качества может соответствовать стандартным интервалам замены - 10-12 тыс. км. Но двигатель при этом должен работать без больших нагрузок.

Синтетика также бывает разной. Гидрокрекинговые виды недалеко ушли от полусинтетики. Чаще применяются масла на полиальфаолефиновой основе, а также эстеровые материалы. Самыми прогрессивными и дорогими являются синтетические полигликолевые смазки. Срок их эксплуатации гораздо больше, чем у других средств.

Самостоятельная замена масла

Чтобы произвести техобслуживание самостоятельно, необходимо знать порядок замены масла в двигателе. Если все действия произвести своими руками, можно сэкономить финансовые ресурсы.

Для этого необходимо выделить достаточное количество времени, особенно если эту процедуру приходится делать впервые. Необходимо выбрать удачное место, где никто не будет мешать, и где машина не станет никому преградой.

Если поблизости нет специально обустроенного места (с ямой или подъемником), можно подыскать особый тип ландшафта. Это может быть кочка или возвышенность. Подойдет также и ямка.

Все действия лучше выполнять в сухую погоду. Машину обязательно нужно поставить на ручник. Очень важно, чтобы она не скатилась в процессе обслуживания двигателя. Можно даже подпереть колеса деревянными брусками или кирпичами.

Слив отработки

Далее необходимо рассмотреть, как правильно менять масло в двигателе. В зависимости от расположения крышки сливного бака, необходимо правильно приподнять домкратом машину. От правильного выбора колеса для поднятия зависит комфорт при работе.

Далее следует залезть под машину, отвернуть пробку бака. Под него подставляется тара. Отработка будет горячей, поэтому процедуру проводят аккуратно и в перчатках. Если жидкость попадет на руку, ее следует вытереть заранее подготовленной тряпкой.

Для тары лучше всего подходит тазик. Также стоит подготовить пластиковую бутылку емкостью 5 л. В нее можно будет слить отработку. Ее необходимо сдавать для утилизации в пункт приема фирмы-производителя. В гаражных кооперативах также принимают отработку.

Перед сливом старого масла двигатель нужно хорошо прогреть. Можно просто проехать около 5 км на машине. Смазка станет более текучей, а взвесь частичек грязи перемешается, уберется с деталей мотора. В разогретом виде больше отработки удастся слить из мотора.

Замена фильтра

Рассматривая процедуру того, как правильно менять масло в двигателе, следует изучить технологию замены масляного фильтра. Пока смесь стекает в подготовленную тару, можно переходить на следующий этап работы.

Нужно выкрутить старый фильтр. Для снятия очистителя не потребуется специальный инструмент. Фильтр откручивается вручную. Если же очиститель прикипел к своему посадочному месту, применяют специальный съёмник. Существуют разные виды этого инструмента. При желании его можно изготовить самостоятельно по шаблону покупного.

Когда съемник сорвет фильтр с места, его откручивают рукой. Если очиститель был установлен вниз горловиной, из него может потечь старое масло. Его нужно вытереть тряпкой. Фильтр подлежит утилизации. Его нельзя промыть и снова ставить в двигатель. Обязательно приобретается новый фильтр.

Нужно ли масло при установке фильтра?

Изучая, каким образом и как часто менять масло в двигателе, следует учесть несколько нюансов. Фильтр при замене не требует дополнительной смазки в 99% случаев. Некоторые водители утверждают, что смазка при замене очистителя позволяет избежать образования воздушной пробки. Они утверждают, что в этом случае расходный материал сразу же поступает в систему.

Однако производители фильтров не предполагают проведение такой процедуры. Посадочное место очистителя тщательно очищается от загрязнений. Буквально несколько капель масла наносится на уплотнительное кольцо нового фильтра.

Вручную очиститель вкручивается в установочное место. Его необходимо подтянуть на ¾ оборота. Масло распространяется в системе очень быстро. Поэтому его заливка в фильтр является бесполезной тратой времени. Конструкция очистителя устраняет возможность возникновения воздушной пробки.

Заливка нового масла

Рассматривая вопрос о том, каким образом и как часто менять масло в двигателе, следует уделить внимание заливке нового средства в мотор. Отработка может стекать довольно долго. Не менее 30 минут необходимо предоставить жидкости для выхода наружу.

Полностью удалить старое масло не получится. Поэтому правильнее заливать в мотор то же средство, что до этого применялось в двигателе. После слива отработки крышку бака вкручивают обратно. Поджимать ее не стоит, иначе можно сорвать резьбу.

В горловину бака вставляется воронка. Масло заливают небольшими порциями. В зависимости от типа мотора потребуется около 3 л расходного материала. Далее нужно подождать 20 минут, чтобы средство распределилось по системе.

Затем щупом необходимо проверить уровень масла. Оно в идеале должно быть между отметками min и max. Допускается, чтобы масло было больше. Его уровень тогда приближается к максимальному значению.

Опытные автомеханики дают ответ на вопрос о том, когда лучше менять масло в двигателе. Это мероприятие лучше приурочивать к общему техосмотру. Но при этом следует учитывать все вышеперечисленные факторы, которые могут сократить время нормальной работы расходного материала.

Если после первой поездки уровень масла значительно уменьшился, возможно образование протечки. В этом случае лучше обратиться в сервисный центр. Опытные специалисты при помощи специального оборудования смогут определить причину поломки.

Изучив, каким образом и как часто менять масло в двигателе, каждый владелец авто сможет правильно и вовремя проводить техобслуживание мотора. При этом можно значительно увеличить рабочий ресурс системы, предупредив ее разрушение под воздействием механических нагрузок и высоких температур.

Для большинства автовладельцев вопроса: как часто и когда менять масло в двигателе просто не существует. Ведь есть же сервисная книжка, где ясно написано: через 10 ― 15 тыс. км пробега, о чем тут думать? Но как мы видим, здесь не принимается во внимание ни режим эксплуатации авто, ни качество залитого. На самом деле все несколько сложней, и если учитывать только пробег, определяя когда поменять масло в двигателе, и не обращать внимания, на условия работы двигателя и характеристики моторного масла, выбор периодичность замены будет сделан не оптимально. Єксплуатирую автомобиль в особо суровых зимних условиях, не забывайте весной поменять масло на летнее, а осенью поменять масло на зимнее.

Влияние условий работы двигателя на масло

Равный километраж пробега в городе и по автомагистрали ― это почти трехкратное различие во времени работы мотора. К примеру, для преодоления 15 тыс. км в городском режиме с пробками и ограничениями скорости мотору придется проработать около 600 часов, за городом же не более 250. Эта громадная разница во времени работы приводит к тому, что в городском режиме эксплуатации масло теряет свои свойства гораздо быстрее, если считать по пробегу. Ведь температурное воздействие на него даже при работе мотора с небольшой нагрузкой достаточно велико. В современных силовых агрегатах довольно высокая рабочая температура, что усиливает это воздействие.

На трассе нагрузки тоже могут значительно различаться. Машине на скоростях до 130 км/час не приходится испытывать даже средние нагрузки. Поэтому масло в двигателе на таких скоростях испытывать незначительные нагрузки и почти не теряет своих качеств. Машины же с мощным мотором на таких скоростях и вовсе испытывают минимальную нагрузку. Значит, их негативное воздействие на моторное масло в таких условиях будет небольшим.

При больших скоростях вместе с увеличением нагрузки на силовой агрегат, возрастает и нагрузка на масло.

На автомобилях же с маломощными моторами и с небольшим передаточным отношением трансмиссии, при скоростях выше 130 маслу приходится совсем тяжело. С ростом нагрузки на двигатель, ухудшаются условия его работы ― растет температура поршней, возрастает объем и давление картерных газов, разрушительно действующих на его основу.

Оптимальные условия работы для моторного масла

  • скорость движения, составляющая половину максимально допустимой для этого транспортного средства;
  • небольшое время работы на холостом ходу после прогрева;
  • хорошая вентиляция картера;
  • соблюдение температурного режима работы ДВС.

Если ориентироваться на производителей автомобилей, дающих рекомендации, по интервалу замены моторного масла в моточасах, то типичный срок его замены составляет от 200 до 400 часов суммарной работы двигателя в различных режимах, исключая долговременную работу с максимальной отдачей. Несложные вычисления показывают, что 400 моточасов работы двигателя в городе при средней скорости движения около 25 км/ час соответствуют пробегу в 10.000 км. А те же часы движения за городом со средней скоростью в 60 км/ час ― это уже 24.000 км пробега, хотя сомнительно что нужно так затягивать с заменой.

Далеко не всем автовладельцам выпало ездить исключительно по автострадам, да еще и неспешно. Что же делать тем, кто ездит в основном по городу да к тому же обладает машиной с форсированным двигателем. Видимо, сокращать интервалы замены масла.

Немалое влияние на периодичность замены оказывает и то какой именно вид моторного масла используется.

Свойства моторных масел

Огромный выбор этого расходного материала в магазинах частенько ставит автовладельца в тупик и заставляет его задать продавцу довольно глупый вопрос ― а какое лучше? Но ведь они не делятся на хорошие и плохие, они все предназначены для разных типов двигателей. Например, то, которое подойдет для дизельного двигателя, не годится для бензинового, но это не значит что оно хуже.

Любое масло состоит из основы и добавленных в нее присадок. Виды основ:

  • минеральная;
  • полусинтетическая;
  • синтетическая;
  • синтетическая гидрокрекинговая.

Минеральные встречаются в наше время крайне редко. Им на смену пришли полусинтетические, с более высоким содержанием присадок. Их основа не отличается стойкостью ― продукты ее распада сильно загрязняют двигатель. Присадки удерживаются тоже не очень надежно. Да и вязкость значительно меняется со временем. Несмотря на все это стабильности этой основы хватает на рекомендованные 10 ― 15 тыс. км пробега. Но при более сложных условиях эксплуатации этот интервал следовало бы сократить.

Масла с синтетической гидрокрекинговой основой считают обычной полусинтетикой, но они значительно лучше, так как их вязкость стабильнее, и присадки удерживаются надежнее. Большая часть масел от автопроизводителей, изготавливаются на этой основе. Даже при больших пробегах они ведут себя лучше своих конкурентов на минеральной основе. У них меньше вредных продуктов распада и лучшие моющие свойства.

Виды классификаций

  • SAE ― классификация по вязкости;
  • API ― классификация по назначению и качеству.

Класс по SAE указывает на температурный диапазон, в котором масло позволяет прокручивание коленвала стартером и прокачивается насосом по системе смазки не допуская сухого трения.

Зимние классы:

Летние классы:

  • 20 ― мин вязкость при 100 °С 5,6 мм2/с;
  • 30 ― мин вязкость при 100 °С 9,3 мм2/с;
  • 40 ― мин вязкость при 100 °С 12,5 мм2/с;
  • 50 ― мин вязкость при 100 °С 16,3 мм2/с;
  • 60 ― мин вязкость при 100 °С 21,9 мм2/с.

Всесезонные обозначаются двумя номерами один зимнего класса, другой летнего, например: SAE 5W-30 или SAE 10W-40. Каждое из них соответствует параметрам одного зимнего и одного летнего класса.

По версии API масла делятся на следующие эксплуатационные категории:

  • S (Service) ― для бензиновых двигателей, подразделяющиеся на группы качества, представленные в хронологической последовательности;
  • С (Commercial) ― для дизельных двигателей, подразделяющиеся на группы качества и назначения, представленные во временной последовательности;
  • ЕС (Energy Conserving) ― энергосберегающие: новая группа масел высокого качества, обладающих не чрезмерной вязкостью, хорошей текучестью и уменьшающих расход топлива по свидетельству испытаний, проведенных на бензиновых двигателях.

Каждый новый класс обозначается следующей по алфавиту буквой. Универсального применения (для бензиновых и дизельных двигателей) обозначаются двумя буквами первая в обозначении является основной вторая говорит о возможности применения в двигателях другого типа.

Классы качества API

Для бензиновых:

  • SM ― от 30.11.04 г. для актуальных многоклапанных и турбированных двигателей, масло защищено от окисления с улучшенными качествами при низких температурах;
  • SL ― для многоклапанных и турбированных двигателей выпуска позже 2000 года, работающих на обедненных топливных смесях. Допустимо, использовать при рекомендации производителем масла класса SJ и более раннего.
  • SJ ― для двигателей легковых авто, микроавтобусов и легких грузовиков после 1996 года выпуска. Масла этого класса могу применяться при рекомендациях класса SH и более ранних.
  • SH ― для двигателей выпуска позже 1994 года.
  • SG ― для двигателей выпуска позже 1989 года.
  • SF ― для двигателей выпуска позже 1980 года.
  • SE ― для двигателей выпуска позже 1972 года.

Для дизельных:

Последствия превышения сроков работы масла

В случаях значительного превышения сроков работы полусинтетики или синтетики в двигателе, на поршнях происходит закоксовывание, приводящее к потере подвижности колец, падению компрессии и повышенному износу деталей поршневой группы, а также к росту расхода масла из-за залегания колец.

koreada.ru - Про автомобили - Информационный портал