По эксплуатации стационарных свинцово-кислотных. Автомобильные аккумуляторные батареи, общие сведения, подбор, техническое обслуживание По эксплуатации свинцово

1.НАЗНАЧЕНИЕ БАТАРЕИ

1.1. Батарея аккумуляторная свинцово-кислотная стартерная номинальным напряжением 12 В (далее по тексту - батарея) изготовлена в соответствии с требованиями ДСТУ ГОСТ 959, EN 50342, технических условий на батареи конкретного типа и предназначена для пуска двигателей и питания электрооборудования автотракторной техники.

1.2. Батарея поставляется потребителям залитая электролитом и заряженная. Для заливки и работы батареи применяется электролит – раствор серной кислоты (ГОСТ 667) в дистиллированной воде (ГОСТ 6709). Плотность заливаемого электролита, приведенная к 25°С, а также электролита в полностью заряженной батарее должна быть 1,28 ± 0,01 г/см².

2. МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ

2.1. ВНИМАНИЕ! Смесь водорода с воздухом взрывоопасна. КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ вблизи батареи курить, пользоваться открытым огнем, допускать искрообразование, в т.ч. путем замыкания полюсных выходов батареи.

Многолетний опыт эксплуатации батарей во всех странах привел в выработке еще одной рекомендации: в сухую погоду не следует приближаться к батарее в течение минимум одного часа после длительной поездки или во время подзарядки с помощью зарядного устройства в одежде, содержащей шерсть или синтетические волокна, так как возможен разряд на батарею электростатического электричества, накопленного на теле человека. Необходимо вначале снять заряд со своего тела (одежды), а также с корпуса батареи, кратковременно накрыв ее влажной тканью. ВНИМАНИЕ! Ткань не должна касаться полюсовых выводов батареи.

2.2. ЭЛЕКТРОЛИТ – АГРЕССИВНАЯ ЖИДКОСТЬ. При попадании его на незащищенные участки тела немедленно обильно промойте их водой и 10% раствором питьевой соды. При необходимости обратитесь за медицинской помощью.

2.3. Присоединение и отсоединение батареи должно производиться при неработающем двигателе и отключенных потребителях тока (выключенном зарядном устройстве). При этом вначале присоединяется положительный полюс, а затем отрицательный. Отсоединение батареи производится в обратной последовательности.

ЗАПРЕЩАЕТСЯ стучать по полюсным выводам и наконечникам кабелей при присоединении и отсоединении батареи, т.к. это может привести к обрыву электрической цепи батареи.

2.4. Клеммы подводящих проводов должны быть плотно зажаты на полюсных выводах батареи, а сами провода прослаблены.

3. ПОДГОТОВКА БАТАРЕИ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ

3.1. Перед установкой залитой батареи на транспортное средство или на хранение следует проверить плотность электролита в батарее. Если плотность электролита ниже значений, указанных в пункте 1.2, на 0,03 г/см², батарею следует зарядить согласно 3.3-3.5.

ВНИМАНИЕ! В батарее данной конструкции могут применяться пламегасители и вентиляционные устройства, встроенные в пробки. Эти пробки на заводе-изготовителе установлены в средние (№3, №4) аккумуляторные ячейки. Они отличаются от остальных пробок наличием в центре пробки газоотводящего отверстия и цветом.

До начала эксплуатации проверьте наличие этих пробок, отсутствие загрязнений в зоне газоотводящих отверстий.

Примечание: При эксплуатации новой батареи РЕКОМЕНДУЕТСЯ первую проверку уровня и плотности электролита провести после 100 км пробега с начала эксплуатации, т.к. не исключено, что после заряда батареи на заводе в карманных сепараторах остались пузырьки газа. Под воздействием вибрации, во время движения транспортного средства, газ выходит из карманных сепараторов через вентиляционные отверстия батареи и улетучивается в атмосферу. Вследствие этого уровень электролита в батарее может существенно понизиться.

Если при контроле стеклянной трубкой окажется, что в одном из аккумуляторов (одной из ячеек), или во всех, уровень электролита ниже нормы, а плотность электролита соответствует норме, то необходимо долить электролит до нормального уровня, указанного в пункте 4.6 , при этом плотность электролита должна быть равной эксплуатационной, т.е. замеренной.

3.2. В случае, если конструкцией батареи предусмотрена установка индикатора заряженности батареи и уровня электролита, следует руководствоваться надписями на этикетке с учетом следующих пояснений:

§ ЗЕЛЕНЫЙ С КРАСНЫМ КРУЖКОМ В ЦЕНТРЕ «Заряд в норме» - батарея заряжена более, чем на 65%. Уровень электролита в норме;

§ БЕЛЫЙ С КРАСНЫМ КРУЖКОМ В ЦЕНТРЕ «Батарею подзарядить» - батарея заряжена менее, чем на 65%. Уровень электролита в норме. Батарея нуждается в дополнительной, стационарной подзарядке;

§ КРАСНЫЙ С ЧЕРНЫМ КРУЖКОМ В ЦЕНТРЕ «Срочно зарядить» - батарея заряжена на 50%. Уровень электролита в норме. Батарея нуждается в срочной дополнительной стационарной зарядке или замене;

§ КРАСНЫЙ С БЕЛЫМ КРУЖКОМ В ЦЕНТРЕ «Долить дистиллированную воду» - уровень электролита ниже нормы. Долить дистиллированную воду.

3.3. Заряд батареи следует проводить в хорошо проветриваемом помещении током в амперах, численно равным 10% от номинальной емкости (например: 6,0 А при номинальной емкости батареи 60 А/час).

ВНИМАНИЕ! При достижении напряжения 14,4В на выводах батареи зарядный ток следует уменьшить в два раза и проводить заряд до достижения постоянства напряжения и плотности электролита (с учетом температуры) в течение 10-и часов, т.е. до полного заряда. В общем случае время заряда зависит от степени разряженности батареи.

3.4. При проведении заряда НЕ ДОПУСКАЕТСЯ ПЕРЕГРЕВ ЭЛЕКТРОЛИТА выше 45°С. В противном случае заряд прервать до снижения температуры электролита до 35°С.

3.5. По достижению полного заряда следует проверить уровень и плотность электролита. При необходимости плотность электролита откорректировать в соответствии со значениями, приведенными в пункте 1.2, При этом значения плотности, в аккумуляторах батареи должны отличаться не более чем на 0,01 г/см². Повышенная плотность корректируется доливкой .

В процессе корректировки плотности и уровня электролита каждый раз батарею следует ставить на заряд на 40 минут при напряжении 15-16 В с целью интенсивного перемешивания электролита.

Уровень электролита следует корректировать с учетом изложенного в 4.6.

4. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ БАТАРЕИ

4.1. Батарея должна быть укомплектована и закреплена на транспортном средстве согласно его руководству по эксплуатации. Ненадежное крепление батареи приводит к ее механическому повреждению, преждевременному разрушению электродов и коротким замыканиям.

4.2. Батарею следует содержать в чистоте (протирать ветошью, увлажненной слабым щелочным (содовым) раствором). Периодически необходимо зачищать клеммы батареи от окисла .

4.3. Клеммы подводящих проводов должны быть зачищены и смазаны тонким слоем технического вазелина.

4.4. Пуск двигателя производится при отключенной передаче или при выжатом сцеплении продолжительностью не более 10-15 секунд с перерывами между пусками не менее минуты. Если после пяти попыток двигатель не заработал, то батарею следует зарядить, систему пуска двигателя проверить.

Многократные, длительные попытки безуспешного пуска двигателя приводят к недопустимому глубокому разряду батареи.

4.5. НЕ ДОПУСКАЕТСЯ НЕДОЗАРЯД ИЛИ ПЕРЕЗАРЯД БАТАРЕИ. Напряжение подзарядки от генератора должно соответствовать руководству на транспортное средство (14,2 ± 0,3) В.

4.6. ВНИМАНИЕ! При эксплуатации батареи уровень электролита должен находиться в диапазоне между минимальным и максимальным уровнями.

Минимальным (в зависимости от конструкции батарей) считается уровень электролита, выступающий над верхним краем сепаратора на высоту не менее 15 мм или не менее 5 мм от полюсного мостика (если мостик находится непосредственно под заливочной горловиной).

Максимальный уровень электролита обусловлен конструкцией батареи и указан соответствующей отметкой на боковой поверхности. В случае отсутствия маркировки уровня электролита максимальным уровнем следует считать высоту электролита на 10 мм выше минимального, т.е. 25 мм или 15 мм соответственно.

При снижении уровня электролита ниже минимального уровня (15 мм от кромки сепаратора или 5 мм от мостика) необходимо долить дистиллированную воду.

Доливка электролита не допускается, кроме случаев, описанных в 3.1. Операцию доливки следует проводить после полной зарядки батареи по следующей схеме:

Вывинтить пробки;

Измерить уровень электролита (например, стеклянной трубкой под ее собственным весом). В зависимости от исполнения батареи за базу принимать либо края сепаратора, либо мостик полублока электродов;

Обращаем Ваше внимание, что при напряжении выше 14,5 В и высокой температуре подкапотного пространства автомобиля происходит перезаряд батареи и повышенный расход воды; при напряжении ниже 13,9 В, частых пусках двигателя и непродолжительных пробегах (особенно в зимнее время) возможен систематический недозаряд батареи.

5. ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ

5.1. Транспортирование батарей производится в крытых транспортных средствах, обеспечивающих защиту их от механических повреждений и загрязнения от попадания атмосферных осадков и прямых солнечных лучей.

5.2. Батареи следует ставить на хранение полностью заряженными. Не реже одного раза в месяц следует и уровень электролита. В случае уменьшения плотности на 0,03 0,03 г/см² и более – батареи зарядить согласно 3.3 – 3.5. Уровень электролита следует корректировать . Доливка электролита не допускается.

НЕ ДОПУСКАЕТСЯ ХРАНЕНИЕ БАТАРЕИ С УРОВНЕМ ЭЛЕКТРОЛИТА НИЖЕ НОРМЫ. НЕ ДОПУСКАЕТСЯ ХРАНЕНИЕ РАЗРЯЖЕННОЙ БАТАРЕИ.

Так или иначе, используя свинцово-кислотный аккумулятор для ИБП

ИБП для газового котла

Давая практические советы по эксплуатации свинцово-кислотных аккумуляторов ИБП, хотелось, помочь, сберечь их как можно дольше, а так же повысить эффективность использования, дабы даже обычный пользователь смог выжимал из своих батарей по максимуму. Независимо от того, насколько глубокие познания в свинцово-кислотных аккумуляторах, каждый сможет найти здесь что-то полезное.

Продлеваем жизнь свинцово-кислотным аккумуляторам для ИБП

Так или иначе, используя свинцово-кислотный аккумулятор для ИБП пусть даже статично, происходит просачивание электролита. И что бы избежать его дальнейшего испарения, достаточно следовать нескольким правилам:

  • Своевременно проверять аккумулятор (особенно в летнее время);
  • Протирать поверхность батареи пищевой содой или мыльным раствором (несколько раз в месяц);
  • Контролировать уровень электролита, доливая иногда дистиллированную воду.

При низкой температуре свинцово-кислотный аккумулятор следует:

  • Перенести в более теплое место, так как при падении температуры, рабочие параметры данного типа батарей ощутимо снижаются;
  • Не допускать хранения при температуре -30°C, что в половину снижает емкость аккумулятора, а впоследствии приводит к его вздутию и окончательному разрушению;

Оптимальные условия хранения для свинцово-кислотных аккумуляторов:

  • Содержать постоянно в состоянии полного заряда;
  • При хранении в условиях −20°C, поддавать раз в год 48-часовому напряжению 2,45В на одну секцию, а при комнатной температуре подавать напряжению 1 раз в 8-месяцев, 2,35В, на протяжении 6-12 часов;
  • Удалять появляющуюся грязь и накипь с поверхности аккумулятора;
  • Иногда проводить контрольные циклы разряда/заряда токами номинальной величины;
  • А при длительном пребывании на холоде, дать 7-9 часов на согревание, после которого аккумулятор придет в полное рабочее состояние.

Аккумуляторы в ИБП для газового котла

По сути система автономного отопления и не рассчитана для размещения на улице. Это и позволяет предположить, что ИБП для газового котла вряд ли будет находиться вне помещения. Значит минус свинцово-кислотных аккумуляторов, а именно отсутствие какой-либо стойкости к низким температурам, можно со всей смелостью вычеркнуть из списка недостатков. Поле чего все достоинства кислотно-свинцовой технологии не оставят выбора конкурентам: дешевизна и доступность.
Подумайте перед тем как покупать дорогой и навороченный аккумулятор, чья сверхфункциональность будет абсолютно невостребованной, но деньги обратно вернуть уже не удастся.

ИНСТРУКЦИЯ

ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ ГЕРМЕТИЗИРОВАННЫХ СВИНЦОВО-КИСЛОТНЫХ АККУМУЛЯТОРОВ С РЕГУЛИРУЮЩИМИ КЛАПАНАМИ

ООО "Лион-95", Украина

1. Общие положения

1.1 Свойства батарей

Герметизированные свинцово-кислотные батареи Casil имеют ряд отличий от других типов аккумуляторов:


  • Необслуживаемость - батареи герметизированы и полностью готовы к работе.
    Доливка воды не требуется.

  • Нет эффекта памяти - некоторые аккумуляторы, например, никель-кадмиевые,
    уменьшают свою емкость при неполном цикле заряда-разряда. Свинцово-
    кислотные аккумуляторы свободны от такого недостатка.

  • Небольшой саморазряд - величина саморазряда составляет 2-3% в месяц при
    комнатной температуре.

  • Большие токи нагрузки - поскольку внутреннее сопротивление батареи мало, она
    способна отдавать большие мощности в нагрузку.

  • Широкий диапазон рабочих температур - номинальная рабочая температура
    составляет 20°С, но возможна работа в диапазоне от -10 до +50°С при 100% заряде.
1.2 Сферы применения

Аккумуляторы Casil могут использоваться во многих сферах промышленности и различных приборах, как с циклической, так и с буферной нагрузкой:


  • Аварийное освещение

  • Охранно-пожарные системы

  • Источники бесперебойного питания

  • Оборудования телекоммуникаций

  • Электронное и измерительное оборудование

  • Игрушки

  • Передвижное медицинское оборудование

Стр.2 из 9


2. Зарядка

2.1 Зарядка после глубокого разряда

Батарею можно назвать глубоко разряженной/переразряженной, если при ее разряде конечное напряжение стало менее чем указано в спецификации. При этом срок службы аккумулятора может уменьшиться, поэтому необходимо несколько увеличить период заряда. На рис. 1 видно, что в результате возросшего внутреннего сопротивления, первые 30 мин. зарядки ток заряда будет мал, постепенно увеличиваясь. После этого внутреннее сопротивление падает, и зарядка идет в обычном режиме.


Рис. 1. График заряда батареи после глубокого разряда.

2.2 Ограничение зарядного тока

На начальном этапе зарядки через разряженную батарею проходит большой ток. Периодически он может стать причиной слишком высокого нагрева аккумулятора, который может вывести батарею из строя. Поэтому на начальном этапе зарядки необходимо ограничивать значение зарядного тока до О.ЗС или ниже при заряде постоянным напряжением.

2.3 Температурная компенсация

Электрохимическая активность в батарее возрастает при увеличении температуры и уменьшается с ее понижением. Поэтому, при увеличении рабочей температуры необходимо уменьшать зарядное напряжение, чтобы не произошло перезаряда. При понижении температуры зарядное напряжение необходимо увеличивать.

Использование зарядных устройств с температурной компенсацией является самым предпочтительным вариантом, продляющим срок службы батареи.

Значение температурного коэффициента для 6-ти вольтовых аккумуляторов Casil составляет 10мВ/°С (для буферного режима) и 15мВ/°С (для циклического режима). Рис. 2 показывает зависимость между температурой и зарядным напряжением, как для буферного, так и для цикличного режимов.

Стр. 3 из 9



Рис. 2. График зависимости между температурой и зарядным напряжением

3. Разрядные характеристики

3.1 Разрядные характеристики при различных скоростях разряда

Е

мкость батарей при использовании зависит от скорости разряда. Емкость аккумуляторов Casil оценивается по 20-ти часовой скорости разряда, которая считается номинальной. Рис. 3 показывает разрядные характеристики при различных скоростях разряда

0,17С 20 А 0,09С Ш А 0,05С 20


Рис. 3. График разрядных характеристик при различных скоростях разряда

Стр. 4 из 9


3.2 Конечное напряжение при разряде

При разряде конечное напряжение на батарее не должно быть ниже, чем указано в таблице 1. В противном случае произойдет переразряд, который может повредить аккумулятор.

Таблица 1. Конечное напряжение при разряде.

3.3 Температурный эффект

П

овышение рабочей температуры влечет увеличение емкости батареи. На рис. 4 показаны температурные зависимости. Во избежание повреждения батареи не рекомендуется использовать ее при температурах ниже -10°С и выше +40°С.

Рис. 4. Зависимость емкости батареи от рабочей температуры.

3.4 Изменения внутреннего сопротивления

Н

а рис. 5 показаны графики внутреннего сопротивления батареи Casil, измеренное на частоте 1000 Гц.

Рис. 5. Зависимость внутреннего сопротивления от степени разряда

Стр. 5 из 9


Внутреннее сопротивление батареи Casil наименьшее, когда аккумулятор полностью заряжен, далее медленно возрастает в процессе разряде и резко увеличивается на финальной стадии разряда.

4. Хранение

4.1 Саморазряд

Н

а рис. 6 показана зависимость между временем хранения батареи и остаточной емкостью при различных температурах.

Рис. 6. Зависимость остаточной емкости батареи от времени хранения

Величина саморазряда аккумуляторов Casil составляет около 3% в месяц при температуре хранения 20°С.

4.2 Срок хранения

При долгом хранении батареи без подзарядки на отрицательных пластинах образуется сульфат свинца. Этот процесс называется сульфатацией. Повышение температуры хранения убыстряет сульфатацию. Поскольку сульфат свинца является диэлектриком, то сульфатация уменьшает значение максимального тока разряда.


Хранение батареи при температурах выше, чем указано в таблице 2 может привести к сокращению срока службы. Батареи необходимо хранить в сухом, прохладном месте.

Таблица 2. Максимальный срок хранения при разных температурах.

Стр.6 из 9


4.3 Остаточная емкость

П

риблизительное значение емкости батареи можно узнать по напряжению холостого хода. Данная зависимость показана на рис. 7.

Рис. 7. Зависимость емкости от напряжения холостого хода

4.4 Дополнительная подзарядка

В процессе хранения батарей необходимо производить дополнительную подзарядку, если остаточная емкость стала менее 80%. В таблице 3 указаны дополнительные зарядные интервалы и методы при разной температуре хранения.

стр.7 из 9


5. Срок службы

5.1 Количество циклов

С

амый главный фактор - это глубина разряда, от которого зависит количество циклов заряда-разряда. На рис. 8 показана эта зависимость.

Рис. 8. Количество циклов при разной глубине разряда

5.2 Срок службы в буферном режиме

Батареи Casil могут работать в буферном режиме до 5 лет. Срок службы в таком режиме завит от температуры (рис. 9).



Рис. 9. Зависимость срока службы батарей в буферном режиме от температуры

стр.8 из 9


6. Габариты и типоразмеры

Тип

Напр

Емкость при конечном напр.

Размеры

Вес

Располо­жение

Клемм


1.75 В/эл-т

1.6 В/эл-т

1.4 В/эл-т

20ч

10ч





Д

Ш

В

В

Ач

Ач

Ач

Ач

мм

мм

мм

кг

СА 613

6

1,30

1,02

0,83

0,41

97

24

51

0,33

В

СА 632

6

3,20

2,82

2,26

1,22

123

32

60

0,60

В

СА 645

6

4,50

3,90

3,25

1,84

70

47

101

0,82

А

СА 690

6

9,00

7,80

6,61

3,88

151

50

94

2,10

В

СА 1213

12

1,30

1,02

0,83

0,41

97

43

53

0,58

G

СА 1222

12

2,20

1,90

1,65

0,83

178

34

60

0,93

В

СА 1233

12

3,30

2,83

2,27

1,24

134

67

60

1,30

D

СА 1250

12

5,00

4,35

3,82

2,05

90

70

101

2,00

В

СА 1270

12

7,00

6,20

5,40

3,10

151

65

95

2,62

D

СА 12120

12

12,0

10,5

9,10

5,80

151

99

96

4,00

D

СА 12180

12

18,0

14,9

12,7

7,60

181

76

167

6,10

С

СА 12260

12

26,0

22,4

19,1

10,3

166

175

125

9,07

С

СА 12400

12

40,0

35,1

30,2

16,5

197

165

170

14,0

С

СА 12650

12

65,0

56,5

50,0

30,1

350

167

178

26,0

В

СА 121000

12

100,0

86,0

72,0

45,0

415

173

224

34,0

В

СА 121500

12

150,0

132,0

116,0

69,0

495

205

209

54,2

Е

СА 122000

12

200,0

175,0

148,0

93,0

497

258

209

67,6

Е

Расположение клемм

Тип А Тип В Тип С Тип D Тип Е

Герметичные свинцовые аккумуляторы обычно производятся по двум технологиям - гелевые и AGM. В статье подробнее рассмотрены отличия и особенности этих двух технологий. Даны общие рекомендации по эксплуатации таких аккумуляторов.

Основные типы АКБ рекомендованные для применения в автономных солнечных энергосистемах:Неотъемлемой компонентом автономных солнечных энергосистем являются необслуживаемые аккумуляторные батареи большой емкости. Такие АКБ гарантируют неизменное качество и сохранение функциональных возможностей на протяжения всего заявленного жизненного цикла.

Технология AGM - (Absorbent Glass Mat) На русский язык это можно перевести как “поглощающее стекловолокно”. В качестве электролита также используется кислота в жидком виде. Но пространство между электродами заполнено микропористым материалом-сепаратором на основе стекловолокна. Это вещество действует как губка, оно полностью всасывает всю кислоту и удерживает её, не давая растекаться.

При протекании химической реакции внутри такого аккумулятора также образуются газы (в основном водород и кислород, их молекулы являются составными частями воды и кислоты). Их пузырьки заполняют некоторые из пор, при этом газ не улетучивается. Он принимает непосредственное участие в химических реакциях при подзарядке батареи, возвращаясь обратно в жидкий электролит. Этот процесс называется рекомбинацией газов. Из школьного курса химии известно, что круговой процесс не может быть 100% эффективным. Но в современных AGM аккумуляторах эффективность рекомбинации достигает 95-99%. Т.е. внутри корпуса такого аккумулятора образуется ничтожно малое количество свободного ненужного газа и электролит не меняет своих химических свойств на протяжении многих лет. Тем не менее, истечению очень долгого времени свободный газ создает внутри батареи избыточное давление, когда оно достигает определенного уровня, срабатывает специальный выпускной клапан. Этот клапан также защищает батарею от разрыва в случае возникновения внештатных ситуаций: работа в экстремальных режимах, резкое повышение температуры в помещении из-за внешних факторов и тому подобное.

Основные преимуществом аккумуляторов AGM перед технологией GEL, является более низкое внутреннее сопротивление аккумулятора. Прежде всего это влияет на время заряда АКБ, которое в автономных системах сильно ограничено, особенно в зимнее время. Таким образом, АКБ AGM быстрее заряжается, а значит быстрее выходит из режима глубокого разряда, который губителей для обоих типов АКБ. Если система автономная, то при использовании АКБ AGM ее КПД будет выше, чем у такой же системы с АКБ GEL, т.к. для заряда АКБ GEL требуется больше времени и мощности, которых может не хватать в пасмурные зимние дни. При отрицательных температурах гелевый аккумулятор сохраняет больше емкости и считается более стабильным, но как показывает практика, в пасмурную погоду при слабых токах заряда и отрицательный температурах, гелевый аккумулятор не будет заряжаться из-за высокого внутреннего сопротивления и "задубевшего" гелевого электролита, в то время как аккумулятор AGM будет заряжаться при малых токах зарядки.

Специальное техническое обслуживание батарей AGM не требуется. АКБ изготовленные по технологии AGM не требуют обслуживания и дополнительной вентиляции помещения. Недорогие АКБ AGM прекрасно работают в буферном режиме с глубиной разряда не более 20%. В таком режиме служат до 10-15 лет.

Если же их использовать в циклическом режиме и разряжать хотя бы до 30-40%, то их срок службы существенно сокращается. АКБ AGM часто используются в недорогих бесперебойниках (UPS) и небольших автономных солнечных энергосистемах. Тем не менее, в последнее время появились AGM батареи, которые рассчитаны на более глубокие разряды и цикличные режимы работы. Конечно, по своим характеристикам они уступают АКБ GEL, но прекрасно работают в автономных солнечных системах энергоснабжения.

Но главная техническая особенность AGM аккумуляторов, в отличие от стандартных свинцово-кислотных АКБ, - возможность работы в режиме глубокого разряда. Т.е. они могут отдавать электрическую энергию на протяжении длительного времени (часы и даже сутки) до состояния, когда запас энергии падает до 20-30 % от первоначального значения. После проведения зарядки такого аккумулятора он практически полностью восстанавливает свою рабочую емкость. Конечно, совсем бесследно такие ситуации проходить не могут. Но современные AGM аккумуляторы выдерживают от 600 и выше циклов глубокой разрядки.

Кроме того, у AGM батарей очень малый ток саморазряда. Заряженная батарея может храниться неподключенной долгое время. Например, за 12 месяцев простоя заряд аккумулятора упадет всего до 80% от первоначального. AGM аккумуляторы обычно имеют максимальный разрешенный ток заряда 0,3С, и конечное напряжение заряда 15-16В. Такие характеристики достигаются не только за счет конструктивных особенностей AGM технологии. При изготовлении батарей используются более дорогие материалы с особыми свойствами: электроды изготавливаются из особо чистого свинца, сами электроды делают более толстыми, в электролит входит серная кислота высокой степени очистки.

Технология GEL - (Gel Electrolite) В жидкий электролит добавляют вещество на основе двуокиси кремния (SiO2), в результате чего образуется густая масса, напоминающая по консистенции желе. Этой массой и заполнено пространство между электродами внутри аккумулятора. В процессе химических реакций в толще электролита возникают многочисленные газовые пузыри. В этих порах и раковинах происходит встреча молекул водорода и кислорода, т.е. газовая рекомбинация.

В отличие от AGM технологии, гелевые аккумуляторы ещё лучше восстанавливаются из состояния глубокого разряда, даже в том случае, когда к процессу заряда не приступили сразу же после зарядки батарей. Они способны перенести более 1000 циклов глубокой разрядки без принципиальной потери своей емкости. Так как электролит находится в густом состоянии, то он менее подвержен расслоению на составные части воду и кислоту, поэтому гелевые аккумуляторы лучше переносят плохие параметры тока подзаряда.

Пожалуй, единственный минус гелевой технологии – цена, она выше, чем у AGM батарей такой же емкости. Поэтому использовать гелевые аккумуляторы рекомендуется в составе сложных и дорогих систем автономного и резервного электроснабжения. А так же в случаях, когда отключения внешней электрической сети происходят постоянно, с завидной цикличностью. АКБ GEL лучше выдерживают циклические режимы заряда-разряда. Также, они лучше переносят сильные морозы. Снижение емкости при понижении температуры аккумуляторов также меньше, чем у других типов аккумуляторов. Их применение более желательно в системах автономного электроснабжения, когда батареи работают в циклических режимах (заряжаются и разряжаются каждый день) и нет возможности поддерживать температуру аккумуляторов в оптимальных пределах.

Почти все герметичные аккумуляторы могут устанавливаться на боку.
Гелевые аккумуляторы тоже отличаются по назначению - есть как общего назначения, так и глубокого разряда. Гелевые батареи лучше выдерживают циклические режимы заряда-разряда. Их применение более желательно в системах автономного электроснабжения. Однако они дороже AGM батарей и тем более стартерных.

Гелевые аккумуляторы имеют примерно на 10-30% больший срок службы, чем AGM аккумуляторы. Также, они менее болезненно переносят глубокий разряд. Одним из основных преимуществ гелевых аккумуляторов перед AGM является существенно меньшая потеря емкости при понижении температуры аккумулятора. К недостаткам можно отнести необходимость строгого соблюдения режимов заряда.

Батареи AGM идеальны для работы в буферном режиме, в качестве запасного варианта при редких перебоях электроэнергии. В случае слишком частого подключения в работу просто уменьшается их жизненный цикл. В таких случаях использование гелевых аккумуляторов бывает экономически более оправдано.

Системы на основе технологий AGM и GEL обладают особыми свойствами, которые просто необходимы для решения задач в области автономного энергоснабжения.

Аккумуляторы, изготовленные по технологиям AGM и GEL, являются свинцово-кислотными АКБ. Они состоят из схожего набора составных частей. В надежный пластиковый корпус, обеспечивающий необходимую степень герметизации, помещены пластины-электроды изготовленные из свинца или его особых сплавов с другими металлами. Пластины погружены в кислотную среду - электролит, который может выглядеть как жидкость, или быть в другом, более густом и менее текучем состоянии. В результате протекающих химических реакций между электродами и электролитом вырабатывается электрический ток. При подаче внешнего электрического напряжения заданной величины на клеммы свинцовых пластин, происходят обратные химические процессы, в результате которых батарея восстанавливает свои первоначальные свойства, заряжается.

Также существуют специальные АКБ по технологии OPzS, которые специально разработаны для "тяжелых" цикличных режимов.
Данный тип АКБ создавались специально для использования в системах автономного электроснабжения. Они имеют пониженное газовыделение, допускают много циклов заряд/разряда до 70% от номинальной емкости без повреждения и значительного сокращения срока службы. Но данный тип АКБ не пользуется высоким спросом в России из-за достаточно высокой стоимостью АКБ по сравнению с технологиями AGM и GEL.

Основные правила эксплуатации аккумуляторных батарей

1. Не допускайте хранения АКБ в разряженном состоянии. В этом случае происходит сульфатация электродов. В этом случае АКБ теряет емкость и существенно сокращается срок службы АКБ.

2. Не допускайте короткого замыкания клемм АКБ. Это может происходить при монтаже АКБ неквалифицированным персоналом. Сильный ток короткого замыкания заряженного АКБ способен расплавить контакты клемм и нанести термический ожог. Короткое замыкание также наносит серьезный ущерб АКБ.

3. Не пытайтесь вскрывать корпус необслуживаемого аккумулятора. Содержащийся внутри электролит способен вызвать химический ожог.

4. Подключайте АКБ в устройство только в правильном соответствии с полярностью. Полностью заряженный АКБ имеет значительный запас энергии и способен при неправильном подключении вывести устройство (инвертор, контроллер и т.д.) из строя.

5. Не забудьте утилизировать отслужившую свой срок батарею в соответствии с правилами утилизации для изделий, содержащих тяжелые металлы и кислоты.

koreada.ru - Про автомобили - Информационный портал