Рассказы о живописи и картинах: Федор Александрович Васильев. "Мокрый луг". На картине будут лишь (1) омытый дождём (2) мокрый луг под огромным небом, несколько деревьев да (3) бегущие по влажной траве (4) тени сизых туч (5) гонимых ветром. — КиберПедия А

Разработка варианта экзаменационной работы по русскому языку с ответами. Подходит для подготовки обучающихся к сдаче ГИА-11 2016. Разработка авторская, найти готовые ответы в сети Интернет не получится - исключает возможность списывания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

(1)Популярность автомобиля как транспортного средства имеет серьёзные последствия для окружающей среды. (2)Дело в том, что автомобили, приводимые в движение двигателями внутреннего сгорания, выбрасывают газы, и это очень серьёзная проблема, особенно в крупных городах, где всё увеличивается количество автомобилей. (3)<...> создание автомобилей, менее загрязняющих окружающую среду, так называемых экологических автомобилей, которые ездят на менее вредном горючем, стало новой задачей для автомобильной промышленности.

1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1) Автомобили, приводимые в движение двигателями внутреннего сгорания, выбрасывают газы, и это очень серьёзная проблема, особенно в крупных городах.

2) В связи с ростом количества автомобилей, загрязняющих окружающую среду, перед автомобильной промышленностью встала задача создания экологического автомобиля, работающего на менее вредном горючем.

3) Автомобиль как транспортное средство становится всё более популярным, и в связи с этим перед автомобильной промышленностью встают серьёзные задачи.

4) Необходимо бережно относиться к окружающей среде и не загрязнять её промышленными отходами.

5) Потребность в создании экологического автомобиля, гораздо меньше загрязняющего окружающую среду, чем обычные автомобили, количество которых растёт, ставит перед автомобильной промышленностью новую задачу.

2. Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в третьем (3) предложении текста?

Ведь

Так как

Поэтому

Потому что

Но

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приведены значения слова СРЕДСТВО. Определите значение, в котором это слово использовано в предложении 1. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

СРЕДСТВО , -а, ср.

1) Приём, способ действия для достижения чего-нибудь. Простое средство. Всеми средствами добиваться чего-либо.

2) Орудие (предмет, совокупность приспособлений) для осуществления какой-либо деятельности. Средства защиты.

3) Лекарство, предмет, необходимый при лечении, а также предмет косметики. Лекарственные средства. Косметические средства.

4) Мн. Деньги, кредиты. Отпустить средства на что-либо.

5) Капитал состояние. Человек со средствами.

4. В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

закУпорить

загнУтый

оптОвый

влилАсь

пОгнутый

5. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно? Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1) Родители должны помнить о том, что хороший ЯЗЫКОВЫЙ детский лагерь может находиться не только в Лондоне.

2) Работа с денежной НАЛИЧНОСТЬЮ - вопрос серьёзный для каждого предприятия.

3) Опытные садоводы считают, что правильно выращенная ЖИВАЯ изгородь намного долговечнее и надёжнее самых крепких заборов.

4) ДЕЛОВОЙ обед можно рассматривать как вариант рабочего общения при условии, что вы пришли на этот обед не для того, чтобы утолить голод или жажду.

6. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Восьмидесятью копейками

Свежих вафель

Веселее всех

В обоих домах

7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) Множество пчел, ос, шмелей дружно гудело в ветвях акации

1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

В) Когда римский император Веспасиан не успевал сделать за день ни одного доброго дела он говорил с горечью, что «Друзья, я потерял день».

3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г) Ничего другого, двигавшего бы дело вперед, никто из критиков проекта не предложил.

4) ошибка в построении предложения с однородными членами

Д) Конница императора, быстро приближаясь, мчалась наперерез неприятельского отряда.

5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

7) неправильное построение предложений с косвенной речью

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

ок..лдовать

скр..пучий

кр..стьянин

обж..гаться

бл..стательный

9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

пр..увеличивать, пр..школьный;

и..черпать, бе..цельный;

пре..писание, о..давать;

дез..нфекция, небез..звестный;

предп..ложить, пар..олимпиада.

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

талантл..вый

письм..цо

разворач..вать

наде..лся

милост..вый

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

отточ..нный

понош..нный

бор..шься

постро..шь

преобразу..мый

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Компьютер (не)подключён к сети.

Гибнущий сад и (не)состоявшаяся любовь - две внутренне связанные темы пьесы.

Еще (не)распустившийся цветок особенно красив.

Помещение (не)рассчитано на такое количество людей.

(Не)спрашивая ни о чем, он все понял.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(В)СКОРЕ мы вышли на поляну, (И)ТАК обрадовались долгожданному отдыху, что тут же поспешили снять рюкзаки.

(ПО)ТОМУ, как говорил собеседник, было понятно, что он ТО(ЖЕ) волнуется.

На дворе от надвигающейся (ОТО)ВСЮДУ растительности стало КАК(БУДТО) теснее.

Иногда бродишь (В)СЛЕПУЮ по дому и тратишь (ПО)ПУСТУ время.

(ВО)ВРЕМЯ отпуска отец (ПО)МНОГУ работал.

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Делавшие замаскирова(1)ый под грабёж обыск забрали только то, что находилось в столе, прочие бумаги оставле(2)ы соверше(3)о нетронутыми.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую

1) Последние волны согретого тумана то скатываются то расстилаются скатертями то исчезают.

2) Листья и зелёные оболочки плодов содержат аскорбиновую кислоту и дубильные вещества.

3) В.А. Серов искал новый способ передачи на полотне бесконечно разнообразной игры света и работа над портретом «Девушка, освещенная солнцем» не раз откладывалась.

4) Воинская честь и личная преданность не позволили Святославу оставить брата в беде.

5)Графическое мастерство не ценилось и грациозный рисунок Н. Кузьмина раздражал идеологизированных критиков.

На картине будут лишь (1) омытый дождём (2) мокрый луг под огромным небом, несколько деревьев да (3) бегущие по влажной траве (4) тени сизых туч (5) гонимых ветром.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Вам (1) по-моему (2) следует (3) всё-таки (4) проконсультироваться перед проведением эксперимента с работниками лаборатории.

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Мелкие насекомые (1) расход кислорода у которых (2) невелик (3) могут очень долго не пополнять запас воздуха.

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Может так случиться (1) что (2) пока остальные ребята будут готовить свои костюмы к выступлению (3) нам придётся заниматься совсем другими делами (4) чтобы успеть к премьере.

20. Прочитайте текст и выполните задания 20–25.

СТО ПРОЦЕНТОВ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО

Ненавижу диктаторов – ничего хорошего человечеству они никогда не приносили. Но как быть с диктатурой гена – этого крохотного властителя нашей жизни?
Говорят, против судьбы не попрешь. Люди веками убеждались в могуществе рока, иначе не передавали бы из поколения в поколение грустную пословицу. Современная биология подвела научный фундамент под фольклорный афоризм: ученые утверждают, что наша судьба на три четверти зависит от генов. Проще говоря, что досталось от родителей, то и определит нашу долгую или не очень долгую жизнь.
Три четверти, что и говорить, очень много. Но это, на наше счастье, вовсе не означает, что все заранее предопределено, и нам остается только покорно брести по дороге, проложенной загадочным механизмом наследственности. Да, мы здорово зависим от судьбы. Но не стоит прогибаться под диктатуру гена – двадцать пять процентов свободы, которые оставляет нам наследственность, в нашей судьбе куда важнее, чем неизбежные три четверти.

Величайший россиянин всех времен был правнуком знаменитого крестника Петра Великого, генерала Ганнибала. От прадеда он унаследовал железное здоровье, немалую физическую силу, могучий характер и редкую работоспособность. Почему он-то не вышел в генералы? Ведь какую карьеру мог бы сделать с его умом и энергией! Видимо, двум ярко одаренным родственникам хватило для поиска жизненного призвания той четверти натуры, которая, в отличие от трех наследственных четвертей, давала им свободу выбора. Чернокожий воспитанник царя не видел для себя судьбы, кроме престижной военной. А на жизнь Пушкина решающее влияние оказали не гены, а либеральные преподаватели Лицея и вольнолюбивые однокашники, которые азартно состязались в стихотворчестве, поначалу не слишком понимая, чем именно смуглый курчавый мальчишка отличается от Дельвига, Кюхельбекера и Соболевского.
Куда вела наследственность хилого мальчика Сашеньку? Скромное поместье, безрадостное общение с докторами, карты с соседями, в лучшем случае служение хитроумной государыне по статской части. Но Александр Васильевич сполна использовал возможности четвертой четверти судьбы, став тем самым Суворовым, величайшим полководцем России за всю ее историю.

Я не ученый, никакой статистики у меня нет, только личные наблюдения. Иногда – любопытные. Например, отчетливо вижу, как с течением времени меняются писательские жены. Многие из них, живя с талантливыми людьми, сами становятся талантливыми. Я говорю, естественно, не о тех случаях, когда сходятся уже начавшие свой путь литераторы, тут все ясно. Но вот случай, поразительный по яркости. Девочка познакомилась с известным поэтом, закрутился роман. Дальше – рядовая советская судьба: поэта сослали, и девочку с ним, поэта посадили, и он безвестно пропал в зоне, а повзрослевшую девочку на долгие годы загнали в лагерный барак. Выжила. Вышла. И написала поразительную книгу воспоминаний, один из лучших образцов русской прозы Двадцатого века. Да, Осип Эмильевич Мандельштам был великим поэтом. Но как вышло, что и Надежда Яковлевна Мандельштам стала автором великой книги, не только глубокой, честной и точной, но и почти безукоризненной по стилю?
Когда поэта погубили, а рукописи изъяли, вдова поняла, что, кроме нее, некому сохранить для русской культуры стихи, заменить которые нечем. А как их сберечь, когда за ней наверняка вот-вот придут (вскоре и пришли)? Где хоть относительно безопасное место для рукописей? Надежда Яковлевна такое место нашла – в собственном мозгу. Стихи мужа она выучила наизусть, и все бесконечные лагерные годы, чтобы ничего не забылось, ежедневно повторяла в уме. Без всяких оговорок, это был подвиг. Но еще и потрясающая школа работы над словом. Думаю, человек, способный прочесть напамять «Медного всадника», «Демона» или «Анну Снегину», просто не сможет писать плохо. А ведь Надежда Яковлевна удерживала в памяти не десять, не двадцать – сотни стихотворений мастера.
С наукой не спорят – раз умные люди говорят, что наша участь на три четверти предопределена генами, значит, так оно и есть. Но самое главное в нашей судьбе заключено в четвертой четверти: призвание, радость освоения мира, азарт познания, дружба, любовь, роскошь человеческого общения, столь ценимая Антуаном де Сент-Экзюпери. Если суммировать, получится примерно вот что: биологическим в нас командуют гены – а человеческое? А человеческое в себе создаем мы сами. На все четыре четверти. На все сто процентов

20. Какое высказывание соответствует содержанию текста?

1) Наша судьба заранее предопределена генами, унаследованными от родителей.
2) Пушкин стал величайшим поэтом, потому что он унаследовал гены генерала Ганнибала - знаменитого крестника Петра Великого.
3) Судьба каждого человека зависит не столько от биологического фактора - наследственности, сколько от того, как он сам распорядится собственной жизнью.
4) Надежда Яковлевна Мандельштам выучила стихотворения мужа, чтобы воспитать в себе безукоризненное чутье к слову.

21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) Предложения 4–6 содержат рассуждение.

2) В предложениях 21–23 содержится описание.

3) Предложения 26–30 содержат повествование.

4) Предложения 37–41 содержат элементы описания.

5) В предложениях 43 - 45 присутствует элемент повествования

22. Из предложений 42-44 выпишите контекстные антонимы.

23. Среди предложений 35-40 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

24. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20 –23. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. «Для того чтобы создать яркую картину, Л. Жуховицким наряду с (А)------------ лексикой («ген», «наследственность») используется и (Б)_______ («хилый», «не попрёшь») лексика. Автор скуп на развёрнутые описания. Тем выразительнее редкие тропы. Так для характеристики героев автор использует троп – (В)________ («могучий характер» в предложении 12, «потрясающая школа» в предложении 39). Синтаксическое средство выразительности – (Г)________ (предложение 44-45) позволяет читателю сделать вывод на основе содержания текста»

Список терминов:

1) эпитет

2) сравнительный оборот

3) восклицательные предложения

4) профессиональная лексика

5) фразеологизм

6) лексический повтор

7) противопоставление

8) разговорная лексика

9) ряд однородных членов предложения

25. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поднятых рассказчиком (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию рассказчика. Напишите, согласны или не согласны вы с его точкой зрения. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента). Объём сочинения - не менее 150 слов.

Письмецо

  • Построишь
  • Несостоявшаяся
  • Вслепуюпопусту
  • 1234
  • 20. 3

    21. 1,3

    22. биологическое, человеческое

    23. 37

    Рассказы о живописи и картинах:

    Федор Александрович Васильев.

    "Мокрый луг"

    Феномен "художественного происхождения" пейзажиста Федора Александровича Васильева всегда продолжал и продолжает удивлять всякого, кто так или иначе соприкасается с его творчеством. Искусствовед Л.И. Иовлева отмечает, что на горизонте русского искусства 1860-х годов он возник лет в восемнадцать, почти мальчиком-самоучкой. Но как-то неожиданно, почти внезапно вошел на равных в число ведущих художников того времени. На "равных" участвовал с ними на выставках, на "равных" побеждал в конкурсах и в два-три года достиг таких профессиональных успехов, на завоевание которых у других уходили годы, а порой и целая жизнь.

    Веселый, остроумный, темпераментный юноша Ф. Васильев, каким он предстает со страниц воспоминаний И.Е. Репина и И. Крамского, был болен неизлечимой в то время болезнью - чахоткой. Он уехал в Крым и последние два года прожил в Ялте.

    На ялтинских улочках осыпался миндаль, распускались розы, "иудино дерево" одевалось в пышный густо-розовый наряд, цвели магнолии, крупные кисти глициний свисали с гибких плетей-ветвей. Но художником владела неодолимая тяга к родным краям, к неброской прелести русской природы.

    В Ялте Ф. Васильев долго еще изображал старые, знакомые и до боли сердечной дорогие ему северные мотивы. Среди альбомных рисунков, где он делал карандашные зарисовки новой для него крымской природы, есть зарисованные по воспоминаниям пейзажи средней полосы России.

    В Крыму Ф. Васильевым была написана и картина "Мокрый луг", ставшая одним из шедевров русской пейзажной живописи. В ней он хотел выразить свои чувства, всю любовь свою - все, что бережет память сердца. На ней не будет ни могучих гор, ни кипарисов, ни пышных южных цветов, ни лазурного моря - всего лишь омытый дождем мокрый луг под огромным небом, несколько деревьев вдали да бегущие по влажной траве тени гонимых ветром туч.

    Уходит гроза, но небо еще кипит и бурлит. С грозной торопливостью несутся и сталкиваются косматые тучи, еще слышны раскаты грома - все в картине полно движения, все живет и дышит: и гнущиеся под порывами ветра деревья, и подернутая рябью вода, и небо... Даже особенно небо, проникнутое типично Васильевским настроением, которое противопоставлено на полотне зловещим тучам, еще низвергающим потоки дождя на виднеющийся вдали лес.

    Небо в полотнах Ф. Васильева всегда играет значительную роль, а в "Мокром луге" оно является едва ли не главным средством выражения поэтической мысли художника. Сверкающий теплый просвет в облаках, отраженный в воде и поддержанный отсветами на земле, ведет борьбу с огромными темными и холодными тучами и бегущими по земле тенями.

    Как бы в противоположность напряженной жизни неба вся остальная часть пейзажа предельно проста и линии рисунка ее мягче, спокойнее. Каждая деталь картины (а их на этом полотне много) - это вариация основной темы, но все детали так растворены в целом, что их познаешь только при очень внимательном рассмотрении.

    С первого взгляда "Мокрый луг" располагает к себе зрителя простотой и привычностью мотива. В глубине широкой низины высятся два развесистых дерева. Далеко за ними, в сизой дымке леса, проступает полоска неба. Вдоль низины тянется обрывистый косогор, а впереди - почти в центре - блестит болотистая заводь с топкими берегами. Вот, собственно, и все, что изображено на полотне Ф. Васильева. Но современники его видели в этой картине больше, чем даже обобщенный образ родной художнику северной природы.

    Картина захватывает зрителя необычайной глубиной одухотворенного пейзажа, непосредственностью чувств и настроений, вложенных в нее. Природа у Ф. Васильева никогда не представляется "холодной, вечной и равнодушной". Он непрестанно искал в ней гармонию, чистоту, художник согрел и одухотворил ее глубоко поэтическим чувством, и именно в его картинах впервые прозвучала та интимно-лирическая, грустная и тоскующая тема, которая замерла с его смертью. Выраженные в "Мокром луге" настроения борьбы и сопротивления - с одной стороны, а с другой - грусть и меланхолия покоряют и невольно заставляют возвращаться к печальной биографии ее 22-летнего автора.

    Композиция "Мокрого луга" проста и непринужденна, и в то же время трудно представить себе более продуманное и монументальное произведение. В картине легко различить композиционный центр, к которому сходятся основные линии пейзажа - очертания косогора, берега заводи, тропинки, границы света и тени на лугу, полоса леса. Зрительным центром, организующим всю картину, является темный силуэт двух могучих деревьев. Ф. Васильев сместил его вправо от геометрического центра, и именно поэтому картина не выглядит статичной.

    Удивительно плавно и рельефно разворачивается в "Мокром луге" пространство. Небо с его кипением и бурлением, с его игрой света и с его космической бесконечностью изображено непревзойденным мастером и поэтом неба, каким и считался художник Ф. Васильев. И вместе с тем каждый кустик травы на переднем плане с ботанической точностью воспроизводит растительность средней полосы России.

    "Мокрый луг" был представлен на конкурс Общества поощрения художников в Петербурге в 1872 году и получил вторую премию (первая была присуждена картине И. Шишкина "Сосновый бор"). В отношении к природе и к искусству у обоих художников было много общего. Оба они были детьми той земли, которую воспевали; оба были с ней тесно связаны, знали ее со всеми ее тайнами и потому умели видеть и так трепетно передавать ее красоту.

    Когда глава передвижников И. Крамской увидел "Мокрый луг" Ф. Васильева, он был потрясен. И весенняя чистая зелень, и летучий свет, и неслышный ветерок, зарябивший воду в зарастающем русле реки, и невидные капли дождя на влажной листве деревьев - все говорило о художнике необыкновенном и чутком к "шуму и музыке природы".

    ВАРИАНТ 15 ЕГЭ-2015

    Часть 1

    Ответами к заданиям 1- 24 являются число, слово, словосочетание или последовательность слов, чисел . Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите

    в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, Каждую букву и цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

    Прочитайте текст и выполните задания 1 – 3.

    (1)В море вокруг вулканического кратера, находящегося на поверхности вулкана или неглубоко под водой, образуется риф – возвышение в форме кольца. (2)Он состоит из скелетов кораллов – микроскопических морских существ, миллионы которых живут в тёплой морской воде на небольшой глубине. (3) вулканический остров разрушается и опускается под воду, коралловый риф поднимается всё выше.

    1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

    1) В море вокруг вулканического кратера, находящегося на поверхности вулкана или неглубоко под водой, образуется возвышение в форме кольца.

    2) Коралловый риф состоит из скелетов кораллов – микроскопических морских существ, миллионы которых живут в тёплой морской воде на небольшой глубине.

    3) Состоящий из скелетов кораллов риф, имеющий форму кольца, образуется вокруг кратера подводного вулкана и поднимается по мере разрушения вулканического острова.

    4) Когда коралловый риф опускается под воду, вулканический остров разрушается.

    5) Коралловый риф, который имеет форму кольца, состоит из скелетов кораллов и образуется вокруг кратера вулкана; по мере разрушения вулканического острова риф поднимается выше.

    2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

    Наоборот, Поэтому По мере того как Вопреки этому Во-первых,

    Ответ:_______________________________________

    3 . Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ФОРМА. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

    ФОРМА, -ы, ж.

    1) Способ существования содержания (во 2-м знач.), неотделимый от него и служащий его выражением. Единство формы и содержания.

    2) Внешнее очертание, наружный вид предмета. Земля имеет форму шара. Квадратная ф. Предмет изогнутой формы.

    3) Совокупность приёмов и изобразительных средств художественного произведения. Повествовательная ф. стиха.

    4) В языкознании: материальное выражение грамматического значения. Форма слова. Формы словоизменения.

    5) перен. Внешний вид, видимость (как нечто противоречащее внутреннему содержанию, действительности). Удобная ф. для прикрытия чего-н. По форме только правильно.

    6) Установленный образец чего-н. Дать сведения о форме. Готовые лекарственные формы (готовые лекарства).

    Ответ:_______________________________________

    4. В одном из приведенных ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

    начАть Эксперт зАнял оптОвый кУхонный

    Ответ:_______________________________________

    5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

    1) Задача гимнастики – ВОСПОЛНИТЬ дефицит движения, а вместе с ним и дефицит питания костей, хрящей, связок, мышц.

    2) Все без исключения производители различных отраслей стараются оригинально ПРЕДСТАВИТЬ свои новинки.

    3) Русский морской офицер Н.Н. Апостоли, известный конструктор фотокамер конца XIX – начала ХХ века, по праву считается ЗАЧИНЩИКОМ корабельной фотографии.

    4) Кошек принято считать необычайно ЖИВУЧИМИ, но на самом деле за этими животными требуется серьёзный уход, и прежде всего они нуждаются в наблюдении ветеринара, определяющего правильный рацион питания.

    5) На берегу Чёрного моря расположена знаменитая ЗДРАВНИЦА.

    Ответ:_______________________________________

    6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

    рота СОЛДАТОВ несколько АБРИКОСОВ

    ЛУЧШИЙ ответ СЕМЬЮДЕСЯТЬЮ процентами

    нет ПОЛОТЕНЕЦ

    Ответ:_______________________________________

    7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    ПРЕДЛОЖЕНИЯ

    А) Оплатив счёт, заказанные книги хранятся в течение месяца.

    Б) В журнале «Новом мире» была опубликована рецензия на новый сборник стихов молодых поэтов.

    В) Одно из чудес на Курильской гряде, привлекающим туристов со всего света, связано с вулканами.

    Г) Благодаря хорошего образования наши выпускники могут рассчитывать на трудоустройство в профильных компаниях.

    Д) Те, кто играл в спектакле, произвёл на зрителей огромное впечатление.

    Ответ:

    А

    8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

    р..стительность р..гламент щ..бетать заб..раясь водор..сли

    Ответ:_______________________________________

    9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

    в..думав, не..гибаемый пр..следуя, пр..града

    нед..варил, пр..бабушка пред..стория, контр..гра

    (камень) пр..ткновения, пр..смотревшись

    Ответ:_______________________________________

    10. Е .

    узорч..тый повес..вший вытерп..в разборч..вый улыбч..вый

    Ответ:_______________________________________

    11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И .

    помож..шь заслуж..нный провод..шь узнава..мый шепч..шь

    Ответ:_______________________________________

    12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО . Раскройте скобки и выпишите это слово.

    Причины миграции этих редких птиц ещё (НЕ)ИЗУЧЕНЫ.

    Вдоль улиц громоздятся горы ещё (НЕ)РАСТАЯВШЕГО снега.

    Лизу поселили в (НЕ)БОЛЬШОЙ, но очень светлой комнате с красивым окном.

    Петю манили вовсе (НЕ)ИЗВЕДАННЫЕ уголки Земли.

    Прохожий шёл по улице (НЕ)СПЕША.

    Ответ:_______________________________________

    13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО . Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

    (В)ТЕЧЕНИЕ всего июля шли дожди, (ПО)ЭТОМУ дорожка, ведущая к беседке, превратилась в маленький ручей.

    (И)ТАК, подытожим всё сказанное: лес – наш целитель, наше богатство и, (НА)КО-НЕЦ, лучший наряд Земли.

    Призвание поэта – творить для вечности, (ПО)ЭТОМУ он «сам свой высший суд», (ТАК)КАК лишь немногим дано оценить его творения.

    ЧТО(БЫ) ни утверждали критики, стихи Фета необычайно мелодичны, (ПО)ЭТОМУ звучанию стиха всегда можно узнать творения поэта.

    КОЕ(ГДЕ) (В)НИЗУ можно было увидеть небольшие островки воды.

    Ответ:_______________________________________

    14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

    Когда художники увидели присла(1)ую в Ялту картину Федора Васильева «Мокрый луг», они были потрясе(2)ы: чистая зелень травы, невида(3)ый свет, лёгкий ветерок говорили о необыкнове(4)ом таланте автора.

    Ответ:_______________________________________

    15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

    1) После обеда бабушка выходила на балкон с вязанием или шитьём.

    2) Солнце поднимается из-за облаков и заливает лес и поле греющим светом.

    3) Видны были только силуэты деревьев да тёмные крыши сараев.

    4) Способность ориентироваться во времени есть как у животных так и у растений.

    5) На улице было и тепло и сухо.

    Ответ:_______________________________________

    16. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

    На картине будут лишь (1) омытый дождём (2) мокрый луг под огромным небом, несколько деревьев да (3) бегущие по влажной траве (4) тени сизых туч (5) гонимых ветром.

    Ответ:_______________________________________

    17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

    Я (1) признаться (2) не слишком люблю осину с её бледно-лиловым стволом и серо-зелёной металлической листвой. Осина бывает хороша только в ветреный летний день, когда каждый лист её (3) как будто (4) хочет сорваться и умчаться вдаль.

    Ответ:_______________________________________

    18. Расставьте знаки препинания : укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

    В настоящее время рассматривается возможность использования айсбергов Антарктики для получения пресной воды (1) дефицит (2) которой (3) вскоре может охватить две трети жителей Земли.

    Ответ:_______________________________________

    19. Расставьте знаки препинания : укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

    Стая диких уток с пронзительным криком промчалась над нашими головами (1) и (2) когда мы услышали (3) с каким шумом они опустились на реку (4) нам стало немного не по себе.

    Ответ:_______________________________________

    Прочитайте текст и выполните задания 20 – 25.

    (1)Геологу, вышедшему из леса, посёлок показался большим городом: глаза его за три месяца отвыкли от ярких огней, а ноги от асфальта и булыжника...

    (2)Он остановился возле одноэтажного домика и прочитал слова над дверью, которые показались ему словами долгожданной телеграммы, написанной слегка фосфоресцирующими буквами на синей стеклянной табличке: «Почта, телеграф, телефон». (3)В этот поздний час маленькие полукруглые оконца почты были уже заставлены картонными щитками с категоричным словом «Закрыто», а телеграф и переговорный пункт, как всегда, бодрствовали. (4)Над столом с бугорками засохшего клея и чернильными кляксами, на котором днём писали письма, заклеивали конверты и бандероли, сейчас склонились люди, ожидавшие вызова телефонистки.

    (5)Иногда, подышав в микрофон и словно бы сочувственно вздохнув, телефонистка, вместо того чтобы назвать номер кабины и город, приглашала ожидавших к своему окошку. (6)Это означало, что где-то далеко-далеко, за тридевять земель, телефон звонит особыми долгими гудками понапрасну: там никто не снимает трубку, дорогой человек, которого здесь называли абонентом, не ждёт…

    (7)Но геолог знал, что его звонка ждут с нетерпением. (8)Присев к столу, он, как и все другие, начал медленно редактировать текст много раз обдуманного разговора. (9)Худенькая девушка-телефонистка всё делала так деловито, по-взрослому, что нетрудно было догадаться: ещё совсем недавно она была школьницей. (10)Однако геолог, как и все ожидавшие вызова, благоговел перед этой девушкой: она могла сокращать расстояния, прекращать разлуки, соединять человеческие сердца…

    (11)И вдруг она серьёзным, деловитым голосом назвала фамилию геолога. (12)Он бросился к кабинам, но ни в одной из них не вспыхнул свет, как это случалось всякий раз, когда на проводе был другой город.

    (13)И тогда он понял (именно понял, а не расслышал), что телефонистка приглашала его к своему окошку.

    (14)Ваш абонент не отвечает, – сказала она.

    (15)Этого не может быть!.. – возразил он. – (16)У меня сегодня день рождения, и мы договорились...

    (17)Телефонистка, твёрдо решив, что такой праздник не может быть омрачён, сразу засуетилась, вызвала по телефону «старшую».

    (18)Тут у товарища день рождения, не может быть, чтобы не отвечали, проверьте, пожалуйста, там должны ответить!

    (19)А потом она вдруг совсем неожиданно сказала:

    А я вас уже видела... (20)Много раз! (21)Вы в соседнем окошке письма до востребования получаете.

    (22)Она не утешала: он действительно получал письма до востребования в соседнем окошке.

    (23)Я давно уже не заходил за письмами, – сказал он, – мы были в тайге… далеко.

    (24)Не заходили?! – почему-то радостно воскликнула она.

    (25)Девушка шустро вскочила со своего стула, отыскала какие-то ключи и побежала к соседнему окошку. (26)Там она, чутко прислушиваясь, не верещит ли, не вызывает ли её оставшаяся на столе трубка, отперла невысокий шкафчик, достала длинный ящик, в котором письма лежали, как карточки в библиотечной картотеке, и стала быстро-быстро перебирать их, поглядывая то и дело на переговорный талон, где была написана фамилия геолога.

    (27)Есть! – торжествующе воскликнула она.

    (28)Она протянула геологу телеграмму. (29)Он распечатал и прочёл: «Срочно посылают командировку Березники поздравляю днём рождения целую люблю».

    (30)Жена тоже была геологом и тоже часто уезжала из дома. (31)Как же он не подумал об этом? (32)А эта девчушка, отгороженная от него стеклом, ничего не зная, обо всём догадалась… (33)Он нагнулся и заглянул в окошко, чтобы поблагодарить её.

    (34)Но она уже была далеко.

    (35)Красноярск! (36)Иванов! (37)Третья кабина! – Возвещала она в микрофон.

    (38)Взглянув на геолога, телефонистка удивлённо пожала плечами: за что же благодарить?

    (39)И правда, что она такого особенного сделала? (40)Она просто вернула человеку покой и радость, рассеяла сомнения...

    (По А. Г. Алексину*)

    * Анатолий Георгиевич Алексин (род. в 1924 г.) – советский писатель, драматург.

    20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

    1) Работа геолога предполагает частые командировки.

    2) Геолог – персонаж текста – с благодарностью вспоминает поступок телефонистки.

    3) Сегодня письменное общение между людьми осуществляется в основном с помощью электронной почты.

    4) Девушка-телефонистка догадалась о том, что геологу должно было адресовано сообщение, в котором объяснялось, почему абонент не вышел на связь.

    5) Геолог не получил на почте долгожданного письма.

    Ответ:_______________________________________

    21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

    1) В предложении 2 содержится рассуждение.

    2) Предложение 6 объясняет содержание предложения 5.

    3) В предложениях 25-26 представлено повествование.

    4) В предложениях 31-32 содержится повествование.

    5) В предложениях 39-40 представлено описание.

    Ответ:_______________________________________

    22. Из предложения 26 выпишите фразеологизм.

    Ответ:_______________________________________

    23. Среди предложений 1-6 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

    Ответ:_______________________________________

    Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20 23.

    В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термин из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

    Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

    Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

    24. «Размышляя о поступке девушки-телефонистки, автор использует синтаксическое – средство – (А)__________ (предложения 25, 40). Представление о характере девушки – персонажа текста – создаёт такая форма речи, как (Б) __________ (предложения 14-16, 18-21, 23-24), а важность её работы подчёркивают тропы – (В) __________ («телеграф и переговорный пункт… бодрствовали» в предложении 3)», (Г) __________ («серьёзным, деловитым голосом» в предложении 11)».

    Список терминов:

    1) эпитеты

    2) сравнение

    3) диалектизмы

    4) ряды однородных членов

    5) диалог

    6) противопоставление

    7) метонимия

    8) контекстные антонимы

    9) разговорная лексика

    Ответ:

    А

    Часть 2

    25. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

    Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

    Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

    Объём сочинения – не менее 150 слов.

    Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

    Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

    ОТВЕТЫ

    ВАРИАНТ 15 ЕГЭ-2015

    к заданиям части 1

    задания

    ИНФОРМАЦИЯ О ТЕКСТЕ

    ЧАСТИ 2

    Примерный круг проблем


    Задание 17

    Расставьте все недостающие знаки препинания:

    Чехов (1) по воспоминаниям современников (2) свои первые рассказы и фельетоны писал легко и весело. Лёгкость и весёлость не были (3) однако (4) плодом простого писательского легкомыслия или цинизма.

    Задание 18

    Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

    Задание 19 Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

    Смотрители леса призваны предотвращать возгорание лесного массива (1) но (2) если в лесу скапливается большое количество сухостоя (3) то смотрители сами намеренно устраивают небольшие искусственные пожары (4) чтобы снизить вероятность стихийного возгорания в дальнейшем.

    Задание 20

    Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

    Орешник почти отпылил, а берёза еще робеет зеленеть, не доверяя наступившей теплыни, а лес совсем прозрачный, без теней, словно после сна щурится спросонья.

    Задание 21

    Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

    Цифры укажите в порядке возрастания.

    1) Убежище, в котором укрывалась рассказчица, не могло защитить людей от бомбовых ударов.

    2) Подростки нуждаются в поддержке со стороны взрослых.

    3) Светлый оптимизм помогает людям жить.

    4) Бабушка рассказчицы долгое время работала в театре юного зрителя.

    5) В тексте описаны события конца Великой Отечественной войны.

    (1)В суровые военные годы во время бомбёжки моя бабушка всегда стояла на посту с винтовкой за плечами и со свистком в руке. (2)Маленького росточка, но очень полная, она, как колобок, выкатывалась на пост и направляла людей в укрытие, подбадривая отставших тонкой трелью свистка.

    (З)Зинаиду Ильиничну соседи любили за доброту и умение советом или нужным словом подбодрить человека. (4)А мы, дети, в ней просто души не чаяли. (5)В девичестве она была Юсуповой (своими корнями втайне очень гордилась), и восточный отблеск придавал её облику особый колорит.

    (6)Весь подъезд помнил историю с Иваном, тринадцатилетним подростком, переехавшим в наш дом с больной матерью и полуслепой бабушкой. (7)3а свою короткую жизнь подросток успел побывать в колонии за воровство, в подъезде поначалу звучала его громкая ругань. (8)С согласия его матери бабушка взялась устроить Ивана на подработку в театр юного зрителя. (9)Полгода она буквально за руку водила его на спектакли, горячо обсуждала с ним полученные впечатления, просила описать свои ощущения и эмоции. (10)Потом, шаг за шагом, научила работать над собой с помощью дневника.



    (11)Результат превзошёл все ожидания. (12)Ванечка, как называла его бабушка, обладая замечательной памятью и абсолютным слухом, оказался одарён и артистическим талантом. (13)В течение года он выучил все роли и с лёгкостью подменял отсутствующих актёров. (14)Закончив после войны режиссёрское и сценарное отделение ВГИКа, Иван впоследствии стал заслуженным артистом и режиссёром.

    (15)Будучи учительницей начальных классов, бабушка умела создать на уроках атмосферу игры, в то же время не давая ученикам уйти от главной цели - получения новых знаний. (16)Уроки радости - таков был стиль её преподавания. (17)И дети буквально боготворили свою Зинаиду Ильиничну.

    (18)Рядом с ней даже бомбёжка была не так страшна. (19)Бабушка вселяла в окружающих уверенность в близкой победе, надежду на добрые вести от родных, из горнила передовой - а иначе и быть не могло...

    (20)Шёл август 1941-го, и немцы подвергли наш город жестоким бомбовым атакам. (21) Августовская ночь была тёмной и тёплой. (22)Начавшийся артобстрел заставил нас очнуться от сна. (23)«Где мой свисток, ищите!» - бабушкин крик окончательно разбудил нас с мамой. (24)Свесив головы с кровати, мы всматривались в темноту, тщетно пытаясь помочь. (25)Наверняка этот злосчастный свисток болтался у неё за поясом или на шее. (26)«Твоих рук дело, Анка?» - накинулась на Меня бабушка, ведь я всегда была причиной беспорядка в доме. (27)Наконец свисток был найден - он и в самом деле оказался где-то в заднем кармане бабушкиной юбки.



    (28)Невзирая на возраст и солидный вес, бабушка вихрем помчалась на пост, а мы побежали в наше укрытие недалеко от дома. (29)Эта глубокая яма, сверху прикрытая досками, и была нашим бомбоубежищем - его вырыли оставшиеся в доме жильцы. (ЗО)Оно, конечно, не спасло бы нас от бомбы, но здесь мы чувствовали себя защищёнными. (31)Прижимаясь друг к другу под оглушительный грохот рвущихся снарядов и плач детей, мы старались не стучать зубами от страха и даже напевать.

    (32)Неожиданно мама начала смеяться. (33)«Линочка, что с тобой?» - опасливо спросила соседка. (34)Мама, буквально давясь смехом, продолжала заливаться. (35)Напряжение, охватившее людей, ушло после того, как она рассказала про бабушкины сборы» про то, как маленькая, кругленькая Зинаида Ильинична с винтовкой за спиной в спешке расшвыривала по дому вещи, пытаясь отыскать свисток. (36)Сцена за сценой, она так живо нарисовала картину этого яростного поиска, что улыбки на лицах присутствующих сменились смехом. (37)Смеялись все, даже плачущие дети заулыбались. (38)Смеялись до слёз - громким, довоенным смехом.

    (39)Когда мы вышли из нашего убогого укрытия, мы бросились к нашему, к счастью, уцелевшему, дому. (40)Бабушка бежала навстречу, размазывая по щекам слёзы радости, оттого что увидела нас живыми и невредимыми. (41)Она обняла нас, крепко прижала к себе и как ни в чём не бывало сказала:

    Кости целы - мясо наживём! (42)Живы будем - не помрём!

    (43)С тех пор прошло столько лет, и мне уже далеко за восемьдесят. (44) Но в минуты уныния я вдруг вспоминаю бабушку с её незаряженной винтовкой, вечными поисками свистка и несокрушимой верой в победу.

    (45) И всплывает в памяти мамин рассказ, наше хлипкое убежище и общий неудержимый смех. (46)Он гремел, как вестник надежды и веры в себя и в будущее, - смех, рвущийся из нас вопреки ужасу войны и смерти.

    (По Г. Галлер)

    Галина Галлер (род. в 1964 г.) - журналист, врач, научный работник.

    Спрятать текст

    Задание 22

    Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

    1) В предложениях 1-2 представлено рассуждение.

    2) В предложениях 8-10 представлено повествование.

    3) Предложения 15-16 объясняют содержание предложения 17.

    4) В предложениях 18-19 содержится рассуждение.

    5) Предложение 22 подтверждает содержание предложения 21.

    Задание 23

    Из предложений 26-28 выпишите синонимы (синонимическую пару).

    Задание 24

    Среди предложений 6-14 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи притяжательного местоимения и контекстных синонимов. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

    Задание 25

    «Вспоминая о своей бабушке, автор передаёт отношение к ней детей с помощью такого лексического средства, как (А) _______ (в предложении 4). Стремясь воссоздать деятельный характер бабушки, Г. Галлер использует троп - (Б) _______ («как колобок» в предложении 2, «вихрем» в предложении 28), а также синтаксическое средство - (В) _______ (например, в предложениях 2, 9). Ещё один троп - (Г) _______ («оглушительный грохот» в предложении 31, «убогое укрытие» в предложении 39, «хлипкое убежище» в предложении 45) - помогает читателю составить представление об опасностях, которые приходилось преодолевать людям в суровое военное время».

    Список терминов:

    1) парцелляция

    2) метафора

    3) ряд однородных членов предложения

    5) лексический повтор

    6) фразеологизм

    8) восклицательные предложения

    koreada.ru - Про автомобили - Информационный портал