Князь серебрянный кратко. Князь серебряный. Работа над книгой

Лета от сотворения мира семь тысяч семьдесят третьего, или, по нынешнему счислению, 1565 года…по нынешнему счислению, 1565 года. - Новое летосчисление в России было введено Петром I с 1700 г. До того в России счет годам велся, по библейской легенде, от сотворения мира. Для перевода древнего летосчисления на новое от так называемого рождества Христова необходимо вычесть 5508. , в жаркий летний день, 23 июня, молодой боярин князь Никита Романович Серебряный подъехал верхом к деревне Медведевке, верст за тридцать от Москвы.

За ним ехала толпа ратников и холопей.

Князь провел целых пять лет в Литве. Его посылал царь Иван Васильевич к королю ЖигимонтуЖигимонт, то есть Сигизмунд II Август (1520-1572), - польский король и великий князь литовский, который вел против России войну (1558-1583), получившую название Ливонской (Ливонией называлась в то время территория Северной Латвии и Южной Эстонии). подписать мир на многие лета после бывшей тогда войны. Но на этот раз царский выбор вышел неудачен. Правда, Никита Романович упорно отстаивал выгоды своей земли, и, казалось бы, нельзя и желать лучшего посредника, но Серебряный не был рожден для переговоров. Отвергая тонкости посольской науки, он хотел вести дело начистоту и, к крайней досаде сопровождавших его дьяковДьяки - чиновники, исполнявшие обязанности секретарей отдельных учреждений, или, как тогда говорилось, приказов. Был специальный и посольский приказ. В данном случае дьяки были советниками при князе Серебряном. , не позволял им никаких изворотов. Королевские советники, уже готовые на уступки, скоро воспользовались простодушием князя, выведали от него наши слабые стороны и увеличили свои требования. Тогда он не вытерпел: среди полного сеймаСейм - высший сословно-представительный орган в Польше и Литве в XVI в. ударил кулаком по столу и разорвал докончальную грамотуДокончальная грамота - мирный договор. , приготовленную к подписанию. "Вы-де и с королем вашим вьюны да оглядчики! Я с вами говорю по совести, а вы все норовите, как бы меня лукавством обойти! Так-де чинитьЧинить - делать. не повадно!" Этот горячий поступок разрушил в один миг успех прежних переговоров, и не миновать бы Серебряному опалы, если бы, к счастью его, не пришло в тот же день от Москвы повеление не заключать мира, а возобновить войну. С радостью выехал Серебряный из Вильно, сменил бархатную одежду на блестящие бахтерцыБахтерцы - доспехи из металлических пластинок, соединенных кольцами. и давай бить литовцев где только бог посылал. Показал он свою службу в ратном делеСлужба в ратном деле - военная служба. лучше, чем в думномСлужба в думном деле - участие в решении политических вопросов. , и прошла про него великая хвала от русских и литовских людей.

Наружность князя соответствовала его нраву. Отличительными чертами более приятного, чем красивого лица его были простосердечие и откровенность. В его темно-серых глазах, осененных черными ресницами, наблюдатель прочел бы необыкновенную, бессознательную и как бы невольную решительность, не позволявшую ему ни на миг задуматься в минуту действия. Неровные взъерошенные брови и косая между ними складка указывали на некоторую беспорядочность и непоследовательность в мыслях. Но мягко и определительно изогнутый рот выражал честную, ничем не поколебимую твердость, а улыбка - беспритязательное, почти детское добродушие, так что иной, пожалуй, почел бы его ограниченным, если бы благородство, дышащее в каждой черте его, не ручалось, что он всегда постигнет сердцем, чего, может быть, и не сумеет объяснить себе умом. Общее впечатление было в его пользу и рождало убеждение, что можно смело ему довериться во всех случаях, требующих решимости и самоотвержения, но что обдумывать свои поступки не его дело и что соображения ему не даются.

Серебряному было лет двадцать пять. Роста он был среднего, широк в плечах, тонок в поясе. Густые русые волосы его были светлее загорелого лица и составляли противоположность с темными бровями и черными ресницами. Короткая борода, немного темнее волос, слегка отеняла губы и подбородок.

Весело было теперь князю и легко на сердце возвращаться на родину. День был светлый, солнечный, один из тех дней, когда вся природа дышит чем-то праздничным, цветы кажутся ярче, небо голубее, вдали прозрачными струями зыблется воздух, и человеку делается так легко, как будто бы душа его сама перешла в природу, и трепещет на каждом листе, и качается на каждой былинке.

Светел был июньский день, но князю, после пятилетнего пребывания в Литве, он казался еще светлее. От полей и лесов так и веяло Русью.

Без лести и кривды раделРадеть - проявлять усердие, заботу, оказывать содействие. Никита Романович к юному Иоанну. Твердо держал он свое крестное целование, и ничто не пошатнуло бы его крепкого стоятельства за государя. Хотя сердце и мысль его давно просились на родину, но, если бы теперь же пришло ему повеление вернуться на Литву, не увидя ни Москвы, ни родных, он без ропота поворотил бы коня и с прежним жаром кинулся бы в новые битвы. Впрочем, не он один так мыслил. Все русские люди любили Иоанна, всею землею. Казалось, с его праведным царствием настал на Руси новый золотой век, и монахи, перечитывая летописи, не находили в них государя, равного Иоанну.

Еще не доезжая деревни, князь и люди его услышали веселые песни, а когда подъехали к околице, то увидели, что в деревне праздник. На обоих концах улицы парни и девки составили по хороводу, и оба хоровода несли по березке, украшенной пестрыми лоскутьями. На головах у парней и девок были зеленые венки. Хороводы пели то оба вместе, то очередуясь, разговаривали один с другим и перекидывались шуточною бранью. Звонко раздавался между песнями девичий хохот, и весело пестрели в толпе цветные рубахи парней. Стаи голубей перелетали с крыши на крышу. Все двигалось и кипело; веселился православный народ.

У околицы старый стремянныйСтремянный - конюх-слуга, ухаживающий за верховой лошадью своего господина. князя с ним поравнялся.

Эхва! - сказал он весело, - вишь как они, батюшка, тетка их подкурятина, справляют Аграфену Купальницу-тоАграфена Купальница - религиозный праздник в честь христианской мученицы Агриппины (Аграфены), отмечавшийся накануне древнеславянского языческого праздника Ивана Купалы, приходившегося на 24 июня. . Уж не поотдохнуть ли нам здесь? Кони-то заморились, да и нам-то, поемши, веселее будет ехать. По сытому брюху, батюшка, сам знаешь, хоть обухом бей!

Да, я чай, уже недалеко до Москвы! - сказал князь, очевидно не желавший остановиться.

Эх, батюшка, ведь ты сегодня уж разов пять спрошал. Сказали тебе добрые люди, что будет отсюда еще поприщПоприще - старинная мера длины, примерно равная версте. за сорок. Вели отдохнуть, князь, право, кони устали!

Ну, добро, - сказал князь, - отдыхайте!

Эй, вы! - закричал Михеич, обращаясь к ратникам, - долой с коней, сымай котлы, раскладывай огонь!

Ратники и холопи были все в приказеБыть в приказе - быть у кого-нибудь под началом. у Михеича; они спешились и стали развязывать вьюки. Сам князь слез с коня и снял служилую бронь. Видя в нем человека роду честного, молодые прервали хороводы, старики сняли шапки, и все стояли, переглядываясь в недоумении, продолжать или нет веселие.

Не чинитесьЧиниться - проявлять неуместную скромность, застенчивость. , добрые люди, - сказал ласково Никита Романович, - кречетКречет - большая хищная птица из породы соколиных с серо-черным оперением. соколам не помеха!

Спасибо, боярин, - отвечал пожилой крестьянин. - Коли милость твоя нами не брезгает, просим покорно, садись на завалину, а мы тебе, коли соизволишь, медку поднесем: уважь, боярин, выпей на здоровье! Дуры! - продолжал он, обращаясь к девкам, - чего испугались? Аль не видите, это боярин с своею челядью, а не какие-нибудь опричники! Вишь ты, боярин, с тех пор как настала на Руси опричнина, так наш брат всего боится; житья нету бедному человеку! И в праздник пей, да не допивай; пой, да оглядывайся. Как раз нагрянут, ни с того ни с другого, словно снег на голову!

Какая опричнина? Что за опричники? - спросил князь.

Да провал их знает! Называют себя царскими людьми. Мы-де люди царские, опричники! А вы-де земщина! Нам-де вас грабить да обдирать, а вам-де терпеть да кланяться. Так-де царь указал!

Князь Серебряный вспыхнул:

Царь указал обижать народ? Ах, они окаянные! Да кто они такие? Как вы их, разбойников, не перевяжете!

Перевязать опричников-то! Эх, боярин! видно, ты издалека едешь, что не знаешь опричнины! Попытайся-ка что с ними сделать! ОномнясьОномнясь - недавно, несколько дней назад. наехало их человек десять на двор к Степану Михайлову, вот на тот двор, что на запоре; Степан-то был в поле; они к старухе: давай того, давай другого. Старуха все ставит да кланяется. Вот они: давай, баба, денег! Заплакала старуха, да нечего делать, отперла сундук, вынула из тряпицы два алтынаАлтын - старинная монета, равная трем копейкам. , подает со слезами: берите, только живу оставьте. А они говорят: мало! Да как хватит ее один опричник в висок, так и дух вон! Приходит Степан с поля, видит: лежит его старуха с разбитым виском; он не вытерпел. Давай ругать царских людей: бога вы не боитесь, окаянные! Не было б вам на том свету ни дна ни покрышки! А они ему, сердечному, петлю на шею, да и повесили на воротах!

Вздрогнул от ярости Никита Романович. Закипело в нем ретивоеРетивое - то есть сердце. .

Как, на царской дороге, под самою Москвой, разбойники грабят и убивают крестьян! Да что же делают ваши сотскиеСотские - старосты, выбиравшиеся из населения, от сотни. да губные старостыГубные старосты (от слова «губа» - «округ») выбирались из местных дворян. ? Как они терпят, чтобы станичники себя царскими людьми называли?

Да, - подтвердил мужик, - мы-де люди царские, опричники; нам-де все вольно, а вы-де земщина! И старшие у них есть; знаки носят: метлу да собачью голову. Должно быть, и вправду царские люди.

Дурень! - вскричал князь, - не смей станичников царскими людьми величать! - «Ума не приложу, - подумал он. - Особые знаки? Опричники? Что это за слово? Кто эти люди? Как приеду на Москву, обо всем доложу царю. Пусть велит мне сыскать их! Не спущу им, как бог свят, не спущу!»

Между тем хоровод шел своим чередом.

Молодой парень представлял жениха, молодая девка - невесту; парень низко кланялся родственникам своей невесты, которых также представляли парни и девки.

Государь мой, тестюшка, - пел жених вместе с хором, - свари мне пива!

Государыня теща, напеки пирогов!

Государь свояк, оседлай мне коня!

Потом, взявшись за руки, девки и парни кружились вокруг жениха и невесты, сперва в одну, потом в другую сторону. Жених выпил пиво, съел пироги, изъездил коня и выгоняет свою родню.

Пошел, тесть, к черту!

Пошла, теща, к черту!

Пошел, свояк, к черту!

При каждом стихе он выталкивал из хоровода то девку, то парня.

Мужики хохотали.

Вдруг раздался пронзительный крик. Мальчик лет двенадцати, весь окровавленный, бросился в хоровод.

Спасите! спрячьте! - кричал он, хватаясь за полы мужиков.

Что с тобой, Ваня? Чего орешь? Кто тебя избил? Уж не опричники ль?

В один миг оба хоровода собрались в кучу; все окружили мальчика; но он от страху едва мог говорить.

Новые крики перебили мальчика. Женщины бежали с другого конца деревни…

Беда, беда! - кричали они, - опричники! Бегите, девки, прячьтесь в рожь! Дуньку и Аленку схватили, а Сергевну убили насмерть.

В то же время показались всадники, человек с пятьдесят, сабли наголо. Впереди скакал чернобородый детина в красном кафтане, в рысьей шапке с парчовым верхом. К седлу его привязаны были метла и собачья голова.

Гойда! Гойда! - кричал он, - колите скот, рубите мужиков, ловите девок, жгите деревню! За мной, ребята! Никого не жалеть!

Крестьяне бежали куда кто мог.

Батюшка! Боярин! - вопили те, которые были ближе к князю, - не выдавай нас, сирот! Оборони горемычных!

Но князя уже не было между ними.

Где ж боярин? - спросил пожилой мужик, оглядываясь на все стороны. - И след простыл! И людей его не видать! Ускакали, видно, сердечные! Ох, беда неминучая, ох, смерть нам настала!

Детина в красном кафтане остановил коня.

Эй ты, старый хрен! здесь был хоровод, куда девки разбежались?

Мужик кланялся молча.

На березу его! - закричал черный. - Любит молчать, так пусть себе молчит на березе!

Несколько всадников сошли с коней и накинули мужику петлю на шею.

Батюшки, кормильцы! Не губите старика, отпустите, родимые! Не губите старика!

Ага! Развязал язык, старый хрыч! Да поздно, брат, в другой раз не шути! На березу его!

Опричники потащили мужика к березе. В эту минуту из-за избы раздалось несколько выстрелов, человек десять пеших людей бросились с саблями на душегубцев, и в то же время всадники князя Серебряного, вылетев из-за угла деревни, с криком напали на опричников. Княжеских людей было вполовину менее числом, но нападение совершилось так быстро и неожиданно, что они в один миг опрокинули опричников. Князь сам рукоятью сабли сшиб с лошади их предводителя. Не дав ему опомниться, он спрыгнул с коня, придавил ему грудь коленом и стиснул горло.

Кто ты, мошенник? - спросил князь.

А ты кто? - отвечал опричник, хрипя и сверкая глазами.

Князь приставил ему пистольное дуло ко лбу.

Отвечай, окаянный, или застрелю, как собаку!

Я тебе не слуга, разбойник, - отвечал черный, не показывая боязни, - а тебя повесят, чтобы не смел трогать царских людей!

Курок пистоли щелкнул, но кремень осекся, и черный остался жив.

Князь посмотрел вокруг себя. Несколько опричников лежали убитые, других княжеские люди вязали, прочие скрылись.

Скрутите и этого! - сказал боярин, и, глядя на зверское, но бесстрашное лицо его, он не мог удержаться от удивления. «Нечего сказать, молодец! - подумал князь. - Жаль, что разбойник!»

Между тем подошел к князю стремянный его, Михеич.

Смотри, батюшка, - сказал он, показывая пук тонких и крепких веревок с петлями на конце, - вишь, они какие осилыОсил - накидная петля, набрасываемая на шею животному или человеку. возят с собою! Видно, не впервой им душегубствовать, тетка их подкурятина!

Тут ратники подвели к князю двух лошадей, на которых сидели два человека, связанные и прикрученные к седлам. Один из них был старик с кудрявою, седою головой и длинною бородой. Товарищ его, черноглазый молодец, казался лет тридцати.

Это что за люди? - спросил князь. - Зачем вы их к седлам прикрутили?

Не мы, боярин, а разбойники прикрутили их к седлам. Мы нашли их за огородами, и стража к ним была приставлена.

Так отвяжите их и пустите на волю!

Освобожденные пленники потягивали онемелые члены, но, не спеша воспользоваться свободою, остались посмотреть, что будет с побежденными.

Слушайте, мошенники, - сказал князь связанным опричникам, - говорите, как вы смели называться царскими слугами? Кто вы таковы?

Что, у тебя глаза лопнули, что ли? - отвечал один из них. - Аль не видишь, кто мы? Известно кто! Царские люди, опричники!

Окаянные! - вскричал Серебряный, - коли жизнь вам дорога, отвечайте правду!

Да ты, видно, с неба свалился, - сказал с усмешкой черный детина, - что никогда опричников не видал? И подлинно с неба свалился! Черт его знает, откуда выскочил, провалиться бы тебе сквозь землю.

Упорство разбойников взорвало Никиту Романовича.

Слушай, молодец, - сказал он, - твоя дерзостность мне было пришлась по нраву, я хотел было пощадить тебя. Но если ты сейчас же не скажешь мне, кто ты таков, как бог свят, велю тебя повесить!

Разбойник гордо выпрямился.

Я Матвей Хомяк! - отвечал он, - стремянный Григория Лукьяновича Скуратова-Бельского; служу верно господину моему и царю в опричниках. Метла, что у нас при седле, значит, что мы Русь метем, выметаем измену из царской земли; а собачья голова - что мы грызем врагов царских. Теперь ты ведаешь, кто я; скажи ж и ты, как тебя называть, величать, каким именем помянуть, когда придется тебе шею свернуть?

Князь простил бы опричнику его дерзкие речи. Бесстрашие этого человека в виду смерти ему нравилось. Но Матвей Хомяк клеветал на царя, и этого не мог снести Никита Романович. Он дал знак ратникам. Привыкшие слушаться боярина и сами раздраженные дерзостью разбойников, они накинули им петли на шеи и готовились исполнить над ними казнь, незадолго перед тем угрожавшую бедному мужику. Тут младший из людей, которых князь велел отвязать от седел, подошел к нему:

Дозволь, боярин, слово молвить.

Ты, боярин, сегодня доброе дело сделал, вызволил нас из рук этих собачьих детей, так мы хотим тебе за добро добром заплатить. Ты, видно, давно на Москве не бывал, боярин. А мы так знаем, что там деется. Послушай нас, боярин. Коли жизнь тебе не постыла, не вели вешать этих чертей. Отпусти их, и этого беса, Хомяка, отпусти. Не их жаль, а тебя, боярин. А уж попадутся нам в руки, вот те Христос, сам повешу их. Не миновать им осила, только бы не ты их к черту отправил, а наш брат!

Князь с удивлением посмотрел на незнакомца. Черные глаза его глядели твердо и проницательно; темная борода покрывала всю нижнюю часть лица, крепкие и ровные зубы сверкали ослепительною белизной. Судя по его одежде, можно было принять его за посадскогоПосадский - житель посада, то есть территории вне городской стены, где обычно жил ремесленный, торговый люд. или за какого-нибудь зажиточного крестьянина, но он говорил с такою уверенностью и, казалось, так искренно хотел предостеречь боярина, что князь стал пристальнее вглядываться в черты его. Тогда показалось князю, что на них отпечаток необыкновенного ума и сметливости, а взгляд обнаруживает человека, привыкшего повелевать.

Ты кто, молодец? - спросил Серебряный, - и зачем вступаешься за людей, которые самого тебя прикрутили к седлу?

Да, боярин, кабы не ты, то висеть бы мне вместо их! А все-таки послушай мово слова, отпусти их; жалеть не будешь, как приедешь на Москву. Там, боярин, не то, что прежде, не те времена! Кабы всех их перевешать, я бы не прочь, зачем бы не повесить! А то и без этих довольно их на Руси останется; а тут еще человек десять ихних ускакало; так если этот дьявол, Хомяк, не воротится на Москву, они не на кого другого, а прямо на тебя покажут!

Князя, вероятно, не убедили бы темные речи незнакомца, но гнев его успел простыть. Он рассудил, что скорая расправа с злодеями не много принесет пользы, тогда как, предав их правосудию, он, может быть, откроет всю шайку этих загадочных грабителей. Расспросив подробно, где имеет пребывание ближний губной староста, он приказал старшему ратнику с товарищами проводить туда пленных и объявил, что поедет далее с одним Михеичем.

Власть твоя посылать этих собак к губному старосте, - сказал незнакомец, - только, поверь мне, староста тотчас велит развязать им руки. Лучше бы самому тебе отпустить их на все четыре стороны. Впрочем, на то твоя боярская воля.

Михеич слушал все молча и только почесывал за ухом. Когда незнакомец кончил, старый стремянный подошел к князю и поклонился ему в пояс.

Батюшка боярин, - сказал он, - оно тово, может быть, этот молодец и правду говорит: неравно староста отпустит этих разбойников. А уж коли ты их, по мягкосердечию твоему, от петли помиловал, за что бог и тебя, батюшка, не оставит, то дозволь, до крайности, перед отправкой-то, на всяк случай, влепить им по полсотенке плетей, чтоб вперед-то не душегубствовали, тетка их подкурятина!

И, принимая молчание князя за согласие, он тотчас велел отвесть пленных в сторону, где предложенное им наказание было исполнено точно и скоро, несмотря ни на угрозы, ни на бешенство Хомяка.

Это самое питательное дело!… - сказал Михеич, возвращаясь с довольным видом к князю. - Оно, с одной стороны, и безобидно, а с другой - и памятно для них будет.

Незнакомец, казалось, сам одобрял счастливую мысль Михеича. Он усмехался, поглаживая бороду, но скоро лицо его приняло прежнее суровое выражение.

Боярин, - сказал он, - уж коли ты хочешь ехать с одним только стремянным, то дозволь хоть мне с товарищем к тебе примкнуться; нам дорога одна, а вместе будет веселее; к тому ж, не ровен час, коли придется опять работать руками, так восемь рук больше четырех вымолотят.

У князя не было причин подозревать своих новых товарищей. Он позволил им ехать с собою, и после краткого отдыха все четверо пустились в путь.

Дата создания: 1863.

Жанр: исторический роман.

Тема: эпоха Ивана Грозного.

Идея: во время всеобщего произвола и безнаказанности резко выделяются честные и справедливые люди.

Основные герои: Н.Р. Серебряный, Иван Грозный, Морозов, Елена, Ванька Перстень.

Сюжет. В 1565 г. князь Никита Романович Серебряный возвращался в Москву. Князь храбро сражался на войне с Литвой и заслужил огромное уважение.

Серебряный ничего не знал о введенной Иваном Грозным опричнине. Рядом находилась деревня, на которую в это время был совершен набег опричников. Князь со своими людьми разгромил шайку, руководимую Митькой Хомяком, и приказал всех высечь. Он освободил пленников, среди которых был атаман Ванька Перстень.

В Москве Серебряный был поражен при виде множества пьяных людей, называющих себя опричниками. Князь вез грамоту к боярину Морозову. Его грела мысль о близкой встрече со своей возлюбленной - Еленой Дмитриевной. Серебряный не знал, что Елена, опасаясь домогательств царского любимца князя Вяземского, вышла замуж за Морозова.

Морозов рассказал Серебряному обо всех ужасах опричнины и посоветовал не ехать к царю, а укрыться на время у него. Князь не согласился.

Грозный с почетом принял Серебряного в Александровской слободе. Но во время пира прискакал Хомяк и указал на своего обидчика. Царь приказал казнить Серебряного, но в последний момент за него заступился Борис Годунов.

Малюта Скуратов оклеветал перед царем царевича Ивана. Грозный приказал убить собственного сына. Только вмешательство Серебряного и Перстня спасло царевича.

На пиру царь посоветовал Вяземскому похитить Елену. Князь приехал к Морозову якобы с прощением от Грозного. Тут же был и Серебряный. После пира опричники достали оружие и начали грабить и жечь боярский дом. Серебряный защищал Морозова, но был взят в плен. Вяземский схватил Елену и в одиночку поскакал с ней в укрытие. Он сильно ослабел от ран и потерял сознание. Конь вынес женщину к старой мельнице, где ее укрыл мельник. Сюда же вскоре слуги привезли истекающего кровью Вяземского.

Ванька Перстень с двумя сообщниками прикинулись нищими странниками и смогли освободить Серебряного. Разбойники требовали от князя возглавить поход на Александровскую слободу. Серебряный почти решился на это, но узнал о набеге татар на русскую землю. Никита Романович сумел увлечь разбойников напасть на басурман. Татары были наголову разбиты.

Серебряный и большая часть разбойников решили идти прямо к Грозному, надеясь, что своей победой над татарами они заслужили прощение. Перстень и силач Митька ушли вдвоем.

Через два месяца Морозов прибыл к царю с жалобой на нападение опричников. Вяземский уверял, что боярин сам напал не него. Грозный решил, что правда откроется на честном поединке. На это зрелище собралось множество народа. Вяземскому внезапно стало плохо, и он попросил у царя позволения заменить его другим бойцом. Им стал опричник Хомяк. Морозову было стыдно сражаться с ним. Он тоже попросил замены. Вызвался разбойник Митька, взявший себе в оружие оглоблю. Оглушив Хомяка, Митька накинулся на него и задушил, прежде чем его успели оттащить. Царь заявил, что Морозов доказал свою правоту, а Вяземского приказал схватить для казни.

Морозов прибыл в Александровскую слободу и был встречен с почетом. Но царь просто играл с ним. Он "наградил" знатного боярина шутовским нарядом. Морозов покорился силе, но высказал царю все свои потаенные мысли об убийствах и грабежах невинных людей. Боярин был также приговорен к казни.

Грозный решил устроить небывалую массовую казнь. Народ на площадь сгоняли силой. Приговоренных к казни было около 300 человек. "Легкой" смертью погиб лишь боярин Морозов, которому отрубили голову. Остальные должны были умереть в страшных мучениях.

Иван Грозный немного успокоился после этой страшной казни. Он простил князя Серебряного и пришедших с ним бывших разбойников. Князь попросил отправить его с людьми нести службу на дальних заставах. Никита Романович добился того, чего хотел. Лишь одно омрачало радость князя. Чудом спасшаяся Елена, узнав о казни Морозова, постриглась в монахини под именем Евдокии.

Царь узнал о судьбе Серебряного через долгих 17 лет. К нему приехали послы от атамана Ермака. Один из них и рассказал, что Никита Романович погиб в бою с татарами.

Отзыв о произведении. Роман А. К. Толстого "Князь Серебряный" очень точно передает атмосферу эпохи Ивана Грозного. Наряду с вымышленными персонажами (Серебряный, Морозов) описаны реальные исторические лица. Писатель провел большую работу, используя исторические источники, этнографические и фольклорные данные.

:О княжеском роде Серебряных см. Серебряные-Оболенские

«Князь Серебряный. Повесть времён Иоанна Грозного» - исторический роман А. К. Толстого о временах опричнины, который увидел свет в 1863 году.

Сюжет

В романе рассказано о благородном воеводе, князе Серебряном, который по возвращении с Ливонской войны столкнулся с бесчинствующей шайкой опричников и понял, что в русском государстве творится что-то неладное. Дальнейшие бесчинства он встречает при дворе Ивана Грозного в Александровской слободе. Несмотря на глубокое отвращение к преступному окружению царя во главе с Малютой Скуратовым, князь сохраняет верность государю.

Романтическая линия связана с суженой князя Серебряного, Еленой, в которую влюблён главарь опричников, Афанасий Вяземский. Желая положить конец его домогательствам, Елена вышла замуж за пожилого боярина Морозова. В условиях опричнины головы летят направо и налево. И муж и преследователь Елены гибнут на плахе, сама она принимает постриг, князь Серебряный бросает царский двор и уезжает биться с татарами.

Персонажи романа

  • Никита Романович Серебряный - русский воевода
  • Иван IV Грозный - русский царь
  • Дружина Андреевич Морозов - русский боярин
  • Елена Дмитриевна - жена Дружины Андреевича
  • Малюта Скуратов - палач Грозного
  • Максим Скуратов - вымышленный сын Малюты Скуратова
  • Матвей Хомяк - стремянный Малюты
  • Фёдор Алексеевич Басманов
  • Алексей Данилович Басманов
  • Борис Федорович Годунов
  • Афанасий Иванович Вяземский - русский князь
  • Ванюха Перстень - атаман разбойников
  • Коршун - старый атаман разбойников
  • Хлопко - разбойник
  • Митька - крестьянин-богатырь, у которого опричники увезли невесту
  • Михеич - стремянный и воспитатель князя Серебряного
  • Мельник - колдун
  • Василий Блаженный (угадывается в юродивом Ваське, дважды появляющемся в романе)

Работа над книгой

Интерес А. К. Толстого к историческим песням о временах Ивана Грозного породил в нём желание написать роман о том времени, показать ужасы тирании и безмолвие народа. Осуществить этот замысел удалось после смерти Николая I, в либеральной обстановке тех лет, которые непосредственно предшествовали отмене крепостного права. При работе над книгой Толстой использовал материалы «Истории государства Российского» Н. М.Карамзина , а также монографию А. В. Терещенко «Быт русского народа». Во избежание цензурных затруднений главному герою было дано имя родоначальника Романовых, брата первой жены царя.

начало цитатыНа одной стороне славянским шрифтом выведено имя «Мария», на другой - «В память Князя Серебряного». Внутри, на раскрывавшихся золотых пластинках-страницах, - миниатюрные фотографии

слушательниц.конец цитаты

Отзывы современников

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин с воодушевлением принял роман:

Любезный граф! волшебную вашу кисть вы окунули в живую воду фантазии и заставили меня, старика, присутствовать при «делах давно минувших дней», исполать вам! Однако в своей рецензии Салтыков-Щедрин не только хвалит роман, но и едко критикует:

Подробно разбирая роман, Салтыков-Щедрин особое внимание уделяет описанию пира (в -й главе) и сравнивает его с описаниями в романе Флобера «Саламбо», с которым вообще усматривает множество параллелей:

Впоследствии роман «Князь Серебряный» был включён в программу изучения русской литературы для общеобразовательных школ.

Экранизации

  • «Князь Серебряный и пленница Варвара» (Российская империя, 1907)
  • «Князь Серебряный» (Российская империя, 1911)
  • «Царь Иван Грозный » (Россия, 1991 г.)
  • «Гроза над Русью » (Украина, 1992 г.)

Библиография

  • Корецкий Б. И. Опричнина и роман А. К. Толстого «Князь Серебряный». - М.: Детгиз, 1959
  • Булушева Е. И. Фольклорные жанры в художественном повествовании романа А. К. Толстого «Князь Серебряный». - Саратов, 1998
  • Фёдоров А. В. Литературный портрет АК Толстого // К 185-летию со дня рождения А. К. Толстого. - Литература в школе , 2002
  • Красникова М. Н. Актуализация фольклорной традиции и решение исторических проблем современности в романе А. К. Толстого «Князь Серебряный». -
  • Сазонова З. Н. Роман А. К. Толстого «Князь Серебряный» в контексте времени // Внутренний строй литературного произведения: cб. науч. ст. / Владимирский государственный педагогический университет. - Владимир, 2001. - С. 26-34.
  • Акимова Т. М. О фольклоризме русских писателей (сборник статей, сост. и отв. ред. Ю. Н. Борисов). – Саратов: Издательство Саратовского университета, 2001. – 240 с.
  • Гавришук П. Трактовка эпохи Ивана Грозного в историческом романе «Князь Серебряный» А. К. Толстого // Классика и современность. Сборник научных трудов молодых ученых-филологов; под ред. Т. В. Сенькевич. - Брест, Брестский государственный университет имени А. С. Пушкина, 2011 - C.38-40
  • Zhestkova E. A. The epoch of Ivan The Terrible in the description N.M. Karamzin’s and A. K. Tolstoy’s works. // Мир науки, культуры, образования. № 6 (31) 2011

Начиная повест-во-вание, автор объяв-ляет, что главная его цель — пока-зать общий характер эпохи, её нравов, понятий, веро-ваний, и потому он допу-стил отступ-ления от истории в подроб-но-стях, — и заклю-чает, что важнейшим чувством его было него-до-вание: не так на Иоанна, как на обще-ство, на него не него-ду-ющее.

Летом 1565 г. молодой боярин князь Никита Рома-нович Сереб-ряный, возвра-щаясь из Литвы, где провел пять лет в тщании подпи-сать мир на многие годы и не преуспевший в том из-за уверт-ли-вости литов-ских дипло-матов и собствен-ного прямо-душия, подъ-ез-жает к дере-веньке Медве-девке и застает там празд-ничные веселья. Вдруг наез-жают оприч-ники, рубят мужиков, ловят девок и жгут деревню. Князь прини-мает их за разбой-ников, повя-зы-вает и сечет, несмотря на угрозы глав-ного их, Матвея Хомяка. Велев своим воинам везти разбой-ников к губному старосте, он отправ-ля-ется дальше с стре-мянным Михе-ичем, два отбитых им у оприч-ников плен-ника берутся сопро-вож-дать его. В лесу, оказав-шись разбой-ни-ками, они обере-гают князя с Михе-ичем от собственных това-рищей, приводят на ночлег к мель-нику и, сказав-шись один Ванюхой Перстнем, другой Коршуном, уходят. На мель-ницу приез-жает князь Афанасий Вязем-ский и, сочтя Мель-ни-ковых посто-яльцев спящими, клянет свою безот-ветную любовь, требует приво-ротных трав, угрожая мель-нику, принуж-дает его вызнать, нет ли у него счаст-ли-вого сопер-ника, и, получив слишком опре-де-ленный ответ, в отча-янье уезжает. Его зазноба Елена Дмит-ри-евна, дочь околь-ни-чего Плещеева-Очина, осиротев, чтоб избе-жать домо-га-тельств Вязем-ского, нашла спасение в заму-же-стве за старым боярином Дружиной Адре-евичем Моро-зовым, хоть и не имела к нему распо-ло-жения, любя Сереб-ря-ного и даже дав ему слово, — но Сереб-ряный был в Литве. Иоанн, покро-ви-тель-ствуя Вязем-скому, гневясь на Моро-зова, бесче-стит его, пред-лагая на пиру сесть ниже Году-нова, и, получив отказ, объяв-ляет его опальным. Меж тем в Москве вернув-шийся Сереб-ряный видит множе-ство оприч-ников, дерзких, пьяных и разбойных, упрямо имену-ющих себя «царскими слугами». Встре-ченный блаженный Вася назы-вает его братом, тоже юродивым, и пред-ре-кает недоброе у боярина Моро-зова. К нему, давнему своему и роди-тель-скому другу, отправ-ля-ется князь. Он видит в саду Елену в замужнем кокош-нике. Морозов расска-зы-вает об оприч-нине, доносах, казнях и пере-езде царя в Алек-сан-дров-скую слободу, куда, по убеж-дению Моро-зова на верную смерть, соби-ра-ется Сереб-ряный. Но, не желая прятаться от царя своего, князь уезжает, объяс-нив-шись с Еленою в саду и мучась душевно.

Наблюдая в пути картины страшных перемен, князь приез-жает в Слободу, где среди роскошных палат и церквей видит плахи и висе-лицы. Пока Сереб-ряный ожидает на дворе дозво-ления войти, молодой Федор Басманов травит его, потехи ради, медведем. Безоруж-ного князя спасает Максим Скуратов, сын Малюты. Во время пира пригла-шенный князь гадает, известно ли царю о Медве-девке, как он явит гнев свой, и дивится страш-ному окру-жению Иоанна. Одного из соседей князя царь жалует чашею вина, и тот умирает, отрав-ленный. Жалуют и князя, и он бесстрашно выпи-вает доброе, по счастью, вино. Посе-редь роскош-ного пира царь расска-зы-вает Вязем-скому сказку, в иноска-за-ниях коей тот видит свою любовную историю и угады-вает разре-шение царя увезти Елену. Явля-ется помятый Хомяк, расска-зы-вает случай в Медве-девке и указы-вает на Сереб-ря-ного, коего волокут казнить, но за него засту-па-ется Максим Скуратов, и возвра-щенный князь, рассказав о бесчин-ствах Хомяка в деревне, прощен — до следу-ющей, впрочем, вины и клянется не прятаться от царя в случае его гнева, а кротко ждать себе нака-зания. Ночью Максим Скуратов, объяс-няясь с отцом и не найдя пони-мания, тайно бежит, а царя, устра-шен-ного расска-зами мамки Онуфревны об адовом пекле и начав-шейся грозой, посе-щают образы им убиенных. Подняв благо-ве-стом оприч-ников, обла-чив-шись в иноче-скую рясу, он служит заут-реню. Царевич Иоанн, взявший от отца худшие его черты, посто-ян-ными насмеш-ками над Малютою вызы-вает его мщение: Малюта пред-став-ляет его царю заго-вор-щиком, и тот велит, исхитив царе-вича на охоте, убить и бросить для отвода глаз в лесу у Поганой Лужи. Сбира-ю-щаяся там об эту пору шайка разбой-ников, среди коих Перстень и Коршун, прини-мает попол-нение: парня из-под Москвы и второго, Митьку, непо-во-рот-ли-вого дурня с подлинно бога-тыр-скою силой, из-под Коломны. Перстень расска-зы-вает о знакомце своем, волж-ском разбой-нике Ермаке Тимо-фе-е-виче. Дозорные сооб-щают о прибли-жении оприч-ников. Князь Сереб-ряный в Слободе толкует с Году-новым, не умея взять в толк тонкости его пове-дения: как же, видя ошибки царя, ему об том не сказы-вать? Прибе-гает Михеич, видевший царе-вича, пленен-ного Малютой с Хомяком, и Сереб-ряный броса-ется в погоню.

Далее в повест-во-вание впле-та-ется старинная песня, трак-ту-ющая то же событие. Нагнав Малюту, Сереб-ряный дает ему оплеуху и всту-пает в бой с оприч-ни-ками, а на подмогу явля-ются разбой-ники. Оприч-ники побиты, царевич цел, но Малюта с Хомяком бежали. Вскоре к Моро-зову приез-жает с оприч-ни-ками Вязем-ский, якобы объявить, что опала с него снята, а на деле увезти Елену. Приходит и пригла-шенный ради такой радости Сереб-ряный. Морозов, слышавший в саду любовные речи жены, но не разгля-девший собе-сед-ника, пола-гает, что это Вязем-ский или Сереб-ряный, и зате-вает «поце-луйный обряд», полагая, что смущение Елены выдаст её. Сереб-ряный прони-кает в его замысел, но не волен избе-жать обряда. Целуя Сереб-ря-ного, Елена лиша-ется чувств. К вечеру у Елены в опочи-вальне Морозов попре-кает её изменой, но врыва-ется с подруч-ными Вязем-ский и увозит её, сильно, впрочем, изра-ненный Сереб-ряным. В лесу, ослабев от ран, Вязем-ский теряет сознание, а Елену обезу-мевший конь приносит к мель-нику, и тот, дога-дав-шись, кто она, скры-вает её, ведомый не так сердцем, как расчетом. Вскоре оприч-ники приносят окро-вав-лен-ного Вязем-ского, мельник заго-ва-ри-вает ему кровь, но, устрашив оприч-ников всякою чертов-щиной, от ночлега их отвра-щает. Назавтра приез-жает Михеич, ища у Ванюхи Перстня зашиты для князя, брошен-ного в узилище оприч-ни-ками. Мельник указы-вает дорогу к Перстню, суля Михеичу по возвра-щении некую жар-птицу. Выслушав Михеича, Перстень с дядюшкой Коршуном да Митькою отправ-ля-ются в Слободу.

В тюрьму же к Сереб-ря-ному приходят Малюта с Году-новым вести допрос. Малюта, вкрад-чивый да ласковый, нате-шив-шись отвра-ще-нием князя, хочет вернуть ему поще-чину, но Годунов удер-жи-вает его. Царь, пытаясь отвлечься от мыслей о Сереб-ряном, едет на охоту. Там его кречет Адраган, пона-чалу отли-чив-шийся, впадает в ярость, крушит самих соколов и улетает; на поиски снаряжен Тришка с прили-че-ству-ю-щими случаю угро-зами. На дороге царь встре-чает слепых песен-ников и, пред-вкушая потеху и наскуча преж-ними сказоч-ни-ками, велит им явиться в свои покои. Это Перстень с Коршуном. На пути в Слободу Коршун расска-зы-вает историю своего злодей-ства, что уж двадцать лет лишает его сна, и пред-ве-щает скорую свою гибель. Вечером Онуфревна преду-пре-ждает царя, что новые сказоч-ники подо-зри-тельны, и, поставив охрану у дверей, тот их-призы-вает. Перстень, часто преры-ва-емый Иоанном, зате-вает новые песни и сказки и, приступив к рассказу о Голу-биной книге, приме-чает, что царь заснул. В изго-ловье лежат тюремные ключи. Однако мнимо спящий царь призы-вает стражу, коя, схватив Коршуна, упус-кает Перстня. Тот, убегая, наты-ка-ется на Митьку, открыв-шего тюрьму безо всяких ключей. Князь же, чья казнь назна-чена на утро, бежать отка-зы-ва-ется, поминая клятву свою царю. Его уводят насильно.

Об эту пору Максим Скуратов, блуждая, приез-жает в мона-стырь, просит испо-ве-даться, винится в нелюбви к госу-дарю, непо-чи-тании отца своего и полу-чает прощение. Вскоре он уезжает, пред-по-лагая отра-жать набеги татар, и встре-чает Трифона с пойманным Адра-ганом. Его он просит покло-ниться матушке и не сказы-вать никому об их встрече. В лесу Максима хватают разбой-ники. Добрая их поло-вина бунтует, недо-вольная потерей Коршуна и приоб-ре-те-нием Сереб-ря-ного, и требует похода в Слободу для разбоя, — к тому подби-вают князя. Князь осво-бож-дает Максима, берет на себя началь-ство над станич-ни-ками и убеж-дает их идти не на Слободу, а на татар. Плененный татарин ведет их к стану. Хитрой выдумкой Перстня им удается смять пона-чалу врага, но силы слишком неравны, и только появ-ление Федора Басма-нова с разно-шерстным войском спасает Сереб-ря-ному жизнь. Максим, с коим они побра-та-лись, поги-бает.

На пиру в шатре Басма-нова Сереб-ря-ному откры-ва-ется вся двулич-ность Федора, отваж-ного воина, лука-вого клевет-ника, наглого и низкого царева приспеш-ника. После разгрома татар разбой-ничья шайка делится надвое: часть уходит в леса, часть, вместе с Сереб-ряным, отправ-ля-ется в Слободу за царским проще-нием, а Перстень с Митькою, чрез ту же Слободу, на Волгу, к Ермаку. В Слободе ревнивый Басманов клевещет на Вязем-ского и обви-няет его в колдов-стве. Явля-ется Морозов, жалуясь на Вязем-ского. На очной ставке тот заяв-ляет, что Морозов сам на него напал, а Елена уехала по доброй воле. Царь, желая гибели Моро-зову, назна-чает им «суд Божий»: биться в Слободе с усло-вием, что побеж-денный будет казнен. Вязем-ский, опасаясь, что Бог даст победу старому Моро-зову, едет к мель-нику заго-во-рить саблю и застает, остав-шись неза-метным, там Басма-нова, прие-хав-шего за травою тирличом, чтоб войти в царскую милость. Заго-ворив саблю, мельник ворожит, дабы узнать, по просьбе Вязем-ского, его судьбу, и видит картины страшных казней и свою грядущую кончину. Насту-пает день поединка. Среди толпы явля-ются Перстень с Митькою. Выехав против Моро-зова, Вязем-ский падает с лошади, его прежние раны откры-ва-ются, и он срывает с себя Мель-ни-кову ладанку, должную обес-пе-чить победу над Моро-зовым. Он выстав-ляет вместо себя Матвея Хомяка. Морозов отка-зы-ва-ется биться с наймитом и выис-ки-вает замену. Вызы-ва-ется Митька, узнавший в Хомяке похи-ти-теля невесты. Он отка-зы-ва-ется от сабли и данною ему для смеха оглоблей убивает Хомяка

Призвав Вязем-ского, царь пока-зы-вает ему ладанку и обви-няет его в колдов-стве против себя. В тюрьме Вязем-ский говорит, что видел её у колдуна Басма-нова, замыш-ляв-шего гибель Иоанну. Не ждущего дурного Басма-нова, открыв на груди его ладанку, царь ввер-гает в узилище. Моро-зову, пригла-шен-ному к царскому столу, Иоанн пред-ла-гает вновь место после Году-нова, а выслушав отпо-ведь его, жалует Моро-зову шутов-ской кафтан. Кафтан надет силою, и боярин, на правах шута, говорит царю все, что о нем думает, и преду-пре-ждает, каким уроном для госу-дар-ства, по его мнению, обер-нется Иоан-ново прав-ление. Приходит день казни, на Красной площади вырас-тают страшные орудия и сбира-ется народ. Казнены Морозов, Вязем-ский, Басманов, отец, на кото-рого показал он на пытке, мельник, Коршун и многие другие. Явив-шийся меж толпы юродивый Вася прочит казнить и его и навле-кает на себя царский гнев. Народ не дает убить блажен-ного.

После казней в Слободу приез-жает князь Сереб-ряный с отрядом станич-ников и пона-чалу приходит к Году-нову. Тот, отчасти робея сношений своих с царским опаль-ником, но примечая, что после казни царь помягчал, объяв-ляет о добро-вольном возвра-щении князя и приводит его. Князь говорит, что уведен из тюрьмы против воли, расска-зы-вает о битве с тата-рами и просит о милости для станич-ников, выго-ва-ривая им право служить, где укажут, но не в оприч-нине, среди «кромеш-ников». Сам он также отка-зы-ва-ется вписаться в оприч-нину, царь назна-чает его воеводой при сторо-жевом полку, в который опре-де-ляет его же разбой-ников, и теряет к нему интерес. Князь посы-лает Михеича в мона-стырь, куда удали-лась Елена, чтобы удер-жать её от пострига, сообщив о скором его прибытии. Покуда князь со станич-ни-ками прися-гают царю, Михеич скачет в мона-стырь, куда он доставил Елену от мель-ника. Думая о грядущем счастии, Сереб-ряный едет вослед, но Михеич при встрече сооб-щает, что Елена постриг-лась. Князь едет в мона-стырь проститься, и Елена, ставшая сестрой Евдо-кией, объяе-няет, что между ними кровь Моро-зова и они не могли бы быть счаст-ливы. Простив-шись, Сереб-ряный со своим отрядом отправ-ля-ется нести дозор, и только сознание выпол-ня-е-мого долга и ничем не омра-ченной совести сохра-няет для него какой-то свет в жизни.

Проходят годы, и многие проро-че-ства Моро-зова сбыва-ются, на границах своих терпит Иоанн пора-жения, и только на востоке расши-ря-ются его владения усилиями дружины Ермака и Ивана Кольца. Получив от купцов Стро-га-новых дары и грамоту, они доходят до Оби. К Иоанну прибы-вает Ерма-ково посоль-ство. Приведший его Иван Кольцо оказы-ва-ется Перстнем, и по спут-нику его Митьке царь признает его и дарует ему прощение. Словно желая убла-жить Перстня, царь призы-вает былого това-рища его, Сереб-ря-ного. Но воеводы ответ-ствуют, что тот погиб еще семна-дцать лет назад. На пиру у Году-нова, вошед-шего в большую силу, Перстень расска-зы-вает много дивного о поко-ренной Сибири, возвра-щаясь опеча-ленным сердцем к погиб-шему князю, пьет в его память. Завершая повест-во-вание, автор призы-вает простить царю Иоанну его злоде-яния, ибо не один он несет за них ответ-ствен-ность, и заме-чает, что люди, подобные Моро-зову и Сереб-ря-ному, явля-лись тоже нередко и умели среди окру-жав-шего их зла устоять в добре и идти прямою дорогой.

К написанию романа «Князь Серебряный» А. К. Толстого подтолкнул интерес к историческим песням о временах Ивана IV. Писатель мечтал рассказать в своём произведении о суровых временах «грозного» царя, когда безмолвный русский народ вынужден был терпеть все ужасы опричнины. Начать работу над романом стало возможным только после смерти Николая I. По мнению писателя, очередной царь-тиран непременно увидел бы параллель, проведённую между собой и Иваном IV. Толстой мог слишком дорого заплатить за свои «вольности».

Работая над книгой, писатель использовал монографию А. В. Терещенко «Быт русского народа» и популярную в те годы книгу Н. М. Карамзина «История государства Российского». До того, как роман был опубликован, автор прочитал его в Зимнем дворце. Книга очень понравилась императрице. Мария Александровна подарили писателю золотой брелок в виде миниатюрной книги.

Лето 1565 года. Князь Никита Романович Серебряный возвращается из Литвы. Проведя 5 лет в чужой стране, князь так и не смог справиться с поставленной перед ним задачей – подписанием мира между двумя государствами. Проезжая мимо деревни Медведевка, Серебряный становится свидетелем того, как на небольшой населённый пункт напала шайка разбойников. После того, как дружина князя связала «лихих людей», выяснилось, что это царские опричники. Серебряный не верит, что перед ним слуги царя и отправляет их к губернскому старосте в сопровождении своих воинов.

Князь отправляется дальше. По дороге он остановился на постой у колдуна. Здесь Никита Романович узнаёт, что его возлюбленная Елена Дмитриевна вышла замуж. Когда девушка осиротела, её некому было защитить от настойчивых домогательств князя Афанасия Вяземского. Елена Дмитриевна любила Серебряного и дала ему слово стать его женой. Однако Никита Романович слишком долго пробыл в Литве. Чтобы спастись от назойливого ухажёра, Елена вышла замуж за боярина Морозова. Поскольку Вяземский пользовался расположением Ивана Грозного, Морозов становится опальным.

Серебряный возвращается в Москву и отправляется к Морозову. Боярин рассказывает князю о том, что царь переехал в Александровскую слободу, а между тем царские слуги, опричники, чинят произвол в городе. Боярин уверен, что Серебряному не следует ехать к Ивану Грозному. Но князь не желает прятаться от государя. Объяснившись с Еленой, Никита Романович уезжает.

Царь даёт разрешение Вяземскому увезти Елену. Узнав о том, что Серебряный расправился с опричниками в Медведевке, Иван Грозный хочет казнить князя. Но за Никиту Романовича заступается Максим Скуратов. Впоследствии князь Серебряный оказывается впутанным в целую сеть придворных интриг. Ему неоднократно грозит гибель от вражеской руки или смертная казнь. Вяземскому всё-таки удалось похитить Елену Дмитриевну. Морозов обращается к царю в надежде, что тот восстановит справедливость. В результате, и боярин, и князь оказываются в опале: Иван Грозный приказал казнить обоих. Елена уходит в монастырь, отказавшись связать свою судьбу с Никитой Романовичем. Серебряный просит царя назначить его на службу. Много лет спустя Иван Грозный узнаёт, что отважный князь погиб, исполняя свой долг перед отечеством.

Молодой князь является воплощением мужества и чести. Никита Романович ставит интересы своей родины превыше собственных. Из-за открытости и честности у Серебряного появляется много врагов, самым опасным из которых становится царь. Верность своему государю и чувство долго не покидают князя даже в самых опасных ситуациях. Несмотря на то, что Никита Романович видит явную несправедливость Ивана Грозного по отношению к некоторым подданным, он покорно подчиняется всем приказам своего господина, готов понести наказание которого не заслужил, и не пытается бежать из тюрьмы при появлении такой возможности.

Елена Дмитриевна

Жену старого боярина Морозова можно сравнить с пушкинской Татьяной Лариной. Елена хранит верность нелюбимому мужу. Она отказывается от своего счастья даже после смерти Морозова, считая, что между ней и Никитой Романовичем кровь её супруга, а значит, семейного благополучия не будет. Елена винит себя в том, что так и не смогла полюбить человека, за которым была замужем. По мнению боярыни Морозовой, только полный отказ от женского счастья может искупить её вину.

Князь Вяземский

Афанасий Иванович Вяземский смог добиться в жизни многого: стать главой опричников и получить расположение Ивана Грозного. Только в личной жизни князя не ждал успех. Елена Дмитриевна – единственная женщина, на которой он хотел бы жениться. Но возлюбленная настолько его ненавидела, что предпочла выйти замуж за старого боярина, лишь бы не достаться Вяземскому. Однако князь отказывается принимать поражение. Он отправляется к колдуну, чтобы получить у него приворотное средство. Ненависть Елены не останавливает Афанасия Ивановича, и он решается на похищение. Так и не добившись взаимности от любимой, утратив расположение царя, Вяземский бесславно погибает.

Иван Грозный

Иван IV стал одной из самых неоднозначных фигур не только в романе, но и в русской истории. В царе-тиране сочеталась чудовищная жестокость и безграничная набожность. Завоевать расположение царя так же просто, как и ненависть. Будучи крайне подозрительным, тиран видит врагов на каждом шагу.

Историки отмечают странную любовь «грозного» царя к раскаянию. В детстве маленький Иван зверски убивал животных, а затем шёл в церковь и искренне каялся. В романе перед читателем царь предстаёт уже взрослым. Но детские привычки в нём сохранились. Вокруг резиденции царя стоят всевозможные орудия казни. При этом Ивану Грозному мерещатся образы убитых по его приказу людей, царя мучает совесть.

Несмотря на все свои недостатки, царь-тиран испытывает уважение к Никите Романовичу. Князь Серебряный не боится говорить то, что думает, оставаясь покорным. Иван Грозный уничтожает даже некогда любимого им Вяземского, но неоднократно прощает Серебряного.

Анализ произведения

По словам самого автора, его главная цель – описать читателю атмосферу ушедшей эпохи. В задачи Толстого не входит создание исторического очерка с достоверными подробностями. Автор рассматривает только характеры людей и человеческие отношения, которые мало изменились со времён Ивана Грозного.

Портрет Ивана Грозного
В романе не отмечено желания Толстого очернить сурового царя. Наоборот, не царь, а подданные достойны порицания. От имени Ивана Грозного было совершено множество преступлений, о которых царь даже не догадывался.

Одно из таких злодеяний произошло в деревне Медведевка. Служба опричником давала безграничные возможности любителям насилия и произвола, чем и пользовались самые неблагородные люди государства. Подданные всегда мечтают о справедливом правителе, при этом сами редко бывают милосердны по отношению друг к другу.

Возможно, автор напрасно боялся гнева Николая I. Строгий царь был не менее подозрителен, чем его предшественник, живший в XVI веке. Тем не менее, Николай I был далеко не глупым человеком и вряд ли усмотрел бы крамолу в романе Толстого.

koreada.ru - Про автомобили - Информационный портал