Томас пейн идеология для американской революции. Крестный отец Соединенных Штатов. Томас Пейн. В североамериканских колониях

Томас Пейн (1737-1809) относится к числу наиболее радикальных представителей демократической, политической и правовой идеологии периода Войны за независимость. Позднее других ее представителей включившись в освободительное движение колоний (Пейн в 1774 г., т.е. накануне начала Войны за независимость, переселился из Англии в Северную Америку), он первым среди них в 1775 г. в статье "Серьезная мысль" поставил вопрос об отделении колоний от Англии и создании независимого государства. Он же в памфлете "Здравый смысл" (1776 г.) - наиболее известном его произведении - показал несовершенство государственного строя Англии и предложил название государства, которое должны образовать колонисты, - "Соединенные Штаты Америки". Идеи этого памфлета отразились в Декларации независимости, основным автором которой был Т. Джефферсон. Находясь во Франции во время начала революции там, Пейн приветствует ее и в 1791 г. публикует работу "Права человека", в которой защищает демократические права и свободы, провозглашенные во французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г.

В 1792 г. Пейн был избран членом Конвента, встал на сторону жирондистов и с приходом к власти якобинцев был арестован, приговорен к смертной казни, но сумел спастись. Будучи в заключении, Пейн написал памфлет "Век разума", давший рационалистическую критику Библии и не принятый религиозно настроенными американцами, к которым он вернулся в конце жизни.

Как и многие другие представители естественно-правовой теории того времени, Пейн различал естественные и гражданские права человека. Первые присущи ему по природе, "по праву его существования". К ним Пейн относил право на счастье, свободу совести, свободу мысли. Этими правами человек обладал в естественном состоянии, которое, по Пейну, было историческим фактом (здесь он близок к Локку) и которое, по его мнению, сохранялось тогда еще у североамериканских индейцев.

С образованием общества и государства, которые Пейн различал ("общество создается нашими потребностями, а правительство - нашими пороками... Первое - это защитник, второе - каратель"), люди передали часть своих естественных прав в "общий фонд". Так возникают гражданские права, принадлежащие человеку как члену общества. Это те права, которые человек не способен защитить свой властью. К ним Пейн относил и право собственности - право приобретенное, а не естественное.

Как и Руссо, Пейн считал, что в естественном состоянии не существовало частной собственности на землю - земля была "общей собственностью человеческого рода". Частная собственность появляется с переходом к земледелию, а также в результате "недоплаты работникам". Вместе с ней возникает и деление людей на богатых и бедных. По природе все люди равны в своих правах, а деление на богатых и бедных есть следствие появления частной собственности (у идейного противника Пейна А. Гамильтона деление на богатых и бедных имеет естественное происхождение).


Одним из первых в Северной Америке Пейн еще в 1775 г. выступил против рабовладения и потребовал освобождения рабов.

Государство, по Пейну, возникает вслед за объединением людей в общество, ибо объединившиеся люди не способны сами сохранять справедливость в отношениях между собой. Целью государства является не умаление прирожденных прав человека, а их обеспечение. Уступая часть своих прав обществу, человек оставляет себе свободу мысли, совести и право делать для своего счастья все, что не вредит другому. Государство создается людьми по общественному договору - единственно возможному способу образования государства. Поэтому верховная власть в государстве должна принадлежать самому народу. Из этой идеи народного суверенитета Пейн делает вывод о праве народа учреждать или уничтожать любую форму правления - о праве народа на восстание и революцию. Этими же идеями народного суверенитета и права на революцию Пейн обосновал допустимость и необходимость отделения колоний от Англии и образования собственного независимого государства.

Анализируя формы государства, Пейн различал "старые" (монархические) и "новые" (республиканские) формы. В основу этой классификации были положены принципы образования правления - наследование или выборность. Пейн резко критиковал государственный строй Англии и дореволюционной Франции. Правление, основанное на передаче власти по наследству, он называл "самым несправедливым и несовершенным из всех систем правления". Не имея под собой никакой правовой основы, утверждал Пейн, такая власть неизбежно является тиранической, узурпирующей народный суверенитет. Абсолютные монархии "являются позором для человеческой природы".

Республиканское правление, согласно идеям Пейна, должно быть основано на принципе народного представительства. Это "правление, учрежденное в интересах общества и осуществляемое в его интересах, как индивидуальных, так и коллективных". Поскольку в основе такого управления лежит народный суверенитет, постольку верховной властью должен обладать законодательный орган, избираемый на основе всеобщего избирательного права как реализации естественного равенства людей.

С этих позиций Пейн критиковал Конституцию США 1787 г., в период принятия которой он находился в Европе. Так, в закреплении в Конституции системы "сдержек и противовесов" он справедливо усматривал влияние теории разделения властей Монтескье, с которой не был согласен. Недостаток Конституции Пейн видел и в создании двухпалатного законодательного органа, формируемого на основе цензового избирательного права, существовавшего в штатах. Слишком большим (шесть лет) был, по его мнению, срок полномочий сенаторов. Единоличному главе исполнительной власти (президенту), предусмотренному Конституцией, он предпочитал коллегиального. Возражал Пейн и против наделения президента правом вето, против несменяемости судей, которые, как он полагал, должны переизбираться и быть ответственными перед народом. Наконец, Пейн утверждал, что каждое поколение должно само определять, что соответствует его интересам; и поэтому иметь право изменять Конституцию.

Политические взгляды Пейна выражали демократические и революционные тенденции в освободительном движении колонистов, интересы наиболее широких слоев. Они оказали громадное воздействие на ход и исход Войны за независимость. Более того, они повлияли на освободительное движение в Латинской Америке против испанского колониального господства и даже пересекли Атлантический океан и на родине Пейна, в Англии, позже способствовали формированию политической идеологии чартистского движения с его требованиями всеобщего избирательного права и ежегодных выборов в парламент.

Политические взгляды Томаса Джефферсона (1743-1826), ставшего после образования США их третьим президентом, были близки к политическим взглядам Пейна. Как и Пейн, Джефферсон воспринял естественно-правовую доктрину в ее наиболее радикальной и демократической трактовке. Отсюда близость его политических и правовых взглядов к идеям Руссо. Правда, до начала Войны за не-зависимость Джефферсон надеялся на мирное разрешение конфликта с Англией и испытывал влияние теории разделения властей Монтескье. Но это не помешало ему впоследствии критиковать Конституцию США 1787 г., воспринявшую разделение властей как систему "сдержек и противовесов" и дававшую президенту возможность переизбираться неограниченное число раз и тем самым, по мнению Джефферсона, превратиться в пожизненного монарха. Большим недостатком Конституции он считал отсутствие в ней Билля о правах, особенно свобод слова, печати, религии.

Радикальная и демократическая трактовка естественно-правовой концепции проявилась в представлении Джефферсона об общественном договоре как основе устройства общества, дающем всем его участникам право конституировать государственную власть. Отсюда логически вытекала идея народного суверенитета и равенства граждан в политических, в том числе избирательных, правах.

Джефферсон критиковал капитализм, набиравший в США силу, ведший к разорению и обнищанию широких слоев населения. Однако главной причиной этих бедствий он считал развитие крупного капиталистического производства и идеализировал мелкое фермерское хозяйство. Его идеалом была демократическая республика свободных и равноправных фермеров. Этот идеал был утопическим, но активная его пропаганда Джефферсоном сыграла большую роль в привлечении широких народных масс к активному участию в Войне за независимость.

Еще большее значение имело то обстоятельство, что Джефферсон был основным автором проекта Декларации независимости - конституционного документа, который, исходя из демократической и революционной трактовки естественно-правовой доктрины, обосновывал правомерность отделения колоний от Англии и образования ими самостоятельного, независимого государства. В комитет по подготовке проекта Декларации кроме Джефферсона входили Адаме, Франклин, Шерман и Левингтон, но они поручили подготовить проект ему.

Разрыв с религиозными представлениями о государственной власти, еще характерными для той эпохи (упоминание о боге-творце сделано в Декларации мимоходом и ничего не меняет в ее содержании), и естественно-правовая аргументация, народный суверенитет и право на революцию, защита свободы личности и прав граждан - все это делало Декларацию независимости выдающимся теоретическим и политическим документом своего времени. Не следует забывать, что на континенте Европы в те годы еще царил феодально-абсолютистский произвол, а английская монархия пыталась практически феодально-абсолютистскими средствами сохранить свое господство в североамериканских колониях.

Для Джефферсона как автора Декларации "очевидны следующие истины, что все люди сотворены равными, что они наделены своим Творцом некоторыми неотъемлемыми правами, в числе которых жизнь, свобода и стремление к счастью". Провозглашенное в преамбуле Декларации естественное равенство людей прямо противопоставлялось унаследованным от феодализма сословным привилегиям, неотъемлемые права - феодальному бесправию. Эти идеи имели и конкретный практически-политический смысл в борьбе против английских колонизаторов, отрицавших равноправие колонистов с жителями метрополии и посягавших на права колонистов.

В перечне названных в Декларации независимости неотъемлемых прав нет права собственности, содержавшегося, как отмечалось, в Декларации прав I Континентального конгресса. Отсутствие этого "священного" права объясняется влиянием Пейна, которого в американской исторической литературе иногда называли автором Декларации независимости, хотя он сам недвусмысленно указывал, что ее автором является Джефферсон (выше было сказано, что Пейн считал право собственности приобретенным правом и, следовательно, не относящимся к неотъемлемым правам человека). Нужно иметь в виду и другое, не менее важное практически-политическое обстоятельство. Составляя проект Декларации, Джефферсон учитывал, что по мере обострения конфликта колонистов с Англией их представления о свободе и собственности все более сливались. Ведь в истоке конфликта лежали прежде всего посягательства Англии на материальные интересы колонистов. Именно эти посягательства помогли колонистам понять, что они не свободны. Колонисты видели свою свободу в беспрепятственном развитии собственности; главным для них была не столько абстрактно-теоретическая свобода от иноземной власти, сколько практическая свобода, обеспечивающая их материальные интересы. Поэтому свобода как естественное и неотъемлемое право виделась колонистам (и Джефферсон должен был это учитывать) как гарантия свободы собственности. Практически свобода в Декларации независимости включала в себя право свободно пользоваться и распоряжаться своими материальными благами, т.е. право на собственность.

Правительство, писал Джефферсон в Декларации независимости, создается людьми для охраны естественных прав человека, и власть правительства проистекает из согласия народа повиноваться ему. Последовательно развивая идею народного суверенитета, Джефферсон заключает, что в силу такого происхождения власти правительства (создается народом) и такого условия ее существования (согласие народа) народ вправе изменить или уничтожить существующую форму правления (существующее правительство), что "долгом и правом" людей является свержение правительства, стремящегося к деспотизму. Право на революцию обосновано, и обосновано убедительно.

Далее в Декларации независимости содержатся 27 пунктов обвинения английского короля в стремлении к деспотизму, дающих основание провозгласить "именем и властью доброго народа колоний наших" отделение их от Англии (свержение правительства, стремящегося к деспотизму, - право на революцию) и образование независимых Соединенных Штатов.

Для характеристики политических взглядов Джефферсона важно обратить внимание на то, что в составленном им проекте Декларации независимости было не 27, а 28 пунктов обвинения английского короля. Пункт, не попавший в окончательный текст Декларации в результате решительных возражений плантаторов южных колоний, осуждал процветавшее в южных колониях рабство негров. Джефферсон, который еще в 1762 г., будучи членом Законодательного собрания Вирджинии, выступал за отмену рабовладения, а затем внес законопроект об отмене рабства в северо-западных штатах, был убежден, что оно противоречит человеческой природе и естественным правам людей. Поэтому в проекте Декларации он обвинял английского короля в том, что тот "захватывал людей и обращал их в рабство в другом полушарии, причем часто они погибали ужасной смертью, не выдерживая перевозки".

Джефферсон вошел в историю политической мысли и в историю Нового времени в целом как автор Декларации независимости Соединенных Штатов. Значение Декларации не только в том, что она провозгласила образование США, но и еще более в провозглашении наиболее передовых политических и правовых взглядов и представлений. Идеи Декларации и самого Джефферсона оказывали и продолжают оказывать влияние на политическую жизнь в США.

Политическая история зачастую принимает характер цепной ядерной реакции. Когда в какой-то стране события достигают некоей критической стадии, происходит взрыв, переводящий эту страну на новый исторический путь. Искры этого взрыва попадают в другие страны, вызывая взрывы и там, а они, в свою очередь, разбрасывают свои искры дальше. Американская революция привела к созданию первого в мире демократического государства и первой в мире конституции, гарантирующей стабильное существование демократии. Попав на благодатную почву революционной Франции, семена американской демократии породили французскую конституцию 1791 года и ее последующие модификации, ставшие моделью для большинства европейских конституций. "Иберийские" варианты американской конституции - испанская (1812) и португальская (1822) - легли в основу всех конституций Латинской Америки. И в основе послевоенных конституций Германии и Японии тоже, как известно, лежит американская конституция. Из сказанного следует естественный вывод: нынешние демократии в значительной мере обязаны своим возникновением Соединенным Штатам и их конституции.

Любопытная деталь. Всего за год до принятия Декларации независимости и провозглашения Соединенных Штатов ни один политический деятель североамериканских колоний и не помышлял об отделении от Британской империи. Вот что говорилось в резолюции Второго континентального конгресса 6 июля 1775 года: "Да не подумают ошибочно подданные любой части Британской империи, что в наши намерения входит разрыв связей с империей, под сенью которой колонии процветают столь длительное время, ко всеобщему счастью и удовлетворению". Это было написано в разгар революционной войны, цель которой была добиться некоторой автономии в пределах империи, и только. Значит, в течение этого года, точнее, трехсот шестидесяти трех дней, должно было произойти нечто такое, что коренным образом изменило взгляды и цели колонистов и превратило их из колонистов в американцев.

Вообразите альпиниста, взбирающегося на гору. Неловкое движение, и из-под ноги выскальзывает камень, за ним другие, все больше и больше. Начинается камнепад - страшная лавина, все сметающая на своем пути. Если потом найти тот самый первый упавший камешек, показать его прибывшим на место катастрофы и сказать, что он и есть ее причина, - люди, без слов, лишь пожмут плечами: какой вздор! Но ведь этот камешек действительно был причиной и началом камнепада!

В нашем случае роль такого камешка сыграл Томас Пейн. 225 лет назад, в январе 1776 года, появился анонимный памфлет "Здравый смысл", подписанный "Англичанин", автором которого был Пейн. В памфлете четко, логично и бескомпромиссно описывалось унизительное положение, в котором находились американские колонисты, беспощадно критиковалась политика метрополии по отношению к своим колониям и "коронованные негодяи", эту метрополию возглавляющие. В качестве единственной альтернативы унижению предлагалось создание собственной независимой демократической республики. "Период дебатов закончен. Оружие как последнее средство должно решить спор", - так заканчивался памфлет.

Реакция была потрясающей. Волна патриотизма охватила колонистов, внезапно осознавших, что они - американцы. Все колеблющиеся были буквально сметены лавиной патриотических чувств и жаждой независимости. Сомневающиеся и "лоялисты", страшась народного гнева, запрятали свои чувства поглубже. Восставшие колонии объявили себя независимыми республиками, а 4 июля 1776 года была принята Декларация независимости, провозглашавшая создание Соединенных Штатов Америки. Автором Декларации был Томас Джефферсон, человек того же покроя, что и Томас Пейн.

Если сегодня сказать среднему гражданину Франции или Португалии, что он должен быть благодарен Томасу Пейну, за те демократические блага, которыми этот гражданин сегодня пользуется, девяносто девять шансов из ста, что он даже не поймет, о чем идет речь: это и есть финал притчи о камне, вызвавшем лавину.

Точно так же, многие понятия не имеют, откуда появился этот термин - Соединенные Штаты? Дело в том, что до его появления уже имелось два прецедента - Соединенное Королевство (в просторечии именуемое Великобританией или Англией) и Соединенные Провинции (они же - Нидерланды). Поэтому, когда восставшим против британского владычества колониям потребовалось название, говорящее о них как о некоем политическом целом, оно было найдено без труда: Соединенные Колонии.

В июле 1776 года воодушевленные "Здравым смыслом" Томаса Пейна делегаты от всех колоний собрались в Филадельфии для утверждения Декларации Независимости. Представитель Вирджинии Ричард Генри Ли представил Конгрессу резолюцию, в которой среди прочего говорилось, что "эти Соединенные Колонии уже являются и, в соответствии с их законным правом, будут и впредь свободными и независимыми государствами".

В английском языке слово state имеет два значения "государство" и "штат". Скажем, Secretary of State означает "государственный секретарь", а States General - "Генеральные штаты". В резолюции Ли речь шла именно о "стейтс" - государствах.

А в августе того же года (Америка как раз сейчас отмечает этот "малый именинный юбилей") появилось следующее сочинение Пейна - 16 прокламаций под общим названием "Американский кризис" - о целях и задачах революционной борьбы. Последняя прокламация кончалась так: "Наша независимость должна обладать силой для защиты всего того, что ее составляет. И в качестве Соединенных Штатов мы в состоянии это сделать, в любом другом качестве - нет!" Так было произнесено впервые будущее название федеральной республики.

Все сказанное выше и послужило причиной почетного прозвища Томаса Пейна: "крестный отец американской нации" и, следовательно, он - крестный отец демократии вообще.

Томас Пейн - одна из самых ярких и трагических фигур в истории Соединенных Штатов, и раз за разом на прилавки книжных магазинов ложатся всё новые монографии с жизнеописаниями Пейна и попытками объяснить: почему все его великие современники и соратники, отцы-основатели и борцы-патриоты, попали в Зал Славы в 1900 году, когда Зал был основан, а Томас Пейн, "крестный отец Соединенных Штатов", удостоился этой чести лишь 45 лет спустя, после победы союзников во Второй мировой войне.

В любой энциклопедии вы прочтете, что Томас Пейн - известный просветитель, писатель и философ, но сказать это - значит почти ничего не сказать. Как в капле воды отражается мировой океан, так в личности и судьбе Пейна отразился неповторимый XVIII век, век созидания и разрушения, крушения надежд и исполнения несбыточных желаний, век, ставший рубежом между Прошлым и Будущим человечества. Гражданин только что созданных Соединенных Штатов, Пейн был англичанином по рождению и французом по убеждениям. Его жизнь, бурная и насыщенная событиями, как и вся эта эпоха, могла бы послужить сюжетом для отличного приключенческого романа, а если хотите - для шекспировской трагедии наподобие "Короля Лира". Ибо Томас Пейн, фактический создатель Соединенных Штатов Америки и автор этого наименования, бившийся за эту страну в Войне за Независимость и прославивший ее на весь мир своими книгами "Здравый смысл" и "Права человека", окончил свои дни в нищете, осыпаемый оскорблениями неблагодарных соотечественников, и умер такой смертью, какой не пожелаешь самому лютому врагу.

История человечества полна таких трагедий, и то, что их герои обретают бессмертие столетия спустя после своей смерти, весьма утешительно для нас, обожающих благополучные развязки, но не для них. В связи с "малым именинным юбилеем", я предлагаю читателям познакомиться с одним из немногих американцев, которым сопутствует эпитет "величайший".

Томас Пейн родился 29 января 1737 года в городишке Тетфорд, в Восточной Англии, у бедного квакера-ремесленника Джозефа Пейна, занимавшегося изготовлением дамских корсетов, и его благочестивой супруги Френсис. Это был самый заурядный мальчишка, отличавшийся лишь недетской замкнутостью и полнейшей неспособностью к языкам. Когда Тому исполнилось 13 лет, папаша Пейн, нуждавшийся в помощнике для изготовления корсетов, счел образование сына вполне достаточным и забрал его из школы.

В будущем, на протяжении долгих лет, ангелом-хранителем Томаса Пейна будет другой величайший американец - Бенджамин Франклин. Поразительно сходство того, как сложилась юность Франклина и Пейна. Обоих забрали из школы в 13 лет. Оба работали в "семейном бизнесе" (Франклин - в наборной мастерской у старшего брата). Они оба ненавидели эту работу, и оба мечтали о необъятном мире, раскинувшемся за пределами их городков. И оба они юношами удирали из дома. Юность Пейна напомнила Франклину его собственную юность, и он, возможно, почувствовал, что Пейна ожидает слава, подобная его собственной.

Итак, 19-летний Томас, убежал из дому, нанялся матросом на бриг "Прусский король" и отправился в плавание, навстречу новым землям и новой жизни. Эта новая жизнь, вплоть до ее последних дней, была безжалостна к Томасу Пейну. Пейн проигрывал всегда и во всем, и даже когда судьба улыбалась ему, в бочке меда его удачи непременно оказывалась ложка дегтя. Он дважды женился, и оба раза неудачно: первая жена умерла вскоре после женитьбы, вторая бросила его. Он сменил целый ряд профессий, от бродячего корсетчика до странствующего проповедника евангелической церкви, и всегда оставался бедняком без гроша в кармане. "Отец американской нации" был совершенно чужд духу делячества, столь свойственного американцам, и если на свете существовал человек, абсолютно непригодный для бизнеса, то это был Томас Пейн. Когда в конце описываемого периода он стал владельцем маленького табачного магазина, все кончилось банкротством, продажей имущества за долги, и в 37 лет Пейн оказался таким же нищим, каким был в 19 лет. Правда, все эти годы Томас упорно занимался самообразованием, изучал математику, астрономию, экономику, философию (особенно французских просветителей). Правда, знаменитый Бенджамин Франклин, представитель американских колоний в Англии, относился к Томасу, как к сыну. Правда, он был в течение нескольких лет членом политического клуба Уайт Харт, где научился ясно, точно и сжато излагать свои мысли. Это все относилось к так называемым "непреходящим ценностям", которых никто у него отобрать не мог и о которых он, подобно древнему философу, мог сказать: "Все мое ношу с собой". Но прокормиться всем этим, к сожалению, было невозможно.

"Попытайте счастья в Америке", посоветовал ему Франклин и вместе с этим добрым советом дал Пейну рекомендательное письмо к своему зятю, влиятельному филадельфийскому дельцу. 30 ноября 1774 года Томас Пейн сошел с прибывшего в филадельфийский порт корабля "Лондон Пэкит", снял комнату в доме на углу Фронт-стрит и Маркет-стрит, а два месяца спустя он уже был сотрудником журнала "Пенсильвания мэгэзин". В Новом Свете началась новая жизнь Томаса Пейна.

Одна из первых статей Пейна - "Африканские рабы в Америке" - сразу наделала много шума. Пейн был не первым, протестовавшим против рабства. и до него были американцы, благородно, в узком кругу друзей, так, чтоб никто особенно не слышал, осуждавшие этот позор своего времени. Томас Пейн заговорил об этом во весь голос. И хотя вся слава борца против рабства и за освобождение негров досталась Аврааму Линкольну, - не забудем, что именно Пейн был первым аболиционистом, о чем нынешние афроамериканцы, потомки бывших рабов, как правило, и не подозревают. Эта статья создала Пейну первую партию смертельных врагов - плантаторов. Впрочем, плодить врагов было то единственное, чем Пейн успешно занимался на протяжении всей своей жизни.

О "Здравом смысле", написанном в 1776-м и побудившем американские колонии к созданию федеральной демократической республики, мы уже говорили. Добавим к этому, что несмотря на астрономические цифры тиражей и неслыханный успех памфлета, Пейн остался в привычной ему нищете: половину гонорара украли издатели, а вторую половину автор отдал в фонд революционной армии, куда вскоре сам вступил добровольцем.

Прокламации Пейна с требованием создания Соединенных Штатов Джордж Вашингтон приказал читать вслух перед войсками, наподобие будущих наполеоновских "приказов".

Это был звездный час Томаса Пейна. Если он и не был самой популярной личностью в колониях, то, во всяком случае, стоял наравне с такими фигурами, как Франклин, Джефферсон, Вашингтон или Мэдисон.

После образования Соединенных Штатов благодарный Конгресс назначил Пейна секретарем Комитета по иностранным делам. Эту должность, собственно, должен был бы занимать профессиональный политик, то есть человек, открывающий рот лишь в самых необходимых случаях. Пейн не был политиком, он был журналистом и открывал рот при каждом удобном случае, В 1779 году, на третий год пребывания Пейна в должности, разразился скандал, связанный с денежными махинациями Сайласа Дина, посланного в Париж с целью закупки оружия для американской армии. (Сегодня этот скандал назвали бы как-нибудь вроде "Дингейт"). Неисправимый правдолюбец, Пейн тут же громогласно откликнулся на скандал, после чего был вызван в Конгресс и уволен "за разглашение в печати государственных секретов" - тогда еще не существовала нынешняя славная демократическая традиция разглашения государственных тайн через газеты.

В 1787 году Пейн отбывает в Европу, не предполагая, что он вновь вступит на американскую землю лишь 15 лет спустя. Он приехал в Англию, на свою настоящую родину, и убедился, что там всё то же, что было в годы его детства, - старая метрополия как бы окаменела в своих традициях. Зато Франция бродила и кипела в эти предгрозовые годы, Пейн отправился туда и чувствовал себя, как рыба в воде, в этой знакомой ему обстановке. Когда разразилась революция и Англия реагировала на нее памфлетом Эдмонда Берка "Отражение революции", где события в Париже были названы "бойней, учиненной опьяневшим от крови сбродом", Пейн выпустил в защиту революции свои знаменитые "Права человека". Это сочинение вознесло его на новый гребень славы: Франция и Америка восторгались его трактатом, по ясности и глубине мысли, по злободневности и радикализму, превосходящим классические и большей частью абстрактные труды просветителей первой половины века.

Сегодня "права человека" - это привычное словесное клише, употребляемое по сто раз на день, и все, что под этим подразумевается, никого не удивляет. Но тогда, два века назад, "консерваторы" возмущенно спрашивали: в своем ли уме этот сверхрадикал, подрывающий основы европейской цивилизации и стабильности? Да ведь он требует немыслимые и отродясь неслыханные вещи - равноправие женщин, социальное страхование престарелых граждан, государственную помощь беднякам, отделение религии от государства, отмены монархического строя, и кто его знает что еще! У Пейна появились легионы новых врагов, в Англии весь тираж "Прав" был конфискован, издатель посажен в тюрьму, а сам Пейн - заочно судим, признан врагом государства и короля и объявлен вне закона как уголовный преступник. Зато президент Вашингтон слал Пейну восторженные письма, революционная Франция рукоплескала ему, и он, иностранец, был торжественно избран полноправным членом Конвента.

И опять, как всегда, в жизни Пейна появилась обычная "ложка дегтя". 20 января 1793 года состоялось знаменитое голосование Конвента, которое должно было решить судьбу короля Людовика XVI. Рассматривались две возможности: предать короля публичной казни или пожизненно заключить его в тюрьму. Когда очередь дошла до Пейна, которому его убеждения не позволяли обрекать человека ни на смерть, ни на пожизненное заключение, он предложил третий вариант - изгнание за пределы Франции. Это было, кажется, самое нелепое из всего, что можно было придумать, - ведь и сам король, и его сторонники-эмигранты, и вообще все враждебные Франции силы только об этом и мечтали. Заявление Пейна вызвало яростную речь "друга народа" Марата от фракции якобинцев, которых Пейн, как обычно, с успехом превратил отныне в своих смертельных врагов.

Прошло полгода после якобинского переворота и начала террора, и пришло время сведения счетов: Томас Пейн был арестован как "роялист" и английский шпион и в конце декабря 1793 года брошен в сырую камеру Люксембургской тюрьмы дожидаться своей участи. Это был самый неудачный год из многочисленных несчастливых лет Пейна. Десять месяцев, проведенные в тюрьме, подорвали его здоровье. Его письма к Вашингтону, в которых он умолял президента посодействовать его, Пейна, освобождению, оставались без ответа: кумир и полубог Пейна больше не был командующим революционной армией; теперь он был президентом, политиком, и отношения с Францией для него были важнее судьбы бывшего друга и соратника.

В тюрьме Пейн написал свое третье большое произведение, "Век разума", превратившее его дальнейшую жизнь в сплошной, непрекращающийся кошмар. Религиозно-философские взгляды Пейна были весьма сумбурны. В них причудливо сочетались квакерско-евангелистские доктрины с желчным антиклерикализмом в духе Вольтера, а робеспьеровское поклонение "высшему разуму" и "верховному существу" - с рационалистическим атеизмом просветителей. Пейн смеялся над божественностью Христа, но верил в его историческое существование и разделял его учение. Он отвергал все церкви, иронически относился к Библии, отождествлял Бога с природой, но при этом верил в бессмертие души. Своим "Веком разума" Пейн сразу сделал духовенство всех исповеданий, всех верующих и особенно ханжей, прикидывающихся верующими, своими вечными и смертельными врагами. Если к этому добавить рабовладельцев и противников отмены рабства, крупных и мелких дельцов, не желавших никаких социальных перемен, и радикалов, презиравших квакерские добродетели, можно сказать: что у Пейна почти не осталось сторонников и друзей. Малоутешительная ситуация для человека, чей возраст подходил к шестидесяти годам.

И все-таки друзья нашлись. Новый американский посол во Франции Джеймс Монро на свой собственный страх и риск обратился к французскому правительству с требованием освободить Томаса Пейна как гражданина Соединенных Штатов, дружественных Франции. Требование было удовлетворено.

1 сентября 1802 года Пейн, объявленный вне закона на своей первой родине, Англии, отсидевший в тюрьме на своей третьей родине, Франции, отбыл на свою вторую родину - Соединенные Штаты. Первые же дни после прибытия потрясли его. Это уже была не та Америка, которую он оставил 15 лет назад. Страну мертвой хваткой держали в своих руках политиканы, плантаторы и крупные дельцы. Заслуги Пейна были давно забыты, подросшее поколение просто ничего не знало о нем. Зато малейшее упоминание о Пейне в печати сопровождалось непременными эпитетами "богохульник", "преступник", "злодей", "растлитель нравов" и тому подобными. Пейн был одинок, презираем и, как всегда, нищ. И все-таки его светлый ум и благородство натуры проявились еще раз в полную силу.

"Письма к гражданам Соединенных Штатов" - так называлось последнее сочинение Пейна, написанное в 1803 году в виде семи писем президенту Джефферсону. Для нас особенно интересно седьмое письмо. В нем подробно разработан проект того, что через 116 лет станет Лигой Наций, а 142 года спустя превратится в Организацию Объединенных Наций. "Крестный отец Соединенных Штатов" мечтал теперь об "ассоциации наций". В десяти статьях "примерного устава" задуманной Пейном международной организации содержится практически все на чем зиждется сегодняшняя ООН: равные права членов, определение агрессии и санкции против агрессора, права человека и совместные санкции против нарушителей этих прав, - всё, вплоть до помощи бедным и отсталым странам. Этот необыкновенный человек вновь на столетие опередил свое время. Этот взгляд в будущее, не понятый и забытый современниками, сам по себе мог бы обеспечить Пейну бессмертную славу.

Ну, а что же его благодарные сограждане? В день выборов 1806 года Пейн явился на свой избирательный участок и подвергся там неслыханному унижению: ему доступно объяснили, что он более не имеет права голоса, - за 15 лет отсутствия "отец нации" утратил американское гражданство. Этот удар подкосил Пейна больше, чем Люксембургская тюрьма.

Он умер всеми забытый и покинутый 8 июня 1809 года, и своеобразной комбинацией некролога и эпитафии ему была фраза из газеты "Нью-Йорк ситизен": "Он долго жил, сделал кое-что хорошее и принес много вреда". Вот все, что смогли сказать современники о камешке, увлекшем за собой мировую лавину демократии.

Десять лет спустя Уильям Коббет, английский журналист, пылкий поклонник идей Пейна, прибыл в Нью-Рошель, где тот был похоронен, извлек из могилы кости своего кумира, переложил их в специально приготовленный металлический сундук и увез в Англию. Коббет мечтал похоронить с почестями останки Пейна в его родном Тетфорде и превратить могилу в национальную святыню и место паломничества миллионов людей, верящих в демократические идеалы. Увы, он был слишком наивен. Старая метрополия не изменилась, Пейн был по-прежнему вне закона, и ни о какой могиле не могло быть и речи. Коббет хранил сундук у себя дома. В 1835-м он умер, оставив сундук, как величайшую реликвию, своему сыну. Когда этот последний обанкротился и все его имущество пошло с молотка, сундук не был признан имуществом, - его просто выбросили. Этот сундук с останками Пейна подобрал и хранил несколько лет какой-то поденщик, потом кустарь-мебельщик; дальнейшая его судьба неизвестна. На целое столетие над именем Томаса Пейна опустилась непроницаемая мгла забвения...

О нем вспомнили снова в 30-х годах 20-го столетия, когда европейские страны одна за другой превращались в фашистские и полуфашистские диктатуры, и когда Англия в одиночку сражалась против нацистской Германии. Тогда Пейн был назван "величайшим из сыновей Англии" и "британским Вольтером". А в 1945-м, в разгар торжеств по случаю победы демократии над тоталитаризмом, бюст Томаса Пейна был торжественно помещен в Зал Славы. Наверное, это и есть осуществление принципа "лучше поздно, чем никогда"...

Считается, что принцип "коллективной вины" - порочный принцип. Но в данном случае, в порядке исключения, этот принцип справедлив: на нас всех лежит коллективная вина перед памятью Томаса Пейна - человека, от слов которого рушились деспотии, как некогда от трубных звуков - стены Иерихона. Мы не можем водрузить на его могиле роскошное надгробие, мы не можем даже положить на нее охапку скромных полевых цветов - у него нет могилы. Мы все в неоплатном долгу перед ним, и только одним способом можем мы вернуть этот долг: быть всегда верными идеалам демократии, идеалам величайшего из американцев, создавшего и назвавшего эту страну, - Томаса Пейна.

ПЕЙН, ТОМАС (Paine, Thomas) (1737–1809), англо-американский революционер и публицист, родился в Тетфорде (Великобритания) 29 января 1737. Прибыл в Америку в 1774 при поддержке Бенджамина Франклина , которого боготворил. Был редактором «Пенсильвания мэгэзин» («Pennsylvania Magazine», 1775–1777), в значительной степени повлиял на атмосферу нерешительности, характерную для того времени, выдвинув энергичные аргументы в пользу американской независимости в памфлете Здравый смысл (Common Sense , 1776), а затем, когда началась война, в серии прокламаций Американский кризис (American Crisis , 1776–1783). Первую из них Дж.Вашингтон приказал читать солдатам, чтобы поддержать их боевой дух. В работе Общее благо (Public Good , 1780) Пейн доказывал, что претензия Виргинии на западные земли должна быть частью вопроса о праве всех колоний выдвигать такого рода претензии; он надеялся, что предложенный им подход поможет объединению и укреплению будущего союза.

В 1787 Пейн отправился во Францию , в 1791 в Лондоне опубликовал первую часть трактата Права человека (Rights of Man , 1791), в котором приветствовал Французскую революцию , отвечал на враждебные революции Размышления Бёрка, вышедшие в 1790, и разъяснял преимущества республики перед монархией. Пейн призывал англичан свергнуть монархию так же, как это было сделано во Франции. В Великобритании он был обвинен в предательстве, бежал во Францию, где был избран в Конвент в 1792, в котором принадлежал к жирондистам во главе с Бриссо. После захвата власти сторонниками Робеспьера Пейн в декабре 1793 был заключен в тюрьму на десять месяцев за то, что выступал против казни Людовика XVI . Трактат Век разума (The Age of Reason , 1794–1796) был посвящен разработке позиции деизма.

Промонархические сторонники англиканства и кальвинизма в Америке объявили этот трактат Пейна «библией атеизма» и богохульством. Джефферсон в предисловии к Правам человека утверждал, что его принципы и принципы Пейна совпадают. С того времени Пейна часто подвергали критике, надеясь подорвать позиции Джефферсона. Либералы в Америке и различные британские революционные общества способствовали расширению влияния Пейна, используя его сочинения в качестве учебников в программах образования для взрослых. Не меньшую роль сыграли и яростные атаки противников. Все это принесло свои плоды: в 1800 Джефферсон был избран президентом, а в 1832 в Великобритании был принят Билль о реформе. После возвращения в Америку по приглашению Джефферсона в 1802 Пейн вновь подвергся нападкам кальвинистов, нашедших дополнительные аргументы в кровавом и реакционном исходе Французской революции. Умер Пейн в

Алиса Сковородина

«Истребим именования вигов и тори, и пусть среди нас не слышно будет другого наименования, кроме как добрых граждан, открытых и верных друзей и отважных защитников прав человека и прав свободных и независимых Штатов Америки».

Томас Пейн, «Здравый смысл».

История знает множество случаев, когда люди, которые внесли огромный вклад в какое-либо дело, были отвергнуты современниками из-за простого непонимания всего масштаба совершенного. Такая участь постигла одного из великих людей Томаса Пейна – умнейшего человека, борца за правду и справедливость. Побывав на пике славы недолгое время, в концу жизни, вопреки всем реально достигнутым им результатам, он был подвергнут «изгнанию» как в моральном, так и в физическом плане. Но сначала необходимо разобраться, кто же такой Томас Пейн и почему его без сомнения можно назвать величайшим Отцом-основателем США.

Томас Пейн англичанин по происхождению, родился в 1737 году и вырос в семье квакера. Получив неполное школьное образование, он рано начал работать: сначала на своего отца, затем в налоговой службе, но оба раза обернулись для него провалом и он в 1756 году решает покинуть свой отчий дом. До 37 лет Томас скитался по различным работам и фактически жил в нищете, но удача повернулась к нему лицом, когда в 1774 году в Лондоне судьба свела его с Бенджамином Франклином. Он посоветовал ему эмигрировать в Филадельфию и помог Пейну в этом, сопроводив его рекомендательным письмом. В Новом Свете и началась совсем другая жизнь Томаса.

С этого самого момента Пейн решил посвятить себя журналистике, а в 1775 году он стал редактором Pennsylvania Magazine, в котором в этом же году были опубликованы несколько его статей, среди которых была одна о необходимости отмены рабства (African Slavery in America). Эта статья во многом повлияла на создание антирабовладельческого движения в Филадельфии, членом и основателем которого фактически и являлся Пейн. Хотя аболиционисты, естественно, существовали и до этого, но именно с выходом в свет статьи Пейна, движение получило широкое распространение среди американского народа.

Но наибольший отклик от революционно-настроенного общества США, как раз в то время заметно активировавшегося в своих действиях, вызвал вышедший в свет памфлет Пейна под названием «Здравый смысл» (Common Sense ). В нем автор подвергает суровой критике английскую конституцию и монархию как таковую. Исследуя составные части конституции, он говорит о том, что «они являются порочными остатками двух древних тираний » (монархической тирании и аристократической тирании), и в общем и целом приходит к выводу, что конституция есть ни что иное как «абсурд». Он призывал народ прибегнуть к крайним мерам, а именно, начать вооруженные действия против колонизаторов. «Период дебатов закончился. Оружие как последнее средство решает сейчас спор» - именно так решительно и безальтернативно Пейн заявляет о необходимости начала серьезной борьбы. Ни один из многочисленно выходивших в то время памфлетов других авторов не шел в сравнение со «Здравым смыслом» Пейна, так как в нем уникальным образом соединились все главные идеи, отражающие вопрос о скорейшем отделении от Англии, и обоснование этого со всех точек зрения: экономической, политической, моральной, религиозной и т.п.

Памфлет с невероятной скоростью «разлетелся» по всей Америке. Каждый из 500 тысяч изданных экземпляров стал буквально настольной книгой во многих домах. И это неудивительно, ведь такое основательное описание всех недостатков существующего положения в Америке, твердо убедило и без того поднимающийся на борьбу народ, что необходимы активные действия для окончательного установления независимой демократической республики. Колонистов, воодушевленных памфлетом Пейна, почти незамедлительно захлестнула волна патриотизма: все жаждали независимости. Джордж Вашингтон буквально заставлял читать перед войсками прокламации Пейна о создании Соединенных Штатов, что, несомненно, очень вдохновляло армию. В итоге, в 1776 на Втором Континентальном конгрессе 13 колоний 4 июля была принята Декларация о независимости – важнейший исторический документ Америки (которая, кстати, с этого момента именовалась как «Соединенные Штаты Америки»).

Сам Пейн, которому, естественно, был далеко не чужд дух освободительного движения, решил вступить в ряды сражающейся армии. Хотя он и не преуспел в своей деятельности как солдат, но являясь непосредственным очевидцем всего происходящего, Пейн написал 13 прокламаций под общим названием «Американский кризис». Эти прокламации очень поддерживали солдат, которым была необходима опора, вера в праведность их дела. В них автор особенно яростно отстаивает идею того, что Англия виновна во многих бедах Америки, а американскую революцию называет несомненным благом.

Произведения Пейна сделали его невероятно знаменитым и, фактически, вторым по популярности после Вашингтона. После образования Соединенных Штатов он лишь за свои заслуги получил достаточно высокий пост – был назначен секретарем Комитета по иностранным делам. По идее, такую ответственную должность должен занимать квалифицированный специалист в данной области, а не публицист, которым по своей сути являлся Томас. Из-за его относительного непрофессионализма и недостаточности навыков для такой работы, Пейн допустил несколько непоправимых ошибок. Его обвинили в разглашении государственных секретов, и как следствие, уволили.

Свою деятельность он продолжил уже в Европе, куда уехал в конце 80-х годов. Революционная Франция как раз-таки оказалась на тот момент близка ему по духу, и он с новыми силами принялся защищать там идеи революции. Тогда и вышла его книга «Права человека» (1791 г.), в которой впервые в истории были основательно изложены принципы построения демократического общества. Трактат получил одобрение и восторженную реакцию со стороны Франции и Америки, ведь в нем нашли отражение совершенно новаторские идеи для того времени: равноправие женщин, отделение религии от государства, отмена монархического строя. Но пытаясь продвигать свои идеи во Франции тем же способом, как он это делал в Америке – настойчиво, резко и слишком прямолинейно – Пейн был признан Конвентом «враждебным иностранцем» и в 1793 году был арестован. В заключении Пейн написал большое произведение «Век разума», которое вызвало бурную реакцию и превратило его в вечного врага всего духовенства и всех верующих, так как в книге автор отвергал все церкви, иронически относился к Библии, и это далеко не всё. Сторонников Пейна становилось всё меньше и меньше, но появилась надежда на освобождение из тюрьмы. С помощью американского посла, Пейна освободили и он отбыл обратно в Соединенные Штаты Америки спустя почти 15 лет его отсутствия там.

Какого же было удивление Томаса, когда он обнаружил для себя совсем другую Америку так не похожую на революционную страну, которую он когда-то покинул. Его идеи были практически позабыты народом, а отношение к нему коренным образом изменилось - теперь, если в какой-нибудь газете и упоминали о нем, то, несомненно, рядом со словами, вроде «богохульник» и «преступник». Но Пейн, несмотря на все встреченные им трудности, не сдавался и не оставлял идею борьбы за правду, здравый смысл и демократию. В 1803 году вышло последнее сочинение Пейна «Письма к гражданам Соединенных Штатов», состоящее из 7 посланий президенту Джефферсону. Их содержание поражает – Томас Пейн фактически опередил свое время на сотню лет вперед, пытаясь описать модель международной организации (прототипом которой намного позже и стала Лига Наций, а потом и ООН), которая, по его мнению, была жизненно необходима для всего мира. Но письма Пейна были не поняты людьми и не восприняты всерьез. Так и не получив обратно хотя бы часть одобрения, которым когда-то пользовался Томас, он окончательно был забыт современниками и умер всеми покинутый 8 июня 1809 года. Трагично закончилась жизнь великого человека, без которого бы, возможно, Америка не стала бы такой, какая она есть сейчас.

Томас Пейн – человек, повлиявший на Америку как никто другой, должен быть почитаем и увековечен в памяти всех американцев. Но люди помнят в основном, только о таких Отцах-основателях, как Джордж Вашингтон, Томас Джефферсон и почти не вспоминают о самом яром защитнике демократии, о том, кто дал название Америке и создал ее политические основы и повлиял на моральные устои многих людей. Можно сказать, что американская нация навсегда остается в долгу перед величайшим мыслителем, философом и поборником правды Томасом Пейном.

Род деятельности:

публицист

Томас Пейн , также Пэн (англ. Thomas Paine ; 29 января (17370129 ) - 8 июня ) - англо-американский писатель , философ , публицист , прозванный «крёстным отцом США ». Впервые прибыв в Америку в возрасте 37 лет, Пейн поддержал сепаратистские настроения в популярном памфлете «Здравый смысл» (1776). В трактате «Права человека» (1791) выступил с обоснованием Французской революции с позиций Просвещения , за что был избран в Конвент в 1792 году (хотя не говорил по-французски). В 1794 году написал важнейший философский труд «Век разума», проникнутый идеями деизма и верой в торжество разума.

По происхождению англичанин; родом из небогатой квакерской семьи. Образование его ограничивалось местной школой, в которой он даже не выучил латынь. В молодости Пейн служил в акцизной конторе. Зная о его способностях к красноречию, начальство попросило его написать прошение повысить зарплату. Он написал письмо к правительству, по каким-то причинам его перечитывать не стали и отправили. В нем Пейн с детской непосредственностью написал: «Повысьте нам, пожалуйста, зарплату, а то она у нас маленькая, что нам ничего не остается, как брать взятки». И подробно описал, кто берет, когда и сколько. После этого всю акцизную контору отправили под суд. Однако сам Пейн успел скрыться, сел на корабль и в 1774 году прибыл в Америку, с рекомендательным письмом от Франклина, с которым познакомился в Англии . Это было как раз накануне разрыва Соединенных Штатов с Англией. На громадном митинге, собранном по этому поводу, Пейн описал самыми мрачными красками тогдашнее правительство Англии, и уверял, что от него добра не дождешься, и советовал американцам объявить о независимости.

В 1775 году Пейн, по поручению конгресса и сенатора, отвез в Англию прошение колонистов к королю. Это прошение так и осталось без ответа, а Пейн вернулся в Америку, где издал брошюру «Здравый смысл» (Common Sense), в которой доказывал, что каждый народ имеет полное право устроить у себя правительство, какое ему нравится. По словам Вашингтона , брошюра Пейна произвела переворот в умах. После того, как была написана декларация независимости, и началась война между Англией и Соединенными Штатами, Пейн отправился в лагерь Вашингтона, и стал издавать газету «Американский Кризис», поддерживая мужество небольшой американской армии. Одна из его статей была, по приказанию Дж. Вашингтона, прочитана войскам вместо дневного приказа, и до того вдохновила солдат, что, бросаясь в бой с англичанами, они повторяли начальные слова статьи Пейна: «Настало время испытать силу человеческой души!» .

Благодаря изданным сочинениям Пейн сделался самым популярным, после Дж. Вашингтона, человеком в Америке. В 1780 году, когда Чарльстон был взят английскими войсками, и Вашингтон очутился в самом отчаянном положении, для покрытия чрезвычайных военных расходов Пейн предложил устроить национальную подписку, и первый подписал 500 долларов. В 1781 году Пейн был отправлен американским правительством в Париж для переговоров о получении займа, и выполнил это поручение успешно.

По окончании войны Пейн возвратился в Англию. Вспыхнувшую в 1789 году французскую революцию Пейн, наряду с Бернсом и Вордсвортом , приветствовал как зарю свободы для всего человечества. Когда в 1790 году Бёрк издал свои «Размышление о французской революции », Пейн возражал ему обширной брошюрой «Права человека» (Rights of Man ), в которой отстаивал естественные, прирожденные права человека. По мнению Пейна, человек вступает в общественный союз не для умаления прирожденных ему прав, а для их обеспечения; уступая часть своих прав в интересах общества, он оставляет за собой свободу мысли, свободу религиозной совести и право делать для своего счастья все, что не вредит другим. Полемизируя по этому вопросу с Бёрком, Пейн горячо защищает новую конституцию Франции , дающую право голоса всем, кто платит хоть самую ничтожную подать, и дает злую характеристику английской конституции, которая вся направлена к тому, чтобы дать королю средства подкупать своих подданных. Задетое за живое, правительство решилось преследовать автора брошюры.

В мае 1792 года Пейн был предан суду по обвинению в оскорблении короля и конституции. Пейн не мог присутствовать на суде; избранный членом национального конвента, он жил в Париже , поручив защиту своей книги и личности знаменитому адвокату Томасу Эрскину . Несмотря на блестящую речь Эрскина, возбудившую энтузиазм у молодежи, присяжные признали Пейна виновным. Не имея возможности посадить в тюрьму автора брошюры, правительство подвергло преследованию всех тех, у кого можно было её найти. Как член конвента, Пейн был сторонником жирондистов и всегда голосовал вместе с ними. В процессе против короля он стоял за изгнание Людовика XVI и предупреждал собрание, что казнь короля будет громадной политической ошибкой, и произведет крайне неблагоприятное впечатление в Америке, где Людовик XVI очень популярен. Вместо казни он советовал отправить короля в изгнание в Америку; там он увидит, «как растет общественное благосостояние при республиканском правлении, основанном на свободе и на справедливом представительстве».

Памфлет «Здравый смысл»

Монтаньяры не могли простить Пейну его заступничества за короля; после падения жирондистов он был арестован, приговорен к смерти и спасся только благодаря счастливой случайности. Во время своего заключения Пейн написал свое знаменитое сочинение: «Век Разума» (The Age of Reason ), в котором пытался приложить приемы рационалистической критики к объяснению Библии.

В 1804 г. Пейн отправился в Америку. Президент Джефферсон , помня заслуги Пейна в деле американской свободы, предоставил в его распоряжение целый корабль. Думая, что его и теперь примут с восторгом, Пейн жестоко ошибся в своих расчетах. «Век Разума» вооружил против него религиозно настроенное американское общество; подстрекаемые духовенством, прежние друзья отвернулись от него. Он не мог перенести этого, и стал искать утешение в вине.

Пейн умер в Нью-Йорке , оставленный почти всеми, но спокойный, с утешительным сознанием, что прожил жизнь недаром. «Жизнь моя, - писал он к одному из своих приятелей за несколько дней до смерти, - была полезна для человечества; я, насколько мог, делал добро и умираю спокойно, надеясь на милосердие Создателя».

Воззрения Т. Пейна

В религиозных воззрениях Пейн был последователем английских деистов; целью его было поколебать, как он выражался, библейскую и христианскую мифологию. В 1795 году Пейн издал небольшой трактат, в котором резюмировал свои политические убеждения.

В 1797 году он основал, в противовес обществу атеистов, теофилантропический кружок, в заседаниях которого излагал основы своей, очищенной от суеверий, религии.

Пейн был типическим представителем как политического, так и религиозного рационализма. Никто так не доверял человеческому разуму, как он. Он был самоучкой, многого не знал и потому нередко говорил наивности, которые живо подхватывались его врагами. Несомненно, однако, что он отличался здравым смыслом, сильной логикой и замечательной ясностью изложения. Это был народный трибун в полном смысле этого слова, не только потому, что умел говорить языком понятным народу, но и потому, что руководящей идеей его жизни было служение народу. К известному выражению Франклина: «Мое отечество там, где свобода», Пейн сделал такую поправку: «Мое отечество там, где нет свободы, но где люди бьются, чтоб добыть ее». Слова эти - его лучшая характеристика.

Анализируя формы государства, Пейн различал «старые» (монархические) и «новые» (республиканские) формы. В основу этой классификации были положены принципы образования правления - наследование или выборность. Правление, основанное на передаче власти по наследству, он называл «самым несправедливым и несовершенным из всех систем правления». Не имея под собой никакой правовой основы, утверждал Пейн, такая власть неизбежно является тиранической, узурпирующей народный суверенитет. Абсолютные монархии «являются позором для человеческой природы».

Сочинения

  • Полное собрание сочинений П. («Writings of Th. P.», collected and edited by Moneure Conway) вышло в Нью-Йорке в 1895 г.
  • Пейн Т. Избранные сочинения. М., 1959.

Литература

  • Vale, «The Life of Thomas P.» (Нью-Йорк, 1842);
  • Moneure Conway, «The Life of P.» (Лондон, 1893).
  • Воронов В.В. Прогрессивные тенденции социологических воззрений Томаса Пэна // Философские науки, 1959, № 3.
  • Гончаров Л.Н. Общественно-политические идеи Т.Пейна. Фрунзе, 1959.
  • Громаков Б.С. Политические и правовые взгляды Томаса Пейна. М., 1960.
  • Гольдберг Н.М. Томас Пейн. М., 1969 (Библиотека "Мыслители прошлого") .
  • Фаст Г. Гражданин Том Пейн / Роман; перевод с англ. М.Кан. М.: Терра. 1997 .
  • Урнов Д. Неистовый Том, или потерянный прах. М.: Политиздат, 1989

Документы

Ссылки

  • The American Revolution with Joanne B. Freeman. 10. Common Sense (Open Yale Courses)
  • Крестный отец Соединенных Штатов , журнал «Чайка»
  • Рукшина К. Почему Америка не приняла Томаса Пейна
  • Рукшина К. Томас Пейн (1737-1809) и рождение современных демократий. Часть 1 , часть 2 , часть3 и часть 4 .

Примечания

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Писатели по алфавиту
  • Родившиеся 29 января
  • Родившиеся в 1737 году
  • Умершие 8 июня
  • Умершие в 1809 году
  • Отцы-основатели США
  • Аболиционисты США
  • Публицисты США
  • Философы США

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Пейн, Томас" в других словарях:

    Томас Пейн Томас Пейн, также Пэн (англ. Thomas Paine; 29 января 1737(17370129) 8 июня 1809) англо американский публицист, прозванный «крёстным отцом США». Впервые прибыв в Америку в возрасте 37 лет, Пейн поддержал сепаратистские настроения в… … Википедия

    Пэн (Paine) (1737 1809), просветитель радикального направления (родился в Великобритании; с 1774 в Северной Америке), участник Войны за независимость в Северной Америке 1775 83 и Французской революции. Отстаивал идею суверенитета народа и его… … Энциклопедический словарь

koreada.ru - Про автомобили - Информационный портал