Двусторонних отношений в сфере туризма. Международное сотрудничество в сфере туризма. Услуги по организации проживания туристов

Договорные отношения в сфере туризма

Договоры в сфере туристской деятельности можно условно разделить на три группы:
1. договоры, заключаемые между туроператором (турагентом) и туристом.
2. договоры, заключаемые между туроператором и турагентом.
3. договоры, заключаемые между туроператором и непосредственными исполнителями отдельных видов услуг.

Договор между туристической организацией и туристом является одним из видов договоров возмездного оказание услуг, основные условия которых предусмотрены главой 39 Гражданского кодекса Республики Беларусь.
В соответствии со ст. 733 Гражданского кодекса Республики Беларусь по договору возмездного оказания услуг одна сторона (исполнитель) обязуется по заданию другой стороны (заказчика) оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Договоры на оказание услуг следует отличать от договоров подряда.
Признаками услуги как предмета договорного обязательства являются следующие:
- это деятельность лица (юридического или физического), оказывающего услугу;
- оказание услуги не создает вещественного результата;
- полезный эффект услуги (деятельность) потребляется в процессе предоставления услуги, а потребительная стоимость исчезает.
Согласно ст. 656 ГК Республики Беларусь по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику в установленный срок, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его (уплатить цену работы). Работа выполняется за риск подрядчика, если иное не предусмотрено законодательством или соглашением сторон.
В соответствии со ст. 17 Закона Республики Беларусь «О туризме» по договору оказания туристических услуг исполнитель (субъект туристической деятельности) обязуется по заданию заказчика (участника туристической деятельности) оказать туристические услуги, а заказчик обязуется их оплатить. К договору оказания туристических услуг применяются правила, установленные законодательством для договора возмездного оказания услуг.

По своей юридической природе договор оказания туристических услуг является
- двухсторонний
- консесуальный
- возмездный
- публичный
- заключается в письменной форме (туристический ваучер)
- может являться договором присоединения
- может являться договором в пользу третьих лиц
Так, договором оказания туристических услуг может быть предусмотрено исполнение всех или части обязательств исполнителя по договору третьими лицами. Исполнение обязательств третьими лицами не освобождает исполнителя по договору от ответственности перед заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение третьими лицами обязательств по договору оказания туристических услуг.
Существенными являются условия, без согласования которых договор не приобретает юридическую силу. Так, в соответствии со ст. 402 Гражданского кодекса Республики Беларусь договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законодательстве как существенные для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В соответствии со ст. 17 Закона Республики Беларусь «О туризме» существенными условиями договора оказания туристических услуг являются: предмет договора оказания туристических услуг; стоимость туристических услуг, сроки и порядок их оплаты;
сведения об исполнителе, включая данные о специальном разрешении (лицензии) на осуществление туристической деятельности, его месте нахождения (месте жительства индивидуального предпринимателя) и банковские реквизиты;
сведения о заказчике в объеме, необходимом для оказания туристических услуг;
программа тура;
права, обязанности и ответственность сторон; условия изменения и расторжения договора оказания туристических услуг, порядок урегулирования возникших споров и возмещения причиненных убытков (вреда);
иные условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Следует отметить, что договор на оказание туристических услуг является публичным договором.
В соответствии со ст. 396 Гражданского кодекса Республики Беларусь публичным признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится.
Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законодательством.
Кроме того, отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары (работы, услуги) не допускается.

В соответствии со ст. 18 Закона Республики Беларусь «О туризме» договор оказания туристических услуг заключается в письменной форме посредством выдачи исполнителем договора оказания туристических услуг заказчику туристического ваучера.
Форма туристического ваучера, порядок его выдачи и учета утверждены Постановлением Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 13 июля 2007 года № 18 «О туристическом ваучере». Настоящим положением утверждена Инструкция о порядке выдачи и учета туристического ваучера.
Туристический ваучер и приложения к нему являются бланком строгой отчетности.
Туристический ваучер и приложения к нему составляются в двух экземплярах. Один экземпляр передается заказчику туристических услуг (участнику туристической деятельности), другой - остается у исполнителя туристических услуг (субъекта туристической деятельности).
Кроме того, договор оказания туристических услуг с заказчиком (участником туристической деятельности) - нерезидентом Республики Беларусь может быть заключен посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору оказания туристических услуг. В этом случае исполнитель (субъект туристической деятельности) обязан приложить к туристическому ваучеру документ, подтверждающий заключение договора оказания туристических услуг (факсимильная, электронная и так далее копии туристического ваучера и приложений к нему).
В соответствии с п. 18 Инструкции о порядке выдачи и учета туристического ваучера программа тура оформляется в произвольной форме и должна содержать следующие сведения:
маршрут тура, дата и время начала и окончания тура;
порядок встречи и проводов, сопровождения туриста;
характеристика транспортных средств, осуществляющих перевозку туриста, сроки стыковок (совмещений) рейсов, иная обязательная информация, предусмотренная законодательством о транспортной деятельности;
характеристика объектов для размещения туристов, в том числе их местоположение, классификация по законодательству страны (места) временного пребывания, правила временного проживания, а также иная обязательная информация, установленная законодательством страны (места) временного пребывания;
порядок обеспечения питания туриста во время осуществления тура;
перечень и характеристика иных оказываемых туристических услуг.
По обоюдному согласию исполнителя (субъекта туристической деятельности) и заказчика (участника туристической деятельности) в программу тура могут включаться иные сведения.

Кроме того, законодательством Республики Беларусь предусмотрены специальные виды договоров с физическими лицами в сфере туризма.
Так, постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 июня 2006 года № 818 «Об утверждении типового договора на оказание услуг в сфере агроэкотуризма» утвержден Типовой договор на оказание услуг в сфере агроэкотуризма.
Данный договор заключается только между субъектом агроэтуризма и туристом. Данный договор является двухсторонним, консесуальным, возмездным, заключается в письменной форме (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29.06.2006 № 818 «Об утверждении типового договора на оказание услуг в сфере агроэкотуризма»), кроме того является договором присоединения.
В соответствии с п. 133 Правил ведения охотничьего хозяйства и охоты, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 8 декабря 2005 года № 580 «О некоторых мерах по повышению эффективности ведения охотничьего хозяйства и рыбохозяйственной деятельности, совершенствованию государственного управления ими» организация охоты иностранного гражданина, имеющего в соответствии с данными Правилами право на охоту, осуществляется при наличии договора оказания туристических услуг на проведение охотничьего тура с участием иностранного гражданина, заключенного с турагентом, туроператором или пользователем охотничьих угодий и зарегистрированного в Министерстве лесного хозяйства.
Инструкцией о порядке регистрации договора оказания туристических услуг на проведение охотничьего тура с участием иностранного гражданина, утвержденной постановлением Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь от 13 марта 2006 года № 6 «Об утверждении инструкции о порядке регистрации договора оказания туристических услуг на проведение охотничьего тура с участием иностранного гражданина» устанавливаются обязательные условия договора оказания туристических услуг на проведение охотничьего тура с участием иностранного гражданина: стороны договора, предмет договора, стоимость охотничьих трофеев и охотничьих животных, стоимость туристско-экскурсионных и дополнительных услуг, номер и дату лицензии на осуществление туристической деятельности, ответственность сторон, банковские реквизиты. Стоимость охотничьих трофеев не должна быть ниже предельной минимальной стоимости охотничьих трофеев для иностранных граждан, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 6 апреля 2006 года № 466 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 8 декабря 2005 года № 580».

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О туризме» субъекты туристической деятельности также могут заключать договоры на оказание консультационно-информационных услуг, связанных с организацией путешествия

Вторая группа договоров в туризме – это договоры между туроператором и турагентом. В соответствии со ст. 16 Закона Республики Беларусь «О туризме» реализация тура субъекту туристической деятельности осуществляется на основании договора комиссии или иных договоров, не запрещенных законодательством.
Действительно, исходя из принципа свободы договора стороны вправе заключать не только договоры, предусмотренные законодательством, но и договоры, законодательством не предусмотренные (в юридической литературе первые относятся к именным (поименованным) договорам, вторые - к безымянным (непоименованным) договорам). В большинстве своем, стороны заключают именные (иначе - поименованные) договоры, для которых законодателем созданы различные модели, позволяющие в необходимых пределах обеспечить специфику разновидностей договорных отношений (Подгруша В.В., 2005).

В системе правоотношений между турагентом и туроператором, как правило, заключаются договоры комиссии и договоры поручения, предусмотренные ГК Республики Беларусь. Возможно оформление правоотношений турагента и туроператора основе договора франчайзинга. Кроме того, главой 52 ГК Российской Федерации предусматривается такой вид договора, как агентский договор, хотя в правоприменительной практики Республики Беларусь данная правовая конструкция будет являться непоименованным договором.
В соответствии со ст. 880 ГК Республики Беларусь по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента.
Таким образом в роли комиссионера выступает турагент, а в роли комитента – туроператор.
По сделке, совершенной комиссионером с третьим лицом, приобретает права и становится обязанным комиссионер, хотя бы комитент и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.
В соответствии со ст. 861 Гражданского кодекса Республики Беларусь по договору поручения одна сторона (поверенный) обязуется совершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные юридические действия. Права и обязанности по сделке, совершенной поверенным, возникают непосредственно у доверителя.
Таким образом, по договору комиссии в отличие от договора поручения комиссионер (турагент) действует от своего имени, но за счет другой стороны – туроператора.
Комитент обязан возместить расходы по исполнению поручения и выплатить вознаграждение комиссионеру.
Размер вознаграждения может быть установлен в виде: фиксированной суммы, которая не зависит от цены сделки, совершенной комиссионером разницы между назначенной комитентом ценой и более выгодной ценой, по которой комиссионер совершит сделку в процентах от цены сделки, совершенной комиссионером каким-либо иным способом, не противоречащим законодательству и согласованным сторонами.

Следует отметить, что в Указом Президента Республики Беларусь от 2 июня 2006 года № 372 «О мерах по развитию агроэкотуризма в Республике Беларусь» предусмотрена возможность заключения специального договора между туроператорм и субъектом агроэкотуризма.

В системе договорных отношений субъектов туристической деятельности следует отдельно выделить агентские договоры.
В соответствии со ст. 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации по агентскому договору одна сторона – агент (турагент) обязуется за вознаграждение совершить по поручению другой стороны - принципала (туроператора) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.
К отношениям, вытекающим из агентского договора применимы либо правила договора комиссии, либо правила договора поручения. Статья 1011 ГК Российской Федерации предусматривает, что к отношениям, вытекающим из агентского договора, соответственно применяются правила, регулирующие договор поручения или договор комиссии, в зависимости от того, действует агент от имени принципала или от собственного имени, если это не противоречит существу агентского договора.
Следует отметить, что Гражданским кодексом Республики Беларусь такой вид договора, как агентский не предусмотрен. Вместе с тем, исходя из принципа свободы договора заключение агентских договоров не запрещено. На практике агентские договоры, как правило, заключаются между туроператором Республики Беларусь и туроператором нерезидентом Республики Беларусь.
Соответственно, при заключении агентского договора также необходимо четко представлять права и обязанности сторон.

В ряде случаев на практике между туристическими организациями или между туроператором и непосредственным поставщиком туристических или дополнительных услуг заключается договоры купли-продажи.
Следует напомнить, что в соответствии со ст. 424 Гражданского кодекса Республики Беларусь по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать имущество (вещь, товар) в собственность, хозяйственное ведение, оперативное управление другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять это имущество и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).
Таким образом, законодательство не предусматривает в качестве объекта договора купли-продажи услуги, либо результаты выполненных работ. По своей сути «туристический продукт» или «туристический пакет» не является имуществом (товаром, вещью), а представляет собой комплекс (систему) услуг, предоставляемый туристу в связи с его путешествием.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что использовании договоров купли-продажи, противоречит природе юридических отношений участников туристической деятельности и потребителей туристических услуг.

Договор франчайзинга - это договор на коммерческую концессию (франшизу), позволяет сбытовику или продавцу продавать определенный товар или услугу в определенном регионе в течение оговоренного периода под торговой маркой правообладателя.
В соответствии со ст. 910 ГК Республики Беларусь по договору комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга) одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на определенный в договоре франчайзинга срок либо без указания срока комплекс исключительных прав (лицензионный комплекс), включающий право использования фирменного наименования правообладателя и нераскрытой информации, в том числе секретов производства (ноу-хау), а также других объектов интеллектуальной собственности (товарного знака, знака обслуживания и т.п.), предусмотренных договором франчайзинга, для использования в предпринимательской деятельности пользователя.
Сторонами по договору могут быть как туроператоры, так и турагенты. Правообладатель (туроператор или агентство с «раскрученным именем») предоставляет другой стороне по данному договору право пользования своим комплексом исключительных прав или частью этого комплекса, что определяется условиями договора: пользование торговой маркой, именем, логотипом, информационными системами, базой данных и т.д. Размер «роялти» (отчислений за пользование сервисом) для участников сети различные, в зависимости от интенсивности и объема продаж и длительности сотрудничества. На практике по такому принципу создаются агентские сети, известные на туристском рынке, как «МГП» - Магазин горящих путевок, успешно позиционирующий себя на рынке экономичных предложений и мини-сеть офисов Sodis, обслуживающая VIP- клиентов. В результате подобных правоотношений выигрывают обе стороны, так как образование агентских сетей под «известным брендом», находится в причинно-следственной связи с расширением потребительского сегмента и, соответственно, увеличением объема продаж.

Третья группа договоров регулирует правоотношения туроператора с субъектами хозяйствования, оказывающие услуги по проживанию, питанию, перевозке, страхованию и др.

Услуги по организации перевозок туристов

Транспортные услуги включают доставку туристов от места жительства к первому пункту обслуживания на туристическом маршруте и от последнего пункта – к месту жительства, подвозку к началу трассы туристического похода перевозку во время экскурсий, внутримаршрутные перевозки, а также перевозки туристов во время транспортных путешествий.

Авиаперевозки

Правила авиаперевозок регулируются воздушными кодексами отдельных стран, а также международными соглашениями, одним из которых является Варшавская конвенция 1929 г. «Об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок», с изменениями, принятыми в 1959 г. (Гамбургские правила).
В Республике Беларусь юридической основой для договорных отношений наряду с ГК Республики Беларусь является Воздушный кодекс Республики Беларусь.
В соответствии со ст. 95 Воздушного кодекса Республики Беларусь по договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае воздушной перевозки пассажиром багажа - доставить этот багаж в пункт назначения и выдать его пассажиру или лицу, уполномоченному на получение багажа. Пассажир воздушного судна обязуется оплатить воздушную перевозку, а при наличии у него багажа, в том числе вещей, находящихся при нем, сверх установленной перевозчиком нормы бесплатного провоза багажа - и провоз этого багажа.
По договору воздушной перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенные ему грузоотправителем груз или почтовые отправления в пункт назначения и выдать их грузополучателю или лицу, уполномоченному на получение груза или почтовых отправлений, а грузоотправитель обязуется оплатить воздушную перевозку грузов или почтовых отправлений.
Статья 97 Воздушного кодекса Республики Беларусь предусматривает возможность заключения договора фрахтования воздушного судна (воздушного чартера), в соответствии с условиями которого, одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату для выполнения одного или нескольких рейсов одно или несколько воздушных судов либо часть воздушного судна для воздушных перевозок.

Железнодорожные перевозки

В соответствии с главой шестой Устава железнодорожного транспорта общего пользования, утвержденного Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 2 августа 1999 № 1196 допускается заключение только одного вида договора – договора перевозки пассажира и его багажа.
По данному договору организации Белорусской железной дороги обязуются перевезти пассажира и его багаж в пункт назначения, предоставив ему место в поезде согласно проездному документу (билету); пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, за исключением случаев, когда законодательными актами предоставлено право на бесплатный (льготный) проезд, а при сдаче багажа пассажир обязуется оплатить провоз багажа по установленному тарифу.
Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется проездным документом (билетом), а сдача пассажиром багажа - багажной квитанцией.

Автотранспортные перевозки

Среди транспортных средств используемых в сфере туризма наиболее популярен автомобильный транспорт.
Международные взаимоотношения по организации автотранспортных перевозок туристов регулируются Европейским соглашением о нерегулярных международных перевозках пассажиров автобусами, принятым в Дублине 26 мая 1982 года. В соответствии с этим договором при организации нерегулярных международных пассажирских перевозок в странах Восточной и Западной Европы должен использоваться специальный контрольный документ (лист поездок), который должен находиться на борту автобуса.
В Республике Беларусь основным нормативным правовым актом, регулирующим автомобильные перевозки, является Закон Республики Беларусь от 14 августа 2007 года «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках». Данный Закон предусматривает следующие виды договоров по организации автомобильных перевозок пассажиров: договор автомобильной перевозки пассажира; договор фрахтования для автомобильной перевозки пассажиров; договор об организации автомобильных перевозок пассажиров; договор об оказании услуг по организации автомобильных перевозок пассажиров.
В соответствии со ст. 20 Закона Республики Беларусь «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» по договору автомобильной перевозки пассажира автомобильный перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение багажа лицу. Пассажир, если иное не предусмотрено законами и актами Президента Республики Беларусь, обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа - и за провоз багажа.
Согласно ст. 21 данного Закона по договору фрахтования для автомобильной перевозки пассажиров автомобильный перевозчик (фрахтовщик) обязуется предоставить за плату заказчику автомобильной перевозки пассажиров в нерегулярном сообщении (фрахтователю) всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для автомобильной перевозки пассажиров.
При необходимости выполнения автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении или систематических автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении заказчик автомобильных перевозок пассажиров либо оператор автомобильных перевозок пассажиров могут заключать с автомобильными перевозчиками договоры об организации автомобильных перевозок пассажиров.
Организация автомобильных перевозок пассажиров в регулярном или нерегулярном сообщении может осуществляться на основании договора об оказании услуг по организации автомобильных перевозок пассажиров (далее - договор об оказании услуг), заключаемого заказчиком автомобильных перевозок пассажиров с оператором автомобильных перевозок пассажиров.
В комплекс услуг по организации автомобильных перевозок пассажиров могут включаться: формирование схемы маршрутной сети на территории административно-территориальной единицы в соответствии с потребностями населения в передвижении; подготовка и проведение конкурсов на право выполнения автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении, а также заключение договоров об организации таких автомобильных перевозок; разработка и ведение паспортов маршрутов автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении; обследование состояния дорог, улиц городов (населенных пунктов), пассажирских терминалов и остановочных пунктов на маршрутах автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении; диспетчерское управление и контроль за выполнением автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении, а также в нерегулярном сообщении автомобилями-такси и др.

Услуги по организации проживания туристов

Договоры на гостиничное обслуживание туристов в Республике Беларусь помимо ГК Республики Беларусь, регулируются актами специального законодательства: Правилами гостиничного обслуживания в Республике Беларусь, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 7 апреля 2006 г. № 471, разработанными на их основе Правилами проживания в гостиницах Республики Беларусь, утвержденными постановлением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 17 мая 2006 г. № 23, иными актами законодательства, в частности Примерным положением об отнесении гостиниц к категориям и номеров в гостиницах к разрядам, утвержденным приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 26 ноября 2004 года № 197.
Названными актами гостиничное обслуживание определяется как услуги, оказываемые исполнителем, по предоставлению номеров (мест в номерах) для временного проживания физических лиц, а также дополнительные услуги (далее - услуги), а дополнительные услуги - услуги общественного питания, связи, бытовые, спортивные, туристические и другие услуги, оказываемые исполнителем на возмездной и (или) безвозмездной основе в соответствии с законодательством.
Предоставление услуг потребителю осуществляется на основании публичного договора либо договора, заключаемого в письменной форме.

... отношении государств». Структура законодательства в сфере туризма и СКС: По характеру 1. Международные договоры. Основой договорно - ... существуют специальные законы, регулирующие общественные отношения в сфере туризма (в Ярославской области на рассмотрении...

  • Вопросы сотрудничества в сфере туризма на примере республик бывшего СССР: Азербайджан и Грузия

    Дипломная работа >> Физкультура и спорт

    К соответствующим директив и стандартов ЕС. Перестраивается договорно -правовая база двустороннего сотрудничества со... термины и понятия, принципы государственного регулирования отношений в сфере туризма , правовую оcнову туристской деятельности, достаточную...

  • Документы, оформляющие договорные отношения туриста и турфирмы

    Контрольная работа >> Физкультура и спорт

    Закон о туристской деятельности в части, регламентирующей договорные отношения в сфере оказания услуг по туристскому обслуживанию... . Список литературы Биржаков М.Б., Никифоров В.И. Индустрия туризма : перевозки. Издание третье, переработанное и дополненное...

  • Организация туризма в Российской федерации

    Курсовая работа >> Физкультура и спорт

    Регламентируется систе­ма туристского предпринимательства, правоприменительных и договорных отношений в сфере туризма , а также обеспечиваются и защищаются экономические и личные...

  • Государствами туризм планируется на комплексной основе с учетом национального законодательства, занятости населения, развития транспорта, сельского хозяйства, связи и др.
    Государства принимают эффективные меры, направленные на равномерное распределение отпусков трудящихся и школьных каникул в течение г., для того чтобы снять остроту негативных последствий ярко выраженного сезонного характера туристского спроса (нехватка мест, задержка в аэропортах, пограничных пунктах), а также связанного с этим отрицательного воздействия на занятость в области туризма, упростить туристские формальности и обеспечить безопасность.
    Сотрудничество государств в области туризма осуществляется в рамках специальных договоров и соглашений о научном и культурном сотрудничестве, в области международного транспорта, медицинской науки и здравоохранения и т. д., заключенных на двусторонней договорной основе. Так, например, Соглашением между Федеративной Республикой Бразилией и Соединенными Штатами Мексики о сотрудничестве в области туризма 1980 г. определены меры по совершенствованию организации туризма между двумя странами в формировании туристских потоков, координации процедур, применяемых к международному туризму, взаимных консультаций, обмена программами и информацией. Также ст. 7 Соглашения определяет взаимную подготовку специалистов в области туризма (по пять мест с каждой стороны).
    Соглашением о сотрудничестве в области туризма между страна- ми-участниками СНГ (Ашгабад, 23 декабря 1993 г.) в преамбуле закреплены следующие тезисы:
    - руководствоваться Манильской декларацией о мировом туризме (1980 г.) и Гаагской декларацией о туризме (1989 г.), другими международными договорами и актами;
    - выражать стремление к созданию благоприятных условий для развития международных туристских связей как фактора сохранения и углубления дружественных отношений;
    - исходить из неотъемлемых прав граждан на удовлетворение духовных потребностей, приобщение к культурно-историческим ценностям;
    - руководствоваться стремлением к развитию и укреплению экономических отношений, основанных на принципах взаимной выгоды;
    - подтверждать желание государств расширять и совершенствовать отношения в области международного туризма, основанные на принципах равноправия;
    - развивать эти отношения путем широкого сотрудничества между правительственными органами по туризму, национальными, региональными и другими туристскими организациями;
    - считать, что сотрудничество в области туризма призвано способствовать укреплению взаимопонимания между народами, гражданского согласия, утверждению общечеловеческих ценностей и договорились о нижеследующем принятом решении:
    . Стороны будут всемерно содействовать развитию равноправного и взаимовыгодного сотрудничества в области туризма по линии правительственных организаций, национальных и региональных туристских ассоциаций, обществ, фирм и предприятий, активно поддерживать их инициативы, направленные на эффективное освоение туристских ресурсов.
    . Стороны будут способствовать формированию общего туристского пространства, сближению нормативно-правовых документов по туризму, внедрению единой международной системы классификации средств размещения и туристских услуг, единой информационной сети.
    . Стороны будут создавать условия для активного использования в целях туризма природного и культурного наследия народов своих государств.
    . Стороны примут согласованные меры по восстановлению традиционных и открытию новых туристских маршрутов, расширению разнообразия видов группового и индивидуального туризма, в том числе самодеятельного, детского и других видов социального туризма.
    . Стороны, в соответствии с законодательством своих государств, будут стремиться к упрощению пограничных, таможенных и иных формальностей, связанных с туристским обменом между ними, обеспечению социальной защищенности и личной безопасности туристов в стране пребывания.
    . Стороны будут осуществлять регулярные контакты государственных органов по управлению туризмом для разработки и реализации общей стратегии развития туризма и его приоритетных направлений в интересах туристских организаций и предприятий своих государств.
    . Стороны будут разрабатывать и реализовывать обеспечивающие комплексное развитие индустрии туризма межгосударственные программы и отдельные проекты по освоению представляющих взаимный интерес туристских регионов.
    . Стороны будут оказывать содействие друг другу в подготовке профессиональных кадров для сферы туризма, обмене опытом работы между сотрудниками государственных органов по туризму, туристских и транспортных предприятий и организаций, гостиниц, ресторанов, других производителей туристских услуг, независимо от форм собственности, проведении совместных научных исследований, семинаров и симпозиумов по различным проблемам туризма, систематическом обмене научными и учебными материалами.
    . Стороны будут обеспечивать обмен статистической и другой информацией в области туризма, в том числе о законодательных и иных нормативных актах, регулирующих туристский обмен и деятельность в индустрии туризма в своих государствах, связанных с защитой и сохранением природного и культурного наследия; о состоянии туристского рынка; справочно-информационными, методическими и рекламными материалами.
    . Стороны будут оказывать взаимную помощь в вопросах международного сотрудничества и членства во Всемирной туристской организации и других международных организациях по туризму.
    . Стороны будут регулярно информировать друг друга по вопросам, связанным с выполнением настоящего Соглашения и вносить в него дополнения и изменения по согласованию с каждой из подписавших Сторон.
    . Стороны могут при необходимости создавать комиссии и рабочие группы из равного числа представителей Сторон для практической координации вопросов сотрудничества.
    Международными договорами, заключенными между государствами Центральной и Восточной Европы в области туризма, определяются положения и порядок открытия в странах представительств туристских организаций и обязательства согласования пятилетних планов обмена туристами.
    С целью реализации на рынке туристских услуг, которые могут увеличивать валютные поступления, а также для осуществления обмена информацией и опытом с туристскими организациями, подписываются соглашения о совместном проведении рекламно-информационных мероприятий по реализации программ научно-технического сотрудничества. На базе этих соглашений правительства, национальные туристские организации и частный бизнес принимают усилия, направленные на совместную работу по обеспечению финансовых средств для предоставления возможности всем людям пользоваться услугами туризма и международных путешествий.

    Минск, 23 декабря /Синьхуа/ - В субботу в Минске в Большом театре оперы и балета Республики Беларусь состоялась церемония закрытия Года туризма Беларуси в Китае. В Беларуси надеются дальше расширять сотрудничество с Китаем в области туризма, чтобы содействовать развитию двусторонних отношений.

    В зачитанном на церемонии закрытия Года туризма приветственном слове заместитель премьер-министра Беларуси Игорь Петришенко отметил, что благодаря общим усилиям лидеров двух государств двустороннее сотрудничество динамично развивается и поднимается на новой качественный уровень. «Углубляется взаимодействие во всех областях. При этом сотрудничество с КНР в сфере туризма является для Республики Беларусь одним из приоритетных направлений, - отметил он. - Мы заинтересованы в дальнейшем поступательном наращивании туристического обмена между двумя государствами, расширении межведомственных и межрегиональных белорусско-китайских контактов».

    И. Петришенко выразил уверенность в том, что активизация взаимодействия в области туризма между Беларусью и Китаем придаст импульс дальнейшему развитию двусторонних отношений и будет способствовать их укреплению.

    Выступая на церемонии закрытия Года туризма, первый заместитель министра спорта и туризма Беларуси Вячеслав Дурнов сообщил, что в этом году в Беларуси приняли ряд мер для привлечения китайских туристов и создания благоприятных условий для них, в частности было подписано соглашение о взаимной отмене визового режима между Беларусью и Китаем, которое вступило в действие 10 августа этого года. Кроме того, в Беларуси созданы специализированные туры, готовятся гиды-переводчики, появляется туристическая навигация на китайском языке. В крупных музеях используются аудиогиды на китайском языке. Беларусбанк и другие банки распространяют обслуживание платежных карточек UnionPay. Наряду с этим белорусские туристические органы и компании также приняли активное участие в туристических выставках в Китае и презентовали туристические ресурсы Беларуси.

    По словам В. Дурнова, за десять месяцев 2018 года Беларусь посетили почти 19 тыс. граждан Китая. Это на 12 проц больше, чем в аналогичном периоде прошлого года. «Однако туристический потенциал Беларуси раскрыт для китайских туристов еще не в полной мере», - считает первый замминистра. Поэтому Минспорта рассчитывает, что количество гостей из Китая в Беларуси будет расти с каждым годом. Особенно с учетом введения безвизового режима между странами.

    Посол Китая в Беларуси Цуй Цимин отметил, что при содействии инициативы «Пояс и путь» в настоящее время сотрудничество между Китаем и Беларусью во всех областях продолжает ускоряться и принесло богатые результаты. «В частности обмен и сотрудничество между Китаем и Беларусью всегда активизируется и углубляется, играя важную роль в содействии сотрудничеству во всех областях», - сказал дипломат.

    Цуй Цимин отметил, что Китай и Беларусь имеют огромный потенциал активизации туристического сотрудничества. Он уверен, что при поддержке туристических органов правительств двух стран и других сторон обмен и сотрудничество между двумя странами дальше углубляются и непрерывно содействуют взаимопониманию и дружбе между народами двух стран и способствуют сотрудничеству во всех областях.

    В рамках закрытия Года туризма Беларуси в Китае Министерство спорта и туризма Беларуси также организовало Белорусско-китайскую региональную конференцию по сотрудничеству в сфере туризма, на которой туристические компании презентовали туристические ресурсы регионов двух стран. На конференции также были подписаны соглашение о создании Центра по популяризации культуры и туризма города Чунцин Китая в Минске, меморандум о сотрудничестве в сфере туризма между Витебской областью и провинцией Шаньдун, а также соглашение о стратегическом партнерстве между РУП «Центркурорт» /Беларусь/ и компанией Tongcheng /Китай/. -0-

    Деятельность каждого туристского предприятия связана с заключением большого числа договоров с партнерами по бизнесу (туроператорами и турагентами), производителями услуг, страховыми компаниями, потребителями туристских услуг. Наряду с действующим законодательством договор является важным средством, регулирующим взаимоотношения субъектов рынка.(8, с.18)

    Туризм по своим основным характеристикам не имеет каких-либо принципиальных отличий от других форм хозяйственной деятельности. Поэтому все существующие нормы договорной деятельности могут быть в полной мере применены в работе туристских предприятий.

    Договор - наиболее распространенный юридический факт, порождающий обязательные правоотношения. Одновременно он является правовым средством установления вещных прав - собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления и др.

    Договор обычно определяется как соглашение двух или более лиц, направленное на возникновение, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

    Договорные отношения в туризме регулируются нормами международного и национального гражданского права.

    Договор на туристическое обслуживание регулируется нормами главы 39 Гражданского Кодекса РФ и Федеральными законами "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" и "О защите прав потребителей".(5, 22)

    Договорные отношения в сфере туризма включают в себя правоотношения между:

    • - туроператорами и турагентами;
    • - туристскими предприятиями и потребителями туристских услуг;
    • - туроператорами и поставщиками туристских услуг.

    Основная часть договора подразделяется на специфические и общие условия договора. К специфическим относятся следующие условия, характерные для данной сделки, но вряд ли применимые к другим сделкам: предмет договора, качество услуг, ценовые параметры сделки, скидки с цены и надбавки к ней, порядок расчетов, права и обязанности сторон, ответственность сторон, срок исполнения обязательств, порядок изменения и расторжения договора.

    Специфические условия договора составляют тему и содержание обсуждения при переговорах партнеров о заключении сделки.

    К общим условиям договора относятся положения, которые включаются во все договоры независимо от их содержания:

    • - арбитражная оговорка;
    • - форс-мажор или обстоятельства непреодолимой силы, т.е чрезвычайные или непредотвратимые. Данные обстоятельства дают возможность перенести сроки исполнения обязательств или освобождают стороны от их выполнения.

    В заключительной части договора указывается:

    • - юридические адреса сторон;
    • - почтовые и банковские реквизиты сторон;
    • - все приложения, которые являются неотъемлемыми частями договора;
    • - подписи сторон с приложением печати каждого из участников сделки;
    • - указание места и даты заключения договора.(5,с 13)

    Договорные отношения между туроператором и турагентом. Обычно отношения между туроператором и турагентом строится по одной из трех правовых моделей:

    • 1. как договор поручения, по которому туроператор (доверитель), расположенный за рубежом, поручает российскому турагенту заключить от имени доверителя договоры с потребителями;
    • 2. как договор купли-продажи имущественных прав(туристского продукта);
    • 3. как договор комиссии, когда в роли комитента выступает зарубежный туроператор, а роли комиссионера - отечественный турагент. С точки зрения валютного законодательства, туристы имеют возможность оплатить стоимость услуг туроператора как непосредственно за рубежом, так и при заключении с турагентством.

    В своей деятельности турагент руководствуется договорными отношениями туроператора, отступление от которых является нарушением обязанностей и влечет за собой юридические последствия. Права и обязанности сторон регламентируются заключенным договором, а также действующим законодательством.

    Договорные отношения между туристским предприятием и потребителями туристских услуг строятся на основании туристского договора, к существенным условиям которого относятся:

    • - информация о туроператоре или турагенте;
    • - сведения о туристе;
    • - достоверная информация о потребительских свойствах туристского продукта вместе со сведениями о программе пребывания и маршруте путешествия, об условиях безопасности туристов и результатах сертификации туристского продукта. Гарантией качества является сертификат соответствия;
    • - дата начала и окончания путешествия;
    • - розничная цена продукта и порядок его оплаты;
    • - порядок встречи, сопровождения и проводов туристов;
    • - права, обязанности и ответственность сторон;
    • - медицинское страхование и обеспечение;
    • - минимальное число туристов в группе, необходимое для путешествия, указание сроков и порядка информирования туриста о том, что путешествие не состоится по причине недобора группы;
    • - порядок урегулирования возникших споров и возмещения убытков сторон;
    • - порядок и сроки предъявления туристом претензий, порядок и сроки расчетов.

    Конкретные условия путешествия, розничная цена туристского продукта указываются в туристском ваучере, выдаваемом туристу(группе туристов) туроператором или турагентом. Туристский ваучер является неотъемлемой частью договора.

    Процедура оформления договорных отношений между потребителями и туристским предприятием включает следующие этапы:

    • - обращение туриста с конкретной заявкой;
    • - подписание договора;
    • - выдача туристской путевки, ваучера;
    • - выдача информационного листка.

    Договорные отношения между туроператором и поставщиками туристских услуг.

    Отношения между туроператором и поставщиками услуг строятся на основании договоров о сотрудничестве в области туризма.

    Правильно организованная договорная работа туроператора помогает ему не попасть в зависимость от деятельности различных поставщиков услуг. Крупные туроператоры обычно подписывают долговременные контракты с отелями, что, с одной стороны, дает им низкие цены, но с другой - представляет определенный риск для владельца отеля (он может потерять деньги в период инфляции). Риск существует и для туроператора(он теряет деньги в случае, если не все туры будут проданы).

    Договоры с поставщиками услуг составляются на основе типового договора с включением вопросов, касающихся обслуживания туристов и взаимоотношений партнеров (поставщика услуг и туроператора).

    Все взаимоотношения с партнерами - поставщиками услуг по обслуживанию туристов на маршруте тура оформляются заключением письменных договоров (контрактов). Они могут иметь типовую форму следующих договоров: купли-продажи, комиссии, обмена (при безвалютном обмене туристскими группами).

    Основные положения договоров с поставщиками услуг аналогичны положениям типового договора и включают: предмет договора, основные условия, права и обязанности поставщика услуг и туроператора, ответственность сторон, форс-мажорные обстоятельства, юридические адреса и реквизиты партнеров.

    Договор считается заключенным, когда между сторонами в надлежащей форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям. Стороны вправе устанавливать условия договора по своему усмотрению, так как в каждом случае есть своя специфика, зависящая от особенностей предоставления услуг туристам и взаимоотношений договаривающихся сторон.(5,с.89)

    Важное значение для эффективного правового регулирования туризма имеет международный правовой опыт. При этом международное правовое регулирование связано не только с международным туризмом; оно оказывает существенное влияние на национальное законодательство в данной области.

    Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).

    Можно выделить две основные группы международных правовых актов в сфере туризма: акты, затрагивающие интересы стран СНГ; акты, затрагивающие интересы иных иностранных государств.

    Прежде чем перейти к анализу международных правовых актов в сфере туризма, охарактеризуем роль и место Всемирной туристской организации (ВТО) в международном правовом регулировании туризма.

    ВТО является специализированной организацией в системе ООН, созданной в 1975 г., и играет решающую роль в пропаганде и развитии ответственного, устойчивого и общедоступного туризма, призванного способствовать экономическому развитию, международному взаимопониманию, миру, благосостоянию, а также взаимному уважению, безусловному соблюдению гражданских прав и основных свобод. Выполняя эту миссию, ВТО уделяет особое внимание интересам развивающихся стран в сфере туризма.

    Всемирная туристская организация имеет следующую структуру:

    Генеральная ассамблея - высший орган;
    - Исполнительный совет - руководящий орган;
    - региональные комиссии;
    - комитеты;
    - секретариат 1 .

    Российская Федерация является членом ВТО как правопреемник бывшего СССР, состоявшего в ВТО с момента ее образования.

    За время деятельности международных организаций был принят ряд важнейших документов по вопросам туризма; основные из них:

    Манильская декларация по мировому туризму;
    - Гаагская декларация по туризму;
    - Глобальный этический кодекс туризма;
    - Хартия туризма и ее раздел «Кодекс туризма»;
    - Осакская декларация по туризму;
    - Осакская декларация тысячелетия.

    Манильская декларация по мировому туризму была принята всемирной конференцией по туризму, проходившей в Маниле (Филиппины) в 1980 г. Декларация определила место туризма в современном обществе. В частности, туризм понимается как деятельность, имеющая важное значение в жизни народов в силу непосредственного воздействия на социальную, культурную, образовательную и экономическую сферы жизни государств и международных отношений.

    В данном акте подчеркивается неразрывная связь между туризмом и правами граждан на отдых, отпуск и свободные передвижения. Учитывая широкое распространение этих прав как прямого следствия права на труд, правительства и общество должны переосмыслить понятие туризма и предоставлять гражданам реальные возможности доступа к туризму.

    В декларации рассматривается экономическая составляющая туризма. Он признается одной из основных отраслей мировой экономической деятельности. Развитие внутреннего туризма положительно сказывается на внутренней экономике страны, поскольку балансирует ее, что должно способствовать деятельности государств по поощрению соответствующих капиталовложений.

    Однако участники конференции отметили, что туризм нельзя оценивать только с экономической точки зрения. Важное значение в сфере туризма имеют чувство принадлежности к какой-либо культуре и народу, солидарность с соотечественниками, возможность гражданина реализовать свое право на отпуск, ознакомиться с тем, что его окружает, укрепить национальное сознание.

    Декларация устанавливает приоритет духовных ценностей в туристической сфере, к которым относятся:

    1) полное и гармоничное развитие человеческой личности;
    2) постоянно возрастающий познавательный и воспитательный вклад;
    3) равные права народов в определении своей судьбы;
    4) освобождение человека (как право на уважение его достоинства и индивидуальности);
    5) признание самобытности культур и уважение моральных ценностей народов.

    Особое внимание уделяется социальному туризму, рассматриваемому как цель, к которой должно стремиться общество, путем поддержки молодежного туризма, туризма лиц преклонного возраста и инвалидов.

    В указанной декларации отмечено, что туризм имеет влияние на сферу занятости в государствах, поскольку способствует созданию новых рабочих мест.

    В документе также отмечается международное значение туризма как фактора, содействующему взаимопониманию между народами.

    Гаагская декларация по туризму принята Межпарламентской конференцией по туризму, проведенной в Гааге (Нидерланды) в 1989 г. Содержание декларации сводится к закреплению 10 основных принципов, которые необходимо соблюдать всем участникам отношений в сфере туризма. В каждом принципе закрепляются основополагающий тезис и рекомендации по его реализации:

    Первый принцип содержит определение туризма, под которым понимаются не только все свободные перемещения людей, но и сфера услуг, созданная для удовлетворения потребностей, возникающих в результате этих перемещений. Здесь же определяется значение туризма для жизни человека и общества.

    Второй принцип посвящен социально-экономической составляющей туризма: «Туризм может быть эффективным средством содействия социально-экономическому росту всех стран». Подчеркивается, что условием этого является приемлемый уровень самообеспечения туристской сферы, при котором страна не должна тратить больше того, что она надеется получить от туризма.

    Третий принцип закрепляет необходимость охраны окружающей природной среды и иных туристских ресурсов.

    Четвертый принцип содержит определение иностранного туриста.

    Пятый принцип говорит о возможности разумного ограничения прав человека на отдых и свободное время только в случаях, предусмотренных законом.

    Шестой принцип посвящен вопросам упрощения туристских формальностей.

    Седьмой и восьмой принципы затрагивают взаимосвязанные проблемы безопасности в туризме и угрозы терроризма.

    Девятый принцип определяет, что качество туристских услуг зависит от уровня образования не только специалистов в сфере туризма, но и общества в целом.

    Десятый принцип закрепляет основные составляющие взаимодействия между туризмом и публичными властями, которые выражаются в особом внимании, необходимом сфере туризма со стороны государства, наделении туристских администраций расширенными полномочиями, а также в проведении адекватной национальной политики и международного сотрудничества.

    Глобальный этический кодекс туризма принят в Сантьяго (Чили) в 1999 г. на 13 сессии Генеральной ассамблеи ВТО.

    В кодексе освещаются следующие вопросы в сфере туризма: вклад туризма во взаимопонимание и взаимоуважение людей и сообществ; обязанности профессионалов туристического бизнеса; право на туризм; свобода туристских перемещений; права работников и предпринимателей в туриндустрии.

    Туризм рассматривается как двигатель индивидуальной и коллективной самореализации; фактор устойчивого развития; пользователь и творец культурного наследия; полезная активность для принимающих стран и сообществ.

    Хартия туризма одобрена в 1985 г. на 6 сессии Генеральной ассамблеи ВТО. Фактически документ содержит рекомендации по деятельности нескольких субъектов туристической сферы: государства, представителей местного населения туристских районов, работников в сфере туризма и самих туристов. Рекомендации для последних содержатся в специальном разделе (Кодекс туриста).

    Поскольку право на отдых признается во всем мире, государствам следует разрабатывать и проводить политику внутреннего и международного туризма, включающую в себя:

    Развитие туризма на различных уровнях - местном, региональном, национальном и международном;
    - обеспечение доступности туризма;
    - защиту туристской среды;
    - содействие росту туристского сознания и контактам местного населения с посетителями;
    - обеспечение свободы передвижения, отсутствия какой-либо дискриминации и безопасности туристов;
    - создание условий для беспрепятственного доступа туристов к службам здравоохранения, административным и юридическим службам;
    - принятие мер по противодействию использования туризма для эксплуатации других в целях проституции и распространения наркотиков.

    При этом местное население само должно иметь возможность доступа к туристским ресурсам. Оно также вправе ожидать понимания и уважения к своим обычаям, религиям и прочим сторонам своей культуры, что должно обеспечиваться распространением соответствующей информации среди туристов. Местное население также должно принимать туристов «с лучшим гостеприимством».

    Работники в сфере туризма, от которых зависит качество туристского продукта, также вправе рассчитывать на содействие со стороны государства, выражающееся в создании благоприятных условий их деятельности, обеспечении возможности профессиональной подготовки, сотрудничества между собой и с публичными властями.

    Кодекс туриста закрепляет основные права и обязанности туристов. Туристы должны способствовать взаимопониманию между народами; проявлять уважение к укладу жизни и законодательству стран пребывания; с пониманием относиться к обычаям, верованиям и поступкам местного населения; воздерживаться от подчеркивания различий, существующих между ними и местным населением; быть восприимчивыми к культуре местного населения; препятствовать эксплуатации кого-либо в целях проституции и распространению наркотиков. Туристы имеют право на: смягчение административного и финансового контроля; возможно лучшие условия на транспорте; свободный доступ к районам туристского интереса; надлежащую информацию об условиях путешествия; личную безопасность и безопасность своего имущества; возможность пользоваться средствами общественной гигиены и предоставления информации по предупреждению распространения инфекционных заболеваний; доступ к средствам связи и административным и юридическим процедурам; возможность исповедания своей религии; обращение в законодательные органы и общественные организации для наилучшего осуществления права на отдых.

    Осакская декларация по туризму принята в 1994 г. Всемирной конференцией министров по туризму в Осаке (Япония). Декларация посвящена росту и значению международного туризма, развитию индустрии туризма, воздействию международного туризма на общество и окружающую среду, соотношению международного туризма и мира на земле, а также роли правительств и международных организаций в сфере туризма.

    Осакская декларация тысячелетия принята в 2001 г. на Конференции лидеров туризма тысячелетия, которая прошла в Осаке (Япония). В данном документе констатируются достижения сферы туризма к началу XXI в., а также поднимаются проблемы развития рынка международного туризма, сохранения культурного наследия на основе туризма, внедрения в туристическую сферу современных информационных технологий.

    Существует ряд документов, посвященных отдельным аспектам туризма, например:

    Заявление ВТО в области предотвращения организованного секс-туризма (Мадрид (Испания) и Сент Винсент, Балле-д’Аоста (Италия), 1995 г.);
    - Документы Международной конференции по безопасности туризма и уменьшению рисков при путешествиях (Эстерсунд (Швеция), 1995 г.);
    - Монреальская декларация, принятая Генеральной ассамблеей Международного бюро социального туризма (Монреаль (Канада), 1996 г.), посвященная вопросам социального туризма;
    - Материалы Мадридского семинара ВТО по вопросам подготовки кадров для сферы туризма (Мадрид (Испания), 2000 г.).

    Международные договоры в области туризма можно классифицировать на: многосторонние международные договоры в сфере туризма и путешествий (например, Шенгенские соглашения Европейского союза «О едином визовом и туристском пространстве»); двусторонние договоры в туризме 2 .

    Наиболее эффективным и перспективным признается многостороннее сотрудничество государств по правовому регулированию международной туристской деятельности; двустороннее же - не обладает такой характеристикой. «При этом в силу регионального/субрегионального характера процессов интеграции, культурной общности, расположения туристских ресурсов наиболее адекватное регулирование присуще этому уровню межгосударственного взаимодействия» 3 .

    Тем не менее практика двустороннего регулирования отношений в области туризма активно развивается. Следуя рекомендациям и развивая положения международных актов, Российская Федерация (СССР) заключила более 50 соглашений с иностранными государствами в сфере туризма. Эти соглашения можно разделить на договоры 0 сотрудничестве в социальной сфере, в том числе туристской, и договоры, посвященные исключительно вопросам туризма.

    Необходимо подчеркнуть, что и в случае, когда договор о сотрудничестве между Российской Федерацией и иностранным государством направлен на регулирование только туристских отношений, он имеет достаточно общий характер, устанавливая лишь определенные рамки для дальнейшего взаимодействия.

    В качестве примера проанализируем Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Болгарии о сотрудничестве в сфере туризма 4 . В соответствии с данным соглашением стороны:

    Стремятся к упрощению формальностей, связанных с туристским обменом между Российской Федерацией и Республикой Болгарией;
    - содействуют как организованному групповому, так и индивидуальному туризму, а также обмену специализированными туристскими группами, в том числе с целью посещения симпозиумов и конгрессов по вопросам туризма;
    - поддерживают обмен между государственными органами управления туризмом статистической и другой информацией в области туризма, включая информацию о законодательных и иных нормативных актах государств, регулирующих туристскую деятельность, а также об опыте управления гостиницами и иными средствами размещения туристов;
    - содействуют участию российских и болгарских туристских организаций в международных туристских выставках, проводимых при поддержке своих государственных органов управления туризмом, и т.д.

    В соответствии с решением глав правительств Содружества Независимых Государств в сентябре 1994 г. образован Совет по туризму стран СНГ. Основными актами о сотрудничестве государств - участников СНГ в области туризма являются:

    Межправительственное соглашение от 23 декабря 1993 г. «О сотрудничестве в области туризма»;
    - Рекомендательный законодательный акт Межпарламентской ассамблеи государств - участников СНГ от 29 октября 1994 г. «Об основных принципах сотрудничества государств - участников СНГ в области туризма»;
    - Межгосударственная целевая программа от 14 февраля 1996 г. «Развитие туристских связей между государствами - участниками СНГ» (концепция). Анализируя проводимую политику сотрудничества государств - участников СНГ, принятые международные правовые акты в области туризма, А.В. Стригулина делает вывод о недостатках развития правовой базы в туристической сфере, относят к ним следующие:

    А) положения о целях и задачах, направлениях деятельности основополагающих международных правовых актов недостаточно конкретизированы;
    б) немало формулировок соглашений носят необязательный характер («будут стремиться», «будут способствовать» и т.п.);
    в) отсутствует единообразно понимаемое определение некоторых понятий и явлений, используемых в сфере международного туризма, или наблюдается их не совсем обоснованное применение в принятых документах и соглашениях СНГ.

    Среди причин, которые затрудняют процесс образования единого туристского пространства, автор также называет нестабильность политической ситуации, различный уровень развития экономик стран - участниц СНГ, невыполнение интеграционных соглашений и др. 5

    Примечания

    1. См.: www.world-tourism.org/ruso/about_wto/general_info_wto_updated2006.htm#mission
    2. См.: Корнеев С.Е., Викулова О.Н. Международно-правовое регулирование туристской деятельности // Туризм: право и экономика. 2005. № 4. С. 24–27.
    3. Чеботарева И.А. Указ. соч. С. 8.
    4. Бюллетень международных договоров. 2008. № 10.
    5. См.: Стригулина А.В. Сотрудничество Российской Федерации в рамках СНГ по вопросам правового регулирования международного туризма // Туризм: право и экономика. 2005. № 4. С. 31.

    koreada.ru - Про автомобили - Информационный портал