Программа по традициям и обычаям адыгов. Здравствуйте! О, Адыгея, родная моя! Благословенная предков земля. Здесь по законам чести живут, Чтут стариков и обычаи чтут. Каждый адыг может гостя. Воспитание воинской доблести








Те, кто по разным причинам посещали Северо-Западный Кавказ в XVIII – XIX вв., оставили многочисленные воспоминания о горном крае в стихах и прозе. Особенно следует выделить произведения М.Ю.Лермонтова, сумевшего более других проникнуть в характер черкесов.







Неудивительно, что образ черкесских воинов занимал много места в его творчестве. В стихотворениях и поэмах «Черкесы», «Кавказский пленник», «Каллы», «Измаил- бей», «Аул Бастунджи», «Хаджи Абрек», «Кинжал», «Дары Терека» - М.Ю. Лермонтов постоянно возвращается к этому образу.




Из качеств черкесских воинов М.Ю. Лермонтов на первое место ставил свободолюбие. Свобода была их главной святыней. Корни любви к свободе произрастали из любви к отечеству. Ради стороны родной черкесы могли пожертвовать жизнью. Даже будучи на чужбине, черкесы продолжали следовать им, сохранять и подчеркивать свою этническую принадлежность.


Одно из центральных мест в жизни черкесов занимала война, в силу того, что свою свободу и свое отечество им необходимо было постоянно защищать от воинственных соседей. Влияние войны, военного быта, постоянно присутствовали и проявлялись во всем строе жизни черкесских обществ. Война естественным образом связывалась со смыслом их жизни.






Война не вызывала у черкесов печали. То, что стало частью повседневного быта, не может пугать или печалить. Напротив, война будоражила кровь, заставляла трепетать от ужаса и счастья, рождая в людях особенную, священную радость. Черкесы не боялись погибнуть в бою. Такая смерть считалась самой лучшей и достойной долей для воина.


М.Ю. Лермонтов представляет черкесов искусными и удалыми воинами. Их тактика ведения боевых действий была тесно связана с природой местности и диктовалась ее обстоятельствами: … безвестными горами Блуждает он, дерется с казаками, И, заманив полки их за собой, Пустыню усыпает их костями И манит новых по дороге той. За ним устали русские гоняться, На крепости природные взбираться; Но отдохнуть черкесы не дают; То скроются, то снова нападут. Они как тень, как дымное виденье, И далеко и близко в то ж мгновенье. Измаил-бей


Военная удаль неразрывна с умением владеть оружием. По свидетельству М.Ю. Лермонтова, лучше всего черкесы владели шашкой. С виртуозностью они наносили молниеносные и страшные по силе удары: … Везде, налево и направо, Чертя по воздуху круги, Удары шашки упадают; Не видят блеск ее враги И беззащитно умирают!.. Измаил-бей


Военный образ жизни заставлял черкесов трепетно относиться к своему оружию, дорожить им, так как оружие было не только и не столько средством войны, но и главным его богатством и предметом особой гордости. Оружием украшались стены черкесской сакли: … Блистает по стенам кругом Богатство горца: ружья, стрелы, Кинжалы с набожным стихом…


Оружие придавало воину уверенность и силу. М.Ю. Лермонтов в стихотворении «Дары Терека» подчеркнул эту слитность черкесских воинов с их оружием. В состав комплекта оружия черкесского воина входили: кинжал, шашка, лук и стрелы, пистолет, ружье, а также кольчуга, панцирь, шлем и налокотники (носили знатные воины).


Непременным качеством черкесских воинов была их храбрость. Подчеркивая эту сторону в характере черкесов, М.Ю. Лермонтов отмечал, что они не испытывали страха перед смертью и с достоинством встречали ее. В сражении рьяно атаковали своих врагов, делали это открыто и стремительно, вламываясь в ряды неприятеля:


Недолго Измаил стоял: Вздохнуть коню он только дал, Взглянул, и ринулся, и смял Врагов, и путь за ним кровавый Меж их рядами виден стал!... Как юный лев, разгорячаюсь, В средину их врубился князь;... За ним, погибель рассыпая, Вломилась шайка удалая... Измаил-бей


Храбрость черкесов в бою безрассудна. Они отчаянно бросались на врагов, не взирая на их превосходство. Воины-черкесы презирали трусов. Страшнее этого имени среди них ничего не было. Они предпочитали смерть в бою спасению бегством, так как немедленно превращались бы в изгоев не только в своем ауле, но и в своей собственной семье с несмываемой печатью позора.


Черкесы были лихими наездниками. Черкес и его конь составляли одно неразделимое целое. Взаимопонимание человека и животного было настолько полным, что конь сам подстраивался под своего наездника и во всех обстоятельствах делал то, что необходимо было делать.


На своих конях черкесы совершали опаснейшие трюки, которые для человека стороннего, казались безрассудными. Такое мастерство достигалось путем постоянных тренировок, которым уделялось много времени. Даже находясь уже в преклонном возрасте, черкесы не теряли своих наезднических навыков. Конь был равноправным товарищем черкесских воинов, непременной частью их ратной жизни. Черкесы доверяли своим коням также, как доверяли своему оружию: Не изменит добрый конь: С ним – и в воду и в огонь; Он, как вихрь, в степи широкой, С ним – все близко, что далеко… Измаил-бей


Кровная месть была давним и суровым механизмом поддержания равновесия в горском обществе. Эту сторону жизни горцев М.Ю. Лермонтов отобразил в стихотворениях «Каллы», «Хаджи Абрек». Честь не позволяла черкесам уклониться от исполнения древнего и обязательного обычая мщения, исполнение которого могло занимать много времени. Иногда этому посвящали всю жизнь. Месть в этом случае становилась смыслом жизни черкеса.


Месть как смысл жизни становилась делом всего народа, если его оскорбляли и унижали. И тогда не было покоя в черкесских селениях – каждый воин считал себя обязанным участвовать в возмездии и наказании обидчиков: позор оскорбления мог быть искуплен только кровью врагов.


Поэтический талант М.Ю. Лермонтова создал во многом идеальный образ черкесского воина, окружив его ореолом романтизма и экзотики. При этом поэт сильно способствовал тому, что герои его произведений утратили свою литературность и превратились в живых людей.




Они строили обычно большие турлучные (из ветвей деревьев) дома без фундамента. Преимущество этих домов заключалось в том, что их можно было быстро восстановить или построить, а это немаловажно во времена частых войн и внутренних распрей. Прямо на полу у адыгов был открытый очаг. Женщины поддерживали постоянный огонь в очаге, на ночь засыпая горячие угольки золой, а утром разжигая их. Для гостей отводили специальную комнату, которая называлась кунацкой, или даже строили целый дом.


Живописной была одежда адыгов. Женщины носили длинные, до пят - платья и шаровары. Платье украшалось золотым или иным шитьем и затягивалось на талии красивым поясом. Женская одежда создавалась таким образом, чтобы подчеркнуть стройность и достоинство фигуры.


Еще более экзотичен был мужской костюм. Верхнюю его часть составляли штаны, бешмет (полукафтан типа рубахи), черкеска (узкий длинный кафтан, без ворота и с вырезом на груди), башлык (суконный капюшон с большими концами), бурка, папаха. На черкеске по обеим сторонам груди пришивались гнезда для патронов, которые помещались в специальных гильзах (газырях). Знатные адыги носили белые черкески, остальные – черные.




Большой популярностью у адыгов пользовались исторические, свадебные, колыбельные песни, которые сочиняли народ­ные поэты и музыканты. Для исполнения их существовал целый набор самобытных музыкальных инструментов, напо­минающих по виду и звучанию флейты, скрипки, барабаны и др. Широко использовались музыкальные инструменты и при исполнении танцев, которые были любимым развлечением адыгов. Известно, что танец отражает душу народа, и это осо­бенно чувствовалось при исполнении горских народных танцев, то спокойных и величавых, как снежные вершины кавказских гор, то стремительных и искрометных, как бурные горные реки.






Жилища (хаты-курени) казаки строили из местных природных материалов (соломы, камыша, хвороста, глины, тур лука). Во дворе располагались хозяйственные постройки: амбар, погреб, баз для скота, криница (колодец), летняя печь (кабыца), навес для повозок. Оградой служил плетень из хвороста или камыша, на который казачки вывешивали кувшины и макитры для просушки. Под одну крышу - сарай, за ним подкат для арбы. В жилой комнате большое место занимала печь, в которой готовили еду и на которой спали. В углу стоял рукомойник с вышитыми утирками и рушниками.


Казаки были одеты в темно- синие черкески с шестнадцатью напатронниками и красными погонами. Под мундиром краснел архалук, голова была покрыта круглой кубанкой с красным верхом. В летнее и весеннее время казаки носят легкий бешмет, в зимнее - прибавляются бурка и башлык. В праздничное время казаки надевают атласные бешметы, оправленные серебром; опойковые со скрипом сапоги, суконные форменные штаны опоясаны ременным поясом с серебряным набором и кинжалом.


Бодня кадушка для сала Ваганыкорыто для стирки белья Глэчикглиняный кувшин Бальзанкапосуда для масла или керосина Баклага П лоский сосуд с крышкой или пробкой Дижаквашня Каганецухват для постановки чугунков и горшков в печь Рогачухват для постановки чугунков и горшков в печь




Символом полноты прав у казака была шашка. Шашка вручалась казаку стариками в 17 лет без темляка, а в 21 год при отправке на службу получал и темляк для ношения шашки. Казаки были очень набожны. В церкви, во время службы шашка обнажалась из ножен наполовину, что означало готовность казака постоять за веру. В семье она хранилась на видном месте и передавалась от деда к внуку. Если в роду не оставалось наследников, то шашка ломалась пополам и укладывалась в гроб умершему. Шашку и шапку казак мог потерять только с головой. На кругу казаки голосовали шашками, не обладающий полноправием шашку носить не смел. Наказанием для казака было решение круга о лишении права ношения оружия, а затем исключение из станицы и На постриг с одной « чуприной »



Карточка оценки результативности урока 1. Ясна ли была цель урока? 2. Что показалось наиболее интересным и запомнилось? 3. Появилось ли желание больше узнать об этих народах? 4. Что бы ты хотел изменить в ходе урока? 5. Твои предложения: как сделать данные занятия более интересными.

Семейная традиция.

Основа организации семьи на Кавказе – превосходство мужчины и непререкаемый авторитет старших. С уважением к старшему поколению многие связывают секрет долгожительства на Кавказе.Стоит отметить, что, несмотря на явную доминацию старших, во все времена нормальным считалось и несколько вольное поведение молодёжи, которые всегда имели собственные места сбора.

Рождение ребёнка.

Когда в семье рождается ребёнок, то на крышу дома вывешивается флаг в честь рождения ребёнка. Если родилась девочка, то флаг из пестрой ткани, а если мальчик, то ткань однотонная, как правило красная. Флаг символизирует, что ребёнок жив, мама жива, что все хорошо. Все празднуют рождение человека. Это цена рождения человека, когда он появляется на свет. В честь рождения ребёнка в течении года сажается дерево. Дерево сажает дедушка по отцу, в отцовском дворе дома. Ребёнок будет поливать дерево, ухаживать за ним, радоваться, когда оно цветёт, плодоносит, осыпает листву.
Только лишь после рождения изготавливается из дерева колыбель, в которой качают ребёнка. Заранее Адыги ничего не готовят до рождения ребенка. Постельные принадлежности готовятся родителями мамы, говорят, если постельное бельё будет приготовлено отцовской семьёй, то она или он не будут счастливы в браке. Первую в колыбель укладывают кошку, а не ребёнка, чтобы младенец спал также крепко. Как правило ребёнка укладывает в колыбель бабушка по отцу, через две недели после его рождения.Все в жизни Адыгов воспето от рождения и до смерти. В колыбельной песне воспеваются образы будущего Адыга! Бабушка качает колыбель и поёт песню о том, каким он храбрым будет, каким он щедрым будет, каким он хорошим охотником станет. Девочке поют, какая она красавица будет, какая она будет умница, какая она будет рукодельница, какая она будет добрая мама, это поётся в высокой поэтической форме.

Первые шаги.

Когда малыш начинает ходить, семья устраивает обряд «Первого шага». На это торжественное событие приглашается много гостей, готовится праздничный стол, устраиваются игры и танцы. Ноги малыша завязывают ленточкой, и самая старшая представительница семьи разрезает её ножницами со словами: «Расти сильным и здоровым малыш». Это делается, чтобы в будущем малышу ничего не мешало идти вперед.Следом проводят обряд по определению будущей профессии малыша. На стол кладут разные предметы – книги, ручки, деньги и различные орудия труда. Затем малыша подводят трижды к столу и если во всех случаях он берёт один и тот же предмет, то это знак при выборе его профессии.Печется круглый, сладкий, твердый хлеб на молоке, но не дрожжевой – это символ Земной тверди. Этот хлеб кладут на круглый ритуальный Адыгский стол с тремя ножками и ребёночка ставят одной ножкой и вырезают аккуратно вокруг ноги. Этот кусок хлеба даётся скушать малышу, а остальной хлеб делится детям и взрослым по маленькому кусочку. Все должны отведать кусок этого хлеба в поддержку уверенной жизни малыша, чтобы он не спотыкался в жизни.

Первый зуб выпал.

Пока не выпадут все молочные зубы их нельзя выбрасывать просто так. Выпавший зуб и один кусочек древесного угля заворачивают в белую однотонную тряпочку и перебрасывают через крышу дома. Никто не следит за кулёчком, попал на крышу или перелетел крышу.

Свадебная традиция.

Наиболее ревностно соблюдают свадебные традиции и обряды жители сельской местности. И в свадебных ритуалах чётко проявляется уважение к старшим. Совершенно не принято, когда младшая сестра или брат играют свадьбу раньше старшего.Как ни странно, на свадьбе невеста и жених выполняют скорее символическую роль. Ведь молодожёны даже не видят друг друга в первые дни, так как они празднуют это событие, как правило, не только раздельно, но и зачастую в разных домах. Делают они это в компании своих лучших друзей и знакомых. Эта традиция называется на «свадебным скрыванием». В новый дом жена должна войти с правой ноги, обязательно с закрытым лицом. Голову невесты обычно посыпают конфетами или монетами, что должно обеспечить благополучие в финансовом плане.Основная традиция на свадьбе, которая строго соблюдается – это подарки, подготовленные друг другу семьями, которые породнились. Очень любопытным и символическим подарком, который дарят и в наши дни, является пара тёплых, красивых шерстяных носков для жениха. Этот подарок свидетельствует о том, что его молодая жена хорошая рукодельница. Вполне естественно, что новый век внёс свои коррективы в празднование свадьбы. Естественно, что регистрация в ЗАГСе теперь является обязательной процедурой. Также по душе невестам пришлось белое свадебное платье, которое обрело большую популярность в 20 веке и постепенно оттеснило традиционные кавказские наряды невест.

Слайд 1

Традиции и обычаи адыгов

Слайд 2

Я бы вечность сидел бы и слушал свирель Чабана, что играет с любовью сейчас. Жалко, голоса нет, а то бы запел Горы, реки, долины Кавказа про Вас. Но ошибку свою постараюсь исправить, Если голоса нет, то в душе можно петь И к тому же хочу я вот это прибавить- Каждый может свирель в своем сердце иметь. И я, слушая песню свирель чабана, Начинаю твердить себе только одно- Я так счастлив, СВЯТАЯ МОЯ КАБАРДА, Что я твой, и что жить на тебе мне дано! Кабардинская, что сердцу родная Земля Где жил прадед мой, дед, где отец мой живет В моем сердце натянута горца струна Тронь ее и она о тебе запоет.

Слайд 3

Известный кавказский историк начала XIX века П. Бутков писал о горцах следующее: "В домашнем быту кротки, почтительны к старости, умерены в пище, трезвы, правила гостеприимства соблюдают даже против своих неприятелей".

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Этика кабардинцев
Адыгский культурный этнос (сумма представлений о том, как следует поступать в тех или иных ситуациях) полностью подчинен адыгагъэ - системе нравственных принципов, традиций, обычаев, присущих только адыгам. Адыгагъэ в переводе на русский язык означает «адыгская этика». Слово «этика» означает набор норм и принципов, согласно которым живут люди.

Слайд 7

Адыги выстраивали свой образ жизни на следующих принципах: 1.Личный нравственный пример старшего поколения, хранение и передача опыта. Об этом говорит народная пословица адыгов «ЩIэблэм ебгъэлъагъур и гъуэгущ» (Какой пример покажешь молодым, такими они и будут). 2. Охрана своего генофонда от негативных влияний. «ЩыкIыр - насып укIыжщ, щыкIыр икIэ мэхъу» (Преступающий нравственные законы будет последним человеком, он убивает свое счастье). 3. Образ жизни, не идущий вразрез с религиозными ценностями. 4. Этикет, известный упорядоченностью, церемониальностью, вежливостью, учтивостью, гостеприимством. 5. Изучение природы, народной медицины. 6. Трудолюбие и предприимчивость. 7. Святость родства и родовых связей. 8. Кодекс чести, принципы взаимопомощи и т.д.

Слайд 8

Адыгские народные пословицы
«Не дождется авторитета не ценящий старших» «Старшего не окликают - догоняют и говорят в лицо» «Почетное место – старшему» « Почет оказав старшему, заслужишь уважение» « Не имеющий намыса не обретет счастья» «За намысом следует счастье» «Если делаешь намыс, то оказываешь честь и себе».

Слайд 9

Требования адыгской этики по отношению к старшему.
Старшие, по требованиям адыгской этики, находятся в особом положении, независимо от статуса, пола. В присутствии старших младший не садится. В присутствии отца или старшего брата младший не вступает в разговор. В присутствии посторонних лиц молодые люди не говорят развязно, не смеются. Скромность, немногословность - достояние адыгской этики. Старших младшие не окликают, но обгоняют и с почтением обращаются. Не переходят дорогу, пока старший не перейдет или не пройдет мимо. Слушают речь старшего с почтением, не перебивая.

Слайд 10

Кабардинская свадьба
Вот как описывает свадьбу Хан-Гирей: «Молодые черкесы, имея с девицами свободное обращение, имеют случай понравиться друг другу и дать понять свои чувствования. После такого объяснения мужчина просит в жены себе избранную девицу у ее родителей через своих поверенных. Если родители согласятся, он делает отцу или брату девицы подарок, что соответствует обручению или сговору. После сего обряда выбранная девица принадлежит жениху ее (т. е. другие не должны добиваться ее руки и сердца).»

Слайд 11

Свадьба для адыгов всегда была радостным событием. И не только для той семьи, чей сын женился, но для всей фамилии, рода и даже целого племени.

Слайд 12

Свадебная церемония сложна, но красива.

Слайд 13

Радостные события сопровождались музыкой, песнями, стихотворными благопожеланиями, танцами

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

koreada.ru - Про автомобили - Информационный портал