Горбатый запорожец заз 965. "русское авто с берегов даугавы". Основные данные для регулировок и контроля

6,5 Система питания: Карбюратор К-123 - однокамерный с падающим потоком и горизонтальным подводом воздуха Охлаждение: воздушное Клапанной механизм: OHV Материал блока цилиндров : чугун Материал ГБЦ (англ.) русск. : алюминий Тактность (число тактов): 4 Порядок работы цилиндров: 1-3-4-2 Рекомендованное топливо: А-72

механическая

Характеристики

Массово-габаритные

Ширина: 1 395 мм

Динамические

ЗАЗ-965 - советский малолитражный автомобиль, выпускавшийся с по 1963 год .

ЗАЗ-965А - модификация с двигателем мощностью 27 л.с., выпускавшаяся с ноября по 1969 год .

Изучение опыта мирового автомобилестроения уже на тот момент позволяло прийти ко вполне однозначному выводу: микролитражка не может быть просто уменьшенной копией своих «больших собратьев». Необходимо напомнить, что в то время большинство автомобилей имели двигатель спереди и задний ведущий мост - так называемая «классическая компоновка». Однако для машины размером с будущий «Запорожец» она была явно нерациональна, так как ограничивала полезное пространство салона, увеличивала габаритную высоту, себестоимость и массу автомобиля из-за наличия проходящего под полом кузова карданного вала. Все попытки выпуска автомобилей «классической» компоновки в «особо малом» классе неизбежно заканчивались появлением на свет высоких, тяжёлых, маловместительных и довольно неуклюжих внешне конструкций. Избавиться от этих недостатков можно было, сблокировав двигатель и трансмиссию в единый агрегат и разместив его непосредственно у ведущих колёс - передних либо задних.

Между тем, советские конструкторы подошли к конструкции итальянского прототипа вполне творчески. Кузов, сохранив похожую на «Фиат» силовую структуру, в частности - низко расположенную между широко разнесёнными коробами панель пола, что увеличивало вместимость автомобиля при сохранении приемлемой высоты, - получил более современную внешнюю форму, став из двухобъёмного фастбэка с выштамповками на боковине, имитирующими отдельные крылья, трёхобъёмным двухдверным седаном с плоской боковиной, чётко выделенным объёмом багажника и большим задним стеклом, унифицированным с лобовым (см. также внешнее сравнение автомобилей). Двери при этом остались навешенными на задние петли , что обеспечивало более удобную посадку в салон, но снижало безопасность. Зато стёкла дверей из раздвижных стали более удобными опускными, появились «форточки». В ходовой части была применена более совершенная передняя подвеска на двух поперечных торсионах (так называемая система Порше , такая же использовалась на первых одноимённых спорткарах и Фольксвагене-«Жуке ») - вместо «фиатовской» на поперечной рессоре, а также рассчитанные на дороги худшего качества увеличенные 13-дюймовые колёса, что потребовало увеличить колёсные ниши и изменить компоновку автомобиля в целом. Двигатель и трансмиссия были полностью отечественной разработки.

Изначально предусматривалась комплектация автомобиля двигателем мотоциклетного типа МД-65. Но он оказался малоподходящим для автомобиля, и в условиях работы с перегрузкой имел мизерный ресурс - не более 30 тыс. км до капремонта . Позднее в НАМИ были созданы два опытных образца силовых агрегатов, это должны были быть оппозитные двигатели по схеме Citroën 2CV . Как временное решение, на прототип «444-БКР» (1958) устанавливался двигатель от BMW 600 - также оппозитный, но двухцилиндровый .

Этими разработками заинтересовались и проектировщики армейского амфибийного транспортёра ТПК , как раз нуждавшиеся в двигателе такого типа и ранее столь же безуспешно экспериментировавшие (НАМИ 049, 1958 г.) с ирбитским МД-65. Дальнейшие работы велись уже с учётом их предложений.

В конце концов, пришли к компромиссному варианту - ЗАЗ и военную амфибию унифицировали по силовому агрегату, который имел рабочий объём изначально 746, позднее 877 кубов (с возможностью дальнейшего наращивания) и отличался в военной (МеМЗ-967) и гражданской (МеМЗ-965) версиях лишь отдельными деталями.

При этом, на ТПК двигатель должен был располагаться спереди маховиком назад, а у ЗАЗ’а - сзади маховиком вперёд. Так как соображения армейского заказчика оказались весомее, двигатель был в целом рассчитан именно на переднее расположение в герметичном объеме мотоотсека амфибии, без охлаждения встречным потоком воздуха, поэтому и комплектовался вытяжным вентилятором. Нагнетающий вентилятор был установлен позднее, что, по замыслу разработчиков, должно было улучшить охлаждение двигателя, расположенного сзади. Но проблемы с перегревом силового агрегата были в какой-то степени свойственны всем «Запорожцам» вплоть до ЗАЗ-968М, у которого система охлаждения была полностью переработана (впрочем, в значительной степени в этом были повинны сами владельцы автомобилей - «Запорожцы» нередко эксплуатировались с перегрузкой, а регулярной очисткой рёбер охлаждения цилиндров, что было залогом хорошего теплообмена с охлаждающим воздухом, пренебрегали). Шумность мотора военными также не нормировалась и, по сравнению с остальными советскими автомобилями, имевшими двигатели водяного охлаждения, была неудовлетворительна.

Позднее модификация того же двигателя и трансмиссии амфибии использовалась также на гражданских вариантах ТПК, ЛуАЗ-969 , которые часто ошибочно описывают как «выполненные на базе „Запорожца“».

Цена

На момент своего появления в 1960 году «Запорожец» стоил 18 000 дореформенных рублей (1 800 руб. после реформы). По легенде, цена определялась как совокупная стоимость 1 000 бутылок водки (по 1,80 руб.). Со средней заработной платой в СССР начала 1960-х годов эта величина соотносилась примерно как 20:1, то есть, «Запорожец» можно было купить примерно за 20 средних размеров заработной платы по стране.

Современная стоимость ЗАЗ-965 на вторичном рынке очень сильно разнится в зависимости от сохранности автомобиля и продавца, составляя от нескольких тысяч рублей до нескольких тысяч долларов.

Модификации

Конструкция

Салон ЗАЗ-965

Машина приводилась в движение мотором воздушного охлаждения редкой конфигурации с рабочим объёмом 746 см³ (модель МеМЗ-965) воздушного охлаждения с распредвалом в развале блока между головками цилиндров . Расположение - за задней осью. Частично использовался алюминиевый сплав , картер был из магниевого сплава. Мощность - 23 л.с.

Оригинальной особенностью автомобиля было консольное вывешивание силового агрегата за три точки на картере трансмиссии - двигатель же сам по себе никаких опор или точек крепления к кузову не имел.

На модели ЗАЗ-965А в 1962-1965 гг устанавливался двигатель МеМЗ-966, с увеличенным рабочим объёмом до 887 см³, развивавший 27 л.с., а в 1966-1969 гг - МеМЗ-966А с тем же рабочим объёмом, но уже в 30 л.с.

Базовая модель изготавливалась в период с по 1964 годы , а модернизированный ЗАЗ-965А - с 1962 по 1969. На начало продаж цена для населения составляла 18000 рублей в старом масштабе цен (до деноминации 1:10, проведенной в 1961 году).

Так как предполагалось, что советским автовладельцам придется обслуживать автомобиль самостоятельно, воздушное охлаждение оценивалось положительно и виделось весьма практичным в суровых зимних условиях (при низких температурах нет риска замерзания охлаждающей жидкости на стоянке). Кроме того, малая масса силового агрегата, его простота и разборная конструкция (съёмные цилиндры) позволяла отремонтировать автомобиль практически «в чистом поле».

Тем не менее, в целом и общем двигатель оказался одним из главных недостатков автомобиля: его ресурс был сравнительно невелик из-за напряжённого температурного режима, тонкие стенки блока, воздушное охлаждение и короткий глушитель вели к значительно повышенному уровню шумности, а вызванный к жизни отсутствием жидкостной системы охлаждения отдельный бензиновый отопитель отличался невысокой надёжностью, при нерегулярном обслуживании - даже пожароопасностью (недостатки, характерные и для многих других автомобилей с похожими техническими решениями).

Основные параметры участников сравнения:

Марка и модель: FIAT 600
Годы производства: 1955-1969
Тип кузова: 2-дверный фастбек
Двигатели: 0,6; 0,8; оба - I4
Длина: 3215 мм
Ширина: 1380 мм
Высота: 1405 мм

Марка и модель: ЗАЗ-965 "Запорожец"
Годы производства: 1960-1969
Тип кузова: 2-дверный седан (купе)
Двигатели: 0,9; V4
Длина: 3330 мм
Ширина: 1395 мм
Высота: 1450 мм

Машины бывают большими, обычными и маленькими. А еще они бывают крохотными. Таков FIAT 600 - автомобильчик массой всего в 585 кг, и это уже в снаряженном виде. Такую машину несколько мужчин при необходимости могли вытащить руками из любой ямы. А еще одним неоспоримым преимуществом этого забавного средства передвижения была цена, энтузиасты посчитали, что если бы эта машинка продавалась сегодня, ее стоимость была бы порядка € 6500. Дешевле, чем любой другой европейский автомобиль. Именно такие машины, как FIAT 600 и FIAT 500 смогли сделать из послевоенной Италии автомобильную страну. С 1955 по 1969 было выпущено два с половиной миллиона FIAT 600, после остановки производства в Италии, машину продолжали делать в Южной Америке; к общему количеству нужно прибавить и испанский SEAT 600, и югославскую "Заставу" 750, все это были копии знаменитой микролитражки.
Если бы потребовалось подобрать иллюстрацию к выражению "автомобиль не роскошь, а средство передвижения", то итальянская микролитражка подошла бы как нельзя лучше. Это действительно "средство передвижения" - четыре колеса, мотор и руль. Тесный салон, сиденья как бабушкино кресло (из регулировок только "вперед-назад"), багажник размером меньше иного чемодана; какая уж тут роскошь!
Между тем, именно такие машины были популярны в неизбалованной послевоенной Европе. В еще менее избалованной стране-победительнице - СССР - потребность в предельно простом и недорогом автомобиле была просто огромной! И нет ничего удивительного, что за образец для разработки такой машины взяли как раз FIAT 600. Надо отдать должное коллективу МЗМА (будущему АЗЛК), простым копированием они не ограничились. Идеи, заложенные в ФИАТ, советскими конструкторами были переосмыслены, машины получила иную подвеску и чуть более просторный кузов. Крохотные колеса прототипа сменили на более крупные, для советских дорог они подходили лучше. В результате получился автомобиль с названием Москвич-444. Но в серию он так и не пошел, мощности московского завода были полностью загружены. Пришлось срочно переориентировать завод сельскохозяйственной техники "Коммунар" в украинском городе Запорожье на выпуск нового автомобиля. Так появился ЗАЗ-965, легендарный "горбатый"...

FIAT 600 - прототип первого "Запорожца"

"Запорожец" немного крупнее своего прародителя. А главное отличие - у ФИАТа нет "горба"

Небольшое лирическое отступление: кто мог подумать тогда, в середине двадцатого века, что в новом, двадцать первом, веке бывший завод комбайнов, пережив страну, которая сделала его автомобильным, продолжит существовать, став единственным крупным автозаводом Украины и выпуская копии корейских автомобилей. Предположить такое в 1960-м году не мог даже самый смелый фантаст. Но интересно даже не это, любопытно узнать, что станет со страной и заводом спустя еще полвека, какие зигзаги выпишет история - вот это по-настоящему интересно. Осталось только подождать эти самые полвека:-)

Вернемся к ФИАТу. Такую машину мне удалось повстречать на улицах Хельсинки минувшим летом. Интересно, что машина была просто припаркована на одной из улиц центра города. Не знаю уж, использует ее хозяин как повседневный автомобиль, но повстречать в городах бывшего СССР ЗАЗ-965 мне не удавалось уже много лет. Речь не идет, конечно, о выставочных машинах во время разнообразных ретро-мероприятий. Там-то они встречаются часто, у коллекционеров "горбатый" - одна из самых любимых игрушек. А вот так, просто прогуливаясь, увидеть эту машину на улице в наше время практически невозможно.

FIAT 600 на улице Хельсинки летом 2011 года

Давайте посмотрим, что представляли из себя эти автомобильчики. Фотографий сегодня будет чуть больше, чем обычно.

Двери, навешенные на задние петли - один из ярких признаков FIAT 600 и его советского собрата. О просторе салона говорить не стоит, но при желании в машину могли втиснуться и пять человек, если, конечно, они не обладали габаритам Николая Валуева

Несмотря на свехрхминиатюрность, места для ног на передних сидениях было достаточно благодаря заднему расположению двигателя. Интерьер машины вызывает умиление - взгляните хотя бы на дверные ручки

Багажник, и без того небольшой, ужат до размеров детской люльки запасным колесом и бензобаком. Рядом с запаской можно разглядеть и домкрат. Хотя Николай Валуев, думается, обошелся бы и без него, поднять такую машину для русского великана - не проблема:-)

Передняя панель была металлической и окрашивалась в цвет кузова. Изобилием приборов водителя тоже не баловали

Все фото голубого авто с сайта Microcar museum

Запорожский 965-й ушел от своего прототипа недалеко. Тот же лаконизм салона. Взгляните:

Крашенный металл, торчащие там и сям тумблеры и ниша под панелью вместо "бардачка". А ведь на этих машинах люди умудрялись путешествовать по всему СССР!

Нынешнему автолюбителю в пример:-) Какие там климат-контроли и бортовые компьютеры! Спидометр, указатель температуры масла, топливный счетчик и две контрольки - на фары и поворотники. Это все.

"Горбатый" был знаковой машиной для Страны Советов. Пожалуй, он символизирует лучшее, что в ней было. Это машина эпохи шестидесятых и шестидесятников, времени надежд и оптимизма. То было время, когда космос казался близким и доступным: вот-вот вслед за Гагариным и другими космонавтами полетят к звездам сотни новых кораблей, скоро откроем базу на Луне, а там и до городов на Марсе недалеко. Это было время доброты и уверенности в себе: уже никого не сажают, а времена ГУЛАГа публично осуждены. Странно, но именно маленькая смешная машинка вызывает у жителей бывшего советского государства самые теплые чувства. И наверно это неспроста.
Так что спасибо итальянским конструкторам, создавшим FIAT 600 и вдохновившим советских инженеров на ЗАЗ-965. Это были маленькие машины, но большие эпохи.

Ездить на микролитражном ФИАТе не гнушались не только мамы с детьми, но и вполне взрослые мужики.

ЗАЗ-965. Маленькая машина большой страны

Наверно, не было ни одного двора, где не встретился бы "Запорожец". Была такая машина и во дворе моего детства. Владел ей немолодой таксист. Интересно, каково было ему пересаживаться с рабочей "Волги" на личный "Запор"? :-) За машиной владелец следил хорошо. Ни одного выходного не проходило, чтобы круглый лысоватый таксист не копался со своей машиной. Каждое лето в погожие деньки он выгонял ее на воздух и красил с помощью пылесоса всегда в один и тот же бледно-голубой цвет.
Так продолжалось до начала девяностых. Однажды таксист появился во дворе на кремовом "жигуле" "копейке". Заслуженный "горбытый" был выгнан из гаража и на несколько лет поселился под окнами дома. Внук таксиста периодически гонял по окрестностям на пожилом "запорожце". Красить его перестали и на неровных боках старого трудяги стала появляться ржавчина.
А потом они исчезли: и старый таксист, и его внук, и "Запорожец". Видимо, съехали на другой адрес. Гаражи несколько лет спустя снесли, и теперь ничего не напоминает о былых машинах и о их владельцах.

В реальной жизни увидеть ЗАЗ-965 и FIAT 600 рядом можно только на выставке. Никогда эти машины не трудились бок о бок, слишком далеки тогда были автомобильная Италия и автомобильный СССР

Текст, фотографии - phantomserge

© Железные призраки прошлого - 2012 г.

Дополнения или поправки на

Ну почему на этой вроде бы городской машинке хочется к морю - теплому Черному b ли прохладному Балтийскому? Моторчик скромный, тарахтит хоть весело, да громковато, багажник тоже совсем не гигантский. Разгадка, думаю, проста: для многих именно эта машина - символ первых автомобильных радостей, свободы, дальних романтических путешествий!

ПОПУЛЯРНАЯ МЕХАНИКА

Полчаса позора, зато - на работе! Анекдоты и шутки про «Запорожец» появились едва ли не одновременно с прототипом на ВДНХ. Еще бы: ну все не так, как у нормальных машин! Мотор - в багажнике, радиатора нет, двери открываются, как у старых, еще довоенных авто, а задние колеса стоят неприлично криво! Самые внимательные обнаружили: даже надпись на передке какая-то странная - «Запорожець». Не все сразу догадались: это по-украински.

Но соревнование в остроумии выдавало сильный интерес. Ведь машина, которую вот-вот начнут выпускать на бывшем заводе комбайнов «Коммунар» в Запорожье, специально рассчитана на автолюбителей-частников - их медленно, но неуклонно растущую армию. Обещают к тому же, что она будет доступна почти каждому труженику.

По нынешним отечественным меркам ЗАЗ-965 создали довольно быстро. Он, конечно, не был оригинальным: кузов и заднюю подвеску позаимствовали у популярного ФИАТ-600, переднюю - у «Фольксвагена-Жук», мотор походил на татровскую «воздушку», только сильно уменьшенную. Но, учитывая принципиальную для СССР новизну машины, необходимость организовать новое производство не только в Запорожье, но и в Мелитополе (двигатель), надо признать: уложились в сроки весьма сжатые. Проектирование начали осенью 1956-го (совместно НАМИ и МЗМА), в 1957-м появился первый прототип «Москвич-444» - сначала с импортным мотором, потом с отечественным мотоциклетным, а 18 июня 1959-го в Запорожье собрали первый пробный образец. Правда, до начала серийного производства прошло еще больше года.

Конечно, кругленький (немного грубоватое «горбатый» придет позже) автомобильчик был далек от идеала вообще и даже для советского человека в частности. Все, конечно же, мечтали о «Волге». Ну или хотя бы о «Москвиче». А тут еще в 1959-м в Сокольниках показали весь цвет американского автопрома. Как не похож на эти роскошные, огромные, сияющие хромом и ошеломляющие техническими характеристиками крейсеры маленький, словно поджавший губы от обиды «Запорожец»! Но газеты и журналы настоятельно подчеркивают: догнать и перегнать США - не значит повторять все заокеанские перегибы. Ну а на фоне европейских аналогов ЗАЗ-965, кстати, смотрелся вполне прилично: полностью независимые подвески - спереди торсионная, сзади пружинная (у ФИАТ-600, к слову, спереди рессора), четырехступенчатая коробка передач, мотор - 23 л.с. У того же ФИАТ-600 22 л.с., а у «пятисотого» и вовсе 13 л.с. Двигатель знаменитого «гадкого утенка» - «Ситроена-2CV» развивал 12,5 л.с. Лишь немецкие «Жук», БМВ-700 и «ДКВ-Юниор» оснащали моторами в 30 и более сил.

Впрочем, для советских людей куда важнее, что «Запорожец» стоит 1800 рублей новыми, а ведь «Москвич»-то - 2500, а «Волга» и вовсе баснословные 5100! Поэтому-то ЗАЗ-965 стал для большинства его покупателей первым автомобилем в жизни. Помните? Это почти как первая любовь с ее радостями и разочарованиями...

МОРЕ - ВПЕРЕДИ, МОТОР - СЗАДИ

Он вовсе не такой неудобный, как кажется на первый взгляд. По крайней мере для водителя и переднего пассажира. Хуже всего, что левой ноге мешает арка колеса, но напольные педали вполне приемлемы, к рычагу переключения передач с довольно большими ходами можно привыкнуть - не хуже, нежели на зарубежных заднемоторных аналогах. Тормоза без усилителя? Ерунда! Если уж на 21-й «Волге» и даже ГАЗ-51 ездили...

Чтобы терпеливо перенести разгон хотя бы до 60 км/ч, нужно чувство юмора и добродушие. При этом 27-сильный воздушник (это уже модернизированный ЗАЗ-965А 1967 года) тарахтит от души. Поначалу даже весело! Но представим себе путь к морю километров в пятьсот, а то и в тысячу! А ведь маленькие, тесненькие машинки во времена их молодости служили, как правило, именно дачными и отпускными!

Спина уже устает от хлипкого тщедушного «стульчика», тарахтение все больше давит на уши - при том, что даже для не полностью загруженного автомобиля 80 км/ч предел, максималка. Избаловался! Для многих семей в 1960-е поездка к морю на собственном «Запорожце» была огромным счастьем! Которому завидовали еще больше семей. Ну а мизерный багажник часто дополняли конструкцией на крыше, размерами скорее подходящей для «Волги».


Летом на нормальных для «зазика» скоростях управляемость сносная - опять-таки не хуже, чем у зарубежной ровни. Но экстремизма машина не любит. Это быстро поняли те, кто выступал на ЗАЗ-965 в ралли. Да-да, в ралли! Скажем, знаменитый в СССР гонщик, неоднократный чемпион Союза и призер международных соревнований Стасис Брундза начинал спортивную карьеру именно на «горбатом» - и, как и некоторые иные спортсмены, испытал на прочность его крышу. Кстати, этот показатель у ЗАЗ-965 на высоте! Впрочем, подавляющему большинству владельцев куда важнее ремонтопригодность. Первый автомобиль в условиях дефицита мастерских и запчастей способствовал освоению навыков слесаря, моториста, даже жестянщика и маляра. Нехитрые манипуляции с силовым агрегатом (сначала опустить, потом вытянуть назад), и можно его ремонтировать - прямо в гараже или во дворе. Бывало, с помощью соседа двигатель доставляли даже домой! Там под неодобрительное гудение жены и заинтересованное щебетание наследников мотор воздушного охлаждения (зато течей нет!) ремонтировали, разбирая по цилиндрам. И вот общая семейная радость - машина снова на ходу!

Вещью в себе была автономная печка. Греет вне зависимости от температуры двигателя... когда работает. Свеча накаливания, регулятор... Звучит теперь так же экзотично, как «выставить зажигание» или «отрегулировать уровень в карбюраторе». Впрочем, зимой тогда ездили редко. Большинство «запорожцев» стояли на приколе - редко в гараже, чаще под брезентом во дворе, где нахальные мальчишки так и норовили сделать из машинки снежную горку...

Съезжаю с шоссе на живописную лесную дорожку. Кстати, проходимость у «Запорожца» вполне приличная: минимальный дорожный просвет, как нынче у иных кроссоверов: 175 мм, а под двигателем и вовсе 200 мм. И ухабов подвеска не особенно боится. Вот и приехали. Только что вроде болела спина, уставали неприкаянная левая нога и уши. А вот теперь почему-то хочется ехать дальше!

МАЛЕНЬКИЙ АВТОМОБИЛЬ БОЛЬШОЙ ДЕРЖАВЫ

Берег моря или хотя бы реки, палатка, котелок, транзисторный приемник (у счастливчиков - рижская «Спидола»!) и, конечно, собственная машина: гимн автотуризму 1960-х. А может, и правда здесь поблизости - скажем, вон за той сосной - ждет романтическое приключение, а то и будущая судьба? Комедия «Три плюс два», где помимо пятерых одушевленных героев важные роли играют «Волга» и «Запорожец», при всей наивно-сладкой искусственности дух эпохи отражала довольно верно.


Не беда, что микролитражный «Запорожец» тесноват и шумен, не слишком быстр и не так чтобы уж очень надежен. Он ведь первый! А впереди большая и светлая жизнь - твоя личная и страны, которая строит все больше жилья, пусть пока малогабаритного, а за пару месяцев до старта серийного 965-го даже запустила в космос живых существ - собачек Белку и Стрелку!

Конечно, будущее окажется не совсем таким, как виделось. «Запорожцы» еще долго-долго были не музейными экспонатами, а семейным транспортом. А меняя хозяев, попадали, как правило, к тем, кто тоже только начинал автомобильную жизнь. Теперь «зазик» и их учил ездить, ремонтировать, красить. Прошло еще немало лет, прежде чем к «запорожцам» стали относиться как к забавным игрушкам, строя из них кабриолеты, спорткупе, стретчи. Или - наконец-то! - как к раритетам. Конечно, многие расставались со старыми, совсем уже не соответствующими ритму жизни «горбунами» без сожаления. Но теперь и они смотрят на эту голубенькую машинку с улыбкой и светлой грустью. Наверное, вспоминают первую любовь с ее восторгами, радостями, обидами и разочарованиями....

На ранних ЗАЗ-965 было написано «Запорожець» - по-украински.

На ранних ЗАЗ-965 было написано «Запорожець» - по-украински.


СОВЕТСКАЯ НАРОДНАЯ Серийное производство ЗАЗ-965 «Запорожец» начали в ноябре 1960 года. Мотор V4 развивал 23 л.с. при 4000 об/мин. С 1963-го выпускали модернизированный ЗАЗ-965А с мотором 27 л.с. Последний раз модель изменили в 1966-м, установив, в частности, 30-сильный двигатель. На экспорт в некоторые страны автомобиль шел под именем «Ялта» (Jalta). На базе ЗАЗ-965 создали несколько прототипов, в частности почтовый фургон 965С, а также семейство ЗАЗ-970 - фургон, пикап и минивэн вагонной компоновки. Всего до 1969 года построили чуть более 322 тысяч машин. Редакция благодарит за помощь в съемке Наталью Голованову и Павла Залазаева, а также мастерскую «Колеса истории» за предоставленный автомобиль.

"Горбатый" ЗАЗ - советский легковой автомобиль категории «А». Годы производства - 1960-1969. За это время было выпущено более 322 тысяч экземпляров. Объем багажника составляет сто литров, привод - задний. В качестве силового агрегата используется бензиновый мотор с четырехскоростной механической трансмиссией. Расход горючего по городу - порядка 7 литров на 100 км. Предельный скоростной порог машины - 90 км/ч. В народе его также называют «клоп», «жужик», «слоненок». Рассмотрим его особенности, характеристики и возможности тюнинга.

История создания

Специалистами НАМИ для "горбатого" ЗАЗа был сконструирован 746-кубовый V-образный мотор с четырьмя цилиндрами. Двигатель имел уникальную конструкцию с валами литого типа. Параметры новой силовой установки для того времени выглядели весьма пристойно. Монтировался он сзади, собирался на Запорожском комбинате, а потом дорабатывался в Мелитополе на МеМЗ.

Несколько месяцев проходили непростые внутренние испытания агрегата. На них два опытных авто наездили 5 и 14 тысяч километров. Затем прошел прием транспорта специальной межведомственной комиссией. Были указаны замечания, что расчетный вес больше на 54 килограмма, а высота кузова не соответствует чертежам (отличается почти на 300 миллиметров). После устранения недоработок "горбатый" ЗАЗ пошел в серийное производство (1960 г.). Цена машины составила 18 тысяч рублей, что в полтора раза дешевле 407-го «Москвича». В конце 1962 года инженеры усовершенствовали мотор, увеличив цилиндры до 72 мм, объем - до 887 куб. см, мощность - до 27 лошадиных сил.

Конструкция

С первых лет выпуска рассматриваемый автомобиль полюбился покупателям и не вызывал серьезных нареканий. "Горбатый прекрасно зарекомендовал себя при передвижении по сельским и проблемным дорогам. Хорошая проходимость обеспечивается наличием гладкого днища, независимой подвески на всех колесах, а также приличной нагрузкой на ведущие элементы. Даже если доводилось застрять в болоте или снегу, проблем с тем, чтобы выбраться, не было. Масса машины всего 665 кг, вытолкать ее могли запросто два человека.

Отличительной чертой «жужика» была возможность езды между грубыми колеями, оставленными грузовиками. Другим легковым машинам это было не под силу. Владельцев "горбатый" ЗАЗ радовал не только хорошей маневренностью, но и прочным кузовом, экономичностью и простотой обслуживания силового агрегата.

Экстерьер

Создавая дизайн автомобиля, конструкторы не придавали особого значения декоративным элементам и широкому дополнительному функционалу. Это и неудивительно, ведь основной задачей было создание бюджетной модели для широких слоев населения. Закрытый выполнен из цельного металла, что делало его несколько раздутым. Фронтальная часть выделялась парой складок оригинальной симметричной формы.

Искривленные переходы этих элементов обладали небольшим радиусом, а колесные кромки слегка выступали. На колпаках имелись три головки болтов, а у задних колес был заметный развал. Силовой агрегат размещался сзади, соответственно, багажник перенесен вперед. Его крышка закрывалась изнутри.

Интерьер

ЗАЗ "горбатый", фото которого представлено выше, оборудовался регулируемыми передвижными раздельными сиденьями. Заднее кресло в виде дивана было довольно удобным. Среди полезных аксессуаров можно отметить козырьки против солнца, карманы на дверях, электрическое оборудование на 12 вольт с однопроводной схемой.

В салоне авто преимущество отдавалось минимализму. За рулевой колонкой разместилось несколько контрольных приборов, с правой стороны - зажигание, регулировочные кнопки, радио и обогреватель. Ветровое стекло гарантировало приемлемую обзорность, на боковых элементах присутствовали форточки в виде уголков. Хоть рассматриваемая машина и имела всего две двери, она относилась к полноценному четырехместному классу.

Посадка на заднее сидение производилась посредством складывания вперед переднего пассажирского кресла. К минусам можно отнести высокую шумность, слабую звукоизоляцию салона, распахивание дверей в обратную сторону и размещение топливного бака спереди, что опасно при столкновении.

ЗАЗ "горбатый": технические характеристики

Основной деталью корпуса стал картер. В его внутренней перегородке предусмотрена специальная полость для опоры цельного подшипника. На стенках картера имеется крепление для распределительного вала, сверху - 4 отверстия для монтажа цилиндров с алюминиевыми головками и охладительными ребрами. Впускных канала четыре, выпускных - два.

Коробка передач с четырьмя диапазонами имеет два вала и три хода. Одна передача - задняя, остальные оснащены синхронизаторами. Муфты узла перемещаются при помощи вилок и штоков. Система охлаждения имеет склонность к перегреву, особенно при длительных переездах.

Фронтальная подвеска позаимствована у авто «Фольксваген Жук». В нее входит пара поперечных торсионов с четырьмя рычагами. К ним дополнительно подсоединяются кулаки ведущих колес. Задний узел - это два диагональных рычага с полуосями. В дальнейшем инженеры изменили конструкцию на косой рычажный блок с шарнирами на полуосях.

Основные параметры

Ниже приведены главные характеристики, которые имеет ЗАЗ "горбатый", фото которого представлено в статье:

  • Длина/ширина/высота - 3,3/1,39/1,45 м.
  • Тип кузова - седан цельнометаллический двухдверный.
  • Вентиляция - местного типа.
  • Масса - 665 кг.
  • Колея колес (передних/задних) - 1,15/1,16 м.
  • Клиренс - 17,5 см.
  • Радиус поворота минимальный - 5 м.
  • Предельная скорость - 100 км/ч.
  • Силовой агрегат - бензиновый мотор с атмосферным охлаждением и верхним размещением клапанов.
  • Компрессия - 6,5.
  • Сцепление - сухой однодисковый узел.
  • Тип карбюратора - вертикальный с подающим потоком.
  • Тормоза - колодки.
  1. Сборка двигателя ЗАЗ "горбатого" осуществлялась одновременно двумя производителями.
  2. В Одессе машину часто называли «еврейским танком».
  3. Среди прозвищ автомобиля были такие: «малыш», «зазик», «запор».
  4. "Горбатый" стал последним советским авто, двери которого открывались против движения.
  5. Устойчивые воздухозаборники называли «терками Вассермана», в честь их изобретателя.

Модификации

Известно несколько разработок рассматриваемой машины. Среди них:

  • 965АБ - с ручным управлением.
  • 965АР - спецмашина для инвалидов с одной травмированной рукой либо ногой.
  • 965С - почтовый фургон с правым рулем.
  • 965Э «Ялта» - экспортная модель, поставляемая в Финляндию и Бельгию. Имела лучшее оснащение, шумоизоляцию и отделку салона.
  • «Пикап» - выпускался для внутреннего пользования на заводе.

ЗАЗ "горбатый": тюнинг

Для проведения правильной модернизации рассматриваемого автомобиля потребуется создать эскизы на бумаге или в 3D-формате. Это позволит увидеть общую картину от ожидаемого тюнинга. Проект даст возможность определиться с комплексом работ и дальнейшими действиями. Как правило, подвергаются изменениям ступицы, устанавливаются барабанные диски с вентиляцией, а также на задней подвеске меняются штатные пружины на более жесткий вариант. Спереди можно смонтировать подвеску от ЗАЗ-968. "Горбатый" после этого станет выносливее и жестче.

Снизить расход топлива позволят новые шатуны, расточка впускного и выпускного коллектора, установка насоса с «восьмерки» и карбюраторного обнулителя. При этом мощность силового агрегата увеличится. Часто прибегают к установке дисковых колес, что обеспечивает лучшую устойчивость на поворотах, облегчая управление.

Усиление двигателя

Повышение показателей мощности мотора - весьма оправданная операция. Ведь родная установка имеет мощность всего три десятка «лошадок» при скоростном максимуме 100 км/ч. С учетом того, что мотор находится сзади, необходимо подобрать подходящую коробку скоростей, рассчитанную на задние силовые агрегаты.

Узел трансмиссии подойдет с более поздних версий "Запорожцев", а также от фургонов «Фольксваген», «Порш» и «Татра». Если установить двигатель МеМЗ-968, вы получаете усиление мощности до 45 лошадиных сил. Правда, потребуется заменить родной карбюратор двухкамерным аналогом «вазовского» типа. Можно зафиксировать его прямо в багажнике. Печь также желательно поменять на улучшенную отопительную систему.

Кузов

Подвергается рестайлингу и кузов автомобиля ЗАЗ "горбатый". Тюнинг, фото которого представлено выше, позволяет улучшить аэродинамику и внешний вид. Поскольку на рассматриваемой машине двери открываются в обратную сторону, что опасно при возникновении непредвиденных дорожных ситуаций, лучше перевесить эти элементы с задних навесов на передние петли. Устаревший замок также заменяется современным вариантом.

Внешняя модернизация также включает в себя расширение колесных арок для резины типа 195/60/R14. Чтобы увеличить оригинальность автомобиля и очистить поступающий воздух, заборники монтируются сверху. Кроме того, устанавливается кенгурятник, антикрылья, боковые дуги, аэродинамический обвес из пластика. В таком оформлении машина будет смотреться великолепно и очень стильно.

Салон

Этот элемент советского автомобиля морально устарел уже давно. Он и прежде не отличался высоким комфортом для пассажиров и водителя. Усовершенствовать салон ЗАЗ-965 не так уж и сложно. Устанавливают новые сиденья, руль спортивного типа, индикаторы давления масла и прочих рабочих показателей, включая датчик температуры и уровня горючего.

На потолке можно приспособить отделку из натуральной черной или красной кожи, а на пол постелить ковролин с похожими оттенками. Также следует заменить дверную обшивку, педали. Если нет желания выбрасывать штатные сиденья, следует произвести их качественную обшивку. Если вы не уверены в собственных силах, доверьте перетяжку салона специалистам.

Электрооборудование

Электроника на рассматриваемой машине имеет напряжение 12 В, питается посредством однопроводной системы. В качестве осветительных элементов подойдут фары от ИЖ-12. В начале усовершенствования следует снять родную оптику. Для этого подвижное гнездо вынимается, отцепляются провода, отпиливается язычок сверху «глазницы». Затем берется круглая фара от «Москвича», примеряется к установочному месту. Намечается шесть отверстий, два из которых делаются большего диаметра для регулируемых фишек.

Расположение элемента будет вертикальным, поэтому необходимо сточить язычок. Снимается оптический элемент и регулировочные фишки. Провода выводятся в штатные гнезда. Крепится фара при помощи болтов, заведенных изнутри и наружных гаек. После этого оптика монтируется и прижимается контрольными гайками. Выпирающие части болтов спиливают. Для внешней окантовки подойдет обод с 968-й модели. При правильном проведении манипуляций появится возможность установки галогенных регулируемых ламп.

Дополнительно

Для усиления качества блока охлаждения двигателя можно смонтировать пару радиаторов от «Форда» или «Таврии». Новый ЗАЗ "горбатый" станет еще привлекательнее и практичнее, если установить трансмиссию, например, от ВАЗ-2108 с пятью диапазонами. Внешние изменения преимущественно связаны с перекраиванием остова под новый мотор, поскольку арки колес расширяются, а задняя ось автомобиля переносится.

Н икакой он не маленький – для своего класса Запорожец был даже великоват. По тогдашней классификации ЗАЗ-965 с его 650 кг массы и габаритами 3 330 х 1 395 х 1 450 мм относили к микроавтомобилям. При этом многие модели-аналоги были менее солидны – например, Fiat 600 (3 215 х 1 380 х 1 405 мм), Morris Mini Minor (3 030 х 1 390 х 1 350 мм), NSU Prince (3 145 х 1 420 х 1 370 мм). Но советскому гражданину ЗАЗик казался маленьким на фоне привычных Москвичей, Побед, Волг и ЗИМов. Сегодня нам, как людям, знакомым с Окой, Smart, Daewoo Matiz, Hyundai i10 и прочей современной мелкотой, «горбатик» не показался бы таким уж маленьким.

1 / 2

2 / 2

2. Тесный

Преувеличение! Да, не Волга, но для четырех взрослых человек, как заявлено в мануале, вполне пригодный. Ширина салона (1 300 мм) даже больше, чем у более крупного Москвича-408/412 (1 220 мм), и запас пространства над головой – тоже больше, на целых 15 мм! Спереди можно вытянуть ноги, а сзади двое средней комплектности мужчин у нас сидели, едва касаясь коленями спинок передних кресел и с зазором «в плечах». Да, люди повыше тут подпирали бы передние кресла сильнее, но это единственная претензия к вместительности «Запика»!

Во всяком случае, практически у всех четырехместных автомобилей-конкурентов салон еще короче, причем у многих разница составляет сразу около 10 см: Renault 4 CV, NSU Prince, Trabant, Lloyd LP 600. Что касается комфорта Запорожца, справедливым было бы упрекнуть его за жесткую переднюю подвеску – но зато она была практически непробиваемой. А что на самом деле показалось мне тесным, так это педальный узел, но за это ЗАЗика почему-то никто не критикует. Зато руль легкий и вполне адекватный по обратной реакции.

3. Примитивный

Отнюдь! Все, что есть в конструкции ЗАЗ-965, направлено на достижение компактности – но никак не на экономию и не на упрощение. В СССР с его нерыночной экономикой производители не стремились «наварить» побольше денег на потребителях. Поэтому, пожалуй, в Запорожце нет ни одного откровенно бюджетного решения, ни одной явно «фуфлыжной», одноразовой детали. Все узлы ремонтопригодны и рассчитаны на длительную эксплуатацию. За что ни возьмись рукой – все прочное, надежное, пусть и не всегда изящное.

1 / 2

2 / 2

Снаряженная масса:

Компоновка автомобиля, схема и устройство двигателя, конструкционные материалы, оснащение, отделка интерьера – все было сделано на современном для того периода уровне или с опережением его. К примеру, большая часть иномарок-одноклассников «Запика», как и он, были именно заднемоторными, но кроме него лишь две–три модели имели полноценный четырехцилиндровый силовой агрегат. Мало того, только у ЗАЗов он был рациональной для заднего размещения V-образной схемы. А еще ни одна серийная легковушка в СССР не имела независимой подвески – кроме Запорожца, разумеется!

4. Немощный

Вранье! Другие машины тогда были не более «заряженными»! С самыми распространенными моторами (27 и 30 л. с.) Запорожец имел энерговооруженность 24–21 кг на 1 л. с., а, например, современный ему Москвич-407 – 22 кг на 1 л. с. Естественно, с полной нагрузкой расклад менялся, но это удел любого малоформатного автомобиля, обусловленный, кстати, более рациональным соотношением полезной нагрузки и собственной массы машины.

Сегодня еще можно встретить «ЗАЗик», которого не касалась рука реставратора

В целом, динамика исправного «горбатого» вполне соответствовала духу времени – другое дело, что поддерживать бюджетную машину в исправности могли не все владельцы. В сегодняшнем городском потоке автомобиль держится вполне уверенно – но только в пределах первых двух–трех передач. Затем, ясное дело, запал иссякает – нынешние скорости уже не те.

5. Мотор негодный – хронически перегревается

Неужели вы думаете, что в СССР кто-то мог поставить на конвейер двигатель, непригодный к эксплуатации? Исправный двигатель МеМЗ-965 (Мелитопольского моторного завода) поддерживал штатный тепловой режим при любых условиях движения: с полной нагрузкой машина проходила госиспытания на Севере, на Кавказе, в Крыму, Средней Азии – собственно, там, где впоследствии она с успехом и эксплуатировалась.


Настоящей же бедой Запорожцев было то, что не все владельцы поддерживали свой автомобиль в надлежащем техническом состоянии. Собственно, это касалось не только ЗАЗов, и неважно, о каком типе мотора идет речь: если неухоженные «водянки», к примеру, оставляли на дорогах лужицы воды, то – грелись. Элементарная процедура мойки или очистки двигателя ЗАЗа предупреждала проблемы, но у многих горе-автолюбителей под кожухами системы охлаждения мотор обрастал масляной коркой, армированной слоями пыли и пуха, и нарушение температурного режима было гарантировано.


А если после ремонта или обслуживания «умельцы» выбрасывали из-под капота хотя бы часть жестяных воздуховодов (а ведь выбрасывали поголовно, едва ли не через одного!), конкретный перегрев не заставлял себя долго ждать. На беду, сети автосервисов – ни для ЗАЗов, ни для других марок – в стране в 1960-е не существовало, и прививать культуру грамотного обслуживания Запорожцев было некому.

Краткие технические характеристики

Двигатель: четырехцилиндровый, V-образный, 887 см³ Мощность: 30 л. с. (4 000-4 200 об/мин.) Максимальный крутящий момент: 5,3 кгм (2 800-3 000 об/мин.) Габариты (Д х Ш х В): 3 330 х 1 395 х 1 450 мм Дорожный просвет: 175 мм Максимальная скорость: 100 км/ч




6. Боится жары

Выдумки! В корне ошибочный стереотип, распространяющийся в автолюбительской среде на все . Между тем, исходя из теории ДВС, жара менее влияет на работу мотора-«воздушника», чем привычной всем «водянки». Причина проста: разница температур между цилиндром двигателя (140–180 °С) и теплоносителем – забортным воздухом (допустим, 30 °С) куда выше, чем между тем же цилиндром и омывающим его антифризом (90 °С). Улавливаете суть? На фоне разницы в 110–150 градусов изменением температуры воздуха за окошком Запорожца на 15 градусов, как говорят физики, можно пренебречь. Откуда же взялся этот устойчивый стереотип о том, что Запорожцы особенно часто перегреваются в жару?


Видимо, дело в том, что в СССР половина «частников» эксплуатировали машины только в теплый сезон. И именно летом количество Запорожцев на дорогах существенно возрастало: дачи, пора отпусков, вояжи к морю, в горы, на реку... А где вояжи – там перегруз, там интенсивный скоростной режим, и, естественно, при вышеуказанных неладах в моторе – его перегрев. Вот и стояли на обочинах «Запики» с поднятой крышкой капота, остывая и делая себе антирекламу. Зимой процент ЗАЗов на дорогах иной, режимы движения – тоже, и приметных силуэтов с поднятым задним капотом на порядок меньше.


Щиток приборов без термометра – признак ЗАЗ-965 выпуска до июля 1964 года

В наши дни мы ездили на отлично восстановленных, отлаженных и комплектных машинах, и понятно, что стрелка термометра на приборном щитке вела себя дисциплинированно. С другой стороны, личный опыт автора, в студенчестве проездившего три года на древнючем ЗАЗ-966 с таким же мотором-«тридцаткой», как у «горбатого», подтверждает: чистый и правильно отрегулированный «движок» не греется, как ни мучай его перегрузами и крутыми подъемами.

7. Ненадежный

Надежный. Мало найдется случаев, чтобы один из 322 166 экземпляров «горбатого», выпущенных в Запорожье с 1960 по 1969 гг., остановился в поле и не смог доехать домой. Другое дело, что он не был столь долговечным, как «государственные автомобили» – созданные для работы в госструктурах Победа, Волга, ЗИМ. И все же конструкция ЗАЗ-965 соответствовала условиям эксплуатации в любых регионах Союза: прочная подвеска, недетский клиренс (175 мм), жесткий и «негниющий» кузов, мощный отопитель (он же предпусковой подогреватель).

1 / 2

2 / 2

Слабые места, конечно, были – двигатель служил не более 35–50 тысяч километров до среднего ремонта, быстрее других узлов изнашивалась передняя подвеска. Но и тут все зависело от ухода: двигатель требовал хорошего масла (а многие заправляли его низкокачественным автолом), а шкворни и втулки торсионов «передка» нужно было регулярно смазывать.


С годами массового производства ЗАЗ-965 запущенных экземпляров на улицах становилось все больше, ведь потрепанный «горбатик» стоил сущие копейки, и вкладываться в серьезный ремонт резона не было. Тем не менее в край «убитые» экземпляры продолжали кое-как ездить и, кроме пользы своим владельцам, приносили модели имидж ненадежной. Мы сегодня ресурсных испытаний не проводили, но смеем заверить: исправный, хорошо отлаженный ЗАЗ-965 ведет себя на ходу совершенно адекватно и производит целиком приятное впечатление и на водителя, и на пассажиров.

koreada.ru - Про автомобили - Информационный портал