Методы и приемы логопедической работы над обобщений. Современные технологии в работе учителя-логопеда. Повышение профессиональной компетенции педагога

Наталья Попова

Актуальность.

В настоящее время одной из актуальных задач коррекционной педагогики является повышение эффективности коррекционно-образовательного процесса в детском саду.

Инновационные методы , не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей, способствуют оздоровлению всего организма, что и подтверждает мой педагогический опыт.

Слайд № 4

Красивая, чистая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей дошкольного возраста, в чем и состоит цель моей работы.

Слайд № 5

Через использование инновационных методов и приемов я решаю следующие задачи. А именно :

развиваю : языковые компоненты речи (фонетический, лексический, морфологический, синтаксический) и умение применять их на практике ;

Артикуляционную, мелкую и общую моторику;

ВПФ (речь, воображение, мышление, память) ;

Активность, самостоятельность, творчество;

Мимические, пантомимические навыки;

Невербальный навык общения;

Формирование положительного психо – эмоционального состояния ребенка;

Снижение вероятного переутомления, снятие мышечного напряжения.

Слайд № 6

В своей практике я использую следующие инновационные методы и приемы :

Креативная игротерапия (пескотерпия) ;

Камешки Марблс;

Вокалотерапия;

Сказкотерапия;

Куклотерапия;

логопедический массаж ;

Ритмодекламацию;

Кинезиотерапию;

Су – джок терапию;

Информационную технологию обучения.

Слайд № 7

Но сегодня остановиться я хочу на более ярких методах и приемах , которые применяю в своей практике .

Слайд № 8

В индивидуальных занятиях каждый логопед классическую методику и приемы для развития артикуляционной моторики. Я разработала авторское пособие «Живое» зеркало», где метод показа и объяснения наиболее эффективен, так как ребенок концентрирует свое внимание на четком выполнении артикуляционного упражнения.

Вот и ты, вот и я,

Посмотри – ка на меня!

Это зеркало,

Оно – отражение твое!

Будем весело играть,

Упражненья повторять!

А чтобы вызвать интерес, желание заниматься, стремление выполнить правильно упражнение, я использую волшебные фигурки, как сюрпризный момент.

Слайд № 9

Вокалотерапия.

Дети очень любят петь. Я считаю, что при пропевании чистоговорок, потешек под музыкальное сопровождение улучшается общее психофизическое состояние детей. Данный метод развивает ритмичность, выразительность, стимулирует речевые функции, нормализует просодическую сторону речи.

Потешка «Жук» (Е. Железнова) .

Жук, жук, пожужжи.

Как летаешь – покажи.

Жу – жу – жу.

- Я летаю и жужжу :

«Жу – жу – жу» .

Слайд № 10

Ритмодекламация.

В сочетании с вокалотерапией я использую ритмодекламацию. В работе с детьми я применяю деревянные палочки и тексты для речевых игр. Тексты подбираю простые, чтобы легко запоминались. Чаще всего это образцы устного народного творчества – песенки, потешки, колыбельные, прибаутки.

Простота выбранного текста позволяет больше времени уделить не его заучиванию, а развитию ритма, дикции, четкой артикуляции, правильному звукопроизношению.

Ножки, ножки, вы шагали?

Мы шагали, мы шагали.

Ножки, ножки, вы бежали?

Мы бежали, мы бежали.

Ножки, ножки, вы устали?

Мы устали … Мы устали …

Слайд № 11

Один из наиболее эффективных методов по развитию речи я применяю метод синквейн .

Синквейн помогает найти наиболее существенный элемент в большом информационном материале. Делать выводы и кратко их формулировать. Он развивает речь, мышление, память, интерес к окружающему миру.

Синквейн – это маленький стих из пяти строк, без рифмы.

А теперь поиграем в синквейн.

Время года зима. Давай составим синквейн о зиме.

1. Начинаем с предмета. Что? Зима.

2. Зима какая? (Лютая, трескучая) .

3. Зима что делает? (Кружит, завывает, метет) .

4. А теперь сделаем вывод и кратко его сформулируем в одном предложении. (Падают пушистые снежинки) .

5. Слово – ассоциация. (Волшебство) .

«Зима» .

1. Зима. 2. Лютая, трескучая.

3. Кружит, завывает, метет. 4. Падают пушистые снежинки.

5. Волшебство!

Слайд № 12

А для развития связной речи я использую камешки Марблс. Они помогают окунуться в мир игры, сказок, чудес и волшебства.

Формируют правильный захват камешка пальчиками, развивают ВПФ, ориентировку на плоскости, в пространстве, развивают фантазию.

Говорим и отдыхаем,

Камешки перебираем,

Разные - разные :

Голубые, красные,

Желтые, зеленые,

Легкие, тяжелые.

Я использую художественное слово по лексической теме, дети волшебными камешками выкладывают сюжет сказки. Это помогает им в составлении своего рассказа.

Я хочу вам продемонстрировать использование данного метода на практике .

Рассказ «Снегири» .

Конец зимы. Наступило самое тяжелое время для птиц. Все ягодки, все зернышки в лесу уже съедены! И прилетают птички поближе к человеку. Люди - добрые. Они пожалеют несчастных пташек и покормят их : кого крошками, кого зернышками, а кого сальцем, да маслицем.

Вот и к тебе, прилетели снегири. Красивые птицы снегири : на голове черная шапочка, а грудка красная.

Любят снегири ягодки. Но их на ветках почти не осталось. Снегири просят тебя помочь им – заполни эти веточки ягодками.

Слайд № 13

Моя практика не ограничивается только работой с детьми. Я включаю в коррекционно – развивающий процесс и родителей. Выступаю в роли партнера, наставника, консультанта.

Оптимизм, терпение и целеустремленность помогают мне установить эмоциональный контакт, объединить родителей в коллектив, снять коммуникативное напряжение. Для этого я использую, мастер – классы, консультации, анкетирование.

Слайд № 14

Я с удовольствием делюсь с коллегами профессиональным опытом на семинарах, методических объединениях , круглых столах.

Мои статьи публикуются на разных интернет – ресурсах, журналах.

Я стремлюсь к тому, чтобы в моем общении, взаимодействии с коллегами всегда была радость, творческое начало, постоянное желание что – то изменить, идти вперед, искать новые подходы в решении непростых задач педагогической практики .

Слайд № 15

Инновационные методы и приемы , которые я применяю в своей работе эффективны, так как вижу положительные результаты.

Спасибо за внимание. Всего доброго!




Методы и приёмы в логопедической

практике в группе для детей с ОВЗ.

Подготовила: учитель-логопед Абрамова Анна Петровна

Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые нарушения, влияющие на становление психики.

Речевые нарушения могут затрагивать различные компоненты речи: звукопроизношение (снижение внятности речи, дефекты звуков), фонематический слух (недостаточное овладение звуковым составом слова), лексико-грамматический строй (бедность словарного запаса, неумение согласовывать слова в предложении). Такое нарушение называется общим недоразвитием речи .

Три уровня общего недоразвития речи:

I уровень – наблюдается полное отсутствие или резкое ограничение словесных средств общения в возрасте 4-5лет. Словарный запас состоит из звуковых или звукоподражательных комплексов, в большинстве случаев непонятных окружающим и сопровождающихся жестами;

II уровень – у ребенка появляются некоторые искаженные слова, намечается различение некоторых грамматических форм. Но наряду с этим произносительные возможности ребенка значительно отстают от возрастной нормы;

III уровень – характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Дети вступают в контакт с окружающими, но свободное речевое общение затруднено.


Индивидуальные особенности детей с ТНР:

Недоразвитие познавательной сферы (внимания, восприятия, памяти, мышления, речи)

Нарушение лексико-грамматического строя речи, звукопроизношения, связной монологической и диалогической речи, трудности в обучении грамоте

Сложности в переработке слуховой, зрительной и зрительно-пространственной информации

Двигательные расстройства

Отклонения в эмоционально-волевой сфере

Снижение способности к обобщению и абстрагированию

Неустойчивость внимания, быстрое забывание материала (особенно речевого), сниженная работоспособность, долгое включение в выполнение задания


Повышение профессиональной компетенции педагога:

Предварительное проведение психолого-педагогической(логопедической) диагностики, выясняется характер нарушения речевой деятельности.

Обсуждение результатов обследования со всеми специалистами, сопровождающих процесс обучения с данным ребёнком.

Составление плана индивидуального развития, определяется образовательный маршрут.


Привлечение специалистов психолого-педагогического сопровождения к участию в проектировании и организации образовательного процесса.

Привлечение дополнительных ресурсов сопровождения и поддержки

Формирование запроса на методическую и психолого-педагогическую поддержку «внешних» социальных партнёров (методического центра, городского ПМПК, общественных организаций).

Организация взаимодействия специалистов ДОО и родителей на основе сотрудничества и разделения ответственности.


Внедрение ФГОС

Модернизация содержания образования

Изменение контингента дошкольников

Создание условий для обучения и воспитания всех детей с учётом их потребностей и возможностей

Компетенция педагога состоит в том, что он должен уметь

  • проектировать и адаптировать образовательный процесс, что обеспечивает качество и доступность овладения дошкольниками программным материалом;
  • конструктивно взаимодействовать с различными специалистами и родителями;
  • создавать условия для проявления субъектами педагогического процесса инициативы и заинтересованности;
  • нести ответственность за результаты действий своих воспитанников.

Безбарьерная предметно-развивающая среда

для освоения адаптированной основной образовательной программы (АООП)

для детей с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР).


Создание условий для освоения ребёнком с ТНР индивидуальной программы:

Организация в группе, кабинете безбарьерной развивающей предметной среды, использование наглядности, подбор многофункционального оборудования и материалов.

  • Создание атмосферы эмоционального комфорта, формирование духа сотрудничества, принятие особенностей каждого ребёнка.
  • Формирование позитивной, социально-направленной деятельности.
  • Применение современных технологий, методов, приёмов, форм организации работы, адекватных возможностям и потребностям детей с ТНР.
  • Адаптация имеющихся или разработка необходимых учебных и дидактических материалов для воспитанников.

Организация предметно-развивающей среды

  • Среда должна быть безопасной
  • Среда должна быть комфортной и уютной
  • Среда организуется в каждой группе на основе представлений о возрастных закономерностях развития детей в соответствии с их интересами
  • Развивающая среда группы

должна быть вариативной

  • Среда должна быть

информативной

  • Среда должна постоянно

обновляться


Создание условий для адаптации детей с ТНР в группе сверстников:

Организация занятий с использований интерактивных форм деятельности, т.е. вовлечение в процесс всех детей, формирование атмосферы взаимоподдержки и доброжелательности, взаимопонимания, взаимообогащения как между учителем-логопедом и детьми, так и между воспитанниками.

Можно проводить как в подгруппах, в минигруппах, используя игровые приёмы.

Раскрытие творческого потенциала каждого ребёнка, реализация его потребности в самовыражении.

Использование способов оценки учебных достижений, адекватных возможностям детей. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактичная помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.


Подбор наглядных материалов, которые заставляют работать сразу несколько анализаторов (зрительный, слуховой, тактильный).

Ежедневное использование игровых и практических приёмов и методов обучения, повышающих интерес к занятиям, познавательную активность, формирует учебную мотивацию.

Предоставлять каждому ребёнку работать в удобном для него темпе.

Учитывать смену состава подгруппы для формирования у детей адекватной самооценки. Исключить соревнования между детьми.


Работа учителя-логопеда с детьми с ТНР имеет ряд особенностей:

Опираться на более сильные стороны развития ребёнка.

Регулярная смена видов деятельности и форм работы позволяет снять напряжение, повысить уровень внимания.

Почти всем детям необходимо проговаривать последовательность своих действий вслух, учить их говорить тихо, вполголоса, чтобы не мешать другим.

Чаще предлагать детям задания, которые бы они выполняли с удовольствием. Требовать выполнения неинтересных или более сложных заданий следует осторожно и дозированно.

Организация, форма работы, привлекаемый материал должны соответствовать возрасту ребёнка.


Требования ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде логопедического кабинета:

  • Обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства кабинета в соответствиями с особенностями каждого возрастного этапа, с учётом особенностей и коррекции недостатков их развития.
  • Обеспечивает возможность общения и совместной деятельности логопеда и ребёнка.
  • Обеспечивает реализацию программы коррекционного обучения; учитывает возрастные особенности детей.




Символы звуков, опорные сюжетные и предметные картинки, сигнальные карточки, сюрпризные моменты, присутствие сказочного персонажа или игрушки, «волшебный мешочек».



Приёмы активизации речевой деятельности детей:

Сказкотерапия с использованием кукол бибабо, пальчикового театра, игрушек из киндер-сюрпризов, настольного театра.



Приёмы активизации речевой деятельности детей:

Мнемотехника - система различных приёмов и способов, облегчающее запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциативных связей.


Приёмы активизации речевой деятельности детей:

Кинезиологические упражнения влияют на развитие умственных способностей и физического здоровья. Они позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий. У ребёнка улучшается память, внимание, речь, пространственные представления, общая и мелкая моторика, снижается утомляемость, повышается способность к произвольному контролю. «Лезгинка», «Флажок-Рыбка-Лодочка», «Ухо-нос» и т.д.


Приёмы активизации речевой деятельности детей:

Кинезиологические упражнения




Самомассаж. Самомассаж ладоней и пальцев рук массажерами «Су-джок» (массажные шарики, пружинки). Это высокоэффективный, универсальный, доступный и абсолютно безопасный метод самооздоровления путем воздействия на активные точки, расположенные на кистях и стопах ("Су" - кисть, "Джок" - стопа). Использование массажеров - это наиболее простой и доступный всем способ стимуляции. Поверхностный массаж зон соответствия не требует точного поиска болезненных точек и может осуществляться в виде веселой игры!

Артикуляционная гимнастика.

Развитие тонких движений кистей рук (пальчиковая гимнастика, шнуровки, штриховки и т.д.)


Дыхательная гимнастика .

Используются музыкальные инструменты, султанчики, вертушки, соломинки, картотека дыхательных упражнений, бумажные подвесные игрушки, дети очень любят мыльные пузыри.


Здоровьесберегающие технологии:

Биоэнергопластика (содружественные движения языка и кисти во время проведения артикуляционной гимнастики). Применение метода биоэнергопластики ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Метод биоэнергопластики особенно эффективен в самом начале обучения ребенка артикуляционным упражнениям, так ладонь и пальцы рук наглядно демонстрируют движения языка.


Приёмы активизации речевой деятельности детей:

ТСО помогают улучшить и ускорить

процесс обучения.


Приёмы активизации речевой деятельности детей:

Фонетическая ритмика.


Приёмы активизации речевой деятельности детей:

Игры и игровые ситуации, направленные на всестороннее развитие детей.

Дифференцированная игра «Магазин игрушек» для детей с ЗПР младшего дошкольного возраста.

Дифференцированная игра для детей младшего дошкольного возраста «Весёлые зверушки».



Центр обучения грамоте.

Магнитный алфавит, звукоград, буквари, ребусы, кроссворды, говорящие слоги, книги для чтения, кубики с буквами.





Заключение.

Среда, окружающая детей в кабинете:

  • Обеспечивает чувство психологической защищённости;
  • является средством полноценного развития;
  • - сочетает привычные и инновационные методы и приёмы.
  • Дайте детству состояться, дайте детству наиграться!

Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияние, нет способности, которая находилась бы в прямой зависимости от непосредственного окружающего ребёнка конкретного мира…

Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени.

Среди неё ребёнок будет жить - развиваться собственно самодавлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы… (Е.И. Тихеева)

Современные требования к подготовке детей к школе, ритм и темп жизни, социальный заказ родителей зачастую заставляют превращать логопедические занятия в настоящие уроки. И уже со старшей группы занятия превращаются в учебу.

Все-таки не стоит забывать, что ведущей деятельностью дошкольников является игра. А против природы, как говорится не попрешь.

Не секрет, что логопедические занятия являются одними из самых сложных для детей. Дети не осознают их значимость, а значит, имеют низкую мотивацию к занятиям. И еще дети логопедических групп имеют несравнимо большую нагрузку. После фронтальных занятий, которых по 4 в день, приходят на смену индивидуальные. И все это в первой половине дня почти без перерыва. В выходные - достаточно объемное домашнее задание. И от этого никуда не деться, поскольку опять же, это обусловлено выше сказанными требованиями.

Большую сложность представляют и условия работы. Группы переполнены: последние годы в группе не менее 20-ти человек. Все мы знаем индивидуально-типологические особенности наших детей, которые приходится учитывать при проведении занятий. Если детей не 12, а 20, зачастую, теряется сама суть коррекционной работы, ее зерно. Исчезает возможность истинного индивидуального подхода в рамках 25-ти минут. Меньше возможностей, а то и вовсе нет, использовать какой-то раздаточный материал, кассы букв, спички, пуговицы, грецкие орехи, крупу, мозаику и т.д. В лучшем случае на фронтальном занятии используются фишки и буквари.

Скучными и самыми нелюбимыми для детей являются такие виды работ, как рассказ и пересказ.

На таких занятиях я использую несколько хитрых приемов, и они неплохо работают.

1. Волшебный мячик. Когда идет составление рассказа по цепочке или его пересказ, дети не слушают друг друга, никакого интереса не проявляют к тому, чтобы рассказ получился целым и красивым. Сказав свое предложение, ребенок начинает сразу заниматься своими делами. Страдает контроль, дети не могут исправить товарища, потому что не слышали.

Берем мячик илилюбую игрушку. Сам его вид уже вызывает положительные эмоции. Ребенок составляет предложение и передает ее соседу. Остальные ждут, когда дойдет до них. Т.е. все работают над рассказом. И по моим наблюдениям работа идет намного быстрее. И вопрос дисциплины решается. Если ребенок допустил ошибку, игрушка возвращается. Здесь работает психологический момент. Ребенок не зацикливается на ошибке. Когда просто логопед просит: «Исправь ошибку, скажи правильно», дети иногда впадают в ступор или проявляют страх, негативизм. А так значительно легче.

2. Волшебный сундучок. Описательные рассказы даются детям трудно. И они их очень не любят. Здесь можно использовать «Волшебный сундучок» - коробку, в которой лежат маски. Один ребенок садится на стульчик напротив других детей, логопед надевает на него маску, которую достает из волшебного сундучка (маски по лексическим темам: животные, птицы и т.п.). Дети начинают описывать то, кем или чем является ребенок в маске по вопросам или по плану, ребенок в маске угадывает. Дети рады, эмоции только положительные, все желают оказаться в маске, а это нужно заслужить хорошей работой. Логопед счастлив – идет обучение описательному рассказу.

3. Кроссворд. Аналогичная работа. Только детям раздаются карточки со словами из кроссворда или картинками. Ребенок описывает свой предмет, не называя его. Здесь игровой момент еще может быть в том, что ребенок сам вытягивает карточку из рук логопеда. Этот же прием используется при работе с предметными картинками. Т.е. они не заранее выдаются, а выбираются. А право выбрать нужно заслужить, что способствует удержанию интереса и внимания детей.

При обучении звуковому анализу вместо банального: «Придумай слово на такой-то звук». Использую игру «Бусы». Здесь 2 варианта:

1. Картинки наклеены на кружочки-бусинки. Дети собирают бусы, прикрепляя бусинки в соответствии с последним звуком предыдущего слова. Например: кот-торт-тыква-акула.

2. Словесные бусы, без картинок.

3. Шифровки. Скороговорки четверостишия зашифровываются детьми.

«Например, скороговорка

Ехал Грека через реку.
Видит Грека: в речке рак.
Сунул Грека руку в реку –
Рак за руку Греку – цап!»

выглядит так:

Р Р Р Р Р Р Р Р Р Р Р Р

= = = = = - = = = - - = (= - мягкий звук Рь, - - твердый Р).

Битова А. Л. Формирование речи у детей с тяжелыми речевыми нарушениями: начальные этапы работы // Особый ребенок: исследования и опыт помощи: Научно-практический сборник. - М.: Центр лечебной педагогики, 1999. - Вып. 2. - С. 44-52.

На основе личного опыта автора и опыта других специалистов Центра лечебной педагогики (Москва) обсуждаются методы оказания начальной помощи детям, имеющим тяжелые речевые нарушения. Эти методы базируются на учении Л. С. Выготского, данных нейропсихологии, нейролингвистики, неврологии и других научных дисциплин. Приводятся примеры из практики, рассказывается о приемах и средствах, с помощью которых осуществляется коррекционная работа. Отмечается, что принятый подход порой расходится с традиционной логопедией, но тем не менее имеющийся многолетний опыт свидетельствует о его результативности.

Среди детей, которые приходят в наш Центр, немало страдающих тяжелыми формами сенсомоторной алалии, сочетающейся с теми или иными нарушениями в психической сфере — расторможенностью, аутизмом, общей задержкой развития и др. В зависимости от специфики конкретного случая приходится применять соответствующие методы, но все же, как представляется, вполне правомерно говорить об общей идеологии коррекпионной работы.

Наша идеология опирается на культурно-историческую теорию Л. С. Выготского, нейропсихологию, нейролингвистику, неврологию, теорию поэтапного формирования действий, т. е. на весь комплекс современных научных дисциплин, изучающих развитие ребенка. В известных пределах мы используем и ряд практических педагогических разработок, например систему Монтессори или систему помощи детям с нарушениями слуха, созданную Э. И. Леонгард (в частности, значительную эмоциональную и методологическую поддержку нам оказала книга: Леонгард Э. И., Самсонова Е.Г. Развитие детей с нарушенным слухом в семье. — М.: Просвещение, 1991).

С каждым ребенком у нас работает группа разнопрофильных специалистов, включающая, в частности, невропатолога, и коррекция происходит в результате согласованных действий всех членов группы. Если ребенок не говорит вообще или его речь ограничивается отдельными фрагментами слов, лепетом, то о причине нарушений можно только догадываться. Поэтому мы не спешим сразу поставить определенный диагноз: алалия это, невроз, либо что-нибудь еще; диагноз должен проясниться в процессе самой работы.

Неотъемлемым элементом наших занятий является релаксация: ребенок должен почувствовать себя хорошо, комфортно. Необходимо обеспечить «домашнюю» обстановку и добиться с ним прочного эмоционального контакта. У напряженного ребенка нельзя вызвать никакой речи; прежде всего он должен нас принять и нам поверить. Нужная атмосфера создается с помощью различных приемов, но особенно успешно расслабление достигается во время игр с водой (в бассейне, ванне, тазу и т. д.). Существенно, что данный прием применим практически во всех случаях.

На занятиях мы все время говорим с детьми, простыми короткими словами комментируем то, что делаем, стараясь сохранять постоянные формулировки. Желательно, чтобы дети смотрели на лицо того, кто проводит занятие. Я, например, иногда специально поворачиваю ребенка к себе: «Смотри, смотри! Ты же знаешь, какой у меня интересный нос!» Говорим мы медленно, стараясь, чтобы голос не был чересчур высоким: низкий голос воспринимается ребенком лучше.

При общении с безречевыми детьми слово «скажи» должно быть исключено категорически. Недопустимо требовать от такого ребенка: «Скажи, покажи...» Следует сразу же убедить в этом и родителей: никто не вправе сказать безногому: «Станцуй».

У неговорящего ребенка 4-5 лет почти всегда существуют проблемы энергетического плана: либо он гиперактивен, все время куда-то бежит, либо, напротив, необыкновенно заторможен.

В первом случае жизнь ребенка в группе должна быть организована таким образом, чтобы его постепенно успокоить, устранив, насколько возможно, все источники возбуждения.

Во втором случае — наоборот, необходима двигательная стимуляция. При этом могут использоваться технические средства: качели, качалки, вертящиеся стулья. Если есть возможность, очень полезно кататься на лошадях. В крайнем случае можно просто взять ребенка на руки и кружиться с ним в ритме вальса. Если его при этом не охватывает полный ужас, то правильное направление для дальнейшей работы с ним найдено — и через некоторое время он лежит на плече у взрослого, как мешок, ласково мурлычет под его пение, а затем у ребенка обычно резко усиливается вокализация. Еще можно посадить ребенка в качалку или валять его по полу.

Так мы занимались с Левой Н. он лежит, я тяну его на себя, а потом он опять валится на пол. Он был совершенно инертный, как восковая фигура: поставишь — стоит, посадишь — сидит. Однако я нашла ситуации, в которых он получал какую-то «энергетическую подпитку». Мы качались по полчаса каждый день; после 10 минут качания он на недолгое время становился способен что-нибудь сделать, например надеть два колечка на пирамидку; сразу после качания он нанизывал колечки немного быстрее. Причем Лева мог раскачиваться только взад-вперед; стоило чуть приподнять его вверх — он пугался и весь как бы окаменевал. Все же я каждый раз пыталась не только покачать его, но и подкинуть; к концу года, когда его подкидывали, он уже хохотал.

Из этого примера видно, как важно найти ту плоскость, в которой ребенок получал бы эмоциональную «подкачку», но стремиться надо к тому, чтобы движения он совершал в разных направлениях.

Следующий шаг по «энергетическому насыщению» ребенка — музыка; она применяется обязательно. В этой связи необходимо упомянуть книгу, в которой описаны методы эмоционального стимулирования речевого развития: Собогпович Е. Ф. Формирование правильной речи у детей с моторной алалией. — Киев: КГПИ, 1981. Изучая и развивая изложенный в этой книге подход, мы обнаружили, что использование музыки помогает специфическим образом стимулировать речь. Музыкальные занятия снимают или уменьшают контроль ребенка за своей речью — неговорящий ребенок, подражая поющим детям и взрослым, вовлекается в процесс пения. Музыка прекрасно стимулирует и уточняет слуховое восприятие, развивает мелодику речи. На музыкальных занятиях могут решаться и проблемы формирования пространственных представлений, и проблемы координации движений.

Мы неоднократно наблюдали, как блокада речи «прорывается» с помощью музыки.

Первый в нашей работе и поэтому особенно запомнившийся случай произошел с Катей Р. Девочка потеряла речь в 3,5 года после перенесенного менингоэнцефалита. Мы устраивали хороводные танцы, но несколько месяцев Катя продолжала молчать. Еще один хоровод. Все радуются. Снова и снова поют «Калинку», но Катя лишь имитирует пение. И вдруг слышим: в хоре появился новый голос. Похожие случаи повторялись и в дальнейшем, но тогда, в первый раз, это произвело впечатление чуда.

Мы специально создаем эмоционально напряженные ситуации, разрешение которых вызывает позитивные сдвиги в состоянии ребенка. Они возникают при различных играх в кругу, особенно если дети держатся за руки. Того же можно добиться при игре в лото. Например, играют трое детей, двое из которых могут говорить. «У кого игрушка?» — «У меня». — «А у кого матрешка?» — «У меня». — «А у кого машинка?» И вдруг от совершенно неговорящего ребенка слышу: «У меня». Такого рода «прорывы» особенно характерны для аутичного ребенка: он скорее всего заговорит тогда, когда просто включился в игру и от него как бы ничего не ждут.

С маленькими детьми, которым трудно запомнить правила лото, мы поступаем еще проще: беремся за руки и дружно вместе распеваем. В какой-то момент неговорящий ребенок тоже начинает распевать вместе с нами: «А у меня матрешка!» Такое занятие проводится очень эмоционально; взрослые участники должны быть искренне вовлечены в происходящее и сами получать удовольствие от того, что они делают. Только при этом условии педагоги смогут «заразить» своим настроением детей, увлечь их игрой. Если же кто-то из участников играет без желания, занятие не даст коррекцион-ного эффекта.

Выше шла речь о косвенной стимуляции речи, но возможна и прямая стимуляция. Например, очень мощным средством такой стимуляции является массаж. Он необходим многим детям, но предполагает плотный телесный контакт, что может привести к ухудшению состояния ребенка, страдающего нарушениями в эмоционально-волевой сфере. Очень многое тут зависит от самого массажиста. В некоторых случаях мы не отказываемся и от фармакологической стимуляции — целесообразность ее назначения определяет врач.

На фоне стимуляции происходит работа по развитию восприятия — тактильного, слухового, зрительного. Для улучшения тактильного восприятия существенно, чтобы ребенок ощущал форму, величину предмета, фактуру материала, из которого тот сделан, и т. д. — и мы трогаем, щупаем или поглаживаем разнообразные игрушки и фигурки. Для уточнения слухового восприятия очень важны всякие шумы, а также пространственное расположение источников звука. При работе по уточнению зрительного восприятия следует учитывать, что во многих случаях дети хорошо опознают простые картинки, но с большим трудом — заштрихованные. С такими детьми мы играем в контурное лото, используем картинки с разрезами сложной формы. Часто у детей искажен также соматогнозис (восприятие схемы своего тела) — и тогда мы много рисуем, из нарисованных фрагментов складываем фигуры, лица и т. д. У многих детей нарушен стереогнозис — они не могут воспринять предмет целиком, не способны оценить, объемный предмет или плоский, и т. д. Над решением этих проблем мы стараемся работать не на картинках, а с помощью реальных предметов, например фруктов.

Для общения важно точное понимание ребенком обращенной к нему речи. При хорошем интеллекте недостаток понимания слов ребенок восполняет осмыслением ситуации, эмоций, жестов. Необходимо выработать ориентацию на слово в точном его значении. Работа над пониманием речи происходит на всех занятиях, прежде всего на двигательных и логопедических, а также на занятиях ручным трудом.

При двигательной терапии в пространстве игрового зала размещается как бы большой мир: леса, поля, реки; ребенок выходит в этот мир и изучает его. Дети путешествуют: ползают на животе и на четвереньках, «плавают», «летают». Если кончилась «речка», останавливаемся; если впереди «гора», идем вверх. Все это не говорится, а делается: тряпка — это море, лишний стул — гора. Такие занятия задают ритм и темп — то, что можно откорректировать именно на двигательных занятиях. К тому же у многих таких детей нарушено ощущение положения собственного тела в пространстве — вплоть до того, что ребенок садится мимо стула или не вписывается в дверной проем. Двигательные занятия помогают справляться и с этими проблемами.

Одновременно мы работаем над зрительным прослеживанием; оно также значительно стимулирует как речь, так и развитие в целом. Ребенок обделен вербальной информацией, а также зачастую чувственным опытом; восполнить недостаток чувственного опыта и связать этот опыт с речью является нашей основной целью. Мы активно занимаемся ручным трудом, при этом все прощупывая и называя, устанавливаем речевую структуру мира, делаем его реальным, «живым». Так шаг за шагом формируется словарь ребенка. Параллельно уточняются зрительные образы предметов: недостаточно увидеть предмет на картинке, надо самому слепить грушу или сделать кастрюлю. Тот же ручной труд помогает решать пространственные проблемы.

Очень много приходится заниматься развитием мелкой моторики пальцев рук. Например, большинству наших детей трудно рвать бумагу, и не потому, что пальцы парализованы. При стандартном тестировании мелкой моторики такие дети могут показывать результат, близкий к норме, а сложить пальчики так, чтобы рвать бумагу, у них не получается.

Чтобы ребенок мог произнести слово или построить внутреннюю схему высказывания, мы много работаем с ним над выстраиванием и запоминанием разных последовательностей — знаков, образов, движений. Первые наши игры — расстановки и рассаживания. Мы играем в «гости»: сначала приходит Петя, потом Вася, потом Анечка. Затем все гости разбегаются, и надо сесть на свои места. В течение полугода у нас продолжается беспрерывное чаепитие: рассаживаем кукол, раздаем каждой из них по блюдцу, потом по чашке и т. д. Работа с последовательностями и рядами пронизывает любые занятия с ребенком, будь то музыка, физкультура или ручной труд. Мы выкладываем бусы: сначала положим одну горошину, потом одну фасолину, снова горошину, фасолину, горошину, фасолину; вот какие красивые бусы получились! После таких занятий речь ребенка заметно улучшается, структура слов и фраз становится намного более отчетливой.

Над развитием познавательной сферы мы работаем на каждом занятии. Сериация, классификация, сравнение, нахождение сходства и различия, понимание скрытого смысла — все это самым ненавязчивым и естественным образом включается в любые занятия.

При работе с ребенком старше 3 лет мы используем буквы как одну из зрительных опор. Для этого ребенок должен буквы «прочувствовать». Поэтому мы рисуем букву на полу и предлагаем ребенку обходить ее по контуру. Другое упражнение — изображение каждой буквы всем телом. Любое занятие наполнено буквами: мы их лепим, вырезаем, даже из наждака, ощупываем, обводим, собираем из гороха, рисуем не только на бумаге, но и пальцами на спине друг у друга, и т. д.

Не отказываемся мы и от традиционной логопедической работы, но некоторыми даже хорошо известными методами пользуемся очень осторожно. Бывают полезны и лицевой массаж, и артикуляционная гимнастика перед зеркалом. Однако работать перед зеркалом, например, с заикающимися детьми, а тем более с аутичными, которые видят в зеркале что-то свое, представляется нам нежелательным. И, как было сказано выше, для многих детей массаж — это чересчур близкий контакт, почти интимный; лучше заниматься более дистанцированно или использовать лицевой массаж на как можно более поздних этапах коррекции. Строгой последовательности в постановке звуков мы не соблюдаем, стараясь идти за самим ребенком. Мы вырабатываем правильный уклад языка и много работаем над слуховым контролем; дальнейшая автоматизация звукопроизношения обычно идет у ребенка самостоятельно.

ак только ребенок привыкает к нашим занятиям, начинается работа над словарем; она идет параллельно со стимуляцией. На начальных этапах работы, о которых идет речь в настоящей статье, вся лексика осваивается в пассиве (т. е. мы добиваемся только понимания ребенком значений слов). Например, мы предлагаем родителям собрать дома все предметы домашней посуды — даже те, которые никогда не используются и не упоминаются в разговорах. Призываем показать их ребенку и назвать; пусть он их пощупает. Очень полезно проделать что-нибудь с каждым предметом. Богатейшие лексические слои — названия продуктов, магазинов, блюд; обозначения разнообразных действий при готовке; относящиеся к этой сфере слова-качества и т. д. Чаще всего запоминается только наиболее значимая часть тематической лексики, но сенсорный опыт, приобретенный при специально организованном изучении, позволяет не заучивать речь механически, а способствовать ее спонтанному формированию.

Для актуализации накопленного словарного запаса очень важно заниматься чтением. Обычно мы отправляем детей в школу уже читающими, иногда бегло.

У Алеши А. были серьезные проблемы называния, и нам пришлось записать лексические поля в виде специальных больших таблиц слов, которые он регулярно повторял дома. В конце концов словарь у мальчика закрепился — естественно, обиходная часть, хотя записывали мы и другую лексику.

Работа над пониманием грамматических форм начинается с первых же этапов коррекции. При этом мы широко используем схемы, опорные знаки, играем в слова, всячески их варьируя.

Помимо привычных способов работы над структурой слов и разнообразных подготовительных упражнений по структурированию различных рядов, мы часто используем пение, точнее сказать пропевание трудных слов. Например, мы с ребенком поем: «Эс-каа-ла-тор», потом убыстряем темп, меняем высоту звучания или ритм. Иногда получается целая смешная песенка.

На определенных этапах мы широко пользуемся индивидуальными занятиями. Бывают дети, которым нужен специальный человек, идущий на сближение с ними. Таким человеком может стать индивидуальный игротерапевт. Некоторым детям требуются индивидуальная музыка, индивидуальное пение. Иногда приходится менять музыкальный инструмент: вместо используемых обычно пианино и флейты брать какой-нибудь другой, например скрипку или виолончель. При этом исполнителю необходимо не просто играть какую-то мелодию, но, глядя на ребенка, импровизировать в соответствии с его состоянием.

С некоторыми детьми предпочтительно начинать заниматься в микрогруппах, состоящих из двух-трех детей. Это позволяет педагогу увидеть, готов ли данный ребенок заниматься вместе с другими детьми, способен ли он находиться в относительно большом скоплении людей. В любом случае представляется обязательным, чтобы на каком-нибудь этапе ребенок оказался среди своих сверстников. Группа — это способ взаимного позитивного воздействия, и у нас она обычно укомплектовывается исходя из темпераментов, потребностей, речевых возможностей детей. Группы с участием аутичных детей должны быть небольшими, иначе аутичный ребенок в занятие, как правило, не втягивается.

С точки зрения «официальной» логопедии мы многое делаем неправильно, не по канону. Кому-то это может не понравиться, но если наш путь коррекции дает положительные результаты, мы не вправе от него отказываться. На сегодня логопедия не является точной наукой. Иногда я не могу, например, осмыслить полученный результат с медицинских позиций, хотя сам факт успеха столь явный, что не вызывает никаких сомнений. Об этом же говорят и пишут некоторые другие педагоги. В то же время никто не застрахован от неудач, но каждая, вне зависимости от причин, неудача — это наше поражение. Если мы не «вытянули» ребенка — значит, мы чего-то не сделали, или недоделали, или что-то сделали не так. http://nsportal.ru/page/bystryi-start http://www.odnoklassniki.ru/logovlad/ Часть 1 - КАК ЛОГОПЕДУ РАБОТАТЬ С БЕЗРЕЧЕВЫМИ ДЕТЬМИ

Скучными и самыми нелюбимыми для детей являются такие виды работ, как рассказ и пересказ.

На таких занятиях я использую несколько хитрых приемов, и они неплохо работают.

Игровые приемы в логопедической работе

Современные требования к подготовке детей к школе, ритм и темп жизни, социальный заказ родителей зачастую заставляют превращать логопедические занятия в настоящие уроки. И уже со старшей группы занятия превращаются в учебу.

Все-таки не стоит забывать, что ведущей деятельностью дошкольников является игра . А против природы, как говорится не попрешь.

Не секрет, что логопедические занятия являются одними из самых сложных для детей. Дети не осознают их значимость, а значит, имеют низкую мотивацию к занятиям.

И еще дети логопедических групп имеют несравнимо большую нагрузку. После фронтальных занятий, которых по 4 в день, приходят на смену индивидуальные. И все это в первой половине дня почти без перерыва.

В выходные — достаточно объемное домашнее задание. И от этого никуда не деться, поскольку опять же, это обусловлено выше сказанными требованиями.

Большую сложность представляют и условия работы. Группы переполнены: последние годы в группе не менее 20-ти человек. Все мы знаем индивидуально-типологические особенности наших детей, которые приходится учитывать при проведении занятий.

Если детей не 12, а 20, зачастую, теряется сама суть коррекционной работы, ее зерно. Исчезает возможность истинного индивидуального подхода в рамках 25-ти минут. Меньше возможностей, а то и вовсе нет, использовать какой-то раздаточный материал, кассы букв, спички, пуговицы, грецкие орехи, крупу, мозаику и т.д. В лучшем случае на фронтальном занятии используются фишки и буквари.

Скучными и самыми нелюбимыми для детей являются такие виды работ, как рассказ и пересказ .

На таких занятиях я использую несколько хитрых приемов, и они неплохо работают.

1. Волшебный мячик.

Когда идет составление рассказа по цепочке или его пересказ, дети не слушают друг друга, никакого интереса не проявляют к тому, чтобы рассказ получился целым и красивым. Сказав свое предложение, ребенок начинает сразу заниматься своими делами. Страдает контроль, дети не могут исправить товарища, потому что не слышали.

Берем мячик или любую игрушку. Сам его вид уже вызывает положительные эмоции. Ребенок составляет предложение и передает ее соседу. Остальные ждут, когда дойдет до них. Т.е. все работают над рассказом. И по моим наблюдениям работа идет намного быстрее. И вопрос дисциплины решается. Если ребенок допустил ошибку, игрушка возвращается. Здесь работает психологический момент. Ребенок не зацикливается на ошибке. Когда просто логопед просит: «Исправь ошибку, скажи правильно», дети иногда впадают в ступор или проявляют страх, негативизм. А так значительно легче.

2. Волшебный сундучок.

Описательные рассказы даются детям трудно. И они их очень не любят. Здесь можно использовать «Волшебный сундучок» — коробку, в которой лежат маски. Один ребенок садится на стульчик напротив других детей, логопед надевает на него маску, которую достает из волшебного сундучка (маски по лексическим темам: животные, птицы и т.п.).

Дети начинают описывать то, кем или чем является ребенок в маске по вопросам или по плану, ребенок в маске угадывает. Дети рады, эмоции только положительные, все желают оказаться в маске, а это нужно заслужить хорошей работой. Логопед счастлив – идет обучение описательному рассказу.

3. Кроссворд.

Аналогичная работа. Только детям раздаются карточки со словами из кроссворда или картинками. Ребенок описывает свой предмет, не называя его. Здесь игровой момент еще может быть в том, что ребенок сам вытягивает карточку из рук логопеда.

Этот же прием используется при работе с предметными картинками. Т.е. они не заранее выдаются, а выбираются. А право выбрать нужно заслужить, что способствует удержанию интереса и внимания детей.

4. Игра «Бусы».

При обучении звуковому анализу вместо банального: «Придумай слово на такой-то звук». Использую игру «Бусы». Здесь 2 варианта:

1. Картинки наклеены на кружочки-бусинки. Дети собирают бусы, прикрепляя бусинки в соответствии с последним звуком предыдущего слова. Например: кот-торт-тыква-акула.

2. Словесные бусы, без картинок.

5. Шифровки.

Скороговорки четверостишия зашифровываются детьми.

Например, скороговорка:

Ехал Грека через реку.
Видит Грека: в речке рак.
Сунул Грека руку в реку –
Рак за руку Греку – цап!»

выглядит так:

Р Р Р Р Р Р Р Р Р Р Р Р

= = = = = — = = = — - =

(= — мягкий звук Рь, — - твердый Р).

Лавренова Ольга Александровна,
учитель-логопед

koreada.ru - Про автомобили - Информационный портал