Пешая прогулка по берегу Катуни от Ини до Тюнгура. Тропа Инегень — Тюнгур (Тюнгурская тропа) Дорога от ини до села инегень

Давайте знакомится! Зовут меня Николай, живу я в Барнауле, владею мотоциклом Suzuki DR-Z400S 2002 года рождения.
http://
Это мой первый мотоцикл, и после одного года катания по окрестностям, в голову стали бесконечно лезть мысли о путешествии куданибудь подальше ближайшего леса. Маршрут выбирал всю зиму, в основном ориентируясь на существующие свежие отчёты, на разных мото-ресурсах. Многие отговаривали, ссылаясь на отсутствие опыта и другие факторы, сам я боялся трёх вещей: утопить мот, заблудится, и какой-нибудь серьезной поломки, впринципе любой поломки т.к. я гуманитарий)). Хотел найти попутчиков но не сложилось. В итоге ехать или нет сомневался до последнего дня, мандраж был сильный, и я рад что дух авантюризма победил все мои страхи! Ехать решено было в первых числах августа, точной даты не было, как отъезда так и приезда, но думалось что максимум на две недели, в итоге меня хватило лишь на шесть дней! :-) шесть, но зато каких!!! Маршрут: Барнаул, Иня-тюнгур, мультинские озера, Барнаул. Поехали!
http://
День первый (второе августа)
В первый день хотел доехать до Ини, и там заначевать недалёко от слияния Чуи и Катуни. Расстояние примерно в 400 км для меня серьезное, предстояло преодолеть два перевала, что это на мотоцикле я не знал, решено было выезжать в четыре утра, чтобы был запас времени,и все красоты увидеть днём.
Просыпаюсь, от волнения с трудом запихиваю в себя какую-то булочку, одеваюсь и в гараж. Пакую оставшиеся вещи в гермабаул и...долой все сомнения, страх не удачи, утренний морозный воздух заставляет понять что решение принято, и теперь только вперёд!первый мой рубеж был это кпп гаи, поскольку номеров у меня не было и мот не стоял на учете и этот рубеж пройден, с каждым пройденным км морально становится легче и волнение совсем сходит на нет. По трассе ехать, зябко, через некоторое время останавливаюсь и надеваю куртку. Средняя скорость 120-130, мотоцикл идёт легко, я встречаю пасмурный рассвет, и... Примерно через 100км мотоцикл глохнет. Оказалось что просто кончился бензин. С собой я взял две канистры по 10 литров, и чтобы постоянно их не снимать, я сцеживал в бутылку бензин, а потом наливал в бак, занимала эта процедура всего пару минут. Чтобы не останавливаться каждые сто км решил держать среднюю скорость около 100 и повернул бензокран в резерв т.к. основной мой резерв был в канистрах. В Сростках решил не останавливаться. Дорого хорошего качества, но ближе к границе с горным алтаем она становится чуть ли не идеальной и так весь чуйский тракт. С заправками проблем нет, но иногда на них отсутствует АИ-95.
http://
Перевал семинский высочайший перевал на Чуйском тракте. Высота перевала - 1717 м, подъём - 9 км, спуск - 11 км, он пересекает Семинский хребет между горами Сарлык и Вершина Тияхты, рубеж Северного и Центрального Алтая. Крутизна подъема маленькая мотоцикл шёл легко 4-5 передача.
http://

На вершине перевала в 1956 году была установлена стела в честь двухсотлетия добровольного вхождения алтайского народа в состав России. С этого места видны горы Сарлык и вершина Тияхты. Также сувенирные лавочки и все блага цивилизации, в окрестностях полно баз, достаточно популярное место. Пообедав беляшом без мяса и шоколадкой поехал дальше))
Как ни странно, на более известных заправках, аи 95 отсутствовал, а на "местных" АЗС иногда был, что за напасть не знаю...
http://

Перевал Чике-Таман
http://

Перевал Чике-Таман гораздо интереснее, подъемы круче, вид более живописный. Его я проязжал уже на 3-4 передаче, пару раз втыкал вторую. На вершине как и на симинском, палатки с сувенирами для туристов, там же есть обзорная площадка, можно дойти пешком ну а можно и доехать на мотоцикле, собственно что я и сделал.
http://

Это я, счастливый
http://

Это дорога на обзорную площадку перевала, а та тропинка что уходит в лево, остатки старого чуйского тракта, это я узнал из разговора с местным продавцом сувениров.
http://

Дорога продолжала радовать своими видами и асфальтным покрытием, погода была отличная. Даже стало напрягать такое качество дороги, ведь я все-таки на эндуро, эх, еслиб я только знал, что меня ждёт впереди, и как я буду мечтать об этом асфальте через пять дней.
Следующим моим главным пунктом, было собственно и найти эту знаменитую тропу Иня-Тюнгур. Поскольку я знал что мост с трассы размыт и не восстановлен, мой заезд на неё должен был произойти до Ини, у меня были Мега ориентиры, заправка Ника, и мост через Катунь, который переезжать не надо было.
Размытый мост
http://

Вообщем проблудив не много я так и не нашёл куда надо было ехать и двинул дальше, т.к у меня редкое заболевание, которое некоторые называют "топографический критенизм", на самом деле это правда)). С собой у меня был автомобильный навигатор, и айпад с оффлайновой картой, компас и туристическая карта республики Алтай! Да, я перестраховался! Но даже это не помогло))) навигатор отказался ловить спутники а айпад показывал что я ещё где-то возле Онгудая. Мистика. Этому у меня до сих пор нет объяснения. Вспомнив поговорку "язык до Киева доведёт" поехал искать местных, но столкнулся с проблемой, сами алтайцы, в районе с.Иня очень плохо говорили по русски, пожилой мужчина с которым мне довелось общаться, показывал мне направление примерное расстояние и ещё что-то, понять его мне было черезвычайно сложно)). Вообщем я понял что где то не далеко есть два моста о которых я не знал и которых не было ни на одной карте. Один из которых через чую, другой соответственно через Катунь. Объяснил он мне это буквально на пальцах, переспрашивать в сотый раз было уже не удобно, и поняв что я выжал из него все что мог поехал искать эти два моста...
http://

Доехав до обзорной площадке слияния этих двух рек я увидел сувенирную лавку в виде юрты, там работала девушка, которая как ни странно тоже плохо говорила по русски и смогла лишь показать мне направление.поехал примерно в том направлении куда она мне махала руками, туда идёт грунтовая дорога И о чудо, я вижу стройку и огромный металлический мост с запрещающими знаками со всех сторон, мол въезд запрещён
Мост через Катунь
http://

Два новых моста
http://

Тот маленький треугольник с лево, и есть тот кемпинг где я хотел заночевать в первый день. Но все мои навигаторы не работали и я ехал вперёд, т.к. Было жутко интересно что там дальше, начался легкий офф-роуд, и то что я нащупал буквально эту тропу, было моей маленькой победой, которая меня очень вдохновила!
http://


Нынешний июль.
Уже вторую неделю мы наматываем километры по алтайским дорогам. Позади Бия и Артыбаш, Курайская степь и Улаганское плато, Чулышман и Телецкое озеро, Юстыд и Ташанта. С юга Горного Алтая снова на север.


Фото 1. "Стрелка" Место слияния Чуи и Катуни. Два участника решили изменить традиции этого похода передвигаться авто и размять кости, пройти таки пару-тройку десятков кэмэ пешочком.
И в пасмурный день, с Чуйского тракта, трассы М-52, съезжаем ниже деревушки Иня, по старому висячему мостику на другую сторону и по проселочной дороге, узкой, прижатой с одной стороны скалами, с другой стороны рекой, аккуратно и осторожно едем до последнего жилого места- деревни Инегень.

В какой-то момент адреналин начинает переплескиваться через край, прошу меня высадить, потому-что... ехать по-над рекой, гудящей и бурлящей где-то внизу под колесами для меня еще то испытание. Мы на знаменитых Катуньских террасах, возвышающихся над рекой в некоторых местах до двухсот метров, так называемые полки, вырубленные в скалах. Впереди медленно покачивается на выбоинах и кочках Уазик, я же довольная, иду посередине дороги, стараясь и к краю не подходить- голова от высоты начинает кружиться, но и к скалам не прижиматься, сыпят камешки сверху... На другом берегу видна трасса, часть Чуи, впадающей Катунь.

Иду, забыв фотоаппарат в машине, за мной потихоньку едет какой-то мужичок на тойоте, просто крадется, потом что, дорога еще та, его спутница, тоже благоразумно выбралась из авто и топает ножками, за резким поворотом, вижу, что еще парочка моих попутчиков последовала примеру и гуляет вслед за машиной, проходим отару овечек с пастухом, выбираемся на более менее ровное место, небольшой перекур... Дядька спрашивает про дорогу в деревню, успокаиваем, что дальше будет не столь экстремально.

Сергей зовет меня занять свое место, я выдвигаю встречное предложение, пройти остаток пути ножками. На что мне поясняют, что.. что еще примерно километров десять-пятнадцать до того места, где мы собираемся встать... приходится смириться и лезть в кабину. Едем.

Перед Инегенем встречаемся с велосипедистами. Те интересуются где лучше встать, какая дорога их ждет дальше и прочие подробности. Как бывалые туристы рассказываем и советуем. В дальнейшем мы их так и не увидели и не встретили, хотя мимо нас пройти было невозможно. Правда за Инегенем столько троп, что можно долго плутать, и долго добираться до реки.

Описание-справка по реке.

Река Катунь (в переводе с алтайского «кадын»- госпожа, хозяйка) - самая крупная и главная река Горного Алтая.

Начало свое Катунь берет на склонах самой высокой и священной вершины Алтая – Белухи, в леднике Геблера. В своих верховьях река делает большую петлю вокруг западной части Катунского хребта (иначе его называет Катунской подковой), затем протекает через котловину Уймонской степи, и направляет свой путь на север – вбирая в себя воды многочисленных рек и речушек- Коксы, Курагана, Кучерлы, Аккема, Аргута, Чуи, Урсула, Кадрина, Сумульты, Семы, Майм, Иши - это одни из крупных.
Катунь – река холодная, ведь все ее воды происходят с холодных горных вершин. Температура воды в Катуни даже летом не поднимается выше 15°С. Купаться в Катуне, что прорубе зимой... бодрит. Но голову в ней я таки помыла...

Нас везут до крутого спуска к реке. Нашли вполне достойное место для стоянки. По соседству с могильниками. Машиной дальше уже не проехать. Дальше - места ущелий, прижимов, высокогорных троп. Только пешком, лошадьми, или велосипедами, можно мотоциклом конечно, видели отпечаток колес пару раз на подсохшой тропе.
Вспомнилось, как в нашем велопоходе мы встретили троих мотоциклистов на тропе. Один из них растерянно смотрел вниз, на бурлящую воду реки, на троих у них осталось два мотоцикла, третий же улетел в Катунь, неплохое подношение месту...

Ранним утром сопровождающие нас лица с машиной отбыли обратно в направлении трассы, они едут Тюнгур дальней дорогой, через перевалы, Уймонскую долину, Усть-Кан, и через два дня мы с ними встретимся на стрелке падения Ак-кема в Катунь. Рюкзачки на спину, идем налегке, фотоаппарат на грудь, палочку в руки.
Ну и вперед. День выдался подходящий для прогулок, солнце прячется за облачками, не печет, пока. Жизнерадостно и оптимистично отправились в путь. Не торопимся, идем дышим полной грудью, впитываем красоты окружающие. Скалы над нами и под нами, уходящие стремительными линиями в реку, синие заросли тайги на противоположных склонах.


Наш путь лежит в живописнейшем месте, от слияния Чуи с Катунью и до Тюнгура, где впадает Кучерла. От Аргута до р. Чуй и несколько ниже, Катунь протекает среди высоких террас и бомов, мимо отвесных скал, заросших черновым лесом, крутых берегов. Ниже поселка Тюнгур до р. Аргут Катунь течет в порожистом ущелье. Все это нам предстоит увидеть.

Наскальные рисунки современных туземцев внимательно читаем, я хвастаюсь, что в свое время мы таких отметок за собой не оставили. Над головой пещеры, летающие огромные птицы- орлы или беркуты или как тут их обзывают. Размахом крыльев и всем своим видом вызывают уважение, и немного не по себе становится, вдруг вздумается ему взять и тюкнуть тебя по темечку? Гоню глупые мысли из головы и бодренько шагаю дальше.

Проходим по старой автомобильной дороге с полками в скалах и остатками ограждающих стенок. Пройдет еще пару десятков лет и от нее вообще ничего не останется.

Открывается живописный вид на Аргут. Белые пенные воды стремительно с шумом впадают в бирюзовую Катунь. Чем дальше мы уходим вверх по реке, тем ярче становится ее цвет.

Через какое-то время тропа начинает теряться, раздаиваться, умудрились вылезти на скальник и прижим, пришлось лезть вверх, в поисках тропы, нашли. Начинается подъем и тропа уходит от реки. Немного двигались в лесочке, потом вышли на ровное место. Здесь есть менгиры и каменная баба, опять же захоронения древние, меня больше заинтересовали две лошадки, милующиеся на фоне гор.


И опять стадо овец с козами. Овцы белые, вернее, грязно-белые, козы черные. Пастух на лошади окликнул нас, спросил закурить, мой спутник прикинулся некурящим, помня наставления бывалых- с тутошним народом не вступать в контакты. (А я-б, если бы курила, конечно, то не пожалела бы, но это мой сугубо личный взгляд на общение с алтайцами...)

Тропа тут набитая, через какое-то время сворачивает, уходит в сторону от Катуни. Идем вдоль реки Казнахты, она с тропы хорошо просматривается. В какой-то момент, интуитивно понимаю, что все, пора покидать тропу спускаться к реке. Нам на другую сторону, к подножью горы Тулаштайга (горка немаленькая 2750м).


Входим в лесок, что растет вдоль речки, находим поваленное дерево и по нему, вполне благополучно перебираемся на противоположный берег. И в ущелье наверх, через Березовый Пал. Все, входим лес, на обочинах тропы невидимое количество земляники и лесной клубники, не удерживаюсь от соблазна, скидываю рюкзак и начинаю ползать, постанывая от восторга и наслаждения. Погода стоит сухая, ягода сплошь перезревшая...но вкуусная...

Перед тем как уйти от реки, набрали воды с собой. В лесу, где-то на пол пути есть родники, но мы не уверены, что они в такую жару не пересохли (потом оказалось, что вода есть, зря тащили на себе по два литра)

Вышли из лесу и открылись виды на вершины гор. Набрали где-то 880-1000м по вертикали. Катунь далеко внизу, шума воды тут совершенно не слышно. Облака разбежались и стало изрядно припекать. Пригодилась водичка, что набрали ранее. Через каждые полчаса мочила бандану и умывала физиономию.


Процитирую отрывок из описания велопохода по тем местам. Участок Тюнгур-Иня идет по пятой категории сложности, так между прочим...) Шла пешочком и все себе удивлялась, были времена- и прошла маршрут с великом, пешочком все легче.. ...Красотища неописуемая. Катунь лежит перед нами как на ладони. Сверху все видится не так, как при движении в долине реки. Да и дорожка нескучная. Тем более, тропа теперь идет с небольшим уклоном вниз и все время приходится тормозить, чтобы не разгоняться выше 10-12км/ч (!). Да, да. Быстрее здесь ехать не рекомендуется. Тропка узкая, местами каменистая, с постоянными поворотами. Чуть зазеваешься, вылетишь на склон - и пиши пропало! Казалось бы, 30 градусов, какая ерунда. Но если что - все пальцы обломаешь, пока за склон уцепишься, а уж про велосипед я и не говорю. Тем более, что в некоторых местах крутизна возрастала и до 60 градусов. Тут вообще полный экстрим! Хотелось вынуть ближнюю ногу из туклипса (или контактной педали, у кого - что), взять в нее ледоруб и приготовиться зарубаться. А еще было желание проверить заточку кантов (горнолыжники поймут:-)...) offroadmaster.ru/Html/CM2006_…

Ну, зарубаться, это громко сказано, но желание иметь под рукой перильную веревочку, иногда возникало.

Вообщем, к вечеру мы уже на берегу речушки Турганда, что впадает в Катунь по правую сторону. В метрах ста от этого места с другой стороны Ак-Кем сливался с Катунью, принося свои белые холодные воды, от самого Ак-Кемского ледника, опять же с Белухи.

и еще маленький кусочек рассказа очевидца...
..В какой-то момент я вскарабкалась на камень и орала: "Наконец-то мне страшно-о!" Напряжение возросло до тошноты: слева - стена, справа - пропасть, внизу - Катунь. Каждый неверный шаг (а кое-где тропа осыпалась) может стать последним. А ведь нам говорили, что в прошлом году здесь кто-то на мотоцикле убился...Когда становилось совсем невмочь, останавливалась, и тогда Артем клал на бок свой мотик (подставки на уклоне бесполезны) и страховал меня. Я начинала придурковато извиняться за причиненное беспокойство, он успокаивал: ему гораздо проще сейчас уложить свой мотоцикл, чем потом доставать из пропасти мой.

Собсно я так, или почти так в свое время проходила страшные участки на велике, велорюкзак после прохождения этих мест был стерт о скалы, из него в реку ушла последняя бутылка, в которой перевозилось сухое молоко, о чем мы несказанно горевали на привале...
Катунь в районе слияния Ак-Кема с Катунью

Появилось свободное время и мы с супругой решили в очередной раз катнуться на Алтай.
Четкого маршрута и плана мероприятия не было. Сунули мотоцикл в машину, взяли палатку, некоторые принадлежности и поехали.


Первый день , доехали до Манжерка, сняли дом на ночь. От Новосибирска примерно 450км.

Второй день доехали до впадения речки Большой Яломан в Катунь. 230 км от Манжерка. Там и остановились в кемпинге с палаткой.
Вид с перевала Чикетаман.


Катунь.

Еще Катунь.

Выгрузили мотоцикл и поехали кататься по окрестностям. Сначала съехали с шоссе к слиянию рек Чуи и Катуни.


Хорошо виден разный цвет воды в этих реках.

Далее двинули в деревню Инегень.
А дальше поехали по знаменитой тропе Иня-Тюнгур. Интересное и довольно опасное место. Но осознает это в основном пассажир, который может смотреть по сторонам. Мне-водителю отвлекаться было абсолютно некогда, ширина тропки местами не более пятидесяти сантиметров, под колесами камни, выступающие скалы, с одной стороны обрыв, с другой стена.
Впадение Аргута в Катунь.

Мостик на тропе.

Когда-то этот мостик был таким.

Знаменитая наскальная надпись о лучшем отдыхе! :)

Проехали по тропе коло 10 км и уткнулись в первый брод, речка Казнахта. В это время года воды чуть выше колена, течение сильное. Разделся, перешел ногами туда-сюда пару раз, - сносит. Лезть в него я не рискнул, пришлось развернуться. Уставшие, но в общем довольные, к ночи вернулись в лагерь. Пройдено на мотоцикле около 110 км.
Небольшое видео того дня:

На третий день доехали до Акташа, покушали, и решили двинуть чуть дальше на машине. Доехали до Улагана, примерно 150 км от места нашей ночевки. Сняли дом с баней. Пообщались с хозяевами, узнали, что неподалеку, километрах в тридцати, есть водопад. Сгрузили мотоцикл, двинули. Свернули с дороги раньше чем было нужно и слегка заблудились. Я накатался по скалистым склонам, жена по ним находилась.



В итоге всеж нашли водопад. Довольно впечатляющее зрелище.




К ночи вернулись в Улаган. Пройдено на мотоцикле около 80 км.

На четвертый день решили покататься ненапряжно, полюбоваться красотами. Доехали до перевала Кату-Ярык, примерно 50км от Улагана, позавтракали там, и решили скататься до южной части Телецкого озера, еще примерно 80км.







Дорога очень живописная, ехать нескучно.



Юг Телецкого озера.



В ущелье Чулышмана есть две деревни: Коо и Балыкча. Коо вообще захолустье, но зато с бензозаправкой(фото ниже), Балыкча – более-менее. Что интересно, пока небыло перевала Кату-ярык до Балыкчи можно было добраться только или по Телецкому озеру, или на вертолете.

В Балыкче купили у мальчишек-рыбаков хариуса пожарить на ужин.


Дома были около 9 вечера. Пройдено за день на мотоцикле примерно 250 км. Попарились в бане, поужинали.

На пятый день поехали назад в Новосибирск. Улаган-Акташ поехали порознь, я на мотоцикле, жена на машине. Дорога местами «не очень», на мотоцикле ехать даже быстрее, да и просто я не накатался!
Перекусили в Акташе, загрузили мотоцикл в машину и поехали домой.

Около часу ночи были в своих постелях. Пройдено на мотоцикле примерно 50 км и около 800 на машине.

Всего за поездку пройдено 1700км на машине и 500 на мотоцикле. Впечатлений и положительных эмоций привезли массу!

Не знаю, многие ли слышали о существовании тропы "Тюнгур - Инегень ". Мне о ней стало известно, конечно же, из инета. На каком-то сайте привлек внимание заголовок "Сибирский марафон 2006. Алтай. Тюнгурский прорыв. Легендарное первопрохождение". Не могу сказать, что особо тронули перипетии этой экспедиции (когда не видел этой тропы в реальности, относишься к этому рассказу как-то спокойно). Просто показалось интересным, что существует кратчайшая "дорога" между Чуйским трактом и горой Белухой. Только сравните протяженность этой тропы - 60 км, тогда как существующая объездная дорога занимает 500 км. Коснемся немного истории возникновения этой тропы. Вот какую информацию удалось раздобыть опять же в Интернете.

"Тюнгурская тропа" возникла как путь перегона скота из Монголии в Россию в 1920-х годах. После окончания Второй Мировой войны здесь началось строительство дороги Тюнгур - Инегень. Основной рабочей силой были по одной информации немецкие военнопленные, по другой, более вероятной, наши заключенные, которые в 60-градусном склоне прорубали так называемую "копаную дорогу". Однако задача соединить Чуйский тракт и Усть-Коксинский район Республики Алтай автомобильным сообщением не была выполнена. Госкомиссия дорогу не приняла, посчитав ее слишком опасной для движения, а инженеры и проектировщики были отправлены под суд, некоторые даже расстреляны. В советское время дорогу даже внесли в некоторые автомобильные атласы, но так и не достроили.

Возвращаясь как-то из Актру, мы подумали, а почему бы не завернуть и не увидеть своими глазами, что это за тропа такая.

Если ехать в сторону Кош-Агача, примерно через 3 км после поселка Иня есть мост через Катунь, замечательный такой мостик.

За мостом вырубленная в скале дорога до Инегеня. С одной стороны Катунь-матушка бежит, с другой стена каменная. В машине едешь, страшно, край в пропасть совсем близко. А вышла из машины не все так плохо. Машина букашкой кажется.

С дороги прекрасный вид на Катунь открывается. Внизу у Катуни турбаза расположилась, хорошо видны разноцветные крыши аильчиков.

Мы точно не знали, как выехать к нужной нам тропе, поэтому пытались ехать в соответствии с обозначениями дороги в атласе. Сначала попали к парому. Поняли, что это все же не наше направление и на противоположную сторону Катуни нам не нужно, вернулись обратно, пересекли село Инегень и выехали на какую-то проселочную дорогу. Но т.к. проселочных дорог в Горном видимо-невидимо, то мы еще немного попетляли, пока не нашли то, что нам нужно. Самый верный путь - держаться ближе к реке.

Сразу стало понятно, что на нашей машине сюда даже соваться не стоит. По ширине дорога в начале нормальная, а вот по высоте не пройдет без повреждений. Геройствовать не стали, нашли удобное местечко для ночевки, а тропу подробнее изучить решили с утреца пораньше.

Вокруг ни души, тишина. Катунь в лучах заходящего солнца удивительная, загадочная. И чего еще для счастья надо.

Вечер провели у костра за разговорами и поеданием наивкуснейшего борща, который можно приготовить исключительно на костре. А утром отправились в путь пешком.

Дa уж, не легко пришлось строителям этой дороги. Ее не просто вырубили в скалах над Катунью, ее вымостили.

Место очень интересное, история повсюду. Например вот этот непонятный для меня агрегат.

Тропу давненько облюбовали вело и мото туристы, о чем свидетельствует встретившееся нам наскальное панно, к сожалению, фото не сделала.

Перед слиянием Аргута и Катуни часть тропы обвалилась, но то ли джипперы, то ли водители двухколесных агрегатов возвели здесь мостик, благодаря которому мы смогли двигаться дальше.

Долго ли, коротко ли мы шли и вот вышли на зеленую террасу, ровную хоть в гольф играй, хоть в футбол гоняй. Катунь осталась в стороне внизу.

Журчит речушка Казнахта, торопится; сверкают ее прозрачные воды на солнышке, переливаются. Красотищааа!!!

Казнахту перешли по бревнышкам. После Казнахты пейзаж меняется, попадаем в смешанный лес с преобладанием берез.

По дороге вновь напоминание о прошлом.

Пройдя еще немного, решили поворачивать назад, чтобы вернуться к машине засветло.

Жаль, конечно, очень мне было интересно увидеть слияние Аккема и Катуни, увидеть то место, где раньше находился поселок Аккем, в начале 20 века насчитывавший 15 дворов и имевший небольшую церковь. С трудом представляется, что когда-то здесь на горных террасах сеяли пшеницу и овес.

Из путеводителя Александра Лебедева почерпнула, что поселок этот с богатой историей. Именно здесь в 1921 г. базировался отряд Александра Павловича Кайгородова - руководителя алтайских повстанцев в годы Гражданской войны. Кроме того, здесь жил знаменитый алтайский сказитель Салдабай Савдин, от которого этнографы записали текст героического сказания "Кан-Алтын".

Но вернусь к моему рассказу. Обратно решили возвращаться немного другим маршрутом - берегом Катуни.

До Казнахты шли по прибрежным валунам, вернее перепрыгивали с одного на другой. Казнахту форсировали тем же манером. Причем я чуть не шлепнулась своей пятой точкой в воду, сползая с большого валуна. Увидели, как прозрачные воды Казнахты смешиваются с бирюзой Катуни.

Скоро прыгать надоело, пора выбираться на нормальную дорогу.

Вскарабкались на довольно крутой склон и оказались на уже знакомой высокой поляне.

Красивые все же здесь места.

Прогулка по тропе Инегень-Тюнгур вдоль бирюзовой Катуни (вот уж где Катунь бирюзовая) получилась весьма занимательной, тут тебе и история и красоты Горного Алтая. От сегодняшних упражнений ноги гудели. Но после водных процедур в Катуни усталость как рукой сняло. Все члены нашей команды засуетились над приготовлением ужина. И снова душевный вечер у костра под звездным алтайским небом и музыку стремительных вод Катуни.

- Привет! - сказал Снифф.- Я нашел совершенно новую дорогу. Похоже, она опасная.
- В самом деле опасная?
- Я бы сказал, ужасно опасная, - с серьезным видом ответил зверек Снифф.
- Тогда нужно прихватить с собой бутерброды, - решил Муми-троль. - И сок.
Туве Янссон. «Комета прилетает».


Слияние Аргута и Катуни.

Путешествие наше не обещало быть ужасно опасным, но местами могло быть не простым. Поэтому на всякий случай, кроме бутербродов и сока, мы прихватили велосипеды и полные рюкзаки всяких полезных вещей. Ранним субботним утром мы загружаем все это в прицеп, а сами садимся в комфортный микроавтобус. Так, вместе с группой альпинистов турклуба «Походник», мы доедем до Тюнгура, откуда и начнется первая часть нашего путешествия. Дальше, на велосипедах мы поедем до пос. Иня. Немного из истории этой дороги: «"Тюнгурская тропа" возникла как путь перегона скота из Монголии в Россию в 1920-х годах. После окончания Второй Мировой войны здесь началось строительство дороги Тюнгур - Инегень. Основной рабочей силой были по одной информации немецкие военнопленные, по другой, более вероятной, наши заключенные, которые в 60-градусном склоне прорубали так называемую "копаную дорогу". Однако задача соединить Чуйский тракт и Усть-Коксинский район Республики Алтай автомобильным сообщением не была выполнена. Госкомиссия дорогу не приняла, посчитав ее слишком опасной для движения, а инженеры и проектировщики были отправлены под суд, некоторые даже расстреляны. В советское время дорогу даже внесли в некоторые автомобильные атласы, но так и не достроили». До Тюнгура мы доехали примерно за 13 часов, и в 19 часов были в Тюнгуре. Выехали за поселок, проехали несколько км и остановились в красивом месте на берегу Катуни.

Подъем в 7 часов. Выглядываю из палатки - все вокруг окутано плотным туманом. Но через несколько минут выглянуло солнце, и постепенно туман исчез, оставив после себя небольшие облачка.

01. Туман постепенно отступает...

02.

03.

04.

05.

Выехали мы только через 2,5 часа, и хочу сказать, что это были самые быстрые сборы за все путешествие:) В последующие дни, в утренние часы, мы были особенно неспешны. Через час мы доехали до р. Тургунда. Воды примерно по колено, перенесли отдельно рюкзаки и велосипеды.

06. Небольшой водопад на реке.

07. Дорога от р. Тургуда.

Через 1 км снова остановка на устье Аккема, устроили фотосессию с велосипедами.

08. Устье Аккема.

09.

10.

12. Следующая остановка на берегу Катуни, на очень приятной стоянке.

13. Просто цветочки, не смогла пройти мимо:)

14.

15. Красивый вид с тропы.

16.

Через 3 км закончилось простое счастье велосипедиста. От таблички «Пограничная зона» наш трек ведет наверх.

17. Где же тропа?

18. Созерцание:)

Тропы нет, и мы неспешно тащим совершенно бесполезные велосипеды по крутому подъему. Через некоторое время тропа нашлась, но это не особенно изменило ситуацию, подъем был по-прежнему крут. Вдоль дороги в большом количестве произрастала земляника, что на некоторое время парализовало наше движение. В общем, пока не наелись дальше не пошли:). Набор высоты продолжался, и тащить велосипеды становилось все труднее. Стали поднимать велосипеды по двое. Вот такой он российский велотуризм, бессмысленный и беспощадный:) Особую прелесть все этому добавляла трава, растущая повсюду, и наши ноги были исцарапаны вдоль и поперек. Но боевой дух команды не падал, мы были по прежнему бодры и веселы. Начался дождь, мы натянули куртки и велочехлы и поехали дальше. Но дождь он не бесконечный, также как и подъем. И вот мы уже едем вниз, среди высокой травы.

19. Взгляд с высоты.

20. Иногда тропа совсем терялась в траве...

21. иногда появлялась...

В 17.30 делаем остановку у ручья, перекусить и немного передохнуть. Дальше крутой спуск по лесной тропе, поля с высокой травой и вот она, долгожданная р. Казнахта.

22.

29 июня.
Утренний дождь задержал нас в палатках. Серое, затянутое облаками небо, не предвещало ничего хорошего. За ночь уровень воды поднялся, и казалось, что брод будет очень сложным. Но глаза боятся, а руки делают:) Брод достаточно просто переходится по нижнему бревну, и верхнее бревно служит перилами.

23. Переправа.

24.

Проблема, которая беспокоила с вчерашнего вечера, была решена за 15 минут! Дальше снова незаезжаемый подъем – тащим велосипеды.

25.

26.

27. Взгляд с высоты.

28. Оля:)

29.

30. Микрожизнь.

31.

32. Неожиданно белая каменная баба, как будто, только что с завода каменных баб:)

Через 4 км от стоянки начинается скальная тропа, а с нее открываются очень красивые виды.
33.

34. Змея грелась на тропе, но затаилась при моем приближении.

35. Местами тропа совсем не приспособлена для велосипеда.

36. Вот и классика жанра, слияние Аргут-Катунь, фотографировались целый час!

37. Команда:)

38. Дорога постепенно спускается ближе к реке.

39. И снова вверх.

Не успели отъехать - вынужденная остановка. Слава прокололся, наехав на большой кусок стекла. Рядом валялось еще несколько осколков. Мне всегда неприятно сталкиваться с таким проявлением человеческого свинства:(
Через полчаса мы спустились к берегу Катуни и организовали перекус. Все сложные участки дороги были пройдены, но расслабляться пока рано. Впереди крутой подъем и мы снова тащим велосипеды по двое. Но после него бонус:) Отличный спуск вниз до самого Инегеня.

40. Поехали!

41.

42.

43.

44.

В Инегене не смогли проехать мимо магазина, прикупили вкусненького. А поедание вкусного очень помогает в трудную минуту. Вот и она, трудная минута – после поселка затяжной подъем наверх. Он не особенно крутой, и вполне заезжается на 1:1. После подъема сначала летим вниз по полям, затем выезжаем на скальную тропу.

45. На выезде из поселка.

46.

47.

48. В минуты отдыха на подъеме, любуюсь красотой вокруг.

49.

50. Скальная тропа.

51. Вид со стороны.

Сегодня нет смысла ехать до Ини, и мы начинаем искать место для ночевки. Спускаемся вниз, проезжаем мимо указателя на базу. Приготовились к тому, что попросят денег за место для палатки. Но нет, деньги здесь берут только с машины. Несмотря на будний день народу очень много. Нам посоветовали хороший, каменистый пляж неподалеку, туда и отправились. Место действительно оказалось отличным и стало нашим домом на эту ночь.
Итоги дня: проехали 32,5 км.

Подъем в 7 часов.

52. Туманное утро.

53.

Традиционный утренний дождь застал нас, когда мы уже собирали вещи. В этом путешествии велочехлы – самая востребованная вещь. До Ини осталось совсем немного: доехать до моста, преодолеть небольшой подъем и проехать несколько км по трассе.

54.

В Ине мы озаботились поиском автомобиля до Кош-Агача, и съездили посмотреть на золотого Ленина:)

55.

Чтобы совместить приятное с полезным, остановились у магазина. Вова оправился на поиски автомобиля, а мы начали есть:) Заброска туристов, оказалась совершенно не популярным занятием жителей поселка. Водители или совсем отказывались везти, или просили очень большую сумму. И еще Вова так увлекся поисками, что потерял велокомпьютер. Мы уже почти отчаялись, и приготовились ехать своим ходом, но водитель пикапа любезно согласился довезти нас за 3500 рублей. Такая цена нас устраивала. Правда, нам пришлось больше часа ждать, пока он доделает свои дела. Велики удобно устроились в кузове (даже разбирать не пришлось), а мы в салоне старенького пикапа. Дорога до Кош-Агаша безусловно красивая, и было бы интересно проехать ее на велосипеде, но видимо не в этот раз. Доехали мы за 3 часа. Водитель любезно высадил нас около кафе, куда мы и поспешили заглянуть. В кафе получилась смешная ситуация. Я заказала пирожок с капустой, все остальные с картошкой. Ну и что вы думаете? Я первой взяла пирожок и он оказался с картошкой, все же остальные с капустой:) Посмеялись.
Около кафе случились интересные встречи. Сначала к нам подошел румын, вернувшийся с Укока, затем подъехал немецкий велосипедист. Он долго не мог понять, что такое Укок, пока мы не показали его на карте. Немец едет только по трассе, проезжает больше 100 км в день, и планирует доехать до Улан-Батора. Он наверно и не подозревает, сколько интересного есть вдали от пыльной, шумной трассы, там где настоящий Алтай. Чтож, каждому свой стиль путешествия:) Попрощались с немцем, и поехали за поселок, искать место для дома. Далеко не отъехали, остановились у небольшого озера. Сразу почувствовали минусы жизни в степи: много открытого пространства и сильный ветер. Но в общем, вполне комфортно. День завершается и с ним завершается первая часть путешествия. Завтра мы поедем в сторону плато Укок, но это будет уже другая история…

56.

koreada.ru - Про автомобили - Информационный портал

Категория: ОТЧЕТЫ | Добавил: (08.02.2016)