Чтение рассказа Н. Сладкова «Лиса и Заяц» по ролям. Лесные сказки (Н. И. Сладков)
Когда я ещё не ходил в школу, я был очень жалостливый. Я совершенно не мог слушать про что-нибудь жалостное. Если кто кого убил, или бросил в огонь, или кто кого съел, я сразу начинал плакать. Например, злая старуха посадила в бочку царицу и царевича и бросила эту бочку в море. Я реву. Или волки съели серого козлика, и от него остались рожки да ножки. Я опять реву.
Когда я слушал сказки, я заранее, ещё до страшного места, собирался плакать. У меня кривились губы и начинал дрожать голос. Мама просто не знала, что делать, потому что я всегда просил её пропускать страшное место. За две секунды до страшного места я просил дрожащим голосом:
Это место пропусти!
И это пропусти!
Мама опять пропускала какое-нибудь преступление, и я успокаивался. И так мы с остановками и сокращениями быстро добирались до счастливого конца.
Конечно, я понимал, что сказки от этого становятся не очень интересные: во-первых, очень короткие, а во-вторых, в них почти совсем не было приключений. Но зато я мог слушать их спокойно, без слёз, и потом ночью можно было спать и не бояться.
Такие сокращённые сказки мне очень нравились. Они становились очень спокойные, как прохладный сладкий чай. Например, сказка про Красную Шапочку.
Мы с мамой так много в этой сказке пропустили, что она стала самой короткой сказкой в мире и самой счастливой. Мама так её рассказывала:
«Жила-была Красная Шапочка. Раз она напекла пирожков и пошла навестить свою бабушку. И стали они жить-поживать и добра наживать».
И я был рад, что у них всё хорошо получилось.
Особенно я переживал из-за другой сказки, про зайца. Это короткая сказка, как считалка, её все на свете знают.
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел зайчик погулять;
Вдруг охотник выбегает…
И вот тут у меня уже начинало щипать в носу а губы ехали в разные стороны: верхняя - направо, нижняя - налево.
А сказка в это время продолжалась:
Прямо в зайчика стреляет!
Пиф! Паф!
Ой-ой-ой!
Умирает зайчик мой!
Тут у меня сердце останавливалось. Я не мог понять, как же это получается. Почему этот жестокий охотник стреляет прямо в зайчика? Что зайчик ему плохого сделал? Что он - первый начал? Ведь нет! Он просто вышел погулять! А этот злодей прямо, без разговоров: пиф-паф! Из своего тяжёлого ружья! И тут из меня начинали течь слёзы, как из крана. Потому что раненный в живот зайчик кричал: ой-ой-ой!
Он кричал: «Ой-ой-ой! Прощайте, мой детки! Прощай, моя весёлая лёгкая жизнь! Прощай, красная морковка и капустка! Прощай, моя полянка, и цветы, и лес!»
Я как будто видел, как серый зайчик ложится под берёзку и умирает. Я заливался слезами и портил настроение всем, потому что меня надо было успокаивать, а я ревел и ревел…
И вот однажды ночью я лежал и думал, как было бы хорошо, если бы с ним этого не случилось! Как было бы хорошо! И я так долго думал об этом, что вдруг переделал эту историю!
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел зайчик погулять;
Вдруг охотник выбегает…
Прямо в зайчика
Не стреляет!!!
Не пиф! Не паф!
Не ой-ой-ой!
Не умирает зайчик мой!!!
Вот как хорошо! Я даже засмеялся. Как всё удачно получилось! Это было настоящее чудо. Не пиф! Не паф! Я поставил одно только «НЕ», и охотник спокойно прошёл в своих валенках мимо зайчика. И зайчик остался жить! Он опять будет утром играть на поляне, скакать и прыгать! И я лежал и улыбался в темноте и хотел рассказать маме, но боялся её разбудить. И потом заснул. А когда я проснулся, я уже знал, что никогда не буду плакать в жалостных местах, потому что в любую минуту я могу переделать всё по-своему, и всё будет хорошо. Надо только сказать: «Не пиф! Не паф!»
НИКОЛАЙ СЛАДКОВ (1920–1996). Лесные шорохи
СОРОКА И МЕДВЕДЬ
Эй, Медведь, ты днём что делаешь?
Я-то? Да ем.
А ночью?
И ночью ем.
А утром?
И утром.
А вечером?
И вечером ем.
Когда же ты тогда не ешь?
Когда сыт бываю.
А когда же ты сытым бываешь?
Да никогда…
СОРОКА И ЗАЯЦ
Вот бы тебе, Заяц, да лисьи зубы!
Э-э, Сорока, всё равно плохо…
Вот бы тебе, серый, да волчьи ноги!
Э-э, Сорока, невелико счастье…
Вот бы тебе, косой, да рысьи когти!
Э-э, Сорока, что мне клыки да когти? Душа-то у меня всё равно заячья…
ЛИСА И МЫШЬ
Мышка-трусишка, ты треска боишься?
Ни крошечки не боюсь.
А громкого топота?
Ни капельки не боюсь!
А страшного рёва?
Нисколечко не боюсь!
А чего ж ты тогда боишься?
Да тихого шороха…
КТО КАК СПИТ
Ты, Заяц, как спишь?
Как положено - лёжа.
А ты, Тетёрка, как?
А я сидя.
А ты, Цапля?
А я стоя.
Выходит, друзья, что я, Летучая мышь, ловчее всех вас сплю, удобнее всех отдыхаю!
А как же ты, Летучая мышь, спишь-отдыхаешь?
Да вниз головой…
ЛИСИЦА И ЁЖ
Всем ты, Ёж, хорош и пригож, да вот колючки тебе не к лицу!
А что, Лиса, я с колючками некрасивый, что ли?
Да не то чтоб некрасивый…
Может, я с колючками неуклюжий?
Да не то чтоб неуклюжий!
Ну так какой же я такой с колючками-то?!
Да какой-то ты с ними, брат, несъедобный…
СОРОКА И ЗАЯЦ
Слушай, Заяц, все говорят, что осина страсть горькая. А ты, смотрю, грызёшь её и даже не жмуришься!
А я, Сорока, осинку на третье блюдо употребляю. Когда на первое только воздух свежий, на второе - прыжки по снегу, так и горькая осина на третье слаще мёда покажется!
ОДУВАНЧИК И ДОЖДЬ
Ура! Караул! Ура! Караул!
Что с тобой, Одуванчик? Уж не заболел ли? Ишь жёлтый весь! Чего ты то «ура», то «караул» кричишь?
Закричишь тут!.. Корни мои рады тебе, Дождю, радёшеньки, всё «ура» кричат, а цветок «караул» кричит - боится, что пыльцу испортишь. Вот я и растерялся - ура, караул, ура, караул!
КРОТ И ФИЛИН
Слушай, Филин, неужели ты меня проглотить можешь?
Могу, Крот, могу. Я такой.
Неужто и зайчонка протолкнёшь?
И зайчонка протолкну.
Ну а ежа? Хе-хе…
И ежа проглочу.
Ишь ты! А как же колючки?
А колючки выплюну.
Смотри какой молодец! А медведь вон на ежа даже сесть боится…
— Сорока и Волк; Медовый дождь; Рыбьи пляски!
Сорока и Волк
– Эй, Волк, чего ты хмурый такой?
– От голода.
– И рёбра торчат, выпирают?
– От голода.
– А воешь отчего?
– От голода.
– Вот и говори с тобой! Заладил, как сорока: «от голода», «от голода», «от голода»! Чего это ты нынче такой неразговорчивый?
– От голода…
Медовый дождь
На небе ни облачка, а по листьям дождь шуршит! Листья мокрые и блестящие, капельки с листьев скатываются в траву. И на лицо капли падают. Вытираю лицо ладонью и чувствую на губах… вкус мёда! Выставил под дождь ладонь, лизнул, понюхал – так и есть: мёд. Шуршит в лесу дождь медовый, на траве роса медвяная!
А пчёл не видно, и на небе ни облачка…
Смотрю растерянно по сторонам.
На мокрые листья садятся полосатые, как тигры, осы и шершни. По сырым травинкам карабкаются шустрые муравьи.
И муравьи, и осы сосут медовые капли.
И вдруг понимаю, что дождинки медовые не с неба падают, а с листьев клёна! Нависли клёны как туча зелёная, из-под каждого листа падают капли. А из-под дерева – дождь!
Оказалось, на изнанке листьев расселись тли, уткнули в лист хоботки и сосут сладкий кленовый сок. Неисчислимые стада тлей! И все сосут. Сок вытекает, тли роняют капельки – шумит сладкий древесный дождь!
Для всех сладкоежек июнь в лесу – медовый месяц.
Рыбьи пляски
До восхода висело над горизонтом лиловое облачко с огненным ободком. Солнце поднялось багровое, и всё – земля и небо – окрасилось в красный цвет.
Сижу под ивовым кустом с узкими красными листьями. Над головой свистят крылья уток, и крылья у них снизу – розовые.
Необыкновенный рассвет!
Красные волны дробятся в красной реке. Алые клубы пара шевелятся над волной. Чёрные чайки с криками мечутся в вышине, как чёрное вороньё над заревом пожара. Будто обожжённые, они заламывают крылья и падают в горящую реку, выплескивая снопы искр.
Всё ближе чайки, всё резче их крики.
И вдруг из красных волн стали выпрыгивать чёрные рыбки. Узкие, как листики ивы. Вылетят стоймя и стоймя же, хвостом вниз, падают в красную воду. Вот вылетел целый косячок и рассыпался веером. Вот опять: одна за одной, одна за одной!
Рыбьи пляски!
Гляжу во все глаза. Неужто и рыбья кровь вспыхнула в это удивительное красное утро?
А посреди реки, в сутолоке волн, движутся два чёрных пятнышка: пятнышко поменьше и пятнышко побольше. Из воды торчит плоская головка да спина горбинкой.
Вот нырнула, будто растаяла, а из воды тотчас выметнулись рыбки и заплясали: вверх-вниз, вверх-вниз!
Чайки увидали – упали, заломив крылья. Стали хватать рыбок прямо на лету.
Всё стало обыкновенным…
Солнце поднялось – и чёрные чайки стали белыми, чёрные рыбки – серебристыми, красная вода – серой. Лиловое облачко на горизонте шевельнулось и растаяло.
Хищники – чайки и выдра – вслед за пляшущими рыбками скрылись за поворотом реки.
А я сидел у коряги и записывал то, что видел.
– А всё потому, Лисонька, что уж очень у тебя шажки тихие да уж очень острые зубки!
Ястреб и Оляпка
– Ну, Оляпка, попадись: сейчас я тебя сцапаю!
– А я, Ястреб, от тебя в полынью нырну.
– А я тебя у полыньи подкараулю!
– А я во вторую полынью выскочу.
– А я у второй подкараулю!
– А я тогда в первую выскочу.
– А я… И долго ты так от полыньи к полынье будешь мотаться?
– Да пока тебе за мной гоняться не надоест!
Сорока и Волк
– Эй, Волк, чего ты хмурый такой?
– От голода.
– И рёбра торчат, выпирают?
– От голода.
– А воешь чего?
– От голода.
– Вот и говори с тобой! Заладил, как сорока, – от голода, от голода, от голода! Чего это ты нынче такой неразговорчивый?
– От голода.
Воробей и Синица
– Угадай, Синица, какое у людей самое страшное оружие?
– Э-э, не угадала!
– Опять не угадала!
– Какое же тогда, Воробей?
– Рогатка. Из пушки-то по воробьям не стреляют, а из рогатки – только успевай отскакивать! Я-то уж знаю, я-то стреляный воробей!
Сорока и Заяц
– Вот бы тебе, Заяц, да лисьи зубы!
– Э-э, Сорока, всё равно плохо…
– Вот бы тебе, серый, да волчьи ноги!
– Э-э, Сорока, невелико счастье…
– Вот бы тебе, косой, да рысьи когти!
– Э-э, Сорока, что мне клыки да когти? Душа-то у меня всё равно заячья…
Волк и Сова
– Мы, Сова, с тобой во всём одинаковые: ты серая, и я серый, у тебя когти, и я хищник. Почему же встречают нас люди по-разному? Тебя хвалят-расхваливают, меня клянут-проклинают.
– А ты, Волк, что ешь-то?
– Да всё больше жирных барашков, да козлят, да телят…
– Ну вот видишь! А я всё мышей вредных. Похожи мы с тобой по одёжке, да разные по делам!
Ласка, Белочка и Медведь
– Я, Ласочка, к зиме беленькой стала – как берёзка!
– А я, Белочка, серенькой – как осинка!
– Ну а я, Медведище, как ёлочки, – зимой и летом одним цветом!
Дятел и Тетерев
– Здравствуй, Тетерев! Со вчерашнего дня не виделись. Где летал, где спал?
– Летал я «над», спал «под».
– Что это за ребус такой: то «над», то «под»?
– Это не ребус, а снег. Летал над снегом, ночевал под снегом.
– Ишь какая у тебя жизнь развесёлая! А я, горемыка, всё «в» да «в». Летаю в лесу, прыгаю в ёлках, ночую в дупле. Ску-учно!
Свистит косая метель – белая метла дороги метёт. Дымятся сугробы и крыши. Рушатся с сосен белые водопады. Скользит по застругам яростная позёмка. Февраль летит на всех парусах!
Гонятся вихри за санями, машинами, кружат хороводы вокруг домов, заметают пути-дороги.
Тонут в белые волнах заборы. За каждым столбом – снеговорот. Над каждой елью – белые флаги.
Завевает, кружит, заносит. Свистит, скулит, воет. Лепит в глаза, в спину толкает, дышать не даёт.
Тучи-снегосыпы сыплют снег сверху. Сугробы-снеговеи веют снег снизу. Солнце запуталось в вихрях, как золотая рыба в белой сети.
Круговерть от земли и до неба!
БЮРО ЛЕСНЫХ УСЛУГ
Нагрянул в лес холодный февраль. На кусты сугробы намёл, деревья инеем опушил. А солнышко хоть и светит, да не греет.
Хорёк говорит:
– Спасайтесь кто как может!
А Сорока стрекочет:
– Опять всяк сам за себя? Опять поодиночке? Нет чтобы нас сообща против общей беды! И так уж все про нас говорят, что мы в лесу только клюёмся да грызёмся. Даже обидно…
Тут Заяц ввязался:
– Правильно Сорока стрекочет. Один в поле не воин. Предлагаю создать Бюро лесных услуг. Я вот, к примеру, куропаткам помочь могу. Я снег на озимях каждый день до земли разрываю, пусть они после меня там семена и зелень клюют – мне не жалко. Пиши меня, Сорока, в Бюро под номером первым!
– Есть-таки умная голова и в нашем лесу! – обрадовалась Сорока. – Кто следующий?
– Мы следующие! – закричали клесты. – Мы шишки на ёлках шелушим, половину шишек целыми вниз роняем. Пользуйтесь, полёвки и мыши, не жалко!
«Заяц – копатель, клесты – бросатели», – записала Сорока.
– Кто следующий?
– Нас запиши, – проворчали бобры из своей хатки. – Мы осенью столько осин навалили – на всех хватит. Приходите к нам, лоси, косули, зайцы, сочную осиновую кору да ветки глодать!
И пошло, и пошло!
Дятлы дупла свои предлагают для ночлега, во́роны приглашают на падаль, воро́ны свалки показать обещают. Сорока еле записывать успевает.
Чуткая музыка всюду живёт,
Только прислушаться надо.
– Кто из вас понимает язык животных?
– Кого боится Заяц, назовите его врагов.
– Как вы понимаете выражение «заячья душа»?
– Каким показан Заяц в этом лесном разговоре? Почему вы так решили?
ЛЕСНЫЕ ШОРОХИ
Сорока и Заяц
– Слушай, Заяц, все говорят, что осина страсть горькая. А ты, смотрю, грызёшь её и даже не жмуришься!
– А я, Сорока, осинку на третье блюдо употребляю. Когда на первое только воздух свежий, на второе – прыжки по снегу, так и горькая осина на третье слаще мёда покажется!
– Почему Заяц ел горькую осину и не жмурился? Что значат слова Зайца о том, что на первое блюдо у него только свежий воздух, на второе – прыжки по снегу?
– Какая главная мысль произведения?
На доске – иллюстрация (слайд) «Лесной разговор Лисы и Зайца».
– Прочитайте самостоятельно.
4. Творческое задание.
– Придумайте ответ Зайца Лисе. Сравните с тем, как это написано у автора.
IV. Итог урока.
Инсценировка диалога.
Заранее подготовленные дети в масках разыгрывают диалог-вывод Н. Сладкова «Заяц и Белка»:
– Ты слышал новость, Заяц?
– Я всё, Белка, слышу: эвон уши-то у меня какие!
– Так что же ты своими ушами слышал?
– Я слыхал, что тебя, Белка, Лиса съела!
– Ну, это что! А я вот слыхала, что ты, Заяц, Лису съел!
– Вот это да! Что же мне теперь делать?
– Известно что: глазам верить, а не ушам!
У природы живые краски,
Миллионы лучистых соцветий,
Для чего чудеса из сказки,
Если в жизни их можно встретить?
с. Никулин
Сравнение произведений Н. Сладкова и Е. Чарушина.
Урок 21
Н. НОСОВ «ЗАТЕЙНИКИ»
Цели: познакомить с рассказом Н. Носова «Затейники»; развивать навыки беглого и правильного выразительного чтения; учить с помощью интонации передавать настроение и чувства героев, составлять план рас-сказа.
Ход урока
I. Организационный момент.
− Отгадайте загадку:
Он не знает ничего.
Вы все знаете его.
Мне ответьте без утайки,
Как зовут его? ... (Незнайка.)
II. Объявление темы урока.
На доске: рисунок с изображением Незнайки; выставка книг о сказочном герое.
− Какие книжки про Незнайку вы знаете? («Незнайка в цветочном городе», «Незнайка в солнечном городе», «Незнайка на Луне».)
− Кто придумал Незнайку и его друзей из Цветочного города? (Это писатель Николай Николаевич Носов.)
− Если вы составите слово из данных слогов, то узнаете название рас-сказа Н. Носова.
На доске:ТЕЙ ЗА КИ НИ
− Какое слово получилось?(Затейники.)
− На уроке прочитаем рассказ «Затейники», составим его план.
III. Работа по теме урока.
− Ребята, а кого называют затейниками? (Тех, кто затевает интересные дела или игры.)
− Подберите синонимы к слову «затейники». (Фантазеры, выдумщики, организаторы, весельчаки.)
Первичное чтение рассказа «Затейники» учителем.
– «Затейники» – первый рассказ, написанный Н. Носовым.
– Что вас рассмешило в этом рассказе? Что удивило?
Выборочное чтение.
− Кто герои рассказа? Назовите их имена. Большие они или маленькие?
– Какую игру затеяли ребята? Что они для этого сделали?
– Чего испугались ребята? Как об этом написано в рассказе?
– Почему ребята больше не стали играть в «Три поросёнка»?
– Доводилось ли вам играть в страшные и смешные истории из книг? Какие игры знаете вы?
– Стихотворение А. Барто познакомит вас с игрой, которая называется «Гуси-лебеди».
Стихотворение читает учитель или заранее подготовленные дети:
Малыши среди двора
Хоровод водили,
В «гуси-лебеди» игра,
Серый волк – Василий.
– Гуси-лебеди, домой!
Серый волк под горой!
Волк на них и не глядит,
Волк на лавочке сидит.
Собрались вокруг него
Лебеди и гуси.
– Почему ты нас не ешь? –
Говорит Маруся.
– Раз ты волк, так ты не трусь! –
Закричал на волка гусь. –
От такого волка
Никакого толка!
Волк ответил:
– Я не трушу,
Нападу на вас сейчас,
Я доем сначала грушу,
А потом примусь за вас!
А. Барто
Беседа по вопросам учебника.
Подбор заголовка с использованием малых фольклорных форм.
5. Составление плана и пересказ текста.
1. Чтение сказки «Три поросёнка».
2. Постройка домика.
3. Может быть, это серый волк?
4. Так и не стали играть в «три поросёнка».
− Используя план, перескажите рассказ по цепочке.
– Получилось ли у вас так же смешно, таинственно, страшно, как у автора? Почему? (Н. Носов использует диалоги, они делают рассказ смешным и интересным.)
Чтение рассказа по ролям.
– Прочитайте рассказ про себя и обозначьте карандашом роли. Обязательно ли читать слова автора? Какие из них можно не читать? Возьмите их карандашом в скобки.
– Подумайте, как (с какой интонацией) нужно произносить слова героев в каждом эпизоде.
IV. Итог урока.
− Интересным ли был для вас урок? Почему?
− У Н. Н. Носова много других произведений о детях. Книги писателя вы можете взять в библиотеке.
Учитель знакомит детей с выставкой книг Н. Носова.
Урок 22
Г. САПГИР «ЛЮДОЕД И ПРИНЦЕССА,
ИЛИ ВСЁ НАОБОРОТ»
Цели: познакомить с произведением Г. Сапгира «Людоед и принцесса, или Всё наоборот»; воспитывать положительное отношение к чтению.
Ход урока
I. Организационный момент.
− Настал новый день. Я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь друг другу. Мы спокойны и добры, приветливы и дружны.
II. Объявление темы урока.
− На уроке познакомимся со стихотворением-сказкой Г. Сапгира «Людоед и принцесса, или Всё наоборот». Г. Сапгир писал стихи для взрослых, но узнали его именно как детского поэта. А начиналось все так…
«В 1960-е годы в Москве жило-было издательство, выпускавшее книжки для самых маленьких. Оно так и называлось – «Малыш». В этом издательстве жил-был главный редактор по имени дядя Юра, а если по-взрослому – Юрий Павлович Тимофеев. Он-то и попросил как-то раз поэта Генриха Сапгира: «А напиши-ка ты для нас стихи!»
– О чем? – спросил Сапгир.
– О чем угодно. Ну, например, о том, что на дворе апрель.
– А если апрель, то можно я напишу про котов?
– Хорошо, – сказал дядя Юра.
И получились такие стихи:
Мяу! Наконец тепло. Весна.
В апреле кошкам не до сна.
Не понимаю, как в апреле
Ребята могут спать в постели.
Гуляли бы себе по крышам
Под месяцем большим и рыжим.
− И после этого детские стихи посыпались у Сапгира, как яблоки с яблони, если её потрясти. Так появились на белый свет “Людоед и принцесса, или Всё наоборот”».
Кира Сапгир
III. Работа по теме урока.