Всемирный день без автомобиля: история и опыт разных стран. Всемирный день без автомобиля сценарий 22 всемирный день без автомобиля

С недавнего времени все большее количество стран ежегодно отмечает Всемирный день без автомобиля. С чем связано появление этой даты и какие события происходят в разных странах? Понаблюдаем за проведением этого дня в различных уголках страны и мира.

История акции

В 1973 году в разгар топливного кризиса власти Швейцарии предложили гражданам провести один день без автомобиля, используя велосипеды и общественный транспорт. Через несколько лет появилась идея сделать ежегодную акцию, призывающую реже пользоваться личным автотранспортом. Идею подхватили разные города: Рейкьявик, Бат, Ля Рошель и другие. Акция набирала популярность в связи с экологической обстановкой и как способ "Откажитесь от автомобиля хотя бы на один день, укрепите здоровье пешей или велосипедной прогулкой, воспользуйтесь общественным транспортом и сократите поток машин" - так призывали владельцев машин к участию в мероприятиях.

В 1994 году было предложено проводить 22 сентября Всемирный день без автомобиля, эту инициативу поддержали многие страны Евросоюза. В России подобная акция впервые была проведена в 2008 году.

Всемирный день без автомобиля в разных странах

В рамках проведения Дня без автомобиля страны предлагают различные акции, мотивирующие к тому, чтобы водители оставили своих "железных коней" дома хотя бы на один день в году. Во многих городах снижают стоимость проезда на общественном транспорте, почти вдвое уменьшается стоимость проезда в метро.

По примеру Сан-Франциско все больше стран проводят 22 сентября велодемонстрации: велосипедисты в ярких костюмах ездят по улицам города наравне с автомобилями, демонстрируя, что этот способ передвижения более экологически чист и полезен для здоровья, к тому же ничуть не мешает автомобилистам.

Многие страны в этот день ограничивают въезд в город автомобилей, вынуждая их владельцев прогуляться пешком.

С развитием социальных сетей приобретает популярность поддержка акции с помощью фото. Предлагается сфотографировать себя идущим пешком или едущим на велосипеде и выложить в сеть с хештегом, например, "#деньбезавто" (в каждой стране свои варианты).

В России акция более популярна в провинциальных городах, нежели в Москве и Санкт-Петербурге, но поклонников Дня без автомобиля с каждым годом становится все больше.

Освещение акции в СМИ

Всемирный день без автомобиля с каждым годом становится все более популярным. Как же сторонники акции привлекают к ней внимание?

В первую очередь, конечно же, с помощью Здоровый образ жизни сейчас в моде, и рассказы врачей с экранов телевизоров или страниц журналов напоминают, какой вред причиняет человечеству огромное количество автомобилей. Это и вредное воздействие выхлопных газов, и ослабление мышц из-за малой подвижности, и расстройство нервной системы из-за постоянных пробок и многочисленных аварий.

Статьи в сети приводят и доводы с экономической точки зрения. Содержание автомобиля - это покупка бензина, ремонт, техосмотры, различные гаджеты. Даже один день проезда на общественном транспорте существенно сэкономит бюджет. А если добираться пешком или на велосипеде - так это и вовсе бесплатно.

Экологи, обеспокоенные плачевным состоянием окружающей среды, которое усугубляется выбросом выхлопных газов, провели мотивирующее исследование. Оказывается, в одной только Москве благодаря тому, что был проведен в 2014 году 22 сентября Всемирный день без автомобиля, воздух стал чище аж на 15%!

Работа с подрастающим поколением

Вот уже несколько лет в российских школах проводят специальные мероприятия, призывающие обходится без автотранспортных средств хотя бы раз в году. Всемирный день без автомобиля в школе - это интересные выпуск стенгазет, соревнования в езде на велосипедах, забеги на различные дистанции и пешие походы. К детворе приглашают медицинских работников, которые рассказывают, насколько полезнее для организма, например, дойти до школы пешком, нежели ехать на машине.

Во многих городах рассказывают, что такое Всемирный день без автомобиля, в детском саду. Воспитатели рассказывают деткам, чем может навредить автомобиль, проводят подвижные игры, а также призывают родителей присоединиться к участию в акции.

Мнение населения

Всемирный день без автомобиля имеет и поклонников, и ярых противников. Кто-то с удовольствием отказывается от личного транспорта на один день, кто-то не считает это возможным. Конечно, каждый житель Земли обеспокоен экологическими проблемами и понимает, что миллионы тонн выхлопных газов с каждым днем ухудшают ситуацию. Подсчитывают все и те деньги, которые тратятся на содержание и обслуживание даже самого простенького авто.

Но согласно опросам, лишь малая часть водителей готова отказаться от личного транспортного средства хотя бы на один день, не говоря о том, чтобы сделать это стилем жизни. Автомобиль - возможность в кратчайшие сроки добраться из одной части города в другую. Для родителей с детьми собственное авто - незаменимый помощник, благодаря которому можно успеть и в детский сад, и в школу, и на работу, и на многочисленные кружки и секции.

Но все же идея о том, что в некоторых случаях можно обойтись без машины, заслуживает внимания. И хочется надеяться, что отказ от личного автомобиля хотя бы на один день в году станет традицией, которая принесет пользу людям и поможет решить экологические проблемы.

План-конспект классного часа

Тема: Польза и вред автомобиля.

Цель: создание условий для формирования у учащихся адекватного отношения к использованию автомобилей в повседневной жизни.

Задачи:

1. Познакомить учащихся с праздником «День без автомобиля».

2. Дать понять учащимся, что возможно жить и без помощи автомобиля.

3. Определить пользу и вред автомобиля.

4. Воспитывать стремление бережного отношения к природе, активного участия в деле защиты окружающей среды.

Форма проведения: познавательная беседа с элементами дискуссии.

Подготовительная работа: Стихотворения, внесённые в сценарий, необходимо заранее предложить ребятам выучить наизусть. Доказательства пользы и вреда автомобиля учащиеся готовят сами.

Ход мероприятия:

    Звучит песня «Автомобили» (автор текста (слов): Шабров М., композитор (музыка): Матецкий В.)

    Наверно скоро мы ходить разучимся,

Уже привычка ездить в нас живет.

Пройти пешком всего два шага мучимся,

Сто километров на авто не в счет.

Припев:

Автомобили, автомобили буквально все заполонили.

Там, где вековая лежала пыль, 2 раза

Свой след оставил автомобиль.

    Мотора рев для нас звучит как музыка,

Как аромат вдыхаем мы бензин.

Что нужно нам - шоссе полоска узкая

Да запчастей заветный магазин.

Припев:

    Для нас автомобили были созданы,

Но вот пришли иные времена:

И день и ночь мы под машиной ползаем,

Мы служим ей чтоб ездила она.

Припев:

Учитель: Согласно статистике, каждую минуту с конвейера в мире сходит один новый автомобиль. Количество авто в Белоруссии в среднем в 2 раза превышает численность жителей страны. Через несколько лет, возможно, улицы столицы станут непроходимы даже для пожарных и машин скорой помощи.

1 ведущий: 22 сентября - это Всемирный день без автомобиля, в который автомобилистам (и мотоциклистам) предлагается хотя бы на день отказаться от использования потребляющих топливо транспортных средств.

1 учащийся читает стихотворение:

Что за праздник-то такой?
День без пробок и авто!

Сесть в автобус и домой

Ехать иль идти пешком?

Да! И это только в радость!
Воздух свеж как никогда!

В пробках больше не ругаюсь!

Вот бы так было всегда!

2 ведущий: Праздник « » отмечается во многих государствах мира . Основной целью его учреждения можно назвать привлечение внимания широкой общественности к проблеме негативного влияния, которое автомобили оказывают на окружающую среду. Сегодня количество автомобилей во всем мире постоянно увеличивается. То же самое относится и к нашей стране. Сейчас почти у каждой семьи уже есть машина, а у многих - даже две.

1 ведущий: А как вы думаете, ребята, автомобили приносят вред или пользу?

    Дискуссия: «Польза и вред автомобиля»:

1-я группа: Конечно, нельзя отрицать тот факт, что автомобили делают нашу жизнь намного более удобной. Они позволяют перемещаться по городу и за городом с большим комфортом. Мы можем свободно ехать в лес, на речку или озеро. Даже к морю на авто! Не надо поезда, самолета…

Мы сегодня уже просто не смогли бы представить свою современную жизнь без машин...

2-я группа: Однако у прогресса есть и обратная, негативная сторона. Над большими городами висит смог, воздух в них сильно загрязнен выхлопными газами. Еще одной важной проблемой крупных городов мира можно назвать постоянные пробки, которые отнимают у людей кучу времени и всех жутко раздражают. Но сделать с этим пока ничего не могут.

А здоровье человека! Мы привыкаем к авто, и не можем даже в магазин за 100 метров сходить пеком. Это и сколиоз, и лень, и атрофируются мышцы…

2 ведущий: Этот праздник призван напомнить нам о существовании альтернативных средств передвижения, от которых мы уже отвыкли - общественный транспорт, велосипед, а также нужно больше ходить пешком.

Как известно, регулярные пешие прогулки являются одной из обязательных составляющих здорового образа жизни.

1 ведущий: Ребята, кто из вас знает: как появился этот праздник «День без автомобиля»?

2 учащийся рассказывает историю создания праздника:

Начало этому положил нефтяной кризис 1973 года. Но в октябре 1994 на конференции в Толедо () впервые прозвучал призыв к ежегодному проведению таких мероприятий в рамках специального праздника.

В первые два года Дни без автомобилей были проведены в Рейкъявике (Исландия), Бате (Сомерсет, Великобритания) и Ля Рошели (); в 1995 году для поддержания подобных Дней был создан неформальный Консорциум World Car Free Days. Первая национальная кампания была проведена в 1997 году в Великобритании ассоциацией Environmental Transport Association, вторая - в 1998 году во , под названием In town, а в 2000 году Европейская Комиссия распространила кампанию на всю территорию Европейского Союза. В том же году Еврокомиссия удлиннила мероприятие до целой недели «European Mobility Week», которая теперь является основным мероприятием, проводимым в рамках идеологии «new mobility».

А в 2000 году подобные дни стали проводиться уже по всему миру.

3 учащийся читает стихотворение:

Не мыслим мы и дня без автомобиля,
Но раньше люди всё же как-то жили.

И грузы сильно тяжкие возили,

Природе же при этом не вредили.

Давайте мы день без авто все проведём,
И в школу все здоровыми придем.

И сразу станет легче нам дышать,

Ведь воздух газами никто не будет загрязнять.

2 ведущий: Ситуация становится критической, но отнюдь не безнадежной. Каждый год 22 сентября многие города мира проводят Всемирный день без автомобиля. К примеру, во Франции в этот день для автомобилей закрыт центр Парижа, а жителям для передвижения предлагают велосипеды, причем совершенно бесплатно – достаточно оставить в залог удостоверение личности.

Во многих городах зарубежья проезд на общественном транспорте в этот день бесплатен.

4 учащийся:

Хочу я всех сегодня вас призвать,
В услугах транспортных себе-то отказать.

Давайте пешим своим ходом

Все доберёмся быстро на работу.

И день пройдёт без шума от мотора,
Большой заряд получим мы задора.

И в этот день не будет выброс газов,

Что нам, конечно же, всегда и надо.

Поздравлю всех с днём без автомобиля,
И желаю, чтобы долго жили.

Учитель: Итак, ребята, наше мероприятие подошло к концу. Я еще раз хочу напомнить вам, что в современном мире несомненно автомобиль очень удобен для повседневной жизни человека, и в этом, если можно так сказать, его польза. Но, как вы убедились сегодня еще раз, автомобиль вреден, как для окружающей среды, так и для здоровья человека.

Мы всегда можем найти альтернативу автомобилю: велосипедные и пешие прогулки, общественный транспорт… Я надеюсь, что в дальнейшей жизни вы обязательно научитесь адекватно использовать авто, чтобы не причинить вред себе и другим.

Человек любит комфорт, и машина предоставляет его, даря быстроту передвижения и отсутствие давки. Но большинство людей не задумывается над тем, что помимо комфорта наносится также вред природе и здоровью. Это и загрязнение воздуха выхлопными газами, и аварии с летальным исходом. Именно пропаганде антиавтомобильного способа передвижения и использования общественного транспорта и посвящен этот международный праздник.

Когда проходит

Всемирный день без автомобиля отмечается ежегодно 22 сентября. С 2008 года к праздничным мероприятиям присоединилась и Россия.

Кто празднует

Всемирный день без автомобиля 2020 отмечают не только активисты движения, экологические организации, но и простые граждане, обеспокоенные состоянием воздуха в атмосфере.

История и традиции праздника

Мнения о том, в какой стране впервые произошла данная акция, разнятся. Одни приписывают этот день Англии (1997-й г.), другие - Франции (1998-й г.). Однако необходимо упомянуть, что первые подобные акции устраивались еще в 1973 году в рамках нефтяного кризиса. А в декабре 1994 г. во время конференции в Испании представители многих стран призвали к периодическому проведению таких мероприятий.

Если в первые годы празднования к данному движению примкнули только около 20 городов, то уже к 2001 году их насчитывалось более 1000 из 35 государств.

Во Франции в этот день перекрывается центр Парижа, и жителям предлагают воспользоваться велосипедами. В Белоруссии высаживают деревья и кустарники, всем оставившим машины у дома на остановках общественного транспорта вручают поощрительные призы. В Минске организуется бесплатный проезд для автолюбителей (при наличии водительского удостоверения).

В России происходит снижение цены на проезд в общественном транспорте (выпускаются специальные билеты), устраиваются велопробеги. Но не все города РФ участвуют в этой акции. В 2008 году она была впервые проведена в Москве, но результат ее оказался плачевным. Столичные водители не стали отказываться от комфортного передвижения по городу. Также этот день был отмечен в Курске и Санкт-Петербурге. В 2009 году к празднованию присоединилась Уфа, в 2011 - Краснодар, Зеленоград, Калуга, Самара, в 2013 - Ростов-на-Дону и Екатеринбург, в 2015 - Пенза.

Проведи этот день интересно

Задание на сегодня: Оставьте машину дома и ездите на велосипеде.
Где впервые произошла данная акция до сих пор непонятно, но в 1994, во время конференции в Испании представители многих стран призвали к периодическому проведению этого мероприятия.

В Париже перекрывается центр и жителям предлагают ездить на велосипедах. В Белоруссии всем кто оставил машины у дома вручают поощрительные призы. В Минске организуется бесплатный проезд автолюбителям. А в России снижают цены на транспорт, и устраивают велопробеги.

Оставьте машину дома и ездите на велосипеде.

В 1960 г. на участке дороги Париж-Лондон была отмечена самая длинная автомобильная пробка - 200 километров.

Статистические данные утверждают, что 80% всех миллионеров предпочитают покупать машины, бывшие в употреблении.

Советский автомобиль ГАЗ М-20 «Победа» изначально должен был носить название «Родина». Однако в момент его демонстрации вождю И. Сталин задал вопрос: «По какой цене Родина продаваться будет?». После этого название автомобиля было изменено.

Единственным человеком в Великобритании, который не имеет паспорта и может управлять автомобилем без прав, является Ее Величество.

Автомобиль среднего класса во время движения производит 500 грамм вредных газоотходов каждые 40 километров.

30 мая 1986 года в Нью-Йорке произошло первое ДТП с участием электромобиля и велосипедиста, который получил перелом ноги. А в 1899 г. в этом же городе была зарегистрирована первая смерть от наезда автомобиля на пешехода.

Автомобиль давно перестал быть атрибутом роскоши, в наши дни для многих людей он является самым комфортным средством передвижения. Сегодня почти каждая семья имеет по одной, а то и по две машины.

Цель праздника

Наличие «железного коня» избавляет человека от необходимости подстраиваться под расписание общественного транспорта, испытывать давку в часы пик, добираясь на работу и домой. Личный автотранспорт дает возможность с комфортом совершать различные поездки, свободно организовывать любые мероприятия, связанные с передвижением.

Кроме плюсов, которые привыкли получать люди, пользуясь своим «железным другом», существуют минусы его использования. Прежде всего, это загрязнение воздуха выхлопными газами. Эксперты подсчитали, что если жители Москвы откажутся на один день от использования личных машин, то вредные отходы в атмосферу сократятся на 2700 тонн.

Постоянные пробки – еще один значительный минус использования авто. Они не только крадут время водителей, но и негативно сказываются на состоянии их нервной системы. Гиподинамия, которой страдают любители машин, также отрицательно влияет на их здоровье. Не радует статистика, предоставляющая печальные факты роста смертности людей в автомобильных авариях.

Всемирный день без автомобиля призван обратить внимание общества на проблему негативного влияния авто на природу и здоровье людей. Он призывает хотя бы раз в году отказаться от пользования авто и выбрать альтернативные способы передвижения: велосипед, общественный транспорт или пешие прогулки.

Дата

История

Самой первой страной, которая провела День без автомобиля, стала Швейцария. Именно там, в 1973 году правительство страны в связи с топливным кризисом призвало жителей на 4 дня отказаться от использования личного транспорта. После этого подобные акции проходили по миру в течение следующих 2,5 десятков лет.

В 1997 году акция отказа от использования авто прошла в Англии. На следующий год Франция провела День без автомобиля.

В России первым городом, который провел акцию однодневного отказа от использования личного автотранспорта, стал Белгород. Случилось это в 2005 году. На следующий год эту инициативу поддержал Нижний Новгород. Москва стала постоянной участницей этой акции с 2008 года.

Традиции праздника

По традиции в этот праздник люди используют альтернативные способы передвижения: на велосипеде, общественном транспорте, пешком. В Москве в этот день вдвое дешевле стоит проезд в общественном транспорте.

Во многих городах мира в этот день проходят велодемонстрации: велосипедисты, облаченные в яркие костюмы, ездят по городу наравне с автомобилистами.

Средства массовой информации всячески поддерживают акцию без автомобиля. Медики с экрана телевизора вещают не только о пагубном воздействии выхлопных газов, но и отмечают вред, наносимый нервной системе в результате постоянных пробок и аварий, говорят о негативном влиянии гиподинамии на здоровье людей. Также отмечается экономическая выгода при отказе от использования авто: не нужно тратиться на бензин, ремонт, техосмотр, автострахование. Конечно, полный отказ от использования машины для большинства людей немыслим, но даже однодневное поддержание акции поможет сохранить бюджет.

В настоящее время День без автомобиля, к сожалению, не пользуется большой популярностью. Но хочется надеяться, что со временем люди оценят праздник и станут поддерживать его традиции.


День без автомобилей-2005 в Брюсселе

22 сентября - это Всемирный день без автомобиля , в который автомобилистам (и мотоциклистам) предлагается хотя бы на день отказаться от использования потребляющих топливо транспортных средств; в некоторых городах и странах проходят специально организованные мероприятия.

Как указано в статье (англ.) The Washington Post, мероприятие пропагандирует идею пешего и велосипедного способов передвижения, использования общественного транспорта, а также развитие сообществ с шаговой доступностью мест работы и досуга.

Подобные мероприятия несут в массы идею минимизации использования личного транспорта; они спонтанно проводились в разных городах с начала нефтяного кризиса 1973 года, однако в октябре 1994 на конференции «International Ciudades Accesibles» Эрик Бриттон (Eric Britton) в Толедо (Испания) озвучил первый призыв к периодической реализации таких проектов.

В первые два года Дни без автомобилей были проведены в Рейкьявике (Исландия), Бате (Сомерсет, Великобритания) и Ля Рошели (Франция); в 1995 году для поддержания подобных Дней был создан неформальный Консорциум World Car Free Days. Первая национальная кампания была проведена в 1997 году в Великобритании ассоциацией Environmental Transport Association, вторая - в 1998 году во Франции, под названием In town, а в 2000 году Европейская Комиссия распространила кампанию на всю территорию Европейского Союза. В том же году Еврокомиссия удлинила мероприятие до целой недели «European Mobility Week», которая теперь является основным мероприятием, проводимым в рамках идеологии «new mobility».

В 2000 году подобные Дни стали проводиться по всему миру в рамках программы World Carfree Day, проводимой организацией Carbusters (теперь - World Carfree Network); в том же году Всемирные Дни стали проводиться совместно с программой «Earth Car Free Day» (организация «Earth Day Network»).

Акция проходит в Москве 22 сентября с 2008 года. Столичные власти в день без автомобилей снижают расценки на общественный транспорт, выпуская специальные билеты, однако автовладельцы в своём большинстве игнорируют акцию ; также в рамках акции в 2012 году в Москве состоялся перезапуск законсервированной трамвайной линии на Лесной улице. Кроме того, известно о проведении мероприятий в честь акции в Курске и Санкт-Петербурге. С 2009 года День без автомобиля стал отмечаться в городе Уфа. В этот день по улицам города проходит велопробег, который с каждым годом собирает все больше людей. В 2013 году, силами городской службы проката велосипедов, акция прошла в Ростове-на-Дону. С 2007 года день без автомобиля отмечается в Екатеринбурге, проходя под названием Критическая Масса. В этот день велосипедисты города следуют в ярко-оранжевой расцветке на малый круг по центральным улицам города, показывая автомобилистам, что они могут сосуществовать с велосипедистами. Дороги намеренно не перекрываются и не блокируются велоколонной. 21 сентября 2014 года в Москве день без автомобиля прошел при поддержке департамента Природопользования и охраны окружающей среды при Правительстве Москвы.

koreada.ru - Про автомобили - Информационный портал