Айнский язык. Вымирающие языки: айнский Санскрит - язык познания ума, язык состояний

"Вся человеческая культура, все достижения искусства,
науки и техники, свидетелями которых мы сегодня являемся,
- плоды творчества арийцев…
Он [ариец] — Прометей человечества,
со светлого чела которого во все времена
слетали искры гениальности, разжигающие огонь знаний,
освещающий мглу мрачного невежества,
что позволило человеку возвыситься над другими
существами Земли."
А.Гитлер

Приступаю к самой сложной теме, в которой всё перепутано, дискредитировано и намеренно запутано - распространение потомков переселенцев с Марса по Евразии (и дальше).
Готовя эту статью в ин-те я нашла порядка 10 определений кто такие арии, арийцы, их соотношение со славянами и пр. У каждого автора свой взгляд на вопрос. Но никто не берёт широко и глубоко в тысячелетия. Самое глубокое - самоназвание исторических народов Древнего Ирана и Древней Индии, но это только II тыс. до н.э. При этом в легендах ирано-индийских ариев есть указания на то, что они пришли с севера, т.е. расширяется география и временной отрезок.
Повозможности я буду ссылаться на внешние данные и y-хромосому R1a1, но как показывают наблюдения это только "приблизительные" данные. За тысячелетия марсиане (арии) подмешали свою кровь многим народам на территории Евразии, а y-хромосома R1a1 (которую считают почему-то маркером истинных арийцев) появилась всего 4000 лет назад (правда уже видела, что 10000 лет назад, но это все равно пока ещё не бьется с 40 000 лет, когда появился первый кроманьёнец, он же марсианин-переселенец).
Самым верным остаются предания народов и их символы.
Начну с самого "затерянного" народа - с айнов.



А́йны (アイヌ айну , букв.: «человек», «настоящий человек») — народ, древнейшее население Японских островов. Некогда айны жили также и на территории России в низовьях Амура, на юге полуострова Камчатка, Сахалине и Курильских островах. В настоящее время айны остались в основном только в Японии. Согласно официальным цифрам, численность их в Японии составляет 25 000, однако по неофициальной статистике, она может доходить до 200 000 чел. В России, по итогам переписи 2010 года, было зафиксировано 109 айнов, из них 94 человека в Камчатском крае.


Группа айнов, фото 1904 года.

Происхождение айнов в настоящее время остается неясным. Европейцы, столкнувшиеся с айнами в ХVII веке, были поражены их внешним видом. В отличие от привычного вида людей монголоидной расы с жёлтой кожей, монгольской складкой века, редкими волосами на лице, айны обладали необыкновенно густыми волосами, покрывающими голову, носили огромные бороды и усы (во время еды придерживая их особыми палочками), черты лица их были похожи на европейские. Несмотря на жизнь в умеренном климате, летом айны носили лишь набедренные повязки, подобно жителям экваториальных стран. Имеется множество гипотез о происхождении айнов, которые в целом могут быть подразделены на три группы:

  • Айны родственны индоевропейцам кавкасионной расе — этой теории придерживались Дж. Бэчелор, С. Мураяма.
  • Айны родственны австронезийцам и пришли на Японские острова с юга — эту теорию выдвинул Л. Я. Штернберг и она доминировала в советской этнографии. (Эта теория в настоящее время не подтвердилась, хотя бы потому, что культура айну в Японии намного древнее культуры австронезийцев в Индонезии).
  • Айны родственны палеоазиатским народностям и пришли на Японские острова с севера/из Сибири— такой точки зрения придерживаются, в основном, японские антропологи.

Пока что доподлинно известно, что по основным антропологическим показателям айны очень сильно отличаются от японцев, корейцев, нивхов, ительменов, полинезийцев, индонезийцев, аборигенов Австралии, Дальнего Востока и Тихого океана, а сближаются только с людьми эпохи Дзёмон, которые являются непосредственными предками исторических айнов. В принципе, нет большой ошибки в том, чтобы ставить знак равенства между людьми эпохи Дзёмон и айнами.

На Японских островах айны появились около 13 тыс. лет до. н. э. и создали неолитическую культуру Дзёмон. Достоверно не известно откуда айны пришли на Японские острова, но известно, что в эпоху Дзёмон айны населяли все Японские острова — от Рюкю до Хоккайдо, а также южную половину Сахалина, Курильские острова и южную треть Камчатки— о чём свидетельствуют результаты археологических раскопок и данные топонимики, например: Цусима— туйма — «далекий», Фудзи — хуци — «бабушка» — камуй очага, Цукуба— ту ку па — «голова двух луков»/«двухлуковая гора», Яматай mdash; Я ма та и — «место, где море рассекает сушу» (Очень возможно, что легендарное государство Яматай, о котором говорится в китайских хрониках, было древнеайнским государством.) Также немало сведений о топонимах айнского происхождения на Хонсю можно найти в ин-те.

Историками было обнаружено, что айны создавали необыкновенную керамику без гончарного круга, украшая ее причудливым веревочным орнаментом.

Вот еще ссылочка на тех кто украшал горшки узором, наматывая на него веревку, правда в этой статье их называют "шнуровиками".

(ай. Utari, яп. アイヌ - айну) - туземный этнос Севера Хонсю, Хоккайдо, Курильских островов, большей части Сахалина и юга Камчатки.

Японское название - Эдзо и эмиссии (虾夷- «варвары»). Наиболее известные под именем Айну («человек», «товарищ»), которое распространили этнические . В западных исследованиях 19 века называются Курильца. Точное количество айнов неизвестна, поскольку невозможно провести подсчет их населения. Многие из айнов скрывают свое происхождение, боясь дискриминации. В нескольких источниках озвучивается цифра в 50,000 человек айнского происхождения (включая метисов первых поколений) 150,000 человек с примесью крови айну.

Краткие сведения

Пока что, точно не известно, что следуя антропологическим основным показателям, айны действительно сильно разнятся с японцами, нивхами, корейцами, полинезийцами, ительменами, индонезийцами, аборигенами Австралии, и, в общем, со всеми популяциями на Дальнем Востоке и Тихом океане, они сближаются лишь с людьми из эпохи Дзёмон, которые, в свою очередь, считаются непосредственными родственниками исторических айнов.

На японских островах айны появились практически тринадцать тысяч лет до нашей эры, они же создали неолитическую культуру Дзёмон. В действительности неизвестно откуда айны проникли на японские острова, но понятно, что в эпоху Дзёмон - айны заселяли все японские острова, начиная с Рюкю и до , а еще Южную часть Сахалина, Курильские острова и третью часть Южной Камчатки. Доказательством этого считаются раскопки археологов и данные топонимики, к примеру: Цусима – Туйма – это «далекий», Цукуба – это ту ку па, то есть «голова двух луков» либо «двухлуковая гора», – хуци – это «бабушка», а именно камуй очага, Яматай – Ямата и – «место, где море разделяет сушу » (легендарное государство Яматай, про которое пишут в китайских хрониках считают древнеайнским государством). При этом много сведений осталось и о топонимах айнского происхождения на Хонсю, их можно найти в писаниях Киндаити Кёсукэ.

Айны не владели земледелием , их основная отрасль хозяйства – это собирательство, охота и рыболовство, исходя из чего, для айнов жизненно необходимо сохранить равновесие в сфере природы, а также человеческой популяции – не допустить демографических взрывов. Вот поэтому у айну никогда не было огромных поселений, а еще основной социальной единицей считалась локальная группа, на айнском языке звучала как утар либо утари, то есть «люди, которые живут в одном поселке либо на одной реке ». Так как для поддержания жизни этой культуре требовалось большое пространство на природе, поселения неолитических айнов были действительно удалены друг от друга, из-за этого еще в очень раннее время, айны поселились дисперсно по всем островам на японском архипелаге.

Борьба с захватчиками

Где-то с средины периода Дзёмон на острова Японии начали приезжать иные этнические группы. Изначально, прибыли мигранты из юго-восточной Азии и южного Китая. Мигранты из ЮВА, большая их часть, говорила на австронезийском языке. Они поселялись в основном на южных островах японского архипелага, начинали практиковать земледелие, в частности, рисоводство. Ведь рис действительно продуктивная культура, он дает возможность выжить большому количеству людей на маленькой территории. Со временем, число земледельцев увеличивалось, и они начинали давить на окружающую природную среду, исходя из чего, появилась угроза для природного равновесия, которое очень важно для нормального пребывания культуры неолитических айнов. Миграция айнов перешла на Сахалин, Приморье, Нижний Амур и Курильские острова. Потом, в окончании эпохи Дзёмон – начале Яёй на японские острова прибыло несколько этнических групп из Центральной Азии. Они практиковали охоту и скотоводство, умели разговаривать на алтайских языках, именно эти этнические группы положили начало японскому и корейскому этносу. Следуя японскому антропологу Ока Масао, самый серьезный клан тех алтайских мигрантов, которые поселились на островах Японии, развился в то, что немного позже стало называться «род Тэнно».

Когда формировалось государство Ямато, началась эпоха постоянной войны между айнами и государством Ямато. В данный период времени, есть общие основания считать, что государство Ямато – это развитое древнеайнинское государство Яматай. То есть, к примеру, исследования японских ДНК показало, что преобладающая Y хромосома у японцев считается D2, а именно, та Y хромосома, которая была найдена у 80% айнов, практически отсутствует у корейцев. Такой факт гласит о том, что правителями были люди дзёмонского антропологического типа, а не яёйского. Особенно важно отметить, что различали разнообразные группы айнов: одни из них отдавали предпочтение собирательству, рыболовству и охоте, а другие предпочитали организовывать более сложные социальные понятия. И даже может быть, что те айны, с которыми позже воевало государство Ямато, рассматривались государством Яматай, как «дикари».

Противостояние государство Ямато и айнов длилось практически полторы тысячи лет. Очень много времени, начиная с восьмого и до пятнадцатого века, граница государства Ямато лежала в районе современного городка Сэндай и северной части острова Хонсю, в тоже время была плохо осознана японцами. В военном отношении, довольно долго, уступали айнам. Вот таким образом, айны охарактеризованы в японской хронике – «Нихон сёки», то есть они фигурируют там под обозначением эмиси либо эбису, слово эмиси, скорее всего, происходит от айнского слова «меч»: «среди дикарей с Востока – самые сильные это эмиси ». Мужчины и женщины совокуплялись абсолютно беспорядочно, кто являлся отцом, а кто сыном – не имело значения. Зимой все жили в пещерах, а летом в гнездах, оборудованных на деревьях. Эти люди носили звериные шкуры, пили сырую кровь, старший и младший брат не доверяли друг другу. В горы они поднимались как птицы, а по траве бежали как дикие звери. Добра никогда не помнили, но, если их обидеть – обязательно отомстят. Еще они прятали стрелы в волосах, привязывали клинки под одежду, собирались кучей соплеменников, и шли нарушать границы либо, если разведали, где есть поля и шелковица, грабили народ страны Ямато. Если же на них нападали, люди прятались в траве, а если шло преследование, то взбирались на горы. С самой древности и до нашего времени, они не подчиняются правителям Ямато. Если даже учитывать, что большая часть этой информации из « » считается обычной характеристикой любого варвара, позаимствованная японцами из хроник древнего Китая «Лицзи» и «Вэньсюань», то все же айну описаны практически точно. Только через несколько столетий постоянных сор из японских отрядов военных, охранявших северные границы Ямато, получилось то, что в итоговом результате, начали называть «самурайством». Культура самураев, их техника ведения боя, в большей степени, превосходит к айнским боевым примерам и несет в себе массу айнских элементов, а одни из самурайских кланов, по своему происхождению, считаются айнскими, самый популярный из них – клан Абэ.

Лишь в средине 15 века маленькой группе , которую возглавил некий Такэда Нобухиро, удалось попасть на Хоккайдо, который в то время именовали Эдзо, важно отметить, что японцы, в свою очередь, называли айнов Эдзо, то есть 蝦夷 или 夷 – эмису либо эбису, что обозначало «варвары» и «дикари», он основал в южной части оконечности острова, точнее на полуострове Осима, первое японское поселение. Такэда Нобухиро считают основателем клана Мацумаэ, который управлял островом Хоккайдо до 1798 года, а потом правления отошло к центральному правительству. По ходу колонизации острова, самураем из клана Мацумаэ практически постоянно пришлось сталкиваться с вооруженным отпором со стороны айнов. Из самых серьезных выступлений нужно вспомнить – борьбу айнов, под руководством Косямаина (1457 год), выступление айнов в 1512-1515 годах, потом еще в 1525 году, руководителем был вождь Танасягаси (1529 год), Тариконны (1536 год), Мэннаукэи (1643 год), а также под руководством Сягусяина (1669 год), но, в общем, были еще и мелкие выступления. Важно отметить, что данные выступления, по сути, не считались лишь «айнской войной против японцев», ведь среди повстанцев были и японцы. Это была как бы не война айнов против японцев, а именно борьба проживающих на острове Эдзо за независимость от центрального управления. Пытались бороться за контроль над выгодными путями торговли – через остров Эдзо шел торговый путь в Маньчжурию.

Современные айну

В данный период времени, в японском государстве, живет практически 30 тысяч айну, на самом деле, это личности, которые решили сами себя считать айнами, из них практически 25 тысяч живут на Хоккайдо, все остальные в других уголках Японии. 6 июня 2008 года парламент Японии признал айнов самостоятельным меньшинством нации, что, несомненно, никак не поменяло ситуацию и не привело к возрастанию самосознания, так как все айну полностью ассимилированы и ничем, почти, не разнятся с японцами, они помнят свою культуру, иногда даже меньше, нежели антропологи в Японии, но не стремятся ее поддерживать, и это понятно в связи с длительной дискриминацией айнов и классическим бытовым шовинизмом японских обывателей. При этом всем, культура айнов практически полностью сосредоточена на службу туризму, и, в общем-то, являет собой своеобразную разновидность театра. Японцы и сами же айну практикуют экзотику по просьбе туристов. Самый яркий пример – это логотип «айны и медведи»: на Хоккайдо практически в каждой лавке сувениров можно разыскать маленькие фигурки медведей, вырезанные из древесины. Не считая расхожих мнений, у айнов было табу на вырезание статуэток медведей, а ремесло, упомянутое выше, относилось к Эмико Онуки – Тирни, его привезли японцы из Швейцарии, еще в 1920 годы, и лишь со временем оно смогло внедриться среди айнов.

Язык Айнов

Айнский язык , современная лингвистика считает изолированным. Расположение айнского языка в генеалогической классификации языков пока не установлено. В таком отношении ситуация в лингвистики схожа с ситуацией в антропологии. Айнский язык серьезным образом, разниться с японским языком, и еще первый из них считают мертвым. В 2006 году практически 200 человек из 30 тысяч айнов знали айнский язык. Разнообразные диалекты хорошо понимаются между собой. В историческое время, айны не имели своего письма, но может быть, оно существовало в конце эпохи Дзёмон – начале Яёй. В данный период времени, чтобы записать айнский язык, используют почти всю латиницу либо катакан. Еще у айнов была личная мифология и богатые традиции устного творчества, к этому относили песню, эпическую поему и сказания в прозе и стихах.

3 теории происхождения

Генезис айнов является одним из самых спорных вопросов для историков, этнологов и генетиков. На сегодня учеными были представлены три теории происхождения айнов.

Европейская теория

Старейшей концепцией, которая толкует происхождение айнов, так называемая европеоидная теория. Она была предложена английскими учеными в середине 19 века. Ее доказательная база основывалась на результатах краниологических и соматологических анализов «белых» и айнов, которые указывали на сходство обеих популяций. Эта теория была развита немецким ученым, врачом Э. фон Бельцы (1849 ~ 1913), который предполагал, что айны это часть так называемой «альпийской белой расы», которая первоначально проживала в Средней Азии, но впоследствии расселилась в Европе и Японии. Ближайшими до айнов ученый считал жителей Южной России и Украины. Причины упадка айнов объяснялись их «деградацией», которая была «естественно присуща» представителям не-арийской альпийской расы. Данная теория была господствующей в научных кругах Японии и Запада до середине 20 века. На сегоднешний день, она не достататно подтверждена результатами этнологии и генетики. Ее сторонники сегодня - это ряд физических антропологов Европы и США.

Австралийская теория

Эта теория была предложена французскими учеными в 19 веке, и развитая русскими в 20 веке. В частности, для разработки этой концепции приложили много сил антропологи СССР. Она базируется на результатах морфологических анализов. Согласно этой теории, айны - это представители австралоидных расы, занимавшей азиатские просторы в палеолите, но была расколота вторжением монголоидов на северную (айны) и южную (аборигены Австралии, Океании, Меланезии) группы.

Монголоидная теория

Монголоидная концепция является самой новой. Она была предложена в 1960-х годах японскими учеными. Сегодня эта теория является наиболее аргументированной и поддерживается большинством ученых мира. Результаты сравнительных анализов генетических маркеров народов Восточной и Юго-Восточной Азии указывают, что айны близки к южно-азиатским монглоидам. Согласно этой концепции, реконструкция генезиса айнов следующая: Во времена палеолита часть представителей прото-монголоидной (палеоазийской) популяции ЮВА заселила Японские острова. Они были ново-монголоидной популяцией северо-азиатского похода на север острова Хонсю и Хоккайдо. Палеоазийская популяция имела черты всех трех больших рас, поэтому ее можно с легкостью классифицировать к любой из них. Поскольку вопрос айнов был всегда политизированным, ученые Европы, США и Японии по-разному определяют их генезис.

Опасное сходство: айнско-индоевропейские параллели


Я чувствую всем сердцем, и это подтверждено опытом многих других, что для жизни души ее родная речь – все равно, что солнце для жизни материальной: она озаряет ее, дает тепло… и располагает к раскрытию своих тайников, чтобы показать заложенные в глубине сокровища.
Бронислав Пилсудский

Валерий Косарев

В гостях у журнала сегодня журналист и писатель, ученый, кандидат исторических наук, исследователь той самой загадки, которая не перестает тревожить умы многих дальневосточников – кто такие айны, откуда пришли и куда ушли, на каком языке говорили? Валерий Косарев – соавтор монографии по айнам – первой за весь советский период книги по истории и этнографии этого народа. Состоит в научном сообществе Южно-Сахалинска, живя в Кишиневе. Слово автору.

На айнском языке сквозь череду веков прошла, сохраняясь и обогащаясь, память одного из самых древних и загадочных племен Земли. Айнский язык дал миру исключительно своеобразное духовное богатство, в первую очередь богатейший фольклор и удивительную мифологию. Мифологические и сказочные сюжеты айнов, понятые максимально адекватно, – а это возможно только на языке оригинала – открывают совершенно неожиданное видение мира, его ощущение и восприятие.

Айноид эпохи Дзёмон, реконструкция

Айнский язык считается изолированным. На протяжении многих десятилетий делались попытки сопоставить его с языками соседних и даже очень далеких народов – палеоазиатских, сибирских, австронезийских, американо-индейских, кавказских и даже басков Испании. Было много предположений, в том числе довольно экстравагантных. Под воздействием теории Л. Я. Штернберга («Айнская проблема») интенсивно велся поиск параллелей и аналогий с малайско-полинезийскими языками. Я убежден, что это был поиск в неверном направлении, так как происхождение айнских предков давно предполагалось в Восточной Сибири, и новейшие этногенетические исследования подтверждают эту гипотезу.

В языке айнов множество суффиксов и префиксов, образующих массу понятий, значений и оттенков. В звуковом строе характерны обилие гласных, особые правила их чередования с согласными, звучность и музыкальность тона, а также «плавающие» ударения. Всё это резко отличает айнский язык от северных – палеоазиатских, тунгусо-маньчжурских, и приближает к японскому. Но и между ними различия таковы, что японцы с трудом осваивают айнскую фонетику. Сильно отличаются и морфология, синтаксис, грамматический строй.

Думаю, айнский язык сохранил ряд архаических черт, и они позволяют представить, как создавались слова (и стоящие за ними понятия) путем слияния «элементарных частиц» первобытного общения (протоязыка).

Исторический айн

Выдающийся исследователь айнов Бронислав Пилсудский подробно разработал фонетику, точно охарактеризовал звуки айнской речи, показал их отличия от русского и других европейских языков, разобрался в вопросах ударения, слоговых особенностях, в структуре слов и словообразовании. Все эти тщательные наработки он обобщил в книге “Materials for the Study of the Ainu Language and Folklore”, изданной на английском языке в Кракове в 1912 г.

В отечественной науке к языку айнов обращались Д. Н. Анучин, М. М. Добротворский, Л. Я. Штернберг и ряд исследователей советского времени. Однако, не считая труда М. М. Добротворского, изданного в 1875 г. в Казани, до сих пор в русскоязычной науке не было системной попытки проанализировать и рассмотреть айнскую филологию. Словарь Добротворского, составленный автором с привлечением материалов из японских словарей и кратких «лексиконов» русских исследователей Сахалина и Курил, вобрал в себя попурри из самых разных диалектов, включая курильский и хоккайдские. Кроме того, смерть М. М. Добротворского помешала ему завершить и подготовить к изданию свой словарь с приложениями, и эта работа была опубликована посмертно, в черновом варианте.

Современный айн, Хоккайдо

Интересно, что на Сахалине айнский язык долгое время служил средством межнационального общения и был хорошо знаком другим аборигенным островитянам – нивхам и орокам. Ценились среди них и предания, легенды, сказки айнов. Иные из этих произведений фольклора и мифологии были столь объемными, что на изложение их не хватало ночи - айны исполняли их в сопровождении музыкальных инструментов, главными из которых были бубен или тонкори.

Язык курильских айнов почти не изучался, а с исчезновением этой группы айнского народа ее диалект оказался целиком утрачен. Что касается айнов Хоккайдо, то существует огромный цикл трудов и публикаций, связанный с айнской филологией, на японском и английском языках. Они сосредоточены главным образом на изучении хоккайдских диалектов, которых насчитывают три или даже четыре, не считая оставшегося неизвестным диалекта (или диалектов) айнов о-ва Хонсю, к XVIII веку ассимилированных японцами или вытесненных на Хоккайдо и растворившихся там.


Образцы айнских музыкальных инструментов

Так что, если говорить о сахалинском диалекте, то опубликованный, с переводом названного труда («Известия Института наследия Бронислава Пилсудского», Южно-Сахалинск, 2004), словарь, включая словник и разработки по фонетике, транскрипции, морфологии и синтаксису, – первый в рамках русской лингвистики опыт айнско-русского словаря с основами айнской грамматики.

Итак, при публикации словаря, составленного по «Материалам» Пилсудского, я приложил к нему свои разработки по грамматике, включая части речи и синтаксис. Единственное, чего я сделать не рискнул, – поместить сюда скопившийся у меня сбор образцов «опасного сходства»; это серия соответствий (или подобий) слов и их частей, показывающих возможные связи айнского языка с языками индоевропейской семьи.

из книги А. М. Соколова "Айны: от истоков до современности", Санкт-Петербург, 2013 г.

Игра на тонкори

Об этом я писал в совместной с Ч. М. Таксами книге (Таксами Ч. М., Косарев. В. Д. Кто вы, айны? Очерк истории и культуры, 1990 г.) – первой и единственной в отечественной науке XX века монографии по истории и этнографии этого народа.

Кратко процитирую: «Когда день за днем вчитываешься в айнские тексты, незнакомый язык вдруг начинает казаться в чем-то неуловимом очень и очень знакомым. Сквозь общий гул пробиваются где-то не раз слышанные слова... Просмотрев тексты, собранные Б. Пилсудским, сделав экскурс в словарь М. М. Добротворского, более внимательно прочитав комментарии к языку айнского фольклора, мы обнаружили около 50 корневых параллелей, причем добрая половина этого списка кажется сомнительной, другая же довольно убедительной. Есть и очевидные соответствия».

Далее в книге была помещена краткая на тот момент таблица «Корневые параллели айнского языка». К данному моменту (2004 г.) таких параллелей у меня накопилось намного больше. Но должен сделать серьезную оговорку. Во-первых, не будучи лингвистом (хотя я имею некоторые познания в сравнительной лингвистике и на протяжении многих лет интересуюсь проблемами индоевропейского праязыка), я веду этот поиск без претензий на какие-либо открытия и решительные утверждения. Во-вторых, я, по сути, специально поиском не занимаюсь; просто время от времени в самых разных источниках обнаруживаю очередной экземпляр «опасного сходства», который и заношу в свою «коллекцию». И в-третьих, по этим причинам работа сия для меня воистину «непыльная», в отличие от других исследовательских направлений.

Вот как иногда пополняется мое собрание «опасных сходств». В айнском языке форма ma/mat/max означает ‘женщина/жена’. Я полагал, что было бы некорректным сопоставлять его с общеиндоевропейским mat, означающим ‘мать’: все-таки ‘жена’ и ‘мать’ – понятия разные, так что не исключена случайность. Такие совпадения бывают поразительными; скажем, по-нивхски кан – ‘собака’, и тот же корень в латинском обозначении собаки – canis. На румынском языке (романской группы) sat означает ‘село’, а по-японски ‘село’ – sato. На языке рапануйцев (о-в Пасхи, Южная Полинезия) ‘солнце’ – raa; звучит почти так же, как название древнеегипетского бога солнца. Однако таких примеров-одиночек маловато для того, чтобы предполагать родство или языковые связи древних римлян с нивхами, полинезийцев с древними египтянами, романцев – с японцами... Но в случае с формой mat было просто и ясно: однажды я зашел в гости к человеку, жена которого выписывала из Вильнюса женский журнал на литовском языке. По названию журнала я узнал, что в литовском языке (а это язык индоевропейский) слово materis означает именно ‘женщина’.


И еще один пример. В книге, не имеющей никакого отношения к лингвистике или этнографии, я увидел фразу философа Бенедикта Спинозы на латыни: “Ens absolut infinitum”, – «Существо абсолютно бесконечное». Итак, ens – ‘существо’; а по-айнски entiu, enciu (звучит и энтю, эндзю), означает «человек», «простой смертный» (без этнического определения), в отличие от божества или животного.

В упомянутую книгу я после строгого отбора поместил 34 элемента из айнского словарного запаса, на тот момент доступного мне, которые более или менее схожи с формами языков индоевропейской семьи. Как я писал тогда, «большинство параллелей выявлено путем поверхностного просмотра текстов – они сами бросаются в глаза».

Айнка с тонкори. Современная игра на тонкори, Хоккайдо.

Правда, я пару раз начинал целенаправленный просмотр, но скоро бросил эту затею за недостатком времени; однако же, случайных находок во время работы над словарем и в дальнейшем было – и бывает до сих пор – немало. Поэтому-то я и предполагаю, что если систематическими исследованиями в этом направлении займется специалист сравнительной лингвистики, это даст реальный эффект.

Результаты, которые у меня получились, удивляют и требуют объяснения. Каким оно может быть? Не стану вдаваться в воспоминания о давней и маловероятной гипотезе насчет принадлежности айнов к европеоидам, к «белой расе», якобы некогда населявшей ныне исчезнувший материк в Океании, а их языка – к «кавказоидным», «арийским» и т. д. С другой стороны, есть все основания предполагать первичные, самые древние истоки айнского народа на континентальном Востоке, да и в мифологии айнов содержится смутное свидетельство о приходе их предков с неизвестной земли на западе. Так что, если искать самые древние следы предков айнов на материке Азия, то это может быть весьма обширный ареал – от Енисея и Алтая до Гималаев, от Тибета до Средней Азии, а может быть, от Сибири до Кавказа.

Однако известна глубокая давность обитания айноидного населения на Японском архипелаге. Связь культуры дзёмон с предками айнов ныне в науке неоспорима. Эта культура, хотя ее иногда называют японским неолитом, по прежним представлениям, зарождалась 7 – 8 тыс. л. н., но теперь установлено, что ее начальный этап формировался ранее 12 тыс. лет назад. Эпоха Дзёмон длилась более 10 тыс. лет, преемственно развиваясь главным образом на собственной основе. И есть ряд твердых свидетельств об органической связи этой первобытной культуры с историческими и этнографическими айнами. Значит, предки айнского народа появились на Японских островах еще в эпоху, соответствующую западноевропейскому палеолиту. Это должно было случиться не позже, но, видимо, и не многим ранее 12 тыс. л. н., поскольку прямой последовательности между эпохой Дзёмон и предыдущими палеолитическими культурами в Японии не прослеживается.

Но, думаю, 12 тысяч лет назад индоевропейских языков еще не было. С учетом почтенного исторического срока можно лишь предполагать, что праайнский язык выделился из предшествующего языкового массива. Это была ностратическая макросемья.

Итак, если предки айнов отделились от какой-то палеолитической межплеменной общности материка, мигрировали и затем оказались в длительной изоляции на островной периферии Азии, то это хорошо объясняет реликтовый характер айнского языка, законсервировавшего архаические лингвистические черты.

Валерий Дмитриевич Косарев родился в Хабаровске, но с трех лет рос на Сахалине. Его родители – отец, офицер авиации, и мать, учительница, – активно участвовали в организации Сахалинской области после освобождения острова от японских захватчиков. После воинской службы по семейным обстоятельствам Косарев переехал в Кишинев, там в 1972 году заочно окончил исторический факультет Кишиневского госуниверситета и стал журналистом. В начале 80-х поступил соискателем Сектора народов Сибири и Севера в Ленчасти Института этнографии АН СССР. В 1983 – 1986 годах участвовал в трех этнографических экспедициях на Северном Сахалине. Защитил кандидатскую диссертацию по природопользованию коренных народов Сахалина.

Из сказанного же следует, что в нем вероятны элементы, присущие ряду других, помимо индоевропейской, языковых семей, носители коих (вернее, их отдаленные предки) населяли указанный гипотетический регион, где полагается искать прародину айнов. В ностратическую макросемью объединяют ныне разные, давно и сильно «разведенные» языки – индоевропейские, тюркские, угро-финские, картвельские. Те исследователи, которые трактуют ностратическую общность еще шире, включают в нее и нынешнюю семито-хамитскую, и дравидийскую группы, а иные авторы – юкагиро-чуванскую и чукотско-камчадальскую группы. Так что среди этих языков стоит поискать возможные параллели. Ведь даже южные арии (индоиранцы) пришли в Индию с более северных территорий. Южная Сибирь, Алтай, Иранское нагорье, Средняя Азия и Тибет – зона, ставшая колыбелью множества народов, растекшихся по огромным пространствам на север и восток, юг и запад. Один из примеров – литовцы, сохранившие в языке поразительные параллели с санскритом и хинди.

Я отстаиваю давно известную гипотезу: «исход» праайноидных групп из мест первоначального обитания и прибытие их в пределы Айнумосири (страны айнов) происходили из внутренней части азиатского материка около или ранее 12 тыс. лет назад, в эпоху ностратической языковой общности.

Тогда и принесли они на устах легко узнаваемые слова: sine (один), tu (два), trе (три), hon (живот), mat (женщина), rus (шерсть, мех), vakka (вода), mon (рука), kas (дом), itak (слово, язык), kem (кровь), poni (кость)... Эта хронологическая привязка отвечает научным данным о существовавших в древности сухопутных мостах между Азиатским континентом и дальневосточными островами. А после 10 тыс. лет назад Японский архипелаг оказался в длительной изоляции от материка.

Фото из архива Валерия Косарева.

Немного истории

Айны пришли на японские острова, а также на Курилы и Сахалин около 15 тысяч лет назад. Жил ли там кто-нибудь до них — тайна сокрытая мраком тысячелетий. В одном источнике мне попалось, что они были первыми людьми, заселившими Японию, а в другом - что археологические артефакты свидетельствуют о заселённости Японских островов людьми на протяжении последних 100 тысяч лет (ещё не факт, что человеческий вид, вообще, столько существует). Вот такой вот парадокс. Ну, как бы там ни было, 15 тыс лет - это возраст древнейших найденных айнских останков на территории Японии. На протяжении многих тысячелетий жили они в гармонии с природой небольшими распределёнными группами и добывали себе пропитание охотой, рыбной ловлей и собирательством. По крайней мере, никаких археологических находок, позволяющих заподозрить древних айнов в создании высокоразвитой цивилизации сделано не было. Никаких там древних развалин a-la Мохенджо-Даро, никаких образцов письменности, никаких признаков земледелия. Только керамика, оружие, ну и так ещё, всякая бытовая мелочёвка. Ну, как обычно. Но зато, айнская керамика — древнейшая найденная керамика в мире! А ещё, кстати, у них самый редуцированный зубной ряд из всех народов, ныне живущих на Земле — это значит, что они дольше, чем кто-либо ещё, жуют термически обработанную пищу.


Однако около 3 000 лет до н.э. айнская керамика стала гораздо прихотливей и гораздо эстетичней чем раньше. Произошли ли какие-то сдвиги в гончарном деле по внутренним социальным причинам или сказалось культурное влияние переселенцев с материка? А может быть именно переселенцы её и изготавливали, а айны только покупали? Ах да! Про переселенцев. Именно в это время японские острова захлестнула вторая волна иммиграции (или интервенции?), откуда-то с юго-запада, то есть из юго-восточной Азии. Пришельцы, видимо, были австралоидами по расовой принадлежности и рисоводами-земледельцами по образу жизни. Насколько мирно пришлые уживались с местными теперь уже не представляется возможным установить.

Наконец, за 1 000 лет до н. э. на японские острова из Средней Азии прибыла третья волна переселенцев — люди культуры Яёй, именно они-то, главным образом и являются предками современных японцев. Собственно, миграционный поток разделился — часть народа Яёй свернула на японские острова, а часть двинулась дальше, на корейский полуостров (в дальнейшем буду называть осевших в Японии Яёй просто японцами). По расовой принадлежности были они, естественно, монголоиды, а по образу жизни, опять-таки рисоводы-земледельцы. Изначально, японцы занимали только южную часть островов и продвижение их на север было долгим и тяжёлым — сдавать позиции без боя айны отнюдь не собирались. Вплоть до 20 века, на Хоккайдо — самый северный из трёх крупнейших японских островов — японцы практически не совались. И даже ещё в первой половине 20 века, айны отнюдь не были исчезающим этносом. И только во время Второй Мировой Войны японцам удалось их практически полностью уничтожить. Расчищенные территории, естественно, были заселены японцами и немногочисленные выжившие айны ассимилировались. В настоящее время чистокровных айнов, по сути, не существует, из нескольких десятков тысяч граждан имеющих айнское происхождение на языке предков умеют говорить всего пару сотен. Но айны отнюдь не исчезли бесследно. Они оставили свой вклад и в японской культуре, и в японском генофонде. Многие японские поверья, мифы, представления о мире, обычаи — праздничные и обыденные, религиозные и бытовые - , средневековое японское военное искусство, кодекс бусидо и даже само слово «бусидо», почти все географические названия в Японии на самом деле имеют айнское происхождение. Кроме того, почти у всех японцев, больше или меньше, есть примесь айнских генов...

Но... если совсем уж точно, утверждение, что японцы уничтожили айнов, не совсем соответствует истине. Линия раздела проходила несколько иначе... Не японцы - айны, а государство - «дикари».

Во-первых, представители власти в древней, средневековой и новой Японии, распространив своё влияние на новые территории, отнюдь не стремились физически уничтожить айнов - нет, они просто занималось тем же, чем занимаются представители власти в любой стране мира — пытались построить «цивилизованное» общество и приспособить местное население работать «на дядю» - на себя, то есть. Айны же такому «окультуриванию» всячески сопротивлялись.

Во-вторых, государство изначально было скорее айнским, чем японским. Ещё в первом тысячелетии до н. э. в китайских хрониках упоминается некое государство Я-ма-та-и, что на айнском языке означает «суша, рассечённая морем». Упоминания немногочисленны и туманны, но и значение названия и сам тот факт, что название имеет вообще хоть какое-нибудь значение на айнском языке, с достаточно высокой вероятностью указывает на географическое положение... А кстати, само слово «Я-ма-та-и» ничего не напоминает? Например, «Ямато»? А ведь это было ДО прихода японцев! Средневековую Японию, похоже, можно считать прямой правонаследницей дояпонского Я-ма-та-и, во времена средневековья большинство «японских» аристократов, начиная с императора, по-прежнему были айнами. И даже в наши дни, у потомков древней знати обнаруживается гораздо бОльшая примесь айнских генов, чем это встречается в среднем — в некоторых случаях свыше 50%! Как же так получилось, что айны правили японцами и уничтожали своих собратьев? Ну, очевидно, миролюбивые оседлые земледельцы-японцы оказались для государства гораздо удобней свободолюбивых «дикарей»-айнов. К тому же, иммигранты всегда более уязвимы, а, поэтому, и более зависимы от государства, чем местное население — ими легче манипулировать.

Антропология и генетика

Существует ровно три гипотезы происхождения айнов:
1) Айны произошли от древнего населения Сибири, ещё не обладавшего признаками современных рас, и, таким образом, они и сами, по сути, являются отдельной расой.

Ну это, в той или иной степени, точно правда, т. к. 15 тысяч лет изоляции — срок нешуточный, вполне достаточно, чтобы выделиться в очень обособленную группу, и можно ли считать такую группу расой — вопрос чисто терминологический. Но это не мешает нам ставить вопрос о родстве айнов с другими расами.

2) Айны — европеоиды. Особенность русской национальной рыбалки антропологии — навязчивое стремление доказать именно эту гипотезу. Причина этого очевидна и комична одновременно. Русские ура-патриоты почему-то думают, что если им удастся найти (или сфальсифицировать) доказательства принадлежности айнов к европеоидной расе, то это даст им основания претендовать если не на японские острова, то на Курилы и Сахалин так уж точно. Японскую антропологию, напротив, отличает стремление данную гипотезу опровергнуть. Видимо, ура-патриоты везде одинаковы... Эту гипотезу обычно аргументируют тем, что у айнов светлая кожа, волнистые волосы и обильное оволоснение лица и тела. Но это всё очень несерьезно. Интенсивность пигментации — всего лишь экологическая адаптация, она не отражает реального родства; волнистые волосы — не эксклюзивный признак европеоидной расы, для австралоидов он тоже характерен; степень оволоснения — очень нестабильный параметр, даже в пределах одной расы, он может очень сильно различаться. В действительности, надёжных антропологических доказательств родства (или отсутствия родства) айнов с европеоидной расой нет.

3) Айны — австралоиды. Примесь австралоидных генов у айнов есть — это факт, да это и в чертах лица угадывается. Можно сказать даже точнее: они находятся в некотором родстве с народами мяо, яо и т.д. (мяо и яо, проживают на территории Вьетнама, Лаоса, Камбоджи и Тайланда, и имеют австралоидное происхождение). Но является ли это доказательством, общего происхождения айнов и австралоидной расы или же примесь была попросту внесена теми самыми переселенцами из Юго-восточной Азии? Скорей уж второе.

Есть и ещё кое-что интересное. В одном недавнем исследовании обнаружилось некоторое генетическое родство между айнами и... индейцами. Вопрос в том, не является ли это спекуляцией, ведь чистокровных айнов уже просто не существует — у всех есть примесь японской крови. Ну а то, что японцы в родстве с индейцами, и еноту понятно, соответственно, общими между айнами и индейцами могли оказаться именно эти примесные монголоидные гены.

Язык

Так на каком же языке говорят айны? Представьте себе, на айнском. И к какой же языковой семье он относится, с какими ещё языками находится в родстве? А ни к какой не относится — единственный он такой и неповторимый. И это, на самом деле, абсолютно не удивительно — 15 тысячелетий изоляции — не шутка! Для сравнения, индоевропейские языки разделились около 6000 лет назад. Всего лишь. Однако, лингвисты всего мира не оставляют попыток вы сосать из пальца явить родство айнского языка с каким нибудь ещё — начиная, естественно, с японского и заканчивая... да каким угодно. Например, особенность русской национальной охоты лингвистики — навязчивое желание вписать айнский язык в гипотетическую ностратическую языковую макросемью (причина здесь та же, что и у попыток доказать европеоидное происхождение айнов), существование которой и само по себе крайне сомнительно.

Между тем, японский язык и сам очень особенный. Он мало похож на любые другие языки мира. Причина этого в том, что он ведёт своё происхождение одновременно от двух предковых языков, причём грамматические конструкции обоих при слиянии, разумеется, сильно исказились. Один предковый язык — это, очевидно, тот древний язык, на котором говорили люди культуры Яёй: японский язык обнаруживает некоторое сходство с корейским, и они оба находятся в дальнем-дальнем родстве с алтайской языковой семьёй. Второй предковый язык родственен австро-азиатской языковой семье, а точнее языковой группе мяо-яо. Откуда взялся этот австроазиатский корень? Объяснение одно — на этом языке говорила вторая волна мигрантов. Получается, что к моменту прихода Яёй на острова, они всё ещё сохраняли свою национальную идентичность и язык, и, более того, были достаточно сильны, раз уж ухитрились внести такой вклад. Непонятно только, куда подевались потом. Нет, не ассимилировались. Потому что, сколь-нибудь существенной примеси австралоидных генов у японцев нет. Или их самих к первому тысячелетию до н. э. уже не существовало, а были айны говорившие на их языке?

koreada.ru - Про автомобили - Информационный портал