Психология водителя. основы эффективного общения. Этика водителя и его взаимоотношения с другими участниками дорожного движения презентация к уроку на тему Лица, совершающие кражи ТС


На успешность вождения влияют различных психические свойства и состояния водителя. Однако водитель обычно действует не в одиночку, а в системе дорожного движения совместно с другими водителями, с пешеходами. Поэтому для хорошего вождения недостаточно самому иметь хорошие качества, быть в хорошем состоянии, овладеть автомобилем, а нужно еще умение взаимодействовать с другими участниками дорожного движения. Для этого требуется прежде всего хорошее взаимопонимание.

К сожалению водители располагают очень ограниченным арсеналом технических средств для передачи друг другу информации и общения между собой. Это фактически два-три вида световой сигнализации: стоп-сигнал, сигнал поворота и иногда переключение фар, в исключительных случаях - еще и звуковой сигнал (комм.автора - в настоящее время почти все водители знакомы с азбукой дорожных разговоров с использованием данных средств).

Однако бывают ситуации когда все эти средства бесполезны. Например, водитель хочет перестроиться в соседний ряд и сигнализирует об этом. Однако пропустит или не пропустит его водитель, едущий чуть сзади по этому ряду, он не знает, так как ответа он не получает. Возможно столкновение, и только потому, что не было получено определенного ответа от коллеги по движению.

Поэтому необходимо в пределах имеющихся технических средств совершенствовать способы общения и коммуникации водителей в процессе дорожного движения.

Так, опытный водитель уже по тому, как ведет себя соседний автомобиль, может легко прогнозировать некоторые планы его хозяина. По тому, в какой ряд хочет встать водитель перед перекрестком, можно судить о том, куда он далее поедет. Подобных понятных другим водителям маневров существует немало. Поэтому всем водителям следует избегать всяких нестандартных и особенно неожиданных маневров, которые могут не понять или неправильно истолковать коллеги по движению. Действовать на дороге всегда следует так, чтобы твои планы были предельно ясны соседям. В таком случае, если водитель даже по его вине попадает в сложное положение, его всегда правильно поймут другие участники движения, и зачастую помогут ему безопасно выйти из него.

Следует назвать еще один путь для улучшения общения в дорожном движении - использование так называемого невербального общения - языка жестов. Жесты оказываются весьма полезны, когда в сложных дорожных ситуациях останавливается несколько автомобилей и водители ждут, как будут действовать другие.

При этом нужно всегда учитывать недостаточную надежность такого канала общения. Поэтому полученные таким образом сигналы следует трактовать всегда очень осмотрительно, проверять и еще раз перепроверять их перед тем, как по ним действовать.

Для безопасного дорожно-транспортного движения нужно добиться и взаимопонимания между водителями и пешеходами. Установлено, что больше половины дорожных происшествий в той или иной мере связано с пешеходами, а четверть из них происходит по их непосредственной вине. Пешеходы находятся в лучших условиях, чем водители. Им не так уж сложно прогнозировать действия водителя: водитель может притормозить или увеличить скорость, повернуть чуть вправо, влево. Автомобиль - это довольно крупная и инертная конструкция, которая постепенно меняет свое положение. Мгновенно она переместиться не может.

Водителю же гораздо сложнее прогнозировать поведение пешехода. Здесь могут мгновенно возникать самые неожиданные варианты поведения, особенно, если пешеходом является ребенок или перепуганный пожилой человек. Поведение пешеходов бесконечно разнообразно и здесь нельзя назвать какие-либо определенные, справедливые на все случаи закономерности. Поэтому водителям приходится вести расчет на самый худший вариант поведения пешехода и заранее готовиться к его самому неожиданному маневру (особенно если у дороги дети).

А в общем водитель всегда старается получить информацию о намерениях пешехода и при этом ему очень важно знать, увидел ли он приближающийся автомобиль или нет. Поэтому водителю приходится постоянно заниматься раскодированием движений, жестов, мимики пешеходов и по этой информации принимать решения на дальнейший маневр.

Установлены некоторые закономерности как поведения пешеходов у дорог и переходов, так и дорожных происшествий с пешеходами. Например, если пешеходы хотят перейти улицу (на нерегулируемом пешеходном переходе) и ждут у перехода 15-20 с, то потом, если их не пропускают, они начинают перебегать дорогу перед близко идущим транспортом. Хотя считается, что безопасный переход обеспечивается, когда человек пересекает улицу на 8-9 с до подхода автомобиля, люди начинают перебегать дорогу уже за 2-3 с до этого. Отсюда следует важный для водителей вывод. Если видите, что перед переходом столпился народ и люди уже ждут более 10 с, нужно непременно остановиться и пропустить пешеходов, иначе будут возникать вышеперечисленные опасные ситуации (комм.автора - аналогично поведению пешеходов, могут поступать и водители, например, когда долго не могут выехать со второстепенной, замечал по себе - начинаешь нервничать и рискуешь).

Результаты некоторых исследований, показывают, что число несчастных случаев при подъезде к переходам и на переходах оказалось значительно меньшим, чем сразу после переходов. И объясняется это тем, что перед подъездом к таким переходам и на самих переходах водители обычно настораживаются и ведут автомобили осторожнее, чем тогда, когда опасный участок дороги уже пройден и остался позади. Эту закономерность, свидетельствующую о том, что и участок дороги сразу после перехода оказывается тоже опасным, полезно знать водителям.

На того, насколько успешным является вождение, влияет множество психических свойств и состояние водителя. Но обычно человек за рулем не действует в одиночку, в дорожной ситуации он общается с пешеходами, с другими водителями. Поэтому, для тог чтобы стать действительно хорошим водителем, нужно самому обладать хорошими качествами, находиться в хорошем расположении духа, овладеть мастерством вождения и умением взаимодействовать с окружающими. Прежде всего, для этого необходимо взаимопонимание.

К сожалению, водители имеют ограниченный арсенал средств, с помощью которых можно передавать друг другу информацию и общаться между собой. Фактически, к этим средствам относится два-три вида: сигнал поворота, стоп-сигнал и иногда переключение фар . Крайне редко используют звуковые сигналы.

Но бывают такие ситуации, когда все выше названные средства бессильны. К примеру, водитель собирается перестроиться в соседний ряд и дает об этом сигнал. Но собирается или не собирается пропускать его водитель, который едет позади него, он не знает, потому, что ответного сигнала не последует. Здесь возможно столкновение, которое возникнет только из-за того, что нельзя получить определенный ответ от коллеги по дорожной ситуации.

Поэтому, пользуясь всеми возможными техническими средствами, необходимо совершенствовать методы коммуникации и общения между водителями в процессе дорожного движения.

Опытный водитель, только по тому, как ведет себя его коллега по движению, с легкостью может прогнозировать его дальнейшие планы. По тому, в каком ряду хочет стоять водитель на перекрестке, можно судить о том, куда он собирается перемещаться в дальнейшем. Существует еще масса маневров, которые понимают окружающие водители . Поэтому человеку, который сидит за рулем, нужно избегать неожиданных и нестандартных ситуаций, которые окружающие водители могут неправильно понять или не понять вовсе. Участник дорожного движения должен вести себя так, чтобы все его действия были предельно ясными для окружающих. В этом случае, если водитель по своей вине попадет в затруднительное положение, другие участники дорожного движения его поймут и помогут выбраться из него с наименьшими потерями.

Не следует забывать и о еще одном пути улучшения общения между водителями транспорта – использованием невербального общения, то есть, языка жестов. Именно жесть являются наиболее полезными тогда, когда в непростой дорожной ситуации все водители вынуждены остановиться и ждать, как поступят другие. Вспомним хотя бы перекрестки равнозначных дорог – редкий, но встречающийся случай.

В таких ситуациях нужно учитывать ненадежность этого способа общения. Поэтому, когда вы получаете какую-то информацию от других водителей в форме жестов, сигналы нужно трактовать крайне аккуратно и осмотрительно, проверять их несколько раз перед тем, как совершить какое-то действие.

Для того чтобы дорожно-транспортное движение было безопасным, нужно стремиться к взаимопониманию между водителями и пешеходами. Статистика установила, что больше половины всех ДТП в какой-то степени связано с поведением пешеходов, а 25% их происходит непосредственно по их вине. Любой пешеход находится в более простой ситуации, чем человек за рулем. Ему гораздо легче прогнозировать действия водителей: они прибавляют или снижают скорость, поворачивают направо или налево. Машина – это достаточно крупная инертная конструкция, которая меняет свое положение постепенно. Она не может перемещаться за долю секунды.

В свою очередь, водителю гораздо сложнее прогнозировать поведение пешехода . Тут моментально появляются неожиданные варианты поведения, особенно, когда перед вами пожилой человек или ребенок. То, как себя ведут пешеходы, не подчиняется никаким закономерностям и его невозможно предугадать, или предопределить. Поэтому тот, кто сидит за рулем, должен рассчитывать на самый худший и неожиданный вариант и заранее подготовить себя к любому маневру пешехода, особенно когда перед ним группа детей.

В любом случае, водитель старается получить как можно больше информации о том, как поведет себя пешеход и при этом ему необходимо знать, видит ли он приближающийся транспорт, или нет. Поэтому каждый водитель время от времени раскодирует движения, жесты, мимику пешеходов, и судя по этой информации, принимает решение на дальнейший маневр .

Ученые установили некоторые закономерности в поведении пешеходов у переходов и дорог, и закономерности, которые связаны с участием пешеходов в ДТП. К примеру, пешеход хочет перейти улицу на переходе, который не регулируется светофором, ждет у перехода секунд 15-20, и. если его никто не пропускает, он пытается перебежать дорогу, даже если вблизи едет транспорт . Принято считать, что безопасный переход происходит тогда, когда человек пересекает улицу, а через 8-9 секунд проезжает транспорт. Но, как правило, люди переходят дорогу и за 2-3 секунды перед автомобилем. Если вы сидите за рулем и видите, что у перехода появилась группа людей, которые ждут уже более 10 секунд, непременно остановитесь и пропустите их, а иначе могут возникнуть названные неприятные ситуации. Так же, как пассажиры, могут поступать и водители, к примеру, когда они не могут выехать со второстепенной. Я не раз замечал, что, если тебя долго не пропускают, начинаешь нервничать и пытаешься рисковать.

Специалисты провели исследования, в результате которых было доказано, что число ДТП при подъезде к переходам и на самих переходах значительно меньше, чем сразу после них. Объясняется это тем, что перед подъездом и на самих переходах водители ведут себя осторожно, чем тогда, когда такие опасные участки остаются позади. Водители должны знать эту закономерность, которая сообщает о том, что сразу после перехода участок дороги остается не менее опасным.

Надежность водителя в значительной степени зависит от таких его нрав­ственных качеств, как дисциплинированность, чувство ответственности, кол­лективизм. Трудолюбие, чуткое отношение к людям, скромность – эти качества обычно присущи хорошим и надежным водителям. Отсутствие интереса к ра­боте, эгоизм, грубость и бесцеремонное отношение к окружающим людям, не­уважительное отношение к правопорядку – эти качества недисциплинированно­го водителя.

Недисциплинированность водителя чаще всего проявляется в игнориро­вании требований Правил дорожного движения. Водитель должен заботиться не только о личной безопасности, но и о безопасности других участников дви­жения. Нужно не только строго соблюдать Правила, но и следить за действия­ми других участников движения. При виде ошибок, допущенных пешеходом или другими водителями, нужно сделать все возможное, чтобы предотвратить ДТП. Очень важна взаимная предупредительность участников движения, от­сутствие которой связано не только с нарушением пред писаний Правил, но и свидетельствует об отсутствии или недостатках воспитания, что характерно для многих водителей. Так, например, водители многих городов, выполняя пово­рот, игнорируют требования пропустить пешеходов, находящихся на пешеход­ных переходах. Нередки случаи, когда водитель, вынужденный пропустить пе­шеходов, допускает грубые окрики, пугает их звуковым сигналом или подъез­жает вплотную. Вежливый водитель всегда считается с другими участниками движения при выборе приемов вождения, владеет собой, старается по возмож­ности избегать осложнений, а при возникновении их пытается разрешить си­туацию безопасным путем. Вежливый водитель – это, прежде всего, думающий и внимательный водитель. В ГЩД отсутствует требование быть вежливым. Но также не говорится, что водитель не имеет права отказаться от приоритета, если он об этом своевременно оповещает других участников движения. Если води­тели, нарушающие ПДД, несут наказание, то не вежливые водители, соблю­дающие ПДД, наказанию не подлежат. Например, водитель, который остано­вился перед «зеброй», чтобы пропустить пересекающих проезжую часть пеше­ходов, выполняет требования ГЩД. Водитель же, остановившийся, чтобы про­пустить пожилого человека или мать с коляской, ожидающих на тротуаре воз­можности перехода, является вежливым водителем.

Вежливость в дорожном движении, однако, нельзя доводить до абсурда. Например, водитель, который при неинтенсивном движении предлагает право проезда водителю транспортного средства, у которого согласно ПДД этого пра­ва нет; создает своими действиями неразбериху, что может привести к опасной ситуации. Жеманность в дорожном движении неуместна.

Часто требуется участие и взаимная помощь других водителей а полу­чить их удается не скоро, хотя мимо проехало много водителей. Водитель будет чувствовать себя немного уверенней, если участники движения будут взаимно доброжелательны, готовы выручить и оказать помощь.

Общение является сложным, многоплановым процессом установления и развития контактов между людьми. Порождает общение потребность в совместной деятельности. Общение состоит из выработки единой стратегии взаимодействия, обмена информацией, восприятия, понимания партнера по общению.

В данной статье мы поговорим об основах эффективного общения: видах, сторонах и функциях общения, а также о признаках и причинах информационной перегрузки. И так, начнем…

Функции общения

Функции общения могут быть следующими:

  • Контактной (установлен контакт (готовность) принимать и передавать сообщения и поддерживать взаимосвязь);
  • Информационной (принимаются и передаются сообщения в ответ на запрос);
  • Побудительной (с целевой стимуляцией активности);
  • Координационной (с взаимной координацией и согласованностью в совместной деятельности);
  • Функцией понимания (при адекватном понимании смысла, взаимопонимание в целом);
    эмотивной (с обменом эмоциями);
  • Функцией установления отношений (при фиксации своего места в социуме);
  • Функцией оказания влияния (с изменением состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера);
  • Функцией потребности в общении (при необходимости узнать или сообщить информацию, оказать влияние на собеседника и т.д.) Данная функция побуждает на вступление в контакт с другими людьми;
  • Функцией ориентировки в целях общения, в ситуации общения, в личности собеседника;
  • Функцией планирования содержания своего общения, когда человеком, обычно на бессознательном уровне, представляется, что именно он будет говорить;
  • Бессознательной (или сознательной), когда человеком выбираются фразы, средства, которыми он будет пользоваться. Человек решает, как он себя поведет и что скажет;
  • Функцией установления контакта;
  • Функцией обмена мнениями, фактами и идеями;
  • Функцией восприятия и оценки ответной реакции собеседника, контроля эффективности общения, где основой выступает установление обратной связи;
  • Функцией корректировки направления, методов общения, стиля и способов их взаимодействия.

Стороны общения

Сторона общения может быть:

  • Коммуникативной, когда общающиеся индивиды обмениваются информацией. Коммуникация является процессом двустороннего обмена информацией, ведущим к взаимопониманию. Общение осуществляется посредством вербального канала (речи) и невербального (мимики, пантомимики).
  • Интерактивной, при которой организуется взаимодействие между общающимися людьми (происходит обмен действиями);
  • Перцептивной, при которой осуществляется восприятие и познание друг друга собеседниками и устанавливается на данной основе взаимопонимание.

Вербальное общение

Вербальное общение происходит с использованием и устной, и письменной речи. Письменная - способствует долгому хранению передаваемой информации. Речевое устное общение состоит из:

  • Значения и смысла слов, фраз, где важная роль отведена точности употребления слова, доступности, правильности произношения и интонации;
  • Речевых звуковых явлений: темпа речи (медленный-быстрый), высоты, тональности, ритма и тембра голоса, дикции и интонации;
  • Выразительных качеств голоса: характерных специфических звуков (смеха, вздохов), разделительных звуков (кашля) и нулевых звуков (пауз);
  • Интонации, эмоциональной выразительности, придающей различный смысл одной и той же фразе;
  • Мимики, позы, взгляда собеседника;
  • Жестов;
  • Расстояния между собеседниками при общении.

Невербальное общение

Невербальные средства общения включают в себя:

  • Кинестику , изучающую внешнее проявление эмоций и чувств: мимику, жесты (движение различных частей тела), пантомимику (осанку, походку, позы);
  • Такесику , изучающую прикосновения в процессе общения: рукопожатия, поглаживания, поцелуи, касания и т.д.
  • Проксемику , изучающую расположения собеседников в пространстве общения.

Виды общения

В зависимости от «цели-средства» общение может быть деловым (средством достижения бизнес-целей) и личностным (где цель - само общение).

Личностное общение служит для формирования человека как личности, дает возможность приобрести определенные черты характера, интересы, склонности, привычки, позволяет усвоить формы нравственного поведения и нормы, определяет жизненную цель и помогает выбрать средства ее достижения.

Деловое общение служит для развития и формирования деловых человеческих способностей, является средством приобретения навыков и знаний. В ходе делового общения человеком совершенствуются умения взаимодействовать с людьми, развиваются необходимые для этого организаторские и деловые качества. Деловое общение состоит из деловой переписки, переговоров и встреч.

В зависимости от основного содержания общение может быть биологическим, когнитивным, эмоциональным, материальным или же конвенциональным.

Материальное общение служит для получения человеком необходимых для нормальной жизни предметов материальной и духовной культуры. Примером можно назвать прямую продажу товаров и услуг.

Когнитивное общение является обменом информацией и выступает фактором интеллектуального развития, поскольку собеседники обмениваются, а значит и взаимообогащаются знаниями.

Конвенциональное общение служит для создания состояния готовности к общению других видов, формулирования установок, необходимых для оптимизации других видов общения. Ярким примером являются ритуалы и церемонии, деловой этикет.

Эмоциональное общение - это источник дополнительной энергии для человека, его своеобразная «подзарядка» для чувств.

Биологическое общение необходимо для сохранения нормальных параметров организма и условий поддержания и развития его жизненных функций. Яркий пример - секс или кормление ребенка.

Информация

Информация представляет из себя сведения о чем-либо, вне зависимости от формы их представления, и переводится с латинского «information», как ознакомление, сведение или разъяснение. Данное понятие рассматривали еще античные философы.

В зависимости от различных критериев информация делится на виды.

По способу восприятия информация может быть:

  • Визуальной - воспринимаемой органами зрения;
  • Аудиальной - воспринимаемой слухом;
  • Тактильной - воспринимаемой тактильными рецепторами;
  • Обонятельной - воспринимаемой рецепторами обоняния;
  • Вкусовой - воспринимаемой рецепторами вкуса.

В зависимости от формы представления информация может быть:

  • Текстовой - передаваемой в форме символов, предназначенных для обозначения лексемов языка;
  • Числовой - передаваемой знаками и цифрами, обозначающими математические действия;
  • Графической - изображения, графика, предметы;
  • Звуковой - устной или в виде записи и передачи лексем языка аудиальным путем;
  • Видеоинформацией - видеозаписи;

В зависимости от назначения:

  • Массовой, содержащей тривиальные сведения и оперирующей набором понятных большей части социума понятий;
  • Специальной - содержащей специфический набор понятий, с использованием которых передаются сведения, понимаемые основной массой социума, но необходимые и понятные в рамках социальной группы, где данная информация используется.
  • Секретной - передаваемой узкому кругу лиц по закрытым (защищенным) каналам.
  • Личной (приватной), представляющей набор сведений об определенной личности, который определяет социальное положение и типы социального взаимодействия внутри популяции.

В зависимости от значения:

  • Актуальной - ценной в данный момент времени;
  • Достоверной - полученной без искажений;
  • Понятной - выраженной языком, понятным тому, для кого предназначена информация;
  • Полной - достаточной для принятия правильного решения или понимания;
  • Полезной, где полезность определяется субъектом, получившим информацию в зависимости от объема возможностей ее использования.

В зависимости от истинности информация может быть:

  • ложной;
  • истинной.

При управлении транспортным средством водитель подвержен большому потоку информации, из которого нужна лишь небольшая часть для того, чтобы качественно и безопасно управлять автомобилем. Данная информация включает в себя:

  • Дорожную обстановку (водителю нужно охватывать взглядом спектр в 360 градусов);
  • Дорожные знаки (водитель должен считывать дорожную разметку и знаки, быстро обрабатывать данную информацию, делать выводы и применять на дороге);
  • Показатели приборов;
  • Звуковые сигналы (сигналы других автомобилей, предупреждающие водителя, звук его автомобиля, и если привычный звук нарушен, то нужно понять причину);

Информационная перегрузка

Информационная перегрузка наступает в случаях, когда поступающая информация по объему превосходит возможности человека ее воспринимать, то есть он не может справиться с огромными масштабами информации.

К признакам информационной перегрузки относят ситуации, когда у водителя:

  • Отсутствует в голове ясность, а умственная деятельность хаотична;
  • Память ухудшается, и в ней появляются провалы;
  • В голове звучит назойливая мелодия или отрывки фраз;
  • Появляется желание все время говорить (дабы избавиться от излишка информации);
  • Появляется бормотание во сне или перед сном, рассуждения вслух;
  • При тяжелом случае человек может слышать голоса во время засыпания или шум в ушах.

К телесному признаку информационной перегрузки относится тошнота, которая, как правило, сочетается с неправильным положением тела. Тошнота является тревожным сигналом, говорящим о том, что нужно прекратить подачу информации.

Причины информационной перегрузки

Главной причиной информационной перегрузки называют информационный вампиризм и интернет-зависимость, неумеренность в просмотре телевизора и т.п.

Средства получения информации помогают человеку уйти от житейских и личных проблем, компенсируя жизненную неустроенность. Однако компенсация эта мнимая, и проблемы только усугубляются, поскольку человек избегает их решения. Таким образом, информационная перегрузка в психологическом плане схожа с наркоманией, алкоголизмом и другими формами патологической зависимости.

Иногда поиск полезных и нужных сведений сопровождается копанием в огромном информационном массиве, что приводит к накоплению фактов, но не их усвоению. Таким образом, человек перенасыщается излишней информацией. Современный человек стоит перед множеством задач и целей, которые требуется выполнить одновременно, а он тратит море энергии на переключение между задачами, а не на их выполнение. Психиатры зовут это потерей продуктивности мышления, которое выглядит как отупение, неспособность к простым умозаключениям, до сознания не доходит информация извне. Человек не пытается сократить число задач, а лишь ускоряется в переключении между ними, и получает в результате переутомление.

Информационная перегрузка иногда происходит от неумения планировать свой рабочий день, от отсутствия рабочего расписания, где прописано количество рабочих часов в день.

Также информационная перегрузка может возникнуть не только от объема поступающей информации, но и от ее непредсказуемости, когда она поступает не в ответ на запрос, а сама находит получателя, который не готов ее воспринимать. Тогда человек не может воспринимать информацию, и она вносит хаос и отсутствие структуры в мир человека, что и приводит к информационному переутомлению.

Еще одной причиной информационной перегрузки ученые называют общее переутомление человека. Тестирование показало, что люди, тратящие на сон менее 6 часов в сутки, хуже прошли тест на память чем те, кто спит по 8 часов в сутки.

В присяге водителя, которую принимают водители многих зарубежных стран первым пунктом записано: «Я всегда буду любезным и вежливым по отношению к другим водителям и по-товарищески с ними сотрудничать».

Дорога – рабочее место для любого водителя и их взаимодействие во время работы по безопасному управлению транспортными средствами позволит успешно выполнить эту работу или привести к трагедии.

На Дорогах каждый водитель постоянно взаимодействует с водителями транспортных средств, двигающимися в попутном и встречном направлении, маневрирующими, выезжающими из боковых проездов и площадок и даже просто стоящими на дороге. По предназначению, характеру движения транспортных средств, по подаваемым их водителями сигналам и многим другим признакам водитель обязан определять их намерения, предвидеть направления движения, маневры, что очень важно для обеспечения безопасности движения. Ничто так не грозит серьезными осложнениями дорожной обстановки, как неожиданные для других участников движения действия водителей.

Среди всех транспортных средств особое место занимают транспортные средства общего пользования, которым в силу их особого предназначения Правилами предоставлен ряд преимуществ перед другими видами транспорта. При движении по установленным маршрутам они имеют право отступать от требований некоторых запрещающих и предписывающих знаков. Кроме того, для них предусмотрены и другие преимущества, обеспечивающие им беспрепятственный проезд, особенно по дорогам с интенсивным движением.

В населенных пунктах водители всех транспортных средств не должны создавать помех троллейбусам и автобусам общего пользования, отъезжающим от обозначенной остановки в попутном направлении. Правила обязывают водителей других транспортных средств уступить дорогу троллейбусу (автобусу), отъезжающему от остановки, замедлить движение или даже остановиться и дать возможность ему выехать на свободную полосу движения. На загородных дорогах таких требований нет (рис. 46). На дорогах с интенсивным или односторонним движением транспорта для троллейбусов и автобусов общего пользования может выделяться специальная полоса. Над полосой или справа от проезжей части устанавливаются дорожные знаки: 5.9. «Полоса для маршрутных транспортных средств» и 5.10.1. «Дорога с полосой для маршрутных транспортных средств».

По этой полосе движение других транспортных средств запрещается, ее нельзя пересекать, например, для заезда во двор или при выезде со двора, при перестроении для поворота на перекрестке, на ней запрещены стоянка и остановка.

Иногда полоса для маршрутных транспортных средств выделяется пунктирной линией. Движение по ней других транспортных средств и стоянка на ней также запрещаются. Однако на нее можно заезжать для посадки или высадки пассажиров, ее можно пересекать при выезде на дорогу с прилегающей территории, на нее можно перестраиваться перед перекрестком для выполнения правого поворота, не создавая помех для маршрутных транспортных средств.

При взаимодействии с водителями других транспортных средств важную роль играют звуковые, световые и другие (например, рукой) сигналы. Но некоторые водители в нарушение Правил по разным причинам эти сигналы при маневрировании не подают. Этим они создают аварийную обстановку как для себя, так и для других участников движения. Опытные водители обычно предвидят действия других и заранее принимают меры по предупреждению нежелательных осложнений.

Так, например, по перемещению к осевой линии или на полосу встречного движения без изменения скорости движения впереди идущего автомобиля опытный водитель определяет намерение его водителя объехать стоящее на правой стороне дороги транспортное средство и принимает решение снизить скорость. Объезд стоящего транспортного средства можно начать лишь тогда, когда водитель впереди идущего автомобиля его закончит.

При следовании за транспортным средством с грузом в кузове или в багажнике на крыше водитель обращает внимание и на положение груза. Плохо закрепленный груз может выпасть на дорогу и создать препятствие для движения. Обнаружив такой груз, водитель подает звуковой или световой сигнал и старается обогнать транспорт с плохо закрепленным грузом. При обгоне с помощью пассажиров голосом или жестами его водителю дают понять о плохо закрепленном грузе.

Подобным же образом следует оповещать водителя движущегося в попутном направлении автомобиля, если у него неплотно прикрыта дверь, спущено колесо, плохо закреплен номерной знак и т.д.

При внезапной остановке, идущего впереди транспортного средства непосредственно на проезжей части водитель также останавливает свой автомобиль. Объезжать остановившееся транспортное средство с ходу ни в коем случае нельзя, перед ним могут быть пешеходы или животные, неожиданно вышедшие на проезжую часть, груз, выпавший из кузова других машин, иное препятствие. Объехать остановившегося можно лишь после полного выяснения обстановки.

При движении по щебеночной дороге, особенно по свеженасыпанному щебню или гальке, ветровое стекло может быть разбито и камнем, вылетевшим из-под колес встречного автомобиля. Современные легковые автомобили оснащаются ветровыми стеклами типа «тримплекс», состоящими из двух слоев стекла и специальной пленки между ними. При попадании камня такое стекло мгновенно покрывается множеством тонких трещин и дороги не видно. Рассыпаться полностью стеклу часто не дает находящаяся в нем пленка.

При повреждении ветрового стекла водитель немедленно останавливается, не меняя полосы движения, и включает аварийную световую сигнализацию.

Очень внимательным надо быть при движении за такси или рядом с ним. Водитель такси может сделать неожиданный маневр или остановиться по требованию пассажиров. К этому надо быть всегда готовым.

Особого отношения к себе требуют легковые автомобили с водителями-инвалидами, имеющие ручное управление. Они обозначаются лишь специальным опознавательным знаком «Инвалид», который устанавливается и спереди и сзади. Многие операции по управлению водители-инвалиды выполняют только руками. Они медленно трогаются с места, медленно выезжают на дорогу, медленно маневрируют. Любые операции с органами управления водителями-инвалидами выполняются с задержкой. Учитывая это, при следовании за таким автомобилем надо выдерживать дистанцию побольше, не следует сигналить инвалиду и требовать от него ускорения движения. Следует иметь в виду, что при трогании на подъеме он может скатиться назад.

С представителями органов милиции и Госавтоинспекции

Взаимоотношения водителя и сотрудника ДПС, категорий людей, непосредственно причастных к дорожному движению, складываются далеко не просто. Их невозможно охарактеризовать в двух словах, нельзя сказать, что здесь все благополучно. У многих водителей вид человека с жезлом в милицейской форме не вызывает положительных эмоций, хотя они прекрасно понимают его функции. Они знают, что контроль на дороге необходим. Без этого сегодня пока нельзя, и в обозримом будущем положение не изменится.

koreada.ru - Про автомобили - Информационный портал