Тематическая беседа в летнем лагере "Осторожно, осы!" для младших школьников. Тематические мероприятия в летнем лагере Беседы с детьми в летнем лагере

Елена Ушакова
План мероприятий в летнем оздоровительном лагере при школе

МБОУ «НШ №7»

Летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

1СМЕНА Июнь 2014г.

Дата Планируемые мероприятия

2. Организационное мероприятие «Давайте познакомимся» . Знакомство с планом работы и правилами поведения. Инструктаж по ТБ, противопожарной безопасности и ПДД.

3. Операция «Уют» (Оформление атрибутов лагеря ) .

4. 10.30. «Здравствуй лето!» - праздничная программа, посвящённая Дню защиты детей.

2. «Дверь в детство» - развлекательная программа

3. День творчества «Алло мы ищем таланты» . Разучивание лагерной песни , речевок.

4. Подвижные игры с мячом.

2. Конкурс рисунков на асфальте «Волшебные мелки– Мы против табака!» ,

4. Разучивание новых подвижных игр.

6 июня 1. Конкурс детского рисунка «Земля – наш дом, посвященный Всемирному Дню окружающей среды» .

2. Информационный час «Что же в мире происходит?»

3. Просмотр мультфильмов.

4. Минутка здоровья «Книга о здоровье»

2. Экологический десант на пришкольный участок .

12.00. «Моя семья, мой дом и я» - конкурс рисунков на асфальте.

1. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.

2. Проведение тренировочных занятий по эвакуации детей и личного состава при экстремальных ситуациях.

3. Беседы о безопасном поведении детей на водных объектах.

4. Конкурс детского рисунка на противопожарную тематику.

2. Рейд в библиотеку «Книжка мы тебя спасем!»

3. 12.00. Весёлые старты.

14.00. Конкурс пословиц и поговорок

2. Защита фантастических проектов «Страна в которой мне хотелось бы жить» .

12.00. Конкурс «Алло мы ищем таланты» посвящённый дню независимости России.

10.00 Минутка здоровья «Солнечный ожог. Первая помощь»

Конкурс загадок «Отгадай-ка»

Эстафета с препятствиями.

2. Соревнование «Вкусные истории»

3. Танцевальный марафон.

4. Подвижные игры на свежем воздухе

1. Антинаркотическая акция «Здоровье – твое богатство»

2. Минутка здоровья «Мой рост и мой вес» .

3. Малая спартакиада

11.30. «А ну-ка, мальчики!» - соревнования сильных, ловких, смелых.

14.00. «Русская берёза – символ Родины моей» - беседа.

«Мульти – пульти – карнавал» просмотр мультфильма «Кошкин дом»

Конкурс рисунков «Осторожно огонь» .

1. Минутка здоровья «Осанка – основа красивой походки»

2. Беседа как вести себя в театре, доме культуры».

3. «До, ре, ми, фа, соль» - концерт будущих артистов.

4. Подвижные игры на свежем воздухе.

10.30. «Память сердца» - урок памяти к Дню памяти и скорби.

Возложение цветов.

Изготовление мозаичных панно. Аппликация.

Оформление выставки изделий. Награждение лучших работ.

«Волшебное колесо» - о безопасности на дорогах

Конкурсная программа «Мисс – лето 2011»

27 июня 10.30. «Международный день борьбы со злоупотреблением наркотических средств и их незаконным оборотом» - беседа

«Скакалочные состязания» - спортивная программа.

«Книги умные читаем и природу уважаем» - прогулка по родному краю.

Конкурс «Думай, смекай, отгадывай»

Беседа-викторина «Природа летом»

30 июня 10.30. «Расстаемся, друзья!» Конкурс рисунков «Как хорошо летом» , анкета «Что вам понравилось?»

Концертная программа. «Ты меня не забывай» . Закрытие лагеря .

Правила поведения в лагере

Общие правила поведения детей (подростков) в лагере:

1.Необходимо соблюдать режим дня лагеря, общие санитарно-гигиенические нормы (умываться, причесываться, принимать душ, одеваться по погоде и т.д.).

2.Каждый ребенок (подросток) обязан соблюдать все установленные в лагере правила, в том числе правила противопожарной безопасности, правила проведения купаний, экскурсий, автобусных поездок, походов и т.п.

3.Ребенок (подросток) обязан быть вместе с отрядом. При необходимости отлучиться обязательно (письменное заявление родителей) разрешение своего тренера-воспитателя.

4.Выход за территорию лагеря допускается только с разрешения директора лагеря и только в сопровождении тренера-воспитателя.

5.Каждый ребенок (подросток) и сотрудник лагеря должен беречь зеленые насаждения на территории лагеря, соблюдать чистоту.

6.Нельзя есть незнакомые ягоды, плоды.

7.В случае ухудшения самочувствия необходимо сообщать тренерам-воспитателям.

8.Необходимо соблюдать правила поведения в общественных местах - словами, действиями и поведением не мешать окружающим, не оскорблять их эстетическое чувство.

9.В лагере запрещается курить и употреблять спиртные напитки, в том числе пиво.

10.Необходимо бережно относиться к личному имуществу и имуществу лагеря.

Правила противопожарной безопасности:

1.Необходимо знать план эвакуации лагеря. В случае обнаружения признаков возгорания незамедлительно покинуть здание и сообщить любому взрослому.

3.Не разрешается пользоваться электроприборами без разрешения тренера-воспитателя.

4.В лагере курить запрещено.

6.Не разрешается трогать провисающие, торчащие провода. О наличии таких проводов следует сообщить тренеру-воспитателю.

Правила проведения купаний.

1.Разрешается выходить на пляж только с отрядом. На пляже располагаться в секторе, отведенном отряду.

2.Каждый должен иметь с собой головной убор, полотенце, купальный костюм (плавки, купальник).

3.Купание проводится по отрядам и группам, по команде тренера-воспитателя построиться, рассчитаться по порядку номеров.

4.Вход в воду разрешается только по команде.

5.Входить в воду можно только до уровня груди.

6.Строго запрещено нырять, пользоваться маской, ластами, трубкой, надувными предметами, подавать ложные сигналы бедствия, толкаться и бороться в воде.

7.Выход из воды по сигналу тренера - воспитателя.

Правила поведения во время массовых мероприятий.

1.При проведении массовых мероприятий следует находиться вместе с отрядом. Отойти можно только в сопровождении тренера-воспитателя.

2.Мероприятия следует посещать в соответствующей одежде и обуви. Если это не предполагается сценарием, нельзя появляться на мероприятиях в купальнике, шлепанцах.

3.При проведении массовых мероприятий на открытых площадках в солнечную погоду наличие головного убора обязательно.

4.Следует соблюдать правила этикета в общественных местах (не шуметь, не толкаться, не свистеть, не топать ногами).

1.К пешеходным экскурсиям допускаются дети (подростки) в соответствующей форме одежды: закрытая удобная обувь, головной убор, при необходимости длинные брюки и рубашки (кофты) с длинными рукавами.

2.Старшим во время проведения экскурсии (похода) является старший воспитатель. Необходимо строго выполнять указания старшего воспитателя, а также сопровождающих тренеров-воспитателей.

3.Во время прогулки, экскурсии, похода следует находиться с отрядом, не разбредаться. Не разрешается отходить от маршрута (тропы, дорожки), подходить к электропроводам, неогороженным краям оврагов, ущелий, обрывов.

4.Необходимо своевременно сообщить тренеру - воспитателю об ухудшении состояния здоровья или травмах.

5.Следует, уважительно относится к местным традициям и обычаям, бережно относиться к природе, памятникам истории и культуры.

6.Фотографирование разрешено в специально отведенных местах при общей остановке отряда по разрешению старшего воспитателя.

7.По окончании экскурсии (прогулки, похода) собраться в указанном месте и после объявления окончания экскурсии следовать указаниям своего директора лагеря.

8.Покупки в магазине можно делать только с разрешения директора лагеря.

9.При переходе через проезжую часть соблюдать правила дорожного движения, четко выполняя указания директора лагеря.

«ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ЗА ТЕРРИТОРИЕЙ ЛАГЕРЯ»

Правила проведения морских купаний.
1.Разрешается выходить на пляж только с отрядом. На пляже располагаться в секторе, отведенном отряду.
2.Каждый должен иметь с собой головной убор, полотенце, купальный костюм (плавки, купальник).
3.Купание проводится в звеньях не более 10 человек. По команде вожатого построиться, рассчитаться по порядку номеров.
4.Вход в воду разрешается только по команде плаврука. Купание проходит в огражденном секторе, заплывать за ограждение (буйки) нельзя.
5.Входить в воду можно только до уровня груди.
6.Строго запрещено нырять, пользоваться маской, ластами, трубкой, надувными предметами, подавать ложные сигналы бедствия, толкаться и бороться в воде.
7.Выход из воды по сигналу плаврука. Построиться и рассчитаться по порядку номеров.

Правила поведения во время массовых мероприятий .
1.При проведении массовых мероприятий следует находиться вместе с отрядом. Отойти можно только в сопровождении вожатого.
2.Мероприятия следует посещать в соответствующей одежде и обуви. Если это не предполагается сценарием, нельзя появляться на мероприятиях в купальнике, с голым торсом.
3.При проведении массовых мероприятий на открытых площадках в солнечную погоду наличие головного убора обязательно.
4.Следует соблюдать правила этикета в общественных местах (не шуметь, не толкаться, не свистеть, не топать ногами).

Правила поведения на автобусных экскурсиях.
1.Посадка в автобус производится по команде экскурсовода (вожатого).

2.Во время движения автобуса не разрешается стоять и ходить по салону. Нельзя высовываться из окна и выставлять руки в окно.
3.При резком торможении необходимо держаться за поручни.
4.В случае появления признаков укачивания или тошноты надо сразу сообщить экскурсоводу (вожатому).
5.Вставать можно только после полной остановки автобуса по команде экскурсовода (вожатого).
6.Выход из автобуса производится через переднюю дверь. После выхода из автобуса не разбредаться, собраться в указанном месте и следовать указаниям экскурсовода (вожатого). Нельзя самостоятельно выходить на проезжую часть и перебегать улицу.

Правила поведения во время пешеходных прогулок (экскурсий, походов).
1.К пешеходным экскурсиям допускаются дети (подростки) в соответствующей форме одежды: закрытая удобная обувь, головной убор, при необходимости длинные брюки и рубашки (кофты) с длинными рукавами.
2.Старшим во время проведения экскурсии (похода) является экскурсовод. Необходимо строго выполнять указания экскурсовода, а также сопровождающих вожатых.
3.Во время прогулки, экскурсии, похода следует находиться с отрядом, не разбредаться. Не разрешается отходить от маршрута (тропы, дорожки), подходить к электропроводам, неогороженным краям оврагов, ущелий, обрывов.
4.Необходимо своевременно сообщить вожатому об ухудшении состояния здоровья или травмах.
5.Следует уважительно относится к местным традициям и обычаям, бережно относиться к природе, памятникам истории и культуры.
6.Фотографирование разрешено в специально отведенных местах при общей остановке отряда по разрешению экскурсовода.
7.По окончании экскурсии (прогулки, похода) собраться в указанном месте и после объявления окончания экскурсии следовать указаниям своего вожатого.
8.Покупки в магазине можно делать только с разрешения вожатого.
9.При переходе через проезжую часть соблюдать правила дорожного движения, четко выполняя указания вожатого.

Правила поведения во время морских прогулок на катерах.
1.Посадка и высадка из катера разрешается только по команде экскурсовода. Перед посадкой и после высадки необходимо собраться в определенном, указанном экскурсоводом или вожатым месте.
2.Не разрешается бегать по катеру, перегибаться через перила, играть в подвижные игры, открывать двери служебных помещений и выхода из катера.
3.В случае появления признаков укачивания, тошноты или другом ухудшении состояния здоровья необходимо сообщить вожатому.
4.Разрешается уходить с места высадки из катера только по команде экскурсовода или вожатого.

Правила поведения в поезде.
В поезде ребенок (подросток) должен:
1.Занять свое место;
2.Соблюдать правила личной гигиены (умываться, чистить зубы, мыть руки перед едой);
3.Соблюдать режим дня;
4.Съесть скоропортящиеся продукты в течение 8 часов;
5.Соблюдать правила противопожарной безопасности; беречь личное имущество и общественное имущество;
6.В случае ухудшения состояния здоровья сообщить вожатому.

В поезде не разрешается:
1.Находиться на верхней полке более одного человека;
2.Выходить в тамбур, а также из вагона на станциях;
3.Курить;
4.Высовываться из окна и выбрасывать из него предметы, продукты питания, мусор;
5.Играть в подвижные игры.

В поезде допускается:
1.В случае необходимости перемещение из вагона в вагон в сопровождении вожатого;
2.Открывать окна в купе, где находятся вожатые. В случае сильной жары - открывать окна на ширину 10 см в других купе, но только в присутствии вожатого и разрешения проводника.

Правила безопасного поведения на воде в летн и й период

Выбор времени и места купания

Умение хорошо плавать - одна из важнейших гарантий безопасного отдыха на воде, но помните, что даже хороший пловец должен соблюдать постоянную осторожность, дисциплину и строго придерживаться правил поведения на воде.

Лучше всего купаться в специально оборудованных местах: пляжах, бассейнах, купальнях; обязательно предварительно пройти медицинское освидетельствование и ознакомиться с правилами внутреннего распорядка мест для купания.

В походах место для купания нужно выбирать там, где чистая вода, ровное песчаное или гравийное дно, небольшая глубина (до 2м), нет сильного течения (до 0,5 м/с).

Запутавшись в водорослях, не делайте резких движений и рывков. Необходимо лечь на спину, стремясь мягкими, спокойными движениями выплыть в ту сторону, откуда приплыл. Если все-таки не удается освободиться от растений, то, освободив руки, нужно поднять ноги и постараться осторожно освободиться от растений при помощи рук.

Нельзя подплывать близко к идущим судам. Вблизи идущего теплохода возникает течение, которое может затянуть под винт.

Опасно прыгать (нырять) в воду в неизвестном месте - можно удариться головой о грунт, корягу, сваю и т.п., сломать шейные позвонки, потерять сознание и погибнуть.

Не менее опасно нырять с плотов катеров, лодок, пристаней и других плавучих сооружений. Под водой могут быть бревна - топляки, сваи, рельсы, железобетон и пр. Нырять можно лишь в местах, специально для этого оборудованных.

Нельзя купаться у крутых, обрывистых и заросших растительностью берегов. Здесь склон дна может оказаться засоренным корнями и растительностью. Иногда песчаное дно бывает зыбучим, что опасно для не умеющих плавать.

Если случилась судорога

При переохлаждении в воде тела пловца могут появиться судороги, которые сводят руку, а чаще ногу или обе ноги. При судорогах надо немедленно выйти из воды. Если нет этой возможности, то необходимо

действовать следующим образом:

1. Изменить стиль плавания - плыть на спине.
2. При ощущении стягивания пальцев руки, надо быстро, с силой сжать кисть руки в кулак, сделать резкое отбрасывающее движение рукой в наружную сторону, разжать кулак.
3. При судороге икроножной мышцы необходимо при сгибании двумя рукам и обхватить стопу пострадавшей ноги и с силой подтянуть стопу к себе.
4. При судорогах мышц бедра необходимо обхватить рукой ногу с наружной стороны ниже голени у лодыжки (за подъем) и, согнув ее в колени, потянуть рукой с силой назад к спине.
5. Произвести укалывание любым острым подручным предметом (булавкой, иголкой и т.п.).
6. Уставший пловец должен помнить, что лучшим способом для отдыха на воде является положение "лежа на спине".
Чтобы избавиться от воды, попавшей в дыхательные пути и мешающей дышать, нужно немедленно остановиться; энергичными движениями рук и ног удерживаться на поверхности воды и, подняв голову возможно выше, сильно откашляться.

Чтобы избежать захлебывания в воде, пловец должен:

Соблюдать правильный ритм дыхания; плавая в волнах, нужно внимательно следить за тем, чтобы делать вдох, когда находишься между гребнями волн;
- плавая против волн, следует спокойно подниматься на волну и скатываться с нее; если идет волна с гребнем, то лучше всего подныривать под нее немного ниже гребня; попав в быстрое течение, не следует бороться против него, необходимо не нарушая дыхания плыть по течению к берегу; оказавшись в водовороте, не следует поддаваться страху, терять чувство самообладания. Необходимо набрать больше воздуха в легкие, погрузиться в воду и, сделав сильный рывок в сторону по течению, всплыть на поверхность.

ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ ТОНУЩЕМУ ЧЕЛОВЕКУ

Бросьте тонущему человеку плавающий предмет, ободрите его, позовите на помощь.

Добираясь до пострадавшего вплавь, учтите течение реки.

При спасении тонущего подплывите к нему сзади, возьмите за волосы или подмышки, переверните лицом вверх и, не позволяя себя захватить, плывите к берегу. На берегу положите пострадавшего животом на согнутое колено (голова пострадавшего при этом должна свисать вниз), проведите туалет носовой полости и носоглотки (удаляя салфеткой, куском материи глину, песок, водоросли, ил), а затем путем сдавливания грудной клетки удалите воду, попавшую в дыхательные пути.

После этого пострадавшего уложите на спину и при отсутствии дыхания или сердечной деятельности проведите ис-кусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Необходимо знать, что паралич дыхательного центра наступает через 4-6 минут после погружения под воду, а сердечная деятельность может со-храняться до 15 минут. Поэтому мероприятия первой помощи дол-жны выполняться быстро. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца следует продолжать до появления объективных признаков смерти (полное отсутствие реакции глаза на свет, широкий зрачок, трупные пятна).

При восстановлении дыхания и сердечной деятельности дайте пострадавшему горячее питье, тепло укутайте и как можно быстрее доставьте в лечебное учреждение.

Правила катания на лодке

Важным условием безопасности на воде является строгое соблюдение правил катания на лодке:

Нельзя выходить в плавание на неисправной и полностью необорудованной лодке;
- перед посадкой в лодку, надо осмотреть ее и убедиться в наличии весел, руля, уключин, спасательного круга, спасательных жилетов по числу пассажиров, и черпака для отлива воды;
- посадку в лодку производить, осторожно ступая посреди настила;
- садиться на балки (скамейки) нужно равномерно;
- ни в коем случае нельзя садиться на борт лодки, пересаживаться с одного места на другое, а также переходить с одной лодки на другую, раскачивать лодку и нырять с нее;
- запрещается кататься на лодке детям до 16 лет без сопровождения взрослых, перегружать лодку сверх установленной нормы для этого типа лодки, пересекать курс моторных судов, близко находиться к ним и двигаться по судовому ходу.

Опасно подставлять борт лодки параллельно идущей волне. Волну надо "резать" носом лодки поперек или под углом. Если лодка опрокинется, в первую очередь нужно оказать помощь тому, кто в ней нуждается. Лучше держаться всем пассажирам за лодку и общими усилиями толкать ее к берегу или на мелководье.

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ НА ВОДЕ

Когда купаешься, поблизости от тебя должны быть взрослые;
- нельзя играть в тех местах, откуда можно упасть в воду;
- не заходи на глубокое место, если не умеешь плавать или плаваешь плохо;
- не ныряй в незнакомых местах;
- не заплывай за буйки;
- нельзя выплывать на судовой ход и приближаться к судну;
- не устраивай в воде игр, связанных с захватами;
- нельзя плавать на надувных матрасах и камерах (если плохо плаваешь);
- не пытайся плавать на бревнах, досках, самодельных плотах;
- если ты решил покататься на лодке, выучи основные правила безопасного поведения в этом случае;
- необходимо уметь правильно управлять своими возможностями.

БЕСЕДА

ПОДХОДЫ К ПРОФИЛАКТИКЕ АЛКОГОЛИЗМА СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Алкоголизм это медленно прогрессирующие заболевание, характеризующееся патологическим влечением к спиртным напиткам, развитием абстинентного (похмельного) синдрома при прекращении употребления алкоголя, а в далеко зашедших случаях - стойкими соматоневрологическими расстройствами и постепенным развитием психической деградации.

Развитие алкоголизма непосредственно связано с уровнем алкоголизации населения в каждой конкретной стране.

Согласно официальной статистике, ежегодное потребления алкоголя на душу населения в Республике Беларусь с 2011 г. начало постепенно снижаться и на начало 2016 г. составило 9,05 л.

В 2015 году от случайного отравлением алкоголем в Республике Беларусь умерло более 1,3 тыс чел., в 2014 году более 1,5 тыс. чел. По данным Министерства внутренних дел Республики Беларусь в 2015 г. в состоянии алкогольного опьянения совершено более 17 тыс. преступлений, в 2014 г. более 18 тыс. Пьянство и алкоголизм
по-прежнему остаются основной причиной, повышающей риск возникновения пожаров, травматизма и гибели людей от них. За 2015 г. по вине лиц, находящихся в состоянии алкогольного опьянения в жилищном фонде погибли более 350 человек.

За распитие алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива на улице, стадионе, в сквере, парке, общественном транспорте или в других общественных местах, кроме мест, предназначенных для употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива, либо появление в общественном месте в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и нравственность к административной ответственности привлечено без малого 350 тыс. чел.

По вине водителей, находившихся в состоянии алкогольного опьянения, в 2015 г. произошло 4506 дорожно-транспортных происшествий, пострадало 380 детей.

На 1 июня 2016 г. под диспансерным наблюдением в наркологической службе находилось более 160 тыс. чел. страдающих алкоголизмом (синдромом зависимости от алкоголя согласно международной классификации болезней), а 87 тыс. чел., употребляющих алкоголь с вредными последствиями, оказывается профилактическая помощь.

По данным исследователей средняя продолжительность жизни пациентов с алкоголизмом приблизительно на 15 лет меньше, чем людей, не злоупотребляющих спиртными напитками. Обобщая результаты различных исследований, можно отметить, что у лиц с алкоголизмом частота развития панкреатитов достигает 60%; гастритов и язвы желудка - 20%; туберкулеза - 15-20%; кардиомиопатии - 26-83%. За период злоупотребления спиртными напитками у каждого четвертого больного формируется серьезная патология сердечно-сосудистой системы и желудочно-кишечного тракта, и у каждого двадцатого - патология органов дыхания.

Алкоголизм и связанные с ним заболевания поражают не только пьющего человека, но и способствуют возникновению болезней у окружающих. По вине больного алкоголизмом, так или иначе, страдают
7-8 человек, связанных с ним родственными и семейными узами, а также производственно-трудовыми отношениями. Алкоголизм является не только медицинской, но прежде всего социальной проблемой.

Алкоголизм всегда формируется постепенно, вырастая из эпизодического употребления и перерастая в систематическое принятие алкоголя, злоупотребление им, принятие спиртных напитков по поводу, а в дальнейшем без всякого повода и поиском причин принятия алкоголя, формирования влечения, изменением черт характера, а в дальнейшем полной деградацией личности, дистрофией и деструкцией органов и организма в целом. Обычно развитие алкоголизма проходит три стадии.

Алкоголизм в первой стадии - этот этап заболевания складывается из следующих симптомов: первичное патологическое влечение к алкоголю, снижение количественного контроля, рост толерантности, алкогольные амнезии. Продолжительность стадии бывает различной, но чаще всего от 1 года до 6 лет.

На второй стадии заболевания утяжеляются прежние симптомы: патологическое влечение к алкоголю, снижение количественного контроля, нарастающая толерантность, амнезия опьянения. Алкогольные амнезии становятся систематическими и принимают характер так называемых палимпсестов (когда нарушения памяти касаются отдельных эпизодов периода опьянения).

Абстинентный синдром вначале исчерпывается элементарными вегетативными нарушениями, но по мере развития второй стадии дополняется более тяжелыми соматическими и психопатологическими проявлениями. Продолжительность расстройств не превышает суток. Неврологические симптомы: крупноразмашистый тремор пальцев рук, конечностей, вплоть до генерализованного тремора, сходного с дрожью при ознобе, неточность движений с нарушением походки; повышение и неравномерность сухожильных рефлексов, нарушения сна, слабость, разбитость. Абстинентный синдром становится более тяжелым, появляются психические расстройства. Отличается в первую очередь тревожно-паранойяльной установкой, пониженно-тревожным настроением с пугливостью, чувством напряжения, неопределенными или конкретными опасениями (например, за свое здоровье), непоседливостью, само упреками, сенситивными идеями отношения (окружающие замечают последствия пьянства, осуждающе или насмешливо смотрят). Нередко возникают суицидальные мысли. Продолжительность расстройств составляет 2-5 суток. Изменения личности начинают проявляться именно во второй стадии. Они характеризуются огрублением, проявлением возбудимости, недостаточным критическим отношением к злоупотреблению алкоголя. Эти особенности, однако, не достигают степени алкогольной деградации и обратимы при прекращении употребления алкоголя.

Алкоголизм в третьей стадии: влечение к алкоголю проявляется очень интенсивно и не сопровождается борьбой мотивов, утрата количественного контроля сопровождается потерей контроля ситуационного, снижается устойчивость к алкоголю (один из главных признаков), происходит переход от крепких спиртных напитков к напиткам с низким содержанием алкоголя, поведение характеризуется придирчивостью, раздражением, недовольством, угрюмой напряженностью, злобой. Абстинентный синдром проявляется в развернутой форме, когда физические и психические расстройства сосуществуют. Развернутый абстинентный синдром длится более 5 дней. Изменения личности определяются алкогольной деградацией и характеризуются эмоциональным огрубением, исчезновением семейных привязанностей и общественного долга, снижением этических норм, утратой критики, утратой инициативы и работоспособности, ухудшением памяти. Происходит поражение органов пищеварительной системы (гепатиты, циррозы печени, панкреатиты, атрофические гастриты), развиваются полиневриты.

К сожалению, распространено употребление алкоголя в молодежной среде. Очень часто первая проба алкоголя несовершеннолетними происходит под присмотром родителей на семейных праздниках, где хоть капельку дурманящего напитка, да попробуют, а наливают им сами родители. Нередко подростки начинаю пить, когда попадают в новую компанию, где это своего рода тест на зрелость - «не хочешь пить - значит, не будешь с нами». Так они постепенно подсаживаются; изначально старшие, уже взрослые, товарищи заставляют их пить, а потом приходит привыкание к алкоголю - без него уже никак нельзя обойтись на веселый встречах. Ребята хотят быть такими «как все», поэтому, чтобы не быть «белыми воронами» - пьют. Через некоторое время спиртное становится необходимой частью отдыха, покоя и веселого настроения. Потом возрастают дозы потребляемого, потому что первоначальный объем выпитого кажется недостаточным. Таким образом, алкоголь становится неотъемлемой частью жизни и вовлекается во все жизненно важные процессы молодого организма.

Алкоголизм у подростков развивается быстрее, чем у взрослых, и заболевание протекает более злокачественнее. Те концентрации алкоголя в крови, которые у взрослых вызывают лишь незначительные нарушения, у молодых людей могут повлечь за собой тяжелые отравления с возникновением неврологических расстройств, не исчезающих месяцы, годы или остающиеся на всю жизнь.

При регулярном приеме алкоголя резко падает работоспособность, круг интересов сужается, снижается успеваемость в школе, т.к страдает память, меняется характер и весь склад личности в целом. Смертность от алкоголизма среди молодежи, как у мужчин, так и у женщин наиболее высока по сравнению с таковой в других возрастных группах.

В подростковом возрасте любой алкоголь, даже в очень малом количестве, наносит организму непоправимый вред. На несформировавшийся молодой организм он действует наиболее грубо, затрагивая личностные качества подростка, психическое и физическое здоровье, ведет к нарушениям репродуктивной функции у девушек - подростков. Алкоголь является наиболее частой причиной нежелательной беременности у юных девушек, беспорядочных половых связей, опосредованно увеличивается риск распространения инфекций передающихся половым путем (ИППП) и ВИЧ/СПИДа.

Существует зависимость между употреблением алкогольных напитков учащейся молодежью и снижением уровня ее успеваемости. Употребление алкоголя входит в тройку прочих факторов, негативно влияющих на успеваемость. Употребление в любых количествах представляет основную социальную опасность и опасность для здоровья несовершеннолетних.

Исследования показывают, что подростки, которые пьют алкоголь, чаще всего испытывают:

проблемы в школе: низкая посещаемость и низкие или неудовлетворительные оценки;

нарушение нормального роста и сексуального развития;

социальные проблемы, такие как драки и неучастие в подростковой деятельности;

проблемы с законом, такие как аресты за вождение или причинение физического вреда кому-либо в состоянии алкогольного опьянения;

физические проблемы, такие как похмелье или плохое самочувствие;

высокий риск самоубийств и убийств.

Даже умеренный прием алкоголя в подростковом возрасте равносилен злоупотреблению спиртным.

Даже при концентрации алкоголя в крови 0,5-0,6% у подростка может наступить смерть.

Юношеский мозг очень уязвим, поскольку он находится в состоянии функционального и структурного изменения. Присутствующий в алкогольных напитках этанол способен причинить развивающемуся мозгу огромный вред. Экспериментально было доказано, что даже не особо частое употребление алкоголя может почти вдвое ухудшить способности мозга обучаться чему-либо новому. При частом употреблении алкоголя мыслительное развитие приостанавливается, нарушается формирование этических и нравственных норм, а уже присутствующие навыки могут ухудшиться или пропасть. По сути, при воздействии алкоголя юный мозг тупеет и интеллектуально, и морально, а алкогольная зависимость развивается в разы быстрее.

Несформированный организм подростка очень быстро привыкает к большим дозам спиртного. Поэтому существует высокий риск того, что подросток может пристраститься к алкоголю, если он часто пьет даже слабые алкогольные напитки. Опасность усиливается еще и легкомысленным отношением к алкоголю. Многие подростки считают, что если пару раз в неделю выпить что-либо спиртное, то ничего не случится. Но риск существует, даже если несовершеннолетний выпивает три-четыре раза в месяц. Такая частота употребления спиртного считается наркологами систематическим употреблением алкоголя.

Подходы к профилактике алкоголизма среди

несовершеннолетних

Основой противоалкогольной пропаганды среди подростков и их родителей обязан стать принцип недопустимости использования алкоголя несовершеннолетними.

Необходимо постоянно проводить работу по формированию трезвеннических установок у несовершеннолетних. Одним из таких методов формирования трезвеннических установок у детей и подростков является система противоалкогольного воспитания в школе.

Основу противоалкогольного воспитания и просвещения в школе составляют следующие принципы:

противоалкогольное просвещение как целостная система противоалкогольного воспитания обязано проводиться на протяжении всех лет обучения и направляться на формирование в сознании детей и подростков нетерпимого отношения ко всяким проявлениям пьянства и алкоголизма;

программа противоалкогольного воспитания обязана предусматривать постепенное, с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся, раскрытие сторон отрицательного воздействия алкоголя на здоровье человека и жизнь общества в целом.

Например, разработанные на основе данных принципов
Е.С. Скворцовой «Методические указания противоалкогольного просвещения в школе» предусматривают:

в начальных классах антиалкогольные беседы (так, например, при прохождении темы «Охрана здоровья»), постановку опытов по действию алкоголя на растения и животных (на уроках природоведения);

начиная с 5 класса беседы и лекции уже могут носить целенаправленный характер и проводиться совместно с доктором, а в более старших классах - с персоналом милиции, юристами;

в 8-10 классах может быть рекомендована следующая пробная антиалкогольная тематика: «Алкоголь и здоровье» «Алкоголь и потомство», «Алкоголь и спорт несовместимы», «Ущерб, наносимый алкоголем обществу», «Алкоголь и правонарушения», «О факторах, способствующих пьянству и алкоголизму среди подростков и юношей» и т. д.

Помимо специализированных лекций и бесед, нужно проводить систематическое противоалкогольное воспитание во время предметного обучения.

Противоалкогольная пропаганда в школах обязана проводиться главным образом силами учителей с приглашением для чтения отдельных лекций профессионалов (медиков, юристов, социологов и др.); противоалкогольное просвещение обязано распространяться и на родителей учащихся.

Наряду с противоалкогольным воспитанием учащихся рациональную просветительную работу нужно проводить и с их родителями. Данная работа обязана носить дифференцированный характер (для родителей младших, для родителей старших учеников) и, как показывает опыт, для донесения информации до целевой аудитории, лучше в результате использовать родительские собрания.

Не менее актуальной является проблема противоалкогольного воспитания учащихся профессионально-технических училищ, средних специализированных учебных заведений, студентов, рабочей молодежи промышленных и сельскохозяйственных предприятий. Накопившийся опыт свидетельствует о том, что противоалкогольная свободная должность среди данного контингента молодежи, как ни в каких новых социальных группах, обязана носить комплексный и дифференцированный характер.

При планировании и проведении мероприятий по первичной профилактике пьянства и алкоголизма следует постоянно помнить о том, что подростки слишком наблюдательны, восприимчивы и склонны к подражательству. Формируясь, подросток копирует поведение взрослых, иногда делая это подсознательно. Предметом подражания чаще в целом служат не декларативно-императивные утверждения о том, что «пьянствовать нельзя», а образ жизни, поступки, поведение взрослых. И в случае если подростку говорят о высших моральных принципах, о надобности быть честным и справедливым, вести трезвый образ жизни, а в повседневной жизни и во взаимоотношениях окружающих его взрослых людей он видит фальшь, безразличие, жестокость, тягу к стяжательству и пьянство, то «на веру» чаще в итоге берутся не слова, а поступки окружающих подростка людей.

Тема дня или смены

  • Позволяет наполнить новым смыслом старые мероприятия и сделать их интереснее. Близкая детям тема вызовет у них интерес ко всему, что как-то будет с этим связано.
  • Требует так или иначе привязывать всё происходящее к теме.

Тематические дни

Тематическим ("Темовым") днем называется такой день, в который с утра и до вечера проводятся мероприятия связанные единой тематикой. Тематический день может проводиться как для всего лагеря, так и для одного отряда. Участвовать в тематическом дне детям значительно интереснее, чем играть в обычные повседневные игры, особенно если этот день хорошо продуман. Как же это сделать?

Все начинается с выбора темы. От этого выбора во многом зависит успех всего мероприятия, так как вожатым хорошую тему легче разрабатывать, а детям интереснее в нее играть. Выбор темы дня чем-то похож на придумывание названия отряда.

Для простоты можно взять список праздников и памятных дат и выбрать из него наиболее интересные праздники, празднованию которых и будет посвящен весь день (по календарю они могут проходить не обязательно летом). Кроме того, на интересную тему вас могут натолкнуть какие-нибудь события, например, солнечное затмение, пятница 13-е или третий день подряд идет дождь. Можно также за основу взять популярный мультфильм, историческое событие, географический регион или все что угодно.

Когда тема выбрана, запишите на листочек максимум ассоциаций, связанных с ней. Выделите из этого списка наиболее яркие ассоциации. Например, для Дня железнодорожника это могут быть: железнодорожные станции, рельсы, семафоры, депо, сортировочная горка, оранжевые жилеты… А для Дня Военно-морского флота: Андреевский флаг, парад кораблей, сигнальные флажки, морской бой, морские карты и т.д.

Попробуйте придумать изюминку. Нестандартные решения всегда очень ценятся. Более того, одна нестандартная идея может указать на целую гору других хороших идей. Вместо того чтобы проводить простую спартакиаду, попробуйте лучше провести зимние олимпийские игры. Детям значительно интереснее будет поиграть летом в хоккей, чем просто побегать по беговой дорожке.

Тематический день лучше разбить на три части (время после завтрака, после полдника и после ужина). Для каждой из частей надо выбрать типовой сценарий игры. Например, игра по станциям, викторина, спортивное состязание, сценическая постановка и т.д. Если выбрана сценическая постановка, то лучше само выступление провести во второй половине дня, а первую половину дня уделить подготовке к нему.

Далее типовой сценарий разрабатывается более подробно с использованием составленного списка ассоциаций. Для игры по станциям это будет включать разработку антуража (например, в день железнодорожника команды от станции к станции будут перемещаться «паровозиком») и детальную разработку каждой станции (что конкретно будут делать дети на станциях «Сортировочная горка» и «Укладка рельсов»). Если повезет, то получится придумать очень интересные маленькие игры.

Здесь же надо подумать, из чего сделать детям-железнодорожникам оранжевые жилеты, а детям-морякам фуражки и гюйсы.

При проработке дня не следует забывать и об оформлении лагеря или отдельных его участков (сцены, линейки и т.д.), а также стоит продумать альтернативные варианты сценариев для плохой и хорошей погоды.

Но придумать тематический день не достаточно. Любая самая хорошая идея может быть загублена плохой реализацией. Тематический день надо еще и хорошо провести.

Как создать тематический день

  • Выбрать тему
  • Атмосфера (костюмы, лексика, фишки, роли …)
  • Придумать мероприятия в тему, можно попробовать даже еду/зарядку... увязать в тематику.
  • Продумать их логическую связь между мероприятиями
  • Придумать связующую нить (сюжет, цель, логика …)
  • Идея (мысль) дня может тоже наличествовать

Важно уметь вставить стандартное мероприятие в тематический день.

Тематический день может быть отрядным или общелагерным. В последнем случае тема обычно вводится театрализованным show на линейке.

Тема дня - всё что угодно (день индейца, Нептуна, авиатора, день красоты, любви, науки,…)

Желательно, чтоб к теме привязывались не только мероприятия, но и режимные моменты (тематическая зарядка), разные фишки, связанные с темой (не отряды, а племена, у каждого своя фирменная раскраска, и т.п.)

Для примера рассмотрим всё тот же день индейца:

  • Зарядка: разминка молодого война/охотника (метание копья, преодоление препятствий, загон добычи)
  • Утром: Посвящение в индейцы - игра по станциям с заданиями на ловкость, дружность, заканчивающаяся визитом к загадочному богу огня и рисованием магического символа на лбу.
  • Затем можно выйти на тропу войны, и сыграть в зарницу в индейском стиле (вместо погон - животворящий амулет, боевая раскраска, …)
  • “Однако, - говорит вожатый, - война - не лучший способ решения конфликтов”, и поэтому днём: Великая сходка племён - творческий конкурс: представление от племени, племенная песня, конкурс вождей, шаманов, охотников, поваров,…
  • На закуску хорошо пойдёт уже коллективная охота на мамонта.
  • И вечером: большой совет у костра с байками про индейцев, хорошими песнями, словом, просто костёр.

Вот такой план - где-то примерный, где-то избыточный - додумывайте на свой вкус.

Ещё пара примеров специальных тематических дней:

  • День наоборот
    • В День Наоборот девочки становятся мальчиками, а мальчики девочками. Соответственно они переодеваются, проводятся конкурсы типа “антимисс”. Вожатые тоже должны преобразоваться, дабы показать детям пример.
    • Совет: не затягивать. День наоборот, начатый с утра, скорее всего, заглохнет в районе тихого часа. Даже если вы будете предлагать детям всё новые неожиданные развлечения (вроде скучно не должно быть!), они захотят вернуться к своей оригинальной половой принадлежности (кстати, некоторые дети вовсе не захотят переодеваться - будьте готовы к этому). Лучше всего, пожалуй, начать переодевание где-то после тихого часа, удивить весь лагерь своим видом на полднике, провести яркое мероприятие после полдника, а затем дать детям свободу вернуться к своему полу, когда они захотят.
  • День дублёра
    • В День Дублёра вожатые становятся детьми, а дети вожатыми. Понятно, не все дети, а только 2 или 3 человека, которых заранее выбрали всем отрядом.
    • Хотя, дети, казалось бы, исполняют роль вожатых, вожатые не расслабляются, а работают вдвойне. Нужно по-прежнему следить за порядком на отряде, но теперь делать это не явно, а как-то исподволь, чтобы всем казалось, что это новые вожатые заправляют всем. Однако если они совсем не справляются, возможно, придётся их сменить или вовсе прекратить день дублёра.
    • День Дублёра, как правило, начинается с отбоя предыдущего дня, когда новые вожатые отбивают отряд. Затем, сидя с ними в вожатской, вы обсуждаете предстоящий день. Новые вожатые должны будут провести мероприятия, поделитесь с ними своими вожатскими наработками. С утра вы будите их раньше, и они идут на планёрку вместе с вами, а там уже подъём, зарядка, и понеслась…

Разработка тематического дня

Тематический день - это заранее запланированная серия дружинных и/или отрядных мероприятий, объединенных целями, задачами, общими названием и темой, проводящихся в 1 или 2 дня.

Тематические дни бывают:

  • По характеру проведения – дружинные и отрядные
  • По количеству дней - простые (1 день) и составные (более 1 дня).

Требования к тематическим дням:

  1. Тема дня так или иначе перекликается с темой сезона
  2. Наличие легенды в соответствии с темой сезона
  3. В простом тематическом дне не менее 2х отрядных и дружинных мероприятий, в составном – не менее 6ти.
  4. У всех мероприятий единые цели, но разные задачи.
  5. Важно предвидеть результаты тематического дня.

При разработке тематического дня необходимо:

  • четко сформулировать цели и задачи дня и отдельных мероприятий
  • подобрать мероприятия в соответствии с видом дня;
  • учитывать, что погода от нас не зависит;
  • знать, что два одинаковых по типу мероприятия в один день не проводятся;
  • статичное дружинное мероприятие (с одним сюжетом или одной задачей) не должно проводиться более 1 часа, динамичное мероприятие – не более 1,5 часов;
  • помнить, что любой элемент тематического дня требует оформления;
  • помнить, что любой тематический день требует подведения итогов.

Логика тематического дня

Логика тематического дня выстраивается сама собой, тема ведет отряд от одного мероприятия к другому. Нужно заложить лишь в программу что – то спортивное, что – то познавательное, что – то творческое, конкурсное, что – то из разговорного жанра и еще какой – то ритуал. Например, если планировать «День леса», то программа дня может быть такой:

  • Зоологические забеги (спортивное);
  • Викторина «Загадки леса» (познавательное);
  • Конкурс поделок из природного материала («природа и фантазия») (творческое);
  • Беседа «Человек – дитя природы» (что-то из разговорного жанра).

Еще одно преимущество тематического дня в том, что не надо к каждому мероприятию придумывать новое оформление. Достаточно накануне вечером изготовить что – то тематически – сообразное, и оно сгодится для всего запланированного. Утренняя зарядка, уборка территории, полдники и т. д. тоже становятся тематически наделенными. Обычно на лагерную смену приходится 3 – 4 тематических дня. При желании можно сделать тематическими хоть каждый день. Вот темы:

  • День цветов, День здоровья, День рекордов Гиннеса,
  • День смеха, День индейца, День проказ и приколов,
  • День спорта, День девочек, День мальчиков, День дождя.

Виды мероприятий:

  • Тематические линейки . Схема проведения такая же, как и у обычной линейки (построение, сдача рапортов, поднятие флага), затем объясняется легенда дня (можно провести небольшое театрализованное представление) и задание для мероприятия, которое начинается сразу после линейки.
  • Концерты . Проводятся в любой тематический день. Нужна заблаговременная подготовка, примерно за день. Каждый отряд представляет выступление на заданную тему. От организаторов требуется оформление сцены, связки между выступлениями, игры с залом, разработанная система награждения. На концертах чаще всего награждают всех участников, по номинациям. (Синема, Песня остается с человеком, ТЭФИ)
  • Конкурсы . Проводятся в любой тематический день. Заблаговременной подготовки не требуется. Проходят либо на сцене, либо на открытых площадках. Ответственные должны оформить сцену, подобрать конкурсы на определенную тему, продуШггТГ-систему выбывания, награждения. Конкурсы могут идти параллельно с нейтральным мероприятием, например, с дискотекой. (Любовь с первого взгляда, Рекорды Гиннеса)
  • Станции . Проводятся в любой тематический день, особенно хороши в дни, посвященные спорту. Желательно перемежать со статичными мероприятиями. Два дня подряд не проводятся. Наиболее интересный вид, так как участие принимают все. Требуется: количество станций должно соответствовать количеству отрядов, грамотно составленные маршрутные листы, продуманная система оценок, награждения. Другой вариант: следовать по запискам или опознавательным знакам. (День ужасов: станция псих.помощи, агентство паранормальных явлений, заведи домовенка, заклинание и др.; Зарница: минное поле, маскировка, шифровка и др.)
  • Выставки, музеи . Могут проходить на единой территории, либо по корпусам. Ответственные проводят жеребьевку между отрядами, организуют работу жюри, разрабатывают систему награждения. (Комната страха, Индейская деревня, Выставка икебан, Зоопарк)
  • Игры . Используются чаще всего в спортивных тематических днях. Линейны. Имеют четко выраженные для детей цели ти задачи. (Зеленая пятка, Прорыв, Злоумышленники, Бомба, РВС и др.)

Планирование тематического дня:

  • Для начала нужно определить, простым или составным является день, который вы разрабатываете.
  • Четко сформулируйте цели и задачи дня и каждого мероприятия в отдельности.
  • В соответствии с видом, подбирайте мероприятия.
  • Учитывайте, что погода не зависит от вас и ее распланировать нельзя.
  • Поэтому лучшим вариантом будет составление двойного плана - мероприятия в солнечную погоду и их замена мероприятиями в дождь.
  • Два одинаковых по типу мероприятия в один день не проводятся!
  • Помните, что любой элемент тематического дня требует оформления.
  • Ничто не должно быть «просто так». Подведение итогов, награждение и выводы обязательны!

Оформление:

  • Прежде всего, распланированный тематический день заносится в план - сетку сезона и расписывается поэтапно в программе сезона.
  • Если для оформления требуются какие-либо специфические вещи, которые невозможно будет найти или изготовить в лагере, укажите их необходимость в программе в рубрике «реквизит».
  • Оформлением занимаются обычно разработчики дня. Исключения возможны.

Что и как оформлять:

  1. Концерты . Так как всегда проходят на сцене, нужно в первую очередь оформить сцену. Кроме этого, не лишней будет подготовка зрительных мест.

Награждение проходит обычно по номинациям, поэтому необходимо заготовить заранее (по количеству отрядов) грамоты или награды, сделанные вожатыми (Оскар, премия «Овация»,«Золотая шишка» и др.).Грамоты могут предоставить вожатые отрядов.

  1. Конкурсы . Если проходят на сцене, то требования аналогичны п.1. Если проводятся параллельно с каким - либо другим мероприятием, оформляются как станции. Награждают обычно занявших 1-е, 2-е и 3-е место. В этом случае лучше использовать грамоты, отпечатанные в типографии. Сейчас они продаются в любом книжном магазине. Подарки (чаще всего съедобные) ЗА 2 ДНЯ ДО МЕРОПРИЯТИЯ выписываются проводящими на складе.
  2. Игры . Редко нуждаются в оформлении, чаще необходим реквизит. Но такие игры, как «Зеленая пятка», «РВС», «Ловля привидений», требуют оформления. В первом случае это будет доска «Их разыскивают» с приметами и портретами «преступников», во втором случае -листы для сбора информации, в третьем - карточки с заданием. Награждение либо по номинациям, либо первые три места, либо один победитель.
  3. Станции . В первую очередь необходимо сделать маршрутные листы (выполняется организаторами), во вторую - оформить каждую станцию (название, необходимый реквизит). Оформлением станции занимается ее проводящий)
  4. Выставки, музеи . Если мероприятие проходит на единой территории, оформляется, как сцена. Если в разных корпусах - необходимо сделать маршрутные листы, где указывается расположение объектов.

Награждение может проходить в тот же день непосредственно на мероприятии, на тематической линейке или на следующий день.

Примеры

1) Отрядные тематические дни

  • Праздник Солнца . В этот день можно провести такие мероприятия: встреча и проводы солнца, конкурс рисунков солнца на асфальте или на окнах корпуса, серия игр, в названии которых присутствует слово «Солнце» - «Не сгори на солнце», «Семья Солнца», викторина на тему знаний о Солнце, музыкальная дуэль - кто больше споет песен о солнце, создание коллективной аппликации. -
  • День Туриста . В этот день можно провести небольшое конкурсное КТД на тему туризма (примерные конкурсы: укладка рюкзака, составление карты, разжигание костра, кто споет больше туристических песен и др.), непосредственно Вечер бардовской песни, а так же можно сходить в поход или провести огонек в лесу у костра.
  • День Природы . Предложите отряду создать музей живой природы. Экспонатами будут они сами, изображая животных, деревья или растения. Можно придумать и нарисовать билетики, привлечь «гида» и пускать другие отряды за особую плату на экскурсию. Если на территории лагеря водятся какие-нибудь зверьки, можно сделать для них кормушки. Можно навести идеальный порядок в каком-либо уголке лагеря совместно с конкурсом «Куча мусора», можно устроить конкурс поделок из шишек и веток, конкурс сказок о природе.

Вы свободны в выборе темы. Лучше всего, если мероприятия подвязаны к теме сезона или к тематическому дружинному дню.

2) дружинные тематические дни

  • День Любви . Обычно состоит из 2-3 дружинных мероприятий и 1 обязательного отрядного. Цель тематического дня: развитие коммуникативных навыков, развитие творческих способностей, воспитание в детях основ этики и психологии межполовых отношений. Мероприятия: поиск второй половинки, конкурс пар, ЗАГС, дискотека, на которой преобладают медленные танцы. В течение всего дня работает почта. В отряде обязательно проводится тематическое конкурсное КТД «Любовь с первого взгляда» для определения пары-участницы в дружинном мероприятии.
  • День Ужасов . Цель тематического дня: преодоление детьми подсознательных страхов, развитие фантазии и художественных способностей, навыков прикладного искусства, знакомство с фольклором разных стран. 2-3 дружинных мероприятия, 1-2 отрядных. Мероприятия: станции, концерт, конкурс страшных историй, комната страха.
  • День Вожатых (Самоуправления) . Цель тематического дня:- знакомство детей с образом жизни вожатых, пропаганда студенческого педагогического движения, подтверждение авторитета вожатых. Проводится в конце сезона. Мероприятия: Слет (концерт на сцене), Инструктивный семинар (станции), Костер.

Критерии экспертной оценки тематического дня:

  • актуальность и креативность идеи тематического дня
  • социальная и педагогическая значимость цели, ее конкретность и четкость
  • соответствие задач цели и результатам
  • реальность и достижимость цели в данных условиях, за конкретный отрезок времени
  • четкость и конкретность результатов
  • логика и целесообразность мероприятий
  • степень эмоционального и воспитательного воздействия мероприятий дня на детей
  • степень обучающего и развивающего значения мероприятий дня на детей
  • соответствие способов оценки заданным результатам

Тематические смены

В наши дни уже любая программа смены должна быть тематической (как минимум иметь яркое название).

Чем больше срок, тем труднее удержать детей в русле темы (любая тема рано или поздно надоедает). Поэтому есть разница между составлением плана короткой (осень, зима, весна) и длинной (летней) смены.

Короткие смены

На коротких сменах каждый день наполнен тематическим смыслом. Каждый день может иметь свою подтему.

В первый же день детям преподносится легенда смены, в свете которой обретут смысл все последующие события.

Например: Злой колдун Пупырчатый украл солнечный свет, и скоро земля погибнет, если мы не преодолеем все испытания и не вернём украденный свет, а для этого нам придётся доказать свою дружность, весёлость, показать знания, и т.п.

Или: Мы с вами оказались на заброшенной базе инопланетян, которые прилетели на Землю много лет назад и оставили где-то здесь секрет супертехнологии. Мы - экспедиция, призванная найти этот секрет, но для этого нам нужно собрать по частям инопланетянскую карту и вообще преодолеть все препятствия, которые хитрые инопланетяне оставили здесь для конспирации.

Легенда преподносится в театрализованной форме или в форме игры.

В конце смены происходит итоговое мероприятие, где общими усилиями, наконец, достигается финальная цель: побеждается злой колдун Пупырчатый, находится украденное солнце, и т.д. - словом, ВСЕ МОЛОДЦЫ!

Для примера рассмотрим смену “10 дней до конца света” Легенда и как она вводится: В первый день вечером, когда первый огонёк вроде как уже подходит к концу, в холл неожиданно врывается вожатый и кричит “Вы видели это?! Там, огромный огненный шар! Нет? Они уже улетели, увы, но вот что они оставили!” Он передаёт детям конверт с письмом от инопланетян, в котором написано примерно следующее: “По решению Большого Совета Галактического Управления ваша планета будет уничтожена через 10 дней. Впрочем, возможно, вы ещё сможете её спасти, если прочитаете наше зашифрованное сообщение, символы которого мы разбросали с помощью информационного лазера по вашему зданию”. Далее дети должны собрать буквы, которые были заранее расклеены по разным местам в корпусе. Когда буквы найдены, из них составляется “Полуодушевлённый Псевдоразум”. Эти слова вводятся в компьютер, после чего запускается звуковой файл, содержащий таинственный голос инопланетянина, вещающий от том, что жизнь существ, населяющих Землю кажется бессмысленной, а сами существа неразумными, и что земля будет очищена и использована для разведения питательных и полезных червей. Но, возможно, инопланетяне поменяют своё мнение, если мы докажем им, что жизнь наша наполнена смыслом и вечными ценностями (звуковой файл прилагается).

После этого в течение каждого дня мы доказываем присутствие и важность в нашей жизни разных вечных ценностей, таким образом, каждый день приобретает свою тему:

  • День дружбы (игры на сплочение)
  • День правды (игра “детектив”, огонёк правдивых слов)
  • День фантазии чудес (Новый Год (смена-то была зимняя!))
  • День красоты (рисунки на снегу, конкурс костюмов)
  • День здоровья (Суперолимпиада, демонстрация “За здоровый образ жизни”)
  • День чистоты и белизны (скульптуры из снега, сюжетка “Тайд или кипячение”)
  • День семьи (конкурс семей)
  • День благосостояния (экономическая игра)
  • День государственности (политическая игра, выборы президента)
  • День любви (Любовь с 1-го взгляда, конкурс пар) И так далее…

Большие смены

Здесь мы будем говорить о составлении общелагерной тематической программы. Отрядные план-сетки составляются вожатыми отрядов и, по возможности, так же подгоняются под тему.

На большой смене уже трудно подвести под тему каждый день, поэтому к теме привязываются только основные общелагерные мероприятия

Легенда смены начинает вводиться в отрядах с самого первого дня, но настоящая завязка происходит на открытии смены. Там опять же show на линейке и вожатский спектакль объясняют всё популярно.

Дискотеки на смене проводятся примерно раз в 3 дня и привязываются к праздникам и большим играм.

В конце смены, если тема требует, проводится итоговое мероприятие.

Стоит также подумать о разного рода тематических фишках, которые будут появляться в течение смены и не дадут детям забыть о том, что у них в лагере не обычная скучная смена, а СУПЕР-МЕГА-…

Цикловая игра .

Можно сделать цикловую игру, растянутую на весь период лагеря. Делается это так: выберите интересную Вам тему. Разбейте ее на отдельные, законченные по смыслу куски (игровой день). Объем проведения - 3-5 часов игры в день (еще интереснее проводить ее кусками в течение дня). Остальное время - подготовка к текущему или следующему игровому дню. Например, ремесла, чтение. Когда игра хорошо продумана, каждый день прописан, обязательно выписан итог текущего игрового дня (можно подводить итог дня на вечернем костре, можно на костре продолжать игру), то лагерь пролетает на одном дыхании. На любую тему ложатся любые игры... здесь не нужно изобретать велосипед. Не нужно изобретать супер-пупер невиданную игру, которая невероятно увлечет детей. Это невозможно. Главное, проживите с ними бок о бок этот лагерь. Живите с ними этой игрой.

Принцип тематической смены

  • Мы создаем детский коллектив, т.е. группу детей, которые дружат между собой, относятся друг к другу как родные братишки и сестренки. Поэтому при внешней соревновательности, главный упор во всем делается на взаимодействие детей в команде, взаимопомощь и поддержку (вожатый не делает упор на победу, у детей с этим все и так хорошо). Команды каждый раз меняем.
  • Поскольку жизнь является предметом многоплановым, то и деля мы планируем многоплановые, т.е. стараемся охватить как можно больше разных интересных моментов жизни (или найти такие интересные моменты в обычном и привычном).
  • Создавался инструмент, с помощью которого любой (даже начинающий) вожатый мог бы легко создать план на день и претворить его в жизнь. Так не получилось, потому что, если вожатый комплексует и не играет во все предлагаемые обстоятельства, то получается достаточно скучно. А если играет, да еще и костюмчик себе какой-нибудь слепит - получается очень-очень.

Идея построения тематического дня

Идея принципа используется в некоторых телевизионных программах и заключается в следующем: при создании информационной телепередачи интересной для зрителей были взяты несколько одинаковых блоков и они каждый день потерялись (спорт, музыка и т.д.), менялось лишь их информационное наполнение. Из-за того, что блоков было много, содержание их менялось, смотреть стало интересно. Такая идея сейчас используется во всех утренних информационных каналах.

Перенос этой идеи на лагерную жизнь получился такой: делаем день тематическим. У нас есть три периода "утро", "день" и "вечер", когда мы можем с детьми заниматься делами. Поэтому мы делаем так: "утро", - изучение некоторых специфических для данного дня знаний, получение навыков и тренировка, "день" - проведение тематической эстафеты по лагерю и "вечер" - проведение тематического КВНа.

Под словом "эстафета" понимается прохождение команды детей по маршруту по карте, на которой отмечены места, где находятся этапы. Команды одновременно выбегают с начальной точки и проходят все этапы по порядку, но начальные этапы сдвинуты и команды встречаются только вовремя перебежек с этапа на этап. С каждой командой бежит один вожатый, он на каждом этапе рассказывает задание и контролирует его выполнение.

Под "КВН" понимается такое мероприятие, в котором участвует несколько команд, им выдаются задания, и или команда целиком выполняет его, или часть команды, или по одному участнику. Предполагается, что команды при этом никуда не бегают. Вожатые проводят это дело, а на момент подготовки помогают своим командам. Материалы КВН (кроссворды, задания, рисунки и т.д.) после КВНа оставляем в "уголке", поэтому к концу смены набирается полный "уголок" с историей смены. Команды сохраняют свой состав в течении одного дня. Команд у нас обычно две-три-четыре, так как рассчитывается все из того, что никого, кроме отрядных вожатых нет. Четыре команды получается, когда вожатые двух соседних отрядов проводят тематический день вместе (таким образом мы получаем команды, в которых премешаны дети двух отрядов и они сдруживаются). В другой день состав команд меняется.

Идеи тематических смен :

  • «Морское плавание» (корабли с командами, матросы, капитаны, море, якорь, рында и т.п.)
  • «Детский городок» (мэрия города, улицы, жители, редприятия, городская валюта...)
  • «Сказочное царство» (царь, царица, свита, сказочные герои...)
  • «Лесное государство» (берендей, лесные обитатели...)
  • «Акционерное общество» (АО, акционеры, акций, биржи, совет директоров...)
  • «Космический полет» (галактики, планеты, космические корабли, космонавты...)
  • «Индейское племя» (вождь, вигвам, талисман...)
  • «Экологический лагерь» (зеленый патруль, экологи...)
  • «Детское телевидение» (телестанции, телепередачи, телеканалы, режиссер, продюсер...)
  • «Театральная смена» (театр, труппа, актеры, антракт...)
  • «Научная лаборатория» (НИИ, профессор, конструктор, инженер, изобретатель, модель, макет...)
  • «Город мастеров» (мастера, мастерские, приспособления, инструменты...)
  • Приблизительные темы для духовно-нравственных бесед для детей младшего, среднего и старшего возрастов со списком необходимой литературы.

    Предпросмотр тем

    Младшие классы.
    Как прекрасен этот мир, посмотри.


    Купель 3/97
    Книги о природе для детей (Сладков, Чарушин, Бианки и др.)
    Прекрасный божий мир. Пособие по катехизации. Изд-е Моск. Свято-Даниловского м-ря и миссионерского отдела Элладской правосл. церкви. - М., 1996.
    Любые фотоальбомы с репродукциями (природа, животный мир)
    Янушкявичене О. Древо доброе. Учебное пособие для младших классов.
    2-е изд. - М., 1996.

    Русские праздники.

    Высоцкая с. Чистый понедельник. - Нижний Новгород, 1997.
    Купель 3/97.
    Пчелка 1/91.
    Прот. Серафим Слободской, "Закон Божий" (любое издание)
    Шмелев И. Лето Господне, - (любое издание)
    Чудакова Н.В. Праздники для детей и взрослых - в 2-х книгах. - М.: ООО "Изд-во АСТ", 1997.

    Мама, папа, я.

    Жития святых для детей (о преп. Сергии, о свв. Ксенофонте и Марии и др.)
    Прот. Серафим Слободской, "Закон Божий" (любое издание)
    Закон Божий для самых маленьких /сост. Куломзиной С.М. - М.: "Паломник", 1997.
    Уроки о здоровье и добродетели. - М.: "Паломник", 1999.

    Троице-Сергиева Лавра.


    Что такое хорошо и что такое плохо?
    Что из детства помогло мне стать верующим? - С-Пб, 1998.
    Паустовский "Теплый хлеб", - (любое издание)
    Иванова С.Ф. Введение во храм слова - М.: Школа. - Пресс, 1994.
    Прот. Серафим Слободской, "Закон Божий" (любое издание)
    Закон Божий для самых маленьких / сост. Куломзиной С.М. - М.: "Паломник", 1997.
    Пляцковский М. солнышко на память. - М., 1975.
    Воспитание детей дошкольного возраста в православной вере. - М.: "Отчий дом":, 1998.

    Как мы дружим с животными.
    Прот. Серафим Слободской, "Закон Божий" (любое издание)
    Житие св. Герасима (любое издание)
    Житие св. Сергия (любое издание)
    Чудо в пустыне - м., "Паломник", !997.
    Любые книги о животных для детей (Сладков, Чарушин, Бианки)

    О сотворении мира.
    Прот. Серафим Слободской, "Закон Божий" (любое издание)
    Закон Божий для самых маленьких /сост Куломзиной С.М. - М.:"Паломник", 1997.
    Киселев А. Семь дней творенья. - "Про-пресс", 1998.
    Тарасар К. Наша жизнь с Богом. Пособие для катехизации детей младшего возраста. - М.: Госпел лайт, 1999.

    Рассказы о русских святых.
    Федотов Р.П. Святые древней Руси, (любое издание)

    Любые жития, адаптированные для детей.
    Купель 3/97
    Супрун В.И. Православия святые имена. - Волгоград,1996.
    Подвиг Ильи Муромца. - М.: подворье ТСЛ, "Новая книга", 1996.

    Я рисую храм.
    Тысяча лет. Сборник. - Нью-Йорк, 1985. (есть переиздания)
    С нами Бог 3/94
    Пчелка 1/91
    Янушкявичене О. Древо Доброе. Учебн. пособие для младших классов.
    Марченко В. Дом Божий (устройство храма). - Рос. отделение Валаамского общества Америки. - М., 1996.
    Православные богослужения, Таинства и обычаи. - Белосток, 1992.

    Когда поет душа.
    Тысяча лет. Сборник. - Нью-Йорк, 1985. (есть переиздания)

    Средние классы.
    Где я живу?
    Житие св. Сергия (любое издание)
    Тургенев Н. О подвижниках и Троице-Сергиевой Лавре // Вера. Молитва. Любовь. - М., 1993.
    Муравьев А.Н. Путешествие по святым местам русским. - М.: Книга,!990.
    Любые краеведческие сборники, публикации в прессе.

    Преподобный Сергий Радонежский.
    Житие - любое издание.
    Федотов Г.П. Святые древней Руси (любое издание)
    Чарская Л. Один за всех. Повесть - ТПО "Светоч" всерос. фонда культуры, б. г. (репринт 1909г.)
    Ключевский В.О. Значение преп. Сергия для русской истории // Ключевский В. О. Церковь и Россия. Три лекции. - "ИМКА-Пресс",1969.
    Ключевский. Благодатный воспитатель русского народного духа // Вера. Молитва. Любовь. - М., 1993.

    Преподобный Серафим Саровский.
    Алмазов Б. Житие преп. Серафима, Саровского чудотворца. - С-Пб.: Лицей, 1993.
    Житие батюшки Серафима Саровского. - Изд-во братства во имя св. князя Александра Невского, 1996.
    Зайцев Б. Около св. Серафима // Купель 1/2000.

    Святые защитники Отечества.
    Федотов Р.П. Святые древней Руси. - любое издание.
    Купель 3/97
    Пчелка, 1996.
    Жития святых для детей. - любые издания.

    Икона и картина.
    Тысяча лет. Сборник. - Нью-Йорк, 1985 (есть переиздания)
    Купель 3/97
    Трубецкой Е. Три очерка о русской иконе. - Новосибирск, 1991.

    Евангелие и древнерусская литература.
    Давыдова В.Н. Евангелие и древнерусская литература. - М.: Мирос,1992.
    Притчи. Учебная книга Александра Княжицкого. 8-9 классы. - М.: Мирос, 1994.
    Петров В. Евангелие в истории // Вера. Молитва. Любовь. - М., 1993.
    Давыдова В.Н. Повесть о Борисе и Глебе. - М.: Мирос,1993.

    Уклад жизни русской семьи.
    Что из детства помогло мне стать верующим? - С-Пб, 1998.
    Домострой - любые издания.
    Шмелев И. Лето Господне - любое издание.

    Любовь и дружба.


    Янушнявичюс Р. Янушнявичене О. Основы нравственности. - М.: "Про- пресс", 1998.
    Свет Православия. Христианский собеседник. изд-е Макариево-Решемской обители, №41/1988. В содерж.: Переходный возраст (беседа со старшеклассниками).

    Чудеса, святость, святые мощи.
    Протопопов Д.И. О нетлении святых мощей. - М: Интердиалект, 1997.
    Отец Арсений. - М.: Братство Всемилостивого Спаса, 1993.
    Жития святых на усмотрение рассказчика.

    Музыка духовная и светская.
    Мартынов
    Тысяча лет. Сборник. - Нью-Йорк, 1985. (есть переиздания)
    Прот. Василий Металлов. Очерки истории православного пения в России.

    Старшие классы.
    Зачем я живу?
    Вера. Молитва. Любовь. Сборник. - М.: Русский духовный центр, 1993.

    Две модели истории земли.
    Тростников В. Наука становиться религиозной // Православная беседа, 3/96.
    Прот. Стефан Ляшевский. Библия и наука о сотворении мира. - М.: Изд-во имени свт. Игнатия Ставропольского, 1997.
    Свящ. Тимофей. Православное мировоззрение и современное естествознание. - М.: "Паломник", 1998.
    Свящ. Тимофей. Две космогонии. - М.: "Паломник", 1999.
    Янушнявичюс Р. Янушнявичене О. Основы нравственности. - М.: "Про- пресс", 1998.

    10 заповедей - основа нравственности человека.
    Янушнявичюс Р. Янушнявичене О. Основы нравственности. - М.: "Про- пресс", 1998.
    О вере и нравственности по учению православной церкви. - Изд-е Моск. Патриархии, 1991.
    Свящ. Николай Успенский. Как жить православному христианину по заповедям Божиим. - Изд. отдел Владимирской епархии, 1997.
    Зависть гибельнее войны. - б.м.: "Рарогъ", б.г.
    Свящ. Тимофей. Пособие по аскетике для современного юношества. - М.: "Паломник", 1999.

    Выбор веры Великим Князем Владимиром.
    Прот. Петр Смирнов. История христианской Церкви. - М.: "Православная беседа", 1994.
    Тальберг Н. История Русской Церкви. - М, 1997.
    Даркевич В. Христианство на древней Руси // Наука и жизнь, 11/1998.
    Янушнявичюс Р. Янушнявичене О. Основы нравственности. - М.: "Про- пресс", 1998.

    Добро и зло.
    Что из детства помогло мне стать верующим? - С-Пб, 1998.
    Вера. Молитва. Любовь. Сборник. - М.: Русский духовный центр, 1993.
    Янушнявичюс Р. Янушнявичене О. Основы нравственности. - М.: "Про- пресс", 1998.
    О вере и нравственности по учению православной церкви. - Изд-е Моск. Патриархии, 1991.

    Совесть.
    Что из детства помогло мне стать верующим? - С-Пб, 1998.
    Вера. Молитва. Любовь. Сборник. - М.: Русский духовный центр, 1993.
    Иванова С. Ф. Введение во храм слова. - М.: Школа-пресс, 1994.
    Янушнявичюс Р. Янушнявичене О. Основы нравственности. - М.: "Про- пресс", 1998.

    Любовь и влюбленность.
    Прот. В Зеньковский. На пороге зрелости. - М., 1997.
    Что необходимо знать каждому мальчику. / под ред. свящ. А.Грачева. - М.: Даниловский благовестник, 1996.
    Что необходимо знать каждой девочке. / под ред. свящ. А.Грачева. - М.: Даниловский благовестник, 1996.
    Янушнявичюс Р. Янушнявичене О. Основы нравственности. - М.: "Про- пресс", 1998.
    Свет Православия. Христианский собеседник. изд-е Макариево-Решемской обители, №41/1988. В содерж.: Переходный возраст (беседа со старшеклассниками). Как правильно выйти замуж.
    Митр. Антоний (Блюм). Таинство любви.

    О дружбе в современном мире.
    Что необходимо знать каждому мальчику. / под ред. свящ. А.Грачева. - М.: Даниловский благовестник, 1996.
    Что необходимо знать каждой девочке. / под ред. свящ. А.Грачева. - М.: Даниловский благовестник, 1996.
    Янушнявичюс Р. Янушнявичене О. Основы нравственности. - М.: "Про- пресс", 1998.
    Жития святых, давших нам образцы дружбы.

    Семья. Отцы и дети.
    Что из детства помогло мне стать верующим? - С-Пб, 1998.
    Проф. прот. Глеб Каледа. Домашняя церковь. - М.: Изд-во Зачатьевского м-ря,1998.
    Янушнявичюс Р. Янушнявичене О. Основы нравственности. - М.: "Про- пресс", 1998.
    Отцовский крест.

    Смерть. Жизнь после смерти
    Вера. Молитва. Любовь. Сборник. - М.: Русский духовный центр, 1993.
    Иером. Серафим (Роуз). Душа после смерти. - М., 1997.
    Василиадис Н. Таинство смерти. - ТСЛ, 1998.
    О правде Божией или предание о том, что ждет нас за гробом. // Путь к храму. - Самара, №3/99 .
    Янушнявичюс Р. Янушнявичене О. Беседы о нравственности. - М.: "Про- пресс", 1998.

    Общая информация

    Темы духовных бесед формулируются в соответствии с возрастными особенностями детей. Они предназначаются для учащихся светских общеобразовательных школ в рамках внеклассной работы. Библиотека педагогического кабинета подготовила список литературы для каждой из предлагаемых тем.

    Разработчик nickhram.ru

    Данные для воскресной школы

    Возраст младший, средний, старший

    Дисциплина Классный час, лектории духовно-нравственной тематики

    Проводит Священнослужитель, обученный верующий педагог

    Данные имеющегося файла

    Формат Документ формата doc

    Формирование нравственных качеств сегодня проходит в сложных условиях и зависит от многих факторов. Для общения необходима при этом глубокая общекультурная основа — нравственная культура, которая является условием осмысленной и плодотворной жизни, душевного здоровья личности. Какой должна быть культура человека, в двух словах не сказать. Это целая программа воспитания общества. Все начинается с детства, когда мама улыбается ребенку. Далее — школа, где от педагога зависит будущее общества.

    Несмотря на то что правила приличия не всегда едины, подчас условны и относительны, их соблюдение необходимо, так как это предупреждает недоразумения между людьми и делает общение более приятным. Среди правил вежливости есть обязательные, соблюдаемые в интересах общества, и необязательные, которые каждый может соблюдать по своему усмотрению, сообразуясь со своими тактом и вкусом.

    Правила поведения необходимо соблюдать осмысленно, в зависимости от ситуации, места и времени.

    Цель этических бесед — помочь школьникам в усвоении общих моральных норм и норм поведения, в соответствии с которыми следует строить свое поведение в конкретной ситуации, оценивать опыт свой и товарищей, общаться бесконфликтно и уметь принимать другое, отличное от своего мнение. Нравственные нормы — своеобразный регулятор поведения. Этические беседы, разумеется, не исключают обсуждения отдельных вопросов в связи с различными поступками детей и отношением их друг к другу и к взрослым.

    К этической беседе готовятся и учитель, и дети. Учитель продумывает вопросы к беседе, предлагает детям что-то прочитать или вспомнить из прочитанного, припомнить известный им случай, касающийся отношений между людьми, и оценить различные поведенческие ситуации. Естественно, если атмосфера беседы будет непринужденной, и дети будут свободно высказывать свои мнения, хоть они могут оказаться противоречивыми. Пусть ошибочное мнение подвергнется обсуждению, не следует только осуждать ребенка за ошибку, нужно его и других детей подвести к правильному выводу. Но ни в коем случае учитель не должен преподносить детям готовый вывод. Очень важно, чтобы дети учились самостоятельно думать, сравнивать различные факты, характеризующие взаимоотношения людей, события, видеть их противоречивость и давать правильную оценку, связывая ее с этическими нормами. Если же дети не в состоянии сделать вывод самостоятельно, учитель может прибегнуть к иллюстрациям, примерам, которые помогут сформулировать нравственное правило. Нравственная норма, выработанная в опыте, прошедшая через эмоциональную сферу и осмысленная в беседе, а не просто преподнесенная готовой, становится регулятором отношений детей в их практической деятельности.

    В ходе бесед о личной ответственности, доброжелательности, честности, справедливости важно с детьми сформулировать конкретные правила, регулирующие их отношения между собой и со взрослыми.

    Эти правила можно поместить в классе:

    Умей держать свое слово и обещание.

    Не обещай, не подумав, можешь ли ты выполнить то, что обещаешь другому человеку, группе, коллективу.

    Если пообещал и потом понял, что не можешь выполнить обещанное, сразу честно скажи об этом.

    Если не научился держать слово, выполнять обещания и порученные тебе обязанности, начни с небольшого, но обязательно доведи дело до конца.

    Не перекладывай свою вину на другого.

    Не будь равнодушен к людям.

    Не бойся предлагать свою помощь другим, помогай в первую очередь людям, попавшим в беду, слабым, больным, пожилым.

    Познакомьтесь с некоторыми «не» повнимательнее.

    «Не» (А. Маркуша)

    1. Не спеши первым сесть за стол.

    2. Не разговаривай во время еды.

    3. Не забывай закрывать рот, когда жуешь.

    4. Не чавкай.

    5. Не рвись первым выбегать в двери.

    6. Не перебивай говорящего.

    8. Не размахивай руками.

    9. Не показывай пальцем на кого бы то ни было.

    10. Не передразнивай говорящего.

    11. Не садись раньше старшего без его разрешения.

    12. Не протягивай руку первым, подожди, пока старший поздоровается с тобой.

    13. Не забудь снять шапку, входя в дом.

    14. Не повторяй слишком часто «я».

    15. Не делай вид в троллейбусе или трамвае, что ты не замечаешь стоящего пожилого человека.

    16. Не вмешивайся в чужой разговор, не произнеся «простите».

    17. Не забудь извиниться, если ты кого-нибудь нечаянно толкнул.

    18. Не чихай в пространство, чихай в носовой платок или закрывай при чихании рот ладошками.

    19. Не держи руки в карманах.

    20. Не причесывайся где попало, для этого есть коридор, фойе, туалетная комната.

    21. Не делай того, что другим людям может доставить беспокойство.

    22. Не произноси слов, точное значение которых тебе неизвестно.

    23. Не считай себя центром Вселенной, это всегда поможет тебе выбрать правильный тон в общении с окружающими.

koreada.ru - Про автомобили - Информационный портал