Самое длинное путешествие на автомобиле. Кругосветное путешествие на автомобиле Кругосветка на автомобиле

Семейное положение: замужем

Род деятельности: журналист

Стаж вождения: 18 лет

Возраст: 36 лет

Машина мечты: Toyota Land Cruiser

Самая некрасивая машина: ОКА

Максимальная скорость: 170 км/ч

Идеальный мужчина: муж

Первый личный автомобиль: Mazda с выдвигающимися фарами

Где чаще всего можно встретить: в автомобиле

Тяга к приключениям родом из детства

Когда я была маленькой, мы с родителями очень часто путешествовали на машине. Я из Калининградской области, поэтому в России почти не бывала. Просто потому что съездить, например, в Польшу было гораздо дешевле. Я привыкла путешествовать таким образом и не очень люблю самолеты, хотя, конечно, летаю. Самый кайф мы испытываем в автомобиле: термос, в который ты наливаешь чай, остановки в незнакомых местах, где исследуешь каждый закуток.

Мы с мужем оба любим путешествовать. Сначала мы ездили с только с сыновьями. Потом удочерили трех девочек. И в августе мы отправились в путешествие в Сочи и Абхазию. За три недели исколесили все вдоль и поперек. Все горы, все заброшенные города. Путешествовали мы на семиместном Land Rover. До этого использовали Toyota Highlander - скажу честно, мне он нравится больше. Я фанатка Toyota – сейчас хочу Land Rover продать и снова купить Highlander, в путешествии с этим автомобилем мне спокойнее.

«Ох, уж эти детки»

Знаете, что удивительно? В поездке дети ведут себя идеально. Мальчишки у меня путешествуют очень давно: первая поездка с Арсением на машине была, когда ему исполнилось 4 месяца. Муж пришел домой и сказал: «В Москве невозможно найти хорошие помидоры!» И уже через пару дней мы прыгнули в машину и отправились на юг нашей страны за вкусными овощами и фруктами. Доехали до Сочи, закупились и отправились обратно. А 6 месяцев Арсения мы отмечали в Швейцарии, куда естественно добрались на Toyota Rav 4.

В путешествиях на автомобиле вообще нет ничего сложного. Однажды я одна с детьми доехала от Москвы до Италии, муж не мог, так как работал, а мне уже хотелось куда-нибудь уехать.

Приятное с полезным

Мы не переживаем за их учебу в школе, несмотря на постоянные путешествия они хорошо учатся. Я считаю, что детям нужно больше показать в этой жизни, дать эмоции. Плюс, в путешествиях мы даем им уроки жизни. Учим помогать друг другу, помогать окружающим. Например, когда мы приезжаем на море, то берем пакеты и каждый раз собираем мусор, в день по 2-3 мешка. Мне не нужно заставлять детей, они сами с удовольствием это делают, потому что мы подали им правильный пример! И главное, к ним приходит понимание, что мусорить нельзя. В прошлый раз мы отдыхали там почти одни на местном абхазском пляже и убирали его ежедневно. Знаете, что еще приятно? Проходящие мимо люди присоединялись к нашей работе. Можно сказать, что мы ввели на это моду в Абхазии.

Ребенок штурман?

Нередко бывает, что наши дети сами выбирают маршрут. В августе мы отправились в Европу. Сначала доехали до Чехии, где у наших родителей дом. Оттуда поехали в Германию, где целью поездки было добраться до замка Нойшванштайн. Когда мы добрались, нам показалось этого мало. Как сейчас помню. Вечер. Мы сидим где-то на границе с Германией и Лера спрашивает: «Мы же взяли купальники, так почему мы не искупались ни разу за это путешествие?», Паша подхватил: «А поехали на море!» Куда? Открываем карту, и решаем ехать в Италию, в ближайший городок от границы с Австрией.

Семейный устав путешествий

Главное правило – в машине никаких гаджетов. Мы не смотрим мультики. Максимум – это наушники и плейер, музыку слушать мы разрешаем. Главное – это развлекать самих себя. В поездке ты кайфуешь от того, что у тебя вся семья в одной машине. Вам может показаться, что за трое суток в одной машине можно сойти с ума? Но с нами этого не происходит. Мы постоянно придумываем себе занятия: играем в игры, поем песни, берем с собой доски для рисования.

Параллельно учимся, например, считаем коров. Когда мы ехали по Абхазии придумали игру: увидел корову? Мычи! Увидел лошадь? Ржи. Собаку? Лай. Было очень весело. А еще мы берем с собой карточки с вопросами и устраиваем интеллектуальные викторины!

Автомобиль мы сильно не нагружаем. Мы из тех, кто любит путешествовать налегке. У нас даже багажника на крыше нет. Из одежды – никаких туфелек и вечерних платьев. Все только удобное и практичное. Именно поэтому в машину легко умещается несколько небольших чемоданов и даже 7 самокатов.

В путь мы обычно отправляемся рано утром, чтобы попасть на границу ночью, когда там мало людей. Хотя иногда выезжаем и ночью, в этом есть своя прелесть, потому что дети спят и у тебя есть возможность ехать быстро, потому что никого не надо кормить, развлекать, останавливаться, чтобы сходить в туалет. Оптимально выезжать примерно в 4 утра. Дети садятся в машину и засыпают, а мы уже выспались за 3-4 часа дома.

Еду с собой мы никогда не берем, кроме легкого перекуса и напитков. Когда едешь по России, всегда можно остановиться и покушать. В Европу берем, потому что есть вариант застрять на границе, ну и в целях экономии– питание там обходится достаточно дорого.

И еще важное правило: с собой взять несколько пледов и автомобильных подушек, детей желательно одеть в удобную одежду, например, спортивный костюм, чтобы было мягко спать.

Все тонкости автопутешествий

Везде свои правила. Когда ты проходишь, например, Латвийскую границу, там нужен техосмотр. В Литве не нужен, а в Латвии обязателен. Нас пускать не хотели - говорили, чтобы разворачивались. Было 5 утра, я пошла к начальнику, стояла, улыбалась, говорила, что не знала, что первый раз едем. Начала давить на то, что 5 детей в машине, тяжело возвращаться. Мы бы, объехали, конечно, через Белоруссию, но это лишние часов 6. К тому же мы уже настроились проехать через Латвию. Латыши они вообще на границе очень строгие. Но в итоге все же сжалились над нами. Мы пообещали, что покажем техосмотр на обратном пути, но в итоге поехали через другую границу.

Зачастую с нами строги, несмотря на детей. Мы как-то пытались йогурты провезти, чтобы после прохождения границы детей покормить. А у нас один из сыновей очень честный, разревелся: «Зачем вы обманываете, что у нас нет молочных продуктов! Нас же сейчас арестуют!». Для него это верх ненормальности.

Неожиданные повороты судьбы

Как-то решили снять автодом – доехать до Португалии. Но на обратном пути с нами произошла не очень приятная история – нас ограбили. Вынесли ВСЕ. Мы не остановились в кемпинге, потому что просто не нашли его. Пришлось встать на заправке. Я ночью открыла глаза и увидела, что возле моего ребенка стоит мужик с ножом и режет пакеты. К счастью, никто не пострадал, но у нас украли абсолютно все. Мы смогли добраться до дома только благодаря тому, что у мужа одна банковская карточка была спрятана. Я тогда очень сильно испугалась, 2 года вообще не могла думать про путешествия на автодоме.

А еще в горах в Чехии наш автомобиль застрял. Дело в том, что в Карловых Варах снега не было. А мы хотели покататься, и решили поехать в горы. Мы не понимали, почему навстречу ехали машины с цепями на колёсах. Доехали, идёт снег, машины стоят, а наша катится без нашего участия на толпу людей. Пытались справиться с управлением – бесполезно. Пришлось выбежать из машины, а она скатилась в сугроб. К счастью сразу подбежали люди и помогли вытолкать автомобиль.

А когда нам захотелось приключений в Абхазии, мы поехали в город призраков. При чем отправились туда в 4 вечера, когда начало темнеть. Город заброшенный (во время войны оттуда все сбежали), расположен в горах. Я все время думала о том, что если машина застрянет – мы останемся там на ночь. Потому что людей там нет вообще. Абсолютная, зловещая темнота. Экскурсии туда бывают, но только днем. Останавливаться там очень страшно, из-за большого количества змей. Но мы все же решились выйти, заехали в гору, чтобы сделать красивую фотографию. Не успели остановиться, как машину окружили 5 собак. Было ощущение, что, если ты откроешь дверь, то произойдет так, как в фильме ужасов: они кинутся тебе в лицо. Так что выходить мы не стали.

Еще одни впечатления на всю жизнь: мы ехали в Португалию на автодоме и муж впервые увидел океан. Мы уже проезжали Францию, и я предложила проехать по побережью. Заезжаем случайно в какой-то городок, стоят автодома - европейцам вообще свойственны путешествия на автодомах, в отличие от россиян. Заходим за пригорок, а тут – океан! Это невероятно! Стояли оба, со слезами на глазах. Это был такой кайф, даже мурашкvи по коже сейчас, когда вспоминаем. Хотим туда еще приехать обязательно, хотя мы не искали по карте это место, даже не знали, куда едем. К сожалению, это было уже после ограбления, фотоаппаратов с собой у нас не было, так что памятных снимков сделать не удалось, но в памяти этот момент остался на всю жизнь.

Куда приводят мечты?

Сейчас самая глобальная мечта – это взять в аренду автодом, чтобы проехать от Москвы до Пекина, на дорогу должно уйти чуть больше месяца. Я уже все изучила: там есть такие подвохи, как, например, получение китайских прав и въезд на территорию только в сопровождении местного гида.

Хотя наверное самая заветная мечта: до Америки по земле и по воде.

Семейное положение: замужем

Род деятельности: журналист

Стаж вождения: 18 лет

Возраст: 36 лет

Машина мечты: Toyota Land Cruiser

Самая некрасивая машина: ОКА

Максимальная скорость: 170 км/ч

Идеальный мужчина: муж

Первый личный автомобиль: Mazda с выдвигающимися фарами

Где чаще всего можно встретить: в автомобиле

Тяга к приключениям родом из детства

Когда я была маленькой, мы с родителями очень часто путешествовали на машине. Я из Калининградской области, поэтому в России почти не бывала. Просто потому что съездить, например, в Польшу было гораздо дешевле. Я привыкла путешествовать таким образом и не очень люблю самолеты, хотя, конечно, летаю. Самый кайф мы испытываем в автомобиле: термос, в который ты наливаешь чай, остановки в незнакомых местах, где исследуешь каждый закуток.

Мы с мужем оба любим путешествовать. Сначала мы ездили с только с сыновьями. Потом удочерили трех девочек. И в августе мы отправились в путешествие в Сочи и Абхазию. За три недели исколесили все вдоль и поперек. Все горы, все заброшенные города. Путешествовали мы на семиместном Land Rover. До этого использовали Toyota Highlander - скажу честно, мне он нравится больше. Я фанатка Toyota – сейчас хочу Land Rover продать и снова купить Highlander, в путешествии с этим автомобилем мне спокойнее.

«Ох, уж эти детки»

Знаете, что удивительно? В поездке дети ведут себя идеально. Мальчишки у меня путешествуют очень давно: первая поездка с Арсением на машине была, когда ему исполнилось 4 месяца. Муж пришел домой и сказал: «В Москве невозможно найти хорошие помидоры!» И уже через пару дней мы прыгнули в машину и отправились на юг нашей страны за вкусными овощами и фруктами. Доехали до Сочи, закупились и отправились обратно. А 6 месяцев Арсения мы отмечали в Швейцарии, куда естественно добрались на Toyota Rav 4.

В путешествиях на автомобиле вообще нет ничего сложного. Однажды я одна с детьми доехала от Москвы до Италии, муж не мог, так как работал, а мне уже хотелось куда-нибудь уехать.

Приятное с полезным

Мы не переживаем за их учебу в школе, несмотря на постоянные путешествия они хорошо учатся. Я считаю, что детям нужно больше показать в этой жизни, дать эмоции. Плюс, в путешествиях мы даем им уроки жизни. Учим помогать друг другу, помогать окружающим. Например, когда мы приезжаем на море, то берем пакеты и каждый раз собираем мусор, в день по 2-3 мешка. Мне не нужно заставлять детей, они сами с удовольствием это делают, потому что мы подали им правильный пример! И главное, к ним приходит понимание, что мусорить нельзя. В прошлый раз мы отдыхали там почти одни на местном абхазском пляже и убирали его ежедневно. Знаете, что еще приятно? Проходящие мимо люди присоединялись к нашей работе. Можно сказать, что мы ввели на это моду в Абхазии.

Ребенок штурман?

Нередко бывает, что наши дети сами выбирают маршрут. В августе мы отправились в Европу. Сначала доехали до Чехии, где у наших родителей дом. Оттуда поехали в Германию, где целью поездки было добраться до замка Нойшванштайн. Когда мы добрались, нам показалось этого мало. Как сейчас помню. Вечер. Мы сидим где-то на границе с Германией и Лера спрашивает: «Мы же взяли купальники, так почему мы не искупались ни разу за это путешествие?», Паша подхватил: «А поехали на море!» Куда? Открываем карту, и решаем ехать в Италию, в ближайший городок от границы с Австрией.

Семейный устав путешествий

Главное правило – в машине никаких гаджетов. Мы не смотрим мультики. Максимум – это наушники и плейер, музыку слушать мы разрешаем. Главное – это развлекать самих себя. В поездке ты кайфуешь от того, что у тебя вся семья в одной машине. Вам может показаться, что за трое суток в одной машине можно сойти с ума? Но с нами этого не происходит. Мы постоянно придумываем себе занятия: играем в игры, поем песни, берем с собой доски для рисования.

Параллельно учимся, например, считаем коров. Когда мы ехали по Абхазии придумали игру: увидел корову? Мычи! Увидел лошадь? Ржи. Собаку? Лай. Было очень весело. А еще мы берем с собой карточки с вопросами и устраиваем интеллектуальные викторины!

Автомобиль мы сильно не нагружаем. Мы из тех, кто любит путешествовать налегке. У нас даже багажника на крыше нет. Из одежды – никаких туфелек и вечерних платьев. Все только удобное и практичное. Именно поэтому в машину легко умещается несколько небольших чемоданов и даже 7 самокатов.

В путь мы обычно отправляемся рано утром, чтобы попасть на границу ночью, когда там мало людей. Хотя иногда выезжаем и ночью, в этом есть своя прелесть, потому что дети спят и у тебя есть возможность ехать быстро, потому что никого не надо кормить, развлекать, останавливаться, чтобы сходить в туалет. Оптимально выезжать примерно в 4 утра. Дети садятся в машину и засыпают, а мы уже выспались за 3-4 часа дома.

Еду с собой мы никогда не берем, кроме легкого перекуса и напитков. Когда едешь по России, всегда можно остановиться и покушать. В Европу берем, потому что есть вариант застрять на границе, ну и в целях экономии– питание там обходится достаточно дорого.

И еще важное правило: с собой взять несколько пледов и автомобильных подушек, детей желательно одеть в удобную одежду, например, спортивный костюм, чтобы было мягко спать.

Все тонкости автопутешествий

Везде свои правила. Когда ты проходишь, например, Латвийскую границу, там нужен техосмотр. В Литве не нужен, а в Латвии обязателен. Нас пускать не хотели - говорили, чтобы разворачивались. Было 5 утра, я пошла к начальнику, стояла, улыбалась, говорила, что не знала, что первый раз едем. Начала давить на то, что 5 детей в машине, тяжело возвращаться. Мы бы, объехали, конечно, через Белоруссию, но это лишние часов 6. К тому же мы уже настроились проехать через Латвию. Латыши они вообще на границе очень строгие. Но в итоге все же сжалились над нами. Мы пообещали, что покажем техосмотр на обратном пути, но в итоге поехали через другую границу.

Зачастую с нами строги, несмотря на детей. Мы как-то пытались йогурты провезти, чтобы после прохождения границы детей покормить. А у нас один из сыновей очень честный, разревелся: «Зачем вы обманываете, что у нас нет молочных продуктов! Нас же сейчас арестуют!». Для него это верх ненормальности.

Неожиданные повороты судьбы

Как-то решили снять автодом – доехать до Португалии. Но на обратном пути с нами произошла не очень приятная история – нас ограбили. Вынесли ВСЕ. Мы не остановились в кемпинге, потому что просто не нашли его. Пришлось встать на заправке. Я ночью открыла глаза и увидела, что возле моего ребенка стоит мужик с ножом и режет пакеты. К счастью, никто не пострадал, но у нас украли абсолютно все. Мы смогли добраться до дома только благодаря тому, что у мужа одна банковская карточка была спрятана. Я тогда очень сильно испугалась, 2 года вообще не могла думать про путешествия на автодоме.

А еще в горах в Чехии наш автомобиль застрял. Дело в том, что в Карловых Варах снега не было. А мы хотели покататься, и решили поехать в горы. Мы не понимали, почему навстречу ехали машины с цепями на колёсах. Доехали, идёт снег, машины стоят, а наша катится без нашего участия на толпу людей. Пытались справиться с управлением – бесполезно. Пришлось выбежать из машины, а она скатилась в сугроб. К счастью сразу подбежали люди и помогли вытолкать автомобиль.

А когда нам захотелось приключений в Абхазии, мы поехали в город призраков. При чем отправились туда в 4 вечера, когда начало темнеть. Город заброшенный (во время войны оттуда все сбежали), расположен в горах. Я все время думала о том, что если машина застрянет – мы останемся там на ночь. Потому что людей там нет вообще. Абсолютная, зловещая темнота. Экскурсии туда бывают, но только днем. Останавливаться там очень страшно, из-за большого количества змей. Но мы все же решились выйти, заехали в гору, чтобы сделать красивую фотографию. Не успели остановиться, как машину окружили 5 собак. Было ощущение, что, если ты откроешь дверь, то произойдет так, как в фильме ужасов: они кинутся тебе в лицо. Так что выходить мы не стали.

Еще одни впечатления на всю жизнь: мы ехали в Португалию на автодоме и муж впервые увидел океан. Мы уже проезжали Францию, и я предложила проехать по побережью. Заезжаем случайно в какой-то городок, стоят автодома - европейцам вообще свойственны путешествия на автодомах, в отличие от россиян. Заходим за пригорок, а тут – океан! Это невероятно! Стояли оба, со слезами на глазах. Это был такой кайф, даже мурашкvи по коже сейчас, когда вспоминаем. Хотим туда еще приехать обязательно, хотя мы не искали по карте это место, даже не знали, куда едем. К сожалению, это было уже после ограбления, фотоаппаратов с собой у нас не было, так что памятных снимков сделать не удалось, но в памяти этот момент остался на всю жизнь.

Куда приводят мечты?

Сейчас самая глобальная мечта – это взять в аренду автодом, чтобы проехать от Москвы до Пекина, на дорогу должно уйти чуть больше месяца. Я уже все изучила: там есть такие подвохи, как, например, получение китайских прав и въезд на территорию только в сопровождении местного гида.

Хотя наверное самая заветная мечта: до Америки по земле и по воде.

Александр и Татьяна Чемодуровы - первые российские пенсионеры, совершившие кругосветное путешествие на автомобиле.

Сегодня им на двоих 113 лет. Первый раз за границей оказались в 2001 году - случайно. На свадьбу сыну подарили тур в Египет, молодые поехать не смогли, Чемодуровы полетели в Африку вместо них. Просто, чтобы не пропали билеты.

Понравилось. Причем настолько, что за 13 последующих лет объездили полмира. Как будто предчувствуя крах турфирм, пенсионеры последние годы мудро колесят по миру самостоятельно.

С учетом автокругосветки они побывали уже в 102 странах мира.

Таня плюс Таня

Кругосветку Чемодуровы при помощи Русского географического общества проложили так: из Москвы через Украину, Румынию, Болгарию и Турцию - в Африку. Сирию пришлось объехать на пароме: там бушевала война. Далее через Африку в ЮАР, оттуда - в Аргентину (машина - морем, сами на самолете). Через всю Южную Америку - в США, из Сиэтла судном в Находку, и через всю страну назад, в Москву.

В Египте на машину пришлось получать местные номера, такие там законы. Потом поехали к пирамидам. Непривычно пусто, туристы Египет покинули.

Отправил Татьяну покупать билеты, а сам подъезжаю на стоянку, - говорит Чемодуров. - Полиция требует показать документы. Долго изучает бумаги, которые я с таким трудом выхлопотал (а они же на арабском и я не понимаю, что там написано), подозрительно смотрят на меня и задают убийственный вопрос: "А Татьяна - это разве мужское имя?" Все, думаю, попал, чиновники напутали, записав водителем жену. Бюрократия там страшная, сейчас задержат машину. Надо выкручиваться. Иду напролом: "Да, конечно, мужское это имя!" Полицейские чуют подвох, и так недоверчиво: "А какие же у вас, у русских, тогда женские имена?" Я им: "Наташа!"

Всеобщее ликование: "Наташа! Правильно! Наташа! Проезжай, Татьяна!"

Перед поездкой читали, что беспорядки только в Каире. Оказалось, что война уже переместилась в центр страны. Пришлось долго петлять по Египту, объезжая неспокойные провинции.

Добрались до Асуана, оттуда - в Судан. У Египта с Суданом там спорные территории, поэтому границу разрешили пересечь на пароходике. Кают не оказалось, ночевали прямо на палубе, под звездами. Машину доставили через пару дней на барже.

В Судане не работал ни один из трех автонавигаторов. Ехали, расспрашивая дорогу у местных. Туристов там нет, и гостиниц в нашем понимании тоже. Останавливались в постоялом дворе для дервишей, экзотики там через край.

Путин, автомат и шоколад

Самая интересная страна на маршруте - Эфиопия. Правда, только в смысле культурного наследия. А вот дорог там нет: за сутки с трудом проезжали по 300 км. Порой приходилось мобилизовывать местное население на оттаскивание камней с дороги. Прокололи одно колесо.

В Кению их долго не пускали. Там на границе началась война: какие-то племенные разборки. Кружат вертолеты, артиллерийская канонада, взрывы.

Каждый день ходили в полицию, просили выделить вооруженный конвой. Через три дня им сказали: езжайте самостоятельно, но только очень быстро: на фронте возникла передышка. Рванули...

Был неприятный момент: на обочине увидели человека с ружьем. Со страху Александр Анатольевич поддал газу, вооруженный скрылся в облаке пыли и щебня из-под колес. Стрелял он по их машине или нет - не видели.

Зато наблюдали по дороге остовы сожженных машин.

Впереди них ехал "Рендж ровер" с японскими туристами. Который вдруг бесследно исчез. Наши интересовались на постах: японцы проезжали? Оказалось - нет. Но свернуть им было некуда. История печальная, выяснить судьбу японских путешественников не удалось.

Лекарств взяли в дорогу много, но почти все отняли в Болгарии. Украинцы забрали электрошокер. В Африке все спиртное отобрали суданцы. Часто при въезде в деревни их останавливали люди с автоматами. Представлялись "таможенниками", интересовались: есть продукты? Обычно отвечали - да, есть, но только бананы. В ответ раздавалось требование: "Сдавайте нам свои бананы, эти нельзя провозить - покупайте наши".

Стоят бананы, правда, там сущие копейки, рэкет несерьезный.

Позитивных воспоминаний осталось больше.

Вообще-то по Африке можно путешествовать и на общественном транспорте, - интригует Александр Анатольевич. - Берешь билет, садишься на автобус в Каире и выходишь в Кейптауне. Многие европейцы так и поступают.

Но автобусы ходят пока нет войны. А в Африке все со всеми воюют, и через районы боевых действий машины пропускают, а автобусы - нет. И пока бои не стихнут пассажиры "загорают".

Подобрали двух таких горемык: англичанина и датчанина. Проехали с ними до Найроби.

Что интересно: в Кении на дорогах много блокпостов, но, увидев русские паспорта, военные улыбались и пропускали без досмотра: "О, Путин, Калашников, шоколад!" Почему они убеждены, что шоколад делают в России, не совсем ясно, но Калашников и Путин в Африке очень популярны.

На попутчиков это произвело сильное впечатление. Через три дня, прощаясь, англичанин и датчанин признались, что искренне завидуют чете Чемудоровых: "Это так здорово - быть русским в Африке!"

Взял языка

Объехав 30 стран, пять раз платили штрафы. Из них 3 - в Танзании: сплошные засады.

Знак 50 км/ч, едем 45. Останавливают. Что мы нарушили? - горячится Чемодуров. - Нахально врут: ты ехал со скоростью 62 км/ч, вот данные радара. Но на радаре не моя машина! А у нас пять свидетелей, плати штраф - $7.

И так у каждой деревни.

Спрашиваю кругосветчиков: вы с африканским ГАИ на каком языке объяснялись?

На универсальном: водительском. Был случай в Турции, меня останавливают за превышение. Полицейский говорит: "Здесь можно 90 км/ч, у тебя 106 - штраф. Тебе квитанция нужна?" - "Нет, давай штраф пополам".

Расплатился, возвращаюсь в машину, жена смотрит на меня изумленно: а ты, говорит, с ним на каком языке разговаривал-то? Я - на русском, он со мной - на турецком. Отлично друг друга поняли.

Самый смешной инцидент - в Замбии. Остановили, говорят, что ваш автомобиль не соответствует правилам безопасности движения - нет рефлекторов, то есть светоотражающих наклеек. $20 отдай и не греши.

И это при том, что местные вообще без фар и без стекол ездят.

Но вместе с тем в Африке есть хорошая традиция. Если едешь медленно и собрал более двух машин за собой - остановись, пропусти. Не пропустишь - полиция остановит, оштрафует. Стоило бы и нам такое перенять.

Танцы с глобусом

В Перу не повезло. Ночью в горах сбили ламу. Не насмерть, животное убежало. Машина пострадала: потек радиатор, три недели ждали ремонта. Полиция очень доброжелательно отнеслась к инциденту: штрафовать не стали. Там этих лам, как донов Педро в соседней Бразилии.

Столкнулись и с совершенно неожиданной проблемой. Местные то и дело перекрывали дорогу, требуя от правительства каких-то социальных благ и снижения цен. Денег с проезжающих не вымогают, просто не пускают и все. Полиция не вмешивается.

Тяжелее всего в Боливии. Если дорогу перекрывают мужчины, то решить проблему несложно: дашь бутылку - пропустят.

А вот боливийские сеньоры - те принципиальные, подношений не берут, - вздыхает Чемодуров. - Там пришлось искать иные пути. Доставал из машины глобус (он у меня всегда с собой), объяснял откуда еду. Жена называла это "танцы с глобусом".

Начинал так: "Дорогие женщины Востока, вы знаете и уважаете Россию? Посмотрите на глобус: вот она. А мы сейчас на другом конце света. Нам надо проехать, чтобы вернуться домой!"

Разве они женщины Востока?

А какая разница, они же ни слова по-русски не понимают. Как и я по-испански. Главное тут создать атмосферу, в идеале - рассмешить. Если не помогал глобус, то кругосветчики доставали из багажника палатку, грозили: будем ночевать с вами, но еды у нас нет, будете кормить вы.

Действовало.

Правда, через километр - новый пикет. И опять танцы с глобусом.

Вымотавшись, сразу искали мотель. Один особенно приглянулся: очень нарядный, номер весь в зеркалах, даже на потолке и то зачем-то зеркало. И недорого.

Потом заподозрили неладное. Номер им предложили на несколько часов часов. Объяснили: нужна ночь как минимум.

Все, кто был на ресепшене уважительно закивали...

Позже выяснили, что живут в отеле для любовных свиданий: почти борделе. Смеялись до слез.

Америка: вперед, в прошлое

Полная неожиданность - граница между Мексикой и США. Шли по трассе Сьюдад-Хуарес - Карлсбад - Розуэлл. На подъезде с мексиканской стороны поразили красивые ухоженные поля, ранчо, на лошадях гарцуют красавцы-мачо. Города чистенькие, народ нарядный. Въехали в Америку - поля заброшенные, какие-то неказистые фермерские домики.

В кино все наоборот.

Но самый большой шок - граница. Ожидали увидеть толпы мексиканцев, американских рейнджеров с автоматами. Ничего подобного. Пусто. Стоят две женщины: мексиканка и афроамериканка. Увидели русские номера, изумились, но даже из машины выйти не попросили.

Чемодуровы:

Мы 30 стран проехали, везде ведь как: выйдите из машины, откройте багажник, покажите, что везете... Здесь же просто постучали молоточком по колесам (там часто наркотики в покрышках возят) - проезжайте.

Мы говорим: "Да как проезжать, вы нам сначала отметку в паспорте поставьте". Отмахнулись, посоветовали самостоятельно искать офицера иммиграционной службы: может, он поставит штампик. Нашли, кое-как убедили - поставил.

Пешком вернулись в Мексику. Но и там страховку делать тоже отказались: говорят, что в Мексике даем страховку только на мексиканские машины.

Что делать, опять пешком потопали в США...

Интересно, что во время прогулок из США в Мексику на них никто не обращал внимания и паспортов не спрашивал.

В целом Америка оставила неоднозначное впечатление, - рассуждает Александр Анатольевич. - На заправках и в магазинчиках народ, узнав, что мы из России, начинал говорить гадости про своего президента и восхищаться Россией. Я не шучу. Но - негромко, как бы украдкой. Так было у нас в 60-е годы, при СССР, когда про правителей говорили плохое и шепотом. Не ожидал такого от американцев, какие-то они закомплексованные, запуганные. Я-то ожидал увидеть гордых и свободных.

А в национальном парке Аризоны к нашей машине подошел медведь и положил лапы на багажник. Кстати, проехав от Владивостока до Москвы, ни одного косолапого не встретили. Вот они, стереотипы: так что надо еще разобраться, у кого на самом деле по улицам медведи бродят.

Александр Анатольевич Чемодуров - на пенсию ушел с должности начальника управления минкультуры. Его супруга Татьяна Анатольевна окончила МГТУ им. Баумана, индивидуальный предприниматель. В общей сложности у супругов за плечами 27 зарубежных и шесть российских автопутешествий. Хотят написать о них книгу. Во время кругосветки провели общественную экспертизу объектов ЮНЕСКО, встречались с соотечественниками и помогали создавать детские библиотеки.

Маршрут:

посетили Украину, Румынию, Болгарию, Турцию, Египет, Судан, Эфиопию, Кению, Танзанию, Замбию, Зимбабве, ЮАР, Аргентину, Уругвай, Парагвай, Бразилию, Боливию, Перу, Эквадор, Колумбию, Панаму, Коста-Рику, Никарагуа, Сальвадор, Гондурас, Гватемалу, Белиз, Мексику и США.

Цена вопроса

Проехали по земле 53 700 км и 17 тыс. км морем. Спонсоров не нашли, ездили за свои. Обошлось в 1,85 млн рублей.

Миллион на поездку-мечту накопили. Оставшуюся сумму добыли, сдав квартиру, дачу и гараж в Подмосковье.

Ездили на кроссовере Hyundai Tucson 2007 года выпуска. Пробег на момент начала кругосветки 52 тыс. км. Специально машину не готовили, но каждые 15 тыс. км проходили, как положено, ТО: в Кейптауне (ЮАР), в Лиме (Перу) и на обратной дороге в России.

Весной 2011 мы выехали из Москвы и поехали на машине вокруг света. Мы решили проехать через Европу в Африку, покататься по Сахаре, уплыть в Штаты, заехать в Мексику, и оттуда вернуться домой через Дальний Восток.

Путешествуя, мы все свободное время посвятили написанию фотоотчетов. Публикую самый первый из них, где описано начало нашего путешествия: Россия-Украина-Венгрия-Словения.
Россия нас проводила дождем. Мы поехали в кругосветку из Москвы вечером 18 мая и к 8 утра следующего дня добрались до границы с Украиной. Самое неудачное время, потому сперва потеряли час на пересменке в России, а потом еще час - в Украине. И если наши после пересменки пропустили без каких-либо проблем, то Украинцы отправили нас в красный коридор. Мы попытались возразить что нам нечего дакларировать, но таможенники были непреклонны: "Грузовой транспорт идет только по красному коридору". Как грузовой? Почему? Оказывается, наш пикап хоть и относится к категории "В", все равно считается грузовиком, так как в техпаспорте указан тип ТС - "грузовой бортовой". Поэтому, в отличие от легковушек, мы должны проходить полноценное таможенное оформление: санитарный контроль, транспортную инспекцию и платить пошлину. И это даже было бы недолго и недорого, если бы не пересменка. Пошлина 1 евро. Фигня, конечно, но смена кассира тоже закончилась. Слава богу, хоть на досмотре не выразили желания перебирать наш бесконечный багаж, просто заглянув в набитый до краев кунг.

Итог: 2 часа таможни и мы в Украине.

Прокладываем маршрут на Чернигов, но не по федеральным трассам, а по второстепенным дорожкам, сквозь деревеньки, поселки.

Нас даже не пугают местные ямы «Купи новое колесо» - мы едем аккуратно.

Местные жители с интересом нас разглядывают, долго провожают взглядом, многие приветливо машут. Проездом через Короп останавливаемся и заходим на местный рыночек, надеясь встретить что-нибудь интересное, колоритное.

Но кроме драной кошки тут особо примечательного ничего нет.

Вокруг все цветет. В основном желтый цвет.

Заросли сирени источают улетный аромат.

На "дикой" трассе встречаются необычные места, например, Пекарская переправа через Десну - не по мосту, а с помощью парома, который перевозит от берега к берегу людей, машины и скот без какого-либо мотора, используя быстрое течение реки. Паром ставится под углом к течению и у него появляется тяга, как у паруса. В зависимости от угла, он едет в ту или иную сторону вдоль троса.

В городах удивляемся велосипедистам в деловых костюмах, которые, видимо, едут на работу. Чем дальше - тем чаще встречаются.

15-00 въезжаем в Чернигов. Игорь тут знает каждый замшелый камень. Гуляем с ним по парку, смотровой.

Параллельно он созванивается с друзьями, организовывает пикник на природе. Заходим в Макдональдс, перекусываем и выкладываем первые фотки, шлем приветы.

Едем к Старковским друзьям. Он категорически против навигатора, хочет сам вспомнить родные улочки. Прётся от этого, но дорогу вспоминает с большим трудом. В итоге, не без трудов, находим тот самый подъезд из его детства:

Берем интервью у местного жителя - черниговского серого кота.

После этого в нашей компании прибывает - подтянулись друзья детства Игоря. В нашу машину все не влезают - вызываем такси и едем на Десну. На природе вблизи больших городов есть один большой недостаток, даже два - очень людно, и мусорно. Тем не менее, находим нормальное место на берегу, располагаемся.

Леша впервые в жизни раскладывает палатку.

Мы едим шашлыки и идем спать - надо выспаться в дорогу. По этой же причине стараемся не бухать. Зато Игорь с друзьями отжигают по полной: налегают на текилу, поют под гитару, купаются в Десне. Под утро вся компания, распевая песни под гитару, выходит на шоссе Чернигов - Киев и ловит такси по методу кавказской пленницы (перегородив трассу). На такие крайние меры их толкнуло то, что такси в Чернигове не выезжают ночью в лес, а водители боятся останавливаться на трассе. Мы же в это время ежимся от холода в палатках: у Олега с Оксаной один спальник остался дома, а Юля с Лешей тоже делят один спальник на двоих - второй так и не нашли ночью среди хаоса вещей.

Наша попытка встать пораньше и поехать по прохладце проваливается. Будильник, поставленный на 5-00 утра, звенел в пустоту. Встаем в девять. Игорь спит в машине, и пробуждается вместе с нами. Пьем ароматный чай с душицей, приготовленный на чудо-плите.

Собираем и упаковываем вещи, мусор. Самый ценный груз, 100 пачек сигарет, Леша любовно складывает в коробочку и пакет.

Запихиваем сигареты в дальний угол кузова, заваливаем барахлом, подбрасываем Игоря в Чернигов и двигаем на запад. Нам надо торопиться, чтобы к вечеру успеть заселиться в гостиницу Будапешта. И мы бы даже успели, но по дороге встретили Волгозавра и решили с ним сфотографироваться:

а потом с избушкой

и с волком

и еще покушать, да заглянуть в интернет

и на Хрещатике попозировать

заодно заглянуть к Юлиной сестре, которой, правда, не оказалось дома

и сфотографироваться со знаком - Лешиным однофамильцем

запечатлеть живописные пейзажи

В общем, успели мы или нет, будет ясно позже, а пока учим в дороге испанский

Выезжаем из Украины. Таможня нас без проблем пропускает, даже не удосуживаясь нормально осмотреть кунг. Но предупреждает, что если везем сигареты болше, чем 2 пачки на человека, то будет штраф - 80 евро за каждый блок. Мол, если есть лишние, лучше от них избавьтесь прямо сейчас (блестят глазки). Подвисаем в раздумье. Развод, похожий на правду. Но с сигаретами Леша расставаться не спешит.

Подъезжаем к Венгерской таможне. Хвост огромный. Удивляемся, как народ экономит горючее. Когда очередь продвигается, они заводятся на несколько секунд только для того, чтобы тронуться с места, а дальше снова глушат мотор и катятся по инерции. Наш дизель тарахтит постоянно и на нас, расточительных русских, смотрят с неодобрением. Один раз даже сосед не выдерживает и делает замечание, что мы забыли заглушить машину. А может, это не только экономия горючего, но и забота об экологии. Короче, мы стали тоже делать, как они.

Пока стоим, думаем как быть с сигаретами. Спрашиваем у дальнобойщиков, что за штраф? Те подтверждают, что за лишние сигареты (более 2 пачек на человека) берут типа штрафа 100 евро за блок. Выкидывать или пытаться провезти? Решаем, что на месте разберемся. Полтора часа стоим в очереди на паспортный контроль и досмотр. Наблюдаем, как шмонают каждую машину: выгружают все вещи, поднимают коврики, прощупывают обивку и простукивают крылья. Тихо ужасаемся тому, СКОЛЬКО вещей нам предстоит сейчас перебирать. В пять утра очередь доходит до нас. Быстро проходим паспортный контроль и едем на досмотр. Леша понуро выходит из машины отвечать на вопрос про сигареты.
- Сигаретс?
- Йес, найн боксез.
- Вот даз ит мин боксез? Найн пэкс о найн блокс?
- Блокс...

Таможенник удивляется и расстраивается одновременно. Подзывает коллегу и сообщает ему на ушко что-то, указывая на нас.
- Вы не можете провезти просто так 9 блоков. Максимум - один (по 2 пачки на человека).
- Мы согласны их выбросить.
- Нет, вы не можете их выбросить на территории Венгрии. У вас есть два варианта: вернуться в Украину и избавиться от них, либо растамаживать.

Возвращаться в Украину и потом снова ехать в Венгрию означает потерять часа три времени в очередях. Отступать неохота.
- Сколько нужно платить пошлины?
- Сейчас узнаю.

Пропадает минут на 15.
- Примерно 220 евро.
- Вроде у нас столько есть, будем платить.
- Отгоните машину вон на ту стоянку, следуйте за мной.

Олег, Леша и таможенник уходят в кассу.
Минут через 20 возвращаются ни с чем. Оказалось, что надо 260 евро, а было только 170 наличными. Карты не принимают. Облом.

Нас просят проехать на пункт досмотра особой тщательности: машина заезжает на яму, прожектора освещают каждый уголок, даже днище. И тут начинается. Выгружается весь кунг, до последнего маленького пакетика. таможенники вскрывают все сумки, шупают, ищут. Но ничего больше не находят. Даже на водку, которой немало, не обращают особого внимания, хотя спиртное тоже имеет ограничение: 1 л водки на человека / 2 л вина на человека / 4 банки пива на человека. Полчаса упаковываем вещи обратно. После этого нас просят вернуться на таможню. Разворачивают в сторону Украины. Мол, избавляйтесь там от сигарет и возвращайтесь.

На венгерском КПП в сторону Украины стоит микроавтобус. Таможенник предлагает отдать сигареты водителю, если тот возьмет. Олег отдает водителю восемь блоков Кента. Тот удивлен и не знает, что делать, однако присутствие рядом венгерского таможенника немного его успокаивает. В результате он берет сигареты. После этого таможенник сопровождает нас обратно на КПП, предупредив всех, чтобы нас не досматривали. И на том спасибо.

В восьмом часу утра мы в Венгрии. Радуемся великолепным трассам, которые начинаются сразу от КПП. Долго ржали над знаком "неровная дорога", который здесь подразумевает, что машину на 130 будет чуть-чуть раскачивать. По остальной трассе машину не качает вообще - она спокойна, будто стоит на месте, хотя едет за сотню. Можно хоть тарелку супа поставить на торпеду.

В общем, что в России - магистраль, то в Венгрии - неровная дорога.
Ограничение 130. За полтора часа проезжаем 200 километров от КПП до забронированной гостиницы Chesscom в Будапеште. На часах 10 утра, оплаченное время истекает в 12, так как селиться надо было еще вчера. Все равно селимся, чтобы хотя бы помыться. Нас жалеют и бесплатно продляют номера еще на 3 часа, чтобы мы могли вздремнуть. Заселяемся, номера уютные.

Приводим себя в порядок, 4 часа спим, выселяемся. Еще час сидим в холле на бесплатном вайфае и копеечном кофе.

Быстро постим наше местоположение, шлем всем приветы. Через час выезжаем в сторону Словении, больше не злоупотребляем гостеприимством венгров.

По дороге заезжаем в Будапешт. Мало того, что тут есть автобусы - кабриолеты:

Так тут встречаются еще и автобусы - амфибии:

Много наслышаны про национальную кухню. Выглядит все аппетитно:

Заходим в кафешку. На первое суп-гуляш, на второе - тоже гуляш с лепными макаронами. Очень вкусно. Будто из тушенки все приготовлено))).

Останавливаемся поглазеть на Дунай с моста.

Гуляем по королевскому дворцу.

Попадаем под грозовой дождь, Олег с Оксаной радуются ему после жары а Юля с Лешей - прячутся.

В семь вечера берем курс на Словению. Юля рулит, Оксана - штурман, ребята обрабатывают фотки. По магистрали ехать скучно и мы прокладываем маршрут по деревеньками вдоль красивейшего озера Балатон. Останавливаемся посмотреть уходящую грозу.

Гроза с удовольствием нам попозировала и оказалась весьма фотогенична.

Она даже сфоталась на память с Юлей и Лешей.

Параллельно съемкам наблюдаем за летучими мышами, которые носятся в темном небе на фоне фонарей, за утками, спрыгивающими с берега в воду при нашем приближении. Разглядываем тусующихся в траве здоровых крыс. Животные тут хорошо себя чувствуют.

По пути в какой-то кемпинговой зоне ужинаем корейской лапшой, разогретой с помощью чудо-плиты и едем дальше...

Граница между Венгрией и Словенией состоит из единственного дорожного знака "Словения", что вполне нормально внутри Шенгена. Заезжаем в самый центр Любляны, но не видим ничего, ради чего стоило хотя бы притормозить. Архитектурный стиль - поздний совок.

Зато в сельской части Словения прекрасна

Уютные горные долины

Пасутся коровы

Даже в самой глуши идеальный асфальт, хотя два джипа разъедутся с трудом.

Тут вообще все такое крошечное, даже городишки по дороге.

И только автомагистраль, проходящая насквозь Словении, оргомна и бессмысленно пустынна.

koreada.ru - Про автомобили - Информационный портал