Морфология разбор деепричастия. Морфологический разбор слова «деепричастный. Морфологический разбор глагола

Морфологический разбор деепричастия, как и морфологический разбор причастия, зависит от того, признаём ли мы деепричастие особой формой глагола, или мы считаем деепричастие самостоятельной частью речи.

Схема морфологического разбора деепричастия как формы глагола:

1. Глагол. Начальная форма - инфинитив.

2. Морфологические признаки:

а) постоянные:

Переходность,

Возвратность,

Спряжение;

б) непостоянные признаки: в форме деепричастия.

Учебные комплексы предлагают разбор деепричастия, соответствующий подходу к нему как к гибридной части речи.

Так, комплекс 1 предлагает следующий разбор: часть речи (деепричастие), неизменяемость, вид, синтаксическая функция. Комплекс 2 предлагает указывать возвратность и вид. Комплекс 3 предлагает следующую схему: от какого глагола образовано, вид, синтаксическая функция. Если исходить из того, что деепричастие - самостоятельная часть речи, то схема разбора изменяется.

Схема морфологического разбора деепричастия как самостоятельной части речи:

1. Деепричастие.

2. Морфологические признаки:

а) постоянные:

Переходность,

Возвратность,

Неизменяемость;

б) непостоянные признаки: нет.

3. Синтаксическая роль в предложении.

Дадим образец морфологического разбора деепричастия.

Потягивая кислое вино, жмурясь от дыма трубки, он хмуро слушал, что говорила ему Зоя. Окончив, она хрустнула пальцами.

(А. Н. Толстой)

Разбор деепричастия как формы глагола:

потягивая - глагол, нач. форма потягивать ;

пост. признаки: перех., невозвр., НСВ, I спр.;

жмурясь - глагол, нач. форма жмуриться ;

пост. признаки: неперех., возвр., НСВ, II спр.;

непост. признаки: в форме деепричастия;

синт. роль: часть обстоятельства.

окончив - глагол, нач. форма окончить ;

пост. признаки: перех., невозвр., СВ, II спр.;

непост. признаки: в форме деепричастия;



Разбор деепричастия как самостоятельной части речи:

потягивая - деепричастие;

пост. признаки: перех., невозвр., НСВ, неизменяемое;

непост. признаки: нет;

синт. роль: часть обстоятельства.

жмурясь - деепричастие;

пост. признаки: неперех., возвр., НСВ, неизменяемое;

непост. признаки: нет;

синт. роль: часть обстоятельства.

окончив - деепричастие;

пост. признаки: перех., невозвр., СВ, неизменяемое;

непост. признаки: нет;

синт роль: часть обстоятельства.

Служебные части речи

Служебными называются такие части речи, которые без самостоятельных частей речи не могут формировать предложение и служат для связи самостоятельных единиц или для выражения добавочных оттенков смысла.

Предлог

Предлог - это служебная часть речи, которая служит для связи существительного, местоимения и числительного с другими словами в словосочетании. Предлоги могут обозначать отношения между действием и объектом (смотреть на небо ), объектом и объектом (лодка с парусом ), признаком и объектом (готовый на самопожертвование ).

Предлоги не изменяются, не являются самостоятельными членами предложения.

При синтаксическом разборе существуют разные приёмы работы с предлогами. Во-первых, предлоги могут быть никак не выделены. Во-вторых, предлоги могут быть подчёркнуты вместе с присоединяемым словом в качестве единой предложно-падежной группы, выражающей единое значение. Такой подход представлен в комплексах 1 и 2 (в комплексе 1 предлог при этом ещё обводят в квадратик). Комплекс 3 распоряжается предлогами неоднозначно: в одних примерах он не выделен вовсе, в других - подчёркнут вместе с существительным; есть даже случаи подчёркивания предлога вместе с прилагательным, определением в конструкциях типа у лесной опушки ; последнее недопустимо.

Предлоги употребляются либо с одним падежом (например, несмотря на - с В. п., от и у - с Р. п.), либо с несколькими падежами (например, за - с В. п. и Т. п., на и в - с В. п. и П. п., по - с Д. п. и В. п., с - с Р. п., В. п. и Т. п.).

По образованию предлоги могут быть разделены на

1) непроизводные (первообразные) - не связаны по происхождению с другими частями речи, например, без, при , с, от,из-за ;

2) производные (непервообразные), то есть такие, которые связаны по происхождению с другими частями речи:

а) наречные: вблизи, вокруг, напротив,вдоль ;

б) отыменные: ввиду, в виде , в течение, за счёт, по поводу ;

в) отглагольные: благодаря, включая, исключая, начиная, спустя.

По строению предлоги могут быть разделены на

1) простые (пишущиеся без пробела): вокруг, благодаря, около, вследствие ;

2) составные (пишущиеся с пробелом): в течение, в продолжение, за исключением, во время , в связи с, в зависимости от, по направлению к .

Предлоги могут выражать следующие значения:

1) объектное: рассказать о себе, тоска по родине ,

2) пространственное: жить в Москве / под Москвой / около метро ,

3) временное: прийти к вечеру, работать до / после обеда, прийти через день ,

4) причинное: не прийти из-за / вследствие / по / ввиду болезни ,

5) целевое: жить ради детей, подарить на память, сделать для друга,

6) сравнительное: величиной с кулак, пойти в мать,

8) определительное: лодка с парусом, юбка в клетку, пальто на пуху.

Вопрос о разрядах предлогов по значению затронут лишь в комплексе 2, причём таких разрядов в нём выделено 6: не выделяется определительное и сравнительное значение, а объектное значение названо дополнительным.

Предлоги стоят либо перед существительным, либо перед определением (определениями), относящимся к этому существительному, если определение предшествует существительному: в красивом платье. Лишь некоторые предлоги употребляются также и после существительного: ради чего и чего ради .

В курсе изучения русского языка обучающиеся проводят Примеры анализа этой загадочной части речи рассмотрим в нашей статье. А также попробуем поэтапно разобраться, какие трудности ждут ребят в этой работе.

Часть речи

Причастие и деепричастие являются самыми загадочными группами речи в нашем языке. Считается, что больше всего орфографических и пунктуационных ошибок связано именно с ними. Это объясняется с тем, что ученые до сих пор не решили, к какой категории их отнести - к самостоятельной или нет. Большинство своих признаков они позаимствовали от глагола. А потому, выполняя причастия и деепричастия, мы увидим, как они схожи со своим «прародителем».

Однако наличие собственных грамматических категорий позволяет называть их самостоятельными частями. При такой спорной ситуации однозначного мнения лингвистов, к сожалению, нет. Но при этом как деепричастный, так и причастный обороты имеют собственный план морфологического анализа. Это еще раз показывает, какими особенными являются эти группы речи.

Признаки

Теперь можно перейти к тому, чтобы детально изучить морфологический разбор деепричастия. Примеры таких работ приведем далее. К признакам этой части, обозначающей добавочное действие, относятся вид, а также возвратность. Рассмотрим их подробнее.

Несовершенный вид обозначает такое действие, которое еще завершилось к определенному моменту. Отличительным его вопросом является «что делать?» у глагола и «что делая?» у деепричастия.

Например: говорить - говоря.

Эту форму употребляют тогда, когда процесс действия еще протекает или происходил когда-то в прошлом, но еще не закончился.

Следующий вид называют совершенным. Уже по его наименованию понятно, что он противоположен по значению несовершенному. Этот вид передает действие, законченное к моменту времени. Вопрос, характерный для него - «что сделав?».

Например: Прибежать (что сделать?) - глагол, прибежав (что сделав?) - деепричастие.

Например: любоваться (глагол) - любуясь (деепричастие).

Синтаксические особенности

Деепричастия, примеры которого рассмотрим после изучения всех его деталей, - задание не из легких. После изучения его признаков можно перейти к которую оно играет. Поскольку основной чертой деепричастия является неизменяемость, позаимствованная от наречия, то и вопросы у них будут схожими. В предложении оно, как правило, играет роль обстоятельства.

Например: Гуляя по улице без шапки, ребенок заболел простудой.

Задаем вопрос от глагола «заболел» к деепричастию «гуляя» (как?). Таким образом, оно является обстоятельством, обозначающим образ действия.

Но стоит принять во внимание тот факт, что оно не является одиночным. То есть у этого деепричастия в данном примере есть зависящие от него слова: гуляя (где?) - по улице и гуляя (как?) - без шапки. А, как известно, их наличие говорит о том, что перед нами находится В этом предложении оно выражено деепричастным оборотом. Как же поступить в таком случае, приступая к подчеркиванию этого члена предложения? Без сомнения, выделяйте всю конструкцию оборота как обстоятельство. В лингвистике приято подчеркивать его пунктиром с точками между ним. Не забывайте, что такой оборот всегда выделяют запятыми. При этом неважно, в какой позиции находится главное для него слово.

План разбора

Самое время выполнить морфологический разбор деепричастия. Образец приведем сразу же после составления четкого алгоритма.

  • Определяем часть речи, задав вопрос (что делая? Что сделав?).
  • Ставим слово в начальную форму, определяя глагол, который его образовал, и характерный суффикс.
  • Анализируем морфологические признаки: определяем вид (сов./несов.), смотрим на суффикс и констатируем возвратность при наличии -ся.
  • Выполняем характеристику этой части речи как члена предложения.

Такой несложный план имеет морфологический разбор деепричастия.

Примеры

Собрав необходимую информацию об этой части речи, можно переходить к ее анализу.

Рассмотрим пример: Звонко журча, побежали с наступлением весны ручьи.

В данном предложении проведем морфологический разбор деепричастия «журча».

  • Что делая? - Журча (деепричастие).
  • Находим признаки. Вид несовершенный, так как оно отвечает на вопрос «что делая?». Действие является незаконченным, продолжающимся в тот период времени. Поскольку суффикс -ся отсутствует, это деепричастие является невозвратным.
  • Синтаксическая роль - это обстоятельство. Во-первых, оно зависит от глагола, во-вторых, имеет при себе зависимые слова и входит в состав оборота (журча звонко). Согласно этому целиком выделяем его как обособленное обстоятельство.

Следующий пример, который мы проанализируем, такой: Ветер обдувал лес прохладой, шелестя листвой деревьев.

Здесь нам необходимо выполнить морфологический разбор деепричастия «шелестя».

  • Что делая? - шелестя (деепричастие).
  • Находим признаки. Вид несовершенный, потому как слово отвечает на вопрос «что делая?». Образовано от глагола «журчать» плюс суффикс -а. Отсутствие суффикса -ся подтверждает, что деепричастие невозвратное.
  • В предложении является обстоятельством. Оно зависит от глагола «обдувал» и отвечает на вопрос «как?».

Кроме того, оно подчиняет себе словосочетание «листва деревьев». Это говорит о том, что перед нами Подчеркнем его целиком пунктиром с точками.

Заключение

В данной статье мы изучили одну из самых необычных частей речи. Рассмотрев деепричастие с разных сторон, мы смогли провести его анализ, а также составить алгоритм его выполнения. Если знать все тонкости, то никаких трудностей при разборе возникнуть не должно. Желаем вам удачи в этой работе!

План разбора деепричастий

I. Часть речи, общее значение.

II. Морфологические признаки.

1. Неизменяемость. 2. Вид.

III. Синтаксическая роль

Образец разбора

Он ушибся, упав с лошади. (Тургенев.)

Устный разбор

Упав – деепричастие.

Во-первых, обозначает добавочное действие: ушибся (что сделав?), упав.

Во-вторых, имеет следующие морфологические признаки: неизменяемое, совершенного вида.

В-третьих, в предложении является обстоятельством.

Письменный разбор

I. Упав – деепричастие.

II.ушибся (что сделав?) упав.

Пост.: неизм.

Непост.: сов. вид

III. ушибся (что сделав?) упав.

─ ·─ ·

Лодорский водопад

Кипя,
Шипя,
Журча,
Ворча,
Струясь,
Крутясь,
Сливаясь,
Вздымаясь,
Вздуваясь,
Мелькая, шурша,
Резвясь и спеша,
Скользя, обнимаясь,
Делясь и встречаясь,
Ласкаясь, бунтуя, летя,
Играя, дробясь, шелестя,
Блистая, взлетая, шатаясь,
Сплетаясь, звеня, клокоча,
Взвиваясь, вертясь, грохоча,
Морщинясь, волнуясь, катаясь,
Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,
Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,
Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,
Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,
Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре, -
Так падают бурные волны в сверкающем быстром Лодоре!

Роберт Саути

Вывод: обозначая добавочное действие, деепричастие украшает нашу речь, заставляет обратить внимание на незаметные, на первый взгляд, детали. Именно при помощи деепричастий удалось автору описать неукротимую природную стихию, показать могущество и великолепие водопада.

Тест по теме «Причастие. Деепричастие»

1. Продолжите предложение: Причастие – это_____________________ форма _____________ , которая обозначает_______________________



2. Продолжите предложение: Деепричастие – это_____________________ форма _______, которая обозначает____

И имеет свойства___________________________

3. Продолжите предложение: Деепричастие отвечает на вопросы_________

4. Продолжите предложение: Причастие отвечает на вопросы___________

5. Укажите, признаки какой части речи имеет деепричастие:

а) глагола и прилагательного

б) наречия и прилагательного

в) глагола и наречия

6. Укажите, признаки какой части речи имеет причастие:

а) глагола и прилагательного

б) наречия и прилагательного

в) глагола и наречия

7. Деепричастие –

а) изменяемая часть речи

б) неизменяемая часть речи

в) служебная часть речи

8. Причастие –

а) изменяемая часть речи

б) неизменяемая часть речи

в) служебная часть речи

9. Перечислить признаки глагола и прилагательного у причастия:

___________________________________________________________

Прилагательное______________________________________________

_____________________________________________________________

10. Перечислить признаки глагола и наречия у деепричастия:

Глагол______________________________________________________

___________________________________________________________

Наречие______________________________________________

_____________________________________________________________

11. Суффиксы действительных причастий ________________________

________________________________________________________________

12. Суффиксы страдательных причастий ________________________

13. Причастный оборот – это ______________________________________

__________________________________________________________________

14. Деепричастный оборот – это_____________________________________

__________________________________________________________________

15. Причастия бывают ________________________________ и __________

______________________________________________

16. Сколько Н имеют краткие страдательные причастия?_______________

17. Суффиксы деепричастий несовершенного вида ___________________

18. Суффиксы деепричастий совершенного вида______________________

19. Продолжите предложение:

Деепричастия образуются от глаголов с помощью суффиксов_____________

__________________________________________________________________

20. Укажите признак (или признаки) глагола, которых нет у деепричастия:

б) возвратность

21. Проведите морфемный анализ причастий и деепричастий: искрящегося снега, моросящему дождю, снизив цену, думая о будущем, согретый обед, пробираться сквозь заросли, незатихающей бури, спетая песня, посиневшая полоска неба, сказав правду, сидя в машине, согревающий чай, забравшись в шалаш, негнущихся ног.

22. Составьте и запишите, расставляя знаки препинания, предложение с причастным оборотом. Причастный оборот выделите как член предложения. _____________________________________________________________________________

23. Составьте и запишите, расставляя знаки препинания, предложение с деепричастным оборотом. Деепричастный оборот подчеркните как член предложения.__________________ __________________________________________________________________________________

24. Определите, в каком словосочетании причастие употреблено в переносном значении. Составьте и запишите предложение со словосочетанием, в котором причастие употреблено в прямом значении. распущенные волосы - распущенные дети, бегающие ребята - бегающие глаза, блестящий предмет - блестящий успех, открытая дверь - открытая душа, погасшая лампочка - погасшая улыбка, ограниченное движение - ограниченный человек. _____________________________________________

________________________________________________________________________________

25. Найдите ошибки в употреблении причастий и деепричастий. Запишите предложения в исправленном виде. 1) Начавший дождь спутал все планы на отдых за городом. 2) Нам было дадено задание на лето. З) Заметя волнение собеседника, я остановился. 4) Поевши вволю, ему захотелось спать. _____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

26. Укажите глагол, от которого деепричастие образовать нельзя.

а) Волноваться.

в) Беречься.

с) Шептать.

27. Укажите предложение, в котором деепричастие не обособляется.

а) К рассвету догорев погасла лампа. в) Облака уходят тая в завлекательную даль. с) Отдыхают журавли обычно стоя. д) Пошумев река успокоилась вновь легла в берега.

е) Промелькнул гремя Чонгарский мост.

28. Укажите простые предложения, осложненные деепричастным и причастным оборотами.

по-осеннему.

в) Юноши невольно откинулись в седлах словно отшатнувшись от холода которым повеяло на них от этих древних могил.

с) Иртыш делает здесь большую излучину образуя широкий залив очень удобный для зимней стоянки пароходов и барж. д) Аскар сидя в телеге начал напевать песню Абая о весне но его сбила звонкая трель жаворонка трепетавшего крыльями в вышине. е) Ручьи журча и извиваясь и меж собой перекликаясь в долину гулкую спешат.

29. Укажите слово с -нн-.

а) Кипяче...ая вода.

в) Незва. . .ые гости.

с) Нестриже...ый газон.

д) Стриже.. .ная голова.

е) Неподстриже. ..ый мальчик.

Наречие как часть речи

Наречие - это самостоятельная (знаменательная) часть речи, которая обозначает признак действия, признак предмета или другого признака.

Признак действия обозначают наречия, которые присоединяются к глаголу или деепричастию. Учитесь (как?) крепко, живите (как?) дружно.

Признак предмета обозначают наречия, которые присоединяются к имени существительному: прогулка (какая?) пешком, движение (какое?) вперёд,

Признак другого признака обозначают наречия, которые присоединяются:

к прилагательному: весьма спорный вопрос, очень высокое дерево;

к причастию: Деревья были сплошь увешаны кистями черешен;

к наречию : Утро такое милое, ясное, но мне немножечко грустно.

Наречия не изменяются, то есть не склоняются и не спрягаются.

Пусть будет в жизни всё прекрасно!

Изящно, сладко, нежно, страстно!

Блестяще, ярко, фантастично,

Красиво, модно и практично.

Беспечно, вкусно, аппетитно,

Необычайно, колоритно,

Удачно, просто, безупречно,

И с удовольствием, конечно!

Слово наречие в древнерусском языке имело несколько значений, в том числе и «говорить». От слова речь образовались слова нарекать, речистый и наречие, которое буквально переводится с латинского advepbium – «приглаголие». Как видим, между наречием и глаголом самая тесная связь. Учёные подсчитали, что наречие на 70% примыкает к глаголу.

Иногда бывает вам желательно
Действие иль признак пояснить.
Это значит: нужно обязательно
Вам наречие на пользу пригласить. (Пётр Чесноков)

82. Найдите наречия. Определите ихзначения.

1. Я наклонился к проталинке и стал внимательно осматривать этот первый клочок оттаявшей земли. 2. Он нисколько не страшный. 3. Машина взвилась кверху и исчезла. 4. Потом понесло тёплым ветром, надвинулись тучи, и три дня и три ночи лил бурный и тёплый дождь. 5. Гаврила сгоряча велел поднять весь дом. 6. Всех его расспросов я передать не могу, да и незачем.

КЛАССИФИКАЦИЯ НАРЕЧИЙ

ОТЫМЁННЫЕ НАРЕЧИЯ ПРИМЕРЫ
Определительные(могут относиться не только к глаголу, но и к наречию, существительному, слову категории состояния, характеризуя их с разных сторон):
качественные грустно, странно, чудовищно, страшно, быстро, правильно
количественные много, мало, чуть-чуть, вдвойне, втройне, трижды, вшестером, очень, весьма, совершенно, абсолютно
образа и способа действия бегом, галопом, шагом, вплавь, вперемешку, вхолостую, навзничь, наверняка
Обстоятельственные(чаще всего относятся к глаголу):
места вдали, вблизи, назад, издали, навстречу, сбоку
времени вчера, сегодня, завтра, днём, ночью, утром, весной, иногда, сейчас
причины сгоряча, сдуру, сослепу, поневоле, недаром
цели специально, нарочно, назло, наперекор, в шутку, умышленно
Местоимённые (как и местоимения, не называют признак, а только указывают на него; в отличие от местоимений, местоимённые наречия НЕ ИЗМЕНЯЮТСЯ):
указательные там, туда, оттуда, сюда, здесь, так, тогда, потому, поэтому, затем
определительные всегда, иногда, везде, всюду, повсюду
вопросительно-относительные как, где, куда, откуда, когда, почему, зачем, отчего
неопределённые как-то, как-нибудь, кое-как, где-то, где-либо, где-нибудь, кое-где, когда-то, когда-нибудь, когда-либо, зачем-то, почему-то
отрицательные. никак, нигде, негде, ниоткуда, неоткуда, никуда, некуда, никогда, некогда, незачем
НЕ С НАРЕЧИЯМИ
слитно раздельно
1. не употребляется без не: небрежно, нелепо, неуклюже 1. имеется или подразумевается противопоставление с союзом а: Он говорил не громко, а шёпотом.
2. образует новое слово, к которому можно подобрать синоним: нетрудно догадаться = легко 2. если частица служит не для образования новых слов, а для отрицания: догадаться не трудно (нет большой трудности, но нет и легкости, простоты)
3. в отрицательных наречиях: негде, некогда 3. с наречиями не на -О (-Е): не втроем, не по-моему, не туда, не по-русски
4. в сравнительной степени: не лучше, не красивее
5. есть пояснительные слова с НИ: написано ничуть не интересно
6. есть пояснительные словавовсе, далеко, отнюдь, совсем (в значении "вовсе, отнюдь"): идти вовсе не обязательно

Побывал я однажды в стране,
Где исчезла частица НЕ.
Посмотрел я вокруг с доумением:
Что за лепое положение!
Но кругом было тихо-тихо,
И во всем была разберих а,
И на взрачной клумбе у будки
Голубые цвели забудки.
И погода стояла настная ,
И гуляла собака счастная.
И, виляя хвостом уклюже ,
Пробегала пролазные лужи.
Мне навстречу без всякого страха
Шел умытый, причесанный ряха ,
А за ряхой по травке свежей
Шли суразный дотепа и вежа.
А из школы, взявшись за ручки,
Чинным шагом вышли доучки.
И навстречу всем утром рано
Улыбалась царевна Смеяна.
Очень жаль, что только во сне
Есть страна без частицы НЕ. (С. Бондаренко)

83. Напишите не слитно или раздельно.

1. (Не)заметно они стали (не)обходимыми для меня.

2. Было решено (не)медленно уезжать.

3. Путники (не)долго любовались этой картиной.

4. Тебе придётся (не)мало потрудиться.

5. Всюду (не)устанно трудились люди.

6. Аэродром находился (не)вдалеке.

7. Я его (не)сразу заметил.

8. Я их прождал (не)меньше часа.

9. Лошади бежали (не)спеша.

10. Здесь (не)глубоко, а мелко.

11. Он уехал на короткое время, (не)надолго.

12. Он уехал не на продолжительное время, (не)надолго.

14. Мне это сделать ничуть (не)трудно.

15. Говорить это вовсе (не) обязательно.

84. Составьте словосочетания или предложения со следующими словами:

Не ярко-неярко. Не долго-недолго.
Не ясно-неясно. Не хорошо-нехорошо.
Не разумно-неразумно. Не справедливо- несправедливо.

Тест. Вариант I

1.

1. Он долгие часы лежал (не)подвижно, как раненый зверь.

2. Мы сваливать (не)вправе вину свою на жизнь.

3. Солнце грело (не)жарко, а ласково.

4. Знакомство его далеко (не)приятное.

5. Пришлось (не)ожиданно познакомиться с ней.

6. (Не)обыкновенно суровы зимы в Якутии.

7. Он понял задание (не)сразу.

8. Ученик выглядел (не)хуже всех.

9. Вглядываясь в окружающий нас мир, мы делаем (не)необыкновенно интересные открытия.

10. Надо только помнить, что если мы будем (не)бережно относиться к этому миру, то погибнем сами.

Вариант II.

1. Заполните данную ниже таблицу.

1. Жадно и (не)торопливо, желая охватить и сжать в своих объятиях все видимое, девушка посмотрела на ясное небо.

2. Справа от нас, (не)далеко, а где-то близко, журчал ручеек.

3. День выдался (не)по-зимнему теплый.

4. На свете чудеса рассеяны повсюду, да (не)везде их всякий примечал.

5. Калитку отворив чуть-чуть, выходит девушка (не)смело.

6. Новые знакомства в лесу происходят (не)редко.

7. Идти по незнакомой дороге было отнюдь (не)страшно.

8. Старые письма по почте идут (не) тише, чем новые.

9. Природа (не)слышно живет вокруг нас.

10. Высокие стебельки травы стояли (не)подвижно, как очарованные.

1. Как уже отмечалось (см. п. 3.1. Части речи. Слово и его формы), деепричастие характери-зуется в лингвистике по-разному.

Одни языковеды считают деепри-частия особой формой глагола, другие - само-стоятельной частью речи. В данном пособии мы придерживаемся последней точки зрения.

Деепричастие - самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие, объединяет в себе свойства глагола и наречия и показывает, каким образом, почему, когда совершается действие, вызванное глаголом-сказуемым.

Деепричастие отвечает на вопросы что делая? что сделав? Возможны также вопросы как? почему? каким образом? когда? и др.

Уехав, дожидаясь, увидев.

Деепричастие с зависимыми от него словами называется деепричастным оборотом .

Уехав в деревню, дожидаясь выхода на сцену, увидев брата.

Основные признаки деепричастия

А) Общее грамматическое значение Примеры
Это обозначение добавочного действия, которое показывает, как совершается действие глагола-сказуемого. Стоя у окна, он внимательно читал поданную ему записку.
Б) Морфологические признаки Примеры
Сочетание в одном слове признаков глагола и наречия.
Деепричастия образуются от глаголов и сохраняют следующие признаки глаголов:
  • переходность,
  • возвратность.
  • Ср.: думать (несовершенный вид, невозвратное) - думая; подумать (совершенный вид, невозвратное) - подумав; задуматься (совершенный вид, возвратное) - задумавшись
    Деепричастия распространяются, как глаголы. Думать о матери - думая о матери; задуматься о будущем - задумавшись о будущем; поссориться с матерью - поссорившись с матерью. .
    Деепричастия имеют следующие признаки наречий :
  • деепричастия - неизменяемые слова;
  • Читая, прочитав, решив.
  • деепричастие зависит от глагола-сказуемого.
  • Передав записку, он отошёл в сторону.
    В) Синтаксические признаки Примеры
    В предложении деепричастие зависит от глагола-сказуемого.
    В предложении деепричастие и деепричастный оборот выполняют роль обстоятельства. [Когда?] Передав записку , он отошёл в сторону .

    2. Образование деепричастий - деепричастия образуются от глаголов с помощью специальных суффиксов - -а, -я, -в, -вши, -ши :

    • деепричастия несовершенного вида образуются от основы настоящего времени с помощью суффиксов -а, -я :

      молчать : молч -ат молча ;
      решать : реша -ют решая ;

    • деепричастия совершенного вида образуются от основы инфинитива с помощью суффиксов -в, -вши, -ши :

      замолчать : замолча -ть замолчав ;
      решить : реши -ть решив ;
      заняться : заня -ть -ся → занявши сь ;
      принести : принес -ти принесши .

    3. Одиночные деепричастия могут утрачивать признаки глагола и переходить в разряд наречий. В этом случае бывшие деепричастия перестают обозначать второстепенное действие (их нельзя заменить глагольными формами, к ним обычно нельзя задать вопросы что делая? что сделав? ), а обозначают лишь признак действия, как наречия, и отвечают на вопрос как? Деепричастия, перешедшие в разряд наречий, не выделяются запятыми.

    Например: Даша слушала молча, часто закрывая глаза (Горбатов).

    Закрывая - деепричастие, так как имеет зависимые слова и может быть заменено глагольной формой (ср.: Даша слушала и часто закрывала глаза ).

    Молча - наречие, так как уже не обозначает добавочного действия (к нему задаётся один вопрос как? ; вопрос что делая? задать нельзя); в данном контексте нельзя сопоставить как равноправные действия: слушала и молчала (молчание сопровождало единственное действие - слушала ).

    4. Морфологический разбор деепричастий:

    План разбора деепричастий

    I Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.
    II Начальная форма. Морфологические признаки:
    A Постоянные морфологические признаки:
    1 вид;
    2 возвратность.
    Б Непостоянные морфологические признаки (неизменяемое слово).
    III Роль в предложении (каким членом предложения является деепричастие в данном предложении).

    Он ушибся, упав с лошади (Тургенев).

    Упав

    1. Деепричастие, так как обозначает добавочное действие; отвечает на вопросы когда? что сделав?
    2. Н. ф. - упав . Морфологические признаки:
      А) Постоянные морфологические признаки:
      1) совершенный вид;
      2) невозвратное.
      Б) Непостоянные морфологические признаки (неизменяемое слово).
    3. Образует деепричастный оборот с формой существительного с лошади ; в предложении деепричастный оборот - обстоятельство времени.

    Одним из глагольных признаков деепричастия является вид. На уроке вы научитесь образовывать деепричастия совершенного и несовершенного вида. Также вы познакомитесь с планом морфологического разбора деепричастия и отработаете его на примерах.

    Тема: Деепричастие

    Урок: Деепричастия совершенного и несовершенного вида. Морфологический разбор деепричастий

    План морфологического разбора деепричастия

    1. Часть речи, общее значение.

    2. Морфологические признаки: постоянные: неизменяемость, вид, возвратность; непостоянных признаков нет.

    3. Синтаксическая роль.

    Образец:

    Сад, все больше редея , переходя в настоящий луг, спускался к реке (А.П. Чехов). Разберем слово редея.

    1. Редея

    1. Переходя - деепричастие, обозначает добавочное действие.

    2. Морфологические признаки: неизменяемое, несов. в., невозвратное.

    3. В предложении является обстоятельством.

    Домашнее задание

    № 174; № 179; № 188 Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - М.: Просвещение, 2012.

    Задание № 1. Образуйте возможные деепричастия от данных глаголов. Выделите суффиксы деепричастий. Не забывайте о виде глаголов.

    Выполнить, мчаться, списать, хвалить, удивить, интересоваться, перейти, беречь, найти.

    Задание № 2. Выпишите деепричастия из пословиц, раскрывая скобки. Выполните морфологический разбор одного из деепричастий.

    1. (Не)давши слова, крепись, а давши, держись.

    2. (Не)зная броду, (не)суйся в воду.

    3. Рассердясь на блох, да и шубу в печь.

    4. Снявши голову, по волосам не плачут.

    5. Что имеем, не храним, потерявши, плачем.

    6. (Не)расколов ореха, ядра не съешь.

    1. Русский язык. Дидактические материалы. Раздел «Деепричастие» ().

    2. Стихи о любви классиков, стихи про любовь - стихи лучших поэтов. Правила русского языка. Деепричастие ().

    3. Интернет-портал xenoid.ru. Лекции и электронные учебники. Деепричастие ().

    Литература

    1. Разумовская М.М., Львова С.И. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. 13-е изд. - М.: Дрофа, 2009.

    2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. 34-е изд. - М.: Просвещение, 2012.

    3. Русский язык. Практика. 7 класс. Под ред. С.Н. Пименовой 19-е изд. - М.: Дрофа, 2012.

    4. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 7 класс. В 3-х ч. 8-е изд. - М.: Мнемозина, 2012.

    koreada.ru - Про автомобили - Информационный портал