Семь чаш гнева божия. Седьмой ангел апокалипсиса

Откровение Иоанна Богослова, то есть Апокалипсис, является одной из наиболее загадочных, аллегорических и подверженных разнообразным трактовкам книг в истории человечества. В первую очередь это связано с особыми образами, представленными апостолом после соответствующего видения - образы, которые одновременно обладают яркой красочностью и при этом весьма таинственны. Один из основных подобных образов Откровения Иоанна Богослова - это Ангелы Апокалипсиса.

Буквальная трактовка

Об Ангелах повествуется в восьмой и девятой главах Откровения Иоанна Богослова. Существует два традиционных способа интерпретации данного отрывка (как, впрочем, и всего Апокалипсиса): буквальный и метафорический, иносказательный. Приверженцы буквальной трактовки полагают, что нужно представлять себе именно те образы, которые описывает апостол, и что необходимо ожидать именно те события и существа, о которых говорится в предсказании. В таком случае Ангелы Апокалипсиса представляются духовными сущностями, которые в преддверие Страшного Суда обрушат на мир различные бедствия. Вот что говорит Апокалипсис о каждом из семи Ангелов, которые имели трубы и вострубили:

    • первый Ангел - град и огонь, смешанные с кровью; и третья часть деревьев сгорела, и вся трава зелёная сгорела;
    • второй Ангел - большая гора, пылающая огнем, низверглась в море; и третья часть моря сделалась кровью, и умерла третья часть одушевленных тварей, живущих в море, и третья часть судов погибла;
    • третий Ангел - упала с неба большая звезда и от неё третья часть вод стала горькой и многие из людей умерли от вод;
    • четвёртый Ангел - затмилась третья часть солнца, луны, звёзд;
    • пятый Ангел - звезда, падшая с неба на землю, отворила кладезь бездны; и вышла саранча, которая не причиняла вреда растениям и животным, но была ядовита для человека и дано ей мучить пять месяцев людей, которые не имеют печати Божией на челах своих;

  • шестой Ангел - освобождены четыре Ангела, связанные при великой реке Евфрат, чтобы умертвить третью часть людей посредством войска всадников на конях с львиными головами;
  • седьмой Ангел - голоса с небес сообщают, что царство мира сделалось царством Господа и Христа Его (совершилась тайна Божия).

Метафорическое толкование

Среди современных людей, пытающихся по-своему истолковать Откровение Иоанна Богослова, стал особенно популярным способ современной трактовки содержащихся в этом произведении образов. Например, таинственную саранчу, нашествие которой начнётся по сигналу пятого Ангела, пытаются интерпретировать как некий вирус, который будет опасен только для людей и будет вызывать тяжёлые повреждения, возможно, физические аномалии, и смерть. Ну и, разумеется, описанные падения с небес звёзд, вызывающих различные, но в любом случае катастрофические последствия, связывают с предсказанием столкновения Земли с теми или иными космическими телами (астероидами, кометами и так далее).

Однако существующая традиция метафорического, то есть иносказательного толкования Апокалипсиса отвергает подобные интерпретации. Сторонники подобного метода считают, что описанные Иоанном Богословом образы призваны были усилить эмоциональное воздействие на читателей, описывая «обычные» события. Поэтому различные падения звёзд и помрачения небес и светил следует объяснять особенно красочным описаниям кровопролитных войн, междоусобиц и стихийных бедствий, пусть глобальных, но при этом тривиальных (землетрясений, наводнений, ураганов, пожаров и тому подобного). Точно так же как описанные болезни следует рассматривать как развращение человеческих нравов, отступление от веры во Христа и готовность следовать за

Согласно Откровению Иоанна Богослова отпавший от Бога мир разрушается именно семью (а не, допустим, четырнадцатью) взаимосвязанными в едином процессе актами.
Целью данного материала является обоснование полноты очевидной для автора апокалиптической аналогии, так или иначе упоминавшейся очень многими толкователями Откровения. В главах 8-й и 9-й действуют Ангелы с трубами. Их семь (седьмой Ангел с трубой упомянут отдельно, несколько позже – в 11-й главе и на то есть отдельная причина, не нарушающая аналогию). В главе 16-й действуют Ангелы с чашами, их тоже семь и действия, как минимум пяти из них настолько похожи на действия соответствующих по очередности Ангелов с трубами, что можно утверждать: речь идет об одном и том же. Трудно представить последовательность катастрофических событий, повторяющуюся два раза по семь, да так, чтобы каждая беда из второй семерки была похожа на соответствующую по очередности беду семерки первой. Речь может идти лишь о временной отступке, т.е. катастрофа в книге описывается от начала до конца с одной точки зрения, затем следует отвлеченное повествование с уходом в предысторию вопроса, а затем та же самая катастрофа описывается уже с другой точки зрения и с учетом предыстории.
Правомерность такого понимания более всего следует из описания последней, седьмой, пары «труба – чаша»

Глава 11.
15 И седьмой Ангел вострубил, и раздались на небе громкие голоса, говорящие: царство мира соделалось царством Господа нашего и Христа Его, и будет царствовать во веки веков.
19 И отверзся храм Божий на небе, и явился ковчег завета Его в храме Его; и произошли молнии и голоса, и громы и землетрясение и великий град.
Глава 16.
17 Седьмой Ангел вылил чашу свою на воздух: и из храма небесного от престола раздался громкий голос, говорящий: совершилось!
18 И произошли молнии, громы и голоса, и сделалось великое землетрясение, какого не бывало с тех пор, как люди на земле. Такое землетрясение! Так великое!
19 И город великий распался на три части, и города языческие пали, и Вавилон великий воспомянут пред Богом, чтобы дать ему чашу вина ярости гнева Его.
20 И всякий остров убежал, и гор не стало;
21 и град, величиною в талант, пал с неба на людей; и хулили люди Бога за язвы от града, потому что язва от него была весьма тяжкая.
Во-первых, и в том и в другом случае упоминается землетрясение и огромный град. Размер града, упомянутый во втором фрагменте, равен 1 римскому таланту, т.е. 26 нашим литрам. Невозможно представить себе атмосферное явление, образовавшее и какое-то время (хотя бы до конца процесса образования) удерживавшее в воздухе ледяные глыбы в три ведра объемом. Града больше куриного яйца я не видел даже на картинках. Речь, скорее всего, идет о каменном граде, сопровождающем крупное извержение вулкана. Тогда возможны, в принципе, любые размеры, а упомянутый относится к числу нормальных. Сочетание же града с землетрясением делает картину исчерпывающей. Речь о вулкане идет в первом фрагменте и речь о вулкане идет во втором фрагменте и нигде более вулканы в Откровении не упомянуты. Во втором фрагменте отмечен исключительный, беспрецедентный масштаб землетрясения, следовательно, речь идет об очень большом вулкане или цепи вулканов.
Во-вторых, и там и там речь идет о финале, заключительном эпизоде эсхатологической битвы добра и зла. Седьмой Ангел трубит и воцаряется Христос, Седьмой Ангел изливает седьмую чашу гнева Божия и метрополия царства Антихриста, Великий Вавилон рушится. Вероятно, это разные Ангелы, но время их действия одно и то же.
Сделав вывод о том, что последняя пара «труба-чаша» завершает процесс разрушения царства Антихриста, мы можем обоснованно полагать, что первая пара этот процесс начинает. То есть труба первого Ангела возвещает не о наступлении времени Антихриста, а о начале его конца.


Глава 8.
7 Первый Ангел вострубил, и сделались град и огонь, смешанные с кровью, и пали на землю; и третья часть дерев сгорела, и вся трава зеленая сгорела.
Глава 16.
2 Пошел первый Ангел и вылил чашу свою на землю: и сделались жестокие и отвратительные гнойные раны на людях, имеющих начертание зверя и поклоняющихся образу его.
Между двумя фрагментами, единственный раз из семи, прямых параллелей нет. Из первой фразы никак нельзя установить: идет ли речь о природном явлении (менее мощном извержении вулкана или метеоритном дожде) или о явлении антропогенном (большой войне). Если же мы принимаем параллель «семь труб – семь чаш» как данность, то вероятность второго варианта выглядит значительно выше. Этот град не каменный, а, скорее всего, железный. Война глазами человека первого века выглядит принципиально иначе, нежели видится нам. Если человеку, не видевшему ничего страшнее катапульт и баллист, показать сразу боевую работу системы залпового огня, то в его описании увиденного обязательно будет присутствовать «огненный дождь». А если показывать обстрел баллистическими средствами, то будет «град и огнь». Можно, конечно, безуспешно гадать, как это огнь может быть смешен с кровью еще до падения на землю (что это за «кровь» такая, летающая и негорящая?), но проще предположить небольшую неточность в записях. И тогда все встанет на свои места. И второй фрагмент совершенно логично впишется в распорядок действий при крахе Антихриста. Большая ядерная война с повсеместным и неконтролируемым проявлением электромагнитного импульса в первую очередь выведет из строя электронную систему тотального контроля, встраивающую человеческую личность в компьютерную сеть через вживленный микрочип или нанотехнологичекое «начертание». Будет ли велика разница между «чипом» и «начертанием» неизвестно, а вот к практическому применению сегодня принят именно чип и патологии при его выходе из строя, в общих чертах, известны, хотя и держатся в строгом секрете. Сенсационное свидетельство инженера Кола Сандерсена от 1993-го года остается пока самым ярким прорывом информационной блокады на этом направлении: «Я спросил одного врача в г. Бостоне, штат Массачусетс: "Что произойдёт, если эта пластинка вдруг по какой-то причине выйдет из строя? Он ответил, что организм моментально отреагирует – появятся гнойные раны". Массовый выход из строя внедренных микрочипов приведет к единовременной вспышке заболевания, как и описано в 16-й главе Апокалипсиса.


Глава 8.
8 Второй Ангел вострубил, и как бы большая гора, пылающая огнем, низверглась в море; и третья часть моря сделалась кровью,
Глава 16.
3 Второй Ангел вылил чашу свою в море: и сделалась кровь, как бы мертвеца, и все одушевленное умерло в море.
Параллель налицо. И там и там объектом воздействия является море, и там и там морская вода превращается в кровь. Но во втором фрагменте кровь почему-то названа «кровью мертвеца». Отличить кровь недавно умершего человека от крови живого невозможно, значит данный образ продиктован картинами разложения. Кровь свертывается (т.е. загустевает, становясь желеобразной) и темнеет, как все подвергшиеся тлению ткани и жидкости. Люди первого века не видели нефти. Тем более не видели они ее в море, разлившуюся в огромных количествах.

Картинка получается похожей на описание. Смерть морских обитателей также укладывается в логику момента.
Энергетика современного мира основана на нефти, и нефтяная инфраструктура (как транспортная, так и добывающая) войдет в число приоритетных мишеней в любой большой войне.
Вид горящей нефтяной платформы, рушащейся в море, и сегодня впечатлил бы зрителя фильма-катастрофы. Не факт, что в сознании греко-римской эпохи нечто подобное будет ассоциироваться с рукотворным объектом:

Зависит от ракурса обзора и силы пожара перед обрушением.


Глава 8.
10 Третий ангел вострубил, и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод.
11 Имя сей звезде "полынь"; и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки.
Глава 16.
4 Третий Ангел вылил чашу свою в реки и источники вод: и сделалась кровь.
Параллельность текстов заключена в упоминании пресных вод планеты.
По первому фрагменту сказано уже достаточно много, чтобы толковать его с полной уверенностью. Слово «полынь» по-украински значит «чернобыль». Аналогии с Апокалипсисом у людей возникли практически сразу же после Чернобыльской катастрофы. Сегодня же слово «чернобыль» (та же «полынь») – ставшее нарицательным обозначение радиоактивного заражения. Одного этого обстоятельства достаточно, чтобы определенно усматривать в 8-й главе Апокалипсиса образы ядерного катаклизма. Как еще мог зритель, живущий в Римской империи описать картину полета баллистической ракеты, если не в образе падающей с неба звезды?
Заражение водных источников от радиоактивных осадков может принести наиболее страшные людские потери в контексте радиационных причин.
Радиация, как известно, не только разрушает жизнь, но, при определенных обстоятельствах, и может ее стимулировать. Наиболее скоро отзывчивыми на радиационное стимулирование окажутся простейшие живые существа – они мутируют почти мгновенно. Следовательно, есть основания полагать, что в данном конкретном случае "кровь" - уже просто «кровь», а не «кровь мертвеца». Речь, почти наверняка, идет о знаменитых пирофитовых водорослях, образующих издревле известное и опасное явление – «красный прилив»:

Из-за этих водорослей получило свое название Красное море. Размножение разновидностей фитопланктона, убивающих своей жизнедеятельностью морских обитателей, уже сейчас рассматривается как одна из проблем, связанных с нарушением экологического баланса на планете. При «красном приливе» в воде все живое умирает от недостатка кислорода, а токсины некоторых видов водорослей (например, знаменитой Pfiesteria Piscicida) могут вредить человеку напрямую, а не через отравленные морепродукты. Потепление климата, вследствие парникового эффекта, вызванного замутнением атмосферы от взрывов и пожаров и резкий рост загрязнения пресных вод из-за разрушения техносферы – факторы, способствующие размножению этих простейших, но само смещение их ареала из преимущественно соленых в пресные водоемы, как это было во время «первой казни египетской», должно быть вызвано определенными мутациями, которые весьма вероятны под радиационным воздействием.


Глава 8.
12 Четвертый Ангел вострубил, и поражена была третья часть солнца и третья часть луны и третья часть звезд, так что затмилась третья часть их, и третья часть дня не светла была - так, как и ночи.
Глава 16.
8 Четвертый Ангел вылил чашу свою на солнце: и дано было ему жечь людей огнем.
9 И жег людей сильный зной, и они хулили имя Бога, имеющего власть над сими язвами, и не вразумились, чтобы воздать Ему славу.
Параллель есть: и там и там объектом воздействия являются небесные светила. Здесь, на первый взгляд, мы наблюдаем противоположность: с одной стороны светила гаснут, с другой Солнце активизируется. Однако, надо понимать, что понятие «атмосфера» для человека 1-го века н.э. было труднопостижимо, и ослабление видимого света в его восприятии ассоциировалось с угасанием самого источника света, а не уменьшением прозрачности воздуха. Нет дыма и облаков, но стало темнее, – значит, само Солнце померкло.

Если данный аспект катастрофы носит планетарный, а не космический характер, то речь идет о вышеупомянутом замутнении атмосферы и вызванном им парниковом эффекте. С одной стороны, становится темнее, с другой – жарче. Присутствует ли здесь смертельно опасное для человечества разрушение озонового слоя неясно. Следует еще отметить, что нигде в эсхатологических фрагментах Писания, нет крупных наводнений. Возможно, материковые ледяные щиты как-то благополучно переживут потепление и приспособятся к нему, а таяния плавучего льда достаточно для изменения направления океанских течений, но недостаточно для сколько-нибудь значительного подъема уровня самого мирового океана. Возможно, увеличится содержание пара в атмосфере, и таяние материковых льдов не приведет к серьезным затоплениям.


Глава 9.
1 Пятый Ангел вострубил, и я увидел звезду, падшую с неба на землю, и дан был ей ключ от кладязя бездны.
2 Она отворила кладязь бездны, и вышел дым из кладязя, как дым из большой печи; и помрачилось солнце и воздух от дыма из кладязя.
3 И из дыма вышла саранча на землю, и дана была ей власть, какую имеют земные скорпионы.
4 И сказано было ей, чтобы не делала вреда траве земной, и никакой зелени, и никакому дереву, а только одним людям, которые не имеют печати Божией на челах своих.
5 И дано ей не убивать их, а только мучить пять месяцев; и мучение от нее подобно мучению от скорпиона, когда ужалит человека.
6 В те дни люди будут искать смерти, но не найдут ее; пожелают умереть, но смерть убежит от них.
7 По виду своему саранча была подобна коням, приготовленным на войну; и на головах у ней как бы венцы, похожие на золотые, лица же ее -- как лица человеческие;
8 и волосы у ней -- как волосы у женщин, а зубы у ней были, как у львов.
9 На ней были брони, как бы брони железные, а шум от крыльев ее -- как стук от колесниц, когда множество коней бежит на войну;
10 у ней были хвосты, как у скорпионов, и в хвостах ее были жала; власть же ее была -- вредить людям пять месяцев.
11 Царем над собою она имела ангела бездны; имя ему по-еврейски Аваддон, а по-гречески Аполлион.
Глава 16.
10 Пятый Ангел вылил чашу свою на престол зверя: и сделалось царство его мрачно, и они кусали языки свои от страдания,
11 и хулили Бога небесного от страданий своих и язв своих; и не раскаялись в делах своих.

Аналогии менее очевидны, но речь идет о проблемах одной и той же степени. Параллель присутствует в интонации повествования. И там и там тон изменяется в сторону крайности. «В те дни люди будут искать смерти, но не найдут ее» – такого тона не было прежде в описании «труб». «…Они кусали языки свои от страдания» – такого не было в описании «чаш». Под открытием «кладязя бездны» может пониматься вызванное радиоактивным заражением и развалом устоявшихся экосистем начало неконтролируемых мутаций. В голливудских «фильмах-ужастиках» наиболее яркие картины в контексте дестабилизации биосферы и выхода ее из русла привычных людям категорий фантазия авторов рисует в мире насекомых. Можно, конечно, сочинить суперужастик «Саранча», но это будет, пожалуй, слишком… Невозможно представить себе жалящее прямокрылое. По-моему, природа не знала таких видов. Если стая саранчи начнет кусаться…, то что же она будет кушать целых пять месяцев? Да и сказано, что будет не кусаться, а жалить. Скорее всего, Евангелист выбрал неточное соотнесение. Речь может идти не о прямокрылых насекомых, а все-таки о перепончатокрылых. Они больше подходят под данное описание. Мы привыкли видеть увеличенные картинки насекомых, но для обычного человека первого века вид обычной осы в лупу был бы откровением. Пчелу, вероятно, Евангелист узнал бы и в увеличенном виде, но вот полюбуйтесь-ка:


Человекообразие морде придают сложные глаза – при определенном освещении возникает иллюзия осмысленности взгляда, например, в данном случае выражение морды кажется строгим. Сама морда бронированная, и броня напоминает наголовники у боевых лошадей.



Челюсти как у льва. Золотая диадема вокруг головы присутствует.



Здесь выражение морды кажется умилительным. Волосы, в отличие от реальной саранчи, имеются. Упомянутое сходство именно с женской прической может относиться не к длине волос, а к их приподнятости.



Мужчины в Римской империи волосы никогда не взбивали.



Вот так тоже на лошадь похож… Это современный азиатский шершень. Мутировавший, ископаемый или просто неизвестный ранее вид можно вообразить и в более «конеподобном» виде. Человек знает пчел (даже пчел-убийц) и ос, потому что те постоянно лезут к его жилищу за сахаром. Хищникам-шершням вблизи человека делать нечего. А вот если они на охоте на что-нибудь прежде «вышедшее из русла» сильно размножатся, а затем лишатся привычных ареалов обитания, то куда им деваться? Их механизм агрессии включается на любую химию подряд, и жалить каждая особь может неограниченно много раз. Жалящий укус крайне болезнен, а для человека с аллергией на пчелиный яд – смертелен.
В целом, то, что казалось бы удивительным и потрясающим нашим предкам времен написания Апокалипсиса, может быть чем-то совершенно обыденным для нас и не мешающим нам жить до тех пор, пока обстоятельства не вынудят к смене обстановки.


Глава 10.
13 Шестой Ангел вострубил, и я услышал один голос от четырех рогов золотого жертвенника, стоящего пред Богом,
14 говоривший шестому Ангелу, имевшему трубу: освободи четырех Ангелов, связанных при великой реке Евфрате.
15 И освобождены были четыре Ангела, приготовленные на час и день, и месяц и год, для того, чтобы умертвить третью часть людей.
16 Число конного войска было две тьмы тем (двести миллионов – np1237); и я слышал число его.
17 Так видел я в видении коней и на них всадников, которые имели на себе брони огненные, гиацинтовые и серные; головы у коней -- как головы у львов, и изо рта их выходил огонь, дым и сера.
18 От этих трех язв, от огня, дыма и серы, выходящих изо рта их, умерла третья часть людей;
19 ибо сила коней заключалась во рту их и в хвостах их; а хвосты их были подобны змеям, и имели головы, и ими они вредили.
20 Прочие же люди, которые не умерли от этих язв, не раскаялись в делах рук своих, так чтобы не поклоняться бесам и золотым, серебряным, медным, каменным и деревянным идолам, которые не могут ни видеть, ни слышать, ни ходить.
21 И не раскаялись они в убийствах своих, ни в чародействах своих, ни в блудодеянии своем, ни в воровстве своем
Глава 16.
12 Шестой Ангел вылил чашу свою в великую реку Евфрат: и высохла в ней вода, чтобы готов был путь царям от восхода солнечного.
13 И видел я выходящих из уст дракона и из уст зверя и из уст лжепророка трех духов нечистых, подобных жабам:
14 это -- бесовские духи, творящие знамения; они выходят к царям земли всей вселенной, чтобы собрать их на брань в оный великий день Бога Вседержителя.
15 Се, иду как тать: блажен бодрствующий и хранящий одежду свою, чтобы не ходить ему нагим и чтобы не увидели срамоты его.
16 И он собрал их на место, называемое по-еврейски Армагеддон.
Параллель безусловная. В обоих фрагментах напрямую упомянута большая война и в обоих – река Евфрат понимается как ключевой пункт театра военных действий. Трудно поверить, что это две разных войны. И трудно поверить, что после войны с участием двухсотмиллионной армии все только начнется, а не закончится, хотя именно таково традиционное понимание картин Апокалипсиса. Эти 200 миллионов не служат Антихристу, а ему явно оппонируют. Если отвергнуть все сказанное в данном материале ранее, разнести по времени 10-ю и 16-ю главы и полагать, что Антихрист уничтожит пришедшую со стороны Евфрата невиданную армию в процессе установления своей мировой власти, то получится, что через максимум семь лет с того же востока придут еще какие-то цари. Не слишком ли восток получается перенаселенным?
Никакая четверка расположенных вблизи Евфрата современных стран такую армию не может выставить в принципе. И вообще, на такие цифры в мире есть только один, всем хорошо известный претендент…
Для современной армии, тем более армии исключительно крупной вода реки Евфрат не является серьезным препятствием сама по себе. Река может служить линией фронта, а препятствием к движению – скорее цепь солончаковых пустынь, примыкающих с севера к хребту Заграс. Осушение же Евфрата может означать такое изменение движения воздушных масс, при котором обводнятся северные склоны этого хребта с ущербом, естественно, для питающих водой Междуречье склонов южных. Пустыни утратят непроходимость, и движение крупных сил с Дальнего востока на Ближний станет возможно.
Признавая же, наконец, параллель «семь труб – семь чаш» полностью, следует сделать два нелегких для православного толкователя вывода. Во-первых, власть Антихриста перед Вторым пришествием Христа далеко не всепланетна. Во-вторых, двигаться «царям от восхода солнечного» (Откр.16.12) с их «две тьмы тем» (Откр.10.16) от Евфрата кроме как к Армагеддону больше особо некуда. Буквально накануне Армагеддонской битвы должно произойти невиданное человеческое взаимоистребление, ведь чтобы иметь возможность «не раскаяться в делах своих» (Откр.10.20) нужно уравновесить эти самые 200 млн. соответствующей цифрой. Непонятно, что еще можно будет отдельно «собрать… на брань» (Откр.16.14)? Логичнее предположить, что «шестая труба» и «шестая чаша» означают начало решающей, самой страшной из многих фаз многовекторной войны за мировое господство. Армагеддонская же битва – апофеозом, генеральным сражением и фазы и самой войны. Упомянутая же «нераскаянность» людей относится к пренебрежению последними, очевидно-смертельными военными угрозами царству Антихриста, а не к энтузиазму в строительстве оного после успешной военной компании.
Возвращаясь к седьмой паре «труб-чаш», можно обоснованно предполагать, что извержение Йелоустоунского супервулкана постигнет объединенный Антихристом Запад в момент наивысшего напряжения сил в войне с объединившим Восток китайским Гогом.

Четыре всадника прискакали, кошмар Апокалипсиса начался, но еще оставалась несломанной 7-я печать. Что произойдет, когда ее снимут? Как это вдохновляет современные блокбастеры -- фильмы-катастрофы? Смотрим произведения искусства и попробуем угадать реальный природный (или ядерный) катаклизм по описанию человека 1-го века н.э. (Тематический саундтрек: "Коррозия металла").


Очередные ужасы из книги "Откровение Иоанна Богослова". Читаем и смотрим для расширения кругозора как туриста и как слушателя рок-музыки. Присоединяйтесь .

Глава 8 (синодальный перевод)

1 И когда Он снял седьмую печать, сделалось безмолвие на небе, как бы на полчаса.

Тишина, наступающая на небесах -- это символ надвигающейся грозы.
Фредерик Картер. "Безмолвие в небесах". 1925 год


2 И я видел семь Ангелов, которые стояли пред Богом; и дано им семь труб.

Василий Корень. "Ангелы получают 7 труб". Илл. "Библии для бедных". 1690-е.

3 И пришел иной Ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который перед престолом. 4 И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога.

В правом верхнем углу -- рожицы дующих ветров.


5 И взял Ангел кадильницу, и наполнил ее огнем с жертвенника, и поверг на землю: и произошли голоса и громы, и молнии и землетрясение.

С этим мощным броском молитвы святых возвращаются на землю гневом, они вызывают месть на тех, кто дурно со святыми в данный момент обращался (римляне и проч.).
Гебхарт Фюгель. "Ангел повергает фимиам на землю", 1933

6 И семь Ангелов, имеющие семь труб, приготовились трубить.

Звук трубы может символизировать три вещи: сигнал тревоги, фанфары о прибытии царя или призыв к битве.
Микеланджело. Фреска "Страшный суд", фрагмент, 16 век


7 Первый Ангел вострубил , и сделались град и огонь, смешанные с кровью, и пали на землю; и третья часть дерев сгорела, и вся трава зеленая сгорела.

Бедствия, случающиеся после 1-й трубы, взяты автором из ветхозаветной книги "Исход" и вдохновлены 10 казнями египетскими, насланными из-за Моисея на фараона и египтян.
Peter Olsen . "Град, огонь и кровь", 21 век.

8 Второй Ангел вострубил , и как бы большая гора, пылающая огнем, низверглась в море; и третья часть моря сделалась кровью, 9 и умерла третья часть одушевленных тварей, живущих в море, и третья часть судов погибла.

Когда вы говорите "делу труба!", вы и не представляете, насколько плохо, и что изначально это выражение обозначало.
Джусто де Менабуои. Падуанский баптистерий, 14 век


10 Третий ангел вострубил, и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод. 11 Имя сей звезде «полынь» ; и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки.

Трава полынь несколько раз упоминается в Ветхом Завете, она символ идолополклонства, которое окажется горьким. Бог грозил через Иеремию, что он накормит их полынью и напоит водой с желчью. Тут Иоанн, как и во многих других образах, использовал старую идиому, играл с интертекстуальностью, так сказать.
Гобелен "Анжерский апокалипсис". 14 век



Тематический саундтрек для желающих эстетов -- "Звезда Полынь", Коррозия металла

12 Четвертый Ангел вострубил , и поражена была третья часть солнца и третья часть луны и третья часть звезд, так что затмилась третья часть их, и третья часть дня не светла была — так, как и ночи.

Страдают не все предметы целиком, а у каждого только треть, потому что это только вступление к грядущим бедствиям. Тут внизу светила разделены на сектора.
"Эскориальский Беатус", 10 век. "4-я труба"

13 И видел я и слышал одного Ангела, летящего посреди неба и говорящего громким голосом: горе, горе, горе живущим на земле от остальных трубных голосов трех Ангелов, которые будут трубить!

Текст про горе (лат. "voe, voe, voe") исходит от уст ангела в том, что ныне комиксисты называют "пузырем".
Published by: Gerard de Jode. After: Jan Snellinck. 1565


Глава 8 (современный перевод)

1 И когда Он снял седьмую печать, на небесах настала тишина примерно на полчаса.

В классической иконографии этот стих не принято было иллюстрировать, поэтому мне удалось найти, видите, только свежие иллюстрации.
Peter Olsen. "Тишина". 21 век.

2 Я увидел семь ангелов, стоявших перед Богом. Им было дано семь труб.

Welles Apocalypse, 14 век

3 Пришел другой ангел и стал с золотой кадильницей у жертвенника; ему дали много фимиама, чтобы вместе с молитвами всего народа Божьего принести его на золотой жертвенник перед престолом. 4 И из руки ангела поднялся перед Богом благоуханный дым вместе с молитвами народа Божьего.

Лютеровская библия, 1534

5 Ангел взял кадильницу и положил в нее огня с жертвенника и бросил на землю, и были там громы, клики, молнии и землетрясение.

Martin Young. Bible Cartoons. Ангел бросает кадильницу на Землю. На самой первой картинке в посте, со спутниками, эта же тема.

6 А семь ангелов, державших семь труб, приготовились трубить.

Болонская школа, ок. 1360. Abbazia di Pomposa

7 Затрубил первый — и посыпался град и огонь, смешанный с кровью, и пал на землю. И сгорела треть земли, и треть деревьев сгорела, и вся зеленая трава сгорела.

Прерафаэлиты обожали эту рукопись и внимательно ее изучали.
Douce Apocalypse, 13 век, Англия


8 Второй ангел затрубил — и словно огромная гора огня упала в море. И треть моря превратилась в кровь,
9 и умерла треть всего живого в море, и погибла треть кораблей.

Возможно, речь идет об извержении вулкана - Средиземноморье же.
Rodney Matthews. 2-я труба. 20 век

10 Третий ангел затрубил — упала с неба огромная звезда, горящая, как светильник. Она упала на треть всех рек и водных источников. 11 Звезда эта называется Полынь, и треть всех вод стала как полынь, и множество людей умерло от воды, потому что она стала горькой.

Douce Apocalypse, 13 век, Англия


Тематический саундтрек Ordo Rosarius Equilibrio - The Name of the Star Is Called: Wormwood (интересная неофолковская группа, рекомендую).

12 Четвертый ангел затрубил — и была поражена треть солнца, треть луны и треть звезд. Они на треть затмились, и треть дня была без света, как и треть ночи.

Дирк Веллерт. 4-я труба.16 век

13 Я увидел и услышал, как паривший в поднебесье орел восклицал громким голосом:— Горе, горе, горе жителям земли от звука остальных труб, в которые вскоре протрубят три ангела!

В синодальном переводе это кричит "ангел", а в европейских - "орел". Существовали разные рукописи "Апокалипсиса", и в православии стал каноничным вариант именно с ангелом. В искусстве, наоборот, обычно "горе" кричит именно орел.
Беатус Сен-Север. 11 век


Просто картинки

Peter Olsen. "Первые четыре трубы".
Тут наглядно, можно попробовать позапоминать: 1) кровь, 2) гора, 3) звезда Полынь, 4) затмения


Альберт Годвин. "Апокалипсис", 1903 год. Очень крутая картина для художника, который еще даже не пережил Первую Мировую войну с ее ужасами. Не знаю, к какой главе книги относится, но пусть тут лежит.

1-я труба (огненный дождь)

Манускрипт 13 века

"Беатус Сен-Север"

Professor John Steczynski, Boston College. Apocalypse: Meditations on the Visions of John 1996-1997

2-я труба (гора падает в море)

Беатус, 10 век. Какие-то арабские элементы, мне кажется, в дизайне

koreada.ru - Про автомобили - Информационный портал