К какому виду налогов относятся акцизы. Порядок исчисления и сроки уплаты акцизов: кто платит, виды деятельности Акцизами облагаются товары массового потребления по

Акцизы – это вид косвенных налогов на товары массового потребления, сумма акциза включается в цену товара и тариф.

Предприятия должны начислять в бюджет акцизы:

1) при натуральной оплате труда подакцизными товарами собственного производства;

2) при обмене подакцизных товаров на продукцию других предприятий;

3) при передаче подакцизных товаров безвозмездно;

4) при реализации подакцизных товаров по ценам ниже рыночных.

Если в этих операциях задействованы подакцизные товары первой группы, то их стоимость для целей налогообложения определяется исходя из максимальных отпускных цен без учета акциза на аналогичные товары. Максимальная цена определяется за 10 дней, предшествующих дню реализации этих товаров. Если в этом периоде аналогичная продукция не реализовывалась, то для определения оборота применяются рыночные цены без учета акциза, сложившиеся в данном регионе. Сумма налога, подлежащая начислению в бюджет, определяется по формуле:

С = Н х А /100,

где С – сумма акциза; А – ставка акциза в процентах;

H – стоимость подакцизной продукции исходя из максимальных или рыночных цен с учетом акциза. Если на подакцизные товары установлены твердые ставки (товары второй группы), акцизы уплачиваются также с сумм денежных средств, получаемых организациями за производимые и реализуемые ими подакцизные товары в виде финансовой помощи, пополнения фондов специального назначения, а также со стоимости опциона.

Сумма налога, подлежащая внесению в бюджет, определяется как разница между начисленной суммой акциза и суммой акциза, уплаченной при приобретении подакцизных материалов. К зачету принимается только та сумма уплаченных акцизов при приобретении материалов, которые в отчетном периоде фактически использованы для производства подакцизных товаров:

СБ = С – C1,

где СБ – сумма акциза, подлежащая внесению в бюджет;

С – сумма акциза, начисленная в бюджет;

C1 – сумма акциза, уплаченная по сырью, использованному (списанному) для производства подакцизных товаров в отчетном периоде. Акцизы уплачиваются в бюджет в следующие сроки:

1) не позднее тридцатого числа месяца, следующего за отчетным месяцем, – по подакцизным товарам (за исключением природного газа), реализованным с первого по пятнадцатое число включительно отчетного месяца;

2) не позднее пятнадцатого числа второго месяца, следующего за отчетным месяцем, – по подакцизным товарам (за исключением природного газа), реализованным с шестнадцатого по последнее число отчетного месяца.

Согласно НК РФ ст. 193 п. 1 налогообложение подакцизных товаров осуществляется по ставкам, приведенные в таблице 10. Акцизы по природному газу уплачиваются в бюджет исходя из фактической реализации не позднее двадцатого числа месяца, следующего за отчетным. Акцизы на нефть, включая газовый конденсат, зачисляются на раздел 1030313, а на газ – на 1030312 в соответствии с новой бюджетной классификацией и вносятся плательщиками в следующие сроки:

1) организациями и предприятиями со среднемесячными платежами более 100 000 руб. – исходя из фактической реализации за каждую истекшую декаду:

а) тринадцатого числа текущего месяца – за первую декаду;

б) двадцать третьего числа текущего месяца – за вторую декаду;

в) третьего числа следующего за отчетным месяца – за остальные дни отчетного месяца;

2) организациями и предприятиями со среднемесячными платежами от 10 000 до 100 000 руб. – исходя из фактической реализации продукции за истекший календарный месяц в срок не позднее двадцатого числа следующего месяца;

3) организациями и предприятиями со среднемесячными платежами менее 10 000 руб. – ежеквартально исходя из фактической реализации продукции за истекший квартал в срок не позднее двадцатого числа каждого месяца, следующего за отчетным кварталом.

Акциз на нефть, включая газовый конденсат, экспортируемую с таможенной территории РФ, уплачивается до истечения 30 дней со дня оформления коносамента, приемо-сдаточного акта или железнодорожной накладной.

Размер авансового платежа по акцизам, уплачиваемого при приобретении акцизных или региональных специальных марок, по подакцизным товарам, подлежащим обязательной маркировке, устанавливается Правительством РФ и не превышает 1 % установленной ставки акциза на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25 %.

Таблица 10


Подакцизные товары условно можно разделить на две группы:

1) товары, для которых объект налогообложения – это стоимость подакцизных товаров в отпускных ценах без акциза (ювелирные изделия, легковые автомобили);

2) товары (алкогольная продукция, пиво, табачные изделия и др.), для которых объект налогообложения – это объем реализованных подакцизных товаров в натуральном выражении.

Ставки акцизов на товары бывают трех видов:

1) единые – для товаров, сорта которых внутри группы мало отличаются по качеству и ценам (соль, спички, сахар);

2) дифференцированные – для товаров, классифицируемых по различным качественным признакам: цвету, крепости (вина, ткани и пр.);

3) средние – для однородных товаров, сорта которых имеют разный уровень цен (табачные изделия).

По способу взимания делятся на индивидуальные и универсальные. Индивидуальные акцизы устанавливаются на отдельные виды товаров и услуг и взимаются по твердым ставкам с единицы измерения товара (услуг). Универсальные же взимаются с валового оборота.

Для первой группы ставка акциза установлена в процентах к отпускной цене (не включающей акциз):

А = (С / (Q – С)) х 100 = (С / Н) х 100,

где А – ставка акциза;

С – сумма акциза;

Q – стоимость продукции в отпускных ценах, включающая акциз; H – стоимость продукции в отпускных ценах без акциза.

Тогда сумма акциза, которая должна быть начислена в бюджет, определится по формуле:

С = Н х А/100.

Ставки акцизов по ввозимым товарам делятся на адвалорные, специфические и комбинированные.

Эта ставки действуют в отношении как отечественной, так и импортируемой продукции. Сумма акциза по ввозимым товарам определяется простым умножением таможенной стоимости (без учета таможенных сборов) на ставку акциза. Поэтому сумма подлежащего уплате акциза по импортируемым товарам увеличивается.

Пиво, вино, водка, сигареты и некоторые другие подакцизные товары при их ввозе на российскую территорию облагаются по ставкам в рублях за единицу товара (ранее специфические ставки устанавливались в экю на единицу изделий). При этом ставки акцизов по этиловому спирту и алкогольной продукции теперь рассчитываются за единицу объемного содержания этилового спирта в готовой продукции. Старый порядок расчета акцизов (за 1 л готовой продукции) сохранился только по вину, слабоалкогольным напиткам и пиву.

Комбинированные ставки представляют собой сочетание адвалорного и специфического способа обложения. Ставка определяется в процентах от таможенной стоимости, но не ниже определенного количества рублей за единицу измерения.

Основное различие между адвалорными и специфическими ставками состоит в том, что во втором случае величина акциза не зависит от таможенной стоимости товара. На практике это благоприятствует производству и реализации более дорогих и качественных видов продукции.

Сумма акциза по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в %) ставки акциза, исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы:

где С – сумма акциза;

H – налоговая база (таможенная стоимость товара, увеличенная на сумму подлежащей уплате таможенной пошлины);

А – ставка акциза в процентах.

Сумма акциза по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) ставки акциза, исчисляется как произведение соответствующей ставки акциза и налоговой базы:

где С – сумма акциза;

А – ставка акциза в рублях и копейках за единицу измерения товара;

Кт – количество товара (в единице измерения, за которую установлена данная ставка акциза).

Сумма акциза по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) ставки акциза и которые подлежат маркировке акцизными марками, исчисляется как сумма акциза, подлежащая уплате, за вычетом суммы авансового платежа, уплаченного при покупке акцизных марок:

Спл = Собщ – См,

где Спл – сумма акциза, подлежащая уплате;

Со6щ – общая сумма акциза по товарам декларируемой партии, отнесенным к одной товарной подсубпозиции ТН ВЭД России, рассчитанная по формуле:

где С – сумма акциза в отношении товаров определенной емкости или расфасовки, рассчитанная по формуле:

Ст = Кт х Ку х А х Кк,

где Кт – количество товаров определенной емкости или расфасовки (для табачных изделий – количество пачек, для алкогольной продукции – количество бутылок или иных емкостей);

Ку – коэффициент, учитывающий соответствующую емкость или расфасовку (для табачных изделий – количество изделий в пачке, для алкогольной продукции – объем бутылок или иных емкостей);

А – ставка акциза в рублях и копейках за единицу измерения;

Кк – коэффициент, учитывающий объемное содержание безводного (стопроцентного) этилового спирта, содержащегося в алкогольной продукции (крепость). Коэффициент Кк используется в случае, если ставка акциза установлена за 1 л безводного (100 %-ного) этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах;

С – часть суммы акциза, уплаченная при покупке акцизных марок за товары декларируемой партии, отнесенные к одной товарной подсубпозиции ТН ВЭД России, рассчитанная по формуле:

См = Стм х Км,

где С – стоимость акцизной марки в рублях, установленная Правительством РФ;

К – количество марок.

Торговая организация имеет право уменьшить сумму акциза по подакцизным товарам.

Вычетам подлежат суммы акциза, предъявленные продавцами и уплаченные:

1) при приобретении подакцизных товаров (за исключением нефтепродуктов);

2) при ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию РФ;

3) при приобретении выпущенных в свободное обращение, в дальнейшем использованных в качестве сырья для производства подакцизных товаров (за исключением нефтепродуктов).

Вычетам подлежат суммы:

1) акциза, уплаченные на территории РФ по спирту этиловому, произведенному из пищевого сырья, использованному для производства виноматериалов, в дальнейшем использованных для производства алкогольной продукции;

2) акциза, уплаченные в случае возврата покупателем подакцизных товаров (в том числе возврата в течение гарантийного срока) или отказа от них.

Налоговые вычеты производятся на основании расчетных документов и счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком подакцизных товаров, либо предъявленных налогоплательщиком собственнику давальческого сырья (материалов) при его производстве, либо на основании таможенных деклараций или иных документов, подтверждающих ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию РФ и уплату соответствующей суммы акциза.

Вычету подлежит сумма акциза в размере, не превышающем расчетную сумму акциза, исчисленную по формуле:

С = (А х К) / 100% х О,

где С – сумма акциза, уплаченная по спирту этиловому, используемому для производства вина;

А – налоговая ставка за 1 л 100 %-ного (безводного) этилового спирта;

К – крепость вина;

О – объем реализованного вина.

Сумма акциза, превышающая сумму акциза, исчисленную по указанной формуле, относится на счет доходов, остающихся в распоряжении торговой организации после уплаты налога на прибыль организации.

Налоговые вычеты производятся при представлении в налоговые органы следующих документов:

1) копии договора с покупателем (получателем) нефтепродуктов, имеющим свидетельство;

2) реестров счетов-фактур с отметкой налогового органа, в котором состоит на учете покупатель (получатель) нефтепродуктов. Форма и порядок представления реестров в налоговые органы определяются Министерством финансов РФ.

При ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию Российской Федерации в зависимости от избранного таможенного режима налогообложение производится в следующем порядке:

1) при выпуске подакцизных товаров для свободного обращения и при помещении подакцизных товаров под таможенные режимы переработки для внутреннего потребления и свободной таможенной зоны, за исключением подакцизных товаров, ввезенных в портовую особую экономическую зону, акциз уплачивается в полном объеме;

2) при помещении подакцизных товаров под таможенный режим реимпорта налогоплательщиком уплачиваются суммы акциза, от уплаты которых он был освобожден либо которые были ему возвращены в связи с экспортом товаров в соответствии с настоящим Кодексом, в порядке, предусмотренном таможенным законодательством Российской Федерации;

3) при помещении подакцизных товаров под таможенные режимы транзита, таможенного склада, реэкспорта, беспошлинной торговли, свободного склада, уничтожения и отказа в пользу государства, а также под таможенный режим свободной таможенной зоны в портовой особой экономической зоне акциз не уплачивается;

4) при помещении подакцизных товаров под таможенный режим переработки на таможенной территории акциз не уплачивается при условии, что продукты переработки будут вывезены в определенный срок. При выпуске продуктов переработки для свободного обращения акциз подлежит уплате в полном объеме с учетом положений, установленных Таможенным кодексом Российской Федерации;

5) при помещении подакцизных товаров под таможенный режим временного ввоза применяется полное или частичное освобождение от уплаты акциза в порядке, предусмотренном таможенным законодательством Российской Федерации.

Акцизная марка – специальный знак, имеющий одну или несколько степеней защиты, наклеиваемый на подакцизный товар.

С 1 января 2006 г. действует новая статья НК РФ – ст. 179.2 «Свидетельства о регистрации организации, совершающей операции с денатурированным этиловым спиртом», с изменениями на 2007 г. В ней предусмотрена выдача свидетельства на производство денатурата и свидетельства на производство не содержащей спирта продукции с использованием в качестве сырья денатурированного этилового спирта.

ТЕМА 2.2. АКЦИЗЫ

Акцизы представляют собой одну из древнейших форм налогообложения. Впервые они начали применяться в качестве источников пополнения казны правителями Древнего Рима. В тот период существовали акцизы на соль и другие товары массового потребления. С развитием товарно-денежных отношений акцизная форма налогообложения заняла центральное место в налоговых системах многих государств. В царской России в 1901 г. акцизы приносили казне 61 % доходов. По мере развития прямого подоходно-имущественного обложения роль акцизов существенно снизилась. Однако в настоящее время акцизы применяются в налоговых системах большинства стран.

После изучения данной темы студенты смогут:

  • сформулировать, в чем основное отличие акцизов от налога на добавленную стоимость;
  • оценить фискальную значимость акцизов для формирования доходов государства;
  • перечислить круг подакцизных товаров;
  • назвать плательщиков акцизов и операции, подлежащие и не подлежащие налогообложению акцизами;
  • отразить особенности налогообложения акцизами отдельных видов подакцизных товаров;
  • охарактеризовать порядок исчисления и уплату акцизов.

2.2.1. Экономическая природа акцизов.
Перечень подакцизных товаров

Акциз, как и налог на добавленную стоимость, является федеральным косвенным налогом, выступающим в виде надбавки в цене подакцизного товара. Акцизы – существенный источник доходов федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Так, доля акцизов в доходах федерального бюджета РФ в 2006 г. составила около 2 %, в бюджете Санкт-Петербурга – 7,2 %.

Важным показателем фискальной значимости акцизов является их доля в общей сумме налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ, на которую влияют изменения, вносимые в состав подакцизных товаров, объект налогообложения, размеры налоговых ставок, объем льгот, инфляционные процессы.

Экономическая роль акцизов заключается в перераспределении доходов и препятствии образования сверхвысокой прибыли. Объектами налогообложения акцизами выступают товары преимущественно массового потребления, чем объясняется высокая фискальная значимость этих налогов. В число подакцизных товаров традиционно включают предметы роскоши и товары, пользующиеся повышенным спросом, но недорогие в производстве (спиртные и табачные изделия и т. п.) с целью ослабить их негативное влияние на малообеспеченные слои населения. Таким образом, акцизы выступают средством ограничения потребления подакцизных товаров (в основном социально-вредных товаров и предметов роскоши).

Акцизы – вид косвенных налогов на товары преимущественно массового потребления. Однако в отличие от НДС они наделены рядом специфических черт:

  • акциз – индивидуальный налог на отдельные виды и группы товаров (НДС – универсальный косвенный налог);
  • объектом налогообложения акцизами является реализация (передача) только подакцизных товаров, перечень которых ограничен (в сферу налогообложения НДС включены работы и услуги);
  • акцизы функционируют преимущественно в производственной сфере (НДС является многоступенчатым налогом, поскольку взимается на каждой стадии производства и обращения).

В России в течение более чем 60-летнего периода акцизы не имели самостоятельного значения и взимались в составе налога с оборота. В ходе проведения налоговой реформы с 1992 г. акцизы вошли в качестве самостоятельного налогового платежа в систему федеральных налогов РФ. Первоначально круг подакцизных товаров был довольно широким. Кроме алкоголя и табака, акцизами облагались деликатесы, фарфор, хрусталь, ковры, меха, яхты, ювелирные изделия и некоторые другие товары, относимые к предметам роскоши. До недавнего времени акцизами облагались некоторые виды минерального сырья, а именно нефть и природный газ.

В настоящее время подакцизными товарами признаются:

1) спирт этиловый из всех видов сырья (за исключением спирта коньячного);

  • лекарственных, лечебно-профилактических, диагностических средств;
  • препаратов ветеринарного назначения, разлитых в емкости не более 100 мл;
  • парфюмерно-косметической продукции, разлитой в емкости не более 100 мл;
  • подлежащих дальнейшей переработке и (или) использованию для технических целей отходов, образующихся при производстве спирта этилового из пищевого сырья, водок, ликеро-водочных изделий;

3) алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликеро-водочные изделия, коньяки, вино и иная пищевая продукция с объемной долей этилового спирта более 1,5 %, за исключением виноматериалов);

5) табачная продукция;

6) автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л. с.);

7) автомобильный бензин;

8) дизельное топливо;

9) моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;

10) прямогонный бензин.

Под прямогонным бензином понимаются бензиновые фракции, полученные в результате переработки нефти, газового конденсата, попутного нефтяного газа, природного газа, горючих сланцев, угля и другого сырья, а также продуктов их переработки, за исключением бензина автомобильного и продукции нефтехимии. Бензиновой фракцией является смесь углеводородов, кипящих в интервале температур от 30 до 215 °С при атмосферном давлении 760 мм рт. ст.

Следует отметить, что НК РФ предусматривает выдачу свидетельств в случаях регистрации:

  • лиц, совершающих операции с прямогонным бензином;
  • организаций, совершающих операции с денатурированным этиловым спиртом.

2.2.2. Плательщики акцизов, объект налогообложения

Налогоплательщиками акцизов признаются:

  • организации;
  • индивидуальные предприниматели;
  • лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом РФ.

Объектом налогообложения признаются следующие операции:

  1. реализация на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров, в том числе реализация предметов залога и передача подакцизных товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации.

Реализацией признается передача прав собственности на подакцизные товары одним лицом другому лицу на возмездной и (или) безвозмездной основе, а также использование их при натуральной оплате;

  1. продажа лицами переданных им на основании приговоров или решений судов, арбитражных судов или других уполномоченных на то государственных органов конфискованных и (или) бесхозяйных подакцизных товаров, подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность;
  2. передача на территории РФ лицами произведенных ими из давальческого сырья (материалов) подакцизных товаров собственнику указанного сырья (материалов) либо другим лицам, в том числе получение указанных подакцизных товаров в собственность в счет оплаты услуг по производству подакцизных товаров из давальческого сырья (материалов);
  3. передача в структуре организации произведенных подакцизных товаров для дальнейшего производства неподакцизных товаров, за исключением передачи произведенного прямогонного бензина для дальнейшего производства продукции нефтехимии в структуре организации, имеющей свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином, и (или) передачи произведенного денатурированного этилового спирта для производства неспиртосодержащей продукции в структуре организации, имеющей свидетельство о регистрации организации, совершающей операции с денатурированным этиловым спиртом;
  4. передача на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров для собственных нужд;
  5. передача на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров в уставный (складочный) капитал организаций, паевые фонды кооперативов, а также в качестве взноса по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности);
  6. передача на территории РФ организацией (хозяйственным обществом или товариществом) произведенных ею подакцизных товаров своему участнику (его правопреемнику или наследнику) при его выходе (выбытии) из организации (хозяйственного общества или товарищества), а также передача подакцизных товаров, произведенных в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), участнику (его правопреемнику или наследнику) указанного договора при выделе его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или разделе такого имущества;
  7. передача произведенных подакцизных товаров на переработку на давальческой основе;
  8. ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию РФ;
  9. получение (оприходование) денатурированного этилового спирта организацией, имеющей свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции.

Получением денатурированного этилового спирта признается приобретение денатурированного этилового спирта в собственность.

  1. получение прямогонного бензина организацией, имеющей свидетельство на переработку прямогонного бензина.

Получением прямогонного бензина признается приобретение прямогонного бензина в собственность.

В целях исчисления акцизов к производству приравниваются розлив алкогольной продукции и пива , осуществляемый как часть общего процесса производства этих товаров в соответствии с требованиями государственных стандартов и (или) другой нормативно-технической документации.

Не подлежат налогообложению акцизами следующие операции:

  1. передача подакцизных товаров одним структурным подразделением организации, не являющимся самостоятельным налогоплательщиком, для производства других подакцизных товаров другому такому же структурному подразделению этой организации;
  2. реализация подакцизных товаров, помещенных под таможенный режим экспорта, за пределы территории РФ с учетом потерь в пределах норм естественной убыли.
  3. При этом должны быть соблюдены следующие условия:
  4. экспорт осуществляется непосредственно налогоплательщиком – производителем товаров, а также собственником нефтепродуктов, выработанных из собственного сырья по договору о переработке нефти с нефтеперерабатывающим заводом или по их поручению иным лицом на основании договора комиссии, договора поручения или агентского договора;
  5. обязательное предоставление поручительства уполномоченного банка, предусматривающее обязанность банка уплатить сумму налога и соответствующую пеню в случаях непредставления в порядке и сроки документов, подтверждающих факт экспорта подакцизных товаров;
  6. предоставление в налоговый орган по месту регистрации в обязательном порядке в течение 180 дней со дня реализации аналогичного пакета документов, как и при обосновании нулевой ставки НДС:
    • первичная реализация (передача) конфискованных и (или) бесхозяйных подакцизных товаров, подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность, на промышленную переработку под контролем таможенных и (или) налоговых органов либо уничтожение;
    • ввоз на таможенную территорию Российской Федерации подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность.

Перечисленные операции освобождаются от налогообложения только при ведении и наличии отдельного учета операций по производству и реализации (передаче) таких подакцизных товаров.

2.2.3. Ставки и налоговая база акцизов

Первоначально право установления ставок акцизов было предоставлено Правительству РФ. В 1996 г. было принято решение о включении ставок акцизов в Закон.

Действующим российским законодательством предусмотрены следующие виды ставок акцизов:

  • твердые (специфические) – установлены в фиксированном размере (в рублях и копейках) за единицу измерения облагаемых товаров;
  • комбинированные – установлены в процентах к налоговой базе и в фиксированном размере за единицу измерения облагаемых товаров.

Следует отметить, что ставки акцизов ежегодно изменяются, как правило, в сторону их увеличения. Ставки акцизов, установленные на 2007 г., приведены в табл. 2.4.

Таблица 2.4

Налоговые ставки по видам подакцизных товаров

Виды подакцизных товаров

Ставки акцизов на 2007 г. (в рублях и копейках или в процентах)

Этиловый спирт из всех видов сырья (в том числе этиловый спирт-сырец из всех видов сырья)

23 руб. 50 коп. за 1 л безводного этилового спирта

0 руб. 00 коп. за 1 л безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах

Алкогольная продукция (за исключением вин натуральных, в том числе шампанских, игристых, газированных, шипучих, натуральных напитков с содержанием этилового спирта не более 6 % объема готовой продукции, изготовленных из виноматериалов, произведенных без добавления этилового спирта) и спиртосодержащая продукция (за исключением спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции в металлической аэрозольной упаковке и спиртосодержащей продукции бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке)

162 руб. 00 коп. за 1 л безводного спирта этилового, содержащегося в подакцизных товарах

Вина натуральные (за исключением шампанских, игристых, газированных, шипучих), натуральные напитки с содержанием этилового спирта не более 6 % объема готовой продукции, изготовленные из виноматериалов, произведенных без добавления этилового спирта

2 руб. 20 коп. за 1 л

Вина шампанские, игристые, газированные, шипучие

10 руб. 50 коп. за 1 л

Пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли этилового спирта до 0,5 % включительно

0 руб. за 1 л

Пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли этилового спирта свыше 0,5 до 8,6 % включительно

2 руб. 07 коп. за 1 л

Пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли этилового спирта свыше 8,6 %

7 руб. 45 коп за 1 л

Табак трубочный, курительный, жевательный, сосательный, нюхательный, кальянный, за исключением табака, используемого в качестве сырья для производства табачной продукции

300 руб. за 1 кг

17 руб. 75 коп. за 1 шт.

Сигариллы, сигареты с фильтром длиной свыше 85 мм

217 руб. за 1000 шт.

Сигареты с фильтром

100 руб. 00 коп. за 1000 штук + 5 % расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 115 руб. 00 коп. за 1000 шт.

Сигареты без фильтра, папиросы

45 руб. 00 коп. за 1000 шт. + 5 % расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 60 руб. 00 коп. за 1000 шт.

Автомобили легковые с мощностью двигателя до 67,5 кВт (90 л. с.) включительно

0 руб. за 0,75 кВт (1 л. с.)

Автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 67,5 кВт (90 л. с.) и до 112,5 кВт (150 л. с.) включительно

18 руб. за 0,75 кВт (1 л. с.)

Автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л. с.), мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л. с.)

181 руб. за 0,75 кВт(1 л. с.)

Бензин автомобильный с октановым числом до 80 включительно

2657 руб. за 1 т

Бензин автомобильный с иными октановыми числами

3629 руб. за 1 т

Дизельное топливо

1080 руб. за 1 т

Моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей

2951 руб. за 1 т

Прямогонный бензин

2657 руб. за 1 т

Налоговая база определяется отдельно по каждому виду подакцизного товара. Порядок ее определения зависит от вида установленных ставок акцизов (табл. 2.5).

Таблица 2.5

Определение налоговой базы по подакцизным товарам

Ставка акциза

Налоговая база

В случае если в отношении подакцизного товара установлены твердые ставки

Объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении

В случае если в отношении подакцизного товара установлены адвалорные ставки

  • Стоимость реализованных (переданных) подакцизных товаров, исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 40 НК РФ, без учета акциза, НДС
  • Стоимость переданных подакцизных товаров, исчисленная исходя из средних цен реализации, действовавших в предыдущем налоговом периоде, а при их отсутствии исходя из рыночных цен без учета акциза, НДС
  • Таможенная стоимость, увеличенная на сумму ввозной таможенной пошлины (при ввозе товаров на таможенную территорию РФ)

В случае если в отношении подакцизного товара установлены комбинированные ставки, состоящие из твердой и адвалорной налоговых ставок

Объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении (для исчисления акциза при применении твердой ставки) и расчетная стоимость реализованных (переданных) подакцизных товаров, исчисленная из максимальных розничных цен (для исчисления акциза при применении адвалорной налоговой ставки)

Расчетной стоимостью признается произведение максимальной розничной цены, указанной на пачке табачных изделий, и количества пачек, реализованных (переданных) в течение отчетного периода или ввозимых на таможенную территорию РФ. Максимальная розничная цена – это цена, выше которой пачка табачных изделий не может быть реализована потребителям предприятиями розничной торговли или индивидуальными предпринимателями. Максимальная розничная цена устанавливается налогоплательщиком самостоятельно отдельно по каждой марке табачных изделий. Порядок декларирования максимальных розничных цен на табачные изделия устанавливается Минфином РФ.

При осуществлении операций по реализации подакцизных товаров, в отношении которых установлены процентные налоговые ставки, налоговая база акцизов увеличивается на суммы, полученные за реализованные подакцизные товары в виде финансовой помощи, авансовых или иных платежей, полученных в счет оплаты предстоящих поставок подакцизных товаров, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов, в виде процента (дисконта) по векселям, процента по товарному кредиту либо иначе связанные с оплатой реализованных подакцизных товаров.

2.2.4. Порядок исчисления и сроки уплаты акцизов

Сумма акциза по подакцизным товарам (в том числе ввозимым на таможенную территорию РФ), в отношении которых установлены твердые (специфические) ставки , исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы:

А = О x Са,

где А – сумма акциза; О – объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении; Са – ставка акциза в рублях и копейках.

При установлении адвалорных (процентных) ставок сумма акциза при реализации (передаче) подакцизных товаров на территории РФ исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы:

А = СТ x Са (%),

где А – сумма акциза; СТ – стоимость реализованных подакцизных товаров (без акциза и НДС); Са (%) – ставка акциза в процентах.

Исчисление акцизов при ввозе на таможенную территорию РФ подакцизных товаров, облагаемых по адвалорным ставкам, производится по формуле

А = (Тс + Пи) x Са ,

где А – сумма акциза; Тс – таможенная стоимость товара; Пи – сумма ввозной таможенной пошлины; Са – ставка акциза, установленная в %.

При установлении комбинированных ставок величина акциза исчисляется как сумма, полученная в результате сложения сумм акциза, исчисленных как произведение твердой ставки и объема реализованных (переданных, ввозимых) подакцизных товаров в натуральном выражении и как соответствующая адвалорной ставке процентная доля максимальной розничной цены таких товаров.

Сумма акциза по подакцизным товарам исчисляется по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям по реализации подакцизных товаров, дата реализации (передачи) которых относится к соответствующему налоговому периоду.

Налоговым периодом признается календарный месяц.

Дата реализации (передачи) подакцизных товаров определяется как день их отгрузки (передачи).

Датой получения прямогонного бензина признается день его получения организацией, имеющей свидетельство на переработку прямогонного бензина.

Датой получения денатурированного этилового спирта признается день получения (оприходования) организацией, имеющей свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции, денатурированного этилового спирта.

Сумма акциза, подлежащая уплате в бюджет , определяется по итогам каждого налогового периода как уменьшенная на налоговые вычеты общая сумма акциза:

А бюджет = А общ – А вычет ,

где А бюджет – сумма акциза, подлежащая уплате в бюджет; А общ – общая сумма акциза; А вычет – сумма акциза, принимаемая к налоговому вычету.

Общая сумма акциза представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм акциза, исчисленных для каждого вида подакцизного товара, облагаемых акцизом по разным налоговым ставкам. Общая сумма акциза при совершении операций с подакцизными нефтепродуктами определяется отдельно от суммы акциза по другим подакцизным товарам.

Если налогоплательщик не ведет раздельного учета подакцизных товаров, сумма акциза определяется исходя из максимальной налоговой ставки от единой налоговой базы, определенной по всем облагаемым акцизом операциям.

Налоговым вычетам подлежат суммы акциза, предъявленные продавцами и уплаченные налогоплательщиком при приобретении подакцизных товаров либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию РФ, выпущенных в свободное обращение, в дальнейшем использованных в качестве сырья для производства подакцизных товаров.

Налоговым вычетам подлежат также суммы акциза:

  • относящиеся к части товаров, безвозвратно утерянных в пределах норм технологических потерь и естественной убыли;
  • уплаченные на территории РФ по спирту этиловому, произведенному из пищевого сырья, использованному для производства виноматериалов, в дальнейшем использованных для производства алкогольной продукции;
  • уплаченные налогоплательщиком в случае возврата покупателем подакцизных товаров или отказа от них (в том числе возврата в течение гарантийного срока);
  • исчисленные с сумм авансовых и (или) иных платежей, полученных в счет оплаты предстоящих поставок подакцизных товаров;
  • начисленные при получении (оприходовании) денатурированного этилового спирта налогоплательщиком, имеющим свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции, при использовании денатурированного этилового спирта для производства неспиртосодержащей продукции;
  • начисленные налогоплательщиком, имеющим свидетельство на производство прямогонного бензина, при реализации прямогонного бензина налогоплательщику, имеющему свидетельство на переработку прямогонного бензина;
  • в других случаях, предусмотренных ст. 200 НК РФ.

Налоговые вычеты производятся при соблюдении следующих условий:

  1. Наличие расчетных документов и счетов-фактур , выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком подакцизных товаров, либо таможенных деклараций или иных документов, подтверждающих ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию РФ и уплату соответствующей суммы акциза.
  2. Суммы акцизов должны быть фактически уплачены продавцам при приобретении подакцизных товаров либо фактически уплачены при ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию РФ, выпущенных в свободное обращение.
  3. Соответствующие подакцизные товары должны быть использованы в качестве основного сырья при производстве других подакцизных товаров, и их стоимость должна быть фактически включена в расходы на производство других подакцизных товаров.

В случае оплаты подакцизных товаров, использованных в качестве сырья для производства других товаров третьими лицами, налоговые вычеты производятся только в том случае, если в расчетных документах указано наименование организации, за которую произведена оплата.

Если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает сумму акциза, исчисленную по реализованным подакцизным товарам, в этом налоговом периоде акциз не уплачивается.

Суммы превышения налоговых вычетов над общей суммой акциза направляются в отчетном налоговом периоде и в течение трех налоговых периодов, следующих за ним, на исполнение обязанностей по уплате налогов или сборов, а также уплату пени, погашение недоимки, сумм налоговых санкций, присужденных налогоплательщику, подлежащих зачислению в тот же бюджет.

Налоговые органы производят зачет самостоятельно (по налогам, уплачиваемым в связи с перемещением подакцизных товаров через таможенную границу РФ по согласованию с таможенными органами) и в течение 10 дней сообщают налогоплательщику.

По истечении трех налоговых периодов, следующих за отчетным налоговым периодом, сумма, которая не была зачтена, подлежит возврату по заявлению налогоплательщика.

Уплата акциза производится исходя из фактической реализации (передачи) за истекший налоговый период равными долями не позднее 25-го числа месяца , следующего за отчетным месяцем, и не позднее 15-го числа второго месяца, следующего за отчетным месяцем.

Уплата акциза по прямогонному бензину и денатурированному этиловому спирту налогоплательщиками, имеющими свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином, и (или) свидетельство о регистрации организации, совершающей операции с денатурированным этиловым спиртом, производится не позднее 25-го числа третьего месяца , следующего за истекшим налоговым периодом.

Вопросы для самопроверки к теме 2.2

  1. Дайте характеристику экономического содержания акцизов.
  2. В чем состоят принципиальные отличия акцизов от НДС?
  3. Какова роль акцизов в формировании доходной базы бюджетов РФ?
  4. Назовите виды подакцизных товаров и исключения, предусмотренные НК РФ.
  5. Перечислите состав плательщиков акцизов.
  6. Что является объектом обложения акцизами?
  7. Приведите примеры необлагаемых операций с подакцизными товарами.
  8. Дайте краткую характеристику налоговых ставок, применяемых при исчислении акцизов.
  9. Изложите методику определения налоговой базы по операциям с подакцизными товарами.
  10. Каковы особенности определения налоговой базы при применении комбинированных ставок акцизов?
  11. Как исчисляется сумма акцизов, подлежащая уплате в бюджет?
  12. Какие документы и в какие сроки предоставляются в налоговые органы для подтверждения экспорта подакцизных товаров?
  13. Как определяется налоговая база акцизов при ввозе товаров на таможенную территорию РФ?
  14. Какие суммы акцизов можно принять к налоговому вычету?
  15. Каковы сроки и порядок уплаты акцизов в бюджет?

Библиография к теме 2.2

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 2. Федеральный закон от 05.08.2000 г. №117-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
  2. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / Под ред. О. В. Врублевской, М. В. Романовского. – 3-е изд., испр. и перераб. – М.: Юрайт, 2003.
  3. Глухов В. В., Дольдэ И. В. Налоги: Теория и практика: Учебное пособие. – СПб.: Спец.лит., 1996.
  4. Мещерякова О. В. Налоговые системы развитых стран мира. – М., 1995.
  5. Налоги в развитых странах / Под ред. И. Г. Русаковой – М.: Финансы и статистика, 1991.
  6. Налоги и налогообложение. 5-е изд. / Под ред. М. В. Романовского, О. В. Врублевской – СПб: Питер, 2006.
  7. Налоги и налогообложение: Учебное пособие для вузов / Под ред. И. Г. Русаковой, В. А. Кашина. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1998.
  8. Налоги: Учебное пособие / Под ред. Д. Г. Черника. – 4-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 1999.
  9. Налоговая политика России: проблемы и перспективы / Под ред. И. В. Горского. – М.: Финансы и статистика, 2003.
  10. Налоговое право: Учебник / Под ред. С. Г. Пепеляева. – М.: Юристъ, 2004.
  11. Окунева Л. П. Налоги и налогообложение в России. Учебник. – М.: Финстатинформ, 1996.
  12. Оспанов Т. М. Налоговые системы развитых стран. – М.: 1995. С.120.
  13. Пансков В. Г. Налоги и налоговая система в РФ: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2005.
  14. Пушкарева В. История финансовой мысли и политики налогов: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 1996.
  15. Соколов А. А. Теория налогов. – М.: Фин. Изд-во НКФ СССР, 1928.
  16. Тимофеев О. Ф. Налоги в рыночной экономике. – М., 1993.
  17. Толкушин А. В. История налогов в России. – М.: Юристъ, 2001.
  18. Толкушин А. В. Налоги и налогообложение: Энциклопедический словарь. – М.: Юристъ, 2000.
  19. Название презентации Аннотация

Основные виды налогов на потребление — это акцизы, налог на добавленную стоимость, пошлины и сборы.
Понятие «акцизы», может иметь как расширенное, так и узкое толкование. В группу акцизов могут включаться все виды налогов на товары и услуги (расширенное толкование). В этом случае акцизами называют не только налоги на определенные товары и услуги, но и налог на добавленную стоимость (универсальный акциз), и налоги с продаж, и импортные пошлины. Узкое толкование термина «акцизы» предусматривает отнесение к данной группе лишь налогов, взимаемых в виде надбавок к ценам или тарифам на отдельные конкретные товары и услуги. При расширенной трактовке эту группу налогов обычно называют индивидуальными акцизами. В Российской Федерации термин «акциз» применяется только к индивидуальным акцизам.
Акцизы могут взиматься не только центральным правительством, но также и региональными властями и органами местного самоуправления. Централизованное взимание акцизов обычно применяется в унитарных государствах. Наделение региональных властей и органов местного самоуправления правом взимать акцизы, устанавливать или изменять их ставки характерно для федеративных и конфедеративных государств.
Плательщиками акцизов обычно выступают предприятия, производящие подакцизную продукцию. Иногда обязанность по уплате акцизов возлагается также на оптовых покупателей и продавцов подакцизных товаров.
Могут устанавливаться следующие виды ставок акцизов: единые - для однородных товаров (соль, сахар, спирт); дифференцированные - для товаров, классифицируемых по различным признакам: качеству, содержанию алкоголя и т.д. (вина, масла, ткани, нефтепродукты); пропорциональные - для товаров одной группы, имеющих разные уровни цен (табачные изделия).
Ставки акцизов подразделяются на твердые (специфические) — устанавливаемые в абсолютной сумме за единицу обложения; адвалорные — устанавливаемые в процентах к ценам реализации товаров или услуг. Наиболее широко распространено применение специфических ставок акцизов. Они обычно устанавливаются на такие однородные товары, как соль, сахар, спички, спирт и спиртосодержащая продукция, нефтепродукты. Адвалорные ставки обычно применяются для обложения ювелирных изделий, автомобилей, изделий из меха и ряда других товаров, относимых к предметам роскоши.
Акцизы используются в тех случаях, когда производство подакцизных товаров осуществляется частными производителями. Однако в ряде стран государство объявляет производство подакцизных товаров государственной монополией. Государственная фискальная монополия представляет собой монополию государства на производство и реализацию товаров массового потребления (табак, спички, соль и т.п.). Объектами государственной монополии могут быть также внешняя торговля, производство и реализация алкогольных напитков, табачных изделий и т.д.
Государственная фискальная монополия может быть полная, когда государство монополизирует и производство, и реализацию какого-то товара, или частичная, при которой монополизировано только производство или только реализация.
Государственная фискальная монополия устанавливается с целью получения возможно больших доходов в государственный бюджет, при этом государство получает не налог, а предпринимательский доход. Государственная фискальная монополия возникла из регалии — исключительного права государства (главы государства) на определенный вид деятельности. В современных условиях государственная фискальная монополия имеет место в Италии (табак, соль, спички), Германии (вино), Франции (табак, спички, пиво, спирт), Японии (соль, табак, спирт, опий) и других странах.
Под налогами с оборота понимается группа косвенных налогов, взимаемых с оборота товаров (работ, услуг) предприятий и организаций (юридических лиц), а в некоторых случаях и с объема реализации товаров (работ, услуг), физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность. В отличие от акцизов, взимаемые с отдельных видов товаров или услуг, налогами с оборота облагаются производство и реализация всех товаров (работ, услуг) за исключением освобождаемых от налогообложения. Налогами облагаются преимущественно товары массового потребления, реализуемые внутри страны, и услуги предприятий сферы обслуживания.
Налог с оборота получил широкое распространение в период первой мировой войны 1914—1918 гг. первоначально в Германии и Франции, а затем и в других странах. Введение налога преследовало фискальные цели: удовлетворить потребности в дополнительных средствах, покрыть острый дефицит бюджета. Рост поступлений по этому виду налогообложения обеспечивается автоматически: за счет повышающихся в условиях инфляции цен, а также в результате расширения объектов обложения.
Первоначально налогом облагалась стоимость валового оборота товара предприятия многоступенчатым (каскадным), или так называемым кумулятивным методом, при котором налог взимался на каждой стадии производства или обращения товара (исключая обороты внутри компании). Такая система действовала в ФРГ, Бельгии, Австрии и других государствах до конца 1960-х гг. Многократность обложения обременяла товар налогами и затрудняла организацию платежа, так как требовала использования большого количества документов. Более простой способ обложения, к которому перешло большинство государств, - взимание налога с оборота один раз - на стадии производства, оптовой или розничной торговли, но по более высокой ставке. Однократное обложение по обороту товара в производстве, с одной стороны, сдерживает централизацию промышленных и торговых предприятий, так как возрастает сумма налога в связи с обложением не только производственных, но и реализационных расходов; с другой - стимулирует объединение торговых фирм, так как крупные магазины имеют меньше издержек обращения, а следовательно, их облагаемый оборот уменьшается.
Распространение налогов с оборота в развитых странах объясняется не только их фискальным значением, но и возможностью использования для воздействия на процесс производства. Освобождая экспортеров от обложения налогами с оборота, государство стимулирует экспорт товаров.
Обложение оборота предприятий, производящих и реализующих товары (работы, услуги), может осуществляться по единым или индивидуальным ставкам. Налогообложение оборота по индивидуальным ставкам в зависимости от отраслей и даже отдельных видов товаров или услуг по сути мало чем отличается от обложения акцизами.
С начала 1960-х годов во многих странах происходило преобразование налога с оборота в налог на добавленную стоимость (НДС). НДС используется в налоговых системах более 50 государств, в частности во всех странах Европейского союза. Установление НДС — одно из условий членства в Европейском союзе. Впервые этот налог был введен во Франции в 1954 г. Из ведущих промышленно развитых стран единственной страной, не использующей НДС, являются США. Важно отметить также, что НДС, используемый в Канаде, Японии, Новой Зеландии и некоторых других странах, существенно отличается от НДС, применяемого в странах Европейского союза.
В странах — членах Европейского союза НДС применяется с целью унификации национальных систем косвенного обложения (в соответствии с Римским договором) и для создания единой доходной базы бюджета Европейского союза, главным доходным источником которого с 1975 г. первоначально были поступления от НДС в размере 1% суммы налога (с 1986 г. - 1,4%), собранного каждой страной-членом.
Налоговую базу по НДС составляет стоимость, добавленная на каждой стадии производства и реализации товара. Добавленная стоимость (прирост стоимости) включает заработную плату с начислениями, амортизацию, процент за кредит, прибыль, расходы на электроэнергию, рекламу, транспорт и др. В цену входит общая сумма НДС, внесенная предпринимателем на всех стадиях продвижения товара к потребителю; таким образом, потребитель — единственный и конечный плательщик (носитель) этого налога. В результате регулярного поступления в бюджет и универсальности НДС стал одним из наиболее эффективных фискальных инструментов. На его долю приходится около 80% всех косвенных налогов во Франции, более 50% в Германии, Великобритании.
При обложении НДС обычно используются стандартная (основная) ставка и пониженные ставки. Во многих странах для товаров (работ, услуг), освобождаемых от НДС, используется нулевая ставка налога. В отдельных странах применяется параллельное освобождение от НДС и обложение НДС по нулевой ставке. При обложении по нулевой ставке продавец товара имеет право на зачет или возврат уплаченного НДС. Обложение по нулевой ставке применяется к экспортируемым товарам и услугам, а также к услугам в сфере международной торговли. Кроме того, в отдельных странах (Бельгия, Франция, Италия, Испания и др.) используются повышенные ставки НДС, применяющиеся к предметам роскоши и отдельным видам услуг.
Расчет налоговых обязательств по НДС может осуществляться следующими методами: а) прямым аддитивным; б) косвенным аддитивным; в) методом прямого вычитания; г) зачетным методом (косвенное вычитание, или инвойсный метод). Наиболее широко применяется зачетный метод, при котором размер НДС, подлежащий уплате, рассчитывается как разница между НДС, полученным от покупателей, и НДС, уплаченным продавцом. (Данный метод определения налоговых обязательств по НДС стал основным в Российской Федерации.)
Использование НДС в налоговых системах нередко порождает целый ряд проблем. Достижение наибольшей эффективности во взимании НДС возможно только при условии тотального контроля налоговых органов за всеми налогоплательщиками, находящимися в экономической цепочке от добычи сырья до реализации изделий конечному потребителю. Для эффективного взимания индивидуальных акцизов достаточно только наличия жесткого контроля над производителями подакцизных товаров, число которых по сравнению с плательщиками НДС меньше в десятки, а иногда и в сотни раз.
Наибольшие и стабильные поступления НДС в бюджет дают крупные промышленные и торговые предприятия. Как правило, проблемной сферой при применении НДС являются предприятия розничной торговли, особенно в тех случаях, когда розничная торговля ведется индивидуальными предпринимателями. НДС представляет собой налог, по которому практически полностью отсутствуют легальные способы минимизации налоговых выплат. Но если налоговые органы не в состоянии обеспечить одновременный контроль за покупателями и поставщиками товаров (работ, услуг), то могут возникнуть многочисленные возможности по уклонению от уплаты налога, в частности путем составления фиктивных счетов-фактур. Для взимания НДС и контроля над его уплатой необходимые условия — жесткая система периодической отчетности, а также весьма сложные расчеты, что обусловливает необходимость содержания расширенного штата профессиональных бухгалтеров и значительных расходов.
Такие требования могут быть невыполнимыми для индивидуальных предпринимателей, что, в свою очередь, суживает сферу применения НДС. В большинстве стран от уплаты НДС освобождаются промышленные и торговые предприятия с небольшим оборотом, либо для них устанавливаются более длительные налоговые периоды и отдельные особенности по расчету налоговых обязательств и уплате налога. От уплаты НДС обычно освобождаются физические и юридические лица, являющиеся плательщиками промыслового налога.
Налог с продаж представляет собой косвенный налог, объектом обложения которым выступают обороты по реализации товаров и (или) услуг. Налоги с продаж могут подразделяться на общие и специальные. Специальные налоги с продаж, по сути, представляют собой разновидность акцизного налогообложения. В отличие от НДС налог с продаж обычно взимается только в сфере реализации товаров (работ, услуг), а объектом реализации выступает весь совокупный оборот предприятия (физического или юридического лица), осуществляющего розничную торговлю или предоставляющего услуги населению. Наиболее широко данный налог применяется в США, где он устанавливается законодательными органами отдельных штатов. Поступления по налогу с продаж в общих налоговых поступлениях составляют около трети. (Одновременное взимание и НДС, и налога с продаж применяется только в Российской Федерации.)
Таможенные пошлины и сборы взимаются с провозимых через национальную границу товаров по ставкам, предусмотренным таможенным тарифом. Таможенные пошлины подразделяются на вывозные (взимаемые государством при экспорте товаров), ввозные (взимаемые с импортируемых товаров) и транзитные (взимаются при переходе иностранного груза через границу данной страны, следующего через ее территорию для потребления в третьей стране). В зависимости от целей таможенные пошлины и сборы подразделяются на фискальные (играющие значительную роль в доходах бюджета), протекционистские (защищающие внутренний рынок от проникновения иностранных товаров), антидемпинговые (разновидность протекционистских пошлин), преференциальные (льготные пошлины, обычно устанавливаемые в отношении товаров, происходящих из определенных государств в соответствии с условиями договоров). Фискальное значение таможенных пошлин и сборов в развитых странах, как правило, невелико.

Не получается решить тест онлайн?

Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов.

Закажите консультацию за 470 рублей и тест онлайн будет сдан успешно.

1. Косвенные налоги
акцизы
налог на прибыль
НДС
таможенные пошлины
налог на недвижимость
подоходный налог

2. Социальные группы людей, более всего нуждающиеся в государственной поддержке в условиях быстрой инфляции
лица, у которых рост номинальных доходов отстает от роста цен
участники «теневой» экономики
лица с фиксированными номинальными доходами
предприниматели, производящие потребительские товары

3. Кейнсианская антиинфляционная политика включает …
увеличение государственных расходов
сокращение дефицита госбюджета
повышение учетной ставки
сокращение налоговых ставок

4. Среди инструментов денежно-кредитной политики государства нет …
операций на открытом рынке
рефинансирования банков
изменений в налоговой базе
депозитных операций

5. Принцип распределения налогового бремени используется при анализе налогообложения …
субъектов хозяйственной деятельности (физических и юридических лиц)
российских и иностранных юридических лиц
отдельных экономических районов в пределах одного государства
транснациональных корпораций, действующих на территории РФ

6. Решение проблемы внешних эффектов по Р. Коузу предполагает …
введение государством налога на производителей экстерналий
уплату нарушителем единовременного штрафа
решение вопроса между производителем экстерналий и пострадавшими без привлечения государства
решение вопроса между производителем экстерналий и пострадавшими в суде

7. Впервые основные принципы налогообложения были сформулированы …
А.Смитом
Д.Рикардо
К.Марксом
Дж.Кейнсом

8. Приоритеты отдельных видов экономической политики в условиях плавающего обменного курса
фискальная политика, которая имеет сравнительное преимущество в регулировании как внутреннего, так и внешнего баланса страны
денежная политика, которая имеет сравнительное преимущество в регулировании внешнего баланса
поддержание устойчивости курса национальной валюты и конкурентоспособности национальной экономики
денежная политика, имеющая сравнительное преимущество в регулировании внутреннего равновесия, а фискальная – в поддержании внешнего баланса

9. Если Центральный банк повышает учетную ставку, то это может привести к …
снижению общей величины резервов коммерческих банков
стимулированию величины вкладов населения на депозитные счета в отделения Центрального банка страны
снижению объема ссуд, предоставляемых Центральным банком коммерческим банкам
увеличению общей суммы резервов коммерческих банков

10. Сумма объема потребления и объема сбережения за текущий период времени равна …
объему дохода
величине инвестиций и затрат на потребительские товары
объему всех выкупленных ценных бумаг и сбережений населения
сумме средств, вложенных в производство и израсходованных в нематериальной сфере

11. Изменение цен в макроэкономической неоклассической модели является … политики.
результатом монетарной
результатом фискальной
только сочетанием монетарной и фискальной
результатом как фискальной, так и монетарной

12. Выходные показатели индикативного плана включают в свой состав …
развитие культурных связей с зарубежными государствами
важнейшие ориентиры социально-экономического развития страны
рычаги воздействия государственных органов на социально-экономическое развитие
необходимые объемы производственных и финансовых ресурсов
развитие связей внутри государства

13. Акцизами облагаются товары массового потребления по … ставкам.
прогрессивным
пропорциональным
твердым
регрессионным

14. Причина появления институтов в рыночном хозяйстве — … издержки.
низкие трансакционные
высокие трансакционные
низкие производственные
высокие трансформационные

15. Меры государственного регулирования, которые могут способствовать снижению темпов инфляции в условиях, когда использованы все производственные ресурсы, но высокая инфляция сохраняется:
покупка государственных облигаций на открытом рынке и увеличение налоговых ставок
продажа государственных облигаций на открытом рынке и снижение налоговых ставок
продажа государственных облигаций на открытом рынке и сокращение государственных расходов
покупка государственных облигаций на открытом рынке и увеличение государственных расходов

16. Основная функция антимонопольных органов
регулирование продовольственных цен
снижение издержек производства
контроль за использованием экономических ресурсов
развитие конкурентных отношений

17. Главная целевая установка социально-экономического развития страны
повышение уровня благосостояния правящего класса
рост благосостояния народа
повышение уровня денежных доходов населения
борьба с инфляцией монетаристскими методами

18. Предельная склонность к потреблению – это …
отношение прироста потребления к приросту сбережений
соотношение между приростом объема дохода и величиной потребленных ресурсов
доля прироста объема потребления в единице прироста дохода
соотношение между объемом сбережения и объемом потребления за данный период времени

19. Теория прав собственности рассматривает проблемы …
размывания прав собственности
внешних эффектов
спецификации прав собственности
многообразия форм собственности в современной экономике
возникновения прав собственности

20. Когда производимые государством общественные блага финансируются за счет налогов, эффективность их производства достигает максимума при …
единой ставке налога
дифференцированной ставке налога
ограничении круга потребителей
бесплатности общественных благ

21. Совокупный спрос в пределах национальной экономики – это …
расходы государственного бюджета и инвестиционный спрос
чистый экспорт и спрос хозяйствующих субъектов
спрос всех макроэкономических субъектов экономики
инвестиционный спрос фирм и потребительский спрос населения

22. По масштабам изъятия дополнительными не являются налоги на …
имущество
доходы
наследство
транспортные средства

23. Фискальная политика, проводимая государством влияет …
только на предприятия государственного сектора экономики
только на коммерческие фирмы
только на предприятия теневого сектора
на все макроэкономические субъекты

24. В структуру банковской системы России не входит(ят) …
Центральный банк России
Сбербанк Российской федерации
региональные коммерческие банки
фондовые биржи

25. Инвестиции – это …
доход, не израсходованный в данном периоде
вложения во все виды производственных ресурсов
приобретение жилой недвижимости
доход, использованный для приобретения потребительских товаров

26. Государственный долг – это сумма предшествующих …
государственных расходов
бюджетных дефицитов
расходов на оборону
будущих выплат иностранным заемщикам

27. Если государственные расходы и чистый экспорт равны нулю, а совокупное предложение превышает совокупный спрос, то …
сбережения населения превышают инвестиции
сбережения равны инвестициям
номинальный объем выпуска останется неизменным
реальный ВВП будет возрастать

28. К функциям государства с рыночной системой институтов относятся …
кредитно-денежная и бюджетно-налоговая политика на различных фазах экономического цикла
установление «правил игры» в обществе
установление единых норм и стандартов для измерения качества продукции
регулирование цен и объемов производства продукции в частном секторе экономики

29. В рамках институционального подхода границы государства определяются …
его захватнической политикой
его способностью осуществлять контроль на определенной территории и облагать налогом граждан
политической волей лидеров государства
установлением формальных «правил игры» на определенной территории

30. Зависимость суммы налоговых поступлений в бюджет от уровня процентной ставки иллюстрируют кривая …
Лоренца
Лафатера
Лаффера
Филлипса

31. Сбережения – это …
имущество товаропроизводителей и сбережения населения
фактические кассовые остатки всех субъектов хозяйственной деятельности
часть дохода, вложенная в ценные бумаги
часть дохода экономических агентов, не израсходованная в данный период времени

32. Фискальная функция налогов заключается в …
перераспределении национального дохода
стимулировании различных форм производственной деятельности
собирании средств для государственного бюджета
контроле за движением цен на товары и услуги

33. Потребление – это …
часть дохода субъектов хозяйственной деятельности, израсходованная в текущем периоде на потребительские товары и услуги
часть дохода экономических агентов, предназначенная на приобретение товаров и услуг в будущем периоде
накапливаемый на банковских счетах остаток дохода
приобретение краткосрочных государственных облигаций

34. Признаки, по которым определяется превышение критической точки налогообложения
непропорционально медленный рост поступлений в бюджет или их сокращение при очередном повышении налоговой ставки
уменьшение капитальных вложений, снижение темпов экономического роста и ухудшение материального положения населения
скрытое и явное уклонение от налогов (рост теневой экономики)
широкая дифференциация налогов
разнообразие льгот отраслям и фирмам

35. Налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавок к цене или тарифу — … налоги.
импортные
антидемпинговые
прямые
косвенные

36. Неэффективность рыночного ценообразования при производстве общественных благ проявляется в том, что …
страны, полагающиеся только на рыночный механизм, превращаются в отсталые общества
снижается образованность общества
не создаются транспортные коммуникации там, где они могут оказаться наиболее перспективными
предельные издержки формирования цены общественных благ выше предельных затрат на их изготовление

37. Государственные расходы увеличивают реальный ВВП когда государственные расходы …
направляются на закупки товаров и услуг, а не на оплату труда чиновников
сопровождаются увеличением предложения денег
не вытесняют равновеликого объема расходов в негосударственном секторе экономики
финансируются за счет выпуска государственных займов

38. Автономные инвестиции – это …
капиталовложения, произведенные согласно планам развития предприятия
объем ценных бумаг, приобретенных на вторичном рынке
приобретение хозяйствующими субъектами (фирмами) облигаций по краткосрочным государственным обязательствам
инвестиции в предпринимательский сектор экономики

1. Теоретические аспекты акцизного налогообложения................................

1.1 Причины выбора акцизов в качестве налога на потребление................. 5

1. 2 Особенности взимания акцизов в РФ в условиях переходной экономики

2.Практические аспекты акцизного налогообложения................................

2.1 Обзор российского законодательства и практики акцизного налогообложения в России............................................................................................................ 14

2.2 Виды акцизов и подакцизных товаров...................................................

Заключение.................................................................................................... 25

Библиографический список литературы......................................................

Введение

Акциз – это косвенный налог, взимаемый с налогоплательщиков, производящих и реализующих подакцизную продукцию, но фактически его уплата перекладывается на покупателя. Акциз – индивидуальный налог на отдельные виды и группы товаров, входящие в специальный перечень.

Акцизы имеют древнюю историю. В прошлых веках система акциза имела всеобъемлющий характер. Так, в Англии в XVIII веке насчитывалось около 200 видов акциза.

Акцизами в России всегда облагались некоторые дефицитные товары либо отдельные виды таких товаров, без которых граждане обойтись не могли и потому были вынуждены их покупать, несмотря на взимание акцизов. В разное время это были совершенно разные товары.

Например, до революции в России существовали табачный, спичечный, нефтяной и сахарные акцизы. И поскольку это были товары массового личного или промышленного потребления, за счет такого обложения бюджет Российской империи получал 61% всех доходов. В 20-е годы, на заре советской власти, акцизами облагались соль, сахар, керосин и спички – в нищей стране брать налоги было больше не с чего.

В СССР акциз использовался в период новой экономической политики, что обусловливалось острой нуждой государства в денежных средствах. Плательщиками акциза были преимущественно государственные предприятия. Система акциза была отменена налоговой реформой 1930-1931 гг. В СССР слово «акциз» употреблялось только для характеристики соответствующих налогов капиталистического государства, хотя в 80-е годы налог с оборота по алкогольной продукции составлял более 10% всех бюджетных доходов. После распада СССР в России вновь введена система акциза.

Товары, с которых взимаются акцизы, обычно обладают общей характерной чертой: спрос на эти товары малоэластичен по отношению к уровню дохода. Акцизы были одним из первых налогов, вводимых в периоды экономической трансформации, поскольку этот налог относительно легко вводить и следить за его уплатой. Эти административные преимущества проистекают из способности налоговых органов осуществлять контроль над физическим объемом определенных товаров вместо того, чтобы полагаться на бухгалтерские книги для взимания налога.

Исторически, акциз считался налогом на производство, а не на потребление, и налагался на производителя, как правило, по месту производства. Этот налог существовал, или существует, на базе фиксированной суммы в расчете на единицу продукции, что дополняет административные преимущества налога. Кроме того, налог может давать значительные доходы, в особенности в расчете на единицу административных издержек, если перечень подакцизных товаров тщательно продуман и включает лишь ограниченный круг товаров.

Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что акцизы являются важным источником налоговых поступлений в переходной экономике. Доля доходов, полученных от акцизов, наиболее высока на самом первом этапе переходного периода, благодаря относительной легкости их сбора и четкому определению налоговой базы. Доходы бюджета не являются эластичными по отношению к личным доходам, и поэтому бюджетные поступления от них стабильны. Следует также отметить, что относительная неэластичность акцизов по отношению к доходам вызовет падение относительной важности акцизных доходов с началом экономического роста.

Целью работы является исследование теоретических и практических аспектов акцизного налогообложения. В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:

1. Исследовать причины выбора акцизов в качестве налога на потребление.

2. Проанализировать особенности взимания акцизов в РФ.

3. Осуществить обзор российского законодательства.

4. Рассмотреть классификацию акцизов по видам.

В качестве основных методов в работе использовалось изучение и анализ Налогового Кодекса РФ, инструкций и приказов Министерства по налогам и сборам РФ по вопросам акцизного налогообложения.

1. Теоретические аспекты акцизного налогообложения

1.1 Причины выбора акцизов в качестве налога на потребление

Основными отличиями акцизов от прочих налогов и обязательных платежей на потребление являются, во-первых, их специфическая сфера применения - потребление конкретного товара (услуги) или группы товаров (услуг) и, во-вторых, - безъэквивалентность. Если первое отличает акцизы от таких налогов на потребление с широкой базой обложения, как НДС или налог с продаж, то второе - от всевозможных платежей и сборов за пользование общественными товарами или услугами (гербовые сборы, сборы за пересечение границы и т.д.)

Существует три основных вида акцизов, подразделяемых в зависимости от функции, которую они выполняют. К первой группе относятся так называемые традиционные акцизы - на алкоголь и табачные изделия. Взимание данного вида акциза преследует две основных цели: ограничение потребления вредных для здоровья продуктов и фискальная.

Ко второй группе относятся акцизы на горюче-смазочные материалы, которые помимо фискальной функции выполняют еще и роль платежа за пользование автодорогами, и способа коррекции негативных экстерналий.

Третья группа включает в себя акцизы на так называемые люксовые товары и, как правило, не имеет целенаправленной фискальной функции. В большей степени данный вид акциза призван играть перераспределительную роль, так как основными потребителями люксовых товаров являются более состоятельные граждане. Кроме того, возможно также преследование иных целей, например, поощрение трудоемких производств путем взимания акцизов с продуктов капиталоемких производств, относящихся в некоторых странах к люксовым товарам (автомобили, дорогая электроника и т.д.), поощрение местных производителей или же улучшение внешнеторгового баланса путем взимания акцизов в дополнение к таможенным пошлинам с импортных товаров.

Обложения акцизами определенных товаров, считающихся вредными, или ассоциирующихся с негативными побочными явлениями (табачные изделия и алкоголь, а также, например, бензина и горючего, потребление которых связанно с загрязнением атмосферы) может отчасти воспрепятствовать их потреблению. Такие косвенные результаты могут стать дополнительным эффектом от внедрения налога, однако большинство акцизов вводятся, как это и должно быть, для получения налоговых поступлений.

Для достижения этой цели акцизы должны быть, во-первых, просты как в организации, так и в применении, что достигается за счет поддержания минимального перечня подакцизных товаров. В настоящее время большинство стран ограничило список подакцизных товаров табаком, алкоголем и определенным ассортиментом нефтепродуктов. Доходы от этих товарных групп высоки, круг их производителей относительно узок и большинство товарных категорий четко определены. Во-вторых, ставки налога не должны быть слишком высоки. Если же местные акцизы значительно выше соответствующих налоговых ставок в соседних странах, проблемой может стать контрабанда. Кроме того, если ставки акцизов слишком высоки, может возрасти нелегальное производство, в особенности кустарное производство алкогольных товаров. Подобное производство может стать опасным для общественного здоровья, обеспокоенность которым и было одной из причин введения налога. В-третьих, налог должен взиматься как можно раньше в цепочке начисления добавленной стоимости, т.е. он должен взиматься либо в момент пересечения таможенной границы страны, либо в момент производства (или отгрузки).

При взимании акцизов используются адвалорная, специфическая и смешанная ставки акцизов.

Адвалорной ставкой налога называют такую ставку, при которой сумма налога исчисляется в процентах от стоимости товара, а специфической ставкой - фиксированная сумма налога на единицу товара. Выбор между специфическим и адвалорным налогообложением может зависеть от того, производятся ли подакцизные товары на территории конкретной страны или нет.

В большинстве стран применяются оба вида ставок и, таким образом, соблюдается баланс между плюсами и минусами обоих методов акцизного налогообложения. Кроме того, следует иметь в виду, что в любом случае подакцизные товары облагаются НДС, который сам по себе является адвалорным налогом.

В сущности, выбор между специфической и адвалорной ставками налогообложения является выбором между налогообложением подакцизного товара на основе потребляемого количества и на основе его стоимости. В соответствии с этим принципом, специфические ставки применяются в мире в основном к товарам, имеющим негативные социальные эффекты (алкогольная и табачная продукция), а адвалорные - к предметам люкса, в этом случае налогообложение в основном служит перераспределительным целям.

Вопрос об определении налогооблагаемой базы акцизов особенно актуален в случае применения адвалорной ставки. В этом случае вхождение прочих налогов в облагаемую базу акцизов может существенно изменить обязательства по акцизам.

koreada.ru - Про автомобили - Информационный портал