Раздаточный материал на уроках биологии. Изготовление наглядных пособий по биологии Индивидуальный план работы над темой

Задания для учащихся по теме «Пищеварение» Карточка №1: Значение пищи и ее состав. Органы пищеварения. 1. Какие функции выполняют органы пищеварения? Перечислите органы пищеварительного канала и укажите связанные с ними пищеварительные железы. 2. В чем суть пищеварения и почему оно необходимо? Дайте определение пищеварению. 3. Перечислите продукты питания и питательные вещества. Почему в нашем рационе должны присутствовать продукты питания как растительного, так и животного происхождения? 4. Перечислите продукты, богатые белками, жирами и углеводами, минеральными солями и витаминами. Каково значение этих веществ в рационе человека? Карточка №2: Пищеварение в ротовой полости. 1. Как подразделяются зубы по строению и функции? Почему происходит смена зубов? Каково строение зуба? 2. Что такое кариес? Каковы причины возникновения кариеса? Расскажите о правилах ухода за зубами. 3. Какие железы находятся в ротовой полости, и каковы их функции? Назовите функции слюны и ее состав. 4. При каком условии осуществляется глотательное движение, какова роль надгортанного хряща? 5. Какова роль языка в процессе пищеварения? Карточка №3.Пищеварение в желудке и кишечнике. 1. Как устроен желудок? Из каких слоев состоит стенка желудка, и какую функцию они выполняют? 2. Какой состав имеет желудочный сок? Какие вещества расщепляют ферменты в желудке, и до какого уровня? Каково значение соляной кислоты? 3. Какое строение и функции имеет тонкий кишечник? Какие вещества подвергаются расщеплению ферментами поджелудочного сока и кишечного? 4. В чем заключается роль печени? Куда впадает желчный проток и каково значение желчи? 5. В чем заключается значение толстой кишки? Какое значение имеет клетчатка в перистальтике кишечника? Карточка №4.Регуляция пищеварения. 1. Какие системы регулируют пищеварение? Почему оно осуществляется в разных отделах пищеварительного тракта согласованно? 2. Приведите примеры рефлекторной и гуморальной регуляций органов пищеварения. 3. Как объяснить физиологию пищеварения с позиций учения ПАВЛОВА И.П.? 4. Разберите по схеме (рис. 68, Драгомилов А. Г., Маш Р. Д.) дуги а) пищевого безусловного рефлекса; б) условного слюноотделительного рефлекса; в)безусловного ориентировочного рефлекса на свет лампочки; г)уже выработанного условно-рефлекторного слюноотделительного рефлекса; д.) угасания условного рефлекса при неподкреплении этого рефлекса пищей; е) безусловного торможения. Карточка №5.Заболевания органов пищеварения. 1. Перечислите современные методы исследования пищеварительного тракта и охарактеризуйте их. 2. Назовите признаки отравления. Что следует предпринимать при их появлении? 3. Назовите причины и методы профилактики глистных и инфекционных заболеваний. 4. Как предупредить нарушение обмена веществ (дистрофия, ожирение, истощение)? Назовите правила правильного питания. 5. Как влияет алкоголизм на работу пищеварительной системы? Карточка №6. Тест (выполняется по вариантам). Тест рассчитан на 5-7 минут. Поэтому количество вопросов в тесте не должно быть большим. 1 вариант. Выберите правильный вариант. 1)Белки перевариваются…     в ротовой полости; только в желудке; в желудке и 12перстной кишке; только в 12перстной кишке. 2)Какие вещества расщепляются ферментом птиалином?    белки; жиры; углеводы. 3)В каком отделе пищеварительного тракта всасывается основная масса воды?     желудок; тонкий кишечник; толстый кишечник; прямая кишка. 4)В какой среде наиболее активен фермент липаза?    в нейтральной; в кислой; в щелочной. 5) Какие органические вещества синтезируются в эпителии кишечника и всасываются в лимфатическую систему?   глюкоза; аминокислоты;  жиры. 6)Где вырабатывается желчь?     в тонком кишечнике; в поджелудочной железе; в желудке; в печени. 2 вариант. Дополните утверждения. 1. Хлеб, молоко, овощи, фрукты относятся к …, а белки, жиры, углеводы - к … 2. Пищевые белки, жиры, углеводы не могут быть сразу усвоенными организмом изза … реакции. 3. Крахмал ферментами слюны разлагается до … Белок ферментами желудочного сока (пепсином) и поджелудочной железы разлагается до… 4. Коронка зуба покрыта …, под ней расположен …, а внутри зуба находится … 5. Печень в 12перстную кишку выделяет …, ее избыток запасается в … 6. В плохо переваренном и прожаренном мясе могут оказаться живыми …, если мясо не проходило досмотр ветеринарной службы.

Средства обучения биологии


Основные Вспомогательные


Реальные Знаковые Вербальные ТСО ЛО

Живые Объемные Слово, учебник Статичные Реактивы

Неживые Рисованные Тесты, инструкции Динамичные Инструменты

Натуральные пособия. Натуральными живыми пособиями служат специально подобранные растения (комнатные, принесенные со школьного участка или с экскурсии),животные в аквариумах, инсектариях, террариумах и клетках в уголке живой природы.

К натуральным препарированным пособиям относятся гербарии, влажные препараты, микропрепараты, коллекции, скелеты позвоночных животных и отдельные их части, чучела.

Демонстрации живых растений и животных требует заблаговременной их подготовки. Выбор этих объектов определяется программой, местными условиями и требованиями по охране природы. Кроме сбора объектов в природе, растения можно специально высеять на участке.

Влажные препараты часто теряют естественную окраску и в таком случае их используют на уроке в сочетании с другими пособиями, отображающими естественную окраску этих объектов и их местоположение в целостном организме.

Микропрепараты не заменимы в познании клеточного строения организмов, а также микроскопически малых природных объектов. Микропрепараты есть постоянные (фабричные) и временные, приготовленные учителем для урока или на уроке самими школьниками. Учитель при работе с микропрепаратами должен предупредить детей о том, цвет не является естественным (микропрепараты окрашиваются).

На уроках биологии часто используют коллекции, которые представляют монтаж натуральных объектов, объединенных определенной тематикой (коллекция плодов и семян, представители отрядов насекомых). Такие коллекции называются морфологическими. Их используют для сравнения объектов. Для изучения роль живых организмов в природе существуют другие учебные коллекции: «Насекомые – вредители сада и огорода», «Насекомые – опылители луговых растений». Также есть общебиологические коллекции, например, «Развитие тутового шелкопряда», «Развитие майского жука», «Защитные приспособления у животных». Технологические коллекции демонстрируют продукты, получаемые из природных материалов, например, «Каменный уголь и продукты его переработки», «Зерновые культуры и крупы, получаемые из них».

Очень важно соблюдать правила хранения натуральных средств обучения. Чучела животных необходимо содержать в особых коробках или застекленных шкафах (практика использования чучел животных для украшения кабинетов не считается удачной). Влажные препараты хранятся в закрытых шкафах и систематически проверяются на герметичность. Коллекции и микропрепараты хранятся в специальных коробках.

Изобразительные пособия. К ним относятся объемные – муляжи и модели; рисованные – таблицы, географические карты, репродукции картин, портреты ученых, дидактический раздаточный материал.

Муляжи – это пособия, которые точно копируют натуральные объекты. Они показывают форму, размеры, окраску природных объектов (набор плодов гибридных и полиплоидных растений; плодовые тела шляпочных грибов).

Модели являются изображениями натуральных объектов, но они не копируют объект, а представляют его самые главные свойства в схематизированном виде. Модели могут быть плоскостные (модель работы клапанов сердца) и объемные (модель сердца), статические (модель строения цветка) и динамические (магнитные модели «Биосинтез белков», «Цикл размножения мха»).

Наиболее часто в обучении биологии используются таблицы. Они могут быть рельефными и печатными. Рельефные таблицы представляют барельефы из пластика. Неглубоким рельефом выделены контуры организма, системы органов, части органа. Такие таблицы долговечны, легко моются, но для их хранения нужно значительно больше места.

Из вербальных средств на уроках биологии часто используют дидактический материал. Этот вид учебного оборудования представляет собой печатное пособие, по которому учащиеся самостоятельно выполняют задания преподавателя. Многие издательства выпускают специальные пособия, содержащие разного рода карточки-задания. Карточки-задания, различные тесты, рабочие тетради помогают учителю осуществить дифференцированный подход в обучении на уроках биологии.

Раздаточный материал

Биология греч. bios жизнь + logos слово, учение

(от био... и ...логия ), совокупность наук о живой природе, учение об организации и жизнедеятельности животных и растений.-Биологические науки: зоология, ботаника, анатомия, гистология, эмбриология, физиология и др

Предмет изучения Б. - все проявления жизни: строение и функции живых существ и их природных сообществ, их распространение, происхождение и развитие, связи друг с другом и с неживой природой.

Задачи Б. состоят в изучении всех биологических закономерностей, раскрытии сущности жизни и её проявлений с целью познания и управления ими. Термин "Б." предложен в 1802 независимо друг от друга двумя учёными - французом Ж. Б. Ламарком и немцем Г. Р. Тревиранусом. По другим данным термин "биология" в 1800 г. ввёл немецкий анатом и физиолог Карл Фридрих Бурдах (Burdach Karl Friedrich, 1776-1847

В первой трети 19 в. в русском языке чаще использовалось слово "жизнесловие" (буквальный перевод - калька - термина Ламарка), хотя спорадически употреблялись слова, производные от "биология" (например, "биологический" в 1812 г.). Окончательно слово "биология" вошло в русский язык к 1834.

Основные методы Б .: наблюдение , позволяющее описать биологическое явление; сравнение , дающее возможность найти закономерности, общие для разных явлений (например, особей одного вида, разных видов или для всех живых существ); эксперимент , или опыт , в ходе которого исследователь искусственно создаёт ситуацию, помогающую выявить глубже лежащие свойства биологических объектов; наконец, исторический метод, позволяющий на основе данных о современном органическом мире и его прошлом познавать процессы развития живой природы. В современной Б. между этими основными методами исследования нельзя провести строгой границы; когда-то оправданное разделение Б. на описательный и экспериментальный разделы теперь утратило своё значение.

Б. тесно связана со многими науками и с практической деятельностью человека.

Некоторые разделы БИОЛОГИИ

Система биологических наук чрезвычайно многопланова, что обусловлено как многообразием проявлений жизни, так и разнообразием форм, методов и целей исследования живых объектов, изучением живого на разных уровнях его организации. Всё это определяет условность любой системы биологических наук. Одними из первых в Б. сложились науки о животных - зоология и растениях - ботаника , а также анатомия и физиология человека - основа медицины . Другие крупные разделы Б., выделяемые по объектам исследования, - микробиология - наука о микроорганизмах, гидробиология - наука об организмах, населяющих водную среду, и т.д. Внутри Б. сформировались более узкие дисциплины; в пределах зоологии - изучающие млекопитающих - териология , птиц - орнитология , пресмыкающихся и земноводных - герпетология , рыб и рыбообразных - ихтиология , насекомых - энтомология , клещей - акарология , моллюсков - малакология , простейших - протозоология ;внутри ботаники - изучающие водоросли - альгология, грибы - микология , лишайники - лихенология, мхи - бриология, деревья и кустарники - дендрология и т.д. Подразделение дисциплин иногда идёт ещё глубже.


ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Выясните что изучает…

Ботаника

Зоология

Орнитология

Ихтиология

Энтомология

Дендрология….

Активный раздаточный материал к уроку биологии "Увеличительные приборы" 6 класс

Активный раздаточный материал предназначен для самостоятельного изучения темы учащимися 6 класса. Может быть использован на любом этапе урока. Призван оказать методическую помощь учителям биологии работающих в 6 классах общеобразовательных школ.

Цель : самостоятельное изучение учащимися темы « увеличительные приборы»
Задачи: познакомить учащихся с увеличительными приборами, историей их открытия, правилами работы, усвоение знаний последовательности приготовления микропрепарата;
Развитие умений самостоятельно добывать знания, логически мыслить, привитие интереса к предмету;
Воспитывать бережное отношение к учебному оборудованию.

1.Прочитай загадку,о чем идет речь?
Если в ту трубу смотреть,
Можно много разглядеть:
Что не видно просто глазом,
Нам труба покажет сразу.
Глаз один закрой! И вот -
Все«убольшит».........(микроскоп)

2. Рассмотри увеличительные приборы (рисунок 7 учебника стр 25) , какие из них ты знаешь?

История открытия
Сегодня трудно вообразить профессора без микроскопа. Микроскоп в современное время активно используют профессора медицины, биологии, материаловедения, геологии. Микроскоп - величайшее изобретение, без которого невозможно поставить даже правильный диагноз, контролировать лечение, разрабатывать новые лекарственные препараты и делать научные открытия.
Приблизительно в то же время, когда началось исследование космоса с помощью телескопов, были сделаны первые попытки раскрыть с помощью линз тайны микромира.
Более совершенным инструментом для наблюдения микроскопических предметов является простой микроскоп. Когда появились эти приборы, в точности неизвестно. В самом начале XVII века несколько таких микроскопов изготовил очковый мастер Захария Янсен из Миддельбурга. В сочинении А. Кирхера, вышедшем в 1646 году, содержится описание простейшего микроскопа, названного им "блошиным стеклом". Он состоял из лупы, вделанной в медную основу, на которой укрепляли предметный столик, служивший для помещения рассматриваемого объекта; внизу находилось плоское или вогнутое зеркало, отражающее солнечные лучи на предмет и таким образом освещающее его снизу. Лупу передвигали посредством винта к предметному столику, пока изображение не становилось отчетливым и ясным. Первые выдающиеся открытия были сделаны как раз с помощью простого микроскопа. В середине XVII века блестящих успехов добился голландский естествоиспытатель Антони ван Левенгук. В течение многих лет Левенгук совершенствовался в изготовлении крохотных (иногда меньше 1 мм в диаметре) двояковыпуклых линзочек, которые он изготавливал из маленького стеклянного шарика, в свою очередь получавшегося в результате расплавления стеклянной палочки в пламени. Затем этот стеклянный шарик подвергался шлифовке на примитивном шлифовальном станке. На протяжении своей жизни Левенгук изготовил не менее 400 подобных микроскопов

3.рассмотри изображение микроскопа,отгадай загадки, подпиши его части.

1. Что простым не видно глазом,
В микроскопе видно сразу.
Клетку не одну, бывает, пару
Глаз приближая к… .

2. Лучик света направляет,
Препарат им освещает …

3. Держат на столике препарат
Двое крепеньких ребят …..

4. Они в движение приводят,
Столик или тубус водят …..

5. Тубус, зеркало, винты, предметный столик, объектив
Соединяет это вместе всё … .

4. Прочитай правила работы с микроскопом и запомни.
Для работы с микроскопом необходим хороший источник света. При естественном освещении рекомендуется работать у окон, обращенных на север. Микроскоп берут за среднюю часть тубусодержателя и ставят на стол, протирают мягкой салфеткой окуляр и объектив, ставят объектив на малое увеличение и при помощи зеркала направляют свет так, чтобы он попал через отверстие столика в тубус микроскопа. Изучаемый материал должен быть тонким, чтобы свет проходил сквозь него, иначе в микроскоп будут видны только контуры препарата. В окуляр смотрят поочередно одним глазом, затем другим, так как глаза быстро устают. Вначале препарат рассматривают при малом увеличении. Не глядя в окуляр, при помощи винта к предметному стеклу приближают объектив приблизительно на 0,5 см, затем смотрят в окуляр, поднимают тубус микроскопа до появления изображения препарата и, слегка вращая винт вправо и влево, устанавливают тубус так, чтобы получилось отчетливое изображение. Если надо рассмотреть, материал при большом увеличении, то, не глядя в окуляр, медленно поднимают тубус микроскопа винтом. Легко поворачивая микровинт получают отчетливое изображение препаратаПри работе с микроскопом следует сидеть удобно, не нагибаясь близко к окуляру. Во время работы надо следить за состоянием объективов не допуская попадания жидкости на линзу объектива. Нельзя прикасаться пальцами к поверхности линз, так как при этом остаются жирные следы, мешающие четкому изображению. После окончания работы поднимают тубус высоко вверх и только после этого снимают препарат со столика. При выполнении указанных правил устраняется опасность испортить объектив и раздавить стекло.

5. Запиши названия предметов, необходимых для работы с микроскопом
соответственно цифрам(покровное стекло, предметное стекло, пипетка, пинцет, микропрепарат, препаровальная игла, вода)(рисунок 8 страница 26 учебника)
Невероятные факты.
- Телескоп Хаббл, по сути, это робот-телескоп, который находится на внешнем краю атмосферы, и движется по орбите вокруг нашей планеты, Космический телескоп назван в честь Эдвина Хаббла, является совместным проектом НАСА и Европейского космического агентства, и был запущен 24 апреля 1990 года. Одна из самых сложных камер телескопа смогла создать мозаику неба, состоящую из 10 000 галактик.
Хаббл помог обнаружить миллион новых объектов. Человек может видеть невооруженным глазом примерно 6000 звезд.
Каждые 90 минут Хаббл проходит вокруг Земли. Расстояние, которое он преодолел, составляет около 3000 млн км, это больше, чем расстояние до Нептуна.
- За наличие на планете таких организмов, как микробы и бактерии, мы должны сказать "спасибо" именно микроскопу. Если бы ученные не разглядели их под микроскопом, мы могли бы до сих пор болеть неизвестными заболеваниями и находиться в недоумении того, как и чем это лечить.
Спасибо за работу на уроке!

koreada.ru - Про автомобили - Информационный портал