Дорожно-транспортное происшествие дтп. Что такое ДТП - определение. ДТП: основные виды, характеристика, причины Что такое транспортное происшествие

Из года в год на дорогах погибают сотни тысяч . Об этом свидетельствует официальная статистика ДТП. Можно ли предотвратить и гибель пешеходов и автомобилистов?

Что такое ДТП

Под термин «Дорожно-транспортное происшествие» подпадают все возникающие при движении ТС по автомобильной дороге события, приведшие к увечьям, людей. Сюда также относится повреждение транспорта, грузов, сооружений. По статистике в России в результате ДТП погибают до 27 тыс. человек в год.

Классификация


Анализ статистики ДТП позволяет составить классификацию происшествий:


  • столкновение;
  • наезд;
  • опрокидывание;
  • иные происшествия.

Причины смертности в ДТП

Основные причины гибели и увечий людей в ДТП:

  • динамический удар: как правило, возникает по причине резкой остановки ТС;
  • поражение частями и обломками ТС;
  • длительное сдавливание: наблюдается в случае, если пострадавший оказывается зажатым частями автомобиля;
  • ожоги и отравления ядовитыми газами в результате ;
  • контакт с опасными веществами (характерен для аварий с участием спецтранспорта, задействованного для опасного груза).

Статистика ДТП

Главная причина большинства происходящих ДТП – нарушение правил дорожного движения. Большинство аварий происходит из-за водителя и опьянении. Также специалисты выделяют превышение предельно допустимой скорости, игнорирование использования ремней безопасности.

Пренебрежение детскими автокреслами – основная причина травмирования и гибели в авариях с участием детей.

На внимательность водителя и безопасность пассажиров влияют:

  • разговоры;
  • еда и питье;
  • усталость водителя;
  • плохая
  • низкое качество дорожного полотна;
  • использование неудобной обуви (например, высокие каблуки).

В таблице приведены данные о погибших и раненных в результате дорожно-транспортных происшествий в РФ:

Статистика ДТП по вине водителей

По вине водителей в 2015 году произошло 6,5 тыс. дорожно-транспортных происшествий. Всего в них было 385 жертв.

Статистика ДТП по вине пешеходов

Статистика за 2016 год выглядит следующим образом:


Статистика ДТП на остановках

В последнее время в сводках новостей появляется информация о наездах на пешеходов на остановках. Официальная статистика подобных происшествий не ведется. Однако можно посчитать, что в Москве за последние три месяца произошло около 10 подобных аварий. Причиной практически каждой из них является невнимательность и неосторожность водителя, приведшая к потере управления транспортным средством.

Статистика ДТП на перекрестках

Данные по регионам :


Статистика ДТП на пешеходных переходах

По данным ГИБДД за 2015 год каждый третий пешеход, получивший травмы и каждый шестой погибший были сбиты на пешеходных переходах:

  • всего случаев – 7888;
  • погибли – 473 человека;
  • ранены – 7833.

Статистика ДТП с участием детей

Дети – наиболее уязвимые пешеходы, заметить их порой бывает весьма затруднительно. Большинство аварий с участием происходит на остановках: водители автобусов, троллейбусов или маршруток просто не замечают маленьких пешеходов.

Статистика ДТП в РФ показывает, что за первые 6 месяцев 2016 года в России были зафиксированы 8126 аварий. В каждом из них присутствовали дети до 16 лет. Погибли 254 из них, с ранениями – 8662 человек.

По информации ГИБДД, чуть более четверти (26,9%) аварий происходят по вине детей. Таким образом, несколько уменьшить цифры статистики можно путем проведения лекций о на дорогах в школах. Пропаганда безопасного поведения – не редкое явление не только в учебных заведениях, но и в детских оздоровительных лагерях.

Женщины и ДТП: статистика

Кто чаще попадает в аварии – ? Статистика ДТП с участием женщин показывает, что аварийные ситуации на дорогах по их вине возникают на 28% чаще, чем по вине мужчин. Каждая 6 женщина-водитель хотя бы раз попадала в ДТП.

Однако мужчины гораздо чаще становятся участниками тяжелых дорожно-транспортных происшествий. Наиболее распространенная причина аварий, в которые попадают представительницы слабого пола – несоблюдение правил при маневрировании и перестроении. Аварии автомобилистов-мужчин обычно возникают по причине нарушения скоростного режима.

Статистика ДТП с велосипедистами

Статистика пострадавших в ДТП велосипедистов имеет место по следующим причинам:

  • невнимательность водителя при осуществлении поворота направо. в ДТП такого рода составляет 12%. Виновным всегда признается водитель ТС;
  • езда по тротуарам зачастую приводит к авариям с участием пешеходов. Во избежание столкновения и, как следствие, синяков, ссадин и иных травм – велосипедисты обязаны двигаться по специально отведенной велосипедной дорожке;
  • отсутствие светоотражателей и фонарей – велосипед должен быть оборудован ими, особенно при движении в темное время суток;
  • аварии на пешеходных переходах ;
  • непредсказуемые маневры велосипедистов – находясь на двухколесном ТС, нужно избегать резких маневров, по возможности оповещать о своих действиях других участников движения, с помощью установленных ПДД знаков 8.1–8.2.

Статистика ДТП за 2016 год с участием велосипедистов по областям:

Статистика ДТП мотоциклистов

За 2016 год в авариях с участием мотоциклов пострадали и погибли:

Статистика ДТП по возрасту мотоциклистов:


Статистика ДТП автобусов

С каждым годом растет количество происшествий на дорогах с участием общественного транспорта. В новостных сводках все чаще можно услышать напоминания о ДТП с автобусами. Только в Москве за 2015 произошло 264 случая, что на 64% больше, чем в предыдущем году. Количество погибших за 2016 год на общественном транспорте:

Статистика ДТП с участием такси

Вероятность угодить в аварию, будучи пассажиром такси – достаточно высока. В Москве за первые три месяца 2016 года сотрудники ГИБДД насчитали 55 ДТП. Ранения в связи с этим получили 66 человек, двое из них погибли. Сообщается и о пострадавших детях: трое из них были госпитализированы в результате дорожной аварии с участием такси.

Статистика ДТП в зимний период: таблица

В зимний период количество дорожных происшествий значительно выше, чем в другое время года. Количество ДТП произошедших за зиму 2016–2017 года:


Распределение количества дорожных происшествий, числа погибших и раненных по месяцам:

Статистика ДТП в Украине

2016 год запомнился увеличением количества аварий – 154 556 случаев, что больше показателей 2015 года на 11,6%. Что касается количества жертв, то их число, напротив, уменьшилось. Погибших за 2016 год оказалось 3187 человек (на 20,4% меньше, чем в 2015 году).

Основная причина дорожных происшествий – превышение безопасной скорости движения, а также езда в нетрезвом виде. Приводят к различным «неприятностям» и нарушению правил маневрирования.

Статистика ДТП в Казахстане

Количество аварий на улицах Казахстана значительно снизилось по сравнению с 2015 годом (на 4,5%). Всего на территории страны произошло 13 723 происшествий с участием транспортных средств, пострадали при этом 19 255 человек. Снижение наблюдается и по количеству раненных людей. Около 30% учтенных ДТП произошли в Алматы. Причиной инцидентов обычно признавали грубое нарушение ПДД.

Естественно закон должен быть один для всех, будь то рядовой автомобилист или государственное авто с использованием спецсигналов. Только соблюдение ПДД и взаимоуважение на дорогах поможет справиться с коррекцией печальной статистики, существующей сегодня.

Автомобильный транспорт наиболее опасный из всех видов транспорта. Каждый год в мире происходит около 55 миллионов дорожно-транспортных происшествий, в которых ежегодно погибает более 300 тысяч человек и примерно в 30 раз больше этого количества людей получают травмы. В высокомоторизованных странах смертность от дорожно-транспортных происшествий превышает смертность от различных инфекционных заболеваний.

Дорожно-транспортным происшествием называют событие, возникшее в процессе движения на дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

В соответствии с существующей классификацией к дорожно-транспортным происшествиям относят происшествия, возникшие в процессе движения механических транспортных средств и повлекшие за собой гибель или телесные повреждения людей, повреждения транспортных средств, сооружений, грузов или иной материальный ущерб.

К механическим транспортным средствам относятся автомобили, мотоциклы, мотороллеры, мотоколяски, мопеды, велосипеды с подвесным двигателем, трамвай, троллейбусы, тракторы и другие самоходные механизмы.

В настоящее время разработана следующая классификация дорожно-транспортных происшествий:

1) столкновение — движущиеся механические транспортные средства столкнулись между собой или с подвижным составом железных дорог;

2) опрокидывание — механическое транспортное средство потеряло устойчивость и опрокинулось. К этому виду происшествий не относятся опрокидывания, вызванные столкновением механических транспортных средств или наездов на неподвижные предметы;

3) наезд на препятствие — механическое транспортное средство наехало или ударилось о неподвижный предмет (опора моста, столб, дерево, ограждение и т. п.);

4) наезд на пешехода — механическое транспортное средство наехало на человека, или он сам натолкнулся на движущееся механическое транспортное средство, получив травму;

5) наезд на велосипедиста — механическое транспортное средство наехало на человека, передвигающегося на велосипеде (без подвесного двигателя), или он сам натолкнулся на движущееся механическое транспортное средство, получив травму;

6) наезд на стоящее транспортное средство — механическое транспортное средство наехало или ударилось о стоящее механическое транспортное средство;

7) наезд на гужевой транспорт — механическое транспортное средство наехало на упряжных, вьючных, верховых животных либо на повозки, транспортируемые этими животными;

8) наезд на животных — механическое транспортное средство наехало на диких или домашних животных (исключая указанные в п. 7);


9) падение пассажира — пассажир (любое лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве или на нем) упал с движущегося механического транспортного средства. К этому виду происшествий не относится падение, произошедшее при столкновении, опрокидывании механических транспортных средств или их наезде на неподвижные предметы;

10) прочие происшествия — происшествия, не относящиеся к перечисленным выше видам. К ним относятся сходы трамваев с рельсов (не вызвавшие столкновения или опрокидывания), падение перевозимого груза на людей и другие.

Учёт дорожно-транспортных происшествий.

Учет и анализ ДТП осуществляется в целях оценки состояния аварийности, выявления причин и условий возникновения происшествий и принятия мер к их устранению.

Учет дорожно-транспортных происшествий в соответствии с Правилами учета дорожно-транспортных происшествий ведется:

Органами внутренних дел;

Предприятиями и автохозяйствами, министерствами и ведомствами, имеющими транспортные средства;

Дорожными и коммунальными организациями;

Лечебно-профилактическими учреждениями Министерства здравоохранения, других министерств и ведомств (ведут учет пострадавших при ДТП).

Учету подлежат ДТП, совершенные хотя бы одним движущимся транспортным средством, повлекшие гибель или телесные повреждения людей, или повреждение транспортных средств, грузов, дорог, дорожных и других сооружений или иного имущества.

В государственную статистическую отчетность включаются сведения органов внутренних дел о ДТП, повлекших гибель или ранения людей, а также о размере материального ущерба от них.

В число погибших при ДТП включаются люди, скончавшиеся от полученных ранений на месте дорожно-транспортного происшествия или в течение семи суток с момента происшествия.

В число раненых при ДТП включаютсялюди, которые получили телесные повреждения, вызвавшие потерю трудоспособности или необходимость госпитализации на срок не менее одного дня либо назначения амбулаторного лечения после оказания первой медицинской помощи. Назначение амбулаторного лечения в необходимых случаях подтверждается документами (справками) медицинских учреждений.

В государственную статистическую отчетность не включаются сведения о ДТП, совершенных:

На огороженных и охраняемых территориях предприятий, организаций, аэродромов, воинских частей и других объектов с пропускной системой въезда и выезда;

Во время проведения мероприятий по автомобильному или мотоциклетному спорту (соревнования, тренировки и т. д.), когда пострадали водители-спортсмены, судьи или другой персонал, обслуживающий спортивные мероприятия.

Не подлежат учету происшествия:

С тракторами, другими самоходными машинами и механизмами во время выполнения ими основных производственных операций, для которых они предназначены (пахота, прокладка траншей, скирдование, уборка сельхозпродуктов на полях, лесозаготовительные, погрузочно-разгрузочные работы, производимые с помощью электрокранов или методом самосвала, установка мачт, опор и т. д.);

В резулътате умышленных действий, направленных на лишение жизни или причинение вреда здоровью людей или имуществу;

Явившиеся следствием попытки пострадавшего покончить жизнь самоубийством;

В результате стихийных бедствий;

В результате нарушений техники безопасности и правил эксплуатации транспортных средств при отсутствии водителя (механизатора) за рулем (запуск двигателя с помощью заводной рукоятки или пуск двигателя при включенной передаче, при сцепке-расцепке транспортных средств с прицепами, тракторными санями и сельхозорудиями и т. д.);

Пожары на движущихся транспортных средствах, не связанные с их технической неисправностью.

Основные требования к обеспечению учёта и отчётности о дорожно-транспортных происшествиях .

Предприятиями и автохозяйствами учитываются все ДТП с участием транспортных средств, владельцами которых они являются, независимо от места происшествия, его последствий и вины водителей (механизаторов).

Под владельцем транспортного средства следует понимать предприятие или автохозяйство, эксплуатирующее транспортное средство как в силу принадлежащего ему права собственности или права оперативного управления, так и по другим основаниям (аренда, прокат, доверенность), а также по распоряжению компетентного органа о передаче организации во временное пользование транспортного средства.

Учет ДТП на предприятиях и в автохозяйствах осуществляется работниками службы безопасности дорожного движения или иными лицами, назначенными приказом по предприятию, автохозяйству.

Сообщения о ДТП на подведомственном транспорте регистрируются в журнале учета дорожно-транспортных происшествий. Сведения о происшествиях регистрируются в суточный срок независимо от последствий и размера материального ущерба. Ведение журнала возлагается на одного из работников службы безопасности движения, назначенного приказом руководителя предприятия или автохозяйства. Журнал должен быть пронумерован, прошнурован, скреплен печатью и подлежит хранению в течение трех лет с даты последней записи.

Ответственность за полноту учета и правильность регистрации и передачи сведений о ДТП несет руководитель предприятия или автохозяйства.

Предприятия и автохозяйства направляют донесения о ДТП с участием их транспортных средств в вышестоящую инстанцию согласно подчиненности. Порядок оповещения и отчетности о ДТП устанавливается согласно существующим правилам. Предприятия и автохозяйства сверяют с городскими или районными органами внутренних дел сведения о ДТП с пострадавшими до 5-го числа месяца, следующего за отчетным.

Предприятия и автохозяйства владельцев транспортных средств обязаны немедленно сообщить в органы внутренних дел о всех ДТП с участием их транспортных средств, а также о возвращении в гараж транспортных средств с внешними повреждениями.

Согласно правилам учета ДТП:

Органы внутренних дел при получении сообщений о дорожно-транспортных происшествиях с участием зарегистрированных на обслуживаемой территории транспортных средств передают сведения о них администрации предприятий и организаций - владельцам транспортных средств. Дорожным и коммунальным организациям передаются сведения о происшествиях, возникновению которых способствовали неудовлетворительные дорожные условия;

Органы внутренних дел не реже одного раза в месяц предоставляют возможность сверять данные о ДТП представителям министерств, ведомств, транспортных предприятий, дорожных, коммунальных и других организаций по показателям, предусмотренным формой отчетности этих предприятий и организаций о ДТП, и заверяют правильность проведенной сверки;

Руководители городских и районных органов внутренних дел, Госавтоинспекции не реже одного раза в месяц организуют сверку сведений о ДТП с данными лечебно-профилактических учреждений, моргов и учреждений Госстраха.

Лечебно-профилактические учреждения обязаны по запросам работников внутренних дел выдавать документы (справки) о госпитализации пострадавших при ДТП, потере ими трудоспособности или назначении амбулаторного лечения после оказания первой медицинской помощи.

Фактор тяжести ДТП, способы оценки. Основы автотехнической экспертизы.

Автотехническая экспертиза дорожно-транспортных происшествий. Методы изучения ДТП. При изучении ДТП возможны два метода: вероятностный и детерминированный.

Используя первый метод, пытаются охватить статистическими закономерностями все множество факторов, действующих во время ДТП. При этом получают возможность оценить совокупность всех причин ДТП, условия их возникновения и последствия. Вероятностный подход позволяет предсказать число и характер ДТП, которые возникнут в предстоящий период.

При детерминированном методе исследования рассматривают каждое ДТП в отдельности. Каждое происшествие, хотя и подчиненное общим для всей совокупности закономерностям, является следствием конкретных, совершенно определенных факторов. Эти факторы могут быть как общими для целой группы автомобилей, попавших в ДТП (например, обледенелое покрытие на каком-либо участке дороги), так и сугубо индивидуальными, характерными лишь для данного происшествия (например, внезапный отказ тормозной системы, нетрезвое состояние водителя, неправильное поведение пешехода и т. д.).

Следует также учесть, что ДТП с тяжелым исходом предполагает индивидуальную ответственность за него. Выражением этой ответственности служит материально-административное или уголовное наказание.

Установление личной ответственности, невозможное при статистическом методе исследования, требует индивидуального изучения причин и последствий каждого ДТП. Эту работу проводят в процессе экспертизы ДТП.

Цели и задачи экспертизы .

Экспертиза ДТП - это научно-техническое исследование обстоятельств происшествия, которое выполняется специалистами, владеющими знаниями в области науки и техники, искусства и ремесел.

Целью экспертизы является научно обоснованное восстановление обстоятельств процесса происшествия (механизма) и установление объективных причин ДТП.

Основные причины аварийности.

Детальный анализ всех видов ДТП невозможен без выявления факторов и причин, их вызывающих. Взгляды на факторы и причины, лежащие в основе ДТП, меняются по мере накопления опыта организации движения и исследовательских работ в области безопасности движения.

В большинстве стран общественное мнение и официальная статистика органов регулирования движения чаще всего усматривают основную причину ДТП в небрежности, ошибках водителей. Так, Всемирная организация здравоохранения считает, что девять из десяти происшествий происходит по вине водителей, остальная их часть также в какой-то степени зависит от водителей.

Наиболее частыми причинами ДТП по вине водителей являются: превышение скорости, несоблюдение дистанции, несоблюдение очередности проезда, невнимательность и нетрезвое состояние. По вине пешеходов соответственно: переход в неустановленном месте, ходьба вдоль проезжей части, переход перед близко идущим транспортным средством, нетрезвое состояние.

При анализе происшествия, на первый взгляд, иногда кажется, что техническая неисправность не является причиной аварии. Чаще всего главную причину относят за счет нарушения правил движения. Например, наезд на пешехода обычно объясняют превышенной скоростью или поздним применением тормозов, Но ведь если бы давление в пневматическом приводе тормозов было бы большим, а тормоза отрегулированы более тщательно, то происшествие было бы предотвращено. Поэтому более глубокий анализ причин происшествий позволяет утверждать, что фактическое количество ДТП, вызванных техническими неисправностями, более значительно.

Наиболее опасными неисправностями, вызывающими чаще всего ДТП, являются неисправности в тормозной системе (50%), рулевом управлении (14%), системе освещения и сигнализации (16%).

По материалам мировой статистики распределение причин ДТП примерно следующее:

Из-за неправильных действий человека 60-70%,

Из-за неудовлетворительного состояния дороги и несоответствия дорожных условий характеру движения 20-30 %,

Из-за технической неисправности автомобиля 10-15%.

Многие исследователи считают, что более 2 / 3 всех происшествий происходит по вине людей и только около 1 / 3 падает на факторы, не зависящие от их воли и деятельности.

Принятая государственной автомобильной инспекцией классификация факторов и причин ДТП отражена в номенклатуре действующей системы учета.

По данной классификации факторы, способствующие возникновению происшествий, разделены на три большие группы: человек (водители, велосипедисты, возчики, пешеходы, пассажиры); транспортные средства; дорога, улица.

Анализ причин, приводящих к ДТП, позволяет свести эти причины в следующие однородные по характеру группы:

1) несоблюдение правил дорожного движения участниками этого движения;

2) применение водителями таких приемов управления транспортными средствами, которые вызывают их заносы, опрокидывание или потерю управления во время движения и создают возможность поломок и порчи механизмов, приводящих к аварийным ситуациям;

3) снижение работоспособности водителей вследствие переутомления, болезни или под влиянием факторов, вызывающих изменение самочувствия и восприятия обстановки движения;

4) неудовлетворительное техническое состояние транспортных средств;

5) неправильное размещение и крепление груза, приводящее к потере управления, устойчивости, изменению режима работы механизмов, отказу в работе;

6) неудовлетворительное устройство и содержание элементов дороги и дорожной обстановки;

7) неудовлетворительная организация дорожного движения,

При анализе происшествия наиболее просто отнести его причину к человеку, который, как считают, обязан мгновенно реагировать на изменение других элементов комплекса и соответствующим образом компенсировать их влияние, добиваясь установления необходимого режима движения. Однако такая уверенность обоснована не в должной мере. Многие ДТП, не связанные с поведением и состоянием водителей, происходят из-за неопытности, недобросовестности либо халатности определенных должностных лиц, например, происшествия из-за дефектов транспортных средств, плохого освещения улиц, состояния проезжей части, неправильной разметки улиц, неверной установки дорожных знаков, неверного режима действия светофоров и т. п.

В отличие от систем автоматического регулирования человек не имеет запрограммированной системы ответов на все случаи сложившейся дорожно-транспортной ситуации. Рассматривая возможные варианты решения возникшей задачи в ограниченный период, он может допускать ошибки, количество которых увеличивается при утомлении. При учете этого обстоятельства за такими строками статистики причин ДТП, как превышение скорости, неправильный обгон, неправильный поворот, недостаточная видимость ночью, даже наезд на велосипедиста или пешехода на дороге, во многих случаях обнаружилось бы, что для основной части водителей причинами происшествий явились трудные условия движения, обусловленные особенностями дороги. Было достаточно самого незначительного ослабления внимания водителя, чтобы возникла опасность дорожно-транспортного происшествия.

Анализируя конкретные происшествия, можно видеть, что чаще всего они вызваны несколькими причинами. Установлено, что на каждые 100 ДТП приходится около 250 причин и сопутствующих факторов.

В отрезке времени, непосредственно предшествующем происшествию, и в процессе развития происшествия влияние каждой из причин неодинаково. В каждой фазе ДТП можно выделить одну главную ведущую причину; в последующих фазах происшествия эта причина может стать второстепенной, сопутствующей, а в главную переводится та, которая в первой фазе являлась сопутствующей. При анализе происшествия такое выявление необходимо, так как в противном случае установить причину происшествия бывает трудно, а подчас и невозможно.

Немаловажное значение имеет выявление обстоятельств, предшествовавших происшествию. Во многих случаях предпосылки для ДТП создаются намного раньше самого происшествия.

Возникновение ДТП связано, как правило, со случайным характером, поскольку оно не может быть заведомо спрогнозировано. Однако накопление статистического материала вследствие его обобщения может обеспечить возможность установления закономерностей и связей, которые в последующем, будучи используемыми при организации дорожного движения, приведут к значительному снижению числа дорожно-транспортных происшествий на автодорогах.

Наиболее часто употребляемым и объективным, по мнению специалистов, является показатель аварийности на 1000 км пробега. Он используется как в отечественной, так и в зарубежной практике. Действительно, несмотря на значительное превышение числа транспортных средств находящихся в пользовании, над транспортными средствами принадлежащих предприятиям, соотношения показателя аварийности на 1000 км пробега трудно сопоставить, так как транспорт принадлежащий крупным промышленным предприятиям, эксплуатируется круглый год.

Дорожно-транспортные происшествия классифицируют по тяжести последствий, механизму возникновения и месту. Эта классификация принята с тем, чтобы сопоставления численности ДТП по названным признакам имелась возможность принять решения, связанные со снижением числа ДТП.

По тяжести последствий разделяют дорожно-транспортные происшествия на:

ДТП со смертельным исходом;

ДТП с ранением;

ДТП с материальным ущербом.

К числу ДТП со смертельным исходом относят случаи, когда смерть наступает в течении 7 суток после его возникновения. В случае с тяжелым исходом определяется в зависимости от периода нахождения пострадавшего на стационарном лечении в больнице. Если в результате травмы пострадавший находится на стационарном лечении в больнице более 21 дня - это тяжелые последствия. В случаи с материальным исходом в соответствии с действующим нормативом могут быть разрешены без ГАИ.

Причинами возникновения ДТП являются: превышение скорости (до 30%), выезд на встречную полосу (11%), нарушение приоритета в движении (9%), нарушение правил обгона (5%), нарушение дистанции (3%),.

Говоря о причинах возникновения ДТП, следует заметить, что эти причины являются результатирующим показателем и в них не указываются истинные обстоятельства и факторы, приводящие к их возникновению, что ограничивает возможности принятия решений, направленных на сокращение числа ДТП.

В этой связи, в практике анализа причин возникновения ДТП следует сопоставлять факт возникновения ДТП с выводами, которые сделаны экспериментами при рассмотрении условий возникновения ДТП с целью установления истинных причин вины.

Анализ ДТП.

Важной основой всей работы по организации и обеспечению безопасности дорожного движения является анализ данных о ДТП. Учету подлежат все ДТП, независимо от места их совершения, если это событие соответствует приведенному определению.

В рамках системы учета ДТП к транспортным средствам относятся: автомобили, мотоциклы, мотороллеры, мотоколяски, мопеды, велосипеды с подвесным двигателем, трамваи, троллейбусы, тракторы и другие самоходные механизмы независимо от мощности двигателя и максимальной скорости, а также гужевой транспорт (за исключением вьючных и верховых животных).

Однако в государственную статистическую отчетность включают лишь те ДТП, при которых были погибшие или раненые. Сведения о других происшествиях в государственную отчетность не включают. Их обобщают и анализируют на местном уровне.

Важное значение имеет учет и анализ ДТП без пострадавших, информация о которых централизованно не учитывается. Их число значительно больше, чем число происшествий с погибшими или ранеными. Поэтому в местных органах ГИБДД в специальных журналах ведут учет всех происшествий, в том числе и без пострадавших. Это особенно важно для выявления мест концентрации ДТП.

Учет ДТП, проводимый в органах внутренних дел, является наиболее полным. С данными ГАИ сверяют свои учетные данные предприятия, организации и ведомства - владельцы транспортных средств (учет ДТП с участием принадлежащих им транспортных средств), а также дорожные организации (учет ДТП, возникших на обслуживаемых ими участках дорог и на подведомственном транспорте).

Полный и всесторонний анализ данных о ДТП имеет важное значение как основа для выработки решений в области обеспечения безопасности дорожного движения, в том числе по совершенствованию его организации.

Среди наиболее важных задач, которые решаются на основе анализа данных об аварийности, кроме задач улучшения организации дорожного движения, можно назвать следующие:

Обоснование комплекса мер по совершенствованию дорожных условий, технического состояния эксплуатируемых автомобилей и конструкции новых моделей, транспортных средств, подготовке водителей, а также оценка эффективности этих мер;

Прогноз аварийности;

Создание методов обработки информации для сопоставления состояния аварийности и деятельности по безопасности движения по различным направлениям проблемы;

Изучение причин единичных ДТП (экспертиза ДТП) и т. д.


О случаях причинения вреда при использовании транспортного средства, которые могут повлечь за собой гражданскую ответственность страхователя, он обязан сообщить страховщику в установленный договором обязательного страхования срок и определенным этим договором способом. При этом страхователь до удовлетворения требований потерпевших о возмещении причиненного им вреда должен предупредить об этом страховщика и действовать в соответствии с его указаниями, а в случае, если страхователю предъявлен иск, привлечь страховщика к участию в деле.

Ваша корзина

Бывает, что водитель — участник ДТП забывает от волнения свой домашний адрес.

Что уж говорить о пунктах Правил дорожного движения, регламентирующих действия водителей на месте ДТП.

Шоковое состояние делает людей беззащитными перед лицом обстоятельств. И поэтому правым зачастую признается тот, кто быстрее ориентируется в ситуации и занимает более активную позицию (о торжестве справедливости тут говорить не приходится).

Дорожно-транспортное происшествие дтп

2 Федеральный закон от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» дорожно-транспортным происшествием является событие, произошедшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб п.

6 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных постановлением Правительства РФ от 07 мая 2003 года № 263

«Об утверждении Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств»
дорожно-транспортное происшествие — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения п.

Попал в ДТП

Нередко водители забывают или просто не знают о том, что повлиять на ДТП может множество внешних факторов.

Даже если вы стали виновником ДТП, постарайтесь не растеряться и действовать четко и грамотно.

Итак, что вам необходимо сделать в первую очередь? Согласно пунктам 2.5 и 2.6. правил дорожного движения в случае аварии водитель обязан: 1) немедленно остановить транспортное средство и включить аварийную сигнализацию.

Кто является участником дтп по закону

1.2 Правил дорожного движения РФ. утвержденных Постановлением Совета Министров — Правительством Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090.

Понятие ДТП раскрывается и в правилах учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации», утвержденных руководителем Федеральной дорожной службы России 29.05.1998 года. В приложении 3 к указанному документу дается аналогичное определение понятия ДТП:

» дорожно-транспортным происшествием (ДТП) называется событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или были ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения»
.

Виды ДТП В п.

Что делать если оставил место ДТП

Несмотря на внутреннее убеждение гражданина о том, что авария принесла незначительный вред, даже при условии того, что виновником ДТП является не он, покидать место происшествия нельзя.

Что делать если оставил место ДТП? Скрытием с места аварии является обстоятельство, при котором участник ДТП отсутствует во время составления протокола.

Попал в ДТП — действуй по закону

1.2 ПДД указано, что дорожно-транспортным происшествием является событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его уча­стием, при котором погибли или ранены люди, поврежде­ны транспортные средства, сооружения, грузы либо при­чинен иной материальный ущерб. Если у вас произошло ДТП с участием автомобиля, то первое, что вы должны сделать, - это вызвать сотрудников ДПС.

ВС разъяснит судам, как применять закон к участникам пьяных ДТП

Также в два раза, но уже за последние пять лет, сократилась судимость за преступления против безопасности движения.

А судимость за управление транспортным средством в пьяном виде и вовсе сократилась в три раза, рассказал журналистам перед началом пленума Верховного cуда Беларуси заместитель председателя суда, председатель судебной коллегии по уголовным делам Руслан Анискевич. © Sputnik/ Роман Шантар Жесткие меры действуют «отрезвляюще» Пленум Верховного суда Беларуси во вторник должен дать разъяснение касательно изменившегося в 2013 году уголовного законодательства.

Основные понятия и термины дорожно транспортного происшествия (дтп) :

дорожно-транспортное происшествие

п. 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации и Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 года № 1090 "О Правилах дорожного движения" (вместе с "Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения")

Событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб

ст. 2 Федеральный закон от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения"

Является событие, произошедшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб

п. 6 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных постановлением Правительства РФ от 07 мая 2003 года № 263 "Об утверждении Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

дорожно-транспортное происшествие - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения

дорожно-транспортным происшествием (ДТП ) называется событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или были ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения.

п. 2 приложения 3 Правил учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации, утв. ФДС РФ 29 мая 1998 года

Дорожно-транспортные происшествия подразделяются на следующие виды:
Столкновение - происшествие, при котором движущиеся транспортные средства столкнулись между собой или с подвижным составом железных дорог.
К этому виду относятся также столкновения с внезапно остановившимся транспортным средством (перед светофором, при заторе движения или из-за технической неисправности) и столкновения подвижного состава железных дорог с остановившимся (оставленным) на путях транспортным средством.
Опрокидывание - происшествие, при котором движущееся транспортное средство опрокинулось.
Наезд на стоящее транспортное средство - происшествие, при котором движущееся транспортное средств наехало на стоящее транспортное средство, а также прицеп или полуприцеп.
Наезд на препятствие - происшествие, при котором транспортное средство наехало или ударилось о неподвижный предмет (опора моста, столб, дерево, ограждение и т.д.).
Наезд на пешехода - происшествие, при котором транспортное средство наехало на человека или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство.
К этому виду относятся также происшествия, при которых пешеходы пострадали от перевозимого транспортным средством груза или предмета (доски, контейнеры, трос и т.п.).
Наезд на велосипедиста - происшествие, при котором транспортное средство наехало на велосипедиста или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство.
Наезд на гужевой транспорт - происшествие, при котором транспортное средство наехало на упряжных животных, а также на повозки, транспортируемые этими животными, либо упряжные животные, или повозки, транспортируемые этими животными, ударились о движущееся транспортное средство. К этому виду также относится наезд на животное.
Падение пассажира - происшествие, при котором произошло падение пассажира с движущегося транспортного средства или в салоне (кузове) движущегося транспортного средства в результате резкого изменения скорости или траектории движения и др., если оно не может быть отнесено к другому виду ДТП.
Падение пассажира из недвижущегося транспортного средства при посадке (высадке) на остановке не является происшествием.
Иной вид ДТП - происшествия, не относящиеся к указанным выше видам. Сюда относятся падение перевозимого груза или отброшенного колесом предмета на человека, животное или другое транспортное средство, наезд на лиц, не являющихся участниками дорожного движения, наезд на внезапно появившееся препятствие (упавший груз, отделившееся колесо и пр.) и др.

п. 3 приложения 3 Правил учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации, утв. ФДС РФ 29 мая 1998 года

см. также - прил. № 6 к прил. № 2 "Инструкция по учету дорожно-транспортных происшествий в органах внутренних дел", утв. приказом МВД РФ от 18 июня 1996 года № 328 в ред. от 16 февраля 2009 года

Карточка учета дорожно-транспортного происшествия (Приложение 1)

Инструкция по учету дорожно-транспортных происшествий в органах внутренних дел (Приложение 2)

Приложение 1 к Инструкции
- - Приложение 2 к Инструкции

Кодификатор субъектов РФ и других государств - Приложение 4 к Инструкции

Кодификатор федеральных дорог - Приложение 5 к Инструкции

Приложение 6 к Инструкции

Кодификатор типов транспортных средств - Приложение 8 к Инструкции

Кодификатор предприятий-изготовителей автомототранспортных средств - Приложение 9 к Инструкции

Кодификатор марок, моделей транспортных средств - Приложение 10 к Инструкции

Кодификатор форм собственности - Приложение 11 к Инструкции

Кодификатор организационно-правовых форм - Приложение 12 к Инструкции

Кодификатор министерств РФ - Приложение 13 к Инструкции

Формат передачи карточек учета ДТП на федеральный уровень - Приложение 14 к Инструкции

Изменения и дополнения, которые вносятся в нормативные акты МВД России - Приложение 4 к приказу МВД РФ от 18 июня 1996 года № 328

В соответствии с частью 1 статьи 25.2 КоАП РФ потерпевшим является физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред.

потерпевший

ст. 1 Федерального закона от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

потерпевший - лицо, жизни, здоровью или имуществу которого был причинен вред при использовании транспортного средства иным лицом, в том числе пешеход, водитель транспортного средства, которым причинен вред, и пассажир транспортного средства - участник дорожно-транспортного происшествия (за исключением лица, признаваемого потерпевшим в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном")

п. 4 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных постановлением Правительства РФ от 07 мая 2003 года № 263 "Об утверждении Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

погибший - лицо, погибшее на месте дорожно-транспортного происшествия либо умершее от его последствий в течение 30 последующих суток;
(в ред. постановления Правительства РФ от 19 ноября 2008 года № 859)

раненый - лицо, получившее в дорожно-транспортном происшествии телесные повреждения, обусловившие его госпитализацию на срок не менее одних суток либо необходимость амбулаторного лечения

п. 2 Правил учета дорожно-транспортных происшествий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 июня 1995 года №647 "Об утверждении Правил учета дорожно-транспортных происшествий"

погибшим считается лицо, погибшее на месте дорожно-транспортного происшествия либо умершее от его последствий в течение семи последующих суток.

раненым считается лицо, получившее в дорожно-транспортном происшествии телесные повреждения, обусловившие его госпитализацию на срок не менее одних суток либо необходимость амбулаторного лечения. В этом случае оказание амбулаторного лечения подтверждается документами (справками) медицинского учреждения.

пп. 4 и 5 приложения 3 Правил учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации, утв. ФДС РФ 29 мая 1998 года

1. Под причинением легкого вреда здоровью следует понимать кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности.

2. Под причинением средней тяжести вреда здоровью следует понимать неопасное для жизни длительное расстройство здоровья или значительную стойкую утрату общей трудоспособности менее чем на одну треть.

примечание к ст. 12.24 КоАП РФ

Дорожно-транспортные происшествия уже давно не являются редкостью. Эти катастрофы случаются ежедневно на проезжих частях городов, на федеральных и городских трассах. Зачастую дорожно-транспортные происшествия влекут непоправимые последствия.

Общая классификация

Дорожно-транспортное происшествие возникает в процессе перемещения автомобилей. Классифицируются эти аварии по разным признакам. К ним, например, относят:

  • Тяжесть последствий.
  • Место дорожно-транспортного происшествия.
  • Вид аварии и так далее.

В зависимости от тяжести последствий аварии подразделяются на катастрофы с:

  • Материальным ущербом.
  • Телесными повреждениями людей.
  • Смертельным исходом.

Дорожно-транспортное происшествие может быть:


В результате дорожно-транспортного происшествия могут иметь место не только механические повреждения автомобиля, но и гибель людей.

Характеристика

Столкновением называют такое дорожно-транспортное происшествие, при котором автомобили, перемещаясь по трассе, врезались друг в друга либо в подвижной состав на ж/д.

Опрокидыванием считается такая авария, в процессе которой машина, потеряв устойчивость, перевернулась. К данной категории не относится катастрофа, возникшая при наезде на неподвижный предмет или столкновении автомобилей.

Машина может наехать на человека, который движется на велосипеде. Также гражданин может врезаться в автомобиль при перемещении на двухколесном транспортном средстве. Эти аварии, соответственно, называются наездами на велосипедистов.

Гражданин может перемещаться самостоятельно. Например, переходить дорогу в неположенном (или положенном) месте. В этом случае также возможно столкновение с автомобилем. Такую аварию расценивают как наезд на пешехода.

Автомобиль может столкнуться со стоящей машиной. В таком случае авария характеризуется как наезд на неподвижное транспортное средство.

На трассах часто случаются столкновения с животными. Такое дорожно-транспортное происшествие, при котором автомобиль наехал на птицу, дикое или домашнее животное (кроме гужевого средства), расценивается как наезд на них.

Столкновение также может произойти с повозкой или упряжкой. В этом случае говорят о наезде на гужевой транспорт.

Прочие аварии

К этой категории относят катастрофы, не перечисленные выше. В частности, может произойти сход трамвая с рельсов, падение транспортируемого груза, отбрасывание колесом машины предмета на человека, другой автомобиль, животное. Наезд может быть совершен на лицо, которое не переходит проезжую часть, или на препятствие, появившееся внезапно. Падение пассажира с движущегося автомобиля или непосредственно внутри салона вследствие резкого изменения траектории либо скорости перемещения и прочие случаи также относятся к ДТП.

Тяжесть последствий

Если произошло дорожно-транспортное происшествие, то оно неизменно влечет за собой материальный ущерб. Он может складываться, к примеру, из стоимости восстановительных (ремонтных) работ, которые необходимы для устранения механических повреждений. Повреждения могут быть не только, собственно, на самом автомобиле, но и на дорожных конструкциях и прочих сооружениях. Также материальный ущерб может включать в себя затраты на исполнение правоохранительными органами своих функций, оказание первой помощи, потери, возникшие вследствие перекрытия проезжей части и так далее.

Вред здоровью и жизни

Как показывает сводка дорожно-транспортных происшествий, достаточно часты телесные повреждения пешеходов или граждан, не переходящих проезжую часть. Характер причиненного здоровью вреда устанавливает судмедэкспертиза. Специалисты также оценивают причины телесных повреждений, гибели, связь между ними.

До 14 сентября 2001 года данная процедура регламентировалась Правилами судмедэкспертизы. Они являлись приложением к Приказу Минздрава от 10.12.1996 года, который был впоследствии отменен. 22 апреля 2005-го в действие вступил федеральный закон, который внес изменения в статью 12.24 КоАП. Он расширил действия ее положений на случаи причинения вреда средней тяжести (ранее регламентировался только легкий ущерб здоровью). Вместе с этим ФЗ внес следующие определения:

  • Легкий вред расценивается в качестве кратковременного расстройства состояния здоровья или стойкой незначительной утраты общей трудоспособности.
  • Средняя тяжесть характеризуется длительным нарушением, не представляющим опасность для жизни. Также к этой категории относят состояния стойкой нетрудоспособности менее чем на треть.

Квалифицирующие критерии для определения вреда здоровью

  • Опасность для жизни и здоровья.
  • Продолжительность расстройства состояния.
  • Стойкая утрата трудоспособности.
  • Потеря какого-нибудь органа или прекращение его деятельности.
  • Прерывание беременности.
  • Психическое расстройство.
  • Потеря слуха, речи, зрения.

Для установления тяжести ущерба для здоровья будет достаточно наличия какого-либо одного признака. В случае установления нескольких указанных выше квалифицирующих факторов степень тяжести ущерба здоровью будет оцениваться по наиболее явному.

Причины дорожно-транспортных происшествий

Более чем в 85% ДТП возникают вследствие нарушения ПДД как автомобилистами, так и пешеходами. На долю водителей при этом приходится порядка 70-75% всех аварий. Такие показатели указывают на достаточно низкий уровень культуры в области обеспечения безопасности движения основных его участников – пешехода и автомобилиста. Также негативное влияние на состояние статистики по ДТП оказывает и существенное отставание темпов реконструкции и строительства эксплуатируемых трасс от показателя количества автомобилей.

Доля ДТП, возникших вследствие неудовлетворительного состояния дорог, составляет около 29%. Кроме того, в связи с быстрым увеличением числа автомобилей повысилось количество неопытных, новых водителей. В связи с этим увеличилась и плотность движения на дорогах федерального, городского значения. К такому резкому повышению интенсивности не были готовы ни пешеходы, ни сами автомобилисты.

Сводка дорожно-транспортных происшествий

Ежегодно в мире при ДТП гибнет порядка 300 000 человек, а более 10 миллионов граждан получают травмы, увечья и иные телесные повреждения. В 2008 году в России погибло порядка 36 000 человек, ранеными при ДТП оказались около 190 000. В целом, по статистике материальный ущерб от дорожно-транспортных происшествий превышает в несколько раз вред от катастроф на железной дороге, несчастных случаев, пожаров. Для России зафиксировано следующее распределение по видам ДТП в процентах (в среднем за год):


Особой тяжестью отличаются наезды на граждан, опрокидывания и столкновения автомобилей. В таких авариях в среднем из ста пострадавших умирает 16. Самую большую опасность составляют столкновения машин и наезды на пешеходов. По статистике на их долю приходится около 70% от всего числа ДТП.

В заключение

Первое происшествие на дороге было зафиксировано еще в 1896 году – спустя всего 10 лет после того, как был изобретен автомобиль. В 1899 году зарегистрирована первая смерть человека при происшествии на дороге. С того момента количество ДТП неуклонно увеличивается. Безусловно, такая ситуация вызывает определенную тревогу. Все цивилизованные государства в мире работают над вопросом повышения безопасности на дорогах.

В этих целях улучшается качество покрытий, проводится разъяснительная работа с участниками – пешеходами и водителями. Тем не менее приостановить увеличение числа ДТП до настоящего времени не удалось. Особую опасность представляют машины для детей. В последнее время значительно увеличилось количество происшествий на дорогах с их участием. Как правило, в больницы дети поступают с различными телесными повреждениями: от ушибов до переломов. Нередки и смерти несовершеннолетних в ДТП. В этой связи необходимо предпринимать соответствующие меры, проводить работу не только с детьми, но и с их родителями, поскольку именно с них несовершеннолетние участники дорожного движения берут пример.

koreada.ru - Про автомобили - Информационный портал