Конспект нод по ознакомлению с природой и лепке для детей среднего дошкольного возраста. Методическая разработка нод "трусливый заяц" Индивидуально – дифференцированный подход

Кононова Светлана Дмитриевна
МБДОУ "Детский сад № 15 "Кыымчаан",

Республика Саха (Якутия), Хангаласский улус, с. Улахан-Ан
воспитатель


Конспект НОД по ознакомлению с природой и лепке для детей среднего дошкольного возраста

"Заяц-беляк"

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с природой и лепке в средней группе.

Тема: «Заяц»

Цели:

Закрепить знание о сезонных изменениях в жизни животных.

Закреплять приёмы лепки, знание форм, соотношение частей и их соединения путём промазывания. Уметь пользоваться стекой.

Развивать исследовательскую деятельность детей с использованием наглядных схем, воспитывать любовь к диким животным.

Развивать мелкую моторику рук, внимание, мышление, усидчивость, интерес к занятию, соблюдение правильной осанки.

Соблюдение правил поведения.

Демонстрационный материал: картина с изображением зайца, заяц-игрушка (желательно белый пластиковый небольшой), Две картины с изображением леса зимнего и летнего, фигуры нарисованных зайцев белого и серого. Алгоритм «части тела зайца» для лепки.

Раздаточный материал: пластилин белого цвета, дощечки, стеки, влажные салфетки.

Ход занятия: Оргмомент.

«Подойдите ко мне, дети. Отгадайте загадку: зимой - белый, летом - серый. Правильно, заяц. А вот и он!

Заяц : -Здравствуйте, ребята! Я всё время прячусь от лисы. Посмотрите как (показываются картины зимнего и летнего леса и фигуры зайцев белого и серого цвета) Смотрите, в снегу я незаметный, потому что я белею зимой. А летом я становлюсь серым, чтобы спрятаться под кустиком и опять лиса пробегает мимо не заметив меня. А если бы я не менял цвет моей шубки, то посмотрите как было бы- летом я белый и меня сразу видно, или зимой я серый, то очень хорошо виден буду на снегу и мне никак не спрятаться. Вот поэтому я меняю свой цвет. И ещё я умею хорошо бегать и прыгать. А для этого у меня большие и сильные задние лапы. Вот так. Ах, если бы ещё жить вместе с друзьями. Но они разбежались все куда-то. Помогите мне найти их, ребята, пожалуйста!

Воспитатель: Ну что, дети, поможем зайчику приобрести новых друзей? Тогда возьмёмтесь за работу. А для начала потренируем наши пальчики

Пальчик-мальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песню пел.

Основная часть НОД.

Мы вылепим много зайчат. А для начала рассмотрите внимательно зайчика. Какой он из себя? Ушки какие? Хвостик? А теперь посмотрите как нам слепить зайчика (по алгоритму): 2 овала большое и маленькое для головы и туловища, ушки- один длинный цилиндр, который мы разделим пополам и сплющим. Если зайчик спокойный, то ушки у него лежат. А когда ему тревожно, то ушки торчат, прислушиваются. Разделите свой кусок пластилина на части для овалов, ушек, лапок и оставьте для хвостика.

(Дети лепят и подготавливают части тела зайчика)

Как вы думаете, что едят зайцы зимой? Они едят сухие листики, травку прошлогоднюю, из под снега, кору деревьев.

А ещё они прыгают, чтобы согреться. Давайте попробуем, как они попрыгать.

Физминутка:

Зайчик беленький сидит

И ушами шевелит

Вот так, вот так он ушами шевелит

Зайке холодно сидеть

Надо лапочки погреть

Вот так, вот так надо лапочки погреть

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

Вот так, вот так надо зайке поскакать.

Каким бывает зайчик? Белым, серым, пушистым, трусливым, быстрым.

А теперь соединим все подготовленные части тела. Молодцы!

Заключительная часть НОД:

- Поставим всех в хоровод, пусть порадуются. Понравилось вам лепить зайчиков? Посмотрите, какие они все весёлые и дружные.

Заяц-игрушка: - Спасибо вам, ребята! Теперь нам не страшно жить вместе в лесу.

Воспитатель: - До свидания, зайчики! Приходите к нам в гости на новый год!

Цель: расширить кругозор детей об одном из представителей диких животных — зайце, посредством интеграции образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Задачи:

Образовательные: — уточнить и расширить знания детей об особенностях внешнего вида зайца, повадках, приспособления к среде обитания зимой, особенностях передвижения, способах добывания пищи;

— учить создавать «образ» зайца в процессе изготовления поделки из бумаги, путём видоизменения квадрата – основы. Совершенствовать навыки работы с бумагой и ножницами (сгибать лист пополам в разных направлениях, сглаживать сгибы, делать надрезы); — учить формулировать ответ на вопрос, используя разные виды предложений, — закрепить названия музыкальных инструментов.

Развивающие:

развивать у детей умение рассуждать и делать выводы,

— развивать глазомер, точность и координацию движений в процессе работы с бумагой, умение воспринимать инструкцию,

— развивать творческие способности и воображение при исполнении элементарной импровизации – соло на детских музыкальных инструментах в двухдольном размере в процессе озвучивания рассказа о зайце;

— развивать темброво – ритмичный слух,

— развивать восприятие, память, мышление.

Развивающая предметно-пространственная среда к НОД: ноутбук; видеоряд о зайце; белые листы квадратные листы бумаги (из формата А-4); чёрные карандаши; ножницы; (по количеству детей).

Детские музыкальные инструменты: металлофон, ксилофон, флейта, тарелки, трещотка, тайский барабанчик; шумовые инструменты — пластиковая бутылка; мешочки с крахмалом.

В. Ребята, сегодня утром к нам в группу зашла воспитатель младшей группы Лариса Евгеньевна. Она обратилась к нам с просьбой рассказать малышам об одном удивительном животном и сделать им игрушки. Поможем малышам? (Ответы детей)

В. Ребята, узнать много интересного об этом животном нам помогут фотографии – загадки. И вот вам первая фотография – загадка. По следам на фотографии мы сможем догадаться, о каком животном идёт речь. (Дети высказывают свои предположения).

В. Задаёт в ходе обсуждения вопросы: «Почему ты так думаешь?», «Как ты догадался?». Если дети не назвали животное (зайца), воспитатель говорит, что он готов дать подсказку и выставляет на мольберт изображения следующих животных: медведя, лисы, лося (или другого копытного), зайца. Дети обсуждают и высказывают своё мнение. Воспитатель задаёт в ходе обсуждения вопросы: «Почему ты так думаешь?», «Как ты догадался?». В. Вы правильно догадались, что это следы зайца. Дети, внимательно посмотрите, что такого особенного в заячьих следах? (Ответы детей) Как вы думаете, почему у зайца следы разные по величине? (ответы детей) Вы правы, у зайца задние лапы больше передних. Покажите на фотографии, где следы от передних лап, а где от задних.

В. Следующая фотографии – загадка поможет нам узнать, каким образом заяц передвигается. Обратите внимание, как заяц прыгает, где у него задние и передние лапы. (Ответы детей) Кажется, что заяц передвигается сзади – наперёд. Но это не так — когда заяц совершает прыжки, он выносит задние лапы вперед, вот поэтому след выглядит «наоборот»: впереди задние лапы, а вот сзади передние. Зайцы бегают, отталкиваясь от земли сразу двумя задними ногами, какое-то время летят в воздухе и приземляются то на одну, то на другую короткую переднюю лапу (Демонстрирую фото скачущего зайца).

В. Следующая фотография – загадка поможет нам ответить на вопрос «Почему заяц на зиму меняет шубу? (Ответы детей)

В. А по этой фотографии мы сможем догадаться – почему заяц зимой не мерзнет? (Ответы детей) Зимой на брюшке зайца шерсть удлиняется, чтобы на снегу не застудить внутренности, а отросшие волосы вокруг ноздрей, словно белый платочек, прикрывают нос от мороза, лапы обрастают густой щеткой волос.

В. Эта фотография покажет нам, как заяц спасается от сильных морозов. Что вы можете сказать об этом? (Ответы детей) В сильные морозы заяц делает в снегу глубокие норы.

В. По этой фотографии вы сможете догадаться, чем заяц питается зимой. (Ответы детей) Зимой заяц кормится веточками и корой различных деревьев и кустарников. Особенно любит заяц веточки и кору осины. При возможности зимой раскапывает и поедает травянистые растения и ягоды; кормится также сеном в стогах.

В. Эта фотография поможет нам раскрыть тайну зайчишки – как он спасается от врагов. (Ответы детей) Вы, верно, отметили, что заяц убегает от врагов, но он не просто убегает он делает обманные движения — петли. Допрыгав до какого-то приглянувшегося местечка, длинноухий хитрец, словно по команде «кругом марш», прыгает назад точно по своим же следам. Наконец он останавливается и что есть сил, прыгает в сторону от своей тропы, стараясь попасть под куст или в ямку, где и затаивается на день. Посмотрите как зайчишка путает следы. (Демонстрация видеозаписи) День заяц проводит в укромных местах – под поваленным стволом, под пнем, под деревом или в кустах. (Показ фотографии)

Передохнём немного, выполняем движения вместе со мной. (Физминутка «Заячий след» по тексту стихотворения В. Берестова)

Заячий след.
В лесу недолго до беды,
Но заяц – не простак.
Умей запутывать следы —
Вот так!
Туда, сюда петляет след,
Вперёд, назад и вбок.
Где заяц был, там зайца нет.
Прыг-скок!

В. Мы с вами довольно много узнали о зайце и сможем рассказать малышам. Ребята, а вы помните, с какой ёще просьбой обратилась к нам Лариса Евгеньевна. А у меня ещё один вопрос, как вы думаете, какое отношение к зайцу имеет этот белый лист бумаги? (Дети перечисляют свои версии). Вы сказали много своих вариантов. У меня тоже есть свой вариант, я умею из этого белого листа делать забавного зайца. Для того, чтобы было удобно смотреть предлагаю пройти за столы. (Дети рассаживаются за столы)

Воспитатель показывает и одновременно комментирует процесс изготовления поделки. Какой формы у нас лист? Сгибаем лист пополам, угол к углу (показываю). (Какая геометрическая фигура у нас получилась?). Проглаживаем линию сгиба. Кладём получившийся треугольник линией сгиба к левой руке. (Показываю) Сгибаем лист от себя пополам, совмещая углы. (Показываю). Снова, какая геометрическая фигура получилась? Левой рукой берём получившийся треугольник за линию сгиба (показываю) в правую руку берём ножницы и делаем надрез наискосок по длинной стороне. По обе стороны от надреза загибаю треугольники. Получился вот такой забавный зайчик. (Демонстрирую зайца, как он «шевелит» ушками).ребята, каждый из вас сейчас может сделать своего зайчика, какого хочет. (Самостоятельная работа детей).

Дорисуйте оставшиеся детали, чтобы он стал похож на настоящего зайца.

Пока дети дорисовывают усы, глаза, нос. Сообщаю им следующую информацию.

Из органов чувств у зайца наиболее развит слух, чему способствуют большие подвижные уши. В хорошую погоду в моменты опасности, прильнув к земле, зверек ставит уши вертикально и обследует местность, сам, оставаясь невидимым. Нюх у зайца действует лишь на короткое расстояние. Зрение у зайца среднее, он видит лучше в сумраке, чем днем. Чутким органом осязания являются длинные усы.

В. Наши зайчишки готовы. Давайте с помощью музыкальных инструментов расскажем короткую историю про зайца. Разбирайте музыкальные инструменты, кому какой нравится. (Предварительно обговариваем с детьми, каким инструментом будут озвучиваться действующие лица данной истории)

По сугробам белым, белым (мешочки с крахмалом) Быстро скачет заяц смелый. В горку заинька бегом, (металлофон) Ну а с горки кувырком. (ксилофон – глиссандо) По сугробам белым, белым (мешочки с крахмалом) Быстро скачет заяц смелый. Зайка уши приподнял, Слышит, дятел застучал. (тайский барабанчик) По сугробам белым, белым Быстро скачет заяц смелый. Ветер завывает (флейта) Лес шумит, качает. (пластиковая бутылка – шумелка) По сугробам белым, белым Быстро скачет заяц смелый. Затрещал мороз и вот, (трещотка) Заяц спрятался в сугроб. (удар тарелок)

Интересная у нас получилась музыкальная история про зайца. Как вы думаете, наша история понравится малышам. Что же нового для себя вы узнали о зайце и о чём сможем рассказать малышам? (Ответы детей). Чем вам понравилось заниматься больше всего? Ребята, очень приятно, что Вы такие отзывчивые столько всего узнали для малышей и ещё сделали игрушки. Сегодня же договорюсь с Ларисой Евгеньевной, когда мы пойдём к малышам в гости и не забудем показать и озвучить нашу музыкальную историю про зайца.

Примечание 1 – воспитатель придумывает движения к физминутке на свое усмотрение.

Примечание № 2 — воспитатель может подобрать для музыкальной истории свои музыкальные инструменты.

Примечание № 3 – воспитатель может не брать озвучивание музыкальной истории.

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 36 комбинированного вида «Поиск»

Название: Конспект НОД,зимой, для детей подготовительной группы «Заяц»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, развитие представлений об окружающем мире и о себе, подготовительная группа

Должность: старший воспитатель
Место работы: МКДОУ г. Новосибирска «Детский сад №36 комбинированного вида «Поиск»
Месторасположение: город Новосибирск

Конспект НОД по сказке «Лиса и заяц»

вторая младшая группа

Программные задачи:

  • Приобщать детей к истокам художественной литературы (сказкам), распознавать добро и зло, воспитывать чувства сопереживания, развивать интерес к театрализованной деятельности, побуждать к творчеству, желанию помочь.
  • Продолжать отрабатывать приёмы лепки: раскатывание, сплющивание.
  • Активизировать словарный запас: строители, кирпичный, деревянный; новые слова – черепица, пушистохвостая.

Материал и оборудование:

Конверт, две картинки с изображением ледяного и деревянного домиков, игрушка лисы и зайца; деревянный дом, шапочки зайца, лисы, петуха, коса; пластилин, дощечки, салфетки.

Ход НОД

Дети сидят на стульчиках. Раздается стук в дверь.

Дети, кто-то к нам пришёл, пойду посмотрю (приносит конверт). Нам прислали письмо (открывает конверт, достает две картинки с изображением ледяной и деревянной избушек, ставит на стол).

Что это?

Как вы думаете. Из какой сказки эти домики?

Кто жил в этой избушке? А в этой? (Ставит игрушки лисы и зайчика соответственно домикам).

Из чего зайчик построил себе избушку? А лисичка из чего построила?

Что случилось весной с лисичкиной избушкой? Почему она растаяла? (Вспомнить опыт со снегом).

Как поступила лисичка, когда её избушка растаяла? Хорошо ли она поступила?

Жалко вам зайчика? А как бы вы пожалели зайчика без слов, покажите руками (гладят его, обнимают, прижимают к себе…).

У кого зайчик попросил защиты? (Собака, волк, медведь, петух).

Кто прогнал лису?

Давайте, дети, посмотрим отрывок из этой сказки. (Выбирает петушка, лису и зайца. Драматизация конца сказки. Хвалит детей).

Физкультминутка.

Я ладошками взмахну, вас в зайчишек превращу.

Были ребятишками, станьте вы зайчишками!

Встаньте, зайки, улыбнитесь! Выше, выше подтянитесь!

Ну-ка, плечи распрямите, поднимите, опустите.

Влево, вправо повернулись, лап коленями коснулись.

Сели, встали, сели, встали и на месте поскакали.

Были вы зайчишками – станьте ребятишками.

Хорошо зайчику весело, уютно в своём домике. А лисичка испугалась и убежала в лес. И опять будет хитрить, кого- то обманывать.

А это хорошо? Конечно, плохо. Но может быть лисичка- то и не совсем плохая? Она, наверное, не ходила в детский садик, может быть мама не читала ей добрых сказок. Она и не знает, что нельзя строить избушку изо льда, не знает добрых слов, не умеет дружить. А как было бы хорошо помирить лисичку с зайчиком. Но для этого надо лисичке исправиться. Надо научить её быть доброй.

Поможем лисичке? Давайте ей расскажем, как правильно себя вести чтобы иметь много друзей. Слушай, лисичка и запоминай (обращается к игрушке). Ответы детей. (Не обманывать, не хитрить, делиться игрушками, помогать, быть весёлой, не злой, вежливо разговаривать…).

А теперь давайте доброй лисичке скажем ласковые слова. Как её можно назвать ласково? (Лисонька, умница, красавица, лисичка-сестричка, лиса Патрикеевна, пушистохвостая).

Молодцы, дети. Я думаю, что лисичка всё запомнила, она обязательно станет доброй, у неё будет много друзей и с зайчиком обязательно помирится.

Предлагает построить для лисички построить дом

Кто строит дома? (строители).

Из чего можно построить дом (из дерева, из кирпичей) .

В каком бы доме хотел жить ты? Почему?

Строим дом из пластилина.

Для того, чтобы построить хороший дом надо подготовить много ровных брёвнышек. А крышу мы покроем черепицей. Черепица – это такой строительный материал (показать картинку) .

Дети лепят бревнышки приносят воспитателю, коллективно строят дом.

Молодцы, дети, домик получился хороший, прочный, уютный. Будет теперь лисонька рядом с зайчиком жить, будут друг к другу в гости ходить. А там где дружат - живут не тужат.

Интеграция образовательных областей:

Познание. Речевое развитие. Социализация. Художественно-эстетическое развитие.

Цель: Формирование целостной картины мира, расширение кругозора: продолжение знакомства детей с явлениями и объектами природы, расширение и совершенствование представлений детей о разнообразных свойствах воды и круговороте ее в природе.

Основные задачи:

1. Образовательные задачи:

  • Продолжать обогащать непосредственного чувственного опыта детей в экспериментальной деятельности. Обобщать и систематизировать представления детей о свойствах воды и временах года.
  • Развитие свободного общения с взрослыми и детьми: Продолжать развивать у детей интерес к общению с взрослыми и детьми (внимательно слушать вопросы, отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы), формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателем и детьми; вовлекать детей в речевое и экспериментально-игровое взаимодействие.
  • Уточнить и закрепить знания детей о воде и её значении для всего живого. Учить анализировать результаты наблюдений и делать выводы о закономерностях и взаимосвязях в природе.
  • Развитие связанной речи – вовлекать детей в общую беседу стимулировать проявление активности в беседе;
  • учить отвечать на вопросы в краткой и распространённой форме, не торопясь, точно употребляя слова по смыслу;
  • формировать у детей умение вести диалог с воспитателем: слушать и понимать заданный вопрос, отвечать на вопрос воспитателя, говорить в нормальном темпе, слушать пояснения педагога;
  • помогать употреблять глаголы, характеризующие свойства воды: течёт, смачивает, тает, испаряется и т.п.

2. Развивающие задачи:

  • Развивать исследовательские навыки, умение сравнивать, анализировать, делать выводы.
  • Способствовать развитию любознательности.
  • Развивать внимание и наблюдательность детей.

3. Воспитательные задачи:

  • Воспитывать бережное отношение к окружающему миру, в частности к воде.
  • Продолжать воспитывать культуру поведения в природе.
  • Воспитывать у детей уважительное отношение к окружающей среде.
  • Воспитывать наблюдательность, любознательность, эмоциональную отзывчивость.

Методы и приёмы .

Словесные: вопросы к детям, разъяснение, индивидуальные и хоровые повторения.

Наглядные: рассматривание, показ, опыты.

Практические: обследование предмета, игровые действия с предметом.

Предварительная работа:

  • Беседа с детьми о значении воды, просмотр видеофильма «Урок чистой воды».
  • Чтение сказки и просмотр мультфильма «Капитошка. Путешествие воды».
  • Чтение сказки «Путешествие Капельки».
  • Проведение отдельных опытов с водой.
  • Дидактическая игра «Кому нужна вода» (карточки профессий).
  • Познавательная игра «Где, какая вода бывает?»
  • Знакомство с круговоротом воды в природе.
  • Составление модели «Как человек воду использует».

Оборудование и материалы:

  • ТСО: магнитофон.
  • аудиозапись журчания и шума воды.
  • лента голубая, изображающая ручей,
  • с помощью камней, растений оборудован родник, полотна «моря, озера, пруда, лужи»,
  • столы с оборудованием для проведения опытов,
  • объемная модель и схемы: «Круговорот воды в природе».
  • Оборудование исследовательского уголка группы для проведения опытов: вода, сосуды разной форм, воронка, полотенца, раздаточные подносы-тарелочки, клеенки, фартуки, прозрачные стаканчики, ложки, речной песок, сахарный песок, губка.
  • Ключ во льду.
  • Письмо от Зимы.
  • Мягкая игрушка Зайца Коськи и Капитошки.

Ход НОД

Воспитатель: Ребята, сегодня мы отправимся путешествовать в сказку, где главной будет вода. Дверь в сказку откроем волшебным ключиком. Но что это произошло с ключиком?(демонстрация ключика, вмерзшего в льдинку)

Дети: Он вмёрз в лёд.

Воспитатель: Посмотрите, я нашла письмо. Оно от Зимы. Вот что она пишет: «В сказку попадёт только тот, кто знает о воде всё. Ответьте на мои вопросы, тогда и достанете ключик».
-Ребята, что вы можете рассказать о воде? Какая она?

Дети: Вода бывает холодная, тёплая, прохладная, прозрачная, мутная, жидкая, текучая, освежающая…)

Воспитатель: Вода имеет форму?

На столе лежит кубик и шарик, какой формы эти предметы (ответы детей). А имеет ли форму вода? Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.

Дети: Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость.

Воспитатель: Какого цвета вода? (демонстрация опыта)

Возьмем два стакана – один с водой, а другой с молоком. Возьмем картинку и поставим ее за стаканом с водой. Нам видно картинку? (ответы детей).

А теперь поставим картинку за стаканом с молоком. Что мы обнаружили?

Дети: делают выводы и предположения.

Воспитатель: А есть ли у воды вкус? Дети пробуют воду и высказывают свое мнение. Затем предложить одному ребенку размешать в воде сахар, другому – соль, третьему – аскорбиновую кислоту. После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая, кислая.

Дети: своего вкуса у воды нет.

Воспитатель: А бывает ли вода твёрдой? Когда это случается?

Дети: Зимой, когда наступают морозы.

Воспитатель: Что же это такое — «твёрдая вода»?

Дети: — Это лёд.

Воспитатель: Какие свойства льда вы знаете?

Дети: Холодный, хрупкий, прозрачный, гладкий, тает в тепле.

Воспитатель: показывает детям в каких состояниях бывает вода: жидкость в стакане, если воду нагреть получается – пар (открывает термос с кипятком, дети видят, как появляется пар), а если воду заморозить получается — лед (показывает бутылку со льдом).

Воспитатель: Где в природе встречается вода?

Дети: Озеро, ручей, родник, река, озеро, море, океан.

Воспитатель: Посмотрите на нашу модель «Водоемы» , вот это ручей. Где же его начало?

Дети: Это родник.

Воспитатель: Откуда в роднике вода?

Дети: Она вытекает из-под земли.

Воспитатель : А где ручей заканчивает свой путь?

Дети : Он вливается в речку, а потом вместе с рекой в море.(дети проходят по напольной модели «Водоемы»)

Воспитатель: Вот мы и ответили на все вопросы Зимы. Посмотрите, лёд растаял и мы можем взять ключик. Давайте скажем все вместе: «Раз, два, три ключик сказку отопри»

Дети : повторяют слова.

Воспитатель: Силу для путешествия нам даст волшебный ручеёк. Пройдём по ручейку на носочках.

(Звучат звуки воды, ручья)

Воспитатель: Теперь присядьте на бережке ручейка и слушайте сказку. Живёт в нашем лесу заяц Коська (ввод мягкой игрушки Зайца) – пушистая шёрстка, длинные уши. Целыми днями бегает он по лесу, глазами во все стороны косит, всё на свете разузнать хочет.

(Гимнастика для глаз)

Давайте и мы, как заяц Коська, постреляем глазами. Голова неподвижна, перемещаются только глаза: медленно вправо-влево, вверх-вниз. Наши глаза стали зоркими.

Побежал заяц Коська вперёд, вдруг увидел – Родничок, а из него ручеёк течёт.

Заяц Коська: Ты кто?

Воспитатель-Родничок: Я Родничок. Вот попутешествовать хочу, посмотреть далёкие края.

Заяц Коська: Вот здорово, побежали наперегонки. Ребята, давайте вместе пройдем путь с Родничком и Зайцем Коськой. (дети двигаются по маршруту напольной модели)

Воспитатель: Побежали, - согласился Родничок.

Бежит Коська, прыгает через кочки и пни. Родничок уже ру­чейком стал. Бежит ручеек, изгибается, да все впереди зайца.

Прибежали Родничок и Заяц Коська к берегу реки, а там мно­жество ручейков сливаются воедино.

Пропал теперь Родничок! Съест его большая река, - за­беспокоился Коська. - Эй, Родничок, где ты?

А тут я. - ответил Родничок из реки. - Я теперь с другими родничками вместе. Так веселее. Догоняй скорее!

Дети двигаются вдоль ручья и реки макета:

Физкультминутка

Воспитатель: Бежит речка из множества ручейков, изгибается, да всё впереди зайца. Отделился Ручеёк от речки. Весь день и целую ночь бежал по берегу Ручейка Заяц-Коська. Наконец наступило утро. Устал Коська, отдыхает. Хорошо летом: солнышко припекает, жарко. Смотрит Коська по сторонам, а Ручейка нигде нет.

Заяц Коська: Эй, Родничок, где ты?

Воспитатель — Родничок: А я тут, посмотри наверх. Я теперь Капелька-Капитошка. Нас здесь много.
Поднял Коська глаза и видит в небе облачко покачивается.

Воспитатель: Ребята, а как же Родничок туда попал?

Дети: Ночью он туманом стал, а утром солнышко пригрело, вода в ручейке согрелась, Родничок испарился и поднялся капельками в облачко. Стал Капелькой Капитошкой (демонстрация игрушки Капитошки)

Воспитатель: Давайте с вами проведём эксперимент – как образуется туча и пойдет дождь.

Дети: выливают воду в поднос, опускают губку в воду. Вода впитывается в губку, поднимаем губку над подносом, слегка сжимаем и наблюдаем: вода капает, пошёл дождь.

Воспитатель: Наступила осень. В лесу дождь пошел. Много Капелек Капитошек вернулись из тучки-облачка на землю. Спрятался Заяц. Давайте ребята и мы найдем укрытие от дождика. Слы­шит - шумит что-то. Ребята, помогите Зайцу определить, что же это шумит.(Звучит запись журчания воды)

Дети: высказывают предположения.

Заяц Коська: Эй, кто там?

Воспитатель-Родничок: Это я, Родничок, обратно вернулся.

Воспитатель: Ребята, как же он в ручей попал?

Дети : Вместе с дождём, Капельками Капитошками в ручеёк упал.

Дети: (рассуждают) Из ручейка в речку пре­вратился, из речки в туман, из тумана в облачко.

Воспитатель-Родничок: Потом вверху похолодало, дождем стал и на землю упал. Скоро дожди кончат­ся, зима придет, и мы снова встретимся.

Так и случилось. Наступила зима. Зайчик к зиме цвет поме­нял, из серого белым стал. Что же с ним произошло?

Дети: Поменял серую шубку — на белую.

Воспитатель: А Родничок из тучи теперь уже снегом вернулся и до весны в сугроб превратился.

Воспитатель: Стал зайчик на морозе греться – резвиться: нырнул в сугроб, а оттуда голос Родничка: «Здравствуй, Коська, вот мы и опять встретились»

Воспитатель: Ребята, как же Родничок в сугроб попал?

Дети: Он в тучке замёрз, превратился в снежинку, и в сугроб упал.

Воспитатель: Как красиво зимой, кругом блестящий снег лежит. А вам нравится зима? Споём песню «Что вам нравится зимой».

Дети : поют песню

Воспитатель: Так и жили Заяц Коська и Капитошка до весны. А как солнышко пригрело, что же случилось с сугробом?

Дети: Снег растаял, из него потёк ручеёк.

Воспитатель : И снова заяц Коська стал путешествовать с Ручейком и Родничком (оставляем игрушку Зайца у модели Родничка) . Наша сказка закончилась. Понравилась она вам? Сколько в ней было чудесных превращений Родничка. Давайте припомним все превращения и изменения Родничка, назовем их.

Дети: рассказывают о превращениях Родничка.

Воспитатель: Вы устали? Вам трудно было? Что вам больше всего понравилось в нашем путешествии с зайцем Коськой, Капитошкой и Родничком? Дети делятся впечатлениями о путешествии.

Используемая литература:

1. Н.Грибачев «Заяц Коська и его друзья», М. 1989г.

2. Т.М.Бондаренко «Комплексные занятия в старшей группе детского сада». ТЦ «Учитель» Воронеж 2006г.

3. О.В.Дыбина, Н.П.Рахманова, В.В.Щетинина «Неизведанное рядом». Творческий центр Москва 2010г.

4.О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию!» Санкт-Петербург Детство-Пресс 2011г.

Авторы:
Жукова Марина Юрьевна, воспитатель МБДОУ ДС комбинированного вида №16 «Искорка», г. Красный Сулин, Ростовская область, Россия;
Родина Наталья Николаевна, преподаватель по дошкольной педагогике Шахтинского педагогического колледжа, г. Шахты, Ростовская область, Россия.

МБДОУ №58

Воспитатель:

Кривошеева Людмила Анатольевна

Образовательная область «Чтение художественной литературы»

Конспект НОД в старшей группе

Тема: «Пересказ сказки «Заяц-хваста» методом моделирования»

Программное содержание:

    Учить детей самостоятельно пересказывать и понимать сказку на основе построения модели сказки по ходу её изложения.

    Развивать мышление, воображение, память; умение подбирать заместители по цвету, величине, характеру персонажей сказки.

    Совершенствовать интонационную выразительность речи, поупражнять в образовании существительных с суффиксом -ищ, умение строить полные и выразительные ответы по содержанию сказки.

Материал и оборудование:

Книжка-сказка «Заяц-хваста», иллюстрации к сказке, игрушка заяц, игрушка ворона, шапочка зайца для драматизации, фланелеграф, набор условных заместителей персонажей сказки для работы на фланелеграфе и наборы меньшего размера для работы на столах на каждого ребёнка, квадраты из белой бумаги размером 15X15 см для оригами «Зайчик», ножницы на каждого ребёнка.

Ход занятия:

1. Игровой момент: Звучит ритмичная музыка.

    Что хочется делать под эту музыку? (прыгать)

    Попрыгайте!

    Как вы думаете, чья эта музыка?

    Загадать загадку:

Он любитель грызть морковку,

Ест капусту очень ловко,

Скачет он то тут, то там,

По полям и по лесам.

Серый, белый и косой,

Кто, скажите, он такой? /Заяц/

Обратить внимание детей, что под кустиком сидит зайка. Он резвился, веселился в лесу и не заметил, как заблудился. И теперь он не знает, как вернуться в свою сказку. Метель замела все дороги.

Дыхательная гимнастика «Метель».

(1- Вдох полной грудью через нос и длительный выдох. 2-вдох полной грудью через нос и короткие выдохи через плотно сжатые губы.)

Поможем зайке найти сказку?

2. Беседа о сказках.

    Какие сказки вы знаете?

    Кто сочинил эти сказки? Почему они называются русскими народными?

    Кто живёт в этих сказках?

    А в каких сказках живёт зайка? («Теремок», «Колобок», «Заюшкина избушка»)

    Какой зайка в сказках «Заюшкина избушка»? (грустный, бедный, беспомощный, трусливый)

3. Внести новую книжку-сказку «Заяц-хваста».

    Я знаю ещё одну сказку про зайку. Но в этой сказке он вовсе не беспомощный и беззащитный. Он говорит о себе, что у него не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи.

    Попросить детей повторить цитату, выделяя слова с суффиксом -ищ.

    Какие по величине у зайца усы, лапы и зубы? (большие)

    Значит, если мы добавим к слову -ищ, то предмет станет большим.

    Должно быть, в сказке речь идёт о зайце - великане?

Д/игра «Маленький - большой»:

Какие у зайца глаза? - глазищи; хвост - хвостище; нос - носище;

когти - когтищи; заяц - зайчище.

4. Рассказывание сказки «Заяц-хваста» с показом наглядных персонажей на фланелеграфе.

    Почему сказка называется «Заяц - хваста»?

    Действительно ли в сказке жил заяц - великан?

    Какой заяц в этой сказке? (В начале - хвастун, затем, при встрече с тёткой вороной - трусишка, а в конце - храбрец)

    Покажите, какой заяц был вначале:

Пантомимический этюд «Хвастовство».

Дети изображают радостного, хвастливого зайца: на лице улыбка, смотреть прямо перед собой, грудь выпячена вперёд. - Вспомните, когда заяц был трусишкой?

Драматизация диалога зайца с тёткой вороной .

    Ворона: А ну, расскажи, как ты хвастался.

    Заяц: У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи. Ворона потрепала зайца: - Боле не хвастай!

Заяц испугался и убежал.

Физкультурная минутка:

Встали зайцы на пеньки,

Приподнялись на носки.

Спины чуть прогнули,

Лопатки все сомкнули.

Посмотрите на зайчат,

Как красиво все стоят.

Руки в стороны подняли

И наклоны делать стали.

Зайцы волка увидали

И с лужайки убежали.

Руки на пояс, подняться на носки.

Прогнуться, сомкнув лопатки.

Руки на пояс, повороты туловища вправо-влево.

Руки в стороны, наклоны вперёд.

Руку - козырьком, посмотреть слева направо. Убегают на места.

    Когда же заяц оказался храбрецом? (Когда помог вороне - спас её от собак)

    Хоровое и индивидуальное проговаривание слов вороны: «Вот теперь ты молодец! Не хваста, а храбрец!» (с разной силой голоса)

Гимнастика для глаз «Проследи за зайчиком»

Работа на фланелеграфе.

    Вспомните персонажей сказки. Чтобы пересказать сказку, мы заменим наших героев геометрическими фигурами.

    Какие геометрические фигуры вы видите? (круги, треугольники, прямоугольники)

Как вы думаете, кого из героев сказки можно заменить белыми кругами? Почему? (зайцев, т. к. они белые)

    Кого будет обозначать треугольник? Почему? (из двух треугольников, чёрного и синего, дети выбирают чёрный, т. к. ворона чёрная)

    Кого заменим прямоугольником? Каким? Почему? (собаку заменим коричневым прямоугольником, а не зелёным)

Кроме того, нам понадобится забор и кустик.

6. Предложить детям смоделировать сказку с помощью фигурок-
заместителей на фланелеграфе.

Моделирование сказки, используя сериационный вид моделирования.

    Пересказ сказки детьми по сюжетам , смоделированным на фланелеграфе.

    Понравившиеся эпизоды дети моделируют на столах и рассказывают, о чём этот эпизод.

    Предложить желающим детям пересказать сказку от начала до конца, глядя на модели, чтобы наш зайчик окончательно вспомнил свою сказку.

10. Предложить детям подобрать концовку сказки .

    Понравилась вам сказка?

    Какая сказка, злая или добрая?

    Как можно закончить сказку? («Вот и сказке конец, кто дослушал- молодец!», «Стали они жить-поживать и добра наживать», «Так они живут, пряники жуют, мёдом запивают, нас в гости поджидают»)

11. Зайчик благодарит детей за помощь и предлагает сделать на память его портрет.

Пальчиковая гимнастика «Зайка»

Раз, два, три, четыре, Соединять б. пальцы рук с каждым пальцем поочерёдно

Заяц уши оттопырил. Показать «уши» ук. и ср. пальц. обеих рук, ост-ные в кулак.

Вот ОН серый ВОЛК, ВОЛК, Ритмично соединять прижатые пальцы с большим
Он зубами щёлк-щёлк. пальцем на обеих руках.

Зайка, Я, и ОН, И ТЫ Соединять б. пальцы рук с каждым пальцем поочерёдно.

Быстро спрятались В кусты. Скрестить руки и раздвинуть пальцы-«кусты»

12. Изготовление детьми фигурки зайца методом оригами.

koreada.ru - Про автомобили - Информационный портал