Причины повышения цен на лес. Лес станет дороже. Почему? И что будет дальше? Ущерб от рубок сократили

С января в России начали действовать новые минимальные ставки платы за древесину на корню. C 2017 по 2019 г. коэффициент расчета ставки будет ежегодно увеличиваться на 0,07.

С января этого года в России начали действовать новые минимальные ставки платы за древесину на корню. В 2016 г. к ним применялся коэффициент 1,43. В 2017 г. этот коэффициент составляет 1,51, в 2018 г. будет 1,58, в 2019 г. – 1,65. Таким образом, с 2017 по 2019 г. коэффициент будет ежегодно увеличиваться на 0,07.

По мнению заместителя директора Санкт-Петербургского научно-исследовательского института лесного хозяйства Николая Петрунина, индексация ставок арендных платежей была ожидаема. По данным Рослесхоза, за период с января по октябрь 2016 г. поступления в федеральный бюджет за использование лесов составили 15,6 млрд руб., а расходы федерального бюджета на лесное хозяйство – 21,4 млрд руб. «Минимальные ставки платы за заготовку древесины в нашей стране являются одними из самых низких по сравнению с ведущими лесными державами мира и составляют в зависимости от региона 30–35 руб. за 1 м3, – рассказывает Николай Петрунин. – В ходе проведения аукционов по продаже права на заключение договоров аренды участков лесного фонда они повышаются незначительно – примерно в полтора раза.

Так что индексация ставок платы за использование лесов в последние годы становится некоей технической процедурой». С ним согласен и начальник управления по лесному хозяйству Департамента лесного комплекса Вологодской обл. Дмитрий Скрябин. «В соответствии со статьей 29 ЛК РФ, граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков, если иное не установлено кодексом, – рассказывает он. – Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 21.09.2015 № 1003 «О типовом договоре аренды лесного участка», размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов или за единицу площади лесного участка, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 ЛК РФ. Таким образом, увеличение размера арендной платы является одним из условий договора аренды и учитывается арендаторами в своей деятельности, поэтому факт ее повышения не станет неожиданным для арендаторов лесных участков и не окажет существенного влияния на их работу».

По словам Николая Петрунина, доля среднего размера платы за заготовку древесины в себестоимости 1 м3 составляет сегодня в целом по Российской Федерации от 4 до 7 %, в то время, как в Финляндии, Норвегии, США, Канаде и ряде других стран она достигает 10–50 %. «На финансовую стабильность крупных лесопромышленных компаний данная индексация серьезным образом не повлияет. Чего нельзя сказать о малом и среднем бизнесе, лишенном какой- либо возможности привлекать из вне оборотные средства – наши банки фактически не кредитуют малый и средний бизнес», – считает он. По мнению эксперта, гораздо больше лесопромышленным компаниям приходится тратить на охрану, защиту и воспроизводство лесов, которые они обязаны осуществлять согласно Лесному кодексу РФ. «Объем расходов арендаторов лесных участков на охрану, защиту и воспроизводство лесов сопоставим с расходами федерального бюджета, предоставляемого бюджетам субъектов РФ на осуществление переданных полномочий, – считает Николай Петрунин. – Если федеральный бюджет выделяет на эти цели в среднем 21 млрд руб., то арендаторы тратят 14–17 млрд руб. При этом данные расходы считаются само собой разумеющимися и нигде ни в какой доходности не учитываются».

Однако лесопромышленники придерживаются иной точки зрения и с увеличением коэффициента прогнозируют рост стоимости древесного сырья . «После повышения ставок по договорам аренды вырастет попенная плата, поскольку там есть пункт о том, что «попенка» изменяется в зависимости от изменения коэффициента, – полагает генеральный директор «Лесной Инновационной Компании» Алексей Ипатов. – Я, как лесозаготовитель, при увеличении попенной платы, естественно, буду повышать и стоимость сырья. А сегодня оно итак очень дорогое – 1 м3 древесины для распиловки стоит 4000 руб. Три с половиной года назад он стоил 1800. То есть его цена возросла более чем в два раза. Если вырастет «попенка», она станет еще дороже. При этом такого роста цен на пиломатериалы нет».

По словам эксперта, повышение арендных ставок на лес не даст экономического эффекта. «Я понимаю, что бюджет трещит по швам, но это не значит, что он наполнится из-за введения такой неадекватной меры. Увеличение ставок не приведет к притоку средств в бюджет. Надо повышать доходность бюджета только за счет увеличения объемов производства продукции с высокой добавленной стоимостью. Для этого необходимо, чтобы деревообрабатывающие предприятия были обеспечены сырьем. А сегодня древесина по квотам отправляется на экспорт. При этом на внутреннем рынке ее не хватает». По мнению Николая Петрунина, повысить доходность лесного сектора позволит полное изменение механизмов ценообразования и распределения доходов между бюджетами. В России доля платы за заготовку древесины в себестоимости 1 м3 круглого леса составляет 4–7 %

Зимний пик снижения стоимости пиломатериалов уже закончился, и хотя сейчас на рынке можно наблюдать большой разброс цен, многие продавцы уже начали их повышать

Зимний пик снижения стоимости пиломатериалов уже закончился, и хотя сейчас на рынке можно наблюдать большой разброс цен, многие продавцы уже начали их повышать. В результате, например, цены на брус и доску во многих точках продаж в центральных регионах уже практически сравнялись с максимумом лета прошлого года.

В течение нескольких предкризисных лет внутрироссийские цены на лес и пиломатериалы увеличились в несколько раз, достигнув пика летом прошлого года. Так, в конце строительного сезона 2008 года цены на брус и обрезную доску в центральных областях России превысили 6,5 тысяч рублей за кубометр против 4 тысяч годом ранее (для сравнения: в летний сезон 2004 года они составляли порядка 2 тысяч рублей за куб).

Основным фактором роста цен было как увеличение объемов строительства в России, так крайне благоприятная внешняя конъюнктура, взвинтившая мировые цены на древесину и производные материалы.

Хотя в связи с повышением экспортных пошлин на «кругляк» объемы его вывоза за рубеж еще до кризиса несколько сократились, тем не менее в 2008 году из России было экспортировано более 36,7 млн кубометров необработанной древесины и на этих объемах работало множество целлюлозно-бумажных комбинатов в соседних Китае и Финляндии. Так, только в одной приграничной китайской провинции Хэйлунцзян полностью на российском сырье работают около 700 лесоперерабатывающих предприятий.

Россия в течение длительного времени остается ведущим поставщиком леса в Китай: ее доля хотя и снизилась в 2008 году на 5,5% по сравнению с годом ранее, тем не менее, составила за этот период 63%, значительно превысив поставки из других стран. И, несмотря на начавшееся кризисное падение цен, в целом за 2008 году средняя цена на импортируемую древесину в Китае повысилась на 21,5% и составила 175,3 доллара за кубометр. Такое значительное увеличение средней цены связано с повышением налога на экспорт древесины из России. Одновременно средняя импортная цена на пиломатериалы была более стабильной, рост по итогам года составил 4,4%, а уровень средней цены — 283,4 доллара за кубометр.

При этом, по данным компании Optim Consult, российские экспортеры пиломатериалов в 2008 году традиционно заняли первое место по объему (1,968 млн кубом) поставок продукции в Китай — 27,9% (+24,1% к уровню 2007 года), несмотря на более быстрый прирост экспорта из некоторых других государств. Для сравнения: Канада — 16,1% (+68% к 2007 году), США — 14,9% (-2,9%), Таиланд — 11,2% (+13,9%).

Кризисное падение цен на пиломатериалы достигло пика в зимние месяца, и в значительной мере было связано с существенным падением цен и мирового спроса на древесину и производные материалы. В частности, прогнозируется дальнейшее сокращение импорта в 2009 году древесины в Китай и Финляндию, причем в последнюю он должен упасть на 60% по сравнению с 2008 годом.

По лесозаготовке Россия занимает 4-ое место в мире, по производству пиломатериалов — 5-е, по целлюлозе — 7-е, а по производству бумаги и картона — 12-е.

Уменьшение мирового спроса уже серьезно сократило российский экспорт лесоматериалов и целлюлозно-бумажных изделий. Хотя их доля в общем объеме экспорта из страны в январе-феврале 2009 году несколько выросла — до 2,7% (в январе-феврале 2008 года — 2,6%). Физические объемы экспорта необработанных лесоматериалов снизились за этот период на 59,6%, пиломатериалов — на 35,2%, фанеры — на 36,0%, целлюлозы — на 26,1%.

Внутренний рынок вследствие своей узости не смог поддержать российское производство пиломатериалов, тем более что объемы строительства в большинстве регионов также существенно сократились.

Хотя в Минрегионразвитии надеются, что в 2009 году объемы строительства удастся сохранить на уровне 50 млн кв метров, первые месяцы 2009 года демонстрируют его падение в 49 регионах, при том что в большинстве других субъектах, за исключением, возможно, двух-трех, рынок скорее стагнирует, чем показывает оживление.

Вследствие этого пока продолжается падение производства пиломатериалов в большинстве регионов. Так, деревообрабатывающие предприятия Калининградской области сократили объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг в январе-марте 2009 года по сравнению с соответствующим периодом 2008 года на 25,4% — до 194 млн рублей. Производство пиломатериалов в январе-марте сократилось на 28,6% — до 8 тысяч кубометров, мебели (в фактических ценах без акцизов и НДС) — на 14,9%, до 174,8 млн рублей.

В целом в марте деревообрабатывающие предприятия Калининградской области сократили объем работ и услуг на 20,1% — до 65,7 млн рублей, а тот факт, что, производство дверных блоков в области сохранилось на уровне января-марта 2008 года (141 тысяча кв. м), скорее, свидетельствует о том, что большинство областных объектов находится на завершающей стадии строительства.

Впрочем, в ряде регионов производство пиломатериалов начало демонстрировать некоторое оживление. Так, подобная тенденция наблюдается в Красноярском крае, где, согласно данным «Красноярскстата», производство выросло в первом квартале до 112 тысяч кубометров или на 7,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Например, рост цен на строительные материалы в Красноярском крае в первом квартале 2009 года составил 3,3%. В частности, пиломатериалы выросли в цене на 0,6%, а линолеум и рубероид — на 10,3% и 24,3% соответственно, тогда как цемент, напротив, упал в цене на 6,9%, а стекло — на 6,7%. В 2008 году стройматериалы в регионе подорожали на 11,8% (итоговые цифры скрываю значительный рост в первой и падение во второй половине года).

Аналитики полагают, что ближе к лету цены на пиломатериалы могут вырасти вслед за оживлением индивидуального жилищного строительства в большинстве регионов. Рост цен тем более вероятен, что «обеднение» значительной части индивидуальных заказчиков уже сместило спрос в сторону быстровозводимых каркасных домов и домов из бруса, строительство которых не только дешевле, но и проходит быстрее, что минимизирует финансовые риски. В частности, на Подмосковном рынке уже появились предложения по строительству каркасных домов экономкласса площадью от 80 до 130 кв. метров и стоимостью примерно 8,5 тысяч рублей за метр.

В центральных областях разброс цен на пиломатериалы сейчас достаточно велик, но продавцы надеются на рост в будущем. «Брус и обрезная доска у нас сейчас идут по 6,5 тысяч. Да, цена падала с лета прошлого года, но с тех опять выросла и, наверное, в мае опять подрастет», — заявила сайт продавец пункта продажи стройматериалов во владимирском Сельце.

«Брус и обрезную доску мы продаем по 5,5, а необрезную— по 4 тысячи рублей», — сообщил BFM.ru индивидуальный предприниматель Сергей Анисимов из Судогодского района.

11 ноября 2017 года Дмитрий Медведев подписал Постановление № 1363, согласно которому ставки на аренду участков для лесозаготовки и на сами лесные ресурсы с 2018 года увеличатся на 44%. Почему произошло столь резкое повышение цен и оправдано ли оно?

Начнем с того, что кубометр соснового бревна стоит около 3500 рублей. Из этой суммы заготовитель должен сейчас отдать государству около 385 рублей, что составляет 11%. Из-за повышения ставок в новом году за куб сосны нужно будет платить уже 553 рубля, то есть на 168 рублей больше. Если цены останутся на прежнем уровне, то покупка древесины у государства составит уже 16% от стоимости бревна. Но, скорее всего, цены вырастут. И будет хорошо, если они поднимутся всего на 5%.

Чем вызвано такое решение? Напомним, что согласно февральским указам президента количество лесных инспекторов нужно увеличить в два раза. Рослесхозу было поручено разработать программу по увеличению штата инспекторов, и Рослесхоз эту программу разработал. Средства на реализацию программы предложено было получить за счет увеличения ставок на лесопользование.

Но дело не только в инспекторах, есть и другие причины, оправдывающие повышение ставок.

Эксперт и руководитель лесного отдела Гринпис России Алексей Ярошенко на форуме Гринпис заявил, что новые «коэффициенты установлены примерно такие, чтобы при существующей системе финансирования лесного хозяйства сделать его безубыточным для федерального бюджета» . Почти год назад Ярошенко писал на том же форуме, что, по данным Федерального казначейства, расходы на лесной промышленный комплекс (ЛПК) за первые 9 месяцев 2015 года составили 20 млрд рублей, а плата за использование лесов всего 14 млрд рублей, то есть 70% от расходов. Это значит, что отрасль пока является дотационной. Древесина для заготовки отдается лесопользователям по мизерным ценам и не покрывает расходов государства на лесоуправление. Тогда же Ярошенко делает вывод, что «государство вполне могло бы несколько сократить разрыв между своими расходами на лесное хозяйство и получаемыми доходами от использования лесов, увеличив минимальные ставки чуть сильнее» . Получается, что решение Минприроды было логичным, хотя и внезапным.


Николай Пак

Оправдывает решение также соотношение коэффициентов повышения ставок за лесопользование и уровень официальной инфляции. Как мы видим на графике - деньги становились дешевле, а потребительские цены росли. То, что в 2007 году можно было купить за 1 рубль, в 2015 году стоило уже 2 рубля. Ставки за лесопользование, наоборот, стояли на месте с 2009 по 2015 год. То есть лесопользователи были в более выгодном положении, чем, например, рядовые граждане. Новые коэффициенты рассчитаны так, чтобы привести в соответствие цены за лесопользование с потребительскими ценами и убрать разницу, накопленную за несколько лет. Другой вопрос в том, что предполагается стремительное повышение коэффициентов. Но это, видимо, связано со сложной экономической обстановкой в стране.

Оправдывает подъем цен и растущий спрос на древесину. Только в Пермском крае по результатам аукционов в 2017 году было продано в 2,7 раза больше кубометров древесины, чем в 2016 году. И это при том, что в 2016 году был зафиксирован рекордный объем лесозаготовки за последние 20 лет - 214 млн кубометров. За рубежом наш лес вызвал интерес из-за низкой цены, которая получилась благодаря снижению курса рубля. Вместе с этим подросли доходы большинства крупных лесозаготовителей, так как они ориентированы на экспорт. И пока отрасль растет, вполне логично поднять ставки.

Конечно, были и недовольные. У Минпромторга, например, были свои предложения по изменению тарифов, так как ведомство работает над «Стратегией развития лесного комплекса РФ до 2030 года» . Но Минпромторг больше волнует развитие бизнеса, а не наполнение бюджета, поэтому его предложения были принципиально другими и не подходили ни правительству, ни Рослесхозу.

К тому же в стране существует множество небольших компаний, которые не могут работать на экспорт из-за малых объемов лесозаготовки. А еще есть регионы, в которых установлены свои дополнительные повышающие коэффициенты. В итоге, как заявил член некоммерческого партнерства «Лесопромышленники Прикамья» Александр Суслопаров, из-за резкого повышения цен каждый третий лесопользователь может прекратить работу. Еще одна часть лесозаготовителей может просто уйти в серую зону и начать рубить лес без документов.

Конечно, существуют предложения по поддержке малых предприятий. Например, губернатор Пермского края Максим Решетников предложил создать транспортные узлы, куда можно было бы привозить свою древесину, сертифицировать ее и продавать на лесной бирже. Для малых предприятий это было бы интересно. Но таких инициатив мало и пока они не имеют государственной поддержки.

Вывести предприятия из теневого сектора «на свет» тоже возможно, хотя и проблематично. Для этого-то и предполагается увеличение штата лесных инспекторов, которые будут пресекать незаконную вырубку. Но на это потребуется несколько лет, а пока инспекторов не хватает, - некоторым предприятиям проще будет работать вчерную.

С другой стороны, есть ощущение, что Александр Суслопаров сильно преувеличивает последствия повышения ставок. Ведь в итоговой стоимости бревна повышение произойдет не более, чем на 5%, а в некоторых случаях и меньше. Если же сравнить повышение со стоимостью одного кубометра доски (10500 р.), то изменения составят всего лишь 1,5%, а при розничной продаже и того меньше. Конечно, для бизнеса даже такое повышение ставок имеет значение, но оно не так страшно, как существенное увеличение штата инспекторов.

В заключение нужно добавить, что правительство, кинув ранее собственный лес на произвол судьбы, теперь пытается исправить ошибки прошлого и вернуть контроль над лесным хозяйством. Увеличение штата инспекторов в этом деле - критически важный шаг, без которого никакое ужесточение законодательства не поможет. А раз для этого нужны деньги, то взять их вполне логично из растущей отрасли. Конечно, помимо ставок были приняты и другие решения, которые скажутся на лесопользователях, но если говорить только о ставках, то действия правительства вполне оправданы и вряд ли приведут к кардинальным проблемам как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

Постановлением от 11 ноября 2017 года №1363 "О коэффициентах к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" Правительство РФ увеличило ставки платы за заготовку древесины в 2018 году на 44% по сравнению с уровнем 2017 года. Постановление официально опубликовано 14 ноября.

Согласно этому постановлению, ставки платы за заготовку древесины, утвержденные постановлением Правительства РФ от 22 мая 2007 г. №310, в 2018 году будут применяться с коэффициентом 2,17, в 2019 году - с коэффициентом 2,38 и в 2020 году - с коэффициентом 2,62 (это означает увеличение ставок в 2018 году по сравнению с нынешнем уровнем на 44%).

Ставки платы за остальные виды лесных ресурсов будут применяться в 2018 году с коэффициентом 1,57, в 2019 - с коэффициентом 1,89, и в 2020 - 2,26 (это означает увеличение ставок в 2018 году по сравнению с нынешним уровнем на 20%). При этом по ставкам платы за использование лесов для охотничьего хозяйства готовится отдельное решение, которое, возможно, будет принято до конца текущего года.

Коэффициенты установлены примерно такие, чтобы при существующей системе финансирования лесного хозяйства сделать его безубыточным для федерального бюджета.

Такое повышение ставок платы за пользование лесными ресурсами было бы абсолютно разумным и правильным, если бы все лесопользователи находились в равных или хотя бы близких условиях с точки зрения формирования платы за пользование лесными участками, считает источник информации - Лесной форум Гринпис России. Однако в реальности условия у всех разные: кто-то получил свой лесной участок в результате реальных торгов по хотя бы условно-рыночным (на время торгов) ценам, кто-то - по минимальной аукционной цене как единственный участник аукциона (причем в разных регионах с разными повышающими коэффициентами или без таковых), а кто-то и вовсе за половину минимальной ставки как оператор приоритетного инвестпроекта; кто-то получил аренду в результате торгов недавно, а кто-то - давно, и пережил уже несколько этапов индексации платежей. Из-за этого разнообразия повышение минимальных ставок на одну величину может привести к совершенно разным последствиям для разных лесопользователей. Кроме того, повышение старых (восьмилетней давности) ставок на единый для всей страны коэффициент не отражает разницу в экономической ситуации в разных регионах страны и в том, как эта ситуация менялась за последние годы. В реальности возможности правительства повышать платежи за лесопользование путем простой индексации минимальных ставок уже исчерпаны - необходим более серьезный пересмотр всей системы формирования ставок платы за лесопользование при аренде лесных участков.

Как бы то ни было, решение принято, и с 1 января 2018 года новые ставки вступят в силу (а само постановление вступит в силу уже 22 ноября).

koreada.ru - Про автомобили - Информационный портал