Большая заслуга в совершенствовании системы образования. Основные направления совершенствования системы образования. организация сетевого взаимодействия образовательных учреждений

Особенности управления развитием новой образовательной системы определяются, во-первых, тем местом, которое занимает образование в современном общественном развитии, а именно, тем, что образование превращается в одну из самых обширных и важных сфер человеческой деятельности, которая теснейшим образом переплетена со всеми другими сферами общественной жизни: экономикой, политикой, сферами как материального производства, так и духовной жизни. Во-вторых, особенности управления современной системой образования принципиально определяются тем состоянием, в котором в последние десятилетия находится сфера образования, а именно, состоянием экспоненциального расширения, сопровождающимся острыми кризисными явлениями и поисками путей выхода из кризиса. Эти поиски носят как теоретический, так и практический характер, в их ходе проявляются характерные черты новой образовательной системы. Эти характеристики новой системы образования также существенно влияют на особенности управления образованием в современном мире.

Важнейшей особенностью управления образованием в современных условиях является то, что проблемы образования должны решаться не только на уровне собственной образовательной системы. Решение этих проблем должно стать компонентом общегосударственной политики. То есть управление образованием должно осуществляться не только специализированными образовательными министерствами, но оно должно быть компонентом крупных правительственных программ, охватывающих все сферы общественной жизни. Проведение единой государственной политики в образовательной системе является важной задачей управления образованием как в России, так и во многих других странах. Только высокий приоритет образования в государственной политике может обеспечить необходимый уровень управления сферой образования в современном мире. При этом приоритетность образования должна быть не только провозглашена, но и последовательно реализовываться в политической практике. Глобальный характер формирующейся образовательной системы требует эффективного управления процессами ее развития на межгосударственном, международном уровне. При этом необходимы не просто международные контакты образовательных министерств, а реализация крупных межгосударственных, глобальных программ в области становления новой образовательной системы. Существенные особенности управления новой образовательной системой определяются и тем, что она имеет сложную структуру. Основными подсистемами современной системы образования являются педагогическая, технологическая, организационная, экономическая, которые находятся в сложном взаимодействии между собой и с другими сферами общественной жизни, поэтому важнейшим принципом управления образованием на всех уровнях: межгосударственном, общегосудартвенном, региональном, муниципальном, а также уровне образовательного учреждения, - должен быть принцип системности.

Управление развитием новой системы образования может быть эффективным только тогда, когда применение новых образовательных технологий, инновационных методов преподавания и обучения, становление новых организационных структур и форм, формирование новых экономических механизмов в сфере образования осуществляются в единстве и взаимодействии. Проблемы совершенствования учебного процесса, механизмов его финансирования, развития организационных форм не могут решаться изолированно. Эти проблемы должны рассматриваться и решаться как компоненты единого процесса формирования целостной образовательной системы.

Управление образованием в современных условиях ориентировано главным образом на решение проблем:

1. Организации такого доступа к образованию, который бы удовлетворял образовательные потребности людей в ХХI веке (образование должно стать доступным с раннего детства в течение всей жизни человека);

2. Обеспечения равенства доступа к образованию для всех людей на всех уровнях образования;

3. Повышение качества образования и достижение его релевантности, т.е. соответствия запросам общества;

4. Резкого повышения эффективности, производительности образовательной системы.

Все эти проблемы должны решаться в условиях увеличения числа обучающихся при практически повсеместном сокращении государственных средств, выделяемых на одного обучаемого. Сложность проблем в сочетании с сокращением государственного финансирования требует пересмотра роли и функций государства, предприятий, учебных заведений, семьи, самих обучающихся в финансировании и организации образования.

Особенностью управления образованием в современных условиях является необходимость привлечения к решению проблем образования различных социальных институтов, главным образом предприятий и семьи, а также пересмотр роли учебных заведений и самих обучающихся в организации и поддержании процесса образования.

Роль обучаемого в организации его образования становится более значительной, поскольку современный учебный процесс все в большей степени становится процессом самообучения, когда обучаемый сам выбирает свою образовательную траекторию в детально разработанной учебной среде; на высоких уровнях образования обучаемый участвует в оплате процесса обучения.

Характерной особенностью управления современной образовательной системой для эффективного решения вышеперечисленных проблем должно быть и дальнейшее развитие принципа автономности учебных заведений, возможностей самостоятельно определять основные характеристики образовательного процесса, в частности, используемые методы и технологии, структуру кадрового потенциала, источники финансирования, контингент обучающихся и др.

Устанавливаются новые взаимоотношения общегосударственных, региональных, муниципальных органов управления образованием между собой, а также с образовательными учреждениями и обучаемыми. Развивается и реализуется принцип децентрализации управления образованием, разграничения компетенции, полномочий и ответственности между его различными уровнями.

До недавнего времени государственные органы управления образованием во многих странах непосредственно руководили работой государственных образовательных учреждений. В России в условиях командно-административной системы такое непосредственное руководство принимало форму распределительного, директивного, бюрократического управления образованием. Однако в современных условиях такая система управления образованием оказывается неэффективной как с экономической, так и с педагогической точек зрения.

Государство оказывается перед необходимостью пересмотреть свою роль в сфере образования. Если раньше образовательные учреждения были полностью административно подчинены государственным органам управления образованием и являлись фактически как бы подразделениями этих органов, то в новой образовательной системе государство способствует развитию автономии образовательных учреждений, их административной самостоятельности. За государственными органами управления образованием остаются функции разработки стратегии развития образовательной системы и регулирования процессов реализации этой стратегии. По отношению к образовательным учреждениям государство из непосредственного руководителя активно превращается в заказчика и потребителя образовательных услуг.

Государственные органы управления образованием все больше выступают в роли покупателей услуг образовательных учреждений, функции этих органов все больше перемещаются из сферы производства образовательных услуг в область защиты интересов потребителей услуг учебных заведений. В новой образовательной системе в основе отношений между органами управления образованием и учебными заведениями лежит система заключения договоров на выполнение образовательными учреждениями заказов на подготовку кадров. Для эффективного функционирования этой системы государство способствует развитию в сфере образования полнокровной рыночной ситуации, конкуренции и на стороне производителей, и на стороне потребителей образовательных услуг.

Развитие системы договоров на подготовку кадров между государственными органами управления образованием и учебными заведениями предполагает, что в этих договорах фиксируются требования к качеству образования и существует система контроля за выполнением этих требований. В России требования к качеству образовательных услуг фиксируются посредством развития системы государственных образовательных стандартов, которая имеет федеральный и национально-региональный компоненты. Эти стандарты, в которых фиксируется обязательный минимум содержания основных образовательных программ, объем учебной нагрузки, требования к уровню подготовки выпускников, выступают в новой системе образования как основа оценки уровня полученного образования, его качества. На базе государственных образовательных стандартов создается национальная система контроля качества образования, организуются федеральные и региональные центры контроля качества образования и тестирования.

Контроль за качеством образовательных услуг может осуществляться как посредством развития системы лицензирования, аттестации и аккредитации образовательных учреждений, так и путем обеспечения выбора обучающимися того учебного заведения, которое предоставляет образовательные услуги высокого качества. Развитие обоих этих путей актуально для управления современным образованием.

Важной задачей современного управления образованием является интеграция национальной системы контроля качества образования в международную.

Таким образом, основными особенностями управления современной образовательной системой, определяющими ее стратегические ориентиры, являются необходимость проведения активной политики по развитию новой образовательной системы как на общегосударственном уровне, так и на международном, глобальном уровнях, а также высокий приоритет образования на всех этих уровнях является необходимым условием эффективного управления образованием в современном мире.

Среди основных проблем следует выделить следующие:

1. Недостаточное финансирование организаций высшего, среднего и начального профессионального образования (бюджетное финансирование осуществляется в лучшем случае 40-50%);

2. Низкая заработная плата педагогов;

3. Плохое материально-техническое обеспечение образовательного процесса, то есть многие учебные заведения не получали из бюджета средства на приобретение нового учебно-лабораторного оборудования.

4. Доступность качества образования в учебных организациях, для способных детей из малообеспеченных семей, отдаленных регионов России стало проблематично, так как в значительной мере зависит не только от способностей детей и молодежи, сколько от материального положения и места проживания.

Для решения данных проблем необходимы определенные меры:

1. Дошкольное образование: разработка и внедрение федеральных, региональных стандартов и их финансирование; введение раздельного финансирования дошкольного обучения и содержания детей.

2. Общее среднее образование: осуществление комплекса мер, направленных на изменение социального статуса учителя; создание при общеобразовательных школах попечительских советов; разработка стандартов содержания общего образования; акцент деятельности школы на воспитание детей.

3. Высшее профессиональное образование: разработка государственных стандартов с учетом современных и перспективных потребностей государства, общества, личности; разработка новых более жестких требований к аттестации и аккредитации вузов, в первую очередь, филиалов и негосударственных; создание более справедливых доступов к высшему образованию на основе экспериментальной отработки системы единых государственных экзаменов.

Таким образом речь идет о создании надежного механизма устойчивого развития системы образования, в котором будут решены следующие задачи:

1. Обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей в получении полноценного образования.

2. Достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования.

3. Повышение социального статуса и профессионализма работников образования, усиление их государственной и общественной поддержки.

4. Формирование в системе образования организационно-экономических механизмов привлечения и использования внебюджетных фондов.

Совершенствование, а тем более реформа всего дела образования и воспитания в связи с изменениями в реальной жизни общества требуют решения многих и многих вопросов.

Несоответствие содержания образования запросам общества находит свое проявление в обострившихся противоречиях между предметной структурой и необходимостью получения интегральных результатов воспитания, создания и развития коллектива учащихся и личности школьника; между возрастающим объемом научной информации в учебных предметах и перегрузкой учащихся, отрицательно сказывающейся на их здоровье в качестве учебно-воспитательного процесса; между технократическими тенденциями в содержании, методах, формах образования, преобладанием информационных, коммуникативных и технико-исполнительных аспектов и возрастанием значимости человеческого фактора, повышением роли гуманитаризации, гуманизации духовного начала и развития творческой инициативы учащихся.

Без преодоления этих противоречий трудно ожидать коренного повышения эффективности обучения и воспитания. Это во-первых.

Во-вторых, необходимо, чтобы реформу образования проводили люди, знающие школу, заинтересованные судьбами школы, работающие для школы, а не для себя, для решения своих карьерных притязаний, люди творческие, смелые, образованные.

Темпы, характер, содержание процесса совершенствования образования, повышения его эффективности зависят от выбора путей, форм, методов, средств развития средней и высшей школы, от решения организационных вопросов функционирования системы, в том числе вопросов участия широкой общественности в решении проблем развития школы. Эти условия, в свою очередь, отражаются в уровне знания коренных проблем ее функционирования. Однако пока еще много литературы, посвященной проблемам образования, написано абстрактно, сложно и потому не пользующейся популярностью среди работников просвещения, родителей, широкой общественности. Написание ярких, убедительных работ, построенных на анализе реальных процессов жизни, диалектике развития школы, является одним из важных инструментов привлечения всех слоев нашего общества к активному участию в реформе школы.

В-третьих, для совершенствования функционирования всей системы образования необходимо преодолеть и ошибочные взгляды на проблему задатков, способностей, дарований, возможностей каждого человека к различным сферам деятельности. При анализе этой проблемы следует помнить важнейшее положение о том, что "человек является непосредственно природным существом. В качестве природного существа, притом живого природного существа, он наделен природными силами, являясь деятельным природным существом; эти силы существуют в нем в виде влечения…". Эти слова указывают, прежде всего, на то, что в обучении необходимо учитывать природу человека, выявляя его задатки и способности, определяя характер и направленность заложенных в нем жизненных сил, влечений, склонностей, интересов. Именно они предопределяют возможность его успешной деятельности.

Сегодня, в условиях все возрастающего потока информации, в диалектическом разрешении противоречий между процессами дифференциации и интеграции знаний проблема своевременного выявления и учета в образовании задатков, дарований и способностей приобретает особую значимость .

Кроме того, Л.Ф. Спирин обращает особое внимание на необходимость развития ранее отсутствующего качества образования - научного стиля мышления. В нем он выявляет следующие черты, которые должны быть присущи каждому современному школьнику:

· системность мышления - способность охватить явление многоаспектно, выделить комплексы из взаимосвязанных компонентов, получить объемное знание для решения педагогических задач;

· детерминизм мышления - способность устанавливать причинно-следственные связи, охватывать зависимости между явлениями в ПС;

· вероятность мышления - способность выявлять и прогнозировать возможные пути учебно-воспитательного процесса, действия личностей, групп, коллективов;

· конкретность мышления - способность переводить общее положение теории на язык конкретных ситуаций; способность оперативно обрабатывать факты;

· прогностичность мышления - способность видеть перспективу событий; способность к антиципации, моделирование "зоны ближайшего развития";

· экономичность мышления - способность выбирать пути наименьших затрат сил и времени при решении задач;

· рефлексивность мышления - способность оценивать свою деятельность "со стороны", как бы глазами учащихся;

· эвристичность мышления - способность производить творческие процедуры, ставить и проверять гипотезы, фильтровать альтернативы на основе разных критериев .

И. Осмоловская считает, что ключевым моментом в содержании образования является обучение способности решать проблемы, а оно может быть спроектировано посредством:

1. Учебных заданий, в которых отрабатываются конкретные этапы решения проблем.

2. Учебных заданий, формирующих способы деятельности.

3. Учебных ситуаций, действие в которых формирует опыт решения проблемы .

Таким образом, пути и средства совершенствования содержания образования зависят от точки зрения автора, от его восприятия существующего положения в системе образования. Т.е. пути и средства совершенствования логично вытекают из тех проблем, которые автор выделяет как самые актуальные, которые, с его точки зрения, являются наиболее важными для современного образования, которые оказывают максимально разрушительное воздействие на содержание образования в целом и на формирование личности каждого школьника в отдельности.

Сегодня, как и в прошлом, особая ответственность за решение проблем взаимоотношений образования с государством, обществом и человеком лежит на Московском университете. Так уж распорядилась история и подтвердила жизнь. Московский университет задуман и создан его основателями М.В. Ломоносовым и И.И. Шуваловым как общенациональный, общероссийский. Он никогда не менял своего предназначения и никогда не изменял ему. И сегодня нет оснований поступать иначе.

В России не было и нет другого такого университета. В этом, быть может, его слабость, а быть может, наоборот, сила. Слабость в том, что удары, которые наносились по Московскому университету, еще больнее отзывались на отечественном образовании, высшей школе, на культуре в целом. Отвести или смягчить эти удары было некому. Сила же в том, что Московский университет, защищая себя, защищал одновременно все отечественное образование, высшую школу, культуру, принимая основные тяготы на себя.

Вот почему Московский университет стал не только ведущим национальным центром научного образования и культуры, но и символом российской нравственности, нравственного отношения к государству, обществу, человеку. Все это определяло и определяет линию поведения, содержание и формы действий Московского университета по отношению к реформированию образования и науки на всех его этапах.

Часто говорят о стремлении интегрироваться в мировую цивилизацию. Я лично не считаю, что Россия находится где-то на ее задворках. И тем не менее, коли мы так говорим, то будем руководствоваться словами генерального секретаря ЮНЕСКО Федерико Майора: «Пришло время признать культуру непосредственной вдохновляющей силой развития, отвести ей центральную роль социального регулятора». Луи Пастер, избранный в свое время почетным профессором Московского университета, писал: «На той ступени развития, которой мы достигли и которая обозначается именем «новейшая цивилизация», развитие науки, быть может, еще более необходимо для нравственного благосостояния народа, чем для его материального процветания. Путь в цивилизацию, в будущее страны один - в союзе между наукой и государством». Он понимал это еще 100 лет назад.

Главной, всеопределяющей целью для России на рубеже ХХI в. я считаю восстановление доверия к проводимым дальнейшим реформам образования и науки. Без этого все пойдет впустую. Реформу делают профессора, учителя, учащиеся, но не чиновники. Давно пора понять и принять формулу - не образование для государства, а государство для образования. Нам следует помнить замечательные слова нашего соотечественника: «Одним из отличительных признаков великого народа, - писал профессор Московского университета В. Ключевский, - служит его способность подниматься на ноги после падения». И добавлял, что «общественное возрождение будет совершаемо переработкой слова науки в дело жизни».

Стратегическими целями обеспечения национальной безопасности в сфере науки, технологий и образования являются:

Развитие государственных научных и научно-технологических организаций, способных обеспечить конкурентные преимущества национальной экономики и потребности национальной обороны за счет эффективной координации научных исследований и развития национальной инновационной системы;

Повышение социальной мобильности, уровня общего и профессионального образования населения, профессиональных качеств кадров высшей квалификации за счет доступности конкурентоспособного образования.

Прямое негативное воздействие на обеспечение национальной безопасности в сфере науки, технологий и образования оказывают отставание в переходе в последующий технологический уклад, зависимость от импортных поставок научного оборудования, приборов и электронной компонентной базы, стратегических материалов, несанкционированная передача за рубеж конкурентоспособных отечественных технологий, необоснованные односторонние санкции в отношении научных и образовательных организаций России, недостаточное развитие нормативной правовой базы и слабая мотивация в сфере инновационной и промышленной политики, низкие уровень социальной защищенности инженерно-технического, профессорско-преподавательского и педагогического состава и качество общего среднего образования, профессионального начального, среднего и высшего образования.

Одним из главных направлений Российская Федерация на среднесрочную перспективу определяет технологическую безопасность. С этой целью совершенствуется государственная инновационная и промышленная политика, определяются в качестве безусловного приоритета инновационного развития национальной экономики фундаментальная и прикладная наука, образование, совершенствуется федеральная контрактная система и система государственного заказа на подготовку высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров, развивается государственно-частное партнерство в сфере науки и технологий, создаются условия для интеграции науки, образования и промышленности, проводятся системные исследования в интересах решения стратегических задач национальной обороны, государственной и общественной безопасности, а также устойчивого развития страны.

Для противодействия угрозам в сфере науки, технологий и образования силы обеспечения национальной безопасности во взаимодействии с институтами гражданского общества осуществляют гражданское воспитание новых поколений в традициях престижа труда ученого и педагога, обеспечивают эффективность государственно-правового регулирования в области интеграции науки, образования и высокотехнологичной промышленности.

Решение задач национальной безопасности в сфере науки, технологий и образования в среднесрочной и долгосрочной перспективе достигается путем:

Формирования системы целевых фундаментальных и прикладных исследований и ее государственной поддержки в интересах организационно-научного обеспечения достижения стратегических национальных приоритетов;

Создания сети федеральных университетов, национальных исследовательских университетов, обеспечивающих в рамках кооперационных связей подготовку специалистов для работы в сфере науки и образования, разработки конкурентоспособных технологий и образцов наукоемкой продукции, организации наукоемкого производства;

Реализации программ создания учебных заведений, ориентированных на подготовку кадров для нужд регионального развития, органов и сил обеспечения национальной безопасности;

Обеспечения участия российских научных и научно-образовательных организаций в глобальных технологических и исследовательских проектах с учетом конъюнктуры рынка интеллектуальной собственности.

В целях повышения качества образования, по нашему мнению, следовало бы:

В Законе РФ «Об образовании», в статье 2, наряду с общедоступностью образования и автономностью образовательных учреждений в число основополагающих принципов государственной политики в области образования включить принцип обеспечения получения гражданами качественного образования;

В Положении о Минобрнауки России: вместо общей фразы в п.п. 5.2.8 конкретно записать о полномочии министерства принимать нормативные акты, определяющие конкретные критерии качества образования, как общие для всей сферы образования, так и конкретизированные для каждого типа и вида образовательных учреждений; установить короткий срок и обязательные условия уточнения федеральных компонентов государственных образовательных стандартов и образовательных программ с учетом ускорения темпов обновления технологий в отраслях экономики, стремительного развития и расширения доступности открытых информационных систем;

В Положении о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) детально раскрыть в пп. 5.1.2 вопрос контроля и надзора за качеством образования в образовательных учреждениях (с учетом предлагаемых выше изменений в Положении о Минобрнауки России).

Другой основной проблемой системы образования является образовавшийся за определенный период дефицит преподавательских и управленческих кадров необходимой квалификации.

У этой проблемы две важные составляющие.

Во-первых, не разработана современная система стимулирования труда работников образовательных учреждений, и прежде всего педагогического персонала, и не установлен на должном уровне минимальный размер оплаты труда педагогических работников.

Медленно, со скрипом продвигается вопрос о введении системы оплаты труда, соответствующей отраслевым особенностям сферы образования, обеспечивающей зависимость величины заработной платы от квалификации работников, сложности выполняемой работы, количества и качества труда, без ограничения ее максимальным размером (ст. 132 ТК РФ).

Надо более настойчиво практически реализовать утвержденные решением трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений единые рекомендации по системам оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджетов на федеральном, региональном и местном уровнях.

И решать это следует незамедлительно, пока сложилась благоприятная ситуация в течение последних лет с перевыполнением федерального бюджета по доходам, в связи с высокими экспортными ценами на российские энергоносители.

Во-вторых, необходимо кардинально решать проблему поддержания престижа профессии учителя и преподавателя. В этих целях следует обеспечить все без исключения учебные заведения (в городах и сельской местности) современными учебниками и методическими пособиями по обновленным технологиям обучения, необходимой компьютерной техникой; повсеместно провести повышение квалификации и в случае необходимости переподготовку педагогического состава на базе обновленных государственных образовательных стандартов, образовательных программ и учебных планов; усилить мотивацию к участию в преобразованиях; создать разнообразные гибкие привлекательные условия для притока в систему образования нового поколения педагогических кадров, которому не сопутствовала бы инерционность, слабая реакция на внешние сигналы о необходимости смены действующих технологий образования; разработать и внедрить эффективные механизмы ротации управленческих кадров, профессионального и карьерного роста в системе образования.

Нужно, чтобы новое поколение учителей и преподавателей с желанием шли на работу в сферу образования, видя в ней перспективу совершенствования профессионального мастерства, применения в своей практике достижений российской и мировой науки и техники, получения в зависимости от результатов своего труда и педагогического коллектива морального и материального удовлетворения.

Необходимо в этих целях внимательно следить также за выделением и использованием соответствующей материально-технической базы учреждений системы образования, в полной мере обеспечивающей эффективное применение новых технологий обучения. Все это будет способствовать созданию оптимальных, демократических условий смены поколений учителей и преподавателей.

Еще одной основной проблемой является повышение инвестиционной привлекательности сферы образования.

Решение этой актуальной проблемы возможно при последовательном продвижении по следующим направлениям:

1. Во-первых, следует законодательно закреплять и фактически реализовать условия для повышения экономической и финансовой самостоятельности образовательных учреждений. Причем такая самостоятельность должна иметь многообразие и зависеть от организационно-правовой формы образовательных учреждений, их уставных целей и задач, направленности и объемов образовательной и финансовой деятельности, уровня квалификации управленческих и педагогических кадров, введения в штат менеджеров, их подготовленности выполнять эффективно функции в достаточно сложных условиях действия рыночных отношений в экономике.

2. Во-вторых, возрастает роль и значение попечительского совета, члены которого призваны активно изыскивать внебюджетные источники финансирования образовательного учреждения и участвовать в контроле за целевым и эффективным использованием таких средств! Следовательно, надо придавать особое внимание подбору членов попечительского совета. К тому же некоторые из них сами могут быть меценатами и спонсорами данного образовательного учреждения.

3. В-третьих, требуется законодательно определить механизм привлечения и стимулирования частных инвесторов в систему образования как на территории России, так и из-за рубежа, включая организации, действующие по программам, одобренным ООН, различные международные гуманитарные фонды.

4. В-четвертых, особое значение необходимо придавать вопросу создания условий для снижения инвестиционных рисков вложений в образовательную сферу. Во многом это зависит от совершенствования законодательства, инвестиционной деятельности Правительства России, федеральных органов исполнительной власти, таких как Минэкономразвития, Минфин, Минимущество, Минобрнауки и его Федерального агентства по образованию.

5. В-пятых, следует практически решить вопрос о безусловном обеспечении большей прозрачности процессов экономической, финансовой и хозяйственной деятельности системы образования в целом и каждого образовательного учреждения. Причем прозрачной эта деятельность должна быть не только для учредителей, собственников имущества, инвесторов, но и для членов коллектива, работающих в образовательном учреждении, и образованных им общественных организаций, представляющих их интересы и защищающих их права. Требуется отработать и законодательно утвердить перечень полномочий каждого из названных участников этого процесса, формы публичной отчетности о работе учебных заведений всех уровней образования.

Решение проблемы повышения инвестиционной привлекательности сферы образования, как видим, во многом связано с потребностью повышения качества управления как отдельным образовательным учреждения, так и системой образования в целом по России, в каждом ее регионе и муниципальном образовании.

В числе основных проблем развития системы образования необходимо упомянуть и потребность модернизации финансово-экономического механизма в сфере образования.

В ходе совершенствования бюджетного процесса следовало бы активизировать разработку и внедрение современных инструментов финансирования образования.

Актуальным становится переход к повсеместному применению на практике принципа управления и финансирования по результатам.

Но эффективно применять в системе образования данный принцип можно лишь при условии централизованного определения четкого перечня индикаторов результативности и детально научно обоснованной методики их определения раздельно для каждого вида и типа образовательных учреждений, а также для реализации в России федеральных и региональных целевых образовательных программ.

При этом необходимо детально разработать и использовать различные инструменты финансово-экономического механизма в области образования. Они должны являться обязательными составными частями единой системы и применяться в оптимальном сочетании в каждом конкретном случае и с учетом специфики территорий и целевой постановки задачи на определенный период.

Таким инструментом может быть, например, нормативно-подушевое финансовое нормирование и на его основе бюджетное финансирование.

Для решения подобной задачи требуется внести существенные изменения в первую очередь в законодательную базу, а затем и в подзаконные акты.

Так, в Бюджетном кодексе РФ в раздел III «Расходы бюджетов» следовало бы включить вопрос о нормативно-подушевом финансовом нормировании и обязательном применении при бюджетном финансировании законодательно утвержденных таких норм.

В Законе РФ «Об образовании» в главе III «Управление системой образования» полагаю возможным дополнительно включить в число подлежащих ведению соответствующих органов власти вопросы не только общих принципов финансирования образовательных услуг, но и разработку, утверждение в пределах своей компетенции норм подушевого бюджетного финансирования образования по каждому виду и типу образовательных учреждений, а также по федеральным и региональным целевым образовательным программам.

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ. 4
2. КОМПЛЕКСНАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ РОССИЙСКОГО
ОБРАЗОВАНИЯ. 7
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 18

ВВЕДЕНИЕ
Образование представляет собой социальную подсистему, имеющую собственную структуру. В качестве ее основных элементов можно выделить учебно-воспитательные учреждения как социальные организации, социальные общности (педагоги и учащиеся), учебный процесс как вид социокультурной деятельности, а также: наличие объективного статуса людей в определённой сфере деятельности, совокупность ролей, исполняющихся людьми, ассоциированных в рамках данного социального института, наличие социальной нормы, которая выражает меру, с помощью которой определяется стандарт поведения людей, оценивается их деятельность и определяются санкции. Но и социальные нормы являются условиями выбора ролевого поведения и способ её измерения (поощрение и порицание); они организовывают и регулируют деятельность людей и их взаимоотношения в рамках единого социального института.
Образование как институт определяется двумя аспектами - социальным и культурным, - первый отражает структурную сторону социального института, второй - функциональную сторону, определённый способ его деятельности. Их взаимодействие обуславливает развитие и самосохранение института.
В современном обществе система образования представляет собой довольно сложную многоступенчатую, иерархически построенную структуру. На всех уровнях работники образования, кроме своих прямых задач по обучению и воспитанию, решают и управленческие задачи по руководству педагогическими коллективами. Поэтому профессиональная подготовка педагога, который когда-то может стать руководителем педагогического коллектива, предполагает получение им знаний в области психологических основ управления людьми, в частности руководства ученическим и педагогическим коллективами.

1. СУЩНОСТЬ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ.
Одним из основных средств развития личности и формирова¬ния ее базовой культуры выступает содержание образования.
В тра¬диционной педагогике, ориентированной на реализацию преиму¬щественно образовательных функций школы, содержание образования определяется как «совокупность систематизированных знаний, уме¬ний и навыков, взглядов и убеждений, а также определенный уровень развития познавательных сил и практической подготовки, достиг-нутый в результате учебно-воспитательной работы. Это так называемый знаниево-ориентиро¬ванный подход к определению сущности содержания образования.
При таком подходе в центре внимания находятся знания как отражение духовного богатства человечества, накопленного в про¬цессе поисков и исторического опыта. Знаниево-ориентирован¬ное содержание образования способствует социализации личности, вхождению человека в со¬циум. С этой точки зрения такое содержание образования является жизнеобеспечивающей системой.
Однако при знаниево-ориентированном подходе к содержанию образования знания являются абсолютной ценностью и заслоня¬ют собой самого человека. Это приводит к идеологизации и регла¬ментации научного ядра знаний, их академизму, ориентации со¬держания образования на среднего ученика и другим негативным последствиям.
В последнее десятилетие в свете идеи гуманизации образова¬ния все более утверждается личностно-ориентированный под¬ход к выявлению сущности содержания образования. Под содержанием образова¬ния понимают педагогически адаптированную систему знаний, навыков и умений, опыта творческой деятельности и опыта эмо¬ционально-волевого отношения, усвоение которой призвано обес¬печить формирование всесторонне развитой личности, подготов¬ленной к воспроизведению (сохранению) и развитию материаль¬ной и духовной культуры общества.
Итак, при личностно-ориентированном подходе к определе¬нию сущности содержания образования абсолютной ценностью являются не отчужденные от личности знания, а сам человек. Та¬кой подход обеспечивает свободу выбора содержания образова¬ния с целью удовлетворения образовательных, духовных, куль¬турных и жизненных потребностей личности, гуманное отноше¬ние к развивающейся личности, становление её индивидуальности и возможности самореализации в культурно-образовательном про¬странстве.
Традиционная педагогика признавала фактически лишь соци-альную сущность человека, из которой следовало, что целью об¬разования выступают формирование социально значимых качеств, развитие человека как члена общества.
Личностно-ориентированное содержание образования направ¬лено на развитие целостного человека: его природных особенно¬стей (здоровья, способностей мыслить, чувствовать, действовать); его социальных свойств (быть гражданином, семьянином, труже¬ником) и свойств субъекта культуры (свободы, гуманности, ду¬ховности, творчества). При этом развитие и природных, и соци¬альных, и культурных начал осуществляется в контексте содержания образования, имеющего общечеловеческую, нацио¬нальную и региональную ценность.
Содержание образования имеет исторический характер, по¬скольку оно определяется целями и задачами образования на том или ином этапе развития общества. Это означает, что оно изменя¬ется под влиянием требований жизни, производства и уровня раз¬вития научного знания.
Образование рассматривается как социальный институт, как одна из социальных подструктур общества. Содержание образо¬вания отражает состояние общества, переход от одного его состо¬яния к другому. В настоящее время - это переход от индустри¬ального общества XX в. к постиндустриальному или информаци¬онному XXI в. Развитие и функционирование образования обус¬ловлено всеми факторами и условиями существования общества: экономическими, политическими, социальными, культурными и дру¬гими.
Для того чтобы обучение и воспитание детей велось с учетом имеющихся научно-психологических знаний, в системе образования создается и функционирует психологическая служба. Работники психологической службы образования принимают участие в решении вопросов, касающихся судьбы ребенка, его обучения и воспитания, начиная с младенческого и кончая старшим школьным возрастом. На всем протяжении жизни ребенка он должен находиться в сфере внимания со стороны профессиональных психологов. В течение всего этого времени, занимающего в среднем от 16 до 18 лет, должно вестись систематическое наблюдение за психологическим развитием ребенка. В ходе него проходят регулярные психодиагностические обследования, оценивают характер и темпы психологического развития ребенка, дают рекомендации по его обучению и воспитанию, контролируют их реализацию.
Цель современного образования - развитие тех свойств лично¬сти, которые нужны ей и обществу для включения в социально цен¬ную деятельность. Такая цель образования утверждает отношение к знаниям, умениям и навыкам как средствам, обеспечивающим достижение полноценного, гармоничного развития эмоциональ¬ной, умственной, ценностной, волевой и физической сторон лич¬ности.
Знания, умения и навыки необходимы для применения в жизни усваиваемой культуры. Изучение основ наук и искусства в образовательных учреждениях не самоцель, а средство усвоения методов поиска и проверки истины, познания и разви¬тия прекрасного.

2. КОМПЛЕКСНАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Сегодня связь между современным, качественным образованием и перспективой построения гражданского общества, эффективной экономики и безопасного государства очевидна. Для страны, которая ориентируется на инновационный путь развития, жизненно важно дать системе образования стимул к движению вперед – это и есть первоочередная задача всех целевых комплексных программ в сфере образования, а в частности приоритетного национального проекта «Образование» .
Для реализации данной задачи в проекте предусмотрено несколько взаимодополняющих подходов. Во-первых, выявление и поддержка «точек роста». Государство стимулирует учреждения и целые регионы, внедряющие инновационные программы и проекты, поощряет лучших учителей, выплачивает премии талантливой молодежи – то есть делает ставку на лидеров и содействует распространению их опыта. Государство поощряет тех, кто может и хочет работать, – это касается и учащихся школ, и студентов вузов, и преподавателей. Поддержку получают наиболее эффективные и востребованные образовательные практики – образцы качественного образования, обеспечивающего прогресс и профессиональный успех.
С другой стороны, ряд направлений проекта нацелен на обеспечение доступности, выравнивание условий получения образования: обеспечение для всех школ высокоскоростного доступа к глобальным информационным ресурсам, размещенным в сети Интернет, поставки учебного оборудования и школьных автобусов и т. д.
При этом проект предполагает внедрение новых управленческих механизмов. Создание в школах попечительских и управляющих советов, привлечение общественных организаций (советы ректоров, профсоюзы и т.д.) к управлению образованием – вот способы сделать образовательную систему более прозрачной и восприимчивой к запросам общества. Реализацию этого подхода обеспечивают конкурсные процедуры поддержки, предусмотренные в большинстве мероприятий проекта.
Кроме того, проект привносит значительные изменения в механизмы финансирования образовательных учреждений. Бюджетные средства на реализацию программ развития, как правило, направляются непосредственно в образовательные учреждения, что способствует развитию их финансовой самостоятельности. Распределение средств в общем образовании осуществляется на основе подушевого принципа финансирования с учетом объективных особенностей организации образования для городских и сельских учащихся. Принципы установления поощрений лучшим учителям и доплат за классное руководство задают основы для введения новой системы оплаты труда учителей, ориентированной на стимулирование качества и результативности педагогической работы.
Основная цель комплексной модернизации образования - предоставить всем школьникам возможность получить качественное общее об¬разование. В первую очередь это означает обеспечение современ¬ных условий:
а) оснащенность комплексом учебного и компьютерного оборудования, функциональ¬ные возможности которого полностью обеспечивают ре-ализацию основных про¬грамм общего образования;
б) укомплектованность педаго¬гическими кадрами, имею¬щими необходимую квали¬фикацию, по каждому из предметов базисного учебно-го плана;
в) соответствие требованиям Санитарно-эпидемиологичес¬ких правил и нормативов, что гарантирует безопасность и комфорт для всех участни¬ков образовательного про¬цесса;
г) насыщенную коммуникатив¬ную образовательную среду, обеспечивающую полноцен¬ное развивающее общение со сверстниками;

3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Основными причинами не¬соответствия систем образования современным условиям являют¬ся экономические и финансовые механизмы, нечувствительные к результативности и качеству предоставляемых услуг. Раньше образовательные учреждения финансировались по смете рас¬ходов, а не по нормативу стои¬мости стандартной образова¬тельной услуги. Размер оплаты труда учителя определялся лишь количеством проведенных уро-ков и не учитывал качества всей педагогической работы.
Теперь в рамках комплекс¬ных проектов модернизации об-разования (КПМО) в регионах вводится новая система оплаты труда работников (НСОТ) и осуществляется переход на нор¬мативное подушевое финансиро¬вание образовательных учрежде¬ний (НПФ) .

Переход на нормативное подушевое финансирование
НПФ образовательных уч¬реждений строится на двух принципах. Первое: на регио¬нальном уровне устанавливают¬ся нормативы бюджетного финансирования на заработную плату работников и текущие учебные расходы в расчете на од¬ного обучающегося. Второе и главное: средства по нормативу из регионального бюджета дово¬дятся до каждого общеобразова¬тельного учреждения.
Основные преимущества та¬кого механизма:
- школы рассчитывают собст¬венные доходы и, исходя из них, формируют расходы. Это означает переход в обра¬зовании от непрозрачной за¬тратности (когда школы вы¬нуждены выпрашивать сред-ства у учредителя, и бюджет делится между школами субъективно) к четкому фи¬нансовому планированию и эффективному самостоятель¬ному хозяйствованию;
- ресурсное обеспечение уч¬реждения зависит от количе¬ства обучающихся, выбрав¬ших данное учреждение, а значит - от качества и ре-зультативности предоставля¬емых образовательных услуг. И не зависит от численности работников, количества сформированных классов-комплектов и учебных групп, объемов учебной нагрузки, устанавливаемой детям. Средства, высвобожденные благодаря рациональному комплектованию штатного расписания, учебных групп, учебного расписания, оста¬нутся в общеобразователь¬ном учреждении и могут быть по решению руководст¬ва и коллектива школы на¬правлены на поощрение хо¬рошо работающих учителей, на улучшение оснащенности образовательного процесса;
- происходит неадминистра¬тивное регулирование сети школ, разнообразия и качест¬ва образовательных услуг в соответствии с реальными запросами. Ресурсы начина¬ют концентрироваться в эф-фективно работающих шко¬лах, наилучшим образом обеспечивающих потребнос¬ти жителей всех близлежа¬щих территорий.
В настоящее время более чем в половине регионов средства, по-ступившие в бюджеты муници¬пальных образований из регио¬нального бюджета по нормати¬ву, пока не передаются школам напрямую, а перераспределяют¬ся учредителем между подведом¬ственными общеобразовательны¬ми учреждениями. Такое перерас¬пределение по сути ухудшает фи¬нансирование более эффективных школ в пользу менее эффек-тивных и, очевидно, не приводит к улучшению качества образова¬тельных услуг ни в тех, ни в дру¬гих общеобразовательных уч¬реждениях.
Исходя из новой модельной методики перехода на НПФ, раз-работанной в процессе подготов¬ки к запуску комплексных про¬ектов и рекомендуемой Минобрнауки России, пер¬воначальный размер норматива целесообразно устанавливать от¬дельно для города и села в со¬ответствии со сложившейся на практике оптимальной суммой, обеспечивающей реализацию об¬разовательного стандарта.
На переходный период (по¬рядка трех лет) предлагается вводить временные адаптацион¬ные надбавки, задача которых - не заморозить прежние условия, а не допустить их ухудшения, но при этом стимулировать к по¬иску путей и возможностей их улучшения. При новом подходе улучшение условий гарантиру¬ет повышение доходов учрежде¬ния. Этот подход обеспечивает постепенное снижение неэф¬фективных расходов и рост нор¬матива по мере развития сети об¬разовательных учреждений. По мере роста норматива у школ по¬является возможность увеличи¬вать и фонд оплаты труда, и до¬лю средств, направляемых на ос¬нащение учебного процесса.
Таким образом, применение регионами модельной методики перехода на НПФ позволяет мо¬тивировать образовательные уч¬реждения на повышение качест¬ва работы без резкого измене¬ния объема их финансирования. Благодаря применению модель¬ной методики величина норма¬тива в среднем по регионам, поддерживаемым в рамках на-ционального проекта, к 2010 году увеличится в полтора ра¬за, а также в среднем в два ра¬за возрастет доля учебных расходов в нормативе, достиг-нув 10%.

Новые системы оплаты труда
Традиционно применяемая в общеобразовательных учрежде¬ниях тарифная почасовая сис¬тема оплаты труда учителей не позволяет в полной мере учесть усилия, затраченные педагогом на подготовку и проведение учебных занятий, а также вос¬питательную, методическую, внеурочную работу. Прежняя си¬стема заставляет учителей брать как можно больше учебных ча¬сов, даже искусственно наращи¬вать количество уроков в ущерб качеству образования.
С другой стороны, очевидно, что чем больше класс, тем боль¬ше усилий требуется учителю для проведения урока. Чем меньше класс - тем учителю проще. Так как при традицион¬ной системе труд педагога оп-лачивается вне зависимости от количества учеников в классе, то у учителей нет экономических стимулов для выполнения более сложной работы.
Таким образом, для измене¬ния сложившейся ситуации, не¬избежно ведущей к падению ка¬чества образования, требуется создать и закрепить нормативными актами механиз¬мы учета в зарплате (причем, в ее базовой части) всех видов де¬ятельности учителя, а не толь¬ко аудиторной нагрузки - уроков; повышения сложности тру¬да педагога при увеличении количества учеников в классе. Ко¬нечно, при этом ни в коем слу¬чае не может идти речь о нару¬шении санитарных норм: коли¬чество учеников в стандартном учебном кабинете не может пре¬вышать 25 человек.
В усло¬виях НПФ фонд оплаты труда общеобразовательного учрежде¬ния формируется не в зависи¬мости от количества учителей и единой тарифной сетки, а в за¬висимости от количества обуча¬ющихся. Это позволяет эффек¬тивно работающим учреждени¬ям уже сейчас в рамках имею¬щегося фонда оплаты труда учитывать при начислении зар¬платы интенсивность, уровень сложности и специфику как урочной, так и внеурочной дея¬тельности каждого учителя, а также вводить стимулирующие выплаты за высокое качество и результативность.
В рамках КПМО предлагается отличная от тради¬ционной почасовой норма учета ау¬диторной нагрузки учителя - пе¬дагогическая услуга в расчете на одного учащегося. Ее стоимость рассчитывается внутри школы на основании имеющегося у нее фон¬да оплаты труда, количества уча¬щихся и школьного учебного пла¬на. В этом случае искусственное увеличение количества классов в школе и уроков в учебном плане не приводит к росту оплаты тру¬да учителя, как это было раньше. Педагогический коллектив теперь не заинтересован в раздувании рас-писания за счет излишнего увели¬чения учебного времени на пред¬меты и является сторонником ра¬ционального укомплектования классов и учебных групп.
В моделях НСОТ также предусмотрена возможность введения на уров¬не школ коэффициентов, позво¬ляющих учесть особенности ре-ализуемых педагогами образова¬тельных программ.
Помимо основной - «базо¬вой» - части зарплаты в новых региональных системах оплаты труда дополнительно предусмо¬трена стимулирующая часть. Ее доля в общем фонде оплаты тру¬да общеобразовательных учреж¬дений по окончании комплекс¬ных проектов составит 20-40%.
Во всех регионах стимулиру¬ющие выплаты учителям выпла-чиваются за достигнутые резуль¬таты и высокое качество. Разра¬ботка критериев качества и оцен¬ка по этим критериям достигну¬тых результатов осуществляются в школе с участием школьного совета.
Постоянная общественная оценка качества и результатив¬ности труда учителя при выпла¬те стимулирующих надбавок бу¬дет способствовать становле¬нию более открытых, уважитель¬ных и партнерских отношений между учителями и учащимися, учителями и родителями, учи¬телями и местным сообществом.
В развитие общественной оценки качества труда учителей для полноценного введения НСОТ от регионов в перспек¬тиве потребуется также обнов¬ление в рамках своей компетен¬ции порядка аттестации руково-дителей школ и педагогических кадров с учетом механизмов оценки качества образования.
Рост доходов учителей
Важно отметить, что все реги¬оны, внедряющие комплексные проекты, обеспечивают неухудше¬ние условий труда и неснижение зарплат при переходе на НСОТ. Однако новые механизмы ве¬дут к тому, что зарплата у учи¬телей вырастет не одинаково, а тем больше, чем качественнее ра¬ботает учитель.
Дополнительные возможнос¬ти повышения доходов учителей заложены в оптимизации доли фонда оплаты их труда в общем фонде оплаты труда образова¬тельного учреждения. Во всех регионах, внедряющих КПМО, по окончании проекта ФОТ учителей достигнет опти-мального значения (порядка 70%).
К 2009 году в 18 субъектах Российской Федерации новая система оплаты труда будет действовать во всех школах. Поэтапное введение НСОТ начиная с наиболее эффектив¬ных и крупных учреждений (имеющих большой ФОТ бла¬годаря нормативному подушево¬му финансированию) возможно даже без роста бюджетных рас¬ходов. Первоначально это приведет к смене механизмов начис¬ления заработной платы. Посте¬пенное увеличение доли стиму¬лирующей части и стоимости педагогической услуги будет происходить за счет повышения эффективности бюджетного пла¬нирования и роста доходов уч¬реждения. При повышении нор¬матива в связи с выравнивани¬ем стоимости образовательной услуги область внедрения НСОТ будет расширяться.

Системы мониторинга и оценки качества
Объективная, внешняя, неза¬висимая система оценки качест¬ва, восприимчивая к актуальным и перспективным запросам лич¬ности, общества и государства - необходимый системный инст¬румент. От него во многом за¬висит эффективность использо¬вания основных экономических механизмов: НСОТ и НПФ (на уровне принятия гражданами ре¬шения о выборе места получе¬ния образования), а также при¬нятие управленческих решений об изменении сети общеобразо¬вательных учреждений.
Итоговая аттестация за курс основной и средней общеобра-зовательной школы проводится по измерительным материалам и критериям, разработанным на федеральном уровне. По ее ре¬зультатам выпускники получа¬ют соответствующие аттестаты и могут продолжить образова¬ние на последующих ступенях, в учреждениях профессиональ-ного образования. Современные механизмы внешней оценки поз¬волят гражданам объективно судить о качестве школьного обучения.
Немаловажно, что оценка ка¬чества может осуществляться не только как аттестация учащих¬ся, но и как иные замеры _ пе¬дагогическая, психологическая диагностика, социологические, эргономические и другие иссле¬дования. Отрадно, что при ор¬ганизации региональных систем оценки качества активно ис¬пользуются наработки конкурсов приоритетного национального проекта «Образование» (ПНПО).
Для оптимальной организа¬ции системы мониторинга субъ¬ектам Российской Федерации следует разработать и закрепить нормативными актами регио¬нальные регламенты:
■ учета на уровне региона, му¬ниципального образования, образовательного учрежде¬ния результатов регионально¬го мониторинга и оценки ка¬чества образования;
■ разработки критериев и осу¬ществления оценки качества образования на уровне обра¬зовательного учреждения при участии школьных советов.

Расширение общественного участия в управлении образованием
Ключевым условием и фак¬тором успешности комплексной модернизации образования явля¬ется полноценное общественное участие в управлении образова¬тельными учреждениями, в фор¬мировании образовательной по¬литики на местном, региональ¬ном уровнях. Привлечение об¬щественных институтов к учас¬тию в управлении образованием заключается в передаче им ряда управленческих полномочий.
Основной формой обществен¬ного участия будут общественные советы на всех уровнях управле¬ния образованием, в том числе:
- управляющие советы образо¬вательных учреждений. Они будут участвовать в форми¬ровании образовательной программы и программы раз¬вития учреждения, в разра¬ботке локальных норматив¬ных актов, охватывающих различные вопросы функци¬онирования учреждения, в распределении стимулирую¬щих выплат учителям и ре¬шении иных финансовых во¬просов и др.;
- общественные советы и ко¬миссии на муниципальном уровне. Предполагается их участие в формировании и ре¬ализации программы развития муниципальной образователь¬ной сети, стимулировании ру-ководителей образовательных учреждений, обсуждении му¬ниципальных расходов на содержание и коммунальное обслуживание школьных зда-ний и др.;
- региональные экспертные со¬веты будут принимать учас¬тие в формировании и напол¬нении образовательного стан¬дарта в части компетенции субъектов Российской Феде¬рации, установлении подуше¬вого норматива финансирова¬ния образовательных учреж¬дений, обсуждении и совер¬шенствовании механизмов ре¬ализации государственной образователь-
ной политики, отборе инновационных уч¬реждений, получающих реги-ональную поддержку, и др.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, можно выделить основные на¬правления комплексной модер¬низации образования:
введение новой системы оп¬латы труда работников обще¬го образования, направлен¬ной на повышение доходов учителей (НСОТ);
переход на нормативное по¬душевое финансирование об-щеобразовательных учрежде¬ний;
развитие региональной сис¬темы мониторинга и оценки качества образования;
развитие региональной сети общеобразовательных учреж¬дений: обеспечение условий для получения качественного общего образования незави¬симо от места жительства;
расширение общественного участия в управлении обра¬зованием.
Большие преобразования в системе повышения квалификации и переподготовки кадров должны произойти с учетом: введения новой системы оплаты труда; дальнейшего развития института в условиях конкурентной среды; выполнения новых функций деятельности в связи с реализацией целевой программы «Развитие системы образования на 2008 – 2010 годы».
Развитие системы непрерывного образования позволит создать условия для формирования гибких образовательных траекторий, обеспечит реакцию системы образования на динамично изменяющиеся потребности личности, общества, экономики. Одновременно появятся возможности для выравнивания доступа к качественному образованию на всех уровнях, образовательной системы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Федеральный закон от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ «Об обра¬зовании» (с последующими изменениями и дополнениями).
2. Комментарий к Закону Российской Федерации «Об образовании» / Отв. ред. В. И. Шкатулла.- М.: Юристь, 2007.
3. Национальный проект "Образование": Чего мы ждем от реформы // Нац. проекты. - 2007. - № 5. - С. 51-52.
4. Никитин, Э.Создание организационных условий для реализации приоритетного национального проекта "Образование" / Э. Никитин, И. Чечель // Нар. образование. - 2006. - № 4. - С. 21-50.
5. О направлениях, основных мероприятиях и параметрах приоритетного национального проекта "Образование" // Государство и право. - 2006. - № 1. - С. 2-3.
6. Педагогика /Под ред. Л. П. Крившенко. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.
7. Поташник М. М., Моисеев А. М. Управление современной школой (В вопросах и ответах). - М.: Новая школа, 2007.
8. Фурсенко, А. О реализации приоритетных национальных проектов в сфере образования / А. Фурсенко// Альма матер: Вестн. высш. шк. - 2006. - № 1. - С. 21-14.

Понятие содержания образования, его научные основы и исторические тенденции развития

Компоненты содержания образования (См. схему 1).

Объективные факторы, влияющие на содержание образования:

– потребности общества (развитие производства, науки, техники, культуры);

– возрастающие духовные запросы людей.

Субъективные факторы:

– методологические позиции ученых.

Источники и принципы формирования общего среднего образования на современном этапе

Основные органично и диалектически взаимосвязанные источники содержания образования

– развитие науки, культуры; производство материальных благ; исторически опыт;

– развитие общественных отношений и духовных ценностей; содержание различных форм общественного сознания.

Современная школа преследует следующую тенденцию: от обыденного, практико-прагматического толкования проблем образования к их гуманистическому осмыслению, формированию детской личности как целостного и гармоничного человеческого существа. В единстве его внутренней духовности и внешнего воплощения.

В педагогике существует система научных требований (принципов) к определению и совершенствованию содержания образования (по Б.Т. Лихачеву):

– общеобразовательный характер учебного материала;

– гражданская и гуманистическая направленность содержания образования;

– связь учебного материала с практикой;

– интегративность изучаемых курсов;

– развивающий характер учебного материала;

– воспитательный характер учебного материала.

4. Документы, определяющие содержание школьного образования.

Стандарт образования : вводный раздел, базовый компонент (обязательный минимум содержания образования), требования к уровню знаний и умений учащихся.



Учебный план – утвержденный министерством образования документ, который определяет состав учебных предметов, изучяаемых в учебном заведении, порядок их изучения и количество учебных часов. Отводимых на изучение каждого предмета в отдельных классах. Составляются отдельно для дневных, вечерних. Заочных школ. Во времена СССР учебный план включал три компонента: союзный, республиканский, школьный. В современных учебных планах общеобразовательных школ нашей республики выделяются следующие три раздела:

Базовый компонент: обязательные предметы – русский и белорусский языки и литература, математика, физика, химия и др.

Дифференцированный компонент: предметы по выбору – иностранный язык и др.

Школьный компонент: предметы определяются Советом школы – этика, факультативы и др.

Учебная программа – утвержденный министерством образования документ. В котором раскрывается содержание образования по каждому предмету в каждом классе и определяется система научных знаний, мировоззренческих и нравственно-эстетических идей. Практических умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся при изучении данной учебной дисциплины. Учебная программа состоит из следующих подразделов:

Объяснительная записка , где определяются задачи данного предмета, особенности изучения отдельных тем и разделов применительно к историческим, национальным, географическим и др. условиям;

Перечень тем и количество часов на их изучение;

Обоснование практических занятий (лабораторные, демонстрационные и т.д.);

Указание на межпредметне связи , в соответствии с изучаемыми темами;

Перечень знаний и умений учащихся ;

Литературные источники для учителя и учащихся;

Критерии оценки знаний и умений учащихся.

Учебники, учебные пособия

Содержат указания по организации учебной работы школьников, фактическое изложение учебного материала в соответствии с темами, материал для тренировочных упражнений, сводные хронологические таблицы, вопросы для самоконтроля. Содержание образования раскрывается в различных учебных пособиях: учебниках, хрестоматиях по литературе и истории, задачниках по математике, физике, химии, сборниках упражнений по языкам и т.д. названные пособия служат вспомогательным средством для учителей и учащихся при организации учебной работы как в школе, так и при выполнении домашних учебных заданий.

Пути совершенствования содержания образования

1. Общеобразовательная школа должна быть базовым звеном непрерывного образования

2.Интеграция учебных предметов в общеобразовательной школе

3.Усиление профессиональной ориентации и подготовки учащихся к выбору сферы труда.

4. Развитие индивидуальных способностей каждой личности, создание условий для творчества и практической деятельности учащихся

5. Организация дифференцированного обучения.

6. Укрепление материальной базы школ и других учебных заведений, внедрение новейших технических средств обучения, компьютеризация обучения



Дополнительная информация

Вольфганк Ратихий (1541 – 1633) – очень образованный человек, увлекался идеями Бэкона. Посетив Англию, познакомился с его сочинениями. Разработал свой новый метод, которым увлек многих коронованных личностей. Его приглашают обучать новому методу. Им было проведено множество экспериментов, но некоторые из них заканчивались неудачами и приписывались шарлатанству Ратихия. Его метод был направлен на обучение греческому, латинскому и др. языкам за короткое время. Ратихий держал свои методы в секрете от педагогов и говорил, что продаст их за большие деньги какому-нибудь королю с условием, чтобы ученые их защищали и пропагандировали.

Его метод заключался в следующем:

· Мальчики должны овладеть немецким языком, прежде чем начинать изучать латинский. Изучение проходит по книге Теренция. Учитель переводит каждое латинское слово буквально. В течении урока он должен перевести 2 раза три страницы, ученики следят по своим книгам, не задавая вопросов. Таким образом переводится вся книга.

· На втором этапе учитель один раз читает и переводит 3 страницы. Ученики повторяет эти же 3 страницы, а учитель исправляет ошибки. Таким образом, прочитывается весь Теренций вторично.

· На третьем этапе ученики по 2 раза читают таким же образом, а учитель поправляет.

· После приступают к изучению грамматики. Правила поясняются на немецком. Читается без перевода 10 раз.

· Затем, теоретическое усвоение правила закрепляется применительно к сочинению Теренция. Его снова читают с самого начал, и учитель делает применение правила. Надо отыскать 20 примеров, каждый из них повторить 6 раз.

Каптерев П.Ф. История педагогики: Курс лекций. Ижевск, 1996. С. 176 – 180


Практические задания

Задание 1

Вставьте нужные слова

Задачи дидактики заключаются в том, чтобы описывать и объяснять………………………………, разрабатывать более совершенную организацию……………………………..обучения, а также новые………………………………системы.

Идеальное представление о конечном результате обучения называется………………………………………………

Документ, который задает состав предметных знаний и уровень их предъявления учащимся, называется…………………………………………

Задание 2

Постройте логическую схему «Содержание образования»


Задание 3

Какие из документов, определяющих содержание образования, характеризуются ниже?

1. Содержит подлежащий усвоению учебный материал. Обеспечивает его научную достоверность, доступность, краткость, ясность, четкость, сжатость изложения, эстетическое оформление, наличие хороших рекомендаций об использовании рациональных приемов действий учащихся с учебным материалом, проверку и самопроверку результатов учения.

2. Определяет состав учебных дисциплин, количество часов, отводимых на изучение в каждом классе. Обозначает продолжительность учебного года, четверти, каникул.

3. Содержит объяснительную записку о целях, задачах изучения дисциплины, перечень ее разделов, тем, учебных вопросов, число часов, отводимых на их изучение, раскрывает особенности базисного и школьного учебного содержания, требования к знаниям, умениям и навыкам, формы, методы, средства преподавания данного предмета, перечень учебного оборудования, наглядных и технических средств обучения.

Задание 4

Установите соответствие

1.УЧЕБНЫЙ ПЛАН А. Совокупность программно-методических учебных материалов, наглядных пособий, учебного оборудования и технических средств обучения, используемых в процессе преподавания учебного курса.
2.УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА Б. Книга для учащихся, в которой систематизированы основы знаний той или иной отрасли науки, техники, культуры.
3.НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА ПРЕПОДАВАНИЯ В. Нормативный документ, содержащий перечень изучаемых в учебном заведении предметов, их распределение по годам обучения и количество часов на каждый предмет.
4. УЧЕБНИК Г. Нормативный документ, который задает состав знаний, умений и навыков и уровень их предъявления учащимся.

Задание 5

Установите соответствие

1.ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ А. Система знаний о природе, обществе, человеке, а также соответствующих умениях и навыках, овладение которыми обеспечивает гармоническое развитие личности.
2.ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ Б. Способы организации учебного процесса.
3.СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В. Усвоение учащимися под руководством учителя знаний, умений и навыков, развитие у них познавательных способностей, культуры учебного труда, качеств воспитанности.
4.ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ Г. Упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленной на решение задач образования, воспитания и развития.
5.МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ Д. Исходные руководящие положения, определяющие деятельность учителя и характер познавательной деятельности школьников.
koreada.ru - Про автомобили - Информационный портал