Новый комментарий. Испытания фар: только две машины заработали высшую оценку IIHS Тест дополнительных фар ближнего света

Затрону важную тему выбора светодиодных ламп для головного света автомобиля. Раньше было очень просто, купил, поставил, поехал. А теперь это превратилось в рулетку.

Все эти проблемы возникают из-за отсутствия сертификации. Китайцы и корейцы пытаются сделать хороший светодиодный источник света для передних фар, но по характеристикам и требованиям безопасности они не достигли уровня галогенных. Хотя по логике новая технология должна превосходить старую. Некоторые модели приблизились к требуемым параметрам, но преодолеть их не могут, потому что автомобильная фара по конструкции не предназначена для лампы на диодах. Светодиод по площади больше спирали в несколько раз, поэтому требует другого рефлектора.


  • 1. Основные недостатки
  • 2. Разберем недостатки, часть №1
  • 3. Продолжение, часть №2
  • 4. Итоги

Основные недостатки

Составил список недостатков, с которыми вы может встретиться после покупки. Хуже всего, когда они встречаются почти все разом. Больше всего проблем бывает у из-за более сложной конструкции. Половину из-них можно выявить только после покупки.

  1. световой поток идет вниз, освещенное расстояние сокращается в 2 раза;
  2. плохая сборка, как следствие плохой теплоотвод и перегрев светодиода и его мигание;
  3. разная направленность света, попадались образцы в которых диоды установлены не ровно, на тестах светотеневой границы лампы светили по разному;
  4. перегрев лампы из-за непродуманного охлаждения или из-за отсутствия вентилятора;
  5. завышенная яркость, китайский маркетинг пишет огромные цифры, что бы купили именное светодиодные, а не ксенон;
  6. отсутствие фокусировки, из-за неправильного расположения диодов;
  7. завышенная мощность, указанная вместе с потреблением драйвера;
  8. неправильная конструкция лампы, например только 3 диода сверху, что нарушает весь принцип работы фары, особенно для цоколя Н4.

Из всего китайского и корейского многообразия я знаю только 3 хороших лампы, которые не страдают большинством вышеперечисленных недостатков. Но идеальных моделей все равно нет.

Если цена низкая, то 95% то у неё большие конструктивные недостатки, низкое качество и завышенные параметры. Промерено многократно мной, моими коллегами и тысячами других покупателей. Так что не ведитесь на низкие цены и скидки китайских магазинах, типа Aliexpress. Продавец просто скидывает барахло, потому что никто не покупает.

Какие лампы выбрать?

Большое количество читателей спрашивают, какие лампы выбрать и где лучше покупать. Если вас интересуют качественные и проверенные светодиодные лампы для ближнего, дальнего, ПТФ, ДХО, то рекомендую проверенный интернет-магазин www. netuning.ru Я проверил 63 магазина по светодиодным лампам и только в одном работают специалисты, которые имеют дорогостоящее оборудование для тестирования автомобильных светодиодных ламп. В магазине вам подберут правильные лампы или вы можете обратиться ко мне.


Разберем недостатки, часть №1

Распишу подробно все недостатки из списка, что было понятно всем, кто будет с этим сталкиваться впервые. Простота обманчива. Часто в характеристиках пишут:

  • супер яркие;
  • сверхяркие;
  • установлены светодиоды США;
  • новое поколение;
  • лучшие и мощные;

и другие подобные слова не несущие никакого смысла. При этом не указывают каких-то внятных параметров. Не надо покупать в интернет-магазинах, где есть одна мутная фотка и 3-4 строчки текста, которые к этому изделию никак не относятся.

Пункт №1, фары светят вниз.
Из-за различных конструкций автомобильных фар, часто бывает что по дальности раза 2 меньше, чем у стандартной галогенки. Хотя свет получается мощнее, но это очень опасно. Представьте, вы едите с ближним ночью, но видите дорогу 2 раза меньше, чем было. Времени для реагирования при возникновении препятствия в 2 раза меньше. Лучше один раз расстроится, что купили плохой товар, чем ездить с ними и подвергать жизни опасности.

Дистанция освещения в 2 разам меньше чем у галогена

Пункт №2, перегрев.
Как и у любого дешевого товара, низкая цена достигается за счет использования ручной сборки в китайском подвале неквалифицированными сотрудниками. Тут неровно поставил, тут недомазал термопасту, тут неровно обработано. Небольшой зазорчик в отводе тепла и светодиод перегревается, мигает и затем выходит из строя. А по отдельности хи не продают, только комплектами.

Пункт №3, светят по разному.
Последствия плохой сборки и низкокачественных комплектующих, косая установка диодов. Одна диодная лампочка светит вверх, другая вниз, и никак не могли настроить. Чтобы исправить надо всю лампу разбирать и вытачивать заново площадку для установки.

Пункт №4, отсутствие вентилятора.
Встречаются модели с плохим охлаждением или просто с отсутствием вентилятора, который пробуют компенсировать увеличенным радиатором. Но в итоге, вместо заявленных 3000Лм, получаем 1500Лм, а после прогрева до рабочей температуры яркость падает до 1100 Люмен. Что равно яркости обычной галогенки ближнего.

Продолжение, часть №2

Устаревшие, слабые, и очень плохие и модели

Пункт №5, завышенный световой поток.
Чтобы показать превосходство новых технологий перед ксеноном, продавцы пишут завышенные характеристики, обычно в 2-3 раза. Просто складывают световой поток обеих и пишут типа это одна так светит. Большинство лампочек, примерно 90%, ярче штатного света на 20%. Я знаю только 1 хорошую модель, которая по яркости равна ксенону и светит на 2000-2300 Люмен. Но на ней очень большой и дорогой светодиод, который ухудшает светотеневую границу (сокращенно СТГ).

Пункт №6, неправильное размещение.
Не всегда светодиоды располагаются правильно на корпусе, они могут быть вдоль и поперек, иногда треугольником. Их площадь превышает площадь нити накала и не соответствует её форме, поэтому фокусировка расползается и светотеневая граница будет очень плохая.

Пункт №7, завышенная мощность.
Продавец указывает мощность не только самого светодиода, а всего изделия в целом. При этом немалую часть потребляем вентилятор и драйвер, блок питания (или блок розжига, по аналогии с ксеноном). Мощность он не только указывает но еще и завышает. что бы выяснить сколько ватт идет на сам диод, необходимо общее потребление умножить на 0,7. Если написано, что 15Вт, умножим на 0,7, получим около 10W. Этот коэффициент обозначает КПД драйвера.

Пункт №8, неправильная конструкция.
На Алиэкспресс смотрел рейтинг покупок светодиодных лампочек головного света для авто. Активно покупают led лампы с тремя диодами, расположенными только на одной стороне. Цена у них всего от 2000 руб., а обещают 3500Лм. Решил разобраться, почему так дёшево. Оказалось, там большие недостатки:

  • там максимум 1200 Лм вместо 3500, потому что стоят 3 светодиода CREE XM-L2 по 400Лм;
  • диоды расположены только с верхней стороны, они светят только в верхнюю часть рефлектора, как ближний свет. Но их продают с авто цоколем H4, у которого дальний свет получается при отражении от нижней части рефлектора фары. А в нашем случае вниз они не светят. Да в любых других фарах автомобиля они будут работать неправильно и сильно сокращать освещенное расстояние.

Итоги

Дело в том, что на практике это расстояние ограничивается возможностями человека и транспортного средства: водитель должен успеть оценить ситуацию и принять решение, а внедорожник — успеть остановиться, желательно с некоторым запасом. Увы, глаз среднестатистического человека на дистанциях более 200 метров ростовую фигуру различает с трудом. Именно поэтому стандарт для дальнего света штатных фар автомобилей составляет 150 метров, и к рекордам тут никто особо не стремится — смысла нет. Однако дело не только в длине, но и интенсивности светового потока. Поэтому мы взяли самые дальнобойные светодиодные фары разных известных и не очень брендов и в реальных условиях летней ночи проверили, насколько они хороши. Надо сказать, что все модели обеспечили видимость на 200-300 метров, зато по качеству заливки светом этих ближайших двух-трех сотен метров отличия есть. И разница в цене зачастую оправдывается возможностью разглядеть уши каждого зайчика, спрятавшегося в траве на обочине. Так что мы расставили восемь ростовых фигур белого цвета через каждые 100 метров от подставки, на которую ставили фару, и анализировали дальнобойность и освещение. Разницу оценивали на глаз, субъективно. Однозначного лидера мы не выявили, однако результаты все равно интересные, дающие пищу для размышления.

AVS OFF-Road SL-1237A (8830 руб.)
Мощность - 60 Вт
Кол-во светодиодов (Osram LED) - 20 шт.
Температура свечения - 5000-6000 К
Световой поток - 4200 лм
IP-защита - 68 (6 - полная защита от пыли, 8 - полная защита от воды)

Несмотря на скромную цену, фара уверенно осветила примерно 200 метров дороги.

Rigid Industries 15021 E-серия 50″ Spot (дальний свет) (67 450 руб.)
Мощность - 200 Вт
Потребляемый ток - 14.49 А
Световой поток - 21 000 лм
Температура свечения - 6400 К
Герметичный разъем Deutsch - 9-36 В
Срок службы - более 50 000 часов
Сертифицированы по классу защиты IP68
Вибрация - сертифицированы по стандарту MIL810-STDG

Дает почти 300 метров широкой заливки. Лидер теста по дальности.

Rigid Industries 94031 SR-серия 40″ Combo (дальний+ближний) (42 800 руб.)
Мощность - 150 Вт
Потребляемый ток - 10.87 А
Световой поток - 13 440 лм
Температура свечения - 6400 К
Ударопрочность по классу защиты IP68 Вибростойкость в соответствии с MIL810-STDG

Послабее, чем пятидесятидюймовый собрат, но 250 метров широкой заливки обеспечивает.

Ex-Road 500W Double Light Bar-10S. PROTO-100 (82 500 руб.)
Мощность - 500 Вт
Потребляемый ток - 14 А
Световой поток - 46 000 лм
Температура свечения 6000 K

Интенсивная заливка на 250 метров. Разве что чуточку неравномерная.

Pro-Light XIL-PX4810 (52 623 руб.)
Мощность - 200 Вт
Потребляемый ток - 20 A
Световой поток - 8874 лм
Температура свечения - 6000 K
Сверхъяркие светодиоды CREE мощностью 5 Вт

Отлично бьет на 250 метров - и заливка прекрасная.

Wurton 21483 (81 530 руб.)
Мощность - 260 Вт
Потребляемый ток - 19.5 A
Световой поток - 18 000 лм
Температура свечения - 5500 К, с запасным фильтром

Освещает 250 метров, но какой-то непривычный для светодиодных фар желтоватый свет, хотя на качество распознавания объектов это никак не влияет.

Vision CTL-TPX1810 (27 282 руб.)
Мощность - 90 Вт
Потребляемый ток - 7.5 А
Световой поток - 8874 лм
Температура свечения 6000 K
Сверхъяркие светодиоды CREE

В отличие от светодиодных балок это отдельная фара. Тем не менее свои 180-200 метров она уверенно высвечивает.

Hella Luminator LED (дальний свет) Ref.40.0 (27 000 руб.)
Мощность - 30 Вт
Световой поток - 2000 лм
Температура свечения - 5700 К

Эта фара с тремя диодами дала уверенные 200 метров хорошо раскатанного по асфальту света.

Hella Hypalume Heavy Duty LED Flood Light (92 000 руб.)
Мощность - 280 Вт
Рабочее напряжение - 220 В
Световой поток - 20 000 лм
Температура свечения - 5700 К

Это вообще не автомобильная фара. Такими прожекторами освещают карьеры или тюремные дворы. Нам было просто интересно, насколько дальше автомобильных она светит. Оказалось, совсем не дальше, те же 200 метров. Зато каких! Если вы хотите с этого расстояния ослепить жильцов 25-этажного дома, причем всех сразу, то у вас получится.

Многие автовладельцы наверняка видели новости о том, что очередная новая модель отныне будет штатно или в качестве опции оснащаться светодиодными фарами. Покупателям современных иномарок в автосалоне обязательно предложат комплектацию с альтернативой обычным «галогенкам» — либо LED -оптику, либо биксенон. То, что такие фары светят лучше и выглядят круче, излучая приятный белый свет, знают все. А что в реальности: стоит ли продвинутый свет своих денег и, главное, насколько светодиоды лучше биксенона? Сравниваем две модели Skoda с разной оптикой.

Итак, в нашем распоряжении оказалось два новых автомобиля Skoda в топовых исполнениях: популярная Octavia со светодиодными фарами и флагман модельного ряда Superb, оснащенный биксеноновым светом.


Почему мы не взяли две одинаковые модели? Все просто: более современная Octavia, представленная весной 2017 года, имеет в арсенале в качестве дополнения только LED-оптику. А ожидающий обновления Superb, несмотря на то что выше классом, пока оснащается только биксеноном. В целом же, учитывая одного и того же производителя, а также сопоставимые технические нюансы и габариты автомобилей, можно с большой долей объективности судить о качестве освещения.

И в том и в другом случае за улучшенный свет придется доплачивать, но вполне разумные деньги. Для Skoda Superb адаптивный биксенон обойдется в 56 000 рублей, светодиодные фары для Octavia дешевле — 49 900 рублей.

Кстати, посмотрели мы и цены на оптику в качестве запасных частей, в том случае если ее придется менять: одна ксеноновая блок-фара на «Суперб» обойдется в 44 855 рублей, светодиодная на «Октавию» снова дешевле — чуть менее 41 000 рублей

Немного о конструкции

HID (High Intensity Discharge), то есть газоразрядные или, проще говоря, ксеноновые фары на автомобилях впервые серийно появились в далеком 1991 году на флагмане BMW 7 Series (E32) и произвели настоящую революцию в освещении.

Светили такие фары в несколько раз лучше галогеновых (3200 К), особенно в сложных условиях (например, в дождь), а по температуре спектра (4300 К) приближались к дневному свету (6500 К), более привычному человеческому глазу. Кроме того, такие фары потребляли заметно меньше энергии, а служили при этом многократно дольше.

В основу таких фар положен принцип световой дуги. В колбе с газом (собственно, ксеноном) находятся два электрода, между которыми проходит высоковольтный разряд. Именно он и вызывает яркое свечение газовой смеси.

Технически конструкция очень надежная, но довольно сложная и дорогая, поскольку требует высокого напряжения и поддержки переменного тока, для чего используется преобразователь энергии.

Управлять направлением сверхъяркого света научились не сразу, а потому дальний свет, чтобы не слепить встречных водителей, делали обычным, галогеновым.

Чуть позже в фаре стали предусматривать специальную шторку, отсекающую «лишний» свет, или использовать две колбы под разный режим освещения. А затем с помочью электромагнита колбу в фаре научились двигать, изменяя дальность свечения. Так появились различные варианты устройства биксеноновых фар.

Последним этапом развития стало появление технологии AFS (позже AFL), то есть Adaptive Front Lighting System, или адаптивного головного освещения, которое в народе называют «поворотными фарами».

LED (Light - emitting diode ), светоизлучающий диод, или светодиодные фары

Светодиоды в быту человек использует довольно давно, однако из-за не самого яркого света в автомобиль их устанавливать не решались. Однако собранные в пучок светодиоды оказались вполне пригодны для освещения дороги. Сначала их использовали в задних фонарях и стоп-сигналах. А в 2008 году появился первый серийный автомобиль, головная оптика которого была полностью светодиодной, — Lexus LS.

Такие фары стали новой ступенью развития автомобильного света, поскольку серьезно превосходили параметры ксенона, не говоря о галогеновом свете. Так, светодиоды с температурой 5000 К практически вплотную приблизились к натуральному дневному свету, а энергии они потребляют в разы меньше ксеноновых фар и на полтора-два порядка меньше галогеновых. Причем по своему устройству фары проще и еще надежнее ксеноновых, а возможность их адаптации под условия движения авто почти не знает границ. Главный недостаток — обильное выделение тепла, для компенсации которого светодиодной фаре требуется дорогое автономное охлаждение.

Светодиодная фара состоит из платы светодиодов, каждый из которых отвечает за освещение своего участка дороги, фокусирующей линзы, собирающей свет в один луч, и отражателей или распределяющей линзы, которые выводят свет в нужном направлении.

В зависимости от условий движения управляющая электроника зажигает определенное количество светодиодов, свет от которых, преломляясь через линзу, освещает только тот участок, который необходим в данный момент движения.

Последним уровнем развития светодиодной оптики являются матричные фары, принцип работы которых такой же, как и обычных, с поправкой на то, что светодиоды объединены в соты, а их в одной фаре может быть несколько десятков! Причем каждый из диодов можно не только включать и выключать, но и менять его яркость. С помощью таких фар можно создать практически любой рисунок освещения.

И ксеноновые, и светодиодные фары «Шкоде» поставляет немецкая компания Hella, один из мировых лидеров автомобильного света

Испытания

Для замеров мы отправились на автодром «Санкт-Петербург», где в качестве полигона использовали главную разгонную прямую.



Длина отмеренного участка — 100 метров с контрольными конусами на 25 и 50 метрах. Кроме того, в качестве ориентиров дальности освещения на расстоянии 300 метров находилась еще одна группа конусов и два дорожных знака с отражающей поверхностью.

Подсвечивающиеся штрихи в фарах обоих «Шкод» — не более чем дизайнерская «фишка», никакой практической нагрузки они не несут. Кроме того, раздвоенная оптика «Октавии» тоже фикция: фара на самом деле одна, разделенная тонкой перегородкой бампера

Все, кто покупает ксенон ради эстетического удовольствия, в надежде на белый или голубовато-белый свет, могут быть удивлены: свет у стандартных ксеноновых фар на самом деле светло-желтый. В потоке автомобилей с галогеновыми фарами он резко выделяется своим белесым оттенком, а вот в «лабораторных» условиях при наглядном сравнении со светодиодными фарами все становится на свои места. Разница, как говорилось выше, в световой температуре, которая у светодиодов номинально выше, чем у ксенона, хотя и последний можно нагреть до более высоких значений.

Обе модели оснащены светодиодными ходовыми огнями. Сделаны они исключительно для идентификации самого автомобиля и на дорогу почти не светят. Кроме того, с большого расстояния лучше видны все-таки единые ленты «Суперба», чем разделенные черточки «Октавии»

Итак, Skoda Superb с биксеноном. Функцию адаптации в нем выполняют поворотная платформа системы AFS и «шторка», которая имеет сразу три режима отсечения «лишнего» света в зависимости от условий движения. Кроме того, при повороте руля включается в помощь соответствующая противотуманная фара, подсвечивая ближайшую к машине обочину.

У светодиодной Skoda Octavia фары фиксированные, а функция боковой подсветки осуществляется путем направления пучка в боковой отражатель. «Противотуманки», так же, как и у Superb, включаются с разных сторон вслед за поворотом руля.

И ксеноновые, и светодиодные фары в обязательном порядке штатно оснащаются автокорректором и омывателем фар. Без этих двух опций эксплуатация автомобиля с таким светом считается незаконной

Ближний свет

Площадь освещения территории ближним светом показывает, что ксеноновые фары очень эффективны: основное полотно дороги подсвечено идеально на расстоянии порядка 30 метров, а хорошая видимость наблюдается вплоть до второго конуса (50 метров). При этом светотеневая граница проходит немногим дальше.

Освещение по сторонам умеренное по площади и яркости. От основного коридора вправо и влево свет распространяется метра на три-четыре, не дотягивая до забора справа и лишь маленьким пятнышком попадая на встречную дорогу, уходящую влево и целиком находящуюся в тени. Оба конуса по правой стороне находятся в тени, хотя и видны благодаря светоотражателям.

На том же самом участке ближний свет Skoda Octavia даже визуально сильно ярче, а площадь освещения чуть ни вдвое больше. Дальность четкой видимости уходит на 60 метров, причем правая обочина почти целиком находится в свете на указанном расстоянии. Левая сторона также полностью освещена в пределах 25 метров в длину, да так что свет попадает на всю ближайшую полосу уходящей влево дороги.

Видимость с места водителя идущего по правой обочине человека , одетого во все темное, в Skoda Superb с ксеноном средняя. Понятно, что с 25 метров его видно отчетливо, а вот на расстоянии 50 метров, где человек попадает ровно на светотеневую границу, понадобится хорошее зрение шофера. На 100 метрах от машины человек исчезает из виду.

В Skoda Octavia со светодиодными фарами на расстоянии 25 метров можно даже определить цвет одежды пешехода, на 50 метрах — отчетливо различить его контуры, а самое интересное, если у водителя хорошее зрение, разглядеть его даже на расстоянии 100 метров.

Дальний свет

Включение дальнего света ситуацию, конечно, заметно исправляет, учитывая, что оба автомобиля оснащены автоматической регулировкой светового потока и режимом переключения, и не слепят встречных водителей.

Ксеноновый Superb способен полностью подсветить пешехода на расстоянии 25 метров, так что человека можно узнать в лицо. На расстоянии 50 метров — определить, какая рука находится в кармане, а на100 метрах легко определить пешехода по контурам.

Включение дальнего света тут же определяется высвечиванием и самых дальних конусов и знаков, находящихся на расстоянии 300 метров. Определить можно не только их наличие и положение, но даже и то, что конусов три. Правда, все это только благодаря светоотражающим секторам.

Светодиодные фары Skoda Octavia дальним светом высвечивают область чуть не до видимого горизонта. Если хорошо всмотреться, то увидеть, что пешеход в синих джинсах, можно даже на 100-метровой отметке, не говоря уже про засечки на 25 и 50 метрах. Само собой, отчетливо видны и все дальние знаки, причем можно определить не только количество конусов, но даже и то, какой из них находится ближе, а какой дальше.

Каков итог?

Конечно, было бы здорово проверить на ходу еще и функцию адаптивности светового пучка, но и текущих замеров достаточно, чтобы прийти к однозначному выводу: светодиодные фары реально на уровень лучше биксеноновых. Последние, хотя и прекрасно справляются со своими обязанностями, а во время эксплуатации у нас не возникло — что в городе, что на трассе — ни одной претензии к освещению, не смогли превзойти по своим характеристикам светодиодный свет ни в одном из замеров.

Если учесть, что как опция и те и другие стоят сопоставимых денег, мы однозначно советуем при наличии выбора отдавать предпочтение светодиодам. Да и в любом другом случае при покупке нового автомобиля не жалеть денег на продвинутую оптику, которая на порядок улучшает не только безопасность, но и комфорт передвижения.

Редакция журнала "Движок" выражает благодарность компании "Пулково Авто", официальному дилеру Skoda в Санкт-Петербурге, и российскому представительству Skoda Auto за предоставленные автомобили, а также автодрому "Санкт-Петербург" за помощь в подготовке материала.

Прошлой осенью мы свели в очном поединке машины с галогенной, ксеноновой и LED-светотехникой (ЗР, 2015, № 10) - и выяснили, что способности светодиодных фар, которым поют дифирамбы производители и маркетологи, слегка преувеличены. Однако технологии не стоят на месте: за светодиодами наше светлое будущее! Поэтому мы пригнали на полигон десяток из доступных на российском рынке машин со светодиодными фарами и устроили им «темную». Разношерстная компания - от самых популярных и относительно доступных автомобилей до откровенно дорогих - дала обильную пищу для размышлений.

Классовое неравенство

Разница в конструктивной сложности фар и систем управления ими оказалась настолько значительной, что мы разбили участников теста на несколько условных групп. Обладатели самых простых систем - Hyundai Tucson , Nissan X‑Trail и Toyota Land Cruiser 200. Не удивляйтесь, что «двухсотый» со стартовой ценой 3,8 млн рублей попал в эту компанию - по степени технической навороченности Toyota находится на уровне автомобилей Hyundai и Nissan. На Ниссане и Тойоте установлены полностью светодиодные фары и система автоматического управления дальним светом. Hyundai ее лишен, а по LED-технологии у него выполнен только ближний свет. Зато он умеет дополнительно подсвечивать повороты, чему не обучены оба «японца».

Вторую группу сформировали Infiniti Q50, Jaguar XF и Cadillac Escalade ESV, которые обладают внушительным арсеналом для борьбы с «силами тьмы»: располагают полностью светодиодными фарами, системой автоматического управления светом и функцией подсветки поворотов.

К высшей категории мы отнесли Audi Q7, Mercedes-Benz C‑класса , Volvo XC90 и Lexus LX. В довесок к перечисленным выше функциям они являются обладателями так называемых матричных фар, которые умеют сегментарно приглушать свет, чтобы не слепить водителей встречных и попутных машин, - и теоретически должны на голову превзойти прочих участников теста по качеству освещения дороги.

Общепринятой методики сравнительных испытаний современной светотехники нет. Поэтому, как и в случае с системами автоматического торможения (ЗР, 2015, № 6), мы разработали собственную тестовую программу, включающую комплекс различных упражнений.

Тесты поделили на три этапа. Для начала - статические испытания. В определенных точках замеряем люксметром освещенность в режиме ближнего и дальнего света, а также оцениваем работу боковых и поворотных фар (при их наличии). Затем в динамике проверяем, насколько четко и быстро функционирует автоматическое включение и выключение дальнего света, а еще - как работает матричная технология. На десерт - регламентированный тестовый маршрут по дорогам общего пользования, где, в отличие от рафинированных условий полигона, есть другие автомобили, дорожные знаки, мачты освещения и прочие особенности, сбивающие с толку управляющую электронику.

Из-за значительных технических различий и сильного разброса цен мы не стали расставлять участников теста по ранжиру, но лучших в отдельных дисциплинах выявили.

Ночное многоборье: упражнения тестовой программы

1. «Далеко гляжу»

Асфальтовая площадка размечена конусами на квадраты со стороной 10 м. Люксметром Эколайт СФАТ. 412125.002 замеряем освещенность у каждого конуса на высоте 0,1 м от асфальта. На основе полученных данных строим модели пучков дальнего и ближнего света. Они показывают распределение света и его дальность.

2. «Глаза разбегаются»

Во втором статическом упражнении измеряем ширину пучка и оцениваем эффективность режима подсветки поворотов (при его наличии). Конус установлен в 20 м перед бампером автомобиля. Пешеход приближается к нему справа под прямым углом к стоящей машине и останавливается по команде водителя на границе зоны видимости. Результат - расстояние в метрах от человека до конуса. Если у машины есть поворотный или боковой свет, то даны два результата - без него и с ним.

3. «На встречке»

Самый очевидный из тестов в движении - встречный разъезд. Фиксируем, за сколько метров автоматика, заметив приближающуюся машину, переключит дальний свет на ближний или, в случае матричных фар, начнет затемнять отдельные сегменты.

4. «Нагоняем попутного»

Чуть усложним предыдущее испытание и подставим камере не яркие фары, а задние габаритные огни. Посмотрим, когда электронный разум перестанет слепить нагоняемый автомобиль.

5. «Внимание - обгон»

Тестовый автомобиль должен оперативно убавить яркость света, распознав опередившую его машину. Так как оба участника теста находятся в движении, результат представлен не в метрах, а в секундах.

6. «Скорость реакции»

По сути, имитируем ситуацию, когда встречный автомобиль выскакивает из-за поворота или после подъема. Автомобиль едет в кромешной темноте, а стоящая на встречной обочине машина в определенный момент (расстояние между машинами около 200 м) включает фары. Задача электроники всё та же - как можно быстрее переключиться на ближний свет. Фиксируем время реакции в секундах.

Ночное бдение

В полной темноте приступаем к замерам освещенности беспристрастным люксметром. Глаза перестают видеть объект, когда освещенность падает ниже пяти люксов. Но на границе светового пучка, за которой визуально начинается кромешная тьма, прибор еще фиксирует один люкс - вот это значение и примем в качестве пограничного. До нуля освещенность может снижаться очень долго - десятки метров! - но это уже фоновое значение, которым можно пренебречь.

С ближним светом всё поначалу кажется логичным. Простенький Nissan X‑Trail не добил светодиодными фарами и до 40 м, а продвинутые Audi Q7 и Mercedes-Benz C‑класса вышли аж за 130 м. Более чем трехкратная разница! Lexus LX и Jaguar XF продемонстрировали весьма скромные способности, явно не соответствующие их навороченной светотехнике: 40 и 65 м соответственно. Кроме того, Nissan и Lexus выделяются очень резкой границей перехода из света в темноту - возникает ощущение опустившегося занавеса. Ехать с такими фарами некомфортно.

Измерение границ дальнего света - изнурительный труд. Еще бы, ведь некоторые испытуемые заставляют отходить с люксметром почти на 300 м. Мы ожидали увидеть самый яркий свет на машинах с продвинутыми матричными фарами, но в лидерах неожиданно оказался Land Cruiser 200 с полностью светодиодной, но относительно простой светотехникой. Его результат - 290 м. «Японец», правда, нещадно «лупит» на встречную полосу, тогда как соперники с чуть худшей дальнобойностью (Volvo, Jaguar, Mercedes-Benz, Audi) сохраняют интеллигентное светораспределение. Впрочем, при наличии функции автоматического управления светом эту особенность Тойоты не стоит считать серьезным недостатком. Худшим ожидаемо оказался Hyundai с галогенными фарами дальнего света.

За исключением Ниссана и Тойоты, все машины умеют подсвечивать виражи с помощью поворотных механизмов в фаре или включением бокового света - противотуманки или отдельной секции в основной фаре.

Управляющая электроника получает команду от указателя поворота или датчика угла поворота руля и отдает команду исполнительным механизмам. Ширину светового пучка замеряем в 20 м от машины - на этом расстоянии поперек «взгляда» фар идет человек от оси симметрии машины к обочине. А мы замеряем точку, в которой он станет невидимым. Лучший результат показал Volvo: водитель видит пешехода, стоящего в 27,6 м справа от машины. Причем выдал этот результат без использования каких-либо дополнительных функций: измерения мы проводили в статике, когда у XC90 не активен механизм поворота фар (это, например, умеет Infiniti), а боковая подсветка противотуманной фарой бесполезна, потому что озаряет лишь небольшое пространство под бампером. Широко светят основные фары Volvo!

А вот Hyundai, наоборот, продемонстрировал, насколько эффективна дополнительная секция боковой подсветки. С ее помощью он повторил результат лидера - но для этого уже нужно крутить руль, чтобы включилась боковая подсветка. Остальные в этом упражнении серьезно отстали. Лучшие из числа преследователей - Infiniti Q50 (19,8 м с поворотными фарами) и Jaguar XF (19,2 м с боковым светом). Но оба в то же время оказались худшими при прямом положении колес: 10,2 и 9,9 м соответственно.

Кстати, количество LED-источников в фаре напрямую не влияет на эффективность освещения. К примеру, Mercedes-Benz и Audi выступили в статичных дисциплинах практически наравне, при этом у С‑класса на одну фару приходится всего восемь светодиодов, а в Q7 только за дальний свет отвечают три десятка.

Поехали!

В динамических тестах мы оценивали работу автоматики переключения с дальнего света на ближний и обратно. Практически все машины выступили одинаково при встречном разъезде, когда в объектив камеры попадал яркий головной свет: они не испытывали затруднений и мгновенно меняли режим (кроме, разумеется, Hyundai, который лишен этой функции). А вот когда нужно было ориентироваться на более тусклые задние габариты, некоторые давали сбои. Nissan X‑Trail даже в идеальных условиях полигона, где на спецдорогах нет дополнительных источников света, мешающих корректной работе автоматики, распознавал их через раз.

Infiniti Q50 и Cadillac Escalade стабильно опаздывают при переключениях с дальнего света на ближний, когда их обгоняет другой автомобиль, - мы намерили соответственно четыре и три секунды задержки! Всё это время обогнавший их водитель мучается из-за отражающегося в зеркалах яркого света фар. Других замечаний у нас нет.

Продолжаем серию тестов светодиодной оптики РИФ в полевых условиях. На этот раз рассмотрим подборку новинок дополнительной светодиодной оптики появившейся в продаже после предыдущих тестов. В меню фары дальнего и рабочего света всех форм-факторов.

Условия теста.

Тестовые фары устанавливаются на монтажный стол на уровне фар головного света автомобиля. Съемка ведется в ручном режиме, без изменения параметров съемки, в JPEG формат, чтобы исключить постобработку за исключением уменьшения размера изображения.

Параметры съемки настроены так, чтобы фото максимально соответствовало тому, что видит глаз. Баланс белого выставлен на «флуоресцентные лампы» для обеспечения более правильной цветопередачи.

Сигнальный квадрат установлен на расстоянии 60 метров от монтажного стола. До леса за сигнальным квадратом расстояние около 90 метров.

Фары РИФ разделяются на три категории:

Фары водительского света имеют в номере модели литеру “F” или “RFA”, например: SM-609F, SM-2012-RFA.

Фары дальнего света обозначаются литерой “P” или “RSA”, например: SM-609Pили SM-6070-RSA.

Фары комбинированного света имеют в номере литеру “C” или не имеют ее вообще. Например, SM-957C или SM-957.

Несмотря на то, что светодиодные фары имеют одинаковые корпуса изготавливаемые на одном заводе, модели разных брендов отличаются друг от друга: качеством комплектующих, сборки, пропайки и герметизации.

Фары РИФ производятся и собираются в Китае, под контролем российской компании, которая обеспечивает гарантийные обязательства по ремонту или замене имеющего производственный брак товара на территории Российской Федерации.

Схема распределения света фар различного типа:

Субъективный выбор.

Неформально начну с тех моделей, которые мне показались наиболее интересными или показали неожиданные результаты.

Прожекторы SM-7600 и SM-6070 уже были у меня на тесте, но случайно снова оказались и в перечне моделей. Чем не повод освежить в памяти впечатления от самых больших в линейке?

Линзованные прожекторы SM-7600Pи SM-7600F это серьезные фары, а не просто дополнение к штатной оптике. Модель с литерой “F” имеет рассеиватели крайних светодиодов и обеспечивает большую засветку ближней зоны.


SM-7600P обеспечивает фокусировку зрения в дальней зоне слегка засвечивая ближнюю зону. Таким образом, сильная засветка ближней зоны не отвлекает от дальней. Это удобно при необходимости рассмотреть что-то вдали от машины.


В предыдущем тесте уже были фары с индексом SM-6070. Мне понравилось сочетание размера фары и зоны освещения. В этот раз они нечаянно попали ко мне снова и это отличная возможность сравнить с моделями SM-6700.

SM-6070-RFA обеспечивает хорошую заливку ближней зоны, но при этом дальняя зона также хорошо освещена. Двигаться с такими фарами по лесу или полю будет очень комфортно.


SM-6070-RSA больше фокусирует освещение на дальней зоне, при этом ближняя зона освещена чуть хуже и более выражена, чем у модели SM-6070-RFA.



Фары с индексом SM-6700 оказались точной копией 6070. Точнее, это просто результат перехода на новую систему индексов и присутствие тех и других в перечне. На всякий случай я сравнил их и что интересно, модели 6070 мне показались чуть ярче. Впрочем, я думаю это все желание найти разницу, которой нет.

Фара SM-6700F, это водительский свет и отличается более выраженной заливкой ближней зоны.


SM-6700P– фара дальнего света и выдает более выраженную дальнюю зону освещения.


Мое личное мнение, что модели 6700 и 6070 обладают лучшим сочетанием размера, мощности и качества света. Фары с индексом 7600 тоже очень хороши, но размер иногда имеет значение.

Модели SM-7600, SM-6700 и SM-6070 рассчитаны на установку на силовой бампер в количестве двух штук. Ставить такие прожекторы на багажник или в большем количестве не имеет смысла.

Интересной по сочетанию размер/свет оказалась модель SM-6018-RSA – небольшая прямоугольная фара обеспечивает очень ровную и качественную заливку ближней зоны.


Фара SM-6018-RSA идеально подойдет для установки на багажник в качестве рабочего света в любом направлении или на передний бампер для улучшения света головных фар на бездорожье. Естественно при условии, что дальний свет обеспечивается другой дополнительной оптикой, например «люстрой» на багажнике или дополнительный дальний не нужен вовсе.

Раз заговорили о «люстрах» на крышу, то на мой взгляд среди тестируемых фар приоритет стоит отдать модели SM-957. Это фара комбинированного свет, то есть имеет боковые диоды с рассеивателями и центральные «дальние».


Свет SM-957 великолепно освещает ближнюю и дальнюю зоны, а по мощности «выбила» возможности матрицы фотоаппарата.

Очень непривычный форм-фактор врезной фары РИФ SM-812F будет полезен тем, кто хочет получить дополнительный свет без выступающего за границы корпуса. Например, с помощью такой фары можно реализовать задний рабочий свет пикапа врезав в задний борт или с таким же успехом использовать его в качестве бокового.


Фара SM-812F обеспечивает ровное пятно в ближней зоне, в ее свете будет комфортно работать или устанавливать лагерь. Мощность фары всего 12 ватт, а это значит, что гореть она может в течение долгого времени без угрозы посадить АКБ автомобиля.

Крошечные фары РИФ SM-609 мощностью всего в 10 ватт отличаются размером и отсутствием необходимости подключать к бортовой сети через реле. Благодаря размеру их можно установить буквально в любом месте.

Модель SM-609F дает мягкую засветку ближней зоны.


Модель SM-609P ближнюю зону освещает ощутимо скромнее, но при малой мощности добивает до отметки в 60 метров и может быть подспорьем штатному головному свету, даже в режиме «дальний».


Модели фар РИФ SM-609 при таких скромных параметрах конечно не универсальны, но их отличает невысокая цена, нетребовательность к электропроводке и малый размер. Малый вес фары позволяет крепить их фактически к любой поверхности, в том числе пластику.

Закончу пожалуй новыми фарами прямоугольной формы моделей SM-624Fи SM-650F. Обе фары водительского света и отличаются мощностью: 33 и 45 ватт соответственно.

Особенным отличием является форма рассеивателя. В данном случае он больше похож на классический стеклянный рассеиватель галогеновой лампы, за который просто спрятали светодиоды.

Модель SM-650F обеспечивает хорошую и ровную заливку ближней зоны.


Младший вариант – модель SM-624F почти не отличается от 650-й и на фотографии ее чуть более слабый свет не заметен.


Обе фары SM-650Fи SM-624F отлично подойдут для организации заднего рабочего света. Достаточно установить одну фару, чтобы обеспечить пространство сзади хорошим освещением.

Тяжелая артиллерия

Не удивительно, что самой мощной и дальнобойной фарой дальнего света оказалась модель SM-9120-SSA. Этот огромный прожектор выдал такой луч, который может «сбить с ног». Лес на расстоянии 90-100м освещен так, как будто он перед капотом.


В разделе «тяжелых» оказались и три «люстры» пригодные для установки на багажник и обеспечивающие все нужды в свете. Нет смысла описывать уровень освещенности, которые они обеспечивают – это самые настоящие монстры выступающие на одном уровне с упомянутой моделью SM-957.

SM-30,6C– светодиодная балка комбинированного света имеет боковые светодиоды с рассеивателями и поэтому обеспечивает более качественную заливку ближней зоны.


SM-30,6P – светодиодная балка дальнего света имеет очень четкое начало радиуса освещения в ближней зоне.


SM-44P – светодиодная балка дальнего света по распределению света полностью копирует модель 30,6P, но обладает большей мощностью и обеспечивает более качественное освещение дальней зоны.


Универсальные фары.

Осталось разобраться с другими участниками теста и продемонстрировать их возможности. То, что я переместил фары в этот раздел не означает, что они не заслуживают внимания. Здесь будут представлены разные фары универсального назначения, в том числе, и несколько очень интересных вариантов.

Светодиодная фара SM-6027-RSA является фарой дальнего света в новом овальном корпусе. Форм-фактор отлично подойдет при отсутствии достаточного места для установки круглых прожекторов и при нежелании устанавливать прямоугольные фары.

По качеству света SM-6027-RSA классический светодиодный дальний, то есть, хорошая засветка дальней зоны с ярко выраженной границей засветки в ближней зоне.


Фара дальнего света SM-6024-RSA имеет прямоугольную форму, а по качеству освещения вплотную приближается к модели 6027-RSA. Форма светового пятна очень похожа с той лишь разницей, что уровень освещения чуть меньше. Зато ближняя зона имеет чуть больший радиус засветки.


Модели SM-5450Fи SM-5450P относительно компактные линзованные прожекторы. Модель с литерой “F” имеет рассеиватели перед крайними светодиодами и, соответственно, обеспечивает чуть большую засветку ближней зоны.


Свет SM-5450P обладает ярко выраженным лучом и ощутимо более качественным освещением дальней зоны.


Новые модели SM-4020-SFAи SM-4020-SSA имеют квадратную форму и компактный размер. Фары такого форм-фактора получили распространение на рынке Северной Америки и пользуются там хорошим спросом.

SM-4020-SFA не имеет рассеивателя перед светодиодом, но форма светоотражателя такая, что обеспечивает большую заливку ближней зоны освещения.


SM-4020-SSA выраженный дальний свет – скромное освещение ближней зоны компенсируется неплохим освещением и дальностью луча в дальней зоне. В отличие от 4020-SFA модель дальнего света дает освещение зоны далеко за сигнальным квадратом.


Отдельного внимания заслуживают модели SM-2012F и SM-2012P. Эти большие круглые прожекторы дают очень равномерную и комфортную заливку с выраженным акцентом на ближнюю или дальнюю зону. Однако, уровень освещения не соответствует ожиданиям от фар такого размера.

SM-2012F обеспечивает качественную заливку ближней зоны без «ступенек» и комфортную для глаз.


SM-2012P имеет выраженную границу заливки ближней зоны, но обеспечивает засветку пространства вплоть до сигнального квадрата расположенного на расстоянии 60м.


Модели SM-2012F и SM-2012P пользуется популярностью при установке на автомобили построенные в «брутальном» стиле. Форма и внешний вид фар больше напоминают «военные», чем обычные светодиодные фары. Никакого гламура.

Вертикальные прямоугольные фары SM-940Pотлично подойдут любителям оригинальничать, например, если установить их на передний бампер. Кстати, как вариант, когда остальное место чем-то занято.


Свет SM-940P выраженный дальний с неплохой засветкой ближней зоны но четкой ее границей. Как вариант, может использоваться в качестве заднего света на багажник.

Батарея фар SM-931F, SM-932F, SM-933P, SM-933F, FSM-935P имеет форму светодиодной балки разного размера и мощности. Такие фары могут устанавливаться на багажник или на бампер в качестве мощного дополнительного света.


Фары SM-921F, SM-913P и SM-912F по сути очень похожи. Модель SM-912F обеспечивает самый слабый пучок света из трех, но заметить это можно только прямым сравнением.


SM-921F чуть мощнее 912-й, а по зоне освещения почти идентична ей.


SM-913P в этой группе единственная фара дальнего света, хотя форма рассеивателя обеспечивает достаточную засветку и ближней зоны.


Отдельного внимания заслуживает небольшая фара водительского света SM-908F. Фара имеет круглую форму с небольшим козырьком и выглядит очень хорошо при малом размере. Рассеиватель позволяет обеспечить очень ровную заливку четко ограниченной зоны дальностью до 30-35 метров.


SM-908F отлично подойдет для организации рабочего света по бокам или сзади автомобиля. Можно установить на кабину пикапа обеспечив засветку зоны погрузки и пространства за кузовом.

Модели SM-810P и SM-810F выполнены в “simple” дизайне и не привлекают внимание благодаря малому размеру. Обладая мощностью всего 12 ватт они обеспечивают неплохой дополнительный свет.

SM-810P – фара дальнего света и ее мощности хватает добить до сигнального квадрата на расстоянии 60 метров осветив зону около него.

SM-810F – фара водительского (рабочего) света и дает ровную и комфортную заливку ближней зоны дальностью до 30 метров.


Овальные фары SM-640P, SM-631F, SM-630P и SM-630F имеют очень похожий форм-фактор, но отличаются мощностью и, соответственно, уровнем и формой освещения зон.

SM-640P – фара дальнего света, обеспечивает освещение до 70 метров с четко выраженным углом освещения.


Фара водительского света SM-631F дает освещение зоны ближнего света примерно до 35 метров. Освещение в ближней зоне скорее даже избыточное. Подняв фару выше получить более мощную засветку дальней зоны не получится. По сути, это мощный рабочий свет.


SM-630P по характеру освещения напоминает модель SM-640P, но имеет меньшую мощность. Свет фары достаточен на расстоянии до 70 метров.


Фара водительского света SM-630Fдает ровное освещение ближней зоны, а мощности хватает для освещения на расстояние примерно до 40 метров.


Модели SM-623Pи SM-623F при небольших размерах обладают мощностью 40 ватт. Модель с индексом “P” обеспечивает хорошую видимость на расстоянии до 70 метров. Дальше качество освещения падает.


Фара водительского света SM-623F дает мощную и хорошую заливку в ближней зоне, неплохое освещение на расстоянии до 40 метров. Далее 40 метров освещения хватает, чтобы рассмотреть общие очертания рельефа.


Модели SM-613Fи SM-611F почти идентичны. Это линзованные фары с одним мощным диодом 25 и 15 ватт соответственно. Часто используются для установки вместо штатных противотуманных фар.

SM-613F дает четкую зону засветки на расстояние до 50 метров.


SM-611F слабее 613-й и зона освещения достаточна на расстоянии до 35 метров. В плюсах фары низкое потребление электричества.


Выводы.

Ассортимент светодиодных фар РИФ растет и множится. Если год назад у меня были четкие мысли, какие фары и куда я хочу установить на свои автомобили, то теперь я сильно задумался. В линейке оказались новые интересные модели и не обращать на них внимание нельзя.

С другой стороны, если раньше мы обходились тем, что есть, то сегодня достаточно просто придумать схему распределения света, а потом пойти и подобрать подходящие фары.

Надеюсь, что этот материал станет для вас хорошим помощником. По остальным фарами РИФ можно почитать несколько предыдущих тестов:

Фары-искатели – диоды против ксенона: http://offroadclub.ru/faq/technic/85959.html

koreada.ru - Про автомобили - Информационный портал