Г. Вернадский. Жизнь и труды Г.В. Древняя Русь. История России. Библиотека. Биография Г в вернадский исторические карты

Жизнь и труды Г.В. Вернадского

Борис Николаев

Расколотая в октябре 1917 г. на красных и белых Россия в братоубийственной борьбе теряла своих лучших сынов как с той, так и с другой стороны. Судьба уготовила одним из них смерть, другим – изгнание, третьим – забвение. Многие из бежавших, несмотря на невзгоды смутных лет, потерю родных, близких, и, наконец, Родины, смогли не только выжить, не утратив человеческого достоинства, но и сохранили свой талант, энергию и работоспособность. Находясь вдали от России, они продолжали работать во славу Отечества. Их имена невозможно ни оболгать, ни замолчать. В этом ряду находится и замечательный русский историк Георгий Владимирович Вернадский, ставший, по признанию одного из его критиков, столпом новейшей историографии США .
20 августа 1887 г. у Владимира Ивановича Вернадского родился сын. Роды были трудными, и врачи всерьез опасались за жизнь матери и ребенка. К счастью, все обошлось. Мальчик родился здоровым и крепким. В честь деда-сенатора его назвали Георгием . Смышленый мальчуган, всеобщий любимец, получивший домашнее воспитание, хорошо учился в гимназии. Особенно ему нравились уроки истории, которые вел Яков Лазаревич Барсков, ученик великого Ключевского. Я.Л. Барсков добивался от гимназистов не только знания предмета, но и его понимания, учил самостоятельно мыслить. Владимир Иванович, заметив склонность сына к истории, всячески старался поощрять и развивать его интересы, поэтому у молодого Вернадского не было сомнений в выборе жизненного пути, и после окончания гимназии, в 1905 году, он становится студентом историко-филологического факультета Московского университета.
Осенью 1905 года Москва бурлила. Занятия в университете были нерегулярными, постоянно срывались частью крайне лево настроенных студентов. Посоветовавшись с отцом, Георгий уезжает в Германию, чтобы там продолжить обучение. Но уже через полгода, осенью 1906 г., он возвращается в Москву и продолжает занятия в университете. Революционная волна пошла на спад, жизнь постепенно нормализовалась .
Политика мало интересовала молодого Вернадского, и тем не менее он не мог не определить своих взглядов на происходящие события. Как и большинство либерально настроенной интеллигенции, Георгий ратовал за перемены в стране, но он всегда был против крайних, экстремистских методов достижения цели. В университете он вступает в студенческую фракцию Партии народной свободы, более известную под названием партии кадетов. Оставаясь приверженцем либеральных демократических идей, он не участвует в политике, его все больше и больше привлекает академическая карьера. Этому способствовали и такие прекрасные преподаватели как В.О. Ключевский, Ю.В. Готье, Р.Ю. Виппер, А.А. Кизеветтер; большое впечатление на него произвели труды С.Ф. Платонова. В студенческие годы Георгий Вернадский попробовал себя и в роли преподавателя – читал русскую историю на рабочих курсах в Дорогомилове. Ездил в Мытищи, в воскресную школу, где всегда с нетерпением ждали и внимательно слушали его рассказы о далеком прошлом.
В 1910 году Г.В. Вернадский закончил университет и решил продолжить изучение истории. Но оснований, чтобы остаться в университете для подготовки к званию профессора, у него не было, и он решает начать самостоятельные исследования по истории Сибири. Результатом кропотливой работы в московском архиве Министерства юстиции стали три статьи о продвижении русских в Сибирь. Но сдать экзамены и защитить диссертацию на степень магистра в Московском университете он уже не мог, поскольку в 1911 году после университетских волнений из Alma Mater ушли его любимые педагоги Д.М. Петрушевский и А.А. Кизеветтер. Покинул университет и переехал в Петербург и его отец. Поэтому Георгий обращается к преподавателю Санкт-Петербургского университета С.Ф. Платонову с просьбой стать его научным руководителем.
Переезд в столицу и удаленность от московских архивов заставили Вернадского изменить тему диссертации. И вновь сильнейшее влияние он испытал со стороны своего бывшего гимназического учителя Я.Л. Барскова, которого встретил в Петербурге. Яков Лазаревич убедил Георгия заняться изучением истории масонства при Екатерине II . Научное мировоззрение Г.В. Вернадского формировалось и на вечерах, которые устраивали С.Ф. Платонов, А.С. Лаппо-Данилевский, С.Ф. Рождественский. На квартирах этих маститых ученых собирались их молодые ученики и увлеченно спорили о прошлом, настоящем и будущем России.
Весной 1914 года – после пробной лекции – Георгий Владимирович был принят в число приват-доцентов Санкт-Петербургского университета и получил право на чтение лекций, проведение семинаров по русской истории . В начале 1917 года его диссертация была готова, и ему посоветовали опубликовать ее к моменту защиты. В мае исследование Вернадского «Русское масонство в царствование Екатерины II» было издано, и на 22 октября назначена защита.
При содействии С.Ф. Платонова, Георгий Владимирович получает место профессора русской истории в Омском политехническом институте. Но в Перми, на полпути к Омску, где Г.В. Вернадский вынужден был задержаться из-за нескончаемых забастовок на железной дороге, ему предложили преподавать русскую историю нового периода в местном университете. Пермь понравилась молодому профессору, и он решает остаться. Однако в октябре на короткое время он возвращается в Петроград, чтобы защитить магистерскую диссертацию. Защита прошла успешно, и после двухдневного пребывания в кругу семьи, утром 25 октября, Георгий Владимирович уезжает в Пермь. И только там, от жены, Вернадский узнал, что в Петрограде за то короткое время, что он находился в пути, произошел большевистский переворот.
Пермь еще оставалась нетронутым уголком старой России. Здесь было тихо, в лавках и магазинчиках еще продавались продукты, жизнь текла размеренно, как будто революционные события в Петрограде и Москве происходили где-то в другом мире. Георгий Владимирович читал лекции в университете, вел научную работу. Он участвовал в создании «Общества философии, исторических и социальных знаний» при университете, редактирует первый сборник трудов этого общества.
В январе 1918 года в Перми устанавливается Советская власть. Имя Г.В. Вернадского вносится в списки неблагонадежных. Сейчас трудно понять, что привлекло внимание ЧК к молодому профессору истории. Может быть, его полузабытое участие в студенческой организации партии кадетов, или же публикация биографии одного из лидеров Временного правительства, а может, неосторожные высказывания на лекциях, или его непролетарское происхождение. А может быть, все вместе взятое. В мае друзья предупредили Вернадского о грозящем аресте, и Георгий Владимирович счел за лучшее уехать из Перми сначала на лето в глухую деревню, а затем на Украину, в Киев, где жили его родители . При содействии отца он получил место профессора в Таврическом университете и переехал в Симферополь. Наряду с преподавательской работой, Вернадский активно сотрудничает с таврическим архивом: занимается разбором и публикацией документов Г.А. Потемкина. В сентябре 1920 г. Георгий Владимирович занял пост начальника отдела печати в правительстве генерала Врангеля, что и предопределило его дальнейшую судьбу: он должен был покинуть Россию. 30 октября Вернадский с женой отплывает в Константинополь, а оттуда – в Афины, где прожил целый год, работая в библиотеке Греческой археологической ассоциации.
В среде русских эмигрантов Георгий Владимирович выделялся умеренными взглядами: для него были неприемлемы крайние меры политической борьбы, вражда между многочисленными эмигрантскими группировками, модернистские тенденции в православной церкви, затронувшие часть верующих. Эти качества способствовали тому, что в ноябре 1921 г. Вернадский был делегирован на Карловицкий Собор от православной русской общины Афин. Работой Собора он остался недоволен, так как, по его мнению, делегаты больше обсуждали политические вопросы, а не состояние русской православной церкви.
После возвращения в Афины Г.В. Вернадский получил приглашение занять место профессора Русского юридического факультета Карлова университета в Праге, и в феврале 1922 г. он переехал в Чехословакию.
В начале 20-х годов Прага была одним из центров русской эмиграции. Этому способствовала и так называемая «Русская акция» (финансовая поддержка чехословацким правительством беженцев из России), благодаря которой возник целый ряд научных учреждений, таких как Русская народная библиотека (1921), Русский институт (1922), Русский юридический факультет при Карповом университете (1922), Русское историческое общество (1925) и другие. Наиболее значительным из них был Семинар (позднее Институт) им. Н.П. Кондакова . Основанный уже после смерти этого выдающегося историка средневекового искусства и византиниста в 1925 году, Семинар работал до 1945 г. Издаваемые им труды по истории русского и византийского искусства, по археологии и истории получили мировую известность и признание. Идеи Н.П. Кондакова о взаимосвязи степной, византийской и славянской культур оказали существенное влияние на научное мировоззрение Вернадского. Георгий Владимирович стал активным участником Семинара, и даже после своего отъезда в США не порвал связи с ним.
Не менее важным событием в жизни и деятельности Вернадского стало знакомство с лидерами евразийского движения и в первую очередь с П.Н. Савицким. Евразийство как направление русской мысли оформилось в 1921 году в Софии, когда четверо молодых эмигрантов из России выпустили в свет сборник статей «Исход к Востоку». Это были П.Н. Савицкий, Н.С. Трубецкой, Г.В. Флоровский, П.П. Сувчинский. В разное время к ним присоединились многие видные деятели русской эмиграции. Получив прекрасное образование и сформировавшись как личности в старой России, они были вынуждены работать в совершенно новых условиях, это определило их мировоззрение, необычайную широту интересов.
Россия – Евразия признавалась ими как особый географический, этнический и культурно-исторический мир. Отсюда логически вытекало утверждение «самостоятельной ценности русской национальной стихии». Россия, заявляли евразийцы, не принадлежит ни Востоку, ни Западу. Эти мысли соответствовали представлениям Г.В. Вернадского, и он счел необходимым подкрепить философские разработки евразийцев конкретными историческими исследованиями. Первой работой в этом направлении стала его статья «Соединение церквей» в исторической действительности", вышедшая в свет в 1923 году в евразийском сборнике «Россия и латинство».
Основой русского национального самосознания евразийцы считали православие, поэтому проблема унии с католической церковью была одной из ключевых. Вернадский подошел к рассмотрению вопроса «соединения церквей» в контексте конкретной исторической действительности. По его мнению, решить столь важную проблему формальным путем, через заключение договора, невозможно: слишком уж различны интересы церквей, взаимное недоверие усугубляют корысть и разногласия церковных иерархов. На основании исторического опыта «соединения церквей» в прошлом, Вернадский предостерегает христиан от бесконечного повторения давних исторических ошибок.
На начальной стадии евразийства его лидеры, исходя из своих профессиональных интересов, как бы поделили между собой сферы разработок. Историческая концепция разрабатывалась Г.В. Вернадским и наиболее полно была изложена в «Начертании русской истории», вышедшей в Праге, в 1927 году, на русском языке. Строго говоря, эта работа не претендовала на всеобъемлющее исследование – она носила научно-популярный характер и была рассчитана на широкую аудиторию. В основу своей концепции Вернадский заложил чисто евразийскую схему «...Жизненная энергия, заложенная в каждой народности, стремится к своему наибольшему проявлению. Каждая народность оказывает психическое и физическое давление на окружающую этническую и географическую среду. Создание народом государства и освоение им территории зависит от силы этого давления и от силы того сопротивления, которое это давление встречает. Русский народ занял свое место в истории благодаря тому, что оказывавшееся им давление было способно освоить это место» . Россия провозглашалась «евразийской» страной, так как располагалась в четырех широтных зонах: тундре, лесной зоне, степи и пустынях, являющихся географической основой русской истории. Прошлое России – Евразии сводилось к «соотношению леса и степи» . Вначале это были попытки объединения «леса» и «степи» (до 972 г.), затем (972-1238 гг.) – равная борьба «леса» (оседлых славян) и «степи» (кочевников). В монгольский период (1238-1452) «степь» победила «лес». Но уже с середины XV в. «лес», превратившийся в Московское царство (1452-1696 гг.), взял реванш над «степью», и закончилось все это объединением «леса» со «степью» (1696-1917). По мнению Г.В. Вернадского, русская историческая наука увлеклась изучением роли православной церкви и византийского духовного Наследия и прошла мимо такого очевидного факта, как «обрусение», христианизация татарщины. Георгий Владимирович утверждает, что Московское государство образовалось на развалинах Золотой Орды, что «татарский» источник русской государственной организации – определяющий. Православию и влиянию Византии он отводит роль духовного источника .
В конце 20-х гг. и без того нелегкое материальное положение русских ученых-эмигрантов ухудшается. Связано это было с тем, что чешское правительство значительно сократило субсидии – страна вступала в полосу острого кризиса. Борьба за выживание отнимала у эмигрантов много сил и времени. Из-за отсутствия средств возникли трудности с изданием работ, сложно стало получить доступ в архивы, начали закрываться русские научные учреждения, сокращаться число русских студентов." В таких условиях Г.В. Вернадский принимает приглашение Йельского университета, которому требовался специалист по русской истории. В 1927 г. Вернадские выехали в США. В первый год своего пребывания за океаном Георгий Владимирович по заказу университета пишет учебник по истории России. В 1927 г. книга была издана на английском языке, затем переведена почти на все европейские языки, она переиздавалась в Дании, Нидерландах, Аргентине и даже в Японии. Георгий Владимирович с головой окунулся в работу: его пригласили читать лекции в Гарвардском, Колумбийском, Чикагском университетах. В 1933 г. в Лондоне на английском языке вышла его книга «Ленин. Красный диктатор», которую ему заказал директор Гуверского института, его старый знакомый по Петербургу, Ф. Голдер. Вернадский ведет переписку с коллегами, оставшимися в Праге, пытается наладить сбор средств для Института им. Н.П. Кондакова .
30-е годы – время расцвета творческих сил Вернадского. Он пишет монографии: «Русская революция. 1917-32», «Политическая и дипломатическая история России». Его избирают членом «Американской академии средних веков». На русском языке выходят работы Вернадского: «Опыт Истории Евразии с VI в. до настоящего времени» (1934) и «Звенья русской культуры» (1938), в которых Георгий Владимирович продолжал развивать идею взаимодействия природных и социальных факторов в русской истории, впервые высказанную в книге «Начертание русской истории». В это же время Вернадским и его близким другом, профессором Гарвардского университета, Михаилом Михайловичем Карповичем был задуман грандиозный по своему масштабу проект: создание многотомной «Историй России». По замыслу авторов серия должна была состоять из десяти томов: первые шесть – до создания Российской империи – пишет Г. В. Вернадский, следующие четыре – с начала XIX по XX век включительно – М. М. Карпович. Несмотря на то, что проект был совместным, авторы в предисловии к первому тому подчеркнули, что каждый из них несет персональную ответственность за свою работу. Вернадский написал пять книг. Первый том – «Древняя Русь» – вышел в 1943 г., второй -"Киевская Русь" – в 1948, в 1953 г. появился третий – «Монголы и Русь», спустя 5 лет – в 1958 г. – четвертый – «Россия на пороге нового времени», и в конце шестидесятых, в 1968 г. – пятый -"Московское царство". Смерть Михаила Михайловича в 1959 году помешала завершить проект, и «История России» Вернадского и Карповича осталась «Историей» одного Вернадского.
Нужда в подобном издании была очевидна, так как «в течение последних десятилетий в области русской истории имело место внушительное накопление новых материалов первоисточников, и в монографической литературе как в России, так и в других странах, выявилось много новых существенных точек зрения». Авторы задались целью «систематически представить общий ход русской истории» с широким «использованием вновь собранного материала, так же как и результатов специальных научных исследований». Грандиозность идеи заключалась в том, что Г.В. Вернадский, впервые в зарубежной литературе, в одиночку, решился проанализировать и синтезировать результаты исследований советских историков того времени. В самом Союзе в этот период аналогов подобному проекту не существовало, а «История СССР с древнейших времен...», над которой трудился весь цвет советской исторической науки, появилась гораздо позже и в незавершенном виде.
Вернадский выступал не только в роли интерпретатора и популяризатора русской истории и советской исторической науки. В своей «Истории...» он развивал историческую концепцию, изложенную им в более ранних работах. Идея взаимосвязи природы и общества как главного двигателя всемирно-исторического процесса легла в основу его исторической концепции. По Вернадскому, своеобразие национального развития русского народа было обусловлено саморазвитием социального организма и влиянием на общество природно-географических факторов. Причем Георгий Владимирович главную роль в прогрессе материальной и духовной культуры отводил саморазвитию общества, а природно-географический фактор рассматривал лишь как элемент своеобразия. В «Истории России» получил дальнейшее развитие и тезис о влиянии «месторазвития» на исторические особенности общественных институтов, изложенный Вернадским в «Начертании русской истории».
Первая книга «Истории России» – «Древняя Русь» – вышла в 1943 году, когда США и СССР были союзниками в войне против фашистской Германии. Интерес к Советскому Союзу, к его истории и культуре был огромен, поэтому выход первой книги, как и последующих, вызвал широкий резонанс в Америке и в СССР. В Соединенных Штатах восторженные рецензии сменяли одна другую, автора называли «крупнейшим знатоком вопроса», говорили о нем как об ученом, который «дал грандиознейшую и увлекательнейшую по схеме, по подробностям и общей манере изложения картину истории евразийского мира, столь судьбоносно включавшего в себя русское месторазвитие» .
В СССР к работам Г.В. Вернадского отнеслись иначе. Первые отклики появились в 1946 г., когда две великие державы перешли от военного союза к соперничеству в разделе мира. Кроме того, для советской исторической школы концепция евразийства была неприемлема. Тем не менее рецензенты благосклонно отметили многие стороны труда Вернадского и прежде всего масштабность его работы. Позитивную оценку получили «...широкий исторический фон, увязка фактов русской истории с историей других народов и с далеким, античным и первобытным прошлым нашей страны, широкое использование разнообразных источников, особенно археологических, многочисленные ссылки на советскую литературу, вплоть до новейшей, положительные оценки, даваемые автором советской науке и трудам советских ученых» . «Проф. Вернадский, конечно, прав в том, что начинает историю России с отдаленных первобытных времен. Это внимание к отдаленным эпохам составляет, несомненно, ценную сторону труда проф. Вернадского, так как многие явления позднейших периодов уходят своими корнями в очень отдаленное прошлое» . Но это, пожалуй, все плюсы, которые подметили советские историки в трудах Г.В. Вернадского. Наибольшей критике была подвергнута концепция Георгия Владимировича. Его ругали, главным образом, за «...последовательное игнорирование важнейшего, что внесла в историографию именно советская наука», за то, что «часто сочувственно цитируя те или иные работы советских ученых (акад. Б.Д. Грекова, проф. Б.А. Рыбакова и др.), автор развивает в своей книге взгляды прямо противоположные концепциям этих исследователей» . Вернадскому вменяли в вину предложенную им периодизацию истории России, его концепцию смены «народов-господ», подчиняющих и «организующих» другие, более слабые племена, гипотезу о происхождении Русского государства, которую окрестили «новым изданием норманнской теории». Рецензии советских историков имели явную политическую окраску, впрочем, в 40-х -50-х гг. иначе быть не могло.
Конечно же, «История России» Г.В. Вернадского не бесспорна. В первой книге «Древняя Русь» внимание автора сосредоточено в основном на истории степных народов – скифов, сарматов, готов, гуннов, авар, хазар. Автор настолько подробно прослеживает появление, перемещения и исчезновение этих народов, что создается впечатление, будто он пишет историю юга России, неоправданно мало внимания уделяя истории севера. Трудно не согласиться с мнением академика М.Н. Тихомирова: «...не готы, авары или аланы создали русскую государственность, а славяне. Поэтому славяне и должны были находиться в поле внимания историка России... Между тем истории славян отведено в книге проф. Вернадского поразительно мало места.»
Некоторые проблемы истории Киевской Руси получили и трудах Вернадского новую интерпретацию. Так, например, основываясь на лингвистических данных, он придерживается гипотезы о единстве славянской (русской) и туранской (восточной) культур. Эта гипотеза и аргументы, ее подтверждающие, не были приняты большинством историков и лингвистов . Слабым местом работы Г.В. Вернадского является идеализация роли степи и кочевников в прошлом России. Особенно это проявилось в третьей книге «Истории России» – «Монголы и Русь», значительная часть которой посвящена истории монгольской империи, в то время как история Руси представлена фрагментарно, без описания обширных сфер социальной, экономической и культурной жизни России под властью монголов. Стоит, впрочем, заметить, что подобный подход характерен для евразийской концепции. Тем не менее, как бы мы ни относились к евразийству, нельзя отрицать рационализм некоторых наблюдений его последователей. Исследования отдельных сторон евразийской теории убеждают в назревшей потребности «первопрочтения» работ ее идеологов. Ряд трудов евразийцев уже стал достоянием современного читателя, однако они не могут заменить знания фундаментальных работ, содержащих собственно научно-историческую и политико-географическую аргументацию идеологии евразийства. Историческую основу евразийской концепции составляет прежде всего «История России» Г.В. Вернадского, ставшая заметным событием не только в научной жизни русской эмиграции, но и всей культуры России.

Георгий Владимирович Вернадский (1887 - 1973) - сын В. И. Вернадского. Выдающийся русский историк. Ученик В. О. Ключевского, С. Ф. Платонова, Ю. В. Готье, А. А. Кизеветтера. С 1920 года в эмиграции. Профессор русской истории Карлова университета (Чехословакия) с 1922 г. и Йельского университета (США) с 1927 г. по 1956 г. Один из теоретиков евразийского движения. Л. Н. Гумилев называл себя последователем Г. В. Вернадского.

Эта книга о том, как образовалось, крепло, развивалось и погибло первое русское государство. Возникшее в IX веке под властью Рюриковичей, воспринявшее через Византию христианскую культуру, обретшее военную силу, в период расцвета оно занимало обширную территорию между Черным и Балтийским морями. Но амбиции удельных князей раздробили его на части, а затем монгольское нашествие подвело черту под его историей.

Книга "Ленин-красный диктатор" была издана в США в 1931 году на английском языке. В ней представлен объективный взгляд Вернадского на роль В. И. Ленина в истории развития нашего государства, взгляд ученого, не подверженного политическим устремлениям.
На русском языке издается впервые.

"Монголы и Русь" - третья книга "Истории России" Г.В.Вернадского, посвященная периоду монголо-татарского нашествия, анализу его влияния на дальнейшие судьбы развития России. На основе обширного спектра источников автор предлагает читателю собственное видение социокультурных последствий вторжения монголов в Россию.

"Московское царство" - книга, завершающая "Историю России" Г.В.Вернадского. Автор повествует о событиях отечественной истории от эпохи царствования Ивана Грозного до Смутного времени и восхождении на престол и утверждении династии Романовых. На основе обширного круга источников, читатель знакомится с определяющими тенденциями экономической, социально-политической и культурной жизни России этого периода.

"Россия в средние века" - четвертая книга "Истории России" Г.В.Вернадского, посвященная периоду XV - начала XVI веков, когда происходит становление централизованного русского государства. Обращаясь к обширному кругу источников, автор рисует панораму экономической, социально-политической и культурной истории Московского царства в эпоху обретения им независимости от татаро-монголов и постепенного роста его мощи.

"Русское масонство в царствование Екатерины II" - первая крупная работа Георгия Вернадского. Она была написана как магистерская диссертация под научным руководством В. О. Ключевского, а затем, в 1917 году, незадолго до того, как революционное лихолетье вынудило автора покинуть родину, вышла из печати.

Георгий Владимирович Вернадский

Вернадский Георгий Владимирович (1887-1973) - российский общественный деятель, ученый, историк, культуролог, один из теоретиков евразийства , деятель культуры русского зарубежья. Сын В. И. Вернадского .

Параллельно с учебой в Московском университете (1906-1910) преподавал на рабочих курсах в Дорогомилово и в воскресной школе в Мытищах. Вступил в студенческую фракцию партии кадетов. До конца жизни оставался приверженцем либерализма и демократических ценностей. В статьях 1913- 1914 гг. сформулировал закон соотношения исторического времени и пространства в России, важный для его последующих исследований и ставший одной из центральных, смысловых категорий евразийства.

С 1914 г. - приват-доцент Петербургского университета кафедры русской истории. После защиты докторской диссертации («Русское масонство в царствование Екатерины II») занял кафедру русской истории в только что образованном Пермском университете (1917).

В 1918 г. бежал из Перми из-за угрозы ареста за политическую неблагонадежность (членство в партии кадетов; критические высказывания в адрес большевиков и т. п.). Продолжал педагогическую и научную деятельность в Симферополе. С сентября 1920 г. - начальник отдела печати в администрации генерала П. Н. Врангеля. В 1921 г. эмигрировал в Стамбул, затем - в Афины.

С февраля 1922 г. - профессор русского права на Русском юридическом факультете Карлова университета в Праге. Сблизился с культурологом, византологом, медиевистом и искусствоведом Н. П. Кондаковым. С 1925 г. возглавлял Институт имени Н. П. Кондакова в Праге. Примкнул к движению евразийства, взяв на себя разработку исторической части евразийской концепции - воплощено в книгах: «Начертание русской истории» (Прага, 1927), «Опыт истории Евразии с VI в. до настоящего времени» (Берлин, 1934) и «Звенья русской культуры» (Берлин, 1938).

В основе его взглядов лежало три тезиса: соотношение леса и степи - определяющий природный фактор русской социокультурной истории; в синтезе византийского и монголо-тюркского наследия (феномен «христианизации татарщины» на Руси) определяющими являются тюркская и монгольская составляющие; географический вектор евразийской социокультурной истории направлен «против Солнца», отталкиваясь от Запада на Восток. Важная часть его концепции - обнаружение «периодической ритмичности государственно- образующего процесса» в Евразии.

В 1927 г. уехал в США. Преподавал в Йельском и др. университетах. Написал однотомный учебник по русской истории (1929), признанный мировым научно-педагогическим сообществом как классический. К 1968 г. подготовил фундаментальный труд «История России» (в 6 т.).

Заслуженный профессор истории Йельского университета (1956); почетный доктор гуманитарных наук Колумбийского университета (1958); член Американской академии средних веков (1956); пожизненный почетный президент Американской ассоциации содействия славянским исследованиям.

Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 80-81.

Вернадский Георгий Владимирович (20.08,1887, Петербург - 12.06.1973, Нью-Хевен, США) - историк, активный участник евразийства. Сын В. И. Вернадского. В 1906-1910 гг. обучался в Московском ун-те. В 1914- 1917 гг. - приват-доцент Петроградского ун-та. в 1917 – 1918 гг. - проф. Пермского, в 1918-1920 гг. - Таврического ун-та (Симферополь), в 1922-1927 гг. - Русского юридического ф-та в Праге. В 1927-1956 гг. занимался исследовательской и преподавательской работой в Йельском ун-те (США). В центре научных интересов В. - рус. исторический процесс. Выдвигая на первый план пространственно-географические условия, В, рассматривал территорию Евразии как фактор, обусловивший единство исторических судеб проживающих здесь народов. В работах «Начертание русской истории» (1927) и «Опыт истории Евразии» (1934) он выделил историю Евразии как ряд попыток создания единого государства и собственно рус. историю как процесс постепенного освоения рус. народом евразийской территории. Для В., как и для др. представителей евразийства, было характерно представление об упорядоченном и ритмическом развитии культурно-исторического процесса. В свете этой установки история Евразии с VI по нач. XX в. разделялась В. на семь эпох, основой выделения которых стали события, имевшие значение для всей Евразии или для большинства ее частей. Первая русская революция (1905-1907), персидская (1906), турецкая (1908) и китайская (1911) оценивались В. как признаки коренного перелома в судьбе Евразии, а русская революция 1917 г. - как полный крах старого порядка и одновременно начало новой эпохи. Вывод об историческом единстве России-Евразии, по мнению Вернадского, подтверждал и тот факт, что, несмотря на революционные потрясения, связь центра и воет, регионов сохранилась, хотя западные области оказались связанными менее тесно. Именно благодаря естественным связям советская власть смогла в течение нескольких лет в основном восстановить страну в прежних границах. Собственно русскую историю В. также делил на периоды, главным содержанием которых была борьба «леса» и «степи», закончившаяся к концу XVI века полной победой «леса» и началом европеизации, которая привела к первым потрясениям в русской общественной жизни. К концу XIX - началу XX века русское государство заняло почти все географическое пространство Евразии, история Евразийского континента слилась с рус. историей. Но при этом продолжились разрушительные процессы в духовной жизни, связанные с усиленным развитием европейских форм культуры. Как и многие евразийцы, В. подчеркивал важную роль в формировании русско-евразийской самобытной культуры восточного влияния, видел в татаро-монгольском иге фактор политической консолидации русского народа и силу, мешавшую распространению на Русь латинского влияния. В этом же ракурсе рассматривалась реформаторская деятельность Петра I и особенно его наследников, культурные и династические интересы которых были связаны с Западом. Исторические взгляды Вернадского оказали влияние на формирование современных западных концепций истории России, в которых истоки своеобразия национальной государственной традиции усматриваются в том, что Русское государство, занимая срединную географическую позицию, соединило в себе вост. деспотизм, туземную патриархальность и византийский цезаризм, поддерживаемый православной церковью.

В. П. Кошарный

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко , А.П. Поляков. – М., 2014, с. 96-97.

Вернадский Георгий Владимирович - крупнейший историк русского зарубежья. Родился в 1887 году в Петербурге, но детские и юношеские годы провел в Москве, где его отец, выдающийся отечественный ученый Владимир Иванович Вернадский был профессором Московского университета. Благотворная семейная атмосфера помогла рано оформиться творческим интересам Вернадского - младшего. Он поступает на историко - филологический факультет Московского университета, в перерыве между занятиями, образовавшемся в 1905 году, слушает лекции в заграничных Берлинском и Фрейбургском университетах, затем возвращается в Москву и получает университетский диплом в 1910 году. Через год он переезжает в Петербург, где становится приват-доцентом на кафедре русской истории университета. Здесь он защищает магистерскую диссертацию на тему "Русское масонство в царствование Екатерины II". Его научными учителями были В.О. Ключевский (признанный лидер "московской исторической школы"), С.Ф. Платанов (глава "петербургской школы"), а также крупный историк и культуролог И.М. Гревс.

Еще в студенческие годы, наряду с темой масонства, его интересовало изучение влияний Востока на русскую историю, чему он посвятил несколько ранних статей. В дальнейшем эта тема станет в его научном творчестве ведущей. Несмотря на свои либерально-демократические политические убеждения (он вместе с отцом был членом кадетской партии), всей логикой своих исторических изысканий Г. Вернадский подводил к идее сильной централизованной власти, которая только и способна сохранить единое геополитическое пространство России-Евразию.

Во время гражданской войны Г. Вернадский вместе со своей женой Ниной Владимировной покидает столицу и переезжает вначале в Пермь (в 1918-1920 годах он работает профессором истории во вновь открытом пермском университете), а затем в Таврическом университете в Симферополе. В течение нескольких месяцев возглавлял отдел печати в правительстве генерала Врангеля.

После эвакуации из Крыма Г. Вернадский около года прожил в Афинах, где изучал в архивах источники по византийской истории, а затем переехал в Прагу, где получил должность профессора истории русского права на русском юридическом факультете. В Праге Г. Вернадский близко сходится со знаменитым историком и археологом Н.П. Кондаковым (он принимал деятельное участие в работе так называемого "кондаковского института"), пишет многочисленные статьи и брошюры на исторические темы и начинает сближаться с евразийским движением.

В силу особенностей своего характера Г.Вернадский совершенно не участвовал в общественно-политической жизни, складывающейся вокруг евразийства, однако многие его идеи были ему весьма близки. Особенно сильное влияние оказали на него общение с П. Савицким и его идея "месторазвития", подвигнувшая Г.Вернадского на написание нескольких работ, посвященных истории Евразии. Главным вкладом ученого в евразийство можно считать концепцию борьбы начал "леса" и "степи" как стержневых осей русской истории, а также идею периодической ритмичности государственно-образующего процесса, во многом предвосхитившую многие положения теории А. Тойнби.

Основными трудами Г. Вернадского, созданными в период существования евразийского движения были такие работы, как "Начертания русской истории" (1927), "Опыт истории Евразии с половины VI века до настоящего времени" (1934), "Звенья русской культуры" (1938).

В 1927 году Г. Вернадский получает приглашение занять, должность научного сотрудника по русской истории в Йельском университете. Поскольку шумные политические процессы вокруг евразийства и диспуты, популярные в русском зарубежье, давно тяготили его, то предложение было принято и он поселился в Нью-Хэйвене, где и прожил до конца своих дней. Здесь он ведет преподавательскую и научно-исследовательскую работу, пишет труды, прославившие его имя во всем мире. К ним относится, прежде всего, его пятитомная история России с древнейших времен до конца XVII века, написанная с 1943 по 1969 год. На протяжении своей почти полувековой деятельности в США Г.Вернадский создал свою мощную историческую школу. Как показал столетний юбилей Г.Вернадского, она включает в себя немало американских и европейских учеников и последователей ученого. Проявлял огромный интерес к России, вел обширную переписку с отечественными учеными, оказал определенное влияние на Ю.Н. Рериха и Л.Н. Гумилева. Умер в 1973 году в возрасте 86 лет.

Биографическая справка с сайта История России.

Далее читайте:

Сочинения:

Начертание русской истории. Прага, 1927; М, 2002;

Опыт истории Евразии с половины VI века до настоящего времени. Берлин, 1934;

Звенья русской культуры. Ч. 1, вып. 1. Древняя Русь (до половины XV века). Берлин, 1938.

Литература:

Сухотина Л. Г. Проблемы русской революционной демократии в англо-американской буржуазной историографии. Томск, 1983. С. 26-29;

Halperin Ch. Y. Russia and stepp: George Vemadsky and eurasianism // Forschungen zur osteuropeischen Geschichte. Wiesbaden, 1985. Bd. 36. S. 55-194.

Окончил Московский университет. Защитил в октябре 1917 года в Петроградском университете магистерскую диссертацию о масонах эпохи Екатерины II (это один из классических образцов исследования масонства). В 1917-1918 годах преподавал в Пермском университете, где получил свою первую кафедру. Осенью 1918 года в Крыму преподавал в Таврическом университете, ректором которого был избран его отец (с 1921 года). Покинул Крым вместе с остатками врангелевской армии (в 1920 году занимал в правительстве Врангеля пост начальника Главного управления по делам печати).

Через Константинополь эмигрировал в Афины, где работал библиотекарем в Русском студенческом союзе. С 1922-го по 1927 год преподавал в Русском юридическом институте Праги (его лекции вышли в 1924 году отдельной книгой "Очерки истории русского государства и права"). Тогда Прага была одним из центров русской эмиграции. Этому способствовала и так называемая "Русская акция" (финансовая поддержка чехословацким правительством беженцев из России), благодаря которой возник целый ряд научных учреждений.

Русская народная библиотека (1921), Русский институт (1922), Русский юридический факультет при Карловом университете (1922), Русское историческое общество (1925) и другие. Наиболее значительным из них был Семинар (позднее Институт) им. Н.П. Кондакова. Основанный уже после смерти выдающегося историка средневекового искусства и византиниста, семинар работал до 1945 г. Издаваемые им труды по истории русского и византийского искусства, по археологии и истории тоже получили мировую известность и признание. Идеи Кондакова о взаимосвязи степной, византийской и славянской культур оказали существенное влияние на научное мировоззрение Вернадского. Георгий Владимирович стал активным участником Семинара, и даже после своего отъезда в США не порвал с ним связи.

В Праге особенно значительным для Вернадского было влияние П.Н. Савицкого, определившее выбор нового предмета изучения или, по крайней мере, новую его формулировку: Древняя Русь и Великая Степь (взгляд на Лес со стороны Степи). Связь Вернадского с евразийством имеет сложную подоплеку и принадлежность его именно к этому течению некоторыми исследователями ставится под сомнение. Вернадским после приглашения в 1927 г. в США и его близким другом, профессором Гарвардского университета, М.М. Карповичем был задуман грандиозный по своему масштабу проект: создание многотомной "Историй России".

Серия должна была состоять из десяти томов: первые шесть - до создания Российской империи - создавал Г.В. Вернадский, следующие четыре - с начала XIX по XX век включительно - М.М. Карпович. Вернадский написал пять книг. Первый том - "Древняя Русь" - вышел в 1943 г. (ныне и в России ряд переизданий, включая тексты в Интернете), второй - "Киевская Русь" - в 1948, в 1953 г. появился третий - "Монголы и Русь", спустя 5 лет - в 1958 г. - четвертый - "Россия на пороге нового времени", и в конце шестидесятых, в 1968 г. - пятый - "Московское царство". Смерть Кароповича в 1959 году помешала завершить проект, и "История России" Вернадского и Карповича осталась "Историей" одного Вернадского.

Вернадский, впервые в зарубежной литературе, в одиночку, решился проанализировать и синтезировать результаты исследований советских историков того времени. В самом Союзе в этот период аналогов подобному проекту не существовало, а "История СССР с древнейших времен", над которой трудился весь цвет советской исторической науки, появилась гораздо позже и в незавершенном виде.

В СССР к работам Г.В. Вернадского отнеслись противоречиво. Первые отклики появились в 1946 г., когда две великие державы перешли от военного союза к соперничеству в разделе мира. Кроме того, для советской исторической школы концепция евразийства была неприемлема. Тем не менее, рецензенты благосклонно отметили многие стороны труда Вернадского и, прежде всего, масштабность его работы. Автор 1100-летия Новгорода в 1959 г. (утвержденного и принятого директивными органами) академик Тихомиров М. Н. в рецензии). Славяне в "Истории России" проф. Г. Вернадского. // В. И. 1946, N 4, с. 124" отмечал: "Проф. Вернадский, конечно, прав в том, что начинает историю России с отдаленных первобытных времен. Это внимание к отдаленным эпохам составляет, несомненно, ценную сторону труда проф. Вернадского, так как многие явления позднейших периодов уходят своими корнями в очень отдаленное прошлое". Этот отправной методологический тезис в силу ряда причин доминирующими историками и политиками России так и не усвоен.

Г.В. Вернадский в книге "Древняя Русь" дал на почти 400 страницах продуманную периодизацию равномерной и достойной всяческого внимания отечественной истории до Рюрика. Здесь и Предыстория (подход к проблеме происхождения русского народа; историографические замечания; палеолит; период неолита; медный и бронзовый века); киммерийская и скифская эра (1000-200 гг. до н.э.) и т.д. Этот подход Вернадского к истории реальной Древней Руси почти общеизвестен в десятках стран мира, кроме самой России. В учебных заведениях средне-средневековая Русь подается как "древняя", да и, при явной проблематичности этногенеза росов-русов, в средневековой Руси указывается все "древнерусским" - государство, культура, экономика и т.п. Антинаучность таких подходов несомненна.

Лучшие дня

Полномасштабность истории России с привлечением самых современных данных (особенно археологических и лингвистических; см.: Матюшин, Рыбаков, Трубачев и др.) без работ Вернадского не осмылить.

Ныне изданы на русском в России Древняя Русь, История права, История России. Древняя Русь, История России. Киевская Русь, История России. Монголы и Русь, История России. Московское царство. История России. Россия в средние века; Ленин - красный диктатор; Московское царство: Т. 1; Московское царство: Т. 2, Очерк истории права Русского государства XVIII-XIX вв., Россия в средние века, Русская историография, Русская история: Учебник, Русское масонство в царствование Екатерины II.

Литература:

1. Вернадский Г.В. О движении русских на Восток/Русский исторический журнал СПб., 1913, N 2;

2. Распространение Русского государства к Востоку/Русская мысль М.,1914;

3. Русское масонство в царствование Екатерины II. Пг.. 1917;

4. Русское масонство XVIII - перв. четв. XIX вв. Пг., 1916;

5. Начертания русской истории. Прага, 1927; Опыт истории Евразии. Берлин, 1934;

6. Halperin Ch. Y. 1) Russia and stepp: George Vernadcky and eurasianisiTi/Forschiingen zur osteuropaischen Geschihte. Wiesbaden, Bd. 36., 1985. Ss. 55-194 (библиография 275-ти работ - Ss. 188-194);

7. Russia and the Golden Horde: The mongol impact on the mediaval Russian History. Bloomington, 1985 (библиография: Pp. 158-174);

8. History of Russia. Vol. I-V. New Haven, 1943-1969;Исупов К., Савкин И. Русская философия собственности (XVII-XX вв.). - СПб.: СП "Ганза", 1993. - 512 с.

Вернадский Георгий Владимирович (20 августа 1887-1972) - крупнейший русский историк в эмиграции ХХ в., историософ. Родился в семье профессора МГУ В.И. Вернадского, впоследствии академика, автора учения о ноосфере.
Окончил Московский университет. Защитил в октябре 1917 г. в Петроградском университете магистерскую диссертацию о масонах эпохи Екатерины II (это один из классических образцов исследования масонства). В 1917-1918 гг. преподавал в Пермском университете , где получил свою первую кафедру. Осенью 1918 г. в Крыму преподавал в Таврическом университете, ректором которого был избран его отец (с 1921 г.). Покинул Крым вместе с остатками врангелевской армии (в 1920 г. занимал в правительстве Врангеля пост начальника Главного управления по делам печати).
Через Константинополь эмигрировал в Афины , где работал библиотекарем в Русском студенческом союзе. С 1922-го по 1927 г. преподавал в Русском юридическом институте Праги (его лекции вышли в 1924 г. отдельной книгой "Очерки истории русского государства и права"). Тогда Прага была одним из центров русской эмиграции. Этому способствовала и так называемая "Русская акция" (финансовая поддержка чехословацким правительством беженцев из России), благодаря которой возник целый ряд научных учреждений.
Русская народная библиотека (1921), Русский институт (1922), Русский юридический факультет при Карловом университете (1922), Русское историческое общество (1925) и другие. Наиболее значительным из них был Семинар (позднее Институт) им. Н.П. Кондакова. Основанный уже после смерти выдающегося историка средневекового искусства и византиниста, семинар работал до 1945 г. Издаваемые им труды по истории русского и византийского искусства, по археологии и истории тоже получили мировую известность и признание . Идеи Кондакова о взаимосвязи степной, византийской и славянской культур оказали существенное влияние на научное мировоззрение Вернадского. Георгий Владимирович стал активным участником Семинара, и даже после своего отъезда в США не порвал с ним связи.
В Праге особенно значительным для Вернадского было влияние П.Н. Савицкого, определившее выбор нового предмета изучения или, по крайней мере, новую его формулировку: Древняя Русь и Великая Степь (взгляд на Лес со стороны Степи). Связь Вернадского с евразийством имеет сложную подоплеку и принадлежность его именно к этому течению некоторыми исследователями ставится под сомнение. Вернадским после приглашения в 1927 г. в США и его близким другом, профессором Гарвардского университета, М.М. Карповичем был задуман грандиозный по своему масштабу проект: создание многотомной "Историй России".
Серия должна была состоять из десяти томов: первые шесть - до создания Российской империи - создавал Г.В. Вернадский, следующие четыре - с начала XIX по XX вв. включительно - М.М. Карпович. Вернадский написал пять книг. Первый том - "Древняя Русь" - вышел в 1943 г. (ныне и в России ряд переизданий, включая тексты в Интернете), второй - "Киевская Русь" - в 1948, в 1953 г. появился третий - "Монголы и Русь" , спустя 5 лет - в 1958 г. - четвертый - "Россия на пороге нового времени" , и в конце шестидесятых, в 1968 г. - пятый - "Московское царство" . Смерть Кароповича в 1959 г. помешала завершить проект, и "История России" Вернадского и Карповича осталась "Историей" одного Вернадского.
Вернадский, впервые в зарубежной литературе, в одиночку, решился проанализировать и синтезировать результаты исследований советских историков того времени. В самом Союзе в этот период аналогов подобному проекту не существовало, а "История СССР с древнейших времен" , над которой трудился весь цвет советской исторической науки, появилась гораздо позже и в незавершенном виде.
В СССР к работам Г.В. Вернадского отнеслись противоречиво. Первые отклики появились в 1946 г., когда две великие державы перешли от военного союза к соперничеству в разделе мира. Кроме того, для советской исторической школы концепция евразийства была неприемлема. Тем не менее, рецензенты благосклонно отметили многие стороны труда Вернадского и, прежде всего, масштабность его работы. Автор 1100-летия Новгорода в 1959 г. (утвержденного и принятого директивными органами) академик Тихомиров М. Н. в рецензии). Славяне в "Истории России" проф. Г. Вернадского. // В. И. 1946, N 4, с. 124" отмечал: "Проф. Вернадский, конечно, прав в том, что начинает историю России с отдаленных первобытных времен. Это внимание к отдаленным эпохам составляет, несомненно, ценную сторону труда проф. Вернадского, так как многие явления позднейших периодов уходят своими корнями в очень отдаленное прошлое". Этот отправной методологический тезис в силу ряда причин доминирующими историками и политиками России так и не усвоен.
Г.В. Вернадский в книге "Древняя Русь" дал на почти 400 страницах продуманную периодизацию равномерной и достойной всяческого внимания отечественной истории до Рюрика . Здесь и Предыстория (подход к проблеме происхождения русского народа; историографические замечания; палеолит; период неолита; медный и бронзовый века); киммерийская и скифская эра (1000-200 гг. до н.э.) и т.д. Этот подход Вернадского к истории реальной Древней Руси почти общеизвестен в десятках стран мира, кроме самой России. В учебных заведениях средне-средневековая Русь подается как "древняя", да и, при явной проблематичности этногенеза росов-русов, в средневековой Руси указывается все "древнерусским" - государство, культура, экономика и т.п. Антинаучность таких подходов несомненна.
Полномасштабность истории России с привлечением самых современных данных (особенно археологических и лингвистических; см.: Матюшин, Рыбаков, Трубачев и др.) без работ Вернадского не осмылить.
Ныне изданы на русском в России Древняя Русь, История права, История России. Древняя Русь, История России. Киевская Русь, История России. Монголы и Русь, История России. Московское царство. История России. Россия в средние века; Ленин - красный диктатор; Московское царство: Т. 1; Московское царство: Т. 2, Очерк истории права Русского государства XVIII-XIX вв., Россия в средние века, Русская историография, Русская история: Учебник, Русское масонство в царствование Екатерины II.

Литература
1. Вернадский Г.В. О движении русских на Восток/Русский исторический журнал СПб., 1913, N 2.
2. Распространение Русского государства к Востоку/Русская мысль М.,1914.
3. Русское масонство в царствование Екатерины II. Пг.. 1917.
4. Русское масонство XVIII - перв. четв. XIX вв. Пг., 1916.
5. Начертания русской истории. Прага, 1927; Опыт истории Евразии. Берлин, 1934.
6. Halperin Ch. Y. 1) Russia and stepp: George Vernadcky and eurasianisiTi/Forschiingen zur osteuropaischen Geschihte. Wiesbaden, Bd. 36., 1985. Ss. 55-194 (библиография 275-ти работ - Ss. 188-194).
7. Russia and the Golden Horde: The mongol impact on the mediaval Russian History. Bloomington, 1985 (библиография: Pp. 158-174).
8. History of Russia. Vol. I-V. New Haven, 1943-1969.
9. Исупов К., Савкин И. Русская философия собственности (XVII-XX вв.). - СПб.: СП "Ганза", 1993. - 512 с.

koreada.ru - Про автомобили - Информационный портал