Есть ли рыцари в наши дни? А был ли рыцарь? Рыцари в наше время какие они

Управление

образования администрации

Ардатовского муниципального района

VI районная научно - практическая конференция
школьников «Первые шаги в науку»

Исследовательская работа

«Есть ли рыцари в наши дни»

Митякин Николай,

ученик 3 «б» класса

МБОУ «Ардатовская СОШ»

Руководитель:Летина Н.И.,

учитель МБОУ «Ардатовская СОШ»

2013

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..2

Глава 1. Представления учащихся о рыцарях………………………………..3-4

Глава 2. История рыцарства…………………………………………………..5

    1. История возникновения рыцарства…………………………......5

      Обучение рыцаря…………………………………………………6

      Посвящение в рыцари……………………………………………7

      Жизнь рыцаря…………………………………………………….8

Заключение…………………………………………………………………….9-10

Список использованной литературы………………………………………..11

Приложения

Введение

Проблема:

Я часто от своей учительницы слышу фразу: «Рыцари так себя не ведут» или «Поступай как рыцарь». В моём представлении рыцарь – это всадник в доспехах, с копьём и мечом. В наши дни встретить коня на улице большая редкость, а всадников в доспехах сегодня нет. Почему же великодушного, благородного и храброго человека часто называют рыцарем? Так появилась тема моей работы: «Есть ли рыцари в наши дни?»

Цель исследования: выяснить какова роль рыцарства в наши дни.

Задачи исследования: изучить литературу по данной теме.

Провести опрос среди одноклассников.

Способствовать формированию у сверстников представления о рыцарстве в наши дни.

Гипотеза исследования: предполагаю, что рыцари есть среди нас.

Методы исследования: анализ литературных источников; опрос; наблюдение; количественная и качественная обработка данных.

База исследования: ученики 3-го класса.

Глава 1. Представление учащихся о рыцарях

Меня заинтересовали вопросы:

    Кто такие рыцари?

    Чем они занимались?

    Какими качествами обладали?

Я решил узнать мнение моих сверстников. Было опрошено 9 человек. Данные опроса представлены в таблице. (см. приложение №1)

Рыцарь – это:

а. Всадник в доспехах

б. Пеший воин с копьем

в. Конный лучник

г. Пеший меченосец

д. Командир отряда

    Чем рыцарь никогда не занимался в своей жизни

а. Земледелием

б. Уборкой комнаты

в. Чисткой доспехов

г. Пением

д. Ухаживанием за дамой сердца

    Какими качествами должен обладать рыцарь

а. Храбростью

б. Благородством

в. Верностью

г. Жестокостью

    Обладаешь ли ты рыцарскими качествами

а. Да

б. Нет

в. Не знаю

    Существуют ли рыцари в наши дни

а. Да

б. Нет

в. Не знаю

Таким образом, основные результаты опроса показывают следующее:

Чтобы получить подробные ответы на мои вопросы, я обратился к источникам литературы. Вот что мне удалось узнать.

Глава 2. История рыцарства

2.1. История возникновения рыцарства

- Кого же называли рыцарем в те далёкие времена?

Изначально рыцарем называли профессионального воина. Но не простого воина. Термин «рыцарь» является синонимом слова «всадник» . Рыцарь одинаково хорошо сражался копьем, мечом, топором и булавой. Передвигаться в тяжелых доспехах верхом на коне, конечно, легче, и сила атаки конного рыцаря намного превосходила пешего воина, но и без коня рыцарь был очень опасным противником.

- Какова же история появления рыцарей?

История появления рыцарей имеет множество версий. По одной из них племена варваров готов на боевых конях сокрушили Римскую империю. Конные воины легко победили пешие римские легионы. Это событие стало началом эпохи средневековья.

Средневековые королевства держались за счет военной силы, основу которой составляли рыцари. За клятву верности королю рыцарь получал землю с крестьянами, право судить и обязанность защищать их, а также право собирать налоги.

- Где же жили рыцари? Каким было их жильё?

Рыцари жили в каменных замках. Замок строился на холме или неприступной скале и был окружен стенами и башнями с бойницами для стрельбы из луков и арбалетов. В замке были подвалы, подземные ходы, ров с водой и подъемный мост. Правильно построенный замок с хорошо организованной обороной мог выдержать многомесячную осаду. Взять приступом такие мощные укрепления было очень не просто.

2.2. Обучение рыцаря

- Кто мог стать рыцарем? В каком возрасте?

Нельзя стать рыцарем просто надев доспехи и взяв в руки меч. Обучение рыцаря начиналось с 6-7 лет так же, как и в наши дни. Отличием было то, что будущего рыцаря называли пажом и по средневековому обычаю его отправляли на обучение к наиболее известному рыцарю на несколько лет. Это делали для того, чтобы родительская нежность не мешала пройти суровый путь от мальчика до рыцаря. И никаких каникул и переменок!

В обязанности пажа входило выполнять различные поручения, прислуживать за столом, помогать убирать комнату, содержать в порядке доспехи, вооружение и коня, обучаться приличным манерам. Паж упражнялся бегать в тяжелых латах, учился владеть копьем и мечом, играть в шахматы и петь песни, а так же читать, писать и считать. Пословица «Сила есть – ума не надо» совсем не о рыцарях.

За сотни лет почти ничего не изменилось. Обычный школьник всё так же выполняет поручения старших, накрывает и убирает со стола, поддерживает чистоту в квартире, содержит в порядке свои вещи и каждый хотя бы раз в жизни слышал фразу: «Веди себя прилично». Предметов прибавилось, оружие заменили ручки, карандаши и кисточки, а ещё на уроке физкультуры бегать стало гораздо легче. Мы ведь бегаем без доспехов, которые весили до 30 килограмм.

В 14 лет пажа переводили в старшеклассники – оруженосцы. Подражая рыцарю, оруженосец стремился приобрести грацию движений, приветливость, вежливость, скромность, благоразумие и сдержанность в разговорах. Оруженосец сопровождал рыцаря на охоте и в путешествиях, содержал оружие своих господ в порядке и чистоте, помогал рыцарю облачаться в доспехи, носил за рыцарем его копье и щит. Различные домашние обязанности сочетались с военной службой. На войне во время боя оруженосец оставался позади своего рыцаря, следил за его действиями, подавал новое оружие взамен сломанного, помогал раненому рыцарю покинуть поле боя. В мирное время боевые навыки совершенствовались в рыцарских турнирах.

2.3. Посвящение в рыцари

- А как же происходило посвящение в рыцари?

Посвящение в рыцари было великим событием, которое запоминалось на всю жизнь, как и выпускной вечер в школе, ведь простой оруженосец становился рыцарем.

- Знаете ли вы 7 рыцарский добродетелей, которыми должен был обладать каждый рыцарь?

    верховая езда

    фехтование

    обращением с копьем

    плавание

    охота

    игра в шахматы

    сочинение и пение стихов в честь дамы сердца.

По достижении совершеннолетия оруженосец проходил обряд посвящения в рыцари. Решение о присвоении этого титула принимал король, он же проводил церемонию.

Во время церемонии будущий рыцарь становился на колени перед королем, который произносил следующие слова: " Жалую тебе звание рыцаря . Будь верен Богу, государю и подруге; будь медлителен в мести и наказании и быстр в пощаде и помощи; подавай милостыню; чти женщин и не терпи злословия на них ". Это наставление содержало основной смысл рыцарского кодекса чести, однако каждый мужчина должен стремиться придерживаться этого кодекса:

    верность ценилась во все времена – предательство редко прощается.

    прощать и помогать следует без промедления и по мере возможности.

    женщин и девочек предписывалось уважать, не обижать, не оскорблять словом или делом, потому что только женщина дает начало жизни.

После наставления король три раза ударял плашмя мечом по плечу новоизбранного рыцаря и, вместо аттестата об образовании, опоясывал его мечом. В этот день устраивались пиры и турниры, где рыцарь мог продемонстрировать свою ловкость и умение.

Каждый новообращенный рыцарь получал свой герб. Он изображался на одежде и щите. Гербы служили отличительными знаками на поле боя, а так же показателем происхождения, знатности рода и совершенных подвигов.

2.4.Жизнь рыцаря

Основными занятиями в жизни рыцаря были ухаживания за дамой сердца, охота, пиры, рыцарские турниры и война. И не так важно с кем воевать – с другим государством или со своим соседом, но всегда за справедливость. Среди нас, школьников, тоже есть те, кто всегда готов ввязаться в драку за правое дело.

Рыцарь – это воин с острым чувством собственного достоинства. В бою он зависел только сам от себя и мог прославиться, показав свою храбрость, крепость своих доспехов и резвость коня. Но если рыцарь забывал об осторожности и бросался в бой сломя голову, как школьник на переменку, этот бой становился последним в его жизни.

Даже в бою рыцари с большим почтением относились к себе подобным и редко наносили смертельные ранения. Победой считалось выбить противника из седла, взять его в плен. При этом всегда была возможность проявить благородство и милосердие.

Рыцарь на коне никогда не атаковал пешего рыцаря, вооруженный не бросался на безоружного, а сильный не стремился напасть на слабого , потому что победа над слабым несла не славу, а лишь позор.

С появлением огнестрельного оружия, доспехи перестали быть надежной защитой, и рыцари утратили специфику особого сословия.

Заключение

Изучив литературу, проведя наблюдение и опрос среди одноклассников, я могу сделать следующие выводы:

    Доспехи носили не только рыцари, а кони использовались почти всеми народами, поэтому человек в доспехах и на коне совсем не значит, что перед вами рыцарь. Важным являются поступки рыцаря, а не его одежда.

    Соблюдать рыцарские законы может и должен каждый. Верность очень ценное качество для всех. Доброе и храброе сердце стремиться стать на защиту слабых, никого и никогда не оскорбит и не обидит. Выполнять данное обещание и не лгать давно стало не только рыцарской, но и народной мудростью.

    Школьник – тот же паж. Школа – первый шаг на пути рыцаря. И не важно, где бьется храброе, благородное сердце рыцаря – под металлическими доспехами или под костюмом школьника. Главное поступать как настоящий рыцарь.

- Есть ли рыцари в моём классе?

С помощью моей учительницы Натальи Ивановны я составил таблицу наблюдений за рыцарскими поступками мальчиков 3 «б» класса. Наблюдения проводились в течение одной недели. Представляю её вашему вниманию.(см. приложение №2)

Защи-

тил слабо-го

Оказал по-мощь

Усту-пил дорогу стар-шим

Подал верхнюю одежду девочке

Поднёс порт-фель девочке

Никого не обидел ни словом, ни делом

Общее количество поступков

Базаев Ярослав

++

+

++++

+++

10

Коробков Андрей

+

+++

+

+++

8

Кручинкин Стас

+

++++

++++

++++

13

Мизинов Олег

+

+++

+

++

++++

11

Митякин Коля

++

+++

++

+++

++++

14

Разумовский Алеша

+

+++

+

+

++++

10

Сипигин Рома

++

+++

+++

8

Смолин Артем

+

++

+

++

6

Сухарев Даниил

+

++++

+

++++

10

ИТОГО

8

26

6

19

31

90

Таким образом, я выяснил, что всего за неделю мальчиками было совершено 90 рыцарских поступков. С каждым днём в нашем классе стали совершать всё больше рыцарских поступков и поэтому считаю, что свою работу я провёл не зря.

Рыцари ЕСТЬ в наше время, но мне хочется, чтобы их было БОЛЬШЕ.

Список использованной литературы

    Ф. Брукс и др. Занимательная книга знаний в вопросах и ответах. - М.:Махаон, 2007.

    Ж. Ж. Руа, Ж. Ф. Мишо. История рыцарства. – М.:Эксмо, 2007.

Приложения

Первые рыцари – это воины конницы из Древнего Рима, ведь именно на принадлежность к такому роду службы указывало это звание. Много позднее, уже во времена Средневековья, оно стало указывать на принадлежность к знатному роду, и получить его можно было либо по наследству, достигнув совершеннолетия, либо заслужив ратными подвигами на поле боя. Но не только за ратные дела награждали славных воинов этим почетным званием.

Кроме отваги и воинской чести, рыцарь должен был обладать и другими положительными качествами, например, быть хорошо воспитанным, почитать старших, блюсти законы своего ордена, который оказал ему честь посвящения в рыцари, и уметь галантно обходиться с дамами. Эти особенности стали характерными для рыцарей в период Крестовых походов и сделали их не только воинами, но и неотъемлемым атрибутом высшего общества и религии.

Что значит быть в современном мире

Понятия о рыцарстве в современном мире немного отличаются от понятий древности. Нынешним рыцарям не нужно отправляться в походы, носить определенный вид одежды, быть всадником или владеть землями. Для девушек 21 века рыцарь, прежде всего, галантный и способный постоять за себя и за свою даму мужчина.

Согласно социологическим опросам, женщины видят рыцаря современности хорошо образованным, элегантно одетым, с атлетическим складом фигуры, безупречными манерами и безгранично романтичным. Причем воинские способности и отвага зачастую стоят на втором плане, уступая знанию романтических стихов, желанию дарить женщине цветы и подарки и наличию финансовой стабильности.

Современные рыцарские ордены

Но современные мужчины вкладывают в понятие рыцаря совсем другое значение. Причем существуют даже рыцарские ордены, подобные средневековым, со своим уставом, обязательствами, в которых чтятся традиции и выполняются ритуалы посвящения, в точности повторяющие древние.

Один из таких орденов – Орден тамплиеров, который существует на территории России с 1993 года. Рыцари ордена свято чтят религиозные правила, но не соблюдают строгих монашеских запретов, как средневековые основоположники этого движения. Однако устав современных тамплиеров все также содержит такие требования, как защита обездоленных, помощь бедным, почитание старших, уважение и нежность к матери своих детей и своим родителям. Участники организации занимаются реставрацией памятников, благотворительностью, развитием рыцарского движения среди молодежи, проводят показательные турниры и игрища.

Районная научно-практическая конференция учащихся

«Науки юношей питают…»

Секция социология

Тема: Рыцари всех времен.

МБОУ «Индырчская СОШ» Янтиковского района, 8 класс

Научный руководитель: , учитель истории МБОУ «Индырчская СОШ» Янтиковского района

I. Введение

II. Основная часть.

2.1. Значение слова «рыцарь» в словарях.

2.2. Традиции и атрибуты средневекового рыцарства.

2.3. Знаменитые рыцари

2.4. Сравнительный анализ качества современного и средневекового рыцаря

2.5. Анкетирование и анализ полученных данных по результатам анкетирования.

III. Заключение.

IV. Список использованной литературы.

V. Приложение.

I. Введение

Я часто слышала фразу от родителей, учителей: «Рыцари так себя не ведут» или «Поступай как рыцарь». В моём представлении рыцари всегда ассоциируются с лошадьми. Сильные лошади в их бронированных доспехах, были специально натренированы для битвы; он никогда не должен наносить вред женщине (независимо от ее семейного положения); он всегда должен относиться к ней с уважением и защищать ее от любой опасности. Так неужели в современном обществе встретить рыцаря со средневековыми качествами очень трудно? Неужели лучшие качества рыцаря, перечисленные нами в начале статьи - всего лишь вымысел? С помощью опроса мне захотелось узнать, знают ли учащиеся нашей школы о рыцарских качествах и как их используют в обществе.

Цель : выяснить качества средневекового и современного рыцаря, сравнить рыцарей средневековья с современными людьми.


Задачи :

· выяснить происхождения значения слова рыцарь;

· выяснить качества средневекового и современного рыцаря;

· понаблюдать за учащимися школы, за их поведением, умением общаться, отношением к слабым, за благородством, галантностью и преданностью своему делу.

· сделать соответствующие выводы, заключения.

Объект исследования : рыцари.

Предмет исследования: качества современного и средневекового рыцарства.

Методы исследования: анализ, сравнение, обобщение, анкетирование, работа в сети Интернет.

Ценность полученных результатов: проведенное исследование раскрывает качества средневекового рыцаря, позволяющего современных молодых людей использовать их в обществе.

Характеристика источников: в использованных литературах и справочниках можно найти доказательства качеств средневекового и современного рыцаря, сравнивать рыцарей средневековья с современными людьми.

I 1. Основная часть

2.1. Значение слова «рыцарь» в словарях.

Читая исторические книги, смотря фильмы о бесстрашных рыцарях, меня всегда привлекала, своей необычностью, жизнь рыцарей. Я с удивлением наблюдаю за событиями, описанными в книгах или показанных на экране в кино, в которых участвуют рыцари. Мне всегда было интересно понять, кто мог носить такое громкое название – рыцарь? Чтобы ответить на этот вопрос, я изучила справочники советских и российских авторов.

В толковом словаре русского языка и слово рыцарь означает феодал, тяжело вооружённый конный воин, находящийся в вассальной зависимости от своего сюзерена; самоотверженный, благородный человек, рыцарь без страха и упрёка.

Ученый лингвист объясняет, что рыцарь конный витязь старины, когда ручной бой, меч и латы решали дело; конный латник дворянского сословия; член рыцарского ордена, братства; честный и твердый ратователь за какое-либо дело, самоотверженный заступник. Он рыцарь в душе, но дела его безумны. Рыцарствовать, рыцарить, витяжествовать, витязничать, наездничать. В большом советском энциклопедическом словаре рыцарь (нем. Ritter, первонач. - всадник) в Западной и Центральной Европе в средние века феодал, тяжеловооружённый конный воин. Для рыцаря считались обязательными моральные нормы: смелость, верность долгу, благородство по отношению к женщине. Отсюда рыцарь - самоотверженный, благородный человек.

2.2. Традиции и атрибуты средневекового рыцарства.

Из источников я выяснила, какие традиции и атрибуты использовали средневековые рыцари, которые играли важную роль в жизни рыцарей.

Традиции:

· Юношу одевали в белое - символ чистоты, красное - символ крови, которую он должен был проливать в защиту церкви и государства, и в черное платье - символ смерти, навстречу которой он шел бесстрашно.

· Затем ему вручалась шпага, которую благословлял священник на подвиги чести и отваги: рыцари и благородные дамы надевали ему шпоры, панцирь, латы, нарукавники, перчатки, опоясывали шпагу и, наконец, подавали ему щит.


· Затем старший рыцарь у которого он был в науке, три раза ударял его по плечу плашмя шпагой, говоря: «Делаю тебя рыцарем во имя Господа, Св. Михаила и Георгия: будь мужествен, храбр и честен.

· У рыцарей-крестоносцев возник обычай закладывать в рукоять меча святые реликвии - символы непобедимости. Рыцари, вонзая меч клинком в землю, крестообразной рукоятью вверх, использовали его в странствиях как крест для моления. Например, герой Роланд, погибая в неравной битве с маврами, разбил о скалу свой меч Дюрандаль, чтобы находящиеся в его рукояти святые мощи не достались неверным.

· Важное значение в культуре Средневековья имели рыцарские турниры. Они способствовали укреплению идеалов свободы, самопожертвования, верности долгу, благородства в отношении к противнику и любви к Прекрасной Даме. Например, олицетворением благородных качеств рыцаря стали Св. Георгий Победоносец, Дмитрий Солунский, Мартин Турский, Людовик IX Святой. 1

Атрибуты:

· Герб - изображался на всeм его имуществе: одежде, оружии, доспехах, стенах замка и т. д.

· Военный клич

· Тяжелые военные доспехи Боевой конь

2 .3. Знаменитые рыцари

К знаменитым средневековым рыцарям я бы отнесла Уильяма Маршала, Храброго Роланда, сэра Ланселота, Ричарда Львиное Сердце, Карла Великого, Сулеймана Великолепного. 2

Положительные и отрицательные качества я попыталась увидеть и выделить сегодня. Защитники живут и среди нас. Примером являются офицеры нашей армии, которые участвуют в военных действиях «горячих точек» по всему миру, а их отвага и героизм является примером рыцарства. В моей семье и среди моих знакомых есть участники военных действий. Это мои прадеды – участники Великой Отечественной Войны: и. А также друзья моего папы – участники боевых действий в Афганистане: , .

Примером защитника моей семьи, ее опорой, является мой отец. Именно в нем я вижу качества рыцаря, он предан своей семье, всегда защитит нас. На него можно всегда положиться, никогда не подведет и в трудную минуту всегда придет на помощь.

2.4. Сравнительный анализ качества современного и средневекового рыцаря

Перед тем как выявить качества современного рыцаря я провела опрос на тему Опрос «Можно ли считать современную молодежь рыцарями?» среди учеников нашей школы. Из 20 опрошенных учеников качеством современного рыцарства назвали мужество, ответственность, тактичность, галантность, преданность.3 На основе анализа опроса я составила качества современного и средневекового рыцаря.

Средневековый рыцарь

Современный рыцарь

· мужество, отвага;

· верность, преданность;

· великодушие;

· благоразумие;

· учтивость, куртуазность, хорошие манеры;

· вольность;

· свобода (полная личная независимость);

· скромность;

· защищать слабых;

· справедливость;

· служить Прекрасной даме;

· защищать церковь и веру.

· галантен;

· тактичен;

· ведёт себя по-джентельменски;

· рационален и разумен;

· соблюдают здоровый образ жизни;

· мужественный;

· ответственный;

· гуманный.

2.5. Есть ли рыцари в моём классе?

В наши дни под словом "рыцарь", мы подразумеваем честного и благородного человека, готового всегда прийти на помощь слабым и обиженным. Я хотела узнать, действительно ли в нашем классе есть настоящие рыцари. В течение двух недель я наблюдала за рыцарскими поступками мальчиков своего класса. Выяснила, что всего за две недели мальчиками было совершено 49 рыцарских поступков. 1 Но мне хочется, чтобы рыцарских качеств взрослой жизни было больше, чем подростковой. 2

III . Заключение.

Из моего исследования я сделал выводы, что рыцарство сегодня существует, но все же не такими качествами современные рыцари обладают чем средневековые. Мой вывод подтвердили и опрошенные мной люди. Все реже мы можем встретить рыцарей похожих на рыцарей средневековья Артура, Персеваля, Овейна, Лансел – рыцарей


В наши дни под словом "рыцарь", мы подразумеваем честного и благородного человека, готового всегда прийти на помощь слабым и обиженным. Что же представляло собой рыцарство, как историческое явление? Это был особый привилегированный слой средневекового общества, основным занятием которого было военное дело. Сходные социальные группы существовали и в восточных странах (сипахи в Османской империи, самураи в Японии), но обычно это понятие связывают с историей Западной и Центральной Европы VIII-XV веков.

Появление рыцарства связано с возникновением системы феодального землевладения. При передаче земли во временное (а позже постоянное) владение ее жалователь становился сеньором, а получатель — вассалом последнего. В обязанности вассалов входила защита владений сеньора, выкуп его из плена, участие в его совете и суде и т. д. Вышестоящий феодал не мог подчинить себе рыцаря находящегося на службе у его собственного вассала, что выражалось формулой: "вассал моего вассала не мой вассал". В результате складывалась многоступенчатая феодальная лестница от короля до безвассальных ("однощитных") рыцарей.

Основным источником дохода феодала было его поместье. Оно содержалось за счeт труда крестьян, находившихся в полной власти своего господина и обеспечивавших его всем необходимым для жизни.

Жилищем феодалов служили каменные замки. Они обычно строились на холмах или неприступных скалах, господствуя над окружающей местностью. Эти сооружения состояли из широких круглых или четырехугольных башен, окружeнных зубчатыми стенами с бойницами для стрельбы. Часто за первой внешней поднималась ещe более высокая внутренняя стена. Над замковыми постройками возвышалась главная башня — донжон, где жил хозяин замка с семьeй. Расположение комнат не имело строгой планировки: большие залы с огромными каминами, соседствовали с маленькими мрачными комнатами, наводнeнными мышами и крысами. Непременным атрибутом замков были подвалы, где хранились запасы продовольствия и находились колодцы с водой. Там же содержали пленных и провинившихся крестьян. Замки также окружали рвами с водой, снабжали подъемными мостами, подземными ходами и винтовыми лестницами. Обладая такими мощными укреплениями, феодалы могли успешно сдержать бунт восставших крестьян и отразить нападение воинственных соседей.

Основу рыцарского вооружения составляли тяжeлый (иногда двуручный) меч и копьe. Часто этот набор дополнялся кинжалом, алебардой (топором с двумя лезвиями), булавой (железной дубиной с шарообразным или ребристым завершением) и боевым молотом. Тело рыцаря защищала кольчуга из железных колец, а позднее рифлeный цельнометаллический доспех. Голову рыцаря покрывал железный или стальной шлем, форма которого со временем менялась от открытого "шишака" до закрытого "салада" с подвижным забралом, для защиты лица. Непременной деталью оборонительного снаряжения был металлический, обычно миндалевидный щит, закрывавший воина от подбородка до колен. Доспехами были защищены и лошади рыцарей. Таким образом, общий вес их снаряжения и вооружения мог достигать 50 кг.

Исходя из вышесказанного, становится ясным, что овладение рыцарским ремеслом требовало особой подготовки. Она начиналась с детства. До 7 лет мальчиков воспитывали дома, развивая с помощью физических упражнений силу и воинский дух. Так продолжалось до 7 лет. Затем будущего рыцаря отправляли ко двору сеньора, где начинался основной этап учeбы. По прибытии в замок своего патрона, он получал звание пажа или валета. В его обязанности входило сопровождение рыцаря и его супруги на охоте, в путешествиях, в гостях. Пажи также были посыльными и прислуживали за столом. Параллельно с этим будущего рыцаря учили владеть оружием, управляться с охотничьими собаками и ловчими птицами.

В 14 лет юношу посвящали в оруженосцы: священник брал с алтаря меч и пояс и, благословив их, перепоясывал молодого дворянина. Оруженосцы разделялись на классы: кравчие (прислуживавшие за столом), шталмейстеры (ухаживавшие за боевыми лошадьми) и оруженосцы при супруге рыцаря. Вершиной этой иерархии была должность оруженосца, состоявшего при особе рыцаря. Он должен был охранять своего господина, содержать в порядке его оружие и доспехи, сопровождать его в боевых походах и поездках к иноземным дворам.

По достижении 21 года, юноша успешно прошедший все испытания становился рыцарем. Дату посвящения назначал сеньор. Обычно оно совершалось в канун каких-либо важных событий: заключения мира, свадеб титулованных особ или церковных праздников. После исповеди и причастия, обращаемого облекали в белые одежды — символ непорочности. Затем он отправлялся в церковь, где проводил ночь в молитвах. На рассвете приходили за ним старые заслуженные рыцари, его восприемники и уводили юношу в баню. Потом ему надевали на шею перевязь с мечом и укладывали в постель, покрывая белой или черной тканью, что символизировало очищение от грехов.

Затем кандидата в рыцари вели в церковь, где он давал торжественную клятву, защищать веру, помогать слабым и обездоленным держать данное слово, быть мужественным и верным сеньору, избегать гордости, тщеславия, сребролюбия, расточительности и скупости. Посвящаемый становился на колени и сеньор ударял его мечом плашмя три раза, восприемники надевали юноше шлем, латы и золотые шпоры, давали меч, щит и копьe. Каждый из этих рыцарских атрибутов играл особую символическую роль: шлем означал крепость разума, латы — недоступность сердца их носителя различным порокам, шпоры — неутомимость в делах, меч — правосудие, щит — защиту и опеку всех нуждающихся в этом, копьe-победу правды над ложью.

Каждый новообращeнный рыцарь получал свой герб. Он изображался на всeм его имуществе: одежде, оружии, доспехах, стенах замка и т.д. Гербы служили как отличительными знаками на поле боя, так и показателем знатности рода и деяний предков. Для создания гербов использовали следующие цвета: золотой — символизировавший богатство, силу, верность и постоянство; серебряный — невинность; голубой — величие и красоту, зеленый — надежду, свободу и изобилие; чeрный — скромность, образованность, печаль; красный — храбрость и мужество. С их помощью рисовали различные аллегорические изображения: крест- символ крестовых походов; башня — завоеванный замок; звезда — ночной бой; полумесяц — победа над мусульманином; лев- храбрость; орел — доблесть и др. Они утверждались сеньором и передавались по наследству, не меняясь. Но часто в награду за подвиги, правители жаловали отличившимся рыцарям свой герб, или добавляли в их эмблему новые детали. Этим объясняется наличие у французкой знати большого количества гербов с королевскими лилиями. Кроме изображений на рыцарских гербах помещали девизы — краткие изречения, служившие для объяснения его смысла. Часто они служили рыцарям и боевым кличем.

Со временем рыцари составили особое сословие, особый класс людей, вроде военного братства. Во Франции рыцари назывались шевалье, в Испании кабальерос, в Германии риттеры. Даже рыцари разных народов не считали друг друга чужими. Их соединяли рыцарские правила, обязательные для всех. Вера в Бога, рыцарская честь, храбрость в бою и уважение к даме — вот главные заповеди рыцаря. Осуждению подлежали скаредность и скупость, не прощалось предательство.

Богатые рыцари жили в своих замках, как короли, — в силе, богатстве и почестях. Один праздник сменялся другим. За бокалом вина они вспоминали свои подвиги. Бедные рыцари, не имевшие собственных замков, переезжали со своими оруженосцами из одного замка в другой, гостили и потом отправлялись дальше. Часто бедные рыцари пускались в дальние путешествия, а потом рассказывали о своих приключениях, прибавляя к былям и небылицы.
Самым любимым развлечением рыцарей были состязания — турниры. На турнире рыцарь имел случай показать свою храбрость, силу и ловкость. Турниры устраивались обыкновенно по случаю какого-нибудь торжества, например коронации, свадьбы, рождения в семье рыцаря наследника.

Еще задолго до турнира объезжали страну герольды, объявляя, когда и где назначается турнир. Рыцари, которые желали сразиться, записывались у особых судей. Судьи могли отказать, если находили, что рыцарь недостоин этой чести. Оружие, шлемы, все вооружение рыцаря и даже его лошадь подвергалось осмотру. Место для турнира выбирали или на городской площади, или за городом, в поле. Его окружали двойной решеткой, а за ней устраивали высокие сиденья для гостей. В назначенное время гости собирались и занимали свои места. Звуки труб и литавр возвещали о начале турнира. На великолепных лошадях, в блестящем вооружении, с развевающимися перьями на шлемах, въезжали рыцари в ограду и останавливались.

Герольд объявлял состязание на копьях, называя имена рыцарей, которые желают первыми «сломить копье». Если рыцарь хотел скрыть свое имя, тогда его выкликали по какой-нибудь примете в гербе: «Рыцарь льва!», «Рыцарь креста!» и т. д. Конечно, судьям заранее были известны имена этих рыцарей. Когда трубы подавали сигнал к бою, рыцари с выставленными копьями наезжали друг на друга полным галопом. Кто успевал выбить своего противника из седла или же ломал свое копье о его стальной панцирь, тот считался победителем. Первую пару сменяла вторая, потом третья, и так до конца турнира, который мог продолжаться несколько дней. После рыцарей выезжали померяться силами их оруженосцы. Сломанное копье разрешалось переменить. Случалось, что хорошие бойцы ломали в день по 50 копий.
По окончании турнира судьи выбирали победителя. Получить награду на турнире стремились самые знатные рыцари; ей была такая же цена, как и за военный подвиг на поле битвы. Имя победителя оповещалось под звуки труб и литавр. Победитель, став на колено, получал награду (украшение на шлем, меч или золотую цепь, иногда кольцо) из рук знатной дамы. Трубы и литавры играли снова в честь победителя. Затем его торжественно вели в замок, снимали тяжелые доспехи и, надев праздничную одежду, сажали за стол, на почетное место.

Если какому-либо из государей являлось желание удвоить силы своей армии, не увеличивая числа низших воинов, то он создавал рыцарей. Если кто-либо из старших оруженосцев отличался на поле битвы, то его возводили в рыцарское звание.
При возведении в рыцарское звание в военное время обряд посвящения был очень прост. Вновь посвящаемого ударяли три раза мечом по плечу с произнесением следующих слов: “Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, и Святого Великомученика Георгия жалую тебя рыцарем”. Затем следовал обыкновенный обряд лобзания; этим и оканчивалось посвящение.
Подобное ведение дел порождало целые миллионы героев. Влияние почета было до такой степени могущественно, что одно уже звание рыцаря побуждало каждого превосходить самого себя и делало из него из него какое-то сверхъестественное существо.

Рыцари, посвящаемые в это звание в военное время, носили и различные названия, сообразно тем обстоятельствам, благодаря которым им жаловали это почетное звание; так, были рыцари битвы, рыцари приступа, рыцари подкопа и прочие.
Как уже говорилось ранее, в рыцарское звание возводились только дворяне; но были и такого рода случаи, что в это звание возводились и простолюдины; обыкновенно это делалось или ввиду каких-либо особенных заслуг простолюдина, или при каких-либо чрезвычайных обстоятельствах. Но в данном случае один только государь имел право возводить простолюдина в звание рыцаря, а пожалованный со дня посвящения делался уже дворянином и пользовался всеми правами рыцарского звания. Посвящаемые в рыцари из простых воинов и крестьян назывались “рыцарями из милости” (“les chevaliers de grace”). Большое число рыцарей-трубадуров вышло из простолюдинов, и только благодаря своим славным подвигам эти люди достигли такой чести.

Так, в преданиях о короле Артуре есть эпизод, когда Артур посвящает в рыцари сына скотопаса. Правда, далее оказывается, что посвященный - незаконный сын одного короля, но, посвящая его в рыцари, Артур не знал об этом.
Но было еще и такое звание, которого могло домогаться только высшее дворянство, а именно звание знаменного рыцаря (les chevalier banneret). На поле сражений перед знаменными рыцарями несли квадратное знамя с изображением их герба и девиза; такое знамя несколько напоминало церковную хоругвь.

В то время были еще знаменные оруженосцы (les ecuyers bannerets). Под их начальством служили рыцари и даже знаменные рыцари; это делалось по приказанию короля; но знаменные оруженосцы никогда не имели ни одной из привилегий рыцарства.

Русское рыцарство не было многочисленным потому, что на огромном пространстве, изобилующем массой естественных преград, было невозможно быстро собрать значительные контингенты. И необходимость принимать первый бой с численно превосходящим противником привела к тому, что у нас к снаряжению и подготовке воинов предъявляли особые требования.

Наши предки создали в высшей степени оригинальную и действенную систему всенародной подготовки и соревновательного отбора бойцов «без отрыва от производства». Выразилась она в форме кулачных боев «стенка на стенку», где каждый чувствовал локоть товарища и придерживался строгих правил (лежачего не бить, кулак не утяжелять и т. п.), и всевозможных игрищ с использованием военных парусно-весельных судов, на которых формировались и обучались постоянные экипажи. Отсюда удивительная стойкость, которой отличались русские воины.

В дни суровых военных будней "кодекс чести" в отношениях между рыцарями часто нарушался, уступая место жестокости и коварству. Стоит ли говорить о "грязных простолюдинах"- крестьянах и горожанах, на которых он вообще не распространялся.

Но идеал не всегда был в согласии с реальностью. Что же касается грабительских походов в чужие земли (например, взятие Иерусалима или Константинополя во время крестовых походов), то рыцарские «подвиги» приносили горе, разорения, поругание и позор не одним простолюдинам. Жестокая эксплуатация крестьян, захват добычи в феодальных войнах, грабеж купцов на дорогах являлись основными источниками рыцарских
доходов. Стремясь к захвату чужих земель и богатств, рыцарство приняло деятельное участие в захватнических грабительских предприятиях - крестовых походах.

В.И.Уколова во вступительной статье к книге Франко Кардини “Истоки средневекового рыцарства” говорит: “Рыцарь сражался ради славы, но не всегда ее приносила только победа. Героическая смерть в честном бою считалась достойным завершением его жизни. Рыцарские идеалы отчасти противостояли этическим принципам, диктовавшимся христианством. Гордыня, провозглашенная церковью главнейшим из смертных грехов, считалась важнейшим достоинством рыцаря. Месть за оскорбление (нередко мнимое) была законом его этики, в которой не оказалось места для христианского всепрощения. Рыцари мало ценили человеческую жизнь, свою и особенно чужую. Они привыкли проливать кровь, и война казалась им естественным делом. Пренебрежение к чужой жизни усугублялось тем, что свой этический кодекс рыцари считали необходимым выполнять только в рамках своей социальной группы. По отношению к другим - крестьянам, горожанам, купцам и им подобным - не было и речи о каком-то “рыцарском” отношении, напротив, грубость, пренебрежение, даже грабеж в таком случае считались у рыцарей “хорошим тоном”.

Тяжеловооруженная рыцарская конница малоуязвимая для пеших воинов и крестьянского ополчения на протяжении многих веков является основной военной силой феодальных государств. Однако зарождение новой общественно-политической формации — капитализма, ускорению научно-технического прогресса и изобретению огнестрельного оружия, привели к тому, что консервативное рыцарство уже не поспевало за велениями времени. Ружейные пули легко пробивали доспехи, а пушечные ядра разрушали стены замков. Особенно ясно эти тенденции проявились в ходе Столетней войны между Англией и Францией. Поэтому с конца XV века представители рыцарских родов начинают формировать офицерский корпус наемных армий Нового времени.

Рыцарство сошло с исторической сцены. Оно оставило нам не только элементы своей военной тактики (использование подобных рыцарским танковых клиньев в крупномаштабных боевых действиях), но и культурное наследие: рыцарские романы ("Тристан и Изольда"), любовную лирику министрелей и трубадуров с обязательным культом дамы, героические народные эпосы ("Песнь о Сиде" и "Песнь о Роланде").

И в наше время в Великобритании, отдавая дань традициям, присваивают рыцарские звания учeным, артистам и спортсменам.

Хоменко Диана

Исследовательская работа

Скачать:

Предварительный просмотр:

Детская областная общественная организация

«Научное общество учащихся «Поиск»

БОУ «Алаботинская СОШ»

НОУ «Интеллектуальный лабиринт»

«Есть ли рыцари в наши дни?»

Научно-практическая работа

Выполнила:

ученица 4 класса

Хоменко Диана

Руководитель:

учитель начальных классов

Мирошник Татьяна Владимировна

2013

Введение

Глава 1. Представления учащихся о рыцарях

Глава 2. История рыцарства

  1. История возникновения рыцарства
  2. Обучение рыцаря
  3. Посвящение в рыцари
  4. Жизнь рыцаря

Заключение

Библиографический список

Приложение

Введение

Проблема:

Я часто от своей учительницы слышу фразу: «Рыцари так себя не ведут» или «Поступай как рыцарь». В моём представлении рыцарь – это всадник в доспехах, с копьём и мечом. В наши дни встретить коня на улице большая редкость, а всадников в доспехах сегодня нет. Почему же великодушного, благородного и храброго человека часто называют рыцарем? Так появилась тема моей работы: «Есть ли рыцари в наши дни?»

Цель исследования: выяснить, кто такие рыцари и есть ли рыцари в

Наши дни.

Задачи исследования: изучить литературу по данной теме.

Провести опрос среди одноклассников.

Способствовать формированию у сверстников представления о рыцарстве в наши дни.

Гипотеза исследования: предполагаю, что рыцари есть среди нас.

Методы исследования: анализ литературных источников; опрос; наблюдение; количественная и качественная обработка данных.

База исследования: ученики 3-4ых классов.

Глава 1. Представление учащихся о рыцарях

Меня заинтересовали вопросы:

  • Кто такие рыцари?
  • Чем они занимались?
  • Какими качествами обладали?

Я решила узнать мнение моих сверстников. Было опрошено 30 человек. Данные опроса представлены в таблице.

Вопросы

Ответы

  1. Рыцарь – это:

а. Всадник в доспехах

б. Пеший воин с копьем

в. Конный лучник

г. Пеший меченосец

д. Командир отряда

  1. Чем рыцарь никогда не занимался в своей жизни

а. Земледелием

б. Уборкой комнаты

в. Чисткой доспехов

г. Пением

д. Ухаживанием за дамой сердца

  1. Какими качествами должен обладать рыцарь

а. Храбростью

б. Благородством

в. Верностью

г. Жестокостью

  1. Существуют ли рыцари в наши дни

А. Да

Б. Нет

В. Не знаю

  1. Какими качествами обладают рыцари нашего времени

доброта

честность

смелость

мужество

верность

храбрость

сила

ловкость

ум

вежливость

воспитанность

благородство

  1. Обладаешь ли ты рыцарскими качествами

А. Да

Б. Нет

В. Не знаю

Таким образом, основные результаты опроса показывают следующее:

Считают, что рыцарь – это всадник в доспехах

Считают, что рыцарь никогда не занимался уборкой комнаты

Считают, что рыцарь никогда не пел

Считают, что рыцарь был храбрым

Считают, что рыцарь обладал благородством и верностью

Считают, что рыцарь обладал жестокостью

Считают, что у них есть рыцарские качества

Верят, что рыцари есть в наши дни

Продолжая исследовательскую работу, я предложила ребятам написать сочинения о рыцарях и нарисовать герб. Много было интересных работ. Послушайте сочинение Чурсанова Андрея (приложение) и посмотрите какие гербы нарисовали ребята (приложение).

Чтобы больше узнать о рыцарях, я обратилась к источникам литературы. Вот что мне удалось узнать.

Глава 2. История рыцарства

2.1. История возникновения рыцарства

Кого же называли рыцарем в те далёкие времена?

Изначально рыцарем называли профессионального воина. Но не простого воина. Термин «рыцарь» является синонимом слова «всадник» . Рыцарь одинаково хорошо сражался копьем, мечом, топором и булавой. Передвигаться в тяжелых доспехах верхом на коне, конечно, легче, и сила атаки конного рыцаря намного превосходила пешего воина, но и без коня рыцарь был очень опасным противником.

Какова же история появления рыцарей?

История появления рыцарей имеет множество версий. По одной из них племена варваров готов на боевых конях сокрушили Римскую империю. Конные воины легко победили пешие римские легионы. Это событие стало началом эпохи средневековья.

Средневековые королевства держались за счет военной силы, основу которой составляли рыцари. За клятву верности королю рыцарь получал землю с крестьянами, право судить и обязанность защищать их, а также право собирать налоги.

Где же жили рыцари? Каким было их жильё?

Рыцари жили в каменных замках. Замок строился на холме или неприступной скале и был окружен стенами и башнями с бойницами для стрельбы из луков и арбалетов. В замке были подвалы, подземные ходы, ров с водой и подъемный мост. Правильно построенный замок с хорошо организованной обороной мог выдержать многомесячную осаду. Взять приступом такие мощные укрепления было очень не просто.

2.2. Обучение рыцаря

Кто мог стать рыцарем? В каком возрасте?

Нельзя стать рыцарем просто надев доспехи и взяв в руки меч. Обучение рыцаря начиналось с 6-7 лет так же, как и в наши дни. Отличием было то, что будущего рыцаря называли пажом и по средневековому обычаю его отправляли на обучение к наиболее известному рыцарю на несколько лет. Это делали для того, чтобы родительская нежность не мешала пройти суровый путь от мальчика до рыцаря. И никаких каникул и переменок!

В обязанности пажа входило выполнять различные поручения, прислуживать за столом, помогать убирать комнату, содержать в порядке доспехи, вооружение и коня, обучаться приличным манерам. Паж упражнялся бегать в тяжелых латах, учился владеть копьем и мечом, играть в шахматы и петь песни, а так же читать, писать и считать. Пословица «Сила есть – ума не надо» совсем не о рыцарях.

За сотни лет почти ничего не изменилось. Обычный школьник всё так же выполняет поручения старших, накрывает и убирает со стола, поддерживает чистоту в квартире, содержит в порядке свои вещи и каждый хотя бы раз в жизни слышал фразу: «Веди себя прилично». Предметов прибавилось, оружие заменили ручки, карандаши и кисточки, а ещё на уроке физкультуры бегать стало гораздо легче. Мы ведь бегаем без доспехов, которые весили до 30 килограмм.

В 14 лет пажа переводили в старшеклассники – оруженосцы. Подражая рыцарю, оруженосец стремился приобрести грацию движений, приветливость, вежливость, скромность, благоразумие и сдержанность в разговорах. Оруженосец сопровождал рыцаря на охоте и в путешествиях, содержал оружие своих господ в порядке и чистоте, помогал рыцарю облачаться в доспехи, носил за рыцарем его копье и щит. Различные домашние обязанности сочетались с военной службой. На войне во время боя оруженосец оставался позади своего рыцаря, следил за его действиями, подавал новое оружие взамен сломанного, помогал раненому рыцарю покинуть поле боя. В мирное время боевые навыки совершенствовались в рыцарских турнирах.

2.3. Посвящение в рыцари

А как же происходило посвящение в рыцари?

Посвящение в рыцари было великим событием, которое запоминалось на всю жизнь, как и выпускной вечер в школе, ведь простой оруженосец становился рыцарем.

Знаете ли вы 7 рыцарский добродетелей, которыми должен был обладать каждый рыцарь?

  1. верховая езда
  2. фехтование
  3. обращением с копьем
  4. плавание
  5. охота
  6. игра в шахматы
  7. сочинение и пение стихов в честь дамы сердца.

По достижении совершеннолетия оруженосец проходил обряд посвящения в рыцари. Решение о присвоении этого титула принимал король, он же проводил церемонию.

Во время церемонии будущий рыцарь становился на колени перед королем, который произносил следующие слова: "Жалую тебе звание рыцаря. Будь верен Богу, государю и подруге; будь медлителен в мести и наказании и быстр в пощаде и помощи; подавай милостыню; чти женщин и не терпи злословия на них ". Это наставление содержало основной смысл рыцарского кодекса чести, однако каждый мужчина должен стремиться придерживаться этого кодекса:

  • верность ценилась во все времена – предательство редко прощается.
  • прощать и помогать следует без промедления и по мере возможности.
  • женщин и девочек предписывалось уважать, не обижать, не оскорблять словом или делом, потому что только женщина дает начало жизни.

После наставления король три раза ударял плашмя мечом по плечу новоизбранного рыцаря и, вместо аттестата об образовании, опоясывал его мечом. В этот день устраивались пиры и турниры, где рыцарь мог продемонстрировать свою ловкость и умение.

Каждый новообращенный рыцарь получал свой герб. Он изображался на одежде и щите. Гербы служили отличительными знаками на поле боя, а так же показателем происхождения, знатности рода и совершенных подвигов.

  1. Жизнь рыцаря

Основными занятиями в жизни рыцаря были ухаживания за дамой сердца, охота, пиры, рыцарские турниры и война. И не так важно с кем воевать – с другим государством или со своим соседом, но всегда за справедливость. Среди нас, школьников, тоже есть те, кто всегда готов ввязаться в драку за правое дело.

Рыцарь – это воин с острым чувством собственного достоинства. В бою он зависел только сам от себя и мог прославиться, показав свою храбрость, крепость своих доспехов и резвость коня. Но если рыцарь забывал об осторожности и бросался в бой сломя голову, как школьник на переменку, этот бой становился последним в его жизни.

Даже в бою рыцари с большим почтением относились к себе подобным и редко наносили смертельные ранения. Победой считалось выбить противника из седла, взять его в плен. При этом всегда была возможность проявить благородство и милосердие.

Рыцарь на коне никогда не атаковал пешего рыцаря, вооруженный не бросался на безоружного, а сильный не стремился напасть на слабого, потому что победа над слабым несла не славу, а лишь позор.

С появлением огнестрельного оружия, доспехи перестали быть надежной защитой, и рыцари утратили специфику особого сословия.

Заключение

Изучив литературу, проведя наблюдение и опрос среди одноклассников, я могу сделать следующие выводы:

  • Доспехи носили не только рыцари, а кони использовались почти всеми народами, поэтому человек в доспехах и на коне совсем не значит, что перед вами рыцарь. Важным являются поступки рыцаря, а не его одежда.
  • Соблюдать рыцарские законы может и должен каждый. Верность очень ценное качество для всех. Доброе и храброе сердце стремиться стать на защиту слабых, никого и никогда не оскорбит и не обидит. Выполнять данное обещание и не лгать давно стало не только рыцарской, но и народной мудростью.
  • Школьник – тот же паж. Школа – первый шаг на пути рыцаря. И не важно, где бьется храброе, благородное сердце рыцаря – под металлическими доспехами или под костюмом школьника. Главное поступать как настоящий рыцарь.

Я решила выяснить , есть ли рыцари в моём классе?

Мальчикам было предложено понаблюдать за своими хорошими поступками. Наблюдения проводились в течение одной недели. По итогам наблюдений я составила таблицу.

Фамилия, имя

Защитил слабого

Оказал помощь

Уступил дорогу страшим

Подал верхнюю одежду девочке

Поднёс портфель девочке

Никого не обидел ни словом, ни делом

Общее количество поступков

Джоджуа Эдуард

++++

+++++

Серов Александр

Салыков Алмаз

Серов Егор

++++

Чурсанов Андрей

++++++++++

++++

+++++

Чернышов Алексей

++++++

++++++++++

+++++

ИТОГО

Таким образом, я выяснила, что всего за неделю мальчиками было совершено 84 рыцарских поступков. С каждым днём в нашем классе стали совершать всё больше рыцарских поступков и поэтому считаю, что свою работу я провела не зря.

Рыцари ЕСТЬ в наше время, но мне хочется, чтобы их было БОЛЬШЕ.

Библиографический список

  1. Ф. Брукс и др. Занимательная книга знаний в вопросах и ответах. - М.:Махаон, 2007.
  2. Ж. Ж. Руа, Ж. Ф. Мишо. История рыцарства. – М.:Эксмо, 2007.
koreada.ru - Про автомобили - Информационный портал