Анри файоль власть неотделима от. История менеджмента. Возникновение науки об управлении

Французский горный инженер Анри Файоль в начале XX века разработал принципы управления, которые остаются по-прежнему актуальными в современных условиях деятельности предприятий.

В их составе выделяются следующие:

) власть неотделима от ответственности, что означает необходимость сочетания властных полномочий с соответствующей долей ответственности;

2) разделение труда - предполагает соблюдение определенного предела в специализации работ, не допуская их дублирования;

) дисциплина обязательна для всех - каков руководитель, таков и коллектив. Количество недостатков руководителя умножается на количество подчиненных;

4) единство распоряжения - управленческое воздействие должно исходить от одного лица;

) подчиненность индивидуальных интересов работников общим интересам фирмы;

) справедливость вознаграждения - справедливость оценки труда со стороны работодателя и работника;

) устойчивость кадров - стабильность кадров признак хорошего руководства.

) порядок во всем - материальный (каждая вещь на своем месте) и социальный (каждый работник на своем месте);

) единство руководства - проведение целенаправленной единой политики в масштабах предприятия;

) корпоративный дух - нацеленность всего коллектива на достижение конкретных результатов и др.

Современные литературные источники, не отвергая ранее сформулированные принципы, дополняют менеджмент как науку следующими принципами:

2) обеспечение цели, результата и средств его достижения;

) комплексность процесса управления, включающего планирование, анализ, регулирование и контроль;

) единство перспективного и текущего планирования, обеспечивающего его непрерывность;

) контроль за реализацией принимаемых управленческих решений как важнейший фактор их эффективности;

) многоплановое стимулирование творческой активности, успехов и достижений всего коллектива компании и каждого ее члена;

) индивидуальный подход к каждому участнику коллектива, позволяющий максимально использовать его потенциал;

) заинтересованность работника в повышении своей квалификации, постоянной учебе и овладении новыми знаниями и сферами деятельности;

) ориентация на здоровый психологический климат в коллективе;

10) гибкость организационной структуры управления, позволяющей решать функциональные и управленческие задачи.

В современных условиях чрезвычайно важным является принцип научной обоснованности управления. Научный подход в управлении необходим для комплексного учета объективных факторов экономического общества.

Требование научной обоснованности управленческих решений может выполняться, если соблюдаются и такие принципы системный подход к управлению, оптимальность и гибкость управления.

Применительно к низовым звеньям называют следующие принципы: определённая самостоятельность низовых звеньев, активизация инициативы работников и привлечение их к управлению, повышение квалификации, ответственности, дисциплины и сознательности кадров.

Все принципы управления следует рассматривать в их взаимосвязи и взаимной увязке.

Фредерик Уинслоу Тейлор (1856-1915) является основателем и главным разработчиком идей научного управления. Современная наука об управлении начинается с момента выхода в 1911 г. книга Тейлора «Принципы научного управления». Он предложил систему научного управления, основные принципы которой состоят в следующем:

  • разработка оптимальных методов работы на базе научного изучения затрат времени, движений, усилий и т.п.;
  • абсолютное следование разработанным стандартам;
  • подбор, обучение и расстановка людей на те рабочие места и принести задания, где они могут принести наибольшую пользу;
  • оплата по результатам труда (меньшие результаты - меньше оплата, бо льшие результаты - больше оплата);
  • использование функциональных менеджеров, осуществляющих контроль по специализированным направлениям;
  • поддержание дружеских отношений между рабочими и менеджерами для обеспечения возможности научного управления.

Анри Файоль (1841-1925) выделил управление как особый вид деятельности и определил, что деятельность по управлению включает в себя следующие обязательные функции: планирование, организацию, распорядительство, координацию и контроль.

Он дал четкое определение понятия «управление»: управлять - значит вести предприятие к его цели, извлекая максимальные возможности из всех имеющихся в его распоряжении ресурсов.

Рассматривая организацию как единый организм, Файоль считал, что для любой организации характерны определенные виды (областей) деятельности:

  • техническая (технологическая);
  • коммерческая (закупка, сбыт и обмен);
  • финансовая (поиск и оптимальное использование капитала);
  • по обеспечению безопасности (защита собственности и личности);
  • эккаунтинг (деятельность по анализу, учету, статистике);
  • административная.

Файоль разработал четырнадцать принципов, от которых зависит успех управления:

  1. власть неотделима от ответственности;
  2. разделение труда при специализации. Для всех видов труда - как управленческого, так и технического - характерно разделение труда. Это позволяет производить больше и лучше при примерно тех же усилиях;
  3. единство распоряжения. Работник должен получать указания от одного начальника;
  4. дисциплина. Под дисциплиной Файоль понимал уважение соглашений, рассчитанных на то, чтобы обеспечить повиновение, прилежание, энергичность и внешнее проявление уважения. Дисциплина обязательна как для рядовых работников, так и для руководителей;
  5. единство руководства. Файоль считал, что нужен «один руководитель и единый план для совокупности операций, имеющих общую цель». Коллективной может быть только выработка рекомендаций;
  6. подчинение индивидуальных интересов общим. Интерес работника или группы работников не может превалировать над интересами дела. Если наметились расхождения внутри коллектива, руководитель должен обеспечить принятие единого решения;
  7. вознаграждение. Файоль считал, что вознаграждение должно быть справедливым и удовлетворять как работника, так и работодателя;
  8. централизация. Эффективное производство обеспечивается сочетанием разделения труда и централизованного управления. Степень централизации может быть различна в зависимости от величины организации и специфики области деятельности. Как правило, в маленьких компаниях степень централизации выше; в более крупных она несколько ослабевает;
  9. иерархия;
  10. порядок. Файоль считал, что всему должно быть определено свое место и все должны быть на своем месте. Иными словами, предполагается четкая расстановка сил и четкое их взаимодействие в процессе достижения цели;
  11. справедливость. Лояльность и преданность делу рядовых работников должны обеспечиваться добрым и справедливым отношением со стороны руководства;
  12. устойчивость персонала. Текучесть кадров, как правило, сопровождает недостаточно эффективную деятельность организации. В эффективно действующих организациях состав персонала обычно стабилен;
  13. инициатива. Инициатива способствует более полной реализации потенциала работников в деятельности организации. Файоль призывает руководителей по возможности поступаться реализацией собственной инициативы в пользу инициативы работника, стоящего рангом ниже;
  14. корпоративный дух. При управлении организацией Файоль не советует придерживаться принципа «разделяй и властвуй». Гораздо более целесообразным он считает принцип коллективизма в деятельности организации, обеспечивающий стремление коллектива к достижению единой цели.

Разработка управленческих решений является важным процессом, связывающим основные функции управления: планирование, организацию, мотивацию, контроль. Важность процесса принятия решений была осознана человечеством одновременно с началом его сознательной коллективной деятельности. Поэтому вслед за возникновением и развитием теории управления возникла и развивалась теория принятия решений.

В современной эффективно функционирующей организации занятие руководящего поста происходит по праву компетентности и принятого в организации порядка. Компетентность руководителя определяется, в первую очередь, эффективностью принимаемых им решений и умением принятое решение реализовать. Деятельность современной организации отличает наличие сравнительно большого числа специалистов, не являющихся руководителями, которым в силу делегированных им полномочий необходимо принимать важные для организации решения.

Одно из основных достижений школы научного управления, возглавлявшейся Тейлором, состоит в том, что впервые управленческие функции планирования работы и анализа производственной ситуации были отделены от самой работы, т.е. процесс принятия управленческого решения впервые стал рассматриваться как самостоятельное управленческое действие.

Таким образом, исторически наука об управлении как самостоятельная научная дисциплина возникла на заре XX в. Началом интенсивного развития теории принятия управленческих решений как научной дисциплины считают 40-е тт. (Вторая мировая война). В 50-60-е гг. сложившаяся и получившая широкое распространение система методов принятия управленческих решений была переосмыслена и сформулирована в виде специально возникших научных дисциплин, таких как исследование операций, системный анализ, управление техническими системами и др. В каждую из них неотъемлемой составной частью входила теория принятия решений.

Можно сделать вывод о том, что все сложившиеся в середине XX в. управленческие науки в значительной степени переплетены, взаимосвязаны, и их конкретное название определяет тот аспект управленческого процесса, на который сделан основной акцент. При этом одним из основных изучаемых управленческих процессов является выработка и принятие управленческих решений. Исследование операций и другие науки об управлении имеют дело преимущественно с количественными данными, критериями и оценками. В рамках теории принятия решений развивались методы получения и анализа не только количественной, но и качественной информации, существенно расширившие возможности общей теории управления.

Первой возникла школа научного управления (1885–1920 гг.), иначе это направление называют «тейлоризм», по имени основателя Фредерика Тейлора.

Тейлор в своей теории управления исходил из того, что труд каждого отдельного работника должен оплачиваться по результату, и отрицал наличие антагонистических противоречий между трудом и капиталом.

Центральным моментов в теории Тейлора было утверждение необходимости рационализировать методы производства в интересах повышения эффективности производства и всеобщего процветания.

Основные положения научной школы управления:

1. Весь объем работы должен разбиваться на мелкие операции. Для контрольного (эталонного) выполнения операции назначаются самые сильные и квалифицированные рабочие. Показатель их выработки фиксируется посредством хронометража, а затем устанавливается как норма, обязательная для всех. Наравне со временем выполнения трудовых операций определяется минимальное время, необходимое для неизбежных производственных перерывов и отдыха. Таким образом, устанавливается самый рациональный способ выполнения работы.

2. Использование системы стимулирования труда с применением материальных и моральных поощрений.

3. Отделение управленческих функций от фактического выполнения работы.

Слабой стороной этой школы является чрезмерное упрощение понимания мотивации труда, недостаточное знание психологии людей. Тейлор утверждал, что людей необходимо заставлять работать, они сами этого хотят, но в то же время, они не желают принимать на себя ответственность, не терпят перемен и им нельзя доверять.

Школа менеджмента Тейлора положила начало оперативному планированию производственного процесса.

В 1920–1950 годы возникла и развивалась классическая (административная) школа менеджмента . В рамках этой школы исследовались процессы управления организацией в целом, а не отдельными производственными операциями. Основателем административной школы управления является француз Анри Файоль.

Он утверждал, что производственное предприятие выполняет шесть функций:

1) техническая деятельность (производство);

2) коммерческая деятельность (покупка, продажа, обмен);

3) финансовая деятельность (использование капитала);

4) деятельность, направленная на обеспечение безопасности (защита собственности и персонала);

5) бухгалтерский учёт (проверка фондов, балансовые отчеты, учет затрат);

6) управленческая деятельность (планирование, координация, контроль).

Анри Файоль сформулировал 14 всемирно известных принципов управления:

1. Разделение труда.

2. Власть, неотделимая от ответственности.

3. Дисциплина, обязательная для всех.

4. Единство распорядительства (т.е. приказы отдает только один руководитель).

5. Единство руководство (единоначалие).

6. Подчинение индивидуальных интересов общим.

7. Справедливое вознаграждение.

8. Правильное соотношение централизации и децентрализации.

9. Властная вертикаль (иерархия соподчинения).

10.Порядок – место для всего, и все на своем месте.

11.Справедливость, основанная на объективности.

12.Стабильность персонала.

13.Инициатива.

14.Корпоративный дух (т.е. единение персонала).

Все эти принципы были научно обоснованы и доказаны, применяются в настоящее время.

Примерно в это же время начала формироваться еще одна школа менеджмента – школа человеческих отношений . Школа возникала как оппозиция тейлоризму. Основоположники этой школы развернули управленческую теорию в сторону человека, в социальную сторону производственного процесса. Возглавил школу Элтон Мэйо.

Основные положения теории Э. Мэйо:

1. Четко разработанные трудовые операции и высокая зарплата не всегда приводят к росту производительности труда.

2. Внутренние силы в коллективе могут превзойти усилия руководителей.

3. Поведение человека на работе и результаты его труда во многом зависят от социальных условий и отношений между рабочим и менеджером.

4. Рабочий по своей природе – не ленив, если ему создать определенные условия, он будет проявлять усердие и инициативу.

5. Менеджер должен быть лидером и в своей работе учитывать сложившиеся условия.

Таким образом, произошло смещение центра исследований в менеджменте на человека и его поведение.

3. Поведенческие концепции А. Маслоу, Д. МакГрегора,
Ф. Герцберга, Д. МакКлелланда, В. Врума

Наиболее известные и часто применяемые поведенческие концепции принадлежат американским учёным Абрахаму Маслоу и Дугласу МакГрегору, Фредерику Герцбергу, Дэвиду МакКлелланду.

Создавая теорию мотивации А. Маслоу исходил из того, что люди имеют множество потребностей, которые можно объединить в пять групп:

1. Физиологические потребности (еда, вода, жилье, отдых).

2. Потребность в безопасности, защищенности, уверенности в будущем (оформление страхового полиса, поиск хорошей работы и т.п.).

3. Социальные потребности – это чувство принадлежности к чему-либо или кому-либо, чувство привязанности и поддержки.

4. Потребность в уважении, в признании собственной значимости, компетентности.

5. Потребность самовыражения (реализация своих потенциальных возможностей, рост и развитие как личности).

Все эти потребности А. Маслоу расположил в виде строгой иерархической структуры, подчеркивая тем самым, что потребности более высокого уровня возникают после удовлетворения потребностей нижних уровней (рисунок 6.1).

Рисунок 6.1 – Иерархия потребностей по А. Маслоу

Иерархические уровни пирамиды не являются дискретными, так как для того, чтобы следующий, более высокий уровень начал определять поведение человека, не обязательно на все
100 % должны быть реализованы потребности более низкого уровня пирамиды Маслоу.

В экономически развитом уровне первичные потребности (физиологические и в безопасности) имеют относительно небольшую значимость для большинства людей. В то же время потребности вторичные служат сильным мотивирующим фактором в поведении людей.

Теория Маслоу используется в управлении для определения мотивации работников к труду. Руководители могут способствовать мотивации работников к трудовой деятельности различными методами (таблица 6.1).

Полагая, что классификация потребностей, предложенная Маслоу, не полна, Д. МакКлелланд дополнил ее и ввел понятия потребностей власти, успеха и причастности.

Теория потребностей Д. МакКлелланда представляет собой другую модель мотивации, ориентированной на потребности высших уровней.

Согласно этой теории, людям свойственны три потребности: власть, успех, причастность. Потребность власти выражается как желание воздействовать на других людей. Люди с потребностью власти чаще всего проявляют себя как откровенные и энергичные люди, не боящиеся конфронтации и стремящиеся отстаивать первоначальные позиции. Зачастую они хорошие ораторы и требуют к себе повышенного внимания со стороны других. Они не обязательно рвущиеся к власти карьеристы. Мотивировать таких людей нужно достижением коллективных целей.

Потребность успеха реализуется в процессе трудовой деятельности. Люди с высокоразвитой потребностью успеха рискуют умеренно, любят ситуации, в которых они могут взять на себя личную ответственность за поиск решения проблемы, и хотят, чтобы достигнутые ими результаты поощрялись вполне конкретно. Эти качества должны быть учтены при мотивации их трудовой деятельности.

Потребность в причастности развита у людей, заинтересованных в налаживании дружеских отношений, в оказании помощи другим, в возможности социального общения. Чтобы развить мотивацию к труду, руководители не должны ограничивать межличностные отношения и контакты.

Таблица 6.1 – Методы удовлетворения потребностей высших уровней

Социальные потребности
1. Давайте сотрудникам такую работу, которая позволила бы им общаться 2. Создавайте на рабочих местах дух единой команды 3. Проводите с подчиненными периодические совещания 4. Не старайтесь разрушить возникшие неформальные группы, если они не наносят организации реального ущерба 5. Создавайте условия для социальной активности членов организации вне ее рамок
Потребности в уважения
1. Предлагайте подчиненным более содержательную работу 2. Обеспечьте им положительную обратную связь с достигнутыми результатами 3. Высоко оценивайте и поощряйте достигнутые подчиненными результаты 4. Привлекайте подчиненных к формулировке целей и выработке решений 5. Делегируйте подчиненным дополнительные права и полномочия 6. Продвигайте подчиненных по служебной лестнице 7. Обеспечивайте обучение и переподготовку, которая повышает уровень компетентности
Потребности в самовыражении
1. Обеспечивайте подчиненным возможности для обучения и развития, которые позволили бы полностью использовать их потенциал 2. Давайте подчиненным сложную и важную работу, требующую от них полной отдачи 3. Поощряйте и развивайте у подчиненных творческие способности

Теории мотивации, базирующиеся на потребностях, определяющих поведение людей, называются содержательными . Теории, опирающиеся на восприятие и ожидания, связанные с конкретной ситуацией и возможных последствий выбранного типа поведения, называются процессными .

Теория ожиданий (большой вклад в ее развитие внес Виктор Врум) основывается на утверждении, что человек стремится к достижению цели, только если он ожидает от этого определенных результатов для себя (вознаграждения).

Мотивация, таким образом, складывается из трех факторов: соотношения усилий или затрат (З) и полученных результатов (Р), соотношение результатов (Р) и ожидаемого вознаграждения (В), валентности (ценности вознаграждения или поощрения). Соотношение этих факторов схематически показано на рисунке 6.2.

Ожидаемая ценность вознаграждения
Мотивация

З – Р Р – В Валентность

Мотивация = З – Р Р– В валентность

Рисунок 6.2 – Модель мотивации В. Врума

Теория справедливости утверждает, что люди субъективно оценивают соотношение вознаграждения и затраченных усилий и сравнивают их с тем, что имеют другие работники за подобный труд.

Л. Портер и Э. Лоулер разработали комплексную процессуальную теорию мотивации, включающую элементы теории ожиданий и теории справедливости, в которой утверждается, что результативность труда порождает удовлетворенность трудом, а не наоборот.

ТЕМА 2. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
КАК ФУНКЦИЯ МЕНЕДЖМЕНТА

Вообще менеджмент существует столько же, сколько существуют люди и их взаимоотношения, то есть фактически всегда. Но в разные эпохи он принимал разные формы. Тем не менее, как показали многочисленные исследования, менеджмент всегда базировался на трёх основных способах управления людьми:

Создание чётких отношений собственности;

Построение различных организационных структур;

Выработка системы «писанных и неписанных» ценностей.

Целостные системы менеджмента, имеющие теоретическую основу, стали создаваться только в эпоху становления развитого капитализма, то есть в конце XIX столетия. Это объясняется тем, что капитализм настолько усложнил производственные и социальные отношения между людьми, что интуитивных понятий стало недостаточно – потребовались серьёзные обобщения накопленных практических результатов и новые теоретические разработки. Эти процессы особенно активизировались на рубеже XIX-XX столетий – начали возникать, так называемые, «школы менеджмента».

Исторически первой возникла «школа научного менеджмента», основоположником которой считается американский инженер Ф. Тейлор. Также к этой школе принадлежат известные американские авторитеты в сфере менеджмента Г. Форд (основатель всемирно известного автомобилестроительного концерна «Ford motors») и Г. Эмерсон. Эта школа предполагает «выработку многочисленных правил, законов и формул, которые заменяют собой личное суждение индивидуального работника и которые могут быть с пользой применяемы только после того, как будет проведён систематический учёт, измерение и т.д. их действий».

Несколько позже появилась «школа классического или административного управления». Её основоположником был также американец А. Файоль. Он впервые сформулировал принципы административного менеджмента:

Власть неотделима от ответственности;

Единство распоряжения;

Дисциплина для всех;

Единство руководства;

Подчинение индивидуальных интересов общим;

Вознаграждение труда;

Централизация и иерархия;

Порядок во всём;

Справедливость во всём;

Устойчивость персонала;

Корпоративный дух.

Применение этих принципов в практике управления организацией снимает целый комплекс вопросов, связанных со взаимоотношениями между людьми.

Следующей в США возникла «школа человеческих отношений», основоположником которой был Дж. Мэйо. Он показал важность неформальных связей, возникающих между людьми в организациях. Суть его концепции заключается в том, что установление «человеческих отношений» между людьми, то есть определённой и достаточно сложной системы формальных и неформальных связей приводит к значительному росту производительности труда и снижению различных потерь, в частности потерь рабочего времени.

Дальнейшим развитием «школы человеческих отношений» стало появление «школы поведенческих наук», автором которой считается американский социолог с русскими корнями А. Маслоу. Он построил «пирамиду потребностей», которая позволяет достаточно хорошо прогнозировать поведение человека в различных ситуациях.

Также из «школы человеческих отношений» возникла «эмпирическая школа управления», основой которой было концептуальное утверждение, что хорошим менеджером можно стать, только опираясь на собственный опыт.

После Второй мировой войны в управлении стали появляться математические методы:

Исследование операций;

Экономико-математические методы;

Линейное программирование (планирование).

В разработке методов линейного программирования больших успехов добился советский математик Л. В. Канторович. Ему была присвоена Нобелевская премия.

В конце 1940-х годов американский математик Н. Винер опубликовал свою знаменитую книгу «Кибернетика», открывшую новую эру в управлении. В этой работе автор доказывал, что процессы управления в технических, физических, биологических и социальных системах одинаковы. Также он ввёл понятие отрицательной и положительной обратной связи, положившей начало другому важнейшему понятию – устойчивости функционирования системы. В СССР это направление было активно подхвачено, хотя по политическим соображениям вместо термина «кибернетика» использовалось «автоматическое управление». Благодаря достижениям отечественных исследователей того периода – А. И. Берга, А. Н. Колмогорова, В. М. Глушкова и других стала возможна реализация сложнейших систем управления полётами ракетно-космической техники.

В этот же период появились работы австрийца Людвига фон Берталанфи, в которых использовались приёмы, получившие название «системного подхода в управлении». Хотя, как выяснилось позже, многие идеи использованные фон Берталанфи были предложены ещё в 1920-х годах отечественным естествоиспытателем А. А. Богдановым.

В 1990-х годах в управлении стали активно использовать синергетический подход, основоположником которого считается бельгийский физик русского происхождения И. Пригожин. Синергетика позволяет учесть в управлении, так называемые, кооперативные эффекты, позволяющие добиться большего меньшими усилиями.

В России, говоря в исторической ретроспективе о развитии менеджмента в современном понимании, можно упомянуть эпоху царя Ивана IV Грозного (середина и вторая половина XVI столетия), когда впервые было введено чёткое государственное и местное управление. Следующей важной вехой была эпоха Петра I, когда в России было заложено государство европейского типа. После изгнания армии Наполеона в эпоху правления императора Александра 1 его тогдашним фаворитом М. М. Сперанским была проведена существенная модернизация российского государства – были введены министерства и департаменты, которые сохранились до сих пор несмотря ни на какие внешние и внутренние трансформации. После неудачной Крымской войны императором Александром II в 1856 году было отменено крепостное право и проведены государственная, военная и судебная реформы. В результате появилось во второй раз местное самоуправление – земство, а также стал активно развиваться капитализм. Уже в 1880-1890-х годах тогдашним министром финансов, а затем премьер-министром С. Ю. Витте были приняты беспрецедентные в истории России управленческие усилия по развитию национальной экономики и, в частности, железных дорог. После поражения в Русско-Японской войне 1904-1905 годов премьер-министром П. А. Столыпиным были приняты значительные меры по усилению развитию в России капитализма и, в частности, капитализма в деревне, что стоило ему жизни.

В советскую эпоху также были предприняты значительные меры по развитию управления:

Уже упоминавшийся А. А. Богданов в 1920-х годах заложил основы общей теории систем, являющейся основой современного менеджмента;

А. К. Гастев в 1920-1930-х годах предложил идею «узких мест» в управлении, которые требуют приоритетной расшивки; позже его идеи были возрождены в виде сетевых графиков;

П. М. Керженцев в этот же период предложил целый ряд основополагающих моментов: план, организация работ по выполнению плана, учёт и контроль выполнения, распределение прав и обязанностей и др., ставшие в настоящее время общепринятой практикой управления во всём мире;

Г. А. Кулагин разрабатывал в 1960-1970-х годах вопросы управления сложными производственными комплексами и крупными предприятиями

1. Введение

2. Возникновение науки об управлении

3. Формулировка принципов и целей управления

4. Школы и подходы в науке об управлении. Школы в управлении

5. Возникновение науки об управленческих решениях и ее связь с другими науками об управлении

6.Заключение


ВВЕДЕНИЕ.

Разработка управленческих решений является важным процессом, связывающим основные функции управления: планирование, организацию, мотивацию и контроль. Именно решения, принимаемые руководителями любой организации, определяют не только эффективность ее деятельности, но и возможность устойчивого развития, выживаемость в быстро изменяющемся мире. Принятие эффективных решений - одно из наиболее важных условий эффективного существования и развития организации.
Важность процесса принятия решений была осознана человечеством одновременно с началом его сознательной коллективной деятельности. Практика управления так же стара, как и организации. На глиняных табличках, датированных третьим тысячелетием до нашей эры, записаны сведения о коммерческих сделках и законах древней Шумерии, являя собой доказательство существования там практики управления. По археологическим раскопкам можно проследить и более древние доказательства существования организаций: даже доисторические люди часто жили организованными группами.

Хотя само управление старо как мир, наука управления - относительно нова. Управление было признано самостоятельной областью деятельности только в XX веке. Что же касается теории принятия управленческих решений, то началом ее интенсивного развития как научной дисциплины можно считать 40-е годы. В 50-60-е годы сложившаяся и получившая широкое использование система методов принятия управленческих решений была переосмыслена и сформулирована в виде специально возникших научных дисциплин, таких, как исследование операций, системный анализ, управление техническими системами и др. Современная наука управления утвердилась как особая область знаний, стала предметом изучения высшей школы.

2. Возникновение науки об управлении

Управление в человеческом обществе существовало испокон веков. Любое государственное устройство, любая организованная человеческая деятельность предполагает, что существует объект управления (то, чем управляют) и субъект управления (тот, кто управляет). Без эффективно организованной управленческой деятельности невозможно было ни строительство египетских пирамид, ни создание висячих садов Вавилона, ни ведение войн, ни возникновение и расцвет городов государств.

Практическое управление возникло тогда, когда появились организации. Однако организации древности во многом отличались от современных. Основные отличия старых организаций от современных: малое количество крупных организаций, относительно небольшое число руководителей, практическое отсутствие руководителей среднего звена, занятие руководящих постов по праву рождения или путем захвата силой, упор на приказ и интуицию, малое количество людей, которым было дано право принимать важные для организации решения. Однако с древних времен люди больше внимания уделяли тому, как приобрести большую власть, как заработать деньги и т.д., и меньше задумывались над тем, как эффективно осуществлять процесс управления, который в конечном счете мог бы более надежно привести их к цели. Наука об управлении начала интенсивно развиваться лишь с начала XX в. От более ранних периодов деятельности человечества до нас дошли лишь отрывочные, разрозненные сведения, содержащие анализ и обобщение опыта управления. Например, книга "Поучение Птаххотепа" (Древний Египет, 2000-1500 гг. до н. э) содержит советы начальнику - субъекту управления: "... будь спокоен, когда слушаешь ты слова просителя; не отталкивай его прежде, чем он облегчит душу от того, что хотел сказать тебе. Человек, пораженный несчастьем, хочет излить свою душу даже больше, чем добиться благоприятного решения своего вопроса".

В Древней Греции о необходимости специализации производственных процессов говорил Платон. Сократ, анализируя деятельность управленцев в различных сферах деятельности, говорил о том общем, что составляет основу труда: "Главная задача - поставить нужного человека на нужное, место и добиться выполнения своих указаний".

В Древнем Риме Катон Старший (234-149 гг. до н. э) советовал владельцу земли "посмотреть, как далеко продвинулась работа, что сделано и что осталось сделать. После этого он должен потребовать у управляющего отчет о проделанной работе и объяснения, почему часть ее не выполнена". Предлагалось также дать управляющему план работ на год.

Управленческие ноу-хау передавались из поколения в поколение в узких кругах управленческой элиты. Существенный вклад в развитие управленческой мысли внес итальянский государственный деятель Макиавелли (1469-1527 гг.). Он, в частности, говорил: "Об уме правителя первым делом судят по тому, каких людей он к себе приближает; если это люди преданные и способные, то можно всегда быть уверенным в его мудрости, ибо он сумел распознать их способности и удержать их преданность".

Он говорил также: "Есть один безошибочный способ узнать, чего стоит помощник. Если помощник больше заботится о себе, чем о государстве, и во всяком деле ищет своей выгоды, он никогда не будет хорошим слугой государю". Макиавелли принадлежит и эта блестящая управленческая мысль: "Многие полагают, что кое-кто из государей, слывущих мудрыми, славой своей обязаны не себе самим, а добрым советам своих приближенных, но мнение это ошибочно. Ибо правило, не знающее исключения, гласит: государю, который сам не обладает мудростью, бесполезно давать благие советы". В России значительную роль сыграли реформы государственного управления Петра I, что сказалось на различных областях управленческой деятельности. Интересны рекомендации руководителю производства того времени: "Управителю, по окончании каждого года, а именно в декабре месяце, о припасах и работниках, конечно иных и к чему, потребно сочинять ведомости не позже как 20 го числа, дабы о покупках припасов на ярмарках и о прочем можно рассудить и определение, не упуская времени, учинить. А ежели оных на то число подано не будет, то за оное с управителя за всякий умедленный день удержать надлежит по гривне". Дальнейшее развитие управленческая мысль получила после промышленной революции, которая совершилась в Европе в середине XVIII в. Последовавшее за ней бурное развитие производства привело к внедрению сборочного комбайна и взаимозаменяемых частей машин, использованию (Э. Уитни) методов контроля качества, специализации производственных рабочих (Ч. Бэббидж) и т.д. На разных этапах развития человеческого общества предпринимались попытки систематизации управленческой деятельности или ее составляющих. Отметим в соответствии с основные вехи. Первый вклад в систематизацию управленческой деятельности, значение которого трудно приуменьшить, был внесен в древнем Шумере в 5м тысячелетии до н.э. - это введение письменности.

Впервые появилась возможность передавать и накапливать информацию. Это послужило стимулом к интенсификации управленческой деятельности того времени. Возник класс жрецов-бизнесменов, с одной стороны, владевших письменностью, а с другой стороны, принимавших участие в торговых операциях и коммерческих отчетах, в создании и упорядочении системы управления стихийно складывающимися торговыми отношениями в древнем Шумере.

Во время правления вавилонского царя Хаммурапи (1792 - 1750 гг. до н. э) был разработан и введен в действие Свод законов управления государством. В соответствии с этим Сводом законов управление в государстве переходило от религиозного к светскому стилю управления. Был усилен контроль и ответственность за выполнение работ. При правлении Навуходоносора II (605-562 гг. до н. э) произошло соединение государственных методов управления с управлением, и прежде всего контрольными его функциями, в сфере производства и строительства.

Этапы развития управленческой мысли:

5000 - Шумеры - Письменность, регистрация фактов

4000 - Египтяне - Признание необходимости планирования, организации и контроля

2600 - Египтяне - Децентрализация в организации управления

1800 - Хаммурапи - Использование свидетелей и письменных документов для контроля, установление минимальной заработной платы, признание недопустимости перекладывания ответственности

1491 - Евреи - Концепция организации, скалярный принцип

600 - Навуходоносор - Контроль за производством и стимулирование через заработную плату

400 - Сократ - Формулировка принципа универсальности менеджмента

400 - Ксенофонт - Признание менеджмента как особого вида искусства

175 - Кат он - Использование описаний работ

20 - Иисус Христос - Единоначалие Золотое правило Человеческие отношения

1100 - Газали - Требования к менеджеру1835 - Маршалл, Логман - Признание и обсуждение относительной важности менеджмента

1881 - Джозеф Вартон Разработка для колледжа курса предпринимательского менеджмента

1900 - Фредерик У Тейлор - Научный менеджмент, системный подход, кадровый менеджмент, необходимость кооперации между трудом и менеджментом, функциональная организация, оценка

1916 - Генри Файоль - Первая полная теория менеджмента, его функции, принципы, признание необходимости преподавания менеджмента Александр Г Черн - Функциональная концепция менеджмента

1919 - Моррис Л Кук - Различные области использования менеджмента

1927 - Элтон Мейо - Социологическая концепция групповых устремлений 1943 - Линделл Урвик - Сведение воедино и корреляция принципов менеджмента

1949 - Норберт Винер - Разработка системного анализа в теории информации

1976 - Ромари Стюарт Альтернатива и ограничение действий менеджера в различных ситуациях 1985 - Том Петере - Отношение к потребителям как к людям, а к персоналу организации как к важному ресурсу развития бизнеса.

Наука об управлении Тейлора.

Но первый настоящий прорыв в развитии теории управления был совершен благодаря трудам американского инженера Фредерика Уинслоу Тейлора (1856-1915). Этому в значительной степени способствовала обстановка, сложившаяся к началу XX в. в США. Для США этого периода характерно бурное развитие промышленности. Сеть железных дорог превратила страну в один огромный рынок рабочей силы, которая нуждалась в эффективном управлении. Процветали, прежде всего те предприятия, на которых предприниматели уделяли должное внимание методам управления. Тем не менее управленческое искусство приходило лишь с опытом, а обучение осуществлялось лишь на собственных ошибках и находках предпринимателей. Все это создавало необходимые предпосылки для возникновения науки об управлении. Современная наука об управлении начинается с момента выхода в 1911г. книги Тейлора "Принципы научного управления". Тейлор предложил систему "научного управления", которую характеризовал так: "Наука вместо традиционных навыков; гармония вместо противоречий; сотрудничество вместо индивидуальной работы; максимальная производительность вместо ограничения производительности; развитие каждого отдельного рабочего до максимальной доступной ему производительности и максимального благосостояния".

Основные ее положения можно сформулировать следующим образом:

1. Создание научного фундамента, заменяющего собой старые, традиционные, практически сложившиеся методы работы, научные исследования каждого ее элемента.

2. Отбор рабочих на основе научных критериев, их тренировка и обучение.

3. Сотрудничество между администрацией и рабочими в деле практического внедрения научно разработанной системы организации труда.

4. Равномерное распределение труда и ответственности между администрацией и рабочими. Интересны его, носившие революционный характер, предложения по организации производства и труда в целом и заработной платы в частности: заработная плата начисляется человеку, а не месту; установление расценок должно быть основано на точном знании, а не на догадках; расценки, основанные на точном знании, должны быть единообразными; благодаря установленным таким образом расценкам товары производятся дешевле, а рабочие получают более высокую заработную плату, чем обычно; заработная плата, основанная на точном знании, создает лучших рабочих, дает им возможность больше заработать, уничтожает причины умышленной медлительности в работе, пробуждает интерес рабочих и предпринимателей к сотрудничеству. От линейной, по типу армейской, системы организации, когда рабочий получал распоряжения от одного-единственного начальника, Тейлор предложил перейти к системе, в которой работа мастера и бригадира была разделена на восемь частей и рабочий вместо одного начальника непосредственно общался с восьмью "узкими" специалистами, которые гораздо более профессионально знали свой участок работы. Приводило к резкому увеличению административно-управленческого персонала, но в целом было несомненным шагом вперед и обеспечивало значительный рост производительности труда. Работы Тейлора были приняты в штыки. Профсоюзы увидели в тейлоризме средство усиления эксплуатации трудящихся. Отрицательной была реакция со стороны крупных предпринимателей, поскольку использование новой системы организации труда, предложенной Тейлором, требовало отказа от старых, традиционных, привычных способов и технологий управления производством, пересмотра собственного поведения, значительных усилий по внедрению новой системы. Первые опыты по внедрению системы Тейлора на предприятиях США были достаточно впечатляющими. Но переломную роль в признании системы Тейлора сыграл получивший широкий общественный резонанс конфликт между железнодорожными компаниями, бывшими гордостью страны, и группой фирм - отправителей грузов, происшедший в 1910г. Железнодорожные компании под предлогом высоких издержек на заработную плату стремились повысить тарифы, с чем не были согласны отправители. С помощью системы Тейлора удалось показать, что издержки железнодорожных компаний могут снижаться на 1 млн. долл. (в ценах 1910г) ежедневно. Железнодорожные компании в этом споре потерпели поражение. Это послужило стимулом для более внимательного отношения со стороны широких предпринимательских кругов к принципиально новым управленческим идеям Тейлора. Идеи научного управления получили широкое признание. Уже в 1912г. в 55 отраслях бизнеса, включая транспорт и строительство, были внедрены методы научного управления. Одним из основных науки об управлении положений Тейлора явилось то, что он впервые отделил процесс планирования работы от самой работы. Таким образом, Тейлором была впервые выделена одна из основных управленческих функций. В развитие методов научного управления значительный вклад внесли и последователи Тейлора. Так, супруги Гилбрет разработали метод анализа микродвижений рабочего, в основе которого - кинограммы движений рабочего с последующим определением их стандартных последовательностей и наборов. Ими было выделено 17 основных движений кисти руки, названных терблигами (Гилбрет в обратном прочтении). Г. Гант ввел в практику управления линейный график, позволявший планировать и проверять выполнение достаточно сложных комплексов работ. График, или, как его иначе называют, диаграмма, Ганта, стал предшественником широко используемых сегодня в практике планирования сетевых графиков, являясь их составной частью. А диаграммы Ганта широко используются и в современном календарном планировании деятельности предприятий.

Формулировка принципов и целей управления

Двенадцать принципов Эмерсона. Основное направление работ Эмерсона посвящено повышению производительности труда не рабочих, а управленцев. Он справедливо считал, что основной причиной, по которой расточаются природные богатства и человеческие возможности, является неправильная организация. Согласно Эмерсону, мастер работает на заводе не для того, чтобы снять напряжение с заведующего, а для того, чтобы руководить рабочими, директор-распорядитель существует для обслуживания заведующих и т.д., т.е. он впервые осознал истинную миссию и назначение управленческого труда. Сформулированные Эмерсоном двенадцать целей и по сегодняшний день не потеряли своей актуальности. Напомним их.

1. Отчетливо поставленные цели. Правильно ориентированные и согласованные цели участников производственного процесса позволяют добиться колоссальных результатов. Не согласованность целей приводит к большим потерям.

2. Здравый смысл. В основе организации производства должна быть не погоня за тоннажем, не стремление вложить в дело больше капитала, а разумная организация производства, решение проблем организации на основе здравого смысла.

3. Компетентная консультация. Эмерсон предлагал организовывать на каждом предприятии отдел, который "занимался бы выработкой рекомендаций по совершенствованию управления во всех подразделениях". Это положение Эмерсона вполне соответствует пониманию роли менеджмента на современном предприятии.

4. Дисциплина, Должны существовать инструкции, каждый работник должен их знать и выполнять. Отклонение от них - шаг в сторону анархии.

5. Справедливое отношение к персоналу. Работникам должны быть обеспечены улучшение условий труда, повышение его оплаты, постоянное повышение квалификации. Должны обеспечиваться хорошие отношения на производстве. Работники должны тщательно отбираться, при этом должны учитываться внутренние склонности и способности человека.

6. Быстрый, надежный, полный, точный и постоянный учет. Эмерсон считал, что только тот, кто учитывает количество продукции, цены, эффективность, может достигнуть высокой производительности и выполнять другие принципы.

7. Диспетчирование. Диспетчирование представляет собой часть планирования. Практика показывает, что лучше диспетчировать даже не планированную работу, чем планировать работу и не диспетчировать ее.

8. Нормы и расписания. Нормирование позволяет определять резервы производительности и работать над сокращением потерь. Определение рациональных трудовых норм должно производиться на основании хронометража всех операций, эффективного планирования, участия таких специалистов, как психологи, физиологи и т.д. Примитивная сдельщина, поштучная оплата стимулируют чрезмерное напряжение сил работника и в конечном счете не оправдывают себя.

9. Нормализация условий. Нормализация условий необходима для точного и полного учета, а также при планировании работ. Она обеспечивает расчет будущего на основании знания настоящего.

10. Нормирование операций. Нормирование операций способствует, с одной стороны, стандартизации производства, что позволяет внедрять автоматизацию производства, а с другой нормированию времени на выполнение операций.

11. Письменные стандартные инструкции. По Эмерсону, сборник стандартных письменных инструкций является кодификацией законов и практики предприятия. Это необходимо для того, чтобы успехи, достигнутые на предприятии, закреплялись письменно Мнение, что стандартные инструкции убивают инициативу, ошибочно. Наоборот, выполнение рутинных операций самым быстрым и легким способом освобождает мозг для изобретения и разработки новых способов. Многие из положений Эмерсона хорошо согласуются с бюрократической организационной структурой, впервые предложенной немецким социологом Максом Вебером.

12. Вознаграждение за производительность. Отсутствие стимулирования и повышения оплаты труда за лучшую работу приводит к снижению производительности. Для стимулирования работников помимо оплаты труда целесообразно использовать и другие формы. Принципы управления организацией Файоля.

Следующий прорыв в науке об управлении связан с работами Анри Файоля (1841 - 1925). В течение 30 лет Файоль возглавлял крупную французскую металлургическую и горнодобывающую компанию. Он принял ее на грани банкротства, а оставил одним из самых мощных французских концернов. Соединение творческой мысли с огромным практическим опытом и возможностями эксперимента в области управления организацией стало заметной вехой в развитии управленческой мысли. Файоль в своих работах не ограничивался рамками производства, а распространял свои идеи на любую организацию, являющуюся объектом управления. Он дал четкое определение понятия "управление": Управлять - значит вести предприятие к его цели, извлекая максимальные возможности из всех имеющихся в его распоряжении ресурсов.

Он выделял 6 областей деятельности предприятия, которыми необходимо управлять:

1. техническую (технологическую);

2. коммерческую (закупка, продажа и обмен);

3. финансовую (поиски капитала и его эффективное использование);

4. защитную (зашита собственности и личности);

5. бухгалтерскую (инвентаризация, балансовые ведомости, издержки, статистика);

6. административную (воздействует только на личный состав, не оказывая непосредственно никакого влияния ни на материалы, ни на механизмы).

Файоль сформулировал принципы управления, которые он считал гибкими, требующими творческого подхода, а не абсолютными.

В области обучения искусству управления Файоль считал, что для этого далеко не достаточно обучаться лишь тонкостям инженерной подготовки. Необходимо учиться профессиональному умению управлять или, выражаясь современным языком, учиться менеджменту.

Принципы управления организацией, сформулированные Файолем.

1. Власть неотделима от ответственности. Те, кто отдают приказы и распоряжения, должны нести ответственность за наступающие вслед за этим последствия.

2. Разделение труда при специализации. Для всех видов труда, как управленческого, так и технического, характерно разделение труда. Это позволяет производить больше и лучше при примерно тех же усилиях.

3. Единство распоряжения. Работник должен получать указания от одного начальника. Очевидно, этот принцип противоречит принципу Тейлора о многофункциональном подчинении. Хотя, скорее всего, эти принципы должны дополнять друг друга.

4. Дисциплина. Под дисциплиной Файоль понимал уважение соглашений, рассчитанных на то, чтобы обеспечить повиновение, прилежание, энергичность и внешнее проявление уважения. Дисциплина обязательна как для рядовых работников, так и для руководителей.

5. Единство руководства. Файоль считал, что нужен "один руководитель и единый план для совокупности операций, имеющих общую цель". Иными словами, в каждом деле нужна одна голова, отвечающая за достижение поставленной цели. Коллективной может быть только выработка рекомендаций.

6. Подчинение индивидуальных интересов общим. Интерес работника или группы работников не может превалировать над интересами дела. Если наметились расхождения внутри коллектива, руководитель должен обеспечить принятие единого решения.

7. Вознаграждение. Файоль считал, что вознаграждение должно быть справедливым и удовлетворять как работника, так и работодателя.

8. Централизация. Эффективное производство обеспечивается сочетанием разделения труда и централизованного управления. Степень централизации может быть различна в зависимости от величины организации и специфики области деятельности. Как правило, в маленьких компаниях степень централизации выше; в более крупных - она несколько ослабевает.

9. Иерархия. В каждой организации должна существовать четко заданная "цепь начальников" - от более высокого ранга до менее высокого. Нарушать ее без надобности не стоит. Но если она приносит вред, ее целесообразно укорачивать.

10. Порядок. Файоль считал, что всему должно быть определено свое место и все должны быть на своем месте. Иными словами, предполагается четкая расстановка сил и четкое их взаимодействие в процессе достижения цели.

11. Справедливость. Лояльность и преданность делу рядовых работников

должны обеспечиваться добрым и справедливым отношением со стороны руководства.

12. Устойчивость персонала. Текучесть кадров, как правило, сопровождает недостаточно эффективную деятельность организации. В эффективно действующих организациях состав персонала обычно стабилен.

13. Инициатива. Инициатива способствует более полной реализации потенциала работников в деятельности организации. Файоль призывает руководителей по возможности поступаться реализацией собственной инициативы в пользу инициативы работника, стоящего рангом ниже.

14. Корпоративный дух. При управлении организацией Файоль не советует придерживаться принципа "разделяй и властвуй". Гораздо более целесообразным он считает принцип коллективизма в деятельности организации, обеспечивающий стремление коллектива к достижению единой цели.

koreada.ru - Про автомобили - Информационный портал