Список основной и дополнительной литературы. психолог: введение в профессию: учеб. Введение в профессию «психолог Современная отечественная психология

Группа, по–видимому, в большей степени, чем индивидуальное консультирование, облегчает процессы самораскрытия, самоисследования и самопознания. Такое утверждение связано с тем фактом, что иначе, чем через других людей, эти процессы в полной мере невозможны. Открытие себя другим и открытие себя самому себе позволяют понять себя, изменить себя и повысить уверенность в себе. Работа в тренинге открывает перед участником группы возможности, вероятно, недоступные ему в других условиях: взаимодействуя в специально созданных условиях с другими людьми, человек свободно обращается со значениями и смыслами и тем самым раскрепощает свои интеллектуальные ресурсы. Он расширяет поле своего сознания, укрепляет веру в свои силы, развивает творческие способности, талант к общению, закладывает этические и нравственные основы практического поведения.

Как и при актуализации в реальной жизни, человек в тренинге идет по пути личностных открытий - он совершает самооткрытие. Такое самооткрытие порождает самораскрытие - для других. Для того чтобы человек оказался способен раскрыть себя другим сначала он должен открыть себя себе - таким, каким он является в своей экзистенциальной сущности. Конечно же, такое самооткрытие еще поверхностно и неясно. Взаимодействие с другими позволяет ему прояснить туманный образ своего Я. В случае индивидуальной работы с психологом этот процесс может быть более растянут во времени.

И, наконец, сравнение групповой и индивидуальной форм психологической работы было бы неполным без обращения к экономическому аспекту. Если психолог ведет частную практику, то психологическая помощь через группу для него более выгодна - и по времени, и по итоговой оплате. Важно, что групповая форма предпочтительней и клиентам: участникам дешевле работа в тренинге, чем индивидуальная терапия (и для многих тренинговая работа гораздо более эффективна).

Большинство психотерапевтов и психологов сходится во мнении, что участниками тренингов могут становиться практически все люди, не страдающие тяжелыми психическими расстройствами. Вместе с тем, заметим, что есть люди, которые совершенно не расположены к работе в группе. Обратим внимание на вопрос о том, кого не следует включать в тренинги и для кого более предпочтительной оказывается индивидуальная психологическая помощь. Согласно мнению целого ряда специалистов, не подходят для участия в групповой работе люди с очень высокой тревожностью, излишне эмоциональные, способные к сильным проявлениям агрессивности, люди с низкой самооценкой (за исключением специальных тренингов уверенности в себе), конфликтные личности. Скорее всего, ярко выраженные интроверты будут чувствовать себя в группе неуютно.

Со всеми людьми, имеющими указанные особенности, вероятно, более эффективной будет индивидуальная психологическая работа.

Психологический тренинг как метод практической психологии

Под тренинговыми группами в настоящее время понимают все специально созданные малые группы, участники которых при содействии ведущего–психолога включаются

в своеобразный опыт интенсивного общения, ориентированный на оказание помощи каждому в решении разнообразных психологических проблем и в самосовершенствовании (в частности, в развитии самосознания).

Групповой психологический тренинг представляет собой совокупность активных методов практической психологии, которые используются с целью формирования навыков самопознания и саморазвития. При этом тренинговые методы могут применяться как в рамках клинической психотерапии при лечении неврозов, алкоголизма и ряда соматических заболеваний, так и в работе с психически здоровыми людьми, имеющими психологические проблемы, в целях оказания им помощи в саморазвитии.

В настоящее время в литературе и практической работе термин «тренинг» трактуется гораздо шире, чем он понимался всего лишь несколько лет назад. Так, известный специалист в области нейролингвистического программирования и акмеологии А. П. Ситников дает такое определение тренинга: «Тренинги (обучающие игры) являются синтетической антропотехникой, сочетающей в себе учебную и игровую деятельность, проходящие в условиях моделирования различных игровых ситуаций» (1996. С. 144).

Расширение границ использования этого понятия связано, прежде всего, с увеличением диапазона целей, значительно более широкого по сравнению с ранее определявшимися целями (развитие компетентности в общении). Так, целями специально организованных тренингов становятся личностный рост, обучение новым психологическим технологиям или отработка новых поведенческих паттернов.

Специфическими чертами тренингов, позволяющими выделять их среди других методов практической психологии, являются:

соблюдение ряда принципов групповой работы;

нацеленность на психологическую помощь участникам группы в саморазвитии, при этом такая помощь исходит не только (а порой и не столько) от ведущего, сколько от самих участников;

наличие более или менее постоянной группы (обычно от 7 до 15 человек), периодически собирающейся на встречи или работающей непрерывно в течение двух–пяти дней (так называемые группы–марафоны);

определенная пространственная организация (чаще всего - работа в удобном изолированном помещении, участники большую часть времени сидят в кругу);

акцент на взаимоотношениях между участниками группы, которые развиваются и анализируются в ситуации «здесь и теперь»;

применение активных методов групповой работы;

объективация субъективных чувств и эмоций участников группы относительно друг друга и происходящего в группе, вербализованная рефлексия;

атмосфера раскованности и свободы общения между участниками, климат психологической безопасности.

Тренинги, будучи формой практической психологической работы, всегда отражают своим содержанием определенную парадигму того направления, взглядов которого придерживается психолог, проводящий тренинговые занятия. Таких парадигм можно выделить несколько:

1. Тренинг как своеобразная форма дрессуры, при которой жесткими манипулятивными приемами при помощи положительного подкрепления формируются нужные паттерны поведения, а при помощи отрицательного подкрепления «стираются» вредные, ненужные, по мнению ведущего;

2. Тренинг как тренировка, в результате которой происходит формирование и отработка умений и навыков эффективного поведения;

3. Тренинг как форма активного обучения, целью которого является, прежде всего, передача психологических знаний, а также развитие некоторых умений и навыков;

4. Тренинг как метод создания условий для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способов решения собственных психологических проблем.

Парадигмы расположены в списке по степени уменьшения уровня манипулятивности ведущего и возрастания ответственности за происходящее на тренинге и осознанности участников группы.

Введение Во «Введение…»

Здравствуйте, уважаемый Читатель.

Мы, три очень разных человека, достаточно давно живущие в мире психологии и оттого - возможно, не без основания - считающие себя профессиональными психологами, предлагаем Вам войти в этот мир - такой, каким мы его видим, прикоснуться к необычной профессии, которую Вы, быть может, для себя избрали или, по крайней мере, о которой размышляете.

То, что вы прочтете - плод совместных усилий. Но это не означает, что мы всегда думаем по тому или иному поводу одно и то же. Пусть это вас не смущает: психология как наука и практика сама не намного старше нас, вместе взятых; кроме того, как вы увидите, это особая наука и особая практика; как и в любой области, связанной с человеческим бытием, здесь нет бесспорного, а то, что кажется очевидным, - чаще всего самое непонятное, как говорил классик французской психологии (и блистательный практик) Пьер Жане. Некоторая разница во взглядах авторов, на наш взгляд, вполне естественна: уж где–где, а в психологии, слава Богу, еще далеко до «единственно верных», «окончательно истинных», «монолитных и непоколебимых» представлений, тем более, когда речь идет о профессиональном самоопределении самих психологов, ибо суть самоопределения - это свобода, а значит и неодинаковость, уникальность выборов смысла своего пребывания в психологии. Заметим, что отказ от идеи «окончательной истины» связан еще и с идеей личностного и профессионального развития, которое часто и основано на переосмыслении и дальнейшем совершенствовании собственных взглядов и позиций.

Поэтому мы приглашаем Вас не к слушанью, а к разговору - насколько нам его удастся сделать для Вас интересным. Перефразируя слова другого классика психологии (и тоже блистательного практика) швейцарца Карла Юнга, психолог для того, с кем он работает, может быть уподоблен проводнику на незнакомой местности - не столько потому, что он лучше знает местность, сколько потому, что он представляет, как на ней ориентироваться. Постараемся быть таковыми для Вас.

Представимся

Николай Сергеевич Пряжников - профессор Московского государственного университета, специалист в области психологии труда и профориентации, единственный из коллектива авторов - доктор наук. Если какие–то мысли в книге покажутся Вам слишком уж заумно изложенными, знайте, что это - именно его мысли.

Игорь Викторович Бачков - кандидат психологических наук, заведующий лабораторией Московского психолого–педагогического института, специалист в области психологии самосознания, автор оригинальных психологических тренинговых программ и ведущий тренингов; кроме того, автор научно–художественных книг по психологии для малышей и школьников. В связи с чем является членом Союза писателей. Так что если какие–то части книги будут существенно хуже других в стилистическом и художественном отношении, то знайте, написал их именно он.

Игорь Борисович Гриншпун - доцент кафедры психологии развития Московского педагогического государственного университета, зав. кафедрой практической психологии Московского психолого–социального института. Поскольку он несколько старше вышеназванных соавторов и уже четверть века занимается преподаванием психологии, то ему принадлежат (помимо самой идеи совместного написания этой книги) наиболее занудные фрагменты.

Пусть извинят нас те, кто уже в некоторой степени всерьез интересовался психологией, но мы будем исходить из того, что Вы, Читатель, еще недостаточно в ней искушены или даже почти несведущи (отчего, кстати, будем сначала стараться следовать стилю научно–популярному). Поэтому, кстати, в книге Вы встретите вставки с краткими комментариями к некоторым встречающимся в тексте фамилиям исследователей - в тех случаях, если нет пояснений непосредственно в тексте. Разумеется, мы не могли прокомментировать все персоналии - это расширило бы объем книги до немыслимых размеров - и избрали те, что имеют ближайшее отношение к психологии, во–первых, и непосредственное отношение к нашему разговору, во–вторых. Вставки будут иметь вот такой вид:

Как показывает практика, многие студенты–первокурсники представляют себе профессиональную психологию весьма приблизительно, основываясь на своего рода мифах, порожденных обыденными мнениями, слухами, телепередачами типа сеансов А. Кашпировского или А. Чумака, имиджем и высказываниями психологов, приглашенных на передачи типа «Про это» или «Я сама» (где они, по сути, выступают как популяризаторы), псевдопсихологическими книгами типа «Как привязать к себе мужчину» и т. п.

Остановимся на некоторых из этих мифах немного подробнее. Это важно, ибо, извините за назидательность, выбор профессии - один из серьезнейших жизненных выборов; его случайность и недостаточная осмысленность потенциально трагичны.

Итак - мифы о психологии и психологах.

5. Психолог - мудрец, знающий о жизни больше других, и его миссия - указывать истинный путь - страдающим, запутавшимся людям советами и наставлениями.

Вообще говоря, за каждым из этих мифов стоит некоторая реальность, они имеют под собой некое основание; но реальность эта воспринимается преувеличенно, обретает ложные оттенки, отчего становится иллюзорной и «искушающей», ведя по пути иногда опасному не только для себя, но и для других (о чем в дальнейшем будет специальный разговор).

Посмотрим на эти мифы внимательнее. Итак:

1. Психология - наука, все знающая о человеке и его душе, а психолог, овладевший этой наукой, - человек, «видящий людей насквозь».

Действительно, термин «психология» означает «наука о душе», «учение о душе» или, если угодно, «душеведение». Однако никакое абсолютно полное знание о душе (как, впрочем, и о других объектах) принципиально невозможно - возможно лишь движение к этому знанию; между тем душа, которую - в отличие от объектов и явлений природы - невозможно непосредственно увидеть, пощупать, измерить, оказывается особо сложным объектом для изучения, настолько, что, как говорят, Альберт Эйнштейн, познакомившись и поговорив с великим швейцарским психологом Жаном Пиаже, воскликнул: «Насколько просто то, нем занимаюсь я, по сравнению с тем, нем занимаетесь Вы!». По иным версиям, его слова звучали так: «Теоретическая физика - это детская игра по сравнению с тайнами детской игры!». Другой вариант: «Господи, насколько психология сложнее физики!».

Да, знания, накопленные психологией, богаты и многообразны, но далеко не исчерпывающи и часто противоречивы. В дальнейшем Вы убедитесь, что существует множество психологических теорий (если хотите - много психологии), и потому не нужно ждать от обучения психологии «истины в последней инстанции». Вас неизбежно ждут сомнения и поиск, что, согласитесь, совсем неплохо, если стремиться не к пассивному усвоению, а к творческому развитию.

Что касается всепроницательности психолога - не стоит ее преувеличивать. Однако многое он действительно может видеть лучше, чем большая часть тех, кто психологией не занимается - поскольку психолог специально об этом размышляет, это исследует и с этим работает; о чем–то может лучше рассказать - поскольку «знает психологические слова», с помощью которых можно обозначить те или иные события, относящиеся к миру психических явлений. Но помните, что любое мнение вероятностно. Психолог, безапелляционно утверждающий, что ему «все ясно» относительно того или иного человека или события, либо непрофессионален, либо неумен, либо «работает на публику» - благо, в силу обсуждаемого мифа, таких возможностей предостаточно.

Позже мы поговорим о том, как искушает психолога возможность почувствовать себя «сверхчеловеком», для которого Истина - что–то вроде младшей сестренки, которую можно похлопать по плечу.

2. Психолог - человек, от природы наделенный особыми способностями к общению с другими и пониманию других.

Вообще говоря, вопрос о том, кто чем наделен от природы, а что приобретается в течение жизни (воспитывается) - вопрос, извините за банальность, сложный. Действительно, мы можем говорить о природном (врожденном) компоненте многих индивидуальных особенностей человека, например, о свойствах нервной системы, непосредственно проявляющихся в быстроте движений, утомляемости и др. Однако говорить однозначно о природных основах способности к содержательному общению и эмпатии (сопереживанию) как минимум затруднительно. Во всяком случае, среди практических психологов - в том числе выдающихся, признанных на мировом уровне - люди самые разнообразные по своим «природным данным». Другой разговор, что практическому психологу действительно важно обладать определенными способностями, о чем речь пойдет в соответствующем разделе, но - за редким исключением (имеются в виду некоторые случаи патологии) - речь не идет о «врожденной неспособности». Способности к общению и пониманию других (иногда это называют «компетентность в общении») можно и нужно развивать, и не только в психологе (для чего, кстати, существуют соответствующие психологические методы).

3. Психолог - человек, умеющий управлять поведением, чувствами, мыслями других, специально этому обученный и владеющий соответствующими техниками (например, гипнозом).

Действительно, практический психолог владеет некоторыми способами влияния на поведение других. Собственно, речь не идет о гипнозе в распространенном его понимании (погружение в глубокий транс с внушением определенных образов и поведения) - это прерогатива медиков, однако в психологии наработаны определенные способы, позволяющие создать ситуацию доверия и доброжелательности, смягчения конфликтов; вместе с тем опасения по поводу манипулятивных возможностей психологов, владеющих определенными знаниями о закономерностях поведения, также имеют свои основания - любое знание может быть обращено и во благо, и во вред. Само по себе управление поведением - не самоцель. Страшный вариант, когда психолог упивается властью над другим. Искушение властью - еще один вариант искушения «сверхчеловечеством». Другие, также неприятные, варианты, когда влияние на другого используется в корыстных и прагматических целях. Характерно, что психологи, проповедующие важность владения техниками такого рода, часто используют терминологию из арсенала военных или борцов, видя в другом непременно противника, которого надо победить - впрочем, чаще всего прикрывая это более гуманными масками. Характерно в этом отношении название перевода одной из книг весьма популярного (и не вполне обоснованно считающегося психологом) Д. Карнеги: «Как завоевывать друзей». Друзей - завоевывать. Жутковато звучит, согласитесь.

4. Психолог - человек, досконально знающий самого себя и владеющий собой в любых обстоятельствах.

Знать себя «до конца» невозможно. Человек, утверждающий, что познал себя полностью, заблуждается или делает вид. Но стремление к самопознанию, стремление дойти «до оснований, до корней, до сердцевины» для психологов действительно часто характерно (но, заметим, не для всех психологов и не только для психологов). Во всяком случае, часто - и, с нашей точки зрения, справедливо - говорят, что практический психолог должен быть личностно проработан, то есть должен знать собственные стремления, ценности, слабости и т. д., дабы в работе с другим человеком не решать, сам того не ведая, свои неосознаваемые проблемы, а именно помогать другому (клиенту).

Вспомните фильм «Сталкер» Андрея Тарковского и братьев Аркадия и Бориса Стругацких (кстати, настоятельно советуем посмотреть его всем настоящим или будущим психологам, кто этого не сделал): Зона выполняет желания - но не декларируемые, а только истинные, и один из героев - Писатель - не делает решающего шага, ибо понимает, что не знает, чего хочет на самом деле.

Точно так же психолог, не признающийся себе в тех своих стремлениях, которые считает недостойными (например, в скрытой потребности во власти), будет, сам того не замечая, стремиться их удовлетворять, а жертвой окажется клиент (эту проблему и другие, с ней связанные, мы тоже обсудим в соответствующем разделе книги). Что же касается владения собой в любой ситуации - это тоже из области «сверхчеловечества»; правда, однако, что в психологии разработаны некоторые методы саморегуляции, и владеющий ими (не обязательно психолог) действительно ведет себя увереннее в сложных ситуациях. Кроме того, психолог, профессионально зная, к примеру, сущность конфликтов различного типа и способы их предупреждения и продуктивного разрешения, оказывается более подготовленным к адекватному поведению в подобных случаях.

5. Психолог - мудрец, знающий о жизни больше других, и его миссия - указывать истинный путь страдающим, запутавшимся людям советами и наставлениями.

Как и среди остальных людей, среди психологов бывают мудрые и не слишком, но речь не об этом. Речь о еще одном искушении «сверхчеловечеством» - искушение ролью Великого Учителя, мессии, пастыря, гуру - искушение тем более соблазнительное, что многие приходящие за помощью готовы в психологе такового признать. Разумеется, есть психологи, на такую роль претендующие - как вообще достаточно людей, полагающих, что именно они ведают главные истины жизни и зовут (а то и тащат насильно) за собой, полагая, что именно они «знают, как надо». Но если кто–то и знает истину - то лишь Тот, кто Выше, а самообожествление, вероятно, лишь проявление мелкой гордыни и неудовлетворенного самолюбия. Психолог - не священник и не имеет права говорить от Божьего имени; он не вправе навязывать свой путь и свое мировидение, он может лишь постараться помочь другому увидеть собственный его - другого - путь или его возможность.

Как показывает опыт, люди, приходящие на факультеты психологии и не прошедшие предварительно специальной подготовки, как правило, в той или иной степени ориентируются на один или несколько упомянутых мифов, стоящих за тем, как они формулируют причины своего профессионального выбора. Чаще всего звучит следующее:

«Хочу лучше в себе разобраться». Мотив по–человечески весьма достойный, но, согласитесь, разбираться в себе - это не профессия.

«Хочу помогать людям». Весьма достойно и красиво - если сказано честно. Действительно, практический психолог - один из тех (но не единственный), кто помогает другим. Но что за этим стоит? Почему выбрана именно психология? Ведь помогает другим и священник, и педагог, и социальный работник, и благотворитель, и милиционер, и многие другие.

«Хочу научиться владеть собой».

«Хочу научиться лучше общаться».

«Интересная наука».

Несколько предварительных слов относительно психологии

Сначала - о самом термине «психология», встречающемся ныне в нашем обыденном языке достаточно часто для того, чтобы значение его оказалось весьма и весьма неопределенным - а стало быть, нам нужно обозначить его более строго.

Понятие «психология» возникло на рубеже XVI-XVII веков; чаще всего авторство признают за немецким богословом Гоклениусом. Этимологически это слово производно от древнегреческих «psyche » (душа) и « logos» (учение, знание, наука). В научно–философский (а не богословский) язык его впервые ввел немецкий ученый Христиан Вольф в XVIII веке, и сейчас наиболее популярный перевод - «наука о душе». (Если в каком–либо пособии - а такие, к сожалению, есть - Вы встретите фразу типа «Психология - наука о душе. Такое определение дали в Древней Греции» - не верьте. Древние греки такого слова вообще не использовали.) Понятие «наука», однако, в современном понимании отлично от понятия «учение» - ибо наука предполагает не только глубокое размышление и систематическое изложение мысли, но и особую исследовательскую деятельность, построенную на основе специальных методов (позже мы посвятим этому особый раздел).

Развиваясь вначале как одна из философских дисциплин, психология затем, восприняв ряд идей экспериментальной физиологии, выделилась в самостоятельную науку, ставившую задачей изучение души, которая в то время понималась как сознание (а сознание - как то, что человек непосредственно осознает). Это произошло в конце XIX в., и символической датой рождения психологии как самостоятельной дисциплины считается 1879 г., когда Вильгельм Вундт открыл при кафедре философии Лейпцигского университета лабораторию экспериментальной психологии, а вскоре на ее базе - первый в мире психологический институт, существующий и поныне. Вскоре аналогичные лаборатории и институты стали открываться в ведущих странах мира (в России, США, Франции, в других городах Германии) - стала складываться так называемая академическая психология, то есть психология научно–исследовательская, ставившая перед собой собственно познавательные задачи.

В конце XIX в. стали возникать и разрабатываться идеи о возможности применения психологических знаний в различных областях практики - в педагогике, медицине, при организации трудовой деятельности, то есть появилась прикладная психология, преследующая не собственно познавательные цели (точнее, не только собственно познавательные), но предлагающая свои разработки в виде рекомендаций для совершенствования разнообразных сфер человеческой деятельности. В начале XX столетия начала формироваться и иная форма психологии, направленная на помощь людям, попавшим в затруднительную или тяжелую жизненную ситуацию - при выборе профессии, при нарушении связей с социумом, при тягостных эмоциональных переживаниях; начала формироваться психологическая практика, предполагающая, что психолог, обладающий соответствующими знаниями и владеющий методами практической работы, выполняет запрос клиента на оказание психологической помощи в той или иной форме.

Научно–исследовательская академическая психология, прикладная психология и психологическая практика, развивающиеся уже, как видите, на протяжении столетия или более, составляют три основные (теснейшим образом между собой связанные) сферы, в которых может быть занят психолог–профессионал. Их мы и будем рассматривать в дальнейшем.

Смысл нашей книги видится в следующем:

1. Не рассказать все о психологии (что в принципе невозможно), а помочь вам - будущему специалисту - сориентироваться в основных психологических проблемах и, быть может, увидеть или наметить пути собственного вашего участия в решении этих проблем.

2. Не просто «очаровать–обольстить» рассказами о том, какая замечательная наука психология (ну, прямо «самая, самая…» и, конечно же, «лучше всех…»), а именно «заинтересовать», то есть помочь будущему специалисту найти в психологии свой личностный смысл. Только тогда, когда специалист находит для себя личностный смысл, находит возможность связать лучшие свои помыслы и таланты с профессиональной деятельностью, можно по–настоящему сказать, что он самоопределился как профессионал.

Профессиональное самоопределение может длиться всю жизнь; но как хорошо это было бы сделать еще в студенческом возрасте (а может быть, еще и в старших классах общеобразовательной школы, когда еще не совершены многие ошибочные выборы…).

Так что же в действительности представляет профессиональная психология? И вообще - что такое профессия? Что значит «быть профессионалом»? С этого и начнем.

Сергацкий Георгий Иванович Привлекает актуальность, "попадание в точку". По теме практически нет систематизированного источника, позволяющего осознанно подойти к выбору данной профессии.

Дыгун Татьяна Алексеевна Замечательная настольная книга для начинающих специалистов! Полноценный сборник, который пропитан богатейшим опытом.

Хороших Валерия Викторовна очень полезный, содержательно интересный учебник, ориентированный на современного молодого студента

Трубицын Юрий Владимирович Очень порадовало данное издание! Прежде всего системностью представления информации и последовательностью изложения. Уверен, что эта книга станет настоящим путеводителем для большинства начинающих практических психологов.

Калимов Алексей Сергеевич На фоне наличия действительно смутных представлений о том, чем занимаются психологи в современной России имеется необходимость именно в таких трудах, которые раскрывают суть деятельности психолога. Для начала необходимо сформировать четкое представления о профессиональной деятельности, а затем уже развиваться в более узких сферах.

Прядко Сергей Викторович Как никогда, мы нуждаемся в учебном пособии по введению в психологию. С огромным количеством теорий и школ, молодому уму тяжело разобраться в превратностях профессии. Данный практикум, позволит молодым, начинающим психологам намного быстрее вникнуть в суть предмета и совершать меньше ошибок во время обучения, а также на первых этапах профессиональной деятельности.

Ковалева Валерия Алексеевна Зеркально понятный учебник для начинающих психологов от классиков психологии. Простота изложения и наглядность - один из важных моментов в презентации направления "психология", для правильного и нужного понимания нашей профессии. будущему поколению.

Савельева Альбина Владимировна Данное учебное пособие поможет будущим студентам-психологам или студентам первокурсникам узнать много полезной информации: они смогут получить всю интересующую информацию о направлениях деятельности специалиста психолога, о проблемах и трудностях, с которыми может столкнуться начинающий специалист и многое другое.

Бодров Юрий Александрович Толковый учебник, написанный доступным языком. Будет очень полезен тем, кто решил связать свою профессию с психологией, а так же всем тем, кому интересна эта тема в принципе.

Юрченко Яна Михайловна Хорошая книга, написанная интересным и живым языком, которая поможет сориентироваться студентам-психологам в мире психологической профессии.

Галкина Ирина Игоревна Замечательное пособие для студентов! Сама являлась студенткой Владимира Николаевича в далеких 2004-2008 годах и училась по книгам изданным под авторством данных преподавателей. Спасибо им ОГРОМНОЕ за те знания, которые они передают подрастающему поколению!

Воробьев Александр Алексеевич Очень хороший учебник. Понятный и полезный. Обязательно подойдёт всем, кто хочет связать свою жизнь с психологией.

Гурьев Василий Сергеевич Мне наиболее понравилось читать о профессиональной субкультуре психологов. Всегда интересно читать о том, к чему принадлежишь сам =)

Жужкова Дарья Евгеньевна Замечательное пособие для начинающих психологов и психологинь. Ознакомившись я и сама захотела стать психологиней и изучать эту науку.

Асварищ Алексей Михайлович В университете я учился по учебнику Владимира Николаевича, а моим научным руководителем была Светлана Александровна. Я благодарен им за помощь в обучении. Уверен, учебник поможет молодым специалистам еще на первых парах четче осознать с чем и с кем сталкиваются практикующие психологи работе. Как следствие - понять, на сколько эта профессия подходит.

Нерсисян Светлана Ивановна Отличного пособие для освоения материала по психологии. Легко читается, усваивается материал также хорошо

Чеснокова Екатерина Георгиевна Очень доходчиво и ясно написано. Читается легко. Безусловно, полезное пособие для начинающих специалистов

Климова Татьяна Сергеевна Мой выбор является таким и только таким! Те вопросы, которые разбираются в "Ведении в профессию:психолог" очень актуальны как для самим студентов, так и для ответов на вопросы,которые часто можно услышать от людей, не имеющих психологического образования. Так же мне нравится тем, что я могу прочитав практику, окунуться в мир примеров, который мне помогает лучше усвоить и осознать материал. Будучи психологом уже со степенью магистра полезно возвращаться к истокам. Спасибо за проделанную работу!

Васильева Тамара Васильевна Хороший учебник. Отличается от других большей ориентацией на знакомство читателей с практической деятельностью и личностными особенностями психолога-профессионала.

Буткевич Алиса Юрьевна Текст иллюстрирован большим количеством примеров из опыта работы психологов-профессионалов, благодаря чему образ психологической профессии становится более «осязаемым» для студентов, еще не имеющих собственного профессионального опыта.

Манаенков Яков Владимирович Достойный учебник для будущих профессионалов своего дела! Лучшего знакомства с аспектами деятельности психолога и не придумаешь. Всем советую к прочтению!

Кирдяшкина Мария Леонидовна Полезный и нужный учебник для делающих первые шаги в психологии, содержательно, хорошо структурировано, интересно и живо, с ориентацией на практику.

Ветошкина Любовь Павловна Училась в свое время по этой книге. Толковое пособие для бакалавров. Но не просто набор информации, а изложена собственная теория

Немцова Анна Ивановна Прекрасный учебник, написанный с любовью к профессии. Иначе и не могло быть, учитывая авторский состав!

Лущенкова Александра Сергеевна Интересное и доступное изложение материала, известные авторы. Думаю, такой учебник станет хорошим началом для студентов в их профессиональном пути.

Петрова Светлана Михайловна Меня ввёл в профессию психолога мой учитель и научный руководитель Парфенов Владимир Николаевич уже много лет тому назад. Я хорошо знакома с его подходом и научными и методическими работами, в том числе и в данном направлении. Руководствуюсь его идеями в своей преподавательской и научной деятельности. Рада и приветствую очередной труд моих коллег.

Баландина Александра Александровна Я думаю, что эта книга поможет студентам-психологам быстрее вникнуть в свою будущую профессиональную деятельность, понять, чего стоит ждать на "психологическом" пути. Эта книга будет полезна.

Бахвалова Елена Владимировна Полезный учебник для работы психолога, особенно если он только начинает свою профессиональную деятельность.

Гордеев Павел Николаевич Хорошо составленный и структурированный материал, понятное изложение. Учебник полезен в т.ч. как мотивированное начинающих психологов на выбор своей профессии.

Архипова Анастасия Андреевна авторитетная команда авторов подготовил прекрасный содержательный учебник, увлекательный для обучения студентов

Коржова Елена Юрьевна Учебник подготовлен коллективом кафедры психологии человека под руководством и в русле концепции организатора профессиональной подготовки психологов и основателя кафедры В.Н. Панферова, охватывает содержательную и нормативно-правовую сторону деятельности психолога, хорошо структурирован и соответствует требованиям к учебной литературе

Яцышин Сергей Михайлович Учебник представляет собой отличный сплав теории и практики на основе актуальной нормативно-правовой базы профессиональной деятельности психолога

Якунин Анатолий Павлович Учебное пособие В.Н. Панферова отвечает тем требованиям, которые предъявляет к психологу жизнь, которую он, психолог, может объяснить только если будет обладать акдемическими и практическими навыками. Прочитав книгу автора, можно получить нужное понимание этих навыков. А. Якунин.

Юмкина Екатерина Анатольевна Учебник "Ведение в профессию: психолог" отличает четкая структура, полнота характеристики той роли, которую исполняет психолог. Книга крайне актуальна для профессиональной идентификации будущих специалистов, осознания ими своих возможностей, ответственности и призвания.

Демьянова Ольга Юрьевна Книга просто изумительная! Автор, на мой взгляд, очень тонко сумел определить все болевые точки в профессиональном становлении молодого специалиста, о которых не догадываются те, кто решил стать психологом. Эта книга помогает начинающему специалисту понять не только окружающих, но и себя самого; материал работы способствует формированию внутренней профессиональной позиции, снижает тревожность, сопровождающую первые самостоятельные шаги и, конечно, дарит удовольствие от ощущения поддержки, побуждает начинающего психолога к творческому поиску в решении личных и профессиональных вопросов. Книга соответствует образовательным стандартам, способствует формированию готовности к выполнению профессиональных задач на методическом, личностном и юридическом уровне.

Рудыхина Ольга Валерьевна Данная работа представляет особую ценность для студентов-первокурсников, которые начинают свой путь в психологию. Она подготовлена высококвалифицированным коллективом авторов и характеризуется не только содержательной ценностью, но мотивирующей к изучению психологии направленностью.

Султанова Зарина Вячеславовна Очень увлекательный анонс к учебному пособию. Бесконечное доверие Владимиру Николаевичу Панферову и группе авторов. Уже в предвкушении удовольствия от чтения!!!

Артемьева Вероника Алиевна содержательное и при этом интересное пособие. Использованы примеры из практики. Много занимательных моментов, мотивирующих студентов.

Прозорова Наталья Викторовна Данная книга может быть полезна в моей профессиональной деятельности по организации профориентационной работы со старшеклассниками.

Терешкина Ирина Борисовна Содержательный, практико-ориентированный учебник, написан доступным для студентов языком, полезен для их профессионального становления

Королева Наталья Николаевна Системные фундаментальные знания, структурированность в сочетании с ясностью и доступностью изложения материала

Шевелев Владислав Валерьевич На мой взгляд, учебник "Ведение в профессию: психолог" заслуживает особого внимания. Многим начинающим психологам не хватает осознания и понимания того, что представляет из себя та профессия, в которую они решили "окунуться". Юные психологи смутно представляют себе сферы деятельности, в которых работают психологи и те психологические услуги, которые они в будущем смогут оказывать. Написанная книга, под редакцией В. Н. Панферова как раз и направленна на то, чтобы осветить эти вопросы. Книга легко читается, в ней представлено большое количество примеров, заданий, психологических "баек" и анекдотов, жизненных случаев, примеров из практики. Данный учебник может помочь ответить на многие вопросы, которые возникают по мере овладения психологической профессией и способствовать выбору своего собственный подхода в работе.

Илья Ленский И Помогает найти ответы на простые, но в тоже время не раскрытые вопросы "Зачем нужны психологи", "Скакими проблемами сталкиваются психологи в своей работе?" и прочее.

Елисеева Александра Сергеевна Учебник очень понятный и содержательный. Студентам будет интересно его читать, а также интересно знакомиться по нему со своей профессией.

Быкова Елена Борисовна Лично знаю автора учебника, уважаю за профессионализм, активную жизненную позицию Владимира Николаевича. Очень важен учебник для бакалавров.

Шпагина Анастасия Александровна Данный учебник поможет студентам бакалавриата в самом начале их пути лучше влиться в среду психологии.

Дегтярева Александра Сергеевна очень полезное пособия для тех, кто выбрал профессию психолога. поможет студентам утвердиться в правильности своего выбора, глубже и больше узнать о деятельности психолога. примеры из жизни - очень важный и нужный компонент, так как позволяет сделать материал более понятным и доступным для понимания первокурснику - человеку, ещё не сильно знакомому к академическим стилем общения, написания текстов.

Храмцова Элла Андреевна Горячо приветствую старания по созданию действительно интересного, лишённого излишних сухости и академизма пособия по введению в профессию, которое позволит начинающим психологам "почувствовать" профессию, и, будем надеяться, пробудит в них более глубокий интерес к ней - и психологии в целом.

Акиндинова Ирина Александровна Данное пособие можно использовать при подготовке студентов психологических специальностей в ВУЗе, где я работаю (СПбУ ГПС МЧС России). Также как и везде - в последние годы - там требуются источники, вышедшие за последние 5 лет.

Демин Константин Михайлович Книга представляет огромный интерес не только для студентов, которые выбрали для себя путь психолога, но до сих пор не имеют чёткого представления о нём, так и для тех, кто только собирается делать маленькие шажки в этом направлении. С помощью данной книги любой студент или школьник сможет найти именно то важное и интересное, что завлекает его в профессии психолога и создать целостный и неповторимый образ трудовой деятельности психолога.

  • История накопления и развития психологических знаний
  • Становление психологии как науки и практики
  • Появление профессии психолога

История психологии

Психология как наука о душе

Аристотель (384-322 до н.э.)

  • Душа как функция тела, двигатель, позволяющий человеку реализовать себя.
  • В центре души, в сердце, все впечатления, передаваемые органами чувств, подчиняют себе поведение.

Платон (428-347 до н.э.)

  • Душа живет внутри человека и направляет его поступки, после смерти «вылетает» из тела и отправляется в «мир идей».

  • Согласно иудейско-христианской религии сущность человека можно постигнуть через Высшее существо – Бога, а не через разум.
  • Богословы: «только божественная сила влияет на жизнь людей».
  • Схоласты: «разум существует, но подчинен вере».

Психология как наука о сознании

Рене Декарт (франц. философ) (1596-1650)

Он считал, что тело действует механически и контролируется душой.

Его представления о функционировании организма и реализации различных поведенческих актов, послужили отправной точкой для развития современной психологии.

Становление психологии как науки

Психика как одна из функций организма.

Начиная с 18-го века, первые ученые-экспериментаторы пытались объяснить психические проявления.

Локк и Юм предположили, что человек способен воспринимать что-либо лишь при возникновении ассоциации для конкретного предмета.

Научная психология

Вильгельм Вундт в 1879 г основал Первую психологическую лабораторию в Лейпцигском университете, где методом интроспекции детально описывали элементы сознания человека. Однако этот метод имел ряд недостатков. В итоге от взгляда на психологию как на науку о сознании вскоре отказались.

1884 г - На международной Лондонской выставке Френсис Гальтон (Англия) демонстрирует тесты, позволяющие измерять индивидуальные различия по 17-ти показателям, в том числе острота зрения и слуха, запоминание объектов, сила удара и т.д.

Поиск новых направлений в психологии был связан с бурным развитием психиатрии и физиологии нервной системы. Дж.Б. Уотсон (США, 1913г) основал БИХЕВИОРИЗМ как науку о поведении и предложил схему S –R, объясняющую любую деятельность человека. Сознание исключалось из сферы научной психологии.

Направления биологического подхода

Успехи в понимании работы нервных цепей и механизмов передачи информации из одной цепи в другую привели к появлению ряда направлений биологического подхода:

  • психофизиология;
  • этология и зоопсихология;
  • социобиология.

Б. Ф. Скиннер утверждал, что поведение предсказуемо, зависит от внешней действительности, менее от физиолого-генетических показателей.

Выделял 2 типа поведения:

  • респондентное (ответ на знакомый стимул)
  • оперантное (определяется последующим результатом)

Основатель психоанализа, Зигмунд Фрейд, объясняя динамику личности, большую роль отдавал влиянию бессознательного. Также в этой теории большое значение придавалось влиянию сексуальной энергии (либидо) на все поступки людей.

  • 1886 г. Фрейд получает стипендию для обучения во Франции у психиатра Шарко.
  • 1890 г. - «Толкование сновидений»
  • 1893 г. - «О психологическом механизме явлений истерии»
  • 1910 г. – объединение вокруг Фрейда Юнга, Адлера, Ранка, Ференчи и др.
  • 1911 - создание Психоаналитического общества

Келер (США, 1912г) основал одновременно с бихевиоризмом гештальт-психологию (от нем. «гештальт» – образ, целостность). Предметы воспринимаются как нечто целое, неделимое. Организм выбирает то, что ему наиболее интересно в данный момент, путем различения фигуры и фона.

Пиаже разработал учение о развитии познавательной деятельности ребенка – восприятия и мышления. Создал метод клинической беседы. Считается основателем генетической психологии.

60-годы 20 века активное развитие когнитивной психологии как направления гештальт-психологии. Как человек расшифровывает информацию о реальной действительности, анализирует ее, принимает решения? С когнитивной точки зрения, человеческому разуму доступно нечто большее, чем просто переработка поступающей информации.

В 50-е годы в Калифорнии (США). В основе оптимистический взгляд на природу человека. Гуманистический подход главную роль отводит личному опыту человека и реализации личностного потенциала (самоактуализации).

Социально-психологический подход (середина 20-го века)

Социальная психология пытается показать, каким образом наши чувства, мысли и поведение формируются в результате влияний, оказываемых людьми друг на друга.

В конце 19 века - начале 20 века психология в России развивалась с достижениями в области нейрофизиологии (опыты И.П. Павлова, И.М. Сеченова).

Открытие первых исследовательских лабораторий в Санкт-Петербурге, Москве, Казани, Одессе, Харькове и др.

  • 1885 г. – Первая экспериментальная лаборатория в Санкт-Петербурге – руководитель – Сеченов И.М.
  • 1908 г. – открытие Психоневрологического института в Санкт- Петербурге
  • 1907 г. – экспериментально- психологическая лаборатория в Москве
  • 1912 г. – Открытие института психологии (ныне Психологический институт РАО)

Развитие отечественной психологии

В 20-е – 30-е годы активно развивалась отрасль психологии, связанная с изучением психологии детей - педология.

В 1936 году постановлением «О педологических извращениях в системе Наркомпроса», психология как практико-ориентированная наука фактически запрещалась.

В отечественной психологии был принят деятельностный подход. Рассматривались все проявления психики человека сквозь призму деятельности человека. Деятельность ассматривалась как созидательный процесс, направленный на преобразование окружающего мира и самого человека.

Выдающиеся психологи: А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский и др.

Современная отечественная психология

В последние годы в отечественной психологии происходит появление новых направлений, в том числе гуманитарной, нравственной психологии, возрастает интерес к проблемам духовности, духовных способностей, нравственных основ человека. Душа как исторический предмет психологии возвращается в психологию на современном этапе ее развития.

Современный взгляд на психологию

Психологию определяют как:

  • научное исследование поведения и внутренних психических процессов и практическое применение получаемых знаний;
  • наука о закономерностях развития и функционировании психики как особой формы жизнедеятельности;
  • науку, изучающую мир субъективных (душевных) явлений, процессов и состояний, осознаваемых или неосознаваемых самим человеком.

Психика

Психика – это особое свойство нервной системы, заключающееся в способности отражать через свои состояния окружающий объективный мир с его связями и отношениями и на этой основе управлять своим поведением и деятельностью.

Социальный заказ на психологические услуги

Потребность в психологических услугах и психологической помощи в современном обществе существует:

  • в различных его сферах (образование, медицина, бизнес, армия, политика, социальная сфера и т.д.)
  • в личной жизни и профессиональной деятельности конкретных людей.

Основная литература:

Психолог: Введение в профессию: учеб. пособие./Под ред. Е.А. Климова.- 2-е изд. : 10 экз. рек. УМО. - М. : Академия, 2008. - 208

Карандашев В.Н.

Психология: введение в профессию. : 4 экз. / В.Н. Карандашев. - М. : Смысл, 2000. - 288с.

"Карандашев В.Н.

Психология введение в профессию. : 1 экз. / В.Н. Карандашев. - М. : Смысл, 2000. - 288с.

Карандашев В.Н.

Психология. Введение в профессию.- 4-е изд.,перераб. и доп. : 1 экз. Рек. МО. / В.Н. Карандашев. - М. : Академия, 2008. - С. 512.

Дополнительная литература:

1. Абрамова Г.С., Юдчиц А.Ю. Психология в медицине. М. 1988.

2. Агаева Е.Л., Брофман В.В., Лаврентьева Т.В., Дьяченко О.М. и др. Задачи и функции психолога в дошкольном учреждении. Руководство для практического психолога / Под общ. ред. Л.А.Венгера. М. 1992.

3. Атватер И. Я вас слушаю. М. 1988.

4. Баррон Ф. Личность как функция проектирования человеком самого себя // Вопросы психологии. 1990. №2.

5. Битянова Н.Р. Психология личностного роста. Практическое пособие по проведению тренинга личностного роста психологов, педагогов, социальных работников. М. 1995.

6. Братусь Б.С. Психология. Нравственность. Культура. М. 1996.

7. Василюк Ф.Е. От психологической практики к психологической теории // Московский психотерапевтический журнал. 1992. №1.

8. Гаврилова Т.П. Психологическое знание в арсенале средств практического психолога // Психологическая наука и образование. 1998. №2.

9. Гиппенрейтер Ю.Б., Карягина Т.П., Козлова Е.Н. Феномены конгруэнтной эмпатии // Вопросы психологии. 1993. №4.

10. Грецов А.Г., Ангервакс А.Е. Почему наши проблемные подростки редко обращаются за помощью к психологам // Наш проблемный подросток: понять и договориться / Под ред. Л.А.Регуш. СПб. 2001.

11. Гримак Л.П. Общение с собой. М. 1991.

12. Дубровина И.В. Психологическая служба образования: научные основания, цели и средства // Психологическая наука и образование. 1998. №2.

13. Забродин Ю.М. Проблемы разработки практической психологии (о научных основах психологической службы) // Психологический журнал. 1980. Т.1. №2.

15. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. СПб. 2000.

16. Исаев Д.Н. Психопрофилактика в практике педиатра. Л. 1984.

17. Казанцева Т.А., Олейник Ю.Н. Взаимосвязь личностного развития и профессионального становления студентов-психологов // Психологический журнал. 2002. Том 23. №6. С. 51-59.

18. Капустин С.А. Границы возможностей психологического консультирования // Вопросы психологии. 1993. №5.

19. Кораблина Е.П., Акиндинова И.А., Баканова А.А., Родина А.М. Искусство исцеления души. СПб. 2001.

20. Лабутова И.В., Бондаренко О.Р. Открытие Карла Роджерса в пространстве русской художественной литературы. Психологический практикум. Нижний Новгород. 1996.

21. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. М. 1994.

22. Макшанов С.И. Психология тренинга. СПб. 1997.

24. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. М. 1993.

25. Огинский М.М., Розин М.В. Мифы психотерапии и их функции // Вопросы психологии. 1991. №4.

26. Орлов А.Б. Карл Роджерс и современный гуманизм // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1990. №2.

27. Орлов А.Б. Склонность и профессия. М. 1981.

28. Орлов А.Б., Хазанова М.А. Феномены эмпатии и конгруэнтности // Вопросы психологии. 1993. №4.

29. Пахальян В.Э. Психопрофилактика в образовании // Вопросы психологии. 2002. №1.

30. Пахальян В.Э. Каким должен или может быть психолог, работающий в системе образования? // Вопросы психологии. 2002. №6.

31. Поваренков Ю.П. Психология профессионального становления личности. Курск. 1991.

32. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Под общ. ред. А.А.Крылова, С.А.Маничева. СПб. 2000. (Этические принципы и правила работы психолога. С. 545-552.)

33. Практикум по социально-психологическому тренингу. СПб. 1997.

34. Практическая психология образования / Под ред. И.В.Дубровиной. М. 1998.

35. Профессиональный кодекс этики для психологов // Вопросы психологии. 1990. №6.

36. Психолог в армии (круглый стол) // Психологический журнал. 1997. №1.

37. Психолог в детском дошкольном учреждении. М. 1996.

38. Психологическая помощь и консультирование в практической психологии / Под ред. М.К.Тутушкиной. СПб. 1999.

39. Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала. М. 1991.

40. Психология XXI века: пророчества и прогнозы // Вопросы психологии. 2000. №1. №2.

41. Романенко О.К. Групповая терапия заикающихся // Журнал практического психолога. 1996. №5.

42. Рудестам К. Групповая психотерапия. М. 1993.

43. Самоукина Н.В. Первые шаги школьного психолога. Психологический тренинг. Ярославль. 2002.

45. Соколов Д. Сказки и сказкотерапия. М. 1997.

46. Степанова М.А. Профессия: практический психолог // Вопросы психологии. 2001. №5.

47. Страхов В.И. Педагог и психолог: некоторые аспекты общения // Детский психолог. Выпуск 12. 1996.

48. Франкл В. Человек в поисках смысла. М. 1990.

49. Этические принципы скандинавских психологов // Вопросы психологии. 1989. №1.

50. Я работаю психологом / Под ред. И.В.Дубровиной. М. 1998.

ТЕСТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИЮ ДЛЯ САМОАТТЕСТАЦИИ СТУДЕНТОВ (выполняется студентами самостоятельно для проверки своих знаний)

Вариант 1

1) Термин «профессия» восходит к корневым значениям слов (латинского, французского языков) с примерно таким переводом:

a) говорить публично, объявлять, заявлять;

b) ремонтировать, исправлять;

c) производить, выпускать.

2) Профессиональная направленность личности - это:

a) качество личности, в котором отражаются цели, во имя которых действует личность, ее мотивы и субъективное отношение к профессиональной стороне деятельности;

b) действие конкретных побуждений, которые обуславливают выбор профессии и продолжительное выполнение обязанностей, связанных с этой профессией;

c) проектирование трудового жизненного пути.

3) Описание особенностей определенной профессии, раскрывающее содержание профессионального труда, а также требований, которые она предъявляет к человеку, - это:

a) нормативные документы;

b) квалификационные требования;

c) модель специалиста.

4) Совокупность изменяющихся под влиянием воспитания и обучения индивидуально-психологических качеств личности, обеспечивающих успешность обучения деятельности, выполнения ее и совершенствования в ней, составляет:

a) профессиональные задатки;

b) профессиональные способности;

c) профессиональный талант.

5) Процесс приспособления учащихся к будущей профессии в общеобразовательных школах, профтехучилищах, техникумах, вузах называется:

a) профессиональной специализацией;

b) профессиональной адаптацией;

c) профессиональным самоопределением.

6) На каком этапе образования большинство психологов избирает для себя одну из специализаций:

a) в средней школе;

b) на младших курсах вуза;

c) на старших курсах вуза.

7) Качества, необходимые в каких-либо определенных видах деятельности: память на ароматы для кулинара, звуковысотный слух для музыканта, способность мысленно представлять пространственный предмет, «вертеть» его в уме - для конструктора и т.п., называются:

a) навыки, опыт, выучка;

b) моральные качества;

c) частные, специальные способности.

8) В какой из ситуаций психологу-профконсультанту сложнее всего работать с учащимися:

a) проводить консультацию со школьниками, у которых наблюдается расхождение между интересами и способностями;

c) с учащимися, у которых выражены интересы и способности к разным областям деятельности, что ставит перед ними проблему самоограничения.

9) Индивидуальный стиль деятельности - это:

a) система приемов и способов осуществления деятельности, которую субъект постепенно вырабатывает с учетом своих стойких личных качеств;

b) обусловленная типологическими особенностями система навыков, которая складывается у человека, стремящегося к наилучшему осуществлению данной деятельности;

c) совокупность общих и индивидуальных умений, позволяющих максимально использовать ценные качества человека и компенсировать (возмещать, сглаживать) его недостатки.

10) Профессиональная пригодность - это:

a) вероятностная характеристика, отражающая возможности человека к овладению какой-либо профессиональной деятельностью;

b) технология изучения требований, предъявляемых профессией к личностным качествам, психологическим способностям, психолого-физиологическим возможностям человека;

c) совокупность психических и психофизиологических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения общественно приемлемой эффективности в той или иной профессии.

11) Социальный заказ на работу практического психолога ориентирован на те группы населения, которые:

a) являются психически больными людьми;

b) обладают высокой культурной продуктивностью и способны нести ответственность за свою индивидуальность;

c) являются психически здоровыми людьми.

12) Главный принцип работы практического психолога:

a) «не повреди»;

b) «изменись сам»;

c) «не лезь не в свое дело».

13) Суть профессиональной деятельности практического психолога:

a) выдать как можно больше советов клиенту;

b) не решать за клиента его проблему, а решать ее вместе с клиентом;

c) манипулировать сознанием клиента..

14) Квалифицированный психолог:

a) нуждается во взаимодействии и сотрудничестве с коллегами;

b) самодостаточен и в сотрудничестве не нуждается;

c) обладает высоким уровнем компетентности и игнорирует мнение коллег.

15) Зачем психологу сильный и твердый характер?

a) чтобы подавить волю клиента;

b) чтобы быть убедительным и не пойти на поводу у клиента;

16) Понятие и принятие своих ограничений в деятельности характеризует психолога как:

a) квалифицированного;

b) неквалифицированного;

c) опытного.

17) Цель психологической помощи, оказываемой психологом:

a) продемонстрировать свою исключительность как носителя профессии;

b) установить новые возможности клиента;

c) убедить в правильности советов психолога.

18) Безоценочное отношение психолога к клиенту это:

a) стремление психолога избегать прямого оценивания действий и личности клиента;

b) не оценивать внешний вид клиента;

c) не оценивать финансовые возможности клиента.

19) Конфиденциальность в работе психолога означает:

a) неразглашение или передача третьим лицам данных о клиенте и результатах консультирования;

b) применение в работе только апробированных методик;

c) поддержание психолога на высоком уровне своих профессиональных знаний и умений.

20) Какое качество личности является определяющим для работы психолога:

a) эмоциональность;

b) эмпатия;

c) волевой характер.

Вариант 2

1. Основателем научной психологии считается
А) З.Фрейд;

2. В результате обучения в нашем вузе вы получите квалификацию:
А) практического психолога;

3. В состав психологического сообщества не входят:
А) парапсихологи;

4. К видам психологических знаний относятся знания, полученные из:
А) житейской психологии;

Б) научной психологии;

В) практической психологии;

Г) все ответы верны.

5. К этическим принципам психологов относятся:
А) принцип «здесь и теперь»;

Б) принцип детерминизма;

Г) принцип компетентности.

6. Соблюдение принципа неразглашения в работе психолога

психолога;

В) определяется начальством;

7. Способность к поиску и обобщению новых знаний особенно важны для:
А) психолога-ученого;

Б) психолога-практика;

В) преподавателя психологии.

8. Профессиональная подготовка психолога не включает изучение

9. Профессия «психолог» появилась в:

10. Научная психология не занимается:

А) вопросами одаренности;

Б) очищением кармы;

Г) ничем из перечисленного.

11. Основными видами деятельности психолога являются:
А) психодиагностика;

Б) психологическое просвещение; В) коррекционная развивающая деятельность; Г) психологическое консультирование; Д) все ответы верны.

12. Психологу торгового предприятия приходится решать следующую проблему:

процессами;

13. Работа с конкретным запросом, идущим от отдельного клиента, группы или
организации, включает

14. Установление способности обвиняемых, потерпевших и свидетелей адекватно
показания в компетенции:

15. К деятельности спортивного психолога относится:
А) психодиагностика;

Г) все ответы верны;

Д) все ответы неверны.

16. Психологическая помощь по преодолению недостатков психического развития
называется:

17. Основной функцией психолога в фирме является:

18. Знания, выраженные в пословицах и поговорках, в традициях, знаниях, которые

19. К деятельности клинического психолога относятся:
А) психотерапия;

Г) все ответы верны.

20. Психическое развитие продолжается:
А) от рождения до смерти;

Б) от рождения до старости;

Вариант 3

1. Профессия «психолог» появилась в:

А) 17 веке; Б) 18 веке; В) 19 веке; Г) 20 веке.

2. К видам психологических знаний относятся знания, полученные из:
А) житейской психологии;

Б) научной психологии;

В) практической психологии;

Г) все ответы верны.

3. К этическим принципам психологов относятся:
А) принцип «здесь и теперь»;

Б) принцип детерминизма;

В) принцип единства сознания и деятельности;

Г) принцип компетентности.

4. Способность к поиску и обобщению новых знаний особенно важны для:
А) психолога-ученого;

Б) психолога-практика;

В) преподавателя психологии.

5. Основными видами деятельности психолога являются:
А) психодиагностика;

Б) психологическое просвещение;

В) коррекционная развивающая деятельность;

Г) психологическое консультирование;

Д) все ответы верны.

6. Психологу торгового предприятия приходится решать следующую проблему:

А) разработка машин, а также автоматических систем управления производственными

процессами;

Б) изучение экономической культуры социальной среды;

7. Работа с конкретным запросом, идущим от отдельного клиента, группы или
организации, включает

А) психодиагностическую работу; Б) психопрофилактическую работу; В) психологическое консультирование; Г) все ответы верны.

8. Основной функцией психолога в фирме является:
А) активное участие в профориентационной работе;

Б) коррекция неадекватных реакций и форм поведения;

В) исследование личностных качеств работников, которые могут быть предпосылками к

совершению действий в ущерб организации.

9. Установление способности обвиняемых, потерпевших и свидетелей адекватно
воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные
показания в компетенции:

А) судебно-психологической экспертизы; Б) криминальной психологии; В) пенитенциарной психологии.

10. К деятельности спортивного психолога относится:
А) психодиагностика;

Б) психологическая подготовка;

В) ситуативное управление состоянием и поведением спортсмена;

Г) все ответы верны;

Д) все ответы неверны.

11. В состав психологического сообщества не входят:
А) парапсихологи;

Б) психологи-консультанты; В) психологи-педагоги; Г) психологи-ученые.

12. Психологическая помощь по преодолению недостатков психического развития
называется:

А) психоанализ; Б) психокоррекция; В) психопатология; Г) психодиагностика.

13. Соблюдение принципа неразглашения в работе психолога
А) должно быть абсолютным и неизменным;

Б) может быть в определенной мере ограничено морально-этической позицией самого

психолога;

В) определяется начальством;

Г) определено Гражданским Кодексом РФ.

14. Научная психология не занимается:

А) вопросами одаренности;

Б) очищением кармы;

В) изучением явлений массового сознания;

Г) ничем из перечисленного.

15. Знания, выраженные в пословицах и поговорках, в традициях, знаниях, которые
передаются из уст в уста называются:

А) житейской психологией; Б) психологией в искусстве; В) научной психологией; Г) парапсихологией.

16. Основателем научной психологии считается
А) 3. Фрейд;

Б) Д. Карнеги; В) В. Вундт; Г) Л. С. Выготский; Д) Дж. Уотсон.

17. К деятельности клинического психолога относятся:
А) психотерапия;

Б) диагностика нарушений психических функций;

В) психологическая реабилитация психически больных;

Г) все ответы верны.

18. Психическое развитие продолжается:
А) от рождения до смерти;

Б) от рождения до старости;

В) от появления речи до зрелого возраста;

Г) от рождения до окончания юношеского возраста.

19. В результате обучения в нашем вузе вы получите квалификацию:
А) практического психолога;

Б) психолога, преподавателя психологии; В) клинического психолога; Г) психоаналитика.

20. Профессиональная подготовка психолога не включает изучение
А) математических дисциплин (высшая математика, информатика...);
Б) естественно-научных дисциплин (физика, химия...);

В) отдельных разделов анатомии и физиологии человека; Г) общепрофессиональных дисциплин.

Вариант 4

1. Важнейшим условием эффективной работы профессионального психолога является:

А) богатый жизненный опыт;

Б) умение давать четкие конкретные советы;

В) ориентация на нормы и ценности человека, обратившегося за помощью;

Г) обращение к своему личному опыту или опыту других людей.

2. К возможному высказыванию квалифицированного психолога относится:

А) «Я обязательно помогу вам изменить себя»;

Б) «Со мной тоже такое бывало, но потом это пройдет, вот увидите»;

В) «Никогда больше так о себе не думайте»;

Г) «Возможно не поздно начать все сначала»;

Д) «Ваши чувства должны измениться».

3. Выделите наиболее значимое качество профессионального психолога:

А) высокий интеллект;

Б) постоянство привычек;

В) эмоциональность;

Г) трудолюбие;

Д) артистичность;

Е) сопереживание;

Ж) красноречие;

З) умение убеждать.

4. Определите, какое из высказываний несет психологическую информацию:

А) «У него красивые зеленые глаза»;

Б) «Она каждый раз выглядит по-разному»;

В) «Сегодня он съел на обед две порции салата»;

Г) «Ей очень идет новый замшевый костюм».

5. Обозначьте наиболее важную и эффективную роль профессионального психолога:

А) инициатор самоисследования;

Б) терпеливый слушатель;

В) советник;

Г) посредник;

Д) специалист по внушению;

Е) умный аналитик.

Вариант 5

1. Среди приведенных высказываний клиента найдите формулировку психологической задачи:

А) «У меня ничего не получается, я чувствую себя не таким, как все люди»;

Б) «Я хочу, чтобы вы помогли мне разобраться в моих чувствах»;

В) «Объясните моей жене ее ошибки в воспитании ребенка»;

Г) «Боюсь, что мой друг не совсем нормальный»;

Д) «Это просто невыносимо, когда дети отказываются уважать старших».

2. Важнейшим условием проведения качественной психодиагностики выступает:

А) наличие в арсенале средств психодиагноста универсальных методик;

Б) умение формулировать вопросы;

В) способность осуществлять выбор адекватных цели психодиагностики диагностических средств.

3. Эффективность психокоррекции определяется:

А) силой воздействия на клиента;

Б) разнообразием осуществляемых коррекционных мероприятий;

В) степенью соответствия психокоррекции возрастным и индивидуальным особенностям клиента;

Г) продолжительность проводимой работы.

4. Определите, какое из представленных высказываний психолога свидетельствует о позиции взаимодействия на равных консультанта и клиента:

А) «Если вы действительно хотите изменить ситуацию, вам следует прислушаться к мнению профессионала»;

Б) «Не нужно падать духом. Пожалуйста, не плачьте… Хорошо, я покажу вам, как можно все исправить»;

В) «Могу предложить вам несколько вариантов, но выбирать будете вы сами».

5. Существенным признаком активного слушания является:

А) использование развернутых ответов;

Б) отражательный характер высказываний слушателя;

В) оптимистичный настрой психолога;

Г) конфиденциальность.

Вариант 7

1. Девиз профессионального психолога:

А) «Чужую беду руками разведу» (русская пословица);

Б) «Не будь слишком сладким – как бы тебя не съели; не будь слишком горьким – как бы тебя не выплюнули» (восточная мудрость);

В) «Если ты дашь человеку рыбу, ты накормишь его только один раз. Если ты научишь его ловить рыбу, он всегда сможет себя прокормить» (восточная мудрость);

Г) «Торчащий гвоздь необходимо забить» (японская пословица);

Д) «Сначала учись, потом учи» (восточная мудрость);

Е) все ответы верны;

Ж) все ответы неверны.

2. Профессиональное сознание психолога отличается:

А) гуманным отношением к людям;

Б) нравственной ответственностью в принятии профессиональных решений;

В) высокой степенью рефлексивности;

Г) все ответы верны;

Д) все ответы неверны.

3. Ответственность психолога предполагает:

А) гарантию позитивных изменений человека;

Б) обеспечение личностного благополучия клиента в процессе оказания психологической помощи;

Г) все ответы верны;

Д) все ответы неверны.

4. Ведущие качества профессиональной деятельности квалифицированного психолога:

А) грамотная оценка действий, мыслей и переживаний клиента;

Б) четкие ограничения своей профессиональной деятельности;

В) отгороженность от собственных чувств;

Г) способность к внушению;

Д) все ответы верны;

Е) все ответы неверны.

5. Методы профессионально психолога…:

А) универсальны для всех отраслей;

Б) зависят от определенных психологических теорий;

В) должны быть неизменны во времени или под влиянием культуры, в которой применяются;

Г) все ответы верны;

Д) все ответы неверны.

6. Психологическая информация, полученная в практической психологии, характеризуется:

А) высокой степенью обобщенности;

Б) конкретизацией научных знаний;

В) соответствием установкам значимых людей;

Г) все ответы верны;

Д) все ответы неверны.

7. Грамотное сообщение психологической информации предполагает:

А) безоценочный характер;

Б) доступность изложения;

В) сочетание прямых и косвенных способов сообщения;

Г) все ответы верны;

Д) все ответы неверны.

8. Решение психологической задачи предполагает:

А) описание образа мыслей клиента;

Б) готовность к принятию новой психологической информации;

В) фиксацию потребностей клиента;

Г) все ответы верны;

Д) все ответы неверны.

9. Психологическое консультирование – это…:

А) форма общения клиента и психолога;

Б) своеобразная исповедальная практика;

В) процесс, способствующий личностному росту клиента и психолога;

Г) все ответы верны;

Д) все ответы неверны.

10. Признаки успешной консультативной беседы:

А) консультант позволяет клиенту самому принимать важные решения;

Б) психолог приводит примеры из своего личного опыта;

В) консультант старается прервать слишком затянувшееся высказывание клиента;

Г) психолог обеспечивает принятие клиентом критериев правильной жизни;

Д) все ответы верны;

Е) все ответы неверны.

11. Согласно гуманистическому подходу Карла Роджерса личностный рост клиента возможен при условии:

А) отсутствия отрицательных чувств клиента;

Б) неизменности установок психолога;

В) разработки специальной процедуры корректировки целей клиента;

Г) абсолютного доверия психолога к клиенту;

Д) все ответы верны;

Е) все ответы неверны.

12. Школьный психолог…:

А) представляет интересы ребенка в системе образования;

Б) занимается диагностикой и коррекцией неуспеваемости;

В) помогает разрешению внутришкольных конфликтов;

Г) способствует интеллектуальному и личностному росту учащихся;

Д) все ответы верны;

Е) все ответы неверны.


Похожая информация.


koreada.ru - Про автомобили - Информационный портал