Взаимодействие участников дорожного движения. Этика водителя и его взаимоотношения с другими участниками дорожного движения презентация к уроку на тему Взаимодействие участников дорожного движения

Обеспечение безопасности немыслимо без четкого взаимодействия участников движения. Поэтому очень важно освоить и применять все способы такого взаимодействия.
Как сообщить о своих намерениях? Когда вы хотите изменить направление движения, не забывайте о том, что при перестроении, повороте, развороте вероятность столкновения с другим транспортным средством увеличивается. Своевременное сообщение о своих намерениях значительно снижает эту вероятность.
Не забывайте подать сигнал всякий раз, когда вы перестраиваетесь на другую полосу, собираетесь повернуть, выехать или съехать с дороги, хотите остановиться, начинаете движение после остановки или стоянки.
Подавать сигналы надо так, чтобы они были хорошо видны, вовремя замечены и правильно поняты другими участниками дорожного движения. Чем раньше вы подадите сигнал о ваших дальнейших намерениях, тем больше будет у других участников времени, чтобы этот сигнал принять и отреагировать на него.
Учитывайте условия движения в некоторых ситуациях. Слишком ранняя подача сигнала может дезориентировать других участников. Например, если хотите остановиться за перекрестком, не стоит подавать сигнал перед перекрестком, лучше подать его, когда вы уже въехали на перекресток. Если вы собираетесь повернуть на пересечении, перед которым в непосредственной близости располагается еще один перекресток, то не включайте указатель поворота до тех пор, пока не проедете первое пересечение. Если вы подадите сигнал раньше, то другие участники могут решить, что вы будете поворачивать не на втором, а на первом перекрестке, и предпримут действия, опасные в данной ситуации, например начнут левый поворот или завершение обгона.
Подавайте сигнал об изменении направления движения как можно раньше, но так, чтобы он не дезориентировал других водителей. Надо выработать у себя привычку включать указатель поворота всякий раз, когда вы изменяете направление движения, независимо от того, есть ли вокруг другие участники движения или нет. Привычка должна быть выработана прочно, надежно, основательно. После выполнения маневра проверьте, выключен ли сигнал поворота. При очень плавном повороте автоматическое выключение сигнала может не сработать.
Иногда сигнал рукой предпочтительнее, чем сигнал указателем поворота. Например, в ясный яркий солнечный день (когда солнце светит прямо в глаза или сбоку) бывает трудно разглядеть, включена или нет лампочка сигнала поворота. В плохую погоду (дождь, снег, грязь на дороге) тоже можно не увидеть сигнала, если указатель забрызган грязью.
О ваших намерениях другие люди могут судить по той позиции, которую занимает ваш автомобиль на проезжей части. Например, то, что вы, приближаясь к перекрестку, перестраиваетесь в крайнюю правую полосу, может подсказать другим водителям, что вы хотите повернуть направо. Однако только позиция автомобиля, не подкрепленная предупреждающими сигналами, дает весьма неопределенную информацию. Не забывайте о сигналах.
Очень важно, чтобы позиция автомобиля вместо полезной информации не давала информации дезориентирующей. Например, иногда водители несколько отклоняются от прямолинейного движения влево не для того, чтобы затем совершить левый поворот, а напротив, для поворота вправо - они считают, что так удобнее «вписаться» в поворот. Такие неоправданные изменения траектории движения могут ввести в заблуждение движущихся сзади и привести к происшествию. Поэтому, прежде чем изменить траекторию, не имея на то особой причины, подумайте о том, как ваши действия могут быть истолкованы другими и к каким последствиям это может привести.

СЕРГЕЙ ЧУГУНОВ. ПСИХОЛОГИЯ ВОДИТЕЛЯ

ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ

«Дар общения - самый высокооплачиваемый»

Виды общения

1. «Контакт масок» - формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника. Используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости и т.п.) - набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику.
2. Примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен, активно вступают в контакт, если мешает - оттолкнут или последуют агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют дальнейший интерес к нему и не скрывают этого.
3. Формально-ролевое общение, когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.
4. Деловое общение, когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.
5. Духовное, межличностное общение, когда можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов, человек поймет вас и по выражению лица, движениям, интонации. Такое общение устанавливается между друзьями, близкими людьми.
6. Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы в зависимости от особенностей личности собеседника (лесть, запугивание, "пускание пыли в глаза", обман, демонстрация доброты).
7. Светское общение. Суть светского общения в его беспредметности, т.е. люди, говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций.

Этапы общения

В процедуре общения выделяют следующие этапы:
- потребность в общении (необходимость сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т.п.) побуждает человека вступить в контакт с другими людьми;
- ориентировка в целях общения, в ситуации общения;
- ориентировка в личности собеседника;
- планирование содержания своего общения: человек представляет себе, что именно скажет;
- бессознательный выбор конкретных средств, речевых фраз, которыми человек будет пользоваться при общении;
- восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи;
- корректировка направления, стиля, методов общения.

Если какое-либо из звеньев акта общения нарушено, то говорящему не удается добиться ожидаемых результатов общения - оно окажется неэффективным.

Барьеры в межличностном общении

Человек, как элемент коммуникации сложный и чувствительный «получатель» информации, со своими желаниями и чувствами, жизненным опытом. Полученная им информация может вызвать внутреннюю реакцию любого рода, которая, возможно, усилит, исказит или полностью блокирует посланную ему информацию.
Специалисты выделяют следующие коммуникативные барьеры.

Барьеры социально-культурных различий между партнерами по общению. Социальные, политические, религиозные и профессиональные различия могут привести и приводят к различной интерпретации тех или иных понятий и идей в передаваемом сообщении.

Барьеры непонимания включают в себя фонетический, стилистический, семантический и логический барьеры.

Фонетический барьер связан с недостатками речи, к которым относятся:
- слишком тихая речь, вызванная сочетанием волнения и неправильного дыхания, при которой плохо слышно уже на расстоянии нескольких метров;
- слишком быстрая речь: когда коммуникатор барабанит свое сообщение, затрудняет слушателям следить за мыслью особенно при чтении текста;
- слишком монотонная речь, которая усыпляет внимание;
- заметные паузы: «э...э», «ну», «известно»;
- проглатывание слов: затихание голоса в конце предложения приводит к тому, что слушателям труднее услышать каждое слово, что повышает риск ошибки.

Семантический барьер непонимания связан с различиями в системах значений участников общения. Это более общая проблема, чем проблема жаргонов и сленгов. Очень часто непонимание возникает вследствие того, что одному и тому же слову придаются разные значения и возникают споры, которые не имеют объективного основания, а связаны с различным пониманием смысла. Чтобы убедиться в этом, можно опросить нескольких человек, что такое идеалист. Одни скажут, что это человек с идеалами, а другие что он сторонник идеализма. Будут правы и тс и другие. Слова многозначны, а тезаурусы у участников общения разные. Нужно постоянно уточнять, какое значение вкладывает собеседник в тот или иной термин.

Стилистический барьер непонимания может разрушить нормальную межличностную коммуникацию. Он возникает при несоответствии стиля речи коммуникатора и ситуации общения или стиля речи и актуального психологического состояния партнера по общению. Так, наукообразный стиль речи неуместен в рабочей аудитории, официально деловой стиль речи в ситуации доверительной беседы.

Логический барьер непонимания возникает в тех случаях, когда логика рассуждения, предлагаемая коммуникатором, кажется неверной его партнеру по общению, противоречит присущей ему манере доказательств или слишком сложна для него.
В психологическом плане можно говорить о существовании многих логик и логических систем доказательств. Выделяют «мужскую» логику, в основном соответствующую формальной логике, начало которой заложил еще Аристотель, и «женскую» логику, которая с ней не совпадает, но по-своему логична. Исследования женской логики в психологии еще только начинаются.

Эмоциональные барьеры возникают тогда, когда, получив информацию от коммуникатора, человек более занят своими чувствами, предположениями, чем реальными фактами. Слова обладают сильным эмоциональным зарядом, говорят даже об энергии слова. Они порождают ассоциации, вызывающие эмоциональную реакцию.

Нужно не только знать основные барьеры коммуникации, но и научиться успешно их преодолевать.

Конфликты в общении

Конфликт - столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений; серьезное разногласие, острый спор, приводящий к борьбе.
Конфликт в общении имеет место только тогда, когда имеет место взаимное ущемление достоинства хотя бы одного из субъектов: критерием отличия конфликта от противоречия, от борьбы противоположностей является степень ущемления нравственного достоинства.

Конфликты в общении возникают:
- из-за ценностной и целевой «несовместимости» участников общения, когда один оппонент ориентирован в своем поведении, в своем общении на ценность долга, а другой на ценность удовольствия и т.д.;
- из-за несовпадения потребностей, мотивов, психических и моральных качеств, антипатии, несходства характеров, непонимания индивидуальных особенностей партнеров по общению, психологических (истеричность, несдержанность, агрессивность, неуравновешенность и др.), моральных (эгоистичность, нетерпимость, необязательность, жестокость, чванство, корыстолюбие, косность, высокомерность, снобизм, лживость, бестактность, наглость и др.) и национальных предрассудков;
- из-за несоответствия стиля, манеры, этических норм и правил общения.
Много конфликтов совершились только из-за неверного толкования тех или иных поступков, слов, фраз, высказываний. Часто человек просто не может адекватно выразить свои намерения, мотивы, ценности, цели, пристрастия: ему или не хватает культуры общения или он не считает нужным придавать этому большое значение. Бывает и наоборот, человек принципиально не может понять своего собеседника, несмотря на все старания последнего.
В общении важно не только понимать чувства, но и мысли партнера, уметь проводить своего рода психоанализ возможных причин конфликта, опираясь не только на анализ слов, оценок, но и поступков, движений пантомимики и т.п.
В процессе общения сталкиваются различные ценности, цели, противоречия, интересы, характеры, вкусы привычки, стили, стереотипы поведения и т.д. Они определяют, как правило, структуру противоречий общения.
Причины конфликтов могут быть связаны со случайным стечением обстоятельств и факторов общения, могут быть злонамеренными или нейтральными, могут носит сознательный или бессознательный характер.
Порой вместо того, чтобы разрешить противоречие в общении, не доводя до конфликта, человек начинает «всеми способами доказывать свою правоту», стремится «наказать виновника», показать ему «где раки зимуют», «научить уважать старших» и, в конце концов, получает совершенно не те результаты, которые ожидал.

Особенности эффективного общения

Любой контакт – это процесс, состоящий из целого набора психологических приемов. Выигрывают те, кто овладел наиболее эффективными методами общения.
Чтобы добиться от объекта ожидаемого реагирования, необходимо понимать особенности человеческого восприятия.
Вот некоторые из них:
- смысл фраз, составленных более чем из 13 слов, сознание обычно не воспринимает, поэтому нет смысла их применять;
- речь можно понимать лишь при ее скорости, не превышающей 2,5 слов в секунду;
- фраза, произносимая без паузы дольше 5-6 секунд, перестает осознаваться;
- мужчина в среднем слушает других внимательно 10-15 секунд, а после начинает думать, что ему добавить к предмету разговора;
- человек высказывает 80% из того, что хочет сообщить, а слышащие его воспринимают лишь 70% из этого, понимают же – 60%, а в памяти у них остается лишь от 10 до 15%;
- лучше всего запоминается последняя часть информации, несколько хуже – первая, тогда как средняя – чаще всего забывается;
- память человека способна сохранить до 90% из того, что человек делает, 50% из того, что он видит и 10% из того, что он слышит;
- прерванные по тем или иным причинам действия запоминаются в два раза лучше, чем законченные;
- слишком значительный объем информации сбивает с толку и препятствует ее переработке;
- стоящий человек имеет некое психологическое преимущество перед сидящим.

Одним из основных условий любого общения, независимо от его конкретных целей и содержания, является психологический контакт.Установив его, можно получать необходимые результаты в любом общении и с любыми собеседниками.

Правила, повышающие эффективность общения

Общение играет огромную роль в жизни общества. Без него немыслимы процесс воспитания, формирования, развития личности, межличностные контакты, а также управление, обслуживание, научная работа и иная деятельность во всех сферах, где необходимы передача, усвоение информации и обмен ею.
Технологии эффективного общения - это такие способы, приемы и средства общения, которые в полной мере обеспечивают взаимное понимание и взаимную способность поставить себя на место другого человека, способность к сопереживанию партнеров по общению.
Основные правила эффективного общения:
- концентрируйте внимание на говорящем, его сообщении;
- уточняйте, правильно ли вы поняли как общее содержание принимаемой информации, так и ее детали;
- в процессе приема информации не перебивайте говорящего, не давайте советы, не критикуйте, не подводите итог, не отвлекайтесь на подготовку ответа;
- добивайтесь, чтобы вас услышали и поняли;
- соблюдайте последовательность сообщения информации;
- не убедившись в точности принятой партнером информации, не переходите к новым сообщениям;
- поддерживайте атмосферу доверия, взаимного уважения, проявляйте эмпатию к собеседнику;
- используйте невербальные средства коммуникации: частый контакт глаз; кивание головы в знак понимания и другие, располагающие к конструктивному диалогу приемы.

Поднятие значительности собеседника может стать универсальным ключом к его душе, только если это делается искренне.

САМОРЕГУЛЯЦИЯ И ПРОФИЛАКТИКА КОНФЛИКТОВ
(психологический практикум)

Тесты на внимание

Тест №1. Посмотрите на какую-либо незнакомую картинку, открытку, рисунок и т. д. в течение 3-5 секунд, затем перечислите предметы, которые запомнились.

Тест №2. Попросите подготовить и разложить на столе 10-12 предметов. Посмотрите на них 3-5 секунд, отвернитесь и перечислите предметы, которые запомнили.

Результат тестирования. У подавляющего большинства людей объем внимания равен от 5 до 9 единиц (предметов) внимания.
Плохой результат, если запомнили меньше 5 предметов, хороший, если больше 9.
Этот тест рекомендуется в качестве упражнения для развития внимания и памяти и при регулярном применении дает очень хорошие результаты.

Тест на память

Тест включает игровую повседневную житейскую ситуацию, в которой требуется кратковременное и долговременное запоминание.
Представьте себе, что вам надо сделать покупки, в предварительно составленном списке есть следующее: «В магазине купить: хлеб, батон, колбасу, сосиски, сахар, соль, растительное масло, перец».
Этот тест вы можете провести самостоятельно. Прочтите составленный вами список 5 раз, отложите в сторону, постарайтесь написать снова по памяти, а потом сверьте результат. В списке должно быть не менее 12 товаров.
Результат тестирования. У вас нормальная память если вы запомнили от 5 до 9 товаров.
Плохой результат, если запомнили меньше 5 товаров, и хороший, если больше 9.

Тест на влияние внешних факторов на эмоциональное состояние

Пометьте, какие из приведенных ниже ситуаций больше всего вас нервируют:
- вы хотите позвонить по телефону, но нужный номер постоянно занят;
- когда вы управляете автомобилем, а кто-то непрерывно дает вам советы;
- когда вы замечаете, что кто-то наблюдает за вами;
- вы с кем-то разговариваете, а кто-то другой постоянно вмешивается в вашу беседу;
- когда кто-либо прерывает ход ваших мыслей;
- если кто-то без причины повышает голос;
- вы плохо себя чувствуете, если видите комбинацию цветов, которые, по вашему мнению, не сочетаются друг с другом;
- когда вы здороваетесь с кем-либо за руку и не ощущаете ни малейшего ответного чувства;
- разговор с человеком, который все знает лучше вас.

Результат тестирования. Если вы пометили более 5 ситуаций, это означает, что повседневные неприятности оказывают влияние на ваши нервы. Попытайтесь избавляться от них, чтобы они не укоренились.

Тест на тип темперамента

Темперамент определяет уровень общей способности человека к активности, энергию, ритм жизни, эмоциональность. Со времен Гиппократа выделяют 4 основных типа темперамента: сангвиник, холерик, меланхолик и флегматик.

Сангвиник

Ответьте на предлагаемые вопросы. За каждое «да» поставьте себе 10 баллов.
1. Вы сильно расстроены. Случайно, что называется краем уха, вы услышали очень смешную историю. Разгонит ли улыбка ваши мрачные мысли?
2. Вы легки на подъем?
3. Случалось ли вам успешно выполнять два дела одновременно?
4. Легко ли вы просыпаетесь?
5. Друзья восхищаются вашим чувством юмора?
6. Вы любите путешествовать?
7. Когда вас просят рассказать о вашем хобби, вы испытываете затруднение, поскольку у вас довольно разносторонние увлечения?
8. Вам очень не нравится медленная работа, вы предпочитаете занятия поактивнее?
9. У вас очень широкий круг знакомых?
10. Вы жизнерадостный человек?

Результат тестирования. Если вы набрали не менее 70 баллов, значит, вы - сангвиник. Вы очень подвижный, динамичный человек.
У вас легко меняется эмоциональное состояние, что находит отражение в речи, мимике, жестах. Вы хорошо справляетесь с задачами, требующими быстрой сообразительности и реакции. Легко входите в общение с другими участниками дорожного движения, отличаетесь бодростью и способностью поддерживать хорошее настроение в течение поездки на автомобиле.
Для вас характерны высокая работоспособность и эмоциональная устойчивость. Сангвиники хорошо проявляют себя в условиях оживленного дорожного движения, но недостаточно устойчивы к моннотонному движению в пробках, а также при движении на длинных прямых участках дороги. При однообразном околодорожном ландшафте вы легко можете погрузиться в сон. Поэтому водители с преобладанием черт сангвинического темперамента более надежны в городской езде и менее при поездках по трассе на далекие расстояния.

Ответьте на вопросы, выставляя себе по 10 баллов за каждый утвердительный ответ.
1. Вы совершенно не умеете скрывать свои чувства?
2. Сколько бы раз вы ни влюблялись, это всегда была любовь с первого взгляда?
3. Вы не можете рационально обосновать свои чувства - просто нравится человек и все тут?
4. Вы все делаете очень быстро - говорите, ходите, работаете, ездите на автомобиле?
5. Вам абсолютно нетрудно совмещать несколько дел сразу?
6. Вы часто устраиваете своим близким громкие скандалы и бурные выяснения отношений, но уже через пять минут просите прощения?
7. Верно ли в отношении вас утверждение о том, что вы - человек порыва?
8. В своих действиях вы чаще руководствуетесь настроением, а не логикой?
9. У вас всегда найдется, что ответить собеседнику?
10. Ваше остроумие многих приводит в восторг?
11. Вы совершенно не может быть дружелюбным с людьми, которых не выносите?

Результат тестирования. Если вы набрали не менее 70 баллов, вы - прирожденных холерик. Вы все делаете очень быстро, ваши эмоции управляют вами, вы очень взрывной человек, вызывающий у окружающих недоумение.
Холерик отличается достаточно высокой работоспособностью, но чрезмерная активность, связанная с большим расходом нервно-психической энергии способствует более быстрому развитию утомления. Он меньше других боится опасности, решителен, инициативен, но недостаточно сдержан и дисциплинирован.
Наибольший процент «лихачей», превышающих скорость, составляют холерики. Если вдали вспыхивает красный свет светофора, а водитель продолжает свой путь на большой скорости, а затем резко тормозит, что пугает пешеходов и нервирует водителей, то с уверенностью можно сказать, что автомобилем управляет холерик.
Холерик может быть хорошим водителем, но нуждается в постоянном контроле и самоконтроле при управлении автомобилем.
Если вы набрали меньше 70 баллов ответьте на вопросы следующего теста.

Меланхолик или флегматик

Ответьте на вопросы, выставляя себе по баллы, указанные в скобках утвердительный ответ.
1. Вы потратили на уборку весь выходной день, пошли выносить мусор, а вернувшись, обнаружили, что ваш сын принес домой уличного щенка и после их пятиминутной игры придется начинать все сначала.
Вы:
а) ляжете на диван и подождете - может быть в ближайшие полчаса домой вернется жена, которая и займется уборкой (0 баллов);
б) пожмете плечами, отправите их играть во двор и начнете уборку сначала (1 балл).
2. Знакомый, с которым вас никогда не связывали особенно теплые отношения, предлагает вам корзину собранных им грибов. Возьмете ли вы их:
а) нет, вдруг грибы плохие (0 баллов);
б) да, но на всякий случай тщательно их переберете, вдруг знакомый в них не очень хорошо разбирается? (1 балл).
3. Представьте, что вы выиграли очень крупную сумму денег в телевизионную игру «Наше лото». Вы:
а) предполагаете, что люди начнут вам завидовать, и потому начинаете нервничать и избегать друзей (0 баллов);
б) покупаете разные вещи, однако оставляя деньги и на «черный день» (1 балл).
4. Допустим, что вашу супругу на работе назначают не на ту должность, на которую вы надеялись. Вы:
а) считаете, что это лучше, чем увольнение, и начинаете на всем экономить (1 балл);
б) очень переживаете, потому что, что может быть страшнее, чем несправедливость по отношению к самому дорогому человеку (0 баллов).
5. Вы заболели, врач выписал вам рецепт на лекарства. Вы:
а) выясните у врача, какое из лекарств является самым необходимым, купите его обязательно и будете принимать строго по указаниям врача (1 балл);
б) купите все, что выписал врач, а заодно узнаете в аптеке, нет ли чего еще от вашей болезни и пополните свою домашнюю аптечку этим средством - а вдруг именно оно спасет в дальнейшем? (0 баллов).
6. Охватывает ли вас желание все бросить и куда-нибудь уехать?
а) такие мысли приходят редко, к тому же все дела спланированы на год вперед, и совсем не хочется эти планы нарушать, так как вы привыкли все делать вовремя (1 балл);
б) да, такое случается довольно часто, но вы считаете, что верно не только утверждение, что хорошо там, где нас нет, но и плохо там, где мы есть. Поэтому думать об отъезде не имеет смысла (0 баллов).
7. Вам поручили очень сложную и ответственную работу. Ваших знаний и умений достаточно, но придется приложить все силы. Не успели вы выполнить и четверти задания, как столкнулись с трудностью, которая кажется непреодолимой. Вы:
а) попросите увеличить срок на ее выполнение. Если постараетесь все проделать еще более тщательно и аккуратно, все обязательно получится (1 балл);
б) сразу опустите руки. Если хотят - пусть увольняют, но вы задания выполнить не сможете (0 баллов).
8. Вы уже опоздали на работу, застряв в автомобильной пробке, хотя находитесь на середине пути:
а) вы будете спешить изо всех сил, лишь бы опоздание было менее значительным (0 баллов);
б) такое случается довольно редко. Обычно вы рассчитываете свой путь с учетом всех возможных неприятностей, которые могут случиться в дороге. Но раз уж опаздываете, то отнесетесь к этому философски - подождете, пока движение наладится (1 балл).
9. Вечером вы смотрели телевизор в одиночестве, как вдруг погас свет и долго не зажигается. Вы:
а) зевнете и уляжетесь спать - пусть время не пропадает зря (1 балл);
б) будете злиться от того, что не посмотрели хорошую передачу; вы не любите темноты; срываются другие планы (0 баллов).
10. Проверяете ли вы по нескольку раз, закрыта ли входная дверь, прежде чем лечь спать:
а) нет, поскольку твердо уверены в том, что закрыли ее, никогда не забываете это сделать (1 балл);
б) лучше проверить, потому что иногда вы забываете закрыть дверь (0 баллов).

Результат тестирования. Если вы набрали менее 5 баллов, вы - меланхолик. Вы мнительны, любите поныть (правда, делаете это чаще мысленно) и суеверны.
Для вас типична медленная смена настроений. Настроение у вас находит слабое внешнее выражение. Вы тяжело переживает трудности жизни, нередко замкнут, необщителен, его движения медлительны, однообразны.
Меланхолик, для которого характерны нерешительность, склонность к колебаниям, растерянность в сложной обстановке, считается наименее пригоден для водителя автомобиля.
Если вы набрали больше 5 баллов, вы - флегматик. Лозунг вашей жизни: «Тише едешь - дальше будешь».
Флегматик - человек медлительный, уравновешенный, спокойный, Однако, флегматики отличаются высокой работоспособностью. Уравновешенность и спокойствие флегматика, его высокая устойчивость к монотонным раздражителям делают его незаменимым в дальних рейсах.
Но решения и реакции флегматика обычно замедленны, что затрудняет его действия в аварийных ситуациях, протекающих в условиях дефицита времени.

Ради правды следует заметить, что чистые темпераменты почти не встречаются, в жизни мы общаемся с людьми, у которых наблюдается сочетание отдельных черт различных типов темпераментов.

Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации на дороге

Для безопасности дорожного движения необходимо научиться оценивать конфликты, возникающие при дорожном движении, а также свое участие в них, вымышленное или реальное.

Вам необходимо ответить на вопросы теста. Прочитайте ответы и проставьте балл для каждого варианта.
Вам необходимо представить себя в конфликтной ситуации, а также свое обычное поведение в ней. Если вам свойственно то или иное поведение, нужно поставить соответствующее количество баллов после каждого номера ответа, характеризующего определенный стиль поведения.
Итак представьте, что вы попали в небольшое ДТП без каких-либо последствий или с небольшими повреждениями (жестянка).

Возможные ответы:
- мне такое поведение свойственно – 3 балла;
- мне такое поведение свойственно в малой степени – 2 балла;
- мне такое поведение несвойственно – 1 балл.

Утверждения теста:
1. Я сразу буду обвинять второго водителя.
2. Постараюсь принять точку зрения оппонента, и буду считаться с ней, как со своей.
3. Буду искать компромиссы.
4. Соглашусь, что я не прав, даже если не могу поверить в это окончательно.
5. Буду уходить от прямого разговора с оппонентом, закроюсь в автомобиле.
6. Постараюсь, во что бы то ни стало, добиться своих целей.
7. Попытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем – категорически нет.
8. Пойду на компромисс.
9. Возьму всю вину на себя.
10. Постараюсь поменять тему разговора.
11. Настойчиво буду гнуть свою линию, пока не добьюсь своего.
12. Попытаюсь найти исток конфликта, понять, с чего все началось.
13. Немножко уступлю и подтолкну тем самым к уступкам другую сторону.
14. Предложу мирное разрешение конфликта.
15. Попытаюсь обратить все в шутку.

Лист ответов
«А»
«Б»
«В»
«Г»
«Д»

1
2
3
4
5

6
7
8
9
10

11
12
13
14
15

Обработка результатов теста

«А» - «жесткий» тип разрешения конфликтов и споров. Вы до последнего стоите на своем, защищая свою позицию. Во что бы то ни стало, вы стремитесь выиграть. Это тип человека, который всегда считает себя правым.

«Б» - «демократический» стиль поведения. Вы всегда стремитесь договориться. Во время спора вы пытаетесь предложить альтернативу, ищете решения, которые удовлетворили бы обе стороны.

«В» - «компромиссный» стиль. С самого начала вы согласны на компромисс.

«Г» - «мягкий» стиль. Своего противника вы «уничтожаете» добротой, с готовностью вы встаете на точку зрения противника, отказываясь от своей.

«Д» - «уходящий» стиль. Ваше кредо – «вовремя уйти». Вы стараетесь не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения.

Способы устранения нежелательного эмоционального состояния
Дыхательная гимнастика

Среди многих способов дыхания наибольшей известностью у психотерапевтов пользуется способ «эмбрионального дыхания». При таком дыхании, человек должен воспроизводить дыхание плода в утробе матери.
Психотерапевты утверждают, что плод не дышит носом или ртом, что дыхание производится через пуповину, которую они называли «воротами судьбы». Всем мечтающим обрести спокойствие на дороге рекомендуется овладеть эмбриональным дыханием.

Упражнение: «задержка воздуха». Уединитесь в какой-нибудь комнате, где вас никто не побеспокоит. Лягте на удобную постель, примите удобное для вас положение, закройте глаза.
Теперь попробуйте надолго задержать дыхание, иными словами «запереть» воздух в груди, заткнув нос и не разжимая рта.
Психотерапевты рекомендуют задерживать воздух, дабы он накапливался и увеличивался в объеме. После этого его надлежало направить вниз, где он успокоится, а затем сгуститься и пустит ростки.
Когда он разрастется, его следует снова направить вверх, чтобы он достиг темени. И только после этого сделать выдох.
Проделайте это упражнение до полной усталости, пытаясь направлять потоки воздуха внутри организма.

Упражнение: «небесный барабан». Психотерапевты разделяли дыхание на «внешнее», при котором вы вдыхаете внешний воздух, окружающий вас. И «внутреннее», при котором вы дышите воздухом, находящимся внутри вас.
Итак, в тот момент, когда вы вдохнете внешний воздух через рот, быстро закройте рот и начните «бить в небесный барабан» не менее пятнадцати раз, но лучше больше.
Для этого ладонями рук обхватите голову и нажимайте на уши. Указательный палец поместите на средний, создавая силу, опустите вниз. Начните громко щелкать пальцами по голове сзади, и должен быть звук, как будто бьют в барабан.
При выполнении упражнения вы, сглатывая внутренний воздух, что находится в это время в горле. Этот воздух с шумом спускается, капля за каплей, словно вода.
Мысленно проведите его через пищевод, массируют его рукой, дабы он скорее вошел в «океан жизненных сил», который находится на два пальца (указательный и средний) ниже пупка.
После трех сглатываний, как учат специалисты, «океан жизненных сил» наполнится и тогда воздух нужно вести по всему телу. Если у вас что-либо болит, то воздух следует вести к больному месту.
Если вы просто учитесь дыханию, следует зрительно представить две полосы белого воздуха и мысленно следовать за этими полосами, совершающими свой путь по телу, к каждой клеточке вашего тела.

Упражнение: «выплавление воздуха». Помимо предыдущего способа дыхания, управляемого практикующим, Психотерапевты рекомендуют способ свободной циркуляции, когда воздух не управляется человеком, а идет свободно сам по всему телу - «выплавление воздуха».
Уединитесь в тихой комнате, расслабьте одежду или вообще снимите ее, распустите волосы, лягте на чистую постель, вытянув руки и ноги.
Итак, сглотнув внешний воздух, задержите дыхание как можно дольше, насколько это у вас получится.
Когда задерживать дыхание станет невыносимо, когда воздух будет стремиться выйти, надо открыть рот и выпустить его медленно и по чуть-чуть, мелкими порциями.
Успокоив дыхание и приведя его в гармонию, следует снова приступать к «выплавлению воздуха».
Заниматься этим ежедневно нельзя, а лишь через интервалы в пять-семь дней.

Упражнение: «эмбриональное дыхание» . Исходное положение, как в предыдущем упражнении. Вдохните носом и затем закройте его, заприте воздух, удерживая его в течение 120 ударов сердца, после чего осторожно выдохните ртом.
Вдох и выдох следует производить бесшумно и без напряжения, так, чтобы перо, помещенное перед носом или ртом, не шевелилось.
При этом необходимо вдыхать большое количество воздуха, а выдыхать малое.
По мере овладения «эмбриональным» дыханием следует увеличить интервал между вдохом и выдохом до тысячи ударов сердца, что должно привести к омоложению старых и оздоровлении организма.

Медитация спокойствия

Данная медитация не только способствует общему укрепление здоровья, повышению жизненного потенциала, но и делает упражнение незаменимым для реабилитации функций организма.
Приток энергии в организм из космоса может помочь при устранении нарушений сердечной деятельности и других функциональных систем.
Итак, вы готовы раствориться в окружающем вас пространстве?
Тогда полетели!
Лягте на удобное для вас ложе и закройте глаза. Представьте, что вокруг вас кристально чистое голубое небо. Вы парите в небе, и только оно окружает вас.
Находясь в небе, вы чувствуете, что ваша поза тверда, внизу - пелена из облаков, вы находитесь выше уровня облачности, и куда бы вы ни посмотрели - везде одно чистое голубое небо.
Голубизна неба одухотворяет вас, и вас радует этот волшебный полет...

Упражнение: «приток энергии». Итак, вы лежите, и вас ничего не беспокоит. Согните руки в локтях, а кисти рук положите на солнечное сплетение, причем левая ладонь лежит сверху на правой.
Прежде чем приступить к медитации нужно нормализовать дыхание. Добейтесь того, чтобы продолжительность вдоха была равна длительности выдоха.
Теперь начинаем медитировать, сосредоточьте все внимание на солнечном сплетении. Отбросьте прочь все посторонние мысли, вы думаете только о солнечном сплетении. Вы должны почувствовать, как в районе солнечного сплетения начинает ощущаться как какой-то сгусток, плотный ком. Как только вы почувствуете, что сплетение разогрелось, переключите сознание на дыхание.
Сделать полный вдох. Представьте, как энергия из вдыхаемого воздуха попадает через легкие в солнечное сплетение и там накапливается.
При выдохе представьте, солнечное сплетение как бы сокращается, разгоняя аккумулированную энергию во все части тела, в кончики пальцев ног, рук, в голову.
Дыхание должно быть глубокими.
При следующем вдохе вы накапливаете энергию в солнечном сплетении, при выдохе распределяете ее равномерно по всему организму.
При появлении чувства усталости, примерно через 10- 15 минут после начала упражнения, закончите его.
Данное упражнение совмещает в себе весь положительный эффект от полного дыхания, происходит не только оздоровление легочных альвеол, верхних дыхательных путей, массаж диафрагмой плевральных мешков, других внутренних органов, но и приток энергии ко всем органам.

Упражнение: «энергия космоса». Данное упражнение выполняют в положении лежа. Вытяните руки вдоль туловища, закройте глаза и постарайтесь максимально расслабиться, представив над головой Космос с сияющими яркими звездами над головой, его бесконечные просторы.
Как и в предыдущем упражнении, все внимание сконцентрируйте на солнечном сплетении. Сделав несколько полных вдохов-выдохов, начните постепенно сокращать частоту и интенсивность дыхательных движений.
Представьте себе Космос, наполненный лучистой энергией, пронизывающей любые преграды.
Переключите внимание на ноги. Представьте себе, что энергия космоса впитывается ногами, она проникает через кожу и всасывается костями ног, как вода впитывается губкой. От ног она перетекает в солнечное сплетение, где скапливается, а при выдохах - распределяется по всему телу.
Накопив большое количество энергии, вы можете начать ее излучать вокруг вас. Представьте себе большое веретено, которое на выдохе, начиная от ног, вращается по часовой стрелке. Это веретено при своем вращении обволакивает все тело.
Сделайте вдох, в результате которого происходит поглощение энергии Космоса через кожу и кости, выдохните и пусть мягких частей тела наполнятся этой энергией. Не забывайте поддерживать вращение веретена вокруг своей оси. Такое вращение сохраняется и при вдохе, однако, при выдохе ему каждый раз придается новый импульс.
По мере выполнения данного упражнения, на каком-то этапе вы почувствуете, что ваше дыхание становится все реже и реже. Вам хватает кислорода и без дыхательных движений, вы дышите не кислородом, а космической энергией.
Если же вы чувствуете недостаток кислорода, сделайте несколько редких дополнительных дыхательных движений легкими, но такая потребность вскоре постепенно исчезнет, благодаря насыщению организма энергией.
Через 10-15 минут упражнения или при возникновении чувства усталости закончите упражнение, двигаясь в обратном направлении. Сначала исчезает вращающееся веретено, от головы к ногам.
Потом ослабнет поток энергии, так как весь организм ваш уже впитал необходимое ему количество энергии из Космоса. Ваше дыхание становится нормальным, выровненным, немного полежав, вы постепенно открываете глаза и медленно встаете.
Ни в коем случае нельзя практиковать упражнение в загрязненной атмосфере вблизи промышленных предприятий или сильных источников магнитных полей.
Лучшее место для занятий - в каком-либо чистом уголке природы.


На успешность вождения влияют различных психические свойства и состояния водителя. Однако водитель обычно действует не в одиночку, а в системе дорожного движения совместно с другими водителями, с пешеходами. Поэтому для хорошего вождения недостаточно самому иметь хорошие качества, быть в хорошем состоянии, овладеть автомобилем, а нужно еще умение взаимодействовать с другими участниками дорожного движения. Для этого требуется прежде всего хорошее взаимопонимание.

К сожалению водители располагают очень ограниченным арсеналом технических средств для передачи друг другу информации и общения между собой. Это фактически два-три вида световой сигнализации: стоп-сигнал, сигнал поворота и иногда переключение фар, в исключительных случаях - еще и звуковой сигнал (комм.автора - в настоящее время почти все водители знакомы с азбукой дорожных разговоров с использованием данных средств).

Однако бывают ситуации когда все эти средства бесполезны. Например, водитель хочет перестроиться в соседний ряд и сигнализирует об этом. Однако пропустит или не пропустит его водитель, едущий чуть сзади по этому ряду, он не знает, так как ответа он не получает. Возможно столкновение, и только потому, что не было получено определенного ответа от коллеги по движению.

Поэтому необходимо в пределах имеющихся технических средств совершенствовать способы общения и коммуникации водителей в процессе дорожного движения.

Так, опытный водитель уже по тому, как ведет себя соседний автомобиль, может легко прогнозировать некоторые планы его хозяина. По тому, в какой ряд хочет встать водитель перед перекрестком, можно судить о том, куда он далее поедет. Подобных понятных другим водителям маневров существует немало. Поэтому всем водителям следует избегать всяких нестандартных и особенно неожиданных маневров, которые могут не понять или неправильно истолковать коллеги по движению. Действовать на дороге всегда следует так, чтобы твои планы были предельно ясны соседям. В таком случае, если водитель даже по его вине попадает в сложное положение, его всегда правильно поймут другие участники движения, и зачастую помогут ему безопасно выйти из него.

Следует назвать еще один путь для улучшения общения в дорожном движении - использование так называемого невербального общения - языка жестов. Жесты оказываются весьма полезны, когда в сложных дорожных ситуациях останавливается несколько автомобилей и водители ждут, как будут действовать другие.

При этом нужно всегда учитывать недостаточную надежность такого канала общения. Поэтому полученные таким образом сигналы следует трактовать всегда очень осмотрительно, проверять и еще раз перепроверять их перед тем, как по ним действовать.

Для безопасного дорожно-транспортного движения нужно добиться и взаимопонимания между водителями и пешеходами. Установлено, что больше половины дорожных происшествий в той или иной мере связано с пешеходами, а четверть из них происходит по их непосредственной вине. Пешеходы находятся в лучших условиях, чем водители. Им не так уж сложно прогнозировать действия водителя: водитель может притормозить или увеличить скорость, повернуть чуть вправо, влево. Автомобиль - это довольно крупная и инертная конструкция, которая постепенно меняет свое положение. Мгновенно она переместиться не может.

Водителю же гораздо сложнее прогнозировать поведение пешехода. Здесь могут мгновенно возникать самые неожиданные варианты поведения, особенно, если пешеходом является ребенок или перепуганный пожилой человек. Поведение пешеходов бесконечно разнообразно и здесь нельзя назвать какие-либо определенные, справедливые на все случаи закономерности. Поэтому водителям приходится вести расчет на самый худший вариант поведения пешехода и заранее готовиться к его самому неожиданному маневру (особенно если у дороги дети).

А в общем водитель всегда старается получить информацию о намерениях пешехода и при этом ему очень важно знать, увидел ли он приближающийся автомобиль или нет. Поэтому водителю приходится постоянно заниматься раскодированием движений, жестов, мимики пешеходов и по этой информации принимать решения на дальнейший маневр.

Установлены некоторые закономерности как поведения пешеходов у дорог и переходов, так и дорожных происшествий с пешеходами. Например, если пешеходы хотят перейти улицу (на нерегулируемом пешеходном переходе) и ждут у перехода 15-20 с, то потом, если их не пропускают, они начинают перебегать дорогу перед близко идущим транспортом. Хотя считается, что безопасный переход обеспечивается, когда человек пересекает улицу на 8-9 с до подхода автомобиля, люди начинают перебегать дорогу уже за 2-3 с до этого. Отсюда следует важный для водителей вывод. Если видите, что перед переходом столпился народ и люди уже ждут более 10 с, нужно непременно остановиться и пропустить пешеходов, иначе будут возникать вышеперечисленные опасные ситуации (комм.автора - аналогично поведению пешеходов, могут поступать и водители, например, когда долго не могут выехать со второстепенной, замечал по себе - начинаешь нервничать и рискуешь).

Результаты некоторых исследований, показывают, что число несчастных случаев при подъезде к переходам и на переходах оказалось значительно меньшим, чем сразу после переходов. И объясняется это тем, что перед подъездом к таким переходам и на самих переходах водители обычно настораживаются и ведут автомобили осторожнее, чем тогда, когда опасный участок дороги уже пройден и остался позади. Эту закономерность, свидетельствующую о том, что и участок дороги сразу после перехода оказывается тоже опасным, полезно знать водителям.

В присяге водителя, которую принимают водители многих зарубежных стран первым пунктом записано: «Я всегда буду любезным и вежливым по отношению к другим водителям и по-товарищески с ними сотрудничать».

Дорога - рабочее место для любого водителя и их взаимодействие во время работы по безопасному управлению транспортными средствами позволит успешно выполнить эту работу или привести к трагедии.

На Дорогах каждый водитель постоянно взаимодействует с водителями транспортных средств, двигающимися в попутном и встречном направлении, маневрирующими, выезжающими из боковых проездов и площадок и даже просто стоящими на дороге. По предназначению, характеру движения транспортных средств, по подаваемым их водителями сигналам и многим другим признакам водитель обязан определять их намерения, предвидеть направления движения, маневры, что очень важно для обеспечения безопасности движения. Ничто так не грозит серьезными осложнениями дорожной обстановки, как неожиданные для других участников движения действия водителей.

Среди всех транспортных средств особое место занимают транспортные средства общего пользования, которым в силу их особого предназначения Правилами предоставлен ряд преимуществ перед другими видами транспорта. При движении по установленным маршрутам они имеют право отступать от требований некоторых запрещающих и предписывающих знаков. Кроме того, для них предусмотрены и другие преимущества, обеспечивающие им беспрепятственный проезд, особенно по дорогам с интенсивным движением. В населенных пунктах водители всех транспортных средств не должны создавать помех троллейбусам и автобусам общего пользования, отъезжающим от обозначенной остановки в попутном направлении.

При взаимодействии с водителями других транспортных средств важную роль играют звуковые, световые и другие (например, рукой) сигналы. Но некоторые водители в нарушение Правил по разным причинам эти сигналы при маневрировании не подают. Этим они создают аварийную обстановку как для себя, так и для других участников движения. Опытные водители обычно предвидят действия других и заранее принимают меры по предупреждению нежелательных осложнений.

Очень внимательным надо быть при движении за такси или рядом с ним. Водитель такси может сделать неожиданный маневр или остановиться по требованию пассажиров. К этому надо быть всегда готовым.

При внезапной остановке, идущего впереди транспортного средства непосредственно на проезжей части водитель также останавливает свой автомобиль. Объезжать остановившееся транспортное средство с ходу ни в коем случае нельзя, перед ним могут быть пешеходы или животные, неожиданно вышедшие на проезжую часть, груз, выпавший из кузова других машин, иное препятствие.

Особого отношения к себе требуют легковые автомобили с водителями-инвалидами, имеющие ручное управление. Они обозначаются лишь специальным опознавательным знаком «Инвалид», который устанавливается и спереди и сзади. Многие операции по управлению водители-инвалиды выполняют только руками. Они медленно трогаются с места, медленно выезжают на дорогу, медленно маневрируют. Любые операции с органами управления водителями-инвалидами выполняются с задержкой. Учитывая это, при следовании за таким автомобилем надо выдерживать дистанцию побольше, не следует сигналить инвалиду и требовать от него ускорения движения.

Взаимоотношения водителя и сотрудника ДПС, категорий людей, непосредственно причастных к дорожному движению, складываются далеко не просто. У многих водителей вид человека с жезлом в милицейской форме не вызывает положительных эмоций, хотя они прекрасно понимают его функции. В газетах, по радио и телевидению рассказывалось о героических буднях нашей милиции, а водитель, садясь за руль автомобиля, наблюдал иногда совсем иные картины.

Вас останавливают. Не бросайтесь опрометью выполнять указание, шарахнув по тормозам или резко изменив траекторию движения. Включите указатель поворота, показав инспектору, что вы поняли его указание, и предупредив остальных участников движения о своих намерениях. Включенный указатель поворота не дает приоритета, поэтому перед перестроением уступите дорогу попутному транспорту (если он есть) и лишь затем плавно направьте автомобиль к тому месту, куда указал регулировщик.

В Наставлении указано, что действия инспектора должны быть понятны водителю.

В упомянутой выше присяге водителя записано: «Я буду всегда нести ответственность за рядом сидящих пассажиров». Когда водитель находится в автомобиле один и рискованно управляет им, то он подвергает опасности свою жизнь, и жизнь других участников движения. При наличии пассажиров он теперь рискует и жизнью своих пассажиров. Водитель является хозяином своего автомобиля и обязан заботиться о безопасности людей, которые едут с ним в автомобиле.

Отношения водителя транспортного средства и пассажиров должны строиться на доброжелательной, взаимовежливой основе. Водители, особенно пассажирского транспорта, кроме высокого мастерства управления автомобилем, должны обладать соответствующей культурой общения с пассажирами, которая основывается на высокой ответственности за их жизнь и здоровье.

Водитель постоянно учится распознавать опасные дорожно-транспортные ситуации по их типичным признакам, быстро и правильно оценивать информацию в конкретной ситуаций и прогнозировать не только движение своего транспортного средства, но и действия других участников движения, выбирать наиболее правильные решения по предупреждению дорожно-транспортной ситуации. Прогнозирование водителем действий других участников движения на дорогах в современных условиях имеет большое значение. Участники движения обладают, с одной стороны, ограниченной возможностью прямого обмена информацией по оценке ими определенной дорожно-транспортной ситуации и о своих намерениях, а с другой стороны, сравнительно высокой вероятностью ошибок в анализе дорожно-транспортной ситуации и, следовательно, в выработке соответствующих решений. Это обусловливает в каждой опасной дорожно-транспортной ситуации определенную вероятность возникновения дорожно-транспортного происшествия.

Умение быстро, в условиях ограниченного лимита времени, выбирать правильные решения по предупреждению дорожно-транспортного происшествия создает благоприятные условия для выработки навыков по реализации этих решений.

Уязвимые участники дорожного движения, требующие особого внимания (пешеходы, велосипедисты, дети, пожилые люди, инвалиды)

Половину погибших в результате ДТП составляют наиболее уязвимые участники дорожного движения - пешеходы (22%), велосипедисты (5%) и мотоциклисты (23%). Еще 31% погибших в результате ДТП приходится на водителей и пассажиров автомобилей, а остальные 19% - на прочих участников дорожного движения (чаще всего их роль в качестве участников дорожного движения неизвестна).

Любой “уязвимый участник” имеет особые преимущества на шоссе. Уязвимый участник это:

  • - пешеход (или приравненный к пешеходу: лица, которые управляют ручной тележкой, детской коляской, которые перевозят больного при помощи не-механического транспортного средства, не требующего большего пространства, чем требуется для пешеходов и лица, ведущие велосипед или мопед на двух колесах);
  • - инвалид, управляющий ручной или электрической коляской со скоростью ходьбы;
  • - велосипедист;
  • - пассажир автомобиля или железнодорожного транспорта.

Таким образом, термин "уязвимый участник дорожного движения" относится к любому участнику дорожного движения, не являющемуся водителем автомобиля или железнодорожного транспорта.

Защитные меры в отношении уязвимых участников дорожного движения касаются прежде всего пешеходов, велосипедистов и людей с ограниченными возможностями (инвалидов). Водители должны уступить дорогу пешеходам, которые находятся на пешеходном переходе или намереваются вступить на пешеходный переход. Кроме того, все водители должны проявлять осторожность, замедлить или остановить транспортное средство в случае необходимости в присутствии детей, слепых, инвалидов или престарелых, пешеходов или велосипедистов. Подвергнуть угрозе одну из этих категорий лиц является нарушением.

Существуют различные зоны для некоторых категорий уязвимых участников дорожного движения:

тротуары, бульвары, пешеходные дорожки - это части дороги, предназначенные для пешеходов. При отсутствии тротуаров или обочин пешеходы могут использовать проезжую часть или велосипедную дорожку в соответствии с определенными правилами (уступать дорогу, соблюдать направление движения и т.д.). Пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеходному переходу и имеют приоритет на этом переходе. Если нет пешеходных переходов в пределах 30 метров, они могут пересекать проезжую часть перпендикулярно, но без права преимущества;

велосипедные дорожки являются частями дороги, предназначенными и обязательными для велосипедистов. В отсутствие велосипедной дорожки велосипедисты могут использовать часть пешеходной дорожки, обочины или парковки в городах. За пределами городов они также могут занимать часть тротуара или шоссе. Не следует путать велосипедные дорожки с “велосипедными полосами” (окрашенные полосы), которые всегда относятся к шоссе. Часть улиц с односторонним движением могут быть заняты велосипедистами, а также мопедами класса А. Тогда в случае сигнала велосипедисты имеют приоритетное право на съезд с улицы с односторонним движением. Особые правила регулируют приоритет между велосипедистами (и водителями мопедов) и водителями механических транспортных средств. Например, водитель, который пересекает велосипедную дорожку должен уступить дорогу велосипедистам, которые двигаются по ней.

Становясь жертвой аварии, уязвимый участник дорожного движения автоматически получает компенсацию. “Автоматически” означает, что она будет выплачиваться независимо от того, есть ли его вина в ДТП или нет.

Компенсация выплачивается в случае:

человек пострадал в качестве уязвимого участника в дорожно-транспортном происшествии с участием по крайней мере одного механического транспортного средства на дорогах общего пользования;

человек получил травму (в случае смерти компенсация перейдет наследникам);

невозможно доказать, что уязвимый участник дорожного движения намеренно способствовали аварии;

существует причинно-следственная связь между аварией и травмой.

Автоматическая компенсация выплачивается только за телесные повреждения (включая смерть) и повреждение одежды и функциональных протезов (очки, слуховые аппараты и т.д.). Она не касается другого ущерба.

Страхование гражданской ответственности водителя транспортного средства, участвующего в аварии, компенсирует ущерб. Если более одной страховой компании вовлечены, все они должны обеспечить полную компенсацию жертве. Вместе с тем уязвимые участники дорожного движения обычно требуют компенсации у страховой фирмы, застраховавшей причастный к аварии автомобиль. Медицинская экспертиза необходима для оценки физического ущерба.

Причины предоставления преимущества на дороге транспортным средствам, оборудованным специальным световым и звуковым сигналом

Согласно разделу 3 ПДД РФ:

3.1. Водители транспортных средств с включенным проблесковым маячком синего цвета, выполняя неотложное служебное задание, могут отступать от требований разделов 6 (кроме сигналов регулировщика) и 8 -- 18 настоящих Правил, приложений 1 и 2 к настоящим Правилам при условии обеспечения безопасности движения.

Для получения преимущества перед другими участниками движения водители таких транспортных средств должны включить проблесковый маячок синего цвета и специальный звуковой сигнал. Воспользоваться приоритетом они могут только убедившись, что им уступают дорогу.

3.2. При приближении транспортного средства с включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом водители обязаны уступить дорогу для обеспечения беспрепятственного проезда указанного транспортного средства.

Согласно пункту 1.2 ПДД РФ:

«Уступить дорогу (не создавать помех)» -- требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.

Таким образом, согласно ПДД РФ водитель транспортного средства при приближении транспортного средства с включенным проблесковым маячком синего цвета и звуковым сигналом обязан уступить ему дорогу.

Маневр по перестроению в соседнюю полосу, с целью пропустить спецтранспорт для продолжения им беспрепятственного движения по собственной полосе или же по встречной полосе не попадает под понятие термина ПДД уступить дорогу.

Согласно ПДД РФ водитель обязан пропустить спецтранспорт, например, в следующих случаях:

  • 1. При проезде перекрестков
  • 2. При перестроении спецтранспорта в полосу, в которой следует водитель
  • 3. При выполнении спецтранспортом маневров поворота, разворота

Кроме того, следует отметить что на водителей спецтранспорта распространяются требования раздела 1 (общие положения) и 2 (общие обязанности водителей) ПДД РФ.

Кроме того, согласно Закону РФ «О государственной гражданской службе» ст. 17 п. 8 служащему запрещается использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам.

Согласно КоАП РФ:

Статья 12.17. Непредоставление преимущества в движении маршрутному транспортному средству или транспортному средству с включенными специальными световыми и звуковыми сигналами

1. Непредоставление преимущества в движении маршрутному транспортному средству, а равно транспортному средству с одновременно включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом -- влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до трехсот рублей.

Термин «предоставление преимущества» отсутствует в ПДД РФ, требования которых должны соблюдать водитель.

В тоже время есть термин «Преимущество (приоритет)» -- право на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим участникам движения. Однако и тут речь не идет об обязанности совершить маневр для того чтобы освободить полосу для субъекта приоритета.

Так как КоАП РФ лишь устанавливает ответственность за нарушение тех или иных пунктов ПДД РФ, а не подменяет собой ПДД, по аналогии следует принять, что в данной статье КоАП под предоставлением преимущества понимается требование «уступить дорогу» в терминах ПДД РФ.

В предыдущих разделах Доклада мы много раз акцентировали внимание на взаимной вежливости и взаимопомощи на дорогах. По букве закона спецсигнал включается на спецтранспорте только при выполнении неотложного служебного задания. Сознательное препятствование выполнению срочной работы не укладывается в понятие этики поведения цивилизованного человека. Нередко от скорости проезда спецтранспорта зависит нечто большее, чем уязвлённое самолюбие участника дорожного движения, мимо которого пронеслась защищённая законом "мигалка". Например - человеческая жизнь. И пусть "иногда" бывает не так, но лучше десять раз ошибиться в противоположную сторону, чем один раз не пропустить скорую, в которой врачи борются за жизнь ребёнка.

Надежность водителя в значительной степени зависит от таких его нрав­ственных качеств, как дисциплинированность, чувство ответственности, кол­лективизм. Трудолюбие, чуткое отношение к людям, скромность – эти качества обычно присущи хорошим и надежным водителям. Отсутствие интереса к ра­боте, эгоизм, грубость и бесцеремонное отношение к окружающим людям, не­уважительное отношение к правопорядку – эти качества недисциплинированно­го водителя.

Недисциплинированность водителя чаще всего проявляется в игнориро­вании требований Правил дорожного движения. Водитель должен заботиться не только о личной безопасности, но и о безопасности других участников дви­жения. Нужно не только строго соблюдать Правила, но и следить за действия­ми других участников движения. При виде ошибок, допущенных пешеходом или другими водителями, нужно сделать все возможное, чтобы предотвратить ДТП. Очень важна взаимная предупредительность участников движения, от­сутствие которой связано не только с нарушением пред писаний Правил, но и свидетельствует об отсутствии или недостатках воспитания, что характерно для многих водителей. Так, например, водители многих городов, выполняя пово­рот, игнорируют требования пропустить пешеходов, находящихся на пешеход­ных переходах. Нередки случаи, когда водитель, вынужденный пропустить пе­шеходов, допускает грубые окрики, пугает их звуковым сигналом или подъез­жает вплотную. Вежливый водитель всегда считается с другими участниками движения при выборе приемов вождения, владеет собой, старается по возмож­ности избегать осложнений, а при возникновении их пытается разрешить си­туацию безопасным путем. Вежливый водитель – это, прежде всего, думающий и внимательный водитель. В ГЩД отсутствует требование быть вежливым. Но также не говорится, что водитель не имеет права отказаться от приоритета, если он об этом своевременно оповещает других участников движения. Если води­тели, нарушающие ПДД, несут наказание, то не вежливые водители, соблю­дающие ПДД, наказанию не подлежат. Например, водитель, который остано­вился перед «зеброй», чтобы пропустить пересекающих проезжую часть пеше­ходов, выполняет требования ГЩД. Водитель же, остановившийся, чтобы про­пустить пожилого человека или мать с коляской, ожидающих на тротуаре воз­можности перехода, является вежливым водителем.

Вежливость в дорожном движении, однако, нельзя доводить до абсурда. Например, водитель, который при неинтенсивном движении предлагает право проезда водителю транспортного средства, у которого согласно ПДД этого пра­ва нет; создает своими действиями неразбериху, что может привести к опасной ситуации. Жеманность в дорожном движении неуместна.

Часто требуется участие и взаимная помощь других водителей а полу­чить их удается не скоро, хотя мимо проехало много водителей. Водитель будет чувствовать себя немного уверенней, если участники движения будут взаимно доброжелательны, готовы выручить и оказать помощь.

koreada.ru - Про автомобили - Информационный портал