Правильная езда на автомобиле. Пять важных уроков вождения на механике для начинающих. Как трогаться с места. «Секретные» уроки вождения. Движение с перестроением из ряда в ряд

В нашей стране существует огромное количество транспортных средств, оснащенных именно механической коробкой передач. По статистике на 2016 год, всего 30% всех авто в России оснащены автоматикой. Все остальные автомобилисты используют механику.

Ну а в Америке все наоборот, но цифры еще меньше. Автомобилей с механикой всего около 6%, остальные водители предпочитают машины оборудованные коробкой автомат. Поэтому американцам очень трудно водить транспорт, оснащенный обычной механической коробкой. Несмотря на то, что в России транспорта с МКПП намного больше, вождение автомобиля с механической коробкой передач для начинающих водителей вызывает также массу проблем.

Управление средством передвижения на механике требует отличной реакции и координации, ведь необходимо работать как руками, так и ногами, да еще и по сторонам смотреть. Также управление транспортным средством с обычной коробкой передач осуществляется тремя педалями, когда как в машинах с коробкой автомат всего двумя. Да, встречаются модели и с 3 педалями, но крайняя левая в них чаще всего является вторым ручным тормозом.

В нашей статье хотелось бы рассказать вам некоторые хитрости и правила, которые помогут улучшить навыки вождения авто с механической коробкой передач.

Основные преимущества автомобилей с механической коробкой передач

Средства передвижения с механикой по стоимости намного ниже транспорта оборудованного коробкой автомат того же типа и марки. Однако вождение автомобиля на механике не только экономит ваши деньги при обслуживании, но и сложных ситуаций на дороге с данной коробкой возникает намного меньше.

Несмотря на весь комфорт при использовании коробки автомат, большинство спорткаров до сих пор используют механику. Но даже обычный автомобиль на механике со средними данными и характеристиками подкапотного пространства позволит хорошо экономить на заправке, поскольку расход ощутимо сокращается, если сравнивать с автоматом. Механическая коробка переключения передач намного надежнее и проще в ремонте. Также отремонтировать ее можно и самому, да и стоимость ремонта АКПП и МКПП в разы отличаются. Также управлять автомобилем на механике в зимний период куда безопаснее, чем на автомате.

С чего начать новичкам автолюбителям?

Конечно, лучше начинать обучение вождению транспортного средства на безопасной площадке с самых простых упражнений, переходя к наиболее сложным. Идеальный вариант, это начинать вождение автомобиля с механической коробкой передач для начинающих с опытным водителем рядом. Он подскажет в проблемных ситуациях верное решение, укажет на недочеты при езде.

Безусловно, если вы хотите получить права и полностью изучить все нюансы вождения авто с МКПП, то лучше обратиться в автошколу к хорошим специалистам. Автоинструктор расскажет устройство и основной принцип работы механики, объяснит, как правильно переключать скорости, даст советы по уходу за коробкой и транспортом в целом. Научит ездить в гололед и на различных дорожных покрытиях. А так же поможет отработать все технические элементы, которые вызывают трудности при вождении автомобиля на механике.

Для чего нужна механическая коробка передач и скорости?

В первую очередь следует немного рассказать собственно о самой механической коробке передач. А механикой она называется потому, что вам самому приходится включать нужный скоростной режим. Служит коробка передач для переключения скоростей во время движения автомобиля. Чаще всего МКПП имеет 5 или 6 режимов движения вперед и один назад - реверс ход. Необходимые скорости включаются с помощью рычага переключения. Существует так же нейтральное положение, при котором крутящий момент не передается колесам вашего авто.

Новичкам следует внимательно изучить расположение передач, чтобы не путаться, а так же в целях безопасности. Подсказка по расположению скоростей находится сверху, над рычагом переключения. Во время движения по оживленным участкам смотреть на рычаг не допустимо. Но поначалу при обучении вы все равно будете это делать, здесь нет ничего страшного. Однако старайтесь как можно скорее привыкнуть включать нужную скорость не глядя, и не отвлекаться во время движения автомобиля.

Педаль сцепления и некоторые секреты

Не забывайте, что педаль сцепления (крайняя слева) разрешает вам включать нужную скорость. Чтобы переключать передачи необходимо до упора выжимать сцепление. Иначе новая скорость не включится или включится с сильным хрустом, что приведет к повреждению коробки передач. Тщательно выжимайте сцепление, и машина прослужит вам больше времени.

Начинающему автомобилисту следует запомнить, что левая нога нажимает только на муфту и все. За педали газа и тормоза отвечает правая нога. Так же не стоит держать выжатым сцепление в пробках или на светофорах, включайте нейтральную скорость. Чем дольше вы держите сцепление, тем сильнее левая нога устает, а давление на педаль все равно частично изнашивает механизм трансмиссии.

Во избежание поломок мы советуем вам сначала проследить за движениями опытного водителя. Понаблюдайте за движением ног, как синхронно вместе с выжатым сцеплением включаются необходимые скорости. Пройдет время, вы наберетесь опыта и отточите свои действия до автоматизма, и не будете вспоминать, куда нажать, как включить, где переключиться.

Смотрим видео, как правильно отпускать сцепление и работать с педалями:

Не расстраивайтесь, когда на первых порах у вас не получится правильно выжимать муфту во время переключения или трогания с места. Многие начинающие автомобилисты резко бросают сцепление. Старайтесь не допускать таких ошибок. Помните, опыт наш лучший учитель, со временем вы все изучите.

Запускаем двигатель

Перед первым запуском двигателя вам необходимо:

  • Полностью выжать педаль сцепления;
  • Установить рычаг скоростей в нейтральном положении;
  • И только тогда завести машину.

Никогда не заводите автомобиль, не убедившись, что рычаг переключения скоростей находится в нейтральном положении! Если включена какая-нибудь передача, транспорт начнет движение, а это может привести к столкновению с препятствием.

Во время зимних холодов первую минуту после запуска лучше подержать сцепление нажатым - это облегчит работу двигателя. Также в зимний период перед поездкой стоит всегда прогревать мотор, так вы сможете избежать много проблем с двигателем в будущем.

Научитесь правильно начинать движение

Во время обучения вождению на автомобиле с механической коробкой передач, это самая сложная работа. Новичку потребуется много времени, чтобы понять, как взаимодействовать с педалями.

Для начала движения выжмите педаль сцепления и тормоза, и запустите двигатель, оставив левую ногу на педали. Переведите рычаг в положение первой передачи (скорости включают правой рукой).

Помните, что первая передача служит только для начала движения автомобиля. А во время езды по городу большую часть времени мы передвигаемся именно на второй скорости.

Убедитесь, что вы включили нужную передачу, и рычаг в своем положении зафиксирован. Также перед началом движения не забудьте снять ручной тормоз. Далее начинается самый сложный момент для новеньких. Не снимая ногу с педали тормоза, медленно начинаем отпускать сцепление. Как только вы почувствуете, что звук мотора немного изменился (увеличилась нагрузка на двигатель), можно отпустить педаль тормоза, таким образом, вы защищены от нежелательного движения назад.

Если же автомобиль находится на ровной поверхности, то даже без нажатия на педаль акселератора машина плавно начнет движение. Далее все что от вас требуется это медленно нажимать на педаль газа и плавно продолжать отпускать сцепление. Постарайтесь, чтобы тахометр показывал около 1500 оборотов. Таким образом, вы почувствуете, как машина начнет ускоряться. Как только вы полностью выжмите сцепление, а стрелка тахометра будет показывать свыше 2000 оборотов, можно включить вторую передачу!

Смотрим полезное видео, три способа тронуться с места на механической коробке передач:

Ничего страшного если с первого раза у вас что-то не получится, попробуйте еще. А когда вы поедете, поздравляем! Теперь вы умеете начинать движение. Тот, кто научился трогаться с места на механике, изучил почти 90% умений требуемых для вождения данной трансмиссией.

Как трогаться в горку?

Многие новички часто сталкиваются с проблемой начала движения на холме или пригорке. При неправильном управлении можно скатиться назад, что приведет к печальным последствиям. Без сомнения начать движение на такой поверхности намного сложнее. Чтобы избежать трудностей, во всех автошколах на автодроме есть упражнение на эстакаде. Суть его в следующем:

  • Загоните авто на пригорок;
  • Поставьте его на ручник;
  • Включите нейтральную передачу.

Чтобы начать двигаться с такого положения, необходимо включить первую скорость и медленно отпускать педаль сцепления. Как только автомобиль начнет приседать, снимитесь с ручника и прибавьте газу, чтобы тронуться с места и переехать через пригорок. Часто новички сразу бросают сцепление – этого делать не нужно, отпускайте сцепление постепенно, по мере увеличения скорости автомобиля. Это упражнение требуется выполнить не один десяток раз, чтобы такая ситуация на дороге не вызывала проблем.

Еще видео, как трогаться в горку без ручника и без отката, обязательно смотрим:

Выбираем момент для переключения передачи

Газ (крайняя педаль справа) позволяет разгонять машину до необходимой скорости. Здесь тоже есть свои подводные камни. Новичок часто не знает, когда и какую передачу включить. То машина еле едет, или мотор слишком громко рычит. Важно уметь ориентироваться на звук. Если двигатель работает очень тихо, машина не хочет разгоняться при нажатии на газ, включите передачу ниже. Если наоборот мотор "рычит", а прибавление газа не разгоняет вашу машину, включите скорость выше.

Конечно, сейчас в каждом автомобиле есть тахометр, что упрощает переключение передач. В основном практически для каждого транспортного средства применимо правило:

  • Если показания на приборе достигли 3200 оборотов, следует повысить передачу;
  • Когда стрелка тахометра падает ниже 1500 об/мин, то следует переключиться вниз.

Правильная остановка автомобиля

Важно не только уметь просто ездить на механике, необходимо также уметь правильно останавливаться. Чтобы остановить автомобиль, следует выжать педаль сцепления и плавно начать нажимать на тормоз. Машина со временем полностью остановится.

Также кроме педали тормоза можно использовать торможение двигателем. По сути, это переключение скоростей автомобиля с более высоких на низкие передачи, только не используя педаль газа, что способствует замедлению движения авто. Такое торможение может помочь вам на крутом спуске или на скользкой дороге, когда замедление тормозами небезопасно, в то время как торможение двигателем делает машину устойчивой к заносу.

Автоматика и механика в этой ситуации работают по-разному, поэтому при управлении автомобилем с механической коробкой передач требуется помнить некоторые правила. Чтобы выполнить торможение двигателем, отпустите педаль газа, одновременно выжимая сцепление, и включите пониженную передачу. Когда включите необходимую скорость, медленно отпускайте сцепление.

Следует помнить, что не стоит сразу же переключаться на первую передачу или на слишком низкую при высокой скорости движения. Так как это может привести к перегреву двигателя или его поломке, возможно даже что двигатель заклинит.

Учимся правильно оставлять автомобиль на стоянке

Еще один неприятный момент - парковка. Не важно, параллельная, прямая, если нужно куда-то заехать задом, всегда будут какие-то проблемы. Однако заехав в нужное место, необходимо после остановки двигателя включить первую скорость. Если на автомате есть режим парковки, который блокирует колеса, то на механике требуется проделать вышеописанные действия. Это спасет машину от нежелательного движения.

Многие автомобилисты ставят своих железных коней только на ручник. Однако оставлять транспорт только на ручном тормозе все-таки не стоит, так как может порваться тормозной тросик, вытечь жидкость и автомобиль самопроизвольно начнет движение. А включенная первая передача надежно фиксирует авто даже на наклонной поверхности.

Заключение

Конечно, вождение автомобиля с механической коробкой передач для начинающих поначалу вызовет много затруднений. Некоторые маневры и действия будут сложными даже через год водительского стажа. Помните, никто не застрахован от различных ситуаций, никогда не теряйте самообладание. Чем больше вы будете передвигаться на автомобиле, тем быстрее начнете хорошо чувствовать себя на дороге. Изучайте маршруты, тренируйтесь - это придаст вам уверенности.

Много найдется тех, кто боится или не умеет управлять транспортным средством с МКПП, много кто скажет, что это прошлое неудобно и не комфортно. Не смейте слушать этих людей. Классика - одна из самых надежных трансмиссий в мире. В современном мире ситуации бывают разными, возможно вам придется сесть за чужой руль, а там окажется механика. Поэтому научившись ездить на обычной коробке, вас ничто не выбьет из колеи.

Подготовка к запуску и пуск двигателя

1. Проверить или активировать ручной (стояночный) тормоз.
2. Перевести рукоятку передач в нейтральное положение.
3. Произвести пуск двигателя:
3.1. Вставить ключ в замок зажигания в положение 1 - «выключено».
3.2. Повернуть ключ в положение 2 - «зажигание», сделать двухсекундную паузу.
3.3. Повернуть ключ до упора по часовой стрелке в положение 3 - «стартёр». Как только двигатель запустится, отпустить ключ (он вернётся в положение 2).

Для повторного пуска двигателя после неудачной попытки перевести ключ из положения 2 в положение 1, подождать 5 секунд и заново выполнить пункты 3.2 и 3.3.

4. Прогреть двигатель (минимум 3 минуты).
При температуре двигателя ~ 50 градусов - обороты холостого хода ~ 800 в мин.

В зимний период при отрицательных температурах воздуха перед пуском двигателя выжать педаль сцепления до упора. После пуска двигателя удерживать выжатую педаль сцепления 30 - 60 секунд (в зависимости от температуры воздуха), после чего плавно её отпустить.

Порядок трогания с места

1. Нажать педаль тормоза.
2. Снять с ручного (стоячного) тормоза.
3. Плавно отпуская педаль тормоза проверить покатится ли автомобиль, нажать на педаль тормоза.
4. Убедиться, что не создастся помеха попутному транспорту (посмотрев через зеркала заднего вида: влево, вправо, назад; а также вперёд).
5. Включить левый указатель поворота.
6. Выжать педаль сцепления до упора (левой ногой).
7. Включить 1-ю передачу.
8. Ещё раз убедиться в отсутствии помехи для движения.
9. Начать процесс трогания: плавно отпускать педаль сцепления до момента схватывания. В этот момент задержать ногу на пару секунд на педали сцепления, правую ногу перенести с педали тормоза на педаль газа, начать плавно нажимать на педаль газа, синхронно (плавно) отпуская педаль сцепления. Автомобиль тронется с места.
10. После начала движения, проехав 10 метров, выключить указатель поворота.

Порядок переключения передач «восходящий »

1. Плавно разгнать машину на 1-й передаче до скорости 15 км/час.
2. Отпустить педаль газа, сделать односекундную паузу, выжать педаль сцепления.
3. Включить 2-ю передачу (задержав рычаг на 1 секунду в нейтральном положении).
4. Синхронно (плавно) отпуская педаль сцепления, нажать педаль газа.

Переход на последующие передачи осуществляется с той же последовательностью действий. При этом, чем выше включаемая передача, тем быстрее можно отпускать педаль сцепления. Скорости для переключения передач приведены в таблице:

Переключение передачи с 1-й на 2-ю со 2-й на 3-ю с 3-й на 4-ю с 4-й на 5-ю
Скорость, км/час 20 - 25 35 - 40 50 - 60 80 - 100

Оптимальные обороты двигателя при смене передач ~ 2500 - 3000 об/мин.

Для более интенсивного разгона автомобиля требуется доводить обороты двигателя при смене передач до 3500 - 4000 об/мин.

Порядок переключения передач «нисходящий »

Каждая передача имеет свой нижний предел скорости, при достижении которого надо переходить с этой передачи на более низкую. Приблизительные значение минимальных скоростей для различных передач приведены в таблице:
Передача 2-я 3-я 4-я 5-я
Скорость, км/час 10 - 15 30 - 35 45 - 50 80 - 90

1. Отпустить педаль газа (при необходимости можно использовать педаль тормоза для снижения скорости автомобиля до верхнего предела диапазона минимальных скоростей, соответствующего включаемой передаче).

2. Выжать педаль сцепления до упора.
3. Быстро перевести рычаг переключения передачи в положение соответствующее включаемой передаче, без задержки в нейтральном положении.
4. Плавно отпускать педаль сцепления и плавно увеличивать подачу топлива нажатием педали газа.

При понижении передач не обязательно перебирать их строго одну за другой. Можно после движения на четвёртой или пятой передаче, достаточно снизив скорость, перейти на вторую или третью передачу.

Перестроение, объезд, обгон


2. Убедиться в отсутствии транспорта, двигающегося в попутном направлении, в намеченном для перестроения ряду (посмотрев вперёд и через зеркала заднего вида: вправо, влево, назад).
3. Занять намеченный ряд (плавно нажимая педаль газа и плавно поворачивая руль).
4. Выключить указатель поворота.

Поворот (левый или правый)

1. Включить указатель поворота.
2. Убедиться в отсутствии транспорта, двигающегося в попутном направлении в намеченном для перестроения ряду (посмотрев вперёд и через зеркала заднего вида: вправо, влево, назад).
3. Перестроиться в намеченный ряд (крайнее положение на проезжей части попутного направления) плавно нажимая педаль газа и плавно поворачивая руль.
4. За 10 м до поворота, тормозом снизить скорость до 10 км/час (выжать педаль сцепления, переключить на 2-ю передачу, плавно отпустить педаль сцепления). Выполнить поворот, если нет помех. При наличии помех (светофор, встречный транспорт, пешеходы), выжать до упора педаль сцепления и педалью тормоза плавно остановить машину. Включить 1-ю передачу, педаль тормоза удерживать в нажатом положении. Когда помеха для движения устраниться, продолжить движение в намеченном направлении.
5. Выключить указатель поворота (при повороте автомобиля на перекрёстке более 90 градусов, после возвращения руля в ровное положение - сигнал поворота отключится автоматически).

Остановка - при движении в 1 ряду


2. Убеждиться в отсутствии транспорта, двигающегося в попутном направлении в первом ряду, за Вами (посмотрев через зеркала заднего вида - влево, назад).
3. Педалью тормоза плавно понизить скорость и плавно прижать автомобиль к поребрику (5 - 10 см), выровнять автомобиль.
4. Выжать педаль сцепления до упора и педалью тормоза плавно остановить автомобиль.
5. Выключить передачу (перевести в нейтральное положение).
6. Выключить указатель поворота.
7. Включить ручной тормоз.

Остановка - при движении во 2 или 3 ряду

1. Включить правый указатель поворота.
2. Убедиться в отсутствии транспорта, двигающегося в попутном направлении в намеченном для перестроения ряду (посмотрев вперёд и через зеркала заднего вида - вправо, влево, назад).
3. Перестроиться в намеченный ряд (крайнее положение на проезжей части попутного направления), плавно нажимая педаль газа и плавно поворачивая руль.
4. Педалью тормоза плавно понижать скорость и плавно прижимать автомобиль к поребрику (5 - 10 см), выровнять автомобиль.
5. Выжать педаль сцепления до упора и педалью тормоза плавно остановить автомобиль.
6. Выключить передачу (перевести в нейтральное положение).
7. Выключить указатель поворота.
8. Включить ручной тормоз.


Занятия по вождению проводятся во всех районах Санкт-Петербурга.
Записаться на занятие по вождению Вы можете по телефону
8-911-209-45-10,
мы подберём удобное для Вас время и место встречи.
М ы с радостью поможем Вам обрести уверенность за рулём автомобиля, преодолеть страхи и переживания. Просто позвоните нам!

Окончив обучение в автошколе, в Америке экзамен на с механической и автоматической коробкой передач сдают по отдельности. То есть вы имеете возможность получить права на вождение машины с АКПП или МКПП на выбор. Постепенно такое нововведение входит и в наши автошколы. Однако это пока, скорее, исключение, чем правило. Поэтому многие по старинке обучаются на автомобилях с механической коробкой передач. И пусть считается но навыки вождения транспортного средства на МКПП еще никому не помешали.

Что представляет собой механическая коробка передач

Для начала стоит отметить, что выделяют два основных метода передачи вращающего момента от двигателя к колесам. Этот процесс может происходить через МКП или механика) и автоматическую (АКПП, АКП или автомат).

Чтобы транспортное средство служило верой и правдой долгие годы, каждый уважающий себя водитель обязан знать правила вождения автомобиля с механической коробкой передач. Ведь это не только увеличит срок работы вашей машины, но также в случае поломки вы будете иметь представление, что произошло с авто, и сможете правильно объяснить ситуацию специалисту.

Механическая КП - это вид на которой водитель самостоятельно осуществляет ступенчатое изменение В стандартной МКПП для выбора скорости имеется рычаг переключения. При помощи его у водителя есть возможность в любую секунду включить необходимую передачу (исключением является задняя, так как воспользоваться ею возможно лишь после снятия специального предохранителя). В зависимости от марки и модели автомобиля меняется местоположение рычага и системы привода.

В зависимости от того, какое количество раз меняется крутящий момент, МКПП делится на:

  • четырехступенчатую;
  • пятиступенчатую;
  • шестиступенчатую;
  • семи-, восьми - и так далее.

Также выделяют трехвальную и двухвальную. Последняя МКПП используется в переднеприводных автомобилях, а первая - в заднеприводных. На рычаге коробки передач обычно указывается схема расположения скоростей. Это отличная подсказка для начинающего водителя. При переключении передач главное - помнить, что они должны сменяться последовательно, в ином случае ничего не выйдет.

Теория вождения автомобиля с механической коробкой передач

Учась в автошколе, каждый студент изучает Эти знания обязательно должны быть у любого водителя. Также на занятиях разбирается теория вождения автомобиля с механической коробкой передач. В некоторых автошколах уже имеется возможность выбора обучения - на АКПП или МКПП. Как показывает практика, на сегодняшний день лучше выбрать изучение механической. Несомненно, она сложнее, чем автомат. Однако, выучив механику, с АКПП вы справитесь на раз-два. Ведь пересесть на автомат вы сможете в любое время, и это не составит труда. А вот с автоматической коробки перейти на МКПП сложнее, ведь, по сути дела, вы будете учиться заново управлять машиной.

Основы вождения автомобиля с механической коробкой передач учащийся получает на практических занятиях в автошколе. На них отрабатываются всевозможные маневры, а также в реальных условиях на дороге усваивается порядок переключения передач. Главные части, о которых должен помнить водитель, в коробке - это сцепление и набор шестерен. И чтобы автомобиль поехал, необходимо их правильно включить. Дабы начинающему было проще понять, сцепление схематически представляем в виде двух плотно прижатых друг к другу дисков. Для того чтобы выбрать необходимую шестеренку, требуется их развести. Это выполняется с помощью педали сцепления. И в разведённом состоянии ручкой переключения передач активизируется требуемая шестеренка.

Схема переключения передач

Многие уже опытные водители, впервые сев за руль, задавались вопросом о том, как переключать скорости на автомобиле с механической коробкой передач. Эта мысль покажется смешной после нескольких практических занятий. У каждого автомобиля свой индивидуальный предел, после которого следует переключать скорость. Нет универсальной схемы. Однако для простоты существует усредненный порядок переключения скоростей:

  • 1 передача - не свыше 20 км/ч.
  • 2 передача - в пределах 40 км/ч.
  • 3 передача - не свыше 60 км/ч.
  • 4 передача - в пределах 90 км/ч.
  • 5 передача - свыше 90 км/ч.

Еще раз напоминаем, что приведенный порядок переключения скоростей является классическим. Его нельзя использовать универсально на всех автомобилях. У каждого транспортного средства своя скорость переключения. Внимания требуют обороты двигателя. Нельзя, чтобы движение происходило на малых или чересчур больших. Следующую скорость требуется включить при показателях в 2500-3500 об./мин.

Движение по прямой

Изучаемая теория вождения автомобиля с механической коробкой передач выделяет езду по прямой, на спуске, подъем и задним ходом. Каждый тип передвижения стоит рассмотреть по отдельности.

Сев в автомобиль, первое, что нужно сделать, - внимательно осмотреть приборную панель, ручной тормоз и коробку передач. Рычаг переключения скоростей должен находиться в нейтральном положении. А ручник - снят. Педали расположены следующим образом: слева направо - сцепление, газ, тормоз. После того как все перечисленные выше действия выполнены, можно вставить ключ в замок зажигания. Аккуратно поворачиваете его в сторону. После считаете до трех. В этот короткий промежуток времени активизируется стартер и начинает работать двигатель. Через пару минут, которые необходимы для прогрева автомобиля, можно начинать движение. И тут главное - не заглохнуть ("не исполнить козла"). Поэтому на первых порах не спешите никуда и делайте все размеренно.

Так как у нас преобладают леворульные автомобили, то последовательность действий будем рассматривать согласно такой конструкции. Левой ногой надавливаете на сцепление. Движение должно быть быстрым, а нажимать на педаль нужно до утапливания её в полик. С помощью правой руки переводите рычаг коробки передач на первую (то есть влево и вверх). Теперь левая нога плавно отпускает сцепление, а правая нажимает газ. Выполнить эти движения одновременно поможет мысленная визуализация. Представляйте, как диски сцепления соединяются, двигатель начинает потихоньку крутить колеса, и автомобиль трогается с места. Неопытный водитель должен научиться чувствовать момент, когда машина трогается, и следует постепенно добавлять газ. Сразу это не у всех получается, но с опытом этот навык появится.

На первой передаче, понятное дело, вы передвигаться вечно не будете, поэтому нужно освоить их переключение. Опытные автомобилисты по звуку определяют, когда необходимо их повысить или понизить, но так как у начинающих такого навыка нет, то на первых порах помощником будет служить тахометр. Как только обороты достигли значения в три тысячи (значение усреднено, у каждой модели авто цифра индивидуальна), нужно переключать на следующую передачу. Для этого вы постепенно отпускаете педаль газа и одновременно выжимаете сцепление. Пока автомобиль продолжает двигаться, вам следует переставить рычаг на вторую передачу. Здесь стоит обратить внимание, что его двигать можно только после того, как сцепление полностью выжато. После изменения передачи педаль аккуратно отпускается. Теперь прибавляете газ. Возможно, с первого раза у вас не получится выполнить все действия синхронно, и вы заглохнете. Не стоит по этому поводу беспокоиться. Так как не у всех получилось правильно переключить передачу даже с десятого раза. Не волнуйтесь, успокойтесь и попробуйте снова.

Поменяв передачу, уберите полностью ногу со сцепления. Специально по левую сторону от педали находится площадка. На неё удобно поставить ногу. Ведь если вы оставите её на педали, во-первых, она онемеет, а во-вторых, это приведет к поломке сцепления.

Движение на спуске

После того как вы научились плавно трогаться с места и двигаться по прямой, можно переходить к следующему вопросу - движению на спуске. Казалось бы, нет ничего проще, чем катиться с горки и легонько придавливать педаль тормоза. Однако это в корне неверно. Торможение должно производиться двигателем. Теория вождения автомобиля с механической коробкой передач гласит, что для этого нужно перейти на передачу ниже той, на которой двигались до этого. А также эта скорость не должна быть выше той, на которой вы станете ехать на подъем. Это условие требуется выполнить для того, чтобы автомобиль слишком не разгонялся, и у вас была возможность им управлять.

Движение на подъеме

Изучаемая теория вождения для начинающих при движении на подъем почти у всех не вызывает вопросов. Однако каждый, столкнувшись с данной ситуацией на практике, имеет трудности. Ведь неправильно выбранная скорость приведет к тому, что двигатель заглохнет. А особое внимание необходимо уделить информации о начале движения с места в гору. При подъеме на автомобиле с МКПП очень важно, чтобы он не поехал назад. Поэтому левой ногой до упора следует выжать сцепление. Синхронно с этим действием нужно включить передачу, поле чего нажать газ и плавно отпускать педаль сцепления. Какую передачу включать на подъеме? Ответ на данный вопрос зависит от условий дороги. При значительном расстоянии подъема необходимо выбрать вторую или третью передачу. А если подъем имеет повороты, отдайте предпочтение первой скорости, так как на таком участке дороги лучше замедлиться.

Движение задним ходом

Принцип вождения автомобиля с механической коробкой передач задним ходом прост. Разобравшись один раз, в последующем вы будете ездить без затруднений. Начнем с самой распространённой ошибки - включить заднюю передачу, дать газу, отпустить сцепление. И в итоге водитель получает автомобиль, двигающийся задом на большой скорости. Управлять транспортным средством таким образом крайне сложно. Секрет правильной езды задом необычайно прост - отказ от использования педали газа.

Для начала необходимо выжать педаль сцепления, а после включить заднюю передачу. В некоторых моделях автомобилей требуется поднять кольцо под ручкой переключения передач. Это не так сложно, как кажется на первый взгляд. Поэтому если в вашей машине это именно так, аккуратно пальцами под набалдашником рычага приподнимаем кольцо. Затем с помощью зеркал определяете, куда требуется крутить руль, и прикидываете путь. Плавно отпускаете сцепление до тех пор, пока автомобиль не начнет двигаться. Полностью отпускать педаль нельзя ни в коем случае. Так, с не полностью отпущенным сцеплением вы медленно, но верно будете передвигаться задним ходом и сможете аккуратно выполнить или любой другой маневр. Иногда требуется замедлить задний ход автомобиля. Это намного проще, чем кажется на первый взгляд. Выполняется это с помощью сильного нажатия на сцепление. Таким образом, ваше транспортное средство перестанет двигаться назад.

Торможение

Алгоритм вождения автомобиля с механической коробкой передач при торможении имеет следующий вид:

  • Переместите правую ногу с педали газа на тормоз.
  • Нажимайте на неё с той силой, которая необходима (к примеру, при чрезвычайном торможении это должно быть резко и сильно).
  • При достижении скорости в десять километров в час автомобиль начнет вибрировать и немного трястись. Это означает, что пришло время выжать левой ногой сцепление.
  • Рычаг коробки передач переводите на нейтральную скорость.
  • Отпускаете все педали.
  • Автомобиль останавливается.

Испытание

После окончания занятий в автошколе учащегося ждут экзамены по вождению. Теория и практика сдаются по отдельности. С первой легко справляются большинство обучающихся. А вот с практикой у многих проблемы. Виной тому, скорее всего, нехватка тренировок, восполнить которые можно у вашего инструктора в автошколе, попросив дополнительные занятия.

Теоретическая часть экзамена сдается в виде теста на компьютерах. У каждого вопроса есть несколько вариантов ответов, один (в исключительных случаях - несколько) является верным. Практическая часть делится надвое - это автодром и город. С последним все предельно ясно. Вы за рулем автомобиля передвигаетесь по городу в условиях реального движения и выполняете указания экзаменатора. А автодром - это выполнение нескольких заданий. Завершив обучение в автошколе, будущий водитель сдает следующие упражнения на экзамене: параллельная парковка, въезд в гараж, подъем на эстакаду, змейка и разворот. Для правильного выполнения всех заданий, как видите, вам обязательно понадобятся знания о движении на автомобиле с механической коробкой передач в разных дорожных условиях.

Неопытным водителям следует запомнить некоторые тонкости вождения автомобиля с механической коробкой передач.

Чтобы не заглохнуть и понимать, как переключать передачи, нужно обязательно тренироваться. Для этого автомобиль необязателен. Присядьте на стул, вытяните ноги вперед так, будто вы находитесь в машине, и с упором на пятки поочередно поднимайте одну, а вторую опускайте, и наоборот. Ваши ноги должны двигаться одновременно. Тренировка должна выглядеть следующим образом: исходное положение - левая полностью стоит на полу, а правая поднята, но упирается пяткой. Теперь ваши ноги должны начать движение одновременно. Правая постепенно опускается, а левая - поднимается. Ноги должны занять обратное положение относительно исходного. После правую поднимаете, а левую опускаете. По окончании упражнения ноги должны занять исходное положение. Повторите движения несколько раз. После таких тренировок вы уже вряд ли заглохнете, сев за руль автомобиля.

Обратить внимание необходимо на несколько нюансов, а именно на включение пониженной и повышенной передач. Последняя включается после проезда перекрестка и завершения обгона. А пониженную передачу имеет смысл включить перед поворотами, пересечениями дорог и при обгоне. Данные действия позволят водителю иметь в запасе мощность для неожиданного маневра.

Теперь рассмотрим нейтральную скорость и спуск. Любой инструктор скажет, что при движении автомобиля с горы никогда не стоит включать эту скорость. Но у многих так и чешутся ручки да ножки использовать её при спуске. Они мотивируют эти действия экономией. Но её здесь нет и в помине. Это пережиток советских времен. А также эти действия недопустимы на мокром или скользком покрытии дороги. Ведь это грозит безопасности вашей и других участников дорожного движения.

Нюанс, о котором знают опытные водители при езде в гору, - правильный выбор передачи. Автомобилисты, подъехав к подъему, переключают скорость на одну передачу ниже. После двигаются в гору на разгоне. Когда автомобиль не тянет, не начинайте газовать, а переключитесь на более низкую передачу. Выученная на "отлично" теория вождения для начинающих является тем базисом, который необходим любому будущему автомобилисту. Все остальные навыки приобретаются только на практике.

В настоящее время все больше автотранспорта выпускается с АКПП, но у механической коробки есть свои достоинства, к которым относится полное слияние с машиной и понимание ее работы, улучшенная проходимость в трудных условиях. Далее мы более детально рассмотрим все тонкости работы и вождения авто с МКПП.

Особенности механической коробки передач

Механическая КПП - вид трансмиссии, при которой переключение ступеней и передача крутящего момента осуществляется вручную водителем выбором ступени, согласно оценки текущих условий и характеристик дальнейших действий.

Более простым языком назначение МКПП - регулирование скоростного диапазона и выбор его направления.

Число ступеней у МКПП бывает от четырех и до семи, помимо нейтральной и задней.

Особенностью транспорта с МКПП является наличие педали сцепления, помимо тормозной и газа, имеющихся во всех видах транспорта. Смена ступеней осуществляется при выжатой педали сцепления.

Преимущества транспорта с МКПП:

  • недорогой ремонт и легкое обслуживание;
  • высокая надежность;
  • достаточный диапазон вариантов вождения;
  • возможность буксировать автотранспорт на любую протяженность пути;
  • запуск машины с «толкача»;
  • улучшенная проходимость в трудных условиях;
  • повышенная динамика и КПД.

К минусам МКПП следует отнести:

  • сложность смены передач для начинающего водителя;
  • неудобства и рост усталости при передвижении в пробках в связи с постоянным переключением ступеней и выжимом сцепления;
  • возрастает риск поломок МКПП и корзины сцепления при неграмотном переключении ступеней и работе со сцеплением;
  • сниженный ресурс двигателя при передвижении на достаточно маленьких или больших оборотах.

Предназначение передач и педалей в машине с МКПП

Самое большое распространение получили 5-6 ступенчатые МКПП. Рычаг для выбора ступеней служит для обеспечения взаимодействия мотора с МКПП.

Предназначение педалей в автомобиле с МКПП

Для избегания путаницы и привыкания во всех видах транспорта с МКПП расположение педалей идентичное.

Перед ногами водителя расположены 3 педали:

  • Педаль сцепления - крайняя слева. Ее функция - передавать крутящий момент от мотора к колесам. Всегда нажимается при переключении ступеней. Выжимать необходимо в пол, до конца, а отпускать ровно и плавно. Нажатая педаль сцепления равносильна нейтральной ступени - обеспечивает разрыв связи мотора и колес.
  • Педаль тормоза - находится в середине, ее функция — торможение транспорта при нажатии на нее за счет прижимания колодок к дискам и барабанам системы торможения.
  • Педаль акселератора (газа) - крайняя правая. Регулирует подачу топливной смеси за счет открытия (надавливание на педаль) или закрытия (снижение нажима) дроссельной заслонки. Давление на педаль приводит к увеличенному количеству топливной смеси и, как следствие, увеличению скоростного режима. Отпустив «газ» или снизив нажим - происходит падение оборотов мотора и скорости.

Необходимо располагать ноги на педалях как на рисунке внизу.

Назначение передач

Каждая ступень должна использоваться для передвижения при определенных параметрах. Несмотря на отличия между машинами в мощности, динамических характеристиках и прочих параметрах - существуют общие принципы выбора ступеней и требуемых для этого условий.

При перtходе на любую ступень обороты мотора должны быть в диапазоне 2500—3000 об/мин. — при спокойной, равномерной езде и 3500—4500 об/мин. — при разгоне или более динамичной манере вождения.

Передачи и их характеристики при спокойной манере передвижения (на примере пятиступенчатой МКПП):

  • Задняя передача ® . Задняя применяется для осуществления некоторых маневров при передвижении назад - парковка и выезд с нее, маневрирование при объезде препятствий и прочих ситуаций. Передвижение осуществляется на неполностью отжатой педали сцепления для безопасности движения.
  • Нейтральная передача. Рукоятка КПП находится в свободном положении посередине, проверяется раскачиванием рукоятки вправо и влево. Незатрудненное раскачивание рукоятки показывает, что выбрана нейтральная ступень, разрывающая связь мотора и колес - холостой ход.
  • Первая передача (1). Применяется для начала движения (вперед). Максимальный диапазон скорости при передвижении — 50-70 км/ч, но предпочтительнее переходить на следующую при 15-25 км/ч.
  • Вторая передача. Подходящий диапазон скорости — 20-50 км/ч, переходить на следующую желательно при 40-50 км/ч. Одна из важных и часто используемых ступеней, особенно при передвижении в городе и тяжелых условиях (бездорожье, крутые спуски).
  • Третья передача. Подходящий диапазон — 40-70 км/ч. Переход на 4-ю ступень происходит при 60-80 км/ч.
  • Четвертая передача. Предназначена для передвижения со скоростным интервалом в 60-90 км/ч. Применяется при езде по дорогам с незатрудненным движением (в городе или на трассе).
  • Пятая скорость. Используется для равномерного передвижения по шоссе или магистрали со стабильной скоростью свыше 90 км/ч. Переход на 5-ю ступень рекомендован при 90-100 км/ч. Подходящий режим работы мотора и сниженный расход топлива возможен при 90-110 км/ч.

Внимание! Чем больше мощности у автотранспорта, тем на более большой скорости должно осуществляться повышения ступеней.

Справка. В автомобилях с дизельными моторами диапазон оборотов значительно ниже, чем у бензиновых. Это связано с особенностью мотора и достижением максимального крутящего момента (значит и большей мощности) на более низких оборотах, поэтому дизеля более тяговитые и мощные.

Варианты расположения скоростей

1) Задняя ступень находится параллельно первой. При отсутствии специальной защиты для выбора задней ступени (кнопка на рукоятке или надавливания на нее) начинающий водитель может попутать заднюю с первой при выборе и начать движение не в том направлении, что может спровоцировать ДТП.

2) Нахождение задней ступени напротив пятой, что защищает от старта не в том направлении.

Вождение транспорта с МКПП имеет немало своих нюансов, освоив которые водитель станет полноценно управлять машиной при любых условиях и не будет опасаться вождения в затрудненных условиях.

Как трогаться

Для новичка самое сложное при езде на машине, оборудованной МКПП, - начать движение.

Для того чтобы тронуться с ровной поверхности следует:

  • нажать на педаль сцепления до конца;
  • передвинуть рукоятку на первую скорость;
  • начать плавно снижать нажим на педаль сцепления, в момент незначительного падения оборотов на 100-200 об/мин., и толчка (точка схватывания) повысить обороты мотора до 1300—1800 об/мин. мягким нажатием на педаль газа;
  • продолжить аккуратно отпускать сцепление, регулируя обороты мотора педалью акселератора.

При начале движения с наклонной поверхности начинающему водителю следует поставить транспорт на ручной тормоз для избегания отката. При толчке автомобиля ручник необходимо отжать и мягко увеличить давление на педаль газа.

Неправильный выжим сцепления (бросание) характеризуется:

  • дерганьем машины, рывками;
  • зачастую транспортное средство глохнет после нескольких рывков.

Бросание сцепления чревато увеличенным износом МКПП, сцепления и мотора.

На перекрестках и в некоторых ситуациях это может привести к ДТП:

  • сзади находящиеся водители рассчитывают, что впереди стоящий транспорт поедет, а не заглохнет, и могут врезаться в задний бампер;
  • заглохшая машина посреди дороги на перекрестке может получить удар в боковую часть при проезде нерегулируемого перекрестка с затрудненным движением или при выезде на кольцо в плотном потоке.

Правильное переключение передач на повышенную и пониженную

Правильным переключением ступеней считается такое, при котором обороты мотора не опускаются ниже рекомендуемого интервала (2000—3000 об/мин.).

При требуемом подъеме оборотов (2500—3500) при разгоне необходимо быстро перевести рукоятку на повышенную передачу, с мягким нажатием на педаль акселератора после полного отпускания сцепления. При медленной смене ступени обороты двигателя упадут, что приведет к затрудненному набору скорости или невозможности ее набрать.

Совет! В связи с тем, что в первое время смена передач для разгона у новичка будет недостаточно быстрым, рекомендовано перед повышением передачи увеличить обороты до 3000—3500 об/мин., при передвижении на подъеме до 4000 об/мин. В противном случае автомобиль может прекратить набирать скорость.

Для перехода на пониженную ступень требуется:

  • отпустить педаль газа;
  • при выборе пониженной ступени для снижения скорости — аккуратно надавить на тормоз и уменьшить скорость до интервала предыдущей, более низкой передачи;
  • выжать сцепление;
  • выбрать более низкую ступень;
  • плавно отпускать сцепление;
  • для сохранения или набора скорости (при ускоренном разгоне) в самом конце хода педали сцепления добавить газа;

Как тормозить и притормаживать на механической КПП

Торможение автомобиля с механической трансмиссией имеет свои особенности. Обороты при торможении не должны опускаться ниже показателей для холостого хода.

Основные правила при торможении автомобиля с МКПП на прямой:

  • отпускается педаль акселератора;
  • выжимается тормоз до достижения оборотов, приближенных к показателям холостого хода;
  • выжимается сцепление;
  • при высокой скорости для плавного торможения выбирается пониженная ступень и повторяется процесс;
  • при невысокой скорости рычаг КПП перемещается в нейтральное положение и осуществляется остановка дальнейшим нажатием тормоза.

При экстренном торможении выжимается только тормоз, двигатель будет способствовать торможению за счет снижения оборотов.

Тормозная система оборудована вакуумным усилителем тормозов для облегчения нажатия педали. Усилитель работает только при работающем моторе и с большей эффективностью при более высоких оборотах, чем у холостого хода.

В случае если автомобиль заглохнет на нейтральной ступени или при выжатом сцеплении, педаль тормоза практически не будет выжиматься и тормозной путь вырастет в разы, вплоть до торможения о находящийся впереди автомобиль.

Притормаживание, т.е. снижение скорости при продолжении движения, осуществляется отпусканием педали акселератора и нажатием тормоза с контролем над оборотами, которые должны остаться выше оборотов холостого хода.

При небольшом снижении скорости, когда обороты остаются заметно выше холостого хода, можно продолжить движение на той же ступени или при необходимости понизить ее.

Для значительного снижения скорости при нажатии на тормоз и достижения оборотов, приближенных к холостому ходу, выбирается более низкая ступень и переключение на нее происходит без участия педали акселератора.

Сильное падение оборотов, ниже показателей холостого хода, может неблагоприятно отразиться на дальнейшей работе машины, приближая ремонт.

Как тормозить двигателем и ручником

Принцип торможения двигателем заключается в понижении ступени при достижении оборотов, приближенных к холостому ходу. Понижать ступени можно с любой более высокой на любую низкую, кроме первой и задней. Для этого необходимо понизить скорость до диапазона нужной ступени и произвести переключение.

Ручной тормоз предназначен для удерживания транспорта в стоящем положении.

Торможение ручником на высокой скорости в большинстве случаев приводит к блокированию задних колес, заносу и полной потере контроля над машиной. Известно немало случаев летальных исходов при торможении ручным тормозом на значительной скорости.

При отказе тормозов и в некоторых других ситуациях может потребоваться прибегнуть к торможению ручником.

Для избегания опасных последствий при использовании ручника на движущемся автомобиле необходимо:

  • аккуратно, не до последних щелчков подтормаживать ручником, избегая блокировки задних колес;
  • экстренное торможение возможно только при движении по прямой нескользкой дороге и при расположении передних колес строго для движения прямо, избегая любых движений рулем.

По возможности следует избегать торможения ручником на высокой скорости, предпочтительнее тормозить понижением ступеней вплоть до второй.

Чего нельзя делать с МКПП

Механическая коробка — надежный вид трансмиссии, но неправильная ее эксплуатация способна заметно снизить срок службы и привести к значительным поломкам.

Что нельзя делать на МКПП:

  • включать заднюю передачу до полной остановки машины (поломка МКПП);
  • выжимать сцепление за исключением моментов, необходимых для переключения ступеней (происходит повышенный износ выжимного подшипника и сцепления);
  • придерживать ногу на педали сцепления во время движения (приводит к повышенному износу сцепления);
  • выбирать высокую передачу (3,4,5) при недостаточной для этого скорости и низких оборотах (повышенная нагрузка на двигатель и коробку);
  • выжимать сцепление при остановках продолжительностью более 40 секунд, следует выбрать нейтральную передачу (повышенный износ сцепления);
  • переключать ступени не выжимая сцепления (поломка МКПП);
  • постоянно держать руку на рычаге КПП (повышенный износ различных механизмов коробки передач);
  • неполный выжим сцепления при переключении ступеней;
  • бросание сцепления.

При соблюдении некоторых правил и вдумчивой езде опыт управлением машины с МКПП придет быстро, несмотря на кажущуюся сложность такой трансмиссии.

Главным преимуществом машины с МКПП является полный контроль над ней, что осознается только с накатанными километрами.

Если вы твердо приняли решение сесть за руль, обучение вождению может стать настоящей проблемой, если основательно не подойти к этому вопросу. Мы подготовили обзор, затрагивающие основные подводные камни в этом деле.

Не так страшна теория, как кажется

С теоретической частью проблем не возникнет. В свободном доступе находится достаточное количество обучающего материала, а чтобы максимально ускорить процесс запоминания, надо всегда иметь под рукой бумажную брошюру. Здесь все зависит от усидчивости и желания как можно быстрее выучить правила. А современные компьютерные программы позволят потренироваться в сдаче экзаменов по ПДД, они же укажут на ошибки и помогут запомнить верные варианты. Одна из самых популярных программ по обучению вождению - 3D-Инструктор, существуют и онлайн тренажеры, например, пдд-онлайн.com, auto.mail.ru,pdd-test-online.ru.


С практикой все гораздо сложнее, но и тут есть свои способы, как сделать эту часть наименее мучительной и длительной.

Секреты первых шагов

Скорость обучения вождению зависит от нескольких факторов. Во-первых, от врожденных способностей, скорости освоения новых навыков и гибкости мышления. Во-вторых, от таланта наставника. Поэтому выбирать его надо с умом. Важно, чтобы это был спокойный, терпеливый человек, который умеет доступно объяснить новичку основы вождения.

Нервный наставник, который раз за разом срывается на крик, комментируя действия ученика, может навсегда отбить охоту учиться. Хороший частный инструктор или опытный водитель из автошколы, а искать их лучше по рекомендации друзей и знакомых, а не по объявлению, избавит от ненужного стресса при обучении. А, как известно, то, что человек делает с радостью, у него получается лучше.


Еще одни секрет быстрого обучения вождению - это практика, точнее, много практики. Народный фольклор о том «как я сел и сразу поехал» так и не подтвержден статистикой. Все были какое-то время чайниками, всем без исключения понадобилось время, чтобы почувствовать себя за рулем уверенно.

Автошкола – быстро?

Как показывает практика, ученики после экспресс-курса с частным инструктором либо сдают долго, либо уже на дороге вдруг выясняют, что пропустили нечто очень важное. Поэтому, несмотря на то, что автошкола дешево стоить не может, автошкола - надежнее! При её выборе стоит уточнить, предоставвляет ли автошкола скидки .


Самая большая ошибка большинства потенциальных водителей, это выбор автошколы поближе к дому. Лучший способ выбрать правильную автошколу - это воспользоваться рекомендациями знакомых, которые убедились в профессионализме наставников и организованности всех процессов. Второй вариант - уточнить в автошколе несколько нюансов. Сколько лет она существует? Есть ли лицензия? Какой процент сдачи экзаменов в ГАИ? Какой профессиональный стаж инструкторов? На основе ответов сделать правильные выводы. Автошколы - удовольствие не дешевое, поэтому стоит промониторить сайты с купонами на скидки и выбрать для себя оптимальный вариант.

Учиться - это значит учить себя

Каким талантливым не был бы наставник, для быстрого обучения нужен правильный настрой. На время надо забыть о сомнениях, страхах, неловкости. Не надо стесняться спрашивать, что непонятно в процессе обучения, следует повторять до победы неудавшиеся действия.


Весь процесс обучения важно сохранять позитивное отношение к процессу, а для этого надо замечать малейшие победы. Удалось сдвинуться с места с первого раза, а не с пятого - великолепно, получилось припарковать на малом пятачке легко и ровно - отличный повод похвалить себя. В этом случае весь процесс обучения будет состоять из небольших успехов, и вера в свои силы будут расти с каждым занятием.

Маленькие хитрости для тех, кто ценит время

  • Садиться в машину надо с чувством, что все умеете. Такая уверенность в себе сэкономит не только нервные клетки, но несколько занятий.
  • Цель, вот то, что помогает творить чудеса! Без четкой мотивации обучение может растянуться на годы, поэтому хорошо бы составить список, зачем необходимо научиться водить и почему срочно. А также определить желательные сроки сдачи экзаменов.
  • В любой машине, особенно чужой и даже, если предстоит проехать всего несколько минут, надо регулировать водительское место «под себя».
  • Во время вождения ничего не должно отвлекать! Телефон необходимо перевести в режим вибрации или выключить. Обувь и одежду подобрать удобную. А все домашние дела «выкинуть из головы» до начала урока.

Но даже если следовать всем этим правилам и обладать талантом, научиться водить за пару занятий не получится. Надо набраться терпением. А также, как бы быстро не требовалось сесть за руль, следует помнить, что вождение машины связано с риском для себя и окружающих. Поэтому пока не появится уверенность в своих силах, даже при наличии прав на вождение, начинающему водителю надо быть вдвойне внимательным и острожным.

koreada.ru - Про автомобили - Информационный портал