Не работает обогрев заднего стекла. Что делать? Пошаговая инструкция. Что делать, если не работает обогреватель заднего стекла? Где находиться обогрев заднего стекла

Если Вы читаете эту статью, то обогрев заднего стекла, безусловно, является для Вас незаменимой функцией Вашего автомобиля. Тем не менее, в течение многих десятилетий водители были вынуждены ездить без обогрева задних окон. Из термических функций стёкол машины был только тот самый тёплый воздух, который дул из вентиляционных отверстий в основании лобового стекла , но этого, конечно же, было мало, чтобы такой воздух мог высушить и прогреть заднее стекло в заднем конце салона. Впрочем, если у Вас были дети, Вы могли бы дать им немного ткани и отдавать приказы, чтобы заднее стекло было всегда чистым, но, согласитесь, это не очень радушная перспектива!

Затем появилась эта любопытная сетка из нитей проводки на заднем окне. Кнопка на приборной панели включает систему, и прямо на глазах туман (конденсат) на нём исчезнет. Вскоре такой дефростер стал стандартным для задних окон большинства автомобилей, а сегодня почти все машины оснащаются обогревом заднего стекла.

Но, к сожалению, как и всё остальное в Вашем авто, обогрев также подвержен поломкам. И если это произошло, то первый шаг, который должен всегда делаться при устранении неисправностей - это выяснение, почему обогрев заднего стекла не работает, прежде чем приступать к тому или иному более конкретному и тщательному методу диагностики или ремонта.

Ремонт нити обогрева заднего стекла

Итак, ремонт обогрева заднего стекла следует начать с поиска хорошего набора для ремонта обогрева, который, в общем-то, весьма примитивен и состоит из непосредственно токопроводящего средства (клея, лака и т.п.) и кисти для её нанесения (иногда в комплекте может идти скотч или лента для границы нанесения клея. Продаётся такой набор практически в любом автомагазине, и при покупке следует обратить внимание на его цвет - он должен быть жёлто-красным, горчичным или красным - чаще всего именно такие средства для ремонта являются наиболее качественными и надёжными. В любом случае, Вам лучше выбирать клей из тех, что того же цвета, что и нанесённое на Ваше заднее стекло.

Второе - цена набора средства для ремонта нитей заднего стекла должна быть не меньше 300-400 рублей - здесь как раз тот случай, когда качество сильно зависит от стоимости.


Добрый день. Сегодня мы поговорим про то, как отремонтировать обогрев заднего стекла. Традиционно для нашего сайта статья содержит много фото и видеоматериалов и представляет собой пошаговый алгоритм поиска неисправностей.

Как работает обогрев стекла?

Я думаю, все помнят физику из курса средней школы. При протекании электрического тока по проводнику он нагревается. Именно на этом принципе и работает обогрев заднего стекла.

Если внимательно присмотреться к стеклу, с боков вы увидите контакты и подводящие ток провода.

Когда к этим клеммам приложено напряжение, электрический ток протекает по нитям обогрева и нагревает стекло, благодаря чему оно .

Соответственно обогрев стекла не работает всего в двух случаях:

  • неисправны нити обогрева
  • нет напряжения на клеммах

Как отремонтировать обогрев, если неисправны одна или несколько нитей подогрева?

Выглядит эта неисправность вот так:

Для ремонта нам понадобится:

  • наждачная бумага с номером от 1500 до 2500, 1 лист с любой зернистостью. Он нужен для снятия окислов и лака с мест повреждения нитей.
  • спирт, лучше изопропиловый (им мы будем протирать стекло от пыли и обезжиривать повреждения)
  • салфетки, микрофибра, ватные тампоны или тряпки (для обтирки).
  • электропроводящий клей , в магазинах он есть не всегда, поэтому если вы готовы подождать, рекомендую заказать его напрямую в Китае (им мы будем восстанавливать поврежденные нити).

Порядок выполнения ремонта:

внимательно осматриваем неисправные нити обогрева и ищем повреждения, выглядят они обычно вот так:

Места повреждений аккуратно зачищаем наждачной бумагой стараясь не задевать стекло, мы зачищаем только сами нити обогрева и то рядом с повреждением. Если тереть наждачной бумагой само стекло оно станет матовым, а его не выйдет, так как не него нанесены нити обогрева.

Протираем спиртом при помощи ватного тампона зачищенные поверхности. При этом мы уберем, и пыль от наждачки и обезжирим поверхность.

Аккуратно наносим на поврежденные участки электропроводный клей. Для того чтобы нанести клей прямо, а не пятном, лучше использовать изоленту или малярный скотч. Как показано в видео в заключении статьи.

Кисточкой наносим электропроводный клей.

Дожидаемся высыхания клея, проверяем, убеждаемся, что все работает и радуемся сэкономленным деньгам….

Как быть если обогрев вообще не работает?

Если обогрев вообще не работает, возможны два варианта. Или неисправны все нити обогрева (это маловероятно, даже на машинах которым по 30-40 лет, одна две нити греют)… Или неисправна проводка.

Человек без специального образования может проверить только 3 вещи:


Расположение этих вещей можно узнать из инструкции по эксплуатации вашего автомобиля.

Если после проверки, методом замены, у вас обогрев так и не заработал, лучше обратится к электрику на станцию тех. обслуживания.

Как отремонтировать обогрев, если на стеклах тонировка?

Не хочу вас расстраивать, но скорее всего ответ – никак! Так как для нанесения электропроводящего клея, вам в любом случае придется локально (местно) убрать тонировку. Я не уверен, что можно вырезать кусок тонировки только с поврежденной нити. В любом случае в тонировке получится некрасивая дырка….

Поэтому если вам необходимо отремонтировать одну или несколько нитей обогрева на тонированном стекле, тонировку, к сожалению, придется снять.

Заключение.

Как видите, ремонт обогрева стекла не представляет сложностей, конечно при наличии должной аккуратности и желания.

Очевидно, что самый простой вариант, не чинить нити, а заменить стекло, но подумайте о том как , ведь если покупатель увидит стекла разных лет выпуска, то как минимум вам скажут что машина была бита.

На этом у меня сегодня все. Я надеюсь, что у вас не осталось вопросов про то, как отремонтировать обогрев заднего стекла. Если вопросы есть, или если вы хотите дополнить статью, пишите комментарии.

В зимний период на автомобилях, в которых кондиционер работает не лучшим образом, обогреватель заднего стекла является настоящим спасением. Управлять машиной, не имея возможности оценить ситуацию сзади, крайне безответственно, и отправляться в места стоянки с наледью на заднем стекле не рекомендуется. Некоторые водители, чтобы удалить наледь, пользуются скребком, но в большинстве моделей автомобилей установлен обогреватель заднего стекла, способный устранить проблему с обледенением.

Обогреватель заднего стекла – очень простое устройство, которое представляет собой ряд горизонтальных линий из электропроводного материала, нанесенных непосредственно на стекло. Около боковых граней стекла к нитям подходят вертикальные линии-проводники, через которые ток и поступает на электропроводный материал. Простая конструкция обогревателя заднего стекла позволяет говорить о том, что не так много причин может привести к его выходу из строя. Ниже мы приведем основные причины, из-за которых может не работать устройство, а также способы ремонта обогревателя заднего стекла.

Одна из самых распространенных неисправностей данного компонента автомобиля – это разрыв нитей. Тонкие электропроводные нити достаточно слегка задеть, чтобы произошел разрыв, и это приведет к тому, что обогреватель заднего стекла перестанет выполнять возложенные на него функции. Чаще всего проблемные зоны диагностируются визуально.

Если обнаружить видимые разрывы нитей обогревателя заднего стекла не удается, можно использовать диагностические приборы для поиска неисправности. Обзаведитесь мультиметром и с его помощью замерьте напряжение на всех участках каждой нити. К примеру, на каждой нити берется 5 условных контрольных точек. Отрицательный щуп мультиметра подключается к массе, а положительный подводится к контрольным точкам каждой нити. Перемещаясь измерительным щупом от одного конца нити к другому, на приборе должно наблюдаться падение напряжения от 12 до 0 Вольт. Если в одной из контрольных точек напряжение выше или ниже нормы, значит, к данному участку следует присмотреться внимательнее, поскольку на нем имеется разрыв цепи.

Внимание: Прикладывать острый щуп к нитям обогревателя следует осторожно, чтобы не нанести новых повреждений.

Ремонт. Подобную неисправность автолюбитель может с легкостью устранить самостоятельно. В автомобильных магазинах продается специальный набор, предназначенный для восстановления рисунка обогревателя заднего стекла. В комплект входит трафарет, токопроводящий клей и кисточка. Трафарет приклеивается по обе стороны от поврежденного участка, после чего токопроводящий клей наносится на проблемную зону. Далее необходимо дождаться пока состав засохнет (около 30 минут) и снять трафарет.

Перегорел предохранитель обогревателя заднего стекла

Если любой электрический прибор на автомобиле перестал работать, первым делом необходимо . К выходу из строя предохранителя может привести временный скачок тока в бортовой цепи автомобиля или более серьезная неисправность.

Ремонт. Сначала попробуйте просто поменять предохранитель и в штатном режиме пользоваться устройством. Если проблема сохранится, и элемент вновь выйдет из строя, определите и устраните ее.

Обогреватель заднего стекла может перестать работать должным образом из-за окисления контакта, непосредственно приклеенного к стеклу. Чтобы обнаружить данную неисправность, необходимо замерить напряжение питающего провода и убедиться, что оно превышает 11 Вольт.

Ремонт. Если в результате измерений было получено значение меньше 11 Вольт, необходимо зачистить контакт от образовавшихся окислений. Для зачистки контакта можно использовать наждачную бумагу с мелкими зернами или специальное средство, удаляющее ржавчину.

Другие неисправности обогревателя заднего стекла

Если проведены все диагностические процедуры, описанные выше, но проблема не найдена, значит, обогреватель заднего стекла не работает по причине обрыва проводки или выхода из строя кнопки включения. Рекомендуется сперва разобраться с возможными проблемами в кнопке, и если они не будут обнаружены, придется диагностировать обрыв проводов.

Хороший обзор является определяющим для безопасной эксплуатации автомобиля. В осенне-зимний период от перепадов температуры воздуха стекла запотевают, и видимость через них ухудшается. Особенно актуален вопрос прозрачности стекол в темное время суток, когда видимость и так плохая.

Эффективным способом борьбы с запотеванием автомобильных стекол является их нагрев. Лобовое стекло, как правило, подогревается направленными потоками теплого воздуха. Заднее стекло и зеркала заднего вида обычно подогреваются с помощью электроэнергии. На поверхность стекла со стороны салона автомобиля наносятся токопроводящие дорожки из высокоомного металла в виде тонких ленточек. При прохождении электрического тока через них выделяется тепловая энергия. Стекло нагревается, и вода испаряется. Через несколько минут стекло становится прозрачным.

Электрическая схема подключения обогревателя

Для успешной диагностики и ремонта системы обогрева заднего стекла автомобиля на профессиональном уровне необходимо знать электрическую схему подключения обогревателя и представлять принцип ее работы.


На фотографии представлена типовая схема подключения обогревателя заднего стекла автомобиля в бортовую электропроводку. Рассмотрим принцип ее работы.

Питающее напряжение с плюсовой клеммы аккумулятора через замок зажигания, и предохранители подается на выключатель обогревателя и на 30 (или 87) силовой контакт реле. Отрицательный вывод аккумулятора соединен с корпусом автомобиля, один из выводов нагревателя стекла тоже соединен с корпусом. При нажатии на клавишу включения обогревателя, напряжение подается на обмотку реле, реле срабатывает, силовые контакты замыкаются и соединяют выводы реле 30 и 87 между собой. Ток поступает на обогреватель, протекает через группу параллельно соединенных нитей и через корпус автомобиля возвращается на отрицательный вывод аккумулятора.

Неисправности обогревателя заднего стекла

На работоспособность обогревателя заднего стекла не обращают внимания, пока стекло не запотеет или не покроется инеем. После включения обогревателя вдруг обнаруживается, что через несколько минут стекло не стало прозрачным или видимость появилась только через часть стекла. В зависимости от внешнего проявления, даже без измерительных приборов, сразу можно сделать предположение о причине отказа.


Следует учесть, что обогреватель заднего стекла и зеркал заднего вида автомобиля возможно включить только при установке ключа зажигания в положение ON. В некоторых моделях автомобилей включение обогревателя возможно только при запущенном двигателе. Это сделано для исключения сильного разряда аккумулятора, так как обогреватель заднего стекла, в зависимости от модели автомобиля, потребляет ток от 10 А до 25 А. Для сравнения, одна автомобильная фара потребляет ток величиной всего 5 А.

Обогреватель не включается

Если индикатор на кнопке включения обогрева заднего стекла после нажатия на нее не светится, то вероятнее всего перегорел предохранитель или неисправна сама клавиша. Если индикатор светится, но, ни одна нить не греет, то причиной неисправности может быть реле или разъемы подключения обогревателя к электропроводке. В этом случае по документации на конкретную модель автомобиля необходимо определить место нахождения этих деталей и отказавшую заменить. Оперативно найти место установки реле не всегда представляется возможным, но есть способ проверить его исправность косвенным путем, о чем рассказано будет ниже.

Стекло медленно отпотевает

Иногда встречается случай, когда после включения обогревателя стекло отпотевает за время, значительно превышающее несколько минут. В таком случае, если на улице не очень большой мороз, причина может крыться в плохом контакте одного из разъемов электрической схемы. В результате сопротивление контакта увеличивается, ток ограничивается, и как следствие снижается мощность, выделяющаяся на нитях нагревателя стекла. Для проверки такой неисправности необходимо вольтметром постоянного тока (мультиметром или стрелочным тестером, включенных в режим измерения постоянного напряжения) измерять величину напряжения на входных клеммах обогревателя и аккумулятора. Напряжения не должны отличаться более чем на один вольт.

На стекле остаются горизонтальные полосы запотелости

И наконец, самый распространенный случай неисправности системы подогрева заднего стекла автомобиля, обрыв одной или нескольких нитей обогревателя нанесенных непосредственно на стекло. Этот вид неисправности сразу виден по горизонтальной полосе оставшейся запотелости на стекле после включения обогревателя.

Токопроводящие дорожки на заднем стекле обладают малой механической прочностью и при воздействии на них легко разрушаются. Поэтому запрещается удалять иней и наледь со стекла с помощью скребка. Допускается только протирка мягкой тканью. Также необходимо следить, чтобы при перевозке длинногабаритных вещей они не упирались в заднее стекло. Как правило, отдельные нити нагревателя перестают работать в результате их случайного механического разрушения. В зоне поврежденной нити после включения обогрева остаются полосы запотелости или инея.

При ремонте квартиры я перевозил в своем автомобиле напольные плинтуса и не заметил, как один из них уперся в заднее стекло. Через время, когда понадобилось отогреть заднее стекло, увидел результат своей невнимательности. Две полоски нагревателя, проходящие через середину стекла не грели, что существенно ухудшало обзор дороги. При визуальном осмотре на неработающих полосках было обнаружено по одному просвету шириной около 1 мм, как на фотографии. Встал вопрос о необходимости ремонта обогревателя заднего стекла.

Как найти место обрыва нити обогрева стекла

Определить какая нить нагревателя в обрыве не составляет труда, так как в зоне ее прохождения запотелость при работе обогревателя не исчезает. Поэтому для того, чтобы при ремонте легко было найти неисправную нить, желательно посчитать нити сверху вниз и запомнить, какая из них по номеру в обрыве, чтобы потом визуальным осмотром попробовать найти место ее повреждения. Но разрыв нити бывает настолько мал, что визуально его найти не получается. Тогда в поиске поможет вольтметр постоянного тока, омметр или индикатор напряжения. Чтобы быстро найти место неисправности в обогревательном элементе нужно представлять, как он устроен и работает.

Устройство нагревательного элемента системы подогрева стекла

Логичен вопрос, а почему бывает, что не работает только одна или несколько нитей в обогревателе, а остальные работают? Для получения ответа на этот вопрос нужно ознакомиться с устройством нагревательного элемента.


Нагревательный элемент заднего стекла автомобиля устроен следующим образом. На боковых сторонах заднего стекла нанесены две токопроводящие шины 1 и 2. К этим шинам подсоединены нити из высокоомного материала. Каждая из нитей имеет сопротивление около 10 Ом. Количество нитей зависит от высоты стекла. Таким образом, каждая нитка представляет собой отдельный нагревательный элемент, работа которого не зависит от других. Применена схема параллельного соединения нагревательных элементов. Такое схемное решение обеспечивает высокую эксплуатационную надежность обогревателя, так как обрыв одной или нескольких нитей не приводит к полному прекращению его работы.

Поиск обрыва нити обогревателя с помощью вольтметра

Для работы понадобится любой вольтметр постоянного тока с пределом измерения 15 В. В качестве вольтметра подойдет любой стрелочный тестер или цифровой мультиметр. Перед началом работы нужно включить обогреватель.


Так как одна из шин нагревательного элемента подсоединена к кузову автомобиля, то отрицательный вывод вольтметра можно соединить с корпусом автомобиля, подойдет любой винт или болт, закрученный непосредственно в кузов. Удобнее всего присоединиться к скобе замка крышки багажника зажимом типа «крокодил».

Так как визуально при прозрачном стекле узнать греет ли обогреватель сложно, то прикоснувшись положительным щупом вольтметра к шине 1, а затем к шине 2 Вы сразу это поймете. На шине 1 должно быть напряжение +12 В, а на шине 2 – 0 В. Вполне возможно, что левая шина в Вашем автомобиле будет соединена с массой, а на правую шину будет подаваться питающее напряжение. Если к шинам нет доступа, то можно измерения проводить, прикасаясь щупом к любой из нитей в местах соединения с шинами, то есть в местах выхода их из резинового уплотнителя. На фотографии это точки 1 и 5.


С помощью вольтметра легко определить, какая часть системы обогрева неисправна. Если обогреватель включен, индикатор включения на кнопке светится и на шине 1 присутствует 12 В, а нагрева нет, значит, электропроводка до шины 1 исправна. Если напряжения на шине 1 нет, то имеется плохой контакт в клемме подачи питающего напряжения на шине 1, или неисправно реле. В случае если 12 В присутствует не только на шине 1, а и на шине 2, то искать нужно плохой контакт в клемме подсоединения провода к шине 2 или цепи присоединения провода к массе автомобиля.

Поиск места обрыва нити

После проверки системы подачи питающего напряжения на обогреватель можно приступать к определению места обрыва нагревательной нити. Нить представляет собой ленточное сопротивление величиной около 10 Ом, и поэтому величина напряжения в разных ее точках имеет разную величину. Поэтому в точке 1 напряжение будет равно 12 В, в точке 3 – 6 В, а в точке 5 – 0 В. Поэтому, даже не зная какая из нитей в обрыве, ее легко можно найти, измеряя величину напряжения в серединах длины всех нитей. На оборванных нитях напряжение будет равно 12 или 0 В. Если напряжение равно 12 В, то место обрыва находится слева, а если 0 В, то справа.

Теперь достаточно щуп медленно провести в сторону обрыва, в месте резкого изменения напряжения и будет разрыв. Для примера, на фотографии это участок нити между 6 и 7 точками.

Поиск места обрыва нити с помощью омметра

С помощью мультиметра или стрелочного тестера в режиме " title="Как измерять сопротивление">измерения сопротивления тоже успешно можно найти место обрыва нити. Включать обогреватель при поиске омметром не нужно, но проверить исправность системы подачи питающего напряжения на нагреватель, кроме проверки цепи подключения к массе, не получится.


Если не известна оборванная нить, то нужно один конец щупа омметра подсоединить к выводу масса, а вторым по очереди касаться середин ниток нагревателя. Нить, на которой омметр покажет сопротивление в два раза больше и будет в обрыве. Для справки, сопротивление на целых нитях относительно шины 1 или 2 должно быть 2-3 Ом. В случае обрыва в нити омметр покажет 4-6 Ом.

Когда поврежденная нить найдена, необходимо конец щупа от центра подвинуть в любую сторону. Если сопротивление при передвижении щупа в сторону шины 1 будет расти, то значит обрыв находится в промежутке между шиной 1 и точкой касания щупа. Например, в месте, обозначенном точками 1 и 2. Как только щуп пройдет место обрыва, сопротивление резко уменьшится в несколько раз. Если сопротивление будет уменьшаться, значит, место обрыва нити находится между щупом и шиной 2. Например, в месте, обозначенном точками 3 и 4. Тогда нужно щуп передвигать в сторону шины 2, и когда сопротивление резко упадет, в этой точке и будет место обрыва.

Поиск места обрыва нити
с помощью Автомобильного тестера-пробника

Если нет в наличии вольтметра или омметра, то найти место обрыва нити нагревательного элемента можно с помощью самодельного автомобильного тестера-пробника , состоящего всего из одного любого светодиода и токоограничивающего резистора. Я давно уже себе сделал такой тестер, хотя располагаю любыми измерительными приборами. Самодельный автомобильный тестер-пробник всегда лежит в бардачке моей автомашины и уже не один раз приходилось ним воспользоваться.

Поиск места обрыва нити с помощью тестера-пробника мало чем отличается от поиска вольтметром. Индикатором в данном случае будет служить не стрелка или цифры, а свечение светодиода.


Прежде, чем приступать к поиску поврежденной нити пробником необходимо подать на обогреватель питающее напряжение. Сначала проверяется наличие напряжения на шине 1, светодиод должен светиться, если светодиод не светится, значит, неисправность кроется в цепи подачи питающего напряжения. Далее проверяется напряжение на шине 2, светодиод не должен светиться, если светится, значит, имеется нарушение контакта в месте подключения провода к шине или корпусу автомобиля.


Для поиска места обрыва нити нагревателя нужно медленно, легко касаясь нити вести по ней концом пробника. В точке, в которой светодиод погаснет или засветит и находится обрыв нити. Например, в точке 6 светодиод тестера будет светиться, а в точке 7, не будет. В моем случае разрывы нитей были большие и тестер пригодился только для проверки качества ремонта.

Способы ремонта нитей нагревательного элемента

Существует несколько способов восстановления работоспособности греющей нити в домашних условиях.

С помощью токопроводящих паст и клеев

Наиболее простой и эффективный, это с помощью специальных ремонтных комплектов, например DONE DEAL DD6590, предназначенный для ремонта нитей и контактов обогревателя заднего стекла как любителями, так и профессионалами. Способ хорош тем, что не требует наличия инструментов и материалов. Достаточно нанести по прилагаемой инструкции на место разрыва нити из шприца немного токопроводящей пасты, дождаться пока паста затвердеет и ремонт закончен. Но стоит такой набор более $15.

Второй способ аналогичен предыдущему. Но вместо фирменного набора применяют покупные токопроводящие клеи, например, «Элеконт», московского производителя. Клей наносится на место разрыва нити с перекрытием целой части нити по сантиметру с каждой стороны. Для получения аккуратного вида используется трафарет из изоленты или скотча. Для надежности клей наносится два раза. Между слоями токопроводящего клея желательно проложить отрезок залуженной медной проволочки диаметром 0,3-0,5 мм.

Бытует мнение, что токопроводящую пасту или клей для ремонта нитей нагревателя стекла можно изготовить самостоятельно, замешав краску или клей с опилками латуни в пропорции один к одному. Полученный состав через трафарет тонким слоем наносится на место обрыва нити в несколько слоев. Но надежность этой технологии не подтверждена практикой.

Гальваническим осаждением меди

Еще один способ – гальваническое осаждение меди. Метод ремонта нити нагревателя кажется привлекательным. Но из личной практики могу сказать, что надежность подобных покрытий в домашних условиях получается низкой. Так что я не решился воспользоваться этой технологией.

С помощью пайки мягким припоем

Широкое распространение получил механический способ восстановления целостности нитей обогревателя заднего стекла, методом пайки мягким припоем. Надежность этого способа проверена мною при ремонте нагревательных нитей заднего стекла в собственном автомобиле. Приведенная ниже пошаговая инструкция, написанная на основании моего опыта, позволит Вам без трудностей самостоятельно отремонтировать нить обогревателя всего за несколько минут практически без финансовых затрат.


По совету теоретиков из Интернета я допустил большую ошибку, попытался зачистить нить с помощью наждачной бумаги. В результате вместо разрыва нити шириной 1 мм получился разрыв величиной более 1 см. Лента нитки очень тонкая, всего с пару десятков микрон и стирается, даже самой мелкозернистой наждачной бумагой мгновенно. Нити нагревателя и так ничем не покрыты, и достаточно место пайки обезжирить с помощью лоскута, смоченного в спирте или ацетоне.


Если ширина разрыва нити менее 1 мм, то можно обойтись и без пайки дополнительного проводника. В моем случае ширина просвета была большой, и пришлось предварительно приготовить отрезок медной проволочки для перемычки. По одной нитке нагревателя протекает ток около 1 А. Исходя из этого, выбираем по таблице сечения проводов провод сечением 0,17 мм 2 , что соответствует диаметру 0,45 мм. Длина медной перемычки должна быть равна ширине обрыва нити плюс 2 см. Перед пайкой, перемычку нужно обязательно залудить толстым слоем оловянно-свинцового припоя ПОС-61. Нитку нагревателя лудить не нужно.


Для того, чтобы припой надежно пристал к нитке нагревателя, перед припайкой перемычки нужно нитку в зоне пайки с помощью кисточки смазать тонким слоем хлористо-цинкового флюса .


Далее перемычка прижимается к нагревательной нитке и прогревается в течение одной секунды паяльником мощностью 12 Вт. Рука отводится в сторону. Перемычка должна держаться на нитке. Пробовать ее подергать для проверки качества пайки недопустимо, отвалится, и еще оторвет кусок нитки нагревателя. К сожалению, проверено опытным путем. В результате экспериментов перемычку в конечном итоге мне пришлось паять длиной 5 см.


После припайки одного конца перемычки, плотно к нитке прижимается второй и тоже прогревается паяльником. После окончания пайки, с целью удаления остатков кислотного флюса, стекло тщательно промывается водой.


В довершение для надежности, хотя это и не обязательно, я припаянную перемычку покрыл сверху прозрачным суперклеем «Момент» на основе цианакрилатов, термостойкость которого составляет около 70°С. Более этой температуры обогреватель не нагревается.

В результате время ремонта обрыва нити своими руками с учетом всех подготовительных работ составило не более десяти минут. Отремонтированные нити служат уже более трех лет.

Подробно рассмотрим ремонт обрыва одной или нескольких нитей, когда не работают некоторые горизонтальные полоски обогревателя заднего стекла. Случаи, когда вовсе не включается обогрев на стекле, связаны уже не с разрывом нитей, ведь не могут выгореть 12–16 штук одновременно, а с некоторыми другими причинами:

  • оборваны монтажные провода;
  • не срабатывает промежуточное реле;
  • не исправна кнопка включения;

Не горящая оповещательная лампочка в панели приборов, явно говорит лишь о неисправности только кнопки включения обогревателя заднего стекла.

Место обрыва нитей можно обнаружить и без специального инструмента, визуально - если видно невооруженным глазом большие разрывы, широкие царапины, окисление поврежденных участков.

Также, когда на улице холодно, то на запотевшем заднем стекле при включенном обогревателе, можно обнаружить, что возле мест разрывов поверхность высыхает, хотя сама нить не греется.

Если же ничего не видно, тогда потребуется или индикатор с батарейкой, либо мультиметр, которыми можно наверняка обнаружить разрывы, а их может быть несколько у одной нити.

Индикатор фаз с функцией прозвонки , в который вставляется батарейка - очень удобный инструмент, он выручает не только, когда требуется найти разрывы нитей у обогревателя заднего стекла, как в нашем случае, но и при поиске мест перелома скрытой проводки в доме. Он даже пригодится для ремонта таких востребованных аксессуаров, как музыкальные наушники, ведь их тонкие провода так часто рвутся.

А мультиметр и вовсе должен быть у каждого, он всегда нужен в машине.Тем более сейчас, когда один такой прибор, простенькой конструкции, без класса точности, стоит совсем дешево.

В общем, достаточно одного из названных инструментов. На прозвоночный индикатор, на его металлический зацеп ручки, потребуется накрутить тонкий проводок. Затем, свободный конец этого проводка зацепляется на массу автомобиля, можно за дверной замок открытой двери, и сам индикатор ведется жалом по токопроводящей дорожке обогревателя. Подключать щупы мультиметра для проверки нужно аналогично, не забудьте только переключить универсальный измерительный прибор на DCV, 20 - измерение напряжения постоянного тока с пределом измерения до 20 вольт.

В месте обрыва нити пропадет напряжение при включенном обогреве заднего стекла, о чем сообщит погасание лампочки индикатора или отсутствие показаний на мультиметре.

На заводе медные токопроводящие дорожки на стекло наносятся электролитическим осаждением в ванне с медным купоросом. Но в гаражных условиях возиться с реактивами и раствором серной кислоты опасно, и грозит осветленными пятнами на задней полочке, а также сидении, а ещё дырами на своей одежде. А толку то мало - залатать самодельным электролизером можно только царапины или только очисть окисленные места у больших разрывов.

Мелкие царапины можно восстановить пайкой . Перед пайкой, для удаления зеленой окиси, достаточно раз протереть поврежденную поверхность тряпочкой, смоченной в спирте или любом из доступных растворителей. Пытаясь удалить зеленый налёт,нельзя пользоваться ножом, скальпелем, наждачной бумагой -только расцарапаете еще больше место повреждения.

В качестве флюса рекомендуется применять хлористый цинк, но можно воспользоваться любым активным жиром, вазелином или другим специальным составом, не оставляющим много гари после пайки. Твердая или растворенная во спирте канифоль не подойдет - слишком много оставляет грязи.

Тонкая медная проволока, 0.3–0.4 мм в диаметре потребуется для залатывания широких разрывов. Паять нужно именно тонкую медную проволоку, толщиной не более 0.4 мм, потому что иначе более толстая со своим малым сопротивлением будет создавать в месте перемыкания больший нагрев, чем остальная неповрежденная часть нити.

Лудить можно только медную проволоку, не концы разорванной дорожки, поскольку от толстого оловянного хвостиканапыление на стекле может отвалиться.

Вышеописанный метод ремонта является неаккуратным, впоследствии оставляет заметный след вмешательства на стекле.А есть специальный двухкомпонентный токопроводящий клей , стоимость которого в небольшом наборе составляет 10–15 долларов. Приготавливается состав смешиванием самого термостойкого цианакрилового клея с медным порошком, строго в пропорции, указанной в инструкции на упаковке.

Включать подогреватель заднего стекла сразу после нанесения ремонтного состава не следует, нужно датьклеюзастыть. Время затвердевания токопроводящего состава около 30 минут.

Приготовленную токопроводящую пасту необходимо наносить тонко , не толще работоспособной части нитки подогревателя заднего стекла. Также как в случае с ремонтом медной проволокой, слишком толстый слой застывшей пасты,имея малое сопротивление, будет греться сильнее, чем остальная часть токопроводящей дорожки. А в целом, создастся впечатление, что отремонтированная нить греется слабее других, которые в ремонте не были.

Маленькая хитрость: чтобы слишком светлая токопроводящая паста после высыхания совпала по цвету с напылёнными медными дорожками, в неё можно добавитьнесколько капель медицинского йода.

Мало кто знает, что оклеивать место ремонта на стекле обычным прозрачным скотчем неправильно: он оставляет слишком много липкого клеяи отрывается вместе с частью токопроводящейпасты. Ограничивать зону ремонта горизонтально и вертикально следуетузким бумажным малярным скотчем - только так поступают профессионалы. В некоторые ремкомплекты входит готовый трафарет, но при работе егоприходиться удерживать рукой.

Результаты ремонта

Ремонт мягким припоем скор и нетрудоемок ,а результата хватает на несколько лет. Надежность такого метода подтверждена большим количеством домашних мастеров, прибегших к нему, поскольку от негофинансовые затраты сведены к минимуму. Требования минимальны: приобрести хороший высокоактивный флюс и иметьпрактические навыки пайки. Недостаток только один -места пайки на стекле видны , и их не замаскируешь.

Также может выполнить каждый, в продаже имеется очень много ремонтных наборов, от дешевых маленьких упаковок до профессиональных ящиков. Качество ремонта, при соблюдении инструкции изготовителя, отличное и долгосрочное. Важное преимущество : работая аккуратно и имея знания можно так скрыть места ремонта, что стеклышко будет как новое.

Самодельные подиумы для автомобильных динамиков

koreada.ru - Про автомобили - Информационный портал