Планирование недели логопедии. "логопедическая неделя" в школе методическая разработка на тему Закрытие логопедической недели в детском саду

Логопедическая работа в школе строится с учётом особенностей развития детей. Наряду с традиционными формами проведения занятий, коррекция проходит и во внеурочной деятельности. Одной из форм такой деятельности является логопедическая неделя в школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ НЕДЕЛИ В ШКОЛЕ

Мероприятия

Дата

Открытие «Логопедической недели»

Объявление конкурса на лучшее сочинение по теме «Если бы я был волшебником…» (2-4 классы)

18.04.16

Логопедическая олимпиада (1-2 классы)

Конкурс рисунков на темы:

1). «Как я занимался с логопедом»

2). Иллюстрация пословицы

19.04.16

«День открытых дверей» (проведение открытых логопедических консультаций для родителей, педагогов школы)

20.04.16

Конкурс во 2-х классах «Слышу отчётливо, пишу грамотно»

21.04.16

Логопедический праздник «Весенняя звуковая полянка» в 1 «б» классе

22.04.16

Закрытие логопедической недели (подведение итогов и награждения)

25.04.16

Ответственный: учитель-логопед Груздева Полина Александровна

Логопедическая неделя в школе

Основными задачами недели являлись:

  1. Закрепление знаний, полученных на логопедических занятиях.
  2. Развитие познавательных и психических процессов.
  3. Создание условий для эмоционально-личностного благополучия детей.
  4. Осуществление взаимосвязи в работе с педагогами, родителями.
  5. Воспитание интереса к изучению родного языка.

Логопедическая работа в школе строится с учётом особенностей развития детей. Наряду с традиционными формами проведения занятий, коррекция проходит и во внеурочной деятельности. Одной из форм такой работы является неделя логопедии в школе. Она прошла среди учащихся начальных классов.

В понедельник (18 апреляя ) состоялось открытие «Логопедической недели». Были объявлены все намеченные конкурсы, чтобы ребята в течение недели могли подготовиться к ним и принять активное участие. Так был объявлен конкурс на лучшее сочинение по теме «Если бы я был волшебником…» Обладатели лучших работ награждены грамотами.

Во вторник (19 апреля) прошла логопедическая олимпиада для 1-2 классов. Ученики показали отличные результаты!

В среду (20 апреля) прошёл «День открытых дверей». В этот день педагогам и родителям можно было посетить индивидуальные консультации по коррекции устной и письменной речи.

В четверг (21 апреля) Был проведён конкурс во 2-х классах «Слышу отчётливо, пишу грамотно». Учащиеся показали хорошие результаты!

В пятницу (22 апреля) Был проведен логопедический праздник «Весенняя звуковая полянка» в 1 «б» классе.

В понедельник (25 апреля) Закрытие логопедической недели. Подводились итоги конкурса рисунков на темы: «Как я занимался с логопедом», «Иллюстрация пословицы». Дети приняли активное участие, было представлено большое количество рисунков. Обладатели лучших работ награждены грамотами. На школьной линейке были вручены грамоты победителям олимпиады по русскому языку в 1 и 2 классах, а так же победителям конкурса во 2-х классах «Слышу отчётливо, пишу грамотно».

Все проведённые мероприятия недели отличались высокой активностью и заинтересованностью учащихся.

Отдельную благодарность за помощь в организации недели хочется выразить администрации школы и учителям начальных классов.

Учитель-логопед: Груздева П. А.

Дорогие ребята!

1. Конкурс на лучшее сочинение по теме «Если бы я был волшебником…» (2-4 классы)

2. Конкурс рисунков на темы:

1). «Как я занимался с логопедом» (1-4 классы)

2). Иллюстрация любой пословицы (1-4 классы)

Ваши работы мы ждем в кабинете учителя-логопеда: 1 этаж.


Логопедическая работа в условиях школы-интерната для детей-сирот строится с учётом особенностей их развития. Наряду с традиционными формами проведения занятий, коррекция проходит и во внеурочной деятельности.

Одной из новых форм нашей работы является ежегодное проведение “Логопедической недели”, которая проводится в последней учебной четверти (март-апрель).

При её проведении решаются следующие задачи:

  • закрепление знаний, полученные за год обучения;
  • развитие познавательных и психических процессов;
  • создание условий для эмоционально-личностного благополучия детей;
  • осуществление взаимосвязи в работе педагогов.

Для проведения “Недели” нами составляется план мероприятий на каждый день, который утверждается директором школы, согласуется с завучами и вывешивается для детей и педагогов в “Уголке логопеда”. В течение неделипроводятся различные мероприятия для учащихся и педагогов: олимпиады, открытые уроки, конкурсы, викторины, выставки, семинары, развлекательные и познавательные логопедические праздники в виде утренников, КВНа.

В понедельник проходит открытие “Логопедической недели”, которое носит увлекательно- информационный характер и проходит по ранее разработанному сценарию. Здесь же объявляются все намеченные конкурсы, чтобы ребята могли в течение недели подготовиться к ним и принять активное участие. Все конкурсные материалы принимаются до четверга. Представляется жюри, куда входят логопеды, педагоги и дети. Далее всё проходит согласно намеченному плану. В “День открытых дверей” логопедические занятия могут посетить по желанию все педагоги школы. На этих уроках логопеды показывают новые формы и методы коррекции, инновационные технологии, которые применяют в своей логопедической работе. Особенно интересно и познавательно проходят различные семинары, семинары-практикумы для педагогов школы, где проявляется совместное сотрудничество различных служб: педагогической, психологической, социальной и медицинской. Викторина “Угадай-ка” вывешивается в виде стенгазеты с заданиями: ребусами, кроссвордами, шарадами, анаграммами и другим занимательным материалом. В этот же день ребятам предлагается Олимпиада “Грамотей” в виде тестовых логопедических заданий. В последний день, на закрытии “Недели”, обязательно проводится какой-либо логопедический праздник в виде утренника, КВНа, капустника и т.д., где можно проследить результаты логопедической работы за учебный год. Затем, подводятся итоги всех викторин, конкурсов, и победители награждаются подарками и призами. Все сценарии мы разрабатываем сами, используя новинки методической литературы и периодических изданий.

Предлагаем примерный план “Логопедической недели”:

ПОНЕДЕЛЬНИК

Открытие “Логопедической недели”

- “Почтовый ящик” (письмо другу, где дети могут высказать все свои мысли, пожелания, поздравления и т.д.)

Объявление конкурса на лучшее сочинение по теме “Если бы я был волшебником…”

- “День открытых дверей” (проведение открытых логопедических занятий для педагогов школы)

Викторина “Угадай-ка”

Олимпиада для учащихся “Грамотей”

Семинар-практикум для педагогов “Умеем ли мы общаться”

Логопедический праздник“Путешествие в страну Правильной речи”

Закрытие “ Логопедической недели” (подведение итогов и награждения)

Каждый год план “Недели” меняется и совершенствуется, что способствует повышению интереса у детей и педагогов.

По ходу проведения мероприятий оформляются разнообразные выставки литературы и конкурсных материалов (рисунков, письменных и творческих работ). Здесь прослеживается тесная связь работы логопедов с работниками библиотеки, вожатой, заместителем директора по воспитательной работе, воспитателями. Огромную поддержку и помощь оказывает администрация школы. В подготовке, оформлении и проведении “Недели” обязательно участвуют сами дети. Здесь им предоставляется возможность для самореализации, проявления своих творческих способностей и самостоятельности.

Проведение “Логопедической недели” активизирует всю школу, сближает ребят и взрослых, даёт эмоциональный настрой для обучения. Такая нетрадиционная форма работы важна для детей-сирот и педагогов. Она способствует проявлению чувств, возможности свободно и открыто высказаться, развитию интеллектуальных и артистических способностей ребят, развитию любознательности, сплочению коллектива, и вызывает интерес к обучению.

В различных мероприятиях участвуют все желающие воспитанники. Как правило, учащиеся, занимающиеся у логопедов, имеют лучшие результаты в викторине, занимают призовые места в конкурсах. Это является высоким показателем логопедической коррекции.

Вашему вниманию предлагается собственная разработка логопедического праздника

Путешествие в страну “Правильной речи”

Цель: Закрепление знаний учащихся.

  1. Закреплять знания детей, полученные за год на логопедических занятиях.
  2. Развивать психические процессы: память, внимание, мышление, воображение.
  3. Создавать условия для эмоционально-личностного благополучия ребят.
  4. Способствовать развитию учебной мотивации.
  5. Воспитывать умение работать в коллективе, взаимовыручку, доброту, артистичность.

Действующие лица: ведущая, Звуковичок, Волшебница Грамота, Незнайка, Звукомор, Злая Ошибка.

Реквизит: Замок Грамотеев, “волшебный мешочек” с кубиками, декорация “озеро”, уточки, картинки, схемы слов, плакат со словами, музыкальное оформление.

Ход занятия

Дети входят в зал под весёлую музыку.

Вед: - Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами отправимся в страну Правильной речи. А чтобы попасть туда, нужно преодолеть препятствия и показать, чему мы с вами научились на логопедических занятиях.

(Выбегает Звуковичок).

Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки. Я услышал, что вы собрались в страну Правильной речи. Возьмите меня, пожалуйста, с собой. А я вам помогу.

Вед. – Ну что, ребята, возьмём Звуковичка с собой?

Звуковичок: Вот спасибо! А чтобы отправиться в Страну Правильной речи, сначала нужно отгадать загадки:

Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает. (Книга)

Чёрные, кривые, встанут в ряд – заговорят. (Буквы).

Он признался ножу:
- Без работы я лежу.
- Построгай, меня, дружок,
- Чтобы я трудиться мог. (Карандаш).

Если ей работу дашь -
Зря трудился карандаш. (Ластик).

Жмутся в узеньком домишке
Разноцветные детишки,
Только выпустишь на волю
Побегут по белу полю.
Где была пустота,
Там, глядишь, красота. (Цветные карандаши).

Вед. – Все загадки отгадали, молодцы, ребята!

Посмотрите, какой Замок красивый. Что это за замок такой? Прочитайте.

(Замок грамотеев). В этом Замке живёт Волшебница Грамота. А вот и она. (Выходит Волшебница Грамота)

В. Грамота:- Здравствуйте, ребята! Куда вы путь держите? Чтобы попасть в эту страну, вам нужно выполнить это задание. (“Волшебный мешочек”). Вы вытащите 10 кубиков из мешочка, и будете составлять из этих букв, которые есть на кубиках, слова. (Ребята выполняют задание).

Молодцы, ребята, справились с таким трудным заданием.

Хлеба купить попросили Андрея
Вот и пошёл он, читать не умея
Вывесок много, а мальчик один
Входит несмело Андрей в магазин.

Кто-то в халате и молвит Андрею
- Сядьте, я голову Вашу побрею
Только тогда, покраснев от стыда
Понял Андрей, что попал не туда.

Вот что, ребята, порою бывает
С теми, кто грамоты вовсе не знает
Надо читать научиться скорей
А то ты впросак попадёшь, как Андрей.

Вед: - Вот видите, дети, как важно уметь читать?

Вед: Посмотрите, у нас на пути какое красивое озеро! Оно тоже, наверное, волшебное. (На озере уточки, а под ними схемы и картинки. Какая картинка подходит, какой схеме.)

Исполняется танец маленьких утят.

Входит Незнайка и плачет.

Вед: - Почему ты, Незнайка, плачешь?

Незнайка:- Я очень хочу стать умным и научиться правильно говорить и писать, но меня не пускают в Страну Правильной речи, потому что я не знаю ни одной скороговорки.

Вед: - Ребята, поможем Незнайке? (конкурс скороговорок).

Ну, теперь ты запомнил хоть одну скороговорку?

Незнайка: - Да (повторяет 1 скороговорку).

Вед: - Пошли с нами вместе.

(Выбегают Звукомор и Злая Ошибка под громкую музыку)

Звукомор: - Вот мы сейчас этих умненьких, да разумненьких и запутаем. Неправда, что они всё знают, всё умеют.

Я великий Звукомор!
Ясных звуков - редкий вор.
Если только захочу,
И слова все проглочу!
Всех ошибок я начальник,
Ну-ка, все скажите: “Тяйник”, “Суба”, “Ыба”, “Коска”, “Гуть”
Всё равно вас не боюсь!

(На переносной доске написаны слова с пропущенными буквами. Дети подписывают буквы в слова.: кры – ка, но – ка, ро -, но -, сты -, сем-я). Злая Ошибка:

Ну а я – Ошибка Злая
И не зря пришла сюда я.
И подружек захватила,
Чтоб на вас, на всех хватило!
Позаботилась сама -
Слов тут – целая сума (достаёт напечатанные слова на плакате)
Вот попробуйте, прочтите
Да как правильно, скажите,
Ну а я вам помогу
И как надо, подскажу!

Проводит конкурс “Скажи правильно ”.

“Поставьте правильно ударение в выделенных словах”.

Люблю Зиму. Жду весну.
Строгаю доску. Разрезаю кору.
Вижу гору. Встречаю зарю.
Ломит спину . Точу пилу.
Пашу землю . Крошу траву.
Строю стену . Рублю сосну.

Вот старинный дом огромный:
Стены, башни, ров прорыт,
Переставишь ударенье-
И на двери он висит. (За мок, замо к)

Если первый слог ударный,
Мы посуда для питья
Переставьте ударенье –
И чертите нас, друзья. (Кру жки, кружки ).

Мы показываем время,
Помогаем очень людям.
Переменишь ударенье -
И в мишень стрелять
Мы будем. (Стре лки, стрелки ).

Звукомор: - Ничего мы не смогли с вами сделать.

Ух, какие вы все, правда, умненькие, да разумненькие.

Злая Ошибка: - Если только бы мы знали,

То сюда бы не попали!

Пойдём-ка лучше подобру, поздорову, поищем других детей в других школах. (Уходят).

Вед: - Вот, ребята, мы с вами и преодолели все препятствия.

(Звучит музыка)

Вот мы и очутились в Стране Правильной речи.

Ребята читают стихи:

Вед: Ну что, Звуковичок, можем мы остаться в Стране Правильной речи?

Звуковичок: - Конечно, таким умным ребятам обязательно нужно здесь остаться.

Исполняется песня “Маленькая страна”

В эту страну попасть непросто
Грамота там живёт
И по тропе красивой речи
Нас она поведёт.
Надо всем детям научиться
Правильно говорить.
В эту страну тот час умчимся
Будем всегда там жить.

Припев.

Маленькая страна
Правильная страна
Там говорят и пишут верно,
Всех нас зовёт она!

В этой стране не будет места
Грубым и злым словам
Ни Звукомор и Ошибка Злая
Не приживутся там.
Нам Звуковик поможет точно
Звуки произносить
Надо нам научиться срочн
Правильно говорить.

Сухова Оксана
«Психолого-логопедическая неделя в ДОУ»

Цель психолого-логопедической недели :

повысить интерес субъектов воспитательно-образовательного процесса к психологии ;

показать реальные формы работы, возможности психологической и логопедической службы детского сада;

формировать интерес взрослых к миру ребенка, стремление помогать ему в индивидуально-личностном развитии.

повысить психологическую и логопедическую компетентность педагогов и родителей ДОУ.

развивать связную речь детей.

ОРГАНИЗАЦИЯ проведения ПСИХОЛОГО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ НЕДЕЛИ .

1. Подготовительный этап :

Выбор темы;

Определение направлений работы, конкретных форм и методов;

Анализ необходимых средств, материалов и помощников.

Составление плана, определение предполагаемых сроков, ответственных, а также призов и подарков победителям тех или иных мероприятий.

2. Основной этап : реализация работы.

3. Заключительный этап : оценка полученных результатов.

«НЕПОЗНАННАЯ ЖИЗНЬ НЕ СТОИТ ТОГО, ЧТОБЫ БЫТЬ ПРОЖИТОЙ»

Центральные мероприятия недели :

Понедельник : Форум «Что такое радость?»

Вторник : Психологическая акция . «Цвет дня»

Среда : «Мы строим дом» (сотворение детского сада)

Социологический опрос : «Детский сад для наших детей»

Четверг : Викторина «Мой любимый детский сад» (старший и подготовительный дошкольный возраст)

Пятница : Подведение итогов. Награждение.

Фоновые мероприятия :

Мудрые мысли выдающихся людей, рассказы-притчи, передвижные информационные бюллетени.

Развивающие занятия «Дружба» , «Пойми меня» и т. д.

Публикации по теме:

Артикуляционная логопедическая сказка «Приключения Язычка». Пальчиковая логопедическая сказка Артикуляционная логопедическая сказка "Путешествие язычка" Язычок рано встал. (упражнение «Любопытный язычок») В комнате он всё убрал, Зубы.

Логопедическая документация на логопункте в ДОУ Документации учитель- логопед должен уделять особое внимание ежедневно. Её ведение, хранение, разработка отнимает много времени и сил. За.

Логопедическая игра «Цветочная поляна» ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ИГРА "Цветочная поляна " Коррекционно-образовательные задачи: 1. Совершенствование грамматического строя речи (формирование.

Логопедическая игра «Пернатые друзья» Цель. Активизация и актуализация словаря по теме «Зимующие и перелётные птицы»; совершенствование.

Логопедическая игра «По буквенной дорожке» Цель: закрепление зрительного образа буквы, развитие умения определять правильно и неправильно.

Дидактическая игра на дифференциацию звуков [р] - [л] в словах "Заячья радость" Цель: Дифференциация звуков звуков [р] - [л] в словах. Оборудование:.

Неделя психологии «Неделя дружбы» Неделя психологии «Неделя дружбы» Цель: создание условий для сплочения детского коллектива, осознание детьми важности и ценности понятия.

Перспективный план психолого-педагогической работы с детьми подготовительной группы (ноябрь, 1 неделя) Тема: «Живая природа» Итоговое мероприятие: Создание страниц «Красной книги» растения и животные Томской области Организация развивающей.

Описание проекта

Актуальность

Известно, что хорошая речь - важнейшее условие всестороннего, полноценного развития детей. Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, на этапе завершения дошкольного образования ребенок должен достаточно хорошо владеть устной речью, уметь использовать её для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения. Достичь эффективности в коррекционно-развивающей логопедической работе возможно только в системе взаимодействия с семьей, но, как показывает многолетняя практика, не все родители компетентны в вопросах речевого развития детей. Многие из них не понимают важность и значимость своевременного устранения речевых нарушений у детей, либо стараются не замечать их, игнорируют выполнение с ребенком домашних заданий, рекомендованных учителем-логопедом. Некоторые родители наоборот, проявляют излишнюю тревожность, предъявляя повышенные требования к речи ребенка, а те родители, которые готовы к совместному сотрудничеству, не владеют необходимыми знаниями для осуществления коррекционной работы с ребенком в условиях семьи. Они получают необходимую информацию на информационных стендах, посещая родительские собрания и консультации. При такой организации работы они являются пассивными слушателями и наблюдателями.

Цели и задачи.

Для формирования компетентности родителей в вопросах речевого развития детей была поставлена цель : объединить усилия всех участников образовательного процесса по оптимизации речевого развития детей дошкольного возраста, посредством участия в совместной проектной деятельности.

Для реализации цели были поставлены задачи:

Приобщать родителей к участию в коррекционно-развивающей логопедической работе через внедрение в нее эффективных форм;

Оказывать помощь родителям в создании благоприятных детско-родительских отношений в рамках совместной работы (консультации, занятия, тренинги и пр.)

Содействовать сохранению физического и психического здоровья детей путем популяризации логопедических знаний среди родителей.

Вид проекта : творческо - информационный.

Продолжительность проекта : долгосрочный (сентябрь месяц).

По количеству участников - групповой.

Участниками проекта явились дети подготовительной логопедической группы с ФФНР, родители воспитанников, .

Возраст детей - 6 лет

Организация деятельности участников проекта - подгрупповая, индивидуальная, групповая.

Образовательная область : речевое развитие.

При реализации проекта особое внимание уделялось следующим направлениям:

1.Речевое развитие:

Формирование правильного звукопроизношения;

Формирование фонематических представлений;

Формирование грамматического строя речи;

Активизация и расширение словарного запаса по темам «Осень», «Животные и растения родного края».

2. Работа с родителями:

Проведение консультационной работы с родителями в форме мастер-класса, выставки, круглого стола, экскурсии.

3. Совместная творческая деятельность детей и родителей:

Оформление собственных страниц «Сибирской азбуки».

В процессе осуществления проектной деятельности мы применяли следующие формы совместной работы с детьми, воспитателями и родителями:

Проведение занятий с детьми совместно с родителями;

Проведение консультационной работы с родителями в форме мастер-класса, выставки, круглого стола, экскурсии;

Совместная творческая работа детей, родителей и педагогов по созданию и оформлению « Осенней азбуки».

Методы изучения:

  1. Диагностика развития речи;
  2. Беседы с родителями воспитанников.

Научно-методическое обеспечение проекта:

  1. Волина В.В. 1000 игр с буквами и словами. ---М.:АСТ-Пресс,1996.
  2. Коноваленко С.В, Коноваленко В.В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.-М.: Гном и Д, 2005.
  3. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов: Пособие для логопедов. - М.: ВЛАДОС, 2003.
  4. Руденко, В.И. Домашний логопед. - Ростов н/ Д.: Феникс, 2000.
  5. Смирнова, Л.Н. Логопедия. Играем со звуками. Речевой дидактический материал: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. - М.: Мозаика-Синтез, 2004.
  6. Светлова, И. Домашний логопед: эффективная программа самостоятельных занятий родителей с ребенком по звукопроизношению / И. Светлова. -М. : ЭКСМО, 2002.
  7. Управителева Л.В. Обучение грамоте в детском саду.- Ярославль, Академия развития,2008.
  8. Цуканова С.П, Бетц Л.Л. Речевые праздники и развлечения в детском саду.-М.: Гном и Д, 2010.

Материально-техническое обеспечение проекта:

  1. Дидактические игры и пособия;
  2. Мультимедийное оборудование (проектор и экран).
  3. Музыкальный центр.

Предполагаемые результаты совместной проектной деятельности:

Возрастет заинтересованность и степень участия родителей в вопросах воспитания правильной речи детей в условиях семейного воспитания;

Повысится педагогическая компетентность родителей в вопросах речевого развития детей;

Возрастет речевая активность детей при совместной работе с родителями;

Сформируется творческие способности детей и родителей в совместной деятельности;

Повысится степень удовлетворенности родителей работой учителя-логопеда и воспитателей логопедической группы.

Этапы подготовки и реализации проекта

Этап

Участники

Подготовительный

1-15 сентября

Диагностика состояния речи дошкольников;

Учитель-логопед,

воспитатели логопедической группы,

дети, родители.

Основной

этап

18-21 сентября

Проведение занятий с детьми совместно с родителями;

Проведение консультационной работы с родителями в форме мастер-класса, выставки, круглого стола, экскурсии,

Совместная работа детей, родителей и педагогов по созданию и оформлению « Осенней азбуки»

Учитель-логопед,

Заключительный этап

Проведение КВН совместно с детьми и родителями логопедической группы

Учитель-логопед,

воспитатели логопедической группы, дети, родители

План проекта

Дата

Название

мероприятия,

форма организации

деятельности

Задачи

Участники

сентября

Диагностика состояния всех сторон речи воспитанников логопедической группы

Определить уровень речевого развития воспитанников

Учитель-логопед,

дети логопедической группы.

сентября

Анализ результатов диагностики, составление совместного плана коррекционно-развивающей работы

Знакомство воспитателей с выявленными речевыми нарушениями воспитанников логопедической группы.

Составление перспективного планирования работы по формированию правильной речи на первый квартал; Обсуждение и выбор форм, методов и приемов коррекционно-развивающей работы.

Учитель-логопед

воспитатели логопедической

Определение содержания работы над проектом

Изучение методической, научно-популярной и художественной литературы по обозначенной теме, изучение интернет - ресурсов;

Определение цели и задач проекта;

Составление плана работы над проектом;

Определение содержания деятельности всех участников проекта.

Подборка иллюстративно-речевого материала, дидактических игр и пособий.

Учитель-логопед,

воспитатели логопедической группы

сентября

Круглый стол

для родителей:

«Будем говорить правильно».

Познакомить родителей с нормой и отклонениями в развитии речи дошкольников

Раскрыть влияние речевых нарушений на будущую успеваемость при овладении навыками чтения и письма в начальной школе

Познакомить родителей с содержанием работы по развитию речи в условиях логопедической группы

Познакомить родителей с методами и приемами работы по исправлению речевых нарушений в условиях семейного воспитания

Показать значимость работы родителей в развитии и коррекции речи детей

Учитель-логопед,

родители воспитанников логопедической группы

сентября

Совместное занятие с детьми и родителями:

«Путешествие Язычка в страну правильной речи».

Познакомить родителей с играми и приемами развития артикуляционной и мелкой моторики, речевого дыхания;

Объяснить детям и родителям значимость формирования перечисленных навыков для овладения правильным звукопроизношением.

Учитель-логопед,

Индивидуальные занятия по формированию правильного звукопроизноше-ния с детьми в присутствии родителей

Познакомить родителей с играми и приемами формирования правильного звукопроизношения.

Учитель-логопед,

Родители воспитанников логопедической группы Воспитанники логопедической группы

сентября

Мастер-класс для родителей: «Путешествие в страну Грамоту» совместно с детьми

Познакомить родителей с приемами формирования навыков звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста

Учитель-логопед,

Воспитанники логопедической группы

сентября

Фронтальное занятие по развитию связной речи.

Составление рассказа по картине «Осень золотая»

Познакомить родителей с играми и приемами формирования грамматического строя речи и связного высказывания детей

Родители воспитанников логопедической группы,

воспитатели логопедической группы

сентября

КВН совместно с детьми и родителями

Закрепить знания детей и родителей по развитию речи;

Учитель-логопед, родители воспитанников логопедической группы,

воспитанники логопедической группы,

Выставка работ детей «Сибирская азбука»

Вовлечь родителей в совместную творческую деятельность с детьми;

Развивать правильную речь детей в процессе выполнения творческих работ с родителями.

Родители воспитанников логопедической группы,

воспитанники логопедической группы

Сценарий итогового мероприятия по речевому развитию для родителей и детей подготовительной логопедической группы с ФФНР

«Мы начинаем КВН!»

Цель: систематизировать знания родителей и детей, полученные в результате проектной деятельности.

Задачи:

Формировать фонематический слух, навыки языкового анализа;

Развивать внимание, память, словесно-логическое мышление;

Развивать навыки речевой коммуникации;

Воспитывать умение выслушивать товарищей, не перебивать их речь;

Формировать нравственные качества: умение прийти на помощь, сочувствие, чувство коллективизма.

Оборудование: 2 мольберта, резиновый мяч, предметные картинки, цветные фишки для звукового анализа, магнитофон, аудиозаписи, корзинки и фишки для подсчета баллов,

Подготовительная работа: каждая командаполучает задание подготовить название команды, девиз.

Участники: две команды детей подготовительной логопедической группы с ФФНР и их родителей.

Ход мероприятия:

Звучит мелодия телепередачи КВН. Участники команд входят в зал и занимают свои места.

Логопед: Добрый день дорогие ребята и взрослые, мы начинам КВН!

Сегодня нам предстоит выяснить, какая из команд окажется самой веселой, дружной и находчивой. Для этого вам предстоит выполнить несколько заданий. За каждый правильный ответ и выполненное задание вы будете получать фишки. После подсчета верных ответов мы определим команду -победителя. А сейчас я представляю участников КВН. Слева-команда «Дельфинята». Ваш девиз?

Команда «Дельфинята»: Мы команда -«Дельфинята»,

Не даем себе скучать.

С удовольствием сегодня

Будем в КВН играть!

Логопед : Справа команда «Пингвинята». Ваш девиз?

Команда «Пингвинята»: Мы- пингвинята боевые,

Любим мы сражаться.

Мы готовы в КВН

Посоревноваться!

Логопед: Пожелаю я командам

Не скучать и не зевать,

На мои вопросы дружно,

Побыстрее отвечать!

Внимание, внимание друзья!

Вот первый конкурс объявляю я.

Вы на вопросы смело отвечайте

И баллы за ответы получайте!

Разминка

Логопед: Переходим к разминке!

Вопросы для первой команды.

1.Мы видим буквы или звуки?

2.Назовите мягкий согласный звук в слове почка?

3.Назовите парк без звука «К»?

4.Назовите одним словом сильный ливень?

5.Кто «папа» ягненка?

6.Слово, противоположное по смыслу «молчать»?

Вопросы для второй команды.

  1. Мы слышим звуки или буквы?
  2. Твердый согласный в слове дерево ?
  3. Слово коса без звука «К»?
  4. Звук, который встречается дважды в слове планета ?
  5. Месяц между декабрем и февралем?
  6. Слово, противоположное по значению слову «спрашивать»?

1 конкурс «Кто больше назовет «осенних?» слов».

Логопед: Наша речь богата словами о временах года. Поговорим об осени. Объявляется аукцион «Кто больше назовет осенних слов?».

Команды по очереди называют слова и получают фишки за каждое слово.

2 конкурс «Он - она».

Логопед:

У меня для вас игра

Под названьем «Он - она».

Попрошу вас, не зевайте,

Слово в стих мой добавляйте.

Он слон, она(___), он лось, она(___),он кот, она(___)

Ну конечно! Это кошка!

Что ж сыграем еще раз,

Обыграть хочу я вас.

Он морж, она(___),он заяц, она(___),он еж, она(___),он бык, она(___).

Вам знакомо это слово?

Да, да, да! Она корова!

3 конкурс «Конкурс капитанов».

Логопед: Пора пришла начинать конкурс капитанов! Они должны защитить честь своей команды. Посмотрим, какой капитан справится лучше с заданиями этого конкурса!?

Задание: «На что похоже?»

Закончите предложения, подобрав слова-сравнения.

Капитанам поочередно предлагаются предложения.

Самолет похож на.. Осенний туман похож на… Кленовый лист похож на…

Сильный дождь похож на…Увядшая трава похожа на… Шум ветра похож на….

Задание «Пойми меня».

Логопед зачитывает по одному предложению, а капитаны поочередно отвечают на вопросы.

Логопед:

Машу слушала мама. Кто говорил? Сережу ударил Рома. Кто драчун?

Папу ждет дочка Оля. Кто задержался? Папа шел впереди Вани. Кто шел сзади?

4 конкурс «Подбери слова» . (Члены команд подбирают картинки на заданные звуки. (Звуки Л-ЛЬ)

Логопед:

Тише, тише! Не шумите! Погодите, не спешите!

Дам заданье вам друзья. Подберите - ка слова!

Выходят представители команд и вытягивают из конверта по одной картинке. Затем определяют первые звуки в этих словах

Динамическая пауза с мячом под музыку

Пришло время немного размяться!

Вместе с вами поиграем

И друг другу помогаем!

5 конкурс «Рассыпанные слова».

Логопед:

Посмотрите, эти слоги

Разбежались кто куда.

И горюют: снова слово

Не сложить им никогда!

Кто помочь словам готов?

Все слова из трех слогов!

А я вам даю подсказку: эти слова обозначают названия фруктов и овощей. Просчитайте слоги и назовите фрукты!

мо-ны-ли фель-кар-то бло-я-ки ла-бак-жан си-ки-пер та-пус-ка

на-ны-ба ми-по-до

6 конкурс «Знатоки звуков и слов».

Мы знаем, что слова состоят из звуков. И каждый звук имеет свое обозначение.

В следующем конкурсе не нужно зевать! Слова из фишек нужно составлять!

Участники команд вытягивают из конверта предметные картинки. Затем участники (дети) выполняют анализ слов с помощью цветных фишек по очереди. Первый ребенок обозначает первый звук в слове, второй ребенок следующий звук и.т.д . Следующий участник ставит ударение, а последний участник в слове делит слово на слоги. Побеждает та команда, которая все задание выполнила правильно.

Итог мероприятия:

Логопед: Вот и закончилась встреча в клубе веселых и находчивых! Подсчет фишек показал, что участники обеих команд - дружные, веселые и находчивые!

Очень важно говорить правильно и красиво, ведь в следующем году вы станете первоклассниками! Пришла пора нам расставаться. Спасибо вам за хорошую игру. До свидания друзья, до новых встреч!

(Награждение участников грамотами и призами)

Аналитическая справка проекта

Вовлечение родителей в совместную проектную деятельность позволило

приобщить родителей к совместной коррекционно-развивающей логопедической работе.

Принимая участие в круглом столе «Будем говорить правильно», родители узнали о «речевой» готовности детей к школе, причинах речевых нарушений и их влиянии на будущую успеваемость при овладении первоклассниками навыками чтения и письма.

Участвуя во фронтальных и индивидуальных занятиях, они познакомились с приемами развития речевого дыхания, мелкой и артикуляционной моторики путем выполнения практических упражнений. Вместе с детьми они произносили звуки в слогах и словах, соблюдая правильную артикуляцию, и учились работать со «звуковыми дорожками». Каждый из них имел возможность увидеть успехи и затруднения своих детей и получить информацию о том, как закреплять правильное звукопроизношение в условиях семейного воспитания. Родителям были даны рекомендации по работе с дидактическими играми, пособиями и логопедическими тетрадями.

Участвуя совместно с детьми в мастер-классе «Путешествие в страну Грамоту», родители осваивали приемы работы над звуковым анализом слов: составляли слова из звуков, ставили ударение, определяли количество слогов, составляли предложения из слов.

На фронтальном занятии по развитию связной речи «Осень золотая», вместе с детьми родители отвечали на вопросы, составляли рассказ по картине. Они учились правильно задавать вопросы, строить распространенные предложения, работать с картиной. В конце занятия родителям было предложено домашнее задание - вместе с детьми сделать страницу «Осенней азбуки». Для этого необходимо подобрать иллюстрации, стихи, речевой материал на темы: «Осень», «Животные родного края», «Овощи и фрукты» и оформить свою персональную страницу азбуки.

На заключительном этапе проекта родители, дети и воспитатели приняли участие в игре «Мы начинаем КВН!», целью которой стало обобщение полученных в ходе совместной проектной деятельности знаний. Также дети презентовали страницы «Осенней азбуки», которые они оформили вместе с родителями. Они рассказывали стихи, говорили об осенних приметах и, загадывали загадки, рассказывали о животных родного края.

Применение проектной деятельности в работе логопедической работе имеет большие потенциальные возможности:

  • объединяет и активизирует всех участников коррекционно-образовательного процесса - родителей, детей, логопеда и воспитателей;
  • способствуют качественным изменениям в развитии речевых и творческих способностей детей;
  • позволяет актуализировать имеющиеся знания воспитателей по вопросам формирования правильной речи дошкольников;
  • позволяет сформировать компетентность родителей в вопросах речевого развития детей и превратить их в активных участников образовательных отношений;
  • повышает степень удовлетворенности родителей работой учителя-логопеда и воспитателей логопедической группы.

Мастер-класс Мы начинаем КВН!

Логопедическая работа в условиях начальной школы должна строиться с учётом особенностей, возможностей и развития учащихся. Наряду с традиционными формами проведения занятий, коррекцию можно проводить и в нетрадиционной форме(во внеурочной деятельности).

В условиях внедрения в начальное образование Федеральных государственных стандартов начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья задача совершенствования социального воспитания и развития креативных способностей детей и подростков является одной из приоритетных.

Социальное воспитание должно достигать двух целей:

  1. успешности социализации подрастающих поколений в современных условиях
  2. и саморазвития человека как субъекта деятельности и как личности.

Умело организованная в учебном заведении внеклассная работа формирует и развивает личность ребенка, повышает мотивацию обучения тому или иному учебному предмету, развивает самостоятельность и предоставляет возможность в самореализации личности.

Управлять воспитательным процессом - значит не только развивать и совершенствовать заложенные в человеке умственные и физические способности, корректировать нежелательные социальные отклонения в его поведении и сознании, но и формировать у него потребность в постоянном саморазвитии, самореализации физического, умственного и духовного.
Форм внеклассной работы огромное количество.

Это многообразие создает сложности в их классификации, поэтому единой классификации нет. Кружковая внеклассная работа способствует выявлению и развитию интересов и творческих способностей в определенной области науки, искусства, спорте.

Доказано, что речевое общение осуществляется по законам данного языка, который представляет собой систему фонетических, лексических, грамматических и стилистических средств и правил общения.

Уровень владения русским языком у детей с билингвизмом различен: от незначительных нарушений в звуковом оформлении речи до грубых нарушений в лексико-грамматическом строе речи.

Для преодоления таких трудностей коррекционная работа основывается на совместной работе всех участников образовательного процесса, как во время уроков, так и во внеурочной деятельности.

Для двуязычных детей русский язык – это как иностранный. А для детей с умственной отсталостью – это еще сложнее.

Речевые навыки нужно развивать и на русском языке. Во время уроков учащиеся чувствуют себя скованно, не могут полностью раскрыть себя. Во внеурочной деятельности они чувствуют себя раскованно, даже неуспешный ученик в классе может показать себя как хороший артист.

Исходя из выше сказанного, перед учителями и специалистами выдвинуты основные задачи коррекционной работы:

  • обогащать и уточнять словарный запас детей;
  • формировать навыки словообразования и словоизменения;
  • учить произносить слова различной слоговой сложности языке;
  • обучать правильному согласованию различных частей речи;
  • отрабатывать понимание пространственного значения предлогов;
  • обучать правильному грамматическому оформлению предложений;
  • учить свободно пользоваться приобретенными навыками в самостоятельной речи;
  • воспитывать терпимость и взаимоуважение в условиях межнационального общения.

Как уже было сказано ранее, для успешного решения данных задач огромную роль играет внеклассная работа. На протяжении многих лет как итоговое занятие в конце учебного года учителем – логопедом проводились логопедические утренники на различную тематику. Сценарии для утренников приходится разрабатывать самим.

Мы понимаем, что в коррекционной работе целесообразно использовать разные виды терапии.;

  • самостоятельность — от ориентации в средствах выразительности, проблемных ситуациях сказки, в ритме и динамике музыкальных образов к поиску адекватных способов самовыражения в речи и движении;
  • творчество – от подражания взрослому в действии и выразительном слове
  • к совместному составлению словесных описаний по пантомимическим этюдам, темпоритма, музыкальной композиции;
  • эмоциональность — от восприятия образов сказки к адекватному воплощению собственного опыта в действии, ритме и слове;
  • произвольность — от переживания эмоциональных состояний сказочных героев, понимание образных выражений к оценке собственных устных сообщений и эмоциональных поступков;
  • связную речь – от продолжения фраз взрослого в рассуждениях о музыкальных композициях, пантомимических этюдах, сказочных образах.

Перед вышеперечисленными деятельностями в качестве одной из задач стоит — формирование нравственного, эмоционального и волевого компонентов.

Одной из новых форм нашей работы является ежегодное проведение “Логопедической недели”, которая проводится в последней учебной четверти (март-апрель).

При её проведении решаются следующие задачи:

  1. закрепление знаний, полученные за год обучения;
  2. осуществление взаимосвязи в работе педагогов.

Поскольку в содержании внеклассной работы практический аспект преобладает над теоретическим, разумнее рассматривать содержание с позиции деятельности детей, через которую они осваивают ту или иную область социального опыта.

Познавательная деятельность детей во внеклассной работе предназначена для формирования у них познавательного интереса, положительной мотивации в обучении, совершенствования учебных навыков. Она является продолжением учебной деятельности с использованием иных форм.

С 04.04.2016 по 8.04.2016 в рамках «Логопедической недели» в нашей школе были проведены:

  • конкурс сочинений «Если бы я был волшебником» для начальных классов,
  • конкурс совместного творчества учеников с родителями. Это сочинение стихотворения в предверии «Дня Космонавтики».

После проведения этого конкурса был создан сборник «Поэтическая тетрадь», куда вошли все стихи созданные учениками в совместной деятельности с родителями.

Так же был проведен конкурс чтецов «Марсианские стихи», конкурс на лучшую эмблему школьного логопедического пункта, после чего была создана выставка эмблем и определены победители в различных конкурсах.

Примечательным моментом нынешней «Недели», мы считаем, проведение тестовых заданий. В тестовых заданиях участвовали все дети, посещающие логопедический пункт в течение учебного года. Как правило, на олимпиадах и викторинах школьного или муниципального уровня по русскому и родному языку эти дети не участвуют, так как у них отмечаются грубые и стойкие нарушения письменной и устной речи. А на тестовых занятиях у них появилась возможность самовыразиться и занять призовые места. Это, считаем мы, является высоким показателем логопедической коррекции.

Целью «Логопедической недели» в нашей школе являлось повышение интереса к логопедическим занятиям.

  1. развитие коммуникативных способностей учащихся,
  2. развитие познавательных и психических процессов,
  3. пропаганда логопедических знаний среди педагогов.

Неделя по логопедии проводилась начальной школе так же с целью привлечения интереса младших школьников к звучащей стороне родного языка, расширения кругозора детей в области словесности, развития творческих способностей и воспитания умения выполнять предложенные логопедом задания точно в срок.

Для каждого класса были приготовлены разного уровня задания, которые ежедневно менялись. Ученики могли выполнять задания во время внеурочной деятельности, опуская свои ответы в специальные конверты (для каждого класса свой).

В конце каждого дня учитель –логопед проверяла ответы и подсчитывала баллы индивидуально для каждого ученика, утром задания менялись на новые и так до конца недели.

Итоги и выводы:

Положительным и важным на мероприятии было то, что все упражнения и задания были подобраны в зоне ближайшего развития детей, активизированы все психические процессы, задействованы все анализаторы, а разнообразные задания способствовали не только смене видов деятельности, но поддержанию интереса в течение всего мероприятия.

Для всех классов был проведён конкурс на лучшую эмблему школьного логопедического пункта и конкурс сочинений для 3-4 классов «Если был бы я волшебник..»

В этих конкурсах приняло большое количество участников.

Во всех мероприятиях ребята активно проявляли все свои знания, полученные на уроках и логопедических занятиях. Подобные формы занятий не только повышают эмоциональный настрой детей, но и заставляют их активизировать свои знания и возможности для достижения хороших результатов, повышают мотивацию и интерес к чтению.

Конкурс «Марсианские стихи»

Цель: развитие техники чтения учащихся 3-4 классов, без принуждения, на основе развития интереса к чтению.

1. Обучать приемам быстрого и правильного чтения.
2.Развивать слуховую и зрительную памяти, навыки воображения и восприятия, внимания.
3. Формировать умения правильно и осознанно читать.
4. Развивать логическое мышление, речь.
5.Формировать устойчивый интерес к чтению.
Предполагаемые результаты работы:
1.Повышение техники чтения.
2.Повышение зрительной и слуховой памяти.
3. Улучшение разговорной речи.

Конкурс сочинений на тему «Если был бы я Волшебник»

Цели и задачи: развитие письменного творчества.

Образовательные задачи:

  • учить передавать свои впечатления;
  • формировать у детей стремление использовать в высказываниях различные типы предложений (простые и сложные, раскрывая содержание продолжаем;
  • учить отбирать содержание в соответствии с выбранной темой;
  • формировать у детей связной речи типа рассуждения;

Развивающие задачи:

  • развивать умение составлять творческие рассказы на предложенную тему: «Если был бы я Волшебник»- сочинение фантастического содержания»;
  • совершенствовать творческое, логическое мышление, фантазию и воображение детей;
  • развивать умение находить причинно-следственные связи,
  • развивать письменную речь детей.

Конкурс написания стихотворения о космос в предверии «Дня Космонавтики»:

Цель: Воспитание таких нравственных качеств как патриотизм, гордость за свой народ и Родину.

  • Привлечение внимания младших школьников к теме освоения космоса.
  • Выявление наиболее способных, литературно — одаренных участников конкурса.
  • Предоставление возможности творческого самовыражения.

Детям было предложено попробовать свои силы в сочинении стихов (в данной работе приветствовалось участие родителей) и принять участие в конкурсе «Поэтическая тетрадь». Поскольку неделя была проведена в начале апреля, то в предверии « Дня Космонавтики», нужно было сочинить стихотворение вместе с родителями, посвященное космосу.Оформить на листе бумаги форматом А4.

Конкурс «Эмблема школьного логопункта»

Цель: разработка эмблемы для дальнейшего использования ее в качестве символики школьного логопедического пункта.

Задачи: — дать возможность учащимся, участвуя в конкурсе, ощутить себя частью большого школьного коллектива, осознать свою личную значимость для школы, развитие творческих способностей, познавательного интереса учащихся

Положительным и важным в проведении «Логопедической недели» было то, что все упражнения и задания были подобраны в зоне ближайшего развития детей, активизированы все психические процессы, задействованы все анализаторы, а разнообразные задания способствовали не только смене видов деятельности, но поддержанию интереса в течение всего мероприятия.

Поставленные цели и задачи были полностью реализованы, все дети были активны на протяжении всей недели. Проведенные мероприятия соответствовали возрастным особенностям учащихся. Для проведения мероприятий использовалась ИКТ-технология, что придавало мероприятиям эстетичность, красочность и наглядность.

Во всех мероприятиях ребята активно проявляли и использовали все свои знания, полученные на логопедических занятиях, а также на уроках по русскому языку и чтению. Со всеми заданиями ребята справлялись, и были готовы к новым более сложным испытаниям. По итогам проведения предметной недели активные участники и победители в конкурсах были награждены грамотами за активное участие и победу.

Проведение «Логопедической недели” активизирует начальные классы, сближает ребят и взрослых, даёт эмоциональный настрой для обучения. Такая нетрадиционная форма работы важна для детей и педагогов. Она способствует проявлению чувств, возможности свободно и открыто высказаться, развитию интеллектуальных и артистических способностей ребят, развитию любознательности, сплочению коллектива, и вызывает интерес к обучению. Помогает выявлять детей нуждающихся в помощи школьного логопеда.

Каждый год план «Логопедической недели» должен меняться и совершенствоваться, что способствует повышению интереса у детей и педагогов.

Деятельность детей должна быть организована по принципу «рядом», т.е чтобы они не взаимодействовали друг с другом, а каждый осуществлял одну и ту же деятельность самостоятельно. Воздействие логопедом должна происходить на каждого ребенка одновременно.

Выводы:

Участие учащихся на мероприятиях «Логопедической недели», предоставляет им возможность для самореализации, проявления своих творческих способностей и самостоятельности. При ее проведении решались следующие задачи:

  • закрепление знаний, полученных за год обучения;
  • развитие познавательных и психических процессов;
  • создание условий для эмоционально-личностного благополучия детей;
  • осуществление взаимосвязи в работе логопеда, педагогов школы и родителей.

Проведение «Логопедической недели» активизирует всю начальную школу, сближает ребят и взрослых, дает эмоциональный настрой для обучения. Такая нетрадиционная форма работы, считаем мы, важна для учащихся нашей школы. Она способствует проявлению чувств, возможности свободно и открыто высказываться, развитию познавательных и артистических способностей воспитанников, развитию любознательности, сплочению коллектива и вызывает интерес к обучению.

Маханова Н.А.,
учитель-логопед

koreada.ru - Про автомобили - Информационный портал