Человек воспринимающий информацию глазами. Как человек воспринимает мир. Тип восприятия и обучаемость

Инструкция

Во многом восприятие человека зависит, особенно на начальном этапе общения, от первого впечатления, которое он произвел. Согласно исследованиям, люди успевают оценить незнакомца или незнакомку всего за семь секунд, в том числе понять, интересен ли для них человек, привлекателен ли, умен или глуп. Конечно, первое не полностью верным, а иногда и вовсе обманчивым, но это не повод пренебрегать возможностью расположить к себе людей «с первого взгляда». Поза, движения, походка, жесты, взгляд, мимика дают 55% информации; голос, тембр, скорость речи, интонация - 38%; а сами слова - только 7%. Невербальная информация в процессе общения составляет до 95%. Все вместе это формирует целостный образ человека в сознании собеседника.

Те, кто хочет сделать свое общение более эффективным, работают над собой, над своей самопрезентацией. Опущенные плечи, сгорбленная спина, суетливость, неуклюжие или скованные движения выдают неуверенность в себе, поэтому заметив за собой такое, можно тренировать взгляд, позы, жесты и голос уверенного человека. Одни и те же слова, произнесенные с разным выражением лица и интонацией, произведут совершенно разное впечатление.

Внешность - это первое, что видят люди и на основании чего они судят о человеке. Здесь, прежде всего, играет роль образ в целом. Аккуратен и опрятен ли человек, в порядке ли его кожа и прическа, не потрепанная и не мятая ли одежда - это все элементарные вещи. Важно также то, как удачно сидит на фигуре одежда, к лицу ли она, уместна ли она в данной обстановке, гармонично ли сочетаются цвета. Есть люди, которые склонны оценивать стоимость вещей и аксессуаров и исходя из этого делать выводы о статусе их владельца. Если даже одежда недорога, хорошо, если она качественная и подобрана со вкусом. Женщины больше, чем мужчины, обращают внимание на мелкие детали, особенно в образе других женщин.

Оценив внешность и одежду, люди начинают оценивать личностные качества собеседника. Открытая манера общения и улыбка обычно являются большим плюсом и помогают расположить к себе людей. Люди, которые скрещивают руки и ноги, постоянно отводят глаза, не улыбаются, воспринимаются как закрытые и недружелюбные. Также очень важное значение имеет коммуникабельность и умение поддержать беседу. При этом далеко не всегда важно говорить умные вещи и блистать интеллектом, порой и приятные разговоры «ни о чем» могут положить начало дружбе или романтическим отношениям.

Если же на начальном этапе между людьми установилась симпатия, дальше они уже начинают выяснять, есть ли у них общие интересы, ценности и взгляды на жизнь. Здесь все индивидуально. На человека с подобными интересами ваши хобби могут произвести большое впечатление и желание сблизиться, а а других - оттолкнуть. Это естественно, ведь все люди разные и невозможно нравиться всем.

Человеку самому может быть сложно судить о впечатлении, которое он производит на людей. Чтобы это выяснить, вы можете попробовать расспросить об этом родственников и друзей. Скорее всего, они сообщат вам немало полезной информации. Но стоит иметь в виду, что они знают вас давно и лучше, чем большинство других людей, поэтому в их суждениях может присутствовать элемент предвзятости.

Чтобы узнать, что думают о вас окружающие, психологи предлагают следующие упражнение: в интернете или психологическому клубе найдите незнакомцев, которые согласятся ради эксперимента прийти на общую встречу. После знакомства, рассказа о себе участникам нужно будет поведать, какое впечатление произвел каждый из присутствующих с первого взгляда, что бросилось в глаза в его внешности, манерах и движениях, что понравилось и не понравилось в нем, изменилось ли первоначальное впечатление после разговора или нет. Такой эксперимент может быть волнительным, и порой можно узнать о себе много неожиданного и даже не очень приятного, но это поможет в работе над собой и позволит не совершать в будущем своих обычных ошибок.

Типы восприятия информации Человеком

как люди воспринимают то, что вы им говорите или показываете?


Не секрет, что человеческие отношения базируются на доверии друг к другу, не исключение в этом плане отношения клиента с продавцом. Покупка происходит в первую очередь благодаря доверию к вам, а уж затем к продукту. В основе доверия лежит сообщение одного человека другому о том, что он понимает партнера и его потребности, что он - на его стороне. Именно поэтому доверие - ключевой момент в процессе продаж.

Если человек, пришедший совершить покупку, почувствует, что вы понимаете его и принимаете его позицию, то он станет прислушиваться и запоминать то, о чем вы рассказываете. Соответственно, продажа станет проще для вас обоих и, возможно, даже принесет удовольствие. Так что может стать инструментом на пути к доверию и пониманию человека, пришедшего за покупкой?

Наша картина мира формируется благодаря восприятию, психическому процессу, заключающемуся в отражении предмета или явления в целом при его непосредственном воздействии на рецепторы (слух, зрение, осязание, обоняние). В зависимости от того, какие рецепторные поверхности у людей доминируют при восприятии, выделяют три основных типа: 1) визуальный (образы, картинки, изображения); 2) аудиальный (звуки, голос, музыка); 3) кинестетический (ощущения, чувства).

При помощи восприятия у нас формируется отношение к окружающей действительности. Поэтому можно смело сказать, что восприятие и мышление тесно переплетены. Окружающая действительность воспринимается в совокупности всех рецепторов, и в зависимости от происходящего вокруг человек может менять один тип на другой. Но существуют способы определять тип мировосприятия, который доминировал бы на текущий момент. Это в свою очередь может стать полезным инструментом для успешной сделки.

Люди Кинестетики -кто они?

Люди, которым свойственно чаще ощущать и чувствовать мир, - кинестетики. Их около 40% среди населения. Таким, как они, характерно воспринимать действительность посредством прикосновения, эмоций, инстинктивного мышления. И покупки кинестетики делают под воздействием своих ощущений, довольно быстро и импульсивно принимают решение, симпатичен ли им человек. Если они поймут, что поступают правильно, то смогут довериться продавцу.

Выявить, что перед вами кинестетик, можно по часто встречающимся словам про чувства: «я чувствую, что вы сможете подсказать», «улавливаю вашу мысль», «потрясающая идея», «ощутимо ударило по доходам», Им необходимо время для принятия решения, поэтому им свойственно делать продолжительные паузы между фразами («м-м-м», «э-э-э»), прислушиваясь таким образом к себе и своим ощущениям. Для них может быть важным прикоснуться к предметам, которые они, возможно, приобретут. Прикосновение помогает им установить контакт. Кроме того, кинестетики наиболее чувствительны к температурным перепадам. Если в комнате, в которой вы проводите деловую встречу, слишком тепло или, наоборот, прохладно, часть аудитории просто не сможет воспринимать информацию. Если взгляд человека направлен вниз-вправо, то кинестетик пробует определиться со своими чувствами,

Если кинестетик собирается что-то купить, ему обязательно нужно давать товар в руки. Необходимо делать акцент делать именно на ощущениях, которые может получить человек при покупке необходимого предмета. Если это косметическое средство, то предоставьте ему возможность почувствовать приятную на ощупь поверхность и форму баночки, саму текстуру крема. Если это таблетки или суспензия - сделайте акцент на том, как это удобно применять, дайте кинестетикам подержать в руках коробочку, повертеть в руках брошюры/инструкцию.

Аудиалы – люди кто это?

Аудиалы воспринимают этот мир через звуки. Им свойственно бурчать себе под нос что-нибудь и разговаривать с собой, таким образом они, проговаривая проблему, пытаются ее решить. Аудиалов совсем немного - всего 25% населения.

В разговоре их привлекает тембр, высота голоса, темп речи, именно на их основе он склонен делать выводы о том, нужно ли предложение. Речь аудиалов наполнена такими акцентами: «не говори со мной таким тоном!», «можно чуть потише?», «это звучит убедительно» и т. п.

Речь таких людей нетороплива, размерена и ритмична, с осознанием каждого слова. Вам тоже важно проявить терпение, делая небольшие паузы, чтобы было время на осмысление. Если вы будете без устали говорить, он вас, скорее всего, не услышит. Кроме того, если ваш товар обладает звуковыми достоинствами, не забудьте их подчеркнуть в разговоре с ним.

Аудиалы, так же как и визуалы, любят иллюстративный материал, однако иначе воспринимают его. Предложив брошюру, сделайте паузу секунд на 15, а затем расскажите что-то о ней и ее назначении. Эта пауза нужна аудиалам для того, чтобы сориентироваться в том, что им показывают. Только потом у них возникает желание услышать пояснения.

Визуалы люди кто это?

Визуалы - это люди, которым привычно воспринимать окружающий мир через призму образов и картинок. Они максимально визуализируют все вокруг себя. Их мысли «рисуют» картинки. Их действиями руководят образы, визуал как бы видит свои действия. Около 35% населения - визуалы. Любые слова они с легкостью превращают в картинки. Для облегчения общения с такими людьми необходимо выражать мысли «визуальными»терминами. Тогда им гарантирован комфорт рядом с вами. Визуалы обладают прекрасной зрительной памятью, причем могут детально описать предметы из своего прошлого.

Чтобы определить, относиться ли человек перед вами к визуалам, необходимо обратить внимание на его речь, так как в ней наверняка можно встретить такие слова, как «видеть», «демонстрировать», «ясно», «ярко», «иллюстрировать», «смотреть», «показывать» и т. п.

Важно помнить, что внешность, облик для визуала чрезвычайно важны. Он оценит, если на вас будет надет выглаженный халат, а сегодня утром вы потратили около часа на прическу.

Если вы собираетесь продать продукт визуалу, то, рассказывая о преимуществах, в первую очередь в качестве аргументов применяйте те же «визуальные» слова, которые присутствуют в его речи. Во-вторых, следует всегда иметь под рукой красочные и наглядные иллюстрации, возможно, даже с графиками и таблицами, тогда любая мысль будет восприниматься быстрее. И, каким бы банальным это ни показалось, не пренебрегайте своими руками. Например, поясняя что-то, можете нарисовать схемы руками в воздухе.

В Полном вооружении

Все вышеописанные типы восприятия могут использоваться вами как при продажах, так и в личной жизни. Однако не всегда и не везде есть возможность настроиться на одного конкретного покупателя. Иногда люди не настроены на общение, но испытывают необходимость приобрести товар. А если перед вами выстроилась очередь, то вообще очень сложно распознать, кто к какому типу относится. Лучшим решением будет оставаться собой и действовать согласно собственной интуиции. Проявите участие и заботу. Никому еще не мешало желание помочь своему клиенту или покупателю, скорее наоборот - оно создает приятное впечатление и располагает к себе.

Доверяйте себе и действуйте смелее. Ваш собственный опыт, получаемый годами, - лучший помощник. Подарите человеку, пришедшему к вам за помощью, ощущение, что вы понимаете его и принимаете его позицию. Даже если покупки не будет, вы подарите кому-то хорошее настроение и ощущение своей нужности. И, скорее всего, в будущем он станет вашим постоянным покупателем.

Вы когда-нибудь задумывались о том, как мы видим предметы? Как выхватываем их из всего визуального многообразия окружающей среды с помощью сенсорных стимулов? И как мы интерпретируем то, что видим?

Обработка визуальных данных — это способность к осмыслению образов, позволяющая людям (и даже животным) обрабатывать и интерпретировать смысл информации, которую мы получаем благодаря нашему зрению.

Визуальное восприятие играет важную роль в повседневной жизни, помогая в обучении и общении с другими людьми. На первый взгляд кажется, будто восприятие происходит легко. На самом деле, за предполагаемой легкостью скрывается сложный процесс. Понимание, как мы интерпретируем то, что видим, помогает нам проектировать визуальную информацию.

Сбалансированная инфографика предполагает грамотное использование визуального представления (например, диаграмм, графиков, иконок, изображений), соответствующий выбор цветов и шрифтов, подходящего макета и карты сайта и др. И нельзя забывать о данных, их источниках и темах, что не менее важно. Но сегодня речь пойдет не о них. Мы сосредоточимся на визуальной стороне информационного дизайна.

Психолог Ричард Грегори (Richard Gregory, 1970) был убежден, что визуальное восприятие зависит от нисходящей обработки.

Нисходящая обработка, или концептуально управляемый процесс, осуществляется тогда, когда мы формируем представление о большой картине из мелких деталей. Мы строим предположение о том, что видим, на основе ожиданий, убеждений, прежних знаний и предыдущего опыта. Другими словами, мы делаем обдуманное предположение.

Теорию Грегори подтверждают многочисленные доказательства и эксперименты. Один из самых известных примеров — эффект полой маски:

Когда маска поворачивается полой стороной, вы видите нормальное лицо

Грегори использовал вращающуюся маску Чарли Чаплина, чтобы объяснить, как мы воспринимаем полую поверхность маски в виде выпуклостей, основанных на наших представлениях о мире. Согласно нашим предшествующим знаниям о строении лица, нос должен выступать. В итоге, мы подсознательно реконструируем полое лицо и видим нормальное.

Как мы воспринимаем визуальную информацию согласно теории Грегори?

1. Почти 90% информации, поступающей через глаза, до мозга не доходит. Таким образом, мозг использует предыдущий опыт или имеющиеся знания для конструирования реальности.

2. Визуальная информация, которую мы воспринимаем, соединяется с ранее сохраненными сведениями о мире, полученными нами опытным путем.

3. Исходя из различных примеров теории нисходящей обработки информации следует, что распознавание образов основывается на контекстуальной информации.

Совет №1 по информационному дизайну, исходя из теории визуального предположения Грегори: дополните данные соответствующей темой и дизайном; используйте значимый заголовок, чтобы задать ключевые ожидания; поддержите визуальный ряд выразительным текстом.

2. Эксперимент Саноки и Сульмана на соотношения цветов

По данным многочисленных психологических исследований сочетания однородных цветов более гармоничны и приятны. В то время как контрастные цвета обычно ассоциируются с хаосом и агрессией.

В 2011 Томас Саноки (Thomas Sanocki) и Ноа Сулман (Noah Sulman) провели эксперимент с целью изучить, как сочетаемость цветов влияет на кратковременную память — нашу способность запоминать то, что мы только что увидели.

Четыре различных опыта проводились с использованием гармоничных и дисгармоничных цветовых палитр. В каждом испытании участникам эксперимента показывали две палитры: сначала одну, затем вторую, которую нужно было сравнить с первой. Палитры демонстрировались с определенным временным интервалом и несколько раз в случайно составленных сочетаниях. Испытуемым нужно было определить, были ли палитры одинаковыми или разными. Также участники эксперимента должны были оценить гармоничность палитры — приятное/неприятное сочетание цветов.

Ниже приведены 4 примера палитр, которые демонстрировались участникам эксперимента:

Как цвета влияют на наше визуальное восприятие согласно теории Саноки и Сульмана?

  1. Люди лучше запоминают те палитры, в которых цвета сочетаются между собой.
  2. Люди лучше запоминают палитры, содержащие сочетание только трех или менее цветов, чем те, в которых четыре и более цвета.
  3. Контраст расположенных рядом цветов влияет на то, насколько хорошо человек помнит цветовую схему. Иными словами, это значит, что цветовое различие между контекстом и фоном может повысить нашу способность концентрироваться на контексте.
  4. Мы можем помнить довольно большое количество цветовых сочетаний одновременно.

Таким образом, результаты эксперимента свидетельствуют о том, что люди лучше способны усваивать и запоминать больше информации, воспринимая изображения с контрастной, но гармоничной цветовой гаммой, предпочтительно с сочетанием трех и менее цветов.

Совет №2 по информационному дизайну, основанный на результатах эксперимента Саноки и Сульмана: используйте как можно меньше различных цветов в комплексном контенте; увеличьте контраст между визуальной информацией и фоном; выбирайте темы с гармоничным сочетанием оттенков; используйте дисгармоничные сочетания цветов с умом.

Бинокулярное соперничество возникает, когда мы видим два разных изображения в одном месте. Одно из них доминирует, а второе — подавляется. Доминирование чередуется через определенные промежутки времени. Так, вместо того, чтобы видеть комбинацию двух картинок одновременно, мы воспринимаем их по очереди, как два конкурирующих за доминирование изображения.

В 1998 году Франк Тонг (Frank Tong), Кен Накаяма (Ken Nakayama), Джей Томас Воган (J. Thomas Vaughan) и Нэнси Канвишер (Nancy Kanwisher) в ходе эксперимента сделали вывод о том, что если смотреть одновременно на два разных изображения, возникает эффект бинокулярного соперничества.

В эксперименте участвовали четыре подготовленных человека. В качестве стимулов через очки с красным и зеленым фильтрами им показывали изображения лица и дома. В процессе восприятия происходило нерегулярное чередование сигналов от двух глаз. Стимул-специфичные реакции испытуемых контролировались с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии (МРТ).

Как мы воспринимаем визуальную информацию согласно эксперименту Тонга?

  1. По данным МРТ, у всех испытуемых наблюдалось активное бинокулярное соперничество, когда им показывали разнородные картинки.
  2. В нашей зрительной системе эффект бинокулярного соперничества происходит во время процесса обработки визуальной информации. Иначе говоря, в течение короткого промежутка времени, когда глаза смотрят на два разнородных изображения, расположенных близко друг к другу, мы не в состоянии определить, что на самом деле видим.

Дэвид Кармель (David Carmel), Михаэль Аркаро (Michael Arcaro), Сабин Кастнер (Sabine Kastner) и Ури Хассон (Uri Hasson) провели отдельный эксперимент и выяснили, что бинокулярным соперничеством можно манипулировать с помощью таких параметров стимула, как цвет, яркость, контрастность, форма, размер, пространственная частота или скорость.

Манипулирование контрастом в примере ниже приводит к тому, что левый глаз воспринимает доминирующее изображение, в то время как правый - подавленное:

Как контрастность влияет на наше визуальное восприятие по данным эксперимента?

  1. Манипулирование контрастом приводит к тому, что сильный стимул оказывается доминантным большее количество времени.
  2. Мы будем видеть слияние доминирующего образа и части подавленного, пока не возникнет эффект бинокулярного соперничества.

Совет №3 по информационному дизайну, основанный на эффекте бинокулярного соперничества: не перегружайте контент; используйте тематические иконки; выделяйте ключевые моменты.

4. Влияние типографики и эстетики на процесс чтения

Вы знали, что типографика может влиять на настроение человека и его способность принимать решения?

Типографика — это разработка и использование шрифтов в качестве средства визуальной коммуникации. В наши дни типографика из области книгопечатания перешла в цифровую сферу. Обобщая всевозможные определения термина, можно сказать, что цель типографики — улучшить визуальное восприятие текста.

В своем эксперименте Кевин Ларсен (Kevin Larson, Microsoft) и Розалинд Пикард (Rosalind Picard, MIT) выяснили, как типографика влияет на настроение читателя и его способность решать задачи.

Они провели два исследования, в каждом из которых приняли участие 20 человек. Участников разделили на две равные группы и дали 20 минут, чтобы прочитать на планшете номер журнала The New Yorker. Одной группе достался текст с плохой типографикой, другой — с хорошей (примеры приведены ниже):

В ходе эксперимента участников прерывали и спрашивали, сколько, по их мнению, прошло времени с начала эксперимента. Согласно данным психологического исследования (Weybrew, 1984): люди, которые находят свое занятие приятным и пребывают в позитивном настроении, считают, что потратили намного меньше времени на чтение.

После чтения текстов участников эксперимента попросили решить задачу со свечой. Им нужно было прикрепить свечу к стене таким образом, чтобы воск не капал, с помощью канцелярских кнопок.

Как мы воспринимаем хорошую типографику и ее влияние?

  1. Обе группы участников неправильно оценили время, потраченное на чтение. Это значит, что чтение было для них увлекательным занятием.
  2. Участники, которым был предложен текст с хорошей типографикой, значительно недооценили время чтения по сравнению с участниками, которым достался текст с плохой типографикой. Это значит, что первый текст показался им более интересным.
  3. Никто из участников, которые читали текст с плохой типографикой, не смог решить задачу со свечой. В то время как меньше половины второй группы справились с заданием. Таким образом, хорошая типографика повлияла на способность решать проблемы.

Совет №4 по информационному дизайну, основанный на эксперименте Ларсена и Пикард, выявляющем влияние типографики: используйте удобочитаемые шрифты; отделяйте текст от изображений; не накладывайте картинки или иконки на текст; оставляйте достаточно свободного пространства между абзацами.

5. Восприятие сути сцены по Кастелано и Хендерсену

Вы когда-нибудь задумывались, что на самом деле означает выражение «одна картинка говорит больше тысячи слов»? Или почему мы воспринимаем изображение лучше, чем текст?

Это не значит, что изображение сообщает нам всю необходимую информацию. Просто человек обладает способностью ухватывать основные элементы сцены с одного взгляда. Когда мы фиксируем взгляд на предмете или предметах, то формируем общее представление и распознаем смысл сцены.

Что такое восприятие сути сцены? По мнению исследователя из Nissan Research & Development Рональда А. Ренсинка (Ronald A. Rensink):

«Восприятие сути сцены (scene gist), или восприятие сцены — это визуальное восприятие окружающей среды в качестве наблюдателя в любой момент времени. Оно включает в себя не только восприятие отдельных объектов, но и такие параметры, как их взаиморасположение, а также представление о том, что встречаются другие виды объектов».

Представьте, что вы видите некие объекты, представляющие собой две вывески с символами, и схему, символизирующую развилку и указывающую два разных пути. Скорее всего, перед вами возникла следующая сцена — вы посреди джунглей/леса/шоссе и впереди два пути, которые ведут в два разных пункта назначения. На основании этой сцены, мы знаем, что необходимо принять решение и выбрать один путь.

В 2008 году Моника С. Кастелано (Monica S. Castelhano) из Университета Массачусетса в Амхерсте и Джон М. Хендерсон (John M. Henderson) из Эдинбургского университета в ходе эксперимента изучили влияние цвета на способность восприятия сути сцены.

Эксперимент включал в себя три различных испытания. Студентам показывали несколько сотен фотографий (природных или сделанных человеком объектов) в различных для каждого испытания условиях. Каждое изображение было показано в определенной последовательности и момент времени. Участников попросили ответить «да» или «нет», когда они увидят детали, соответствующие сцене.

Нормальные и размытые фотографии были представлены с цветными и монохромными соответственно.

Для определения роли цветов в восприятии сути сцены для следующих примеров фотографий использовались аномальные цвета:

Как мы воспринимаем визуальную информацию на основании выводов Кастелано и Хендерсена?

  1. Испытуемые схватывали суть сцены и целевой объект за секунды. Это значит, что люди могут быстро понимать значение нормальной сцены.
  2. Испытуемые быстрее устанавливали соответствие цветных картинок, чем черно-белых. Таким образом, цвет помогает нам лучше понять картинку.
  3. В целом, цвета определяют структуру объектов. Чем лучше цвет соответствует тому, как мы обычно воспринимаем мир, тем легче нам понять смысл изображения.

Совет №5 по информационному дизайну на основе исследований восприятия сцены Кастелано и Хендерсена: используйте подходящие иконки или картинки для представления данных; располагайте контент в правильной последовательности; используйте привычные цвета для важных объектов.

Выводы

Понимание того, как люди воспринимают визуальную информацию, помогает улучшить инфографику. Обобщая выводы рассмотренных экспериментов, предлагаем вашему вниманию ключевые советы по дизайну визуальной информации:

1. Макет и дизайн

  • Тема и дизайн должны соответствовать информации.
  • Не перегружайте инфографику вашей страницы.
  • Используйте тематические иконки.
  • Располагайте контент в надлежащей последовательности.
  • Используйте заголовки, чтобы задать ключевые ожидания.

2. Видеоряд

  • Визуальные эффекты должны сопровождать текст.
  • Покажите важные цифры на графиках и диаграммах.
  • Используйте правильные картинки и иконки для представления ваших данных.
  • Сократите количество цветов для комплексного контента.
  • Делайте контрастность выше между важной визуальной информацией и фоном.
  • Используйте гармоничные цвета темы.
  • Используйте дисгармоничные цвета с умом.
  • Используйте обычные цвета для важных объектов.

4. Типографика

  • Выбирайте удобочитаемые шрифты.
  • Оставьте достаточно пустого пространства между заголовком и текстом или картинкой.
  • Не накладывайте картинки или иконки на текст.
  • Установите достаточные пробелы между символами.

Теперь, когда вы знаете все тонкости создания красивой и убедительной инфографики, дело за вами!

Рассмотрим пример, когда преподаватель иностранного языка ставит задачу слушателям.На уроке проходят новые слова, все сначала читают их самостоятельно, затем пытаются совместно перевести без использования словарей. Затем материалы закрываются и преподаватель просит каждого ученика дать перевод одного-двух только что рассмотренных слов с русского на английский.

Процесс понятен. Давайте задумаемся о том, насколько эффективно эту задачу могут решать ученики.

Известно, что все люди делятся на три категории: визуалы, аудиалы, кинестетики. Исходя из этого можно подразделить виды восприятия информации.

От того, как человек воспринимает окружающий его мир, зависит его взаимодействие с ним. По сути, от типа восприятия мира, зависит язык, на котором нужно изъясняться с человеком.

Рассмотрим ключевые специфики каждого типа.

Аудиал
Воспринимает информацию на слух, плохо запоминает «письменность». Любит говорить, т.к. для людей этого типа это приоритетный канал связи. В дискуссия доминируют. Любят слушать аудио книги.

Визуал
Восприятие через зрение. Прочитал, запомнил. Нарисовал на доске, хорошо, обсудил на слух плохо. Обладают хорошой визуальной памятью. Аудио книги не воспринимают.

Кинестетик
Ощущение мира через касания, осязание.
Человек должен записать информацию, чтобы ее запомнить.

Теперь давайте посмотрим на какой тип человека в большей степени рассчитано упражнение преподавателя иностранного языка.

Напрашивается сразу два ответа — на визуалов и аудиалов. Визуал, потому что все слова были просмотрены зрительно. И это факт, процент запоминания у таких людей высок, составлет около 60%.
Аудиал, потому что все слова должны быть проговорены. Однако, для аудиала важно самому проговорить эти слова, чтобы их лучше запомнить. Если же на уроке просят каждого произнести по одному слову, то аудиал может не распознать произношение других коллег. Именно поэтому, это задание для аудиала будет выполнено процентов на 20-30.

Для кинестетика все понятно, он не записал слова, значит не запомнил.

Именно поэтому на лекции воспринимают хорошо информацию аудиалы.
Кинестетики смогут запомнить что-нибудь, если будут конспектировать материал, а визуалы, если лекции будет сопутствовать иллюстрации на доске.

Еще один пример из жизни. В некой компании нужно придумать слоган, руководитель пишет на всю команду письмо примерно следующего содержания: кто придумает слоган, тот получит бонус. Как вы думаете, кто начнет быстрее и больше генерировать идеи в письменном виде, и кто воздержится от написания?

В моей практике пришлось работать с разными типами людей, но явно не выделявшихся по рассматриваемым типа в этой заметке. Однако, один раз мне пришлось работать с человеком, который не воспринимал на слух вообще никакой информации. Получить обратную связь в разговоре было практически не возможно, т.к. человек не понимал, что от него хотят. Однако стоило только перейти на корпоративный джаббер и начать переписку, как все вставало на свои места.

Принимайте информацию, имейте ввиду разницу в восприятии информации разными типами людей.

Какая наука изучает типы восприятия и зачем это нужно? Неужели лишь для того, чтобы блеснуть перед друзьями эрудированностью и знанием умных словечек? Как применить эти знания на практике?

Все эти вопросы возникают каждый раз, когда мы натыкаемся в просторах интернета на тесты по определению типа восприятия. Это модная новинка, которая скоро забудется? Нет, друзья, нет так уж и свежо это течение.

Что такое тип восприятия

Первые мысли об особенностях восприятия встречаются в трудах философов античности. Приблизительно в VI в. до н. э. мыслители начали замечать разницу в восприятии своих учеников и описывать свои наблюдения. Трактовались эти различия по-разному, но начало было положено. Необходимо заметить, что до XVIII в. человек рассматривался учеными как часть социума, что понятно и логично. Подход к изучению психологии личности и развитие теории, которая начала допускать принцип личной выгоды у человека и оценку всех явлений, исходя из их полезности и приятия отдельным индивидом, у психологов Бентама и Смита. Это момент стал переломным и наконец-то повернул взгляды ученых в правильном направлении.

В XIX–XX вв. начался период развития социальной психологии. Исследователи впервые начали проводить лабораторные эксперименты. Именно этот период дал четкое понимание о различиях восприятия людей. Создавались тесты, цель которых была определить способы восприятия человеком информации. Сейчас изучением этих тонкостей занимается целая наука, которая называется «Соционика».

Как определяются типы восприятия

Существуют специальные тесты. Любопытства ради, Вы имеете возможность пройти один из этих тестов прямо в интернете. Издана масса книг, которые рассказывают о типах восприятия в том числе. Как правило, в них напечатаны простенькие тесты, которые с некоторой долей вероятности определяют, к какому типу восприятия Вы ближе. Для людей, которые поставили перед собой цель разобраться в своих способностях и особенностях восприятия, работают психологи. Тесты на тип восприятия, которые проводит специалист, наиболее достоверны и всеобъемлющи. Отсюда вытекает абсолютно логичный вопрос: «Зачем это нужно?»

Для того, чтобы понять полезность этих знаний, необходимо вспомнить об особенностях каждого типа восприятия и поработать с примерами. Для начала необходимо сказать, что чистые типы в плане восприятия встречаются крайне редко. Речь идет о предрасположенности.

Эти люди воспринимают мир в большинстве случаев через глаза. Это абсолютно не значит, что визуалы не воспринимают звуки, запахи и тактильные ощущения. Для них зрительные образы несут больше информации и лучше воспринимаются. Итак, Вы прошли тест и определили свою принадлежность к визуалам. Что дальше? Использовать эту особенность в саморазвитии. Каждый из нас чему-то учится. Необходимость усваивать новую информацию возникает каждый день.

Человек, который механически исполняет уже выученные и доведенные до автоматизма действия, начинает деградировать. Дети учатся в школе. Как помочь маленькому визуалу? Научить рисовать картинки во время освоения материала. Зрительные образы, которые связаны с определенной информацией, останутся у него навсегда. Взрослый визуал должен выполнять инструкции начальства, от этого напрямую зависит Ваш карьерный рост. Рисуйте схемы, именно этот способ поможет Вам понять, как наиболее эффективно выполнить поставленную задачу.

koreada.ru - Про автомобили - Информационный портал