Самодельная тележка на трактор мтз одно. Телега (прицеп) для трактора: особенности конструкции и как сделать своими руками. Платформа и надставные борта

Для большинства сельскохозяйственной техники предлагается разнообразное оборудование, которое тем или иным образом упрощает работу и увеличивает функциональные возможности тракторов. На мини тракторы очень полезным и наверно даже обязательным станет приобретение специального прицепа. Свойства прицепа должны полностью подходить под используемую модель трактора, иначе их взаимодействие и эффективность будут усложненными.

К счастью, сегодня предлагается множество прицепов для определенных моделей техники, поэтому выбрать нужный товар не составит труда. Но по определенным причинам некоторые владельцы тракторов пытаются сделать прицеп для трактора собственными руками, что сегодня более чем простая и доступная задача.

Устройство прицепа на трактор

Перед началом создания собственного прицепа важно знать его устройство и конструктивные особенности. Состоит из следующих деталей:

  • бортовой кузов;
  • несколько колес и ходовая часть;
  • основа - металлическая рама;
  • механизм для подъема кузова;
  • прицепное для соединения с трактором.

Также в зависимости от сферы использования и требуемых характеристик, выделяют два вида прицепов:

  1. С одной осью - самая простая и популярная модель, особенно актуальна для транспортировки сыпучих или иных материалов;
  2. С двумя осями - имеют мощную конструкцию и поэтому позволяют перевозить тяжелые грузы и материалы.

Функции трактора

Любой трактор должен иметь возможность выполнять несколько функциональных обязанностей, ведь работа его направлена на фермерские и приусадебные хозяйства. Если использовать навесное оборудование, трактор способен:

  • собирать снег зимой;
  • собирать урожай в садах, полях, фермерских участках;
  • перевозить различные грузы;
  • пахать и обрабатывать землю.

И без прицепа выполнить такие задачи бывает невозможно, а значит каждый кто покупает трактор, должен позаботиться о таком оборудовании как прицеп. Используя прицеп-самосвал, вы с легкостью выполните такие задачи как сбор и выгрузка урожая, перевозка рассады, транспортировка урожая, строительных материалов и многое другое.

Как сделать на трактор прицеп

  1. Создание чертежа будущего, который создается на основе таких показателей как будущее применение, грузоподъемность, размеры каждой детали и т. д.;
  2. Заготовка необходимых материалов - швеллеры, стальные листы, трубы, колеса, фанерная доска, ходовой блок. Старайтесь выбирать металлические материалы хорошего качества.
  3. Изготавливается рама, в которой обязательно нужно сделать переднюю траверсу, присоединить сваркой крепления для центральной оси и создать прочную заднюю балку.
  4. При помощи шарниров и лонжеронов (боковые) создается основа колес. При этом закрепляется ось к раме.
  5. Создание кузова. Основным материалом послужит листовая сталь, которая подбирается достаточной толщины и качества.
  6. Изготовление прицепного оборудования, в процессе работы вам нужно создать баланс между креплением дышла и рамы прицепа.
  7. Создание и монтаж механизма для опрокидывания. Создать его самому крайне сложно, поэтому берется готовый гидроцилиндр и крепиться к кузову. Его задача - опрокинуть кузов и высыпать груз. При желании можно обойтись без такого механизма.
  8. Обкатка прицепа, проводиться посредством недолгого движения без нагрузки на прицеп.

Важным этапом является установка колес, отличным преимуществом будет то, что на самодельный прицеп можно устанавливать колеса и даже рессоры с различных автомобилей. Но учитывайте тот момент, что устанавливать колеса нужно по центру прицепа для равномерной нагрузки.

Видео

Раму телеги лучше всего выполнить из труб 50x25x4 мм, которые будут включать в себя непосредственный сварной стояк, передние и задние лонжероны. В качестве усиливающей поперечины может выступать уголок 40x40x4 мм, а в качестве продольного шарнира – труба 58×4 мм. Все лучше всего выполнить на сварке, поскольку это обеспечит прочность и целостность конструкции, исключив возможность расшатывания элементов (при использовании болтового крепления). Далее следует приварить стойки сидений из уголков 40x40x4 мм, к которым будет крепиться уже деревянный каркас непосредственного кузова.

Выбор подходящих колес и их крепление

Заключение

Подводя итоги вышеизложенному можно сказать, что тележка для минитрактора своими руками вполне может быть выполнена каждым хозяином, для чего потребуется лишь внимательное изготовление составных элементов, а также ответственный подход. К счастью, все необходимое для изготовления такой конструкции можно достать, а поэтому хороший хозяин наверняка сможет сконструировать такую телегу для своего минитрактора.

Наглядный пример устройства телеги для минитрактора:

Миниатюрный трактор оценило по достоинству уже множество фермеров. Но дополнение его заводскими прицепами для многих является очень дорогим удовольствием. Выходом становится самостоятельное изготовление устройства для транспортировки грузов.

Инструменты и материалы

Чтобы правильно подобрать для работы подходящие материалы и инструменты, нужно прежде всего определить, насколько велика будет нагрузка на прицеп. Периодически подвозить несколько мешков удобрений или урожая - это одно, а вот доставка большого количества навоза или оснащение прицепа самосвальным кузовом - совсем другое дело. Для изготовления рамы используют обычно стальные трубы. Соединять трубчатые конструкции нужно будет при помощи сварочного аппарата.

Дополнительно используют ось, на которую подбирают снятые с мотоблока колеса.

Как показывает практика, другие колёса на прицепах к мини-тракторам работают плохо. Двухосные прицепы изготавливать сложнее. Такая конструкция потребует большего количества сварочных работ, поэтому придется подготовить побольше электродов самых различных размеров. Для кузовов рекомендуется использовать не пластик, а металл.

Особенно хороши металлические изделия, если планируется ездить по лесным дорогам, по бездорожью и берегам рек или озер. Деревянные кузова мини-тракторов точно разочаруют любого охотника и рыбака. Даже специальные покрытия не особенно повысят их устойчивость к плохой погоде. Лучшими вариантами однозначно будут алюминий и тонкие стальные листы. Важно: металл рекомендуют окрашивать стойкой к коррозии краской.

Как сделать своими руками?

Качественный самодельный прицеп для мини-трактора должен:

  • быть прочным;
  • иметь сравнительно небольшую массу;
  • соответствовать по грузоподъемности тяговой силе трактора;
  • иметь высокий клиренс;
  • оснащаться широкими колесными осями.

При недостаточной ширине осей проехать по плохой дороге будет практически невозможно. Знатоки советуют начинать изготовление прицепа со сварки частей рамы. Она станет несущим каркасом. Для работы используют как круглые, так и прямоугольные трубы. Их минимальный диаметр составляет 400 мм.

Важно: стыки выполняются только путем сварки, другие виды соединений не допускаются.

После этого создают колесную базу. Осью чаще всего является стержень из стали, диаметр которого - минимум 350 мм.

Стержень надо прикрепить к раме с использованием:

  • боковых лонжеронов;
  • продольных шарниров;
  • опор уголкового типа.

Подобное решение позволяет обеспечить повышенную грузоподъемность. Становится возможным перемещать не только собранный урожай, посевной материал, но и следующие виды груза:

  • удобрения;
  • тяжеловесные отходы;
  • грунт;
  • стройматериалы.

Кузова обычно делают из досок. Высота их подбирается индивидуально. Лучше всего, если ширина досок будет пропорциональна высоте, тогда не понадобится их делить на части. Древесину предварительно сушат. Прикреплять доски рекомендуют стальными уголками, потому что такое соединение наиболее прочно и устойчиво. Колеса следует расположить строго посередине. Это предельно важно для безопасности езды. Надо обязательно позаботиться и о надежном соединении с самим мини-трактором. Знатоки отмечают, что лучший вариант - шарнирное дышло, вставляемое в особый трубчатый корпус.

Сверху монтируется предохранительный узел; если его нет, то соединение может разрушиться от любого толчка.

Но защита не так проста, как кажется. Именно связка между трактором и прицепом подвергается очень сильным вибрациям. Да и сила трения в этом месте огромна. Поэтому торопиться - и при проектировании, и при сборке - не следует. Соединяя детали между собой, нужно действовать как можно аккуратнее.

Специалисты даже советуют работать вдвоем. То, что не заметит кто-то один, почти наверняка обнаружит напарник. После окончания работы требуется проконтролировать ее качество. Обязательно перепроверяют, насколько надежны все узлы, насколько крепко связываются они шарнирами. Непременно следует проверять и стяжки болтов. Собранный прицеп сначала обкатывают без нагрузки, притирая детали. Как видим, ничего сложного в этой схеме нет. Однако надо помнить, что конструкционные элементы делают только из нового металла.

Если и применяют старые части, то лишь убедившись, что на них нет ржавчины и других изъянов.

Целесообразно обработать все открытые поверхности масляной краской. Это вполне доступное и притом весьма эффективное защитное средство. Но самые простые прицепы для мини-трактора не всегда позволяют решить проблему. Часто приходится делать самосвальный агрегат. От обычного прицепа он отличается наличием механизма, приподнимающего кузов по мере необходимости. Такие прицепы хорошо зарекомендовали себя при перемещении сыпучих грузов, дров и так далее. Наилучший подъемный механизм приводится в движение гидравлическим цилиндром.

Изучая готовые чертежи и размеры либо проектируя прицеп самостоятельно, надо учитывать требуемую грузоподъемность. От нее прямо зависит число осей. Одноосные телеги имеют всегда ходовую часть без рессор. Выгружать доставленные грузы можно или строго назад, или также влево и вправо. Это уже зависит от того, какие цели ставит фермер и как удобнее работать.

Двухосный тип прицепа превосходит одноосный как по способности маневрировать, так и по преодолению бездорожья.

Такие тележки уверенно двигаются по любой дороге. Если же планируется перевозить большое количество грузов или перемещать их постоянно, целесообразно отдать предпочтение трехосным версиям. Сделать такой прицеп дешево не получится, зато его повышенный срок службы оправдает все вложения. Главное, чтобы у трактора хватало мощности тянуть за собой такой прицеп с грузом.

Не всем фермерам и другим хозяевам нужны именно самосвальные прицепы. Они будут востребованы главным образом при перевозке таких грузов:

  • песка;
  • металлического лома;
  • грунта;
  • заготовленных дров;
  • глины;
  • цемента;
  • корнеплодов и других овощей;
  • зерновых культур;
  • посевного материала;
  • прочих объемных и устойчивых к ударам грузов.

Так называемые бортовые модели оборудуют откидными бортами. Подобные телеги хороши, когда надо перевезти кирпич и плитку, прочие изделия, требующие осторожного обращения. Бочковые тележки нужны для перевозки не только бочек, но и ящиков, контейнеров, мешков, иной тары. Рекомендуется рассчитывать прицеп на грузоподъемность 500-2000 кг. Если она меньше, то устройство может быть непрактично, если больше - мини-трактор может не «вытянуть» телегу.

При проектировании и сборке прицепа еще учитывают такие конструктивные особенности:

  • тип тормозов (лучше всего пневматика);
  • критические углы наклона;
  • клиренс.

Наиболее простая схема - одноосная тележка, оснащенная парой колес, но лишенная переворачивающих механизмов. Именно на таком устройстве могут «набить руку» неопытные домашние мастера. Но все равно, впрочем, нужны чертежи. На них показываются габариты всех деталей, величина сечений и так далее. Целесообразно использовать шины с грубыми протекторами.

Когда есть уже опыт, можно браться и за двухосную самосвальную конструкцию.

Такую тележку можно спокойно цеплять к мощным тракторным агрегатам. Изделие должно иметь 3 м в длину и 2 м в ширину. Фронтальную балку снимают с автомобиля «Москвич», а тяги берут со старых мотоциклетных колясок. Дышло можно переделать из кардана; вдобавок готовят гасящее колебания и рывки при езде устройство на навесную балку.

Самоопрокидывающееся (рычажное) устройство самосвального прицепа делается путем наваривания крепежных петель. Эти петли помогут удерживать кузов на оси. Подъем будет производиться обыкновенной ручкой. Но ее обязательно оборудуют стопором, чтобы исключить самопроизвольное срабатывание. Существует и поднимающийся вариант, но он требует использования масляного насоса либо гидравлического домкрата.

Техника безопасности

Независимо от особенностей конструкции, прицеп для мини-трактора требует аккуратного обращения. Прежде всего, нельзя использовать тележку с перегрузом, а также возить на ней легко смещающиеся грузы в незакреплённом положении. Перед каждым выездом в дорогу и по возвращении надо проверять исправность самого прицепа и его сцепки. Обнаружив неисправность, следует ее немедленно устранить, а уж только потом вновь использовать прицепную телегу. Обязательно убирают все шероховатости, заусенцы металла.

Острые и режущие кромки зашлифовывают или убирают иным способом.

Категорически нельзя ездить в прицепе и возить в нем домашних животных. Остановив транспортное средство даже на самое короткое время, следует поставить его на ручной тормоз. Следует строго соблюдать ограничения по крутизне подъема. Работая на склоне, едут с минимальной скоростью.

Многие владельцы крупных полей и садов покупают трактора не только для обработки почвы, но и для возможности перевозки урожая и оборудования. Для этого на сельхозмашину устанавливается прицеп. Одно из главных преимуществ этой конструкции заключается в том, что ее можно собрать самостоятельно. При условии правильного порядка действий изготовитель сможет получить надежную и долговечную телегу практически любых форм и размеров.

В первую очередь перед непосредственной сборкой прицепа для трактора изготовителю потребуется изучить детальные схемы, в которых должны быть указаны размеры используемых деталей, а также порядок и способ их установки в общую конструкцию.

В чертежах указано, что телега для трактора должна состоять из нескольких частей.

В их перечень входит:

  • каркас – основной силовой элемент;
  • ходовая часть, включающая колесную базу;
  • кузов;
  • подъемная часть;
  • дышло, с помощью которого прицеп будет крепиться к хозяйственному трактору.

Для сборки каждого из этих элементов изготовителю потребуется:

  • пара листов стали;
  • стальной или металлический швеллер;
  • заготовки из толстой фанеры;
  • металлические трубы;
  • блок ходовой части;
  • 1–2 пары одинаковых колес;
  • оборудование для подключения электрики;
  • болгарка;
  • крепежные элементы.

При наличии всех материалов и оборудования можно собрать телеги следующих видов:

  • одноосные – самый простой и популярный вариант. Одноосный прицеп для трактора можно использовать для работы с любым типом сельхозмашин. С его помощью можно успешно перевозить сыпучие, жидкие или полужидкие материалы;
  • двухосные – выделяются высокой устойчивостью к особо крупным и тяжелым багажам.

Для выгрузки тракторная телега должна комплектоваться отдельным механизмом.

В зависимости от принципа действия телеги делятся на такие виды:

  • опрокидывающиеся произвольно – работают по принципу обыкновенного самосвала, который приводится в действие при помощи механического рычага;
  • поднимающиеся принудительно – в этих конструкциях для подъема кузова требуется использование технически сложных посторонних узлов. Чаще всего для этого телега на трактор комплектуется масляной помпой, двигателем или автомобильным подъемником.

Наиболее удобным принято считать одноосную телегу для трактора, в которой составляющие кузова удерживаются на центральной оси посредством петель. Для возможности выгрузки проще всего сделать произвольно опрокидывающийся прицеп. Он будет приводиться в действие при помощи рычага, который нужно оборудовать стопором для снижения риска переворота конструкции.

– пошаговая сборка

Чтобы телега самосвальная получилась сбалансированной и достаточно прочной, во время ее изготовления нужно придерживаться правильного порядка действий.

Алгоритм сборки должен выглядеть следующим образом:

  1. В первую очередь изготовитель должен сделать надежную несущую раму. В ее устройство должна входить передняя траверса, устойчивая центральная ось с усилением в виде пластинчатого полотна, а также мощная задняя балка. Для изготовления каждого из элементов рамы подойдут толстые трубы, сечение которых должно составлять не менее 25 см. Для крепления труб используется сварка. Чтобы в будущем конструкция не шаталась во время передвижения, ее нужно укрепить лонжеронами, сделанными из швеллера и установленными по бокам. В месте крепления лонжеронов и задней балки потребуется установить косынки – они сделают тракторный прицеп устойчивее к вибрации при езде по бездорожью;
  2. Затем нужно приступать к сборке колесной базы. Ее штатную ось лучше всего сделать в форме металлического стержня с диаметром примерно 30–35 см. После этого ось потребуется прикрепить к несущей раме при помощи продольных шарниров, боковых металлических лонжеронов или опор, сделанных из стального уголка. Сделанная таким образом самодельная телега сможет успешно перевозить не только урожаи, но и различные строительные материалы;
  3. Далее нужно переходить к сборке кузова. Его можно сделать из толстых досок или листовой стали. Второй вариант позволит перевозить более тяжелые грузы. Крепить металл нужно на обыкновенный уголок, играющий роль основы. Этим же способом потребуется прикрепить боковые части телеги. Благодаря этому самодельная конструкция не будет перекашиваться во время прохождения резких поворотов;
  4. На следующем этапе нужно переходить к изготовлению прицепного механизма. Лучше всего собрать дышло, которое во время эксплуатации прицепа будет заходить в специальное полотно. При этом важно, чтобы несущая рама телеги находилась в идеальном горизонтальном положении. Если оно нарушено, значит крепление телеги для трактора потребуется отрегулировать. В противном случае конструкция не сможет выдержать трение и интенсивную вибрацию, которую во время движения создает сельхозмашина;
  5. Затем нужно собрать механизм подъема прицепа. В его основу должен быть вложен гидравлический цилиндр, способный наклонить телегу на 50⁰. Чтобы соединить подъемник с рамой, изготовителю потребуется собрать подкос, повторяющий форму усеченного треугольника. Для его изготовления подойдет швеллер, поверх которого должен крепиться упор – его можно сделать из вырезанного металлического листа. Чтобы привести в действие подъемный механизм, потребуется соединить трубками с гидравлическим приводом трактора. Более детально об изготовлении самодельного прицепа расскажет видео .

Готовую телегу для трактора потребуется покрыть слоем грунтовки и нанести несколько слоев краски. Это защитит металлические детали конструкции от образования ржавчины и гнили.

Чтобы тележка смогла выдерживать интенсивную эксплуатацию и прослужила своему владельцу как можно дольше, нужно соблюдать правила ее использования.

Для этого пользователю необходимо:


  • стараться избегать перегрузки прицепа для трактора. Если перевозить на телеге вес больше, чем он может выдержать, то это грозит нарушением баланса и потерей жесткости конструкции. Со временем прицеп перекосится в одну сторону и перевозить на нем груз, особенно сыпучий, будет невозможно;
  • контролировать давление в трубках гидравлики – резкое падение или скачки давления в системе приведут к неспособности прицепа подниматься для разгрузки. Это может случиться в любой неподходящий момент, поэтому пользователь должен проверять давление воздуха в трубках и их целостность перед каждым выездом из дома.

Чтобы избежать большинства этих проблем, нужно стараться не использовать прицеп на трактор для перевозки крупных багажей по сильному бездорожью. Это снизит риск повышенной нагрузки на несущую раму телеги и исключит ее перекашивание в сторону от центральной оси.

Процесс перевозки любого груза всегда складывается из трёх составляющих: погрузка, доставка и разгрузка. Предположим, груз уже перевезён на фермерский двор. Наступает момент выгрузки -она происходит здесь обычно вручную, редко, когда имеется возможность воспользоваться подъёмным краном, разве лишь для снятия с транспортного средства каких-то крупногабаритных тяжестей.

И всё вручную! Работа трудоёмкая, будь то сыпучий груз или штучный. Тут невольно возникнет вопрос о «механизации процесса».


Занялся этим и я. Решил сконструировать небольшой «самосбрасывающий» прицеп для трактора грузоподъёмностью 2 - 3 т. Как не покажется странным, но мой взгляд поначалу остановился на... квасной бочке. Официально она называется автомобильный прицеп-цистерна АЦПТ-9 для перевозки кваса. Конечно, я рассматривал лишь сам прицеп, его раму, выдерживающую бочку с квасом общей массой около тонны.

Как выяснилось, она создавалась на базе одноосного тракторного прицепа 1-ПТ-1,7. При его собственной массе 0,8 т на таком прицепе возможно было перевозить груз до 1,8 т; установочная площадка - 2484x940 мм - тоже была вполне достаточной для размещения задуманного мною кузова прицепа.


Рама прицепа:
1 - передняя траверса (швеллер 100x46x5); 2 - лонжерон (швеллер 140x58x5); 3 - задняя балка, швеллер (120x52x5); 4 - косынка (уголок 80x80x6); 5 - подкос установки гндроцилнндра (швеллер 120x52x5); 6 - центральная балка (100x100x4); 7 - продольный усилитель (пластина 100x5); 8 - дышло, швеллер (120x52x5); 9 - поперечный усилитель (уголок 50x50x5); 10 - мотало, швеллер (100x45x4); 11 - упор (пластина (150x20)

Детали рамы самодельного прицепа

Для изготовления рамы прицепа подобрал металлические профили, подобные стоящим на раме швеллеры: передняя траверса сечением 100x46x5 мм, боковые лонжероны (во избежание возникновения продольных изгибов при проходе по неровной дороге) - более мощные - сечением 140x58x5 мм; задняя балка, на которую приходится при подъёме кузова большая часть массы груза, - 120x52x5 мм. Раму в поперечнике усилил центральной балкой несколько меньшего сечения - 100x100x4 мм. Кроме того, подстраховал косынками соединение задней балки и лонжеронов. Таким образом, получилась металлическая рама размерами 1800x1700 мм, все соединения которой сварные.

Подъемный механизм прицепа самосвала

В качестве гидроцилиндра использовал подъёмник тракторного прицепа 1ПТС-9. Ход его штока составляет 850 мм, что позволило приподнимать кузов на угол несколько более 50° , достаточный для полного сползания с площадки грунта.


Схема каркаса кузова:
1 - стойка борта (швеллер 500x50x5); 2 - стрингер (швеллер 120x52x5); 3 - лонжерон (швеллер 100x46x4); 4 - петля; 5 - обвязка пола (уголок 80x80x6)

Однако, чтобы установить на раму гидроцилиндр, пришлось изготовить ферму в виде перевёрнутого усечённого треугольника - подкос - из швеллера сечением 120x52x5 мм. На получившейся нижней площадке подкоса шириной 300 мм и поместил гидроцилиндр. В качестве упора в верхней части использовал металлический круг диаметром 650 мм, приварив его к деталям каркаса кузова. Шланг подключаю напрямую к гидросистеме трактора. Клиренс подкоса составляет 300 мм.


Гидроцилиндр в подкосе:
1 - гидроцилиндр, L 675 мм, 0102, ход штока 850, масса 26 кг; 2 - подкос, швеллер 120x52x5; 3 - передняя траверса рамы; 4 - центральная балка рамы. Клиренс подкоса - 300 мм

Дышло для одноосного прицепа для трактора

Пришлось несколько дольше повозиться с дышлом. Колёса у тележки - от ГАЭ-53 (8.25R20) - имеют диаметр 962 мм, и оказалось, что при подсоединении к трактору рама устанавливалась не в горизонтальном положении, а с существенным наклоном. Пришлось дышло «принизить», а для этого наваривать под него мотало из швеллера размерами 100x45x4 мм, кроме того, впереди поставить ещё прицепную упорную пластину размерами 150x20 мм. После этого рама «выравнилась».


Передняя часть рамы:
1 - передняя траверса; 2 - дышло; 3 - поперечный усилитель; 4 - мотало; 5 - упор

Кузов для прицепа своими руками

Далее перешёл к постройке кузова. Тут дело двигалось быстрее. Стрингеры и лонжероны, опять-таки из швеллеров 120x52x5 мм и 100x46x4 мм, уложил по сотовой схеме на расстоянии 550 мм и 600 мм на обвязке пола из уголков размерами 80x80x6 мм. Сверху укрыл листовым железом толщиной 2 мм. Борта высотой 600 мм навесил из обрезной доски размерами 150x25, скрепил их вертикальными металлическими полосами размерами 500x55x5 мм. По углам они запираются обычными бортовыми замками.

Задний стрингер кузова укреплён в петлях задней балки рамы.

Надо отметить, что кузов для балансировки центра тяжести пришлось сместить в горизонтальной плоскости на 200 мм вперёд от оси по раме.

Размер кузова - 2500х 2000 мм. Груза размещаю в него, как и задумал, около 2,5 т.

В течение нескольких лет прицеп отлично выполняет свою работу без каких-либо поломок и отказов. В основном перевожу сыпучие грузы, но также приходится нагружать прицеп сеном, ворошёной травой, а также «железом».

koreada.ru - Про автомобили - Информационный портал