Методические рекомендации по проведению логопедического обследования детей, имеющих ограниченные возможности здоровья. С ограниченными возможностями здоровья в пмпк Просмотр содержимого документа «Логопедическое сопровождение обучающихся с ОВЗ в условиях

С ХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ: I. Цель (жалобы родителей и ребенка). II. Ознакомление с педагогической документацией. III. Выяснение акушиерского анамнеза и анамнеза развития ребенка (моторного,речевого,психического). Особое внимание обращают на: предречевые вокализации (гуканье, гуляние); появление и характер лепетной речи, первых слов, фраз; качество первых слов, фраз (наличие нарушиений слоговой структуры, аграмматизмы, неправильное звукопроизношение).


IV. Объективное исследование ребенка. 1. Установление эмоционального контакта с ребенком, создание правильного отношения к обследованию: выявление интересов ребенка, его любимых занятий, игр, особенностей представления об окружающем. 2. Исследование невербальных функций: изучение психомоторики, тесты Озерецкого (пересчет пальцев, проба на пальцевой гнозис по подражанию, по словесной инструкции), наличие персевераций, застревания, соскальзывания, выраженной замедленности. 3. Сукцессивные способности: повтор цифрового ряда в прямом и обратном порядке, звуковых рядов по ритму, рядов по сенсорным эталонам. 4. Исследование предметного гнозиса (по контуру, по пунктиру, на зашумленном фоне, с недостающими элементами). 5. Исследование буквенного гнозиса и праксиса (по контуру, по пунктиру, на зашумленном фоне, с недостающими элементами).


6. Исследование мышления (расклад серии сюжетных картинок, выявление причинно-следственных связей, определение уровня смысловой целостности рассказа). 7. Исследование импрессивной речи: понимание связной речи; понимание предложений: понимание различных грамматических форм (предложно-падежных конструкций, дифференциация единственного и множественного числа существительных, глаголов, дифференциация глаголов с различными приставками и т. п.); понимание слов (противоположных по значению). 8. Исследование фонематических процессов. а) Фонематический анализ: выделение звука на фоне слова; выделение звука из слова; определение места звука в слове по отношению к другим звукам; определение количества звуков в слове; дифференциация звуков по противопоставлениям (звонкость-глухость, мягкость-твердость, свистящие-шипящие и т. п.). б) Фонематический синтез: составление слов из последовательно данных звуков; составление слов из звуков, данных в нарушиенной последовательности. в) Фонематические представления: придумать слово на определенный звук.


9. Исследование экспрессивной речи. а) Строение и подвижность артикуляционного аппарата, исследование орального праксиса. Отметить параметры движений: тонус; активность; объем движения; точность выполнения; длительность; замена одного движения другим; добавочные и лишние движения (синкинезии). б) Состояние звукопроизношения: изолированный вариант; в слогах: открытых, закрытых, со стечением согласных; в словах; в речи; произношение слов различной слоговой структуры.


Отмечается сокращение числа слогов, упрощение слогов, уподобление слогов, перестановка слогов. в) Исследование словарного состава языка: самостоятельное дополнение ребенком тематического ряда; подбор синонимов, антонимов, родственных слов; выявление общих категориальных названий. Отметить: соответствие словаря возрастной норме; наличие в словаре глаголов, наречий, прилагательных, местоимений, существительных; точность употребления слов. При моторной алалии отметить разницу между активным и пассивным словарем.


Г) Обследование грамматического строя речи. Отметить: характер употребляемых предложений (однословные, двусложные и более); характер употребления предложно-падежных конструкций; состояние функции словоизменения: преобразование единственного числа существительных во множественное в именительном падеже; образование формы родительного надежа существительных в единственном и множественном числе; согласование с числительными; состояние функции словообразования: образование существительных с помощью уменьшительно- ласкательных суффиксов; образование прилагательных (относительных, качественных, притяжательных); образование названий детенышей животных; образование глаголов с помощью приставок.


10. Состояние связной речи (воспроизведение знакомой сказки, составление рассказа по серии сюжетных картинок и др.). Отметить: логическую последовательность в изложении событий; характер аграмматизма; особенности словаря. 11. Исследование динамических характеристик речи (темп, интонационная выразительность; наличие скандированной речи; запинки, спотыкание, заикание). 12. Особенности голоса; громкий, тихий, слабый, сиплый, хриплый.


V. Состояние письменной речи. 1. Состояние навыка письма: проанализировать представленные письменные работы в школьных тетрадях; выявить навыки звукового анализа и синтеза: отметить особенности звукового анализа и синтеза; отметить особенности слухо-речевой памяти; проверить слуховую дифференциацию фонем; состояние динамического праксиса; определить ведущую руку (пробы А. Р. Лурия на леворукость и скрытое левшество); проанализировать разные виды письменной деятельности (списывание, диктант, самостоятельное письмо); отметить особенности почерка; отметить характер демографических и орфографических ошибок.


2. Состояние навыка чтения: умение правильно показать печатные и прописные буквы; способность правильно называть буквы; чтение слогов, слов, предложений, текста. Отметить характер ошибок (замены, искажения, пропуски, перестановки букв, семантические замены); отметить характер чтения (побуквенное, послоговое, слитное, выразительное); выявить понимание прочитанного; отметить отношение ребенка к чтению (любит или не любит самостоятельно читать). VI. Логопедическое заключение (речевой диагноз: степень и характер нарушиения устной и письменной речи). VII. Рекомендации.


Необходимые материалы для логопедического обследования. I. Материал для исследования фонетической стороны речи. Предметные картинки, содержащие звук в разном положении в слове (в начале, в середине, в конце). Речевой материал (слова, словосочетания, предложения, тексты, содержащие различные звуки). II. Материал для исследования фонематической стороны речи. Картинки и речевой материал для определения способности дифференцировать звуки по противопоставлениям: звонкость-глухость, твердость-мягкость, свистящие-шипящие и т. д.). Материал для исследования лексики и грамматического строя речи. Предметные ми сюжетные картинки по лексическим темам. Картинки с изображением действий. Картинки с изображением разного количества предметов (стол – столы, диван - диваны и т. д.). Картинки с изображением однородных предметов, отличающихся по какому-либо признаку (величина, высота, ширина и т. д.).


IV. Материал для исследования состояния связной речи. Сюжетные картинки. Серии сюжетных картинок (2,3,4,5) для разных возрастных групп. V. Материал для исследования языкового анализа и синтеза. Речевой материал (предложения, слова различной звуко-слоговой структуры). Предметные и сюжетные картинки. VI. Материал для исследования состояния письменной речи. Тексты для чтения (различной сложности). Слоговые таблицы. Буквы. Тексты диктантов и изложений. Печатные и рукописные тексты для списывания.


Образец заключения по результатам логопедического обследования. На комиссии Данис Р., ученик третьего класса массовой школы с трудностями в обучении и общении в сопровождении отца по направлению администрации школы.Мальчик не справляется с программой по русскому языку, чтению и математике, не складываются отношения со сверстниками и учителями, нет желания ходить в школу. Из анамнеза. Мальчик от III беременности, протекавшей с угрозой прерывания. Во время беременности – кислородная недостаточность средней степени. Роды II, на сроке 7 месяцев, вес – 2120, рост – 44 см. Состояние с рождения тяжелое. Рос и развивался с задержкой. Ходит с 2 лет. Первые слова появились к 1,5 годам, фразовая речь – с 3 лет. В 2 года перенес черепно-мозговую травму. Обследовался в больнице, получал противосудорожное лечение. Детский сад не посещал. До школы проводилась коррекция звукопроизношения в условиях поликлиники. На момент поступления в школу читал слова, считал в пределах 10, знал цифры, писал печатными буквами. Трудности в обучении начались во II полугодии 1-го класса. В настоящее время материал по русскому языку, чтению, математике не усвоен, на уроках не работает.


Во время обследования. Мальчик не общительный. Речь фразовая. Словарный запас беден. Производит элементарные обобщения («овощи», «посуда», «фрукты», «мебель», транспорт – «машины», «домашние животные», дикие животные – «лесные, горные, живут в Африке», домашние птицы – «животные»). Подбирает простые антонимы, не всегда точно используя слова (широкий – «маленький»). Затрудняется в подборе синонимов, однокоренных слов. Рассказ по серии сюжетных картинок составил самостоятельно, фразы распространенные, причинно-следственные отношения устанавливаются с помощью логопеда. В речи чаще употребляет глаголы, существительные, местоимения, реже – прилагательные и наречия.


Практическими способами словообразования и словоизменения владеет недостаточно. Допускает ошибки при преобразовании единственного числа существительных во множественное в именительном падеже (ухо – «ухи», стул – «столы», пень – «пени» и т. п.), при образовании формы родительного падежа существительных в единственном и множественном числе (ухо – «уши», окно – «окно в», перо – «перов» и т. п.), при образовании названий детенышей животных («лошадки», «овечки» и т. п.). Звукопроизношение без дефектов. Слоговая структура слов сохранна. Фонематические процессы сформированы недостаточно. Слабо дифференцирует оппозиционные фонемы (т-д, к-г, п-б, с-з). Затрудняется придумать слово на заданный звук. Звуки на фоне слова выделяет, допускает ошибки при определении количества звуков в слове и места звука по отношению к другим звукам. Синтезирует слова из 5–6 звуков.


В письменных работах много орфографических и специфических ошибок: замены букв по акустическому (с-ц, к-х и др.) и оптическому сходству (п-т, б-д, и-у), пропуск гласных и согласных букв, аграмматизмы. Программа по русскому языку усвоена слабо, затрудняется в объяснении орфограмм. Читает целыми словами, в трудных случаях – по слогам, в очень быстром темпе, монотонно, с большим количеством ошибок. При более медленном чтении ошибок нет. Прочитанное понимает, пересказ затруднен, только при помощи вопросов. У мальчика слабая речеслуховая память. Зрительно-пространственные представления сформированы недостаточно. Затрудняется определить левую и правую стороны.




Рекомендуемая литература: Волкова Г. А. Психолого-логопедическое исследование детей с нарушиениями речи. - СПб., Воронова A.M. Нарушиение письма у детей: Методические рекомендации. - СПб., Грибанова Г.В. Руководство по организации деятельности психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК) // Дефектология, 2001, 6, - с Садовникова И.Н. Нарушиение письменной речи и их преодоление у младших школьников. - М., 1995 Шипицына Л.М. Психолого-педагогическое сопровождение детей с проблемами в развитии. - СПб., Логопедическое обследование ребёнка. / Сост. С.Е. Большакова. - М., 1987

  • Первичное логопедическое обследование (проводится с 1 по 15 сентября) позволяет судить об уровне речевого развития ребенка с ОВЗ, о сформированности коммуникативных и регулятивных универсальных действий и сформулировать основные направления, содержание и методы коррекционно-логопедической работы с детьми с ОВЗ.
  • Промежуточное логопедическое обследование предусматривается в процессе оказания логопедической помощи, позволяющее скорректировать имеющуюся индивидуально-ориентированную программу коррекционно-логопедического воздействия и акцентировать внимание на наиболее стойких проблемах речевого развития ребенка (как в устной, так и в письменной речи).

    Итоговая диагностика представляет собой углубленное логопедическое обследование, охватывающее все компоненты речевой системы и выявляющее сформированность всех видов универсальных учебных действий.

Работы учителя-логопеда включает в себя реализацию коррекционно-развивающих программ с учетом возраста и особенностей развития обучающихся, структуры дефекта, а так же оказание помощи педагогическому коллективу в индивидуализации развития, обучения и воспитания ребенка с ОВЗ.

    Выбор оптимальных для развития ребенка с ОВЗ коррекционных
    программ, методик и приемов обучения в соответствии с его особыми
    образовательными потребностями;

    Организация и проведение индивидуальных и групповых занятия по
    коррекции нарушений устной и письменной речи, а также развитию
    коммуникативных навыков детей с ОВЗ.

Организационно-методическое направление работы учителя-логопеда заключается:

    В разработке индивидуально-ориентированных коррекционно-развивающих программ.

    В помощи в составлении адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ.

    В подборе дидактических и методических материалов.

    В ведении документации.

Консультативно-просветительское направление работы включает:
· Консультирование семьи по вопросам речевого развития и коммуникации детей с ОВЗ, формирования
психолого-педагогической компетентности родителей (или законных
представителей) детей с ОВЗ, задействованных в инклюзивном процессе,
по вопросам онтогенеза устной и письменной речи, проявлений нарушений
речевой системы, подбора простейших приемов логопедической работы по
коррекции речевых нарушений у детей;

· консультирование педагогов и других участников образовательного
процесса по вопросам речевого онтогенеза и дизонтогенеза, создания
речевой развивающей среды, возникающим проблемам, связанным с
развитием обучением и воспитанием ребенка с ОВЗ в процессе реализации
инклюзивной практики.

Заключается в своевременном предупреждении у ребенка с ОВЗ возможных вторичных речевых нарушений, создании условий для их полноценного речевого развития на каждом уровне общего образования.

Для работы с детьми с ОВЗ в школе есть специализированный программно-технический комплекс.

    Специализированный программно-технический комплекс для обучающихся с ОВЗ (моноблок - ПК);

    Портативное устройство для чтения книг (для незрячих и слабовидящих) - представляет собой складную камеру, подключающуюся к компьютеру. Воспроизводит речью любой текстовый материал. Читающая машина может сканировать 20 страниц в минуту. Можно контролировать темп голосового воспроизведения, задав определённую скорость;
    изменить настройки для чтения на иностранных языках.

    Видеоувеличитель (дляслабовидящих) - подключив к компьютеру, увеличивает текст до необходимого для прочтения размера.

    Клавиатура с большими кнопками и разделяющей клавиши накладкой - съёмная накладка предотвращает одновременное нажатие 2-х клавиш.

    Беспроводной ресивер.

    Гарнитура (для слабослышащих) - контактные накладные наушники с микрофоном.

  1. Система звукового поля предназначена для совместного обучения учащихся с разными возможностями слуха . Динамики аудиоколонок мягко усиливают голос преподавателя, равномерно распространяют его по помещению.

Система позволяет передавать голос преподавателя учащимся с нарушениями слуха (непосредственно в слуховой аппарат, кохлеарный имплант или в наушники).У детей повышается внимание и успеваемость; развиваются навыки слушания; более интенсивное развитие собственной устной речи.

    Джойстик в комплекте с двумя выносными кнопками (для обучающихся с НОДА - с нарушениями опорно-двигательного аппарата) - выполняет функцию мыши. Кнопки справа и слева соответствуют правой и левой кнопкам обычной мыши. Верхняя кнопка выделяет текст или объект. Можно заменить встроенные кнопки выносными. Джойстик не требует навыков мелкой моторики; реагирует на легкие прикосновения пользователя с нарушением моторики.

    Выносная кнопка большая (для обучающихся с НОДА).

    Компьютерная программа для коррекции ОНР - игровые упражнения по коррекции всех компонентов речи: звукопроизношения, фонематических процессов, лексико-грамматического строя речи.

    Аппарат «Монолог» для коррекции заикания: в комплект входит аппарат со встроенным аккумулятором, гарнитура (наушники), зарядное устройство.

    Действие аппарата на речь заикающегося проявляется в снижении выраженности судорожных проявлений дефекта (меньше становится тонических и клонических судорог) благодаря следующим приёмам:

    Звукозаглушение собственной речи - выполняет роль отвлечения от речевого акта. В качестве заглушающего фона используется «Белый шум», акустически напоминающий шум прибоя.

  1. Звукоусиление - эффект наступает благодаря изменению громкости собственной речи.
  2. Метроном - метод ритмической стимуляции речи. Заикающимся предлагается читать и пересказывать текст под ритмические удары метронома. Исследования показали, что как только речь переходит на скандированное, метрическое произнесение, заикание проходит, так как все слова выравниваются по слоговой динамике.

Просмотр содержимого документа
«Логопедическое сопровождение обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования»

Логопедическое сопровождение

обучающихся с ОВЗ

в условиях

инклюзивного образования

Учитель-логопед МОУ «Увинская СОШ №4»

Вахрушева Татьяна Николаевна


Учитель-

Педагог-психолог

логопед

ПМПк

Социальный

педагог

Учитель

Медицинский работник


Цель деятельности учителя-логопеда – создание условий, способствующих выявлению и преодолению нарушений речевого развития, а также дальнейшему развитию устной и письменной речи, совершенствованию коммуникации обучающихся с ОВЗ для успешного усвоения академической составляющей образовательной программы.


Задачи:

1. Проведение логопедического обследования с целью определения структуры и степени выраженности речевого нарушения: установление логопедического заключения.

2. Разработка перспективного плана коррекционно-логопедической работы (индивидуальной программы развития) с детьми, нуждающимися в логопедической помощи.

3. Организация коррекционной работы по оказанию логопедической помощи ребенку с ОВЗ. Определение направлений, методов и приемов логопедической работы по коррекции нарушений речевого развития.


Задачи :

4. Комплектование групп для занятий с учетом психофизического состояния обучающихся с ОВЗ. Проведение индивидуальных и групповых занятий по коррекции нарушений устной и письменной речи обучающихся.

5. Участие в разработке адаптированных образовательных программ, методических рекомендаций по обучению детей с ОВЗ.

Определение разнообразных методов, форм и средств обучения в рамках государственного стандарта, повышающих усвоение учебного материала.

6. Проведение систематического изучения динамики речевого развития ребенка с ОВЗ в процессе освоения образовательной программы.


Задачи :

7. Взаимодействие со специалистами психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ и его семьей.

8. Разработка предложений по повышению эффективности диагностической, коррекционной работы. Обобщение и распространение наиболее эффективного опыта логопедической работы.

9. Обеспечение и контроль за соблюдением здоровьесберегающих условий обучения и воспитания детей с ОВЗ в общеобразовательной организации.


Задачи:

10. Консультативная работа по формированию психолого-педагогической компетентности по вопросам онтогенеза детской речи, проявлений вариантов дизонтогенеза; обучение родителей специализированным приема преодоления имеющихся расстройств устной речи и подбор комплексов коррекционно-развивающих упражнений, направленных на исправление недостатков письма и чтения, а также их профилактику.

11. Консультирование педагогических работников по использованию специальных методов и приемов оказания помощи ребенку с ОВЗ, имеющему речевые нарушения.


Направления деятельности учителя-логопеда:

2. Коррекционно-развивающее

1. Диагностическое

4.Консультативно-просветительское

3. Организационно-методическое

5.Профилактическое


Диагностическое направление работы:

1. Первичное логопедическое обследование - в первые две недели сентября (с 1 по 15 сентября)

2. Промежуточное логопедическое обследование - в процессе логопедической помощи ребенку с ОВЗ


Коррекционно-развивающее направление включает в себя реализацию коррекционно-развивающих программ с учетом возраста и особенностей развития обучающихся, структуры дефекта, а так же оказание помощи педагогическому коллективу в индивидуализации развития, обучения и воспитания ребенка с ОВЗ


Выбор оптимальных для развития ребенка с ОВЗ коррекционных программ, методик и приемов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями

Организация и проведение индивидуальных и групповых занятий по коррекции нарушений устной и письменной речи, а также развитию коммуникативных навыков детей с ОВЗ


Организационно-методическое направление:

Разработка индивидуально-ориентированных коррекционно-развивающих программ

Помощь в составлении адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ

Подбор дидактических и методических материалов

Ведение документации


Профилактическое направление деятельности заключается в своевременном предупреждении у ребенка с ОВЗ возможных вторичных речевых нарушений, создании условий для их полноценного речевого развития на каждом уровне общего образования


Специализированный программно-технический комплекс для обучающихся с ОВЗ в составе:

  • Специализированный программно-технический комплекс для обучающихся с ОВЗ (моноблок);
  • Портативное устройство для чтения книг (для незрячих и слабовидящих);
  • Видеоувеличитель (для слабовидящих);;
  • Клавиатура с большими кнопками и разделяющей клавиши накладкой;
  • Беспроводной ресивер;
  • Гарнитура (для глухих и слабослышащих);
  • Система звукового поля (для глухих и слабослышащих);
  • Компьютерный джойстик в комплекте с двумя выносными кнопками (для обучающихся с НОДА);
  • Выносная кнопка большая (для обучающихся с НОДА);
  • Компьютерная программа для коррекции ОНР;
  • Аппарат «Монолог» для коррекции заикания

Информационно-методическое обеспечение:

http://www.inclusive-edu.ru/ (сайт института проблем инклюзивного образования МГППУ)


Спасибо за

внимание!

Поведение взрослых, организующих воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, часто является определяющим в их дальнейшей судьбе. Именно от качества своевременного педагогического воздействия зависит вероятность компенсации нарушений в развитии, поведении, трудностей в обучении.

В специальной психологии, логопсихологии убедительно доказано, что становление психики детей происходит под влиянием речевого общения, обучения и воспитания. Специалистам психолого-медико-педагогических комиссий (далее – ПМПК) необходимо учитывать при оценке психоречевого развития детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – дети с ОВЗ) информацию от родителей (законных представителей), учителей, воспитателей об особенностях речевого развития, способах коммуникации, навыках взаимодействия с окружающими и др.

Поэтому при комплексном обследовании ребенка с ОВЗ в ПМПК значительная роль отводится качеству логопедического заключения для объективной интерпретации полученных результатов психолого-медико-педагогического обследования при составлении итогового заключения и рекомендаций к обучению.

Целью данных методических рекомендаций (далее – рекомендации) является определение подходов к организации обследования детей в ПМПК, основных параметров анализа результатов при составлении логопедических заключений и условий эффективного коррекционно-развивающего сопровождения в учебно-воспитательном процессе.

В рекомендациях представлены общие требования к структуре и содержанию логопедического обследования, рассмотрены вопросы дифференциальной диагностики сходных речевых нарушений, даны разъяснения к составлению педагогических характеристик на детей с ОВЗ, предложен список определений, сокращений в рамках профессиональных компетенций учителей-логопедов.

Методические рекомендации адресованы, прежде всего, учителям-логопедам, специалистам территориальных ПМПК, школьных консилиумов (далее – ПМПк), а также могут быть полезны руководителям школьных консилиумов, педагогам-психологам, воспитателям и учителям образовательных организаций, в которых обучаются дети с ОВЗ.

Сокращения, обозначения, определения

ОВЗ – ограниченные возможности здоровья;

ПМПК – психолого-медико-педагогическая комиссия;

ПМПк – психолого-медико-педагогический консилиум школы;

ДЦП – детский церебральный паралич;

МКБ-10 – Международная классификация болезней десятого пересмотра;



ВОЗ – Всемирная организация здравоохранения;

ВОС – Всероссийское общество слепых;

ВОГ – Всероссийское общество глухих;

РДА – ранний детский аутизм;

СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности;

ОНР – общее недоразвитие речи;

ФФНР – фонетико-фонематическое недоразвитие речи;

ИКТ – информационно-коммуникативные технологии;

ЛФК – лечебная физкультура;

ЗПР – задержки психического развития (термин специальной педагогики, медицинский диагноз – расстройство учебных навыков);

ЗУН – знания, умения, навыки;

Специальное (коррекционное) обучение осуществляется в рамках системы специального образования по следующим видам образовательных организаций:

I вид – для детей с тяжелыми нарушениями слуха (глухие дети);

II вид – для детей слабослышащих;

III вид – для детей с тяжелыми нарушениями зрения (слепые дети);

IV вид – для детей слабовидящих;

V вид – для детей с тяжелыми нарушениями речи;

VI вид – для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

VII вид – для детей с ЗПР или с расстройствами учебных навыков в соответствии с МКБ-10;

VIII вид – для детей с нарушениями интеллектуальной деятельности (умственно отсталые дети).

Коррекционное обучение – организация специального обучения, направленного на преодоление нарушений в развитии, формирование способов и средств получения знаний, умений, навыков, применения полученных знаний в практических действиях, жизненном опыте ребенка. Основная цель коррекционного обучения – формирование механизмов компенсации в учебной деятельности.

Коррекционное развитие – преодоление недостатков интеллектуального, эмоционального, личностного развития ребенка, препятствующего адаптации и обучению, совершенствование сохранных сенсорных и познавательных функций, с помощью которых обучающийся может осваивать образовательные программы.



Общее недоразвитие речи (ОНР) – логопедическое заключение на детей с сохранным интеллектом, слухом, зрением. Различают три уровня в зависимости от степени нарушений речи: I уровень (неговорящие дети), II уровень и III уровень. При общем недоразвитии речи нарушены языковые средства фонетико-фонематической и лексико-грамматической структуры речи.

Системное недоразвитие речи – квалифицируют у детей с нарушениями интеллекта, слуха и речи. Различают легкую, среднюю и тяжелую степени в зависимости от характера нарушений лексико-грамматических средств языка, мышления и личности в целом.

Общие требования к организации логопедического обследования де­тей с ограниченными возможностями здоровья в ПМПК

В соответствии с современным законодательством обращение в ПМПК ро­дителей (законных представителей) является добровольным, а качество доку­ментов, необходимых для работы комиссии зависит от организационной работы педагогических коллективов общеобразовательных организаций, в которых обучаются (воспитываются) дети, имеющие трудности в обучении и (или) нарушения в поведении.

Для направления детей в ПМПК необходимы достаточно аргументирован­ные основания. Согласно теории педагогической психологии обучение и воспитание определяются как двуединый процесс. С одной сто­роны, рассматриваются реакции ребенка на воздействие взрослого, а с другой стороны, педагогическая деятельность учителя (воспитателя), направленная на организацию, стимуляцию и управление развитием ребенка.

Несмотря на то, что обучение и воспитание выступают как специфические виды деятельности, они рассматриваются как совместная деятельность взрослого и ребенка, так как представляют собой ситуацию организованного общения.

Поэтому логопедическое обследование детей в ПМПК должно соответствовать определенным этапам организации обследования речи и лингвистическим параметрам оценивания ее развития.

В практике условно выделяют несколько этапов.

Этап подготовительный включает:

1. Подбор диагностического материала в соответствии с возрастными требованиями к уровню развития речи детей, особенностями индивидуального развития, ограниченными возможностями здоровья (необходимы невербальные и вербальные методики, специальный материал для обследования речи детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, др.).

2. Анализ психолого-педагогической документации (педагогические характеристики, заключения учителей-логопедов, педагогов-психологов образовательных организаций, других специалистов), медицинских заключений о состоянии здоровья ребенка, продукты самостоятельной деятельности (рабочие тетради, контрольные работы, рисунки, др.) в соответствии с основными задачами логопедического обследования.

3. Составление вопросов для беседы с ребенком, его родителями (законными представителями), представителями образовательных организаций в соответствии с компетенциями учителя-логопеда.

4. Постановку проблемы взаимодействия нарушений речи, поведения, обучения, общения, личностного развития ребенка.

5. Выбор методов обследования ребенка в соответствии с его особенностями общения, возможностями восприятия информации (учитывается состояние слуха, зрения, соматического здоровья, др.).

6. Определение линии (маршрута), тактических приемов логопедического обследования в соответствии с комплексным психолого-педагогическим обследованием.

7. Определение гипотезы (предварительного логопедического заключения) на основании проведенных консультаций со специалистами ПМПК, изучения работ ребенка, документации, беседы с родителями (законными представителями).

8. Подготовка бланка протокола обследования речи (в соответствии с компетенциями учителя-логопеда) для осуществления записи о нарушениях речи, типологических особенностях общения и поведения ребенка.

Этап логопедического обследования предусматривает реализацию способов и методов осуществления контакта с ребенком:

· способы сообщения заданий (невербальные, вербальные инструкции, показ, разъяснения, формы совместной деятельности, др.);

· возможность варьирования инструкций, краткость или развернутость фразы, предъявление заданий в полном объеме или по этапам, др.;

· достаточный самоконтроль речевых инструкций учителя-логопеда: четкость звукопроизношения, использование грамотных лексико-грамматических языковых средств, соблюдение правильной интонации (темп, громкость, выразительность, паузы, ударения, ритм, др.);

· осуществление помощи (виды, формы, объем, время);

· анализ результативности помощи;

· организация возможной самостоятельной деятельности ребенка.

Этап анализа результатов логопедического обследования в структуре психолого-педагогической диагностики включает:

1. Соответствие методов логопедического обследования задачам психолого-педагогического изучения деятельности ребенка.

2. Обоснованность возможной смены тактики и формы общения при обследовании ребенка с ограниченными возможностями здоровья с учетом тяжелых нарушений речи.

3. Определение первичности или вторичности нарушений речи и мышления. Формы взаимодействия учителя-логопеда с другими специалистами при обследовании ребенка и составлении итоговых заключений, оформлении протоколов, согласовании спорных и (или) конфликтных ситуаций.

4. Составление логопедического заключения, обоснованность предложений к рекомендациям по организации специального (коррекционного) обучения ребенка (формы и содержание логопедической помощи при коррекции нарушений речи).

Этап заключительный предполагает сообщение заключения, итоговую беседу с родителями (законными представителями) по вопросам согласования вида образовательной программы, организации коррекционных занятий с учителем-логопедом.

Этап консультаций предусматривает дополнительные разъяснения по результатам логопедического обследования по обращениям всех заинтересованных лиц.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Олонская средняя общеобразовательная школа

по проведению логопедического обследования детей,

имеющих ограниченные возможности здоровья

Составитель: Верхозина С.И.

учитель-логопед,

высшая квалифика-

с. Олонки, 2016г.

Методическая разработка предназначена для практикующих логопедов, учителей начальных классов, родителей, имеющих ребенка с ОВЗ.

Основу данной разработки составляет опыт практической работы учителя-логопеда Верхозиной С.И., методические рекомендации пособия Лалаевой Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М.: Просвещение, 1999; рекомендациями Л.О. Бакисовой. Система работы по развитию устной и письменной коммуникации у школьников с ОВЗ. Волгоград: Учитель, 2014.; Иншаковой О.Б. Альбом для логопеда: материал для логопедического обследования. Владос, 2008.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В настоящее время в стране при воздействии множества причин

возникает увеличение рождаемости детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Логопедическая работа в классах для детей, обучающихся по адаптированным общеобразовательным программам, занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития ребенка с ОВЗ.

Нарушения речи у умственно отсталых школьников являются очень распространенными и имеют стойкий характер. Эти речевые расстройства оказывают отрицательное влияние на психическое развитие умственно отсталого ребенка, эффективность его обучения. Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи данного контингента детей способствуют развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, социальной адаптации обучающихся коррекционной школы.

Нарушения речи у детей с нарушением интеллекта носят системный характер, они затрагивают как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую стороны речи. Поэтому логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую систему в целом, а не только на какой-то один изолированный дефект. Лалаева (1998) отмечает, что преобладающим в структуре речевых нарушений умственно отсталых детей является семантический дефект, и расстройства речи проявляются на фоне нарушения познавательной деятельности, аномального психического развития в целом.

В настоящее время нет единой утвержденной программы для обследования этих детей и работы с ними. В законе об образовании и рекомендациях ПМПК прописана необходимость медико-психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, одним из направлений которого является логопедическое сопровождение.

В 2016 году вступили в силу ФГОСы ОВЗ, в которых прописаны специальные условия обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями. Для многих детей важнейшим условием является помощь учителя-логопеда.

Ожидаемый результат от использования данных методи­ческих рекомендаций: обеспечение информационно-методическими ресурсами педагогов практиков, работающих с детьми, имеющими особые образовательные потребности.

Методические рекомендации по проведению логопедического обследования детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, показали свою эффективность в ходе многолетней работы. Подтверждением является сводная таблица по результатам работы с детьми с ОВЗ после данного обследования (данные комплексных программ работы). В основном наблюдается стабильная и положительная динамика. (Приложение 1).

Обследование речи должно охватывать все компоненты речи: произношение, темп, плавность речи, состояние понимания речи, словарь, грамматический строй, лексический запас, фонематическое восприятие, состояние связной речи, а также письменную речь.

Логопедическому обследованию предшествует заявление родителей на психолого-медико-педагогическое обследование и сопровождение. На каждого ребенка заводится речевая карта и карта речевого развития, в которой фиксируются не только различные компоненты речевой и психической деятельности, но и динамика развития ребенка в течение учебного года. (Приложение 2).

Данное обследование не ограничивается обследованием речи.

Вначале логопед изучает социальное развитие. По данным классного руководителя и социального педагога выясняется благоприятная или нет у ребенка социальная среда, как устанавливаются контакты со взрослыми и сверстниками. По опросам и личным наблюдениям выясняется состояние эмоциональной сферы.

Следующим критерием является двигательное развитие.

По опросу учителя физической культуры и собственным наблюдениям выявляется развитие общей моторики.

Важной составляющей являются функциональные возможности кистей и пальцев рук. В данном разделе определяются ведущая рука, глаз. Выполняется проба Хэда, чтобы выявить функциональные возможности работы полушарий головного мозга. Проводится динамическая организация движения пальцев. Также определяется состояние артикуляционной моторики. Определяются особенности движений нижней челюсти, губ, языка, мягкого неба по следующим параметрам: наличие или отсутствие движений; тонус (вялый, чрезмерно напряженный); активность движений (нормальная активность, заторможенность или расторможенность); объем движений (полный, неполный); точность (точное или неточное выполнение движений); длительность выполнения движений, т.е. способность удерживать органы артикуляционного аппарата в заданном положении в течение определенного времени. Также переключаемость движений (плавный или толчкообразный с лишними движениями переход); темп движений, замены одного - другим, наличие синкинезий, добавочных, лишних содружественных движений.

Необходимо обследовать возможность выполнения изолированных движений и их серий, движений по подражанию и словесной инструкции, спонтанных движений.

Следующим критерием является познавательное развитие. В ходе беседы логопед выясняет запас знаний и представлений об окружающем (различение цветов, простых геометрических форм, временные представления и элементарные социальные представления). Наблюдает за процессами внимания, восприятия, определяет познавательную активность ребенка. Выявляет уровень развития пространственных представлений (различение правой-левой сторон, расположение предметов вверху-внизу, сзади-спереди и др.)

Важнейшим критерием является исследование речевого развития.

Первоначально собирается краткий анамнез речевого развития. Проводится беседа с родителями или анкетирование. На ребенка заводится индивидуальная карточка. (Приложение 3).

Для обследования ребенка с ОВЗ необходимым является исследование понимания обращенной речи. К данному направлению относится: понимание предложно-падежных конструкций (Приложение 4), единственного и множественного числа различных частей речи (Приложение 5), понимание сложных грамматических конструкций (Приложение 6), слов-антонимов (Приложение 7), и др.

Словарный запас обследуется в том же порядке, что и у нормально развивающихся сверстников. Следует отметить соответствие словаря возрастной норме, наличие в словаре различных частей речи, точность употребления слов, наличие слов-обобщений (Приложение 8), подбор синонимов, антонимов (Приложение 7)

При исследовании грамматического строя речи выявляется характер употребляемых предложений; состояние функции словоизменения: преобразование единственного числа существительных во множественное в именительном падеже; образование формы родительного падежа существительных в единственном и множественном числе; согласование с числительными (Приложение 5). Состояние функции словообразования: образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов: образование прилагательных (относительных, качественных, притяжательных): образование названий детёнышей животных: образование глаголов с помощью приставок (Приложение 9).

Слоговая структура исследуется путём предъявления слов сложной слоговой структуры. (Приложение 10).

Состояние звукопроизношения выявляется при помощи предметных картинок, содержащих слова на различные звуки, находящиеся в разных позициях слова.

Фонематическое восприятие. Определение способности дифференцировать звуки по противопоставлениям: звонкость-глухость, твердость-мягкость, свистящие-шипящие, соноры. Детям предлагаются слоги и слова, содержащие дифференцируемые звуки. (Приложение 11 Б).

Исследование языкового анализа и синтеза осуществляется через анализ состава предложения, слогов, слов. Данное обследование проводится по методике Фотековой Т. А. (Приложение 12). Дополнительное исследование фонематического анализа и синтеза слов проводиться по картинкам. (Приложение 11 А).

В ходе исследование связной речи детям предлагается воспроизвести знакомую сказку, рассказ по серии сюжетных картин. (Приложение 13). Следует отметить логическую последовательность в изложении событий: характер аграмматизма, особенности словаря.

Если ребенок уже обучается в школе, то исследуются процессы чтения и письма.

Определяется характер чтения: слогов простых и со стечением согласных; слов - односложных, двусложных, многосложных; предложений и текстов разной сложности. Определяется понимание прочитанных слов, предложений, текста. Указывается способ чтения. Подбираются тексты разного уровня сложности. При отборе текстов учитывается их воспитательная и познавательная ценность. Тексты также пред­ставляют те типы высказываний, о которых дети получают сведения в школе: повествователь­ные, с элементами описания, с элементами рассуждения.

Определяется в каждом виде письменных работ количество и характер ошибок. Данную работу предлагается проводить в три этапа. Первый этап - в начале сентября - имеет целью выявить исходное состояние навыков письма и чтения. Второй этап - декабрь, его цель - проследить динамику. Третий этап проводится в мае с целью: проанализировать результаты обу­чения за год. По письму представлены два основных вида работ: письмо по слуху, списывание. Языковой материал подобран в соответствии с требованиями Адаптированной основной общеобразовательной программы для детей с нарушением интеллекта. (I вариант) (Приложение 14).

Логопедическое заключение включает в себя основной диагноз ребенка с ОВЗ (имеющего интеллектуальные нарушения) – системное недоразвитие речи, с указанием степени нарушения: легкая, средняя или тяжелая. Далее возможен клинический диагноз недоразвития устной речи (дизартрия, алалия и др.), а также степень и характер нарушения письменной речи (дисграфия и её вид). Логопедическое заключение может быть следующее: системное недоразвитие речи средней степени. Стертая форма псевдобульбарной дизартрии. Сложная форма дисграфии (акустическая дисграфия, дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза).

При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. следует помнить, что от правильного речевого обследования и постановки логопедического заключения зависит не только выбор логопедической программы, но и образовательного маршрута в целом.

ЛИТЕРАТУРА

    Аксёнова, А. К. Сборник диктантов для вспомогательной школы / А. К. Аксёнова. - М. : Про­свещение, 1968.

    Ефименкова, Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: кн. для логопедов / Л. Н. Ефименкова. - М. : Просвещение, 1991. - 224 с.

    Иншакова О. Б. Альбом для логопеда: материал для логопедического обследования.- Владос, 2008.-378с.

    Коррекция личности ребенка с проблемами в развитии на уроках чтения / А. А. Пахомова. С. И. Тихонова, И. А. Ильева. - СПб., 1995. - 107 с.

    Лалаева, Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах: кн. для логопеда / Р. И. Лалаева. - М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 1998. - 224 с.

    Лалаева, Р. И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников: учеб. по­собие / Р. И. Лалаева. - СПб. : Ленинздат -.Союз, 2000. - 224 с.

    Максимук, Н. Н. Сборник изложений по русскому языку: 2-4 кл. для шк. с рус. яз. обуче­ния: пособие для учителя / Н. Н. Максимук. -Минск: ПКИП «Асар», 1995. - 160 с.

    Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: учеб. пособие для студ. сред, пед. учеб. заведений / Т. В. Волосовец [и др.] ; под ред. Т. В. Волосовец. - М. : Академия, 2000. -200 с.

    Парамонова, Л. Г. Предупреждение и устранение нарушений письма и чтения у детей I Л. Г. Парамонова. - СПб., 1994. - 72 с.

    Рамзаева, Т. Г. Уроки русского языка в 1 классе: пособие для учителей / Т. Г. Рамзаева. -2-е изд., перераб. и доп. - М. : Просвещение, 1981. -128 с.

    Фотекова, Т. А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников / Т. А. Фотекова. - М. : Аркти, 2000. - 56 с.

    Швайко, Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи / Г. С. Швайко; под ред. В. В. Гербовой. -М. : Просвещение, 1983. - 64 с.

Приложения

Приложение 1

Сводная таблица результативности коррекционной логопедической работы (по данным карт комплексной программы работы: динамика на конец учебного года)

учебный год

всего детей с ОВЗ

положительная динамика

стабильная динамика

отрицательная

динамика

Приложение 2

Карта речевого развития на ____________________учебный год

ФИО ребенка _________________________

Дата рождения ________________________

Класс_________

НАЧАЛО ГОДА

1 полугодие

2 полугодие

СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Социальная среда

Контакт со взрослыми и сверстниками

Эмоциональная сфера

ДВИГАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Общая моторика

Функциональные возможности кистей и пальцев рук

Артикуляционная моторика

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Познавательная активность

Внимание

Запас знаний об окружающем

Пространственные представления

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Краткий анамнез речевого развития

НЕ ЗАПОЛНЯЕТСЯ

НЕ ЗАПОЛНЯЕТСЯ

Понимание обращенной речи

Словарный запас

Грамматический строй

Слоговая структура

Звукопроизношение

Фонематическое восприятие

Языковой анализ и синтез

- анализ состава предложения;

- слоговой анализ и синтез;

- фонематический анализ и синтез.

Связная речь

Письмо

Чтение

Заключение

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Динамика по результатам работы за полугодие_________________________________

за год_______________________________________

Дата обследования: __________________ г. Подпись: ________________Верхозина С.И.

Приложение 3

Индивидуальная карточка ребенка

Ф.И.ребенка________________________________________________________

Дата рождения_____________________________________________________

Домашний адрес____________________________________________________

Речевая среда дома (есть ли дефекты речи у взрослых членов семьи или старших детей)_____________________________________________________

Раннее физическое развитие: а) когда начал сидеть______________________

б) когда начал ходить________________________________________________

Раннее речевое развитие а) когда сказал первое осознанное слово

__________________________________________________________________

б) когда начал говорить фразами______________________________________

Согласны ли выполнять требования логопеда по исправлению дефектов речи у ребенка______________________

Подпись родителя__________________

Приложение 4

.

Понимание и употребление предлогов и падежей

Приложение 5


Скажи один – много (перо – перья…)


Чего не стало? (перья – нет перьев…)



Чего не стало видно, Сколько нужно каждой голове?

когда закрыли шляпой? (один торт, три торта, пять тортов..)

(вишен, ботинок…)

Приложение 6


Покажи, где клеёнка накрыта скатертью? Скатерть накрыта клеёнкой?

Юноша обрызган девушкой. Девушка обрызгана юношей.

Приложение 7


Скажи наоборот

Приложение 8





Назови обобщающее слово

Приложение 9

Назови ласково. (ключ – ключик..)

Помоги сестрице Аленушке и братцу Иванушке назвать животных и их детенышей.

Шьет,вышивает,вяжет Чья морда, чей хвост?

Приложение 10

Назови картинки

Приложение 11

1 лист – назови первый гласный звук в словах;

2 лист - назови последний гласный звук в словах;

3 лист - назови первый согласный звук в словах;

4 лист - назови последний согласный звук в словах.

Назови слова парами (крыша- крыса). Найди…

Приложение 12

Исследование навыков языкового анализа

1. Сколько слов в предложении "Около дома росла береза"?

2. Какое второе слово в этом предложении?

3. Сколько слогов в слове "рак"?

4. Сколько слогов в слове "машина"?

5. Какой третий слог в слове "машина"?

6. Сколько звуков в слове "рак"?

7. Сколько звуков в слове "шапка"?

8. Какой первый звук в слове "шапка"?

9. Какой третий звук в слове "школа"?

10. Какой звук после "ш" в слове "школа"?

3 балла - правильный ответ;

2 - самокоррекция;

1 - правильный ответ после стимулирующей помощи;

0 - неправильный ответ после стимулирующей помощи.

Максимальный балл - 30.

Приложение 13

Составьте рассказ по серии сюжетных картин.

Приложение 14

Контрольно-измерительные материалы

ПИСЬМО 1 класс

Декабрь

Списывание


Н-А Н-А Н-

    Записать буквы: а, д, о, с, з, у, м, к, ы.

    Из ряда слогов записать только те, в которых слышится звук [ы]: ты, ла, су, ны, ка.

    Записать слова с заданной буквой: К - стол, стул, кот, сосны, куст, кит.

    Записать по слуху: Луша мала. Саша мал. Мы малы.

Списывание

Списывание с печатного текста.

    Заменить печатные буквы письменными (* записать в два столбика - гласные, согласные): ж, ш, и, з, д, ы, ч, щ, я, ю, е.

    Записать следующие слоги: са, ло, ре, пи, вы, бэ, ну.

    Выписать слова: сок, лу, сы, сук, ку, кон, сом, сын, ны.

    Списать предложения: Солнце печёт, липа цветёт. Кот сыт. Он тихо спит.

    Записать буквы под диктовку: ш, к, л, ы, т, г, с, ц, д, ч.

    Записать слоги под диктовку: за, су, то, ни, да, во, ку, ч ок, от, оп, ох, уф (*уго, зве, сое, ква, стро, бел, тык).

3. Записать и подчеркнуть буквы, которыми отличаются пары слов:

сын-сыр кот-кит коза-коса

осы - усы рак - мак лук - люк

4. Написать по слуху: Вот норка. Там мышка. У норки кошка.
(*У нас флаги. Мы шли и пели. Мы были рады.)

ЧТЕНИЕ Декабрь

М, а, р, х, с, ш, с, о, а, к, у, л.

Ам, му, ко, ус, ха, ку, ра, лы, ма, ун, он.

Са-ша, ра-ла, ус-уш, ор-ол.

Па-па дал Ва-не де-нег. Он ве-лел Ва-не ку-пить конь-ки. Конь-ки бы-ли о-чень хо-ро-ши-е. Ва-ня на-дел их и по-шёл на ка-ток. Ве-се-ло бы-ло Ва-не. (23 слова.)

ПИСЬМО 2 класс

Сентябрь

Списывание

Клён. У дома рос клён. На ветки клёна сели птицы. Это галки. Серёжа дал им крошки хлеба и зёрна.

Прошли дожди - грибов жди. Прошумят дожди по железным крышам - и вновь тишина. На вершинах гор кружилась жуткая метель. (18 слов.)

Декабрь

Списывание

Кот. У Миши жил кот. Звали кота Рыжик. Хвост у Рыжика был пушистый. Мальчик часто играл с котом. Они были друзьями.

Диктант Как красив лес в снегу. Изредка поют птицы. В округе кружит метель. Все звери спрятались в свои норы. (18 слов.)

Списывание

Идёт весна.

Солнце светит ярче. Снег потемнел. Кругом большие лужи. На лужайках появилась трава Идёт весна.

Диктант

Поплыли по небу белые пушистые барашки облаков. В полях показались первые проталины. Набухли на вербах почки. (16 слов.)

ЧТЕНИЕ

Сентябрь

Ма-ма и дети уш-ли. Кош-ка Мур-ка до-ма. Кош-ка ис-ка-ла"е-ду. На пол-ке бы-ла ры-ба. Мур-ка взя-ла ры-бу и е-ла на по-лу. Кош-ка Мурка сы-та, а нам ры-бы нет. (28 слов.)

    Где были мама и дети?

    Кто остался дома?

    Что делал Мурка?

Декабрь

Мос-ква - о-чень боль-шой го-род. Мно-го в Мос-кве раз-ных у-лиц. Есть у-ли-ца Ки-£о-ва, у-ли-ца Ар-бат. Я жи-ву на у-ли-це Че-хо-ва. О-ко-ло нас Крас-на-я пло-щадь. О-на о-чень кра-си-ва-я. (26 слов.)

    О каком городе ты прочитал?

    Какие улицы есть в Москве?

    Каким городом можно назвать Москву?

Утка и утята.

Было лето. Юра и Яша шли по берегу озера. Вдруг из-за куста вы-ле-те-ла утка. Юра и Леша по-до-шли к кусту. Из-под куста вы-бе-жа-ли утята и по-бе-жа-ли к матери. Они еще не умели летать. Утка спус-ти-лась в воду и поплыла. Она крякала и звала утят. Они поплыли за уткой. (48 слов.)

    Где гуляли Юра и Яша?

    Кто вылетел из-за куста?

    Как называются детки утки?

    Как утка звала утят?

Письмо

3 класс

Сентябрь

Списывание

Птицы. Наступила осень. Птицы улетели в тёплые края. Стало холодать. С деревьев опадают листья. Скоро зима.

Диктант Долго тянется тоскливая осень. Ветры, дожди, холода. Всё в тумане. Вся природа ждёт, когда же придёт матушка-зима. (18 слов.)

Декабрь

Списывание

Птицы. Наступил декабрь. Выпал пушистый снег. Он покрыл всю землю белым ковром. Замёрзла речка. Птицам голодно. Они ищут себе пищу. Дети кладут в кормушку хлеб и зёрна.

Диктант Куст шуршит - серый зайка дрожит. В морозном воздухе закружилась живая сетка из пуши­стых снежинок. (14 слов.)

Списывание

Весна. Наступила весна. Распускаются почки на деревьях. Травка начинает зеленеть. Скоро насту­пит лето. Птицы вернутся и будут петь песни.

Закачались зелёные цветочки. Они были похожи на связку золотых ключей. На лиственницах показались шишечки. Деревья стали зеленеть. (17 слов.)

ЧТЕНИЕ

Сентябрь

Кошка и белка. У кошки пропали котята. Весь день искала она котят. Кошка очень грустила и перестала есть. Хозяину было жалко кошку. Он принес из леса маленькую белочку и положил кошке. Кошка об­нюхала белку, полизала ее и стала кормить. Дружно жили кошка и белка. (41 слово.)

    Кого потеряла кошка?

    Какая была кошка?

    Кого принес хозяин?

Декабрь

К зиме. Выбрал еж себе на зиму норку под елкой. Хороша норка, только постельки нет. Побежал ежик за постелью. Лег он на кучу листьев. Пристали листья к колючим иголкам. Потащил еж свою ношу в норку. Вот ежу и постелька. (37 слов.)

    Что выбрал еж себе на зиму?

    Что принес еж?

    Для чего он это принес?

Сияет яркое весеннее солнышко. По реке плывут последние льдины. С юга вереницей тянут­ся вестники весны. Первыми прилетели грачи и стали вить гнезда. На деревьях распускаются почки. На припеке показалась молоденькая зелененькая травка. На ее зелени блестит яркий л ч солнца. Весенняя ночь коротка. (42 слова.)

    Что плывет по реке?

    Кто прилетел первыми?

    Что распускается на деревьях?

ПИСЬМО

4 класс

Сентябрь

Списывание

Ночью в лесу.

Ночь. Жители леса спешат на добычу. Волк вышел из чащи. Из норы вылезла лисица. Кругом тишина. Только легкий ветер качает вершины сосен.

Летом братья были у бабушки и дедушки в деревне. Недалеко бежала быстрая речка Бобров-ка. Дети там ловили рыбу. А вечером ребята работали в огороде. (24 слова.)

Декабрь

Списывание

На улице был мороз и светило солнце. Дети в саду делали каток. Мальчики расчищали садо­вую дорожку. Девочки поливали дорожку водой. Вода замёрзла. Дорожка покрылась льдом. В саду стал каток. Ребятам радостно. Они катаются на своём катке.

Наступила зима. Дети надели шубы и шапки. Они пошли в сад. Тропинки в снегу. На ветках елей лежат комья снега. Берёзки, дубки покрыты снежком. У дома намело сугробы. Снег лежит всюду. Птиц нет. Только вороны сидят на ветках сухой осины. (40 слов.)

Списывание

Весной в лесу.

Пригрело солнце, просушило землю. Покрылся лес зелёными листочками. Душистыми бе­лыми гроздьями зацвела черёмуха. Закуковали в рощах кукушки. Над рекой в кустарниках запел соловей. Ранним утром прыгают на полянке зайцы. Хорошо зверям и птицам весной.

Диктант

Над полями ярче и ярче светит весеннее солнце. Потемнела, просохла дорога. Посинел на ре­ке лёд. Прилетели грачи. Они исправляют свои гнёзда. Зазвенели в лесу ручьи. Надулись на де­ревьях душистые липкие почки. Прилетели скворцы. Побежали по кочкам хлопотливые муравьи. (38 слов.)

ЧТЕНИЕ

Сентябрь

За грибами.

Дети ходили по лесу и собирали грибы. Набрали полные корзинки. Вышли на полянку, сели и стали считать грибы. Но вдруг в кустах что-то зашумело. Дети испугались. Бросили грибы и убежали. Они думали, что это волк. А это был серый заяц. (40 слов.)

    Как называется рассказ, который ты прочитал?

    Почему дети испугались?

    Кто оказался в кустах?

Декабрь

Вьюга. Утром первоклассник Толя пошел в школу. На дворе была вьюга. Испугался мальчик.

Тут он увидел Сашу, стоявшего под липой. Саша тоже собирался в школу и тоже испугался. Мальчики увидели друг друга. Им стало радостно. Они вместе пошли в школу. Им уже не было страшно. (44 слова.)

    В каком классе учились мальчики?

    Почему мальчики испугались?

    Отчего мальчикам стало радостно?

Пришли дети в лес. В лесу тишина. Только легкий ветерок шелестит листьями деревьев. Дети сели отдохнуть у ручья. Потом мальчики пошли искать сучья для костра. В кустах они нашли ежика. Он зарылся в сухие листья. Ребята положили ежика в шапку и унесли к себе домой. (45 слов.)

    Куда пришли дети?

    Что дети делали в лесу?

    Кого они нашли в листьях?

koreada.ru - Про автомобили - Информационный портал