Из истории русского дворцового церемониала (ранние известия о рындах). Царская охрана (177881) Кто такой рында на руси

оруженосец-телохранитель при великих князьях и царях России 16-17 вв. Р. сопровождали монарха в походах и поездках. Во время дворцовых церемоний стояли в парадных одеждах по обе стороны трона с бердышами на плечах. Набирались из юношей знатного происхождения. Должность Р. упразднена в 1698.

  • - оруженосец-телохранитель при великих князьях и царях в 15-17 вв. Набирались из юношей знатного происхождения...

    Русская энциклопедия

  • - в парусном флоте означало особый звон в колокол в самый полдень...

    Морской словарь

  • - короткий, с кнопом на конце кончик, привязываемый к языку судового колокола. Самая короткая снасть на судне...

    Морской словарь

  • - оруженосец-телохранитель при великих князьях и царях России 16-17 вв. Р. сопровождали монарха в походах и поездках...

    Большая Советская энциклопедия

  • - ·об., пенз., сар. нескладный верзила, долгая; сухопарая баба; | исхудалая кляча, одер. | Рында муж., ·стар. телохранитель, оруженосец. | мор. колокольный звон, означающий полдень: по три удара сряду...

    Толковый словарь Даля

  • - РЫ́НДА, -ы, муж. На Руси в 1517 вв.: воин придворной охраны. II. РЫ́НДА, -ы, жен.: рынду бить на торговых судах в старое время, а также в парусном флоте: трижды ударять в колокол ровно в полдень...

    Толковый словарь Ожегова

  • - РШЫНДА 1, -ы, м. На Руси в 15Ч17 вв.: воин придворной охраны...

    Толковый словарь Ожегова

  • - РШЫНДА 2, -ы, ж.: рынду бить Ч на торговых судах в старое время, а также в парусном флоте: трижды ударять в колокол ровно в полдень...

    Толковый словарь Ожегова

  • Толковый словарь Ушакова

  • - 1. РЫ́НДА1, рынды, муж. . Оруженосец или телохранитель придворной охраны московских царей. 2. РЫ́НДА2, рынды, жен. В выражении: рынду бить - звонить в колокол для обозначения полдня...

    Толковый словарь Ушакова

  • Толковый словарь Ефремовой

  • - ры́нда I м. Оруженосец или телохранитель придворной охраны московских царей. II ж. 1. Производимый в полдень особый звон в колокол на судах парусного флота. отт. Такой звон в разное время суток. 2...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - р"...

    Русский орфографический словарь

  • - I ры́нда I "оруженосец, телохранитель", др.-русск. . Трудное слово, явно иноязычного происхождения. Произведение из др.-исл. rond ж. "край, щит" ставится под сомнение самой Тернквист с фонетической точки зрения...

    Этимологический словарь Фасмера

  • - Колокольный звон, на кораблях, означающий полдень...

    Словарь иностранных слов русского языка

  • - 1. ры́нда, ры́нды, ры́нды, ры́нд, ры́нде, ры́ндам, ры́нду, ры́нд, ры́ндой, ры́ндою, ры́ндами, ры́нде, ры́ндах 2...

    Формы слова

"Рында" в книгах

31. РЫНДА XVI–XVII века «RINDA» BODYGUARD OF TSARS XVI–XVII cc.

Из книги автора

31. РЫНДА XVI–XVII века «RINDA» BODYGUARD OF TSARS XVI–XVII cc. В XVI–XVII веках при великих князьях и царях находились оруженосцы-телохранители (рынды), которые сопровождали монарха в походах и поездках, а во время дворцовых церемоний стояли в парадных одеждах по обе стороны трона. Сам термин

Рында

Из книги Большая Советская Энциклопедия (РЫ) автора БСЭ

Несоленый Сергей Валерьевич Корветы «Витязь» и «Рында». 1882-1922 гг.

Из книги автора

Несоленый Сергей Валерьевич Корветы «Витязь» и «Рында». 1882-1922 гг. Историко-культурный центр «ИСТФЛОТ» 2011 г.Боевые корабли мираC-Пб.: Издатель P.R Муниров, 2011. - 76 с.: илл.ISBN 978-5-98830-53-7Обложка: На 1-й стр. корвет «Рында»; на 2-й стр. «Витязь» в дальнем плавании; на 3-й стр. «Рында» на

Вопрос охраны государя при самодержавии был весьма деликатным. Традиция предусматривала особое отношение народа к личности помазанника Божьего, который олицетворял величие страны. Казалось, что никто не посмеет поднять руку на государя — на священную фигуру. И всё-таки нередко жизнь монархов и членов царской семьи подвергалась серьёзной опасности — в особенности, в бунташное смутное время.

Ясное дело, политическая жизнь идиллической не бывает, а власть всегда нуждается в надёжной охране. Кроме того, институт телохранителей был необходим по канонам дворцового этикета. Московский двор стремился не отставать от иноземных, поражал изысканной роскошью и экзотикой придворных порядков.

Московское царство даже для любителей истории во многом остаётся «таинственным островом» в прошлом нашей страны. Только величественные храмы и крепости напоминают о двух эпохах расцвета Московии. Первая, конечно, связана с правлением Ивана Третьего, прозванного Великим. Он и впрямь был и остаётся одним из величайших политиков в истории нашей страны. Вторая пришлась на XVII век, когда, после преодоления смуты, величие государства восстанавливали первые Романовы — патриарх Филарет, цари Михаил Фёдорович и Алексей Михайлович.

Оруженосцы московских великих князей и царей — рынды — запомнились всем иностранным гостям Кремля. Во время торжественных приёмов иностранных послов они стояли по обе стороны царского трона, облачённые в парадную одежду, с серебряными топориками. На других церемониях каждый рында был вооружён бердышом. Рындами назначались самые рослые и широкоплечие знатные юноши — из стольников да стряпчих. Жалованья они не получали, служили ради чести, а к праздникам получали царские подарки, в том числе традиционные «именинные пироги». Была у них своя иерархия: главный рында — «с большим саадаком», у каждого рынды — свои подрынды, «податня». Когда царь выезжал к войскам, рынды непосредственно выполняли обязанности телохранителей-оруженосцев — в их ведении было царское военное облачение. Царский эскорт был экипирован по-царски: рынды носили роскошные турецкие кафтаны, отороченные горностаем, остроносые сапоги и высокие шапки. На груди сверкали две длинные золотые цепи.

Кроме приближённых к государю рынд, обязанности охранников исполняли караульные войска, многочисленная царская кремлёвская стража.

Стража строго-настрого охраняла честь и безопасность государева двора. Сюда нельзя было проникнуть с оружием — и западные кавалеры, приходившие к русскому царю по посольской надобности, нередко спорили, не желая расставаться со шпагой или жезлом.

Уложение предписывало суровое наказание за произнесение «непригожего, непристойного слова» в царских покоях. Караульные следили и за чистотой речи жильцов и гостей царского двора.

Основой внутридворцовой стражи также были именитые стольники. Днём и ночью дежурили у дверей и крылец «столовые сторожа и боярские дети царицына чину». На ближних подступах к дворцу денно и нощно дежурили сотни стрельцов. На главном карауле — у Красного крыльца — бывало по триста воинов, а у Спасских ворот — в десять раз меньше. Таким образом, и во времена Алексея Михайловича Кремль был одним из наиболее кропотливо охраняемых объектов мира. Без ведома караула здесь и муха пролететь не могла. Тогда-то и проявились качества русского солдата, снискавшие ему славу отменного телохранителя: терпеливость, преданность делу, сосредоточенность. И, конечно, бесстрашие, с которым караульные были готовы отдать жизнь, сохраняя покой государева двора. Есть полулегендарные сведения, что в личной охране китайских императоров династии Мин выходцы из русских земель проявили себя наиболее преданными и подготовленными.

Новое время изменило и ритуалы, и быт царёвой охраны. Пётр Великий упразднил должность рынды. Это был император-воин, сроднившийся со своими потешными полками, а затем — с гвардией. Медлительный чинный регламент прошлых веков претил лихорадочно деятельной натуре великого правителя. Герметически замкнутый мир прежних бояр и государей не подходил к размахам петровского времени. И царь, и его сподвижники были ближе к армии, ближе к собственным слугам. Легче стало при дворе и иностранцам с их непривычными для московитов обычаями.

Возникла лейб-гвардия (буквальный перевод, как известно, — охрана тела) телохранителей, всегда готовых умереть за царя. В лейб-гвардию были набраны лучшие офицеры, доказавшие личную преданность государю. Подготовка солдат велась постоянно — разумеется, в Российской армии не было более вышколенных солдат. Репутацию «лучших из лучших» не знавшая отступлений лейб-гвардия подтвердила и в боях. Воистину справедливы слова песни лейб-гвардии Преображенского полка: «Знают турки нас и шведы и про нас известен свет! На сраженья, на победы нас всегда сам царь ведет!». Какие ещё телохранители могли бы стать столь же надёжным щитом императорской особы?

С образованием Российской империи сам вид государевых охранников должен был говорить о разнообразии традиций необъятного государства, в котором Европа перемешалась с Азией.

В годы имперского расцвета, следуя примеру первого в мире императора Александра Македонского, русские государи нередко приближали к себе удальцов из числа аборигенов присоединённых территорий. Известно, что Екатерина Великая демонстративно окружила себя охранниками крымскими татарами во время поездки по Новороссии и Тавриде. Этот жест был с уважением пересказан в Европе: императрица показывала мощь растущего государства. Позже отменными охранниками считались представители покорённых народов Северного Кавказа — и служба при дворе русского царя, ясное дело, воспринималась как высокая честь. Слухи о такой службе заставляли горделивых горцев смириться с властью «белого царя». Так, третий сын непримиримого Шамиля Моххамед Шафи шестнадцать лет служил в конвое Александра II, а в отставку вышел убелённым сединами генерал-майором и настоящим ветераном гвардии. Известно, что сам имам воспринял такой поворот в судьбе сына с гордостью.

Армия — и прежде всего лейб-гвардия — была своего рода плавильным котлом, в котором представители разных народностей успешно обрусевали. Разумеется, этика русского воинства формировалась в сердце коренной России и в казачьей среде. Так, чаще всего Екатерину Великую сопровождали донские казаки под командой легендарного атамана Алексея Ивановича Иловайского, доказавшего свою верность престолу в годину пугачёвщины. Сформировать подразделение для собственного ея величества конвоя предложил Г.А.Потёмкин. Охраняли донцы и императора Павла — Павёл произвёл Иловайского в генералы от кавалерии. Алексей Иванович получил этот чин первым из донских казаков не только благодаря «конвойным» заслугам, но во многом и за безукоризненную охрану государя. Казаки из поколения в поколение передавали премудрости конвойной службы, назубок изучив все её секреты. Продолжалась эта традиция вплоть до воцарения Николая Павловича.

Формально собственный конвой государя образовался при Николае Первом — императоре, который знал толк в документальной кодификации любого явления. Но при Николае охранные функции конвоя были по существу декоративные. Царь демонстративно разгуливал по столице без охраны, без охраны выходил к народу, молился в храмах, совершал паломничества в монастыри. Об этом истинно русском обычае восторженно писал Михаил Загоскин («Москва и москвичи»): «О, вы не можете себе представить, как прекрасен этот Кремль, когда державный его хозяин посетит свою Москву! Эта дворцовая площадь, на которой теперь так пусто, покроется и закипит вся народом, из которого многие ночевали на этой площади для того только, чтоб занять повыгоднее место и взглянуть лишний раз на своего государя. Вы посмотрели бы на Кремль тогда, как загудит наш большой колокол и русский царь, охваченный со всех сторон волнами бесчисленной толпы народа, пойдет через всю площадь свершать молебствие в Успенском соборе. — Как? — прервал Дюверние. — Да неужели ваш государь идет по этой площади пешком при таком стечении народа?.. — Да, да, пешком; и даже подчас ему бывает очень тесно. — Что вы говорите!.. Но, вероятно, полиция?..— Где государь, там нет полиции. — Помилуйте! Да как же это можно?.. Идти посреди беспорядочной толпы народа одному, без всякой стражи... — Я вижу, господа французы, — сказал я, взглянув почти с состраданием на путешественника, — вы никогда нас не поймете. Нашему царю стража не нужна: его стража весь народ русский». И сегодня эти строки Загоскина трогают патриотическую струну в каждом из нас.

Николай Павлович был едва ли не последним русским царём, кому удавалось поддерживать о себе восторженную народную молву. Особенно радовали царя легенды (нередко — правдивые) о его простоте и бесстрашии. Он и с питерской детворой на санках с гор катался, и на охоте самолично добывал зверя… Постоянные телохранители при таком образе жизни были лишними. Другое дело — конвойные эскадроны, это уже вопрос государственного престижа. В мирные дни — роскошная придворная декорация, в дни войны — передовой отряд храбрецов, подающий пример самоотверженности и боевого искусства.

Конвой существовал как уникальное элитное подразделение, демонстрировавшее колоритную удаль в близости от монарха. Но необходимо добавить: конвой отличался не только при дворе: с первых лет существования два полуэскадрона Конвоя участвовали во всех основных кампаниях. Сначала в 1828 году был образован лейб-гвардии Кавказский Горский полуэскадрон. Первым командиром конвоя стал Султан Азамат-Гирей, потомок крымских ханов. Полуэскадрон, собранный из самых родовитых горцев, был многонациональным. Наибольшим было представительство кабардинцев — 12 человек. Они считались королями джигитовки: на полном скаку пролезали под брюхом лошади, метко стреляли на полном скаку из луков. В 1831 году подразделение отличилось в боях с польскими повстанцами. И далее — от войны к войне, от кампании к кампании, череда подвигов.

Царь Николай издавна ценил храбрость казаков-линейцев, отличал этих непобедимых вояк особым расположением. В том же 1831 году Бенкендорф описал генералу Паскевичу замысел нового (хотя, как мы видим, вполне традиционного по составу) конвойного подразделения: «Государь император желая ознаменовать благоволение к линейным Казачьим полкам, повелел избрать из их среды 50 человек, которые составят конвой главной императорской квартиры и вместе с тем дать всем чинам сего конвоя преимущество старой гвардии и особенный мундир». Так был образован лейб-гвардии Кавказский линейный полуэскадрон, продолжавший в государевом конвое традиции казаков, издавна охранявших царей. В эту часть отбирали самых крепких, рослых и искусных в джигитовке казаков.

У царского кабинета неотлучно дежурили один унтер-офицер и два казака. А вот во время официальных церемоний государя сопровождали семь молодцов из конвойных эскадронов — «для снятия пальто».

Позже состав императорского конвоя не раз увеличивался, изменялось соотношение в нём представителей разных народов: добавились представители Закавказья. Так, первый взвод лейб-гвардии Кавказского эскадроны был образован из родовитых грузин; принимали в конвойные войска и знатных армян. В одном традиция была неизменной: царский конвой состоял из русских казаков и кавказских джигитов.

Новая глава в истории царской охраны началась в середине XIX века, когда участились покушения на государственных чиновников и миссия самодержца Российского стала как никогда опасной. По существу, тогда и началась постсамодержавная эпоха: реформы 1860-х разрушили прежнюю систему и в экономике, и в системе государственного управления. На это наслаивалось новое движение — радикально-революционное, не гнушавшееся прямого террора. 4 апреля 1866 года 26-летний революционер Дмитрий Каракозов у ворот Летнего сада совершил покушение на императора Александра Николаевича. Царскую жизнь тогда спас не телохранитель, а шапочных дел мастер Осип Комиссаров, который, как тогда говорили, «отвёл руку душегуба». Как и в 1613 году, династию спас костромской мужик… Началась война террористов со слугами престола. С того времени в деле охраны высочайших особ важную роль играли секретные службы. За первым громким покушением последовали новые, потрясшие основы общественного согласия. Казаки и горцы с ещё большим усердием упражнялись в ловкости, чтобы предотвратить покушение, чтобы грудью заслонить императора. Уваровское триединство «Православие — Самодержавие — Народность» отныне воспринималось как устаревшая декорация. И, когда Николай II говорил: «я управляю Россией как встарь, как мои предки» - в этом прочитывается изрядная доля самообмана. Благолепное единение царя и народа рассеялось — и труд телохранителей стал важнее, чем прежде, понадобились квалифицированные и отчаянные профессионалы. Но это — предмет особого разговора.

Сможете ли вы ответить на вопрос о том, что объединяет судовой колокол, средневекового оруженосца-телохранителя, реку на и бухту в Приморском крае? Скорее всего, нет.

Общим для всех перечисленных понятий является название - рында. Это один из тех случаев, когда в русском языке существительное может быть как именем собственным, так и нарицательным. Давайте узнаем, какие значения имеет это слово, как и когда оно появилось в нашем языке.

Происхождение слова

Среди лингвистов нет единства относительно происхождения слова «рында». Одни настаивают, что произошло оно от старославянского «рындать» — «трясти». Другие филологи утверждают, что, возможно, оно было заимствовано из средневекового немецкого языка, и рында — это видоизмененное по звучанию слово ridder — «рыцарь».

Еще одна гипотеза утверждает, что слово «рында» перешло в русский язык из английского. Обучавшиеся у британцев морскому делу русские моряки переделали команду ring the bell в более понятную и легко выговариваемую - «рынду бей».

Однако оставим историкам и филологам споры по этимологии, а сами будем разбираться в том, каково значение слова «рында», в каких случаях оно используется.

Начнем с наиболее старого исторического значения.

Дворцовый чин

Сегодня о том, что рындами называли княжеских оруженосцев-телохранителей допетровской эпохи, знают в основном ученые, изучающие российскую историю XVI-XVII веков. Оказывается, рында - это придворная должность, занять которую могли только юноши из богатых и влиятельных семейств. Основной их задачей было сопровождение и охрана правителя во время путешествий и различных поездок. Во время важных приемов во дворце они выстраивались по обе стороны от трона хозяина. Рынды всегда были одеты в парадную одежду и вооружены тяжелыми топорами-бердышами. В начале XVIII века эта должность была упразднена.

В современном русском языке слово «рында» в значении «телохранитель» или «оруженосец» не используется и является историзмом.

Флотские привычки

Сегодня, когда говорят «рында корабельная», имеют в виду судовой колокол, которым еще с петровских времен оснащается каждый корабль. Не были исключением и подводные лодки.

Вообще-то, если говорить по всем правилам, то рында - это не сам колокол, а его звук, который должен символизировать начало новых суток на корабле. Таким образом, используемое на протяжении веков название корабельного колокола - рында - стало уже традиционным.

Несмотря на то что все современные корабли оснащены и более современными рында все еще используется как на речных, так и на морских судах в сложных ситуациях, например при движении в тумане или возникновении экстренной ситуации на борту.

Когда она появилась на русском флоте?

Во времена Петра I, активно развивавшего русский флот и обучавшегося у иностранцев искусству судовождения российских моряков, вместе с новыми терминами, командами и правилами появилась рында корабельная. Русские матросы парусного флота, на кораблях которого использовалась английская команда «бей в колокол» (ring the bell), выполняли ее, не особо задумываясь над смыслом. Со временем непонятная иностранная команда превратилась в более короткую - «рынду бей».

Основные функции

Колокол-рында играл важную роль в жизни корабля и служил не только для определения времени, но также для сбора команды на построение или по тревоге, обозначения своего присутствия в условиях шторма или тумана. Кроме того, моряки считают ее своеобразным талисманом судна и берегут.

Устанавливается рында на носу корабля, и на нее наносится название судна. Для определения времени моряки «бьют склянки» через каждые полчаса. Связано это с тем, что раньше на кораблях были только с максимальным интервалом в 30 минут. Специальный матрос отслеживал момент, когда песок пересыпался из верхней чаши в нижнюю, переворачивал часы и бил склянки. Корабельный устав четко определяет, сколько склянок нужно бить, так как на флоте сутки делятся на четыре временных отрезка, в каждый из которых отбивается строго определенное количество ударов. Так, в 12 часов дня, то есть в полдень, бьют три раза.

Для моряков рында - это не только и не столько сигнальный инструмент. Обычно это талисман, на внешней стороне которого, как сказано выше, располагается

Морские приметы

Моряки - народ суеверный, и с таким важным корабельным символом, как рында, связано множество примет, в которые они и сегодня верят:

  • Одной из самых древних примет, пришедших еще с считается, что сильным звоном судовой рынды можно утихомирить сильный шторм и прогнать разбушевавшегося морского дьявола.
  • Если по какой-то причине корабль меняет название, то рында остается той же и со старым названием.
  • В том случае, если на корабле рождался ребенок, то его зачастую крестили или под звук корабельной рынды, а иногда и в ней самой.
  • Когда корабельный колокол трескается или звонит без причины, то экипаж ждут какие-то неприятности и проблемы.
  • Тот, кто украдет или повредит судовую рынду, сам на себя наводит беду.
  • Услышать звон судового колокола - к серьезным испытаниям или к гибели.

Географические названия

Но, кроме исторического и морского значения, рында используется и в географических названиях. На карте России есть бухта Рында на острове Русском в Приморском крае и река с таким названием на Кольском полуострове. Интересно то, что название реки, по всей видимости, произошло от старорусского «рындать», значащего "трясти", а вот бухта получила свое название в честь российского бронепалубного корвета «Рында», плававшего в Тихом океане в XIX веке.

Река Рында расположена на северо-востоке Кольского полуострова и впадает в Баренцево море.

Течение этой реки довольно активное, и на ней расположено три красивейших водопада. В верхней части берега крутые, скалистые и высокие, а порожистые участки перемежаются с ямами. В нижней части Рынды берега более пологие и низкие. Как пороги, так и водопады предоставляют достаточно возможностей для того, чтобы «рындать». Славится эта река своей рыбалкой, в нее заходит и крупный атлантический лосось, и морская форель, обитают кумжа и На плесах верхних участков много налима, щуки и окуня.

В Приморском крае, на острове Русском, входящем в городскую черту Владивостока, находится бухта Рында, фото которой вы можете увидеть ниже.

Относится она к акватории Японского моря и расположена в западной части острова, между бухтами Воевода и Бабкина. Длина каменистой и обрывистой береговой линии бухты Рында - около 5 километров, вдоль нее расположены пляжи, давно ставшие популярными у местных жителей. Здесь находятся: причал для катеров, туристическая база, а также платный пляж с интересным названием «Дом отдыха Рыбаков». По отзывам любителей рыбалки, именно здесь лучше всего клюет камбала.

РЫНДА , оруженосец-телохранитель при великих князьях и царях в 15-17 вв. Набирались из юношей знатного происхождения. Во время дворцовых церемоний стояли в парадных одеждах по обе стороны трона с бердышами на плечах, сопровождали царя в торжественных выездах и военных походах. Должность Р. упразднена Петром I в 1698.

  • Адмиралтейств-коллегия - Адмиралтейств-коллегия, учр. 1700 г. Петром В. под назв. «Адмиралтейского приказа», составляла общее верховное управление над флотом и заведывала вообще всеми делами, относившимися к флоту и адмиралте...
  • АДЪЮТАНТ - АДЪЮТАНТ (от лат. adjutans - помогающий), 1) офицер (прапорщик, мичман), состоящий при начальнике для различных поручений. В Сов. Армии (до 1954) также штабная должность в батальоне (дивизионе, эскадр...
  • Бердыш - Бердыш - старинное оружие, употреблявшееся в XIV-XVII вв. Оно имело вид полулуния, с одной стороны было заострено и насаживалось на древко или топорище, которое на нижнем конце имело железную оковку, ...
  • Береговой чин - Береговой чин - так называлась особая должность, учрежденная Петром Великим по всем низовьям и приволжским городам для осматривания пристающих к берегам судов.
  • Едигер-Магмет - Едигер-Магмет - последний казанский царь, из рода Кучук-Магометова. После удаления поставленного Москвой царя Шиг-Алея, казанцы в 1552 г. призвали на царство Е., из ногайской астраханской орды. Е. гер...
  • Оруженосец - Оруженосец - звание, которое получали молодые дворяне, состоявшие при рыцарях; оно составляло переходную (после пажа) степень к получению звания рыцаря. О. повсюду сопровождал рыцаря и защищал его в б...
  • Имеретинские - Имеретинские - княжеский род. Царь имеретинский Михаил († в 1329 г.) считается родоначальником царей Имеретии, в которой они царствовали до 1810 г. (см. Имеретия), а также фамилий Багратионов-И. и Баг...
  • Инспектор удельного виноделия - Инспектор удельного виноделия - должность, учрежденная в 1900 г. в составе главного управления уделов вместо должности "заведующего виноделием и виноградарством в удельных имениях"; одновременно упраз...
  • Иосия - Иосия (евр. "бог подкрепляет") - имя 16-го царя иудейского (с 640 г. по Р. Х.). Вступив на престол в 8-летнем возрасте, И. царствовал 31 год. Его царствование составляет одну из светлых страниц библей...
  • Кассианова пустынь - Кассианова пустынь или Учемская слобода - Угличского у. Ярославской губ., в 23 в. от у. г., при впадении рч. Учемы в Волгу с правой ее стороны; прежде К.-Успенская-Богородице-Пречистенская-Учемская му...
  • Коннетабль - Коннетабль (от средневекового comes stabuli, т. е. шталмейстер) - первоначально придворная должность в восточной римской империи. Comites stabuli командовали обычно императорской конницей. Франкская м...
  • Печатник
  • Печатник - Печатник (стар.) - древнейший чин княжеского двора. Летописи упоминают о П. с первой половины XIII в.; как видно из этих упоминаний, П. были люди не именитые, одинаково владевшие пером и мечом. Тот же...
  • Походный атаман - Походный атаман (воен.) - инспектор казачьих войск при главнокомандующем. Положением о полевом упр. войск 1890 г. эта должность упразднена.

И пошел отрок (НААР), слуга (НААР)
пророка, в Рамоф Галаадский
4-я Царств 9:4

1) Существующая этимология

А) Викисловарь

Корень – нет. Значение: истор. оруженосец или телохранитель придворной охраны московских царей (в XV–XVII веках, упразднены Петром I в 1698 году). Этимология – нет.

Б) Исторический словарь, http://enc-dic.com/history/Rynda-34918.html

Рында. Царский оруженосец, телохранитель, назначаемый из стольников и стряпчих, почетная стража у царского трона при приеме послов.

В) Этимологический словарь Макса Фасмера

Рында I рында I "оруженосец, телохранитель", др.-русск. рында (Никон. летоп. под 1380 г., также у Аввакума, Котошихина 68 и сл.). Трудное слово, явно иноязычного происхождения. Произведение из др.-исл. rond ж. "край (щита), щит" (Тернквист, ZfslPh 7, 409) ставится под сомнение самой Тернквист (197 и сл.) с фонетической точки зрения. Совершенно невероятны объяснения из датск. rinde, rende "бежать" (Маценауэр, LF 18, 245) и из нем. Ronde "дозор" (Круазе ван дер Коп, ИОРЯС 15, 4, 20; против см. Тернквист, там же, 198). Ср. ры;ндель.

Г) Википедия, рында

«Рында (от др.-рус. «рыдель» или «рындель» - знаменосец, возможно, из сред.-ниж.-нем. ridder - рыцарь) - оруженосец-телохранитель при великих князьях и царях России XIV-XVII веков. …

Рынды сопровождали царя в походах и поездках. Во время дворцовых церемоний стояли в парадных одеждах по обе стороны трона с бердышами на плечах. Во время приема иностранных послов рынды стояли по обе стороны царского трона, с маленькими топориками; стоять по правую сторону считалось более почетным (отсюда местничество). Во время войны рынды всюду безотлучно следовали за государем, нося за ним оружие. У каждого рынды были по 1-3 подрынды или податня (тоже из стольников)».

2) Применение термина в русском языке

А) Словарь русского языка XI-XVII вв., РАН, М., 1997;

Http://etymolog.ruslang.ru/doc/xi-xvii_22.pdf

Рында. Оруженосец (1380): «И то своё великое знамя черное повеле рынде своему над Михаилом Андревичем Бренком возите. Ник. Лет.».

Б) О России в царствование Алексея Михайловича. Сочинение Григория Котошихина (1630-1667)

Http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/kotoshih.htm

Глава 5, 2
«Да подле царя ж, по обе стороны, стоят рынды, четыре человека, наряжены в белое платье камчатое на горностаях, в шапках белых же высоких, и в сапогах, а в руках держат по топору нарядному з золотом и с серебром; а бывает на тех рындах платье и топоры царское; а люди они первой и другой и третей статьи родов, боярские дети.

И как им царь велит быти в и рындах, одному под другим, и платье свое с себя снять и взложить царское платье, и они промеж себя потомуж споруются и друг з другом быти не хотят, а быти ему мочно под тем, под кем царь велит, а он не хочет и платья своего с себя не снимет, а царского не взложит: и на таком ослушнике платье царь велит изодрать все, и взложить свое платье; а как послов отпустят, и с него сняв царское платье, или до послов, бьют перед царским окном, при всех людех, батогами, не ослушивайся царского указу».

* Пояснение

«люди они первой и другой и третей статьи родов»

В XVI в. взаимоотношение знатных фамилий (местничество, «порода») было строго установлено, правительство при всех своих служебных назначениях соблюдает правила местнического распорядка. По «Государеву родословцу» определяли старшинство лиц одной фамилии, когда им приходилось отбывать службу по одному наряду.

* Сборник очерков из истории государства и права Руси //Allpravo.ru – 2004 г.

«в 1620 г. стольник Чихачов, назначенный стоять рындой в белом платье у царского места при аудиенции чужеземному послу ниже князя Афанасия Шаховского, обиделся, сказался больным и не поехал во дворец. Бояре послали за ним и велели его поставить перед собой. Чихачов предстал перед боярами в Золотой палате больным-разбольным, с костылем, да не одним, а с двумя зараз.
Для чего во дворец не приехал? – спросили бояре. Лошадь ногу мне сломала третьего дня на государевой охоте в Черкизове! – отвечал Чихачов. Больше, чай, отбаливаешься от князя Шаховского? – возразил на это думный разрядный дьяк Томило Юдич Луговской. Тогда Чихачев перестал притворяться и заговорил напрямик, что вот-де он бил челом государю и впредь станет бить челом и милости просить, чтобы государь пожаловал, велел дать ему, Чихачову, суд на князя Афанасия, а меньше ему князя Афанасия быть не вместно.

Можно тебе быть его меньше! – возразили бояре и приговорили бить Чихачова кнутом за бесчестие князя Шаховского. Долго того ждать, бояре! – сказал на это дьяк Томило Луговской и, вырвав у Чихачова один костыль, принялся бить неудачливого местника по спине и по ногам. Смотря на это, И.Н. Романов, дядя царя, не утерпел, схватил другой костыль у «больного» и присоединился к дьяку, работая также по спине и ногам Чихачова, причем оба приговаривали: «Не поделом бьешь челом, знай свою меру!». Побив Чихачова, велели ему стоять рындой в белом платье по прежнему распоряжению, а кнут, разумеется, «оставили».

3) Обобщение и вывод

А) Итак, из исторических повествований ясно, что на должность рынды назначались рослые, здоровые молодые люди из знатных дворянских (боярских) фамилий, они «служили ради чести». Из описания Григория Котошиха ясно, что должность «рынды» была малопривлекательной; требовала большой затраты времени и физических усилий, а материальных благ не приносила практически никаких. «Так как рынды не были чинами придворными, то они не получали жалованья. Состояли в ведении оружейничего» (Википедия/ Рында).

С другой стороны, рында участвовал в торжественных, деловых и военных мероприятиях и приёмах послов, т.е. получал дипломатический и административный и военный опыт. Через службу «рынд» прошли некоторые государственные деятели Московской Руси.

Б) Мы выяснили, что этимологии древнерусского термина «рында» нет. Никто из исследователей не опирается на религиозную (иудеохристианскую) традицию, откуда на протяжении многих веков, черпались образцы социальной организации общества.

Рында» - почетная «стража», непосредственно охраной великих князей и царей занимались другие службы государева двора. По отношению к царю «рында» - слуга-оруженосец, очевидно, что термин должен содержать понятия: слуга, молодой воин, оруженосец и им подобные.

Целесообразно обратиться к оригинальным библейским текстам, вероятно в них мы сможем найти образ и термин соответствующий слову-понятию «рында».

4) Терминология иврита и библейский образ

А) Терминология

Приведем термин в форму близкую к грамматике иврита и выделим корень – РЫНДА = РЫН+ДА; прочитаем первое буквосочетание наоборот (как в иврите) – РЫН = НЫР. У нас сразу же выявляется термин иврита – НААР молодой человек, слуга, раб, слуга-оруженосец.

* НЫР = НААР мальчик, отрок; юноша, молодой человек, мужчина; слуга, раб; транслитерация - na"ar.

Пояснение транслитерации

Произношение буквы АИН (в середине слова НААР) в иврите утеряно. В переводах, в русской транскрипции обозначалась как «А» (Овадия; в русской традиции Авдий), и как "И" (Илий, ивр.Эли).

Как произносилась русская буква «Ы» в XIV неизвестно, исследователи полагают как Ы и как И. В древних кириллических текстах «Ы» отсутствует, восходит к старославянскому (древнеболгарскому) кириллическому составному знаку ЪІ = Ъ+І (ер + и, откуда и древнее название её «еры»).

* ДА = скорее всего указывает на количество «рынд» находящихся при царе - Д 4; или на их украшенную золотыми цепями одежду = АДА надевать украшения, разодеться (для придания величия царю (даже слуги в золоте)).

Общий вид

РЫНДА = термин прочитан наоборот – АД + НЫР = АДА надевать украшения, разодеться + НААР (НЫР) юноша, молодой человек, мужчина; слуга-оруженосец.

Б) Библейский образ

* Судей 7:10,11: «если же ты боишься идти один, то пойди в стан ты и Фура, слуга (НААР) твой; и услышишь, что говорят, и тогда укрепятся руки твои, и пойдешь в стан. И сошел он и Фура, слуга (НААР; Фура оруженосец Гедеона) его, к самому полку вооруженных, которые были в стане».

* Судей 9:54: «Авимелех тотчас призвал отрока, оруженосца своего, и сказал ему: обнажи меч твой и умертви меня, чтобы не сказали обо мне: женщина убила его. И пронзил его отрок его, и он умер».

* 1 Царств 14:1: «В один день сказал Ионафан, сын Саулов, слуге (НААР) оруженосцу своему: ступай, перейдем к отряду Филистимскому, что на той стороне. А отцу своему не сказал об этом».

* Иеремия 1:6, 7: «А я сказал: о, Господи Боже! я не умею говорить, ибо я еще молод (НААР). Но Господь сказал мне: не говори: "я молод (НААР)"; ибо ко всем, к кому пошлю тебя, пойдешь, и все, что повелю тебе, скажешь».

* 1 Царств 30:17: «и поражал их Давид от сумерек до вечера другого дня, и никто из них не спасся, кроме четырехсот юношей (НААР), которые сели на верблюдов и убежали».

* Иезекииль 16:11: «И нарядил (АДА) тебя в наряды, и положил на руки твои запястья и на шею твою ожерелье».

Таким образом, в сигнале (слове) необъясненном до сих пор, мы обнаружили логическую и лексическую связь с иудеохристианской доктриной (образами) и терминологией. Термин РЫН+ДА является транслитераций (передача слов другой письменностью) двух библейских терминов; согласные буквы и содержание слов – совпадают.

koreada.ru - Про автомобили - Информационный портал